На какие вещи русские помещики меняли людей

Крепостное право существовало на Руси с XI столетия и вплоть до 1861 года, по сути, только ужесточалось. Конечно, в разные эпохи существовали законодательные ограничения об обращении с крепостными, но наказание могло постигнуть разбушевавшегося дворянина, только если жалоба крестьян доходила до соответствующей инстанции. А это происходило крайне редко.

Фактически невольные люди приравнивались в своих правах к животным. Газетные объявления о продаже крепостных соседствовали с объявлениями о продаже собак, мебели, одежды. Но и в таких условиях находились помещики, чьи злодейства даже современники считали чрезмерными.

На какие вещи русские помещики меняли людей

Николай Струйский

На какие вещи русские помещики меняли людей

На какие вещи русские помещики меняли людей Усадьба Рузаевка.

Но главной страстью Струйского были издевательства над крепостными. Он, выражаясь современным языком, обожал ролевые игры. Выдумывал преступления и подбирал среди челяди жертв, обвиняемых и свидетелей.

После чего устраивал допросы и вершил суд. Наказания, в отличие от преступлений, были реальными. Для приведения приговоров в исполнение в подвале у Струйского была организована пыточная комната. Там же располагался живой тир.

Люди бегали от стенки к стенке, а барин палил из ружья.

Отто Густав Дуглас

На какие вещи русские помещики меняли людей

На какие вещи русские помещики меняли людей Картина Касаткина «Крепостная актриса в опале, кормящая грудью барского щенка».

У него был особый садистский почерк. Отто любил поразвлечься спинным фейерверком. Сначала что есть мочи порол крестьян по спине кнутом, а потом засыпал свежие раны порохом и поджигал. В 1760 году суд приговорил его к пожизненному заключению. Не за обращение с крепостными, а за убийство некоего капитана. Но он отделался трехнедельными работами в Летнем саду в Петербурге.

Дарья Салтыкова

На какие вещи русские помещики меняли людей На какие вещи русские помещики меняли людей

На какие вещи русские помещики меняли людей Иллюстрация к энциклопедическому изданию «Великая реформа», на которой изображены истязания Салтычихи «по возможности в мягких тонах».

Пользуясь своими связями, мучительница перехватывала жалобы. Все доносчики тут же отправлялись в ссылку. Но двум крестьянам все же удалось передать жалобу императрице Екатерине II. Следствие длилось восемь лет, по его результатам Салтыкову приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и лишению дворянского рода.

Лев Измайлов

На какие вещи русские помещики меняли людей

На какие вещи русские помещики меняли людей Картина Ижакевича «Крепостных меняют на собак».

Второй страстью помещика были женщины. Его личный гарем состоял из 30 девушек, среди которых были и 12-летние.

Они смотрели на собак своего хозяина с завистью: сами они жили под замком, а на улицу выходили только для непродолжительной прогулки в саду или похода в баню.

Гости, приезжавшие к Измайлову, всегда могли рассчитывать на то, что к ним в комнату доставят девушек. И чем гость важнее — тем моложе будут дамы.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=914158

Топ-5 жестоких помещиков

Крепостное право, этот тягостный ярем, который до гроба волокли крестьяне, более двухсот лет уродовало российскую действительность. Процесс закрепощения крестьян не был единоразовым актом — он длился несколько столетий, когда государство постепенно увеличивало срок поиска беглых крестьян.

Печальная тенденция началась после того, как у крестьян забрали право переходить от одного землевладельца к другому в Юрьев день.

Окончательное закрепощение ознаменовалось принятием Соборного уложения 1649 года, когда крестьяне окончательно прикреплялись к земле, а в случае побега всю жизнь были обречены прятаться, так как до смерти являлись собственностью барина.

Практически неограниченная власть и возможность распоряжаться судьбой другого человека раскрывали в некоторых помещиках поистине зверские наклонности.

Крестьян можно было не только продавать и покупать, как собак или лошадей, но и наказывать по своему усмотрению, то есть избивать, морить голодом и увечить. Законодательно запрещалось убийство крепостных, но фактически этот аспект никак не контролировался.

Реальное наказание ждало только самых отъявленных садистов, которые зверски убили и искалечили десятки человек.

Ради справедливости стоит отметить, что ни к чему излишне демонизировать всех дворян, у которых были крепостные.

Подавляющее большинство были вполне благодушными хозяевами, которые ни в каких жестокостях не были замечены.

Но это не отменяет отвратительного факта самого существования крепостного права, которое хотя и было гуманнее рабства в классическом понимании, оставило несмываемое пятно на российской истории.

Национальный туристический союз подготовил для вас список помещиков, жестокость которых еще при жизни шокировала современников

Михаил Достоевский

На какие вещи русские помещики меняли людей

Смерть отца одного из величайших русских писателей Федора Достоевского остается темной и загадочной историей. Хотя нет никаких официальных данных об убийстве, не было свидетелей преступления и материалов уголовного дела, а теория о том, что Михаила Достоевского убили его собственные крепостные, остается популярной.

Некоторые источники, в том числе воспоминания потомков крестьян, участвовавших в бунте, утверждают, что барина убили из-за его крайней жестокости.

Он, якобы, сожительствовал с девочками-подростками, часто наказывал своих крестьян, а жестокость усугублялась пристрастием к алкоголю.

Рассудок, по легенде, у него помутился после смерти любимой жены, после чего он стал жить затворником вместе с младшими детьми.

Федор Михайлович не признавал это теорию, и образ кровожадного помещика не мог увязаться в его голове с воспоминаниями о добром и чутком семьянине.

Александра Козловская

На какие вещи русские помещики меняли людей

Для того, чтобы начать истязания крепостных, княгине Козловской даже не нужны были поводы: ей руководила лишь лютая, патологическая жестокость. Особенную ярость она проявляла в отношении крепостных женского пола, секла их розгами по голой груди и половым органам.

Если Козловской казалось, что кто-то из дворовых девок заглядывается на ее любовника, она могла привязать соперницу к столбу и затравить охотничьими собаками или порвать ей рот. Изувеченную таким образом девушку увидел и описал один их путешествовавших по Петербургу французов. Частой практикой было засовывание игл и булавок в тела своих жертв.

Лев Измайлов

На какие вещи русские помещики меняли людей

Отважный офицер из старинного дворянского рода дослужился до звания генерала-лейтенанта и был удостоен многих военных наград. Но вся его военная доблесть и заслуги перед отечеством не нивелируют крайнего распутства и жестокости по отношению к своим крепостным. Он был заядлым любителем породистых собак и не задумываясь менял на щенков своих крепостных, нередко разбивая семьи, оставляя детей без родителей, а мужей без жен. В своей правоте барин ни секунды не сомневался и однажды даже проткнул вилкой руку камердинеру, посмевшему усомниться, что людей можно приравнивать к собакам.

Измайлов был известен жестоким нравом, и мало кому из дворовых удалось избежать суровой порки. Генералу все время казалось, что собственные крестьяне только и ждали минутки, чтобы надуть и обворовать хозяина, поэтому экзекуции он считал вполне оправданными мероприятиями.

Изувер имел и ярко выраженные педофильские наклонности. Число его наложниц было неизменным: 30 дворовых девушек под страхом пыток были обязаны выполнять все прихоти престарелого барина.

Во время следствия выяснилось, что девушки были не старше 16 лет, а самым юным едва исполнилось 12.

Когда к генералу приезжали гости, то двери гарема открывались и для них, причем чем важнее был посетитель, тем моложе девочка ему доставалась.

За самодурство и жестокость остаток жизни Измайлов провел безвыездно в одном из своих имений, которые были взяты государством под опеку.

Чета Кошкаровых

На какие вещи русские помещики меняли людей

Иногда жестокость по отношению к зависимым людям приобретает вид семейного развлечения — так было в случае с супругами Кошкаровыми, богатыми помещиками из Тамбовской губернии. Они владели несколькими сотнями душ, что для второй четверти XIX в. было очень существенной цифрой. Но прославились Кошкаровы в первую очередь не как зажиточные хозяева, а как садисты, которые регулярно издевались над крестьянами самым немыслимым образом.

Глава семейства погряз в жестокости и разврате, он лично следил за всеми работами и плетьми и розгами наказывал за малейшую провинность.

Хотя провинность для него имела очень растяжимое понимание, например, является ли сотня ударов кнутом адекватным наказанием за недосоленный суп? Помещик Кокшаров, был уверен, что повар заслуживает именно такого наказания.

Супруга садиста проявляла чуть меньшую жестокость: редко отпускала кому-то больше восьмидесяти ударов, тогда как глава семейства мог вполне забить и до смерти. Детям крепостных никаких поблажек не полагалось: их регулярно избивали, барин мог уродовать лицо, поджечь волосы, изнасиловать. Девушек нередко заставляли кормить грудью щенков.

В те времена судили помещиков за подобные вещи редко и довольно мягко. Следствие началось после множества доносов.

Но несмотря на многочисленные жалобы крестьян и то, что приехавший врач подтвердил, что крепостные регулярно подвергались жестоким избиениям, Кокшаровым, благодаря связям и деньгам, удалось уйти от ответственности.

Уже в конце своей жизни помещик, руки которого были по локоть в крови замученных людей, построил во искупление грехов церковь.

Дарья Салтыкова

На какие вещи русские помещики меняли людей

Салтычиха, прозвище помещицы Дарьи Салтыковой, уже давно стало именем нарицательным, олицетворяющим нечеловеческую жестокость и садизм. Оставшись без мужа в 25 лет, Салтыкова стала наследницей огромного состояния и сотен душ. Именно с этого периода стали проявляться зверские наклонности: она стала избивать прислугу за малейшие провинности тяжелыми предметами, чаще всего поленом.

Больше всего доставалось девушкам и женщинам: жестокость по отношению к ним выходила за грани даже самого извращенного воображения.

Салтычиха выгоняла крестьянок голыми на мороз, травила собаками, обливала кипятком, лишала еды и воды, избивала палками, заставляла сидеть в ледяных прорубях, в том числе и беременных, а когда уставала истязать несчастных, то за плети брались ее гайдуки, которые нередко забивали девушек до смерти. Помещице очень нравилось истязать детей, таскать их за волосы, попутно ударяя головой о стены.

Большую часть преступлений Салтычиха совершила в собственном подмосковном имении, на месте которого сейчас располагается поселок Мосрентген.

На кровавую помещицу шло множество жалоб, но связи, в том числе и родственные (Салтычиха была столбовой дворянкой из именитого рода), и щедрые подарки представителям власти неизменно позволяли ей выти сухой из воды. Наказание настигло ее лишь при Екатерине Второй: убийцу лишили всех титулов и посадили в монастырскую тюрьму, где она и скончалась после 33-х лет заточения.

Источник: https://RusUnion.com/top-5-zhestokih-pomeschikov/

«Бывшие люди» – как уничтожали русское дворянство в 1917-м

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга американского историка Дугласа Смита «Бывшие люди. Последние дни русской аристократии». «Правмир» публикует отрывок из главы «Страна взбунтовавшихся рабов».

На какие вещи русские помещики меняли людей

Дуглас Смит

Временное правительство оказалось неспособным остановить сползание страны к беспорядку и беззаконию; неуважение к власти, пришедшей на смену самодержавию, продолжало расти. В первые дни мая Керенский сменил военного министра Гучкова.

Стремясь переломить ситуацию на фронте, он вопрошал: «Неужели русское свободное государство есть государство взбунтовавшихся рабов? Наша армия при монархе совершала подвиги: неужели при республике она окажется стадом баранов?» Между тем генерал Брусилов утверждал, что «солдаты хотели только одного: мира, чтобы отправиться по домам, ограбить помещиков и зажить свободно, не платя никаких податей и не признавая никакой власти».

26 марта «Новое время» опубликовало письмо князя Евгения Трубецкого из Калуги: «Деревня существует без суда, без управления, милостью Николая Угодника. Говорят, что мы спасемся глубокими снегами да распутицей. Но долго ли это продержится? Скоро злые элементы поймут, какие выгоды можно извлечь из беспорядка».

17 марта газета «День» сообщила, что недалеко от Бежецка крестьяне заперли местного помещика и сожгли его в усадебном доме.

Сообщения о погромах и беспорядках стали поступать из губерний одно за другим. 3 мая «Новое время» напечатало рассказ о мятеже, охватившем город Мценск Орловской губернии.

В течение трех дней около пяти тысяч солдат и крестьян устраивали пьяные дебоши и сожгли несколько близлежащих усадеб. Буйство началось, когда группа солдат, искавшая оружие в поместье Шереметевых, нашла огромный винный погреб.

Напившись, они разгромили барский дом, а когда слухи о происходящем распространились, к ним присоединились крестьяне и солдаты гарнизона.

Войска и даже некоторые офицеры, присланные для прекращения беспорядков, примкнули к погромщикам. Городские обыватели не решались вечером выходить из дому, поскольку на улицах орали, пели и пьянствовали толпы людей, вооруженных винтовками и ножами.

Читайте также:  Для чего чукотские эскимосы строили алтари из черепов животных

На какие вещи русские помещики меняли людей

Через месяц восьмидесятилетний сын Ивана Киреевского, основателя славянофильства, был убит вместе с женой в своем имении группой дезертиров, собиравшихся завладеть его коллекцией книг и древностей. В Каменке, имении графини Эдиты Сологуб, взбунтовавшиеся солдаты растащили библиотеку на самокрутки.

«В усадьбе Веселая перемены были трудноуловимы, их было сложно описать, но они несомненно мрачно надвигались, — вспоминала Мария Кащенко.

— Два старых кучера, целуя нам руки с обычной искренней почтительностью, испытывали неловкость и оглядывались по сторонам, как если бы опасались, что кто-то их увидит.

В доме начали пропадать вещи — шарф, блузка, флакон одеколона; слуги стали перешептываться кучками и замолкали, когда кто-нибудь из нас приближался».

Алексей Татищев рассказывал, как в фамильное имение Ташан в Полтавской губернии пришла депутация крестьян поговорить с его теткой.

Крестьяне ждали на открытой мраморной террасе, презрительно сплевывая на нее.

А одна крестьянка, когда ее попросили не запускать коров в сад, взошла на террасу, задрала юбку и испражнилась прямо перед теткой Татищева, после чего велела хозяйке самой пасти своих коров.

Бунин уехал из Петрограда в родовое поместье Глотово в мае 1917 года. Однажды ночью в соседней усадьбе загорелся амбар, потом еще один. Крестьяне обвинили в поджоге помещика и нещадно его били.

Бунин пошел за него заступиться, но толпа закричала, что Бунин защищает «старый режим», и не стала его слушать; одна женщина назвала Бунина и всю его породу «сукиными детьми», которых «следует бросить в огонь».

Бунин испытывал глубокое чувство душевной связи с родовым имением, но к середине октября положение сделалось слишком опасным, и оставаться в деревне он уже не мог.

Голицыны проводили лето в поместье Бучалки. Слуга Антон, который никогда не осмеливался заговаривать во время работы, теперь стал болтлив. Он пересказывал деревенские толки о том, что дезертиры начинают возвращаться, возбуждают народ и подбивают его захватывать землю.

Однажды группа крестьян пришла поговорить с Михаилом о земле. Он отвечал, что земля принадлежит не ему, а дяде, однако обещал передать просьбу их выделить им часть земли. Он уговаривал их подождать созыва Учредительного собрания, когда будет рассматриваться земельный вопрос.

В группе был солдат, который пытался настроить мужиков против Михаила, но они не поддались, говоря, что верят своим господам. Это было последнее лето, которое Голицыны провели в родовом имении.

Бучалки были стерты с лица земли в результате нескольких разрушительных катаклизмов, начиная с революции и заканчивая германским вторжением в 1941 году.

После переезда из Петрограда в Москву в апреле 1917 года граф и графиня Шереметевы обосновались в усадьбе Кусково на окраине города. Здесь к ним присоединились дети, включая Дмитрия и Иру с детьми, Сабуровых и других членов обширного семейства.

Поначалу все надеялись переехать в Михайловское, однако доклады управляющего заставили их отказаться от этого намерения. Вначале Сабуровы хотели пожить в своей усадьбе Вороново, однако местный учитель сообщил им о беспорядках в близлежащих деревнях. Мария Гудович с детьми оставила Кутаиси и переехала к мужу в Тифлис, оттуда они вернулись в Россию, чтобы быть вместе с остальной семьей.

По мере приближения лета и усиления беспорядков дворяне начали собираться в Крым и на Кавказ. В начале мая мать Иры уехала на воды на Северный Кавказ. Дмитрий и Ира остались, но вскоре переехали в Кисловодск.

Погода стояла прекрасная, Ира проходила курс лечения, а местные казаки не обнаруживали ни малейших признаков агрессии. Они решили прожить здесь зиму и сняли для семьи дачу.

В городе было много столичных друзей и знакомых, и Дмитрий написал матери, что если дела пойдут хуже, она и остальное семейство должны присоединиться к ним в Кисловодске.

На какие вещи русские помещики меняли людей

Георгий Александрович Шереметев со своей семьей

Среди собравшейся в Кисловодске аристократии были кузены Дмитрия Георгий, Елизавета, Александра и Дмитрий.

Их родители (Александр и Мария Шереметевы) остались в Петрограде, но когда жизнь в столице стала несносной, перебрались в свою усадьбу в Финляндии.

Александр пригласил сводного брата Сергея присоединиться к ним, однако тот отказался покинуть Россию. Когда 6 декабря (нов. ст.) 1917 года Финляндия провозгласила независимость, неожиданно для себя они оказались в эмиграции.

Некоторое время жизнь была благополучной, но вскоре закончились деньги. Александр и Мария продали земли в Финляндии и уехали в Бельгию, затем во Францию; в Париже они жили в глубокой бедности, пока их не приютила благотворительная организация в Сен-Женевьев-де-Буа.

Александр и Мария нашли свой вечный покой там же, на русском кладбище. Все их имущество было национализировано, включая роскошный дом в Петрограде; обстановка разошлась по музеям, архив пущен на макулатуру. В 1930-е в их доме помещался Дом писателей, после распада СССР — дорогой отель.

На какие вещи русские помещики меняли людей

Протоиерей Георгий Шереметев

Четверо детей Александра и Марии покинули Россию в конце Гражданской войны и обосновались в Западной Европе. Георгий сражался на стороне белых и с юга России выехал в Европу с женой и тремя маленькими детьми.

Позже он работал секретарем великого князя Николая Николаевича, дяди царя, и управляющим фермой в Нормандии. Собрат по эмиграции Александров встречал Георгия в 1920-е годы в доме великого князя в Шуаньи под Парижем.

Александров отмечал, что Георгий не роптал на судьбу, считая революцию и ужасные потери своей семьи «Божьим наказанием за все грехи, несправедливости и беззакония, которые привилегированные классы творили над своими «меньшими братьями» и заявляя, что долг христианина обязывает его посвятить остаток жизни искуплению этих грехов.

Георгий был рукоположен в сан православного священника и служил в Лондоне, где провел последние годы жизни.

Финансовые дела Шереметевых пошатнулись уже через два месяца после Февральской революции. В конце апреля управляющий главной конторы в Петрограде предупредил графа Сергея, что доходы от имений перестали поступать.

Между тем для поддержания расходов семьи требовалось 75 тысяч рублей ежемесячно.

Граф Сергей распорядился перевести всю оставшуюся ликвидность из Петрограда в Москву, где в то время было как будто безопаснее, однако в долгосрочной перспективе эта полумера проблему не решала.

С началом Первой мировой войны многие дворяне перевели капиталы из Западной Европы в Россию в знак готовности поддержать хозяйство страны в военное время. Вывод капитала из страны в эти годы считался непатриотичным деянием.

Весной крестьяне, не желавшие дожидаться Учредительного собрания, взяли дело в свои руки и начали захватывать шереметевские земли. В апреле Шереметевы были вынуждены передать крестьянам более семисот десятин в Вольском уезде. В мае беднейшие крестьяне захватили имение Шереметевых в Ново-Пебалге в Прибалтике. В июле мятежная толпа нанесла серьезный ущерб их владениям в Иваново-Вознесенске.

К октябрю были разграблены и разрушены поместья в Тамбовской губернии. В декабре крестьяне деревни Озерки в Саратовской губернии потребовали на сходе немедленной конфискации земель «бывшего графа». В конце июня управляющий московской конторой Шереметевых докладывал о нарастающих трудностях в покупке еды.

Минеральная вода «Ессентуки» исчезла, как и шоколад, голландский сыр продавали по фунту на человека, а любимое французское вино графа Сергея достать уже было невозможно. В мае московские слуги Шереметевых начали забастовку.

Во время июльского кризиса их доходный дом на Литейном в Петрограде был разгромлен, а квартиры разграблены.

В Петрограде Совет намеревался реквизировать Фонтанный дом под конторы и места для собраний.

Граф Сергей передал часть дома Красному Кресту (флаги которого были вывешены над всеми подъездами в надежде защитить собственность), и управляющий соврал пришедшим, что организация уже завладела зданием и свободных помещений не имеется. Фонтанный дом и соседствующие владения Шереметевых находились под особой охраной, но это не препятствовало частым вторжениям и кражам.

С трудом достав бензин для автомобилей, Шереметевы наконец оставили Кусково и переехали в Михайловское.

В течение многих десятилетий семья летом жила в этом поместье, и граф Сергей был исполнен решимости не нарушать традиции. Павел, оправившийся от нервной болезни, присоединился к семье.

Они не прожили там и недели, как пришло известие, что банда солдат убила всю семью соседей-помещиков и еще четырех человек в ближайшей округе.

Слуги Шереметевых вооружились ружьями и установили ночную охрану дома. Елена Шереметева научилась доить коров и печь хлеб; крестьяне взяли Елену и ее мать в поле, чтобы научить косить, но обе так изрезали пальцы, что должны были вернуться домой.

Один крестьянин пожалел их и стал снабжать семью собственной гречкой, это доброе дело он продолжал и в голодные 1918–1919 годы. Когда разграбили винный погреб, одна крестьянка пришла сказать, что лучше им уехать, пока их не вышвырнули из усадьбы. Семья собрала вещи и тихо уехала.

Никто тогда не знал, что они уезжают навсегда.

Источник: https://www.pravmir.ru/byivshie-lyudi-kak-unichtozhali-russkoe-dvoryanstvo-v-1917-m/

Под хруст французской булки: помещики брюхатили крестьянок, чтобы обменивать их детей на псов

На какие вещи русские помещики меняли людей Господский слуга приказывает крестьянину отправить жену на ночь помещику

370 лет назад, в 1649 году, в Русском государстве приняли Соборное уложение — законы, которые окончательно закрепощали крестьян

Многие бояре, а позже помещики стали относиться к ним как к скоту: продавали, насиловали, обменивали на собак и насильно женили. Крепостные, когда их освободили в 1861 году, еще помнили, что вытворяли с их матерями и сестрами, и жаждали мести.

В XVIII — XIX веках людей в России продавали оптом и в розницу, с разделением семей — детей от родителей и мужей от жен. Закладывали их в банк или проигрывали в карты. Во многих крупных городах легально работали невольничьи рынки. По сути, жизнь крепостных мало чем отличалась от жизни негров-рабов в США.

Яркий пример неадекватного помещика того времени — Николай Струйский, который был владельцем имения Рузаевка возле Пензы. Главным развлечением барина был театр, который он сам себе организовывал. Ему нравилось быть детективом.

Струйский придумывал сюжет для «преступления», выбирал среди своих крестьян тех, кто будет обвиняемым, а кто — свидетелем, устраивал допросы и лично выносил приговор. Но наказания были реальными. В подвале у него располагалась коллекция орудий пыток, которыми он пытал «преступников».

На счету изверга больше 100 загубленных душ.

На какие вещи русские помещики меняли людейБарин и его гарем

Помещик Лев Измайлов обожал собак. Если он хотел заполучить нового породистого кобеля, то предлагал обмен любых своих крестьян или своих же собственных детей, рожденных от местных девушек. Жили измайловские псы в царских условиях: у каждого — отдельная комната и отборная еда. В отличие от крепостных, которые ютились в землянках.

Кроме собачьего питомника, Измайлов организовал гарем с 30 девушками. Выпускали наложниц только для прогулки в саду или в баню.

Большое количество бастардов — одна из наиболее характерных примет эпохи. Особенно впечатляет история о некоем бравом гвардейце, приведенная в исследовании «Россия крепостная. История народного рабства» Бориса Тарасова:

«Все решили, что славный гвардеец надумал превратиться в провинциального помещика и заняться сельским хозяйством. Однако вскоре стало известно, что К. распродал все мужское население усадьбы. В деревне остались только бабы, и друзьям К.

было совершенно непонятно, как с такими силами он собирается вести хозяйство. Они не давали ему прохода с расспросами и наконец вынудили рассказать им свой план.

Читайте также:  Крымская миссия кирилла и мефодия: что мы о ней не знаем

Гвардеец сказал приятелям: «Как вам известно, я продал мужиков из своей деревни, там остались только женщины да хорошенькие девки. Мне только 25 лет, я очень крепок, еду я туда, как в гарем, и займусь заселением земли своей.

Через каких-нибудь десять лет я буду подлинным отцом нескольких сот своих крепостных, а через пятнадцать пущу их в продажу. Никакое коннозаводство не даст такой точной и верной прибыли».

Иностранцы, поступавшие на русскую службу, охотно перенимали суровые методы обращения с крепостными. Одним из таких мучителей был генерал-аншеф Отто Густав Дуглас, швед на русской службе. Уважаемый человек, герой Северной войны, но в своих имениях изобрел издевательство над людьми — спинной фейерверк.

Сначала Дуглас бил кнутом крестьян, после этого приказывал присыпать их спины порохом, чтобы затем подойти к несчастным с горящей свечой и поджечь раны. За злодеяния он был приговорен к пожизненному заключению, но, будучи любимцем Петра I, отделался трехнедельными работами в Летнем саду в Петербурге.

Или другой пример: в имении одного графа парк был украшен прекрасными статуями античных богов и богинь. Однажды посетители, приехав в неурочный час, с удивлением увидели, что все постаменты пустуют.

На вопрос о том, куда девались изваяния, дворецкий невозмутимо отвечал, что они работают на полях.

Гости поняли, что «статуями» в парке служили крепостные мужчины и женщины, раздетые догола и выкрашенные белой краской.

На какие вещи русские помещики меняли людейАлександр II избавил Российскую империю от крепостничества

Оргии и убийства

Историк Василий Семевский писал в журнале «Голос минувшего», что некоторые помещики, не жившие у себя в имениях, специально приезжали в свои владения на короткое время для оргий.

В день приезда управляющий должен был предоставить помещику полный список всех подросших за время отсутствия господина крестьянских девок, и тот забирал их на несколько дней для утех.

Принуждение к разврату было столь распространено в помещичьих усадьбах, что исследователи выделяли из прочих крестьянских обязанностей своеобразную «барщину для женщин».

Самый кровожадный пример крепостничества — знаменитая Салтычиха. Дарья Салтыкова, овдовев в 26 лет, получила в свою полную власть шесть сотен душ в Московской, Вологодской и Костромской губерниях. Возможно, именно гибель мужа превратила спокойную до тех пор барыню в монстра. Особенно она ненавидела красивых девушек.

Салтыковой достаточно было заметить на полу залетевший из окна лист дерева, чтобы начать избивать поломойку первым попавшимся под руку предметом. Когда уставала бить, призывала на помощь конюха. Сама же сидела и упиваясь наблюдала за экзекуцией.

Салтыкова обливала жертв кипятком, жгла им кожу раскаленными щипцами, выставляла голыми на мороз или отправляла сидеть в прорубь. Жертвами помещицы стали почти 150 человек. Двоим крестьянам, жен которых она убила, удалось передать жалобу императрице Екатерине II.

Помещицу приговорили к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света.

Больше 200 лет русские крестьяне были на положении рабов. И только в 1861 году царь Александр II даровал людям волю. Бывшие крепостные отомстили сполна своим «хозяевам» после свержения Николая II — во время Гражданской войны. А кто сумел избежать расправы, сбежали в эмиграцию — есть французскую булку в Париже.

Источник: https://www.eg.ru/society/749677-pod-hrust-francuzskoy-bulki-pomeshchiki-bryuhatili-krestyanok-chtoby-obmenivat-ih-detey-na-psov-070761/

5 ужасающих фактов о русских помещиках, вошедших в историю своей жестокостью

Когда в 1801 году умерла помещица Дарья Салтыкова, одной кровавой фигурой в Российской империи стало меньше, ибо Салтычиха за свою жизнь зверски замучила многих крепостных.

На какие вещи русские помещики меняли людейДарья Салтыкова

Так, дворовую свою Максимову она собственноручно била скалкой по голове, жгла волосы лучиной.

Девок Герасимову, Артамонову, Осипову и вместе с ними 12-летнюю девочку Прасковью Никитину помещица велела конюхам сечь розгами, а после того едва стоявших на ногах женщин заставила мыть полы. Недовольная их работой, она снова била их палкой.

Когда Авдотья Артамонова от этих побоев упала, то Салтыкова велела вынести ее вон и поставить в саду в одной рубахе (был октябрь). Затем помещица сама вышла в сад и здесь продолжала избивать Артамонову, а потом приказала отнести ее в сени и прислонить к углу.

Там девушка упала и больше не поднималась. Она была мертва. Агафью Нефедову Салтычиха била головой об стену, а жене своего конюха размозжила череп железным утюгом.

Дворовую Прасковью Ларионову забили на глазах помещицы, которая на каждый стон жертвы поминутно выкрикивала: «Бейте до смерти»! Когда Ларионова умерла, по приказу Салтычихи ее тело повезли хоронить в подмосковное село, а на грудь убитой положили ее грудного младенца, который замерз по дороге на трупе матери.

Всего на совести Дарьи Салтыковой не меньше 138 погубленных жизней. За это она и попала под суд Екатерины II. Преступницу-дворянку приговорили выставить на один час к позорному столбу с вывеской на груди «мучительница и душегубица», а затем заключить в оковы и отвезти в женский монастырь, где содержать до смерти в специально для того устроенной подземной камере без доступа дневного света.

2. Александра Козловская

Поведение с крепостными людьми другой дворянки, княгини Александры Козловской, и вовсе было таково, что, по замечанию Шарля Массона, помещица «олицетворяла в себе понятие о всевозможных неистовствах и гнусностях».

Кроме того, что наказания, которым Козловская подвергала своих слуг, носили часто извращенный характер, они отличались просто патологической жестокостью: в частности, она приказывала раздевать людей при себе догола и натравливала на них собак.

Массон писал о том, как она наказывала своих служанок: «Прежде всего, несчастные жертвы подвергались беспощадному сечению наголо; затем свирепая госпожа, для утоления своей лютости, заставляла класть трепещущие груди на холодную мраморную доску стола и собственноручно, со зверским наслаждением, секла эти нежные части тела.

Я сам видел одну из подобных мучениц, которую она часто терзала таким образом и вдобавок еще изуродовала: вложив пальцы в рот, она разодрала ей губы до ушей…».

3. Николай Струйский

Потомственный дворянин коллекционировал орудия пыток. Коллекцию он держал в подвале усадьбы, время от времени спускаясь туда и устраивая суд «понарошку» над одним из своих крепостных.

Приговор в данном случае был далеко не «понарошечный». Как правило, «подсудимого» приговаривали к такому наказанию — замучить до смерти с помощью любовно собранных со всей Европы орудий пыток.

На какие вещи русские помещики меняли людейНиколай Струйский

Еще одно «увлечение» Струйского — домашний тир, где крепостных заставляли бегать в ограниченном пространстве, а хозяин вел по ним огонь из ружей и пистолетов. В кровавых забавах помещика-садиста погибли более двухсот крестьян, причем окончательная цифра так и неизвестна.

Струйского никто не судил за его «забавы», и умер он в преклонном возрасте в своем богатом имении.

После смерти помещика крепостные крестьяне разнесли по кирпичикам барский дом, в подвале которого хранилась пыточная коллекция садиста-графомана. Причиной неуязвимости Струйского были огромные богатства, которые достались ему благодаря бунту Пугачева.

Дело в том, что в Пензенской губернии восставшие вырезали под корень многочисленную родню Струйского, который и унаследовал их имения.

4. Лев Измайлов

На какие вещи русские помещики меняли людейЛев Измайлов

А вот страстью помещика Измайлова была охота. У него на псарне только в одной усадьбе, при селе Хитровщина, содержалось около 700 собак. И жили они в куда лучших условиях, чем измайловские дворовые слуги. Каждая собака имела отдельное помещение, отменный корм и уход, в то время как крепостные скучивались в смрадных тесных помещениях, питались несвежей пищей и годами ходили в истрепанной от времени одежде, потому что барин не велел выдавать.

Как-то за обедом Измайлов спросил прислуживавшего ему старого камердинера: «Кто лучше: собака или человек?» Камердинер на свою беду ответил, что даже сравнивать нельзя человека с бессловесной неразумной тварью, за что барин в гневе тут же проткнул ему руку вилкой, и, обернувшись к стоявшему рядом дворовому мальчику, повторил свой вопрос. Мальчик от страха прошептал, что собака лучше человека. Смягчившийся помещик наградил его серебряным рублем.

Выезд помещика Измайлова на охоту был для крестьян беспокойным временем. За удачную травлю зверя барин мог щедро наградить, но за ошибки и промахи следовала немедленная кара. За упущенного зайца или лису крепостных пороли прямо в поле, и редкая охота обходилась без суровых наказаний.

Звериная травля не всегда была основной целью помещика. Часто охота заканчивалась грабежом прохожих на дорогах, разорением крестьянских дворов, насилием над их домашними, в том числе женами.

Общеизвестный факт, что Измайлов содержал гарем из дворовых девушек, многие из которых были малолетними. Число наложниц помещика-самодура было постоянным и по его капризу всегда равнялось тридцати, хотя сам состав постоянно обновлялся.

Девушек барин не только развращал, но и жестоко наказывал: их пороли кнутом, одевали на шею рогатку, ссылали на тяжелые работы.

Казалось бы, после такого Измайлов не мог избежать наказания. Однако Сенат оказался чрезвычайно милостив к помещику, учредив над ним опеку.

5. Виктор Страшинский

Пятьсот с лишним женщин и девушек изнасиловал и дворянин Виктор Страшинский из Киевской губернии.

Причем многие из его жертв были не его собственными крепостными, а крестьянками дочери, Михалины Страшинской, владелицы имения в селе Мшанец.

По свидетельству настоятеля мшанецкого храма, помещик постоянно требовал присылать в свою усадьбу, село Тхоровка, девушек и жен для плотских утех, а если присылка почему-либо задерживалась — приезжал в село сам.

Против Страшинского возбуждали четыре судебных дела, однако расследование тянулось беспрецедентно долго. От первых обвинений до приговора прошло без малого 25 лет.

А мера наказания, избранная императором Александром II, как и в случае с Измайловым, привела в изумление русское общество: «1) Подсудимого Виктора Страшинского (72 лет) оставить по предмету растления крестьянских девок в подозрении.

2) Предписать киевскому, подольскому и волынскому генерал-губернатору сделать распоряжение об изъятии из владения Страшинского принадлежащих ему лично на крепостном праве населенных имений, буде таковые окажутся в настоящее время, с отдачею оных в опеку…».

Источник: https://www.factroom.ru/istoriya/russian-landlords

Помещики в русской литературе

Литература — это своеобразное зеркало жизни любого народа. В этом зеркале отражаются люди, важные исторические события и личности и, самое главное, быт народа в определённую эпоху.

На страницы литературных произведений из реальной жизни переходят реалии жизни людей.

Очень часто эти реалии жизни подвергаются критике со стороны автора, использующего своё произведение как возможность высказать мнение относительно сложившейся системы.

Многие русские авторы помещали на страницы своих произведений образы помещиков, поскольку царившее в России до 1861 крепостное право во многом определяло как жизнь простого человека, так и темпы развития государства.

Определение 1

Крепостное право — система правоотношений помещика и крестьянина, обеспечивающая зависимость крестьян от своих господ.

Помещик становился ключевой фигурой в жизни каждого крестьянина, поскольку свободно мог распоряжаться как своим имуществом, так и находящимися в его владениях «душами»; помещик мог, фигурально выражаясь, казнить и миловать.

На какие вещи русские помещики меняли людей

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Определение 2

Помещик — землевладелец; владелец поместья.

До отмены крепостного права основным показателем состоятельности помещиков являлось количество «душ» — находящихся в зависимости от помещика крепостных крестьян. По данным описи, проведённой в 1860 году, более десяти миллионов крестьян в России были закрепощены.

Поскольку крепостное право фактически являлось аналогом рабства, скрывающегося под другим названием, помещики являлись, по сути, рабовладельцами.

Крестьянам могло повезти, и их помещик обращался с ними уважительно, не устраивая тирании. Однако чаще всего всё было наоборот.

Образы помещиков, встречаемые нами на страницах литературных произведений, — это, в основном, образы жестоких, малообразованных и часто ни на что не способных управленцев.

Образы помещиков можно найти в следующих произведениях русской литературы:

  • «Недоросль», Д.И. Фонвизин;
  • «Евгений Онегин», А.С. Пушкин;
  • «Мёртвые души», Н.В. Гоголь;
  • «Отцы и дети», И.С. Тургенев;
  • «Кому на Руси жить хорошо», Н.А. Некрасов.

«Недоросль»

Знаменитая комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», вышедшая в конце XVIII века, была посвящена критике всего помещичьего слоя населения.

Всех русских помещиков в «Недоросле» олицетворяют Простакова, Скотинин и Простаков, невежественные, необразованные и жестокие люди, под управлением которых крестьяне страдают.

Фонвизин настаивал на необходимости реформы крепостного права. Он не предлагал отменить систему, однако требовал сделать её более человечной. Безмолвие крестьян и произвол помещиков, способных безнаказанно делать всё, что им заблагорассудится, в комедии нарисованы удивительно ярко и пронзительно.

Настаивает Фонвизин и на распространении идей Просвещения. Отсутствие образования и воспитания — те факторы, которые оказывают огромное влияние на формирование никудышных помещиков, жестоких и не умеющих по-настоящему управлять поместьем.

Рассуждая о том, каким должен быть истинный дворянин, Фонвизин противопоставляет образам Простаковой, Митрофана, Простакова и Скотинина образы Стародума, Милона, Софьи и Правдина.

Первые олицетворяют слой людей, тянущий Россию назад, вторые же — это люди, способные на духовный рост, действия которых могут изменить жизнь в стране к лучшему.

Читайте также:  Почему на руси пастухов считали колдунами

«Евгений Онегин»

Появляются образы помещиков и на страницах романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин».

Пушкин подчёркивает низкий интеллект и весьма скромные духовные запросы провинциальных помещиков, с которыми главный герой, Онегин, сталкивается по приезде в деревню. Интересы этих помещиков сосредоточены исключительно на обогащении, все помещичьи разговоры идут о материальных вещах, связанных с хозяйством.

На именинах Татьяны Лариной образы помещиков раскрываются Пушкиным ещё больше. Помещики характеризуются, в отношении одного из них применяется фраза: «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков».

Замечание 1

Образы помещиков в «Евгении Онегине» — это отсылки к аналогичным образам в «Горе от ума» Грибоедова и «Мёртвых душах» Гоголя.

«Мёртвые души»

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — это, пожалуй, самое значительное русское произведение о помещиках. В первом томе автор описывает и критикует всех помещиков через несколько конкретных образов:

  1. Манилов — в целом приятный, но ленивый и не занимающихся своей усадьбой помещик. Он предпочитает мечтать и курить трубку тому, чтобы действительно что-то делать;
  2. Коробочка — хорошая хозяйка, но глуповатая и подозрительная помещица;
  3. Ноздрёв — любитель развлекаться и пьянствовать, который совсем не занимается своим хозяйством и своих собак любит больше, чем детей;
  4. Собакевич — зажиточный помещик, в поместье которого всё работает как часы;
  5. Плюшкин — богатый помещик, крестьяне которого живут в бедности; завышает цены на свои товары, из-за чего те бесконечно гниют в кладовых.

Замечание 2

Для Гоголя помещики — это не люди, а «прореха на человечестве».

«Отцы и дети»

Критикуется помещичество и в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Здесь под прицел автора попадают провинциальные помещики Кирсановы, не способные к полноценному управлению собственным имением.

Устами Базарова, главного героя-нигилиста, Тургенев критикует уклад жизни Кирсановых, живущих в праздности за счёт крестьянского труда.

Если Павел Петрович Кирсанов видит пользу и цель дворянства, то Базаров считает, что дворянству стоит остаться в прошлом, потому что достойного будущего с ним не построишь.

«Кому на Руси жить хорошо»

Характерными чертами провинциальных помещиков, появляющихся на страницах поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» являются:

  1. Бездуховность;
  2. Самодурство;
  3. Отсутствие глубоких интересов.

Некрасов сатирически изображает помещиков-деспотов, насмехается над ними. Помещик Оболт-Оболдуев, например, отдаёт своим крестьянам совершенно нелепые, невыполнимые приказы.

Замечание 3

Творчество Н.А. Некрасова было посвящено изображению тяжелой доли русского крестьянства.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/pomeschiki_v_russkoy_literature/

На какие вещи русские помещики меняли людей

Торговля людьми в современной России, как и в большинстве стран мира, считается преступлением. Но до отмены крепостного права в 1861 году крестьяне являлись такой же собственностью помещика, как и лошади, собаки, охотничьи ружья, мебель и т.п. Людей можно было не только продавать целыми семьями или поодиночке, но и закладывать, дарить, а также обменивать на другое имущество.

Крестьяне – это товар

Известный историк Борис Тарасов в своей книге «Россия крепостная. История народного рабства» (Москва, 2011 г.) отметил, что полное закабаление крестьян и превращение их в собственность помещиков произошло при явном попустительстве со стороны государственной власти.

«Торговля людьми в России с начала XVIII и до середины XIX столетия была совершенно обыкновенным делом. Владельцы продавали крепостных крестьян точно так же, как любое другое имущество, давая объявления об этом в газетах или приводя свой живой товар на рынки», – написал Б.Ю. Тарасов.

Не менее суровая оценка закабаления крестьян содержится в книге «Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти?» (Москва, 2016 г.), которую в соавторстве написали Сергей Кара-Мурза, Михаил Шевченко и Александр Чаянов.

«Разложение феодализма сопровождалось не только непомерным ростом эксплуатации труда закрепощенных масс, но и чудовищным надругательством над их личностью и человеческим достоинством.

В это время частновладельческие крестьяне и дворовые по существу перестали считаться людьми…

Их свободно меняли на собак, проигрывали в карты, дарили, завещали и закладывали», – посетовали авторы исторического исследования.

От 50 копеек до 5 тысяч

Стоимость каждого конкретного человека в России варьировалась в зависимости от пола, возраста и профессиональных навыков. Б.Ю. Тарасов указал, что в середине XVIII века средняя цена крестьянина составляла около 30 рублей, а к 80-м годам она выросла до сотни «целковых».

Больше всего платили за людей искусства. Талантливого музыканта могли продать за 800 рублей, а за актрису крепостного театра, если она была молода и хороша собой, просили до 5 тысяч. Хотя где-нибудь в Новгородской губернии обычную девушку можно было купить всего за 5 рублей, а годовалый ребенок оценивался в 50 копеек.

В книге «Крепостная Россия. Мудрость народа или произвол власти?» приводятся, как пример, такие объявления, печатавшиеся в газетах второй половины XVIII века:

  • «Некто продает 11 лет девочку и 15 лет парикмахера, да сверх того 4 кровати, перины и прочий домашний скарб».
  • «Продается малый 17 лет и мебель».
  • «Продается малосольная осетрина, семь сивых меринов и муж с женою».

«За отъездом продается лошадь, две горничных девушки и т. п.».

Люди поставлены в один перечень со скотом и предметами домашнего обихода. И отношение к ним было соответствующим.

На породистых собак

Хотя животных нельзя причислять к вещам, все же, в современной России они считаются собственностью своих хозяев, и породистых щенков покупают и продают за весьма значительные суммы.

Доктор исторических наук Сергей Нефëдов в своей монографии «История России. Факторный анализ. Том 2. От окончания Смуты до Февральской революции» (Москва, 2010 г.

) процитировал слова некоего сельского священника: «Всем известно, что помещики-псари за одну собаку меняли сотню людей. Бывали случаи, когда за борзую отдавали деревни крестьян.

Один продавал девушек-невест по 25 рублей, другой в то же время покупал борзых щенков по 3000 рублей. Стало быть, 120 девушек равнялись одной суке».

Порой особо породистые щенки по прихоти богачей, неумеренно соривших деньгами, своей стоимостью доходили до 10 тысяч.

В ростовской газете «Приазовье» 4 апреля 2018 года была опубликована статья журналистки Татьяны Стаценко «Когда людей меняли на собак». В ней рассказывается об исследовании, которое провел местный историк Дмитрий Зенюк.

Он выяснил, что предки жителей села Маргаритово Азовского района Ростовской области, вероятнее всего, были в конце XVIII века обменены на породистых собак.

И легенда, бытующая среди старожилов, имеет под собой реальное основание.

Как пояснил Дмитрий Зенюк, село было основано в 1783 году неким «греко-албанским переселенцем» Маргаритом Мануиловичем Блазо.

По рассказам местных жителей, он профессионально занимался разведением собак и нередко обменивал их на крестьян. Первыми жителями села Маргаритово стали шесть семей, которых М.М.

Блазо переселил в Приазовье из Рязанской губернии, получив крестьян в обмен на породистых четвероногих питомцев.

Эти сведения подтверждаются записями священника местной Благовещенской церкви Диомира Шамраева. В 1901 году в ответ на запрос XII археологического съезда он написал: «Маргаритовка образована из крепостных крестьян, переселённых из Рязанской губернии, сохранивших и теперь свой великорусский язык».

Как предполагает историк Дмитрий Зенюк, владельцем обмененных крестьян был генерал-лейтенант Лев Дмитриевич Измайлов (1764-1834 гг.), которому принадлежало обширное поместье на Рязанщине.

Согласно достоверным свидетельствам, у генерала было около 700 породистых собак, для которых он ничего не жалел.

И в обмен на нового замечательного щенка дворянин был готов отдать столько крестьян, сколько запросят.

На лошадей

Помещиков, которые превыше всего ценили породистых скакунов, в России было никак не меньше, чем увлеченных собаководов. Поэтому никого не удивляло, что крестьян меняли на лошадей. Причем, стоили эти благородные животные заметно больше, чем люди.

В нескольких номерах журнала «Русский архив» за 1869-1870 годы были напечатаны мемуары адмирала Павла Васильевича Чичагова, которые так и называются: «Записки адмирала Чичагова, заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал».

Среди всего прочего адмирал отметил: «При Императоре Александре я пустил на выкуп своих крестьян, ради их освобождения; за каждую душу мужского пола, кроме женщин, мне выдали по 150 рублей. Цена была назначена самим правительством.

Желая в то же время избавиться от конского завода, устроенного в моем имении, я продал старых английских маток за триста, четыреста рублей каждую, т. е. более, нежели вдвое против стоимости людей».

Даже старая кобыла стоила дороже, чем крестьянин. А за молодых и породистых скакунов отдавали целые села вместе с населением.

На виолончель, часы и мебель

В своей книге «Крепостной Петербург пушкинского времени» (Ленинград, 1937 г.) известный искусствовед Андрей Яцевич подчеркнул, что помещики могли обменивать крестьян и на различные предметы. Например, на музыкальные инструменты.

«Пушкин, как известно, был дружен с Михаилом и Матвеем Виельгорскими. Последний был прославленным музыкантом своего времени, владевшим замечательной виолончелью итальянской работы, которую он получил в обмен «на тройку лошадей с экипажем и кучером в придачу». На портрете Виельгорского кисти Карла Брюллова художник запечатлел и эту замечательную виолончель», – написал А.Г. Яцевич.

То есть, за свой инструмент музыкант Матвей Виельгорский отдал человека, трех лошадей и экипаж.

Впрочем, за крестьян получали и более прозаичные вещи. Так, некий казачий есаул Попов обменял принадлежавшую ему женщину на часы. Об этой истории упомянул известный философ Александр Герцен в своей газете «Колокол» за 1860 год.

В целом, за человека можно было получить любой необходимый предмет домашнего обихода: от мебели до сервиза. А разорившиеся помещики часто продавали свой личный скарб вместе со слугами.

На охотничьи ружья

Помимо всего прочего, дворяне очень ценили охотничьи ружья иностранного производства. В XVIII веке они импортировались в Россию из Европы и могли стоить по нескольку сотен рублей. Стоит ли говорить, что за такое огнестрельное оружие, часто украшенное металлическими вставками с растительным орнаментом, любители охоты с легкостью отдавали своих крепостных.

Некоторые дворяне екатерининской эпохи увлекались коллекционированием французских, английских, испанских и греческих ружей, а также замечательных дамасских сабель, ножны которых были оправлены в золото и богато декорированы драгоценными камнями. За такую красоту иному помещику было не жаль отдать какое-нибудь сельцо.

На разные услуги

Очень часто крестьян обменивали не на конкретные предметы или скотину, а на различные услуги, необходимые помещикам. Людей дарили чиновникам в качестве взятки, купцам – за тот или иной товар, священникам – за обещание помолиться о душе дворянина.

Например, в книге «Крепостной Петербург пушкинского времени» приведен отрывок из мемуаров известного дипломата Дмитрия Николаевича Свербеева, которые были изданы в Москве в 1899 году. Он написал: «… крестьянских мальчиков и девочек дарилось, особенно барынями, порядочное количество.

Набожные барыни любили награждать своих духовных отцов или поступались знакомым купцам или купчихам, хотя ни те, ни другие не имели права иметь у себя крепостных и держали их у себя в рабстве, часто весьма тяжелом, на имя дарителей.

По недостатку в деньгах или по скупости дарили людей судейским и приказным за их одолжения по тяжебным и следственным делам».

То есть, если нужно было за что-то отблагодарить чиновника, купца или священника, а денег на подарок тратить не хотелось (свои, кровные), то помещик мог отдать взамен за оказанную услугу нескольких крестьян. Например, просто отняв детей у их родителей.

А.Г. Яцевич отметил, что гвардейские офицеры в пушкинскую эпоху нередко обменивали своих крепостных на продолжительный отпуск от службы у непосредственного начальства.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213684687

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector