Какие народы россии хоронили людей на деревьях

Какие народы России хоронили людей на деревьях

Похоронные обряды древних славян — это довольно сложная тема, по теме которой написана не одна книга. Воочию никто из нас не видел, как это происходило, но на наше счастье осталось немало свидетельств тех событий. Это свидетельства и иностранных авторов, которые посещали далёкие северные страны, населённые языческими народами, и христианских летописцев, а также народные сказания и былины, раскопки археологов. Всё это даёт нам право с какой-то степенью уверенности говорить о том, что мы знаем, как это происходило у наших предков. В этой статье мы в довольно кратком и сжатом виде попытаемся узнать всё о том, как совершались похоронные обряды всего тысячу лет назад.

Сразу стоит сказать о том, что славяне-язычники, которые жили на просторах древней Руси, были огнепоклонниками. В связи с этим фактом, большинство похоронных обрядов — это трупосожжение или кремация. Считалось, что при помощи огня, который взметается на большую высоту (а костры для кремации зачастую были очень большими), душа попадала прямо в царство мёртвых.

Также важным атрибутом на похоронах была лодка. Это связано с верованиями и мифологией славян, где говорится о том, что в ином мире душа умершего должна пересечь реку Смородину, чтобы попасть непосредственно в то место, где ей и должно оказаться. В некоторых преданиях мы можем встретить, что душа пересекает реку по Калинову мосту, но всё же покойников сжигали именно в лодке.

Какие народы России хоронили людей на деревьях

Попытаемся представить, как же выглядел такой обряд. Возьмём для примера похороны обычного человека. К самому костру умершего человека доставляли либо на санях, либо в ладье, лодке.

Для проведения ритуала сожжения выкладывался костёр, который называется Крада, в виде прямоугольника, высотой по плечи человека, иногда ниже, иногда выше. При этом использовались берёзовые или дубовые дрова, либо все вместе.

Берёза, кроме того, что является священным деревом, как известно ещё и очень хорошо горит, а дуб является божественным деревом, деревом Перуна, что придаёт похоронному обряду особую значимость и покровительство высших Богов оставившей тело душе.

Внутренность крады набивается соломой и ветками, чтобы огонь мог легко воспламениться и поджечь дрова. Рядом с покойником, которого кладут в центр на специальном настиле, либо в настоящей лодке, либо в импровизированной лодке, кладут поминальную еду, необходимые в загробном мире вещи, амулеты и обереги.

В погребальный костёр часто клали крылья птиц, чтобы помочь душе взлететь на небо. Судя по многочисленным раскопкам, количество и разнообразие предметов, которые кладут рядом с покойником, различаются в зависимости от племени и места обитания, так что не будем на этом зацикливаться, так как получится очень долго и довольно скучно.

Краду с умершим поджигает жрец или волхв на закате дня. То, что кремация происходит на закате, также очень символично. Во-первых, закат дня, как и закат жизни. Во-вторых, по верованиям древних славян, солнце на ночь уходит в загробный мир и забирает вместе с собой душу умершего человека.

В-третьих, считается, что на закате душа может увидеть свет заходящего солнца и понять куда ей держать путь. По периметру костра выкладывалась ограда со снопами сена, которую также поджигали. Есть два варианта объяснения горящей ограды: 1.

Так славяне закрывали пламенем тело сгоравшего в костре от взглядов; 2. Горящая ограда была ещё и оградой в сакральном смысле, которая разграничивала мир мёртвых и мир живых, и была аналогом легендарной горящей реки Смородины в ином мире.

Так же отмечается, что вместе с телом человека сжигали тела домашних животных и диких — птицу, медведя, зайца и т.д.

Во время сжигания читались специальные ритуальные молитвы и песнопения. Проводились Стравы — пир по умершему, и Тризны — похоронные ритуалы и боевые игрища. После того как огонь прогорит (либо с утра), люди собирали кости и пепел Какие народы России хоронили людей на деревьях(хотя, к примеру, северяне не собирали останки, а насыпали сверху холм, на котором устраивали тризну) в глиняный горшок (горшок для еды или в специальную урну) и ставили в специальной «избушке на столбе», импровизированном маленьком домике на высокой палке. В некоторых местах такие постройки называются — Голубец, Голбец, из других источников мы можем узнать, что домик на палке назывался Бдын, а иногда просто — Домовина. Некоторые описания сего действа опускают упоминание избушек и говорят о том, что сосуд с пеплом ставили просто на столб у дороги. Такие избушки с останками ставились на пути из селения к закату солнца прямо по дороге. В некоторых районах России обычай ставить домики прямо на могилах сохранялся аж до 20 века. Некоторые исследователи, например В. 3. Завитневич, находят и указывают на то, что столбы с урнами ставились и на самом месте сожжения.

Помещение праха умершего на столбах является данью традициям и поверьям. Так, столбы считались границей между живым и мёртвым миром. Возле этих столбов оставлялась посуда, которая использовалась во время похоронного обряда.

Рядом с этими столбами или прямо на столбах, как верили древние славяне, обитали сами души. Чтобы им было удобно и уютно, у домиков с прахом имелась крыша.

Даже когда людей стали хоронить в земле (некоторые исследователи относят захоронения в гробах именно к некогда существовавшей традиции помещать прах умерших в деревянные домовины), на кладбищах всё равно ставили столбы с крышами, затем они сменились христианскими  крестами, на вершине которых ставились крыши, что можно и сейчас увидеть на старинных кладбищах и могилах, которым не одна сотня или не один десяток лет. Сейчас такой традиции нет, а ставится просто крест.

Какие народы России хоронили людей на деревьях

Домовины на столбах выглядели примерно так: деревянный срубный домик размерами 1.5 на 2 метра. У него была двухскатная крыша с маленьким оконцем. Четвёртой стены в домовине, по видимому, не было и делалось это для того, чтобы приходящие на поминки/поминовения, могли ставить внутрь приношения.

Надо признаться, что именно такой способ захоронения принёс современным учёным массу проблем, так как от них практически ничего не осталось. Они сгнивали, разрушались от времени или  уничтожались другими народами, которые прибывали на новое место жительства, вытесняли или заменяли коренных жителей.

Для них чужие предки казались враждебными, поэтому их просто сносили.

Если подземные могилы-захоронения выкапывать вряд ли кто бы стал в силу разных причин, начиная от простой — трудозатратной и заканчивая суеверными, то снести столбы, сжечь или отвезти подальше от селения не представляло никаких проблем.

Какие народы России хоронили людей на деревьях

Некоторые из дошедших до нас летописей рассказывают и о других подробностях.

Так, к примеру, в летописи, в которой рассказывается, как княгиня Ольга хоронила своего мужа, прямо говорится о том, что в этот  день пили очень много мёда (хмельной напиток), совершали тризны, пели специальные песни, и совершали так называемое «бдение», когда в похоронную ночь не ложилось спать большое количество людей.

Хотя, вероятно, это могло зависеть от статуса умершего. Над прахом умершего насыпали курган, величина которого также зависела от статуса покойного.

При раскопках погребального кострища Чёрной Могилы, археологи обнаружили большой железный котёл, в котором находились пережженные бараньи и птичьи кости, клочья бараньей шерсти, а поверх этого лежала баранья голова. Возле котла были обнаружены два жертвенных ножа, которые назывались скрамасексы. Раскопки в Гнездове рисуют историкам следующую картину этого процесса: после сожжения трупов, резался баран, кости и конечности которого помещали в котёл. Котёл ставили на огнище, а рядом с ним три урны с человеческими останками.

Из других источников можно узнать о таком обряде, как вынос покойного из дома необычным путём. Чаще всего для этого разбирали часть стены, а потом закладывали обратно. Делалось это для того, чтобы душа умершего не смогла найти дорогу домой и не тревожила живых людей.

Кладбище считалось не только местом захоронения ушедших людей, но и святилищем. Здесь регулярно  проводили обряды, ритуалы и праздники, которые, так или иначе, относились к культу предков.

Урну с прахом ставили не только на столб, но и, как говорят находки археологов, в выложенное кольцо из камней. По некоторым предположениям, кольцо из камней — это жертва Перуну, которого люди молили принять душу усопшего в лучший мир.

Такие образования из камней, сложенных в круг, где в центре покоится сосуд с прахом, находят во многих курганах и захоронениях древних славян, бывших ещё язычниками.

Ибн Фадлан в своей «Записке» рассказывает о таком способе погребения. Сооружалась ладья, на которой устанавливается шатёр (возможно речь идёт о деревянном срубе), в котором  и находится тело покойного, специальным образом обработанное мёдом. Вместе с ним клали различную утварь, украшения, оружие и т.д.

Несколько дней люди веселились вокруг этой ладьи, пили хмельные напитки, ели, пели песни. Закалывалось два быка и несколько овец прямо на ладье. Ко всему прочему, стоит сказать, что Ибн Фадлан описывает такую вещь, как выбор жертвы — девушки, которая добровольно соглашается последовать в иной мир вместе с покойным, что являлся человеком очень высокого статуса.

Девушка несколько дней веселилась вместе с другими, потом её умертвляли и клали рядом с покойным (возможно, Ибн Фадлан, как и в случае с баней, которую посчитали местом, где люди себя истязают, не всё так понял и принял за кровавый ритуал нечто совсем другое).

После это ладью поджигали, а после того как всё прогорело, насыпали сверху большой курган с деревянным столбом на вершине  (видимо всё тот же столб Домовина — аналог Мирового Древа).

Какие народы России хоронили людей на деревьях

Однако кремация умерших людей не была единственным способом хоронить покойников. Умерших людей хоронили и в земле. Делали это не в положении спящего человека, а в позе эмбриона. Этот обычай относит нас к верованиям в переселение душ.

Человек приходит в этот мир в позе эмбриона в материнском чреве, и закапывается в землю после смерти также в позе эмбриона, чтобы он смог поскорее найти себе новую мать и вновь родиться на свет. Чтобы тело принимало нужную позу, его искусственно связывали.

Таким образом, вера в реинкарнацию полагала, что душа не улетала на небо или в мир Богов, долину духов и т.д., а перерождалась в новом теле, создавая, известный нам по индуистским верованиям, круг перерождений. Такой способ погребения предшествовал эпохе трупосожжения и существовал в бронзовом и железном веках.

Одни из последних захоронений в форме эмбриона фиксируются VI в. до нашей эры. Уже вслед за этим (некоторые исследователи утверждают, что кремация появилась во II тыс. до нашей эры), пришла форма похорон — кремации и сменилась она следующим способом уже только после крещения Руси.

На смену эмбриональной форме захоронения (и после эпохи трупосожжения) приходит другая форма. Теперь покойников стали хоронить в вытянутом положении, лицом вверх. Таким образом, создавалось представление, что умерший «спит», а его душа в это время отправилась в другое место.

Читайте также:  Хаджи-мурaт: как часть его останков оказалась в россии

Есть несколько находок парных захоронений, где вместе лежат мужчина и женщина, видимо умерший мужичина и женщина, которая пожелала разделить смерть со своим мужем или хозяином.

Естественно, что мужчин хоронили в зависимости от их положения в обществе — богато или бедно, воинов с оружием; молодых девушек хоронили скромно с небольшим ассортиментом украшений, так же скромно хоронили пожилых и старых женщин, которые ушли на тот свет  в своё время, а вот взрослых женщин, которые были в самом расцвете сил, хоронили с особыми почестями, в богатой одежде, зачастую в подвенечном платье и массой украшений, оберегов, амулетов и различной бытовой и ритуальной утварью. Есть упоминание о том, что в могилу покойному клали верёвочную лестницу, видимо по аналогии с лодкой, при помощи которой душа могла добраться в мир мёртвых. Но это уже более поздний обычай. Если раньше, чтобы перейти в загробный мир, душе необходимо было пересечь реку Смородину, то в более поздней интерпретации загробных похождений, душе нужно было забраться на небо при помощи лестницы. Хотя, если судить по архаичному Мировому Древу, верёвочная лестница может быть откликом более древних верований, чем даже ладья.

Но возвратимся к кремации. Кроме того что прах умерших ставили на столбы, в древней традиции присутствовал и обычай хоронить урну с прахом в земле.

Археологи, которые натыкались на такие захоронения, отмечают, что ямы для таких урн чаще всего были овальными и совсем небольшими, размером только для того, чтобы в них поместилась собственно сама урна и несколько вещей. Иногда вместе с урнами клали посуду с едой и питьём — горшки, миски, кружки и т.д.

, украшения, пряслица, а в некоторых случаях оружие, топоры и другие предметы, что явно говорит о том, что славяне верили — в загробной жизни душе понадобятся все эти вещи и она сможет ими воспользоваться по предназначению. Стоит также отметить, что более богатые вещи находят в могилах, где покоится само тело, а не прах.

По видимому, человек, который не превратился в пепел, а выглядел совсем как спящий, заслуживал особого внимания и почитания у живых людей и представлялся входящим в загробный мир точно таким же, как и при жизни, поэтому ему были необходимы те же вещи, что и при жизни.

Тело же, которое превратилось в угли и пепел, больше не сохраняло никаких черт некогда живущего человека, а душа представлялась совершенно отдельным существом вряд ли даже похожим на физическое тело, что, соответственно, освобождало её от ряда потребностей, которые были присущи ей при земной жизни.

Какие народы России хоронили людей на деревьях Какие народы России хоронили людей на деревьях Какие народы России хоронили людей на деревьях Какие народы России хоронили людей на деревьях

Оптово-розничный склад «Мир цветов» — искусственные цветы, а также ритуальные и свадебные принадлежности. Заходите на сайт склада искусственных цветов, чтобы ознакомиться с ассортиментом и контактами для связи и заказа.

Источник: http://web-kapiche.ru/137-pohoronnye-obryady-drevnih-slavyan.html

Самоед: Хальмер-погребальные обычаи ненцев

Какие народы России хоронили людей на деревьях

У разных народов существует разная культура погребения покойников . Сказывается влияние истории народов, обычаи, религиозные воззрения и климат . Ненцы живут на Крайнем Севере России и занимающиеся оленеводством, ведут кочевой образ жизни .

Представления о загробном мире обусловили ход традиционного погребального обряда. Похороны проходили на следующий день после смерти.Умершего оставляли в той одежде, в которой он умер, затем тело оборачивали в кусок покрова чума и перевязывали веревками.

Выносили покойного не через вход, а приподняв покров чума сбоку. На кладбище везли на мужских нартах мужчину, на женских — женщину. Следом шли нарты с вещами для умершего и досками для гроба.

Кладбище хальмер прежде имело родовую принадлежность, располагаясь на возвышенности на территориях летних кочевий рода.

По прибытии на кладбище сооружали гроб , однотипный у всех ненцев. Он имел форму четырехугольного ящика из досок, скрепленных вертикальными и горизонтальными планками.

Пара планок в головах покойника соединялась сверху поперечиной, на нее вешался колокольчик.Колокольчики встречаются разные, от небольших по размеру современных до старых ямщицких, купленных, видимо, когда-то на ярмарках.

На одном из таких колокольчиков имелась дата изготовления (1897) и надпись «звенит потешает, ехать поспешает».

На тухардском кладбище на некоторых крестах или вертикальных рейках подвешены кастрюли, чайники, ведра, что свидетельствует о захоронении здесь женщин.В гроб клали личные вещи умершего: топор, нож, миску с ложкой, трубку и т.п. Женщине клали скребок для шкур, швейные принадлежности, хозяйственную утварь.

Все вещи предварительно портились, очевидно, чтобы привести их в соответствие с загробным миром, где все наоборот. После закрывания гроба рядом с могилой забивали оленей, на которых привезли умершего. Черепа оленей вешали на планки гроба, мясо ели сырым или варили тут же на костре.

Раньше полагалось туши оленей оставлять у могилы нетронутыми, чтобы они полностью достались покойному. Рядом с гробом также оставляли опрокинутые нарты покойного.Для ненцев характерно изготовление посмертного изображения (нгытарма) умершего главы семьи, в котором обитала после смерти его душа.

Изображение держали в чуме, кормили, одевали, заботились о нем как о человеке. Нгытарма делали через 7—10 лет после смерти главы семьи и хранили в течение нескольких поколений. Нгытарма изготавливали из куска дерева либо без основы — только комплект меховой одежды. Этот обычай существует на Ямале до наших дней.

Существовала у ненцев и своеобразная форма поминок (хальмерха хангуронта). Они устраивались весной, пока не распустились листья. На кладбище убивали оленя, варили мясо на костре и несколько минут не начинали трапезу — паром угощались умершие. В обряде участвовали все родственники, находящиеся в данный момент поблизости.

И посвящался он всем родичам, похороненным на этом кладбище. Вызывали умерших, позванивая в колокольчики на перекладинах. Могилы ни в коем случае не поправлялись, не подновлялись, что означало бы вмешательство в загробную жизнь, а виновник этого должен умереть. Детей хоронили в подвешенном состоянии на деревьях.

На вопрос «почему умерших младенцев не зарывают в землю?» обычным ответом были слова «так надо» или «а как душа слабенького младенца из земли выберется?».Выбор ненцами возвышенных мест для устройства кладбищ обусловлен не столько религиозными представлениями, как полагали некоторые исследователи XIX в., сколько практическими соображениями.

Кладбище, как и священное место, нужно было видеть издалека не только для того, чтобы при перегоне стада по тундре не нарушить покой предков, но и чтобы олени не поранили ноги о гробы, перевернутые нарты, останки жертвенных собратьев.

Какие народы России хоронили людей на деревьях Какие народы России хоронили людей на деревьях Какие народы России хоронили людей на деревьях

Часто кладбища устраиваются на высоком берегу реки, как, например в п. Гыда Тазовского р-на, в тамбейской тундре на севере Ямала, в п. Ныда Надымского р-на, на р. Большая Хета притоке Енисея. Старое название поселка Тазовский — Хальмер-Седэ — в переводе означает «сопка мертвых».

Кстати, довольно известный в Коми поселок городского типа называется Хальмер-Ю, что в переводе означает «Река в долине смерти» . Вышеописанные традиции похорон относятся к советскому и пост советскому времени. Существуют и священные места захоронений .

И чтятся местным населением настолько, что можно и пулю получить с кустов в случае вандализма со стороны пришлых .

Брошенные захоронения естественно обветшали и переставляют из себя кучу всяких предметов на одном небольшом участке, при незнании посторонние люди начинают собирать эти вещи, что является сильнейшим осквернением могилы, так как эти вещи служат и сейчас усопшему. Поскольку местное население знает о невежестве чужаков, то настоящие могилы скрываются.

Были случаи расправы за осквернение, но такие вещи никогда не придаются широкой огласке.Среди кочевников не принято посещение кладбищ, однако, некоторые, по-своему воспринявшие русский православный обычай, совершают на кладбище поминки в 9-й и 40-й день. При этом на кладбище разжигают костер, кормят духов и ломают табак на могиле новопреставленного сородича.Умершего отправляли в последний Аргиш.

И чем значимей был человек, тем длиннее у него был Аргиш. Считается что за вещами в Аргише необходимо следить и обновлять их, вот почему в них встречаются как современные вещи, так и вещи с времен усопшего. Что такое Аргиш ?Аргиш- так называют кочевники Севера караван или поезд, состоящий из нескольких нарт, на которых они перевозят весь свой нехитрый скарб: вещи, продукты и даже жилище — чум.

Все то, без чего трудно или невозможно прожить в условиях тундры. Кочуют или каслают с помощью транспортных оленей, запряженных в различные типы нарт, и продолжается это не день и не год, а всю жизнь. И более широкое понятие – «аргиш», что в приблизительном переводе означает «путь». Но философских и буквальных значений у этого слова не меньше, чем у китайского «дао».

Аргиш – это весь жизненный путь северного кочевника , прошедшего свой, выделенный судьбой отрезок жизни, бок о бок с оленем.

Это целый цикл действий от сбора в дорогу, в длительное кочевье, до прибытия на очередное зимовье, это тысячекилометровые переходы северного человека и его ближайшего друга оленя по бесконечной заснеженной лесотундре в поисках нового уютного места, где можно остановиться, поставить чум, некоторое время пожить, а потом – опять в бесконечный аргиш.

источник : http://amarok-man.livejournal….

Источник: https://cont.ws/post/137952

Какие народы России хоронили людей на деревьях

Огонь, воздух, вода и земля — это не только основные стихии нашего мира. Навсегда простившись с покойным, можно оставить его тело ветру, кремировать, закопать или сбросить с корабля в море.

Все эти способы захоронения хорошо известны человечеству с языческих времен.

И хотя сейчас останки умерших чаще всего предают земле, многие народы России издревле не зарывали покойников в могилы, следуя самым разным традициям и обрядам.

Воздушное погребение

Язычники верили, что человеческой душе проще попасть в загробный мир по воздуху. Поэтому мертвецов либо подвешивали на деревьях, либо оставляли лежать вдали от проезжих дорог. При этом иногда сооружалось некое подобие склепов или помостов, куда укладывали трупы людей.

Старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Георгий Юрьевич Ситнянский подробно исследовал данную тему в своей научной статье «О происхождении древнего киргизского погребального обряда», которая была опубликована в «Среднеазиатском этнографическом сборнике» (выпуск IV, Москва, 2001 год издания).

По утверждению ученого, обряд воздушного погребения практиковался жителями Пиренейского полуострова, Кавказа, Урала, Сибири, Алтая, Тянь-Шаня, арктического побережья Евразии, а также некоторыми индейскими племенами Северной и Южной Америки.

Среди этнографов бытует мнение, что примерно 25-26 тысяч лет назад на территории Сибири сформировалась некая общность людей, которые являются предками многих современных народов. Затем небольшие группы представителей этого древнего племени уходили в поисках лучшей жизни.

Одни отправились на запад, достигнув Кавказа и даже Пиренеев, а другие пошли на восток, чтобы покинуть Евразию и достичь Аляски по замерзшему льду Берингова пролива.

«В дальнейшем представители этой общности расселились по обширным территориям Евразии и Северной Америки, а еще позже были ассимилированы представителями других языковых общностей, передав им, в свою очередь, среди других этнокультурных особенностей и необычный погребальный обряд, сохранившийся во многих районах до нового времени, а кое-где — практически до наших дней», — написал Г. Ю. Ситнянский.

Неудивительно, что племя, долгое время обитавшее на территории Сибири, хоронило своих покойников, подвешивая их останки на деревьях. Все-таки этих людей окружала почти непроходимая тайга. Представители многих народов считают воздушное погребение единственно верным.

Интересная легенда на этот счет есть у кетов. Согласно преданию, некий посланец верховного бога Еся (его сын или его собака — существуют разные варианты мифа) явился на землю и научил людей закапывать мертвецов в землю. И человеческие души, вернувшись с того света, не смогли найти свои тела.

Читайте также:  Почему турецкий султан не помог мазепе и карлу xii

Так люди навсегда утратили былое бессмертие.

Кто так хоронил

Если оставить в стороне погребальные традиции басков, монголов и ирокезов, а сосредоточиться на народах России, практиковавших воздушное погребение, то список получится внушительным. В него входят: алтайцы, барабинские татары, буряты, ительмены, кеты, нганасаны, ненцы, селькупы, тувинцы, хакасы, шорцы, эвенки, якуты и представители некоторых других коренных народов Сибири.

Кроме того, своих покойников вверяют стихии воздуха жители Кавказа: адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги, абазины. Итальянский миссионер Арканджело Ламберти (Arcangelo Lamberti) провел среди горцев 18 лет — с 1635 по 1653 годы. В своей книге «Описание Колхиды и Мингрелии» (Неаполь, 1654 год издания) путешественник изобразил удивительный для него обряд похорон.

«Между прочими обычаями этого народа замечательно то, что они не погребают, ни жгут тела покойника, а кладут труп в выдолбленный ствол дерева, который служит гробом. Последний с молитвой привязывают виноградной лозой к высочайшей ветви какого-нибудь большего дерева. Они привешивают также оружие и одежду усопшего», — сообщил своим читателям Арканджело Ламберти.

Сходное описание содержится и в книге «Путешествия Иоганна Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 годы» (Майнц, 1475 год издания). Немецкий воин Johannes Schiltberger, попавший в плен к туркам, долгое время скитался по разным странам — от Греции до Средней Азии — пока не вернулся на родину.

Рассказывая о традициях черкесов, автор написал: «У них есть обычай класть убитых молнией в гроб, который потом вешают на высокое дерево. После того приходят соседи, принося с собою кушанья и напитки, и начинают плясать и веселиться, режут быков и баранов и раздают большую часть мяса бедным.

Это они делают в течение трех дней, и повторяют то же самое каждый год, пока трупы совершенно не истлеют, воображая, что человек, пораженный молнией, должно быть, святой».

Если говорить о финно-угорских народах, то этнографы отметили обряд воздушного погребения у манси, хантов и мокшан, которые являются представителями одной из этнических групп мордвы. В древние времена эти люди тоже подвешивали тела покойников на деревьях. Данные захоронения назывались «Уркспря» (или «Урля»).

Затем мертвецов мокшане стали хоронить иначе: из стволов сооружались срубы, которые устанавливались на высокие пни. В таких деревянных склепах, имеющих крыши, покоились предки мордвы.

Эти сооружения обустраивались в лесу, их именовали «Калмакужа» («Калмакужат»). Лишь после принятия христианства мокшане стали зарывать своих покойников в землю.

Вплоть до ХХ века среди калмыков сохранялся древний кочевой обычай: тела покойников просто оставляли в степи, подальше от проезжих дорог.

Жители Древней Руси не допускали на кладбища преступников, самоубийц, утопленников, скоморохов и людей, умерших насильственной смертью. Славяне издревле поклонялись не только богам-воителям, но и женской плодородной силе природы, которую называли «Мать Сыра Земля».

Русские не хотели осквернять эту стихию «нечистыми» трупами. Таких мертвецов обычно оставляли в лесной чаще или в развалинах домов, заложив камнями. Примечательно, что легендарный богатырь Добрыня Никитич, согласно былине, повесил поверженного им Змея Горыныча «на осине на проклятыя».

Это не удивительно, ведь злодей-антагонист не достоин иного обращения даже после смерти.

Кого так хоронили

Воздушное погребение применялось далеко не ко всем покойникам. Но если русские не предавали земле преступников, то представители других народов придерживались противоположных взглядов на похоронный обряд. Коренные жители Сибири, например, считали, что люди, как-то запятнавшие свою честь, не достойны воздушной стихии. Г. Ю.

Ситнянский в своей научной работе указал, что алтайцы хоронили на деревьях людей, погибших в результате удара молнии, а также представительниц прекрасного пола, не доживших до свадьбы по тем или иным причинам. А вот телеуты и шорцы подвешивали на деревьях тела умерших детей. Порой младенческий труп клали в дупло, прикрывая снаружи корой, так что никто не мог увидеть такую могилу.

Также поступали хакасы, барабинские татары, ненцы, эвенки, ительмены, селькупы. Разумеется, захоронение зависело от возраста умершего ребенка. Подростков обычно помещали в деревянные гробы или заворачивали в бересту, а затем привязывали к дереву. Еще одной категорией покойников, к которым применялось воздушное погребение, были шаманы северных народов.

В частности, такой традиции вплоть до ХХ века придерживались якуты и тувинцы.

Трупы служителей культа предков оставляли на специальных помостах, сооруженных высоко на деревьях. Буряты также укладывали покойных шаманов на деревянные настилы, которые устанавливались в ветвях кедра, лиственницы или сосны.

Большинство исследователей полагают, что изначально обряд воздушного погребения применялся по отношению ко всем умершим представителям коренных народов Сибири, а затем так хоронить стали лишь детей, шаманов и уважаемых стариков.

Представители абхазо-адыгских народов тоже удостаивали воздушного погребения только почтенных покойников, знатных людей, а также тех, кто погиб в результате удара молнии.

Кремация

Предание трупа огню — еще один древний вид погребального обряда, который был распространен у представителей многих народов мира. До сих пор в некоторых странах большинство покойных подвергаются кремации. А затем прах либо хоронят в специальных урнах, либо развеивают по ветру.

Доктор исторических наук Мария Всеволодовна Добровольская написала научную статью «К методике изучения материалов кремации», которая была опубликована в сборнике «Краткие сообщения института археологии» (выпуск 224, 2010 год издания).

Автор объяснила повсеместную распространенность данного похоронного обряда архетипическим отношением людей к очистительной силе огня. Многие язычники верили, что душа человека, освобожденная от земных тягот и грехов, поднимается в небо с дымом погребального костра.

Если говорить о народах России, то такой способ похорон издревле использовали славяне.

Например, известный публицист и писатель Владислав Владимирович Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 год издания) указал, что жители Древней Руси верили в то, что души их предков находятся на небе вместе с верховными божествами. Такие уважаемые покойные деды и прадеды могли содействовать своим потомкам с погодой. Люди не сомневались в том, что души предков способны, например, рассеять туман, вызвать дождь или снегопад.

Водное погребение

Еще один издревле известный способ погребения связан с водной стихией. В основном, его использовали народы, живущие у крупных водоемов — морей и океанов. Например, викинги отправляли своих боевых товарищей в последний путь на небольших ладьях, снабдив покойных всем необходимым в загробном мире.

Жители Древней Руси верили, что души покойных должны пересечь реку Смородину, отделяющую наш мир от обители мертвых. Поэтому гробы славян часто напоминали лодки. Как написал в своей книге В. В. Артемов, некоторые племена русов пускали трупы по реке на специальных плотиках, предварительно их поджигая. Такой похоронный обряд совмещал в себе традиции огненного и водного погребения.

Подобные обряды в языческие времена практиковали потомки викингов, поселившиеся на побережье Белого моря. Впоследствии они смешались с жителями Русского Севера и постепенно утратили свои исконные традиции.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/42688422-kakie-narody-rossii-horonili-lyudey-na-derevyah/

Особенности погребальных обрядов народов Севера

С самых давних времен люди исполняли особые ритуалы, провожая умерших в Страну Мертвых. Определенная последовательность действий, как правило, была направлена на то, чтобы сделать пребывание усопшего на том свете удобнее и приятнее.

Древние люди клали в могилу оружие и пищу, позже знатных людей стали отправлять на тот свет в сопровождении жены и слуг, а с распространением религий, погребальный обряд стали проводить священнослужители, прося у бога молитвами райские сады для покойного.

В любом случае, в течение всей истории человечества, существовали и продолжают существовать особые действия, которые люди проводят для умершего после его смерти. Какими особенностями отличались погребальные обряды народов Севера – мы расскажем в этой статье.

Остяки и самоеды.

Эти народности (современное название – ханты и ненцы) обитали в низовьях Оби. Своих мертвых они хоронили в специальных ящиках – хольмерах. Внутри помещался гроб-полулодка, куда и клали покойного ногами на юг, вниз по течению реки.

Снаряжали человека в последний путь основательно – на хольмер или рядом с ним клали вёсла, лыжи, лук со стрелами. Внутри ящика оставляли идолов – временные сосуды для души и другие религиозные атрибуты.

А внутри лодки, непосредственно рядом с телом, располагали мелкие предметы – нож, топор, посуду, металлические бляхи.

Нанайцы.

Они определяли смерть с помощью птичьего пера – его подносили к лицу человека, и если пух оставался неподвижен, значит человек мертв.

Тело клали на пол возле нар, руки укладывали вдоль туловища, а ноги связывали белой тесьмой. К пяткам приставляли камень, чтобы покойник не выталкивал души живых из жилища.

Ему делали погребальный нагрудник со схематическим изображением кишок, чтобы душе можно было питаться. Еду и питье ставили у изголовья.

Занимались похоронами (копали могилу, выносили из дома, закапывали) обязательно чужеродцы, чтобы покойный не вернулся из могилы в семью. В погребальный наряд входило нечетное число порванных вещей. Остальное имущество умершего раскладывали во дворе, а потом – частично раздавали на память родным, частично – сжигали. В гроб клали остатки одежды и предметы обихода.

Нганасаны.

Эта народность жила на севере Таймыра. Особенность их захоронений была в том, что умершего вывозили на нартах в тундру и там оставляли. Если медведь разорял такую могилу, это считалось хорошим знаком.

В любом случае – живым приближаться к нартам запрещалось, так как по их верованиям, все лучшее из человека уходит в мир мертвых, который находится под  землей, за семью слоями льда, а плохое – остается на могиле.

Детей же хоронили на деревьях, чтобы они были ближе к небу.

Обские угуры.

В обычаи этой народности входит особый ритуал «угощения» — до погребения покойный лежал дома, а приходящие почтить его память приносили особую еду и табак. Гости, в свою очередь, брали кушанья, лежащие рядом с умершим и табак из его кисета. Заканчивалась церемония созданием набора из еды и вещей, которые клались в гроб, а также наречением покойного посмертным именем.

Эвены.

В обычаях этого племени умершего человека наряжают в лучшую одежду, кладут в выдолбленную колоду и ставят ее на специальные столбы. Гроб и столбы обливали кровью жертвенных оленей, вещи усопшего клали под гробом.

Считалось, что после смерти эвен отправится на восток, поэтому хоронили его головой на запад. Погребальная одежда шилась специально и не имела узлов, так как считалось, что они могут помешать душе освободиться от тела.

Подробнее о различных ритуалах, погребальных и мемориальных традициях, феноменах, необычных фактах вы можете узнать в разделе Статьи

Источник: https://musei-smerti.ru/osobennosti-pogrebalnyih-obryadov-narodov-severa/

Древнеславянские похороны. Погребения у славян

33787

Погребение представлялось древнерусскому человеку снаряжением к путешествию. Способы погребения и обряды, которыми погребения сопровождались у древнерусских славян, имели две цели: устроить нормальную жизнь для покойников в новом мире и установить живую связь между ними и их родными.

У древних славян в зависимости от места их проживания существовали несколько способов погребения главные из них: 1) там где было много леса и естественно дров для сооружения кроды (погребального костра), применялось сжигание тела; 2) в степных районах Кубани и Дона где топлива было мало могло применяться захоронение в землю (после крещения Руси); 3) в морских походах – спускание умершего в воду.

Наиболее распространённой формой погребения было курганное. Прах сожженного покойника хоронили в земле, помещая его в урны-горшки. Погост в несколько сотен домовин у древних славян представлял собой «город мертвых», место поклонения предкам рода, он обычно размещался за рекой. Расстояние между погостом и рекой должно быть не меньше 10 сажень, а между поселением и рекой 27 сажень.

Расстояние от Кроды (погребального костра) до жертвенника или места Тризны было не менее 7 сажень. Между жертвенником и кумиром с огневищем – две с половиной сажени. Огневище находилось от Кумира Рода на расстоянии одного столбца. Высота кумира на погосте была не ниже двух саженей.

Курганы в долине предков располагались на расстоянии трех сажень друг от друга в шахматном порядке, чтобы свет от Ярилы-Солнца мог освещать все курганы, и тень от одного кургана не падала на соседние при восходе и заходе солнца.

Черепа (эти кости имеют наиболее высокую плотность и поэтому не сгорают) кродированных складывали возле Кумира Рода, а прах и размельченные остатки других костей складывали в кувшин или урну которые носили название домовина или как раньше просто говорили дом (делались из глины и обжигались).

Читайте также:  Александр засс: каким был самый сильный русский богатырь

Кроме того с южной стороны от места для тризны иногда ещё пристраивали Ристалище — место где воины с мечами показывали перед Богами битвы в которых участвовал умерший воин. В центре будущего кургана устанавливался столб на вершине которого закреплялась площадка с четырьмя столбами между которыми и устанавливалась домовина.

Под площадкой складывалась утварь, все покрывалось платом и потом руками засыпалось землей. Были курганы и многоразового пользования, в них делали бревенчатый проход вовнутрь, а площадка под домовину была больше (для того чтобы можно было подзахоранивать других умерших к родичам).

Сейчас сторонники ведических традиций используют ту же систему, только после кремации домовину помещают в углубление и над ней насыпают курган, а с западной стороны ставят памятник. Углубление представляет собой квадратную яму со сторонами в одну меру и глубиной в одну меру.

Согласно устоявшейся традиции при умирании славянина, его при любых обстоятельствах обмывали, переодевали в чистую, иногда весьма дорогую одежду. Потом клали покойника на лавку, головой в красный угол (в красном углу находились кумиры), укрывали белым холстом, руки складывали на груди.Раньше были зерцала из бронзы или меди (сейчас зеркала) и их закрывали темной материей.

Если зеркала не закрыты, то покойник может забрать с собой Души родственников и тогда будет несколько смертей в этом роду подряд. Двери на запор не закрывали, чтобы душа могла свободно входить и выходить (и ничего бы ей не мешало) иначе не разумная душа может испугаться.

Ведь душа в это время находиться рядом с телом и если она не сообразит, как выйти то тогда может надолго остаться привязанной к этому месту (до 3 лет).Когда покойник лежит, то тоненькими веревочками связывали руки и ноги. Перед кродой путы с ног и рук снимались.

К среднему персту правой руки привязывалась медная проволока, а другой её конец опускался в сосуд с землей (своеобразное заземление, связь с матерью землей). Это делалось для того чтобы тело дольше сохранялось. Правая рука излучает энергию – поэтому привязывают именно к ней (а не к левой которая поглощает энергию).

На глаза умершему клали медные или серебряные монеты, чтобы глаза не открывались. Это делалось для того, чтобы покойник не отразился в параллельных структурах. Монеты должны быть достаточно тяжелы, чтобы глаза не открылись. Эти же монеты потом оставались с умершим, как дань Хорону за перевоз через реку междумирья. Около лица клали зеркало и легкое перышко.

Три дня жрец согласно книге мертвых читал напутствие. В это время все живые из комнаты, где лежал мертвый удалялись. Потом после трех дней совершался обряд прощания с родственниками.Далее покойника выносили вперед ногами, символизируя этим будто он сам вышел. Нести должны были не родственники. Родственники никогда не идут впереди покойного.

После выноса покойника полы в комнатах должны быть вымыты, но только не близкими людьми. Полы моются, начиная с самого дальнего угла и до порога.Перед кродой родственники прощались и целовали чело умершего (целуют чело это дают энергию).

Если проводилась крода, то жена по своему добровольному желанию могла взойти на неё и остаться со своим мужем, и тогда она уносилась вместе с ним в Сваргу пречистую. Готовясь к смерти, она наряжалась в лучшие одежды, пировала и веселилась, радуясь будущей счастливой жизни в небесном мире.

Во время церемонии её подносили к воротам, за которыми на дровах и хворосте лежало тело её мужа, поднимали над воротами, и она восклицала, что видит своих умерших родичей и велит скорее вести её к ним.После того как тело сгорело, пепел собирали в домовину (урны). Не сгоревшие кости и часть пепла развеивали над полями.

Далее ставили столб на нем набита площадка на ней четыре столба, туда ставится урна рядом кладутся огневица и вещи, оружие и т. д. Одевалась крышка на эти четыре столба и сверху белый платок, он опускался ниже подножки, на которой стоит домовина. Все это засыпали землей и получался курган. Рядом или на верху ставился поминальный камень.

Когда шла насыпка кургана, каждый обязан был кинуть горсть земли (сыпать землю за шиворот ни в коем случае нельзя, это обряд черной магии при котором нарушается энергобаланс и перебиваются энергетические каналы).Затем проводили поминальный прощальный ужин (Тризна) и ристалища, если умерший был воином. Его друзья показывали прошлые бои, в которых он участвовал.

Это было своего рода театрализованное представление и этот обычай сохранился в ряде областей Украины (гуцулы, бойки) вплоть до начала XX века, когда возле умершего проводились похоронные игры.

Проводя обряд похорон, вместо выражения скорби и печали в присутствии покойника, все присутствующие веселились: играли на народных музыкальных инструментах, пели, танцевали, рассказывали сказки, разыгрывали что-то вроде драматических сценок в раешном духе. Все эти действия были сохранены с древнейших времен, когда у народа было правильное понятие о смерти.

После представления накрывались столы и проходили поминки, а на следующий день с утра шли кормить умершего, приносили на курган продукты и оставляли их там. С погоста ничего не уносится. До девятого дня никто на погост больше не ходит.Хороня умерших, славяне клали с мужчиной не только оружие, но и конскую упряжь; с женщиной клали серпы, сосуды, зерно. Тела умерших возлагали на кроду (отправляли К РОДУ), потому что пламя наиболее быстро обрывает связь души и тела и дух с душой сразу попадают в небесный мир. Погребальный костёр при похоронах знатных воинов был столь велик, что пламя его было видно в радиусе до 40 км.О существовании такого способа похорон (сжигания), свидетельствует Ибн-Фодлан (начала X в.) в своем описании похорон знатного русса. Когда Ибн-Фодлан сообщил одному руссу, что у арабов трупы зарывают в землю, русс удивился глупости арабов: «Умершему, – сказал русс, – и так тяжело, а вы еще наваливаете на него лишнюю тяжесть, зарывая в землю. Вот у нас лучше; посмотри, – сказал он, указывая на сгорание трупа знатного русса, – как легко наш умерший восходит к небесам вместе с дымом». Другое свидетельство есть в нашей летописи, где описываются нравы древних славян: «И аще кто умряше, творяху тризну над ним и посем творяху кладу (костер) велику и возложахут и на кладу мертвеца сожьжаху и посем, собравше кости, вложаху в судину малу и поставляху на столпе на путех, еже творят Вятичи и ныне (в начале XII века) Си же творяху обычая кривичи и прочии погагии…». Из этого свидетельства нашей летописи видно, что прах покойника по сожжении, собранный в сосуде, ставился на столбе, а затем над останками насыпался большой курган.

С принятием христианства обычай сожжения исчезает и повсеместно заменяется зарыванием в землю.

Источник: https://slawa.su/nasledie/midgard-zemly/1410-drevneslavyanskie-pohorony.html

Вы не поверите, что все эти 10 необычных народов живут в России

России — многонациональная страна. И есть у нас народы, весьма необычные, которых почти не осталось. Их традиции и язык находятся на грани уничтожения, но они продолжают существовать. Кто-то уже перебрался в города и надевает национальный костюм только на праздники, другие до сих пор живут в местах, куда можно добраться только с помощью вертолета.

Абазины

По данным последней переписи в России живут 43 341 представителей этого народа. Большая часть проживает в 13 аулах в Карачаево-Черкесии. Кто-то переезжает в соседние республики и города. Первое упоминание о них можно найти уже в V веке до нашей эры у греческого историка. Исповедуют ислам.

Во втором веке у них даже было собственное княжество, но народ не мог соперничать с мощными государствами и постоянно попадали под их влияния. После русско-кавказской войны в XIX веке стали частью России.

Основное занятие этого народа — скотоводство, так как горные земли плохо возделываются. Также они разводят пчел и готовят из меда сладкий, одурманивающий напиток. Ласточка считается священной птицей, которая спасет человечество.

Сейчас живут пользуясь многими благами цивилизации.

Алеуты

В России осталось всего 500 представителей этого народа. Зато на Аляске живут больше 15 тысяч человек. Изначально — это коренное население островов, которое со временем разъехалось и по соседним материкам. Сами себя называют «унанган». Сейчас живут на Командорских островах.

Впервые этот народ столкнулся с русскими в XVIII веке. Сначала туда поехали ученые-антропологи, а потом и моряки. С ними алеуты часто конфликтовали. Потом алеуты попали под влияние российско-американской компании, которые пытались заработать на добычи морских котиков, а потом на добыче золота. Алеутов привлекали к работе. Русские и американцы женились на местных девушках.

Сейчас алеуты добывают мех ценных животных, ловят птицу и рыбу, разводят ездовых собак и растят репу, редис и картофель. Скорее всего, скоро этот народ окончательно ассимилируется с русскими и другими народами, так как алеутскому языку не учат в школах.

Население традиционно исповедовало язычество: шаманы связывали людей с духами предков и помогали решать житейские проблемы. Также из-за влияния русских тут популярно православие. Сейчас народ пользуется благами цивилизации и живет в домах, построенных для них советской властью.

Бесермяне

Бесермяне живут в Удмуртии, но на самом деле они как и карелы являются финно-уграми. Сейчас численность народа колеблется около 2 тысяч человек. Чисто бесермянских деревень — 10. Язык бесермян — наречие удмуртского языка, в котором можно услышать и более восточные влияния.
Религия народа — смесь нескольких верований. В XVIII в.

они приняли православие, но сохранили традиционные верования и мусульманство. В деревню ежегодно приглашали для совершения моления муллу, считалось необходимым его присутствие при похоронах; мулле относили муку (крупу) после первого выгона скота в поле. Развит культ предков, ярко проявляющийся в погребальной и поминальной обрядности.

Бессермяне занимаются земледелием. Сейчас остатки народа пытаются сохранить их традиции, отмечают национальные праздники. К ним как-то даже Путин приезжал.

Вепсы

По официальным данным, сейчас осталось чуть больше 6 тысяч вепсов. Большинство из них живут в Карелии и селе Шелтозеро. Также проживает на территории Ленинградской области.

До середины 1930-х годов вепсы жили большими семьями. Всей хозяйственной и обычной жизнью большой семьи руководил ее глава − старейший мужчина. Его жена ухаживала за скотом, домом, готовила пищу, ткала и шила одежду. Вепсы выращивали рожь, ячмень, овёс, горох, бобы и небольшое количество пшеницы и картофеля. Позднее стали сажать лук, брюкву, редьку, капусту, морковь, картофель.

В среднем хозяйстве обязательно имелась лошадь, 2-3 коровы, овцы. Рыбная ловля, а также сбор грибов и ягод имели большое значение.

Мужским занятием являлось изготовление разнообразных изделий из дерева, бересты, плетение из ивовых и еловых корней. Они делали деревянную кухонную утварь, предметы рукоделия — ткацкие станы, прялки, пяльцы и др.

Деревянные изделия для рукоделия обычно украшали резьбой. Женщины занимались ткачеством, шитьём одежды и вышивкой.

Источник: https://gubdaily.ru/blog/lifestyle/obzor/vy-ne-poverite-chto-vse-eti-10-neobychnyx-narodov-zhivut-v-rossii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector