Почему на руси пастухов считали колдунами

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Пастухи на Руси были не просто людьми, которые занимались выпасом коров. Их причисляли к тем, кто умел пользоваться колдовской силой, направляя ее на охрану животных. Пастухов считали особыми людьми, а требования к ним при этом предъявлялись очень жесткие. И предпочитали брать на эту должность людей пришлых, из далеких краев.

Как жилось пастухам на Руси

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Художник А.Степанов. Пастух./ territa.ru

Казалось бы, пастухом мог быть любой житель русской деревни, с детства умеющий ухаживать за скотом. Но нет. Издревле повелось нанимать на такую работу жителей других сел и даже губерний. Самые большие шансы занять это место были у неженатых пожилых мужчин, охотно брали сирот. Вот и пасли коров на новгородских полях пастухи из Пскова, а представители вологодчины — в Пермской губернии.

Отношение к выписанному пастуху было внимательным. Новые односельчане-работодатели старались сделать его жизнь проще: работнику предоставляли жилье и хорошо кормили. Делали это поочередно все жители села, чьих коров пастух пас. При этом максимальную часть хлопот брали на себя те крестьяне, у кого было больше всего коров.

Из «своих» в пастухи часто выбирали мужчин, у которых не было земли или которые из-за слабого здоровья не могли работать в поле. Относились к ним не слишком уважительно, но в то же время не отрицали, что пастухи обладают особой магической силой.

Ссориться с пастухом не рекомендовалось, поскольку этим людям приписывалось знакомство с нечистой силой. А кому хочется, чтобы пастух отыгрывался на корове? Нередко пастухи, проводившие большое количество времени на природе и хорошо знавшие ее, становились знахарями.

Как леший пастухам помогал, и что ему за это дарили

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Художник В.Маковский. Пастушки./ regnum.ru

Раньше считалось, что пастухи могут заключать договор с лешим. Чтобы ублажить его, могли дать обещание никогда не собирать лесные ягоды и ни с кем не здороваться за руку. Леший в свою очередь забирался на пастуший посох или кнут, и находился там все время, что пастух работал, всячески помогая.

Договор с лесным духом следовало заключить в период Егорьев день – Покров.

Тут дело не обходилось без ежегодных подарков – пастух дарил лешему четыре куриных яйца, обязательно от черной курочки, на второй год – портянки из сукна, и на третий – самую жирную корову.

Бедное животное отдавалось на растерзание волкам и медведям. А если корова пропала – и тут есть отговорка: это пастух отдал ее лешему, чтобы тот охранял стадо от диких животных.

В течение года лешему надо было преподносить мелкие подарочки, чтобы добиться его расположения, например, хлеб с маслом, Собираясь на работу, пастух брал с собой особые предметы – кусочек бересты, шарик из воска или муки с клочком коровьей шерсти. Некоторые пастухи так доверяли лешему, что просто гнали коров на пастбище и потом спокойно шли домой.

Пастухи – старинный Гринпис, а также строгие правила в одежде и в поведении

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Леший – дух леса и помощник пастуха./ i.sunhome.ru

Понятно, что на пастухах лежала большая ответственность, ведь им отдавали на сохранение одну из главных ценностей. Чтобы со стадом не случилось никаких неприятностей, пастухи использовали в своей работе опыт предшествующих поколений, придерживались строгих правил, которые, согласно старинным поверьям, должны были обезопасить доверенных животных.

Правила эти можно условно разделить на поведенческие и те, которые относились к внешнему виду.

Пастух не обязан был любить природу, но должен был относиться к ней очень бережно. Запреты были весьма строгими и доходили до абсурда. Например, назойливых насекомых нельзя было не то что прихлопнуть, от них даже нельзя было отмахиваться.

Находясь в лесу, пастух не мог собирать ягоды и грибы и ловить рыбу. Сломанная ветка приравнивалась к нанесению вреда лесу и неуважению к силам природы. Были и разумные ограничения – не разрушать муравейники и гнезда птиц, не убивать животных.

Что касается внешнего вида, то и тут все было достаточно строго. Пастуху нельзя было менять длину волос и бороды. Если пришел наниматься на работу с длинной бородой – изволь отращивать ее и дальше. Появился в первый раз коротко остриженным – придется укорачивать волосы постоянно.

Пасти животных нужно было всегда в одной и той же одежде, в той, в которой прошел первый рабочий день. Это объяснялось тем, что животные привыкали к виду и запаху своего хозяина, и в ином обличье могли его не признать, и даже убежать.

Вести себя пастухи должны были скромно. Лазить через заборы, ругаться матом, встревать в драки, пить алкогольные напитки было нельзя. Им также не разрешалось здороваться за руку и вступать в интимные отношения. Некоторые запреты сегодня вызывают недоумение, к примеру, запрет на посещение похорон. Кстати, если в селе кто-то умирал, то пастух не имел право вести стадо по улице.

Кнут, заговоренный пояс, рожок-недотрога и другие волшебные пастушьи аксессуары, которые сжигали в костре

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Пастух, современное фото./ ii1.photocentra.ru

В своей работе пастухи использовали специальный инвентарь, который принадлежал только им. Никто другой не имел права брать его в руки, ведь все предметы проходили процесс заговора. Но и хозяин пользовался ими не так уж долго – всего один сезон, после чего их следовало сжечь на костре.

Итак, что же было у пастуха? Конечно же, кнут, в который следовало аккуратно вплести пучки льна. Их выдавали хозяева коров – по пучку от каждого двора.

На посохе пастуха можно было увидеть насечки – это была своеобразная записная книжка, где указывалось количество вверенных животных.

Существовало поверье, что воткнутый в землю посох после произнесения особого заклинания был способен загипнотизировать коров и заставить их мирно пастись, не пытаясь убежать. Посох был важнейшим атрибутом, и потерять или сломать его боялся каждый пастух.

Музыкальные инструменты – труба или рожок – всегда были при работнике. Только он мог брать их в руки и играть на них.

Чтобы управлять животными и защищать их, пастух использовал ремень или пояс, который предварительно заговаривался. Если пояс был правильным, то дикие животные не видели коров – перед их взором появлялись не упитанные парнокопытные, а большие камни. Чтобы дать коровам немного свободы, достаточно было расслабить пояс, а чтобы собрать стадо обратно, следовало потуже подпоясаться.

.

Источник: https://kulturologia.ru/

Источник: http://nash-mir.uol.ua/ukr/text/14719742/

Колдуны-пастухи — особая профессия на Руси

Пастухом на Руси мог стать далеко не каждый крестьянин. Предпочтение отдавалось пришлым из других деревень неженатым мужчинам в возрасте или сиротам.

Таких работников кормили всем селом и поочередно брали на постой, старались облегчить им быт и не вступать с ними в конфликты. Дело в том, что пастухам приписывались особые магические способности.

Почему на Руси пастухов считали колдунами«На пастбище». А. Степанов

Изредка пастухом становился и местный житель — например, если по причине слабого здоровья или других объективных жизненных обстоятельств мужчина не мог выполнять тяжёлую работу в поле. Но в таком случае пастуха не очень-то уважали и попросту терпели.

А вот к пришлым «специалистам» отношение было особое. Очень часто нелюдимые и проводящие большую часть жизни на природе пастухи являлись одновременно и целителями, использующими свойства трав и заговоры. Лечили они и подопечных животных.

При этом на их деятельность возлагались строгие запреты, часто малообъяснимые.

К примеру, иногда до абсурда доходило их бережное отношение к природе. Нельзя было отгонять и бить комаров и слепней, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Разумеется, и речи не шло об охоте. А разрушение муравейника или сломанная даже нечаянно ветка трактовались ими как нанесение вреда матушке-природе, неуважению, за которое могли быть наказаны и сам пастух, и его стадо.

Понятны были строгие правила в отношении внешнего вида: пастух не мог изменять свою внешность — например, остричь длинную бороду, с которой начинал пасти стадо, или же отрастить волосы. Нельзя было и менять одежду, в которой он следил за животными. Подопечные привыкали и к запаху, и внешнему виду своего пастуха, в другом обличье они попросту могли от него сбежать.

К поведению пастухов тоже присматривались особенно. Им не разрешалось не только пить алкоголь, драться и ругаться матом, но и вступать в интимную близость с жительницами деревни, и даже здороваться за руку при встрече. Существовало также странное поверье, что пастух не должен присутствовать на похоронах или проводить стадо по улице села, в котором в этот день кто-то умер.

Почему на Руси пастухов считали колдунами«Пастушок». И. Куликов

Дружба с лешим для пастуха-колдуна считалась обычным делом. Хозяин леса помогал пастухам, дарившим ему подарки, и восседал обычно на посохе или кнуте во время работы.

Среди подарков лешему могли быть яйца от чёрной курицы, суконные портянки и даже самые жирные коровы стада. А договор с лесным духом заключался на Егорьев день. Пастух баловал своего лешего регулярно и мелкими подношениями — кусками хлеба с маслом, восковыми шариками, кусочками бересты. В ответ лесной хозяин присматривал за стадом и оберегал его от неприятностей.

Пастухи, в свою очередь, строго следили за своим рабочим инвентарём, которому зачастую приписывались магические свойства. Никто, кроме самого пастуха, не имел права брать в руки ни посох, ни кнут, ни ремень. Служил инвентарь своему хозяину всего один сезон, потом его сжигали на костре, а на следующий сезон заговаривали новый.

Пастуший пояс обычно украшался множеством засечек — таким образом хранитель стада считал своих животных. Славяне верили, что посох заговаривает коров и заставляет их слушаться своего пастуха.

В кнут, который явно способствовал этому больше, вплетались пучки льна, которые выдавали пастуху владельцы животных — по пучку от каждого двора.

Обязательно носили с собой пастухи музыкальный рожок или трубочку, и играть на них могли только они сами.

Магические свойства приписывались и поясу пастуха. Свой ремень хранители стада заговаривали, чтобы дикие звери не могли обнаружить домашнюю скотину. Чтобы быстро собрать своё стадо, пастухи туго перепоясывались, а выпуская на свободный выпас животных — ослабляли и свой ремень.

 Совсем распоясались: почему на Руси нельзя было развязывать пояс на людях

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/drevnyaya-rus/kolduny-pastuhi-osobaya-professiya-na-rusi

Пастух-колдун

Судебные процессы, состоявшиеся в 1687-1688 годах, на сотню лет задержали отмену уголовного преследования за колдовство во Франции. А между тем скептически настроенные судьи и члены парламента со временем лично убедились в могуществе колдунов.

Роковая ссора

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Как-то раз скотозаводчик поссорился с пастухом Пьером Оком. Тот настаивал, что должен получить за работу не 300 франков, как было условлено заранее, а 400, потому что за прошлый год предоставленные его заботам стада весьма умножились.

Ссора перешла в драку. Визье выгнал Ока, избив его тростью. Униженный и оставшийся без работы пастух поклялся, что заставит обидчика пожалеть о случившемся.

Вскоре в стаде, принадлежавшем Визье, начался падеж. Не прошло и двух месяцев, а скотозаводчик уже недосчитался семи лошадей, 11 коров и 395 овец.

Визье не сомневался, что мор наслал Ок, которого крестьяне побаивались, считая колдуном, и донес на него в суд Паси. Пастуха арестовали. Он не раз бахвалился, что падеж скота — его рук дело, поэтому суд не был долгим.

На допросе Ок признался, что отравил животных. 2 сентября 1687 года судья приговорил пастуха к каторжным работам.

Ок подал апелляцию на приговор в Верховный суд Парижа. Его перевели в тюрьму Аа-Турнель. Апелляцию рассмотрели 4 октября, оставив приговор без изменений.

Тюремная драма

Пока Ок ждал этапа в тюрьме, падеж скота продолжался. Визье покупал скот вместо павшего, но как только животные оказывались в стойлах, они резко слабели, отказывались от еды и вскоре гибли.

Оказавшись перед угрозой неминуемого разорения, Визье понял: чтобы избежать краха, нужно снять со скота проклятие, наложенное Оком. Евстахий съездил в Париж и поговорил со своим знакомым — комендантом тюрьмы, где томился чародей.

В Ла-Турнель в то время в одной камере с Оком сидел преступник, имя которого история не сохранила, поэтому будем называть его Жан. Комендант не торопился отправлять его по этапу: мерзавец хорошо умел выведывать тайны у соседей по камере.

Жану обещали хорошую награду, если тот сможет повлиять на Пьера.

Доносчик вскоре подружился с Оком и не раз бесплатно поил его вином. Однажды, когда бывший пастух был больше обычного разогрет спиртным, Жан стал умолять его отказаться от мести.

Пьяный пастух сказал, что сам уже ничего сделать не может, но знает двух сильных колдунов, способных разрушить его чары. Один из них — Бра-де-Фер (Железная Рука) из села Куртуа.

И Ок продиктовал письмо с просьбой снять проклятие, наложенное на скот.

Когда Ок протрезвел и узнал, что письмо уже отправлено, он пришел в ярость и закричал, что Жан предал его и за это умрет в тот же миг, как Бра-де-Фер уничтожит гоги (магические закладки) в Паси. После этого он набросился на Жана, пытаясь его задушить. И задушил бы, если бы не вовремя появившиеся тюремщики, которые вырвали предателя из рук Ока и посадили его в другую камеру.

Закон обратного удара

Получив письмо, Железная Рука сказал:

— Этот Ок умом тронулся? Разве он не знает, что как только я сниму проклятие, он издохнет?

Согласно законам черной магии, любое проклятие или порча, отведенные от цели, которую они должны были поразить, возвращаются в точку исхода с удвоенной силой. Если порча сделана на смерть, колдун обречен. Единственный выход — вовремя обратить энергию ответного удара на третьего человека, который умирает вместо наложившего проклятие.

В конце письма, правда, была приписочка, где Бра-де-Феру обещался хороший гонорар, и это избавило Железную Руку от сомнений. Он отправился в Паси, познакомился с Визье, обещал ему помочь, а затем велел тому сходить в церковь и заказать мессу в честь святого Картоса.

Лишь позже выяснилось, что такого святого нет. Этим именем маги называют жабу, крещеную в святой воде по церковным правилам. Колдуны используют ее кровь в магических зельях. Священник, проводивший мессу, и сам Визье ничего не заподозрили. Католики чествуют память 9900 святых, всех не упомнишь…

Смерть Пьера Ока

Почему на Руси пастухов считали колдунами

После нескольких заклинаний Железная Рука произнес варварские и непонятные слова, пошел к месту, где была спрятана гога, извлек ее и спрятал в кожаный мешок. Хотя, надо сказать, что в письме Пьера Ока не упоминалось, где находится гога. Процедура повторилась в коровнике. Колдун, выйдя на свежий воздух, развел костер и бросил мешок с гогами в огонь.

К ужасу Стефана, Бра-де-Фер отказался идти в загон для овец, сказав, что гогу туда подложили другие люди. Если он ее извлечет, эти колдуны погибнут, как Ок, который уже мертв.

В момент, когда Бра-де-Фер извлекал первую гогу, Ок, человек сильный и крепкий, рухнул на пол. Он катался по полу камеры в судорогах, крича как одержимый. Заключенные хотели позвать священника, но пастух не желал ничего слышать ни о Боге, ни об исповеди. Когда обе гоги бросили в огонь, Пьер скончался.

Читайте также:  Где воевали русские белогвардейцы после поражения в гражданской войне

Второй процесс

Падеж среди лошадей и коров прекратился, но овцы продолжали гибнуть. Евстахий продал овец другому хозяину, но они умирали и там. Смена хлева и пастбища не помогла. Вновь обратились к Бра-де-Феру, и тот сказал, что новый владелец не выплатил всю сумму, а значит, по букве закона овцы пока принадлежат прежнему хозяину. Как только Визье получит все, овцы прекратят дохнуть. Так и произошло.

Визье заподозрил, что гогу в кошару подложили сыновья Ока — Стефан и Николай. Суд приказал арестовать их и провести тщательный обыск. Результат говорил сам за себя: были найдены яды, горшки с загадочными веществами, помет разных животных, рукописи с магическими письменами. Стефан и Николай сказали, что колдовские вещи принадлежат Пьеру Малому и Жану-Пастуху из Паси.

В домах Пьера Малого и Жана-Пастуха тоже обнаружили «магические рукописи и рецепты наведения смертельной порчи на скотину, проведения разных кощунственных и нечестивых действий». Среди них была книга, «содержащая секреты, как поражать людей разными болезнями и даже смертью, как соблазнять женщин, молитвы демонам, формулы вызывания духов и прочее колдовство».

Пьер Малый и Жан-Пастух признались, что составили по настоянию Пьера Ока в присутствии всей его семьи гогу для отравления скота, содержащую помет животных, мышьяк и святую воду. Их смешивание сопровождалось богохульными словами и прочим нечестием.

Всех четверых взяли под стражу, и они принялись валить вину друг на друга. Братья Ок рассказали, что Пьер Малый и Жан-Пастух подложили овцам Визье первую гогу, называемую «девять проклятий». Жан время от времени подливал уксус в кувшин, в котором хранилась вторая часть гоги, чтобы она не потеряла силу.

«Девять проклятий» составили из крови и помета лошадей, коров и овец, святой воды, благословленного в пяти церквях освященного хлеба, мышьяка, жаб, змей и улиток. Кощунственное зелье смешали в глиняном горшке с кусками бумаги, на которых кровью животных вперемешку со святой водой написали цитаты из Евангелия.

Во время следствия всплыло имя Бра-де-Фера. Арестованный колдун сознался, что не стал извлекать первую гогу, чтобы не губить своих соратников. Время, когда он спалил гоги, в точности совпало со временем смерти Ока, записанным в учетной книге тюрьмы Ла-Турнель.

Конец колдовского гнезда

23 января 1688 года суд приговорил Бра-де-Фера, Пьера Малого и Жана-Пастуха к повешению с последующим сожжением, а сыновей Ока к пожизненному изгнанию из страны.

После апелляции верховный суд заменил троим колдунам смертную казнь на пожизненную каторгу, а детям Ока сократил срок изгнания до девяти лет. Однако они предпочли тайно вернуться в Паси.

За неподчинение братьев отправили на каторгу.

Исследователи считают, что Железная Рука не зря тянул несколько дней перед тем, как отправиться за гогами. За это время он мог заранее узнать, где они спрятаны, а заодно съездить в Париж и попросить кого-нибудь из тюремщиков в нужный день шепнуть Оку: «Сегодня в полдень Бра-де-Фер сожжет гоги».

Пьер, верящий в колдовство, мог погибнуть от самовнушения. Медицине известны случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством, проглотив абсолютно безобидные таблетки. Они умерли, потому что искренне верили в их ядовитость. Если Бра-де-Фер нашел союзника, способного отравить Ока, дело объясняется еще проще.

Смерть Пьера Ока была выгодна Бра-де-Феру, наглядно доказывая его могущество. Недаром о Железной Руке узнали совершенно случайно: Визье, местные колдуны и члены семьи Ока боялись навлечь на себя его гнев.

Смерть скота наверняка не обошлась без яда. Мышьяк, входящий в состав гоги, мог убить животных, а жидкие и гнилостные компоненты — обеспечить его просачивание через почву в корм или воду. В такой дряни могли завестись вредные микробы, не добавляющие животным здоровья. Дело колдунов из Паси доказало, что не все жертвы «охоты на ведьм» были невинными и несправедливо обвиненными.

Герман МИХАЙЛОВ

Источник: http://paranormal-news.ru/news/pastukh_koldun/2016-02-28-11924

Почему на Руси считали, что пастухи связаны с лешими

?

Categories:

  • животные
  • эзотерика
  • религия
  • Cancel

Почему на Руси пастухов считали колдунамиВ старину на Руси ни одно село или деревня не могли обойтись без пастуха. А поскольку домашний скот играл значительную роль в хозяйстве и обиходе русских людей, самой личности пастуха приписывали различные сверхъестественные свойства. В частности, говорили, что у представителей этой профессии есть особые «мистические» помощники, которые и помогают им пасти скотину.

«Особая сила»

Надо сказать, что статус пастуха в русском селе или деревне был достаточно низок.

«Крестьяне обыкновенно выбирают в пастухи человека безземельного, неспособного, по слабости здоровья или иным причинам, к полевым работам», — пишет этнограф Максимов в книге «Нечистая, неведомая и крестная сила». Жалованье пастух обычно получал натурой: яйцами, картошкой, зерном.

Кормили его по очереди все односельчане. Но при этом, как утверждали поверья, пастух обладал «особой, необъяснимой и таинственной, силой, при помощи которой влияет на стадо и спасает его от всяких бед и напастей».

По словам исследователя, всем пастухам были известны особые пастушьи заговоры, оберегающие скотину от «лютого зверя черного, от широколапого медведя, от перехожего пакостника-волка, рыскуньи-волчицы, от рыси и росомахи, от змеи и всякого зверя, и гада, и от злого и лихого человека».

Договор с лешими

В лесных местностях верили, что пастухи знаются с лешими. Например, в Олонецкой губернии бытовало поверье о том, что пастух отдает лешему по одной-две коровы из каждого стада или молоко от них, чтобы тот не напускал на стадо волков или медведей. Этим объясняли иногда пропажи животных или плохие удои.

«В дополнение к этой жертве пастух еще брал на себя некоторые обязательства (например, не есть в лесу ягод или не подавать никому своей руки), — сообщает Удалов в статье «Мужская магия в русской традиционной культуре. XIX—XX веков». — Взамен леший должен был все лето помогать пасти остальное стадо, охранять его от зверя и прочих бедствий.

В знак нерушимости договора пастух запирал ключом замок и прятал его в тайное место, где его никто не мог бы найти, обычно зарывал в корнях старой ели.

После этого обряда леший, по поверьям, все лето сидел у пастуха на посохе, кнуте, в его шапке, трубе или сумке.

Пошехонские пастухи, по поверьям, сажали лешего на одну из коров; эта корова потом водила за собою все стадо (считалось, что стадо пас леший)».

Там, где леса не было, а были поля, пастухи договаривались с «полевыми», и те помогали «приглядывать» за скотиной. Но «договора» с лешими встречались все же чаще – настолько часто, что леших называли «пастухами». Так, это было распространено в Казанском Поволжье. Говорили, что лешие сами могут перегонять скот с места на место.

Пастухи и бесы

Помогать пастухам могли и бесы или черти. «Иногда пастушья сила персонифицировалась в облике мелких бесов, числом от двух до 12 и более, которые в этом случае поступали к нему в услужение, — пишет Удалов.

— Тихвинские пастухи использовали на пастбище неких рыжих чертенят, располагавшихся у них на ремне, на специальных костяных насечках.

На юге Архангельской области (в Вельском р-не) бесы-помощники принимали вид маленьких человечков в красных поясках или колпачках и больше никакой одеждой не отягощенных.

У них были даже личные имена, известные только их владельцу и дававшие ему власть над ними: например, бесята, сидевшие на посохе одного местного пастуха, звались Сенька да Бренька». Бесы-помощники могли принимать и облик лесных зверей, скажем, лисы или зайца, которые после совершения пастухом определенного ритуала пасли вместо него стадо.

С пастухом старались не вступать в конфликты, так как опасались его близкого знакомства с нечистой силой и того, что с ее помощью он может навредить скотине. Иногда пастухи, помимо основной профессии, также оказывали односельчанам различные магические услуги, занимались знахарством.

От Велеса до Власия

Источник: https://tiina.livejournal.com/13215392.html

Почему музыкантов считали колдунами на Руси

Рубрика: Непознанное

Почему на Руси пастухов считали колдунами

Гусляры и трубачи выступали на улицах и площадях русских городов, играли на княжеских пирах, и без них не обходился ни один обрядовый праздник — масленица или Иван Купала, свадьба и похороны. Между тем, очень долго на Руси существовали поверья, что все музыканты — колдуны и ведьмы.

«Знающие люди» Необразованные крестьяне, умевшие только работать по хозяйству — то есть делать то, чем исстари занимались их предки, ко всем другим имевшимся в то время профессиям относились со страхом и почтением.

В представлении пахарей и сеятелей строители, умевшие сооружать дома и храмы; художники, расписывавшие стены; повитухи, принимавшие роды; музыканты умевшие извлекать из своих инструментов красивые звуки считались «знающими людьми», получившими свои умения невероятными способами.

В культурологическом труде «Народная демонология Полесья» говорится, что в большинстве своем простые славяне были уверены — освоить секреты таких ремесел «можно только с помощью нечистой силы или «сильных» колдунов».

Поэтому широкое распространение имели поверья, повествующие о «злодеяниях» таких мастеров: не доплатишь строителям — «опустят» тебе дом на голову или даже «поселят в нем черта». Мало дашь денег повитухе — проклянет ребенка.

Ну а музыканты так заворожат своей мелодией, что голову потеряешь.

Такие домыслы нашли свое отражение в народных сказках: «гусли — самогуды», как известно, сами заставляли людей пускаться в пляс, а «волшебная дудочка» явившегося в деревню странника своей музыкой поведала селянам о том, как местная мачеха извела милую падчерицу. И в этой сказке ни у кого не возникло сомнения, что странник-дудец может быть неправ. Он — музыкант, а значит «все знает».

Скоморохи Многие исследователи древнерусских театрализованных обрядов и игр относят скоморохов к оставшимся без дела участникам языческих ритуалов.

Скоморохи и во времена христианства для своих представлений использовали маски, которые, как считают историки, изначально нужны были для различных обрядов, проводимых на капищах.

То есть, люди этой профессии обладали знаниями культовых мистических действий, почти наравне с волхвами, которых на Руси однозначно почитали кудесниками.

Между тем, согласно «Толковому словарю живого великорусского языка», составленному в середине XIX века этнографом и лексикографом Владимиром Далем получается: «…Скоморох — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим…». Значит, скоморох — профессиональный мультимузыкант, только обладавший языческой магией, и это на века закрепилось в сознании народа.

Церковный запрет Музыкальные представления, которые на Руси в X – XV веках на площадях давали бродячие артисты — гусляры и скоморохи, вызывали у людей неподдельный интерес и самый живой отклик.

Вот такое рассуждение об этом можно найти в литературном памятнике XI века «Поучение о казнях божьих», составленном преподобным Феодосием Печерским: «…Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями.

Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты…».

Простой народ желал видеть на площадях яркие театрализованно-музыкальные действия, даже понимая, что показывают их — «знающие люди», то есть, колдуны и кудесники. А вот для служителей храмов было очевидным, что все уличные музыканты и артисты потакают дьяволу, отнимают у них паству и вводят её в грех.

В другом древнем христианском документе приблизительно того же периода «Слово о твари и дни рекомом неделе» записано, что люди «…не желают знать, как надо жить, не хотят слушать божественных словес.

(…) А стоит плясцам, или гудцам, или другим игрецам позвать на игрище или на какое-нибудь сборище идольское, то все устремляются с радостью и весь день стоят там, участвуя в позорище. А когда в церковь позовут, то люди позевывают, чешутся, потягиваются и говорят; дождь, или холодно, или что-нибудь еще.

А на позорищах ни крыши, ни затишья, а дождь и ветер, но все приемлют радуясь, позоры устраивая на пагубу душам. А в церкви и крыша и «заветрие дивно», но не хотят прийти на поучение…»

Неприятие власти И хотя во всех этих уличных представлениях и ликующих зрителях усматривается обычное желание простого народа «хлеба и зрелищ», в 1648 году, то есть уже во время правления царя Алексея Романова, были изданы и разосланы по всей стране весьма жесткие «заповедные грамоты»: «…Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах (…) А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь…»

Читайте также:  Был ли на самом деле подвиг ивана сусанина: мнение историков

Патриарх Никон и вместе с ним царь и его дворяне провели твердую политику, считая, что не должны смущать верующих никакие скоморохи-язычники. Вместе с гуслями, домрами и дудками массово горели и сами музыканты.

Источник: https://pargames.ru/ufo/107240-pochemu_muzyikantov_schitali_koldunami_na_rusi_.html

«Лопарские колдуны»: почему на Руси их считали самыми сильными

Широко известна история, как царь Иван Грозный выписал из Лапландии 60 колдунов, чтобы те объяснили ему, что означает комета, которую мнительный царь посчитал предвестницей скорой смерти.

Лопарские ведуны объявили – именно так, царь скончается 18 марта. Иван Грозный, не поверив, что жить ему осталось так мало, велел 18 марта сжечь всех колдунов.

Но не успел, вечером этого дня Иван Грозный внезапно упал в обморок и к ночи скончался.

Опять вспомнили на Руси о лопарских волшебниках, когда был убит самозванец Григорий Отрепьев. Его тело с множеством ран несколько дней лежало на Красной площади, выставленное на всеобщее обозрение.

Пошел слух, что «Гришка был колдун, научившийся колдовству у лопарей: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя».  Об этом  можно прочитать у историка Н. М. Карамзина.

В «Истории государства Российского» он приводит отрывок из «Московской хроники»:

«Вокруг Лжедмитриева тела, лежащего на площади, ночью сиял свет: когда часовые приближались к нему, свет исчезал и снова являлся, как скоро они удалялись. Когда его тело повезли в убогий дом, сделалась ужасная буря, сорвало кровлю башни на Кулишке и повалило деревянную стену у Калужских ворот.

В убогом доме сие тело невидимою силою переносилось с места на место, и видели сидящего на нем голубя. Произошла великая тревога.

Одни считали Лжедмитрия необыкновенным человеком, другие — дьяволом, по крайней мере, ведуном, наученным сему адскому искусству лапландскими волшебниками, которые велят убивать себя и после оживляют».

Так, долгое время держалось мнение, что лопари имеют власть над ветрами.

Якобы лопари завязывают три волшебных узла, и когда они развязывают один узел — поднимаются ветры с умеренной силой; когда они развяжут второй узел — начинают дуть ветры более сильные; когда развяжут третий — поднимается буря и гроза. Другой писатель сообщает, что лопари могут удержать корабль на ходу так, что никакая сила ветров не может их сдвинуть с места.

Еще лопари якобы приготовляют небольшие, величиной с палец волшебные копья из свинца и посылают их на своих врагов; копье это ранит того, кому оно было послано, и тот в страшной боли умирает через три дня.

Другое страшное магические оружие лопарей называлось «ган», который, по словам свидетелей, имел вид мухи.  Этот ган наносит людям и животным смерть или вред.

Но если одни лопари имели силу насылать таким образом смерть, то другие лопари были наделены силою изгонять этот ган; кроме того, ган вредил лишь тогда, если посылающий его знал имя отца того лица, которому он хотел вредить.

Наконец, лопари, по словам исследователя Шеффера, имеют силу насылать еще так называемое тире (tyre), особо приготовленную массу, величиной с орех или средней величины яблоко.

Это тире продается лопарями; оно летит по направлению того лица, на которое оно насылается, “словно вихрь или словно пущенная стрела, либо шар, и если по дороге ему встретится что-нибудь живое, каково бы оно ни было,— тире поражает его…” и таким образом оно нередко отклоняется от лица, для которого оно было назначено, и поражает невинного. И даже до нашего времени, заключает Шеффер, нет недостатка в печальных примерах такого рода”.

Могут лопари насылать болезнь или смерть также при помощи волшебного бубна, хотя способы, которыми зло делается при помощи бубна, и неизвестны, так как лопари держат их втайне.

Еще писатель XVII века Иоанн Торней вполне верит в возможность нанесения вреда при посредстве бубна: “Между этими лопарями, пишет он, был один лет восьмидесяти, который признавался, что он, будучи еще мальчиком, научился он своего отца этому искусству (т.е. наносить вред) и в 1670 г. … устроил так, что один крестьянин… утоп на одном пороге.

Его приговорили к смертной казни и в оковах везли из Лапландии к ближайшему городу Ботнии. На дороге он при помощи своего искусства убил себя, так что скончался в один миг, хотя сидел совершенно здоровым в телеге”. Чародеи при помощи барабана или при исполнении конкретных действий могли узнать и о том, что происходило в чужой стране.

Так, например, Шеффер передает рассказ, по которому приказчик одного немецкого купца, находясь в Лапландии, пожелал узнать, что делает его господин; чародей после нескольких действий, рассказал все, что делает патрон в далеком немецком городе. Даже в XVII в. П.

Гегстрем считает нужным опровергнуть ходячее мнение, что лопари могут переноситься на облаке вместе со своими оленями с места на место, и объявить такого рода мнения “ложными представлениями необразованного человека, так как подобные вещи в Лапландии неизвестны”.

Источник: https://suharewa.ru/loparskie-kolduny-pochemu-na-rusi-ix-schitali-samymi-silnymi/

Почему на Руси музыкантов считали колдунами

Гусляры и трубачи выступали на улицах и площадях русских городов, играли на княжеских пирах, и без них не обходился ни один обрядовый праздник — масленица или Иван Купала, свадьба и похороны. Между тем, очень долго на Руси существовали поверья, что все музыканты — колдуны и ведьмы.

«Знающие люди»

Необразованные крестьяне, умевшие только работать по хозяйству — то есть делать то, чем исстари занимались их предки, ко всем другим имевшимся в то время профессиям относились со страхом и почтением.

В представлении пахарей и сеятелей строители, умевшие сооружать дома и храмы; художники, расписывавшие стены; повитухи, принимавшие роды; музыканты умевшие извлекать из своих инструментов красивые звуки считались «знающими людьми», получившими свои умения невероятными способами.

В культурологическом труде «Народная демонология Полесья» говорится, что в большинстве своем простые славяне были уверены — освоить секреты таких ремесел «можно только с помощью нечистой силы или «сильных» колдунов».

Поэтому широкое распространение имели поверья, повествующие о «злодеяниях» таких мастеров: не доплатишь строителям — «опустят» тебе дом на голову или даже «поселят в нем черта». Мало дашь денег повитухе — проклянет ребенка.

Ну а музыканты так заворожат своей мелодией, что голову потеряешь.

Такие домыслы нашли свое отражение в народных сказках: «гусли — самогуды», как известно, сами заставляли людей пускаться в пляс, а «волшебная дудочка» явившегося в деревню странника своей музыкой поведала селянам о том, как местная мачеха извела милую падчерицу. И в этой сказке ни у кого не возникло сомнения, что странник-дудец может быть неправ. Он — музыкант, а значит «все знает».

Скоморохи

Многие исследователи древнерусских театрализованных обрядов и игр относят скоморохов к оставшимся без дела участникам языческих ритуалов.

Скоморохи и во времена христианства для своих представлений использовали маски, которые, как считают историки, изначально нужны были для различных обрядов, проводимых на капищах.

То есть, люди этой профессии обладали знаниями культовых мистических действий, почти наравне с волхвами, которых на Руси однозначно почитали кудесниками.

Между тем, согласно «Толковому словарю живого великорусского языка», составленному в середине XIX века этнографом и лексикографом Владимиром Далем получается: «…Скоморох — музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр, промышляющий этим…». Значит, скоморох — профессиональный мультимузыкант, только обладавший языческой магией, и это на века закрепилось в сознании народа.

Церковный запрет

Музыкальные представления, которые на Руси в X – XV веках на площадях давали бродячие артисты — гусляры и скоморохи, вызывали у людей неподдельный интерес и самый живой отклик.

Вот такое рассуждение об этом можно найти в литературном памятнике XI века «Поучение о казнях божьих», составленном преподобным Феодосием Печерским: «…Но этими и иными способами вводит в обман дьявол, всякими хитростями отвращая нас от бога, трубами и скоморохами, гуслями и русалиями.

Видим ведь игрища утоптанные, с такими толпами людей на них, что они давят друг друга, являя зрелище бесом задуманного действа, а церкви стоят пусты…».

Простой народ желал видеть на площадях яркие театрализованно-музыкальные действия, даже понимая, что показывают их — «знающие люди», то есть, колдуны и кудесники. А вот для служителей храмов было очевидным, что все уличные музыканты и артисты потакают дьяволу, отнимают у них паству и вводят её в грех.

В другом древнем христианском документе приблизительно того же периода «Слово о твари и дни рекомом неделе» записано, что люди «…не желают знать, как надо жить, не хотят слушать божественных словес.

(…) А стоит плясцам, или гудцам, или другим игрецам позвать на игрище или на какое-нибудь сборище идольское, то все устремляются с радостью и весь день стоят там, участвуя в позорище. А когда в церковь позовут, то люди позевывают, чешутся, потягиваются и говорят; дождь, или холодно, или что-нибудь еще.

А на позорищах ни крыши, ни затишья, а дождь и ветер, но все приемлют радуясь, позоры устраивая на пагубу душам. А в церкви и крыша и «заветрие дивно», но не хотят прийти на поучение…»

Неприятие власти

И хотя во всех этих уличных представлениях и ликующих зрителях усматривается обычное желание простого народа «хлеба и зрелищ», в 1648 году, то есть уже во время правления царя Алексея Романова, были изданы и разосланы по всей стране весьма жесткие «заповедные грамоты»: «…

Под угрозой батогов и ссылки запрещалось плясать, петь песни, рассказывать сказки, играть на музыкальных инструментах (…) А где объявятся домры и сурны и гудки и хари и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь…

»

Патриарх Никон и вместе с ним царь и его дворяне провели твердую политику, считая, что не должны смущать верующих никакие скоморохи-язычники. Вместе с гуслями, домрами и дудками массово горели и сами музыканты.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a58c45d168a91fd9b027f16/5c65fd18f14e8600aeccc84d

Пастухи на Руси: Почему их считали колдунами, что им запрещали и какие заговорённые вещи им помогали

Пастухи на Руси были не просто людьми, которые занимались выпасом коров. Их причисляли к тем, кто умел пользоваться колдовской силой, направляя ее на охрану животных. Пастухов считали особыми людьми, а требования к ним при этом предъявлялись очень жесткие. И предпочитали брать на эту должность людей пришлых, из далеких краев.

Художник А.Степанов. Пастух./ territa.ru

Казалось бы, пастухом мог быть любой житель русской деревни, с детства умеющий ухаживать за скотом. Но нет. Издревле повелось нанимать на такую работу жителей других сел и даже губерний. Самые большие шансы занять это место были у неженатых пожилых мужчин, охотно брали сирот. Вот и пасли коров на новгородских полях пастухи из Пскова, а представители вологодчины — в Пермской губернии. Отношение к выписанному пастуху было внимательным. Новые односельчане-работодатели старались сделать его жизнь проще: работнику предоставляли жилье и хорошо кормили. Делали это поочередно все жители села, чьих коров пастух пас. При этом максимальную часть хлопот брали на себя те крестьяне, у кого было больше всего коров.Из «своих» в пастухи часто выбирали мужчин, у которых не было земли или которые из-за слабого здоровья не могли работать в поле. Относились к ним не слишком уважительно, но в то же время не отрицали, что пастухи обладают особой магической силой.Ссориться с пастухом не рекомендовалось, поскольку этим людям приписывалось знакомство с нечистой силой. А кому хочется, чтобы пастух отыгрывался на корове? Нередко пастухи, проводившие большое количество времени на природе и хорошо знавшие ее, становились знахарями.

Художник В.Маковский. Пастушки./ regnum.ru

Раньше считалось, что пастухи могут заключать договор с лешим. Чтобы ублажить его, могли дать обещание никогда не собирать лесные ягоды и ни с кем не здороваться за руку. Леший в свою очередь забирался на пастуший посох или кнут, и находился там все время, что пастух работал, всячески помогая.Договор с лесным духом следовало заключить в период Егорьев день – Покров. Тут дело не обходилось без ежегодных подарков – пастух дарил лешему четыре куриных яйца, обязательно от черной курочки, на второй год – портянки из сукна, и на третий – самую жирную корову. Бедное животное отдавалось на растерзание волкам и медведям. А если корова пропала – и тут есть отговорка: это пастух отдал ее лешему, чтобы тот охранял стадо от диких животных.В течение года лешему надо было преподносить мелкие подарочки, чтобы добиться его расположения, например, хлеб с маслом, Собираясь на работу, пастух брал с собой особые предметы – кусочек бересты, шарик из воска или муки с клочком коровьей шерсти. Некоторые пастухи так доверяли лешему, что просто гнали коров на пастбище и потом спокойно шли домой.

Читайте также:  Почему русские женщины покрывали голову платком на похоронах

Леший – дух леса и помощник пастуха./ i.sunhome.ru

Понятно, что на пастухах лежала большая ответственность, ведь им отдавали на сохранение одну из главных ценностей. Чтобы со стадом не случилось никаких неприятностей, пастухи использовали в своей работе опыт предшествующих поколений, придерживались строгих правил, которые, согласно старинным поверьям, должны были обезопасить доверенных животных.Правила эти можно условно разделить на поведенческие и те, которые относились к внешнему виду. Пастух не обязан был любить природу, но должен был относиться к ней очень бережно. Запреты были весьма строгими и доходили до абсурда. Например, назойливых насекомых нельзя было не то что прихлопнуть, от них даже нельзя было отмахиваться. Находясь в лесу, пастух не мог собирать ягоды и грибы и ловить рыбу. Сломанная ветка приравнивалась к нанесению вреда лесу и неуважению к силам природы. Были и разумные ограничения – не разрушать муравейники и гнезда птиц, не убивать животных.Что касается внешнего вида, то и тут все было достаточно строго. Пастуху нельзя было менять длину волос и бороды. Если пришел наниматься на работу с длинной бородой – изволь отращивать ее и дальше. Появился в первый раз коротко остриженным – придется укорачивать волосы постоянно.Пасти животных нужно было всегда в одной и той же одежде, в той, в которой прошел первый рабочий день. Это объяснялось тем, что животные привыкали к виду и запаху своего хозяина, и в ином обличье могли его не признать, и даже убежать.Вести себя пастухи должны были скромно. Лазить через заборы, ругаться матом, встревать в драки, пить алкогольные напитки было нельзя. Им также не разрешалось здороваться за руку и вступать в интимные отношения. Некоторые запреты сегодня вызывают недоумение, к примеру, запрет на посещение похорон. Кстати, если в селе кто-то умирал, то пастух не имел право вести стадо по улице.

Пастух, современное фото./ ii1.photocentra.ru

В своей работе пастухи использовали специальный инвентарь, который принадлежал только им. Никто другой не имел права брать его в руки, ведь все предметы проходили процесс заговора. Но и хозяин пользовался ими не так уж долго – всего один сезон, после чего их следовало сжечь на костре.Итак, что же было у пастуха? Конечно же, кнут, в который следовало аккуратно вплести пучки льна. Их выдавали хозяева коров – по пучку от каждого двора.На посохе пастуха можно было увидеть насечки – это была своеобразная записная книжка, где указывалось количество вверенных животных. Существовало поверье, что воткнутый в землю посох после произнесения особого заклинания был способен загипнотизировать коров и заставить их мирно пастись, не пытаясь убежать. Посох был важнейшим атрибутом, и потерять или сломать его боялся каждый пастух. Музыкальные инструменты – труба или рожок – всегда были при работнике. Только он мог брать их в руки и играть на них.

Чтобы управлять животными и защищать их, пастух использовал ремень или пояс, который предварительно заговаривался. Если пояс был правильным, то дикие животные не видели коров – перед их взором появлялись не упитанные парнокопытные, а большие камни. Чтобы дать коровам немного свободы, достаточно было расслабить пояс, а чтобы собрать стадо обратно, следовало потуже подпоясаться. 

Источник: https://gromada-ks.blogspot.com/2018/12/blog-post_80.html

Каких царей на Руси подозревали в связях с нечистой силой

Своей чрезмерной жестокостью или экстравагантным поведением многие русские самодержцы снискали славу подписавших договор с дьяволом. Особенно это было распространено в Средние века, когда любго могли заподозрить в одержимости бесами или колдовстве. Одним из первых царей, снискавших дурную славу, стал Иван Грозный.

Первая половина правления Ивана IV была посвящена внедрению целого ряда реформ, а русский народ всегда отчаянно сопротивлялся любым нововведениям и даже боялся их. Иван Грозный сосредоточил всю власть в своих руках, отодвинув на задний план бояр. Затем он провел судебную и земскую реформы, после которых крестьяне стали еще более закрепощенными.

Иван Грозный всегда окружал себя разного рода магами, колдунами, скоморохами, астрологами и алхимиками. Одно время правой рукой царя был некий голландец Елисей Бомелий, которого бояре считали воплощение дьявола.

Главным увлечение Бомелия было производство ядов, в котором он достиг такого искусства, что с точностью мог предугадать день и час смерти жертвы, принявшей зелье. Другими «сильными» сторонами голландца было знание астрологии и черной магии. Елисей бахвалился, что может с помощью заговоров вызывать стихийные бедствия, пожары, голод.

Бояре боялись «злого волхва Бомелия» куда сильнее, чем самого Иоанна Васильевича. Они-то его и «подставили»: когда Грозный ходил наводить порядок в Новгород, ему поступил донос о том, что голландец готовит политический заговор против царя. Береженного Бог бережет, Иоанн IV решил подстраховаться.

Согласно законам жанра Елисея сначала вздернули на дыбе, а потом поджарили на огне. Бояре с облегчение выдохнули. Правда, некоторые считали, что дух голландца вселился в самого царя, что сказалось как на его внешности (Грозный сильно постарел), так и на его поступках.

Хитрый, острожный и очень умный придворный Годунов подозревался в убийстве «помазанника Божия». При дворе и в народе упорно распространялись слухи о том, что Иван IV был задушен. В последние минуты жизни рядом с ним находился именно Годунов, что и бросало на него тень. При царе Федоре Иоанновиче он фактически выполнял функции правителя.

В окружении Годунов тоже делал ставку на колдунов и магов и даже увлекался вызовом духом.

Он даже писал английской королеве Елизавете I, чтобы та прислала ей в качестве лейб-медика знаменитого Джона Ди, который был известен всей Европы тем, что регулярно вызывал  демонов и консультировался с ними по вопросам алхимии.

 Правда, английская королева не отпустила Джона Ди. Только при Михаиле Романове в Россию приедет его сын в качестве царского лекаря и наставника по алхимии.

Народ знал об увлечениях Годунова и считал, что голод, лютовавший в стране является наказание Всевышнего за связи с нечистой силой.

Самозванец, именовавший себя «Императором Димитрием», многим пришелся не по вкусу русскому народу. Сами его ничем не подтвержденные претензии на царский трон, тесные связи с зарубежными вельможами, раскол, который Лжедмитрий внес в общество, а самое главное – принятие им католицизма – все это было, по мнению православных россиян, признаком контакта с нечистой силой.

Ходили слухи, что Лжедмитрий водился с саамским колдунами, которые считались самыми сильными в Европе. Якобы те научили самозванца воскресать из мертвых, и тот воспользовался знанием после того, как его растерзали заговорщики, чтобы явится в образе Лжедмитрия II.

Царь Алексей Михайлович отличился тем, что развернул войну со святейшим патриархом Никоном. Последний хотел установить в России главенство церкви, но самодержцу эта идея совсем не нравилась. В итоге Алексей Михайлович даже отказался ходить на богослужения.

Результатом этой войны стала церковная реформа 1666-1667 годов, после которой граждане поделились на «истинно верующих» и старообрядцев (или раскольников). Все, кто предпочитал служить Богу по-прежнему, считали, что царь Алексей связался с дьяволом и считали его антихристом.

Антихристом считали и Петра I. Тот давал немало поводов. Царь приказывал своим подчиненным брить бороды и носить заморский кафтан, что по понятию православного русского человека было равносильно кощунству и ереси.

После путешествия (Великого посольства) Петра в Европу его и вовсе стали считать подмененным. Да и милосердием этот самодержец тоже не славился, поэтому многие считали его наперсником Сатаны. Кстати, Петр I сам стремился выйти на контакт с нечистой силой.

 Предание гласит, будто в Сухаревской башне проходили тайные заседания некоего общества Нептуна, председателем которого был Лефорт, а первым надзирателем — Петр I. История от нас скрыла происхождение и истинную цель этого тайного общества.

Однако была в народе молва, будто там хранилась черная книга, охраняемая 12 духами и «после закладенная в стену, где и заколочена алтынными гвоздями».

Как ни странно, но и царя Николая II подозревали в пособничестве дьяволу. Прежде всего из-за контактов с Распутиным, у которого была репутация «святого черта». До этого Николай II обращался за консультацией к французскому оккультисту Папюсу, о котором говорили, что он заключил сделку с дьяволом.

Источник: https://russian7.ru/post/kakikh-carey-na-rusi-podozrevali-v-svyaz-2/

Колдуны-пастухи — особая профессия на Руси

Фактрум 11.01.2019 в 10:56

Статьи на широкую тематику: история России и мира, общество, известные личности, удивительные события, уникальные места, курьёзы настоящего и прошлого. Огромная коллекция анекдотов и шуток, а также весёлых и поучительных историй из жизни.

Пастухом на Руси мог стать далеко не каждый крестьянин. Предпочтение отдавалось пришлым из других деревень неженатым мужчинам в возрасте или сиротам.

Таких работников кормили всем селом и поочередно брали на постой, старались облегчить им быт и не вступать с ними в конфликты. Дело в том, что пастухам приписывались особые магические способности.

«На пастбище». А. Степанов

Запреты и ограничения

Изредка пастухом становился и местный житель — например, если по причине слабого здоровья или других объективных жизненных обстоятельств мужчина не мог выполнять тяжёлую работу в поле. Но в таком случае пастуха не очень-то уважали и попросту терпели.

А вот к пришлым «специалистам» отношение было особое. Очень часто нелюдимые и проводящие большую часть жизни на природе пастухи являлись одновременно и целителями, использующими свойства трав и заговоры. Лечили они и подопечных животных.

При этом на их деятельность возлагались строгие запреты, часто малообъяснимые.

К примеру, иногда до абсурда доходило их бережное отношение к природе. Нельзя было отгонять и бить комаров и слепней, собирать грибы, ягоды, ловить рыбу. Разумеется, и речи не шло об охоте. А разрушение муравейника или сломанная даже нечаянно ветка трактовались ими как нанесение вреда матушке-природе, неуважению, за которое могли быть наказаны и сам пастух, и его стадо.

Понятны были строгие правила в отношении внешнего вида: пастух не мог изменять свою внешность — например, остричь длинную бороду, с которой начинал пасти стадо, или же отрастить волосы. Нельзя было и менять одежду, в которой он следил за животными. Подопечные привыкали и к запаху, и внешнему виду своего пастуха, в другом обличье они попросту могли от него сбежать.

К поведению пастухов тоже присматривались особенно. Им не разрешалось не только пить алкоголь, драться и ругаться матом, но и вступать в интимную близость с жительницами деревни, и даже здороваться за руку при встрече. Существовало также странное поверье, что пастух не должен присутствовать на похоронах или проводить стадо по улице села, в котором в этот день кто-то умер.

«Пастушок». И. Куликов

Договоры с духами и волшебные атрибуты

Дружба с лешим для пастуха-колдуна считалась обычным делом. Хозяин леса помогал пастухам, дарившим ему подарки, и восседал обычно на посохе или кнуте во время работы.

Среди подарков лешему могли быть яйца от чёрной курицы, суконные портянки и даже самые жирные коровы стада. А договор с лесным духом заключался на Егорьев день. Пастух баловал своего лешего регулярно и мелкими подношениями — кусками хлеба с маслом, восковыми шариками, кусочками бересты. В ответ лесной хозяин присматривал за стадом и оберегал его от неприятностей.

Пастухи, в свою очередь, строго следили за своим рабочим инвентарём, которому зачастую приписывались магические свойства. Никто, кроме самого пастуха, не имел права брать в руки ни посох, ни кнут, ни ремень. Служил инвентарь своему хозяину всего один сезон, потом его сжигали на костре, а на следующий сезон заговаривали новый.

Пастуший пояс обычно украшался множеством засечек — таким образом хранитель стада считал своих животных. Славяне верили, что посох заговаривает коров и заставляет их слушаться своего пастуха.

В кнут, который явно способствовал этому больше, вплетались пучки льна, которые выдавали пастуху владельцы животных — по пучку от каждого двора.

Обязательно носили с собой пастухи музыкальный рожок или трубочку, и играть на них могли только они сами.

Магические свойства приписывались и поясу пастуха. Свой ремень хранители стада заговаривали, чтобы дикие звери не могли обнаружить домашнюю скотину. Чтобы быстро собрать своё стадо, пастухи туго перепоясывались, а выпуская на свободный выпас животных — ослабляли и свой ремень.

Совсем распоясались: почему на Руси нельзя было развязывать пояс на людях

Источник: http://all-rss.ru/item-3572126-kolduni-pastuhi-osobaya-professiya-na-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector