Почему православный дом лучше освятить женщине

С ощущением дискомфорта в родном доме или квартире может однажды столкнуться каждый. Священник Валерий Духанин – один из авторов тематического портала Православие.Ru – рекомендует в таких случаях освятить жилище.

Зачем нужна процедура освещения

Как рассказывает Елена Левкиевская в своей статье «Освящение», подобная процедура сакрализации пространства и объектов существует в большинстве религий. В православии освящение жилища – это знак того, что семья, в нем проживающая, решила отныне жить с Богом.

То есть в соответствии с христианскими традициями и законами. Таким образом следует понимать, что само по себе освящение дома или квартиры не избавит вас раз и навсегда от проблем.

Ведь освященное жилище – это своего рода храм, в котором жить и вести себя надо подобающим образом.

Кто может провести освящение

Существует поверье, что освятить жилище может только священник. Это не так. Как рассказывает священник Александр Ермолин, провести обряд может практически любой православный человек.

Главное – это его искренняя вера в Бога и стремление впредь жить по христианским законам. Но первое, с чего стоит начать, — это с себя.

Прежде, чем освятить жилище, человеку следует освятить себя, то есть посетить церковь, исповедаться и причаститься.

Как освятить квартиру или дом

Прежде, чем проводить обряд, рекомендуется навести порядок в квартире или доме и помолиться Николаю Угоднику. Лучше, если в помещении не будет никого из посторонних.

В каждой комнате поставьте церковную свечу, по возможности так, чтобы ее пламя «заглядывало» даже в самые укромные уголки.

Еще одну зажженную свечу возьмите в руки и обойдите квартиру, читая в каждой комнате «Отче наш» и осеняя ее крестным знамением. После этого дождитесь, пока свечи догорят и проветрите помещение.

Также для освящения квартиры можно использовать святую или крещенскую воду. Процедура аналогична вышеописанной, но только вместо свечи используется плошка со святой водой. В каждой комнате окуните в нее кисточку и перекрестите ей помещение, разбрызгивая воду. Перед выходом из каждой освященной комнаты надо трижды перекреститься и поклониться.

Как часто надо проводить освящение

Вообще процедуру освящения жилища проводят один раз. Этого достаточно. Время от времени рекомендуется проводить «чистку» помещения от отрицательной энергии. Лучше, если это сделает женщина – «хранительница очага». Процедура заключается в обрызгивании стен помещения святой водой и чтении молитвы.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/213429686

Почему нельзя освящать дом: 7 причин

Освящение дома — особый обряд, с помощью которого можно изменить жизнь к лучшему и защититься от негатива. Однако существуют причины, по которым этого делать не следует.

Часто мы слышим, что не освященный батюшкой дом — жилище дьявола, но так ли это? Ведь есть причины, по которым, в силу обстоятельств, этот ритуал проводить нельзя. Мнения на этот счет разделяются.

Однако все священнослужители единогласны во мнении, что там, где нет должной веры, не поможет ни освящение, ни иконы, ни церковные свечи.

Поэтому прежде чем задумать освящение своего дома, обсудите свое решение с домочадцами и обязательно учитывайте их мнение на этот счет.

7 причин, по которым нельзя освящать жилище

Причина первая — собака в доме. Многие священники считают помещение, в котором обитает собака, нечистым, и отказываются освящать дом. Это связано с поверьем, что собака нарушает баланс энергии и оскверняет святыни и иконы, расположенные в доме. Многие считают, что освящать такие помещения бесполезно, ведь собака никуда не денется, а своим присутствием она сводит на нет все приложенные усилия.

Причина вторая — вещи с тяжелой энергетикой. Любой предмет несет в себе информацию. Она накапливается годами и может быть как положительной, так и отрицательной. Но есть некоторые вещи, которые невозможно выбросить — это может быть какой-то памятный предмет, дорогой человеку.

Вряд ли он захочет с ним расстаться, а на все уговоры чаще всего просто махнет рукой. Освящение — это избавление от негативной информации и как бы переписывание всей энергетики. Но если у вас есть вещи очень старые, то удалить с них информацию практически невозможно.

Именно поэтому дом не стоит освящать до тех пор, пока в нем находятся такие вещи.

Причина третья — некрещеные домочадцы. Дом, освященный батюшкой, не приблизит вас к религии и не даст вам никакой защиты, если вы не верите в происходящее. Тем более, если в доме находится человек, который не является сторонником православия. В таких случаях ритуал освящения проводить не стоит из уважения к православной религии и ее канонам.

Причина четвертая — несогласие кого-то из домочадцев. Освящение помещения вещь сугубо добровольная и совершается лишь при добровольном согласии всех проживающих в доме. Если кто-то отказывается от такого обряда, ссылаясь на различные причины, стоит повременить с освящением. Ведь неверие и неприятие этого действа не принесет ни счастья, ни комфорта остальным членам семьи.

Причина пятая — покойник в доме. Считается, что обряд освящения нельзя проводить, если в доме умер человек и не прошло сорока дней после его смерти. Обряд стоит совершать только после того, как душа отправится на Небеса и там предстанет перед Высшим Судом.

Причина шестая — присутствие в доме представителей другой религии или иного культа.

Если в доме, помимо православных, проживают люди, поклоняющиеся другим Богам, то ритуал точно проводить не стоит.

Конфликт вероисповеданий может стать камнем преткновения и спровоцировать разлад в семье. Поэтому вам стоит заранее обговорить со своими домочадцами пользу проведения обряда освящения.

Причина седьмая — люди, практикующие магию.

Если в вашем доме есть те, кто использует не христианские обряды, а также предсказывает будущее, гадает на картах и всячески пытается изменить свою судьбу, то вряд ли освящение приведет к счастью.

Все священники выступают против подобных занятий из-за того, что только Богу угодно вести нас дорогой жизни, и жизнь дана для того, чтобы прожить ее праведно, не используя уловок и ритуалов.

Таким образом, перед тем, как пойти на ответственный шаг и попросить Высшие Силы о защите своего дома, стоит учесть многие факторы. Помните, что этот ритуал не обязателен и несет сугубо индивидуальный характер.

Если вы готовы к освящению, то обговорите с батюшкой все нюансы, чтобы потом у вас не возникало разногласий ни с ним, ни с вашей семьей.

 Желаем вам счастья и процветания, и не забывайте нажимать на кнопки и

Чистый четверг — четвертый день Страстной недели, связанный со множеством традиций и обычаев. Чтобы должным …

В Пасхальную неделю жизнь наша насыщается радостью и светом Божьим. Многие часто задаются вопросом о …

Как и большинство православных событий, Рождественский пост подразумевает определенные ограничения. Необходимо соблюдать их, чтобы в …

Бракосочетание — один из самых важных эпизодов в жизни человека, но существуют дни, на которые …

Источник: https://dailyhoro.ru/article/pochemu-nelzya-osvyaschat-dom-10-prichin/

Для чего мы освящаем свои дома и квартиры

В чем смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению.

Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь и т. д.

И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы.

Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Церковь все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Почему необходимы обряды освящения

Жизнь, здоровье и благополучие людей в значительной мере зависят от состояния окружающей их природной и духовной среды. Губительные для людей последствия экологических катаклизмов, связанных с заражением и разрушением окружающей природы, имеют не только видимые, внешние, физические причины, но и причины невидимые, духовные.

Среди духовных причин, лежащих в основе всех явлений природы, а также явлений социальных и государственных, таких как революции, войны и различного рода глобальные перестройки, святая Церковь выделяет прежде всего религиозность народной жизни. Какова степень религиозности, каковы нравственность и поведение людей, таковы и состояние видимой природы, и ход истории. Люди грешат, удаляются от Бога, извращая свой нравственный порядок, и, как следствие, он портится и в мире.

Впервые это произошло после грехопадения наших прародителей Адама и Евы, нарушивших единственную данную им заповедь Божию. Человек согрешил, и в результате изменился весь мир, созданный Богом для человека: в мир вошло разрушение, болезни, скорби, тление, смерть. Господь изрек Адаму и Еве после грехопадения: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою… Адаму же сказал: …проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:16-17).
Праведный Иоанн Кронштадтский пишет, что обряды освящения «вызываются крайней потребностью самой природы или естества стихий и потребностью самих людей, живущих в воздушном пространстве и имеющих непрестанную нужду в водной стихии», в огне и в земле. «Вся природа, все стихии непрестанно оскверняются и растлеваются человеческими грехами и темными и лукавыми духами, живущими в воздухе и порождающими в нем всякие тлетворные веяния и болезни. Является неотложная потребность церковного освящения и оздоровления этих стихий».

Почему так важно освящать дома в наше время

По учению святых отцов Церкви, нечистый дух, диавол, князь тьмы и ада, дух злобы, враг рода человеческого, до самого второго пришествия Христова господствует в воздухе. Славянское же слово воздух имеет несколько значений.

Это и атмосфера земли, в которой мы физически существуем; это и эфир, переполненный сегодня как никогда радиоволнами, сигналами телевидения, сотовой и радиосвязи; это, наконец, и то, что современные язычники и иудеи называют астралом – область духовных видений и контактов, в которой как нигде пребывает и господствует диавол с легионами нечистых духов.

Телевидение, пресса и радиовещание, антихристианские по духу, развращающие сегодня русский народ хуже всякого вина и водки, стали главными источниками духовной пищи русских людей.

Сегодня практически в каждом доме поставлена в красный угол «голубая икона» диавола – телевизор, перед которым часы напролет проводит население России, словно пребывающее в наркотическом сне, загипнотизированное и программируемое на самоуничтожение и вымирание.

Через эфир и астрал наши дома, квартиры, автомобили заполнили бессчетные легионы бесов: духи агрессии, злобы, мести, бесстыдной страсти. Люди уже не в состоянии понять, как их семейное и жизненное благополучие разбивается при помощи досконально разработанных технологий разрушения традиционной системы ценностей, этики, нравственности.

Мало кто сегодня способен связать непослушание детей, их пристрастие к алкоголю и наркотикам, бесконечные разводы молодых и немолодых семейных пар с присутствием в их доме настоящего врага – телевизора, радиоприемника, бульварной газеты, умело подтачивающих ядом пошлости и разврата мораль общества, семьи, через насаждаемый культ удовольствия, влекущие к погибели все новые и новые души.

Поэтому сегодня благодать Божия, подаваемая через обряды освящения, в частности, через освящение наших домов, особенно нам необходима, чтобы помочь нам защитить, сознательно оградить себя от вирусов греховного соблазна и духовного разложения, проникающих в наши жилища.

Спасет ли нас освящение дома само по себе

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другие, включая святейшее причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».

То же самое можно сказать и об освящении жилища. Дом, в котором главенствует пустое, праздное препровождение времени, подобен дому со светящимися окнами во время ночного налета вражеской авиации.

Современное телевидение, пресса и радиовещание совершенно диавольским образом, под видом развлечения и удовольствия, отдаляют нас от нашего Отца небесного, от Того, в Чьей руке вся наша земная жизнь и жизнь будущего века.

Поэтому никакое освящение не будет иметь смысла и не будет благотворно влиять на нашу жизнь, если в воздухе наших квартир и домов будут, в частности, безраздельно господствовать бесы теле- и радиовещания.

В минуты постигшего нас несчастья, чтобы умилостивить районного судью и прокурора, от которых зависит наша участь или участь наших близких, преступивших уголовный закон, мы готовы пожертвовать и последними деньгами, и многим другим, а преступая закон Божий, неужели мы думаем, что, если мы будем и дальше раздражать Господа своим безверием и увеселениями с бесами, то Он будет милостив к нам? Нет. Развратник и богохульник своим отступлением от Бога и от Его заповедей совершает над собой самый страшный суд – остается без Бога наедине с диаволом и его слугами, которым только и нужна его душа, а точнее, ее падение и погибель.

Будем помнить, что освящение дома – это и защита его от всяких бедствий, и благословение на добрые дела и на охранение нашего жилища от всего злого, противного Богу; благословение на то, чтобы мы не уходили от Бога и старались направлять нашу жизнь не по тем законам, которые внедряет в человеческую жизнь враг рода человеческого, но по Закону Божьему.

Чин освящения нового дома

Читайте также:  «белый террор» в гражданскую войну: в каких случаях это происходило

По Закону Божиему живет и движется весь созданный Богом мир. Поэтому без благословения и помощи Божией ничего по-настоящему ценного, важного, благого, полезного сделать невозможно. Сам Спаситель в Евангелии сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5).

И пророк Давид говорит: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс. 126:1).
Наши предки знали об этом. «Без Бога – ни до порога», – говорит русская пословица.

Они часто молитвенно обращались к Богу, призывая благословение на всякое свое начинание. Поэтому и жилища христиан издревле освящались молебными пениями и священнодействиями.
Православная Церковь освящает новые дома по примеру освящения храмов Божиих.

Еще при начале постройки дома в его основание закладывается крест, в самом доме устанавливаются святые иконы как знамения (знаки) благодатного пребывания Господа и святых в христианском жилище.

В доме христианина Церковь разрешает совершать все виды своего богослужения за исключением Божественной литургии и таинства священства. Она не возбраняет вносить в каждый христианский дом, в известных случаях, святейшее и всеосвящающее Тело и животворящую Кровь Христову.

Для благословения и освящения христианского дома и очага с древних времен существуют особые молебные чины. При начале сооружения дома совершается малое освящение воды и читаются молитвы «на основание дому», содержащиеся в Требнике. В Требнике изложен и чин освящения нового дома.

К этому чину могут быть добавлены при освящении дома молитвы «О храмине, стужаемой от злых духов» и молитва «Над пещию». Первая молитва, как это следует из названия, носит заклинательный характер, она употребляется при освящении тех домов, «которые терпят козни и напасти злых духов» (Новая Скрижаль).

Вторая молитва читается для освящения очага – важнейшей части христианского жилища, связанной с приготовлением трапезы.

Перед освящением нового дома совершается малое водосвятие, либо священник приходит в дом, принеся с собой святую воду. В доме заранее поставляется стол, покрытый чистой скатертью, на него ставится сосуд со святой водой, небольшой сосуд с обычным, неосвященным елеем (растительным маслом), полагаются Евангелие, крест и возжигаются свечи в подсвечниках.

На каждой из четырех стен заранее изображается крест – в ознаменование покрова и твердого ограждения, избавления и сохранения крестной силой от всякого зла и беды, от врагов видимых и невидимых.

После возгласа «Благословен Бог наш…» и обычных начальных молитв читается 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго…», в котором Церковь ободряет будущих жильцов, говоря, что они будут жить в новом доме своем под кровом Бога небесного и что под сенью Всемогущего им не страшны будут ни ужасы в ночи, ни стрелы, летящие днем.

«Не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему», – восклицает пророк (Пс. 90:10).
Затем поется тропарь (краткое церковное песнопение), в котором говорится о том, что некогда Спаситель, войдя в дом Закхея, даровал спасение ему и всем домашним его. Так и ныне вместе со служителями Христовыми в новый дом входят Ангелы Божии.

Церковь просит Господа подать мир дому сему и милостиво благословить его, спасая и просвещая всех, кто собирается жить в нем.

Обратившись к востоку, священник произносит: «Господу помолимся», «Господи, помилуй», – отвечают ему, и он читает молитву, близкую по содержанию пропетому перед этим тропарю.

Он молится Спасителю, изволившему войти в дом Закхея и даровавшему спасение всему дому его, благословить новоустроенное жилище и сохранить тех, кто будет жить в нем, от всякого зла, изобильно подавая им на пользу все блага Господни.

В следующей затем тайной молитве (то есть, молитве, читаемой не вслух, а про себя) священник просит Господа, чтобы Он даровал дому спасение, как принес его в дом Закхея, чтобы благословил этот дом, как благословил некогда дом Лавана приходом в него Иакова, дом Пентефрия – приходом в него Иосифа, Аведдара – внесением в его дом ковчега. (Об этих событиях повествуется в Библии, в книге Бытия, гл. 30, стихи 2-30; гл. 39, стихи 1-5 и во 2-й книге Царств, гл.6, стихи 10-12.) Он молит Спасителя ниспослать будущим обитателям нового дома благословение с высоты жилища Своего, оградить их страхом Божиим, защитить «от сопротивных» и умножить «вся благая в доме сем». В конце молитвы иерей возглашает: «Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Присутствующие отвечают: «Аминь».

В этом месте чинопоследования к нему может быть присоединена молитва «Над пещию».

В ней священник призывает на помощь для защиты домашнего очага от врагов видимых и невидимых – Ангелов, хранителей христиан, и всех святых Божиих, в том числе священномученика Киприана, которому некогда бесы служили в искусстве волшебных козней и который, уверовав во Христа, начал восставать против них и побеждать их (Новая Скрижаль).

Затем священник трижды осеняет крестом елей во имя Пресвятой Троицы и читает молитву над елеем, в которой просит Бога ниспослать Пресвятого Духа на елей и освятить его, чтобы он был во освящение месту сему и построенному на этом месте дому для прогнания «всяких сопротивных сил и сатанинских наветов».

После прочтения молитвы священник окропляет святой водой весь дом (каждую комнату кропит со всех четырех сторон), молясь: «Окроплением воды сей священныя в бегство да претворится все лукавое бесовское действо».

Затем крестообразно помазывает 4 главные стены дома (в тех местах, где был начертан ранее крест) святым елеем, произнося слова: «Благословляется дом сей помазанием святаго елея сего, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь».

Перед каждым начертанным на стенах крестом возжигают свечи, воздавая этим честь Честному Животворящему Кресту Господню, «который есть щит, оружие против диавола и знамение победы над ним,… печать, чтобы не коснулся нас «ангел погубляющий» (Исх. 12:23) и… древо жизни вечной.

В стихире, которую поет хор, содержится моление ко Господу благословить сей дом, исполнить его земных благ и сохранить его будущих обитателей «от всякого злаго обстояния» и даровать им изобилие небесного и земного благословения.

Затем священник читает Евангелие (Лк. 19:1-10), где повествуется о посещении Спасителем дома мытаря (сборщика налогов) Закхея, который, хотя и был человеком грешным, но так сильно захотел увидеть Господа, что влез на дерево.

В ответ на ропот тех, кто говорил, что Иисус зашел в дом грешного человека, Христос сказал о Закхее и о его доме: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Этот отрывок из Евангелия Церковь предлагает жителям нового христианского дома, радостно возвещая, что ныне спасение пришло и их дому и что Господь всегда приходит в дом к тому, кто жаждет Его видеть.

Затем читается псалом 100, в котором содержится наставление о том, как нужно вести себя в новом доме. Размышляя о пути непорочном, царь Давид говорит: «Буду ходить в непорочности моего сердца посреди дома моего» (Пс. 100:2).

После чтения псалма произносится ектения. В ней, помимо обычных прошений, есть и прошения о благословении дома.

Все присутствующие молят Владыку жизни нашей, чтобы Он послал Ангела хранителя, стража новому дому, сохраняющего всех, «в нем благочестно жити хотящих», от всякого зла и наставлющего их к деланию добродетелей, к исполнению заповедей Христовых. Просят и о том, чтобы Господь сохранил всех их от голода, всяких смертоносных ран и даровал им здоровье и долгоденствие.

Источник: https://azbyka.ru/dlya-chego-my-osvyashhaem-svoi-doma-i-kvartiry

О жилище православного христианина

№24 (201) / 22 июня ‘02

Цветник духовный

В нашей жизни нет ничего случайного и ничего незначительного. Тем более важно то место, в котором мы проводим большую часть отпущенного нам времени. Место, к которому мало кто относится равнодушно и, в то же время, мало, кто чувствует к нему благоговение. Если бы каждому дано было видеть, сколь много в духовной жизни зависит от того, как содержим мы свой дом.

Нам, священникам, приходится бывать в ваших домах, дорогие братья и сестры. Вы просите освятить их, когда начинаете чувствовать определенный дискомфорт. Не замечали ли вы, когда в доме не прибрано, то никакое дело не спорится, и что-то как будто душу тяготит.

Но стоит убраться, привести все в порядок, и появляются силы, и уходят тягостные мысли. Так же бывает тягостно, если дом не освящен. Кто зовет священника по просьбам своих родных, близких, кто сам, чувствуя, что в квартире неуютно, не устроено и тяжело находиться.

В чем заключаются здесь основные проблемы?

Однажды мне пришлось освящать две квартиры в один день. Прихожу в одну из них и как будто в церковь попал. Вроде и обои самые простые, и мебель самая скромная, но в квартире просторно, каждая вещь лежит на своем месте.

И самое главное, иконный уголок, у которого молится хозяйка, 90-летняя бабушка, он излучает какое-то особое тепло, особый свет, радость. Эта радость словно витает по всей квартире. А из всей семьи молится только старушка.

Конечно, скандалов дома нет, все любят бабушку-молитвенницу, никому она не в тягость, и дух мира и любви чувствуется во всем. Несмотря на скромность обстановки, на скромный доход, в квартире очень комфортно и уютно находиться.

https://www.youtube.com/watch?v=rbA69-iPLVI

А через полчаса я побывал в другой квартире, в которую, скажем так, даже трудно зайти, поскольку она была завалена вещами, кулями, свертками, пакетами. Трудно даже представить: первый раз я увидел квартиру, в которой как в лесу, можно ходить только по тропинке.

Все пространство завалено вещами, совершенно не нужными в доме, лишними. Живет там женщина, которая уже три года психически больна, лежала в психиатрической больнице. Она думала, что придет батюшка, освятит, и все проблемы разом снимет с ее плеч, а в квартире станет комфортно и уютно. Нет, дорогие, не станет.

Я, конечно, освятил квартиру, сделал все, что требовалось, но самому в ней находиться было весьма неуютно, дискомфортно, что-то словно выталкивало оттуда. Не смог помочь хозяйке психиатр. Не смог и я, поскольку то, что я ей сказал, а сказал примерно то же, что вы только что прочитали, не произвело на нее никакого впечатления.

Как будто не ей говорят, а соседскому коту. С чем человек был, с тем и остался.

Почему так происходит? Конечно, от отсутствия духовной жизни вообще. Когда человек молится, в нем в строй молитвы становится и внешняя обстановка.

А когда молитв в доме не творится, воздействие внешних демонических сил настолько велико, настолько мощно их давление и деструктивное воздействие, что душа просто калечится. Она не может противостоять демонической силе ничем.

Великое оружие, которое оставил нам Господь — крест и молитва, — лежит и ржавеет. Враг почти беспрепятственно подчиняет душу своему влиянию.

Вырвать из лап врага такого человека своими усилиями не представляется возможным, поскольку пробуждения духовного сознания в человеке не происходит и он не слышит тех простых и ясных слов, которые говорит священник. Да не только священник: если и кто-то другой из людей скажет, тоже не услышит. Вот таковы печальные реалии нашей жизни.

Как же нам все-таки относиться к своему жилищу? В нем мы проводим больше половины своей жизни. Как дом обставлен, как он устроен, от этого зависит и наша жизнь, весь настрой души.

Ведь внешнее воздействие на наше тело, на наш дух всегда очень сильно, особенно в домашней обстановке.

Когда человек отдыхает, он внутренне расслаблен, потому воздействие бывает чрезвычайно серьезным, а главное, незаметным сознанию в силу привычки.

Часто обращаются за помощью к священнику для освящения квартиры люди, поменявшие жилье. Другие люди жили, уехали, а вот атмосфера духовная от них осталась. А в чем тут дело? Чаще всего в нашем мире живут склочно: много раздоров, скандалов, – и все это виснет в воздухе, оседает вокруг.

Эта духовная грязь, оставшаяся от прежних хозяев, попадает и на нас, особенно, если сами живем в духовном беспорядке и неустройстве. Конечно, в таких квартирах находиться тяжело, возникает чувство безысходности. Что тут делать? Освящение квартиры необходимо, но само по себе — недостаточно. Жилище нужно привести в порядок.

В чем он заключается? Не обязательно покупать дорогие вещи, делать уникальный ремонт и превращать квартиру в музей. Пусть мебель будет самая простая, но не разломанная. Не нужны вещи, которым по 20–50 лет, уже не годные к употреблению и одним своим видом несущие разложение, поскольку содержат накопившуюся за многие годы отрицательную информацию.

Читайте также:  Руда, уголь, «чёрный янтарь»: чем богата крымская земля

Очень важно не привязываться к вещам. Говорят иногда: “На этом диване моя бабушка спала, это память, семейная реликвия”. Но поймите, если этой “реликвией” уже нельзя пользоваться, то лучше от нее избавиться, учитывая ограниченный размер наших квартир. Бабушка давно умерла, ей диван не нужен, не нужен и нам, поскольку пользоваться им невозможно.

А когда квартира загромождена такими вещами, то она потихонечку превращается в сарай. Человек привыкает к неразберихе, которая царит вокруг него, она же и поселяется в его душе. Ведь неустройство нашего быта, как мы видели, может вызвать духовные заболевания, поскольку внешнее воздействие здесь практически бесконтрольно.

Ежедневно мы проводим дома много времени, поэтому малейшее нестроение в нем оказывается болезненным, повреждающим.

Жилище должно быть устроено просто. Пусть оно будет чистым, без трещин в стенах, подтеков, ржавых труб, изуродованных кранов, разбитого пола и всего подобного. Представьте, что вы хотели бы иметь такую душу, какова ваша квартира, и тогда совесть, ваш внутренний голос вам подскажет, как это устроить.

Ведь внешний комфорт должен соответствовать внутреннему комфорту человека, и поэтому, исходя из глубинных потребностей своей души, человек и должен строить свое жилье. Бывает так, что сделан прекрасный ремонт, но иконочка сиротливо сама по себе висит в углу или ее вообще нет.

Конечно, даже такой ремонт не может сделать квартиру уютной, несмотря на то, что там, казалось бы, все устроено для нормальной жизни. Нет ощущения радости, внутреннего света, который дает молитва дома. Когда мы молимся в уютной обстановке, и все на своих местах, когда нет лишнего, то нет и лишних забот.

А заботу свою, попечение человек отдает молитве, чтению книг духовных, своим домашним неизбежным делам, которые есть у каждого, но совершает их уже с легким сердцем. Нет тяжести, осадка, который остается на сердце от неуютного жилища.

Ныне не редки случаи, когда в квартире заводится полтергейст. Что это такое? Это когда произвольно двигаются вещи в квартире, когда звуки раздаются, кто-то ходит невидимый, слышен скрип пола, двери открываются сами, начинают твориться вещи, не подлежащие рациональному объяснению.

Однажды к нам пришла женщина и говорит, что у нее самопроизвольно в комнате появляется вода. Она попробовала чертить кресты на полу. В тех местах, где она начертила кресты, вода больше не появлялась, но в других по-прежнему проступала. Тогда везде нарисовала кресты, но вода стала брызгать ей прямо в лицо из воздуха.

Такую квартиру, конечно, надо освящать. Здесь явное духовное неблагополучие. И, конечно, освящение квартиры для беса — это как нож острый. Ему становится там сразу неуютно, дискомфортно. Но малое освящение квартиры должны делать и сами хозяева. Ведь квартиры, дорогие братья и сестры, освящаются прежде всего молитвой.

Не только священником. Священник придет, чин освящения совершит, но самое главное для нас — поддерживать эту духовную гигиену ежедневно. И тогда в квартире нашей, в нашем жилище поселится та радость, которую так недостает в этом мире.

Которая дает нам силы, дает возможность правильно смотреть на мир, а самое главное, правильно смотреть на самого себя.

Очень важно проводить самоанализ, самооценку себе, своим действиям, своим поступкам. В этом плане, жилище должно всегда соответствовать нашему внутреннему желанию духовного совершенства, желанию духовно расти.

Ведь нам кажется, что весь этот мир – горы, реки, озера, воздух, наши какие-то постройки на этой земле, в конце концов, и квартира, – все имеет прочное основание.

Дорогие, мы с вами словно забываем, что и 2000 лет назад жили люди, и 3000 лет назад жили люди… Где их квартиры, где их дома, где их мебель? Ничего не осталось. Но придет такой день и час, когда все отнимется от нас, когда мир наш прекратит свое существование, и человек станет существом духовным.

Тогда тех проблем, о которых мы сейчас с вами говорим, просто не будет. Будет жизнь, совсем иная, жизнь со Христом, жизнь в Боге. Теперь же для нас самое главное, чтобы наше сегодняшнее жилище помогало к той жизни подготовиться.

Нет ничего крепче, чем Слово Божие, несмотря на то, что его нельзя взять в руки или взвесить на весах. Небо и земля прейдут, – сказал Он, – но слова Мои не прейдут (Мк. 13, 31). Слово Божие созидательно и будет жить всегда, поскольку им устроен весь мир. Оно сохранится веки вечные.

Всегда должны помнить о том, что наша молитва, наша любовь к Слову Божию есть определяющее желание нашего сердца, особенно дорогое для Бога. Особенно. Здесь проявляется наша свободная воля, наше желание очистить свою душу и приготовить ее к тому Царствию, которое Господь уготовал нам.

Многие дома держат иконы, но отношение к ним очень разное. В большинстве случаев, иконочки такие маленькие, небольшие, где-нибудь там, в глубине шкафчика стоят или на полочке лежат.

Человек считает, что Бога достаточно в душе носить, а вот иконочка для молитвы не так уж и важна. Вот есть она и ладно, вроде как амулет какой. Примерно то же отношение и к Библии. Лежит она на полке, значит, все в порядке.

Как будто сама по себе она дом освящает. Вот такое отношение к Святыне.

В иных домах устроен молитвенный уголок. Видно сразу: тут живет христианин, для которого молитва есть духовная необходимость. Иконный угол в самом лучшем месте квартиры устраивается. Если хозяин молится, душа сама подскажет, какие иконы, где и как повесить.

Здесь нет твердых правил, которые бы определяли количество икон. Все должна подсказать любящая христианская душа.

И вот от этого уголка, как от центра духовного, в квартире все должно устраиваться, стоять на своем месте и иметь свое назначение, которое полезно для нас, необходимо для правильного духовного роста и воспитания своих детей.

Что касается мебели. Дорогие, конечно, мы живем сейчас в то время, когда все дорого, но ведь совсем не обязательно покупать уникальную мебель. Она должна быть самой простой и не обязательно долговечной.

Ведь если мы с вами не будем привязываться к мебели, к вещам, которые окружают наш быт, мы правильно сделаем, поскольку эти вещи не нам принадлежат. Они нам взаймы даны, и отнимутся гораздо раньше, чем мы полагаем в уме своем. Поэтому такое независимое отношение к вещам самое правильное.

Центр тяжести души человека должен быть не в приобретении каких-то вещей или житейских благ, не во внешнем богатстве, а в самом сердце своем, в стремлении помолиться, в стремлении очистить свою душу, в стремлении быть просто поближе к Господу. Вот где центр тяжести жизни для христианина.

Если человек это полюбил, то тогда и вся жизнь его благолепно устраивается, благолепно устраивается и жилище.

Бывает и так: приходишь в квартиру, а там висят рядом, на одной стенке, два календаря: один с Кашпировским другой со Христом. Те, кто живут в квартире, не различают, где какой дух, им все равно. Что Христос, что сатана — одно и то же. Такая духовная неразборчивость приводит к духовному расстройству.

Ведь Господь сказал: Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк. 13, 16).

Но почему же все-таки такой дуализм возникает, такая духовная мешанина, когда разнородное смешивается воедино? Это, прежде всего, признак духовного неразумия, полного отсутствия веры. Человек, бывает, и не знает — крещен ли он, крещены ли его родители? Эти вопросы не являются насущными для него, они в стороне стоят.

Никто не заставляет вешать портрет Кашпировского. А хочется потому, что душа больная и подсознательно жаждет прельщения. Это беда духовная у многих.

В Церковь Божью люди приходят по своей воле, и остаются по своей воле, если просыпается в них внутренняя любовь к Богу, внутреннее желание духовно вырасти, желание погреться у Христа, сохранить свою душу.

Тогда приходит осознание того, что находимся в беде и начинаем по-другому немного на мир смотреть, а самое главное — по-другому смотреть на себя. Для нас, дорогие братья и сестры, очень важно учиться смотреть на себя, на свою духовную жизнь.

Ведь если бы человек отдавал себе отчет в том, что он делает, то он никогда бы не поступал так беспечно. Никогда.

Греховное падение совершается в один момент. Стоит сердцу дрогнуть, и человек полностью окунается в греховную страсть.

Вот вчера пришли две матери со слезами на глазах. У одной сын стал наркоманом, а у другой — стал пропадать у игровых автоматов и спускать абсолютно все деньги, что ему попадают в руки. Два духовных заболевания. Почему они произошли? Здесь есть и объективные причины.

Мир сейчас как в огне горит, и, отпуская своих детей из жилища, из-под родительской опеки, мы теряем над ними внешний контроль, без которого в детях бурно развиваются те пороки, которые существуют в их сердце. Почему они развиваются? Да потому, что человек душу свою не очищает. Ведь эти две мамы не молятся ни за себя, ни за своих детей.

Они пришли в Церковь, как будто батюшка их сейчас послушает, что-то такое скажет, что-то такое сделает, и все встанет на свои места. Нет, дорогие, не бывает так, нет таких батюшек, не бывает таких отчиток, после которых все становится на свои места, не бывает. Для этого нужно потрудиться.

И вот этот духовный труд, который начинается с нашего жилища, очень важен. И не только для нас, а для всех членов семьи.

Мы почему-то думаем, что если дети у нас растут внешне благополучно, то так будет всегда. Нет, дорогие, человек может погибнуть в любую минуту своей жизни. В любую. Его только Господь в этом мире хранит.

А если мы к Богу не обращаемся за помощью, если сердце не смягчаем молитвой, не открываем его на исповеди, тогда враг со всей силы бьет нас.

Если он не может нам вреда причинить, взрослым людям, поскольку у нас уже есть какой-то житейский и душевный опыт, сознаем мы его или нет, а вот детки наши, чаще всего, беззащитны, и очень легко бывают улавливаемы врагом рода человеческого.

В этом знамение нашего времени, когда враг вырывает из рук детей наших, когда дети наши погибают. Конечно, мы не можем винить Бога за то, что нас он поселил в тех обстоятельствах, в которых мы живем. Они действительно тяжелы, но и Господь видит, насколько нам тяжело.

Все-таки совсем немного нужно для того, чтобы внутренне измениться, чтобы обстоятельства нашей жизни так губительно не действовали. Нужно устроить свое жилище, устроить так, как оно было устроено всегда у христианина. Вспомните, как жили крестьяне в прошлом веке.

Не все богато жили, не все, но, однако же, в самом лучшем месте избы, в красном углу, как его называли, висела икона, расшитая рушниками, под ней всегда горела лампада. Порой с одной плошки ела вся семья, но однако же никто за стол не садился не перекрестивши лба.

Только после молитвы, после молитвенного обращения к Богу люди начинали вкушать даже ту немногую пищу, которую им Господь посылал. И вы знаете, как много великих, талантливых людей вышло из самых простых слоев сельского населения. Потому что в здоровом духе люди вырастали. Здоровый дух и преображал самого человека.

Сейчас дух злобы с ранних лет, с первых месяцев жизни человека присутствует. Очень много обращается людей за помощью, когда возникают колдовские нападки. Дорогие, это тоже знамение времени нашего.

Мы знали о колдунах давно, но если раньше их было найти тяжело, и многие по этой причине к ним не обращались, то сейчас можно везде найти колдуна, обратиться к нему, и он сотворит свое черное дело.

Читайте также:  Почему после подвига козьмы крючкова донские казаки отказались от лампасов на штанах

Бывает, что внутри семьи возникает духовный разлад, ребенок выходит из-под власти родителей, попадает под контроль других людей и становится для семьи потерянным, что мать колдует против собственного сына, и сын против матери.

В одной семье, в одной малой Церкви, происходит такой внутренний раздор. Почему? Потому что Церкви этой нет. А человек без Бога, без Церкви, становится совершенно беспомощным и подвластным лишь своим страстям.

Не ищите, братья и сестры, легких путей. Все доброе в жизни подается даром, но достается духовным трудом. И не тогда, когда мы хотим, а когда Господь захочет спасти нашу душу, когда он захочет подать нам свою руку помощи. Что нам для этого нужно сделать? Да, дорогие, прежде всего, устроить жилище, в котором мы живем, а затем и свою душу. А устроить ее не можем без Церкви.

Если захотим сделать это сами, по своему разумению, если будем думать, что наши усилия в этом плане самодостаточны, то очень скоро убедимся в обратном. Будем же учиться у предков, которые жили верой 100 и более лет назад, и многие из них погибли за нее.

Но погибло только тело, а душа, верная Богу, верная Его заветам, верная Слову Божию, бессмертна и не имеет границ в своем существовании.

СвященникГеннадий Емельянов

Источник: https://www.orthodox-newspaper.ru/numbers/at28431

Об освящении жилища (дома/квартиры). Ответы священника

  • Мир Вам, дорогие посетители православного островка “Семья и Вера”!
  • Пополняя рубрику Вопросы священнику, размещаем ответы на следующие вопросы, касающиеся темы освящение жилища (дома/квартиры):
  • • Откуда возникла эта традиция – освящать жилища?
  • • Может ли сегодня каждый человек самостоятельно освятить свое жилище?

• Сколько раз нужно освящать квартиру? Можно ли освятить, например, офис, фабрику, завод?

  1. • Что происходит во время освящения?
  2. • О чем молится священник в специально составленных молитвах при освящении жилища?
  3. • Можно ли освятить квартиру, чтобы ее лучше продать?
  4. • И как оплачивать труд священника, который освятил жилище, сколько жертвовать?
  5. На данные вопросы отвечает священник Константин Пархоменко:

— Откуда возникла эта традиция – освящать жилища?..

— Традиция освящать жилища, и вообще все места, где живет, трудится, просто бывает человек, относится к глубокой древности. Первоначально, конечно, не было такого продуманного чинопоследования, обряда, какой существует сегодня. Верующие люди просто брали святую воду и кропили ею дома, амбары, скот. Или просто читали молитву, обходя помещения.

На Востоке, где для наполнения домов благоуханием с древности использовали специальные ароматические смолы – ладан, верующие люди читали молитву над этим ладаном, клали его в специальную чашу, как бы мы сегодня сказали – кадильницу и обходили помещение с кадильницей. Ароматный дым, наполнявший помещение, символизировал здесь благодать Божию, наполняющую жилище.

Тот разработанный обряд, какой используется сегодня, недавнего времени.

— Значит ли это, что и сегодня каждый человек может освятить свое жилище?

— Прочесть молитву, покадить, окропить квартиру – не только можно, но и нужно каждому. Есть благочестивая традиция раз в неделю, вечером, взять в руки горящие свечи, кадильницу, святую воду и с пением обойти квартиру. Покропить комнаты и помещения. Я знаю семьи, где такую традицию соблюдают. Особенно этого ждут дети…

Но освящение жилища священником – совершенно другое дело. Это не рядовое, пусть очень нужное, дело, а особенное, торжественное событие в жизни семьи. Кстати, поэтому лучше всего, чтобы на освящении жилища присутствовали все члены семьи.

Священник – это человек, поставленный Богом на особое служение, можно выразиться так: это особый делегат Божий. Именно священнику Господь поручает совершать Божественные службы и самую главную из них – Литургию. Поэтому в лице священника (независимо от его нравственных качеств) в Ваш дом приходит как бы Сам Бог. И благословляет ваше жилище.

— Сколько раз нужно освящать квартиру?

— Вообще один раз, но после капитального ремонта можно еще раз освятить. Мы знаем, что после осквернения заново освящают храм. Если в вашем доме произошло что-то нехорошее (избави Вас от этого Бог), также можно освятить. Но вообще один раз.

— Вы говорите: дом, жилище? Только ли их освящают, или можно освятить, например, офис?

— Конечно. Мы как раз с этого начали: любое место, где живет, трудится человек, можно освящать. Однажды меня пригласили освятить новый… туалет, построенный на Сенной площади.

Вот это, может быть, единственное место, которое можно не освящать полным чином. Как-то странно было бы идти в туалет, облачаться там в священные одежды, разжигать кадило… Я просто предложил сотрудникам окропить его святой водой.

Но если говорить совсем строго, можно было бы освятить и туалет…

Недавно священнослужителей нашего собора пригласили освятить… кондитерскую фабрику «Пекарь». Мы отправились туда всем причтом и торжественно освятили предприятие. (После этого их продукцию моя старшая дочь называет благодатной: «Папа, давай есть благодатный торт». Кстати, благодарностью дирекции за освящение были сладости собственного изготовления, по пакету которых нам вручил директор.)

Уже после этого я участвовал в освящении небольшого фарфорового завода. А на будущей неделе предстоит освятить один из отреставрированных петербургских парков. Так что молимся везде, где благочестиво живет и трудится человек.

— Вы сказали: благочестиво…

Именно так! Мы не пойдем освящать зал игровых автоматов, где эксплуатируются особенности психики человека и из него «выкачивают» деньги, не пойдем освящать табачную фабрику, sex-shop, стрип-клуб и проч. Но пойдем в любой другой магазин, на завод, в школу или больницу.

— А что происходит во время освящения?

— Мы молимся, чтобы вся нечистая сила покинула дом и сюда вошел и остался в этом доме (квартире) Ангел Хранитель. И чтобы Бог хранил всех, здесь живущих (если это квартира), всех, здесь работающих (если предприятие, фирма).

Но помните: освятив квартиру, нужно и жизнь вести соответствующую. У одного моего знакомого, ведущего безнравственный образ жизни, в квартире стали происходить странные вещи: скрип половиц, какое-то хождение по коридорам, когда в квартире никого не было, на кухне гремели кастрюли.

В общем, типичный полтергейст. Этот человек попросил освятить квартиру. Священник пришел, освятил – и все странные явления прекратились. Этот человек опять за старое… И через месяц примерно – опять все то же самое, даже еще хуже.

То есть бесы, которых освящением выгнали из квартиры, – вернулись.

— Как происходит освящение?

— Мой друг, украинский священник как-то рассказывал: «Пригласили меня освятить квартиру. Закончил, собираюсь. Хозяева спрашивают: “Это все?” Я, в недоумении: “Все”… Хозяева: “Странно… Когда мы освящали свой загородный дом, батюшка пришел с… дрелью. Сверлил в стенах дыры и закладывал туда кресты. А вы почему этого не делали?..».

О чем молится священник в специально составленных молитвах? О том, чтобы Бог приставил к этому месту Ангела Хранителя, чтобы сохранил в мире, любви, здравии всех живущих. Чтобы уберег дом от пожара, воров и иных катастроф и неприятностей.

— А при советской власти квартиры освящали?

— Официально это было категорически запрещено. Священник мог только служить в храме. А пойти покрестить на квартире ребенка, отпеть, освятить жилище – не разрешалось.

Считалось, что любые действия вне храма – акции мракобесных церковников, «обрабатывание» религиозным дурманом советских трудящихся и т.д.

Конечно, священники тайно ходили по домам прихожан, но к незнакомым не пошли бы: а вдруг это подставные люди? И когда что-то служили, делали это совершенно скрытно от соседей и знакомых.

— Скажите, а можно освятить квартиру, чтобы, например, ее лучше продать?..

— Недопустимо! Однажды меня попросили освятить квартиру. Для меня это было далеко, где-то за проспектом Ветеранов. Приехал, меня встретили у метро. Сели в маршрутку, беседуем. И тут женщина говорит, что хочет освятить квартиру, чтобы… продать. Я тут же, пока машина не тронулась, выскочил и отправился домой.

Представьте себе, это же откровенный обман Бога. Мы совершаем священный обряд… чтобы кто-то выгодней устроил свою сделку. А если в новоосвященную квартиру поселятся алкоголики, наркоманы, если там, упаси Бог, притон какой-нибудь будет? Освященная квартира – в каком-то смысле, как храм. А тут ежедневно будет унижаться Бог, Ангел Хранитель, святыни.

— Деликатный вопрос: как оплачивать труд священника, который освятил жилище?

Смущаться тут не стоит. Священник – это человек, который живет, в первую очередь, на пожертвования верующих. И поймите: когда священник идет к вам домой или в больницу совершать какую-нибудь требу, он идет туда не для того, чтобы зарабатывать деньги, а для того, что-бы исполнить свой долг, помолиться, совершить нужное и важное дело.

Бывает, батюшка приходит в дом причастить человека – и видит бедную обстановку или человеческое горе. Тогда он и вообще не берет денег. Однажды в наш город по делам приехал один мой знакомый священник, отец В. Дела затянулись, и он остался почти без средств.

Он сказал мне, что, если ко мне обратятся с просьбой совершить какую-то требу, он был бы благодарен, если бы я дал его телефон. Он все сделает как надо и, может быть, немножко заработает. Через два дня меня попросили поехать причастить старушку.

Я дал телефон этого священника, они созвонились, он поехал и причастил эту старушку. На следующий день я позвонил отцу В. и спрашиваю:

  • – Ну, как все прошло?
  • – О, отец Константин, спасибо тебе, познакомился с таким светлым человеком…
  • Я спросил, заплатили ли ему что-то.

– Что ты, эта старушка такая бедная, заброшенная всеми. Я ей сам сходил, купил продуктов и своих денег оставил.

Так что первое, что я хочу, – это чтобы все, приглашающие священника на требу, знали: он к вам идет не из-за денег.

Второе: Тем не менее, совершенно правильно, жертвовать священнику. Это не оплата Таинства, и меня передергивает, когда люди спрашивают: «Сколько это стоит?».

Таинство, благодать Божия – бесценны! Скажите, сколько вы заплатите в рублях за то, чтобы в вашей квартире поселился невидимый Ангел Хранитель жилища? А ведь как раз это и происходит во время освящения дома! Или сколько стоит Таинство Причащения? Когда священник причащает на дому, то сюда невидимо приходит Сам Христос и соединяется с причащающимся. Можно это измерить в деньгах? Мне кажется, что всех сокровищ мира не хватит, чтобы оплатить сошествие в нашу убогую квартиру, к нам, грешным, Самого Владыки мира.

Поэтому вопрос нужно ставить так: деньги, которые я даю священнику, я даю ему не за службу, не за Таинство, а как мое пожертвование ему за то, что он, оставив все дела, свою семью (поверьте, священники очень загружены), пришел ко мне и молился о моей нужде. Мы благодарны, что священник молится за нас, даем ему записку со своими именами и пожертвование.

Сколько жертвовать? Жертвовать нужно от всего сердца, сколько можем. Никакой «таксы» не существует. Знаете, вы не поверите, но на практике больше жертвуют бедные люди. Я представляю себе, как они откладывают деньги, может быть, даже в чем-то обделяют себя, чтобы эти пятьсот рублей или тысячу дать батюшке.

И знаешь, что если откажешься, очень огорчишь их. Богатые люди обычно не жертвуют, в том смысле, какой я вкладываю в это слово, они оплачивают труд священника. По тем же тарифам, по которым они оплатят труд слесаря, уборщицы. Поработал полчаса – получи столько-то. Поработал час – получи больше.

Вот это неприятно.

Давать нужно от всего сердца. Если жадничаешь, лучше не давай, мне неприятно было бы взять в руки деньги, о которых десять раз подумали – давать или не давать…

  1. Какую силу имеет освящение квартиры, дома?
  2. Есть ли смысл освящать машину?

Источник: http://semyaivera.ru/2016/07/19/ob-osvyashhenii-zhilishha-doma-kvartiryi-otvetyi-svyashhennika/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector