Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьяне

Этих людей можно было объединить, объясняя их общность огромным талантом и непреодолимым желанием творить. Однако связывает их вовсе не это – дело в том, что все они родились в семьях крепостных. Вы и не знали? Знакомьтесь, семеро великих русских крепостных!

1. Андрей Воронихин

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеАндрей Никифорович Воронихин

Да-да. Казанский собор в Санкт-Петербурге построил крепостной. Даже не так – потомственный крепостной.

Все члены семьи Воронихина были крепостными графа Александра Строганова — президента столичной Академии художеств. Будь граф лесопромышленником или праздным провинциальным барином – вряд ли мир бы узнал гениального архитектора Андрея Воронихина.

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеКазанский собор. visit-petersburg.ru

Но судьба сложилась так, а не иначе. В поместье Строгановых царило трепетное отношение к искусству. Приобщали к изящным наукам и крепостных.

Способный мальчик, попавший в одну из иконописных мастерских, проявил необычайное старание, и граф отправил подмастерье в Москву на обучение к известнейшим архитекторам В.И. Баженову и М.Ф. Казакову.

Возвратившись в Петербург, 26-летний юноша получил вольную и вместе с сыном графа поехал учиться заграницу.

На протяжении нескольких лет Воронихин осваивал живопись и архитектуру в Швейцарии, Германии, Франции. Дни и ночи в библиотеках. Великое искусство Возрождения! Все шло просто замечательно.

Но тут случилась французская революция 1789 года! Куратор Воронихина и Строганова-младшего — Ромм стал одним из идеологов революции и вошел в Конвент. Графу пришлось срочно отозвать юношей в Россию.

И вовремя – любимый наставник вскоре потерял голову… на гильотине.

В России таланту Воронихина помогло развернуться прискорбное событие – пожар в особняке Строганова. Перестроить здание, возведенное по проекту великого Растрелли, граф поручил своему молодому протеже.

Воронихину было чуть больше 30 лет. Опыта у архитектора не было, зато был талант, трудолюбие и честность.

Этих качеств вполне хватило – Воронихина стали привлекать к строительству особняков и парковых ансамблей.

В 1799 году указом Павла I был объявлен конкурс на проект нового храма «в римском стиле» на Невском проспекте. В конкурсе принимали участие звездные архитекторы – Камерон, Тома де Томон, Гонзаго. Но проект Воронихина, похожий на собор Святого Петра, победил.

Шаг за шагом, не переставая учиться и совершенствоваться, крепостной мальчик стал профессором архитектуры в Академии художеств и автором одного из самых значительных архитектурных сооружений Европы.

2. Петр Елисеевич Касаткин, его потомки и магазин Елисеевых

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеДом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин) — здание на углу Невского проспекта (дом 56) и Малой Садовой улицы (дом 8) в Санкт-Петербурге, памятник архитектуры раннего модерна. Фасад магазина.

Елисеевский магазин, бывший синонимом рая на протяжении всей своей истории, назван так не в честь одного человека, но в честь династии. После революции в роду не осталось Елисеевых, но магазин остался Елисеевским.

Тем временем вся эта продуктовая роскошь началась с малого – с блюдечка земляники. Крепостной садовник Петр Елисеевич Касаткин сумел в самый разгар суровой зимы вырастить в оранжерее летнюю ягоду и поднести ее к рождественскому столу графа Шереметьева. Чудо? Несомненно! Еще одним чудом стала вольная и 100 рублей – огромные деньги.

Приехав в Петербург, Касаткин все до единой копейки вложил в дело – накупил чудного продукта — апельсинов. С подносом на голове Петр Елисеевич вышел на Невский и начал зазывать благородную публику:

«Кто не пожалеет копейку, чтобы порадовать даму апельсином?».

К вечеру апельсины были распроданы. Прибыль составила 1 рубль. Дело Елисеевых пошло! Через год Петр смог выкупить троих детей и брата. Вскоре было открыто «Товарищество братьев Елисеевых» — сыновей Елисея.

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеДом торгового товарищества «Братья Елисеевы» (Елисеевский магазин).

Умный бизнес быстро дал результаты. Братья наняли торговые парусные суда для доставки в Петербург экзотических фруктов. Из теплых стран – преимущественно Испании и Португалии торговцы завезли в город херес, мадеру и мальвазию. Вина произвели фурор! Магазин Елисеевых стал знаменит, а сами торговцы и их подросшие дети получили купеческий ранг.

Магазин, много лет принадлежащий одной семье, становился лучше день ото дня. Продавцам здесь платили отлично, но и спрашивали строго. Вне зависимости от того, бедный зашел клиент или богатый, в Елисеевском магазине его обслуживали по высшему классу.

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьяне Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьяне Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы»

Увы, в 1917 году гастрономической империи пришел конец. На месте Елисеевского магазина приветливо открыл двери к пустым полкам «Гастроном № 1». За почти век граждане забыли, почему магазин назывался Елисеевским, хотя и не перестали так его называть.

А в самое голодное время еще ходил анекдот: «Купец Елисеев возвращается в Ленинград с того света — посмотреть на свой магазин: «Все вроде бы на месте, только, помнится, у входа стояли бочки с красной и черной икрой, кому они, спрашивается, помешали?»

Сегодня Елисеевский магазин – достопримечательность Невского проспекта. Туристы не уходят из храма торговли без съестного сувенира. Но мало кто знает, что основатель империи – крепостной садовник.   

3. Тарас Шевченко

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеМолодой Тарас Шевченко в мастерской К.П. Брюллова . 1947. Вариант картины находится в Национальном музее Тараса Шевченко (Киев)

Именем этого крепостного крестьянина назван университет, станция метро, театр и набережная. Трудно поверить, но поэт, художник и национальный герой – Тарас Шевченко действительно вышел из крепостных крестьян. Помещик Энгельгардт, которому принадлежала семья, заметил художественный дар юноши и отправил его на обучение в Петербург. К счастью, талант крепостного мальчика произвел впечатление и на довольно влиятельных культурных деятелей того времени — Венецианова, Брюллова и Жуковского. Покровители попытались уговорить Энгельгардта отпустить Шевченко, но помещик ни в какую не соглашался подписывать вольную своему крепостному художнику. Брюллов так описывал хозяина молодого крепостного: «это самая крупная свинья в торжковских туфлях».

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеПортрет поэта В.А.Жуковского. 1837. Национальный музей Тараса Шевченко, Киев, Украина

Свобода сделала свое дело. В 1840 году в Петербурге был издан первый сборник стихотворений Шевченко «Кобзарь», а вслед за тем опубликована поэма «Гайдамаки». Шевченко одинаково хорошо писал картины и стихи.

Однако не всем пришлась по нраву его идеология. «Возмутительное содержание», «мнимые беды гетманского правления», «дерзкая клевета», «стихи вредные и опасные» — как только не склоняли ревнители творчество поэта.

Больше всего досталось ему за поэму «Сон», где сквозила неприкрытая сатира на императрицу. 33-летний Шевченко мгновенно подпал под рекрутский набор и был отправлен на задворки империи. Только после смерти Николая I опальный поэт попал под амнистию. Сегодня бывший крепостной считается одним из самых значительных фигур в российской литературной истории.

4. Семен Бадаев

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеВоткинский металлургический казённый завод Вятской губернии. Художник: Валентин Белых

Вам незнакомо это имя? Вполне возможно. Личность Семена Бадаева известна узкому кругу специалистов, а до нас дошли только его технологические подвиги. Речь идет о легендарной бадаевской стали, в 19-м веке лучшей в мире по сочетанию вязкости и прочности.

Семен Бадаев – пример уникального таланта, абсолютного самоучки, которого из крепостной зависимости у помещика Рогозина выкупало правительство. За свободу гениального металлурга было заплачено 3000 рублей, сумма по тем временам огромная. Но свобода империи от импорта стали стоила гораздо дороже!

За выдающиеся достижения бывший крепостной был награжден золотой медалью на Владимирской ленте и удостоился офицерского чина.

Однако регалии не остановили русского самородка – всю оставшуюся жизнь он проработал на Камско-Воткинском заводе, где искал еще более совершенную формулу стали.

Кстати, именно на этом заводе через 10 лет после смерти изобретателя было изготовлено одно из русских металлургических чудес — шпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьянеШпиль колокольни Собора Петра и Павла в Петропавловской крепости.  Тимур Агиров

5. Михаил Щепкин

Вы не ошиблись — Щепкинское училище названо в честь крепостного. Бывшего крепостного. Основоположника русского реалистического театра, предшественника системы Станиславского.

Граф Гаврила Волькенштейн, которому принадлежала семья маленького Миши, был неравнодушен ко всякого рода действиям, поэтому организовал для забавы домашний театр. В одной из постановок – комедии «Вздорщина», сыгранной сплошь школярами, Миша Щепкин отличился так, что вместе с «труппой» был приглашен городничим для развлечения публики на свадьбе его дочери. Дело было в 1800 году.

Михаил Семенович Щепкин. Портрет работы художника Н. В. Неврева

Однако почти случайного опыта было недостаточно для того, чтобы талант смог развернуться в полную силу. Помогло же Щепкину раскрыться… пьянство.

Дело в том, что Михаил грезил сценой и все свободное время проводил в курском театре братьев Барсовых – чего он только не делал – и суфлировал, и переписывал роли, и подносил инвентарь.

Однажды один из актеров запил, и роль досталась Михаилу Щепкину, прекрасно знавшему текст. Трезво оценивая шанс, юноша сыграл так, как будто от его роли зависит честь России. В некотором смысле так и произошло…

Молодого актера заметили. Вскоре он уже играл в Харьковском, а после в Полтавском театре. Более того, специально для артиста-новатора, проживающего роль на сцене, пишутся пьесы и создаются образы. При этом, актер остается крепостным. Только в 1822 году поклонники собрали внушительную сумму, чтобы купить для Михаила Щепкина вольную.

Уже свободным человеком Щепкин поступил в труппу московского Малого театра, где блестяще сыграл роли в спектаклях по пьесам Шекспира, Гоголя, Грибоедова. В народе театр, где играл Щепкин, так и называли – «Щепкинский дом».    

6. Орест Кипренский

Орест Кипренский. Автопортрет. 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Если вы когда-нибудь учились в школе, вы прекрасно знаете Кипренского. Кипренский – автор самого известного портрета Пушкина. А еще портретов Жуковского, Батюшкова, Давыдова, Оленина и других влиятельных особ начала XIX века. Вообще, Орест Кипренский считается самым ранним русским портретистом.

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Как частенько случалось в те бесправные времена, помещик Дьяконов, особо не беспокоясь о последствиях, помог одной из своих крепостных крестьянок стать матерью. Маленького Ореста записали в семью крепостного Адама Швальбе, и отчество он получил Адамович.

Фамилия была придумана в честь места жительства богини любви – Киприды. По другой версии Орест Адамович был крещен в Копорье, и Кипренский – трансформация этого топонима.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, он все же получил от биологического отца ценнейший подарок – свободу!

Вторым подарком от отца стало место в воспитательном отделении Академии художеств. Эту школу Кипренский окончил с золотой медалью и даже остался работать при Академии.

С одной стороны – блестящий успешный художник с невероятным собственным чувством цвета, света, настроения, с другой – распущенный и страстный гуляка, невоздержанный в возлияниях – Кипренский был далек от академизма и не воспринимался современниками как значительный деятель искусства.

На длительное время художник был совершенно забыт. И только в начале ХХ века ценители искусства начали проявлять интерес к его работам.

На римском надгробии живописца написано «В память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников».

7. Прасковья Жемчугова

Н.И.Аргунов. Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой). Центральный театральный музей им. А.Бахрушина, Москва

8-летняя крепостная девчушка Шереметьевых Параша Ковалева так завораживающе пела, что потрясенные господа забрали ее в свое имение в Кусково.

Там «соловушка» обучалась танцам, музыке, языкам, сценическому мастерству, освоила арфу и клавесин. «Жемчужный» голос девушки подсказал графу и фамилию. Впрочем, всем остальным крестьянским артистам Шереметьев тоже давал драгоценные фамилии, от Гранатовых до Бирюзовых.

Первую роль Жемчугова сыграла в 11 лет, и к 17 годам была уже состоявшейся актрисой. Приехав в Петербург, граф представил своего «жаворонка» Павлу I.

Получив величайшую протекцию, актриса стала весьма популярна в высшем свете, а в 1801 году Прасковья Жемчугова сделалась супругой Николая Шереметьева.

Чтобы создать своей крепостной жене родословную, честолюбивый Шереметьев записал ее в метрике как польскую княгиню Ковалевскую. И конечно дал вольную жене и всем ее родственникам.

Самой знаменитой песней Жемчуговой, дошедшей до наших дней, считается автобиографическая поэтическая история встречи крепостной крестьянки с будущим мужем – песня «Вечор поздно из лесочку я коров домой гнала…». Два столетия песня была одной из любимейших в народе и сегодня ее нередко можно услышать на фольклорных праздниках.

  • P.S.: Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой исполнен русским живописцем Николаем Ивановичем Аргуновым, вся крепостная династия которого (и он в том числе) также была в распоряжении графов Шереметьевых.
Читайте также:  Что, согласно «домострою», ждало шахматиста после кончины

Рекомендуем также:

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

Источник: https://moiarussia.ru/7-velikih-russkih-krepostnyh/

Народы России, которые не знали крепостного права

Метелкин: в какого спасителя верили русские крестьяне

С. Иванов «Юрьев день»

Многие правозащитники по сей день заявляют о всеобъемлющем крепостном праве на территории России. Но ведь, если немного покопаться, можно удостовериться, что не все народы России были подвержены крепостничеству.

Для кого-то «спасением» стала удаленность от городов и феодалов, для других — сильный нрав, вольнолюбие и гордость. Посмотрим, кто же в Российской империи не жил по общим законам, а устанавливал свои собственные.

До нас дошли некоторые данные из документа графа Александра Христофоровича Бенкендорфа, это было секретное донесение Николаю I от главного управляющего жандармерии. Так вот, говорилось там о том, что в России крепостными крестьянами являются только русские.

Чиновник наблюдал за народами страны, изучил обстановку и доложил о том, что такие народы как, например, мордва, эсты, чуваши, татары, финны и некоторые другие являются свободными. У такой свободы были свои причины, у каждого народа они свои, посмотрим, какие же.

Начальник жандармерии и будущий шеф полиции не стал бы приукрашивать ситуацию в империи для царя.

Бенкендорф понимал, что все его слова играют важную роль в государственной политике, к тому же — Николай может проверить все с помощью других источников. Что же там с крепостным правом, во многом значение имели территории.

Так, малочисленные народы севера — эскимосы, эвенки, нанайцы, жили настолько обособленно, что никакие помещики добраться до них не могли, а своих в Сибири не было.

Кто помчится в такие холода за парой тройкой душ? Да и вытащить эскимоса из его привычной жизни и увезти в Петербург было бы крайне сложно.

Тем более, если учесть, что практически все коренные народы Сибири были кочевниками, где же их искать? К тому же, люди, привыкшие к многовековой вольности и свободе, будут изо всех сил противиться закрепощению.

Помещикам всегда хватало своих крепостных — русских, принуждать кого-либо еще к труду и прислуживанию было нерационально.

Еще интереснее ситуация обстояла на Кавказе. Закрепостить горского человека не то, что сложно, это задача из разряда невыполнимых. Воинственный нрав, непоколебимая гордость и полное отстранение от официальной власти государства. Плюс ко всему, кавказцы регулярно вели войны с Российской империей. Вспомним хотя бы Кавказскую войну 1817-1864 годов.

Все усилия власти усмирить Кавказ и заставить его подчиняться государству не увенчались успехом. Северный Кавказ, а именно Чечня, Дагестан, Черкесия, Абхазия не боялись гнева огромной империи, они часто совершали на Россию набеги, отстаивали свою независимость.

Власть часто пыталась присоединить к своим владениям территории этих вольнолюбивых народов, но даже их небольшие размеры не стали поводом сдаться.

Сопротивлялись крепостничеству также адыги, этот народ проживал на территориях Причерноморья и Прикубанья. Законы России не касались их поселений, адыги всегда жили обособленно и ни о каких помещиках и крестьянах знать не хотели. Все многочисленные попытки приструнить горцев заканчивались победой их гордости и чести над официальными законами.

Именно так выглядела карта крепостного права России, вернее — карта свободной России. Было ли это справедливо по отношению к крестьянам в городах и, как власть смогла упустить из виду многие территории своих владений — спорные вопросы.

Надо сказать, что народность человека, его корни, традиции, обычаи, воспитание — все это играет важную роль в силе и уровне независимости людей.

Порой заставить большое количество людей перечеркнуть прошлое и изменить своим принципам не под силу даже такой махине, как государство.

  • Хотели ли крепостные на волю?
  • Права крепостных в Российской империи
  • Отмена крепостного права в 1861 году обрадовала не всех
  • Мифы о царской России
  • Европа несколько веков не мылась в бане

Источник: http://www.rusday.com/articles_new/2018-03-07/7851/

Шесть выдающихся россиян, вышедших из крепостных

3 марта 1861 года был опубликован манифест императора Александра II, отменивший в России крепостное право. Это было лишь одно из многих революционных преобразований царя-реформатора, но, пожалуй, самое известное. Творческий, научный и предпринимательский потенциал миллионов освобожденных крестьян дал мощный толчок развитию страны.

Стоит сказать, что отдельные талантливые крестьяне получали вольную и до реформы 1861 года.

Одних помещики отпускали сами, видя несомненные дарования, вторые выкупали себя и семью, скопив за время карьеры нужную сумму, а на освобождение третьих средства собирали их коллеги или меценаты.

Да и после опубликования царского манифеста процесс выкупа крестьян длился еще несколько десятилетий, поэтому можно сказать, что под знаком освобождения из зависимого сословия прошел практически весь XIX век.

Михаил Щепкин. Театр

Будущий знаменитый актер Московской императорской сцены родился в 1788 году в Курской губернии и мог бы повторить судьбу своих родителей, дворовых семьи графа Волькенштейна, если бы не бойкий характер и способность быстро всему обучаться. С равным успехом Михаил мог бы стать ученым (ему особенно хорошо давались точные науки) или художником, но все изменила одна оперная постановка, представленная к какому-то семейному празднику в усадьбе графа.

Увиденное 8-летним мальчиком представление решило его судьбу. Играть в театре стало главным желанием всей жизни.

Разумеется, сначала талантливому подростку пришлось пройти все предварительные ступени театрального закулисья.

Миша помогал декораторам и бегал с курьерскими поручениями, работал переписчиком ролей и суфлером, пока счастливый случай не дал ему возможности заменить заболевшего актера в одном из спектаклей курского театра Барсовых. После этого стало ясно — вот она, будущая звезда российской сцены.

Затем, в течение полувека блестящей карьеры, были десятки ролей в пьесах отечественных и зарубежных авторов, блестящее воплощение образа Фамусова из «Горя от ума» и Городничего из «Ревизора», вся классика Тургенева и Островского. Тонкая, выразительная и, как отмечали современники, «интеллигентная», игра Щепкина надолго стала эталоном для отечественной сцены.

Благодаря своему таланту, в 30 лет актер вместе с семьей был выкуплен у Волькенштейнов за огромную по тем временам сумму в 10 тысяч рублей. Деньги по подписке собирали почти все известные в то время российские деятели искусств и меценаты.

Говоря о крепостных, реализовавших себя на сцене, стоит упомянуть также знаменитую Прасковью Жемчугову и Татьяну Шлыкову-Гранатову, блиставших на российской сцене в конце XVIII — первой половине XIX веков.

Орест Кипренский. Живопись

Имя Ореста Кипренского знакомо каждому отечественному школьнику благодаря портрету Пушкина, наиболее известному прижизненному изображению поэта. Благодаря Кипренскому мы знаем в лицо элиту России начала XIX века: литераторов и военных, политиков и покровителей искусства.

Кроме знаменитого изображения классика русской литературы, перу Кипренского принадлежат жемчужины коллекций отечественных и зарубежных музеев живописи — портреты В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, В.А.Оленина, Е.В.Давыдова, Е.С.Авдулиной, С.С.Щербатовой, А.М.Голицына, Б.

Торвальдсена и многих других.

Сюда же стоит отнести и автопортрет, нарисованный художником в 1828 году, уже на закате своей карьеры. Всю жизнь стремившийся к парадности и «эпичности», себя Кипренский изобразил максимально реалистично и, по мнению критиков, «безжалостно».

Наверное, есть какая-то историческая закономерность в том, что писавший портреты российских аристократов Орест Кипренский родился крепостным, незаконным сыном помещика Дьяконова.

Единственным подарком помещика сыну стала «вольная», подписанная шестилетнему мальчику в 1788 году.

Отчество мальчик получил от крепостного Адама Швальбе, записанного в «отцы», а фамилией своей он обязан острову Кипр, родине древнегреческой богини любви Афродиты. Правда, первое время его фамилия звучала как «Кипрейский».

Кроме самого Кипренского, следует упомянуть еще о нескольких бывших крепостных, ставших успешными живописцами, графиками, декораторами, архитекторами: Василия Тропинина, Андрея Воронихина, Ивана Свиязева, Григория Сороку, Федора Сотникова.

Тарас Шевченко. Литература

Полная суровых испытаний судьба классика украинской литературы достойна того, чтобы стать основой романа или сценария фильма. В жизни Тараса Шевченко было все: сиротство и нужда в детстве, суд и ссылка за «политику» в зрелые годы, прижизненное признание и суровая — подчас и несправедливая — критика его творчества, а в старости — одиночество и медленное угасание таланта.

Тем не менее, даже при всех этих обрушившихся на него испытаниях Тарас Шевченко успевал много и успешно работать: писал стихи и прозу, на украинском и русском, рисовал и лепил, пытался фотографировать. Сейчас уже трудно представить себе украинскую поэзию без «Кобзаря», а всю украинскую культуру без Шевченко.

Отдельного описания достойна история выкупа молодого Тараса из крепостной неволи. О «вольной» для талантливого малоросского юноши, показавшего себя перспективным художником, хлопотали многие петербургские меценаты и преподаватели Академии искусств, но барон Энгельгардт, у которого служил Шевченко, упорно не хотел отпускать своего крепостного.

Свободу Тарас заработал буквально своими руками, нарисовав портрет Василия Жуковского, покровительствовавшего молодому живописцу. В 1838 году портрет был продан на аукционе за 2500 рублей, которые и стали «вольной» для Тараса Шевченко. Впереди у него были годы работы, трудностей и лишений, но, главное, это были годы свободной жизни.

Александр Гурилев. Музыка

Композитор и музыкант Александр Гурилев — представитель династии талантливых крепостных, принадлежавших графу Орлову.

Его отец Лев Гурилев был не только одаренным музыкантом-мультиинструменталистом, но и возглавлял крепостной оркестр.

Выросший в творческой атмосфере Саша не только впитал все лучшее, что мог дать ему отец, обучивший игре на скрипке и альте, но и смог получить настоящее музыкальное образование, обучаясь у лучших преподавателей того времени.

Переломным моментом для семьи Гурилевых стал 1831 год, когда после смерти хозяина крепостные музыканты получили «вольную». Переехав в Москву, Гурилев смог полностью отдаться любимому делу — выступал с концертами, давал уроки, делал инструментальные обработки народных мелодий.

В истории отечественной музыки он остался как автор множества фортепианных пьес и обработок таких народных песен, как «Во поле берёзонька стояла», «Во саду ли в огороде», «Ах, сени мои, сени», «Вниз по матушке по Волге». Кроме того, Гурилев — автор множества романсов на стихи Лермонтова, один из первых композиторов, удачно положивших на музыку стихи великого русского поэта.

Семен Бадаев. Металлургия

Имя бывшего крепостного Семена Бадаева известно лишь узкому кругу специалистов по горному делу, но его вклад в развитие отечественной промышленности столь значим, что из крепостной зависимости у помещика Рогозина в 1810 году его выкупало российское правительство. Мало того, талантливому самоучке было предложено самому решать, где продолжать свою карьеру, и он выбрал лучшее в то время металлургическое предприятие — Камско-Воткинский железоделательный завод.

Семен Бадаев предложил новый способ производства стали, которая обладала большой вязкостью и отлично сваривалась.

Сталь, получившая название «бадаевской», превосходила по потребительским качествам известные в то время зарубежные образцы, и это избавило страну от «импортной» зависимости.

Дело государственной важности — Россия получила возможность самостоятельно производить прочные сельхозорудия и промышленные станки, огнестрельное оружие и хирургические инструменты.

За эти заслуги бывший крепостной удостоился золотой медали на Владимирской ленте и офицерского чина. 

Даниил Бокарев. Пищевая промышленность

Имя бывшего крепостного крестьянина графов Шереметевых Даниила Бокарева, как и вышеупомянутого Семена Бадаева, известно далеко не многим, хотя с его изобретением знакомы, наверное, все. В 1829 году он предложил способ производства масла из семян подсолнечника.

Историкам неизвестно, заработал ли бывший крепостной на своем изобретении что-то, кроме свободы, но, безусловно, его разработка стала революцией как в сельском хозяйстве (до этого подсолнечник не рассматривался как масличная культура и был скорее декоративным растением), так и в пищепроме. Через несколько лет на юге России количество маслобоен исчислялось десятками, а объем произведенного масла — сотнями тысяч пудов.

Для верующих подсолнечное масло Бокарева стало доступной альтернативой дорогому оливковому. Церковь разрешила употреблять это масло в дни постов, из-за чего оно получило свое второе название «постное».

Источник: https://rg.ru/2014/03/03/krepostnie-site.html

Великая русская революция: какое правительство нужно народу — МК

Что случилось после отречения Николая Второго

Первая мировая высвободила разрушительные инстинкты человека. Тонкий слой культуры смыло. Все сдерживающие факторы — традиции, правила, запреты — исчезли. С фронта вернулся человек, который все проблемы привык решать силой. В революцию власть, полиция, суд словно испарились. Некому стало соблюдать закон. А если нет закона, то и моральные нормы словно отменили.

Толпа, освобожденная от сдерживающих центров, приобрела звериный облик. И не боялась насилия, и не боялась пролить кровь. Ожесточение и цинизм, хаос и всеобщее ослепление… На волю вырвались худшие человеческие инстинкты.

СЧЕТ БОГАТЫМ И ОБРАЗОВАННЫМ

«Я увидел яснее подлинную жизнь и ужаснулся, — вспоминал генерал Антон Деникин. — Прежде всего — разлитая повсюду безбрежная ненависть — и к людям, и к идеям.

Читайте также:  Белевская пастила: в каких европейских странах она популярна

Ко всему, что было социально и умственно выше толпы, что носило малейший след достатка, даже к неодушевленным предметам — признакам некоторой культуры, чужой или недоступной… Ненависть с одинаковой последовательностью и безотчетным чувством рушила государственные устои, выбрасывала в окно «буржуя», разбивала череп начальнику станции и рвала в клочья бархатную обшивку вагонных скамеек.

Психология толпы не обнаруживала никакого стремления подняться до более высоких форм жизни: царило одно желание — захватить или уничтожить. Не подняться, а принизить до себя все, что так или иначе выделялось».

Кто мог себе представить, что после крушения монархии исторический счет будет предъявлен всем сословиям, имевшим привилегии? Не только царедворцам или жандармам. А вообще всем — богатым и образованным.

«До революции, — вспоминал генерал Петр Залесский, — были две расы людей: «барин» и «мужик». Барин — это не только тот, кто у власти, не только помещик и богатый человек, а всякий прилично одетый человек, и притом, конечно, грамотный. В противоположность ему мужик — крестьянин, рабочий, прислуга, все это — темнота, среди которой читавший и писавший человек — редкость».

Народ пожелал отомстить тем, кто им управлял, кто командовал и заставлял на себя работать. И началось уничтожение «эксплуататорских классов».

БЕЗБРЕЖНАЯ НЕНАВИСТЬ

Знаменитая революционерка Вера Фигнер, участница покушения на императора Александра II, много лет отсидевшая в Шлиссельбурге, писала в те дни: «Все утомлены фразой, бездействием, вязнем безнадежно в трясине наших расхождений… Ни у кого нет и следа подъема благородных чувств, стремления к жертвам. У одних этих чувств и стремлений вообще нет, другие измучены духовно и телесно, подавлены величиной задач и ничтожеством средств человеческих и вещественных для выполнения их».

«В Москве вот уже четыре дня бастуют официанты, повара и женская прислуга в ресторанах, клубах, кофейнях и гостиницах, — записывал в дневнике один из москвичей. — Публика приезжая и «не домовитая» бедствует». Через пару дней пометил: «Официанты забастовку, кажется, прекратили.

Но сейчас же началась забастовка дворников, и благодаря этому московские улицы, не исключая и центральные, представляют собой мусорные ящики.

По тротуарам ходить стало мягко: лоскуты бумаг, папиросные коробки, объедки, подсолнечная шелуха и тому подобная дрянь, а дворники сидят себе на тумбах, погрызывают семечки да поигрывают на гармошках».

ПЕРВЫЙ СОБОР

15 августа 1917 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, в Москве открылся Первый Всероссийский Церковный Собор. На литургии в Успенском соборе в Кремле, которую совершили три митрополита: Киевский — Владимир, Петроградский — Вениамин и экзарх Кавказский — Платон, присутствовали члены Временного правительства во главе с министром-председателем Александром Керенским.

«Ходил на Красную площадь посмотреть на крестный ход и молебствие по случаю открытия Церковного Собора, — вспоминал один из москвичей.

— Тысячи хоругвей, сотни священнослужителей в золотых рясах, торжественный звон по всей Москве… Зрелище великолепное и умилительное, но, к сожалению, не привлекло несметных толп… Молиться нужно, а не совещаться, не речи красивые говорить. Ни Керенский, ни сотни гениальных людей нам уже теперь не помогут».

Молебен на Красной площади производил неотразимое впечатление еще и потому, что происходил он в обстановке смятения и растерянности, в предчувствии надвигающихся бед.

16 августа, в храме Христа Спасителя, Собор приступил к работе.

— Созерцая разрушающуюся на наших глазах храмину государственного нашего бытия, представляющую как бы поле, усеянное костями, я, по примеру древнего пророка, дерзаю вопросить: оживут ли кости сии? Святители Божии, пастыри и сыны человеческие! Прорцыте на кости сухие, дуновением всесильного Духа Божия одухотворяще их, и оживут кости сии, и созиждутся, и обновится лице Свято-Русския земли, — такими словами закончил свое приветственное слово митрополит Московский владыка Тихон (Белавин), будущий патриарх.

Избирали патриарха 5 ноября 1917 года. После окончания молебна старейший член Собора, митрополит Киевский Владимир, вскрыл опечатанный ларец, в который были вложены жребии с именами кандидатов, а специально для этого вызванный из Зосимовой Пустыни старец иеромонах отец Алексий на глазах всего Собора вынул из ларца один из жребиев и передал его Владимиру.

— Тихон, митрополит Московский, — при гробовом молчании всех присутствующих провозгласил митрополит Владимир.

Избирали патриарха под гул артиллерийской канонады: большевики вслед за Петроградом брали власть и в Москве. Александр Изгоев, член ЦК кадетской партии, записал услышанные им слова относительно большевиков:

«Народу только такое правительство и нужно. Другое с ним не справится. Вы думаете, народ вас, кадетов, уважает? Нет, он над вами смеется, а большевиков уважает. Большевик его каждую минуту застрелить может».

Для церкви приход большевиков и начавшаяся Гражданская война были событиями катастрофическими. Храмы опустели. Патриарха Тихона арестовали. Потом выпустили, но чекисты продолжали неустанно работать против церкви. Новое «шпионское» дело, по которому он проходил, грозило высшей мерой наказания. Но патриарх в 1925 году умер.

ЧТО БУДЕТ С МАТУШКОЙ-РОССИЕЙ?

Особенно пугающе выглядела развалившаяся армия: расхристанные солдаты, лузгающие семечки, все в шелухе… Зинаида Гиппиус описывала их в дневнике: «Фуражка на затылке. Глаза тупые и скучающие. Скучно здоровенному парню. На войну он тебе не пойдет, нет! А побунтовать… это другое дело».

«Мы уже как-то мало верим в мощь такого воинства, — замечали очевидцы, — не по форме одетого, расстегнутого, неподтянутого, не признающего в своем укладе чинов и старших, всекурящего, бредущего гражданской косолапой походкой и готового в случае чего «дать в морду» своему начальству».

Начальник штаба Черноморского флота возмущался: «В Севастополь прибыло несколько революционных матросов Балтийского флота. Вид разбойничий — с лохматыми волосами, фуражками набекрень, — все они почему-то носили темные очки».

«Без оружия, большей частью в расстегнутых шинелях, с папиросой в зубах и карманами, полными семечек, солдаты толпами ходили по тротуару, никому не отдавая чести и толкая прохожих, — вспоминал генерал Петр Врангель. — Щелканье семечек в эти дни стало почему-то непременным занятием «революционного народа», а так как улицы почти не убирались, то тротуары и мостовые были сплошь покрыты шелухой».

Первая мировая продолжалась, но теперь уже вовсе никто не желал воевать. Батальоны новобранцев разбегались по дороге на фронт.

«Стало совсем невыносимым передвижение по железным дорогам, — вспоминал бывший глава правительства Владимир Коковцов. — Все отделения были битком набиты солдатами, не обращавшими никакого внимания на остальную публику. Песни и невероятные прибаутки не смолкали во всю дорогу. Верхние места раскидывались, несмотря на дневную пору, и с них свешивались грязные портянки и босые ноги».

Верховному главнокомандующему генералу Алексею Брусилову доложили, что одна из дивизий желает целиком уйти домой. Он приехал в расположение части. Воззвал к патриотическому чувству солдат:

— А что же будет с матушкой-Россией, если вы о ней думать не будете, а каждый из вас заботиться будет только о себе?

И услышал в ответ: это не наше дело, что будет с государством. Они твердо решили жить дома спокойно и припеваючи.

— То есть грызть семечки и играть на гармошке? — уточнил генерал.

— Точно так!

Передние ряды довольно расхохотались.

«Толпы серых солдат, — вспоминал прибывший в столицу с фронта боевой офицер, — явно чуждых величию совершившегося дела, в распоясанных гимнастерках и шинелях внакидку, праздно шатались по грандиозным площадям и широким улицам великолепного города.

С грохотом проносились тупорылые броневики и набитые солдатами и рабочими грузовики: ружья наперевес, трепаные вихры, шальные, злые глаза… Мозги набекрень, стихийное «ндраву моему не препятствуй», хмельная радость — «наша взяла», гуляем и никому ни в чем отчета не даем».

Все это было невыносимо. Русское общество так быстро устало от бесконечных раздоров, уличных демонстраций, нищеты и нехватки продовольствия, что жаждало передать власть кому угодно, лишь бы вернулся порядок.

  • ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
  • Мятеж генерала Лавра Георгиевича Корнилова — одна из загадок семнадцатого года.
  • Начало в номерах «МК» от 19 декабря, 9 января, далее — в каждый понедельник, а также 28 апреля, 5 мая, 9 июня.

Источник: https://www.mk.ru/social/2017/08/13/velikaya-russkaya-revolyuciya-kakoe-pravitelstvo-nuzhno-narodu.html

О русском крестьянине замолвите слово

Сейчас уже ни для кого не секрет, что информационная борьба против России ведется несколько веков, где русский крестьянин составляющий основную часть населения страны видится диким, невежественным с неизменной рабской покорностью. Древняя Русь сохранилась в мифическом язычестве и эволюционный процесс развития человечества как будто не коснулся России, и народ – каким как был доверчивым и не умеющим думать тысячи лет назад, таким и остался.

С самого начала образования Российского государства на крови началось воцарение монархии, на крови вводилось крепостничество – русское рабство. Руками опричнины  (русская инквизиция) были подавлены и умервлещены миллионы свободных людей, населяющих территорию Руси.

Иван Грозный открыл дорогу для экспансии русского народа и эксплуатации природных ресурсов, первые мануфактуры открыты были англичанами именно при нем.

Петр I  и последующие правители открыли дорогу для иностранного  правления над русским народом. И их мнение служило основой для историографии российской.

Рисунок в заглавии с книги Адама Олеария «Путешествие по России, Тартарии (Крым) и Персии» наглядно демонстрирует влияние западной идеологии о рабской покорности русского народа.

П.А. Вяземский в первой половине XIX века писал:

«Два главных города в России – Петербург и Сарепта, дела в них делаются по-немецки, говорят по-французски, деньги перекатываются русские. Русский язык и русские люди только для черных работ».

Редко встретишь такие откровенные мысли о нравах правящей элиты о главной ценности государства – народе. Да и кто мог описать о русской общности? 

Во 2-й книге „Полярной Звезды» (1856 г.) напечатана очень интересная статья Н.П. Огарева, — озаглавленная „Рус­ские вопросы». В ней автор спрашивает, между прочим, кого могло бы взять правительство себе в помощники, предпринимая дело освобождения крепостных людей, и отвечает так:

«Народ плохо может высказать понятие, находящееся у него скорее в степени инстинкта, чутья, а не ясной мысли.

Большие баре! Люди, у которых по пяти, по двадцати, по тридцати, по полутораста тысяч душ… Но эти люди, никогда не соприкасавшиеся с народом и его потребностями, никогда не мыслившие, привыкшие только тра­тить огромные с неба валившиеся суммы, не стесняясь ни на волос в самых необузданных капризах. Нет, это плохие советники!..

Мелкопоместное дворянство? Но это люди, лишенные воспитания, люди, выжимающие из мужика все здоровые соки… Плохие советники!

Купечество? Но это каста, которая рада своей замкнутости и считает себя пауком, а все остальное мухами, и которая, следственно, мерит благо­денствие государства своею прибылью, достигаемою всеми путями неправды. Плохие советники!

Чиновники?.. Но это члены одной огромной организации повсеместного грабежа, где оконечности пользуются копейками и постепенно к центрам скопляются рубли. Плохие советники!.. Да и попробуйте затронуть их циркулярчики, увидите, что значит бюрократическое самолюбьице. Плохие со­ветники!

  • Остается тот отдел дворянства средней руки, который, с одной стороны, образовался в высших учебных заведениях и привык мыслить, а, с другой стороны, жил в деревнях и знает народ и его потребности и, между тем, не продавал своей совести за места по службе».
  • «Но среди природы жирной
  • Тощ и скорбен, весь в пыли
  • Человек — «венец созданья,
  • Перл природы, царь земли…».
  • (Александр Львович Боровиковский)

Но на его пути стоит грозная цензура, которая пропускала только то, что характеризовало бы убогость и нищету крестьянина, ставя — это ему же в вину, за не образованность и бес культурность, скрывая общинность русского крестьянства, где проявлены великолепные черты характера русского человека.

О народе, как и о человеке, судят по внешности. Поэтому деспотизм, властвующий чад русским народом, рассматривается, естественно, как выражение и следствие национального характера.

 Общественное мнение либерального крыла России, да и всей грамотной Европы видит только лишнее доказательство неизменной рабской покорности народных масс, в одинаковой мере не способных понять свободолюбивые устремления европейских народов.

Но  Факты невозможно отрицать. Движения Разина, Пугачева описаны только с полицейской точки зрения: — посягательство на трон Его величество и «дикая разнузданность толпы».

Во второй четверти XIX в. наивысшего подъема крестьян­ские движения достигают в 1826 и 1848 гг. — 1059 кре­стьянских волнений. Но в середине века за период 1857 — май 1861 гг. учтено 2165 крестьянских волнений.

Читайте также:  «русские амазонки»: в каких войнах россии сражались женские части

(!) Для подавления народных волнений использовались войска, но в ряде случаев, применение их старались ограничивать, опасаясь сговора крестьян с рекрутами. В 1857 г. почти сохраняется соотношение, еще харак­терное для прошлых лет (41 ввод при 100 волнениях). В 1858 г.

налицо уже некоторое снижение (99 вводов при 378 волнениях).

Но зато первые месяцы 1861 г. дали уже такое количество «острых случаев», что вооруженные силы, которые к этому времени были приведены в полную боевую готовность, при­менялись 718 раз при 1340 волнениях.

Как правило, волнения, связанные с земельным вопросом, вовлекали значительные массы крестьян и отличались осо­бым упорством.

Все они подавлялись не только с необычай­ной жестокостью, но и с методической последовательностью.

Но в то же время усиление «аграрных движений» вызвало чрезвычайную тревогу у поместного дворянства, поскольку па каждом шагу приходилось наталкиваться на непреклон­ную волю крестьян добиться передачи им земельных угодий и на открытые угрозы расправиться с помещиками в том слу­чае, если это требование не будет удовлетворено. И можно привести немало фактов, аналогичных сообщаемому дворян­кой Федотовой, писавшей шефу жандармов, что группа кре­стьян Елатомского уезда, Тамбовской губернии, откровенно при ней заявила о своем намерении «запрудить реку Оку помещиками», если крестьяне не получат землю при освобо­ждении.

Характерными чертами крестьянских волнений периода крепостничества являлись также значительно большая массовость движе­ния, развертывание ряда выступлений на основе общих тре­бований вне территории поместья и объединенное действие крестьян не только разных владельцев, но и различных кате­горий.

Помимо аграрных движений существовало и «Трезвенное движение» непосредственно было направлено против системы откупов, однако его значение далеко выхо­дит за рамки борьбы с злоупотреблениями откупщиков и нарушениями правил торговли вином.

Именно в удивительном единодушии, которое характерно при «трезвенных движений», и помещики, и правительство усматривали для себя непосредственную угрозу.

В сводке сведений «о крестьянских обществах, условив­шихся не пить хлебного вина», составленной в III отделении, имеется в этом плане весьма любопытная запись.

«Во многих местах Тульской губернии, — фиксирует III отделение, — крестьяне равномерно отказались пить вино, и упорство, с каким это исполняется, показывает сильный дух русского крестья­нина и возбуждает в некоторых опасение, что с наступлением весны крестьяне точно так согласятся не отправлять барщины».

В ряде случаев движение начиналось с того, что многочисленный сход принимал письменное, а чаще устное решение и устанавливал меры наказания за нарушение такового. Вот что доносит штаб-офицер Корпуса жандармов в Тульской губернии об одном из таких сговоров: «Крапивенского уезда, в имении кн.

Абамелика крестьяне условились между собою словесно не покупать хлебного вина с тем, что, кто из них замечен будет в неисполнении этого условия, тот платит 5 руб. сер. штрафу и наказывается 25 ударами розог. Чтобы еще более подкрепить это условие, крестьяне после литургии в церкви с.

Голощапова, предупре­див священника Руднева о своем соглашении, просили отслужить молебен».

В отдельных случаях точно оговаривалось, при каких об­стоятельствах и в каком количестве дозволяется приобретать вино.

Так, например, мирской сход Троицкого сельского об­щества, Краснослободского уезда, Пензенской губернии, до­пускал покупку вина «во время свадеб не более ведра, в кре­стины — один полуштоф или за болезней престарелого чело­века, которому пожелается выпить водки, то может послать и взять в дом не более одной косушки».

Наказание виновных в неисполнении принятого решения обычно происходило «при общей сходке». «Собирается толпа, ставят на площади шест с привязан­ным к нему красным платком и около этого шеста наказы­вают провинившегося. В одном из казенных селений Бого­родицкого у. устраивается нечто вроде шествия, причем, для того чтобы всем было известно, колотят палкой во что-нибудь металлическое».

Кой-где к крестьянам присоединялись и городские жители. Так было в г. Балашове, где общество мещан также дало обет не употреблять хмельных напитков. Именно в этом контексте усматривается еще одна историческая несправедливость – описывающая русскую женщину темной, забитой. Вряд ли, они стояли в стороне от трезвого образа жизни. (!)

Крестьянство деспотического государства — и в этом есть некое странное противоречие — пользуется, если не считать злоупотреблений властью, почти столь же широким самоуправлением, как сельские общины в Швейцарии или Норвегии.

Сельская сходка, куда собираются все мужчины, уже вышедшие из-под отцовской власти, решает все дела, и эти решения не подлежат обжалованию. Со времени освобождения крестьян в 1861 году правительство произвело некоторые изменения в порядке сельского самоуправления.

Создан, например, особый сельский суд в составе десяти судей, избранных на сходке, в то время как прежде по закону только мир, или народное собрание, вершил суд.

Правительство попыталось также прибрать к рукам мир и урезать его права, усилив власть старосты и признав правомочными лишь созванные им собрания; избрание же старосты должно утверждаться мировым посредником, назначенным правительством и местным дворянством. Однако в первоначальном своем виде, то есть в тех местах, где власти были недостаточно сильны, чтобы ограничивать права мира, общинная автономия не претерпела никакого ущемления.

  Мир в Центральной России (в Южной России — громада) представляет крестьянскую концепцию верховной власти. Мир охраняет благоденствие всей общины и вправе требовать от каждого ее члена безоговорочного повиновения.

Мир может быть созван самым бедным членом общины в любое время и в любом месте в пределах села.

Общинные власти должны уважительно отнестись к созыву сходки, и, если они нерадивы в исполнении своих обязанностей, мир может без предупреждения отрешить их от должности, а то и навсегда лишить всех полномочий.

  Сходки сельской общины, подобно собраниям «ландесгемейнде» в средневековых швейцарских кантонах, проводятся под открытым небом перед домом старосты, деревенским кабаком или в другом подходящем месте.

  Что больше всего поражает тех, кто впервые присутствует на такой сходке, — это царящий там, как кажется, полнейший беспорядок. Председателя нет; обсуждение являет собой сцену совершенного ералаша.

После того как член общины, созвавший собрание, объяснил побудившие его к этому причины, все наперебой спешат высказать свое мнение, и некоторое время словесное состязание уподобляется всеобщей свалке в кулачном бою.

  Слово принадлежит тому, кто сумел привлечь к себе слушателей. Если он угодит им, крикунов быстро заставят замолчать. Если же он не говорит ничего дельного, никто не обращает на него внимания и его прерывает первый же противник.

Но когда обсуждается жгучий вопрос и атмосфера на сходке накаляется, все говорят разом и никто никого не слушает. Тогда миряне разбиваются на группы, и в каждой из них вопрос обсуждается отдельно.

Все выкрикивают свои доводы во всю глотку; вопли и брань, оскорбления и насмешки сыплются со всех сторон, и поднимается невообразимый гам, при котором, казалось бы, никакого толку не получится.

Источник: https://www.kramola.info/blogs/protivostoyanie/o-russkom-krestyanine-zamolvite-slovo

Выдающиеся люди — из вольных крестьян

Выдающиеся люди — из вольных крестьян

Среди вольных русских крестьян всегда находились люди, у которых желание «делать» было намного больше желания «иметь». (На диаграмме 4.1 они и обозначены как «созидатели»).

Именно такие «крестьяне-созидатели» на протяжении столетий прокладывали пути освоения новых земель. Сначала севернее Ярославля и южнее Оки. Затем без всякой помощи Москвы двигались осваивать Приуралье, потом Сибирь и поймы рек Степного края. И так — до самого Тихого океана

Возьмите выдающихся русских людей былых веков, которые составляют славу и гордость русского народа. Выяснится: абсолютное большинство их родом из вольных русских крестьян Севера: Аника Строганов, Ерофей Хабаров, Семен Дежнев, Никита Демидов, Михаил Ломоносов, Александр Баранов — основатель и правитель русских поселений на Аляске и Калифорнии. И другие выдающиеся люди.

Когда Ломоносов писал: «Российское могущество прирастать будет Сибирью» он прекрасно знал, что прирастать будет трудами вольных русских крестьян — этих неутомимых землепроходцев.

Именно вольное крестьянство открыло и осваивало Сибирь. Именно поэтому численность вольного крестьянства Сибири и Южного Зауралья росла — «как на дрожжах».

В начале это были выходцы из северных земель Русской равнины. Затем — из Среднего Поволжья.

Во второй половине XVII века численность «вольного» крестьянства Сибири было около 60 тыс. В середине XIX века — уже 2 млн. 230 тыс.

А «крепостных» крестьян в Сибири во все времена — всего лишь несколько тысяч.

Однако в исторической и художественной литературе постоянно читаем: «Царь повелел заложить город…» или «Царь поручил (такому?то) основать (там?то) город…».

Кому он мог повелеть или поручить?.. Своим служилым людям, прежде всего дворянам.

Конечно, было и такое. Но посмотрим по годам основания некоторых городов Сибири.

Следующая глава

НА ПЛЕЧАХ КРЕСТЬЯН
Автор. Обращение твердой валюты успокоило производителей, и начался резкий рост производства товаров, что потребовало роста массы денег, и СССР, а не американцы со своим долларом или англичане с фунтом, начал получать чистую прибыль от эмиссии – от

Выдающиеся ученые прошлого — убежденные креационисты
Краткая энциклопедическая справка[6]Бэкон Френсис (1561–1626) — английский философ. В трактате «Новый органон» провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода —

Гильдия вольных СОБЫТИЕ В Москве прошёл Первый московский фестиваль вольных издателей «boo. буквы, звуки, цацки». Как явствует из названия, в экспозиции были представлены не только книги, но и различные сувениры, например закладки или шуточные обложки для книг. В рамках

VI. Представительство крестьян
Отношение бюрократии, создательницы Государственной Думы, к крестьянству определялось очень сложными мотивами.Широкая основная мысль была – опереться на крестьянство. Ведь крестьянство это и есть тот «народ», который хранит все священные

3. За союз рабочих и крестьян[170]

Нравственность и культурность крестьян
В основе взаимоотношений между поколениями в крестьянской среде лежало уважение к старшим: к родителям, к дедам и прадедам, вообще к старикам общины. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны.

Подвиги китайских крестьян Клуб 12 стульев Подвиги китайских крестьян ЛЕГЕНДЫ «КЛУБА ДС» ? Крестьянин Ляо Дзи получил в приданое большой участок земли возле Цзяюйгуаня, но по брачному договору должен был до поры до времени обрабатывать его совместно с тёщей. А надо

5. Выдающиеся богатства
Р. Пайпс уверяет: «Русские купцы почти никогда не ездили торговать в Европу». И объяснение: в Европе был «высокоразвитый и изощренный рынок», а русская торговля «тяготела к натуральному товарообмену. С точки зрения денег и кредита она оставалась до

Среди крестьян
Всегда говорили «народ» — а понимали «крестьянство». Патриархальное крестьянство составляло большинство населения и в Древней Египте, и в Древнем Риме. Абсолютное большинство, больше 90% всего народа. В городах и дворянских поместьях Европы XVIII века

Глава 3. О крепостных и вольных русских крестьянах В этой главе:    • Что такое вольному воля   • Когда и кто закрепостил русских крестьян   • Отличие «вольного» от «крепостного»   • О роли Церкви в закрепощении крестьян   • О динамике численности

О динамике численности крестьян Жизнедеятельность крепостных крестьян в очень большой степени зависела от хозяйственных способностей их владельцев или их приказчиков. И намного меньше — от самих крестьян. В этом смысле, между крепостными помещиков, духовенства и

Из описания жизни «вольных» «Последний день июля месяца. Глубокий овраг. Вдоль оврага по одной стороне амбарчики, опрятные клетушки с плотно закрытыми дверями; по другой стороне пять-шесть сосновых изб с тесовыми крышами. Перед каждой избой стоит исправная лавочка; на

Афанасий Фет о жизни «вольных» Обратимся к его воспоминаниям. Ведь Фет был не только поэтом. У него есть прекрасные воспоминания, в которых он описал особенные черты жизни на Русской равнине, в том числе и русских крестьян.Вот его описание одной из вольных деревень,

О законе распределения крестьян В крестьянском мире веками действовал один из фундаментальных законов общества — нормальный закон распределения. Еще его называют: «гауссово распределение», «гауссова форма», «гауссова кривая» — по имени немецкого математика Карла

В защиту вольных великороссов Ответ Председателю Конституционного Суда 26 сентября 2014 года в «Российской газете» опубликована большая статья Председателя Конституционного Суда В. Зорькина «Суд скорый, правый и равный для всех»[12].Валерий

9. Выдающиеся способности Адриана
«Античные» авторы много и с уважением говорят о выдающихся способностях и талантах императора Адриана. Например, Элий Спартиан рассказывает следующее.«Адриан чрезвычайно усердно занимался поэзией и литературой, был очень сведущ в

Источник: https://public.wikireading.ru/168328

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector