Крестик с распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Крест — символ искупительной жертвы Христа — не только знаменует нашу принадлежность к христианству, но через него нам ниспосылается спасительная Благодать Божья. Поэтому он является важнейшим элементом веры.

Будь то старообрядческий крест или один из тех, что приняты в официальной церкви — они в равной степени благодатны. Их отличие чисто внешнее, и обусловлено лишь сложившейся традицией.

Постараемся разобраться, в чём оно выражено.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Отход старообрядцев от официальной церкви

В середине XVII века Русская Православная Церковь пережила сильнейшее потрясение, вызванное реформой, проводимой её предстоятелем Патриархом Никоном. Несмотря на то что реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону богослужения, не касаясь главного — религиозной догматики, она привела к расколу, последствия которого не заглажены по сей день.

Известно, что, войдя в непримиримые противоречия с официальной церковью и отделившись от неё, старообрядчество недолго оставалось единым движением. Разногласия, возникшие между его религиозными лидерами, стали причиной того, что вскоре оно распалось на десятки группировок, именуемых «толками» и «согласиями». Для каждого из них был характерен свой старообрядческий крест.

Особенности старообрядческих крестов

Чем же крест старообрядческий отличается от обычного, того, что принят у большинства верующих? Здесь нужно отметить, что само понятие весьма условно, и речь может идти лишь о тех или иных его внешних особенностях, принятых в религиозной традиции. Старообрядческий крест, фото которого представлено в начале статьи, является наиболее распространённым.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Это восьмиконечный крест внутри четырехконечного. Такая форма была широко распространена в русской Православной Церкви в середине XVII столетия к моменту начала раскола и находилась в полном соответствии с каноническими требованиями. Именно её раскольники сочли наиболее соответствующей понятиям древнего благочестия.

Восьмиконечный крест

Саму же восьмиконечную форму креста нельзя считать исключительной принадлежностью старообрядчества. Подобные кресты распространены, например, в Русской и Сербской Православных Церквях.

Наличие в них, кроме основной горизонтальной перекладины, ещё двух объясняется следующим образом. Верхняя — небольшая перекладина — должна изображать табличку, прибитую вверху креста, на котором был распят Спаситель.

На ней, согласно Евангелию, имелась аббревиатура надписи: «Иисус назарянин, царь иудейский».

Нижней же, наклонной перекладине, изображающей подставку для ног распятого Христа, часто придаётся вполне определённый смысл. По установившейся традиции её принято считать неким «мерилом праведности», взвешивающим людские грехи.

Её наклон, при котором правая сторона поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, символизирует прощение грехов и обретение Царства Божия.

Левая же, опущенная вниз, указывает на глубины ада, уготованные не раскаявшемуся и хулившему Господа разбойнику.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Дореформенные кресты

Отколовшаяся от официальной церкви часть верующих не изобрела в религиозной символике ничего нового.

Раскольники лишь сохранили те её элементы, которые бытовали до реформы, отказавшись при этом от каких-либо новшеств. Например, крест.

Старообрядческий он или нет, это, прежде всего, символ, существовавший с начала христианства, и те внешние изменения, которые он претерпевал на продолжении веков, не меняли его сущности.

Наиболее же древние кресты характерны отсутствием изображения фигуры Спасителя. Для их создателей важна была лишь сама форма, несущая в себе символ христианства.

Это нетрудно заметить и в крестах старообрядцев. Например, старообрядческий нательный крест часто выполняется именно в такой древней традиции.

Однако это не является его отличием от обычных крестов, которые также часто имеют строгий лаконичный вид.

Меднолитые кресты

Более существенны различия между старообрядческими меднолитыми крестами, принадлежащими различным религиозным согласиям.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

В них главной отличительной чертой является навершие — верхняя часть креста. В одних случаях оно изображает Святого Духа в виде голубя, а в других — нерукотворный образ Спасителя или Бога Саваофа.

Это не просто различные художественные решения, это их принципиальные канонические установки.

Глядя на такой крест, специалист может без труда определить его принадлежность той или иной группе старообрядцев.

Так, например, крест старообрядческий Поморского согласия или близкого им Федосеевского толка, никогда не несёт на себе изображения Святого Духа, но его всегда можно узнать по образу Спаса Нерукотворного, помещённого в навершии. Если подобные отличия ещё можно отнести к установившейся традиции, то есть между согласиями и сугубо принципиальные, канонические разногласия в оформлении крестов.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Пилатова надпись

Часто причиной для споров служит текст надписи на верхней, малой перекладине. Из Евангелия известно, что надпись на дощечке, прикреплённой к кресту Спасителя, была сделана Понтием Пилатом, по приказу которого Христос был распят.

В связи с этим у старообрядцев возникает вопрос: достойно ли, чтобы крест православный старообрядческий нёс на себе надпись, составленную тем, кто навеки проклят церковью? Наиболее ярыми её противниками всегда являлись упомянутые выше поморцы и федосеевцы.

Любопытно, что споры по поводу «пилатовой надписи» (так именуют её старообрядцы) начались ещё в первые годы раскола.

Один из видных идеологов старообрядчества — архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий — известен тем, что составил несколько весьма объёмистых трактатов в осуждение этого титла, и даже подал об этом челобитную самому государю Алексею Михайловичу.

В своих трудах он доказывал недопустимость подобной надписи и настоятельно требовал заменить её аббревиатурой надписи «Иисус Христос Царь Славы». Казалось бы, незначительное изменение, но за ним стояла целая идеология.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Крест — общий символ для всех христиан

В наши дни, когда официальная церковь признала законность и равноправие старообрядческой церкви, в православных храмах можно часто увидеть те самые кресты, которые прежде бытовали лишь в раскольничьих скитах.

Это неудивительно, так как вера у нас одна, Господь един, и задавать вопрос, чем отличается старообрядческий крест от православного, представляется некорректным.

Они по своей сути едины и достойны всеобщего поклонения, так как при незначительных внешних отличиях имеют общие исторические корни и равную благодатную силу.

Старообрядческий крест, отличие которого от обычного, как мы выяснили, чисто внешнее и незначительное, редко представляет собой дорогостоящее ювелирное украшение. Чаще всего для него характерен определённый аскетизм.

Даже старообрядческий золотой крест встречается не часто. В большинстве своём для их изготовления используется медь или серебро.

И причина этому отнюдь не в экономии — среди старообрядцев было немало богатых купцов и промышленников, — а скорее в приоритете внутреннего содержания над внешней формой.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Общность религиозных устремлений

Старообрядческий крест на могилу также редко отличается какой-либо вычурностью. Обычно он восьмиконечный, с установленной сверху двускатной крышей. Никаких излишеств.

В традиции старообрядчества придавать большее значение не внешнему виду могил, а заботе об упокоении душ усопших. Это в полной мере согласуется с тем, чему учит нас и официальная церковь.

Мы все одинаково молим Бога за наших родных, близких и просто братьев по вере, закончивших свой земной путь.

Давно ушли в прошлое времена гонений на тех, кто по своим религиозным воззрениям или в силу сложившихся обстоятельств оказался в рядах движения, вышедшего из-под контроля верховной церковной администрации, но тем не менее остававшегося в лоне Христовой церкви.

Официально признав старообрядчество, Русская Православная Церковь постоянно ищет пути ещё большего сближения с нашими братьями во Христе.

И потому крест старообрядческий или икона, написанная по установленным в старой вере канонам, стали в полной мере предметами нашего религиозного почитания и поклонения.

Источник: https://www.syl.ru/article/199823/new_krest-staroobryadcheskiy-foto-chem-otlichaetsya-staroobryadcheskiy-krest-ot-pravoslavnogo

Значение и особенности символики креста староверов

Крест староверов — это один из символов веры, который используется для проведения богослужений, крещения и других религиозных процедур. Восьмиконечный крест отличается от привычного православного.

Современная церковь не использует восьмиконечный крест после реформы Никона, а вот старообрядцы или раскольники, как их называли в старину, продолжают использовать именно такой крест, не обращая внимания на проведенные реформы.

История гонения

Все началось достаточно давно, примечателен тот факт, что раскол церкви стал причиной гибели большого количества людей, поддержавших старую веру. Но, несмотря на это, старообрядцы смогли пережить казни, публичные расправы и катастрофически большие налоги. Староверы существуют и до сих пор, только в России их около двух миллионов.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Тельник старообрядца

В 1650–1660 годах произошел раскол церкви на два лагеря. Причиной его послужила реформа. Одни восприняли неведение как должное, другие стали считать, что реформа пытается навязать им инородную веру, которая не имеет никакого отношения к православию.

Церковная реформа Никона и царя Алексея Михайловича, по сути, разделила людей и стала причиной серьезных разногласий. В результате споры перешли в активные действия, которые привели к массовым репрессиям в отношении тех людей, которые не поддерживали нововведения.

Реформы Никона начались в 1653 году, реакция на деятельность митрополита не заставила себя долго ждать.

В 1656 году на Поместном соборе Русской православной церкви состоялось знаменательное событие: всех, кто крестился двумя перстами, объявили еретиками. Крест заменили, а книги, свитки и другие символы должны были быть уничтожены.

Все те, кто продолжит креститься двумя перстами и исповедовать старую веру, будут отлучены от церкви и преданы анафеме.

С этим решением были согласны не все, возникшие разногласия привели к тому, что вера оказалась под угрозой. Страна могла погрузиться в религиозную войну. Ситуацию усугубили действия священнослужителей, которые самостоятельно нагнетали обстановку. Желая подчинить староверов своей воле, приняли документ под названием «12 статей».

Массовые казни и расправы над староверами начались уже после Поморского сбора, повлиять на ситуацию царице Софье так и не удалось.

Впрочем, страна находилась в зыбком положении, а религиозные казни и подлоги только усугубили обстановку.

«12 статей» не разрешили ситуацию, после их выхода появилась череда подлогов, ложь и смута привела к тому, что были казнены тысячи ни в чем не повинных граждан, пострадали и священники.

Несмотря на то что книги, свитки и сами староверы подвергались гонениям, публичным казням, удалось пережить Смутное время. Ситуация разрешилась с приходом к власти Петра Первого. Император отнесся к старообрядцам сравнительно лояльно. Он разрешил им существовать и отменил «12 статей». Но существование это было полулегальное.

По закону:

  1. Браки старообрядцев считались незаконными.
  2. Староверам запрещалось занимать высокие посты.
  3. Крещение считалось незаконным.
  4. Дети, рожденные в браке со староверами, считались незаконнорожденными.

Кроме того, всем тем, кто отклонился от религии, нужно было платить двойной налог. Если же человек уклонялся от уплаты налога, то его могли казнить, подвергнуть пыткам или отправить на каторгу.

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Старообрядческий восьмиконечный крест

Несмотря на то что старообрядцы все так же подвергались репрессиям, их ослабление позволило сохранить многим людям жизнь.

Чтобы сохранить привычный уклад, избежать порицаний и налогов, многие верующие ушли в леса или иммигрировали. Это позволило им не только продолжить нормально жить, но и узаконить браки.

На территориях большого количества стран староверы жили общинами, строили дома и церкви.

По некоторым сведениям, в XIX веке старообрядцами являлась треть всего населения Российской империи.

В 1846 году благодаря стараниям митрополита Амвросия удалось облегчить ситуацию в стране, власти пошли на определенные компромиссы, в результате чего было введено единоверие.

На территории Австро-Венгрии староверам удалась восстановить епархию.

Но митрополита и его решения приняли не все, некоторые из староверов стали считать его еретиком, который желает воздействовать на них и уничтожить вероисповедание.

В 1883 году удалось добиться некоторых послаблений в отношении староверов, им было разрешено занимать общественные должности. Позже, в 1905 году вышел указ, который частично отменил ограничения в отношении граждан, крестившихся двумя перстами и использовавших восьмиконечный крест.

Власти СССР относились к представителям этого религиозного веяния относительно благосклонно. Несмотря на то что большевики не принимали веру и бога, к старообрядцам у них не было особых претензий. В то время как священнослужители по всей стране опасались за свою жизнь, церкви уничтожали и грабили, иконы сжигали и продавали, староверы жили относительно спокойно.

Во Вторую мировую войну одни староверы, несмотря ни на что, ринулись защищать Родину от врагов, а другие предпочли скрываться в лесах.

Когда каторга, высокие налоги и казни остались в прошлом, многие староверы приняли решение вернуться в Россию. Сегодня есть несколько крупных поселений, которые находятся на территории нашей страны, в которых люди живут хозяйством, занимаются земледелием, сбором урожая, ходят в церковь и по-прежнему крестятся двумя перстами.

Символика и особенности

Одним из символов старообрядцев считается восьмиконечный крест, четырехконечный и шестиконечный символы веры относят к неполноценным. По преданию, именно такой крест обнаружила царица Елена на горе Голгофе.

Итак, о чем свидетельствует этот символ:

  • содержит, кроме большой перекладины, еще две;
  • верхняя перекладина символизирует табличку на кресте с именем Христа, на котором он был распят;
  • нижняя перекладина предназначена для ног Иисуса;
  • на верхней перекладине имеется надпись «Иисус Назарянин, Царь Иудейский».
Читайте также:  «как бы»: почему это стало главным словом-паразитом у москвичей

С нижней перекладиной, которая предназначена для ног все сложнее.

По приданию, если левый край нижней перекладины поднят, то это говорит о том, что грешник раскаялся, и его грехи и праведные дела при погружении на весы позволили отправить человека в рай.

Если же край перекладины смотрит вниз, значит, грешник при распятии не раскаялся в своих грехах, не попросил прощения у Бога и тем самым усугубил свои грехи и отправился в ад.

Такие кресты с тремя перекладинами используют только староверы, в современной православной церкви используют во время литургий и богослужений четырехконечный крест. На нем нет подпорки для ног и таблички с надписью.

Если верить преданию, то когда Иисуса распяли на кресте, один из преступников стал издеваться над ним. Он сказал: «Если ты Бог, то освободи нас». А другой преступник сказал: «Он невиновен и осужден по ошибке, а мы настоящие преступники». Тот преступник, который сказал правду, был отправлен в рай. Об этом и свидетельствует нижняя подпорка под ноги, край которой поднялся.

Начиная с 1577 года восьмиконечный крест был помещен на гербе государства Российского, ситуация изменилась в 1625 году еще до реформ Никона: крест было решено заменить на третью корону.

А также можно встретить изображения, которые использовались в войны: на знаменах изображался именно восьмиконечный крест красного, зеленого или синего цвета. Но такие знамена также относят к 1630 годам, после реформы знамена с подобными крестами не использовались больше.

Есть еще одна разновидность религиозного символа — это крест Голгофы, монашеский символ. Представляет собой восьмиконечный крест, помещенный на символическое изображение горы Голгофы, которая чаще всего выглядит в виде нескольких ступеней. То есть крест помещен на ступени, с одной стороны его имеется копье, с другой — находится трость с губкой.

На символе есть надписи:

  1. Над средней перекладиной ІС ХС — имя Иисуса Христа.
  2. Под ней греческая надпись Ника — Победитель.
  3. СНЪ БЖІЙ — надпись на табличке или около нее (может быть заменена аббревиатурой ІНЦІ — Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій).
  4. Надпись над табличкой: ЦРЪ СЛВЫ — Царь Славы.
  5. А также есть две буквы К и Т, которые обозначают трость и копье с губкой.

В XVI веке на Руси появилась традиция, которая заключалась в том, что возле изображения Голгофы помещались дополнительные буквы.

М Л Р Б — место лобное распят бысть; Г Г — гора Голгофа; Г А — глава Адамова. А также было принято изображать под ступенями кости и череп. На Руси и эти изображения немного изменились.

В настоящее время крест с горы Голгофы не имеет широкого распространения, встретить его достаточно сложно.

Увидеть же восьмиконечные кресты можно не только на литургии и богослужениях, но и на кладбищах староверов.

У староверов есть еще несколько особенностей, которые стоит упомянуть, помимо креста: верующие совершают земные поклоны, как и мусульмане, в землю. Совершая поклон, верующий должен коснуться коленями и лбом земли. Таким поклонам отдают предпочтение только старообрядцы. Когда верующие молятся, они касаются коленями и лбом не земли, конечно, а молитвенного коврика.

Еще одной особенностью богослужения староверов является пение. До реформы Никона во всех церквях при богослужениях пели в один голос. Пение остается монотонным, мелодичным. Несмотря на то, сколько именно человек задействовано в пении, голоса должны сливаться в один голос, одну мелодию.

Но из-за большого количества гласных букв понять, о чем поют, во время богослужения бывает сложно.

Есть еще несколько особенностей, которые отличают веру старообрядцев от современной православной веры:

  • написание имени Иисус без дополнительной буквы «И» (то есть имя пишут с одной буквой «И», а не на греческий манер с двумя буквами);
  • верующие используют старинные термины и придерживаются старинного написания слов;
  • крещение детей проходит с полным трехкратным погружением в воду;
  • богослужения проходят по Иерусалимскому уставу;
  • отмечается сохранность действий, которые совершаются во время обряда.

Несомненно, восьмиконечный крест можно считать ярким религиозным символом старообрядцев. Его помещают на купола церквей, носят на теле и ставят в качестве памятника на могилу умершего. Но традиции староверов, их манера жизни и поведения с течением времени претерпели определенные изменения. Несмотря на все события, людям удалось пережить трудные времена и сохранить свою веру.

Источник: https://DedPodaril.com/interesno/krest-staroverov.html

Ответы@Mail.Ru: Крест православный и старообрядческий: разница и сходство

Вообще то старообрядческий крест — тоже православный Совершенной формой креста у старообрядцев считается восьмиконечная, т. е.

все три перкладины расположены под прямым углом к вертикальной составляющей. Еще используется четырехконечный внутри восьмиконечного. Четырёхконечный крест, как заимствование из латинской церкви, вообще не применяется в ходе богослужения.

jpg» > Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни) .

Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей.

Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы ІС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

В целом, понятия «Старообрядческий крест» нет, как такового. Разумеется, есть кресты, которые наиболее характерны для старообрядческой традиции (восьмиконечный крест внутри четырехконечного) .

Как правило, они повторяют форму крестов, появившихся в Русской Православной Церкви во второй половине XVII века, а следовательно, канонических нарушений в их форме нет. Что касается крестов без Распятия в целом, то эта форма креста — самая древняя. Изначально изображалось только геометрическая фигура креста, уже являющаяся сама по себе символом христианства. Позже на ней стали изображать и само Распятие, а также дополнительные элементы символики. Крест нательный мужской старообрядческий

На старообрядческих крестах помещается молитва Кресту: «Да воскреснет Бог, и разыдутся врази Его… » или тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Влады-ко, и святое Воскресение Твое славим» . Форма креста у старообрядцев восьмиконечная с дополнительной нижней и верхней перекладиной .

ru/mail/serghey1961/_answers/i-1740.jpg» > Крест — это символ и орудие спасения мира и каждого отдельного человека.

Крест стал образом жизненного пути каждого христианина, пути терпения, смирения, перенесения скорбей, борьба со своими страстями и похотями: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф 16. 24).

Вы видели крест на котором распяли Христа? Не важно какой формы крест, важно чтобы «Крест Христов» всегда был в вашем сердце! Тогда любой крест, хоть Православный, хоть Старообрядческий, хоть Католический, или Армянский, будет К МЕСТУ!

У никониан тельники идут латынские с распятьем. Православные (старообрядческие) нательные кресты идут без распятья — такие кресты носили Християне на Руси в 16-17вв. Кроме того тельники делятся на мужские и женские. Мужские тельники:

jpg» > Особенно такие нравятся: А это традиционный простой мужской тельник: Женские тельники идут в форме лепестка наподобие этого:

ru/download/0e5cc12868d8525f4037e417e8ff3af1_i-4.jpg» >

Ужас… тихий ужас… кто во что горазд. робятишки и дявчонки старообрядческий крест и с распятием и без молитв, главное шоб восьмиконечный и нижняя косая а не прямая не несите чушь. дико читать… незнаеш лучше молчи…

никоняне, старообрядцы, ещё кто? усе мы Православные Христиане просто одних Господь уберег от ериси никона, петрушки голандского, катюхи патаскухи немецкой.

но усе мы Православные Христиане! Братья и Сестры во Христе и рассколу никонянско-униатскому должон положен конец во Славу Божию за други своя и Отечество.

Скажите что за знаки с обратной стороны креста?

ru/download/217289076_55fc291408eb1999548f1fdb3aca1032_800.jpg» >

ru/download/217289076_1f71d8d5881d86e7be7f31a5110ead13_800.jpg» >

Молодцы старообрядцы! Веру сохранили !

да какую они веру сохранили ?! шутите что ли заблуждения сохранили и по повподу 4 конечного креста все богослужения запечатлевает священик 4 конечным крестом и претворение хлеба и вина и крещение и на входах и сами мы крестимся 4 конечным а 8 конечный крест иоанн крондштадский пишет появился в поздни евремена на руси от грубости и невежества http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/o-kreste-khristovom/

Ну почему вы так грубо отзываетесь о старообрядцах! Каждый человек волен выбирать себе Веру Христову, а Бог у нас у всех один!!! Да хранит он нас всех!!!

старообрядцы! РУССКИЙ ДУХ! несут!

хватит ломать копья «кто прав и кто не прав» расширьте знания — http://ruvera.ru/staroobryadchestvo

Православные символы крест, полумесяц и т. д. появились задолго до появления религий на Земле. Даже у казаков гражданской войны, на знамёнах сохранились эти символы.

Казаки основавшие Османскую-Отоманскую или Атаманскую империю, как раз и имели эти древние, православные символы, которые затем разные религии и «приватизировали», взяли символы, которые не надо было заново придумывать и которые народ уже знал, как православные. Но со временем этого знания не осталось почти.

И изменили, частично, эти православные символы, для отличия религий друг от друга в т. ч. Православие — не религиозное понятие, значащее — славящие Правь.
Полумесяц символ более древний, чем мусульманство и ислам. И появился полумесяц, и как символ в т. ч., задолго до появления на Земле религий.

Если есть полумесяц то, что тогда полный месяц — не понятно. А оказывается, древнее значение слова — месяц, значило луну, называемую, нашими древними предками — Месяц. Кстати, в старину, казаки носили серьгу в виде полумесяца.

вадим федосов! Какое Вам дело до староверов? Мы Вас не трогаем, и молимся своим богам.

jlerdfb — полный тупарь и невежда. Именно старообрядцы и есть истинные первоверные и древлеправославные христиане, сохранивщие без искажений православную веру от истоков, то есть со времен крещения Руси, как также самобытность, язык и русскую культуру.

Отец Мой во мне в 2000 году заговорил и будущее возвестил. И был мне послан Луч и Вода Живая на сердце указала.
Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/35310214

Старообрядческий крест чем отличается от православного

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Количество символов, ритуалов и обрядов в православии достаточно велико. Основным символом искупительной жертвы Христа считают крест. Те, кто носит или возлагает его на себя, показывает свою принадлежность христианству. И именно через него на нас сходит Божья благодать. Духовенство считает его самым важным элементом веры.

Независимо от того, это старообрядческий крест или другой его вариант – они благодатны в равной степени. Они имеют лишь внешнее отличие, которое возникло в следствии определенной традиции. Но все же необходимо знать то, чем отличается старообрядческий крест от православного.Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Особенности распятия

В середине 17 века Православная церковь претерпела определенные потрясения. Это были реформы, которые проводил Патриарх Никон. Хоть основной сферой реформирования была внешняя обрядовая сторона богослужения, и религиозная догматика не затрагивалась, но это все-таки привело к расколу церкви.

Староверы решили отделиться от официальной церкви, но недолго оставались единым движением. Вскоре оно также распалось на несколько групп, которые имели каждый свой старообрядческий крест.

К основным особенностям этих крестов относят:

  • Восьмиконечный крест, который находится внутри четырехконечного.
  • Следующим отличием есть старообрядческие кресты без распятия. Для создателей такого креста была важна лишь форма, которая несла в себе символ христианства.
  • Наличие двух перекладин: верхней и нижней, которые символизируют собой табличку и подпорку для ног. На верхней табличке писали грех, за который осужден разбойник, а нижняя символизировала своеобразные весы, на которых взвешивались людские грехи.
  • Еще одним отличием старообрядческого креста от православного есть наличие навершия – верхняя часть креста. У одной группы старообрядцев оно может изображаться в виде нерукотворного образа Спасителя или Бога Саваофа. У других же может быть изображение Святого Духа в виде голубя.
  • Еще одной особенностью является так называемая Пилатова надпись. В Евангелии написано, что она была сделана Пилатом, по приказу которого и был казнен Иисус. Именно с надписями на старообрядческих крестах связано много споров. Многие представители данного группы поддают сомнению тот факт, что достойна ли быть эта надпись на кресте. Ведь именно этот человек проклял церковь.
Читайте также:  Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Крест – общий символ для христиан

Так как официальна церковь признала равноправие и законность старообрядческой церкви, то все чаще можно увидеть в православных храмах православные кресты — обереги, те самые, которые раньше были только у «раскольников». И задавать вопрос об отличиях крестов считается некорректным. Так как вера у нас одна и Господь также один.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

А то, что они имеют какие-то незначительные внешние отличия – это лишь малость. Все они достойны поклонения, а также имеют общие исторические корни и благодатную силу. Среди старообрядческих крестов редко можно встретить драгоценные металлы. Зачастую ему характерны некие черты аскетизма.

В основном для их изготовления используют медь или серебро. Это не объяснялось экономией. Они просто уделяли больше внимания внутреннему содержанию над внешним.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/staroobryadcheskij-krest-chem-otlichaetsya-ot-pravoslavnogo/

Крестик с Распятием: почему старообрядцы считают его греховным

Свой первый — и, согласно канонам православной церкви, единственный — нательный крестик человек получает во время обряда крещения.

Во времена Древней Руси не существовало нательного креста как такового. Был так называемый «наперсный» крест. Это название произошло от слова «перси», что значило «торс, грудь».

Славяне действительно носили свой крестильный крестик на груди, но не на голом теле.

Первые христиане, несмотря на все существующие сейчас мнения и традиции, крестика на груди не носили вообще. Вместо него на шею вешали медальончик с изображением закланного Агнца — символа принесенного в жертву за грехи человечества Иисуса — или энколпий.

Последний представлял собой миниатюрный ящичек с инициалами Иисуса Христа на крышечке. Внутрь энколпия помещали частицы мощей святых или списки священных книг. Таким образом в эпоху гонений христиане скрывали свои главные святыни. Носили энколпий на веревочке или тонкой цепочке.

Со временем на его внешней стороне начали изображать Распятие. Эта первобытная «ладанка» и стала прообразом современного нательного креста.

Одно из первых упоминаний о ношении собственно крестика встречается в четвертом акте 7-го Вселенского Собора, проведенного в 787 году нашей эры.

В этом документе записано, что живший и погибший за христианскую веру в IV веке святой Прокопий Кесарийский носил крестик.

В тот же период Иоанн Златоуст в своем поучении женщинам-христианкам пишет, что младенцу нельзя носить на теле никаких украшений, кроме крестильного креста.

Во времена первых христиан энколпии и медальоны с изображением Агнца носили как на голой коже, так и поверх одежды. Никаких особых указаний на этот счет в старинных документах не встречается. Известно лишь — и эта норма дошла до наших времен, — что священнослужители в знак своего сана должны носить крест поверх ризы и другого священнического облачения.

Все описанные случаи касаются римлян, греков и представителей других соседних им народов, которые первыми приняли христианство. На Русь монотеизм пришел гораздо позднее, «огнем и мечом» вытеснив родное и более близкое славянам язычество. Основная часть населения Древнерусского государства активно сопротивлялась христианизации.

И все-таки Крест воцарился на Руси, превратив ее в одну из самых христианизированных держав в мире. Первые кресты на исконно славянских территориях были обнаружены в местах захоронений воинов-дружинников.

Как подчеркивает археолог Владимир Петрухин, это указывает на роль русского воинства в распространении православной веры на Руси (книга «Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры»). Княжеские дружинники ввиду близости к правителю государства первыми принимали христианство.

Они же способствовали его распространению: сжигали языческие капища, разрушали идолов, принуждали непокорных креститься. При этом каждый новообращенный получал крестильный крестик, сделанный из дешевого металла или дерева. В X веке Русь охватила борьба с язычеством. За приверженность старой религии можно было пострадать.

По этой причине каждый, кто прошел обряд крещения, носил свой крестильный крестик не под одеждой, а поверх нее, тем самым демонстрируя окружающим, что является христианином. Так первые кресты защищали людей от преследований со стороны официальной власти.

В книге «Распространение христианства в Древней Руси» археолог-славист Валентин Седов указывает, что первые крестики в Древнерусском государстве не имели на себе изображения Распятия и фигуры Иисуса. Эта норма повсеместно изменилась после Никоновской реформы церкви в XVII веке, но сохранилась у старообрядцев.

Те до сих пор считают нательный крестик с Распятием греховным подобием иконы, которое нельзя носить на себе, и налагают за этот проступок наказание — отлучение от причастия на 3 года. Остальные русские, принявшие реформу, использовали наперсный крестик как символ своей готовности в любой момент последовать за Спасителем, внемля его словам: «Кто хочет идти за Мною… возьми крест… и следуй за Мною» (Евангелие от Марка, стих 8:34).

В позднее Средневековье, когда христианство основательно укоренилось на Руси, крестики стали носить уже не на рубахе, а под нею, на теле. Так из наперсных (нагрудных) они превратились в нательные. Изменилось и отношение к крестам. Русские стали искренне верить в Спасителя. Крестик из «демонстративного» атрибута веры превратился в мощный защитный символ, оберегающий душу от происков дьявола.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/216426214

Почему старообрядцы не носить кресты с изображением распятого Христа

В середине XVII столетия Никоновская реформа расколола Русскую православную церковь. С этого времени между никоновцами и сторонниками старого обряда наблюдаются существенные отличия во внешней атрибутике, коснулись они и нательного креста.

Кресту, как одному из главных символов веры, староверами всегда придавалось особое значение. После Никоновской реформы для них принципиальным было сохранить его традиционную форму — восьмиконечный крест, иногда вписанный в четырехконечный.

При этом женские нательные кресты у староверов, согласно традиции, отличались от мужских: они не имели резко очерченной формы и скорее напоминали лепестки цветов.

На обратной стороне старообрядческого креста были всегда записаны слова молитвы: «Да воскреснет Бог, и разыдутся враги его или Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Впрочем, будет несправедливо утверждать, что восьмиконечная форма креста — отличительная особенность исключительно старообрядчества. Такие кресты встречаются и в Русской, и Сербской православных церквях.

Другое дело, что современная Православная церковь допускает шести— и четырехконечные кресты, которые староверы считают неполноценными.

Они обращают внимание на то, что четырехконечный крест — это сугубо католическая традиция (старообрядцы называют его «крыж латынски»).

В этом они ревностно следуют преданию, согласно которому царица Елена, мать римского императора Константина I, в IV веке при раскопках на Голгофе обнаружила восьмиконечный крест — именно на нем был распят Спаситель. Любопытно, что восьмиконечный крест с середины XVI столетия размещался на гербе Российского государства, однако в 1625 году правительство решило заменить его на третью корону.

Что же символизирует восьмиконечный крест? Кроме большой перекладины, к которой были прибиты руки Христа, там есть также верхняя и нижняя планки.

Верхняя отождествляется с табличкой, на которой содержалась надпись: «Иисус Назарянин, Царь Иудейский». В Евангелие по этому поводу сказано: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте.

Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский (Ин. 19:19-22).

В старообрядческой среде по поводу этой надписи всегда шли споры: многие считали святотатством размещать на нательном кресте слова того, кто подверг Христа поруганию и отправил его на смерть. Среди них выделялись представители поморского и федосеевского толка.

Один из идеологов старообрядчества, архидиакон Соловецкого монастыря Игнатий, даже подал челобитную царю Алексею Михайловичу, чтобы тот запретил „пилатову надпись“.

В подавляющем большинстве случаев всего этой надписи на крестах староверов нет, но иногда она заменена аббревиатурой ИНЦИ или INRI (на латыни).

Еще одна перекладина — нижняя — была предназначена для ног Иисуса. У нее тоже своя история. По устоявшейся церковной традиции ее считают своеобразным „мерилом праведности“. Неслучайно одна сторона этой планки поднята вверх и указывает в сторону покаявшегося разбойника, казненного вместе с Христом, другая соответственно направлена вниз и указывает на преступника, не принявшего обещанную Иисусом благодать.

Старообрядцы всегда считали, что нательный крест, который выдается при крещении, снимать ни в коем случае нельзя. Это относится даже к посещению врача или бани. Впрочем, если же верующему по каким-либо причинам пришлось снять свой нательный крест, необходимо прочесть специальную молитву: „Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови и освяти и сохрани мя силою Креста Живоноснаго Ти“.

До XVII века православные нательные кресты были лишены изображения распятого Спасителя (такая традиция была свойственная Католической церкви), однако после Раскола у сторонников патриарха Никона стали появляться нательники с образом Христа. Приверженцы старого обряда продолжали носить традиционные кресты, считая новый обычай неканоническим. Такая тенденция характерна и для настоящего времени.

По убеждениям старообрядцев крест с изображением распятого Христа уподобляется иконе, которая предназначена не для ношения, а для непосредственного созерцания и молитвы. Более того, изображение распятия фактически означает то, что Спасителя распинают дважды, так как крест сам по себе уже является символом распятия.

Староверы считают крест символом, а икону образом. Получается, что, пряча икону под одеждой верующий по сути превращает ее в языческий амулет. Еще в IV веке Василий Великий с осуждением писал об этом: „Всякий, носящий на себе в качестве ладанки какую-либо икону, подвергаться должен отлучению от причастия на три года“.

Видео дня. Как охрана расстреляла «Железную леди Индии»

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/41607989-pochemu-staroobryadtsy-ne-nosit-kresty-s-izobrazheniem-raspyatogo-hrista/

Разница между нательным крестом староверов (старообрядцев) и официальным православным

December 22nd, 2014

01:34 am — Разница между нательным крестом староверов (старообрядцев) и официальным православным«Староверы полагают, что нательные кресты с изображением Распятия неканоничны,Также отличаются самые верхние начертания на кресте. У староверов это ЦРЬ СЛВЫ (Царь Славы) и IС ХС (Исус Христос). На православном восьмиконечном кресте написано ИНЦИ (Иисус Назорей,Царь Иудеский)»Прокомментируем: дониконианские староверы — представители докатолической религии единобожия. (Сейчвс католическая религия называется хритианством). В этой религии единобожия Иса — великий вечноживой пророк, а крест — символ жизни. Распятие Исы на кресте есть кощунство. Так же, как в современном мусульманстве.О том, что Иисус был распят на кресте с надписью «Царь Иудейский» сообщается именно в католическом (христианском) Евангелии. Соотвестсвенно, никаких упоминаний об этом на дореформенных (дониконианских) крестах быть не могло.
From:

Date:

mu_pankratov
December 25th, 2014 09:18 am (UTC)
(Link)

У нас на тельниках по другой причине не изображается Исус. http://mu-pankratov.livejournal.com/258748.htmlтам и про наперсные есть маненько.

кстати, ИНЦИ не всеми не принимается. где-то 70% согласий приемлят, другие нет…и на счет термина- «православном восьмиконечном кресте» он и есть наш и наше самоназвание- православные християне ))), а у никониян- был запрещен лет так 200. На четырехконечный крыж молились.

From:

Date:

stogarov
December 25th, 2014 06:49 pm (UTC)
(Link)

Спасибо за отклик! Объяснение,связанное с иконой, я знаю. Оно не кажется мне убедительным. Тогда надо ответить и на вопрос: почему протестанты до сих пор настороженно относятся к распятию,а во времена Реформации просто их уничтожали?

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

mu_pankratov
December 25th, 2014 06:56 pm (UTC)
(Link)

Християнам нет дела, до сомнений нехристей и происков слуг сатаны. Все Правила прописаны Вселенскими Соборами, которыя исходят из Апостольских Правил и Заповедей Божиих. Протестанты- производная от латын… что суть- нехристи.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

mu_pankratov
December 25th, 2014 07:10 pm (UTC)
(Link)

Вы уж шибко не обижайтесь… енто не мы придумали… мы всего лишь не дерзаем решения Св.отец ревизионировать.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

stogarov
December 25th, 2014 07:16 pm (UTC)
(Link)

Я не обижаюсь. Только у Вас приведены еще и наперсные кресты мирян-старообрядцев. А там почему нет распятия? А вот, кстати,первая фотография в Вашем материале о наперсных крестах: это энколпион? И откуда он происходит?

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

mu_pankratov
December 25th, 2014 07:25 pm (UTC)
(Link)

Простите Христа ради, сейчас нет времени давать екскурсы… все же есть в сети… а чаво нет, дык спрашивайте. Наша вера идет из Византии, читайте Номоканон, все оттель! ))) Извините.

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

stogarov
December 25th, 2014 07:33 pm (UTC)
(Link)

Бывайте здоровы!P.S. А что ж даже «вера» — слово латинское,а не греческое? А также крест, пост,алтарь, вино?

(Reply) (Parent) (Thread)

From:

Date:

mu_pankratov
December 25th, 2014 07:40 pm (UTC)
(Link)

Латиняне- суть нехристи… а слова- лишь слова! Смотря чьи… ежели Христос произнес, то… «Что общего у света с тьмой15 или у Христа с Велиаром? Что общего у верующего с неверующими,16 и у храма Божьего с идолами? Ведь мы храм живого Бога, так как Бог сказал о нас: «Я вселюсь в них и буду ходить среди них. Я буду их Богом, и они будут Моим народом».17 «Выйдите поэтому из их среды и отделитесь, – говорит Господь, – не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас».

18 «Я буду вашим Отцом, и вы будете моими сыновьями и дочерями»

(Reply) (Parent) (Thread)

Источник: https://stogarov.livejournal.com/1097142.html

Правда и мифы о нательном кресте

Сайт Горловской и Славянской епархии

Что означает крест на теле человека? Это символ спасения. Как мы знаем из истории, смерть на кресте в древнем Риме была самой позорной.

Такую смерть принимали убийцы, воры, насильники — те люди, которых общество презирало. Была «благородная» смерть — либо через повешение, либо через усечение мечом. Этой казни подвергались, как правило, люди высшего сословия.

Читайте также:  Почему 1237 год считается самым страшным в русской истории

А людей низшего сословия, которые совершали преступления, распинали на кресте.

Всё изменилось после того, как Христос, наш Спаситель, искупив грехи человеческие, взошёл на Крест и вместе с Собой на Крест поднял грехи всего человечества.

С этого момента крест становится символом спасения каждого православного христианина. Нося на себе это знамя, каждый христианин несёт свой личный крест, который Господь ему вручил во время таинства Крещения.

Наш нательный крест — знамя нашей победы над грехом. Как правильно обращаться с этим знаменем?

Миф № 1. Нательный крест нельзя снимать ни при каких обстоятельствах

Крест действительно нельзя снимать. Он оберегает человека. Он всегда должен быть на нас. Нося на себе крест, мы исповедуем Христа.

Но бывают моменты, когда, допустим, в больнице во время лечебных мероприятий, крест желательно снять. Это не говорит о том, что его надо вообще убрать. Его можно надеть на руку, положить в карман.

Когда мне делали операцию, врачи сказали снять крест. Но я надел его на руку.

Крест должен быть всегда либо на человеке, либо рядом с ним. Когда человек с крестом — он с силой Божьей. Но, с другой стороны, не надо к кресту относиться как к какому-то талисману или оберегу. Крест — это не талисман. Это знамя нашего спасения.

Миф № 2. Крест может быть только из серебра или олова. Золотой крест оскорбляет Христа — этим человек показывает свою любовь к богатству — и лишает человека помощи небесных сил

Неважно, из какого металла сделан крест — из серебра, золота, олова или дерева. Главное, чтобы человек относился к нему как к знамению своего спасения.

Очень часто для человека крест — не символ спасения, а некое украшение, наряду с кольцами, браслетами, цепочками. Конечно, таким отношением человек оскорбляет Христа.

Если он выставляет свой крест напоказ как символ своего богатства — это оскорбление Бога.

Крест не надо выставлять напоказ, носить поверх одежды. Крест должен быть у тебя на груди. А из какого металла он сделан — это сугубо личные предпочтения. Даже если он сделан из золота — я не вижу здесь нарушений.

Миф № 3. Ни в коем случае нельзя показывать свой крест другим, иначе человек будет доступен действию темных сил

Если человек ведёт христианский образ жизни, кается в своих согрешениях, причащается, совершает добрые дела, бес к нему не подступит. Вера без дел мертва. Ты можешь сколько угодно верить, носить на себе хоть пять крестов, но если ты ничего не делаешь во имя своей веры, эта вера мёртвая.

Неважно, в каком месте ты носишь крест, важно — исповедуешь ли ты христианство своей жизнью, своими поступками, или для тебя христианство как некая ширма, красивый ритуал.

Действительно, не стоит носить крест напоказ. Но не потому что к тебе подступят лукавые силы, а потому что крест — это не украшение.

Миф № 4. Несколько крестов — лучше, чем один

Часто можно увидеть, что люди надевают на себя и крест, и иконку, и ладанку. На одной руке браслет с иконками, на другой браслет с крестом, на поясе повязка с молитвой… Но это прямое язычество.

Человеку кажется, чем больше он на себя чего-то наденет, тем больше у него будет защита. Так думали язычники — чем больше я жертв богам принесу, надену амулетов, тем лучше боги будут меня оберегать.

Православный христианин понимает, что нательного креста вполне достаточно. Не надо его чем-то «усиливать». Как говорит сейчас продвинутая молодёжь, не надо «апгрейдить». Достаточно одного нательного креста. А два, три креста — абсолютно ни к чему. Ведь тогда получается, что человек не верит в силу своего креста.

В первые века христианства крест на груди носили лишь внутри медальона. Это было связано с невозможностью открыто исповедовать свою веру. Нередко вместо креста на внутренней части медальона изображался Агнец. Например святитель Григорий Великий, папа римский, в VI веке послал королеве Ломбардской Феоделинде два плоских медальона с изображением на них распятия для ношения на груди.

Однако в актах VII Вселенского Собора, проходившего в XVIII веке, (акт 4-й) говорится, что мученик Прокопий (умер в 303 году), пострадавший при Диоклетиане, носил на шее крест, наполовину золотой, наполовину серебряный. То же известно о христианском воине мученике Оресте (умер в 304 году).

О нательном кресте, даваемом младенцам в таинстве Крещения, говорит в IV веке святитель Иоанн Златоуст. Порицая неразумных женщин, возлагавших на крещёных младенцев амулеты, он писал: «Не следует возлагать на младенцев ничего, кроме спасительного креста».

Кресты всегда было принято христианами носить под одеждой. Поверх неё их надевали только духовные лица или князья.

Миф № 5. Потерять нательный крест — к несчастью (другой вариант — к счастью, так как потерянный крест принимает на себя все грехи своего владельца)

Мы все живём в активном мире. Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Ничего страшного в этом нет. Крест — это не талисман или оберег.

Нужно прийти в храм и купить в иконной лавке другой. Нельзя придавать этому какое-то значение — что я потерял крест, с ним ушли мои грехи, или пришли новые — нет, это заблуждение.

Надень новый и с верой и молитвой носи его.

Миф № 6. Нельзя поднимать чужой нательный крест и тем более носить его, смена нательного креста — это смена судьбы

Когда я ещё не был священником, то, бывало, находил нательные кресты. Я просто относил их в храм. Там прекрасно знают, что с ними делать. Если ты нашёл крест — ни в коем случае нельзя пройти мимо, чтобы святыня не попиралась ногами. Нужно забрать его и принести в тот храм, в который ты ходишь, отдать священнику либо в иконную лавку.

А суеверия, что я нашёл крест и взял на себя чьи-то грехи или изменил судьбу — это из области магии. Христианство вообще отрицает понятие судьбы. Свою жизнь человек строит сам. Человек — абсолютно свободное творение Бога. Он волен выбирать, идти ему влево или вправо, творить зло или добро.

Говоря о судьбе, мы говорим о каком-то преопределении в своей жизни. Это ошибка. Предопределения нет. Есть дары, которые Господь даровал каждому человеку при его рождении. Один хорошо рисует, другой хорошо пишет, третий прекрасный математик. Этот дар зависит только от тебя — либо ты будешь его развивать, либо закопаешь в землю. Это и есть твоя судьба.

Мы недавно в Евангелии читали притчу о талантах — кто-то их приумножил, а кто-то зарыл в землю. Те люди, которые свои таланты приумножают, имеют счастливую жизнь, а те, кто закапывают — несчастную. Но зависит это не от Бога, а от самого человека.

Когда мы говорим «не сложилась жизнь» или «не сложилась судьба», то прежде всего нужно посмотреть на поступки этого человека, как он распорядился теми дарами, которые давал ему Господь. А нательный крест к этому абсолютно никакого отношения не имеет. Это знамя нашего спасения. К твоей судьбе имеешь отношение только ты сам — твои дела и поступки.

Если ты надел на себя сегодня один крест, а завтра другой, и у тебя что-то в жизни пошло не так, то крест здесь ни при чём. Ищи проблему в своей жизни. Анализируй свои действия и поступки и делай выводы.

Миф № 7. Уронить свой нательный крест — тоже к несчастью. Особенно если это произошло на кладбище. В этом случае поднимать свой крест нельзя: он уже принадлежит духам умерших

Ничего страшного в этом нет. Перекрестись, поцелуй свой крест и снова надень его на себя. То же самое на кладбище. Придавать какое-то сакральное значение кладбищенской земле или самому месту не стоит. Духи умерших находятся у Бога, в Его обителях, они не на кладбище. Здесь одно из народных суеверий, которых великое множество.

С ранних веков появились разные формы православных крестов, каждая из которых имела своё духовное значение.

Крест восьмиконечный

Он наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был распят Христос. Верхняя перекладина означает надписание «Иисус Христос Царь Иудейский», которое сделал Понтий Пилат, а нижняя — подножие.

Крест «мальтийский», или «георгиевский»

Эта форма креста была официально принята орденом святого Иоанна Иерусалимского на Мальте. Георгиевский крест стал высшей наградой воинов. Нередко кресты такой формы встречаются и в качестве нательных.

Крест каплевидный

«Капли» на концах символизируют кровь Иисуса. Такой крест впервые был нарисован на первом листке греческого Евангелия, датируемого II веком. Он также символизирует борьбу за веру до конца.

Крест четырёхконечный

Православная Церковь, называя этот крест «латинским», не отвергает его, также признавая истинной формой креста, равночестной другим. Начиная с III века такое самое простое изображение креста появляется в римских катакомбах.

Крест святой Нины

По преданию, крест, сплетённый из веток виноградной лозы, вручила Пресвятая Богородица просветительнице Грузии, посылая её на проповедь. Реликвия хранится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Уменьшенные копии святыни очень популярны в Грузии.

Миф № 8. Дарить нательный крест могут только родители, крёстные или священник, так как это очень личная вещь

Нет никаких препятствий никому для этого. Если вашему ребёнку подарили крест, придите в храм, освятите его, и пусть ребёнок носит. Верующий человек с радостью примет крест для своего ребёнка либо внука, внучки.

Миф № 9. Если нательный крест потемнел — он в данный момент ведёт активную борьбу против тёмных сил

Если крест потемнел — это значит, что он окислился. Когда серебро или золото окисляется, оно темнеет. Так происходит время от времени. Придавать этому какой-либо смысл не стоит. Сам по себе крест не ведёт никакой борьбы.

Борьбу ведёт человек, который носит этот крест: с самим собой, со своими страстями. Крест своей силой помогает человеку. А если он потемнел — значит, металл окислился. Грех или тёмные силы не отображаются в виде темноты на твоём кресте.

Я советую всем изучать законы химии.

Миф № 10. Если порвалась цепочка на кресте или сломался сам крест — грядут неприятности. Это Бог таким образом предупреждает о них

Не надо обращать внимания на такие вещи. Мы не язычники. Бывает, что в автомобиле упала иконка, и какое-то время спустя пробилось колесо или ещё что-нибудь случилось. Человек думает: вот, Господь меня предупреждал. А на самом деле не надо ездить на лысой резине.

Порвалась у тебя цепочка или сломалось ушко у крестика — ничего страшного. Пойди к ювелиру, пусть припаяет. Цепочка, которая постоянно висит на шее, перетирается. Это научно объяснимое явление. Придавать этому какое-то оккультное значение не стоит.

Если постоянно придавать всему мистическое значение, можно скатиться в оккультизм. Я таких людей вижу каждый день, и мне их жалко.

Вместо того чтобы прийти в храм помолиться, исповедаться, они озираются вокруг: тут у меня цепочка упала, тут у меня ещё что-то случилось… Вместо молитвы к Богу, общения с Ним, они постоянно наблюдают за «приметами».

А бес над такими людьми просто смеётся — он им посылает всё новые и новые моменты, на которые они будут обращать внимание.

Если ты боишься примет, приди в храм, исповедуйся, причастись, послушай проповедь священника или архиерея. И ничего не бойся.

Крест с распятием

Одно из первых дошедших до нас изображений распятого Господа Иисуса Христа на кресте относится только к V веку. Это распятие на дверях церкви святой Сабины в Риме. Однако долгое время — до IX века включительно — Спаситель изображался в длинном одеянии как бы стоящим перед крестом, не только воскресшим, но и торжествующим. Только в Х веке появились изображения собственно распятия.

Крест «терновый венец»

Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Венец Христа, изображённый на нём, символизирует победу и награду: «венец правды» (2 Тим. 4:8), «венец славы» (1 Пет. 5:4), «венец жизни» (Иак. 1:12 и Апок. 2:10).

Крест старопечатный «плетеный»

Византийское плетение заимствовалось славянами и стало частью их церковного искусства. Наиболее часто изображения «плетёных» крестов встречаются в болгарских старопечатных книгах.

Крест схимнический, или «Голгофа»

С XI века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного, по преданию, на Голгофе, где впоследствии был распят Христос. Возле изображения Голгофы прописаны буквы «М.Л.Р.Б.» — место лобное распят бысть, «Г.Г.» — гора Голгофа, «Г.А.» — глава Адамова. Буквы «К» и «Т» — подписи к копию воина и трости с губкой.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа, «НИКА» — Победитель, на титле или около неё: «СНЪ» «БЖIЙ» — Сын Божий — или «I.Н.Ц.И» — Иисус Назорей Царь Иудейский, в самом верху: «ЦРЪ» «СЛВЫ» — Царь Славы.

Миф № 11. Нательный крест, который сломался, нужно бросить в реку или закопать

Сломанный нательный крест следует отнести в храм. В каждой церкви собирается очень много подобных вещей, которые приносят люди. Эти вещи просто хранят. Старенькие иконы, у которых уже стёрлись лики, сломанные крестики. Они сохраняются в святом месте.

В нашем Покровском храме Зайцево наверху, на хорах, есть ризница, и в ней специально отведённое место, где сохраняются такие иконки, крестики, которые люди приносили в храм со словами «Батюшка, мы не знаем, что с ними делать». Зайцево — посёлок старинный, и у очень многих людей такие вещи дома были. Обязательно нужно принести такие святыни в храм, чтобы они не попирались или кто-нибудь их не выбросил.

Если крест из благородного металла, золота или серебра, владелец может отнести его в ювелирную мастерскую и попросить переплавить в другой крест. Но нельзя выплавлять из него какое-то другое изделие. Неправильным будет и продать его.

Ни в коем случае нельзя святыню выбрасывать куда-либо — в реку или озеро, а также закапывать. С крестом нельзя так обращаться. Даже если храм далеко, человек, который носит крест, всё равно ведь его посещает.

Крест — знамя нашего спасения. Мы ведь не закапываем свои знамёна. Знамя, которое приходит в негодность, сдаётся в музей, где оно с почестями хранится. Если твой крест сломался или он уже старенький — отнеси его в храм, где он будет храниться с почестями.

Миф № 12. Если обменяться крестами — люди станут ближе друг к другу духовно

Это неправда. В народе существует, действительно, такой обычай: меняются крестами и после этого считают себя крёстными братьями. Когда кто-то хотел выразить признательность другому человеку или стать ближе с ним, то совершал такое символическое действие в знак своей дружбы.

В моём понимании это не более чем хороший, добрый обычай. Придавать этому мистическое значение, безусловно, не стоит. Мы все братья и сёстры во Христе, в духовном смысле, и братья и сёстры даже в физическом смысле. Мы все произошли от Адама и Евы, и каждый человек — брат другому.

Беседовала Мария Цырлина

Сайт Горловской и Славянской епархии

Источник: https://pravlife.org/ru/content/pravda-i-mify-o-natelnom-kreste

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector