Почему православные не поминают неверующих

Очень много и подробно говорится у нас о чувствах верующих – настало время сказать немного и о другой категории, вполне сравнимой численно с ними. Ее существование фиксируется любыми социологическими опросами, даже августовский номер «Журнала Московской Патриархии» (ЖМП) привел эти данные.

Почему православные не поминают неверующих

Андрей Десницкий

Оказывается, среди людей, называющих себя православными, лишь небольшая часть регулярно бывает в храме и приступает к таинствам, твердо при этом зная основные положения своей веры (цифры у разных социологов могут различаться, поэтому их не привожу).

Куда больше таких, кто заходит в храм от случая к случаю и в вере нетверд. Но что самое интересное, есть еще весьма значительная (до трети от всех записавшихся в православие) категория людей: в Бога они не верят, в загробную жизнь тоже, но считают себя православными.

Четверть века назад таких не было вовсе. Люди могли сказать: «я верующий, но в церковь не хожу» или «Бог у меня в душе». Но чтобы неверующий и православный? Нет, конечно, пекли блины на масленицу, красили яйца на Пасху, потому что это красивые народные обычаи. Выпивали-закусывали на церковные праздники, детей иногда крестили. Только православными себя не называли.

ЖМП рассматривает эту категорию в терминах «воцерковленности»: дескать, человек приходит в церковь постепенно, сначала он может лишь назваться православным, не имея даже осознанной веры.

Потом он постепенно эту веру обретает, а заодно воцерковляется: учится, как правильно поститься, молиться и какое слушать радио.

Примерно как в школе: первоклассник уже ученик, хотя еще ничего толком не знает.

Однако встает вот какой вопрос… Число неверующих православных достаточно велико и при этом стабильно, хотя активно воцерковляют их вот уже четверть века буквально по всем каналам, не исключая радио и телевидения.

Ну не могут это быть всё новые первоклассники, тем более, теперь ведь даже малых детей приобщают к вере в семьях, воскресных школах, православных гимназиях… Почему же многие взрослые так и остаются в первом классе вот уже который год?

Почему православные не поминают неверующих

sreda.org

Да просто не хотят многие из них воцерковляться. Им достаточно «прицерковиться»: там, наверху, что-то такое, конечно, есть, и попы что-то особенное умеют, и вообще не по-людски это, если дитя не крещено, а бабушку не отпели.

Русские мы люди или нет, в конце концов, есть же у нас свои святыни! Ну, и чтобы не болеть, чтобы удача была в делах – тоже помогает. Недаром крестики и прочие атрибуты так популярны у людей самой рисковой профессии – бандитов.

Почему православные не поминают неверующих

Фото Георгия Гупало http://gm-dar.livejournal.com

В этом нет ничего такого уж особо православного, точно так же в любом народе обращаются к традиционным святыням и обрядам. В последние месяцы мы еще раз убедились, что люди такого склада как раз бывают наиболее агрессивны в «защите поруганных святынь», и это вполне понятно.

Если человек всерьез относится к вере, он следует за Учителем, для него главное – самому жить по вере. А если кому нужно лишь правильное святилище, в котором квалифицированные профессионалы будут исполнять для него положенные обряды, то он за свои святыни и убить может.

Зато такая паства очень удобна. Она нетребовательна в главном и послушна во второстепенном, ей легко управлять, она абсолютно предсказуема.

А если она к тому же так удачно совпадает с «ядерным электоратом» правящей партии… можно попробовать на одну эту паству и опереться, а всех остальных, кто задает неудобные вопросы, пригласить на выход.

В истории мировых религий подобное происходило не раз, и среди нынешних православных немало есть сторонников именно такого решения.

Да, в конце концов, разве неверующие могут быть только среди паствы? Всякий человек со временем меняется, и вот юноша, горевший пламенной верой, мужает, проходит через различные послушания и служения, привыкает подчиняться и повелевать, видеть выгоду и находить компромиссы… Огонек веры наверняка еще горит в почтенном муже, которым этот юноша стал, но уже не он, а вполне земные расчеты определяют его слова и поступки. Что поделать, такова жизнь. И приход вокруг образуется соответственный.

Вера, по слову апостола, есть «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11:1). Она начинается с личного отклика на призыв «Брось всё и следуй за Мной», и никаких гарантий, как у Авраама или галилейских рыбаков.

А через какое-то время оглянешься – остались святыни да расписание богослужений, и главное — ничего тут не нарушить и не потревожить и потребовать у всех уважения к себе и своим святыням. Ничего такого особо ожидаемого, ничего невидимого.

Всё учтено, взвешено и измерено.

Еще вера – всегда очень личная. Это святыни можно почитать примерно одинаково, будь то гвоздь с Голгофы, волос из бороды пророка, зуб Будды или перо Кетцалькоатля.

А вот если ты веришь в Того, Кто был на Голгофе, если ты принес присягу верности не гвоздю и не зубу, а Ему как Царю и Богу (в православном крещении именно так и делают), ты не можешь Его почитать, как Кетцалькоатля – человеческими жертвами.

Придется разбираться, чему учил и к чему призывал именно Он, и как можно последовать Его словам здесь и сейчас, даже если следовать придется на Голгофу. А это уже совсем не так легко и удобно, как от врагов святыню защищать.

Только, воюя в мире земном по его правилам, много не навоюешь – кому принадлежат «все царства мира и слава их», Иисусу сразу диавол в пустыне показал (Мф 4:8). Что называется, заранее предупредил. Победа веры над неверием – это всегда торжество ожидаемого и невидимого, вопреки всем фактам и расчетам. И, как правило, обращена она внутрь и вглубь, а не во внешний мир.

Видимые плоды тоже обязательно будут, но не сразу, их статистически не измеришь и не похвастаешься ими. Просто однажды мир вокруг тебя станет немного иным. Зато этого уже никто не разрушит и не отнимет.

Оглядываясь на происходящее вокруг, я прихожу к такому для себя выводу. Православные неверующие – люди, у которых нет личной веры, или же эта вера настолько слаба, что не определяет ни слов их, ни поступков, и которые при этом считают себя православными – были, есть и будут, никуда от этого не деться.

Их будет достаточно много, чтобы именно по ним общество делало поспешные выводы о православии, чтобы именно на них опирались политики как на свой электорат. Уходить из-за них из Церкви – очень глупо, но и подстраиваться под них тоже не стоит.

Воцерковленность и вера – разные понятия, они соотносятся примерно так же, как соблюдение правил приличия и любовь. Одно не отменяет и не заменяет другого.

Пожалуй, за последние четверть века мы слишком успешно «воцерковляли» всё подряд, и теперь «воцерковленные» политиканство, некомпетентность, агрессия и многое иное, что стало слишком заметно окружающим, рушат репутацию Церкви, куда мы всё это натащили, слегка приукрасив привычными символами и тоненькой позолотой. И кабы речь шла только о репутации… мы же верим, что решается тут судьба людей в вечности!

Да, мы верим.

Да, вера живет и действует в нас, но как поделиться с другими нашей уверенностью в невидимом, как показать им осуществление ожидаемого? Не лучше ли объяснить им в сотый раз, что можно вкушать в нынешний пост и какой сегодня праздник? Уверен, что говорить стоит все же о Боге и людях, и применять к себе самим и к нашим ближним (уж какие есть) то, что написано в одной древней Книге. Если мы ее, конечно, читали…

Учитель, кстати, не говорил: «воцерковляйтесь», да и вообще не советовал заботиться о видимом и осязаемом. Он сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф 6:33).

  • В воскресение после смерти верят женщины, предприниматели, счастливые и военные – опрос
  • Протоиерей Дмитрий Смирнов: Церковь — как авокадо
  • Кто такие воцерковленные?
  • А было ли воцерковление?
  • Архиепископ Гродненский Артемий: Христианство — самая неудобная для человека религия

Источник: https://www.pravmir.ru/o-pravoslavnyx-neveruyushhix/

Зачем православные поминают усопших

На 9-й день после Пасхи Церковь особо вспоминает почивших христиан и предлагает в память о них помолиться, сделать что-то доброе, в том числе посетить и привести в порядок могилы. Такая традиция, хоть и привычна, но далеко не всегда понятна нашим соотечественникам, которые даже не представляют, зачем всё это нужно и что даёт почитание умерших.

Почему православные не поминают неверующих

Библия говорит о смерти двояко. С одной стороны, Бог смерти не сотворил, смерть — это трагедия и беда. Но, с другой стороны, Христос победил смерть, и, значит, для Его последователей, как бы это ни звучало парадоксально, смерть может стать началом новой жизни — жизни вечной.

Всем памятна история отпадения первых людей от Бога. Поддавшись искушению сатаны, Адам и Ева решили стать как Бог, стать равными Ему, стать независимыми от Него.

 Мы знаем, что первые люди нарушили заповедь Божью, вкусили плодов от «древа познания добра и зла» и вместо ожидаемой полноты жизни обрели смерть. Произошло примерно то же, что бывает с взбунтовавшейся командой на корабле.

Захватив судно, моряки радуются своей независимости и пускаются в самостоятельное плавание. Но без связи с большой землёй, без дополнительной помощи их путешествие будет длиться до тех пор, пока не кончатся горючее и еда.

Отказ от источника жизни автоматически приводит к тому, что существовать приходится за счёт ресурсов, содержащихся в самом себе, а они неизбежно иссякнут. Любой человек, проходя через период своего расцвета, достигает увядания и смерти.

Но самое страшное в истории грехопадения то, что после разрыва отношений с Богом жизнь людей перестала быть путём к Богу, она стала дорогой в никуда, в пустоту. Человек обрёл не просто телесную смертность, он обрёл безбожие, приводящее его в конечном итоге к кромешной мгле и одиночеству.

Те книги Библии, что составляют Ветхий Завет (повествования, составленные до рождества Христова), ничего хорошего о смерти не говорят.

До пришествия Спасителя Бог не дал древнему израильскому народу откровения о смерти, не открыл ее тайну, ибо открывать было нечего: смерть — это путь во тьму, в богооставленность.

Те языческие фантазии о смерти, что царили в мире, — про астральные миры, про переселения душ умерших, про царство мёртвых и т.д. — всегда были чужды Библии, как и сама идея заманивания людей в хорошие посмертные условия, условно именуемые раем. Библия говорит, что человеку хорошо там, где Бог, и плохо там, где Бога нет.

Рай, открытый нам в библейском откровении, — это не пир среди неописуемых красот, а встреча с Богом. Как младенцу важно только одно — чтоб мама его прижала к своей груди, обняла его, приласкала его, так и человеку по своему призванию надо только одно — иметь личное живое общение со своим Творцом.

С точки зрения Библии, ад и самые страшные мучения там, где Бога нет, где пустота.

Евангелия (жизнеописания Иисуса Христа, составленные очевидцами) открывают нам, что Спаситель ценой своей жизни и смерти в Своем воскресении восстановил потерянную связь человека и Бога.

Вопрос этот не простой, и объяснить его тут невозможно; но важно понять, что в этом и кроется одна из тайн христианской веры — Христос дал возможность Своим последователям, тем, кто идёт Его путём, ещё при жизни встретить Бога лицом к лицу и после смерти обрести полноту общения с Ним.

Смерть теперь не запечатывает автономию человека, его безбожие, как это было до Христа, а становится переходом к жизни вечной в Боге и с Богом. Это трудно понять, ещё труднее в это поверить, но такова вера христиан.

Коротко можно сказать так:

 Человек, поддавшись искушению, отпал от Бога и потерял возможность общения с Творцом. Смерть стала трагедией и горем, ибо за ней ничего не стояло, кроме страданий от безбожия и бессмысленности. Но Сын Божий, став человеком, пройдя этим путём и воскреснув, победил смерть, преобразовав ее в путь к Богу.

Православное учение о загробной жизни

Важно понимать, что под понятием «православное учение о загробной жизни» скрываются разные и достаточно разрозненные взгляды и мнения.

Строгого и развёрнутого учения о посмертии и загробной жизни у Православной церкви нет. Это понятно.

Читайте также:  Кого русские называли «девкой», а кого «девушкой»

Христианство — единственная в мире религия, которая предлагает своим последователям, ученикам Христа, вступить с Богом в такие земные отношения, которые не прервутся со смертью, но даже и обретут полноту.

У христианского взгляда на смерть и загробную жизнь несколько ключевых положений. Человек сотворён Богом как бессмертная богоподобная личность, способная к теснейшему общению с Творцом и проявляющая себя в телесной, душевной и духовной областях.

С древних времён такое понимание выражалось в воспринятии человека как составного существа, имеющего тело, душу и дух — как бы высшую часть души. Однако человек только тогда человек, когда он являет собой полноту и единство этих составляющих.

Дух — сердцевина человеческой личности, он — орган богообщения, который животворит душу и тело. Но человек по призванию тот, кому в удел дан наш тварный мир.

Люди созданы для жизни в мире, и поэтому не могут быть рассмотрены вне своих тел, которые, хоть и инструментальны по назначению, но все же являются частью человеческой природы. Душа без тела с христианской точки зрения — это неполный человек. Апостол Павел напоминал первым христианам:

«Тела ваши — суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога».

В смерти человек распадается: тело гибнет, душа идёт к Богу. Если при жизни человек доверял Богу, был верен Ему, следовал заповедям Христа, то встреча души человеческой с Творцом будет исполнением долгожданной радости. Если в сердце человека веры не было, то может так статься, что после смерти он и сам не пожелает встречи, она будет для него мучительна.

Как бы то ни было, но окончательное определение участи умерших может произойти только после так называемого всеобщего воскресения.

Из последней книги Библии, Апокалипсиса, мы знаем, что настанет день, когда Христос придёт судить мир, но перед этим Он всех умерших воскресит.

Каждый умерший вновь станет полноценным человеком со своим телом. Суд может быть совершён только над человеком в его целостности.

О поминовении усопших 

Все это и есть основа православного отношения к умершим и православной традиции молитвенного поминовения усопших христиан. Останки почивших благоговейно и даже с почестями хоронятся, над телами усопших совершается так называемое отпевание — прощание и молитвенное напутствие.

Православная церковь уделяет очень много внимания умершим христианам. На каждом богослужении так или иначе вспоминаются усопшие, о них молятся ежедневно и дома, в память и о них тоже совершается Таинство Причастия.

С точки богословской, что и отражено в богослужебной практике, отношение к почившим то же, что и к живым: их имена в молитвах перечисляются, можно сказать, подряд.

Для христиан такая традиция совершенно естественна, более того, она являет собой прямое следствие из библейского откровения, которое можно выразить словами: у Бога все живы.

Поминовение усопших, молитвы за них ярко свидетельствуют о Церкви как о единой большой семье, возглавляемой Богом, куда входят и ныне живущие христиане, и умершие, и ангелы.

Семейность отношений является одним из оснований для молитв за умерших.

Если нами кто-то любим, если нам кто-то дорог, то как же можно не вспомнить этого человека в молитвах и не испросить у Бога милости и прощения грехов?

  • Юрий Белановский,
    зам. руководителя Патриаршего центра
    духовного развития детей и молодёжи
  • при Даниловом монастыре в Москве

Источник: http://hram-kupina.ru/pominovenie-usopshix/zachem-pravoslavnye-pominayut-usopshix/

Почему нельзя заказывать панихиду и сорокоуст за некрещеных и неверующих?

Отвечает доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф.

В самом вопросе кроется неточность: молиться в храме не положено только о некрещеных, о неверующих молитвы не запрещены. Объясним сказанное. За некрещеных не столько запрещено молиться, сколько нет смысла: Крещение – это дверь в Церковь Христову, а потому все, что совершается в Церкви, совершается только для вошедших в нее.

Следовательно, если человек не крещен, значит он не имеет к Церкви никакого отношения, а потому молиться о нем нелогично.

Правда, при этом допускается возможность частной, домашней молитвы о тех, кто по тем или иным причинам еще не вошел в Церковь (например, по упорству воли), чтобы Господь смягчил их сердце и сподобил просвещения.

Относительно же неверующих можно сказать следующее. Если они крещены, но при этом не желают вести жизнь православных христиан: исполнять заповеди Божии, посещать храм, молиться Богу, в таком случае о них как раз положено молиться сугубо, чтобы Господь вразумил их и наставил на путь истины.

Подобное можно сказать и о тех, кто умер, будучи крещеным, но при этом далеким от Церкви. Молитва соединяет два мира: мир живых и мир умерших. В церковной традиции есть понятие о Церкви Небесной и Церкви земной, и именно молитва является связующим звеном между ними.

Вероятно, самым ярким доказательством важности молитвы об умерших мы можем найти в Ветхом Завете, во второй Книге Маккавеев. После одной из битв с иноплеменниками под хитонами падших в сражении иудейских воинов были обнаружены посвященные языческим идолам вещи, захваченные в качестве трофеев.

Поскольку подобное приобретение было явно греховным, то «сделалось всем явно, по какой причине они (иудейские воины) пали». И тогда все иудеи обратились с молитвой к Богу, «прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех».

Вождь иудейского народа Иуда Маккавей при этом даже послал особое приношение в Иерусалим, чтобы в храме «принесли жертву за грех» погибших, и, по слову Писания, он «поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении», то есть заботясь о прощении своих собратьев в день Страшного суда.

«Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (см.: 2 Мак. 12:39–45).

Так что молитва за неверующих, особенно усопших, не то что запрещена, но, наоборот, считается крайне необходимой для их душ.  

Источник: https://pravlife.org/ru/content/pochemu-nelzya-zakazyvat-panihidu-i-sorokoust-za-nekreshchenyh-i-neveruyushchih

О том что нельзя поминать еретиков на богослужениях в.ч. и литургии

Некоторые лица решили, что все кроме них не имеют истинной любви. Критерий любви следующий: те что не хотят поминать  в Таинствах в т.ч.

и за Литургией еретиков, сектантов и язычников – суть фарисеи, но это ошибочно так полагать так Апостол Любви Иоанн Богослов Духом Святым говорит нам: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и [Бог] даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился. Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.» (1-е Иоанна 5:16,17)

«Умякнуша словеса их паче елея, и та суть стрелы» (Пс.54:22). Так можно сказать о новоявленных экуменистах мнящих быть «добрее» Бога и его святых.

«Грех к смерти» и «грех не к смерти» — это понятия ключ к уразумению разницы в них — это фраза: «Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти». То есть, любой нравственно неправедный поступок (нарушение Закона Божьего в той или иной форме) есть «грех не к смерти».

Слова «всякая неправда» соответствуют нашему обычному пониманию слова «грех». Поэтому Иоанн и пишет, чтобы мы молились о согрешающих, чтобы у них открылись глаза и они пришли к покаянию. Тогда Бог даст им жизнь. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

» (1-е Иоанна 1:9)

Грех к смерти – это ересь, как говорит свт. Игнатий Б.: «Сущность всякой ереси – богохульство.», «Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи.

Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей.

» «Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам» (От Матфея 12:31)

Отсюда понятно что ЗА ЕРЕТИКОВ ЦЕРКОВНОЙ МОЛИТВЫ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ, покуда не покаются и не отрекутся от преждних заблуждений.

Кроме как общей фразой как в литургии Апостольских Постановлений: О внешних и заблуждших помолимся,   «Еще молимся Тебе… за внешних и заблуждших, чтобы Ты обратил их ко благу и укротил ярость их» (Собрание древних литургий. Вып.

I, СПб, 1874, стр. 109, 129). Но есть литургия верных где даже оглашенные должны выходить, а не то чтобы поминаться.

Кормчая, глав. 60.

святительское наказание новопоставленнымъ: «И не принеси приноса, въ Божии жертвенникъ, ни отъ неверныхъ, ни отъ еретикъ, ни отъ блудникъ, ни отъ прелюбодеи, ни отъ корчемника, ни отъ клеветника, ни отъ лжива послуха, ги отъ волхва, ни отъ потворника, ни отъ игреца, и злобника, или томящи челядь свою ранами. И кто будетъ отъ таковыхъ, а не покаются, ни емли у нихъ приноса. просфиры приноси отъ своихъ духовныхъ детей, ведая житие ихъ»

Апостольские постановления, кн. 3, гл.

8: «кто принимает от такового, обесславленного и отлученного от Церкви, и молится за него, решившего пребывать во зле и не желающего раскаяться когда-либо, тот сообщается с ним в молитве, и опечаливает отметающегося неправедных Христа, и одобряет их принятием недостойного подаяния, и вместе с ними оскверняется, не попуская им придти к покаянию, чтобы плакать и молиться Богу».

Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии, гл.46: «За кем она (Церковь) знает грехи смертные, тем не дозволяет приносить сих даров и, если они осмелятся принести, не принимает и отгоняет их вместе с дарами.»

Святитель Симеон Солунский: «Не следует священнику приносить жертву или творить поминовение о явно согрешающем и не кающемся, т.к. это приношение бывает им в осуждение… Священнику следует внимательно наблюдать, чтобы не от всякого желающего принимать приношение и не приносит о таких, которые грешат без всякого стыда, чтобы не быть осужденным вместе с ними».

Преп. Паисий Величковский: «об умерших без покаяния и в противлении Святой Церкви никак не следует совершать церковное поминовение. Дерзающий совершать о таких поминовение, воздаст за это страшный ответ в день страшного суда Его».

Свт.Симеон Солунский: «Далее — за православных царей, защитников благочестия, за спасение их и за христолюбивый народ.

После них, если служба совершается в обители, приносит частицы за начальствующего и прочую братию, а если в храме каком-нибудь, то за строителя его или за совершающего память и за собравшихся там, также за принесшего дары и за тех, за кого он принес дары.

Наконец, — за почивших во Христе, за весь священнический и иноческий чин. Далее — за всех верных, православно скончавшихся, и за тех, кого хочет или должен бывает иерей помянуть сам.»

Верными же считаются те, кто учавствует в жизни Церкви, воцерковленные: «80-е правило VI Вселенского Собора ясно указывает, что человек, избегающий церковного общения, должен быть отлучен от Церкви.

Три воскресных богослужения, пропущенных без серьезной причины, являются основанием для отлучения от Церкви. Причем, церковный обычай того времени подразумевал, на каждом богослужении верный христианин приступал к Причастию, если он не состоял в разряде кающихся.

Отцы VI Вселенского Собора взяли за минимальную норму одно посещение за три воскресенья.»

Просто читая святоотеческие труды сложно найти слова о необходимости соборной молитвы за иноверцев и еретиков. Зато противоположное мнение встречается очень часто. Например у свт. Игнатия Брянчанинова находим: «Относительно правила молитвеннаго — знайте, что оно для Вас, а не Вы для него, но для Господа. Почему имейте свободу с разсуждением.

При немощи убавляйте, при силе прибавляйте — то и другое с умеренностию и осторожностию; потому что мы крайне немощны, и окружены татями и убийцами отовсюду.

Когда Вы не бываете в церкви, то читайте правило, прописанное Вами: я его одобряю, по крайней мере до времени, когда окаянному моему сердцу, в случае вопрошения Вашего, известится — что изменить.

О еретиках воспрещено молиться, как бы о членах, принадлежащих к Церкви, почему и вынимать о них частицы, как изображения участия в Церкви — не должно, молиться же о обращении их — можно. Имеющий своего мертвеца, о нем плачет, о нем молится.

Заключенные в темницу преступники не могут принимать на себя ходатайства о других преступниках. Господь есть Любовь, и столько желает спасения всех, что мы и постичь не можем.

Читайте также:  Как изменился бы ссср, если бы сталин объединил северную и южную осетию

Предоставим этой Любви спасение наше — и всех, а с своей стороны постараемся о том, что зависит от нас — от очищении себя. Тогда этого достигнем, когда умрем ко всему. — Богу слава!»
Свт. Игнатий Брянчанинов. Письма к монашествующим.

Письмо N 79
Мможно посоветовать почитать дневниковые записи архиепископа Никона (Рождественского), как раз на эту тему: МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ ЗА ДУШИ САМОУБИЙЦ И ЕРЕТИКОВ? (см. здесь) Там все очень доходчиво разъяснено.

Православное заупокойное богослужение, как уже было отмечено ранее, является не только молитвою за усопших, но вместе и чествованием их от лица Церкви и молящихся. Церковь не отрицая возможности молитв за неправославных, не может допустить торжественного их чествования.

Поэтому-то и преп. Феодор Студит, не допуская открытого моления об еретиках, позволяет православным их сродникам молиться за таких «в душе своей».

Не напоминает ли эта формула и древней литургической формулы, восстановленной Собором 1918 года: «о нихже кийждо во уме своем поминание творит»

Митрополит Московский Филарет, строгий ревнитель Правил церковных, особенно боявшийся того, чтобы уступкою в утешение одних не произвести соблазна многих, считавший, что «обязанность не смущать и не соблазнять своих без сомнения выше обязанности делать угождение чужим», все же находил возможным в некоторых случаях делать уступку. На вопрос о возможности церковной молитвы за умерших лютеран, он отвечал: «Вопрос этот не очень удобен к разрешению. Вы хотите иметь основание к разрешению в том, что Макарий Великий молился даже о язычнике умершем. Дерзновение чудотворца неудобно обратить в общее правило. Григорий Двоеслов также молился о Траяне и получил известие, что молитва его не бесплодна, но чтобы он впредь не приносил таких дерзновенных молитв… Сделать дело не по правилу в утешение одного, но не без соблазна для многих, думаю, не было бы благовидно… Мы его не осуждаем: но его была воля остаться до конца вне пределов Православной Церкви. (Собрание мнений, дополн. том, стр. 186).

Патриарх Сергий (Страгородского) из Резолюции от 11 марта 1935 г. о возможности поминовения умерших инославных: «Многие склонны согласиться на поминовение за проскомидией и боятся возношения инославного имени на ектении, панихиде и вообще в слух присутствующих в храме.

На проскомидии-де, кроме священника и подающего записку никто ничего не услышит и не узнает, публичное же поминовение может соблазнить верующих и вызвать осуждение священнику. …Главное же, что такой, в сущности, обывательский совет в корне извращает церковное понятие о проскомидии и о поминовении на ней.

Для указанных советников проскомидия что-то вроде частной молитвы священника. Как будто на проскомидии он поминает только для себя и церковной общественности это поминовение не касается.

По церковному же нашему учению, проскомидия является наивысшим способом поминовения и именно общецерковного или церковно-публичного, когда за умерших молится вся Церковь, во всем «чине своем».

Частица вынутая за кого либо живого или умершего, потом должна лежать на дискосе вместе со Святыми Дарами, во время освящения последних и потом погружается в потир и, вместе с Телом Христовым, напаяется Его Кровию. Чрез это поминаемые делаются причастниками Святых Тайн и пользуются плодами такого причастия.

Таким образом, если поминовение на проскомидии не пустая проформа, никому ничего не приносящая, то поминать за проскомидией инославных значит допускать их до евхаристического общения, что возможно только после их присоединения к Церкви.

Это несравненно важнее, чем помолиться за инославного в частной требе, хотя бы и в слух других богомольцев. Недаром в древности помянники (диптихи) читались на литургии после «Достойно.» в слух всей Церкви и верующий народ ревниво следил за их содержанием, иногда громко требуя исключить из диптиха тех, кто запятнал себя ересью и внести тех, кто был известен своей стойкостью в православии. Вообще, в диптихи, т.е. к поминовению при литургии допускается только тот, кто скончается в недрах Православной Церкви и в мире с Нею.»

Святитель Афанасий (Сахаров): «О поминовении усопших по уставу православной церкви» (частично применим и к заздравному поминовению):

Совершение поминовения по православному чину (особенно совершение отпевания) есть открытое признание и засвидетельствование Церковью своего единения в вере скончавшимся членом ее и право на это внимание Церкви и ее особенно усиленное ходатайство перед Богом за умершего принадлежит только лицам, умершим в единении с Церковью по вере и жизни. Этим правом не могут и не должны пользоваться люди, нарушавшие это единство веры и умершие вне общения с Церковью, вне ее молитв и благодатных Таинств (Кальнев, Доклад, читанный в VI отделе Предсоборного присутствия в 1906 году).

Православное заупокойное богослужение имеет в виду умерших в истинной православной вере. Употреблять церковные молитвословия при поминовении неправославных безусловно невозможно. Как, напр.

, читать о католике или лютеранине молитву из последования по исходе души… аще бо и согреших, но не отступи от Тебе… и Троицу… православно даже до последнего своего издыхания исповеда? Как над усопшими неправославными самым неправославием своим лишившими себя права именоваться от Церкви «верными», петь обычный на панихиде общий канон за усопших, имеющий характерное краегранесие: «умирающим верным осмое плету пение»? Как произносить о неправославном ектенийные прошения, не поступаясь своею ревностью о православии? Святитель Феофан Затворник на вопрос: «спасутся ли католики?» отвечал: «Спасутся ли католики, я не знаю, но я знаю, что я вне православной Церкви не спасусь».

Завещание преподобного Феодосия Киево-Печерского, основоположника русского монашества, одного из величайших святых , написанное в 12 веке Киевскому Великому князю Изяславу как главе православного Киевского государства, а в лице его и всему народу Киевской Руси:
…Берегитесь, чада, кривоверов и всех бесед их, ибо и наша земля наполнилась ими.

Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры, лучшей, чем наша чистая и святая вера Православная. Живя в этой вере, не только избавишься от грехов и вечной муки, но и станешь причастником вечной жизни и без конца будешь радоваться со святыми.

А живущие в иной вере: в католической, или мусульманской, или армянской – не увидят жизни вечной. …Ибо Сам Бог в нынешнем веке изливает милости Свои не на христиан только, но и на неверных. О язычниках и иноверцах Бог в этом веке печется, но в будущем они будут чужды вечных благ.

Мы же, живущие в Православной вере, и здесь получаем все блага от Бога, и в будущем веке спасет нас Господь наш Иисус Христос.

Если скажет тебе противящийся: «Ваша вера и наша вера от Бога», то ты, чадо, ответь так: «Кривовер! Или ты и Бога считаешь двоеверным! Не слышишь ли ты, развращенный от злой веры, как говорит Писание: «Един Бог, едина вера, едино Крещение» (Ефес. 4,5). Не слышишь ли апостола Павла, глаголящего: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1,8).

Церковь не может молиться об отвергавших бытие Бога, открыто хуливших Церковь и ее веру, отрицавших Божество Господа Иисуса Христа и догмат искупления, хуливших Святого Духа и Святыя Таинства, и пребывающих нераскаянными в этих грехах. Не может быть также открытой церковной молитвы о самоубийцах согласно правилу Тимофея Александрийского,— как посягнувших на драгоценнейший дар Божий — жизнь.

Епископ Виссарион (Нечаев): «С приготовлением веществ, нужных для Евхаристии, соединяется поминовение членов Церкви, — святых, живущих на небесах во славе, потом живых и усопших, и при сем за каждый разряд сих членов изъемлютcя частицы из просфор и полагаются на дискосе возле Агнца.» http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323

Относительно того, можно или нельзя поминать на проскомидии крещенных, но не воцерковленных сказал еще блаженный Августин Иппоннийский (V век): «за весьма добрых они (имеется в виду частички вынутые на проскомидии) служат благодарением; для не совсем дурных они служат очищением от грехов; и хотя не приносят пользы совершенно злым, единственно по причине их упорства во зле, но за то служат утешением для живых» (Настольная книга для священно-церковно-служителей. С.В. Булгаков М. 1993г. т. I., ст. 889). Тоже самое пишут свв. Дионисий Ареопагит и Епифаний Кипрский. Святый Григорий Двоеслов представляет один из таких опытов, случившийся в его монастыре. Один брат за нарушение обета нестяжания, в страх других, лишен был по смерти церковнаго погребения и молитвы в продолжение тридцати дней; а потом из сострадания к его душе, тридцать дней приносима была безкровная жертва с молитвою за него. В последний из сих дней, усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему, и сказал: «доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен; ибо сегодня получил приобщение» (Бесед. кн. 4, гл. 55).  http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323 «Так велика сила молитв церковных за умерших пред безкровною жертвою. Надобно, однако, заметить, что не для всякаго умершаго они спасительны, а только для тех, которые отошли в другой мир с верою и покаянием во грехах. Самые тяжкие грешники не лишены надежды на облегчение их участи и даже совершеннаго избавления от мук адских, если умерли с истинным раскаянием. Молитвы за них ближних, в соединении с принесением безкровной жертвы, могут оживить в них семя добра, которое не успело раскрыться в них при жизни, — так что по смерти оно принесет некий плод, годный для житницы небесной.» http://www.klikovo.ru/db/book/msg/3323

Как видим Церковь из древних времен восприняла практику поминания на проскомидии не только постоянных прихожан, но и тех, кто был крещен, но не просвещен.

Источник: http://krestovayapustin.cerkov.ru/2014/09/24/o-tom-chto-nelzya-pominat-eretikov-na-bogosluzheniyax-v-ch-i-liturgii/

Почему у православных "все не по библии"? почему существуют молитвы за умерших?

Общие основания для молитвы об умерших те же: в Теле Христа нет на живых и усопших разделения и любовь всегда пребывает. Поэтому, мы можем молить Бога и за живых, и за усопших, как и усопшие праведники имеют возможность молиться о живущих: «И егдá от­вéрзе пя́тую печáть, ви́дѣхъ подъ олтарéмъ дýшы избiéн­ныхъ за слóво Бóжiе и за свидѣ́тел­ст­во, éже имѣ́яху. И возопи́ша глáсомъ вели́кимъ, глагóлюще: докóлѣ, Влады́ко святы́й и и́стин­ный, не сýдиши и не мсти́ши крóве нá­шея от­ живýщихъ на земли́?»  (Откр.6:10).

Христос сказал, что в будущем веке не простится только один грех — хула на Духа Святого «…

и и́же áще речéтъ слóво на Сы́на человѣ́ческаго, от­пýстит­ся емý: а и́же речéтъ на Дýха святáго, не от­пýстит­ся емý ни въ сéй вѣ́къ, ни въ бýдущiй» (Мф.

12:32), именно поэтому Православная Церковь никогда не забывает своей молитвенной заботой и бессмертные души умерших христиан и молится о прощении их грехов.

Наши усопшие ближние нуждаются в наших молитвах, ведь ни один человек не может, умирая, сказать: «Ктó похвáлит­ся чи́сто имѣ́ти сéрдце? или́ ктó дéрзнетъ рещи́ чи́ста себé бы́ти от­ грѣхóвъ?» (Прит. 20: 9).

Молитва за усопших всегда является непременной частью Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова.

Во Христе нет разницы между мертвыми и живыми: все христиане составляют единое Тело Христово, все они братья, обязанные любить друг друга и заботиться друг о друге: «Никтóже бо нáсъ себѣ́ живéтъ, и никтóже себѣ́ умирáетъ: áще бо живéмъ, Гóсподеви живéмъ, áще же умирáемъ, Гóсподеви умирáемъ: áще ýбо живéмъ, áще умирáемъ, Госпóдни есмы́. На сié бо Христóсъ и ýмре и воскрéсе и оживé, да и мéртвыми и живы́ми обладáетъ». (Рим. 14:7–9).

В Священном Писании есть ясные указания на то, что у еврейского народа существовал во все времена обычай преломлять хлебы об умерших «…

 и не прелóмятъ хлѣ́ба во стенáнiи и́хъ ко утѣшéнiю надъ мéртвымъ, и не дадýтъ и́мъ питiя́ чáши ко утѣшéнiю надъ отцéмъ и мáтерiю и́хъ». (Иер. 16:7) и подавать милость за усопшего, раздавая неимущим при гробах «…

 и да не зáзритъ твоé óко, внегдá твори́ти ти́ ми́лостыню: иждивáй хлѣ́бы твоя́ при­­ грóбѣ прáведныхъ, грѣ́шникомъ же да не дáси…» (Тов. 4:17).

Иуда Маккавей принес жертву за умерших воинов: «И сотвори́въ от­ мужéй собрáнiе ýтварей, я́ко двѣ́ ты́сящы дрáхмъ сребрá, послá во Иерусали́мъ при­­нести́ за грѣ́хъ [мéртвыхъ] жéртву, предóбрѣ и благо­чéстно творя́, о воскресéнiи помышля́я.» (2Мак.

12:43), а также по случаю кончины ближних было принято налагать на себя пост: «… и взя́ша кóсти и́хъ, и погребóша я́ въ дубрáвѣ я́же во Иави́сѣ, и пости́шася сéдмь днíй; …

Читайте также:  Как ежедневное посещение бани может повлиять на здоровье

и рыдáша и плáкашася, и пости́шася до вéчера о Саýлѣ, и о Ионаѳáнѣ сы́нѣ егó, и о лю́дехъ Иýдиныхъ и о дóмѣ Изрáилевѣ, я́ко избiéни бы́ша мечéмъ; … и прiидóша вси́ лю́дiе предложи́ти дави́ду я́сти хлѣ́бы ещé сýщу дни́.

И кля́т­ся дави́дъ, глагóля: сiя́ да сотвори́тъ ми́ Бóгъ и сiя́ да при­­ложи́тъ, я́ко áще не зáйдетъ сóлнце, не и́мамъ вкуси́ти хлѣ́ба ни инóго чегó…» (1Цар. 31:13; 2Цар.1:12; 3:35).

В книге Второзакония, 26 гл. 14 ст., говорится: «и не ядóхъ въ болѣ́зни мо­éй от­ ни́хъ, не при­­несóхъ от­ ни́хъ въ нечи́стое, нижé дáхъ от­ ни́хъ умéршему: послýшахъ глáса Гóспода Бóга мо­егó, сотвори́хъ, я́коже заповѣ́далъ еси́ мнѣ́». Следовательно, из оставшегося имущества можно было уделять на поминовение усопших.

У пророка Варуха находим: «Гóсподи вседержи́телю, Бóже Изрáилевъ, услы́ши моли́тву умéршихъ Изрáилевыхъ и сынóвъ согрѣши́в­шихъ предъ тобóю, и́же не послýшаша глáса Гóспода Бóга сво­егó, и при­­льпóша нáмъ злáя. Не помяни́ непрáвдъ отéцъ нáшихъ, но помяни́ рýку твою́ и и́мя твоé въ сié врéмя, я́ко ты́ Госпóдь Бóгъ нáшъ, и похвáлимъ тя́, Гóсподи» (Вар. 3:4–6).

Со времен апостолов Святая Церковь на каждой литургии молится о упокоении усопших православных христиан. В древнейшей литургии апостола Иакова, которая и поныне ежегодно совершается в Иерусалиме, есть молитвы об умерших.

Апостол Иаков поучал христиан так молиться об умерших: «Господи Боже духов и всякия плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их….

В Царстве Твоем, в наслаждениях райских, в недрах Авраама, Исаака и Иакова, святых отцев наших, откуда удалились болезнь, печаль и воздыхание, где зрится свет лица Твоего, и сияет свет непрестанный».

В римских катакомбах, где христиане хоронили своих мертвых с первых дней христианства, над их гробами сделаны надписи, в которых христиане выражают свои молитвы к Богу об умерших: «Господи, да никогда душа Венеры не будет омрачена. Антония сладкая душа, Бог да освежит тебя. Бог да освежит твою душу! Господи, прошу Тебя, да увидит он свет рая. Покойся спокойно». «Вечный свет тебе, Тимофей во Христе».

Мученически сгоревшим сделана такая надпись: «Да освежит, да прохладит Тот, Кому все возможно».

В Иерополе доныне хранится камень, под которым похоронен равноапостольный Аверкий, скончавшийся около 167 года. На этом камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод. Если бы у первых христиан не было молитв за умерших, то и равноапостольный епископ не завещал бы их.

Кроме этого, есть другие конкретные Библейские основания тому. Во-первых, прощение грехов есть не только в этом веке, но и в будущем: «…и и́же áще речéтъ слóво на Сы́на человѣ́ческаго, от­пýстит­ся емý: а и́же речéтъ на Дýха святáго, не от­пýстит­ся емý ни въ сéй вѣ́къ, ни въ бýдущi» (Мф. 12:32).

Значит, какие-то грехи могут прощаться в будущем веке, кроме хулы на Духа. Во-вторых, Бог может прощать грехи по просьбе и молитве других: «…И сé, при­­несóша емý разслáблена [жи́лами], на одрѣ́ лежáща: и ви́дѣвъ Иисýсъ вѣ́ру и́хъ, речé разслáблен­ному: дерзáй, чáдо, от­пущáют­ся ти́ грѣси́ тво­и́» (Мф. 9:2).

Здесь Христос по просьбе друзей простил человеку грехи и помог ему.

Вывод: раз Христос прощает грехи по молитвам других, а тем более по молитвам Своей Церкви и, если прощение грехов совершается не только в веке этом, но и в будущем, то Церковь и молится о своих усопших, чтобы Господь упокоил их душу и облегчил их участь. Ведь Он имеет ключи ада и смерти, и все в Его власти. Я знаю, о чем протестанты сразу думают и как это интерпретируют: это значит, что можно грешить сколько хочешь, а за тебя помолятся – и все. Нет, Церковь так не учит!

Такая мысль – обольщение дьявола. Молитвы об усопших вовсе не дают оснований для греховной жизни. «Вóлею бо согрѣшáющымъ нáмъ по прiя́тiи рáзума и́стины, ктомý о грѣсѣ́хъ не обрѣтáет­ся жéртва…» (Евр. 10:26).

Так успокаивают себя только далекие от Церкви и Ее Духа люди, которым хочется и здесь пожить в удовольствие, и в небо попасть. Таким молитвы никакие не помогут, такой человек самоосужден. Можно спросить, зачем же тогда молиться о таких? Ведь часто известно, что человек жил в грехе, но его отпевают.

Если мы не знаем, грешил ли человек к смерти и каялся ли он перед смертью, то мы должны о нем молиться. Священник отпускает усопшему только те грехи, в которых он перед смертью раскаивался, но в которых не успел исповедаться. Не молится Церковь только о самоубийцах и еретиках, потому что в этих случаях всегда известно, что человек умер без покаяния.

Нам Писание велит не судить никого, тем более, прежде времени.

Молитва же никогда не помешает и не будет грехом, и если направлена о человеке, которому она уже не поможет, то она все равно не будет напрасной и к нам вернется подобно миру, который возвращается к нам, если направлен был к недостойному человеку «и áще ýбо бýдетъ дóмъ достóинъ, прiи́детъ ми́ръ вáшъ нáнь: áще ли же не бýдетъ достóинъ, ми́ръ вáшъ къ вáмъ воз­врати́т­ся…» (Мф. 10:13).

Мы ведь молимся о спасении всех людей и, тем, кто жил на земле достойно, молитвы Церкви обязательно помогут; дело Церкви – просить о всех людях.

Ап. Павел молится об Онисифоре, которого уже не было в живых: «…да дáстъ емý Госпóдь обрѣсти́ ми́лость от­ Гóспода въ дéнь о́нъ: и ели́ко во Ефéсѣ послужи́ ми, дóбрѣе ты́ вѣ́си» (2 Тим. 1:18).

Эта краткая молитва по своему смыслу идентична современной частой молитве, которой молятся православные: «Царствие ему Небесное» или «упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего».

А о том, что Онисифора уже не было в живых, говорит то обстоятельство, что семье его Павел желает милости от Бога в этой жизни, а самому Онисифору – в будущей. К тому же приветствие Ап.

Павел передает не ему самому, а его семье «…

да дáстъ [же] ми́лость Госпóдь ониси́форову дóму, я́ко мнóгажды мя́ упокóи и вери́гъ мо­и́хъ не постыдѣ́ся; Цѣлýй приски́ллу и аки́лу и ониси́форовъ дóмъ» (2 Тим. 1:16; 4:19).

Также и Соломон молится об отце своем Давиде, которого на тот момент уже не было в живых: «Помяни́, Гóсподи, Дави́да и всю́ крóтость егó» (Пс. 131:1). Можно привести еще один пример из Писания, где Иуда Макавей со своим войском конкретно молит Бога об убитых: «…

На ýтрiе же прiи́де со сво­и́ми Иýда, да, я́коже подобá­ше, тѣлесá пáдшихъ вóзметъ и со срóдниками положи́тъ во гробѣ́хъ отéческихъ. Обрѣтóша же у ко­егóждо от­ умéршихъ подъ ри́зами убiéн­ныхъ от­ дарóвъ и́доль­скихъ, я́же во Иамнíи, о ни́хже закóнъ запрещá­ше Иудéомъ, всѣ́мъ же я́вѣ бы́сть, я́ко сея́ рáди вины́ тíи падóша.

 Вси́ ýбо благослови́в­ше прáвый сýдъ Госпóдень, я́ко тáйная сотвори́ явлéна, къ молéнiю обрати́шася моли́в­ше, да сотворéный грѣ́хъ весьмá изглáдит­ся: дóбль­ствен­ный же Иýда моля́ше людíй, да сохраня́тъ себé от­ грѣхá, очи́ма ви́дяще бы́в­шая пáдшихъ за грѣ́хъ.

 И сотвори́въ от­ мужéй собрáнiе ýтварей, я́ко двѣ́ ты́сящы дрáхмъ сребрá, послá во Иерусали́мъ при­­нести́ за грѣ́хъ [мéртвыхъ] жéртву, предóбрѣ и благо­чéстно творя́, о воскресéнiи помышля́я. А́ще бо пáдшымъ востáти не чáялъ бы, изли́шно бы́ло бы и всýе о мéртвыхъ моли́тися.

 Ктомý взирáющь, я́ко во благо­чéстiи усóпшымъ изря́днѣйшая уготóвася благодáть: преподóбное и благо­чести́вое помышлéнiе: от­онýду же за умéршихъ молéнiе сотвори́, я́ко да от­ грѣхá очи́стят­ся» (2 Мак. 12:39-45). 

Это — историческое свидетельство того, что иудеи, даже в Ветхом Завете тоже молились Богу об умерших.

 Помимо этого, остались весьма богатые свидетельства ранней Церкви о том, что первые христиане молились об умерших.

Во всех древних Литургиях, как то в литургии св. Апостола Петра и евангелиста Марка, Ап. Иакова, святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого, в чине римском и требнике св. Григория Великого мы находим молитвы об умерших.

Так, в литургии Ап. Иакова содержится такая молитва: «Господи Боже духов и всякие плоти, помяни православных, которых мы помянули, от праведного Авеля до нынешнего дня; Сам упокой их… в Царствии Твоем, в наслаждениях райских…».

Как мы объясним то, что сам Апостол Иаков написал это и Церковь уже в I-ом веке так верила и так молилась?  Варжанский приводит еще один интересный факт: «В Иерополе доныне хранится камень, чудесно перенесенный из Рима по желанию равноапостольного Аверия, скончавшегося около 167 года.

Под этим камнем похоронили равноапостольного Аверия, и на камне выбиты слова святителя, в которых он просит помолиться о нем весь синод». Святой Кирилл Иерусалимский (IV в.

), изъясняя литургию Иерусалимской Церкви, говорит: «Потом поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, Апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше; потом молим о преставившихся святых, отцах и епископах и, вообще, о всех из нас, прежде почивших, веруя, что превеликая будет польза душам, о которых моление возносится, в то время, как святая предлежит и страшная жертва». Святой же Киприан пишет: «Будем взаимно памятовать друг друга… будем всегда и везде молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо), по благоволению Божию, да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет возноситься пред милосердие Отца молитва за наших братий». Т.е. то, что Церковь с самого начала молилась умершим в Господе и за умерших – это факт. 

Цитаты по «Православно-догматическому богословию», том II, а также Варжанский «Доброе исповедание». – Москва, 1998,

Жития святых приводят многие случаи, когда умерших грешников избавляла от муки частная молитва их близких.

Но во всех случаях она была связана с подвигом, с самоотвержением, соединена с постом, бдением и милостынею.

Особую благодать молитвы за умерших имели именно те, кто трудил­ся во всех этих добродетелях — отцы-пустынники Макарий Великий, Паисий Великий, Павел Препростый, Христа ради юродивый Андрей и другие.

В среде христиан издавна вошло в обычай молиться об избавлении от мук умерших без покая­ния преимущественно двум святым — прп. Паисию Великому и св. мч. Уару. Их жития содер­жат замечательные примеры истинной молитвы к Богу.

Преподобный Паисий, всю жизнь трудив­шийся в иноческих подвигах, не желал иметь ника­кого воздаяния за них ради того только, чтобы была избавлена от наказания душа молодого греш­ника.

И Господь милостиво принял бдения и слезы Своего раба, явившись ему: О угодниче мой, добро есть, любви Моей подобяся, печешися о греш­ных, изволяяи муки прияти за их избавление.

Нам нужно помнить еще об одном необходимом условии. Часто бывает, что усопший отошел от жизни во вражде, кого-то не простив или сам будучи не прощен теми, кого он обидел.

И если пре­грешение это велико и требует исправления делом, то до самого исправления могут не принести поль­зы и разрешательные молитвы, и приношения за душу покойного. Поэтому близким следует хотя бы теперь смириться со всеми врагами, удовлетворить обиженных, простить обидевших.

Известно, как слезно царь Феодосии Младший просил прощения у гроба св. Иоанна Златоуста — не за себя, но за свою мать, царицу Евдоксию, неправедно изгнав­шую святителя.

Подобно сему и русский царь Алексей Михай­лович перед мощами митрополита Филиппа просил прощения от лица виновного в его убийстве царя Иоанна Грозного.

А вот пример еще более достойный подражания. Когда в IV веке по Рождестве Христовом во время языческого мятежа в сирийском г. Апамее был убит епископ Маркел, то его родные Христа ради про­стили убийц, уговорив судей не предавать их казни.

О чрезвычайной важности прощения врагов говорит и следующее правило, которое Номоканон возводит к самому апостолу Павлу: если два чело­века имеют между собою вражду и один из них умирает, то другой на год отлучается от причастия Св.

Тайн и в качестве епитимии должен сорок дней ходить на могилу умершего, говоря: Прости мя, брате, а тебя Бог простит (Номоканон).

(Косвенное указание на то, что в 40-й день душа умершего предстанет на частный суд пред Богом и если епитимия будет исполнена, то эта душа получит облегчение.)

Источник: https://subscribe.ru/group/tainstva-pravoslavie/5852105/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector