Откуда взялись казаки-мусульмане

Откуда взялись казаки-мусульмане

Они все не похожи друг на друга. Ни народ, ни армия, ни профессия. Откуда они произошли? Окончательного ответа дать никто не может.

Так кто же такие казаки?

Версия первая, советская — версию озвучил в 1957 году фильм «Тихий Дон» устами большевика Штокмана. — «Казаки от русских произошли. Еще в старину от помещиков бежали крепостные и селились на Дону, вот их прозвали казаками».

Откуда взялись казаки-мусульмане

Версия третья. Рыцари круглого стола короля Артура в древней Англии есть ничто иное как казачий круг. Получается и там наши?

Версия четвертая. Донские степи когда то принадлежали восточным кочевникам скифам, сарматам, позже тюркам. Казак по тюркски — вольный человек. Значит казаки потомки скифов, но доказательств нет.

Версия пятая. Казаки — военные дезертиры которые не захотели служить насильно государству, бежали и создали свое военное сообщество. Считали себя равными князьям и боярам. В последствии, приросли семейными ценностями и постепенно превратились из военного сообщества в самое нормальное общество. Версия конечно популярная, но не верная.

Казаки это казаки!

Версии происхождения казаков рассмотрены в следующих статьях на нашем сайте:

  • Версии происхождения казачества
  • Происхождение  — часть вторая;
  • Версия третья — казаки-татары;
  • Версия четвертая — Упоминания в русских летописях;
  • Версия пятая;
  • Версия шестая.

  Исторически сложилось так, что казаки служили четырем державам: России, Швеции, Германии и Польше, но весь мир считает казаков исключительно Русским образованием.

Откуда взялись казаки-мусульмане

Закажи казачий ансамбль. т. 8917 554 2284 Ансамбль «КАЗАЧИЙ ДЮК»

  Первое упоминание о казаках в русских летописях относиться к X веку, к временам правления князя Владимира Ясно Солнышко. В летописях упоминается «старый казак» Илья Муромец. Упоминается он там как казак-ветеран, но не как старец.

А если так, то не один же Илья был казак? X век, 300 лет до прихода татар,  несли они уже дозорную службу на рубежах нашей родины, т. е. уже были сформированы.
Русские князья старались привлекать на службу казаков.

1502 годом датировано первое упоминание о «городовых казаках» получавших за свою службу по охране границ жалование и землю. Развивались две группы казачества — вольные и служилые которые могли свободно перейти (сменить) из одной группы в другую.

В XVI веке образовались общины терских, яицких, донских, волжских и гребенских казаков. За счет беглого населения, численность их быстро росла. Особенно быстро это происходило в периоды войн, голода и внутриполитических кризисов.

Реформы патриарха Никона значительно усилили количество раскольников бежавших на окраины Руси, в том числе и на казачьи окраины.

  Восточные славяне из России и Украины составляли исторически сложившееся ядро казаков. Во второй половине XVI века правительство России начинает привлекать вольных казаков к охране границ и участию в войнах. В это время на Украине формируется реестровое казачество получавшее царское жалование, которое в XVII—XVIII веках стало одним из основных источников существования казаков.

  Донские, яицкие, терские казаки к XVII веку заканчивают формирования казачьих войск, становятся относительно самостоятельными военно-политическими образованиями с договорными отношениями с Москвой. Дальний Восток, Сибирь, Кавказ и Казахстан, казаки внесли весомый вклад в освоение и присоединение этих земель.

  В царские времена вопросом о казачестве так же мало занимались. Считалось, что существовало оно с незапамятных времен, слилось с государством, жило где то там на окраинах. А что казаки из себя представляют, откуда взялись, какое их было историческое значение, — об этом как то не задумывались.

Для военных это были четвертые полки, в столицах о них знали по конвою и джигитовке, а для общества это было нечто ужасное, что то вроде разбойников, оплот ненавистного царизма, плетью разгонявших студенческие сходки. А социалисты шли еще дальше.

Так «Народный вестник» писал: «слово казак стало синонимом грубости, наглости жестокости, зверства… когда наши народные представители получат власть, то казачий вопрос будет одним из первых, которым они займутся и разрешат его в смысле уничтожения этой военной касты, являющейся покорным орудием в руках правящего класса … прям таки преступно поддерживать мнение, что казачество является чем-то особенным, чего нельзя касаться».  К этому они и приступили с образованием Временного Правительства.

Закладка Постоянная ссылка.

Источник: http://kazaki-marino.ru/istoriya-kazachestva/kazaki.html

Когда казаки были мусульманами | Тюрки

Откуда взялись казаки-мусульмане

Принято считать, что казаками были исключительно православные христиане. Это не так. В среде казачества всегда было много представителей разных конфессий, в том числе мусульман. Существует даже версия, что первыми казаками стали именно мусульмане.

                             Тюркские наследники

Распад Золотой Орды вызвал интенсивное брожение народов, которые кочевали с места на место в поисках наиболее надежного пристанища. Среди них были и те, кого принято считать предтечей казачества – бродники, ногайцы, черкасы, торки.

В 1492 году крымский хан Менгли I Гирей сообщал Ивану III, что его войско, возвращавшееся из-под Киева с богатой добычей, было атаковано «ордынскими казаками». Об «ордынских» или «азовских» казаках повествуют многие летописи эпохи Ивана III.

Например, в донесении послов пограничных воевод великому князю читаем: «Поле не чисто от азовских казаков». При этом татарские казаки, как русские и малороссийские, хоть и поступали на государеву службу, однако никакой власти над собой не желали.

О тюркском происхождении казачества могут свидетельствовать такие имена атаманов, как Кара Бука, Бакай–ага, Джарлы-ага, Бакай-ата .

Было немало казаков с татарскими корнями и в отряде атамана Ермака – Окул (на тюркском означает «посажёный отец») или Корчига ( «ястреб-тетеревятник»).

Напомним, что казак Мамай, имеющий явно тюркскую родословную, считался олицетворением запорожского казачества.

Однако многие тюрки после вступления в казаки принимали православие и брали русские имена.

В архивах Уральского и Оренбургского войск есть сведения, что казаки при крещении указывали свое происхождение, например, «происхожу из рода кипчак», или тама, или алим, или «из рода ногайских мурз».

Приток казаков из рода чингизидов (прямых потомков Чингисхана) и казахских племен наблюдался в XVI-XVIII вв. Наиболее грамотные из них повышали свое образование в учебных заведениях Москвы.

Академик Иван Миллер считал, что слово «казак» – это самоназвание группы тюркских племен, представителей которой называли киргиз-кайсаками. «Мы одного корня с киргиз-кайсаками, они состоят в родственной связи со всем казацким миром», – указывал потомственный казак генерал Исаак Бакадоров.

Откуда взялись казаки-мусульмане

Сеид Асфандиар Богадур Хивинский, снимок 1913 года    http://islamreview.ru/community/musulmane-v-stane-kazacestva/

                       Исследователь запорожского казачества Дмитрий Яворницкий в своих работах приводит имена первых казаков, встречающиеся в летописных источниках, – Аллаберды, Аличембей, Акмолла-ага, Бассанали, Чабан-ага. Их тюркская этимология не вызывает сомнения. Лингвист А.И.

Назаров, проведя подробный анализ уральских казачьих фамилий, выявил, что по меньшей мере 300 из них имеют тюрко-мусульманское происхождение: к примеру, Абдрашитов Вагапов, Исмаилов, Кенжебеков, Нигматуллин, Сеитов, Юсупов и многие другие.

Казачий хорунжий Леонтий Масянов так писал об уральцах: «Были также полноправными казаками татары, калмыки, и были они великолепными казаками».

                                 Казаки-иноверцы

                    Николай Горбунов, полковник Астраханского казачьего войска, обращает внимание на то, что среди казаков, помимо православных, были представители различных вероисповеданий: мусульмане, буддисты, католики, лютеране. Многие ученые при изучении феномена казачьей веротерпимости отмечают, что она была обусловлена желанием выжить в окружении иноверцев. Длительное совместное проживание непременно приводило к ассимиляции.

                    В 1840 году было разрешено служить в казаках и занимать командные должности представителям мусульманской аристократии. Политолог Сергей Маркедонов по этому поводу замечает: «Было бы неверно представлять, что переход в казаки непременно сопровождался отказом от ислама, веры предков».

                  Исследования, проводимые в 1862 году в среде уральских казаков, дали следующую картину: число русских, включая белорусов и украинцев, составляло 70 331 человек (85,8%), башкир — 6 095 (7,4%), татар — 4 168 (5,1%), калмыков — 1 184 (1,4%), остальных, преимущественно тюрков, – 220 (0,3%). Таким образом, процент мусульман в Уральском войске в середине ХIХ века равнялся 12,8.

                             Добровольные переходы мусульман Северного Кавказа, Казахстана или Туркменистана в казачество, согласно источникам XIX века, были не таким редким явлением. К примеру, количество терских казаков станицы Луковской с 1856 по 1866 год увеличилось почти вдвое. А статистика 1875 года показала, что в Луковской, помимо русских, проживали 772 черкеса и 182 осетина.

                        Казачья служба выходцев с Северного Кавказа берет начало с 1733 года, когда кабардинскому князю Эльмурзе Бековичу-Черкасскому было поручено зазывать горцев в казаки.

Каждому поступившему на службу было обещано по 15 и более рублей годового жалования.

До нас дошли имена кавказской знати, командовавшей казачьими отрядами, среди них Куденек Камбулатов и Сунчалей Янглычев.

                Мусульмане проходили службу преимущественно в Горско-Моздокском и Кизляро-Гребенском полках Терского войска. Известно, что на апрель 1913 года в Терском казачьем войске служили 338 офицеров, из них русских было 256, остальные — представители кавказских народов, в первую очередь ингуши и осетины.

                   При Николае I из мусульман Кавказа и Крыма сформировали Кавказско-Горский и Крымско-Татарский эскадроны по образцу лейб-гвардейских казачьих частей. Они стали полноправной составляющей Собственного Его Императорского Величества Конвоя.

                     В это же время по российскому образцу было создано Персидское казачье войско. Его численность в 1920 году превышала 8 тыс.

человек, в том числе в него входили 122 российских офицера, преимущественно осетины. Они прекрасно владели персидским языком, родственным их родному осетинскому.

Интересно, что в персидских казаках начинал службу офицер Реза-хан, который впоследствии стал предпоследним иранским шахом под именем Реза Пехлеви.

                                Прижились не все

                                   Российские власти всегда старались отвечать на духовные запросы мусульман-казаков. Для них, к примеру, строились мечети.

В соответствии с российским законодательством для создания одного прихода требовалось наличие не менее 200 мусульман мужского пола.

По данным за 1853 год, казаки-магометане имели возможность посещать 114 мечетей, в которых служили 169 духовных лиц.

                      В последние дни царствования Николая I был подготовлен специальный документ «Правила устройства духовной жизни магометан казачьего сословия», законодательно регулировавший религиозный быт казаков-мусульман.

Согласно данным «Правила», на февраль 1855 года в штате Донского, Черноморского, Кавказского, Уральского, Оренбургского, Сибирского казачьих войск и Тобольского конного казачьего полка состояли 18 599 мусульман. Следует признать, что властям было непросто контролировать уклад жизни воинов- мусульман.

Особенно сложная ситуация сложилась в годы Крымской войны (1853-1856 гг.), где главным противником России была мусульманская Турция.

                      В 1860 году был зафиксирован случай, когда татары-казаки подали на имя наказного атамана Хомутова прошение отпустить их в Турцию.

Хомутов внимательно отнесся к прошению и велел войсковым старшинам провести своеобразный опрос, по результатам которого выяснилось, что одной из основных проблем для казаков-магометан была невозможность вступать в брак с женщинами-христианками, а при недостатке женщин их роду грозило истребление. Разрешение на эмиграцию было дано, однако далеко не все мусульмане решились оставить свои курени.

Читайте также:  Зачем беременные женщины на руси носили чеснок за пазухой

                 С прицелом на будущее

                            Казаки-мусульмане и сегодня довольно распространенное явление. Так, в Пермской области в 2004-2005 годах была сформирована первая в России мусульманская казачья сотня. Муфтий Пермской области Мухаммедгали Хузин тогда подписал соглашение с Прикамским отдельным казачьим округом.

                               «Мы хотим показать пример того, как можно служить Отечеству, не нарушая духовных традиций своих предков», — заявил муфтий.

Ничто не может помешать казакам-мусульманам совершать намазы и готовить халяльную еду, а в период Рамадана держать пост.

Они, как и прочие казаки, регулярно организовывают летние подростковые лагеря и ведут воспитательно-патриотическую работу с подрастающим поколением, помогают правоохранительным органам обеспечивать порядок, в частности, борются с распространением наркомании.

                    В декабре 2005 года Оренбургское городское казачье общество в канун своей 14-й годовщины пополнилось еще одной организацией – хуторским казачьим обществом «Яицкое», главой которого был избран Наиль Якупов. Особенностью «Яицкого» является то, что его состав включает равное количество казаков-христиан и мусульман.

                  В наши дни тенденция к возрождению мусульманского казачества наблюдается также на Северном Кавказе.

Откуда взялись казаки-мусульмане

  •        Шапырашты Асылхан        Казачий полковник, 
                                                              заместитель Председателя Координационного Совета
  •                                                           по межнациональным   отношениям

Источник: https://maxpark.com/community/5832/content/6044473

Оренбургские мусульмане-казаки: повоевать на Памире и найти общий язык с кочевником

Дискуссия «Реального времени»: были ли татары казаками в казачьем сословии?

Научный сотрудник Института истории им. Ш.

Марджани АН РТ Рустем Аминов решил продолжить полемику вокруг «казацкого народа» и подискутировать с башкирским коллегой Ильдаром Шаяхметовым, руководителем военно-исторического общества «Северные амуры», о роли в нем татар.

Исследователь считает, что тезис «татары никогда в казачьем сословии не были» не имеет под собой научной основы и приводит свои доводы в статье, написанной специально для «Реального времени».

Ильдар Шаяхметов в своей статье «Татарский конный полк — это одно из неприятных явлений военной истории русской армии», утверждает следующее: «татары никогда в казачьем сословии не были». Данное мнение не имеет под собой никаких оснований.

Во-первых, для такого громкого заявления необходимо всесторонне изучить историю российского казачества и желательно обратиться к многочисленным источникам, хранящимся в различных музеях и архивах нашей страны, проанализировать научную литературу по данной тематике. Лишь после этого можно утверждать о том, были ли татары в казачьем сословии, какова их роль в истории российского казачества, в каких знаменательных событиях они участвовали, чем они запомнились и т.д.

Лично я как исследователь истории татар-казаков Оренбургского казачьего войска, в частности, могу с уверенностью заявить: «Татары в казачьем сословии были».

Об этом говорят многочисленные архивные данные, изученные мною в Государственном архиве Оренбургской области (ГАОО), Центральном историческом архиве Республики Башкортостан (ЦИА РБ), Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), подтверждающие присутствие татар в составе Оренбургского казачьего войска.

Исследовательские работы таких ученых современности, как В.Г. Семенов, Д.М. Исхаков, Е.В. Годовова, А.И. Кортунов, А.В. Ганин, И.Р. Атнагулов, отчетливо свидетельствуют о значимой роли татар-мусульман, а также нагайбаков в истории Оренбургского казачьего войска.

Откуда взялись казаки-мусульмане

Петер фон Гесс. Переправа через Березину. В правой части картины изображены башкирские всадники, преследующие отступающих французов. Фото wikipedia.org

«Башкиры» Башкиро-Мещерякского войска не совсем казаки»

Изученные нами материалы V (1795 г.), VII (1816 г.), VIII (1834 г.) ревизий фиксируют присутствие татар-мусульман и нагайбаков в составе Оренбургского казачьего войска (см. подробнее. Аминов Р.Р. Формирование и расширение поселенческой структуры оренбургских татар-казаков в кантонный период (1798 – 1840 гг.

) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья: Сб. статей. Вып. 5. – Казань: Изд-во «Ихлас»; Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 6–33). Причем если в 1754 г. наблюдаются лишь шесть поселений татар-мусульман Оренбургского казачьего войска, то к 1797 их число возросло до 13, в 1816 – 17, в 1860 г. увеличилось до 36 и, наконец, в 1914 г.

татары-мусульмане зафиксированы в 49 поселениях.

Что касается Башкиро-Мещерякского войска, то в его состав изначально с 1798 г. вошли так называемые мещерякские кантоны (5), в которых проживали татары-мишари.

Считаю лишним подробно останавливаться на вопросах военной службы мишарей и тептярей (Тептярских конных полков), по этому поводу и без того написано довольно много различной литературы, скажу лишь, что И.Г.

Шаяхметов не совсем прав в оценке роли татарских конных полков в военной истории России, говоря, как уже было сказано, что они (татарские конные полки) одно из неприятных явлений. Те же татары-мишари внесли огромный вклад в общую победу над врагом в ходе Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов русской армии 1813–1815 гг. в частности.

Вообще неуместно рассуждать о роли каких-либо конных полков в том или ином смысле, не обладая необходимым материалом для этого. Во-первых, тут нужно учитывать их (полков) количество: неправильно сравнивать роль 28 полков и двух-трех полков в военной истории нашей страны, очерняя при этом деятельность тех полков, которые составляли меньшинство.

Понятие «башкиры» относительно Башкиро-Мещерякского войска является сугубо сословным значением.

Известно, что «башкиры» Башкиро-Мещерякского войска — не совсем казаки, они являлись особым привилегированным военно-служилым сословием, пользующимися своими землями в статусе вотчинников, в отличие от оренбургских казаков, которым выделялся земельный надел (30 дес.) на душу м.п. за службу вместо жалованья.

Откуда взялись казаки-мусульмане

Татарин-мусульманин из мурз Зюлькарнаин Дашкин возглавлял в годы Первой мировой войны 14-й Оренбургский казачий полк. Фото ria1914.info

От русско-турецкой до Памира и Первой империалистической

Не секрет, что татарин-мусульманин из мурз Зюлькарнаин Дашкин возглавлял в годы Первой мировой войны (1914–1919 гг.) целый полк (14-й Оренбургский казачий полк). По нашим подсчетам, 100 татар-мусульман данного полка были награждены 116-ю различными наградами (см. подробнее: Аминов Р.Р.

Татары-казаки Оренбургского казачьего войска в годы Первой мировой войны: сборник материалов Всероссийской научной конференции с международным участием, приуроченной к 100-летию начала войны (г. Казань, 10 –11 октября 2014 г. / Под. общ. ред. Л.Р. Габдрафиковой. – Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2014. – С. 140–148).

Более того, нами установлено, что татары-казаки, в том числе и нагайбаки, участвовали в Русско-турецких войнах 1806-1812 гг., 1828 – 1829 гг., 1877 – 1878 гг., Отечественной войне 1812 года и Заграничных походах 1813 – 1815 гг., Русско-японской войне 1904 – 1905 гг., татары-мусульмане участвовали также в Кокандском 1875-1876 гг.

, и Памирском походах 1892 – 1893 гг.

Яркими впечатлениями полна и военная служба представителей офицерской династии татар-мусульман Кочуровых, нагайбаков Бектеевых, Альметьевых (см. к примеру: Ганин А.В., Семенов В.Г. Офицерский корпус Оренбургского казачьего войска. 1891 – 1945: Биографический справочник. – М.: Русский путь; Библиотека-фонд «Русское зарубежье», 2007. С. 88 – 90, 112, 113, 187, 188, 297 – 299).

Посредники для кочевников

Известно, что на татар-мусульман Оренбургского казачьего войска были возложены различные функции в Казахской степи.

Помимо пограничной службы они, знающие казахский язык и менталитет кочевников, часто привлекались к охране меновых дворов, караванов, дипломатических представительств, которые останавливались в Оренбурге для проезда в столицу или с целью переговоров с оренбургским генерал-губернатором.

Таким образом, очевидно, что оренбургские власти использовали татар-мусульман для укрепления и поддержания связей России во взаимоотношениях с киргиз-кайсаками (казахами).

Откуда взялись казаки-мусульмане

Можно с уверенностью утверждать, что татары также состояли в составе Уральского, Сибирского, Донского казачьих войск. Фото a-pesni.org

Говоря о других казачьих войсках Российской империи, можно с уверенностью утверждать, что татары также состояли в составе Уральского, Сибирского, Донского казачьих войск (см. к примеру, работу А.М. Дубовикова: Уральское казачество и его роль в системе российской государственности (середина XVII – XIX вв.): дис. … д-ра ист. наук: 07.00.02. – М., 2006. – 515 с. и др. работы).

Несмотря на значительную малочисленность (в 1865 г. – 13516 чел. (5,71%), 1880 г. – 19867 чел. (6,87%), 1889 – 1890 гг. – 21491 чел. (6,52%), 1902 г.

– 273 00 «душ обоего пола» (6,64%), татары-мусульмане, являясь вторым по численности этносом после русских, не затерялись в многочисленной массе русских казаков Оренбургского казачьего войска (ОКВ) и наравне с ними, а порой и превосходя, некоторых из них, доблестно служили верой и правдой Российскому государству.

Аминов Рустем Равилевич — научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (область интересов: нагайбаки, татары-казаки Оренбургского казачьего войска, татары-мусульмане Южного Урала). В ближайшее время состоится защита его диссертационной работы по теме: «Татары в Оренбургском казачьем войске (1748 –1917-е гг.

)», в которой проанализирована динамика численности татар-казаков мусульман и нагайбаков, прослежено их правовое положение, рассмотрены земельные отношения, исследованы налоги и повинности, этноконфессиональный состав поселений татар-казаков, составлена карта расселения нагайбаков и татар-мусульман на территории Оренбургского казачьего войска, рассмотрены вопросы участия татар-казаков в военных кампаниях Российской империи.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/34706

Откуда взялись казаки?

Откуда взялись казаки?

На Западе казак воспринимается как символ России — воплощение ее удали, а заодно и пресловутой «русской угрозы». При этом само слово «казак» имеет тюркские корни, а происхождение казаков покрыто туманом.

  • Откуда взялись казаки-мусульмане
  • Старый казак Илья Муромец
  • Считается, что самым древним источником, в котором зафиксировано слово «казак» (qazaq), является рукописный мамлюкско-арабский словарь, составленный в 1245 году.
  • Ряд исследователей указывает также на византийского императора Константина Багрянородного, который в записях, датируемых 948 годом, упоминает некую страну Казахию, помещая ее на Северном Кавказе.

В любом случае слово «казак» фигурировало во многих тюркских языках, отличаясь только произношением отдельных звуков. И смысл был примерно одинаков — свободный воин, отколовшийся от общины, но при случае объединяющийся с такими же ухарями.

Ватаги подобных «вольных рыцарей» обычно появлялись в зонах, где пролегала границы между лесом и степью, оседлым и кочевым населением. Получается, что по образу жизни они напоминали кочевников, но служили оседлым правителям.

Именно в таком качестве выступали торки, берендеи, бродники, берлад-ники, охранявшие границы Киевской Руси от половцев.

Торки и берендеи были тюркскими племенами, то есть родственниками тех же половцев, и вошли в объединение «черных клобуков» (названы так по остроконечным шапкам, напоминающим монашеские клобуки).

Русские летописцы иногда именовали их «нашими погаными» («нашими язычниками»), хотя большинство из них со временем приняли православие.

Читайте также:  Как ругались казаки без русского мата

Бродники, которые селились вблизи речных бродов, представляли собой пеструю компанию из тюрков и славян, да еще с генеалогией, восходящей к аланам и готам.

Берладники пополнялись за счет представителей славянского населения, решившегося по разным причинам превратиться в «свободных рыцарей». Селились они сначала в районе молдавской реки Берлад, откуда и получили свое название.

Самый известный из их предводителей — Иван Берладник — участвовал в княжеских междоусобицах, одно время и сам был князем нижегородским и галицким.

А когда нажил себе слишком много врагов, подался в Грецию, где в 1162 году его отравили, вероятно, обеспокоенные его непредсказуемостью византийцы.

XII век стал еще и временем расцвета былинного жанра, в произведениях которого фигурирует «старый казак Илья Муромец».

Интересно, что запечатленная на хрестоматийной картине Васнецова троица — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович — в былинах редко работает вместе.

Илья по своему поведению напоминает именно вольного казака — послужил князю, потом плюнул на все и отправился искать приключений, снова вернулся, опять уехал. Добрыня и Алеша больше напоминают добросовестно несущих службу старших княжеских дружинников.

На поле Куликовом

Для монголов, как и для тюрков, была характерна традиция, когда юноша в качестве испытания на несколько месяцев уходил в глухие места, живя охотой, а при случае меряясь силой с другими такими же удальцами.

Откуда взялись казаки-мусульманеБылины повествуют о «старом казаке Илье Муромце»

В «казаки» уходил, например, будущий хан и разоритель Москвы Тохта-мыш. Да что говорить, если одна из арабских рукописей (правда, уже XVII века) называет «казаком» самого Чингисхана, рассказывая о том, как в юности он оказался в положении невольного беглеца и изгнанника!

Монгольское нашествие поглотило тюркские племена, которые, в свою очередь, тоже сильно изменили этническое лицо монголов. Если говорить просто, в XIV-XVI веках создавшие Золотую Орду монголы слились с местными тюрками и превратились в татар, которые в зависимости от места расселения разделились на сибирских, казанских, астраханских, крымских.

Иногда они превращались в новые этносы. Например, в казахов, в основе имени которых лежит тот же тюркский qazaq.

Отдельные татарские предводители переходили со своими отрядами к московским князьям и порой тоже именовались «казаками». Однако в XVI веке этот термин стал применяться не столько к служилым татарам, сколько к своим же славянам, которые, подобно бродникам, превращались в бездомных искателей приключений.

Частенько они сбивались в крупные ватаги. Существует предание, что некие живущие в донских верховьях «казаки» помогли Дмитрию Донскому выиграть Куликовскую битву. Правда, эта легенда придумана задним числом, хотя казачьи историки и пытались именно с 1380 году отсчитывать историю Донского казачьего войска.

С Дона в Сибирь

На самом деле именно при Дмитрии Донском своеобразное казачье государство возникло в вятских землях, но образовали его новгородские ушкуйники — тоже отчаянные сорвиголовы, которые на легких судах (ушкуях) разоряли татарские города на Волге. К 1489 году московские князья покорили вятские земли, а казаки-ушкуйники подались на Дон, где занялись прежним промыслом.

Подобные искатели вольной жизни, оседали не только на Дону, но и на Тереке, Яике (Урале). За охрану рубежей московские государи жаловали им спорные пограничные земли, давали деньги и оружие, но при случае пытались мобилизовать на службу вдали от родных мест.

Например, донских казаков во главе с Ермаком вызвали на Ливонскую войну. Там им не понравилось, они самовольно оставили фронт, превратившись в государевых изменников. Решив, что на Дону ему не отсидеться, Ермак завоевал Сибирь, получил прощение и создал новый очаг казачества.

Донские казаки, от которых он отпочковался, не только прикрывали южные рубежи, но при случае совершали рейды в турецкие, крымские, татарские владения. В зависимости от политической ситуации московские правители либо оказывали казакам помощь, либо дистанцировались от них. В любом случае Москва стремилась взять казаков под контроль, используя так называемый «метод кнута и пряника».

«Пряником» было все то же государево жалование чего-либо, а «кнутом» -организуемые против казаков карательные экспедиции, поводом для которых обычно становилось укрывательство беглых.

Одна из арабских рукописей называет «казаком» самого Чингисхана!

На службе у султана

Беглых крестьян в казаки действительно принимали, но со временем все менее и менее охотно. После разгрома в 1708 году восстания Кондратия Булавина правило «С Дона выдачи нет» практически уже не работало.

Возглавляемые Игнатом Некрасовым донцы, которые эту реальность не приняли, ушли на турецкую службу. Отдельные их группы возвращались на историческую родину при Екатерине II, Николае II и даже при Хрущеве.

Приезд некрасовцев стал праздником для филологов, которые получили представление о простонародном лексиконе Петровской эпохи.

В польско-литовских землях трансформация казачества шла несколько по иному сценарию.

Казаки, жившие на «окраине» государства (Украине), охраняли южные рубежи от крымских татар и турок, одновременно споря с польскими королями о своих вольностях и не желая превращаться в крепостных польской шляхты.

Большинство казаков имели семьи, хозяйство, а «отрываться» ездили в Запорожскую Сечь, где на постоянной основе жила только холостая публика.

В XVII веке конфликт казаков с поляками закончился тем, что украинские земли присоединились к Московскому царству, а уже Екатерина II окончательно покончила с тамошними казачьими вольностями. Казачью элиту записали в дворянство, прочее украинское население стало мещанами и крепостными крестьянами. Запорожская Сечь в 1775 году прекратила существование.

Смирившиеся запорожцы составили основу Кубанского, Черноморского и Азовского казачьих войск. Непокорные ушли в османские земли, поселившись за Дунаем, неподалеку от некрасовцев, с которыми часто конфликтовали. В 1828 году, во время очередной Русско-турецкой войны, казаки Задунайской Сечи во главе с атаманом Осипом Гладким присягнули Николаю I и вернулись на Родину.

В целом процесс подведения казаков под общероссийский имперский стандарт завершился при Николае I с принятием в 1835 году Положения о Войске Донском, по образцу которого принимались положения и о других казачьих войсках России.

Олег Покровский

Источник: http://straniciistorii.ru/otkuda-vzyalis-kazaki/

Казаки-мусульмане

В 1492 г. хан Менгли Гирей писал Ивану III, что войско его, возвращаясь из-под Киева с добычею, было ограблено в степи «ордынским казаками». Об этих ордынских или «азовских» казаках-татарах неоднократно пишут русские летописцы со времен Ивана III.

«Поле не чисто от азовских казаков», — читаем мы постоянно в донесениях послов и пограничных воевод государю. Татарские казаки, так же как русские и украинские, не признавали над собой власти ни одного из соседних государей, хотя часто поступали к ним на службу.

Так, отряды татарских казаков состояли на службе у Москвы и Польши. Король Сигизмунд-Август призывал к себе белгородских (аккерманских) и перекопских казаков и посылал им жалованье. Но чаще всех привлекал их себе на помощь крымский хан, имевший постоянно в составе своих войск казачьи отряды.

Откуда взялись казаки-мусульмане

Татарские казаки были в военном, бытовом и экономическом отношении самостоятельной организацией, так что польские летописцы, зная четыре татарские орды (Заволжскую, Астраханскую, Казанскую, Перекопскую), причисляли к ним иногда пятую Казацкую.

В Белоруссии, Польше, Литве служили казаки-мусульмане, так называемые литовские татары, потомки ордынцев, служивших у Гедимина и Витовта. Это были татары-казаки (служебное боярство). Они происходили из простых воинов, которые прибывали в Речь Посполитую в обозах ордынских султанов и мурз.

Они получали небольшие участки земли и несли за это не только воинскую службу, но и исполняли обязанности в пользу великого князя и его царедворцев. К ним относились транспортная, курьерская, полицейская, караульная, охотничья службы, строительные работы.

Так, например, татары-казаки из пригорода Вильно выполняли курьерскую, транспортную, караульную и охотничью службу. Казаки с Сорок Татар привлекались в качестве курьеров и охотников, кроме того, они чинили дороги и мосты.

Как отметил Б.

Рафиев, «еще с древних времен на защите Руси стояли не только казаки — православные, но также и казаки — мусульмане и казаки — буддисты… Казаки как отдельная, самобытная культурно-этническая группа создавалась на протяжении длительного времени на территориях войсковых областей России в результате смешения этнических корней представителей различных народов… Такое смешение народов способствовало также наличию у казаков исключительной веротерпимости к последователям других религиозных верований… Царская власть также проводила политику поддержания казаков — неправославных. Так, для казаков-мусульман, отличившихся в боях по защите России, был высочайше утвержден аналог военного ордена — Георгиевского креста в виде медали с изображением полумесяца».

В 1990-е гг. процесс возрождения казачества затронул и казаков-мусульман. Так, в 1998 г. в Металлургическом районе Челябинска была создана станица Юлаевская, названная в честь башкирского казака-героя Салавата Юлаева.

Под началом атамана подъесаула Раиса Гайратова объединились около 100 человек — потомков башкирских казаков, чьи формирования входили в состав Башкиро-Мещерякского казачьего войска, а затем составляли значительную часть Уральского и Оренбургского казачьих войск.

Казаки станицы Юлаевской в рамках договоров с органами правопорядка взяли на себя обязательства по охране общественной безопасности, активно сотрудничают с налоговой полицией и инспекцией.

К такой службе они готовы: практически все занимаются восточными единоборствами, самбо, рукопашным боем под руководством своего атамана и тренера одновременно.

Нравственное и духовное воспитание казаков-мусульман взял на себя имам-хатыб Мухарам Ибрагимов, священнослужитель, активно участвующий во всех мероприятиях Челябинского окружного казачьего общества. Атамана Р. Гайратова и имам-хатыба М. Ибрагимова с образованием станицы поздравили атаман станицы Гродековской Калининского района есаул В. Чепурной и атаман общины казаков-мусульман Челябинска хорунжий Г. Юлбулдин.

В Пермской области в 2004-2005 гг. появилась первая в России мусульманская казачья сотня. Муфтий области Мухаммедгали Хузин подписал соглашение о сотрудничестве с Прикамским отдельным казачьим округом. «Мы хотим показать пример того, как можно служить Отечеству, не нарушая духовных традиций своих предков», — заявил муфтий.

Казаки-мусульмане совершают намазы, готовят пищу в соответствии с исламскими традициями, а в период рамадана выдерживать традиционный пост.

Как и другие казаки, исламское подразделение организовывает летние подростковые лагеря, ведет воспитательную работу с молодежью, противодействует распространению наркомании, помогает правоохранительным органам в охране порядка. М. Хузин подчеркивает, что речь не идет о создании вооруженного исламского формирования.

«Наши казаки будут иметь при себе только шашки и нагайки, то есть традиционное казацкое вооружение», — сказал муфтий. Он напомнил, что в дореволюционной России уже существовали казачьи формирования мусульман — только башкирских казаков в начале XX века насчитывалось около 100 тысяч человек.

В декабре 2005 г. Оренбургское городское казачье общество к своей 14-й годовщине пополнило ряды казаков. Как сообщил атаман Оренбургского городского казачьего общества Александр Николаев, 5 декабря в городе появилась новое казачье общество — хуторское казачье общество «Яицкое». Атаманом избран Наиль Якупов.

Сто хуторских казаков влились в ряды городского войска. Для Оренбурга это значимое событие. Идея объединения у казаков, проживающих на окраине областного центра, созрела давно. Окормляли казачий круг имам Абдулбарий-Хазрат и отец Максим Ситнов. В хуторском казачьем обществе «Яицкое» «одна половина казаков — мусульмане (выделено нами. — Р. Н.), а другая — православные христиане».

По некоторым данным, на Северном Кавказе также есть тенденция к возрождению мусульманского казачества. В Чечне этим занимаются Руслан Дунаев и Самарт Китаева, в Ингушетии — Магомед Богатырев, Абдул-Керим Экажев, Асхаб Барахоев.

Читайте также:  Василий жуковский: почему поэт почти не виделся со своей биологической матерью

Изучение проблем наличия среди казаков лиц различного вероисповедания, особенно мусульман, — важный момент в контексте распространения идей евразийства, улучшения межэтнических и межконфессиональных отношений в полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

Назаров Равшан Ринатович, ”Национальный совет казаков”

 

Источник: https://shzs.info/all_news/articles/121-kazaki-musulmane.html

Статьи

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

  Спам7
Апсаты   (04.02.2014 10:07)
Карачаевцы к истории башкир и татар не имеют никакого отношения. Карачай: «къарачай» — происходит от слов «къара»-большой+»чай»-река. И означает «Большая река», и имеется ввиду река- Кубань «къобан (къобхан)». Так себя назвала оставшаяся после разгрома хромого Тимура часть алан, которые жили здесь. Иным словом это -Кубанцы. Так например остальные части некогда мощного народа алан, разделилась на остальные группы: «малкъар», «басхан (баксан)» и т.д. Все наименования происходят от названий рек или местностей. Все «къараучла» сидят в местах не столь отдаленных. А все мангыты, кыпчаки, узбеки и манголы — имеют своих наследников. Доказано генетически. Не надо их нам навязывать.
  Спам6
Муса   (31.01.2014 11:34)
«…В татарском народе была субэтническая группа – “карачы” (“караца” – у северных мишар и у многих сибиряков), некоторые и сейчас помнят свою принадлежность к ней. В. П. Васильев также, несомненно, знал об этом и обоснованно полагал, что Чынгыз хан и большинство его соратников происходили именно из этой субэтнической группы татар – “черных Татар”, “харачин”» [14, с. 135, 217]. «Сообщество “Карачы”, их тумены и их комсостав известны также наряду с этим названием под сословным определением “полноправное, правящее”. В Улусе Джучи и в Чагатайском улусе они считались состоящими на регулярной войсковой службе. Часть из них – уфимские татары, которые испокон веков “всем семейством несли войсковую службу”» [12, с. 35–36]. …» Из книги «По следам черной легенды» (автор Г.Р. Еникеев)
  Спам5
Муса   (31.01.2014 11:33)
Также одного корня со словом «карачы» и древнее татарско-уйгурское слово «караван» [36, с. 215]. Как видим, многие средневековые татары («монголо- татары») «остались татарами», то есть сохранили свое на- звание и самоназвание «татар», а определенная часть стала называться «башкирами» и «приняла башкирский говор». Причем заметим, что «уфимских» татар в Башкирии ныне проживает около двух миллионов человек – примерно треть населения этой республики. Некоторые авторы высказывают мнение, в принципе не противоречащее изложенному, что слово «карачы» «является термином-титулом» [97, с. 41–42], поскольку термин «Карачы» был также и названием представителей от народа при правителях Державы Монгол, Карачы-бийев. Они выбирались именно из сообщества «Карачы» – «из улуса, в котором родился Чынгыз хан, и единоплеменных с ним поколений, название и самоназвание которых было не иное, как Татар» [14, с. 159; 36, с. 66–67]. Кроме того, множество потомков татар-карачы прожива- ют, естественно, и в других местностях России и за ее рубежа- ми …» Из книги «По следам черной легенды» (автор Г.Р. Еникеев)
  Спам4
Муса   (31.01.2014 11:31)
Мы — потомки КАРАЧЫ, из среды коих был сам Чынгыз-би хан. Офиц. историки, вслед за китайцами их называют «черные татары», и втирают нам, что это якобы «другие татары, не татары вовсе». Посмотрим, так ли это: «…Но продолжим обзор структуры средневекового татар- ского народа – его деление на кланы-«племена». Сохраняют особенно долго клановую организацию те группы средне- вековых татар, которые являлись, выражаясь современным языком, профессиональными военными и государственны- ми служащими (заметим, что в те времена и военная, и го- сударственная служба не имели достаточно четкого разделе- ния). Это составлявшие основу могущества ханов Державы Монгол (Монгол Улус — «Вечной Державы» на старотатарском) кланы-«племена», «господствовавшие в стране, общее название которых было “Карачы”: Кунграт, Найман, Кошсо, Уйгур, Салжавут, Кыпчак, Мангыт, Мен…» и многие другие. Они формировали «тумены» – то есть войсковые соединения [12, с. 34–35]. Позже племена Кунграт и Уйгур ушли с перебравшимися на Сырдарью, затем на Мавераннахр ханами Узбековичами (потомками хана Узбека). Языком всех этих племен, так же как и оставшихся в Башкирии, был один из самых известных говоров Кыпчака, называемый «татар- ским», и, будучи названными «уфимскими татарами», многие представители этих племен сохранили наименование «тумен» [12, с. 34–35]. «Множество (народа) из племен сообщества “Карачы”, оставшееся в Башкирии – под названиями Катай, Салжавут, Табын, Барын, Мен, Меркит, Дурман, Кыпчак, Сураш и Нугай, – они стали башкирскими племенами и приняли баш- кирский говор. Они в настоящее время считаются существен- ной составляющей башкирского народа (буквально: “савыры, эшрэфе”)» (выделено мной. – Г. Е.) [12, с. 34–35]. Скорее всего, именно «войсковые люди» из сообщества «Карачы» [102], помимо военно-административной деятель- ности, занимались издревле и обеспечением безопасности на караванных путях. Дословный перевод слова «карачы» (слегка изменившееся слово караучы) с татарского будет: «смотрящий», «присматривающий»…» Из книги «По следам черной легенды» (автор Г.Р. Еникеев)
  Спам3
Муса   (27.12.2013 22:54)
КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»: “…B действительности казачьи войска (верней, «народ-войско») были уже в ордынский период, да и позднее еще, состоявшие как из русских, так и татар. Многие из татар, как и русские казаки, помнят еще, что они из казаков. Хотя официальные историки стараются предать забвению татар-казаков — как и в целом подлинную историю татар и Великой Татарии, и «органически связанной с ней Руси» (Л.Н. Гумилев), представив два коренных и стратегических этноса (народа) Евразии, русских и татар, извечными врагами друг другу — чтобы «разделять их и властвовать над ними» в свое удовольствие. См. об этом статью «О подлинной истории стратегических этносов Евразии»: shkolazhizni.ru/archive/0/n-35130/ Кое-что из истории казаков и о подлинном значении их названия: » …Казаки были легкой конницей, подвижными войсками в ордынской армии, предназначенными действовать внезапным налетом после скрытного сближения с противником, заставая его врасплох (наподобие подразделений специального назначения современных армий). Происхождение названия «казак»: есть в татарском языке слово «качак» (другой вариант произношения – казак). Слово это и ныне имеет, помимо прочих, значение «скрытно» (действующий), «лазутчик», «крадущийся». Во многих говорах татарского языка буква «ч» произносится близко к «с», «ц» или «з». Позже в татарском языке слово «казак» стало в основном означать «служилый»,«воин» и закрепилось за татарами из воинского сословия рядового, младшего и среднего командного состава…» из книги «По следам черной легенды» (с. 219) автор Г.Р. Еникеев
  Спам2
Муса   (27.12.2013 22:53)
КАЗАКИ и ТАТАРЫ – об этом нет в «учебниках истории»: «…Особенную опасность для романовского правительства представляли татары, и особенно татар-карачы боялись Романовы и их подручные, втихомолку «сдавшие» страну западноевропейцам. Поэтому татары-воины и «убирались» в первую очередь как из государственно-общественной си-стемы, так и из историографии России. Притом история переписывалась таким образом, чтобы народы России противопоставить друг другу – чтобы легче было ими управлять и не беспокоиться, что они объединятся против тех, кто установил «романо-германское иго» в их стране. Притом народы (русские и татары) разделялись и буквально, особенно проживавшие совместно в местах сосредоточений «народа-войска» бывшей Державы Монгол (как мы уже знаем, на стартатарском «Монгол» (Мэнгел) означало «вечная» — см. выше). «Например, в советское время считалось само собой разумеющимся, непреложной истиной, что татары на Дону и на Кубани не жили никогда, а жили исключительно на территории Татарской АССР (и оттуда, мол, «расселялись» по России). Но есть факты, что жили татары и на Дону, и на Кубани исстари, только были выселены правительством Романовых в XVIII веке: «С 1735 г. правительство петровских последователей проводит работу по очистке Донских терри- торий от Азова до Астрахани от татарских и нугайских 55 ау- лов и юртов. Поскольку, как писал В. Н. Татищев56 в 1738 г. в одном из своих рапортов правительству, «трудно контроли- ровать живущих и торгующих среди донских казаков татар, а вдобавок по этому пути ходят к башкирам и киргизам ту- рецкие и крымские послы». В итоге в 1738–1746 гг. русское правительство превратило Дон полностью в русские обла- сти» [12, с. 115]. И сами казаки не «беглые крестьяне» вовсе, как выясняется, а бывшее ордынское (монголо-татарское) русское войско [23]. «До XX в. сохранившие свои ордынские принципы формирования войска и качества своего личного состава, были казаки во все времена в числе самых боеспо- собных и верных Отечеству войск России. И с татарами жили до XVIII века, как видно, вместе, и вполне уживались, и ни- чего, переняли у татар только положительное – только ме- шала эта дружба народов романовскому правительству, опас- ны были эти русские и татары – потомки воинов Ордынской Державы – для чуждого им государства. Особенно когда они были едины – вот и было «трудно контролировать»: что же они там, татары эти, замышляют вместе с казаками» [36, с. 303]. Вот и понадобилось романовскому антинародному пра- вительству их разделить – как фактически, путем админи- стративного выселения татар с Дона и других «неудобных» для прозападного государства мест их проживания куда по- дальше, так и идеологически – путем создания легенды о «татаро-монгольском нашествии и иге»… Примечание: 55 «Нугаи – название группы в татарском народе, потомки последователей и подданных Исы Нугая, противника Токты хана в конце XIII – начале XIV века». (из книги «По следам черной легенды», автор Г.Р. Еникеев).
  Спам1
Р.Назаров   (17.10.2013 16:59)
Здравствуйте коллеги! Очень приятно было увидеть на сайте свою статью о казаках-мусульманах, но нигде не увидел имени автора. Надеюсь что это будет исправлено. С уважением Назаров Равшан Ринатович, кандидат философских наук, Институт истории АН РУз

Источник: http://karachays.com/publ/61-1-0-398

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector