Какой брачный возраст был на руси на самом деле

На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Бывало, что возраст жениха был от 12 до 13 лет.

При ранней женитьбе совершенно было естественным, что жених и невеста не знали друг друга до брака.

Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Жених не смел даже сказать, что желает жениться, все решалось родственниками.

Какой брачный возраст был на Руси на самом деле

Обычно отцы и матери жениха лично выбирали девицу, сообщая об этом сыновьям, когда свадьба уже готовилась.Но иногда, первый шаг начинался и со стороны родителей невесты. Желая сбыть дочку, родители засылали к жениху близкого им человека сватом, если родители жениха соглашались, то приступали к сватовству обычным порядком.

Она смотрела, хороша ли невеста, умна ли, «не безъязычна ли и речью во всем исполнена». Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку. Сам жених до свадьбы видеть невесту не мог.

Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

Иногда жених настаивал на том, чтобы самому видеть невесту, если женихом дорожили, то могли и разрешить, но тогда, отделаться, ему было уже почти невозможно. После смотра происходил сговор – первая часть брачного праздника или вступление к торжеству.

Сговорный день назначался родителями невесты. Родители садились друг против друга и несколько минут молчали, так было принято.

Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение.

Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам «делал приданое» или передавал родителям невесту некоторую сумму денег – старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Существовало верование, что лихие колдуны и колдуньи могут внести порчу и нагнать злых духов в тот дом, где рядят свадьбу. Против этого делались разные средства. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. В сенник приносили лари с зерном, бочки.

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты – на ней было плотное покрывало – прообраз сегодняшней вуали. Обычно после 4–5 перемен кушаний посаженый отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых «чесать и крутить», т.е.

венчать. После венчания снова устраивали застолье, невеста была уже открыта, девичий венец сменен на «бабий убор» – повойник, и должна была непременно плакать, а женщины и девицы петь печальные песни.

Перед тем как покинуть свадебный пир муж, в знак своей власти, ударял будущую спутницу своей жизни по спине плетью, полученною от тестя. Это символизировало переход молодой женщины от одного «хозяина» к другому. После этого в положенное время молодой муж уводил суженную в сенник.

Молодых сопровождали все гости и если кто-то случайно перебегал дорогу «свадебному поезду», то мог и попасть под саблю возглавляющего процессию ясельничего.

Оставшись наедине молодым предстояло выполнить еще один старинный обычай: между женихом и невестою происходил обряд разувания, очень древний обряд, дошедший к русским от времен язычества. Он состоял в том, что жена, в знак покорности, должна была снять с мужа сапоги. В одном из сапог была монета.

Если ей удавалось снять прежде тот сапог, в котором была монета, это значило, что ей будет счастье, в противном случае значило, что ей придется угождать мужу и разувать. Другой дошедший вариант обряда разувания супруга, бытовавший в Сибири и за Уралом – жена моет ноги супругу.

Когда молодые в сеннике, а гости пировали в комнате, около сенника ходил с обнаженным оружием ясельничий для предохранения от всякого лиходейства.

Через некоторое время он справлялся о здоровье жениха, если тот отвечал, что в хорошем здравии, это означало, что доброе дело свершилось, ясельничий говорил это гостям и те шли кормить молодых.

После свадьбы еще в течение нескольких дней (порой до месяца – в зависимости от состоятельности семей и местных обычаев) продолжались гуляния.

Какой брачный возраст был на Руси на самом деле

XVI-XIX века

В Российском государстве до XVII века брачно-семейные отношения строились и регулировались на основе Домостроя. Каких-либо фундаментальных документов или указов регулирующих эту сторону жизни населения не существовало. Эпоха правления Петра положила начало развития семейного права, как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Один из первых указов провозглашал принцип добровольности вступления в брак. Согласно этому указу, родственники лиц, вступающих в брак, обязаны были приносить присягу в том, что не принуждали жениха и невесту к браку. В 1714 г.

царь Петр пробует ввести образовательный ценз для дворян вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. А в 1722 г. эта идея обличается в форму Устава, суть которого в том, запрещалось женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».

С этого же года всех приходах священников обязуют регистрировать все акты гражданского состояния.

В середине 40-х гг. этого же столетия Указом Синода запрещаются браки лиц старше 80 лет. «Брак от бога установлен для продолжения рода человеческого, чего от шлющего за 80 надеяться весьма отчаянно». С 1775 г. «семейное законодательство» пополняется новыми правилами.

Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию предшествовало обязательное оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты.

Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами. Возраст для вступления в брак был установлен 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты.

Женщина получает возможность обращаться в суд с требованием защиты от жестокого обращения.

Законодательно устанавливаются личные права и обязанности супругов, принимаются попытки регулировать внутренние отношения супругов в браке. Все официальные документы, касающиеся семейно-брачных отношений, входят в свод гражданских Законов.

Вот, например, что гласят статьи 106 и 107: «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостать и облегчать ей немощи», «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома».

Место жительства супругов определяется по месту жительства мужа, ей вменяется в обязанность следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно.

Начало XX века

В дореволюционной России не существовало единого для лиц всех вероисповеданий «семейного кодекса». Вопросы заключения брака и ведения актов гражданского состояния находились в ведении церкви.

Поэтому лица разных вероисповеданий попадай под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

Парам, принадлежащим к различным конфессиям, для заключения брака требовалось разрешение верховных лиц государства и той церкви, к которой они принадлежали. В большинстве случаев требовалось принятие супругами единой веры.

После революции 1917 г. начинается новый этап развития семейного законодательства. 18 декабря 1917 г. вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состоятся». Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.

Брак, заключенный по религиозному обряду после принятия декрета, не порождал правовых последствий. За браками, заключенными в церковной форме до принятия декрета, сохранялась юридическая сила, и они не нуждались в переоформлении. Условия вступления в брак значительно упростились.

Достаточно было достижения брачного возраста: 16 лет – для женщин и 18 лет мужчин и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались следующие обстоятельства: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вторым важнейшим положением, содержавшимся в этом декрете, было уравнение в правах законных и незаконнорожденных детей.

(В дореволюционной России зачастую признанные незаконнорожденные дети знатных родителей не имели права носить фамилию своего настоящего отца, а только ее сокращенный вариант – один из примеров – Иван Бецкий, известный деятель екатерининских времен – незаконнорожденный сын князя Трубецкого). Кроме того, в соответствии с декретом было возможно установление отцовства в судебном порядке.

Тогда же принят декрет «О расторжении брака». На основании этого декрета бракоразводные дела были изъяты из компетенции церковных судов. Дела о разводе, возбужденные по одностороннего заявлению супруга, были переданы в ведение местных судов.

До революции для получения разрешения на развод требовалось разрешение Синода (семейным парам, исповедавшим православие) или Папы Римского (для католиков). Расторжение брака не приветствовалось церковью и обществом.

Так, например, на того из разведенных супругов, кто признан виновным, накладывалось церковное покаяние, запрет на последующие браки.

22 октября 1918 г. был принят первый «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Законодательно устанавливается, что гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе ЗАГСа, порождает права и обязанности супругов. Брачный возраст остался прежних: 16 и 18 лет.

Перечень препятствий к заключению братца по сравнению с предусмотренным указом 1917 г. был расширен. В качестве препятствия теперь рассматривалось также состояния в другом нерасторгнутом браке.

Четко проводилось различие между разводом, прекращающим брак на будущее время, и признанием брака недействительным, обладающим обратной силой и аннулирующим брак с момента его заключения.

Основаниями для признания брака недействительным считались следующие обстоятельства: заключение брака с лицом, не достигшим брачного возраста; отсутствие согласия на брак одного из супругов; брак между лицами, одно из которых состоит в другом нерасторгнутом браке; наличие запрещенных степеней родства:, брак с недееспособным. Признание брака недействительным осуществлялось в судебном порядке.

Согласно этому кодексу выбор общей фамилии, или двойной осуществлялся самими супругами, тогда как до революции на принятие двойной фамилии или фамилии жены требовалось высочайшее соизволение. Процедура развода еще более упростилась.

Как и прежде, при взаимном согласии супругов развод производился органами ЗАГСа. Дела о расторжении брака по заявлению одного из супругов рассматривались как бесспорные единолично судьей без участия заседателей. В случае неявки обоих супругов дело слушалось заочно.

Никаких доказательств распада семьи от разводящихся не требовалось.

Уравниваются в правах законно и незаконнорожденные дети в отношении родителей и их родственников.

Читайте также:  Какие жертвоприношения шайтану совершали ханты

Мать ребенка, рожденного вне брака, имела право не позднее, чем за три месяца до разрешения от бремени подать заявление об установлении отцовства.

Лицо, указанное матерью, могло в течение двух недель оспорить свое отцовство в судебном порядке. Если заявление матери не оспаривалось, отцовство объявлялось установленным.

II половина XX века

В 1923 г. началась разработка нового кодекса. Проект с первого раза не был принят, и в 1925 г. его вынесли на всенародное обсуждение, был вынесен новый кодекс законов о семье и браке. Спустя год он был принят.

Наиболее существенным нововведением этого Кодекса было придание правового значения фактическим брачным отношениям. Регистрация брака не была отменена, но фактические брачные отношения были во многом приравнены к зарегистрированному браку.

Полного равенства между ними, однако, не было, но в дальнейшем судебная практика их уравняла. Кодекс устанавливал единый брачный возраст для мужчин и, женщин — 18 лет.

Расторжение брака в суде было отменено совсем. Брак расторгался в органах ЗАГСа, причем без вызова второго супруга, ему только сообщалось о факте развода.

Запись об отце внебрачного ребенка производилась по заявлению матери, поданным после рождения ребенка. Никаких доказательств от нее не требовалось. Отцу лишь сообщалось о такой записи и предоставлялось право обжаловать ее в суде в течение одного года.

В 1944 г. принимаются неожиданно регрессивные указы: о запрещении установления отцовства детей рожденных вне брака и о признании брака как существующего только у пар зарегистрированных, а не состоящих в фактическом браке, в связи с чем таким парам требовалось немедленно зарегистрироваться.

Была усложнена процедура развода: брак отныне расторгался лишь в случае признания судом необходимости его прекращения. Сама процедура расторжения брака стала более сложной. Заявление о разводе с указанием мотивов расторжения брака подавалось в народный суд. После этого в местной газете публиковалось объявление о возбуждении дела о разводе.

Народный суд рассматривал дело и принимал меры к примирению супругов.

В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт «Основы законодательства о браке и семье Союза ССP и республик». В целом расхождение между законодательством отдельных республик было не слишком значительным.

С 1969 г. принимается Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим кодексом признавался только зарегистрированный брак.

Фактический брак по-прежнему не порождал никаких правовых последствий. Основанием к разводу считался непоправимый распад семьи. При отсутствии у супругов несовершеннолетних детей или споров по поводу имущества развод по взаимному согласию производился в органах загса.

Существенные изменения в 1995 г. были внесены в правовое регулирование усыновления. Однако с помощью внесения отдельных изменений в КоБС 1969 г.

невозможно было произвести необходимое реформирование семейного законодательства. В связи с этим в 1994 г.

Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и вступил в действие с 1 марта 1996 г.

Ирина Хомченкова, источник edem.ru

Источник: http://www.videolog.ru/publications/wedding/50

Блоги / Блог «Йода»: Типичная невеста: как менялся возраст российских молодожёнов

Какой брачный возраст был на Руси на самом деле Какой брачный возраст был на Руси на самом деле Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Оригинал текста на «Йоде» На прошлой неделе в Чечне сыграли свадьбу главы РОВД с 17-летней девушкой, что вызвало большой общественный резонанс. Кроме неформального двоежёнства, событие заставило поднять вопрос о допустимости права заключать браки с несовершеннолетними. Сейчас регистрировать брак до 18 лет можно только в особых случаях. Мы решили посмотреть, как менялся возраст брачного дебюта в истории России.

Россия — страна традиционного типа брака. Традиционность характеризуется, в том числе, ранним возрастом вступления в брак.

Первую статистику возрастной характеристики браков начали собирать в XIX веке. По ней можно заметить разницу между вступлением в брак в разных частях страны.

В южнорусских областях выходили замуж заметно раньше, чем на севере, в 18 лет заканчивался возраст социальной нормы для брака. В северорусских областях гулять позволялось до 27 лет, в Сибири верхняя планка — 21 год.

К минимальному порогу отношение было более-менее стандартным — 16 лет.

В Петербурге брак больше был похож на европейский, чем в провинции: вступали в него позже и чаще имели потомство вне брака — к концу XIX века в Петербурге до трети дети рождались вне зарегистрированного сожительства.

Возраст, с которого позволялось регистрировать брак по церковным правилам, часто менялся. Пётр I вмешался в процесс со стороны государства и на европейский манер повысил порог до 20 лет для мужчин и 17 лет для женщин. Он же отменил правило, по которому хозяин мог запретить крепостным заключать браки.

При Екатерине II в 1774 году, согласно решению Синода, предписывалось ограничивать возраст до 15 лет (юноши) и 13 лет (девицы). Регистраторы обязаны были отслеживать физическое состояние невест — допускались они к браку после освидетельствования на зрелость.

К представителям церкви обращаться в этом плане было выгоднее — они чаще оценивали невест как годных к браку.

На Кавказе возраст вступления в брак не сильно отличался от южнорусских крестьянских районов. В том числе и в Чечне. Когда имам Шамиль в первой половине XIX века установил, что девушки должны выходить замуж «по шариату» в 15 лет, старики начали протестовать — для чеченцев этот возраст не считалсясовершеннолетнем. У других кавказских народов брачный возраст если был меньше, то не намного.

В 1830 году государство поднимает возраст снова, уже окончательно: 18 лет для мужчин и 16 для женщин. Позднее епархиальным архиереям разрешили по усмотрению допускать до брака тех, кому не хватает менее полугода до совершеннолетия.

Для кавказцев сделали исключение: жених может вступать в брак с 15 лет, невеста — с 13. Предельный возраст также существовал — 82 года. Разница в возрасте тоже отмечалась.

«Священникам полагается внушать желающим вступить в брак, у которых большая разница в возрасте, что таковой брак имеет ряд неудобств» — но в венчании не отказывалось.

В 1897 году была проведена первая всеобщая перепись населения страны, которая позволила оценить состояние брачных отношений жителей Российской империи. По ней, средний возраст вступления в брак для женщин оценивается в 21,4 года, а для мужчин — в 24,2.

Уже тогда было заметно, что российские семейные традиции отличаются от западноевропейских. В 1900 году позже всех в Европе вступали в брак в Швеции, Нидерландах и Англии. К примеру, шведки сто лет назад первый раз выходили замуж в 27,5 лет.

Восточная Европа до такого уровня не добралась до сих пор. Совсем неожиданно выглядит и доля шведов, которые к 50 годам не состояли в браке: 19% женщин и 13% мужчин.

С показателями Российской империи (здесь без брака к 50 лет доживали только 4,5%) было сходно население Греции, Венгрии и Румынии.

В начале XX века браков становится меньше, а возраст вступлении в них в центральных районах европейской России повышается. Трансформацию связывают с результатами промышленного переворота и ростом числа людей, работавших в городах.

Ранние браки до 20 лет заметно чаще заключали женщины, чем мужчины. Перед революцией из-за Первой Мировой войны количество браков падает до предела.

Резкий рост начнётся уже в 1918 году, ещё до окончания политического и экономического кризисов.

В первые годы после прихода к власти большевики пытались изменить традиции. Они отобрали у церкви право регистрировать браки и сделали из них чисто гражданские процедуры.

Оформление стало легче и быстрее. Как и фиксация разводов: для них даже не нужно было согласия обоих супругов.

Возраст, позволяющий вступать в зарегистрированное сожительство, остался прежним (18 лет для мужчин и 16 для женщин).

Традиционная форма семейной жизни провозглашалась пережитком. В новом коммунистическом мире брак должен был быть отменён, а быт — стать общим. Идеологи отказа от семьи на умы влияли. Касалось это, в основном, молодого городского населения и женщин. В 1920-х проводились опросы студентов.

Среди женщин оказалось больше отрицающих брак, чем у мужчин. Студенты чаще жили в зарегистрированных отношениях, чем студентки. Но при этом учащиеся вузов были сторонниками длительных отношений.

В московской «творческой интеллигенции» в 1927 году против института семьи высказывались 23,5% опрошенных женщин и всего 6% мужчин.

Но на возрасте вступления в брак и количестве браков это отразилось несильно. По некоторым подсчётам, коэффициент брачности в РСФСР в 1925 году был даже выше, чем двумя десятилетиями ранее.

Правда, затем интерес к регистрации брака стал падать, опустившись до минимальных показателей ещё до начала Великой Отечественной войны. В 1935 году количество разводов было в 68 раз больше, чем в 1913 году, средняя длительность брака при разводах составляла пять лет (для сравнения в 2000 году было 10 лет).

Рекорд количества разводов на 1000 супружеских пар 1927 года будет держаться до 1960-х годов. В 1930-х государство развернулось спиной к сторонникам свободного брака — общий быт создать пока было невозможно хотя бы из-за уровня экономического развития. Началась многолетняя политика семейного пуританства.

Похоже, что для последнего поколения, рождённого в Российской империи, война и сталинская коллективизация стали главными окружающими помехами для нахождения постоянного официального партнёра. Вероятность заключить брак в эти исторические периоды была ниже ожидаемой.

Самым тяжёлым периодом XX века для российских брачных отношений стали военные и послевоенные годы. Демографы называют это деформацией брачного рынка — целое поколение женщин не смогло найти себе законных мужей и заключить брак «вовремя».

1940-е был установлен рекорд по возрасту вступления в первый брак, который не побит до сих пор: к 1950 году мужчины в среднем заключали первый брак почти к 30-летнему возрасту, а женщины — в 27 лет.

В холодном ноябре 1941-го года был введён знаменитый налог на бездетность и безбрачие, просуществовавший до 1990-х годов. Это один из примеров попытки отрегулировать демографию напрямую — «кнутом», а не «пряником». Насколько он был эффективен, сказать сложно. Поколение, чья молодость пришлась на середину XX века, по российским меркам осталось самым безбрачным.

Постепенно возраст первого брака снижался. Среди причин, которые влияли на этот процесс, не только нормализация брачного рынка, но и социально-экономическая специфика советского общества. Например, в 1970-х проводилась политика увеличения доли учащихся в ПТУ.

Срок обучения в них, по времени более короткий, чем в вузах, не мог позволить удлинить период от получения образования до брака.

В Советском Союзе того времени получение диплома и свадьба традиционно шли друг за другом, а треть отношений завязывались во время учёбы или работы.

Социальные преференции в виде решения вечно актуального жилищного вопроса и лояльного распределения на работу — другие поводы поторопиться с созданием официальной семьи. Такие «пряники», как получение квартиры или работа в городе места учёбы могли помочь решить актуальные для молодых проблемы.

Перестройка и распад Советского Союза характеризовались снижением брачного возраста. Удивительно, но он откатился на дореволюционный уровень. К 1990-му средний возраст вступления в первый брак женщины оценивался как 21,9 года, мужчин — 24 года.

Эта статистика подтверждается долей ранних браков. Среди женщин 20-летнего возраста к концу 1980-х в браке состояло до 40% — наивысший уровень за послевоенный период.

В дальнейшем статистика опустила возраст молодожёнов ещё ниже. В начале девяностых возраст женщин при первом браке был сопоставим с данными по переписи 1897 года, а мужчин — и вовсе ниже, чем в Российской империи. В 1993 году произошёл отскок, и возраст стал повышаться.

Социальные потрясения, с одной стороны, влияли на возраст первых браков, а с другой, экономический кризис 1990-х понизил брачность. Коэффициент разводов в это время стал повышаться, но достигнет пика он уже при экономическом подъёме первых пяти лет 2000-х.

Наблюдаемое тогда раскрепощение нравов понизило возраст сексуального дебюта. А поскольку заключение брака часто сопровождается фактом беременности, то и повод появлялся раньше. По опросам женщин, тридцать лет назад только половина пар пользовалась контрацепцией.

Доля тех, кто выходил замуж беременными, в последние 20 лет советской власти, оценивались в 30-40% (среди ранних браков — до 60%).

Ещё немного и даты начала отношений, зачатия ребёнка и заключения брака могли начать совпадать у половины населения страны, за которым наблюдала статистика.

Продолжение материала о нашем времени, подробные графики и больше фотографий — в оригинале материала на «Йоде»

Читайте нас в Твиттере, ВКонтакте, Фейсбуке

Источник: https://echo.msk.ru/blog/yopolisnews/1553260-echo/

Эволюция брачного возраста на руси

С.В.Кириленко

Аннотация. Проблемы правового регулирования брачного возраста были всегда. Автор данной статьи попытается проанализировать исторический аспект становления конкретных цифр брачного возраста, с чем связано его снижение и повышение, почему в современной России так остро стоит этот вопрос, и внести конкретные предложения по правовой проблематике данной темы.

Ключевые слова: брак, возраст, эволюция, история, законодательство.

«Historia est magistra vitae» («История — наставница жизни»), — говорили древние1.

Читайте также:  Руда, уголь, «чёрный янтарь»: чем богата крымская земля

В современном обществе есть установленные законодательством и жизнью правила, которые пришли к нам не сразу, а претерпевали длительный путь изменений в каждую конкретную эпоху.

Только оглядываясь назад, мы можем делать правильные выводы и формировать новые взгляды на происходящее вокруг нас не только в социальной сфере, но и политической, экономической и других.

Тема данного исследования выбрана не случайно, так как вопросы правового регулирования брачного возраста в современной России остаются по сей день.

Россия — многонациональное государство, а брачный возраст на Руси менял свою планку то в сторону уменьшения, то увеличения по ряду различных факторов, проявляющихся в разные исторические периоды, которые были охарактеризованы конкретными событиями.

  • Чтобы прийти к логическому умозаключению по вопросам правового регулирования брачного возраста на сегодняшний день и попробовать внести ясность по данной проблеме, надо заглянуть в прошлое и решить ряд задач:
    — проанализировать момент становления института брака на Руси;
    — выявить ряд закономерностей, которые влияли на брачный возраст в исторической периодизации;
    — определить наиболее лояльные подходы к установлению брачного возраста в дореволюционное и советское время;
  • — сформулировать свой подход к определению брачного возраста в современной России.

Древнерусское государство образовалось в IX — начале XII вв., как закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно-общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки»2.

В первую очередь нужно определить точку отсчета, с какого момента можно начинать говорить о проблематике брачного возраста. По мнению автора, поднимать данные вопросы надо с момента ассимиляции византийской культуры в культуру славян.

Языческие взгляды на семейные отношения стали меняться после принятия христианства на Руси в 988 г. Однако долгое время свадебные ритуалы проводились под влиянием языческих традиций, а на процесс формирования христианских норм брачно-семейного права также большое влияние имело византийское законодательство.

Чтобы заключить брак в Древней Руси, необходимо было соблюдение определенных правил, которые предполагали церковные каноны. Одним из самых важных условий для вступления в брак считалось требование о достижении женихом и невестой брачного возраста, которое давало бы молодоженам полноценную возможность, а также на законных основаниях создать собственную семью.

Брачный возраст в древние времена имел большое значение, так как отсутствие брачного совершеннолетия являлось препятствием к заключению брака.

Заглядывая в византийское законодательство, первым делом стоит обратиться к «Эклоге» , созданной в первой половине VIII в. «По мнению русского византиниста В.Г.

Васильевского «Эклога» имеет первостепенное значение не только в истории римского права, но и «в общей истории человечества» .

Согласно «Эклоге», для вступающих в брак определен возраст 15 лет для мужчин и 13 лет для женщин. Если посмотреть нормы «Про- хирона», созданного Василием I Македонянином в 879 г., то там этот возраст снижен на год, 14 лет для мужчин и 12 лет для женщин.

«Про- хирон» повторял большинство постановлений и приложений «Эклоги». Оба эти источника вошли в «Кормчую Книгу», которая пользовалась популярностью на Руси.

Согласно летописям, на практике браки заключались еще в более раннем возрасте, однако брак, заключенный до достижения церковного совершеннолетия, считался не действительным и подлежал расторжению.

В Российской империи не было единого для лиц всех вероисповеданий «семейного кодекса». Все вопросы относительно семейных отношений были в руках церкви.

По этой причине существовали некоторые трудности, так как люди разных вероисповеданий оказывались под действием разных законов и должны были соблюдать предписания своей религии.

Чтобы заключить брак людям с разным вероисповеданием, требовалось разрешение церкви, к которой каждый из них принадлежал, а кроме того согласие верховных лиц государства. Как правило, таким будущим супругам необходимо было принять единую веру.

До XVII в. не имелось базовых документов или указов, которые регулировали бы брачные отношений в Российском государстве, поэтому в те времена люди пользовались «Домостроем». Начиная с правления Петра I началось развитие семейного права как одной из составляющих общей правовой структуры государства.

Регламентация брачного возраста в законе была необходима не только ввиду физических целей брака (рождение детей), но и моральных, т.е. для того, чтобы можно было предположить в брачующихся ясное сознание и свободную волю при решении вопроса о браке .

До XVII в. нормы о брачном возрасте определялись церковными канонами, но постоянно изменялись. С XVIII в. государство стало вмешиваться в вопросы регулирования брачного возраста, однако и в XVIII и даже начале XIX в., установленный законом брачный возраст все равно колебался.

Например, указ Петра I о единонаследии устанавливал брачный возраст для мужчин в 20 лет, а для женщин — в 17. Эта норма утратила силу после отмены указа. В 1774 г. Синод предписывал духовенству разведывать, «чтобы они возраст имели, юноши не менее 15 лет, а девицы в 13 лет» .

Возраст, назначенный этим указом, в XIX в. был признан чрезмерно низким, и в 1830 г. уже не церковным, а государственным законом были установлены новые сроки: «Запрещается вступать в брак лицам мужского пола ранее восемнадцати, а женского шестнадцати лет от рождения».

Но в необходимых случаях епархиальный архиерей, согласно указу 1857 г., мог по своему личному усмотрению разрешить брак, если жениху и невесте «недостает не более полугода до узаконенного на сей случай совершен- нолетия» .

Общий срок брачного совершеннолетия был снижен для «природных» жителей Закавказья, которым дозволялось вступать в брак по достижении женихом 15, а невестою 13 лет.

Позднее особый возраст брачного совершеннолетия был установлен для офицеров. Офицерам, состоящим на действительной военной службе, во всех без исключения войсках, военных управлениях, учреждениях и заведениях не дозволялось вступать в брак ранее 23 лет и ранее выслуги не менее двух лет в той воинской части, где они женятся .

Кроме того, существовала проблема в том, что помимо гражданского совершеннолетия существовало также церковное совершеннолетие, как пережиток прежде действовавших исключительно церковных законов. Так, указ Синода 1774 г., о котором говорилось выше, никто не отменял, и для мужчин и женщин церковным совершеннолетием признавался возраст в 15 и 13 лет, соответственно.

Вопросы такого наложения двух возрастов брачного совершеннолетия решался следующим образом: решающее значение имело церковное совершеннолетие — если оказывалось, что брак повенчан до достижения женихом или невестой церковного совершеннолетия, то брачующиеся должны были быть разлучены от сожительства.

Это разлучение продолжалось до достижения ими гражданского совершеннолетия, когда они могли возобновить брак .

Все переменилось с приходом Советской власти. Согласно Декрету от 18 декабря 1917 г., гражданский брак совершался на основании следующих правил о возрасте: «заявления о желании вступить в брак не принимались: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского — 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могли вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет».

Через некоторое время стало ясно, что декреты не могут урегулировать все вопросы брака и семьи. Требовалось принятие кодифицированного закона. Таким нормативным актом нового государства стал Кодекс законов РСФСР об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве, принятый 16 сентября 1918 г. ВЦИК. Брачный возраст был установлен для мужчины 18 лет, для женщины 16 лет.

Переход РСФСР к мирному времени и к новой экономической политике вызвал необходимость принятия нового семейного кодифицированного закона. Изменения, происшедшие в обществе, следовало закрепить законодательно.

Эти изменения получили отражение в нормах Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР (далее КЗоБСО РСФСР), принятого 19 ноября 1926 г. и введенного в действие с 1 января 1927 г. Согласно КЗоБСО 1926 г.

, брачный возраст устанавливается в 18 лет.

В 1968 г. впервые был принят общесоюзный семейно-правовой акт — Основы законодательства о браке и семье Союза ССР и республик. Брачный возраст устанавливается в 18 лет. Законодательством союзных республик может быть предусмотрено снижение брачного возраста, но не более чем на два года.

Если посмотреть современное законодательство России, то ст. 13 Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ)  установлены следующие положения:
1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

СК РФ закрепляет положение о том, что брачный возраст устанавливается в 18 лет. Он совпадает с возрастом наступления гражданской дееспособности гражданина в полном объеме, как это предусмотрено ст.

21 Гражданского кодекса Российской Федерации . Необходимо уяснить, что, лицо, не достигшее 18 лет, считается несовершеннолетним ребенком.

Установленный брачный возраст обусловлен тем, что, лица, вступающие в брак, уже достигли необходимого уровня социальной зрелости.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации . К настоящему времени целый ряд субъектов Федерации приняли такие законы (к их числу относятся Московская область, Новгородская область, Ростовская область и др.).

Вступление в брак несовершеннолетнего приводит к тому, что он приобретает, кроме семейной правоспособности, также гражданскую дееспособность в полном объеме. В случае расторжения брака дееспособность несовершеннолетнего сохраняется.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

1. В исторической периодизации брачный возраст заметно колебался от очень ранних лет до старшего возраста. В первую очередь это связано с неспособностью определить назначение создания семьи и недостаток информации у наших предков.

Можно вспомнить Библейскую историю о том, что когда Господь произвел первых людей на свет (и других «тварей»), наказал им плодиться и размножаться. Это означает, что древние люди, люди средневековья ожидали, когда в физиологическом плане девушка становилась женщиной и могла произвести на свет потомство.

Одно прослеживается совершенно четко тот момент, что во все времена брачный возраст для невесты всегда устанавливался ниже, чем брачный возраст для жениха. Помимо физиологичной стороны данного вопроса, это еще и нравственная проблема, так как молодые люди в 13, 15 лет, а то и в более раннем возрасте еще совсем юны, дети.

Вряд ли в таком возрасте можно было понять цели создания семьи, как и в настоящее время. Дети рождаются не для создания семьи, а семья создается для объединения двух людей и рождения у них детей.

2. Российское государство — огромное по своей территории, объединяющее множество различных наций, ведь так сложилось исторически при объединении земель. Культуры разных народов накладываются одна на другую. Какие-то части нашего государства более современны, «смотрели на запад», а где-то преобладают «кровные традиции».

Соответственно, можно понять, почему у некоторых народов нашего государства снижен брачный возраст. То, что законодатели Кабардино-Балкарии и Татарстана приняли решение о поправках в республиканское законодательство о возрасте, вполне объяснимо, так как там ранние браки являются национальной традицией, и девочки уже в 14 лет считались невестами.

Читайте также:  Сколько в россии есть подземных городов

Это объясняет наличие законов лишь в некоторых субъектах РФ о возможности вступления в брак, не достигнув 16 лет при особых обстоятельствах. Однако, если предположить закрепление изменений в ст.

13 СК РФ о том, чтобы на федеральном уровне разрешать вступление в брак с 14 лет, это может привести к злоупотреблениям, а также к возможности избежать уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности личности.

3. На сегодняшний день несовершеннолетние родители обладают правом быть представителями своих детей. По мнению автора, норма не учитывает, что молодые люди, заключив брак в юном возрасте, как правило, не достигли необходимой зрелости для создания семьи.

По этой причине предлагается закрепить в законе, что в случае рождения ребенка у малолетних, законными представителями ребенка с правами опекунов становятся либо родители несовершеннолетних родителей, пока последним не исполнится хотя бы 16, либо представитель органов опеки и попечительства, который будет впредь назначаться ребенку в обязательном порядке.

4. Некоторые правоведы предлагают повысить брачный возраст до 21 года. Автор данной статьи не видит в этом смысла, так как это не решит ни одну проблему на сегодняшний день. Особые условия всегда будут возникать, когда, например, малолетние становятся родителями. Увеличение брачного возраста лишь усугубит данные проблемы.

5. Автор видит решение подобных проблем в следующем: необходимо повышать общие моральные ценности, больше говорить с подростками, рассказывать о последствиях необдуманных решений и порывов сердца. В первую очередь, такой диалог должен проходить в стенах дома, в семье. Чем больше в нашем мире воспитанных людей, тем меньше подобных проблем, не говоря уже про уголовные преступления.

6. Закон предоставляет органам местного самоуправления возможность разрешать заключение брака лицам, достигшим 16 лет, не только в особенных случаях. Любые другие причины могут стать поводом к заключению брака, если органы местного самоуправления решат, что они уважительные.

По мнению автора, подобные решения возможны, только если принимать во внимание обстоятельства каждого конкретного случая.

Органам местного самоуправления дана безграничная свобода в этом вопросе, тем более, данные органы не относятся к органам власти.

Необходимо оценивать критерия значимости обстоятельств каждого конкретного случая и, безусловно, исходить из интересов несовершеннолетних брачующихся.

Автор видит необходимым внести поправку в п. 2 ст. 13 в СК РФ и изложить ее в следующей редакции:
«2. При наличии особых обстоятельств, органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, но не ниже четырнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Примечание. Под особыми обстоятельствами следует считать наступление беременности у невесты, рождение невестой ребенка».

Библиографический список

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/ehvoljucija_brachnogo_vozrasta_na_rusi/43-1-0-6311

Христианский брак в Древней Руси

       С принятием в 988 году христианства на Руси и передачей церкви монопольного права на регулирование брачно-семейных отношений, взгляд на брак в Древней Руси постепенно начинает меняться, переходя от языческих взглядов на семейные отношения к христианским. Христианская религия  стремилась придать браку возвышенное духовное значение, оно рассматривало брак как одно из религиозных таинств, во время совершения которого и обязательно при исполнении установленных церковью обрядов на молодоженов нисходит божья благодать.

       На процесс формирования христианских норм брачно-семейного права и свадебных ритуалов в Древней Руси большое влияние оказывали как древние языческие традиции, так и византийское законодательство о семье и браке.

  Для заключения христианского брака в Древней Руси, согласно церковным канонам, необходимо было соблюдение определенных требований.   К ним относились возраст жениха и невесты, а также согласие на брак молодоженов и их родителей.

Препятствия, которые могли служить основанием для признания брака недействительным, это наличие священнического сана, монашество, превышение разрешенного количества заключаемых браков (три), виновность в расторжении предыдущего брака, физическая неспособность к семейной жизни, недопустимый возраст брачующегося и отсутствие согласия на него родителей, кроме этого, пребывание жениха и невесты в родственных отношениях, отсутствие их взаимного согласия на вступление в брак, а также нехристианское вероисповедание одного из молодоженов.

     Важнейшим условием для заключения брака являлось достижение женихом и невестой брачного возраста, дающего им возможность на законных основаниях создать собственную семью.

В Древней Руси брачный возраст определялся исходя из норм византийского права, согласно которому брачный возраст устанавливался с 15 лет для юношей и 13 лет для девушек.      Имеются сведения о брачном возрасте 40 князей и 13 княжон при вступлении в первый брак в Древней Руси.

  Наибольшее количество женихов (57,5 %) имели возраст от 15 до 20 лет. Невесты в большинстве своем выдавались замуж в возрасте до 17 лет (92,2 %). Средний возраст вступающих в брак (19,5 для юношей и 12,8 для девушек) практический соответствовал установленным нормам.

Тем не менее 10 % князей и почти половина (46,1 %) княжон вступили в брак с нарушением установленных возрастных ограничений. Так, владимирский князь Всеволод Юрьевич (XII — нач XIII вв.) женил своего сына Константина, когда тому исполнилось всего 9 лет, а сын новгород-северского князя Игоря Святославича (вторая половина XII в)  Святослав вступил в брак в возрасте 11 лет.

Еще больше отступлений от закрепленных церковью норм брачного возраста было при выдаче замуж княжон. Дочь владимирского князя Михаила Юрьевича (вторая половина XII в.) Елена была выдана замуж, когда ей исполнилось всего три года. Приблизительно в таком же возрасте была просватана дочь киевского князя Святополка Изяславича (конец XI – начало XII вв.

) Сбыслава, но в брак она вступила позднее, в возрасте 7 или 8 лет. Суздальский князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо выдал замуж свою дочь Верхуславу в 8 лет. Как сообщает летописец, «плакася по ней отець и мати, занеже бе мила има, и млада соущи, осми лет». Аграфена, дочь потомка рода черниговских князей Ростислава Михайловича (XIII в.) венчалась в возрасте 9 лет.

     Столь ранние браки в Древней Руси имели, скорее, политический характер, нежели личный. Их заключение чаще всего было связано с необходимостью породниться семьями, укрепить мирные соглашения или расширить международные контакты.

Совместную жизнь таких детей-супругов нельзя назвать супружеской в полном смысле этого слова. Все их отношения исчерпывались отношениями к родителям или старшим членам той семьи, в которой они жили после вступления в брак.

Несмотря на то, что духовенство отрицательно относилось к заключению таких ранних браков, они все же сохранялись на Руси продолжительное время. Даже в начале XV в.

митрополит Фотий в своем послании в Новгород настоятельно приказывал, чтобы «не венчали девок менши двунацати лет, но венчайте, как на третьенацатое лето поступить».

    Еще одним необходимым условием для вступления в христианский брак в Древней Руси по византийскому законодательству было согласие брачующихся и их родителей или родственников.

В языческом обществе продолжительное время брак являлся, прежде всего, имущественной сделкой между родителями жениха и невесты, поэтому согласия молодых людей на брак за очень редким исключением (как, например, сватовство князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде) не спрашивали.

Но и после принятия христианства отношение к браку и согласию на него самих брачующихся оставалось неизменным, особенно в случае заключения его между малолетним женихом и невестой, исключающим саму возможность обдуманного добровольного согласия.

    Даже браки взрослых, по понятиям того времени, детей (как дочерей, так и сыновей) в княжеских семействах, судя по многочисленным упоминаниям в летописях, также весьма часто заключались по воле родителей: «Изяславъ отда дчерь свою Полотьскоу за Борисовича за Рогъволода»; «Ростислав Смоленский прося дочери оу Святослава оу Олговичи за Романа сына своего Смоленьскоу и ведена бысть из Новагорода в неделю по водохрещахъ»; «Святославъ Всеволодичь ожени 2 сына. За Глеба поя Рюриковноу, а за Мьстислава Ясыню из Володимеря Соуждальского Всеволжю». В случае если взрослый сын самостоятельно находил себе невесту, он все равно должен был получить разрешение родителей на брак. Так, сын Юрия Долгорукого Мстислав «в Новгороде улюбя себе в супружество дочь знатного новгородца Петра Михайловича, просил отца своего о позволении, которое получив, учинил брак с веселием великим».

    При отсутствии родителей их полномочия в вопросах заключения брака в Древней Руси перекладывались на ближайших родственников, прежде всего братьев и дядьев. При всей консервативности традиции заключения брака случались и исключения.

Иногда любовь родителей к детям была настолько велика, что они оставляли им возможность самостоятельно выбирать себе спутника жизни. Так, волынский князь Владимир Василькович (XII в.

) в своем предсмертном рукописании завещал не отдавать свою любимую приемную дочь Изяславу замуж против ее воли, «но кде боудеть княгине моей любо, тоуототь ю дати».

    Требование церкви придерживаться всех византийских постановлений, касающихся заключения брака, привело к появлению в Церковном Уставе Ярослава Мудрого (конец X – начало XI вв.

)  ряда статей, говоривших о необходимости свободного волеизъявления лиц, вступающих в брак: «Аже девка не всхочеть замуж, а отець и мати силою дадут, а что створить над собою — отець и мати епископу в вине, а истор има платити. Тако же и отрок».

Другими словами, в Древней Руси родители несли ответственность за насилие над детьми в вопросах брака лишь в том случае, если последние либо совершали самоубийство, либо покушались на него.

   Согласие родителей, по всей видимости, имело решающее значение лишь при заключении браков в среде знати. В низших же классах древнерусского общества в основе брака, вероятно, лежали, прежде всего, взаимные симпатии жениха и невесты, а не желание их родителей.

Объясняется это не столько отсутствием необходимости заключения «династических браков» среди низших слоев населения (их представители могли устраивать подобные браки с целью получения дополнительных рабочих рук), сколько длительным сохранением пережитков язычества, прежде всего свободы общения полов во время языческих празднеств, нередко сопровождавшихся умыканиями по взаимному согласию. Угроза бегства заставляла родителей считаться с волей своих детей при заключении брака.

   Служилым людям в Древней Руси для заключения брака требовалось разрешение князя, остальным — «местного начальства» (т.е. представителя княжеской администрации). Это требование появилось в связи с тем, что на Руси брак считался делом не только личным, но и общественным.

Подобное требование сформировалось на основе обычая сообщать главе рода или «начальству» о своем намерении. Эту точку зрения косвенно подтверждает существование так называемой «венечной» пошлины, вносимой князю женихом и невестой, которая, вероятно, являлась платой за разрешение на брак.

Источник: http://family-abc.ru/istoriya-semi/item/40-hristianskiy-brak-v-drevney-rusi

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector