Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Колонка историка Салавата Хамидуллина о башкирских родах

Уфимский историк и журналист Салават Хамидуллин продолжает в нашей интернет-газете серию колонок о башкирских кланах и племенах. Сегодня колумнист «Реального времени» знакомит читателей с родом Унлар и его необычной историей.

Исторически башкирский народ состоял из более 40 территориально-клановых подразделений (родовых волостей), члены каждого из которых, по легенде, восходили к единому предку.

Русский лексикограф Владимир Даль писал: «Народ башкурт разделился с незапамятных времен на племена или, как их называют у нас, на волости; у каждой волости свой уран, отклик, рукоприкладный знак, свое дерево и птица, розданные, как верит народ, самим Чингиз-ханом…» Одним из таких родов был Унлар, давший название Унларской, Су-Унларской и Кыр-Унларской волостям, которые охватывали почти всю территорию современного Караидельского района, а также отдельные части Бураевского и Аскинского районов РБ.

«Небесные гордецы»

Выдающийся башкирский этнограф Р.Г. Кузеев писал: «Башкирский этноним -ун-, судя по нашим историко-этнографическим данным, может восходить к гуннской эпохе…» («Происхождение башкирского народа»). В своей монографии ученый не привел достаточных аргументов в пользу выдвинутой гипотезы.

Исходя из современных исследований, можно утверждать, что мнение Р.Г. Кузеева нашло подтверждение в источниках. Это редкий и почти небывалый случай в истории, чтобы этническое имя было пронесено через три тысячелетия. В древнейшем памятнике китайской литературы «Шицзин» под 827 год до н.э.

записано:

  • В свирепом напоре кидаются гуннов отряды, И нам торопиться навстречу кочевникам надо… Так царь свое войско в далекий поход высылает,
  • Чтоб в царстве его укрепились и мир, и порядок.

К III в. до н. э. походы гуннов настолько усилились, что противостоять им у китайских полководцев уже не хватало сил.

Тогда император династии Цинь Шихуан-ди решил вопрос радикально: он приказал построить гигантскую стену вдоль всей северной границы страны.

Стена длиной в 4 тысячи километров ценой истощения всех ресурсов страны была построена, но толку от нее было мало, так как гунны все равно проникали внутрь Китая, и пограничные войска, как и прежде, вступали в жестокие схватки с кочевниками.

Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Худ. Ульпино Кека

В это время у гуннов появился талантливый и решительный вождь по имени Модэ, или Маодунь, которое американский синолог Ф. Хирт считал транскрипцией тюркского имени Багатур. Модэ-Багатур разбил 320-тысячную китайскую армию и вынудил Поднебесную выплачивать ему дань. Китайский поэт Ли Бо, воспевая доблесть гуннов, дал им яркий эпитет «небесные гордецы»:

  1. Мчатся кони, Быстрые, как ветер, Мы несемся Сотни храбрецов, С родиной прощаясь В лунном свете, Чтоб сразить
  2. «Небесных гордецов».

Падение империи Хунну

Держава Хунну просуществовала около 200 лет, но в конце концов распалась. Однако сломила гуннов далеко не сила оружия, а обольщение блеском китайской цивилизации.

Когда они превратились в потребителей товаров и предметов роскоши, производимых Срединной империей, дело их было проиграно. В свое время китайский перебежчик Чжунхан Юэ предупреждал гуннов об опасности усиления потребительского спроса на китайские товары.

Заметив, что они любят китайские шелковые ткани, шелковую вату и съестные продукты, он сказал: «Численность гуннов не может сравниться с численностью населения одной ханьской области, но они сильны отличием в одежде и пище, в которых не зависят от [империи] Хань.

Ныне вы, изменяя обычаям, проявляете любовь к ханьским изделиям, но если только две десятых ханьских изделий попадут к гуннам, то все гунны признают над собой власть Хань».

Все произошло именно так, как говорил мудрый китаец. Говоря языком науки, в империи гуннов, как и в других государствах кочевников, существовал ксенократический, или экзополитарный, способ производства, когда целый кочевой этнос превращался в правящий класс, непосредственно или опосредованно эксплуатировавший население поставленной в зависимость земледельческой цивилизации.

Несмотря на политическую гегемонию, любая кочевая империя неизбежно должна была превратиться в полупериферию или, как писал Н.Н. Крадин, в милитаристского двойника аграрной цивилизации, поскольку кочевники полностью зависели от поступающей оттуда продукции («Империя Хунну»).

Если кочевники не желали превращаться в полупериферию, они переходили от дистанционной эксплуатации земледельцев к непосредственному завоеванию «центра» и основывали там свои династии. Так поступили, например, кидани (катаи), чжурчжени и маньчжуры, основавшие в Китае соответственно династии Ляо, Цзинь и Цин.

Правда, это было чревато утратой самобытности и полной ассимиляцией среди моря покоренного населения. Но в этой схеме были исключения. Например, огузы-сельджуки, которые, переселившись в Малую Азию, не только не утратили своего языка и традиций, но и положили начало могущественной Османской империи и современной Турции.

Что касается империи Хунну, то они предпочли придерживаться дистанционной эксплуатации Китая. Однако в тот момент, когда силы гуннов ослабли, а империя Хань окрепла, владычеству «небесных гордецов» пришел конец.

Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Аттила, король гуннов. Худ. Ланцмар Ференц (1623—1658 гг.)

«Великое переселение народов»: Баламир и Аттила

После падения своей империи гунны, как писал Л.Н.

Гумилев, разделились на четыре части: одна подчинилась сяньбийцам (древним монголам), вторая поддалась Китаю, третья, «неукротимая», отступила с боями на берега Яика и Волги, а четвертая часть, «малосильные, которые не в состоянии были следовать за ним» (своим князем), закрепились в Семиречье и Джунгарии.

«Малосильными» китайский источник назвал их потому, что у них не было достаточного числа лошадей, а значит, боеспособных воинов. «Эти последние оказались наиболее долговечными», — заключает Л.Н. Гумилев («Хунны в Азии и Европе»). О них речь пойдет ниже.

Что касается «неукротимых» гуннов, то они под командованием своего вождя Баламира в IV веке сокрушили Аланию и королевство остготов в Крыму.

В V веке преемником завоевательной политики Баламира стал Аттила, прозванный европейцами «Бичом Божьим». В 447 году Аттила двинул свою армию на Константинополь.

В нескольких сражениях римские войска были разбиты, а восточно-римский император Феодосий II капитулировал, обязался платить огромную дань.

В 452 году Аттила вторгся в Западно-Римскую империю. Разрушил неприступную до той поры крепость Аквилею. Затем один за другим пали Мантуя, Верона, Милан, Бергамо. Впереди лежал «Вечный город» Рим. Но тут Аттила вдруг остановился и добровольно отказался от лежавшей у ног добычи.

Причиной тому стала его встреча с Папой Римским Леоном I Святым. Неизвестно, о чем говорили самый могущественный государь того времени и самый влиятельный человек Запада в ранге «наместника Бога на земле».

Аттила лишь сказал, что для него было большой честью принимать «самого мудрого человека в мире».

Царство «Алты Чуб»

«Малосильные» гунны, осевшие в количестве 200 тысяч душ на территории Семиречья, в V веке основали собственное государство, получившее в китайских источниках название Юэбань. В орхонских памятниках древнетюркской письменности оно именовалось «Алты Чуб», то есть «шесть Чубов».

Под «шестью чубами», по предложению Л.Н. Гумилева, следует подразумевать племена чуюе, чуми, чумугунь, чубань, состоявшие из двух отделов, и шато. Отдел шато отпочковался от чуюе: «Шато есть особливое поколение западных тукюесцев (то есть тюрков, — прим. авт.) из рода чуюе (…).

Жили перемешавшись с чуюе и чуми».

Название «шато» является китайским термином, обозначавшим обширную песчаную степь между Тянь-Шанем и Алтаем, где проживало указанное подразделение «чуйских» племен. Сами себя шатосцы так не именовали, предпочитая именоваться, как будет видно из дальнейшего изложения, уннами.

Ввиду бесконечных междоусобиц между племенами, входившими в состав Тюркского каганата, шато в 794 году «передались» тибетцам и помогли им взять китайский город Бэйтин. Хронист сообщает: «Когда тибетцы производили набеги на границы, то шатосцы всегда шли в передовом отряде».

Но в 808 году шато, рассорившись со своими союзниками, двинулись на свою древнюю родину в Ордос. Л.Н. Гумилев писал: «Тюрки-шато были ветвью «малосильных» среднеазиатских хуннов, предки которых не ушли в Европу, а застряли у озера Баркуль в Джунгарии.

В 808 году они восстали против тибетцев, отвергли покровительство уйгуров, покинули обжитую землю, и 30 тысяч кибиток потянулось в Китай. Как стареющий лосось в реке или угорь в океане, этнос потянулся к месту своего рождения — туда, где шаньюй Модэ в 209 году до н.э.

создал «державу на коне» и установил «господство над народами» («Тысячелетие вокруг Каспия»).

Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Аттила. Фрагмент фрески Эжена Делакруа (1840 г.)

Тюрки-шато в Китае

Тибетцы бросились в погоню за шато. Последние, «преследуемые тибетцами, … шли и сражались». Из 30 тысяч кибиток до Китая добралось лишь 2 тысячи всадников.

Тогда китайское правительство стянуло к ним шато из других мест и поселило их по северную сторону хребта Иньшань.

А так как «шатосцы славились стойкостью в боях», из них был составлен пограничный заслон в количестве 1 200 «сильных конников под названием шатоского корпуса».

На исходе IX века Ли Кхе Юн, князь шато, за оказанные Срединной империи услуги в войне против мятежников, получил королевское звание (ван), а его сын Ли Цунь-сюй захватил Северный Китай и провозгласил себя императором, вступив на престол в 907 году. Основанная им империя Хоу-Тан продержалась до 936 года.

Ее территорию затем унаследовали другие шатоские державы — Хоу-Цзинь (936—946 годы) и Бэй-Хань (951—979 годы). Последнее гуннское царство в Китае — Бэй-Хань — капитулировало перед новорожденной киданьской империей Ляо. Подводя итог гуннской эпопее, Л.Н.

Гумилев писал: «Последние хунны — тюрки-шато — в обскурации еще совершили последние подвиги и вошли в гомеостаз как реликт — онгуты, или белые татары. Грекам и римлянам это не удавалось» («Древняя Русь и Великая степь»).

Онгуты

Чтобы не запутаться в массе этнонимов, следует сказать, что самоназванием гуннов был автоним ун. Например, античная традиция в лице Дионисия Периегета впервые упоминает гуннов около 160 года под именем уннов (ουννοι — унной). Приск Панийский, лично побывавший в лагере Аттилы, также именовал их уннами (ουννοι).

Форма хунны/гунны возникла благодаря добавлению спиранта kh, gh перед начальным гласным, что было характерно для ираноязычных племен — саков, сарматов, алан. Китайский термин хунну также не отражал подлинного звучания, так как был придуман для выражения уничижительной коннотации: hiong-nou (хун-ну) переводится как «злые рабы».

Монгольские племена, примыкавшие к шато с севера, именовали их онгутами или унгутами (on/un + суффикс множественного числа ut), что нашло отражение в монгольских летописях. Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что так называемые «чуйские» племена, или «малосильные хунны» Юэбани (в том числе и шато), не забыли своего древнего этнонима и по-прежнему именовались уннами.

Итальянский путешественник Марко Поло, описывая в XIII веке Монголию, также упоминал онгутов: «Место это то самое, что у нас зовется страною Гог и Магог, а здесь Ун и Могул; в каждой области свой народ, в стране Ун живет Гог, а в Могуле — татары».

Китайцы, называвшие всю совокупность монголоязычных кочевников собирательным названием «татары», применяли к шато определение «белые татары», которые, в отличие от «черных» и «диких», были «более тонкой наружности, вежливы и почитали родителей» («Мэн-да Бэй-лу»). Монголы относились к числу «черных татар»: «Нынешний император Чингис, а также все его полководцы, министры и сановники являются черными татарами», — сообщает сочинение «Мэн-да бэй-лу» («Полное описание монголо-татар»).

Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Чингисхан, заинтересованный в политическом союзе с онгутами для борьбы с государством Цзинь, в мае 1211 года отдал свою дочь за младшего сына онгутского князя Алахус-дигит Хури. Фото wikipedia.org

Чингисхан и Алакуш-тегин Онгутский

Чингисхан, заинтересованный в политическом союзе с онгутами для борьбы с государством Цзинь, в мае 1211 года отдал свою дочь за младшего сына онгутского князя Алахус-дигит Хури, о котором хроника «Юань ши» сообщает: «… происходил от яньмэньских потомков шато» и далее: «Младший сын Алахус дигит Хури Боёха женился на принцессе Алахай-беги».

Несколько иначе описывает события персидский историк XIV века Рашид ад-Дин, называвший правителя онгутов Алакуш-тегином. Являясь вассалом цзиньского императора, он охранял проходы Великой китайской стены и был тайным сторонником Чингисхана.

Когда последний отправился походом против империи Цзинь, Алакуш-тегин открыл ему охраняемый проход через китайскую стену. В благодарность за услугу Чингисхан велел отдать за онгутского князя свою дочь Алахай-беги, но тот отказался от этой чести в пользу своего племянника Шенгуя.

Их сын Ангудай, в свою очередь, был женат на дочери Тулуй-хана, младшего сына Чингисхана, а мать четвертого ильхана Ирана Аргун-хана, Каймыш-хатун, была из рода онгут. Рашид ад-дин заключает: «Из этой истории видно, что из рода Чингисхана дают девушек племени онгут и берут от них».

Недаром Алакуш-тегин, как и Тамерлан, носил почетный титул гурген, то есть «зять» рода Чингисхана.

Читайте также:  Какая еда в православии считается «нечистой»

Итак, название онгут ясно показывает, что потомки шато, то есть среднеазиатских гуннов, или «белые татары» китайских сочинений, именовались уннами. Впоследствии из них был составлен 5-тысячный корпус под командованием пяти онгутских тысячников. В ходе монгольских походов часть онгутов была унесена далеко на запад.

Род унгут ранее встречался у казахов и монголов. Автор XIX века Н.А.

Аристов пишет: онгуты «ныне составляют, совершенно омонголившись, аймак ониют» в Монголии («Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей и сведения об их численности»).

В современном автономном районе Внутренней Монголии, находящемся в составе КНР, имеется хошун (уезд) Оннюд-Ци, что означает «Знамя оннюдов», то есть онгутов.

Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Зайнулла Рангулов, д. Ст. Янсаитово, последний указной мулла в районе

Башкиры рода Унгут/Унлар

В составе башкир также сохранился осколок древних гуннов — род Унгут, или Унлар. Сначала они носили этноним, принесенный ими из Монголии, а в XVII веке сменили на его тюркскую кальку, изменив монгольский формант множественного числа -ut на тюркский -lar.

То, что название башкирского рода Унлар соответствует этнониму унгут, не подлежит сомнению. В пользу их тождества говорит следующий документ, касающийся хода башкирского восстания 1662—1664 годов.

В нем перечисляются башкирские улусы Сибирской дороги, поддержавшие Кучумовичей в их претензиях на ханскую власть в Башкирии: «…стоит де царевич Бугай Салтан у озера Иреташа за Исетью в степи, а с ним де стоят изменники башкирцы: сынгранцы, бушкурты, сонгуты, терсяки, айлы» (Дополнения к актам историческим, собранные и изданные археографической комиссией. СПб., 1851. Т. IV, с.

290). Упомянутые в источнике сонгуты (су-унгуты, или «речные унгуты») соответствуют су-унларцам, так называемым башкирам Су-Унларской волости, располагавшейся по течению реки Караидель.

Башкиры древнего рода Унлар ныне проживают в аулах Якуп, Халил, Янсеит, Акбуляк, Юлдаш, Туюш, Тегермен, Абдулла, Маликово, Шамратово, Мата, Караяр, Бурунгут, Дюртюли, Кадыси, Кантон Караидельского района, в ауле Упканкуль Аскинского района, а также в аулах Кашкалево, Старокизганово, Старо- и Новокарагушево, Даутларово и Бакалы Бураевского района РБ.

Салават Ишмухаметович Хамидуллин — историк, к.и.н., журналист.

  • Родился в городе Стерлитамаке в 1968 году.
  • Образование: Башкирский государственный университет (исторический факультет).
  • 1990—1991 годы — корреспондент газеты «Истоки».
  • 1991—1995 годы — редактор молодежной редакции Республиканского ТВ, руководитель творческого объединения «Молодость».
  • С 1995 года — корреспондент программы «Башкортостан», редактор ТО «Гилем», ТО общественно-политических программ, начальник отдела познавательных и исторических программ, руководитель редакции познавательных программ студии БСТ.
  • Автор и телеведущий телепроектов «Историческая среда» и «Клио».
  • Автор ряда документальных фильмов, книг и научных публикаций об истории Башкортостана и башкирских родов. Колумнист «Реального времени».
  • Лауреат Государственной премии РБ им. С. Юлаева, Республиканской премии в области журналистики имени Ш. Худайбердина. Победитель международных и республиканских телефестивалей.

ОбществоИстория Башкортостан

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/102530-kak-potomki-gunnov-okazalis-na-severe-bashkirii—unlar

Какие народы в наше время являются родственниками гуннов

Гунны, «бич Божий» — таинственные народы степей, вторгнувшиеся в Европу на рубеже 4 и 5 веков нашей эры, надолго запечатлелись на страницах хроник, в преданиях и поговорках.

Разнобой по письменным источникам

Вторжение гуннов считается первой волной великого нашествия кочевых народов, продолжавшегося тысячу лет и достигшего своей вершины во времена Чингисхана и Батыя. Гунны были как бы предшественниками этих великих завоевателей на исторической сцене.

Но кем были гунны по происхождению, по этническому родству? На этот счет уже больше двух столетий не прекращаются споры. Многие считают гуннов представителями алтайской семьи народов, родственными тюркам и монголам. Но это мнение основано лишь на аналогии с позднейшими степными завоевателями в Раннее Средневековье.

Другие считают, что гунны были родственны угорским народам Западной Сибири.

На это мнение наталкивает позднейший приход в Европу венгров и отождествление их с гуннами в европейских хрониках, а равно и в преданиях самого венгерского народа.

В таком случае, ближайшими родственниками гуннов являются российские ханты и манси. И совсем даже не венгры, поскольку те сильно смешались на новой родине с европейскими народами, в основном со славянами.

Третьи основываются на возможном тождестве хунну или сюнну, упоминаемых в древнекитайских хрониках, с гуннами и на их локализации в Маньчжурии. Тогда гунны оказываются одним из народов тунгусо-маньчжурской группы.

Наконец, есть версия, согласно которой гунны исходно были одним из народов индоевропейской семьи, жившим в Восточной Европе. Это могли быть кельты, иранцы или славяне. Кельтскую версию родства гуннов выдвинул в 1970-е гг. историк Аполлон Кузьмин.

Тогда современные родственники гуннов живут на дальнем конце Европы, в Ирландии, Шотландии и Уэльсе. В древности кельты имели широкое распространение по Европе, вторгались даже в Малую Азию.

Славянство гуннов на основании описания византийского посла Приска Панийского к гуннскому царю Аттиле в 448 году доказывали еще во второй половине 19 века Иван Забелин и Дмитрий Иловайский.

Современный филолог, Анна Дыбо, приводит гипотезу, по которой гунны были иранским народом, родственным скифам, сарматам и аланам. Тогда самыми близкими к гуннам, учитывая географию, из нынешних народов являются осетины.

Ответ дает палеогенетика

Такой широкий разброс мнений означает, что в письменных источниках отсутствуют какие-то конкретные зацепки, по которым можно было бы точно выяснить родство гуннов с другими народами. Может быть, ответ дадут модные сейчас палеогенетические исследования?

Затруднение состоит в том, что очень мало конкретных захоронений могут быть надежно установлены как гуннские. А если их удается так определить, то не всегда ясно, похоронены там «изначальные» гунны или же представители союзных гуннам народов.

Тем не менее, по нескольким гуннским захоронениям в Венгрии проведены соответствующие исследования. Они дали результаты, поставившие перед учеными не меньше вопросов, чем изучение письменных памятников.

Гуннский «интернационал»

Знатный гунн середины 5 века, чей скелет был исследован на предмет ДНК, показал, что у него была Y-хромосомная гаплогруппа L. Она чаще всего встречается в Западной Индии и очень хорошо совпадает с территорией древнеиндийской (хараппской) цивилизации 3 тысячелетия до н. э. Ее связывают с дравидскими народами.

Еще одна обнаруженная при исследованиях гуннских погребений Y-хромосомная гаплогруппа — Q-M242 — возникла в глубокой древности в Южной Сибири. В настоящее время она распространена по всей Евразии, но почти всюду сравнительно редка. Единственные народы, у которых она встречается довольно часто, — сибирские кеты и селькупы на Енисее.

Гаплогруппа N ведет свое происхождение из Южного Китая, но в настоящее время имеет наивысшую концентрацию у народов евразийской тундры — ненцев, долган, юкагиров, эвенков и др. Гаплогруппа С-М130 возникла в Передней Азии и имеет широчайшее распространение, однако доминирует она у бурят, эвенков и юкагиров.

Наконец, гаплогруппа R1a считается одним из маркеров индоевропейской семьи.

Юкагиры, ненцы, потомки хараппской цивилизации и русские

Что можно сказать на основании этих исследований? Прежде всего, под гуннами современники подразумевали, скорее всего, сборный «интернационал» завоевателей, сложившийся под влиянием многочисленных стихийных переселений народов.

Однако если ядром гуннов действительно были какие-то пришельцы из глубин Азии (а генетические исследования подтверждают такую возможность), то они выглядят родственниками по большей части северных и сибирских народов.

В наше время родственниками гуннов с полным основанием могут себя считать почти все коренные народы азиатской части России, в особенности народы самодийской и тунгусо-маньчжурской групп, а также кеты и юкагиры.

Не исключено, что «гунны» древних хроник уже представляли собой смесь многих народностей Севера и Сибири.

Однако по пути к ним присоединились более южные народы, в том числе какие-то потомки древних индийцев, сохранившиеся в Центральной Азии. Небезынтересно в связи с этим отметить, что на Индию в 5—6 вв. с запада, из пустынь Ирана, нападали некие «белые гунны».

Несомненен также индоевропейский элемент в гуннах, дошедших до Европы. Характерно, что гаплогруппа R1a в Венгрии распространена мало. Наивысшая ее концентрация наблюдается у части славянских народов, а именно у великороссов центра Русской равнины, белорусов и поляков.

Другие «мужские» гаплогруппы из гуннских погребений практически не представлены в современном населении Венгрии. Из чего следует, что претензии венгров на родство с гуннами необоснованны.

Источник: https://cyrillitsa.ru/narody/87452-kakie-narody-v-nashe-vremya-yavlyayutsya-rod.html

Какой национальности были жители империи Хунну?

Считается, что империя Хунну (Сюнну) была «приквелом» гуннской империи, которая исчезла из-за ряда неудач.

Сначала она была побеждена империей Хань и стала зависимым государством, затем произошла серия внутренних конфликтов, которые закончились разделением страны вначале на два государства, а затем на множество других. Последние государства Хунну существовали около II и III веков н.э.

Империя Хунну – страна, частью которой, вероятно, были гунны до ее падения

Какой национальности были эти хунну и на каком языке они говорили?

Этническая и языковая принадлежность хунну неизвестна, существует множество теорий об этом, в том числе:

Енисейская. Хунну были народом, связанным с современными кетами – народностью, которое живёт в современной Центральной Сибири, по берегам реки Енисей. Другое их название – енисейские остяки.

Семья кетов

Монгольская. Так как империя Хунну была расположена в регионе, где проживает монгольское население, некоторые историки считают, что Хунну, вероятно, была монгольской империей более чем за тысячелетие до Чингисхана.

Монгольская девушка на лошади

Тюркская. Древние тюрки могли жить в Западной Монголии до распространения в Сибири и Центральной Азии (но версия их монгольской прародины не получила широкого распространения).

Алтайский шаман

Тунгусская. Тунгусские народности, такие как маньчжуры и эвенки, являются дальними родственниками тюрков и монголов и имеют схожую культуру, поэтому они являются действительной альтернативой двух предыдущих теорий.

Маньчжурский лучник

Иранская. Некоторые считают, что хунну были родственниками скифов (эта гипотеза менее распространена, чем предыдущая).

Осетинский лучник. Так же, как и ягнобцы, люди этой народности, по одной из гипотез, считаются потомками скифов.

Изолированная. Хунну не были связаны с какой-либо группой населения, существовавшей в то время или существующей сегодня. Они говорили на своём, уникальном языке. Эта теория не получила поддержки среди учёных, поскольку она игнорирует многие доказательства, которые предполагают отношения с народностями, упомянутыми ранее.

В Сибири проживали ранее и существуют сегодня множество малочисленных этнических групп.

Многоэтническая и многоязычная. Наиболее вероятная теория – конфедерация различных народов, которые говорили на многих языках, но подчинялись одному правителю.

Забавно, что эти гипотезы были перенесены и переосмыслены во времена Древнего Рима и для гуннов, римляне записали много антропонимов, которые подходят к каждой из гипотез.

Также упоминались культура и религия гуннов (гунны практиковали тенгризм, шаманскую религию, которая до сих пор существует сегодня в Сибири у некоторых народов), а Аттила описывался римлянами как типичный евразийский человек.

В любом случае, гунны порабощали и поглощали другие этнические группы внутри своей многокультурной империи, которая включает уральское (самоеды, прото-венгры, пермяки и финно-угры), славянское, иранское (скифо-сарматское), кавказское и германское (в основном готы) население во время их миграции и вторжения из Сибири.

Теория, согласно которой современные венгры являются потомками гуннов, не что иное, как просто популярный миф, гунны не только не говорили на уральском языке, но генетически отличаются от современных венгров, которые имеют очень мало азиатской / евразийской примеси, фактически доминирующей Y-ДНК (гаплогруппой) у них является R1, которая была принесена древними индоевропейцами за тысячу лет до гуннов и венгров.

Итак, гунны – тюрки или уральцы?

Весьма вероятно, что они были смесью разных народов, но поскольку многие из них объединились после образования гуннского государства, возможно, первоначальные гунны были тюрками или, по крайней мере, другим алтайским этносом, но их уральское происхождение кажется очень маловероятным.

Использованы изображения quora.com

Также читайте: Гунны. Почему о них так мало известно?Аттила. «Повелитель всех гуннов»

Читайте также:  Александр дутов: что случилось с трупом белого генерала

Дорогой друг, спасибо за чтение! Надеемся, ты оценишь скромный труд авторов этого канала. Пожалуйста, поставь лайк, подпишись на наш канал, расскажи о нем в соцсетях. Прокомментируй, дополни прочитанное своим мнением – прошлое неоднозначно и противоречиво, а в споре рождается истина!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/history_2_01/kakoi-nacionalnosti-byli-jiteli-imperii-hunnu-5ca3aa94134d6700b2a48a22

Гунны: самые шокирующие факты

Гунны — народ, внезапно явившийся из глубин Азии, прокатившийся волной по Европе и оставивший о себе множество легенд.

Самым известным гуннским вождём стал Аттила, великий конунг Атли скандинавских саг.

Из Азии в разные времена мигрировало много различных народов, но именно гунны оставили столь яркий след в истории, словно растворившись после загадочной гибели своего самого великого вождя.

Вопросом культуры и происхождения гуннов занимались такие видные учёные, как И.П.Засецкая, Б.В.Лунин, В.А.Кореняко, С.С.Миняев, П.Н.Савицкий, О. Менхен-Хелфен, Т. Хайяши, Т.Барфилд, Н.Н. Крадин, П.Б.Коновалов, Л.Н.Гумилёв.
Что говорят их исследования?

В монгольских степях обитал пра-тюркский народ хуннов, теснимый со всех сторон врагами. Власть у хуннов наследовалась по такому же принципу, как впоследствии у русских князей: от брата к брату, и лишь потом к сыновьям. В третьем столетии до нашей эры шаньюем (правителем) стал Тумань.

Он мечтал избавиться от своего старшего сына Модэ, чтобы передать престол младшему сыну от любимой наложницы. Для реализации этого плана Тумань отправил Модэ заложником к согдам и напал на них в расчёте, что те убьют его сына и избавят от дальнейших хлопот. Но Модэ оперативно оценил ситуацию, убил свою охрану, украл коня и бежал к своим.

Под давлением общественного мнения Тумань выделил старшему сыну 10000 воинов, которых Модэ принялся обучать по новой схеме. Для начала он ввёл в обиход необычные стрелы с прорезью, которые свистели при полёте. Если воины слышали свист стрелы своего принца, они обязаны были немедленно стрелять в ту же цель.

И вот Модэ устроил проверку: выстрелил в своего великолепного аргамака. Тем, кто опустил луки, он отрубил головы. Затем он выстрелил в свою молодую жену. Уклонившиеся также были казнены. Следующей целью стал аргамак его отца Туманя, и выстрелили все до единого.

После чего Модэ убил самого Туманя, его наложницу, сводного брата, и сам стал шаньюем.
Модэ правил державой хуннов 40 лет и возвысил её над всеми окружающими народами.

Несколько поколений спустя ситуация в степи переменилась. Хунны были разбиты и раздроблены. Часть их бежала на запад и примкнула к зауральским уграм. Двести лет два народа жили бок о бок, а затем последовала волна их совместной экспансии. Именно этот смешанный народ стал впоследствии известен под названием «гунны».

Гунны и норманны — два этноса, которые пользовались почти аналогичной рунической письменностью. Речь идёт о тех самых рунах, которые, как говорит Старшая Эдда, бог Один принёс из Азии. Азиатские руны на несколько столетий древнее: они найдены на могилах тюркских богатырей, например, Кюль-Тегина.

Возможно, эти древние родственные связи послужили причиной того, что на территории Европы союзниками гуннов стал ряд германских народов. Конунг Атли – один из излюбленных романтических персонажей скандинавских саг, например, «Песни о Хлёде», где конунг показан в некотором роде подкаблучником.

Действительно, Аттила был в кругу семьи весьма мягким человеком, любящим своих детей и многочисленных жён.

Религией этого кочевого народа было тенгрианство – поклонение Вечному Голубому Небу. Местом обитания верховного божества считалась гора Хан-Тенгри в Тянь-Шане, также существовало много капищ с идолами, литыми из серебра. В качестве защитного символа гунны носили амулеты из драгоценных металлов с изображением драконов.

Среди правящей верхушки гуннов имелся верховный шаман, который испрашивал у божества советы для принятия важных решений. Священными считались стихии: огонь, вода, земля.
Имелся также культ священных деревьев, им в жертву приносились лошади, шкуры которых снимались и распяливались между ветвями, а кровь разливалась вокруг.

Призывая помощь бога войны, хунны применяли очень древний обычай «туом»: расстрел знатного пленника «тысячью стрел». Логично предположить, что и гунны совершали такой же обряд.

Гунны подчинили такие мощные державы той эпохи, как империя остготов и аланский каганат.

Решить загадку успехов «варварского народа» пытались ещё современники: римский центурион Аммиан Марцеллин, византийский философ Евнапий, готские хронисты Иордан и Приск Панийский.

Все они относились к гуннам враждебно и постарались очернить их перед потомками, красочно описывая их некрасивую внешность и варварские обычаи. Однако как могли варвары справиться с сильнейшими государствами той эпохи?

Авторы объясняли успехи гуннов их специфической воинской тактикой: «Аланов, хоть и равных им в бою… подчинили себе, обессилив частыми стычками». Такую тактику использовали массагеты в войне против Александра Македонского: партизанская война лёгкой конницы против тяжёлой пехоты действительно была успешной.

Однако основную воинскую силу аланов составляла не пехота, а мощная, прекрасно обученная тяжёлая конница. Они применяли проверенную сарматскую тактику ближнего боя. У аланов были крепости, которые гунны брать не умели, и оставили непобеждёнными у себя в тылу, хотя инфраструктура каганата была ими разрушена.

Многие аланы бежали на запад и поселились на Луаре.

После подчинения Аланского каганата гунны под предводительством Баламбера вышли на прямое столкновение с остготами короля Германариха. Готы занимали Крым и Северное Причерноморье.

Взять полуостров со стороны поймы Дона гунны не могли: они не были способны сражаться в болотистой местности, которую к тому же оборонял воинственный народ герулов. Никаких средств для переправки армии по морю у гуннов не было.

Таким образом, готы на территории Крымского полуострова ощущали себя в безопасности. Это их и погубило.

Древние славяне – анты, были насильственно подчинены готам и относились к этой ситуации безо всякого энтузиазма. Как только на политическом горизонте возникли гунны, анты примкнули к ним.

Готский летописец Иордан называет антов «вероломными» и считает основной причиной падения готской державы.

Возможно, именно анты снабдили гуннов информацией, которая позволила последним захватить Крымский полуостров вброд со стороны Керченского пролива.

Согласно сообщению Иордана, в 371 году гуннские всадники во время охоты на Таманском полуострове преследовали олениху и загнали её на самый мыс.

Олениха вошла в море и, осторожно ступая и нащупывая дно, перешла на землю Крыма, указав тем самым брод: по этому пути гуннская армия прошла в тыл своим противникам и захватила Крымский полуостров.

Король Германарих, которому на тот момент было более 110 лет, в отчаянии пронзил себя мечом.

Гунны не уничтожили и не изгнали готов, а лишь подчинили своей власти. Преемником Германариха стал Винитарий. У него осталась достаточно мощная армия и структура власти.

Он попытался лишить гуннов их важнейшего союзника и атаковал антов, взял в плен и распял короля Божа с сыновьями и 70 старейшинами. Гунны, в свою очередь, напали на Винитария и убили его в бою на реке Эрак (Днепр).

Часть уцелевших остготов переместилась во владения римлян, остальные подчинились гуннскому вождю.

Если рассматривать гуннов как полудиких варваров, как это делали Иордан и Аммиан Марцеллин, понять секрет их успехов невозможно. Главная причина – талант их вождей, а также уровень дипломатии, который не уступал ведущим европейским государствам.

Гунны отлично знали всю «кухню» отношений окрестных народов, умели получать необходимую информацию и мастерски действовали не только в бою, но и путём переговоров. Империя короля Германариха держалась исключительно на подчинении грубой силе. Вождь гуннов Баламбер привлёк на свою сторону все народы, обиженные и угнетённые готами, а их было немало.

Другие гуннские вожди придерживались аналогичной схемы и не стремились воевать там, где имелся шанс договориться по-хорошему. Ругила в 430 году налаживал дипломатические контакты с Римской империей и даже помогал войсками для подавления восстания багаудов в Галлии.

Рим к этому моменту уже находился в состоянии распада, но многие его граждане примкнули к гуннам, предпочитая их упорядоченную власть произволу собственных чиновников.

В 447 году Аттила со своей армией дошёл до стен Константинополя. Взять мощные укрепления у него шансов не было, но он сумел заключить с императором Феодосием унизительный для того мир с выплатой дани и передачей гуннам части территории.

Спустя 3 года византийский император Маркиан расторг мирный договор с гуннами, но Аттила счёл более заманчивым поход в Галлию: туда ушла часть аланов, которых Аттила желал победить, кроме того, имелась ещё одна причина.

Принцесса Юста Грата Гонория была сестрой императора Западной Римской империи Валентиниана III, её муж мог бы претендовать на императорскую власть.

Чтобы избежать возможной конкуренции, Валентиниан собирался выдать сестру замуж за престарелого и благонадёжного сенатора Геркулана, чего ей совершенно не хотелось. Гонория отправила Аттиле своё кольцо и призыв о вступлении в брак.

И в результате гуннская орда прошла весь север Италии, разграбила долину реки По, попутно разгромила королевство бургундов, и добралась до Орлеана, но взять его гунны не смогли.

Валентиниан не допустил брака Аттилы с Гонорией, сама принцесса избежала пыток, а может быть и казни, только благодаря заступничеству матери.
Причиной ухода гуннов из Италии востоковед Отто Менхен-Хелфен считает начавшуюся эпидемию чумы.

Покинув Италию, Аттила решил взять в жёны красавицу Ильдико (Хильду), дочь короля Бургундии, но умер в брачную ночь от носового кровотечения. Иордан повествует, что вождь гуннов умер от невоздержанности и пьянства. Но в произведениях германской мифологии «Старшая Эдда» и других конунг Атли убит своей женой Гудрун, которая отомстила за смерть своих братьев.

В следующем, 454 году держава гуннов прекратила своё существование. Наиболее выдающиеся сыновья Аттилы – Эллак и Денгизих, вскоре погибли в боях. Но гунны и их знаменитый вождь стали частью истории и мифологии многих народов.

В римской армии военачальник Фабий Аэций ввёл гуннские составные короткие луки с обратным изгибом, хорошо приспособленные для стрельбы с коня.
Предки гуннов – хунны, являются изобретателями стремян: именно от них эта часть сбруи распространилась у остальных народов.

Имена гуннских вождей вошли в моду в Европе и стали привычными: Балтазар, Донат, и конечно Аттила: имя это особо популярно в Венгрии.

Источник: https://russian7.ru/post/gunny-samye-shokiruyushhie-fakty/

С новым годом, гунны!

14 октября Улан-Удэ встречает гуннский Новый год. Удивительно, но эта традиция, которая возрождается в последние годы в Бурятии, дала современному западному миру массу обычаев, соблюдаемых до сих пор. Рассказываем, кто такие гунны на самом деле, почему они отмечали Новый год осенью, как принято веселиться в этот праздник, какой сейчас год по гуннскому календарю и почему приход нового года по-гуннски можно смело праздновать и в России, и в Европе, и в Азии, и в США.   

Откуда взялись гунны и как они «надоедали» китайцам

Современный человек, если он не профессиональный историк, конечно же, о гуннах может вспомнить, пожалуй, что жил такой кочевой народ где-то в пустынных степях далеко-далеко на востоке, ездил на лошадях и, да, был у него знаменитый вождь по имени Аттила, который завоевал полмира и дошёл до Римской империи. А ведь гунны повлияли на развитие и азиатской, и славянской, и европейской, и ближневосточной истории, да и вообще, из-за них началось Великое переселение народов.

Современная история, во всяком случае основная её гипотеза, которую разделяют большинство учёных, говорит, что гунны — это те же хунну: древний кочевой народ, живший где-то с III–II столетия до нашей эры в степях севернее Китая. Во всяком случае, в китайской историографии они упоминаются не ранее V века до нашей эры.

Считается, что это был первый народ, создавший в Центральной Азии обширную кочевую империю. Китайцы в своих летописях не раз их упоминали и даже карты чертили, где хунну живут, потому что крови у населения Поднебесной кочевники попили много. До такой степени, что для защиты от их набегов Цинь Шихуаньди построил Великую Китайскую стену.

Но и это особо не помогало.

Читайте также:  Что оставили американцы в оккупированной россии в 1919 году

Чтобы угомонить соседей, китайцы склоняли хунну к своему образу жизни, пытались как-то образовывать, ублажали богатыми дарами и даже массово отдавали своих принцесс замуж за хуннских вождей.

В общем, использовали всевозможные дипломатические ухищрения. Так продолжалось около пяти столетий, потом хунну постепенно отдалились от китайцев и считались народом вымершим. Но это было не так…

Историки полагают, что в 48 году нашей эры хунну разделились на две ветви: северную и южную. И здесь уже, вероятно, можно хунну называть гуннами. Во всяком случае, помимо созвучия имён на генетическую связь между гуннами и хунну Центральной Азии указывает ряд категорий материальной культуры: луки воины делали сложносоставные, на лошадях одинаковых ездили, скот разводили.

Справедливости ради надо отметить, что происхождение гуннов связывали с монголами, тюрками, но все теории мы перечислять не будем, а расскажем о завоеваниях, чтобы понять, как гунны повлияли на народы мира.

«Бич Божий» Аттила завоевал полмира и 

умер пьяным на свадьбе

В 70-х годах IV века гунны покорили аланов на Северном Кавказе, затем пошли на остготов и разгромили короля Германариха.

После остготов гунны взялись за вестготов, живших в низовьях Днестра, и выгнали их во Фракию (это в восточной части Балканского полуострова, между Эгейским, Чёрным и Мраморным морями), прошлись по Кавказу и опустошили Сирию и Каппадокию. Обосновались в Венгрии и Австрии, совершали набеги на Восточную Римскую империю.

К тому времени в гуннском союзе был уже чрезвычайно пёстрый состав германских и негерманских народов: булгары, остготы, герулы, сарматы и др. Все, кого покоряли и облагали данью, принуждались к участию в военных походах.

Тогда и родился знаменитый Аттила — «бич Божий», «человек, который был рождён потрясти мир», который «сровнял с землёй всю Европу». Во времена Аттилы экспансия гуннов достигла своего апогея, охватив территорию от Волги и Кавказа до Рейна.

Аттила взял десятки городов на Балканах, не раз ходил на Византию, воевал в Западной Римской империи, в 452 году вторгся в Италию, разграбив Аквилею, Милан и ряд других городов.

Готский историк Иордан спустя сто лет в своей «Гетике» так описывал Аттилу:

«Он был горделив поступью, метал взоры туда и сюда и самими телодвижениями обнаруживал высоко вознесённое своё могущество.

Любитель войны, сам он был умерен на руку, очень силён здравомыслием, доступен просящим и милостив к тем, кому однажды доверился.

По внешнему виду низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом, он являл все признаки своего происхождения».

Умер Аттила весьма прозаично, не на поле боя, а из-за носового кровотечения, напившись вина на собственной свадьбе. Тот же Иордан, пересказывая Приска, описал это так:

«Он взял себе в супруги — после бесчисленных жён, как это в обычае у того народа, — девушку замечательной красоты по имени Ильдико. Ослабевший на свадьбе от великого ею наслаждения и отяжелённый вином и сном, он лежал, плавая в крови, которая обыкновенно шла у него из ноздрей, но теперь была задержана в своём обычном ходе и, изливаясь по смертоносному пути через горло, задушила его…»

Похоронили Аттилу с почестями, но тайно, и всех, кто хоронил, убили, чтобы не рассказали, где могила с сокровищами.

Империя гуннов распалась, появлялись отдельные союзы племён. Сами гунны постепенно были поглощены, смешивались с другими тюркскими племенами, аланами, готами, славянами и мадьярами. 

Гунны и Великое переселение традиций

Считается, что гунны спровоцировали по всему миру Великое переселение народов.

Хотя, конечно, главными причинами его являлись и климатические изменения, в частности резкое похолодание, и голод, упадок Римской империи, но одним из важных факторов был тот, что именно гуннский союз племён своим продвижением из глубин Центральной Азии на запад Европейского континента заставлял многие народы перемещаться. И это стало переломным этапом во всей мировой истории.

Начиная с этого времени происходил синтез, интеграция общественных отношений, культур и традиций племён и народов, населявших евразийское пространство. Значит это то, что гуннские обычаи, в том числе и празднование Нового года, в прямом смысле кочевали вместе с гуннами, равно как и традиции других народов приживались у гуннов.

По гуннскому летоисчислению сейчас идёт 2841 год, а 14 октября наступит уже 2842-й. Летоисчисление ведётся со времён первого похода гуннов на Китай. И празднуется Новый год целый месяц. Его так и называют — Цаган Сар (Белый месяц). Точно так же он называется у монголов и некоторых тюркских народов, но даты могут разниться. Так долго отмечают приход нового года гунны не случайно.

«Нам месяц дан, чтобы мы выдали своих дочерей замуж, чтобы посетили своих родственников. Пути-то дальние раньше были. Мы должны были доехать ещё до всех. И сигналом о том, что наступил новый год, для нас был первый снег», — рассказывает руководитель Фонда возрождения исторического наследия «Гуннский фонд» Олег Булутов.

На Руси в это время тоже широко гуляли. У православных 14 октября отмечается Покров Пресвятой Богородицы. А народная этимология само слово «покров» связывает именно с первым снегом, который «покрывал» землю. И с этим событием связано много примет, посвящённых окончанию осени и началу зимы, это время для вечерних девичьих посиделок и свадеб.

Что касается гуннов, то женились они в Цаган Сар не случайно. Наступлению нового года предшествовало «индейское лето» — время падающих листьев, время сбора урожая.

Понятие «индейское лето» вы встретите и у коренных народов Северной Америки, которые, по основной гипотезе, также переселились в Новый Свет из Азии. Только намного раньше первых упоминаний о гуннах.

Сезон жёлтых листьев у североамериканских индейцев звали индейским летом. У американских рокеров The Doors и Джима Моррисона есть песня, которая так и называется — Indian Summer.

К слову, на русский язык это выражение переводится как известное нам «бабье лето».

В общем, с конца лета до 14 октября у гуннской молодежи — время для знакомств и сватанья.

«Почему ещё именно месяц, ни больше ни меньше: с 14 ноября все уже уходят на облавные охоты. В мирное время, а если в военное, то в походы. Если муж уходил в поход, то месяц им с молодой женой отводился на то, чтобы зачать ребёнка», — поясняет Олег Булутов.

Всё успеть было важно, так как не факт, что мужчина вернётся домой после похода. Да и с охоты тоже. Суровые времена тогда были. А потомство после себя нужно успеть оставить.

Свадьба на Новый год была хорошей возможностью поправить своё материальное положение. Невесту выдавали замуж с приданым в половину состояния её семьи. Везли целыми обозами. И считалось, что браки, заключённые на Новый год, очень крепкие.

«Мы сейчас стараемся, вводим эту традицию, чтобы у нас молодёжь именно в это время заключала браки. У нас в Улан-Удэ сейчас на четыре брака — четыре развода. Мы активно стараемся привить эту традицию. Объясняем молодым, что жениться надо в этот месяц, иначе есть риск, что брак может распасться», — рассказывает глава «Гуннского фонда» Олег Булутов.

Новогоднюю ёлку придумали гунны

14 октября гунны наряжали ёлку. Напрасно наши современники считают, что появилась эта традиция лет пятьсот назад в Германии. Она перешла к германским племенам именно от гуннов. Ель выбрали как вечнозелёное дерево. Вокруг неё водили хоровод (ёхор — народный танец-хоровод у бурят). А наряжали свежими охотничьими трофеями или небольшими серебряными украшениями.

Гунны, например, первыми придумали дарить подарки на Новый год. Они считали, что в первое утро нового года на землю спускается бог Йерлу.

Он обязательно заглядывает в жилища, где есть юноши и девушки, которые в наступающем году должны стать совершеннолетними. Подарки представляли собой поделки на разную тематику.

Если, к примеру, мальчику достанется деревянный военный конь, лук или меч — будет хорошим воином, если фигурка ремесленника — значит, ремесленником.

Качество подарков зависело от возможностей родителей. Презиравшие богатство, они внушали детям, что выбор делает Йерлу. Чем лучше оружие, тем более великим воином станет юноша. Поэтому вожди и военачальники у степняков всегда шли в бой в первых рядах.

Было и некое подобие общественных ёлок, которые теперь у нас ставят на площадях. Гуннская знать, бравые воины и шаманы искали под ней не подарки. Украшали такую ёлку весьма странно по нынешним понятиям.

На дерево вешали куски мяса, шкуры, черепа убитых врагов, вокруг разбрызгивали кровь жертвенных животных и пировали. Тем временем шаманы гадали, каким будет наступающий год и что он принесёт народу.

Под конец застолья по кругу пускали чашу с кровью.

На Новый год к потомкам гуннов приходит Саган Убугун (иногда можно встретить написание Саган Убгэн), Белый Старец, которого к тому же считают Хозяином года. В древних мифах его называют богом — супругом Земли. Легенды гласят, что Саган Убугун родился уже стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.

Считается, что с появлением Саган Убугуна приходят в каждый дом мир и благополучие. Персонажей, похожих на Белого Старца, можно встретить в культуре многих других народов земли. Дальним родственником Саган Убгэна можно назвать и нашего Деда Мороза, и финского Йоулупукки, и удмуртского Тол Бабая, и других. Разве что у гуннов он упоминается намного раньше.

А еще гунны на Новый год поздравляли друг друга с днём рождения. Всех поголовно и без исключения. В Цаган Сар прибавляли к своей жизни ещё один год. Не было у них возможности ездить к многочисленным родственникам, чтобы отметить свой праздник или поздравить близкого лично в день рождения. Поэтому все собирались на Новый год и вместе отмечали.

Россия — центр гуннской цивилизации

«Бурятия является центром всей цивилизации гуннов. Россия — это центр гуннской цивилизации. В России археологами найден самый большой город гуннов. Современный Улан-Удэ находится фактически на территории старого города», — уверен руководитель Фонда возрождения исторического наследия «Гуннский фонд» Олег Булутов.

Древнее гуннское городище расположено на берегу реки Селенги, крупнейшего притока Байкала, примерно в 14 км от центра Улан-Удэ. Границы городища хорошо видны со спутника — оно представляет собой узкую, вытянутую с севера на юг котловину шириной 5–7 км, на западе замкнута цепью сопок, а на востоке ограничена низкой поймой, переходящей в современное русло реки Селенги.

Город-крепость, или протогород, был построен в III веке до нашей эры. 500 лет он служил военно-административным, культурным центром империи хунну. На его территории располагались металлургические и ремесленные мастерские, казармы, дома, где проживали мастера — дарханы.

Здесь была и военная школа, где хунны обучали своих грозных воинов. И в самой крепости, и на соседней территории активно велась торговля. Протяжённость города, как выяснили археологи, была не менее 12 км.

Он лежал по берегам рек Селенги и Уды и доходил до центра современного Улан-Удэ (микрорайона Элеватор).

Высокий уровень хуннской культуры подтверждают китайские хроники, согласно которым изделия хуннских мастеров по бронзе, железу и кости ценились очень высоко. Хунну были заинтересованы в меновой торговле, пригоняя на пограничные рынки огромные гурты скота для обмена.

Еще одно важное открытие, сделанное исследователями на основе найденных источников, — связи гуннов с разными азиатскими народами. Так, в культурных слоях хуннских погребений обнаружены греко-бактрийские ткани и бронзовые изделия, персидская бирюза из Ирана и Ферганы.

В Улан-Удэ после возрождения традиции гуннский Новый год будет отмечаться уже в пятый раз. Учитывая, какое влияние оказали гунны на мировую историю, можно смело присоединяться к празднованию и называть его своим вне зависимости от того, потомок ты славян, булгар, бурят или даже остготов. Саган Убгэн придёт и к тебе.

Источник: https://dv.land/spec/s-novym-godom-gunny

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector