Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

У каждой народности, живущей вдали от цивилизации, есть традиции и обычаи, которые непосвященным людям кажутся как минимум странными. Сейчас, в эпоху глобализации, своеобразие малых народов стремительно размывается, но некоторые многовековые устои все-таки сохраняются. Например, у чукчей весьма экстравагантная система брачно-семейных отношений.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Чукчи — коренной народ Крайнего Севера — живут по законам левирата. Это брачный обычай, который не позволяет семьям, потерявшим кормильца, остаться без поддержки и средств к существованию. На брата или другого близкого родственника умершего мужчины возлагается обязанность жениться на вдове и усыновить ее детей.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Очевидно, действием левирата объясняется популярность традиции группового брака. Женатые мужчины договариваются объединить семьи, чтобы оказывать друг другу трудовую и материальную поддержку. Разумеется, бедные чукчи стремятся заключить такой союз с богатыми друзьями и соседями.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Этнограф Владимир Богораз писал: «Вступая в групповой брак, мужчины спят, не спрашиваясь, вперемешку с чужими женами. Обмен женами чукчи обычно ограничивают лишь одним или двумя друзьями, нередки, однако, примеры, когда такого рода близкие отношения поддерживаются со многими».

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Дети, родившиеся в семьях, состоящих в отношениях группового брака, считаются родными братьями и сестрами. И опекают их все члены большой семьи. Так что групповой брак — настоящее спасение для бездетных пар: бесплодному мужчине всегда поможет завести детей его друг. А рождение малыша для чукчей — всегда очень радостное событие, независимо от того, кто его биологический отец.

(Кстати, авторы в статью добавили фотографии не только чукчей, но и эвенков, хантов и других народов Севера.)

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда
Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда
Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда
Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

источник

Источник: http://tropeon.ru/u-chukchej-ochen-strannaya-sistema-brachno-semejnyh-otnoshenij/

OllyClub

В суровом Заполярье, вообще, никогда не было много людей, а холостых и незамужних среди них – поискать.

Не говоря о том, чтобы встретить кого-то по сердцу. Так что даже просто подходящие по возрасту парни и девушки – большая ценность.

Именно поэтому жители Крайнего Севера заключали браки между родственниками, путем обмена женщинами, а также если зять отработал положенное время на будущего тестя и при усыновлении мальчика семьёй будущей жены.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Обмен

Интересно, что обмен женщинами производился даже в случае похищения невесты. Рассерженные родственники девушки, выяснив личность коварного вора, могли потребовать взамен какую-то из его родственниц в качестве компенсации. Понять этих людей можно: рабочие руки всегда нужны, и потеря помощницы может серьёзно испортить и без того непростой быт людей, вот и требуется замена украденной девушке.

Так поступали и в том случае, если будущая невеста просто сбежала от суровых родителей, отказавших милому ей парню при сватовстве. Но обычно люди просто договаривались между собой, что поженят своих детей, когда они вырастут. Например, семья может отдать замуж в соседнее стойбище свою дочь и получить оттуда взамен невесту для сына.

Жена и олени

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Бедный чукча, не имеющий возможности расположить к себе родственников невесты дорогими подарками, как правило, был вынужден буквально батрачить на будущего тестя, чтобы доказать, что он достоин руки его дочери.

Время такой отработки могло затянуться на несколько лет, все зависело от отношения к парню потенциальных родственников.

Обычно после свадьбы молодой муж увозил жену к себе, в придачу получив оленей – как оплату за свой труд. Если работник не планировал переезд, он мог быть просто усыновлен будущим тестем, тогда он женился на приглянувшейся девушке без отработки.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

  • Чукчи, в основном, моногамны.
  • Но в старину богатые оленеводы могли позволить себе двух и более жен из практических соображений: за каждым отдельным стадом следила конкретная женщина, руководя работниками и выполняя свои хозяйственные обязанности.
  • Обычно первая супруга считалась хозяйкой, а вторая – ее помощницей.
  • У товарищей всё общее

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Среди чукчей был распространен обычай так называемого группового брака, когда несколько родственников или просто друзей формировали подобие шведской семьи. Таких мужчин представители этого народа называли «товарищи по жене». Они буквально обменивались своими супругами, уступая место друг другу на брачном ложе.

Не исключено, что этот обычай также возник благодаря тяжёлым условиям жизни на Крайнем Севере, поскольку кочующий по тундре оленевод мог найти кров и домашний уют на соседнем стойбище, если там жил его товарищ по жене.

Групповой брак еще больше связывал между собой людей, поскольку рожденные в нем дети считались общими. Они могли рассчитывать на поддержку и внимание со стороны всех членов своей большой семьи.

Разумеется, бедные чукчи часто стремились к подобным отношениям с богатыми родственниками или соседями. К тому же, групповой брак был настоящим спасением для бездетных пар, поскольку бесплодие одного товарища по жене вполне могло быть компенсировано другим.

А рождение ребенка всегда приветствовалось чукчами как радостное событие, независимо от того, кем был его отец.

Вдова покойного брата

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Часто даже опытные оленеводы погибали в тундре от мороза, голода, при нападении хищников. В таких суровых условиях к летальному исходу может привести небольшая травма или несчастный случай. Тогда женщина, у которой несколько маленьких детей, становилась вдовой.

Она могла бы остаться без поддержки и средств к существованию, если бы у чукчей не был распространен обычай левирата, когда обязанность жениться на вдове и усыновить её детей возлагалась на брата почившего мужа. Причем, это обязательно должен быть младший родственник усопшего. При отсутствии у покойного родных братьев на вдове женился его племянник или кузен.

Обычай левирата распространен у многих народов Азии, Крайнего Севера и эскимосов Америки. Он обусловлен необходимостью обеспечить женщине и осиротевшим детям защиту и финансовую поддержку.

Примечательно, что старший брат покойного освобождался от обязанности жениться на его вдове, это был долг исключительно младшего родственника.

Источник: http://monitorfm.ru/obychai-i-obraz-zhizni-chukchej.html

Семейный уклад представителей северного народа – чукчей

У маленьких народов, волею судьбы оторванных от большой цивилизации, долгие годы сохраняются обычаи, которые могут показаться нам несколько странными. Современный мир, стремящийся к полному открытию, разрывающий границы, приводит к размыванию индивидуальных особенностей немногочисленных народностей. Однако некоторые традиции сохраняются, несмотря на жесткое влияние глобализации.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Отдаленно живущий северный народ – чукчи многие десятилетия сохраняет очень экстравагантный обычай брачно-семейного уклада. Его называют «левиратом». Он предполагает передачу заботы и опеки о жене и детях, потерявших кормильца, на ближайших родственников. Например, молодой человек должен жениться на вдове своего брата и продолжить воспитывать его детей.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Левират позволяет семьям объединяться и заключать своего рода «групповые браки». Объединившись, семейные пары ведут общее хозяйство, поддерживают друг друга, морально и материально. Конечно, популярностью пользуются союзы, когда бедные чукчи объединяются с обеспеченными родственниками и соседями.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда


Особенности личной жизни в ОАЭ

Групповой брак позволяет мужчинам спать вперемешку с разными женами, ни у кого не спрашивая разрешения. Обмен чаще всего ограничивается одной-двумя женщинами, но бывает, что связь поддерживается с большим числом. Об этом факте рассказал российский этнограф, длительное время проживавший ради изучения среди народа чукчей.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Рождение детей – настоящий праздник для большой семьи. Все появившиеся в групповом браке дети считаются братьями и сестрами. Ухаживают за ними и воспитывают их всем коллективом.

Принцип обмена супругами становится спасением для пар, не имеющих возможность завести детей по различным физиологическим причинам. А так смена мужа/жены приводит к желанной беременности.

  В условиях далекого и сурового климата сохранение идентичности и увеличения рода путем левирата являются приоритетными перед моногамией.

Источник: https://facte.ru/society/levirat-ili-brachno-semejnye-otnosheni

Традиции и обычаи чукотской семьи

страница 1

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обрядаТрадиции и обычаи чукотской семьи

Основной общественной и экономической единицей чукчей в ХУ11в. была патриархальная семья (райыръын – домонаполнение). В состав её входили «старшина» со своими «родниками». Такая семья имела обще хозяйство, общее жилище.

В состав семьи входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных между собою узами родства. Примеров этому много. Так, в 1731г.

русские «нашли на Каменном отпрядыше пеших чукоч в одной земляной юрте, в которой 20 человек, да баб и ребят, а сколько, не упомнят».

В ХУ111в. по сведениям участников экспедиции И. Биллингса (1785-1793гг), полуземлянки береговых чукчей вмещали от 3 до 10 семей. В ярангах оленных чукчей также проживало по нескольку семей близких родственников. В такой яранге размещали до 6 пологов.

Существовало два типа полуземлянок: валка ран – «жилище из челюстей» и к легран – «мужское жилище». В «мужском доме» селилось в зимний период несколько семей ближайших родственников. Валка ран тоже зимнее жилище, но для одной семьи.

В этом жилище жили сироты, или посторонние, которых могла поселить возле себя такая большая семья. По-видимому в валка ран селили и пленных. Г. Сарычев, участник экспедиции И. Биллингса, отмечал, что с.

«Янданай (Янранай) имеет 2 землянки и 16 летних шалашей; …Лугрень (Льурэн) состоит из 4 землянок и 17 шалашей», «Селение Мечигмы … имело 12 шалашей и 3 земляные юрты».

Черты патриархальной семьи сохраняются, но зарождаются новые отношения. Так, Г. Сарычев указал, что наряду с семьями-общинами «соединенных родством» появляются семьи-общины, связанные «дружбою». Т.е. подмечены характерные особенности соседской общины.

В Х1Хв. главы патриархальных семей чукчей жили в многоженстве. «Чукча по состоянию своему, — писал доктор Кибер в 1823г., — имеет много жен, которые, по-вид8мому, пользуются равными правами и живут согласно. Впрочем, многоженство у них не во всеобщем употреблении; я видел многих чукчей, которые довольствуются одной женою, более же пяти никто их не имеет».

Документальные материалы ХУ111 – Х1Хвв. отмечают у чукчей «мену жен». Казачий сотник И. Кобелев, пробывший среди чукчей зиму и лето 1780г., рассказывал: «Муж женатый с женатым же меняются женами своими, иные по пятнадцати человекам такую мену производят». К.

Мерк, рассказывал об этом обычае у чукчей так: «Обмен женами – мужья договариваются, чтобы таким способом укрепить свою дружбу, спрашивают согласия жен, которые редко отклоняют такую просьбу… Обмен женами чукчи обычно ограничивают лишь одним или двумя друзьями, нередко, однако примK, @0 @

Более подробное описание этого обычая у чукчей дал доктор Кибер. «Самое замечательное обыкновение их, писал он, — есть мена жен. Каждый чукча старается сыскать себе друга, с которым, живя обыкновенно вместе, делится счастьем.

У друзей все общее, даже самые жены. Сей известный обычай должен, по-видимому, происходить от глубокой древности. Когда чукча хочет доказать кому-нибудь свою дружбу, то предлагает поменяться женами.

Дети от разных матерей рожденные, пользуются одинаковыми правами».

Групповой брак влёк за собой не только права, но и обязанности, как материальные, так и моральные. Вступившие в отношения группового брака обязаны были поддерживать друг друга всеми средствами к жизни, так как при общности жен они имели и общих детей.

Читайте также:  Кученей темрюковна: зачем вторая жена ивана грозного ездила с ним в походы

Групповой брак связывал членов группы обязательствами кровной мести, ибо люди, вступившие в отношения группового брака, считались кровными братьями, и не только жены, но и дети их были общие. «Дети чукчей, поскольку установился такой обычай (идёт речь о нэвтумгын, — И.В.), послушны чужим отцам», — писал К Мерк.

Таким образом, групповой брак у чукчей как бы расширял рамки отдельной патриархальной семьи, тем самым увеличивался круг лиц, связанных родством, а следовательно, и силой защиты, силой большей хозяйственной устойчивости, иначе говоря, связывал несколько патриархальных семей в большую общину.

Групповой брак как бы возмещал утраченный род и его наиболее жизненные институты.

Основной формой поселений оседлых чукчей были нымным (посёлки), оленных – стойбища. Посёлки состояли из нескольких патриархальных семей, каждая из которых имела особое место с особым названием и размещалась в отдельной полуземлянке. Так, например, в конце ХУ111 в. в с. Уэлен проживало 7 патриархальных семей, в с. Янранай – 2, в с.

Лорино – 4 и т.д. Родственные патриархальные семьи имеют в посёлке общие участки, на которых расположены их жилища. Такие участки носили особые названия. Так, например, с. Уэлен состояло из трёх групп полуземлянок: Тапкаральыт (жители морской косы, от тэпкан – коса), Гынонральыт (жители середины посёлка) и Кэунэльыт.

В Х1Х в., только зарождались капиталистические отношения. В новых условиях жизни все ещё сохранялись обычаи старых, отживающих отношений – слабые пережитки группового брака, левират, отработка за жену, многоженство и другие.

Во второй половине Х1Х в. у осёдлых чукчей вышла из употребления полуземлянка — клегран, жилище большой патриархальной семьи. Вместо них появились яранги, в каждой из которых проживала одна обычная семья, где ставился один полог. Но яранги близких родственников ставились на земле патриархальной семьи.

Групповой брак сохранялся до середины ХХ в. «Семья, не входящая в такой союз, — отмечал В. Г. Богораз, — не имеет ни друзей, ни доброжелателей, ни покровителей в случае нужды». Дети, родившиеся в семьях, состоящих в отношениях группового брака, считались родными братьями и сёстрами.

Они не могли вступать между собою в брак. Существовали особые термины для обозначения жен отца, но не «моей» матери — ытлалкыл (то же, что и мачеха) или навтомгытля (от нэвтумг/навтомг – основа слова «товарищ по жене» плюс ытля – мать).

Мужей матери, но не «моего» отца, в семье которого «я» живу, «я» называю ытлыгылк ыл (то же, что и отчим) или н эвтумгытлыгын. Сын н эвтумгын — «моих» родителей (я м.) – йичемиттумгылк ыл («назначенный быть родным братом»). Дочь н эвтумгын – «моих» родителей (я м.

) – чакэттылк ыл («назначенная быть родной сестрой») или н автомгычакэттылк ыл. Сын н эвтумгын – «моих» родителей (я ж.) – йичемиттумгылк ыл («назначенный быть родным братом») или н эвтумгыйичемиттумгын. Дочь н эвтумгын – «моих» родителей (я ж.

) – чакэттомгылк ыл («назначенная быть родной сестрой») или н автомгычакэттомгын.

Эти термины родства по групповому браку разграничивали кровное родство от родства по брачному союзу.

Право наследования распространялось на детей, родившихся только в семье, которой принадлежало имущество. Оно не распространялось на детей от группового брака в других семьях. Это — одно из ограничений функций группового брака.

Функции группового брака больше сохранялись в моральных устоях, но не в экономических отношениях чукчей.

Обычай левирата, сохранившийся среди чукчей, имел экономическую подоплёку. Часто он носил характер не только права, но и обязанности.

Овдовевшая женщина с малолетними детьми оказывалась в тяжёлом положении. Вести хозяйство самостоятельно, выпасать оленей или охотиться в море она не могла. Ей нужна была постоянная помощь и опека. Обычай предусматривал обязанность одного из ближайших родственников, либо младшего брата, либо двоюродного брата умершего взять на себя обязанности мужа овдовевшей женщины и отца для детей.

Обычай сорорат предусматривал женитьбу мужчины на сестре его умершей жены.

Многоженство в большинстве случаев составляло привилегию богатых стадовладельцев и хозяев байдар. «Если я владею одним стадом, — сообщали чукчи В. Г. Богоразу, — мне нужен один шатёр и одна жена, однако если у меня два стада, я должен иметь два хозяйства и по женщине в каждом из них». Были и другие причины многоженства – бездетность первой жены, желание иметь сыновей и т.п.

Бедняк, конечно, не мог содержать двух жён. Многоженство было распространено среди зажиточной части чукчей. По подсчётам В. Г. Богораза, число мужчин, имеющих двух и более жен, достигало 15% к общему количеству женатых людей, тогда как богатых оленеводов, имеющих два стада и больше было всего около 3%. Т. е. многоженство вызывалось не только экономическими причинами

Существовал обычай отработки за жену. Он был распространён повсеместно вплоть до середины ХХ в. Отработка за жену была тяжким трудом, особенно продолжительным для бедняков, добивавшихся руки дочери стадовладельца или богатого хозяина байдары. Иногдд отработка длилась два – три года.

Отработка могла закончиться безрезультатно, при этом сватавшийся не получал никакого вознаграждения за свой труд. У оседлых чукчей отрабатывавший за невесту трудился по дому, охотилсяРи всю добычу приносил будущему тестю У оленеводов он пас оленей: «Всё это время, — писал В. Г. Богораз, — жениху приходилось очень тяжело. Он встает утром раньше всех и ложится спать поздно ночью.

Часто ему даже не дают места в спальном пологе, и он ночует в переднем шатре или под открытым небом. Большую часть времени он проводит около стада. Он носит тяжести, таскает нагруженные нарты, чинит всю домашнюю утварь. Он должен угождать отцу невесты, её старшим братьям и всем родственникам – мужчинам.

Если кто-нибудь из старших членов семьи выскажет ему своё недовольство или даже обругает его, он должен терпеливо снести брань и даже согласиться с упрёком, высказав при этом почтительность».

Другое дело, когда сватался молодой человек из бог>9 8 $H81 бедной семьи. В таких случаях отработка носила чисто символический характер, могла длиться не более дня.

  • Отработка за вторую жену была вовсе необязательной, особенно для богатых стадовладельцев.
  • Во всех случаях сватовства согласие невесты было необходимым.
  • Положение женщин у чукчей отличалось свободой и известной независимостью.

Начиная со второй половины Х1Х в. изучение быта, общественного устройства входило в планы командируемых на Чукотку официальных лиц. Первым, кто выполнил такое поручение при содействии Восточно-Сибирского отделения РГО, был Г. Майдель.

В самой общей форме он сформулировал свои наблюдения так: «Некоторого рода начальственным влиянием пользуются богатые родовичи, но влияние это, соединённое с богатством, простирается только на самых ближних соседей и с потерей богатства исчезает».

А. В. Олсуфьева писала в своих отчётах: «Несмотря на все своеволие и необузданность чукоч, подчинение старшему в семье всех ея членов совершено беспрекословное, даже взрослые сыновья, часто прямо себе в ущерб, не смеют ослушаться старика отца или матери. Вне тесного круга семьи чукчи совершенно независимы…»

В. В. Солярский касаясь чукчей, отметил: «Семья представляет не только родственный, но и производственный союз, в котором объединяются не только отец и нисходящие — дети, но и братья, дяди и племянники и даже посторонние – зятья, и в котором домохозяин, не обладающий правом единоличной индивидуальной собственности семейного имущества, является лишь распорядителем общего хозяйства».

Таким образом, можно сделать вывод, что к концу Х1Х в. основы большой патриархальной семьи были значительно разрушены, но ещё жили некоторые её атрибуты.

В ХХ в. патриархальная семья как основная производственная и общественная единица чукчей утратила своё основное экономическое и социальное значение. Она уступила место соседской общине, в основе производственных отношений которой лежало сочетание частной собственности на основные средства производства с общинной (пастбища и охотничьи угодья), преобладание индивидуального труда и неравное распределение продуктов его. Характерно сочетание частной собственности с пережитками первобытнообщинных элементов, утрата былой силы и значения родственных связей. Их заменили связи соседские. Нарушилась родственная целостность стойбищ оленеводов, селений осёдлых и их подразделений, что было вызвано перемещениями населения.

Лобенко А.

Рескивнеут Е.

Ахпашева К.Ю.

Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Источник: http://takya.ru/nuda/tradicii-i-obichai-chukotskoj-semei/main.html

Левират: необычный нюанс семейных отношений чукотских народов

Обычай левирата касается судьбы женщины, потерявшей своего супруга.

Если жена-чукча становится вдовой, то она остается в семье мужа довольно странным способом: один из мужчин семейства, чаще всего, младший брат покойного, должен на ней жениться.

Ее дети от первого брака становятся детьми нового супруга и воспитываются как родные. Таким образом, дети растут в полноценной семье своего кровного отца и не уходят из родного племени.

Такое решение продиктовано практическими соображениями. Одинокой женщине, не важно, с детьми или без, было бы сложно выживать и кормиться в условиях Крайнего Севера. Обязанность женщин-чукчей — воспитание детей и поддержание порядка в хозяйстве.

В случае если женщина становится женой родственника покойного супруга, пойманы оказываются сразу несколько зайцев: во-первых, женщина и ее дети накормлены и одеты, во-вторых, хозяйство поддерживается ее заботой, в-третьих, сохраняется чистота кровной линии.

В редких случаях вдова могла уйти в другую семью, но это обычно мотивировалось экономическими соображениями. Например, другой род мог уплатить за нее оленями.

Стоит отметить еще одну причину, почему женщину старались оставить в семье.

Дело в том, что у чукчей она считалась в некотором смысле собственностью, то есть при заключении брака за нее уплачивался калым, как плата при покупке оленя или другого ценного товара.

Естественно, что впоследствии никому не хотелось расставаться с тем, за что были уплачены деньги. Поэтому женщина в качестве «собственности» должна была остаться в роду.

Чукчи очень щепетильно относятся к вопросам инцеста. Формально вдова и родич мужа не являются биологическими родственниками, так что кровосмесительного союза не происходит. Более того, такая система значительно упрощает в дальнейшем выбор жениха или невесты для детей.

Дело в том, что обеспечение чистоты рода в пределах семьи сводит к минимуму шансы, что при заключении брака жених и невеста из разных родов окажутся родственниками.

Вот и получается, что обычай левирата, который на первый взгляд кажется диким и варварским, продиктован экономическими, практическими и генеалогическими соображениями.

Источник: https://homsk.com/bingo/levirat-neobychnyy-nyuans-semeynykh-otnosheniy-chukotskikh-narodov

Пережитки матриархата в семейно-брачных обычаях чукчей

Интересная информация сообщается в паблике Шестой Континент в статье «Браки чукчей».

«Наиболее распространённой формой брака у чукчей ХХ века был брак путём отработки. Жених поселялся в доме отца невесты и работал там иногда в продолжении нескольких лет.

Читайте также:  Кому на руси давали фамилию смирнов

В течение этого времени он выполнял самую тяжёлую работу, терпеливо снося обиды и оскорбления со стороны родственников невесты. Если жених нравился семье, то не было препятствий к заключению брака, если же он был нежелателен, то в любой момент мог получить отказ независимо от того, сколько времени он работал [1].

Последнее обстоятельство ие позволяет рассматривать отработку за жену как калым.

Это также подтверждается и другим свадебным обрядом «борьбы за невесту», названным С. Крашенинниковым «хватанием».

Он состоит в том, что после согласия родителей невесты на брак жених должен был коснуться её половых органов.

Это было сделать довольно трудно, принимая во внимание, что вся женская родня невесты усиленно её защищала [2]. Подобный обычай был описан у ительменов и коряков.

О существовании экзогамии у чукчей в прошлом свидетельствует широкое распространение особой формы левирата, а именно, предоставление супружеских прав только младшим братьям на вдову старшего, а не наоборот. Этот обычай зафиксирован источниками XVIII в. и имел силу ещё в первом четверти [3].

Матриархат чукоч.

О былом матриархате свидетельствует большая роль женщин в культовых обрядах. Женщина являлась хранительницей семейных пенатов (святынь), «хранительницей очага», она занимала почётное место почти во всех сезонных праздниках, наносила семейные знаки помазания и т. д.

Значение женских духов у чукчей хорошо известно. В связке охранителей особое место занимало женское изображение — «деревянная женщина» (утты-нэв), она называлась также «госпожой» (нев-эрмэчын). Эта фигурка считалась главной «госпожой дома» и покровительницей стада. Женщина играла роль и в хозяйственной жизни.

Девушки и молодые женщины вместе с мужчинами выпасали стада. Вдова являлась владетельницей стада до совершеннолетия сыновей. «Если нет старика в доме или он отсутствует, доминирующую роль занимает старуха мать». При отсутствии в семье мальчиков старшая дочь становилась главным наследником.

В этом случае женщина участвовала в праздниках не только как главный наследник, но и как хранительница очага.

Таким образом, в семейно-брачных обычаях чукчей ярко прослеживаются пережитки родовой организации в её матриархальной форме.

Несомненно, что у чукчей когда-то существовал род, основанный на материнском праве. В условиях большой изолированности отдельных родов, расселённых на громадных пространствах, межродовые связи стали нарушаться. В первую очередь нарушилась экзогамия из-за невозможности брать жён из других родов, находящихся на больших расстояниях один от другого.

Переход к пастушескому оленеводству вызвал смену матрилокального брака патрилокальным, а как следствие этого — изменение счёта родства. Когда это произошло — неизвестно, но причину следует искать, как и у других народов, в значении мужского труда для скотоводческого хозяйства, в стремлении сохранить в общине мужчин для ухода за стадом.

Рост оленьих стад привёл к экономической обособленности рода, а в дальнейшем и его подразделений, составлявших группу наиболее близких родственников. Процесс обособления и дробления рода повлёк за собой утрату родовой организации — ослабление родовых связей, забвение родовых названий и других характерных признаков рода.

————————————————————————————————————

[1] Это первостепенное и первостатейное отличие матриархальных браков от патриархальных — невеста (и, шире, род невесты) совершает выбор жениха. Таким образом происходит реальный отбор лучшего мужского «материала», своего рода «генная инженерия» или евгеника. При патриархате происходит всё наоборот. Как говорит Стриндберг, «когда между двумя племенами идёт борьба не на жизнь, а на смерть, то побеждают всегда пройдохи, а не те, кто честны.» Эти-то пройдохи силой забирают женщин побеждённого племени, подчиняют их себе, образуют гаремы (как, например, русы-варяги на покорённых славянских территориях) и оставляют после себя многочисленных отпрысков с генами папаши-пройдохи (ltraditionalist).

[2] Здесь можно усмотреть некий аналог детской игры в «кошки-мышки».

Выбираются двое водящих — «кошка» и «мышка». Все дети становятся в круг и берутся за руки, как в хороводе, а потом поднимают руки, образуя «ворота». Расстояние между игроками при этом должно быть достаточно большим, чтобы между ними можно было пробежать. Мышка распологается в кругу, а кошка — за кругом.

По сигналу погоня кошки за мышкой начинается. Задача «кошки» — прорваться внутрь круга и догнать «мышку». Для этого она может подлезать под руками, перепрыгивать через них или даже разрывать цепь.

Остальные игроки должны помогать «мышке» и мешать «кошке»: в нужный момент опускать руки, задерживая «кошку» и вновь поднимать их, пропуская «мышку».

В связи с этим любопытно было бы задаться вопросом: а не является ли детская игра в «кошки-мышки» своеобразным «реликтом» древнейших матриархальных брачных игр? «Мышка» — это невеста, «кошка» — потенциальный жених, а хоровод образуют представители рода невесты, помогая ей «отсеять» нелюбого ей жениха (ltraditionalist).

[3] Очевидно, левират — брачный обычай, по которому вдова была обязана вступить вторично в брак только с ближайшими родственниками своего умершего мужа, в первую очередь — с его братьями, — появился на изломе матриархата. В статье Матриархат у эвенков уже говорилось о том, что у эвенков «со временем матриархат сменился патриархатом, в начальном его развитии существовал левират, то есть после смерти старшего брата самый младший брат женился на его жене и воспитывал его детей как своих собственных. В таких браках получалось большое возрастное различие, часто жене было 50-55 лет, а мужу 16-17″. Я полагаю, что основная причина сего нововведения заключается в установлении своего рода «мужской диктатуры». Чтобы не возродился матриархат, было решено ни при каких обстоятельствах не оставлять женщин одних, без мужского присмотра и контроля, без «чёткого мужского руководства»(ltraditionalist).

Источник: https://holy-matriarchy.livejournal.com/237924.html

Зачем чукчи и эскимосы предлагали гостям своих жен

Супружеская измена издавна считается тягчайшим грехом у большинства народов земного шара независимо от исповедуемой религии. Такие законы обусловлены экономической необходимостью и негласно сохранились до наших дней.

Однако, встречаются некоторые народности, которые используют в быту абсолютно противоположные правила поведения.

В целях поддерживать генетическое разнообразие рода и обеспечить здоровое потомство они нередко допускают и даже поощряют женскую супружескую измену.

Феномен гостеприимного гетеризма изучал французский этнограф Арнольд ван Геннеп. По мнению ученого, обряд можно расценивать как способ налаживания связей с чужестранцами. Все свои наблюдения и умозаключения он отразил в книге «Обряды перехода», вышедшей в свет в 1909 году.

Гостеприимство у народностей Камчатского края

Согласно обычаям некоторых племен коряков и чукчей, супружеская измена является обычным актом гостеприимства. Эти народы с радушием встречают любого гостя, которого обязательно сытно накормят и одарят лаской в самом прямом смысле.

Вечером все внимание гостя будет приковано к замужней хозяйке жилища, которая будет стараться изо всех сил понравиться ему. Ночью обольстительница, не скрывая своих намерений, ляжет с ним в постель.

Ее муж отнесется к таким обстоятельствам весьма благосклонно и не станет проявлять ревность.

Средства контрацепции в данном случае являются неприемлемыми, поскольку основная цель соития – зачатие ребенка. Если она была достигнута, все селение с радостью воспримет эту новость и начнется празднование, ведь зачатый ребенок будет содержать гены представителя другого народа, а, значит, будет обладать крепким здоровьем и хорошим генофондом.

Одним из первых американцев, познавший необычные традиции северных народов, стал известный адмирал Роберт Пири. Он заполучил «полевую жену», с которой в последствии даже познакомил свою законную супругу.

Удивительные обычаи эскимосов с Аляски

Проблемы с потомством наблюдались и у жителей материковой Аляски, которые проживали обособленно от других стран и народов Земли. Эскимосам нередко приходилось вступать в брак с относительно близкими родственниками, что приводило к рождению детей со слабым здоровьем.

Для оздоровления потомства эти народы тоже стали практиковать измену «в знак гостеприимства» и нередко обмениваются женами с мужчинами из других поселений. Особыми привилегиями пользуются сильные представители племени, которые всегда имеют широкий выбор между представительницами женского пола.

Сексуальное гостеприимство встречается и в других уголках мира. Этот довольно странный обычай характерен для народностей, ведущих замкнутый образ жизни.

Одним из примеров является австралийское племя арунта, в котором мужчины с удовольствием делятся своими женами с чужестранцами чтобы улучшить гены потомства.

Нередки случаи, когда женами делятся даже с представителями того же племени в качестве дружественного жеста и проявления симпатии.

PoopHahaYayLoveAngryHeartWowSad

Источник: https://tstosterone.ru/zachem-chukchi-i-eskimosy-predlagali-gostyam-svoix-zhen/

16 традиций разных народов, которые введут иностранца в многодневный шок

  • Я 10 лет работал маркетологом в торговых сетях и готов рассказать, на какие уловки вы попадаетесь в магазинах
  • 10 легендарных фраз, которые на самом деле выдумал наш мозг (Почему, постараемся объяснить)
  • 12 вещей, которые опасно выбрасывать в мусор. Но большинство продолжает так делать
  • Свадебный фотограф поделился историями из своей практики. Некоторые — готовые сценарии для комедий
  • Кинолюбители долго гадали, кто будет новой Женщиной-кошкой. Результаты кастинга наконец известны
  • Звезда инстаграма показала, что у всех бывают неудачные фото. Она уверена, что такие снимки могут спасти кому-то жизнь
  • Как выглядят жены популярных отечественных телеведущих
  • 14 татуировок знаменитостей, которые не получится разгадать с первого взгляда
  • 10 звездных пар, которые подкосили нашу веру в любовь
  • Мечты должны сбываться. В браке или вне его
  • 4 приема от Зигмунда Фрейда, которые позволят узнать темные стороны любого человека (И даже ваши)
  • Теплая история о том, что сильных женщин тоже нужно защищать — от неправильного выбора
  • На Reddit поделились историями о том, как нелепо люди могут использовать бытовые предметы
  • 20+ поступков, которые совершают домашние животные, когда мы на них не смотрим
  • 16 примеров троллинга от тех, кто возвел его до уровня искусства
  • 17 фотографий людей, которые не смогли сдержать свои эмоции

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/17-bezumnyh-tradicij-iz-raznyh-stran-kotorye-oshelomyat-lyubogo-turista-1650365/

Традиции и обычаи чукотской семьи

Традиции и обычаи чукотской семьи

Основной общественной и экономической единицей чукчей в ХУ11в. была патриархальная семья (райыръын – домонаполнение). В состав её входили «старшина» со своими «родниками».

Такая семья имела обще хозяйство, общее жилище. В состав семьи входило до 10 и более взрослых мужчин, связанных между собою узами родства. Примеров этому много. Так, в 1731г.

русские «нашли на Каменном отпрядыше пеших чукоч в одной земляной юрте, в которой 20 человек, да баб и ребят, а сколько, не упомнят».

В ХУ111в. по сведениям участников экспедиции И. Биллингса (1785-1793гг), полуземлянки береговых чукчей вмещали от 3 до 10 семей. В ярангах оленных чукчей также проживало по нескольку семей близких родственников. В такой яранге размещали до 6 пологов.

Существовало два типа полуземлянок: валка ран – «жилище из челюстей» и к легран – «мужское жилище». В «мужском доме» селилось в зимний период несколько семей ближайших родственников. Валка ран тоже зимнее жилище, но для одной семьи.

Читайте также:  Чем упырь отличается от вампира

В этом жилище жили сироты, или посторонние, которых могла поселить возле себя такая большая семья. По-видимому в валка ран селили и пленных. Г. Сарычев, участник экспедиции И. Биллингса, отмечал, что с.

«Янданай (Янранай) имеет 2 землянки и 16 летних шалашей; …Лугрень (Льурэн) состоит из 4 землянок и 17 шалашей», «Селение Мечигмы … имело 12 шалашей и 3 земляные юрты».

Черты патриархальной семьи сохраняются, но зарождаются новые отношения. Так, Г. Сарычев указал, что наряду с семьями-общинами «соединенных родством» появляются семьи-общины, связанные «дружбою». Т.е. подмечены характерные особенности соседской общины.

В Х1Хв. главы патриархальных семей чукчей жили в многоженстве. «Чукча по состоянию своему, — писал доктор Кибер в 1823г., — имеет много жен, которые, по-видимому, пользуются равными правами и живут согласно. Впрочем, многоженство у них не во всеобщем употреблении; я видел многих чукчей, которые довольствуются одной женою, более же пяти никто их не имеет».

Документальные материалы ХУ111 – Х1Хвв. отмечают у чукчей «мену жен». Казачий сотник И. Кобелев, пробывший среди чукчей зиму и лето 1780г., рассказывал: «Муж женатый с женатым же меняются женами своими, иные по пятнадцати человекам такую мену производят». К.

Мерк, рассказывал об этом обычае у чукчей так: «Обмен женами – мужья договариваются, чтобы таким способом укрепить свою дружбу, спрашивают согласия жен, которые редко отклоняют такую просьбу… Обмен женами чукчи обычно ограничивают лишь одним или двумя друзьями, нередко, однако примеры, когда такого рода близкие отношения поддерживаются со многими, до десяти человек (мужчин, — И.В.)».

Более подробное описание этого обычая у чукчей дал доктор Кибер. «Самое замечательное обыкновение их, писал он, — есть мена жен. Каждый чукча старается сыскать себе друга, с которым, живя обыкновенно вместе, делится счастьем. У друзей все общее, даже самые жены. Сей известный обычай должен, по-видимому, происходить от глубокой древности. Когда чукча хочет доказать кому-нибудь свою дружбу, то предлагает поменяться женами. Дети от разных матерей рожденные, пользуются одинаковыми правами».

Групповой брак влёк за собой не только права, но и обязанности, как материальные, так и моральные. Вступившие в отношения группового брака обязаны были поддерживать друг друга всеми средствами к жизни, так как при общности жен они имели и общих детей.

Групповой брак связывал членов группы обязательствами кровной мести, ибо люди, вступившие в отношения группового брака, считались кровными братьями, и не только жены, но и дети их были общие. «Дети чукчей, поскольку установился такой обычай (идёт речь о нэвтумгын, — И.В.), послушны чужим отцам», — писал К Мерк.

Таким образом, групповой брак у чукчей как бы расширял рамки отдельной патриархальной семьи, тем самым увеличивался круг лиц, связанных родством, а следовательно, и силой защиты, силой большей хозяйственной устойчивости, иначе говоря, связывал несколько патриархальных семей в большую общину.

Групповой брак как бы возмещал утраченный род и его наиболее жизненные институты.

Основной формой поселений оседлых чукчей были нымным (посёлки), оленных – стойбища. Посёлки состояли из нескольких патриархальных семей, каждая из которых имела особое место с особым названием и размещалась в отдельной полуземлянке. Так, например, в конце ХУ111 в. в с. Уэлен проживало 7 патриархальных семей, в с. Янранай – 2, в с.

Лорино – 4 и т.д. Родственные патриархальные семьи имеют в посёлке общие участки, на которых расположены их жилища. Такие участки носили особые названия. Так, например, с. Уэлен состояло из трёх групп полуземлянок: Тапкаральыт (жители морской косы, от тэпкан – коса), Гынонральыт (жители середины посёлка) и Кэунэльыт.

В Х1Х в., только зарождались капиталистические отношения. В новых условиях жизни все ещё сохранялись обычаи старых, отживающих отношений – слабые пережитки группового брака, левират, отработка за жену, многоженство и другие.

Во второй половине Х1Х в. у осёдлых чукчей вышла из употребления полуземлянка — клегран, жилище большой патриархальной семьи. Вместо них появились яранги, в каждой из которых проживала одна обычная семья, где ставился один полог. Но яранги близких родственников ставились на земле патриархальной семьи.

Групповой брак сохранялся до середины ХХ в. «Семья, не входящая в такой союз, — отмечал В. Г. Богораз, — не имеет ни друзей, ни доброжелателей, ни покровителей в случае нужды». Дети, родившиеся в семьях, состоящих в отношениях группового брака, считались родными братьями и сёстрами.

Они не могли вступать между собою в брак. Существовали особые термины для обозначения жен отца, но не «моей» матери — ытлалкыл (то же, что и мачеха) или навтомгытля (от нэвтумг/навтомг – основа слова «товарищ по жене» плюс ытля – мать).

Мужей матери, но не «моего» отца, в семье которого «я» живу, «я» называю ытлыгылк ыл (то же, что и отчим) или н эвтумгытлыгын. Сын н эвтумгын — «моих» родителей (я м.) – йичемиттумгылк ыл («назначенный быть родным братом»). Дочь н эвтумгын – «моих» родителей (я м.

) – чакэттылк ыл («назначенная быть родной сестрой») или н автомгычакэттылк ыл. Сын н эвтумгын – «моих» родителей (я ж.) – йичемиттумгылк ыл («назначенный быть родным братом») или н эвтумгыйичемиттумгын. Дочь н эвтумгын – «моих» родителей (я ж.

) – чакэттомгылк ыл («назначенная быть родной сестрой») или н автомгычакэттомгын.

Эти термины родства по групповому браку разграничивали кровное родство от родства по брачному союзу. Право наследования распространялось на детей, родившихся только в семье, которой принадлежало имущество. Оно не распространялось на детей от группового брака в других семьях. Это — одно из ограничений функций группового брака.

Функции группового брака больше сохранялись в моральных устоях, но не в экономических отношениях чукчей.

Обычай левирата, сохранившийся среди чукчей, имел экономическую подоплёку. Часто он носил характер не только права, но и обязанности.

Овдовевшая женщина с малолетними детьми оказывалась в тяжёлом положении. Вести хозяйство самостоятельно, выпасать оленей или охотиться в море она не могла. Ей нужна была постоянная помощь и опека. Обычай предусматривал обязанность одного из ближайших родственников, либо младшего брата, либо двоюродного брата умершего взять на себя обязанности мужа овдовевшей женщины и отца для детей.

Обычай сорорат предусматривал женитьбу мужчины на сестре его умершей жены.

Многоженство в большинстве случаев составляло привилегию богатых стадовладельцев и хозяев байдар. «Если я владею одним стадом, — сообщали чукчи В. Г. Богоразу, — мне нужен один шатёр и одна жена, однако если у меня два стада, я должен иметь два хозяйства и по женщине в каждом из них». Были и другие причины многоженства – бездетность первой жены, желание иметь сыновей и т.п. Бедняк, конечно, не мог содержать двух жён. Многоженство было распространено среди зажиточной части чукчей. По подсчётам В. Г. Богораза, число мужчин, имеющих двух и более жен, достигало 15% к общему количеству женатых людей, тогда как богатых оленеводов, имеющих два стада и больше было всего около 3%. Т. е. многоженство вызывалось не только экономическими причинами

Существовал обычай отработки за жену. Он был распространён повсеместно вплоть до середины ХХ в. Отработка за жену была тяжким трудом, особенно продолжительным для бедняков, добивавшихся руки дочери стадовладельца или богатого хозяина байдары. Иногда отработка длилась два – три года.

Отработка могла закончиться безрезультатно, при этом сватавшийся не получал никакого вознаграждения за свой труд. У оседлых чукчей отрабатывавший за невесту трудился по дому, охотился и всю добычу приносил будущему тестю У оленеводов он пас оленей: «Всё это время, — писал В. Г. Богораз, — жениху приходилось очень тяжело. Он встает утром раньше всех и ложится спать поздно ночью.

Часто ему даже не дают места в спальном пологе, и он ночует в переднем шатре или под открытым небом. Большую часть времени он проводит около стада. Он носит тяжести, таскает нагруженные нарты, чинит всю домашнюю утварь. Он должен угождать отцу невесты, её старшим братьям и всем родственникам – мужчинам.

Если кто-нибудь из старших членов семьи выскажет ему своё недовольство или даже обругает его, он должен терпеливо снести брань и даже согласиться с упрёком, высказав при этом почтительность».

Другое дело, когда сватался молодой человек из богатой семьи к деву3шке из бедной семьи. В таких случаях отработка носила чисто символический характер, могла длиться не более дня. Отработка за вторую жену была вовсе необязательной, особенно для богатых стадовладельцев. Во всех случаях сватовства согласие невесты было необходимым. Положение женщин у чукчей отличалось свободой и известной независимостью. Начиная со второй половины Х1Х в. изучение быта, общественного устройства входило в планы командируемых на Чукотку официальных лиц. Первым, кто выполнил такое поручение при содействии Восточно-Сибирского отделения РГО, был Г. Майдель. В самой общей форме он сформулировал свои наблюдения так: «Некоторого рода начальственным влиянием пользуются богатые родовичи, но влияние это, соединённое с богатством, простирается только на самых ближних соседей и с потерей богатства исчезает». А. В. Олсуфьева писала в своих отчётах: «Несмотря на все своеволие и необузданность чукоч, подчинение старшему в семье всех ея членов совершено беспрекословное, даже взрослые сыновья, часто прямо себе в ущерб, не смеют ослушаться старика отца или матери. Вне тесного круга семьи чукчи совершенно независимы…» В. В. Солярский касаясь чукчей, отметил: «Семья представляет не только родственный, но и производственный союз, в котором объединяются не только отец и нисходящие — дети, но и братья, дяди и племянники и даже посторонние – зятья, и в котором домохозяин, не обладающий правом единоличной индивидуальной собственности семейного имущества, является лишь распорядителем общего хозяйства». Таким образом, можно сделать вывод, что к концу Х1Х в. основы большой патриархальной семьи были значительно разрушены, но ещё жили некоторые её атрибуты. В ХХ в. патриархальная семья как основная производственная и общественная единица чукчей утратила своё основное экономическое и социальное значение. Она уступила место соседской общине, в основе производственных отношений которой лежало сочетание частной собственности на основные средства производства с общинной (пастбища и охотничьи угодья), преобладание индивидуального труда и неравное распределение продуктов его. Характерно сочетание частной собственности с пережитками первобытнообщинных элементов, утрата былой силы и значения родственных связей. Их заменили связи соседские. Нарушилась родственная целостность стойбищ оленеводов, селений осёдлых и их подразделений, что было вызвано перемещениями населения.

Лобенко А.

Рескивнеут Е.

Ахпашева К.Ю.

Источник: https://tnu.podelise.ru/docs/index-332301.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector