Почему европейцы восхваляют гетмана мазепу

4 ноября 1708 года гетман Войска Запорожского Иван Мазепа публично объявил, что переходит на сторону Швеции — давнего противника России.

По словам историков, на протяжении всей жизни Мазепа, которого в современной Украине представляют борцом за независимость Малороссии, действовал исключительно из личных корыстных побуждений, добиваясь желаемого при помощи интриг и доносов.

Однако его новый союзник — король Карл XII — был разбит под Полтавой русскими войсками. А в России предавший царя Петра I гетман был заочно удостоен позорной награды — «ордена Иуды». Об исторической роли Ивана Мазепы — в материале RT.

Иван Мазепа родился в 1639 году на Киевщине в шляхетской семье.

Его дед Михаил, предположительно, служил русскому царю, а отец Адам-Степан был сначала соратником Богдана Хмельницкого, а затем переметнулся на сторону поляков, получив за это должность подчашего Черниговского.

Рос Иван в окружении поляков. Учился в Иезуитском коллегиуме в Варшаве, а затем служил при дворе короля Польши Яна Казимира, будучи одним из его покоевых дворян.

Также по теме

«Силы войска были на исходе»: как запорожские казаки стали подданными русского царя

8 июня 1648 года гетман Богдан Хмельницкий от имени всего запорожского казачества написал письмо русскому царю Алексею Михайловичу…

В 1661 году Мазепа попал в неприятную историю.

Из карьеристских соображений он оговорил одного из своих товарищей — Пасека, однако король во всём разобрался, заплатил жертве клеветника компенсацию и на время удалил Ивана от двора.

А когда Мазепа вернулся, оговорённый им дворянин его избил. Оскорблённый Иван попытался схватиться за оружие и спровоцировал ссору, которую прекратил лично король.

Однако при дворе отношение к Мазепе ухудшилось настолько, что он был вынужден уехать в наследственное имение своей матери на Волынь.

Там он якобы стал фигурантом ещё одного скандала: согласно воспоминаниям Пасека, местный пан Фальбовский, обнаружив связь Мазепы со своей супругой, приказал поймать прелюбодея и обнажённым привязать его к лошади, которую затем прогнали по колючему кустарнику.

Многие современные учёные оценивают эту историю скептически, однако о ней в более поздних пересказах узнал британский поэт Джордж Байрон и изложил в своей поэме «Мазепа», прославив тем самым гетмана на весь мир. Как бы там ни было, но при дворе польского короля Иван больше не появлялся.

  • Теодор Шассерио. Мазепа, привязанный к лошади. 1851
  • © Wikimedia

В 1668 году Мазепа женился на дочери влиятельного представителя казацкой старшины Семёна Половца, и тот помог зятю войти в окружение служившего Османской империи гетмана Петра Дорошенко, контролировавшего большую часть Правобережья Днепра. Иван стал ротмистром гетманской гвардии, а затем выдвинулся в генеральные писари.

В 1674 году Мазепа был направлен с дипломатической миссией в Крым и Турцию и вёз в подарок патронам своего гетмана 15 христиан-казаков с Левобережья Днепра. Однако миссию перехватили запорожцы. Те хотели сразу же казнить Мазепу, но передумали и доверили его судьбу находившемуся на российской службе гетману Войска Запорожского Ивану Самойловичу.

А тот сохранил пленнику жизнь и приставил его в качестве гувернёра к своим детям.

К этому времени жители Малороссии уже возненавидели Дорошенко, приводившего на их земли турок и татар, и политическая карьера правобережного гетмана стремительно близилась к закату. Мазепа это понял и сделал всё возможное, чтобы войти в доверие к Самойловичу, вскоре став при нём генеральным есаулом.

Оказавшись таким образом на службе у русского царя, Мазепа начал обзаводиться полезными связями и вскоре сблизился с князем Василием Голицыным, влиятельным фаворитом царевны Софьи Алексеевны.

Воспользовавшись прохладным отношением Голицына к Самойловичу, Мазепа, согласно ряду исторических источников, в числе прочих подписал коллективный лжедонос на своего спасителя, обвинив того в «сепаратизме».

В 1687 году Самойлович был арестован и отправлен в ссылку в Сибирь.

  • Иван Самойлович
  • © Wikimedia

После отставки Самойловича Мазепа по протекции Голицына стал новым гетманом Войска Запорожского и фактическим правителем Левобережной Малороссии. Вскоре после назначения он отправил князю богатые дары — 11 тыс.

рублей, 5 тыс. единиц драгоценностей, три пуда серебряной посуды, а также турецких коней.

По мнению одних современных исследователей, это была заранее оговорённая взятка за должность, по словам других — просто дань признательности.

Под властью Петра

После перехода власти в России в руки Петра I Иван Мазепа вновь изменил своим прежним благодетелям, обвинив Голицына в вымогательстве и давлении на гетмана. Воспользовавшись антипатией молодого царя к сестре Софье и её окружению, Мазепа, представившись жертвой коррупции и произвола, вошёл в доверие к новому государю.

«Можно сказать, что Мазепа достался Петру «в наследство». Когда тот назначался гетманом, будущий император его даже не знал. В то же самое время после знакомства он проявил себя, по мнению царя, с хорошей стороны», — отметил в интервью RT доктор исторических наук профессор СПбГУ Павел Кротов.

Вскоре после воцарения Петра в Малороссии поднялось восстание под руководством популярного среди местного несостоятельного населения представителя казацкой старшины Петра Иваненко (Петрика), продвигавшего идею отделения от России.

Не получив поддержки со стороны казаков, Петрик привёл в Малороссию татар и попытался опереться на бедняков. Мазепа Иваненко изгнал, а в 1696 году и вовсе выступил организатором его убийства.

Также гетман проявил себя как послушный исполнитель в ходе Азовских походов Петра.

Также по теме

«Это историческое преступление»: почему Киев собирается «запретить» полководца Александра Суворова

Министерство обороны Украины предложило запретить «использование имени Александра Суворова» и «пропаганду» его подвигов. По данным…

В начале XVIII века Мазепа принимал активное участие в Северной войне, отправляя в российскую армию запорожцев. При этом гетман постоянно жаловался царю на сечевиков, обвинял их в склонности к измене и ходатайствовал о том, чтобы их направляли на самые опасные участки и тяжёлые работы.

Благодаря доверию Петра Мазепа стал одним из богатейших людей Российской империи. В его личном владении находились около 100 тыс. крепостных.

Гетман стремился максимально ограничить права крестьян, продлить барщину и увеличить подати, но при этом добивался царских преференций для своего ближайшего окружения. Те казацкие должности, которые ранее были выборными, стали наследуемыми.

Гетман активно содействовал торговле алкоголем и табаком, также приносившей ему немалый доход.

«Политическая близорукость»

В 1700 году Россия потеряла большую часть союзников и потерпела болезненное поражение в Битве под Нарвой. Однако Пётр сумел сделать выводы из первых неудач и через некоторое время перешёл в наступление. В конце 1703 года Россия уже взяла под свой контроль большую часть Ингерманландии, а в 1704-м войска Петра взяли Дерпт и Нарву.

В это же время король Швеции Карл XII успешно действовал в Польше, изгнав оттуда саксонцев, а также добился низложения короля Августа II и передачи престола Станиславу Лещинскому.

Когда российской армии в 1706 году удалось одержать победу в Битве при Калише, шведы отнеслись к этому философски: у Петра к тому моменту практически не оставалось союзников, так как Саксония капитулировала перед Карлом.

По мнению шведского монарха, разгром России был делом времени.

Также по теме

Господарь, учёный и союзник Петра I: какую роль в отношениях России и Молдавии сыграл Дмитрий Кантемир

26 октября 1673 года родился Дмитрий Кантемир — господарь Молдавского княжества и российский сенатор. Сын правителя Молдавии,…

На этом фоне Мазепа начал тайные переговоры с Карлом XII и Станиславом Лещинским. Точная дата их первых контактов неизвестна, но в сентябре 1707 года о них уже знали в ближайшем окружении Мазепы.

Параллельно гетман оказался замешан в очередной истории. 65-летний Мазепа воспылал страстью к своей 16-летней крестнице Матрёне, дочери генерального судьи Василия Кочубея. А такого рода отношения в то время считались разновидностью инцеста.

По словам Павла Кротова, это стало настоящим предательством христианской веры.

Один из наиболее могущественных и богатых людей в стране вскружил девушке голову. Она оставила отчий дом, переехала к гетману и стала его любовницей.

О её дальнейшей судьбе ничего не известно, но в определённый момент Мазепе эта история оказалась выгодна.

Дело в том, что в 1707—1708 годах Петру I начали приходить письма от представителей казацкой старшины, докладывавших об измене Мазепы, — среди авторов был и Василий Кочубей.

Однако Пётр подумал, что генеральный судья специально подготовил множественные донесения, чтобы отомстить гетману за дочь. Царь передал дело Мазепы на рассмотрение комиссии, в состав которой входили люди, благоволившие к гетману.

В результате Кочубей, а также полтавский полковник Иван Искра были подвергнуты пыткам и казнены. Незадолго до этого Мазепа также написал лжедонос на одного из видных казацких полководцев Семёна Палия, которого вскоре отправили в Сибирь.

  • Густав Олаф Цедерстрем, Шведский король Карл XII и Мазепа после битвы под Полтавой
  • © Wikimedia

«Мазепа не обладал стратегическим мышлением. Деятельную подготовку Петра к новому этапу войны гетман принимал за проявление паники и жест отчаяния. Хотя русские уже доказали, что шведов можно успешно побеждать, Мазепа всё ещё верил в непобедимость Карла XII.

Несмотря на то что гетман интригами и хитростью смог добиться высокого положения и накопить огромное состояние, он был человеком морально нечистоплотным, политически близоруким и обладал достаточно скромными интеллектуальными способностями.

Кроме того, у него довольно рано начали проявляться возрастные изменения психики», — рассказал Павел Кротов.

По словам историка, гетман был воспитан в политической традиции Речи Посполитой, имел склонность к интригам и неоднократно добивался желаемого при помощи предательства.

«Орден Иуды»

Осенью 1708 года Пётр призвал Мазепу присоединиться к армии, но тот сослался на мнимую болезнь. Услышав об этом, гетмана решил навестить князь Александр Меншиков. Мазепа запаниковал и, испугавшись разоблачения и захватив казну, бежал к шведам.  

4 ноября 1708 года Мазепа публично заявил о переходе на сторону шведов и призвал казаков последовать его примеру. Однако гетмана ждало разочарование. Его поддержали всего около 3 тыс. бойцов казацкого войска и порядка 7 тыс. запорожцев атамана Константина Гордиенко. Абсолютное большинство казаков остались верными русскому царю.

  • Банкнота 10 гривен образца 2006 года с портретом Ивана Мазепы
  • © Wikimedia

«Вопреки современным украинским мифам, Мазепа не был борцом за независимость. Согласно планам Карла XII и Станислава Лещинского, Малороссия после разгрома России должна была отойти Польше. А Мазепа получал только княжеский титул и воеводства. Под властью русских царей её автономия была шире», — рассказал Кротов.

По мнению заместителя директора Центра украинистики и белорусистики МГУ им. М.В. Ломоносова Богдана Безпалько, воспитанный в польской культуре, Мазепа специально стремился к переходу Малороссии в состав Речи Посполитой.

«Речь шла о переподчинении гетманства Польше. Мазепа был, конечно, талантливым интриганом, но то, что его сейчас пытаются на Украине поднимать на щит, выглядит с учётом исторической реальности по меньшей мере странно», — отметил эксперт.

По словам Павла Кротова, Карл XII не считал Мазепу равноправным союзником.

Также по теме

«Без такого помощника Пётр не стал бы Великим»: какую роль в истории России сыграл Александр Меншиков

290 лет назад был отправлен в сибирскую ссылку Александр Меншиков, один из наиболее влиятельных государственных деятелей Петровской…

«В восприятии шведского короля гетман являлся просто мятежным генерал-губернатором. Он никогда всерьёз с ним не считался и не видел его равноправным союзником», — отметил историк.

Воссоединившись со шведским войском, Мазепа двинулся под командованием Карла на восток. Он принимал участие в грабежах и массовых убийствах жителей Малороссии, уничтожении ряда населённых пунктов.

Пленным русским солдатам шведский король сохранял жизнь, а казаков выдавал Мазепе, который сажал их в яму и предавал мучительной смерти.

Войска под командованием Карла и Мазепы уничтожили Зеньков, Опошню, Лебедин, Коломак, Терейскую слободу и десятки других городков и сёл.

Сразу после предательства Мазепы Пётр одобрил новые выборы гетмана. Войско Запорожское возглавил Иван Скоропадский. В Глухове же прошла символическая казнь Мазепы — чучело, олицетворявшее предателя, было лишено всех знаков отличия и повешено. Специально для Мазепы был изготовлен в единственном экземпляре серебряный «орден Иуды».

В апреле 1709 года Мазепа подписал формальный договор о союзе с Карлом, но его плодами воспользоваться не успел. 8 июля шведская армия была разгромлена под Полтавой, и бывший гетман вместе со шведским королём бежал в турецкие владения, где через несколько месяцев скончался.

По мнению Богдана Безпалько, личность Мазепы сильно влияет на современную Украину.

«У школьников и студентов путём навязывания им определённых мифов формируется искажённая историческая память, влияющая на их этнокультурную самоидентификацию и провоцирующая негативное отношение к России», — подытожил эксперт.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/570446-istoriya-mazepa-rossiya-predatelstvo

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Это знаковая фигура в истории и России, и Украины. Для одних он предатель, для других – герой борьбы за независимость. Не ставя задачу разобраться, кто тут прав, отметим факты.

Долгая верность России

Русские правители сильно благоволили к Мазепе, и он умел пользоваться этим отношением для укрепления своей власти и накопления богатств. В 1687 году при содействии князя Василия Голицына, фаворита Царевны Софьи, Мазепу избрали на вакантное место гетмана Украины. Пётр I в особенности ласкал и награждал Мазепу, считал, что с Мазепой его тыл на Украине обеспечен вполне.

Мазепа верно служил России во время Крымских и Азовских походов. С началом Северной войны он по первому требованию Царя посылал украинских казаков в российское войско. Когда в 1707 году на Дону началось опасное для Царя восстание казаков Булавина, Мазепа не примкнул к нему.

Читайте также:  Как казаки сделали амур русской рекой

Северная война: кто победит?

Доносы на Мазепу об его измене поступали в Москву регулярно. Но кто в то время и на кого не писал доносов! Пётр не верил им. Тем более, что Мазепа постоянно давал зримые доказательства своей верности. И до 1708 года все такие доносы действительно были наветами личных врагов гетмана – про тайные контакты Мазепы они не знали ничего конкретного.

Касаясь мотивов измены Мазепы, конечно, совсем без версий обойтись невозможно. Реформы Петра возбудили огромное недовольство во всех слоях общества – как в России, так и на Украине. На казаков обрушились новые тяготы.

Мазепа не раз жаловался Петру на то, что российские начальники не считаются с правами казаков, обращаются с ними как с холопами, наказывают без милосердия, направляют на строительство Петербурга, где казаки мрут как мухи…

По мнению Мазепы, власть Петра не была прочна. Окончательно уверился он в этом, когда шведский король Карл XII начал свой поход в Россию, а русская армия стала отступать перед ним, терпя поражения.

Просчёт

Тайные переговоры с Карлом XII Мазепа завязал не позже 1706 года. Очевидно, обещание Мазепы предоставить шведам зимние квартиры, продовольствие и военную помощь стало главным мотивом решения Карла идти осенью 1708 года не на Москву, а на Украину.

В октябре 1708 года Мазепа, наконец, открыто изменил Царю и бежал с гетманской казной к Карлу. Столица гетманства – город Батурин – подверглась опустошению русскими войсками под командованием Меншикова.

Но, изменив Петру, Мазепа… оказался невольным обманщиком и Карла! С ним пришли только запорожцы и три тысячи реестровых казаков, но и на тех шведы не могли надеяться – так низка была боеспособность этого синежупанного войска.

А перед Полтавской битвой запорожцы просто бежали от шведов, так как те заставляли их рыть окопы! Ни продовольствия, ни зимних квартир Мазепа не предоставил Карлу, так как Украина была занята царскими войсками.

Шведская армия зимовала в поле и к Полтавской битве сильно поредела.

Картина Густава Седерстрёма «Мазепа и Карл XII после Полтавской битвы»

Так что Мазепа, сам того не желая, заманил Карла, по сути, в западню. Недаром говорят, что услужливый дурак хуже врага. Мазепа был, конечно, не дурак, но просчитался.

После Полтавы Мазепа бежал вместе с Карлом в пределы Османской империи и там осенью 1709 года умер в Бендерах.

Фрагмент сериала «Гетман», Украина 2015г.

Источник: https://newsland.com/community/5512/content/getman-mazepa-predatel-ili-geroi/6534409

Мазепа — герой или предатель? Образ гетмана у Байрона и Пушкина

Вера Агеева Профессор Киево-Могилянской академии

Копірайт зображення UNIAN Image caption Репродукция портрета гетмана Украины Ивана Мазепы (фрагмент), выполненная акварелью художником Евгением Путрей. Музей истории Полтавской битвы

Судьба Ивана Мазепы привлекла внимание многих выдающихся художников эпохи романтизма, а европейские и российские поэты существенно разошлись в оценках гетмана.

О нем писали Вольтер и Байрон, Гюго и Словацкий, его образ воспроизводили Жерико и Делакруа.

Могущественный властелин смог возродить и развить растерзанную войнами страну, мечом и мудростью завоевать славу в широком мире и уважение своих подданных. В конце жизни он потерпел трагическое поражение и закономерно стал культовым героем романтической эпохи.

Несмотря на то, что в жизни гетмана и так хватало невероятных, сногсшибательных зигзагов, взлетов и падений, его биографию еще и украсили красочными выдумками.

Мазепа Байрона

Именно в поэме лорда Байрона «Мазепа» едва ли не центральной стала фантастическая любовная история, которую запустил в оборот недоброжелатель Мазепы при дворе польского короля.

Эта притча потом путешествовала из сюжета в сюжет, от одного автора к другому. Якобы ревнивый муж, выследив Мазепу на тайном свидании со своей женой, привязал любовника к спине дикого необъезженного коня — и тот помчался по степи на восток, в Украину.

Байрон компонует свою поэму как рассказ самого героя об этом событии шведскому королю Карлу ХІІ в лагере после полтавской битвы и акцентирует мотив его величественной мести: «Старый безумец! Он мне // Проложил дорогу к престолу».

Далее легенда разворачивается в согласии с романтическими идеалами и представлениями. Обреченного спасает юная красавица, его питает сила родной земли. (Ведь романтики в начале позапрошлого века преподносят национальную идею, прославляют порыв к свободе и права исключительной личности. Украинские реалии давали много материала для таких интерпретаций).

Image caption Иван Мазепа на купюре в 10 гривен. Некоторые эксперты сомневаются, что это портрет именно Мазепы

Жажда мести сто крат приумножает силы — и красивый искатель любовных приключений становится в конце концов большим правителем.

В XVIII веке Украина особенно интересовала западных художников, дипломатов и политиков. Тогда появилось много описаний путешественников, агентурных информаций, исторических исследований и художественных текстов.

Казацкое государство воспринималось как «врата Европы», пограничье, бастион свободы в борьбе с московской тиранией. Украинская доблесть должна была воодушевить оскудевшие идеалы «старого» континента.

  • В финале поэмы Байрона саркастически противопоставлены безупречный в своем героизме, неутомимый и несокрушимый старый гетман — и неспособный к отчаянной борьбе молодой шведский король.
  • Невероятные воспоминания Мазепы, его рассказ об авантюрных приключениях и безумном противостоянии злой, неблагоприятной судьбе — все это уже не может захватить уставшего и изможденного Карла.
  • Рассказчик не услышал никакого ответа от своего слушателя — «Король потому что спал уже с час».
  • Понимание между слишком сосредоточенным на себе самом Западом и Украиной, оказавшейся в роли падчерицы истории, хотя и защищавшей как раз универсальные европейские ценности, достигалось не слишком хорошо.
  • И в этом смысле реакция Карла XII на услышанное конечно же была для Байрона метафорой равнодушия, досадного безразличия и апатии западного мира.

Мазепа Пушикина

Историю всегда пишут победители, они ставят памятники и чеканят мемориальные доски. А вот побежденным никогда не позволяют говорить об их прошлом.

Поэтому и о гетмане Мазепе мы на протяжении нескольких веков знали только из российской подачи.

После вооруженного поражения гетман был заклеймен как подлый предатель и отлучен от церкви. Анафемы Мазепе звучали в тех же храмах, которые он же, щедрый меценат, и построил, пожертвовав собственные средства.

Больше всего для поношения Мазепы сделал, конечно же, Александр Пушкин, выдающийся русский поэт и, возможно, не менее славный победитель в тогдашней имперской «гибридной» войне.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Восстановлена крепость Ивана Мазепы в Батурине

Поэма Байрона ему не понравилась, он сетовал на то, что в ней не найти правды о событиях. И взялся сам старательно фальсифицировать биографию Мазепы.

Пушкин в «Полтаве» также обращается к любовной истории — на этот раз другой, реальной. Это сюжет о любви юной Мотри Кочубеевны и немолодого уже гетмана.

Автор поэмы меняет даты, придумывает события, противоречащие задокументированным, искажает известные факты.

Все для того, чтобы представить украинской государя адским преступником. Он-де «предал» российского суверена, — того самого, который нарушил подписанные соглашения и лишил Украину гарантированных ими свобод.

Мазепа будто бы еще и обесчестил свою крестницу Матрену: если бы это было правдой — грех действительно непростительный.

Верноподданный русский поэт взамен преподносит Кочубея: вспомним знаменитые строки о доставленном из Полтавы в Петербург «доносе» на гетмана. В свое время Михаил Драгоманов любил при случае напоминать, что «Полтава» — единственное в европейской литературе произведение, где превозносятся донос и клевета.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Фоторепродукция гравюры «Иван Мазепа» (художник И. Бернигерот, первая половина 18 в.)

Разница между французскими или английскими оценкам Мазепы — и, с другой стороны, российскими приговорами служит здесь еще одним выразительным маркером цивилизационного разрыва и непримиримого противостояния, знаком принадлежности того или иного автора к разным мирам и различным ценностным системам.

Пушкин в полной мере воспользовался своим правом распорядиться прошлым и переписать историю «под себя». Забыли, мол, Мазепу, не сыскать его могилы, зато — «лишь ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе».

Ответ Шевченко

Впрочем, история — дама ироничная. Пушкин пишет «Полтаву» и провозглашает гибель украинского слова как раз тогда, когда украинское культурное возрождение быстро набирает силу, когда возникает движение, деятели которого назывались теми же мазепинцами.

И когда громко зазвучали голоса, оппонировавшие имперским приговорам. Тарас Шевченко прямо отвечает автору «Полтавы», назвав петербургского «медного всадника» узурпатором и палачом своего Отечества.

Image caption Староакадемический корпус «Киево-Могилянской академии», построенный Иваном Мазепой. Памятник сохранился, и сейчас изображен на купюре 500 гривен

Знаменитое «Це той п е р в и й, що розпинав // Нашу Україну» — одна из самых острых реплик в многолетней борьбе за национальную культурную память.

С украинской точки зрения, «герой Полтавы» не заслуживает посмертной славы. А под знаком Мазепы как раз и произошло формирование национального сознания.

Копірайт зображення UNIAN Image caption Памятник Ивану Мазепе в Чернигове

  1. И построенные гетманом-меценатом церкви отчасти уцелели, хоть их и усердно уничтожали потомки царя Петра.
  2. Остались стоять на площадях наших городов живыми молчаливыми свидетелями, хранителями запечатленных в камне напоминаний о величии того прошлого, которое все же не смогли отобрать у побежденных.
  3. Поэтому памятник, который поставил себе Иван Мазепа, оказался таки прочным и неподдающимся разрушительным ветрам.
  4. Следите за нашими новостями в

Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/blog-history-russian-47624734

Иван Мазепа и Петр I: к реставрации знаний об украинском гетмане и его окружении (День, Украина)

1. Хазарский миф против империи

Для профессиональных историков и граждан Украины очень интересным продолжает оставаться вопрос перехода Ивана Мазепы на сторону Карла XII. Почему Иван Мазепа и его окружение поступили в 1708 г. так, а не иначе? То есть на заре XXI в. украинцев начинают интересовать не оценочные суждения о людях прошлого, а сами исторические фигуры. С одной стороны, люди Гетманщины XVIII в.

были другими, по сравнению с нами. Они иначе воспринимали мир, материальные и духовные ценности. Мотивация их поступков и аргументация их действий также не была похожа на нашу.

С другой стороны — Иван Мазепа, Пилип Орлик, Дмитрий Горленко, Даниил Апостол, Павел Полуботок и многие другие представители казацкой элиты были похожи на современных людей с их амбициями, чувствами и страстями.

Для историков мотивация действий значительной части украинской элиты в 1708 — 1709 гг. заключается в своеобразной политической культуре обществ Центральной Европы. Главным термином этой культуры были «вольности». Вольности для людей Центральной Европы XVIII в.

были выражением их земной жизни, поэтому в документах они также фиксировались другими понятиями, а именно: «права», «свободы», «привилегии». В реальной жизни вольности Центральноевропейских обществ давали элите богатство, власть и статус. Поскольку вольности были смыслом земной жизни, элиты за них были готовы платить жизнью.

Именно это и произошло на рубеже XVII — XVIII вв., когда Центрально-Восточная Европа на десятилетие окунулась в стихию войн.

Во время этого «генерального кризиса» вольности центральноевропейских элит были поставлены под сомнение, поэтому их защищали во всех без исключения странах Центральной Европы. Кроме всем известного восстания Ивана Мазепы, в Ливонии Йохан Рейнхольд фон Паткул в 1699 г.

договорился с польским королем Августом о переходе его родины под протекцию саксонского курфюрста в обмен на защиту вольностей Лифляндии, правитель Молдовы Дмитрий Кантемир в 1711 г. подписал соглашение с Петром I о подданстве своей родины Московскому государству ради защиты традиционных вольностей.

Подобные случаи произошли с трансильванским князем Ференцем Ракоци, бранденбургским кюрфюрстом Фридрихом I и польским королем Станиславом Лещинским.

Украинская казацкая верхушка, речпосполитская и венгерская шляхты, молдавские бояре, ливонские бароны осознавали себя народом- политической нацией, от которой зависела жизнь их родины.

Они в своих представлениях и идеях «заботились» о вольности «поспильства» — правах крестьян и мещан. Интересно, что простой народ, по историческим свидетельствам, в значительной степени также это признавал.

В таких условиях казацкие интеллектуалы оправдывали пером вольности своего народа, то есть право своей родины на самобытное развитие.

Следствием интеллектуальной защиты украинской государственности стала идея происхождения казачества «от хазар». Автора этой идеи трудно найти по историческим свидетельствам прошлого.

Хазарская идея использовалась в произведениях Григория Грабянки (и авторов рукописей, которые он использовал), Пилипа Орлика и Самийла Величка. Хазарский миф стал украинским отзвуком распространенной в Речи Посполитой шляхетской сарматской идеи.

Самийло Величко был одним из первых, кто объединил сарматскую и хазарскую легенды и отождествил «казацкий народ» с «сарматской шляхтой» Речи Посполитой.

По «Летописи Гадяцкого полковника Григория Грабянки» «народ малороссийский, прозванный казаками, имеет очень древнее происхождение от скифского рода… от хазар…» Согласно хазарской версии корней казацкой истории «народ славенский или хазары, сначала будучи страшилищем для народов запада и востока, севера и юга, в ничто превратились после войны с французами. Остались только те хазары, которые издавна проживали над Черным морем… И хотя количественно это племя и уменьшилось, однако мужество их не оскудело… память о половцах и печенегах совсем пропала, а у хазар малорусские вои мало что изменили: изменили название, вместо хазар казаками именуются».

С конца XVII в. представители казацкой верхушки говорили о «казацкой нации» подобно «шляхте-нации», которая наследовала землю от древних правителей, а в Конституции Пилипа Орлика (1710 г.

) предки казаков — хазары изображены подобно польским предкам — сарматам.

Заимствование мифа польского сарматизма очевидно указывает, что украинская верхушка была склонна к достижению подобного общественно-политического положения, элита довольствовалась польская шляхта.

Важно, что создание исторического мифа было естественным для того времени. Самийло Величко часто цитировал документы из выдуманного диариуша воображаемого писаря Богдана Хмельницкого.

«Летопись Григория Грабянки» выстраивала происхождение казачества через подобие слов «казаки» и «хазары» и тому подобное.

История в то время «объявляет намъ всем, что въ свете памяти достойного до насъ происходило», а казацкие интеллектуалы придирчиво не относились к реальным историческим фактам.

ИноСМИ20.06.2019День16.04.2019День20.03.2013

По хазарской терминологии Украина воспринималась как что-то отдельное от Московского государства. Древние казаки назывались хазарами, которые не имели этнического, политического, культурного и религиозного сходства с Московским государством.

Читайте также:  Скопцы: что стало с капиталом самой богатой секты в россии

Тогдашняя Украина, как и Беларусь, в части исторических источников воспринималась как «часть древней Европейской Сарматии». Эти представления и идеи принадлежали к центрально-европейскому восприятию общественной жизни, которая в то время была достаточно светской.

Поэтому хазарский миф противоречил этногенетической и религиозной легенде, созданной сторонниками малороссийской идеи, по которой восточные славяне были потомками шестого сына Иафета.

Кроме того, хазарский миф секуляризировал генеалогию казачества и разорвал религиозную связь между Гетманщиной и Москвой.

Хазарский миф остался в истории попыткой интеллектуального обоснования самобытности Украины раннего нового времени. В последующие десятилетия XVIII ст.

он почти забыт, хотя и вспоминается в «Разговоре Семена Дивовича», списках «Летописи Грабянки».

Этот миф был идеологической основой борьбы украинской элиты против Российской империи, которая по своеобразной логике развертывалась очень стремительно.

2. «Вольности» против «общего блага»

История восприятия Ивана Мазепы неразрывно связана с историей развития украинского национального сознания. Знаковой особенностью украинской истории стало то, что ранненациональный украинский миф строился в те времена, когда принято было замалчивать гетманство Мазепы, а историческая память новой украинской нации видит в нем определяющую фигуру национальной памяти.

День09.07.2010День17.11.2008День17.10.2008

Чтобы иметь право оценивать поступок Ивана Мазепы в 1708 г., необходимо знать, какими были представители власти XVIII века в Центральной Европе. Это важно, поскольку тогдашняя христианская Европа четко поделилась на Западную, Центральную и Восточную.

В каждом из этих регионов господствовала определенная политическая культура, которая позволяла делать людям определенные поступки (или выносила их за пределы здравого смысла). Например, в таких странах Центральной Европы, как Речь Посполитая, Ливония, Молдова, Украина-Гетманщина, люди, которые имели власть, думали, разговаривали и действовали в пределах «вольностей».

«Вольность» была заменителем современных законов, политической культуры и даже самих отношений в государстве. В Восточной Европе — тогдашней России, со времен Петра I высшие представители власти представляли политику «общей пользы» — «всеобщего блага». Реформы Петра I были в значительной степени навязыванием «общей пользы» как русским, так и украинцам.

Это не нравилось как первым, так и вторым, и они сопротивлялись власти, в том числе и при помощи оружия. Однако выступление Мазепы против Петра восприняли как измену Российскому государству.

В тогдашних источниках поступок Мазепы называли «измена Мазепы», а сам украинско-шведский союз как «несчастливый шведский год».

Как относились к подобным поступкам в странах Центральной Европы? Как мы уже упоминали, подобные поступки случались в то время во всех странах региона.

Какой была их мотивация, ради чего рисковали жизнью? «Вольности» были смыслом земной жизни, поэтому за них были готовы платить жизнью. Для понимания вольностей центральноевропейских обществ необходимо рассмотреть три самые главные их составляющие: богатство, власть и статус.

Богатство. В XVIII веке в экономическом отношении Гетманщина вошла как периферия ранней европейской экономики.

Успешному развитию Украины содействовало ее расположение на пересечении торговых путей между Восточной Европой, мусульманским миром и Центральноевропейскими странами.

Конец XVII и начало XVIII веков стали временем хозяйственного развития и увеличения внешнеторгового оборота. Именно экономическое могущество украинской элиты придало ей политической значимости в собственных глазах.

Поэтому господствующее экономическое положение элиты перетекало в реальную власть в обществе, которая закреплялась созданием «хазарской» идеологии. По этой идеологии, казачество — потомки древних хазар.

Эта идея украинской элиты давала ей полное право хозяйничать в собственной стране.

Реальное и воображаемое ограничение вольностей (в первую очередь — экономических) казацкой элиты русской центральной властью привело к выступлению 1708 — 1709 гг.

Власть. После этого, на рубеже XVII — XVIII веков, для казацкой элиты и ее гетмана самым главным заданием стало сохранение традиционного для них хозяйственного и общественно-политического уклада.

Это было возможным при условии дальнейшего усиления власти Ивана Мазепы и его сторонников среди казацкой верхушки. Однако этому помешали действия «покровителя» украинского государства.

Петровские реформы были в значительной степени непонятны даже такому образованному человеку как Иван Мазепа, а тем более казацкой верхушке.

Они жили представлениями и идеями Центральной Европы и любые изменения политической жизни были для них ограничением (или лишением) их власти. Поэтому украинская элита была готова рисковать своей установившейся жизнью, поскольку эту жизнь на их глазах менял их протектор.

Один из лидеров казацкой элиты — Василий Кочубей написал донос Петру I с целью приведения к власти нового гетмана, который бы тщательнее защищал украинскую автономию. Мазепа в такой сложной политической ситуации взял инициативу в свои руки, но потерпел поражение.

Важно, что в те запутанные времена военного противостояния в Центрально-Восточной Европе представители Гетманщины брали пример со своих коллег из Ливонии, Венгрии и Речи Посполитой и стали образцом наследования для бояр Молдовы.

Статус. Украинская элита свои земли и власть превращала в качественно новый статус в пределах казацкого общества. Во времена Ивана Мазепы новая элита получила официальное название «Значне вiйськове товариство». Все значительные военные товарищи были занесены в реестр.

Представители значительного военного общества приобщались к власти следующим образом: «товарищ» выполнял различные обязанности (курьерская служба, суд и тому подобное), а когда занимал военную или административную должность, его вычеркивали из списка.

Таким образом, существовал слой приобщенных к власти людей, на который опиралась гетманская администрация.

В дальнейшем «Значне вiйськове товариство» превратилось в иерархическую трехуровневую структуру. За представителями наиболее зажиточных и самых влиятельных семей Гетманщины закрепилось название «бунчуковi товаришi». Они подчинялись непосредственно гетману и не подчинялись местной администрации.

Подавляющее большинство наиболее высокопоставленных служащих (главный старшина, полковники, полковой старшина) получали свои должности из рядов бунчуковых товарищей. На средней ступени иерархии находились «военные товарищи», подчиняющиеся Главной военной канцелярии. Сотников и канцелярских чиновников набирали среди военных товарищей.

Наиболее численную ступень составляли «значковi товаришi», которые подчинялись власти полковника.

Следовательно, подытоживая, можно отметить, что именно защита традиционных, исконных «вольностей» казацких и столкновение их сторонников с концепцией «общего блага» Петра I были движущей силой большинства конфликтов украинской истории начала XVIII века. Именно здесь следует искать ключи к многим трагедиям той эпохи.

Василий Кононенко, аспирант Института истории НАН Украины.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Источник: https://inosmi.ru/world/20081128/245700.html

Нетрадиционная сексуальная ориентация гетмана Мазепы

Category:

Президент Украины Петр ПОРОШЕНКО недавно открыл в Полтаве памятник Ивану МАЗЕПЕ, чье имя давно стало символом предательства. Считается, что монумент установили без повода. Однако это не так. Буквально накануне в Польше вышел исторический труд, где доказывалась нетрадиционность мазепинской сексуальности. А иметь среди своих предков гетмана-гея для нынешней Украины большая радость. Можно сказать, повод для национальной гордости.

Юность Ивана Мазепы прошла в польской иезуитской коллегии, ученики которой славились особыми отношениями как между собой, так и с наставниками. В закрытых церковных школах того времени содомия считалась грехом неизбежным и потому позволительным.

Получив образование, Ваня по иезуитской протекции пристроился пажом к королю Яну II Казимиру. Уже через год тонкий, хрупкий блондин стал видным вельможей и получил должность «покоевого» казачка. Обязанности у Мазепы были довольно простые — следить, чтобы бездетный шалунишка король засыпал и просыпался в хорошем настроении.

— Сохранились записи, где указано, что над Мазепой при дворе потешались, — говорит историк Ерджей Заремба. — Принято объяснять это его православным исповеданием, но причина здесь другая — его связь с королем.

Ян II Казимир так увлекся придворным, что совсем забыл о государственных обязанностях и под давлением шляхты был вынужден отречься в 1668 году от польского трона.

В то же время Мазепа женился на богатой вдове Ганне Фридрикевич, много старше его. Ни о какой любви, а тем более о сексе речи не идет. Зато брак способствовал карьере. Тесть помог Мазепе попасть в ближний круг правобережного гетмана Петра Дорошенко.

Летом 1674 года Мазепа возглавил отряд татар и казаков Дорошенко, что вез в Крым письмо и 15 пленных малороссов с Левобережья в подарок хану. Шляхта, как борзых щенков, любила дарить татарским союзникам украинцев. Но отряд Мазепы попал в засаду запорожцев.

Вместо того чтобы казнить, казаки переправили его лояльному России левобережному гетману Самойловичу. Мазепа присягнул на верность недавнему недругу и быстро дослужился до высоких чинов, попутно интригуя против своего нового покровителя перед Москвой.

Мазепа обещал выполнить любые требования метрополии, лишь бы его выбрали гетманом вместо Самойловича.

Благоприятному решению способствовали взятка и протекция все тех же иезуитов перед князем Василием Голицыным. Во время регентства царевны Софьи он был фактическим главой Русского государства и покровительствовал латинянам. Не лишними оказались и 16 000 рублей золотом, три пуда серебряной посуды и три турецких коня с убором.

Расходы отбивались с лихвой. Гетман Малороссии Мазепа за 20 лет стал одним из богатейших людей своего времени, владельцем 19 654 дворов на Украине и 4117 дворов на юге России.

Петр I, испытывая к новому «птенцу гнезда своего» глубокую личную симпатию и искреннее доверие, буквально осыпал его наградами.Пятикилограммовый серебряный орден Иуды был изготовлен в единственном экземпляре по приказу ПЕТРА І для награждения подло сбежавшего к КАРЛУ XII гетмана МАЗЕПЫ

Придуманная любовь

Первая дама сердца появилась в жизни Мазепы осенью 1704 года, когда 65-летний гетман находился на вершине своего могущества. В голову ему пришла шальная мысль о потомстве. Хочешь не хочешь, а наследника оставлять надо. Да и казаки недоумевают: бабы — дуры, оно понятно, но почему гетман так и не смог ни одну из них обрюхатить — вот задачка.

Выбор пал на соседку в Батурине Мотрю, дочь генерального судьи Войска Запорожского Василия Кочубея. Мазепа начал писать ей эротические письма: «Поклон мой отдаю Вашей милости… А за тем целую уста коралловые, ручки беленькие и все членики тельца твоего беленького, моя дорого любимая».

Когда по настоянию Мотри гетман заслал сватов, родители невесты воспротивились. Любовь Кочубей интуитивно почувствовала в Мазепе голубые флюиды и сделала все, чтобы не отдать ему дочь. Кроме того, Мотря была крестницей Ивана Степановича и по церковным канонам они не имели права пожениться. Возможно, именно на это подсознательно и надеялся сам жених — изобразить несчастную любовь, не более.

Все завершилось тем, что в один из вечеров девушка удрала к гетману, а он, не сумев воспользоваться ее доверием, отослал нетронутую Мотрю назад к родителям. Случай по тем временам невероятный.

Будь его страсть настоящей, гетману ничего не стоило бы оставить девушку у себя вопреки родительской воле. Дальнейшие события это доказали. Мазепа, стараясь скрыть свой позор, обвинил в измене и казнил отца Мотри, а мать ее заключил под стражу.

Саму же девушку он вроде бы разлюбил.Бедная Мотря

Собачья смерть

Вот такой человек в тяжелый для России период предал Петра I и заключил договор с польским королем Станиславом Лещинским, вассалом Карла ХII. Согласно этому акту, вся Малороссия с Киевом, Северщина с Черниговом и Смоленск отошли к Польше. Мазепа же становился властителем Полоцкого и Витебского воеводств с титулом князя.

Планам не суждено было сбыться. Русские войска разгромили шведов, а Карл XII и Мазепа бежали в Турцию.

Петр I пытался выкупить бывшего приятеля, но гетман оказался богаче царя и откупился у султана. Более того, после смерти Мазепы в Бендерах при нем нашли сундук драгоценностей и 100 тысяч червонцев, то есть примерно $1 миллиард наличными по сегодняшнему курсу.

Так получилось, что в последний путь Ивана Мазепу проводил любимый бухгалтер — еврей Григорий Герцик.

Он через несколько дней после похорон отрыл Мазепу и тайно перевез останки гетмана на свою родину, в румынский город Галац, чье название происходит от греческого «галазион» — «голубой», где их захоронили в соборе Святого Юрия.

Впоследствии кости предателя выбрасывали из могилы несколько раз. Мародеры искали сокровища гетмана. В конечном итоге прах затерялся. Источник

Источник: https://vitalidrobishev.livejournal.com/5984799.html

Мазепа: анатомия предательства

Густав Олаф фон Седерстрьом. «Карл XII и гетман Мазепа после Полтавской битвы»

Одни предавали ради денег, другие – чтобы ощутить себя хозяином жизни и смерти жалких людишек, копошащихся под ногами. Всегда, во все времена и у всех народов предательство считалось одним из тяжких преступлений.

В свое время гетман Иван Мазепа был предан анафеме как предатель интересов русского и украинского народов, объявлен вместилищем всех человеческих пороков.

И ЛЬСТИЛ, И УНИЖАЛСЯ

Славят предателя субъекты вполне определенного сорта. В конце XIX века Мазепу поднимали на щит окопавшиеся в Австро-Венгрии «украинствующие» – галицийские ультранационалисты. А в ХХ веке он стал знаменем всех русофобов как на территории самой Украины, так и в украинской диаспоре.

Малоизвестный факт: настоящая фамилия рода Мазепы – Колединские, они литовские поляки. Предки гетмана получили землю в XVI веке в районе Белой Церкви от польского короля.

Мазепа – это прозвище, данное предку гетмана на Белоцерковщине Мыколе Колединському, который получил в 1572 году «привілей» короля Жигмонта II Авґуста хутор Каменец (получивший позднее название Мазепинцы, в пойме реке Рось.– Прим. авт.

), на данном праве «з обязательным отбыванием службы военной при пану старосте Белоцерковском или его намеснике». И настоящее имя предателя – Ян, а не Иван. Родился, что правдоподобно, 20 марта 1639 года на хуторе Каменец.

Множество историков посвятили свои работы изучению личности гетмана и среди них Николай Костомаров. Работы его современными исследователями признаны устаревшими и зачастую изобилующими неточностями, но с оценкой, которую Николай Иванович дал в своей книге «Мазепа» (1882 г.

), трудно не согласиться: «В нравственных правилах Ивана Степановича смолоду укоренилась черта, что он, замечая упадок той силы, на которую прежде опирался, не затруднялся никакими ощущениями и побуждениями, чтобы не содействовать вреду падающей прежде благодетельной для него силы. Измена своим благодетелям не раз уже выказывалась в его жизни.

Так он изменил Польше, перешедши к заклятому ее врагу Дорошенку; так он покинул Дорошенка, как только увидал, что власть его колеблется; так, и еще беззастенчивее, поступил он с Самойловичем, пригревшим его и поднявшим его на высоту старшинского звания. Так же поступал он теперь со своим величайшим благодетелем, перед которым еще недавно льстил и унижался».

Читайте также:  Когда жуков перестал носить усы, как у гитлера

Величайший благодетель – это, понятно, царь Петр I. К его отношениям с Мазепой мы еще вернемся.

В свое время Мазепа за предательство был предан анафеме, объявлен вместилищем всех человеческих пороков. Поделом!

Поль Деларош. «Портрет Петра I»

КАК ЭТО БЫЛО

Интересно, однако, что само действо по преданию анафеме почти не освещено. Наиболее полное его изложение мы находим в книге Георгия Кониского «Исторія Русовъ, или Малой Россіи» (М., 1846). Ниже все данные приводятся по этой интереснейшей книге.

История Мазепы – это перманентный путь предательства. Жажда власти делала свое дело.

В 1687 году Россия предпринимает решительный поход против Крыма. «Главным военачальником был определен князь Василий Голицын, любимец царевны Софьи Алексеевны, принявшей в это время кормило правления в свои руки. 120,000 великороссиян и 60,000 козаков подъ началом гетмана Самойловича».

Военный поход провалился, поскольку татары выжгли перед наступающими всю степь, лишив тем самым лошадей и скот кормов. В результате Голицын и Самойлович потеряли всех лошадей и скот, а также много людей от голода и жажды.

По доносу, организованному генеральным есаулом Иваном Степановичем Мазепой, в провале военной кампании обвинили Самойловича, которого с младшим сыном Яковом схватили ночью в местечке Коломак, в церкви, и отправили в Сибирь.

А другим двум сыновьям полковникам Стародубскому и Нежинскому Семену и Григорию были отрублены головы в Путивле. А ведь Мазепа был воспитателем детей Самойловича, к тому же «был его любимецем, облагодетельствованный им».

Главной причиной несчастья Самойловича был генеральный есаул Иван Мазепа, который всеми способами стремился стать гетманом и для этого использовал все доступные и недоступные способы: подкуп казацкой старшины и российского министра. Таким образом в результате переворота Мазепа устранил главного покровителя и добродетеля.

25 июля 1687 года на реке Коломане собралась Рада, на которой «вольными голосами малороссийских козаков и генеральской старшины» был выбран гетманом Мазепа. Его избранию сильно способствовал Василий Голицын. Иван Степанович немедленно отблагодарил князя, дав ему 10 тысяч рублей, изъятых у Самойловича.

Очищая путь к измене, Мазепа удалял и истреблял тех, кто мог бы воспрепятствовать ему; поэтому отправил он в 1706 г. вопреки всем воинским правилам Миклашевского в Несвиж, а Мировича, полковника Переяславського – в Ляховичи, приказывая сражаться им с целыми корпусами шведов и поляков: первый из них был убит, а последний взят в плен и отослан в Стокгольм, где и умер.

Вот что пишет Г. Кониский: «Государь въ НоябрЂ мЂсяцЂ того же 1708 года, собравъ въ городъ Глуховъ Чиновъ и Козаковъ Малоросійскихъ, которые въ разсужденіи военныхъ замЂшательствъ собраться только могли, велЂлъ имъ произвесть выборъ на Гетмана вольными голосами и по ихъ правамъ и заведеніямъ.

Чины и Козаки объявили на то Государю, что они не иначе должны приступить къ выбору Гетмана, какъ подписавши первЂе приговоръ отъ лица всея націи, что выборъ тоть производится съ утвержденіемъ Гетману всЂхъ правъ его, преимуществъ и прерогативъ, вольность народа и права его обезпечивающихъ, и просили при томъ Государя завЂрить ихъ о томъ своею грамотою.

Государь увЂрилъ собраніе клятвенно, что онъ всЂ права Гетманскія, войсковыя и народныя и бывшія на то договорныя статьи, подтвердитъ непремЂнно, по прошествіи нынЂшнихъ военныхъ замЂшательствъ и неудобствъ.

По чему, въ присутствіи Государя и его Министровъ, 7 Ноября, выбрали въ Гетманы Полковника Стародубскаго, бывшаго послЂ Маклашевскаго, Ивана Ильича Скоропадскаго, который тогда же отъ Государя и утвержденъ, и ему вручены клейноды войсковые и національные, Гетманское достоинство значущіе, т. е., булава, бунчукъ и печать, а отъ Государя особенно пожаловано знамя Государственное, изображающее двуглаваго орла съ регаліями Царственными.

По окончаніи краткихъ торжествъ выбора и утвержденія Гетманскаго, открылось тамъ же, въ ГлуховЂ, новое явленіе, до того еще въ Малоросіи не бывалое, явленіе страшное, названное сопутницею МазепЂ въ адъ.

Многочисленное духовенство Малоросійское и, ближайшее къ граяицамъ здЂшнимъ, Великоросійское, нарочито собранное въ Глуховъ, подъ начальствомъ и инспекторствомъ извЂстнаго Епископа, Феофана Прокоповича, и составившее, изъ себя, такъ названный, помЂстный соборъ, въ 9-й день того жь Ноября, предало Мазепу вЂчному проклятію или ана?емЂ.

Мрачное торжество сіе совершалось въ каменной Николаевской церкви, въ присутствіи Государя и при многочисленномъ собраніи чиновниковъ и народа. Духовенство и клирики были въ черномъ одЂяніи, и всЂ со свЂщами чернаго цвЂту. Портреть Мазепы, висЂвшій до того среди города на шибеницЂ, влеченъ былъ по городу палачами и втянутъ внутрь церкви.

Духовенство, окружа его, прочитывало и воспЂвало нЂкоторые псалмы изъ Священнаго Писанія, потомъ, провозгласивь и нЂсколько повторивъ: «Да будетъ такой-то Мазепа проклятъ!» оборотило на портреть его возженныя свЂчи, а клирики, повторяя то же самое пЂніемъ, оборачивали и они свЂчи свои ничкомъ.

Начальствующій Епископъ ударилъ при томъ концемъ жезла своего въ грудь портрета, со изреченіемъ: «Ана?ема!». И тогда повлекли обратно портретъ изъ церкви и пЂли сей стихъ церковный: «Днесь Іуда оставляеть учителя и пріемлеть діавола,» и тЂмъ обрядъ тоть кончился».

Здесь же в Глухове состоялось добровольное возвращение некоторых малороcсийских старшин от Мазепы и принятие их Петром I, предоставившим им прежние места и должности: Апостола, Сулимы, Горленка, Максимовича, Ломиковскаго, Гамалии, Кандыбы, Бутовича и прочих, и предание страшной пытке и казням в местечке Лебедин (ныне Сумской области) тех, кто подозревался в усердии к Мазепе и кои не явились на выбор гетмана.

КОНЕЦ БЕССЛАВНОЙ ЖИЗНИ

Как утверждают некоторые исследователи, предание анафеме Мазепы наложило отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

После Полтавской битвы Иван Мазепа с трудом избежал плена (Петр I cобирался посадить его на кол), вместе с королем Карлом укрылся в Бендерах, но прожил недолго. Иван Мазепа скончался 22 августа 1709 года.

Его похоронили в селе Варница, которое сегодня является одним из районов города Бендеры, но затем гроб выкопали и отправили в Яссы.

Итак, престарелый гетман умер в безвестности. Но вскоре рождаются мифы о величайшем злодее и беззаветном украинском патриоте, который вместе с лучшими представителями цивилизованной Европы боролся против агрессии Москвы. Но как известно, нигде не упоминается, что Мазепа был 20 лет на службе у Петра I.

Ни до него, ни после никто не занимал этот пост так долго. Как удалось ему столько лет удерживать булаву? Ключевую роль сыграл 1689-й, когда царевну Софью и ее фаворита Василия Голицына отстранили от власти и Петр I фактически стал единовластным государем.

Мазепа вовремя сориентировался и отправился в Троице-Сергиеву лавру к царю Петру, который тоже не устоял перед чарами малороссийского гетмана.

Когда вопрос власти был решен в пользу будущего императора Петра Великого, Мазепа, чтобы окончательно откреститься от Голицына, подал царю челобитную, где написал, что во время отрешения от власти Самойловича Голицын содрал с его преемника громадную взятку.

Кто же был Иван Мазепа? «Покоевым шляхтичем» польского короля Яна-Казимира – раз. Ротмистром надворной хоругви правобережного гетмана Дорошенко, союзника Турции и врага Польши, – два. Генеральным есаулом при левобережном гетмане Самойловиче, враге Дорошенко и вассале Москвы, – три.

Гетманом Войска запорожского его царского величества – четыре. Доносчиком на Палия, что тот сносится с панами Любомирскими и хочет поступить на службу к шведскому королю Карлу XII, – пять. Союзником короля Швеции Карла XII, врага его царского величества, – шесть.

Перед нами интриган, а не герой.

«За веру и верность» – это девиз ордена Святого апостола Андрея Первозванного, высшей награды Российской империи с 1698 по 1917 год.

8 февраля 1700 года Мазепа вторым после Ф. А.

Головина во время поездки в Москву получил лично от Петра только что учрежденный орден Андрея Первозванного, опередив таким образом в списке кавалеров этой самой почетной награды России даже самого царя и А. Д.

Меншикова. В указе было сказано: «За многие его в воинских трудах знатные и усердно радетельные верные службы… чрез 13 лет». Награды и милости только этим не ограничились.

А сам царь надел Андреевскую ленту лишь в 1703-м, после того как под его командованием были взяты в плен два шведских боевых корабля в устье реки Невы. В списке кавалеров ордена Святого Андрея Первозванного Петр I значился только под шестым номером.

ПРЕДАВАЛ ВСЕХ, КОМУ СЛУЖИЛ И ПРИСЯГАЛ

Как видим, Иван Мазепа был награжден за верность царю и Российскому государству. Однако мы не можем забыть о наемных сердюцких полках, которые по приказу Мазепы жестоко подавляли наименьшие проявления недовольства украинского народа.

И конечно, уж никак нельзя обойти факт образования при Мазепе прослойки «гетманских дворян» – привилегированной группы из верхушки зажиточного казачества, куда попадали не благодаря умственным или другим способностям, а исходя из веса кошелька.

А мог ли поступать иначе один из крупнейших феодалов-землевладельцев, который еще недавно был средним украинским шляхтичем? Стоит напомнить, что фастовского полковника Семена Палия Мазепа обвинил в измене царю и последний отправил народного героя в сибирскую ссылку.

Только после того как Мазепа оказался в лагере Карла XII, Петр вернул Палия из Сибири на Украину и он принял участие в Полтавской битве, вскоре после которой и умер.

Ни один историк, упоминавший Мазепу в своих трудах как до, так и после Г. Кониского, не отозвался о нем положительно. А ведь реально гетман Мазепа прославился в основном интригами в борьбе за власть, не гнушаясь ничем: ни предательствами, ни убийствами, ни доносами. Причем предал всех, кому он служил и присягал на верность.

В древности все народы относились к предателям одинаково: их тут же убивали. Даже если это были царские дочери, которые из-за любви к неприятельскому вождю ночью тайком открывали для его войска ворота города. Мудрость древних заключалась в следующем: «Предавший раз, предаст снова».

Можно привести еще множество примеров, но сегодня мы должны понять, что личные симпатии отдельных политиков, пусть даже и высокопоставленных, к тем или иным историческим персонажам должны служить не руководством к действию, а скорее предостережением, что нельзя перелицовывать историю в угоду собственным амбициям и интересам. К сожалению, этого на Украине не случилось. Поэтому верно замечание историка Ксении Мяло: «Прославление сегодня на Украине Мазепы объясняется не только его союзом с геополитическим противником России Карлом ХII, но и апофеозом в период гетманства «латино-могилянской школы».

Сегодня можно утверждать, что отсутствие именно подлинно украинского проекта обеспечило полное господство галицийских идей на мировоззренческом и информационном поле Украины, а это значит переписывание истории под углом зрения многовековой борьбы Украины с имперской угнетательницей Россией.

Мазепинщина как историческая идеология ныне преподается в школах, но при этом никто не говорит, что в свое время из 16 епископов, анафематствовавших Мазепу, 14 были малороссами.

И еще момент. После разгрома фашизма предатели понесли заслуженную кару. Вот, например, маршал Филипп Петен – герой Первой мировой войны. В 83 года он стал командующим французской армией и в 1940 году предал и армию, и свою страну.

После немецкого вторжения он заключил с захватчиками мир и создал на юге Франции дружественное немцам «правительство Виши». Именем Петена нацисты казнили французских патриотов, отправляли евреев в лагеря смерти, вывозили в Германию богатства страны.

Хотя суд над ним завершился смертным приговором, его героическое прошлое было учтено и генералом де Голлем смерть была заменена на пожизненное заключение. Он умер в 1951 году, не дожив пяти лет до столетия.

Свои петены во время оккупации появились во многих странах Европы, но нарицательным стало имя только одного из них – норвежца Видкуна Квислинга. Родившийся в 1887 году в семье сельского пастора, норвежский политик не имел престижа Петена и с начала тридцатых годов был известен своими симпатиями к нацистам.

Когда он стал человеком Германии в Осло, король Хокон находился в Лондоне, где норвежское правительство в изгнании представляло в глазах союзников «истинную Норвегию» и придавало законность национальным движениям сопротивления, сражавшимся против немцев на родине.

Норвежцы дружно ненавидели Квислинга как прислужника нацистов, и в 1945 году он был повешен по приговору суда.

Предательство народ не прощает.

ДУХОВНЫЕ НАСЛЕДНИКИ

К сожалению, новые шаги украинская власть предпринимает и на пути личного прославления Яна Калединского (Мазепы). Указом Виктора Ющенко № 189/2009 от 26 марта 2009 г. учреждено «отличие» президента Украины – крест Ивана Мазепы.

Оно установлено, как говорится в указе, «для отмечания граждан за значительный вклад в возрождение национального культурно-художественного, духовного, архитектурного, военно-исторического наследия, заслуги в государственно-созидательной, дипломатической, гуманистической, научной, просветительской и благотворительной деятельности».

  • Слова красивые, но нетрудно предположить, за какие дела власть будет осчастливливать духовных наследников Мазепы этим «отличием» президента.
  • А тем временем Украина и Россия готовятся отмечать 300-летие Полтавской битвы, состоявшейся 27 июня (по новому стилю – 8 июля) 1709 года.
  • Для некоторых украинцев 300-летие Полтавской битвы может стать поводом для осмысления собственной истории и оценки таких фигур, как гетман Иван Мазепа прежде всего, который погряз в интригах и предательстве и в конце концов бесславно закончил свой жизненный путь в Бендерах.
  • Напомню слова древнегреческого философа Демокрита, который говорил, что при оценке выдающихся личностей «нужно говорить правду», а не «создавать какой-то поэтический миф».

Источник: https://www.vpk-news.ru/articles/1683

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector