Почему при ярославе мудром на руси крестили покойников

Предыдущее.

В предыдущей статье мы пришли к выводу, что вопрос крещения Руси непосредственно связан не с Владимиром, а с Ярославом Мудрым. При нем было объявлено непризнанное Византией крещение Руси («Слово о законе и благодати» Иллариона). Ярослав независимо от Византии присвоил себе функции Отдела кадров Русской церкви и вплотную занялся распространением книжной премудрости.

  • К этому моменту процесс христианизации в Европе уже шел полным ходом.
  • Святой Патрик обращается к королям Ирландии. Источник

Просвещают западную Европу на латыни. Просвещают славян церковно-славянской литературой. А каких славян? Вот, пожалуйста.

  1. Южные славя́не — живущие преимущественно на Балканах.
  2. Юго-восточная группа – болгары, македонцы.
  3. Юго-западная группа – сербы, хорваты, черногорцы,словенцы.

Русь и просвещение.

К этому процессу в Европе Русь присоединяется позже всех и самостоятельно, но не народ, а князья — Владимир и его дети в первую очередь Ярослав. Они увидели смысл новой религии в укреплении личной власти. Прежняя религия Веды социальных различий не проповедовала. Князей могли нанять (призвать), а могли «путь указать», и не только в Новгороде.

Несмотря на княжескую волю, свободолюбивый народ рабами пусть и Богу становиться не желал. Новую религию, внуки Дажбога конечно, встретили в мечи и копья.

Наблюдаются массовые восстания под руководством волхвов в Полоцке, Ростове, Суздале, Ярославле. Перед просветителями сжигает мост через Волхов Новгород. Новую веру до середины XII века не принимают вятичи и кривичи.

Кривичи, возможно, сопротивлялись дольше. Их этническое имя в иностранных источниках поминалось вплоть до конца XVII века.

Источник рисунка.

Историк и богослов Е. Е. Голубинский признаёт: «Нежелавших креститься было весьма много как в Киеве, так и вообще по всей Руси».

Отголоски тех бурных событий видны и в сохранившихся легендах о начале Москвы.

Волхв Букал, проживавший в устьи реки Яузы, используя иносказание, не пустил князя Гюргия Долгорукого на Красный холм, а другой волхв Кучка, по-видимому, хранитель соседнего святилища за сопротивление князю был убит. Гюрьгий присоединял Мóсков к Владимиро-Суздальскому княжеству и древняя религия оказалась у него на пути.

Кремлевский Боровицкий холм — холм бога Велеса-Бора. И на этом холме некогда лежал Велесов камень почитаемый москвичами вплоть до середины XIX века. Так сообщает нам этнограф и фольклорист И.М. Снегирев в книге «Русская старина…» (т. 1, 3-е изд., М., 1852). Более обширную информацию о камнях-валунах на Руси можно обрести здесь.

С рубежа XI-XII вв. на Руси начался силовой период распространения христианства. Первые проповеди апостола Андрея в Крыму и на Кавказе мало, что дали. За 10 веков мирной пропаганды христианство на Руси не добилось ровным счетом ничего. Интересно почему? Да просто наши предки хорошо знали свою настоящую историю.

Ныне повсеместно насаждается мнение, что чуть ли не единственной цивилизации прошлого была Римская Империя, образец законности и морали. Далее мы увидим кое-что из их морали.

  • Официальная история пишет: Великая прекрасная и могучая римская цивилизация пала под ударами вонючих косматых дикарей.
  • На самом деле осточертевшие всем распутники с загребущими руками были подвергнуты санации со стороны более приличных соседей. Голоногая, плохо вооруженная римская пехота (откройте учебник по истории, и полюбуйтесь на легионеров)
  • была стоптана закованными в сталь от макушек и до конских копыт катафрактариями.

«Катафрактарии и их роль в истории военного искусства», А.М. Хазанов.

Самое интересное – откуда пришли «зачищать» Рим эти катафрактарии? Обь, Угра, Поволжье, Приуралье, Приазовье. . . Могилы с частичным вооружение катафрактариев найдены и в Дагестане. http://blog.kp.ru/users/sem_9011/post246380638/.

Источник.

Зная свою историю такой, могли ли наши предки мирно принять совершенно чуждую им утешительную идеологию? Вот и истоки сопротивления вполне осознанные, а вовсе не упрямство дикарей.

После Владимира князья распространяют новую идеологию и подавляют восстания всеми силами, проводя собственную политику христианизации. Их не смущает тот факт, что Салунские братья в сторону Руси не смотрели и нашу страну не посещали. Епископы греческие ходили по Руси мессийные, которые не имели здесь кафедры и соответственно ей и не руководили.

Князь Ярослав в деле создания уголовного кодекса реально оценивал ситуацию и придерживался дохристианских взглядов на меру наказания, предпочитал назначать штраф, а не смертную казнь, рекомендуемую греческими попами.

Но вот в деле исполнения церковных канонов все было однозначно. Сам Владимир особого религиозного рвения не проявлял. Иное дело Ярослав.

Немного о Ярославе Мудром.

Князь был истым христианином. Усердие в вере у него иногда доходило до суеверия. Так, по одному из преданий, он велел вырыть кости князей Ярополка и Олега и окрестив их, похоронил в церкви Пресвятой Богородицы, думая этим избавить души их от вечной муки и погибели.

Именно при Ярославе огромные деньги тратились на приобретение, перевод и переписку книг. В период его новгородского княжения в 1028 г. в Новгороде основана первая большая школа, в которой согласно летописям собрали 300 детей священников и старост. Здесь, по велению Ярослава, начали учить по книгам.

Число 300 вряд ли достоверно. Школы того времени имели обычно менее 10 учеников, что мы и видим на старинных рисунках. Вероятнее всего школ было несколько.

К тому же любили в Новгороде числа кратные трём и десяти. Сумма дани, установленной Игорем, равна 300 гривнам. Дань с Новгорода во времена Ярослава (1014 г.) равна 3000 гривнам.

Число воинов, выступивших из Новгорода против Святополка (1015 г.), равно 3000. Реликтом того же древнего триединства является и сохранившееся в XIV в. наименование правящего органа в Новгороде «300 золотых поясов».

Так эти числа и в летописи попали.

Источник рисунка

Однако сам факт создания новгородских и других школ имеет реальное подтверждение. «…И написали они много книг, по которым верующие люди учатся…». Д.С.

Лихачев, комментируя известие летописи, пишет: «Научное исследование памятников древнерусской литературы открывает все большее количество переводов, которые сделаны в XI в. с греческого языка на русский язык, и при этом русскими переводчиками.

Эта интенсивная переводческая деятельность была только одним из проявлений того большого литературного подъема, которым характеризуется княжение Ярослава Мудрого».

  1. Учителями образованных школ выступали не столько византийцы, сколько болгары, учившиеся на Афоне.
  2. В общем, получается, что основополагающую роль по замене государственной идеологии в нашем прошлом сыграл именно Ярослав.
  3. О судьбе детей Владимира и Ярослава.

Во времена Ярослава, а не Владимира внешняя политика строилась на укреплении родственных связей с семьями христианских монархов европейских стран, начиная с самого христианина Ярослава. До этого этапа своей истории Русь смотрела на Византию, Азию и Заволжье. Ольга женила сына Святослава на булгарыне.

Именно на Восток ориентировались торговые пути. Валютой в международной торговле служили арабские дирхемы, в изобилии обнаруживаемые археологами в кладах. Но с возникновением Хазарии торговый путь «из варяг в персы» прервался. Данное событие отразилось и в летописях.

Князь Игорь так обнищал, что не мог содержать достаточную для своей охраны дружину, и погиб, собирая дань у древлян.

Вернемся к семье Владимира. Было их 12 сыновей и 10 дочерей от 6-ти жен.

Источник http://lifeglobe.net/media/entry/390/K9_3.jpg

  • Судьба детей за исключением трёх дочерей и самого Ярослава трагична.
  • Опять о Византии.
  • И при Ярославе с Византией по-прежнему сложные отношения, из которых мы опять убеждаемся, что греки не считали русских единоверцами.

Вроде мирные отношения установились со времен Владимира, но. Русь пошла войной на империю в 1043 г. Поводом к этому послужила расправа с русскими купцами в Константинополе. Около западных берегов Черного моря русский флот попал в бурю, которая разметала и потопила часть судов.

Около 6 тыс. воинов во главе с воеводой Вышатой высадились на берег, другие морем двинулись обратно. Император Константин Мономах приказал своим кораблям преследовать русский флот, а армии — атаковать русских на суше. В морском сражении руссы нанесли поражение грекам.

Судьба же сухопутной рати была трагичной. Греческая армия окружила и взяла в плен воинов Вышаты. Многих из них ослепили и поотрубали правые руки. Долго еще по русским селам и городам брели эти несчастные калеки, пробираясь к родным очагам. Лишь в 1046 г.

Русь и Византия заключили мир и возобновили приемлемые отношения.

Что-то мало похоже на добрые отношения крещеных и крестителей и совсем не похоже на христианскую любовь братьев по вере.

По пословице: «Лучше поздно, чем никогда».

Поскольку русские князья присоединились к христианскому просвещению как бы сами, византийские священники спохватились, решили хоть на бумаге, но вписать себя в начало христианизации Руси. Так на будущее, на всякий случай.

Из лекции кандидата филологических наук С.А. Наумова.

Современная игра слов, ставящая знак тождества между «греческой ортодоксией» и «русским православием» не учитывает реально существовавший процесс ассимиляции христианской религии старорусскими ведами. Процесс, который и превратил в конечном итоге греческую ортодоксию в русское православие.

Не греческая Ортодоксия, а Православие объединило разрозненные княжества, на которые распалась Русь после Ярослава Мудрого. В этом процессе сыграла неоценимую роль и политика Золотой Орды с её ярлыками на княжение. Ярлыки остановили дальнейшее дробление княжеств.

Золотая Орда сохранила рассыпавшуюся Русь до момента собирания удельных княжеств, когда возобладала идея собирания русской земли Всея (все) Руси воедино. Но сначала была Русь Ярослава.

Это та, что официоз именовал Киевской Русью, а теперь снизошел до термина — Древнерусская держава.

Великая Русь Ярослава.

Внешняя политика христианина с языческим именем Ярослав создала к концу его жизни великую европейскую державу. С ее политикой считались все соседи.

Источник: http://hiztory.ru/kievskay-rus/yaroslav-mudriy.html

В 1054 г. Ярослав умирал в ореоле русской и европейской славы. Но как это было раньше и есть теперь, сила государства Российского определяется не столько религией, сколько силой и мудростью правителя. После Ярослава Русь распалась на многие княжества. После Горбачева и Ельцина – на национальные государства.

Историческая аналогия.

Между прочим интересная напрашивается аналогия. Владимир-Ярослав и Горбачев-Ельцин. Первый дает отмашку, второй разворачивается на всю катушку. В обоих случаях для смены господствующей идеологии применяется военная сила. И тогда и теперь после смены Идеи наступает разруха. И там и тут за восстановление порушенного берется церковь, забирая при этом всю полноту власти.

Даже не по себе от такой аналогии. Однако, заглянув в прошлое, вы и сами увидите повторения подобного в нашей истории. Волхв-князь, Вещий Олег-княгиня Ольга, Екатерина II- князь Потемкин, и т.д., включая и близкое к нам время: Ленин-Троцкий, Сталин-Берия.

В этом смысле современный т.н. тандем не является чем-то особым. Путин и Медведев использовали прием государственного правления, известный с незапамятных времён. Прием надо сказать весьма эффективный.

Каждая политическая пара по-своему неповторима, как и события вокруг этих фигур. Изучая события прошлого, мы можем строить на них как на крепком фундаменте научные реконструкции былого и даже заглядывать в будущее.

На этом и остановлюсь пока.

У поста есть продолжение. См. Список по теме.

В список по теме

Источник: https://yar46.livejournal.com/64848.html

Было ли «кровавым» Крещение Руси?

 Один из самых известных мифов, распространяемых поклонниками язычества, говорит о том, что крещение Руси сопровождалось геноцидом невиданных масштабов. Юрий Гераськин, доктор исторических наук, профессор кафеды истории России РГУ имени С.А. Есенина, предлагает получше разобраться в том, как происходило это — безусловно важное для всего русского народа — событие.

Читайте также:  Зачем на руси нужно было выкупать невесту

Немного цифр

Вот, например, цитата из популярного неоязыческого фильма: «За 12 лет христианизации только в Киевской области (Киевская Русь) из 12 миллионов 9 физически были уничтожены». Тезис о 9 миллионах убитых кочует из одной публикации в другую. Зададим вопрос: на чем основан миф о кровавом крещении Руси?

Вполне понятно, что неоязычникам, как воздух, нужен миф о «насильственном крещении Руси», потому что, если окажется, что это был добровольный выбор народа, то нелепость их пафоса «возвращения к вере предков» станет слишком очевидной.

Со своих многочисленных информационных ресурсов неоязычники вещают о светлой религии древнеславянских предков, в которой якобы не было человеческих жертвоприношений, рабства и смертоубийства, а была только любовь и гармония с окружающим миром. От имени наших с вами предков они сочиняют нелепые тексты, называя их «славянскими писаниями», «ведами», «конами», всячески извращая русские слова, понятия и историю.

Итак, святому равноапостольному князю Владимиру в определенной среде приписывают массовый (9 миллионов убитых!) террор при крещении народа. Но как быть с тем фактом, что, по данным демографа Б.

Урланиса, сделавшего свой расчет на основании трудов академика Б. Рыбакова, численность населения Древней Руси насчитывала в X веке всего примерно 8,5 млн., в XI веке – 10 млн., в XII веке – 11 млн.

человек?

Личная дружина князя Владимира составляла около 400 человек, ополчение могло дать максимум 40 тысяч человек. Каким образом (и с какой целью) подобное войско могло полностью уничтожить население собственной страны? И как тогда спустя всего век численность населения восстановилась и даже увеличилась?

Княжеский выбор

Неоязычники просто не могут признать, что Владимир, сам «переболевший» язычеством, но переросший его, увидел, что это тупиковый путь для Руси. Князь уже тогда прозрел то, что сейчас для нас очевидно, когда мы смотрим, что стало с народами, оставшимися на стадии язычества и так и не сумевшими заполучить собственную многогранную культуру, полноценную государственность, цивилизацию.

Заметим, как мудро и постепенно он выбирал веру для русских. Сначала изучил сам, потом отправил послов в Византию. Когда послы вернулись, посоветовался со старейшинами.

Во время совета, устроенного Владимиром по вопросу о выборе веры, бояре сказали: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы бабка твоя Ольга крещение, а была она мудрейшей из всех людей». И только когда совпало мнение князя, послов и старейшин, он крестился сам и призвал жителей Киева последовать его примеру.

Многие последовали, а кто не последовал, тем дозволили оставаться в прежней вере, и проповедь среди них продолжалась в последующие десятилетия и столетия.

Многие церковные историки не отрицали элементы принуждения при крещении жителей Киева.

Так, архиепископ Макарий (Булгаков) писал: «Не все, принявшие у нас святую веру, приняли ее по любви, некоторые – только по страху к повелевшему; не все крестились охотно, некоторые – неохотно»… Ожесточенные приверженцы старой веры бежали в степи и леса, чтобы сохранить прежнюю веру, близкую, привычную, понятную.

Определенное насилие по отношению к язычникам в ходе христианизации Руси было, но оно не имело того зверского характера, которым отличались насилия языческие. Оно выражалось в том, что язычники, особенно знатные, утрачивали политические права, но принуждения их к вере под страхом смерти не было.

В городах сносились языческие капища, а на их месте строились христианские храмы и заводились школы.

Но не было ничего, даже отдаленно напоминающего ритуальные убийства христиан язычниками-славянами, или то, что творилось в течение трех веков в языческом Риме, где христиан пытали до смерти, рубили им головы, распинали на крестах, устраивали из них живые факелы, травили зверями на потеху публике…

Именно тем, что государство не вводило новую религию через геноцид, а в целом ограничилось указанными выше мерами и предоставило дальнейшее усилиям христианских проповедников, как раз и объясняется растянутость христианизации на столетия.

Данные археологии

Есть еще один аспект проблемы: археология не подтверждает насильственного крещения Руси – спрятать миллионы убитых невозможно. В случае геноцида наша земля была бы переполнена артефактами. Но раскопки древнерусских городов таких находок не выявили, хотя в советское время это пришлось бы очень кстати для борьбы с Церковью.

После Великой Отечественной войны произошло открытие берестяных грамот древнего Новгорода. Из более, чем тысячи грамот 450 написаны в домонгольское время. Эти грамоты, в отличие от летописей, написаны самыми обычными людьми: это их повседневные заметки, бытовая и личная переписка и т.п.

Записки, которые никакая цензура не могла проверить, отражают реальное умонастроение и жизнь наших далеких предков. Они выложены в открытый доступ. И вот что любопытно: среди грамот немало текстов на христианские церковные темы, но нет уже ничего языческого. Эти грамоты неопровержимо доказывают добровольное принятие христианства на Руси.

Конечно, отдельные старые привычки, вроде обрядов, связанных с погребением, уходили не сразу, но от «старых богов» наши предки отказались бесповоротно. Среди берестяных грамот есть, правда, несколько заговоров, но и они апеллируют уже к христианским реалиям.

Есть и археологические свидетельства о распространении христианства на Руси еще до Владимира: уже с середины Х века в погребениях знати встречаются нательные кресты.

Письменные источники

Кроме археологии, письменные источники также молчат о массовом насилии при крещении Руси. Христианским летописцам не было нужды скрывать победу христианского воинства над противящимися язычниками.

В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как свергали в Киеве идол Перуна. Когда его выбросили в Днепр, несколько язычников долго бежали по берегу и кричали: «Выдыбай, боже, выдыбай!».

Такова была последняя мольба к Перуну на Русской земле.

Последние его адепты не просили, чтобы он защитил их от христиан, – они просили, чтобы Перун защитил себя, чтобы явил чудо и при всех вытащил из воды свой поверженный идол.

Более того, когда волны, наконец, прибили идол к берегу, то один из местных жителей, подойдя, отпихнул его обратно в реку со словами: «Ты, Перунище, досыта ел и пил, а теперь плыви прочь!».

Есть, однако, одно свидетельство, которое приводит историк В.Н. Татищев, ссылаясь на некую «Иоакимовскую летопись», о том, как крестили Новгород Добрыня и Путята.

В Новгород в 991 году с миссионерскими целями был направлен епископ Иоаким Корсунянин с воеводой Добрыней, дядей князя Владимира по матери, тот самый, который за 10 лет до этого устанавливал кумира над Волховым по велению князя.

В помощь ему была дана киевская дружина во главе с тысяцким князя Путятой.

Узнав о цели прибытия Добрыни, вече решило не пускать в город епископа. Язычники взялись за оружие. Центром сопротивления стала Софийская сторона. Во главе бунтовщиков были тысяцкий Угоняй и волхв Богомил Соловей. Язычники разграбили дом Добрыни, «избили» его жену и родственников, а затем разметали христианскую церковь.

С помощью военной хитрости Путята проник в центр Софийской стороны и пленил Угоняя. А отряд Добрыни с помощью поджога окончательно подавил сопротивление.

Ряд ученых считает этот фрагмент фальшивкой, как и всю историю про «Иоакимовскую летопись», которую никто, включая Татищева, не видел. Те, кто признает подлинным, считают, что текст был составлен не ранее XVII века.

Но даже если мы поверим словам «Иоакимовской летописи», на самом деле они свидетельствует против мифа о насильственном крещении Руси. Ведь завершается «летописный» фрагмент словами:

«Оттого люди поносят новгородцев: Путята крестил мечом, а Добрыня – огнем». Приведенная поговорка свидетельствует о том, что в целом крещение Руси проходило мирно, а пример Новгорода – исключение, породившее даже особую поговорку – насмешку над новгородцами.

«Светлая религия предков»

Важно помнить и то, что в ходе дальнейшей христианизации племен могли быть и были отдельные эксцессы, агрессия со стороны отдельных племен.

Иначе и быть не могло, учитывая гигантские масштабы происходящего и то обстоятельство, что с обеих сторон противостояли друг другу далеко не безгрешные люди.

Христианство распространяли вчерашние язычники, которые не успели избавиться полностью от привычных «ухваток».

Языческая сторона была агрессивнее по своему религиозному складу, христианская – сильнее по своей связи с властной природой государства.

Вспомним, как в 983 году киевские язычники решили принести в жертву Перуну христианского юношу. Когда отец этого юноши отказался отдать им сына, язычники убили святых мучеников…

Почему они так поступали? Ответ довольно прост – а почему бы им так не поступать? Человек действует исходя из своей картины мира. В языческой религии и мировоззрении ничто не запрещало им так действовать.

Приведем цитату, показывающую, какая «чистая и светлая религия» существовала на территории Руси до христианства и что свидетельствовали современники об «отсутствии рабства, человеческих жертвоприношений и всеобщей гармонии славян».

Арабский географ Ибн Русте в «Книге дорогих ценностей» 903-925 гг. описывает духовные нормы наших предков: «Есть у них знахари (жрецы), из которых иные повелевают царем, как будто они их (русов) начальники.

Случается, что они приказывают принести жертву тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их повеление никак не возможно.

Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу».

Ослабела ли Русь?

Следствием «кровавого» крещения неоязычники считают ослабление Руси и возникновение некоей зависимости от Византийской империи.

Однако предыстория крещения начиналась с военного похода на греческое поселение и последующего выдвижения Владимиром ультиматума всей Византии: «Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу».

Так князь Владимир заполучил в жены Анну, дочь императора, руки которой добивались германский император и французский король. После крещения русско-византийские войны не закончились.

Но родства с русскими князьями с этих пор стали искать европейские правители: дочерей Ярослава Мудрого взяли в жены короли Франции, Венгрии и Норвегии, а его сын женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Русь продолжила прирастать землями. Разве это свидетельствует об «ослаблении»?!

По материалам газеты «Логосъ»

Источник: https://stavroskrest.ru/content/bylo-li-krovavym-kreshchenie-rusi

Мифы о Крещении Руси — Православный журнал "Фома"

О Крещении Руси написаны сотни книг, тысячи статей. Помимо сугубо научных, среди них — множество популярных, публицистических, журналистских. Именно в этой среде родилось и развивается великое множество мифов. Их создавали идеологи всех сортов, досужие фантазеры, а вместе с ними и прямые противники христианства.

В современных масс-медиа они получили широкое распространение. Редакция «Фомы» пригласила доктора исторических наук, автора биографической книги о крестителе Руси князе Владимире Святом Сергея Викторовича Алексеева, чтобы он прокомментировал содержание самых распространенных легенд подобного рода.  

Миф 1: Русь крестили насильственным образом, «огнем и мечом»

Представление о насильственном Крещении Руси сложилось в исторической науке советского времени, из нее перешло в популярную литературу — и так превратилось в «общее место». Это один из тех случаев, когда подобные «общие места» возникают если не на пустом месте, то с минимумом оснований. Русь Х века только становилась единым государством.

Это общество всеобщего вооружения народа, автономных племен и племенных союзов. Владимир просто не располагал аппаратом подавления, необходимым для крещения насильственным путем. Это не ХХ столетие — и даже, к примеру, не Саксония раннего Средневековья, где разрозненные племенные герцогства имели дело с намного превосходящей их мощью Франкской империи.

Читайте также:  Земля бородатых: кто из путешественников ее находил

Но князь являлся для славян-язычников высшим духовным авторитетом. Именно этот авторитет княжеской власти и сработал — публичного посрамления языческих идолов и угрозы стать «врагом» выбравшему новую веру князю оказалось достаточно для киевлян и жителей большинства других городов Руси.

Другой вопрос — насколько сознательным и искренним было такое обращение.

Ни один ранний источник, написанный в течение века-полутора после событий, о насильственном крещении не говорит. Напротив, современники поражались отсутствию открытого сопротивления — что было бы весьма странно, если бы «на самом деле» оно было массовым.

«Огонь и меч» нам известны исключительно из одного текста — приводимой историком XVIII (!) века В. Н. Татищевым Иоакимовской летописи. Судя по языку и содержанию, это памятник очень поздний; до нас он дошел только в «Российской истории» Татищева.

Во-первых, Иоакимовская летопись сама подчеркивает, что дело касалось только Новгорода — «люди поносят новгородцев», что их одних крестили «огнем и мечом». Во-вторых, Иоакимовская летопись — источник не только поздний, но и весьма сомнительного происхождения.

Одни ученые считают, что это творение самого Татищева, другие — что «летопись» создана без его ведома, чтобы удовлетворить его научный интерес, а затем им отредактирована. Может быть, в ней использовался какой-то древний текст, может быть — нет.

Археологи находят подтверждение пожару в городе в конце Х века, но с чем он связан и насколько точно «летопись» передает события, так и остается неизвестным. «Поносное» присловье о том, что новгородцев «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем» — единственное и довольно зыбкое свидетельство, что в Новгороде в пору крещения произошел какой-то конфликт.

Конфликт настолько локальный, что он веками оставался предметом только устных преданий. Там, где крещению действительно противились, как в Ростове или в Муроме, Владимир откладывал его до лучших времен, а не посылал дружинников штурмовать непокорные города.

Следует помнить еще и то, что христианство к 988 году уже не было чужим для Руси. Христиан было немало в княжеской дружине, среди купечества. На Руси действовали христианские миссии, существовали храмы.

Несколько князей с конца VIII по X век принимали крещение. Смена веры Владимиром была в достаточной мере подготовлена и не стала шоком для его подданных.

Жители русских городов не могли не задумываться о религиозных вопросах, не могли оставаться слепыми приверженцами язычества, когда оно потеряло поддержку власти.

Крещение дружины князя Владимира. Кенигсбергская летопись, начало XIII века.

Миф 2: Русь была крещена Западной, а не Восточной Церковью

О крещении Руси из Византии, от «греков», недвусмысленно и подробно сообщают не только русские источники — все единогласно, — но и современники событий. Это и арабский христианский историк Яхъя Антиохийский, и — что особенно важно — немецкий хронист Титмар. Конечно, это не значит, что Западная церковь не вела проповеди на Руси или что в какие-то периоды эта проповедь не была даже более активной, чем у византийцев. Княгиня Ольга, первая среди Рюриковичей принявшая крещение — в Константинополе! — после охлаждения отношений с Византией обращалась за епископом к германскому королю Оттону. Впрочем, этот епископ на Руси не задержался. Позднее, при Ярополке и Владимире, в Киеве работали миссионеры, вероятно итальянские. Однако они не преуспели, что отразилось и в летописном рассказе о «выборе вер». Принятие крещения от Восточной Церкви позволяло русам слушать слово веры в храме на славянском языке — немаловажное обстоятельство в ту пору, когда латинское духовенство истребляло славянскую грамотность в подчинившейся Западу Чехии.

Великий князь Владимир выбирает веру. Эггинк И.Е., 1822 г.

Миф 3: При Крещении Руси погибла высокая языческая культура, исчезла дохристианская письменность

Культуру языческой Руси незачем ни принижать, ни романтизировать. Она была не «выше» и не «ниже», чем дохристианская культура германцев, кельтов или балтов, — правда, едва ли наши цивилизованные современники сочли бы любую из них высокой, взглянув на нее вблизи.

Предаваться романтическим грезам всегда лучше на расстоянии… Сейчас, когда историей занимаются геометры и гидравлики, философы и сатирики, в области древних культур сделано немало «открытий чудных» — но это уже отдельная и весьма печальная тема.

Науке достаточно известно о культуре и быте древних славян, и всех интересующихся можно отослать к работам специалистов-археологов.

Что касается письменности, то в спорах до хрипоты вокруг «докириллического письма» присутствует некоторое недоумие.

Те, кто воспринимает письменность как «предмет национальной гордости» и считает, что она «должна была быть», просто не понимают, почему появляется этот действительно характерный признак цивилизации. А появляется он по одной из двух причин.

Или с возникновением бюрократии и денежных отношений, когда люди перестают верить друг другу «на слово», а правители хотят увековечить свои деяния, или же под культурным воздействием извне. Например, с появлением религиозных учений, для которых священным является писаное слово, Писание.

В индуизме, например, священным является слово устное — и даже при наличии письма священные тексты не записывались до очень позднего времени. Но наши сочинители «ведической религии славян» почему-то считают, что она должна быть «письменнее» индоарийской.

Глаголица

 

В реальности у славян, как и у многих народов, было рисуночное «протописьмо», «черты и резы» — символические, календарные и счетные знаки. Они не «погибли», а благополучно дожили в народной крестьянской культуре до Нового времени, когда использовались на счетных бирках, при создании резных календарей, иногда вместо подписей.

Ряд ученых приводят свидетельства в пользу того, что у восточных славян с IX века существовала некириллическая письменность, напоминавшая германские руны. Однако все немногие свидетельства об этих «русских письменах» связывают их появление с христианской проповедью — «письмена» появились в Крыму, в среде подолгу живших здесь «ромейских русов»-христиан.

Немногие нечитаемые «рунообразные» надписи, обнаруженные археологами, все относятся к Х-XI векам. Писаны ли они теми самыми «русскими письменами», одна это система или несколько локальных — неизвестно.

Значительная часть ученых вообще сомневается, что речь идет о каком-то особом письме, видя в этих — повторю — действительно единичных памятниках тайнопись или магические значки. Тема интересная, но к «гибели языческой культуры» отношения, похоже, не имеет.

Никакая культура не может погибнуть настолько бесследно, чтобы современной науке не удавалось обнаружить ни малейших ее следов. А реальная культура языческой Руси не погибла, во многом долго оставалась неизменной — и была унаследована, переработана, включена в себя Русью христианской.

Миф 4: Хотя Русь и крестили, но язычество продолжало господствовать

Как я уже говорил, даже крестившиеся в 988-989 годах горожане едва ли сознавали, насколько сильна новая вера призвана перестроить всю жизнь Руси, весь уклад жизни. Тем более чуждо было это представление огромной сельской массе, составлявшей большинство населения.

Так что язычество действительно жило еще на протяжении веков, и сохранились десятки произведений, в которых духовные лица бичуют «двоеверов». Бывали и прямые столкновения. Не в момент, а через много лет после Крещения Руси Владимиром языческие волхвы поднимали смуты в разных местностях.

С другой стороны, еще в XI веке они вольготно чувствовали себя при некоторых княжеских дворах. Только в начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове, а в земле вятичей на Оке в ту же пору погиб от рук язычников проповедовавший там преподобный Кукша.

На селе продолжали хоронить умерших в курганах, справлять языческие праздники. Кое-где все еще стояли капища с идолами, и им приносили жертвы. Даже в городах христианская культура и образование не всегда и не во всем сразу пробивали себе дорогу.

Окончательная победа христианства произошла в XIII-XIV веках, когда христианская вера стала консолидирующим и возвышающим началом народа в его противостоянии ордынскому гнету.

Фото Jakub Halun

 

Миф 5: Князь Владимир, крестивший Русь, был великим распутником

Христианство учит, что возможно покаяние в грехах и их прощение по милости Божьей. Не всем это известно, вероятно, но средневековым создателям летописей и житий Владимира известно было. Им, по всей видимости, трудно было представить, что женолюбие князя в языческой его жизни, с которым он боролся после принятия Христа, которое старался искупить покаянием и милосердием к ближним, станет для кого-то аргументом против его святости. Христиане считают, что святы не безгрешные, а победившие грех. А о том, как Владимир преодолевал себя благодаря новой вере, пишут не только русские летописцы, и прежнее имело место — но и душевное изменение князя не является благочестивым вымыслом.

Миф 6: Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране

Когда Русь крестилась, ее правитель перестал казнить разбойников, боясь греха. От этого уголовщина расцвела по всей стране. Правда ли это?

Владимир учился христианству вместе со своим народом. Он живо реагировал на прочитанные ему строки Писания, и часто не сразу понимал, в чем его настоящий долг. В Священном Писании сказано: «Не убий».

Киевский правитель решил полностью отказаться от казней, а в ответ на вопрос духовенства, почему он так поступает, сказал: «Боюсь греха!» Но «расцвет уголовщины» был явно недолгим — уже очень скоро христианские епископы объяснили князю, для чего дана ему власть, что «не напрасно он носит меч» и что «достоит ему казнити разбойника, но с испытанием», т. е. расследованием дела. И Владимир справился с разбоями.

Миф 7: Крещение Руси навсегда поссорило ее с кочевыми народами

Трудно понять, откуда взялось такое умозаключение. Отношения Руси с кочевниками вообще от религиозного выбора мало зависели. На протяжении веков восточная ветвь славян сложно взаимодействовала с кочевым миром — то поддаваясь, то наступая, то сплачиваясь против каких-то врагов, то отбиваясь от набегов. Со времен вторжения в Европу гуннов в IV веке и до начала складывания Руси восточные славяне часто оказывались в зависимости от более сплоченных и агрессивных кочевых держав. Этот «симбиоз» мог быть и принудительным, и добровольным. Он оставил определенные следы в истории и культуре славянских народов. В IX веке появляется государство Русь, и подчиненные ей славянские племена борются за свое единство и независимость с сильнейшим государством европейских степей — Хазарским каганатом. Из других кочевых соседей Руси у некоторых шло становление своего государства, другие сохраняли племенной уклад. Русь то вступала с ними в союзы, то защищала свои рубежи от их посягательств. В IX-X веках не раз воевали с приазовскими «черными» болгарами. Около 895 года через территорию Руси на запад прорвались с боями венгры. Около этого же времени появились у границ Руси прогнавшие венгров печенеги. Известно, что их не раз наводила на русские рубежи в своих политических интересах, увы, христианская Византия. Самый крупный из таких набегов произошел в 968 году, когда печенеги обступили Киев, и князю-язычнику Святославу пришлось оставить свои завоевания в дальних краях, чтобы вернуться домой и отогнать их. Однако после этого Русь заключила с печенегами союз — и в 969-971 годах они воевали с болгарами и византийцами на стороне Святослава. А в 972 году на днепровских порогах убили князя, возвращавшегося в Киев.

Владимиру пришлось отражать печенежские набеги сразу после захвата власти, еще в языческую пору. Это была самая затяжная война всего его правления.

Принятие христианства, напротив, принесло здесь передышку — в 1008 году при посредничестве немецкого христианского миссионера Бруно Кверфуртского с частью печенегов был заключен мир.

Он действовал до 1013 года, когда печенегов навел на Русь состоявший с ними в союзе христианский же правитель — польский король Болеслав… А вот с племенами гузов или торков и Святослав, и Владимир поддерживали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

Так что крещение на отношения с кочевниками никак принципиально не повлияло. Языческие в основной массе тюркские племена печенегов и торков, известные как «черные клобуки», перешли на службу Руси в XII веке и служили в основном верно.

Поселившиеся к тому времени на русских рубежах половцы то воевали, то мирились, то смешивались с русскими — и религия здесь препятствовала мало. Половцы довольно легко (другое дело, насколько искренне) принимали христианство, и к 1223 году двое сильнейших ханов европейской Степи были христианами.

Все известные нам династические браки между Русью и Степью (как половецкой, так и ордынской) заключались в христианскую эпоху. То, что в Монгольской империи и в Золотой Орде христианство (правда, не православное, а несторианское) могло стать государственной религией, — известный факт.

Читайте также:  Какие имена запрещено давать детям в российской федерации

Так что отнюдь не религиозными причинами обусловлены конфликты Руси с кочевыми народами, хотя, будь проповедь христианства из Руси более успешной, это способствовало бы гораздо большему их сближению.

Источник: https://foma.ru/mifyi-o-kreshhenii-rusi.html

Святой князь, Ярослав Мудрый

Ярослав Владимирович «Мудрый» — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. В Русской православной церкви почитается как благоверный князь; день памяти — 5 марта.

Ярослав Мудрый – сын Владимира I, стал киевским князем, после княжения в Ростове и Новгороде в результате очередной междоусобицы.Ярослав мудрый ещё ребёнком княжил в городе Ростове.

Как-то он путешествовал по Волге из Новгорода в Ростов. По легенде по дороге на него напал медведь, которого Ярослав с помощью свиты зарубил секирой. После этого князь приказал срубить на неприступном мысу над Волгой небольшую деревянную крепость, названную по его имени — Ярославль. Эти события нашли отражение на гербе города Ярославль.Его брат Святополк Окаянный убил братьев святых Бориса и Глеба, а в 1019 году Ярослав Мудрый изгнал его из Руси и сам стал княжить вместо него. Он княжил с 1019 по 1054. Надо сказать, что когда Ярослав княжил в Новгороде, у него были очень трудные отношения с отцом святым князем Владимиром. Так Ярослав отказался своему отцу Киевскому князю платить  налоги. А после смерти отца  он из Новгорода пошёл войной на Киев, где правил его родной брат Святополк «Окоянный», тот самый, который убил братьев Бориса и Глеба. Ярослав изгнал Святополка и овладел городом своего отца, Киевом.

Надо заметить, что Ярослав Мудрый основал не только город Ярославль, но он является и основателем Эстонского города Тарту. Этот город в современной Эстонии заложил Ярослав Мудрый и первоначально он назывался Юрьев. Ведь латинское имя Юрий , это славянское Георгий, а как уже писал выше, в крещении князь Ярослав был Георгием и город в Эстонии он назвал своим именем, Юрьев.

Ярослав Мудрый известен прежде всего как законодатель. При нем был создан первый русский свод законов «Русская правда».

Стремясь установить порядок и законность в русских землях, Ярослав в начале своего правления ввел в действие первый на Руси писаный свод законов — Русскую Правду.

Свод касался прежде всего вопросов общественного порядка, защищал людей от насилий, бесчинств, драк, которых на Руси было так много в эти смутные времена. Русская Правда Ярослава Мудрого строго наказывала за умышленное убийство. Причем допускалась еще кровная месть.

За убийство можно было мстить убийце и даже убить его. Но это могли сделать только близкие родственники (отец, сын, брат, дядя), а дальним родственникам кровная месть запрещалась. Так ограничивался этот обычай племенного строя. Если близкой родни не было, то убийца платил штраф в 40 гривен. На Руси его называли вирой.

Большими денежными штрафами наказывались побои, увечья.Однако не все статьи этого сборника принадлежат Ярославу, законы в «Русскую правду» добавлялись его потомками.

Также Ярослав Мудрый прославился созданием «лествичного» порядка наследования. Согласно этому порядку, княжеский престол переходил к старшему рюриковичу в роду. Также Ярослав Мудрый разделил свои земли на пять уделов и дал своим сыновьям по одному.

Сам князь был женат на шведской принцессе Ингигерде. Она родила князю шесть сыновей и три дочери. Дети князя Ярослава Мудрого:

Владимир (князь Новгородский), ныне святой князь Владимир Ярославович. Именно он в Новгороде построил Софийский собор, который стоит по сегодняшний день.

Анастасия, вышедшая замуж за Венгерского герцега.Изяслав в крещении Димитрий, князь Туровский.Елизавета, Королева Норвегии.Святослав, князь Черниговский и Киевский, ныне святой Православной Церкви.Всеволод в крещении Андрей, князь Киевский и Всея Руси. Он же отец Владимира Маномаха.Игорь, в крещении Григорий, князь  Смоленский. Погребён в Чернигове.Вячеслав, Великий князь Киевский. (отец польской королевы Вышеславы).Анна, Королева Франции .

Таким образом,

к концу жизни Ярослава Мудрого все его старшие сыновья были женаты на принцессах из Польши, Германии, Византии, а дочери выданы замуж за правителей разных стран.   Анна — за французского короля Генриха I. Анастасия стала женой венгерского короля Андрея. А младшая Елизавета сначала была женой норвежского короля Гарольда, а после его гибели на войне стала женой датского короля.

Надо отметить, что супруга князя Ярослава, шведская принцесса Ингигерда, приняла православное крещение с именем Ирина, а позже она и приняла монашество с именем Анна и сейчас известна нам больше, как прославленная в лике святых, святая княгиня Анна Новгородская.

Святые княгиня Анна Новгородская и князь  Владимир Ярославович Новгородский. Супруга и старший  сын Ярослава Мудрого.

Во время правления Ярослава Мудрого Киев стал великим городом наравне с Константинополем. Также возрос международный авторитет Руси. Ярослав Мудрый породнился со многими монархами того времени.

Ярослав Мудрый впервые на Руси сам, без согласия константинопольского патриарха, назначил Иллариона на должность митрополита русской церкви. Также в его время активно переводились религиозные книги на древнеславянский язык.

Наконец, заслугой Ярослава Мудрого была борьба с кочевниками. К примеру, в 1036 году он побил печенегов. А через год в честь этой победы был построен Софийский собор в Киеве.

  • Также во времена Ярослава была построены Золотые ворота в Киеве.

ФОТО: В часовне над Золотыми воротами, я в роли «мудрого»))

Княжение Ярослава Мудрого продолжалось 37 лет. Последние года жизни Ярослав провёл в Вышгороде и прожил 75 лет.

  1. Умер Ярослав Мудрый 20 февраля (5 марта) 1054 года в Вышгороде, в ночь с субботы на воскресенье точно в праздник Торжества Православия на руках сына Всеволода, пережив на четыре года свою жену Ингигерд и на два года старшего сына Владимира.
  2. После правления Ярослава Мудрого еще больше усилилась междоусобная борьба князей из-за разделения земель на части, несмотря на наставления Ярослава своим детям и новый порядок наследования княжеского престола сыновья его прожили в мире только 15 лет.
  3. Саркофаг (гроб) Ярослава Мудрого

Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии.

Этот гроб из белого мрамора в Киев привёз отец Ярослава, святой Князь Владимир, как святыню, в которой в Крымском городе Херсонес, а ныне Севостополь, покоялись мощи святого священномученика Климента Папы Римского. В гроб святого Климента и был положен святой князь Ярослав.

Софийский собор внутри

Гроб князя Ярослава открывали трижды в Советское время в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя.

Рост князя был 175 см. Лицо славянского типа, средней высоты лоб, узкая переносица, сильно выступающий нос, крупные глаза, резко очерченный рот (практически со всеми зубами, что встречалось тогда в старости крайне редко), резко выступающий подбородок.

  Известно также, что он был хромым (из-за чего плохо ходил): по одной из версий — от рождения, по другой — в результате ранения в битве. Правая нога князя Ярослава была более длинной, чем левая, из-за повреждения тазобедренного и коленного суставов.

Возможно, это было следствием наследственной болезни Пертеса.

По сообщению журнала Newsweek, при вскрытии ящика с останками Ярослава Мудрого 10 сентября 2009 года, учёными Украины, Швеции, Англии и США было установлено, что в нём находится, предположительно, только скелет супруги Ярослава княгини Ингегерды.

В ходе проведенного журналистами расследования была выдвинута версия, что останки князя были вывезены из Киева в 1943 году при отступлении немецких войск и в настоящее время, возможно, находятся в распоряжении Украинской православной церкви в США (юрисдикция Константинопольского патриархата).

Памятники Ярославу Мудрому в городах Украины и России

Результатом деятельности Ярослава Мудрого можно считать и возвышение Киева как города и Руси как государства. Также он оставил после себя сборник законов, что я считаю важным, так как прежде на Руси разрешали конфликты только согласно обычаям и традициям. Во время правления Ярослава русская церковь проявила независимость от византийской.

Почему же князя Ярослава прозвали МУДРЫМ?

Ярослав мудр потому, что построил храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, то есть посвятил главные храмы городов Софии — премудрости Божьей, которой посвящён главный храм Константинополя. Тем самым Ярослав объявляет, что русская церковь стоит наравне с церковью византийской. Упомянув о мудрости, летописцы, как правило, раскрывают это понятие, ссылаясь на ветхозаветного Соломона.

Ярослав Мудрый объединил славянский мир и предупреждал, чтобы не было на земле русской ни распрей, ни ненависти. Это был человек великого ума, прекрасный администратор, имевший обширную библиотеку. В летописях сказано, что он считал книги «реками, способными напоить мудростью». Стержнем внутренней деятельности святого князя было содействие распространению Христианства на Руси.

Конечно же, самые большие торжества в день памяти святого князя Ярослава проходят 5 марта в Ярославле, в городе носящем имя Князя.

  • Ярослав Мудрый изображён как на Российских, так и на Украинских денежных банкнотах.

Князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси Святым сразу после смерти. Первое упоминание об этом есть в источнике XI века.

Однако Ярослав Мудрый формально не входил в число святых Русской православной церкви; 9 марта 2004 года в связи с 950-й годовщиной смерти, был внесён в святцы Украинской Православной Церкви МП, а 8 декабря 2005 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля (5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Киевский Патриархат так же князя Ярослава прославил в лике святых в 2008 году.

Молитва

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

  1. Тропарь, глас 4
  2. Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, благоверне княже Ярославе, добре во благочестии пожив, веру непорочну соблюл еси, и храм пречуден Премудрости Божия в стольном граде Киеве устроив, ныне на Небесех предстоиши Престолу Святыя Троицы, молися ниспослати нам велию и богатую милость.
  3. Кондак, глас 4
  4. Измлада явился еси, богомудре Ярославе, Божественный сосуд избран Богови, во благочестии жительствовавши, многия святыя церкви устроил еси; темже похваляем тя, княже наш, яко народу твоему ты еси удобрение, Киеву – слава и всей Русстей земли – утверждение.

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/103393.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector