Почему петр i запретил носить сапоги

Вступив на престол, царь Петр Алексеевич, уже в 26-летнем возрасте, в 1697 году отправился в Европу с официальным визитом, где пробыл практически полгода. Посмотрев на внешний облик жителей передовых европейских стран, царь решил, что старославянский образ его подданных сильно устарел. И уже в конце 1698 года был издан указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», чем вызвал волну недовольства в разных областях страны.

Борода еще во времена Крещения Руси (10 век) считалась обязательной к ношению для всех православных. Ношение бороды было закреплено в церковных правилах и гражданских сборниках, так в 11 века за брадобритие полагался штраф — 12 рублей, это при том, что за убийство был штраф 36 рублей.

Бородовой знак. Деньги взяты.

Запреты на сбривание бороды сохранились вплоть до начала царствования Петра Великого.

Патриарх Московский и всея Руси Адриан в конце 17 века, то есть уже при правлении Петра I, во время своих проповедей подтверждал запрет на бритьё бороды, а тех, кто это делал, он сравнивал с собаками, кошками и женоподобными, — брадобритие считалось в православной церкви признаком нетрадиционной ориентации.

10-й Патриарх Московский и всея Руси (1690-1700) Адриан

Но вернемся к Петру Алексеевичу и его новыми, радикальными взглядами на внешний образ православных, в контексте растительности на лице. Комментируя свой закон о запрете бород царь говорил:

Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов.

Петр I стрижет бороды боярам Дмитрий Белюкин, 1985

В Преображенском дворце, на царских пирах,Петр самолично стал резать бороды своим вельможам, боярам. Ввиду упорного сопротивления населения, в том числе приближенных, в январе 1705 года он издает указ, по которому носить бороды свободно можно было дьяконам и священникам, все остальные должны были оплачивать специальную пошлину. Было установлено четыре разряда пошлины:

царедворцы, городовые дворяне, чиновники — 60 рублей в год
гости (купцы) 1-ой статьи — 100 рублей в год
купцы средней и мелкой статьи, посадские люди — 60 рублей в год
слуги, извозчики, ямщики, разные чины московских жителей — 30 рублей в год

«бородатые» крестьяне не облагались пошлиной, но при въезде в город должны были заплатить 1 копейку

После уплаты пошлины «человек с бородой» получал бородовой знак (бородовая копейка) — металлической жетон, квитанция об оплате. Эта пошлина действовала до 1772 года, а с 1715 года был единый тариф — 50 рублей в год.

Петр I стремился полностью искоренить ношения бороды и «русского» платья и с 1714 году указом ввел полный запрет на ношения бороды и на торговлю и ношения национального русского платья, — за невыполнения указа били кнутом и могли вообще отправить на каторгу.

Исключения были сделаны для старообрядцев, но они все равно платили пошлину 50 рублей и носили только определенную одежду с нашитым медным бородовым знаком.

Политика ликвидации обычая носить бороды продолжалась вплоть до конца 18 века, даже церковные сборники старались не печатать, где речь шла об обязательном ношении бороды, либо исключалась эта глава.

Но уже в 1833 году, во время царствования Николая I, при вступлении в должность министра народного просвещения, действительный тайный советник, граф Уваров, которые имел весьма консервативные взгляды на науку, литературу, образование, в своем докладе императору изложил, что:

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная вера
2) Самодержавие
3) Народность

За это идею «официальной народности» «уцепились» славянофилы и стали дальше развивать ее, популяризировать ношение русской одежды и бороды.

Власть не поощряла это движение, некоторые сторонники даже арестовывались на небольшие сроки, чтобы отбить желание у сочувствующих.

Но с годами сторонников идеи возвращения к национальным и церковным, православным обычаям становилось все больше и уже два последних царя из династии Романовых — Александр III и Николай II носили бороду.

Источник: http://politika-v-rashke.ru/zachem-petr-i-zapreshhal-nosit-borodyi/

Секреты царской психологии: зачем Пётр I переодевал Россию в европейское платье

Краткое описание мифа

Пётр I хотел «сделать Россию Голландиею»… В принципе, можно понять, почему так писал ещё Николай Михайлович Карамзин. Потому-то и сегодня многие у нас считают, что Петру просто нравилось всё западное – одежда, например, – вот он это западное в Россию и внедрял.

На самом деле

Понять устойчивость этого мифа можно: слишком уж много западного и слишком за короткий срок было тогда пересажено на русскую почву. Зачем – сразу и не разберёшь. Да и звучание слов на голландском и немецком языках Петру, похоже, действительно нравилось.

Достаточно вспомнить названия основанных им городов: Санкт-Питербурх, Ораниенбаум, Петергоф, Кронштадт.

А замена русского названия «Орешек» на «Шлютельбурх» («Шлиссельбург»)? А названия судов? «Фридемакер» (а не «Миротворец»), «Норд Адлер» (а не «Северный орёл»), «Флигель-Фам» (а не «Летящая слава»)…

Но в случае с одеждой (и много с чем ещё) дело отнюдь не в личных вкусах молодого царя.

Даже Преображенский и Семёновский полки, эти любимые детища Петра, существовавшие уже в 1690-м, вплоть до конца 1698 года носили традиционное русское платье – длиннополые кафтаны с воротником-стойкой, расшитые на груди поперечными рядами цветной тесьмы или металлического галуна, шапки с меховой опушкой, штаны в сапоги.

Только в августе 1698-го, вернувшись из поездки по Западной Европе в составе «Великого посольства», Пётр приказал переодеть свои постоянные регулярные полки – Преображенский, Семёновский, Лефортовский и Бутырский – в иноземное платье.

И только 4 января 1700 года царь издал указ о ношении такого платья всем мужским населением страны, кроме крестьян и духовенства.

Зачем? И почему именно тогда?

***

Как раз потому, что в 1697 – 1698 годах Петр побывал в Западной Европе. Где своими глазами увидел, насколько отличается от неё Россия. Там, на Западе, – большие постоянные регулярные армии, огромные флоты, сотни мануфактур, арсеналы, доки, госпитали… А у нас? Порядка 30 мануфактур, две типографии, одна аптека, четыре постоянных регулярных полка…

Хотя реформировать страну Пётр уже начал. Чтобы создать мощный Азовский флот – который даст России выход в Чёрное море, – он ещё с конца 1696 года стал быстро развивать промышленность и посылать молодых дворян на Запад учиться навигации, кораблестроению, математике, черчению…

Значит, решил царь, надо реформировать страну ещё более быстрыми темпами! Ещё быстрее перенимать у Запада его культурные, научные, технические достижения.

А для этого надо и одеваться по-европейски. Ведь одежда (и вообще внешний вид) влияют на настроение человека, на его самооценку. Будете ли вы чувствовать себя комфортно и уверенно, скажем, на торжественном приёме, если на вас – нечто повседневное и непрезентабельное? А теперь влезьте в шкуру дворянского недоросля конца XVII века.

Едва умеющего читать-писать и практически ничего не знающего об окружающем его мире. Но брошенного тем не менее за тридевять земель изучать мудрёные науки! Да ещё не зная тамошних языков! Как безнадёжно писал домой один из таких недорослей, князь Михайло Голицын, «незнамо учиться языка, незнамо науке»… Да ещё и одет не как там, кругом на тебя пальцами показывают.

Опускаются руки, начинает сверлить мысль: нет, не одолеть нам ихнюю премудрость…

Вот Пётр и решил создать у русского человека иной психологический настрой. Показать ему: ты не хуже немца, смотри, вот и выглядишь, как он! Осталось только навигацию выучить, всего делов-то!

***

Можно привести несколько аргументов в пользу того, что дело обстояло примерно так, что введение иноземного платья для Петра отнюдь не было самоцелью.

Во-первых, полки Пётр приказал переодеть только после того, как устроил им строевой смотр – который, видимо, показал, что западной выучки ещё нету. А переодевать ли население, думал ещё больше года.

Во-вторых, вначале, в 1698 – 1700 годах, царь попытался обойтись введением не западноевропейского, а венгерского платья – отличавшегося от русского, по существу, лишь меньшей (до колен) длиной кафтана да иным (зауженным) покроем рукавов. Это в него переодели полки, это его имел в виду указ от 4 января 1700 года. Хотя рассматривался в 1698-м и другой вариант – ввести платье «французское»…

Венгерский кафтан Семёновского полка.

Но, видимо, от венгерского платья ожидаемого эффекта не получили – в том-то и дело, что оно было слишком похоже на русское. И вот только тогда, указом 26 августа 1700 года, Пётр предписал людям выбирать между венгерским и французским.

И только в декабре 1701-го принял окончательное решение: носить «платье немецкое, саксонское и французское».

Все эти кафтаны с огромными обшлагами, короткие штаны с чулками, башмаки с пряжками, треугольные шляпы, с которыми у нас и ассоциируется петровская эпоха…

Европейская униформа Преображенского полка.

И, в-третьих, кого переодевал Пётр? Уже из указа от 4 января 1700 года видно, что только тех, кому предстояло учиться у Запада – дворян и горожан. Причем основную ставку царь делал тут на дворян – а горожанам разрешал и откупаться от ношения иноземного платья.

Таким образом, петровское переодевание страны затевалось совсем не ради собственно переодевания и не ради некоего абстрактного «западничества». Пётр Великий – это великий прагматик. Развлекался он в свободное время, а не реформируя страну.

Литература

Летин С. Гвардия Петра Великого 1702 – 1725 годов // Орел. 1992. № 1.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1991.

Паласиос-Фернандес Р. О происхождении цветов петровской лейб-гвардии // Цейхгауз. 1996. № 1 (5).

Иван Зацарин. Что будет, если торговать миром. Памяти Лиги Наций

Дмитрий Пучков. Любой русофоб является дегенератом

Иван Зацарин. Ленский расстрел. О роли частной инициативы в крушении империи

Иван Зацарин. Первый выстрел Гражданской войны. К 150-летию покушения Каракозова

Егор Яковлев, Дмитрий Пучков. От войны до войны. Часть 3: зачем русским и немцам понадобилась Первая мировая

Андрей Смирнов. Как искажается «выбор Александра Невского» в школьных учебниках

Иван Зацарин. Они не знали, что спорт – это война. К 120-й годовщине первых Олимпийских Игр

Андрей Сорокин. Танцы с врагами. О скандально-рядовом телешоу

Евгения Галимзянова. Дважды неизвестная война. Россия в Первой мировой: современная британская версия

Андрей Сорокин. Растерянные в истории. Рецензия на х/ф «Герой» с помощью рецензии на х/ф «Солнечный удар»

Источник: https://histrf.ru/lyuboznatelnim/history-delusions/b/siekriety-tsarskoi-psikhologhii-zachiem-piotr-i-pierieodieval-rossiiu-v-ievropieiskoie-platie

Гардероб Петра I: что носил основатель Северной столицы | Город+

Ежедневно на центральных улицах города сотни туристов фотографируются с «двойниками» Петра I. Обычно это высокие мужчины в пышных париках, в мешковатых кафтанах и с орденскими лентами гипертрофированного размера.

Однако в действительности основатель Петербурга носил короткую стрижку или небольшой парик, обладал хорошим вкусом и никогда бы не надел костюм неудобного кроя.

Накануне 315-летия Северной столицы корреспондент Город+ посетил «Галерею костюма» и узнал, что было в тренде в начале XVIII века и как содержимое шкафов Петра I удалось сохранить спустя три сотни лет. 

Особые сокровища Эрмитажа

В «Галерее костюмов», расположенной в Реставрационно-Хранительском центре Эрмитажа «Старая Деревня», хранится коллекция «Гардероб Петра I». Здесь царит полумрак — ярко освещены лишь наряды деятелей прошлого. В экспозиции представлены двадцать костюмов императора – правда, это лишь малая часть сокровищ эрмитажного собрания. Составленное еще при Екатерине II описание гардероба свидетельствует, что Петр был настоящим модником: имел более 600 предметов одежды и 47 пар обуви. К сожалению, до нас дошла лишь половина, большая часть которой – 280 предметов одежды – хранится в Эрмитаже (в их числе и сохранившиеся две пары обуви). 

В коллекции сейчас находятся рединготы, душегреи-безрукавки, плащи-епанчи, матросские куртки-бостроги, головные уборы, кафтаны, костюмы и десяток халатов-шлафоров.

Те, кто считает, что императору были чужды шик и восточная роскошь, точно не видели эти предметы его гардероба с рукавами, заворачивающимися наверх по европейской моде.

Яркие сочетания цветов, великолепные ткани, крой и невероятные узоры на одних манекенах здесь соседствуют с простыми силуэтами удобной и рабочей одежды на других. И в этом контрасте выражен характер императора. Ведь все, через что приходилось проходить России, Петр I испробовал на себе.

Так, император, прежде чем ввести новую форму или новый рацион питания для солдат, сам месяц так питался или одевался. Лично принимал участие в разработке мундиров, головных уборов, понимая, что без армии и флота не достичь тех задач, которые он ставил перед страной. 

Тем не менее, Петра не раз осуждали и припоминали ему запрет на ношение национального костюма и подрезание длиннополых одежд. Последнее, кстати, заблуждение – император укоротил не русский, а польский костюм, который тогда был уже принят в России.

Читайте также:  Что потерял ссср после холодной войны

Любимое изречение Петра гласило: «Рукава настолько неудобные, что если рукой махнешь, — или в похлебку попадешь, или стекло разобьешь». И, засучив рукава, он стремительно менял сознание подданных.

Около двух десятков указов, касавшихся непосредственно костюма, были собственноручно подписаны императором в течение всего срока правления. Перемены не коснулись крестьян, священнослужителей, старообрядцев и купцов – только служилое сословие вынуждено было сменить гардероб.

И хоть сам Петр I ценил практичность голландской одежды, своим подданным повелел облачиться в самый модный на тот момент костюм – французский. К новым порядкам привыкали долго: дамам пришлось после сарафана привыкать к  корсету, а мужчинам – к узким камзолам.

«У Петра Первого был прекрасный вкус. Он мог в иных ситуациях быть рабочим, корабелом, солдатом, выбирая простую или форменную одежду. Но если дело касалось бала, приема, ассамблеи, то Петр был великолепен.

Не обладай он художественным вкусом, вряд ли он приобрел бы «Венеру Таврическую» или купил полотно Ребрандта «Прощание Давида с Ионафаном» в то время, когда это еще не успели оценить в Европе», — отмечает Заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции «Гардероб Петра I» Нина Тарасова.

Гардероб на все случаи жизни

Петр I был человеком деятельной натуры, любил удобство и комфорт во всем – это относилось и к одежде. Он вставал в пятом часу утра, не будил денщиков и сам растапливал камин. Сначала был скромный завтрак, а потом – за работу в кабинет. Здесь он, одетый в короткие штаны кюлоты, чулки (не обязательно шелковые – слишком была высока их цена), домашнюю обувь, длинную нижнюю рубаху, душегрейку или фуфайку, шапочку со швами наружу (так удобнее), а поверх были накинуты куртка или камзол (в помещениях часто было прохладно), слушал доклады секретаря. Когда же император шел в токарную мастерскую, то одевался проще. Здесь он мог достать защитные очки из карманов, которые, к слову, были введены в России именно при нем. В токарне он часто беседовал с приближенными и гостями, а самым интересным собеседникам дарил только что выточенную фигурку. 

Так, выбор одежды всегда был связан с целями и режимом дня императора и соответствовал месту, куда он направлялся.

В любимую им голландскую одежду Петр I облачался, когда шел работать на верфи или отправлялся в плавание на судне.

Так, куртка-бострог голландских мореходов надежно скрывала его от ветра, а широкие из толстого сукна штаны, пропитанные специальным составом, со сборкой на поясе не стесняли движений и защищали поясницу.  

Однако статус императора обязывал Петра I следить за модой, которая в те времена была не так изменчива, как сегодня.

Модный силуэт сложился еще при правлении французского короля Людовика XIV и менялся только в деталях: расположение карманов, количество пуговиц и размеры рукавов.

Костюм состоял из кафтана (или жюстокора) – это верхняя одежда, которая облегала тело, под него надевали камзол, кюлоты – короткие штаны, шелковые чулки, башмаки, манжеты, кружевной шарф и шляпу.

Иностранец, проживший несколько лет в России, камер-юнкер Фридрих Вильгельм Берхгольц подробно описал в своем дневнике одежду императора на коронации Екатерины I в 1724 году: государь был в костюме небесно-голубого цвета, сшитом из гродетура, в красных шелковых чулках, туфлях на каблуке с серебряными пряжками и в шляпе с перьями. 

Такую парадную одежду для государя заказывали дипломаты или торговые агенты в Западной Европе, откуда она и доставлялась в виде патронов (раскроенные и уже вышитые детали костюма). В России же портные собирали подобные костюмы буквально по фигуре Петра I. Часто оказывалось, что ткани не хватает.

«Смотришь вблизи камзол и не понимаешь – тут и там вставки. Как же так, государю ведь шили? Ничего, Петр спокойно на это реагировал.

Но к коронационному голубому наряду это не относится: качество работы безупречное, патрон делали в Берлине, но и наши мастера постарались, собирая его», — подчеркивает Нина Тарасова. 

На трудоемкой сборке костюма по фигуре трудности не заканчивались. Великолепные камзолы, вышитые золоченой нитью, нельзя было стирать. Если пятно или дырка оказывались на видном месте, приходилось заказывать новый.

А шились эти произведения портновского искусства долго. Например, над знаменитыми саардамскими камзолами, украшенными в технике «стеганой вышивки», мастера могли работать до года.

Такова была цена интересной игры света и тени на императорском костюме.

Модные легенды и история одного гардероба

Фигура Петра I окутана множеством мифов и домыслов, в том числе о чувстве стиля и одежде императора. Так, один анекдот гласит, что государь ехал по городу в коляске, когда заметил пешего молодого человека, который был слишком ярко одет. Петру I это показное щегольство бросилось в глаза. На улицах было грязно, и он решил наказать молодого хлыща, приказав быстро проехать мимо него, чем непоправимо испортил костюм модника. 

В народе также ходила легенда о том, что тот самый гродетуровый коронационный костюм Петру I вышила лично его супруга – Екатерина I. Специалисты уверены – это миф: уровень мастериц, которые работали над костюмом, слишком высок.

Однако когда реставраторы Эрмитажа занялись очисткой тканей этого комплекта, то под подкладкой камзола обнаружили вышитую непрофессиональным швом маленькую корону. Такой тайный знак могла оставить только Екатерина I. Именно ее, шведскую прачку, Петр I возвел на Российский престол.

Возможно, кто-то из придворных видел, как она вышивала крестики и цветочки на короне шелковыми нитками, и так родилась красивая легенда.

Однако, несмотря на значительное количество домыслов вокруг императорского костюма, его реальная история была не менее запутанной и интересной.

Так, в 1712 году он подписывает указ о том, чтобы все его ранние вещи из Преображенского села были перевезены в Петербург. И современники, «зараженные» этой страстью, сохранили гардероб императора после его смерти.

Все вещи остались на хранение в казенных кладовых (именно отсюда были выбраны первые вещи императора для экспозиции в первом музее России Кунсткамере).

В 1732 году перед публикой предстала «Восковая персона» Петра I – это выполненная Карло Бартоломео Растрелли фигура императора в полный рост, облаченная в коронационный костюм. Здесь же демонстрировались полтавский мундир, епанча, кожаный колет, штаны и шляпа первого императора России.

Позже уже при Екатерине II современники предлагали императрице отправить все вещи в Москву, в Оружейную палату, где традиционно хранились коронационные наряды русских царей и императоров, но она отказалась от этой идеи. С 1765 года гардероб хранился во дворце Марли в Петергофе.

Во время же Отечественной войны 1812 года вещи даже успели побывать в эвакуации. В 1848-1849 годах император Николай I приказывает весь гардероб перевезти в галерею Петра Великого, которая находилась в Малом Эрмитаже.

В 1912 году всё было перевезено в новое здание Кунсткамеры в Таможенном переулке, где вещи хранились до 1930 года (потом были переданы в Историко-Бытовой отдел Русского музея).

После целого ряда перипетий и путешествий из музея в музей все собрание Историко-Бытового отдела передали в Отдел истории русской культуры Государственного Эрмитажа. 

Сегодня эксперты не полагаются на удачу. Ведь ткани – недолговечный органический материал, но особые условия и работа реставраторов продлевают гардеробу жизнь: одежда императора находится под защитой стеклянной стены, освещена светом без ультрафиолетового излучения при постоянной температуре от 18-20℃ и влажности 45%.

Источник: https://gorod-plus.tv/navi/865.html

fkmrf123: Интересные факты про портянки и кирзовые сапоги

В последнее время армия решила уйти от портянок в сторону носков, а кирзу заменяет берцами. Умные, однако далекие от армейских будней люди долго и упорно совещались и решили следовать за просвещенной Европой, которая переобула солдат уже как пару десятилетий. Ведь, если мы хотим иметь современную и профессиональную армию, то первым делом нужно избавиться от этих ужасных кирзовых сапог и портянок. Все так да-не-так. На практике избавиться от сапог с портянками вовсе не так просто, как это представляется со стороны. Во-первых, склады Минобороны ломятся от кирзовых сапог и портянок – и все это добро надо куда-то девать. Во-вторых, у кирзовых сапог есть и свои достоинства – например, дешевизна, всепогодность и универсальная проходимость. Есть свои достоинства и у портянок – только с ними и возможно носить такую грубую обувь, как кирзовые сапоги.

Или вот, например, если солдатские носки промокнут, их надо снять и высушить над огнем – иначе такие мозоли набьешь, врагу не пожелаешь. А портянку достаточно снять, перемотать сухой стороной на ноги, и все – можно снова идти. Портянки практически не рвутся, им не нужно искать пару или подбирать размер.

Наконец, мало кто знает, но именно кирзовые сапоги с портянками и обеспечили в свое время советской армии статус самой мощной армии мира. Впрочем, обо всем по порядку.

Русский солдат далеко не всегда носил сапоги. Со времен Петра Первого и до конца восемнадцатого века офицеры и солдаты носили тупоносые ботинки с пряжками (зимой – валенки). Сапоги же могла позволить себе лишь кавалерия. Конечно, никто не пытался оспорить достоинства сапог.

Но всем было известно и то, что для приготовления пары сапог уйдет столько же кожи, сколько необходимо для изготовления пяти башмаков! Поэтому старались снабдить сапогами хотя бы всю кавалерию. В 1778 Фельдмаршалом Русской Армии стал князь Григорий Потемкин. Он начал широкомасштабную реформу в армии, он уничтожил щегольство, отменил косичку, букли и пудру.

«Красота одежды воинской состоит в равенстве и в соответствии вещей с их употреблением: платье чтобы солдату одеждою, а не в тягость. Всякое щегольство должно уничтожить. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Солдатские сапоги стали короче, мягче и удобнее.

Но недолго отсутствовало щегольство в армии — царь Павел I снова одел армию на прусский маневр, вернул косички и букли. Армейские сапоги стали изготавливать из лакированной кожи — это были сапоги с высокими голенищами, и ботинки, непременно с чулками.

Александр I – отменил лаковые сапоги и туфли, и ввел юфтевые сапоги высотой до колена. Николай I — отменил юфтевые сапоги и ввел короткие сапожки, поверх которых надевались черные суконные штиблеты на пяти-шести пуговицах. А Александр II – снова вернул в армию сапоги с портянками.

А к концу 19 века Николай II в целях экономии принял решение переобуть армию с сапог на ботинки с обмотками. Обмотки – замена сапог, идущая еще со времен Первой Мировой Войны. Только не надо думать, что это русское изобретение.

На той же Первой Мировой в шерстяных обмотках горчичного цвета шастали англичане, в серых – немцы. К немецким, кстати, приклепывали специальные крючочки, чтобы не разматывались.

С тех пор у буржуев так и повелось армию снабжать ботинками, а вот русские вновь вернулись к сапогам ближе к 30 годам XX века, когда были изобретены кирзовые сапоги…

В 1928 году русский химик Сергей Лебедев придумал делать обувь на хлопковой основе, пропитанной искусственным каучуком – этот материал и получил в народе название «кирза», то есть слой замерзшей и растрескавшейся земли.

А все потому, что на морозе такая ткань затвердевала настолько, что становилась ломкой. На основе изобретения Лебедева химик Иван Плотников наладил производство кирзы в Вятке на комбинате искусственных кож.

Материал быстро обрел неслыханную популярность, а обувь из него в короткий срок приобрела статус национальной, потому что была удобной, практичной и – что самое главное – доступной по цене вконец обнищавшему народу.

10 апреля 1942 года Плотникова наградили Сталинской премией второй степени в 100 тысяч рублей. К концу войны Советская армия насчитывала 10 млн. солдат, обутых в кирзовую обувь.

После Второй мировой войны портянки были приняты к использованию в армиях стран Варшавского договора. Также использование портянок со времён Российской империи продолжалось в финской армии.

В ГДР от портянок отказались в 1968 году, в Финляндии — в 1990 году, на Украине — в 2004 году. Чечня – последняя война, где массово использовались «кирзачи» в российской армии. В XXI столетии в нее почти повсеместно пришли берцы.

Кирзовые сапоги тоже остались, но у небоевых частей – например, в стройбате.

  • История
  • Первая Мировая Война
  • История армии
  • Россия

Источник: https://cont.ws/post/797261

310 лет назад Пётр Первый издал указ: Носить западноевропейские костюмы

Несмотря на это, было приказано бриться. Русские люди должны были преобразовать свою внешность в соответствии с западной модой. Позднее разрешалось взамен бритья платить высокий налог.

Богатейшие купцы должны были платить по 100 рублей в год, если желали сохранить бороду, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Особый «бородовый знак» выдавался тем, кто уплатил этот налог.

Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по I копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за нее.

Читайте также:  В кого стрелял путешественник пржевальский, когда был русским офицером

1 января 1700 года последовал перевод на юлианский календарь.

А 15 января было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы… Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платье по иноземным модам.

В прежнее время женщины в боярских семьях жили замкнуто, проводя время в тереме.

Петр приказал ввести балы и собрания, называвшиеся «ассамблеями», которые устраивались попеременно в домах вельмож; женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера.

В зале для танцев ставились также стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки: стоял дым и стук, но игра в карты не допускалась.

  • Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.
  • История европейского костюма в России

Конец XVII — начало XVIII вв..- переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. Преобразования коснулись и костюма. Термин «костюм» очень ёмкий. Им обозначают целый комплекс предметов одежды, формирующих облик человека.

Это собственно платье, которому принадлежит ведущая роль в этом сложном ансамбле, эволюция его форм и определяет в основном стилевой строй всего комплекса. На смену старомосковскому долгополому платью — фезерям, охабням и прочему — приходит костюм западного образца.

Но процесс проникновения западных форм одежды начался в России задолго до петровских указов.

310 лет назад Пётр Первый издал указ: носить западноевропейские костюмы. Европейский костюм в России. Фото с сайта festival.1september.ruПо сведениям, известного знатока русской старины И. Е. Забелина уже в первой половине XVII в. при русском дворе «были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье…» [1. Забелин И.Е. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях. Т.1. Ч.2. М., 1915. С. 65, 66].

Однако костюмы западного образца в те времена были исключением. Алексей Михайлович, будучи ребёнком, носил немецкое епанчи и кафтаны, а, став царём, в 1675 г. издаёт указ, строго запрещающий всё иноземное.

Тем не менее, растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом приводило к тому, что в обиходе русского двора в конце XVII в.

ещё до петровских указов появляется европейское платье. Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные государевой палаты в Кремле.

Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I.

Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 г. Согласно ему предписывалось носить платье «на манер венгерского», свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам [2. Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII — начало XX в. Собрания государственного Эрмитажа. Ленинград, 1979. С. 7].

В 1701 г. Пётр I приказывает носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов.

Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и «всех чинов служилых людей» носить немецкое платье по будням и французское — по праздникам [3. Там же].

После издания этих указов «… по градским воротам … для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью», о чём сообщает в записках 1700 г. один из современников [4. Желябужский И.И. Записки // Русский быт по воспоминаниям современников. XVIII в. Ч.1. М., 1914. С.51].

310 лет назад Пётр Первый издал указ: носить западноевропейские костюмы. Европейский костюм в России. Фото с сайта liveinternet.ru За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали. А спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды — нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества [5. Коршунова Т.Т. Указ. соч. С. 7].

Несмотря на угрозу «жестокого наказания», новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому — продолжали шить и носить удобное русское платье. Накануне 1705 г., 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.

Проводя реформу костюма, Пётр I не случайно обратился к французскому образцу. Ещё в Средние века модные парижские манекены возили по всем странам Западной Европы.

Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлотов).

Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах (до шести на каждом боку), с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде.

Широкие обшлага — отвороты на рукавах и фигурные клапаны прорезных карманов украшались декоративными петлями и пуговицами. Несмотря на то, что, на полах было большое количество пуговиц, кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застегнутым на несколько центральных пуговиц.

Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле (но разрезы сохранялись), всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколённые штаны носили короткие, за колено, их шили с откидным клапаном спереди, на широком поясе, густо собранными по спинке.

Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами, число которых иногда превышало сто. Такой костюм мог носить любой горожанин.

На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Шили такие костюмы, как правило, из привозных тканей — итальянского, французского, английского производства, так как шёлкоткацкая промышленность в России ещё только зарождалась, не было налажено в достаточной степени и производство тонких сукон [6. Коршунова Т.Т. Указ. соч. С. 8].

В качестве декора применялось металлическое кружево, различные виды вышивки, особенно часто золотой и серебряной нитью, и большое количество галуна. Кафтан, камзол и штаны могли быть исполнены из одной ткани, но использовались и различные по фактуре и цвету сочетания. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца. Верхней одеждой служил суконный плащ. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Некоторые носили модный в то время в Европе парик. Наиболее распространённой формой шляпы была треуголка.

Реформа затронула и женский костюм. Уже в указе 1700 г. повелевалось: «… жёнам и дочерям носить платье Венгерское и Немецкое января с 1 числа 1701 года» [7. Там же].

Для женщин переход к новому костюму был ещё сложнее.

Привыкшие к своим светёлкам, одетые в тяжёлые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные французские платья — робы с сильно затянутым в талии корсажем, рукавом до локтя и широкой юбкой. Эти платья, как и мужские костюмы, украшала искусная вышивка и кружева. Они также должны были завивать волосы в локоны.

По старой привычке женщины, особенно немолодые, старались прикрыть глубокое декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик и различные наколки.

Европейскую моду перехватила в первую очередь новое служилое дворянство и большая часть молодёжи, поскольку традиционно на Руси юноши носили короткое военное и охотничье платье. Не вступившим в брак также полагалась короткая одежда.

Иное дело — люди зрелые: их новый наряд превращал в «Недорослей», лишал чинности, приличной возрасту и положению. Неудивительно, что в этой среде европейский костюм внедрялся медленно и долго.

Введённые Петром I новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в быт не только дворянства, чиновников, военных, которые уже одевались по модам, менявшимся время от времени; но и передовой части купечества и промышленников, хотя в начале указы об изменении одежды и вызывали большие недовольства.

После смерти Петра I мужской дворянский костюм изменяется в соответствии с общеевропейскими модами. В русский быт окончательно вошли французский кафтан, камзол, штаны кюлоты и пудреные волосы. Дворянин носил шпагу на поясной портупее под кафтаном (пропустив её слева в один из разрезов на полах кафтана).

Дополнением к костюму служили перчатки, трости, часы, которые носили в кармане камзола на цепочке, и лорнет.

Таким образом, западноевропейская мода достигала границ России с опозданием, но властно вторгалась в русский быт, разрушая традиционные стереотипы. Узаконив европейское платье, Пётр I превратил моду «на всё европейское» в государственную политику.

В XVIII в. верхушка русского общества уже полностью следовала за западной модой, хотя низы тяготели ещё к допетровской старине. XVIII столетие — это эпоха, когда русские с трудом и переменным успехом, но всё же влились в общеевропейский культурный поток, что особенно ярко доказывает мода того времени.

Источник: https://www.epochtimes.ru/content/view/32791/9/

Почему Пётр I предпочитал носить ботфорты?

Современников в Петре Алексеевиче поражало всё. И, прежде всего, при первом знакомстве, его фигура в 2 метра 4 см, что стало в последствии предметом интереса художников, скульпторов и кинематографистов. Все Петры на полотнах и в кино обязательно фактурны и немалого роста, но в человеке всегда интересны детали.

Только их рассмотрев, понимаешь характер, привычки, да и мотивировки поступков становятся понятнее. На первом этаже Оружейной Палаты в одном из первых залов экскурсоводы Кремля обязательно подводят посетителей к витрине слева от входа. Там, рядом с «Тростью Яблонева дерева» и каким-то по-особому узким и большим камзолом стоят сапоги.

Естественно, тоже необычные: с высокими ботфортами, раструбом кверху, да на каблуке, что делало двухметрового императора еще недостижимее для окружения. Такие вот ботфорты в 18 веке носили голландские буржуа, ну, и Петр, разумеется, тоже. Только вот мастеров таким рядом в России не было, способных по-голландски сапоги сочинить.

Потому СШИЛ ИХ ПЕТР САМ, ЦАРСКОЙ СВОЕЙ РУКОЙ, уж как смог. Ботфорты, пошитые им в возрасте 25 лет, после посещения голландского посольства, Вот, он посмотрел, как по Амстердаму гуляли, и потом тоже самое сделал т. е. как бы научившись всем азам этого обувного дела. Интересно другое: маленькие ступни императора, 38 размер, при росте свыше 2 метров.

Как удержаться на земле? Такие по-женски изящные ножки и грозная внешность явно вступали в противоречие. А перед нами ботфорты Петра Великого открывают нового императора, который весьма страдал от такой своей сложной конституции, несмотря на то, что ходить любил, делал это не без труда, непременно захватывая на каждую прогулку трость.

Кстати, одна из них, та, что в Кремлевском музее за стеклом, по легенде тоже, петровских рук дело.А городские стихотворцы прославляли пролетарские замашки Петра Первого. Вот, например, стихотворение поэта С. Орлова “Петр в Вологде”: Как колокольня, ростом длинен, Сажень в плечах, глазаст, усат Царь прибыл в город по причине Совсем не царской, говорят.

В ботфортах, сшитых саморучно, С дубиной, струганной ножом, На складах пристанских, как крючник, Царь околачивался днем. Беседы вел с мастеровыми, С купцами пил, табак курил И, царское роняя имя, Пешком по Вологде ходил, Собак дубиной отгоняя. Монашки, глядя вслед ему, Крестами перси осеняя, Гадали, что теперь к чему.

В глазах его бесовских пламя, Дым из ноздрей, как две струи, И кукиш делает перстами, Притом на храмы божии.С конца XVII века в армии по европейскому образцу наряду с мундирами вводится специальная обувь — ботфорты. Такие сапоги можно видеть на портретах Петра I и его сподвижников. Специальные ботфорты носили офицеры конных полков.

Высота их голенища достигала 65 сантиметров. Однако эти громоздкие и тяжелые сапоги являлись не столько обувью, сколько выполняли роль доспеха. Из-за громоздкости они непригодны для пеших прогулок, зато надежно защищали ноги всадника при столкновении с вражеской пехотой.

Грязь и прочее не попадали внутрь сапога. Это было престижно на западный манер!!!!

Требование времени и образа жизни.
К тому же, у царя были проблемы со здоровьем и, как следствие,
32 размер ноги.
При его росте это создавало проблемы.
В батфорты надевалась дополнительная пара обуви.

Просто были запрещены сапоги — из-за того, что гвозди, которыми были прибиты их подошвы, царапали паркетные полы новых домов знати и дворцов, строившихся на европейский лад. Царским указом, Петра I, взамен сапог были введены ботфорты, при производстве которых гвозди не применялись. Естествено, Пётр I много времени проводил во Дворце. И был сторонником ботфорт.

Пинать нерадивых удобнее.

Источник: http://other.ques.ru/questions/pochemu-pyotr-i-predpochital-nosit-botforty

Как Петр I изменил Россию: шесть интересных фактов о моде петровской эпохи

Молодежный портал запускает новую рубрику, посвященную фактам истории России, где мы расскажем интересные подробности из жизни и быта прошлых эпох. Первым «прорубит окно» в нее Петр I. Выбрали мы его не случайно, ведь он создал флаг Российской Федерации, который скоро станет на год старше.

Читайте также:  «живой товар»: на что меняли крепостных на руси

А также он был великим реформатором, который изменил уклад жизни Российского государства.

Петр I взял курс на модернизацию России, коснулось это, в первую очередь, одежды и внешнего вида его подданных.

29 августа 1698 года был издан знаменитый указ Петра I «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с 1 сентября ношение бород.

Мужчины стали пудрить волосы и брить лица

Теперь дворяне и горожане мужского пола носили короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты — короткие мужские штаны. Слово это французское — именно Франция была основной законодательницей мод того времени. К кюлотам полагались длинные шелковые чулки белого цвета и башмаки с пряжками.

На втором месте после тупоносых туфель с пряжками были сапоги-ботфорты с широкими раструбами в верхней части голенища. Петр сам носил ботфорты, которые, по слухам, сшил себе сам. На голове модники того времени носили белый парик — он долго держал форму и придавал владельцу представительный вид.

Те, кому скрывать лысину было ненужно, просто пудрили собственные волосы. Лицо, разумеется, брили — никаких бород.

Женский костюм — приталенный силуэт и широкие юбки

Лиф (или корсаж) женского платья с глубоким декольте плотно облегали плечи, грудь и талию дамы, а внизу, к бедрам, юбка сильно расширялась. Широкие юбки были на каркасах — панье, а позже фижмы.

Иногда платья украшались шлейфами, и эти шлейфы, наряду с высокими каблуками у туфель доставляли барышням приличные неудобства. Весь наряд в целом не добавлял даме грациозности и кружиться в танцах им было непросто. Даже просто присесть было целым испытанием.

Представительницы прекрасного пола тоже нередко носили парики, а также шляпы.

Женщины старательно меняли свою внешность

На лицо наносили яркую косметику (румяна и белила), ведь при свечах лица бледнеют. Вошел в обиход язык «мушек» — искусственных родинок из тафты или бархата.

Место на лице, куда наносилась мушка, было не случайным и было тайным посланием. Мушка в углу глаза означала: «Я вами интересуюсь», на верхней губе — «Я хочу вас поцеловать» и так далее.

Также не вербально общались с помощью вееров — они тоже стали модны.

У новых костюмов появились карманы

До сей поры карманов на одежде не было: ножи и необходимые бумаги носили за голенищем сапога, деньги носили на поясе. А вот на новых нарядах карманы были предусмотрены и, конечно же, сразу стали наполняться содержимым. Сам Петр в карманах своего кафтана носил записную книжку, готовальню с чертежными инструментами, коробочку с нитками и иглой.

Новая форма общения — ассамблеи

Похвастаться новыми нарядами знатные модники могли на ассамблеях. Эти собрания носили и развлекательный характер, но могли послужить и делу: в непринужденных беседах обменивались новостями, а в серьезных разговорах обсуждали важные дела. Ассамблеи заменили пиры, на которых преимущественно ели и выпивали.

Здесь же преобладали общение, игры и танцы: полонез, менуэт, контрданс, англез, аллеманд. Хозяин дома, в котором проводилась ассамблея, должен был известить письмом или иным способом, куда следует приходить желающим. Раньше четырех часов встреча не начиналась, позднее десяти не заканчивалась, гости приезжали, когда пожелают.

К слову, раньше мужчин принимали отдельно от женщин, а теперь прекрасный пол участвовал во встречах наравне с сильным полом.

У самого Петра было всего два парадных костюма

Вообще у Петра отмечали некоторую небрежность в одежде. Из своих выходных костюмов он чаще всего носил мундир капитан-бомбардира Преображенского полка или простой темный кафтан. Главным в одежде для него было удобство. Поэтому кружевных манжет он не любил — они мешали работать. А вот к выбору белья подходил более тщательно, предпочитая тонкое полотно.

Источник: https://molportal.ru/node/12180

Одежда во времена петра 1

§ 33. Быт и обычаи

Задание 1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России.

310 лет назад Пётр Первый издал указ: Носить западноевропейские костюмы

Питание при Петре I Питание после Петра II
Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня. Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое.

Задание 2. Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.».

При выполнении задания используйте материалы § 18—19.

Линии сравнения Одежда при Петре I Одежда после Петра I
Высшие слои общества Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны у мужчин; корсеты, платья у женщин)
Крестьяне Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) Без изменений

Задание 3. Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

Высшие слои общества Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование.
Горожане Все зависело от достатка.
Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду.
Крестьяне В среде крестьян изменений в досуге не происходило.

Во времена Петра1 появились первые модники. По указу Петра I в 1700 г.

дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены следующие формы: для мужчин короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила) .

  • Кафтан носили незастегнутым — нараспашку.
  • В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например кюлоты — короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки.
  • Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги — ботфорты — с широкими раструбами в верхней части голенищ.
  • В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру .
  • Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.
  • На известном портрете Боровиковского князь Куракин изображен на фоне пышной дворцовой обстановки в ослепительно ярком парадном костюме, обильно украшенном драгоценностями, за что его называли бриллиантовым князем .
  • Облегающий фрак с высоко скошенными полами и кюлоты из золотисто-желтой парчи, красная и синяя орденские ленты, богатая вышивка камзола, обшлагов, дорогое кружево манжет делают костюм необычайно красочным и нарядным.
  • Тогда же вошел в моду и парик.
  • При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.

Женских костюмов Петровской эпохи не сохранилось. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, их характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы) .

В 1720 г. появляется платье со складкой Ватто.

Основным силуэтом женского костюма был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.

Петровская реформа костюмаhttp://shkolazhizni.ru/archive/0/n-33554/http://www.5ballov.ru/referats/preview/99254

http://www.fashion.citylady.ru/parik.htm

вропейскую одежду в России стали носить благодаря реформам Петра I.

До этого традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома: Домострой предписывал каждой женщине экономно вести хозяйство и уметь кроить, шить, вышивать одежду для всей семьи. Одежду передавали по наследству в ней ценили качество и стоимость ткани.

До XVII в. в России практически не было собственного ткацкого производства одежду шили либо из домотканых тканей (холста, сукна) , либо из привозных бархата, парчи, объяри, тафты из Византии, Италии, Турции, Ирана, Китая, сукна из Англии.

Привозные сукно и парчу использовали в праздничном костюме даже зажиточные крестьяне.

Облачение для московского царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палаты. Там работали и женщины, и мужчины-портные -наплечные мастера (так как они одевали царское плечо) .

Исключительно мужскими работами было изготовление обуви, изделий из меха, головных уборов. Все наряды украшали вышивкой в Царицыной Светлице, в которой работали женщины царской семьи во главе с царицей, знатные боярыни и простые мастерицы.

Первые поклонники западной моды появились в первой половине XVII в.

Презентация по истории на тему : моды при Петре I

они носили немецкое и французское платье. Например, боярин Никита Романов одевался у себя в деревне и на охоте во французское и польское платье. Но иноземную одежду было запрещено носить при дворе.

Алексей Михайлович в 1675 г. издал указ, запрещавший носить все иноземное. Во время правления царевны Софьи европейская одежда становится все более популярной.

Русский костюм XVIII века. Петровские реформы

Быт и обычаи — Данилов, Косулина 7 класс (ГДЗ, ответы)

1. Запишите в таблицу, какие изменения произошли в питании высших слоев общества в России

Питание при Петре IПитание после Петра II

Наряду с традиционной русской кухней (щи, похлебки, пироги, закуски, мясные блюда, икра, квас, водка, настойки, кисель) входила в обиход и западноевропейская кухня Супы, бульоны, пирожки, салаты, соусы, ростбиф, антрекот, устрицы, экзотические фрукты, сладости (торты и конфета), дорогие вина, кофе и многое другое

Заполните таблицу «Изменения в одежде в XVIII в.». При выполнении задания используйте материалы § 18—19

Линии сравненияОдежда при Петре IОдежда после Петра I

Высшие слои общества Западноевропейские фасоны одежды и обуви, польское платье, традиционные русские кафтаны и шубы Западноевропейские фасоны одежды и обуви (камзол, жилет, панталоны — у мужчин; корсеты, платья — у женщин)
Крестьяне Традиционная русская одежда (рубаха, порты, лапти, армяк, зипун, шапка) Без изменений

Запишите в таблицу какие изменения в досуге разных слоев общества произошли в XVIII в.

Высшие слои общества
Горожане
Крестьяне

Балы, карнавалы, маскарады, званные обеды, фейерверки, иллюминации, театр, спектакли, музицирование, коллекционирование
Все зависело от достатка. Фейерверки, празднества, иллюминации, катание на льду
В среде крестьян изменений в досуге не происходило

>

5 сентября 1698 года, великим и могущественным царем всей Руси Петром I, был издан указ: рубить бороды. Первым делом этот указ касался бояр, купцов, военачальников, но не обошел стороной он и остальных горожан мужского пола.

Не распространялось повеление царя лишь на священнослужителей и частично мужиков, так как они могли носить бороды, но только находясь в деревнях. Знать петровской Руси пришла в ужас от нововведения.

Так почему же Петр I велел брить бороды боярам?

В наши дни рассуждать о таком вопросе как бритье бороды кажется смешным.

Однако если посмотреть на жизненные устои средневековой Руси, становится понятным, что вопрос ношения бороды был крайне важным.

Тайна Сухаревой башни

Этому способствовал особый уклад жизни, в котором борода считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости.

Некоторые бояре, имевшие огромные дома и большое количество крепостных мужиков завидовали тем, у кого богатство было поменьше, но они имели длинные и пышные бороды.

Русь XYII столетия оставалась «бородатой» в то время как ее царь Петр I никогда не носил бороды и считал стародавний русский обычай смешным. Он, частый гость различных западноевропейских стран, был хорошо знаком с абсолютно другой культурой и модой.

На Западе бород не носили и над русскими бородачами насмехались. Петр оказался солидарным с этим мнением. Поворотным моментом стало полуторагодовалое путешествие русского царя инкогнито с Великим посольством по Европе. После возвращения с Великого посольства Петр больше не мог смиряться с «устаревшим» образом жизни Руси и решил бороться не только с внутренним, но с внешним его проявлением.

Приобщение дворянства к светской европейской культуре началось с бритья бород, которым собственноручно занялся Петр I.

Лубочная картина.

Летописцы сентябрьских событий 1698 года по-разному описывают встречу Петра I с дворянами, однако, окончание всех рассказов одинаковое.

Пришли дворяне к царю с пышными длинными бородами и гордо поднятыми головами, а ушли безбородыми и растерянными. Некоторые представители знати пытались сопротивляться европеизации, но боясь попасть в немилость царя, в конце концов, подчинились его воле. Многие из обритых бояр, прятали свои обрезанные бороды и усы в карман и хранили их.

После, завещали своим родным положить их красу и гордость вместе с ними в гроб. Впрочем, самым упрямым «бородачам» было разрешено оставить бороду – при условии уплаты ежегодного налога.

Кроме отрицательного отншения к ношению бороды, Петр Великий привез из Европы и другие ценные познания, внедряя их у себя в царской России, Петр смог прорубить «окно в Европу». 

Источник: https://ekoshka.ru/odezhda-vo-vremena-petra-1/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector