Почему святого александра невского можно считать покровителем разведчиков

6 декабря Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. Имя защитника рубежей России и покровителя воинов известно далеко за пределами нашей Родины.

Свидетельство тому — многочисленные храмы, посвященные святому Александру Невскому. Имя Александр также уже давно входит в тройку самым популярных имен для мальчиков.

«Правмир» попросил рассказать священников-именинников о своем святом покровителе.

Протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора.

— Как можно относиться к святому, имя которого я ношу и молюсь ему каждый день? Конечно я счастлив, что в свое время мои родители, еще не задумываясь ни о святости, ни о духовности, дали мне это имя. Я принял крещение довольно поздно, уже в сознательном возрасте, и поэтому хорошо знал кто этот святой, имя которого мне дал протоиерей Валериан Кречетов, когда меня крестил.

Иногда, когда люди следуют традиции называть детей по святцам – в какой день ребенок родился именем святого этого дня его и называют — часто святому покровителю даже сложно найти молитву, тем более узнать как он жил, чем прославился.

Безвестных святых у Бога много, но конечно всегда хочется иметь для себя пример жизни святого, чтобы иметь возможность подражать ему.

Поэтому я очень рад, что у меня есть такой святой, которому я могу молиться, подражать, и который действительно оставил яркий след не только в истории моего отечества, но и в истории нашей Церкви.

Прежде всего, мне дорога внутренняя мудрость Александра Невского в сочетании с его твердой верой. Какие-то личные амбиции у этого святого всегда были на втором плане. В первую очередь, ему были важны интересы государства, интересы народа, за который он нес ответственность.

Будущий святой жил в очень непростое время. Но его мудрость проявилась как в ближайшем будущем, в жизни его наследников, в частности князя Даниила Московского, который продолжил воплощать то, что завещал его отец, так и в нашем будущем, так как все мы сегодня наследники мощного государства, благодаря политике князя Александра Невского.

Сегодня иногда, к сожалению, ведутся разговоры о том, что князь был недальновидным и амбициозным правителем, так как объединяя государство, создавал империю — если бы он пошел по другому пути, мы бы имели несколько десятков маленьких государств по типу европейских, жили бы счастливо, богато, как в Европе… Конечно, большой страной тяжело управлять, но в том, что мы имеем, я думаю, есть промысел Божий. Легко обособиться, не ссориться с соседями, жить своей жизнью, а вот управлять большим государством, лелеять заботу, в первую очередь, о распространении веры Христовой, о просвещении народов, объединять людей и создавать крепкое, сильное государство – непросто и требует особого мужества.

Александр Невский был мудрым правителем и, конечно, настоящим мужчиной.

Сегодня мужчины обмельчали, а он сочетал в себе и мудрость правителя, и твердость мужского характера, и крепость веры, чего сегодняшним мужчинам очень не хватает. Он прожил очень короткую жизнь, но очень многое сумел сделать.

Сейчас продолжительность жизни человека увеличивается, но мы не успеваем совершить и малой толики того, что люди подобные святому князю делали за два-три десятилетия.

Когда я бываю в Петербурге, я всегда заезжаю в Александро-Невскую Лавру, где находится главная святыня города – частица мощей благоверного князя, перенесенная Петром I в Петербург. Святые мощи Александра Невского находятся в хранилище Музея Московского Кремля.

Я видел этот большой ковчег, откуда отделялись мощи для переноса в Петербург, и думаю, мы ещё обретем эту святыню для всенародного поклонения.

Так что две столицы нашей родины основывались и стоят поныне молитвами и небесным заступничеством святого Александра Невского.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в бывшего Скорбященского монастыря.

— Как известно, имя Александр переводится как «защитник людей». И святой благоверный князь Александр Невский полностью свое имя оправдал.

Мы привыкли не задумываясь смотреть на современную карту России — территория огромная, кто может нам что-то плохое сделать? А в ХIII веке, на небольшой территории современной европейской части страны были только сравнительно небольшие княжества — Киевское, Новгородское, Владимиро-Суздальская Русь и другие.

А на Востоке лежала огромная степь, где жили агрессивные, энергичные и могущественные народы. И в летописях и былинах, которые сегодня совершенно вышли из употребления, сохранились в поэтической, образной форме рассказы о том, какими страшными были вторжения этих народов, каким жутким был этот ураган, который обрушился на нашу страну.

Александр Невский жил именно в это страшное и казалось бы, безотрадное время: с одной стороны – бескрайняя степь, могущественная орда, с другой – Запад, который хотел навязать нашему отечеству католицизм, воспользовавшись ослаблением Руси. Этот натиск и с Востока, и с Запада Александр Невский должен был принять и остановить. И с этой задачей он справился потрясающе, явив высочайший пример служения своему народу.

Если с Золотой Ордой князь Александр пытался договариваться, чтобы преждевременно не вступать в вооруженный конфликт, то с Западом он вступил в самую непримиримую борьбу и одержал в ней победу.

История показала нам ясный пример, что было бы с нами, если бы святой благоверный князь Александр пошел не по тому пути — современник Александра Невского князь Даниил Галицкий пошел на соглашение с католичеством в надежде, что его поддержат в борьбе с татарами, и Галицкая Русь исчезла, став частью католической Польши. Поэтому мы всегда должны быть благодарны святому благоверному великому князю за его мудрость и труд.

Важно отметить, что в ту эпоху князем был тот, кто мог принять на себя наибольшую ответственность и наибольшую опасность. Александр Невский лично участвовал в битвах, в рукопашных схватках и выходил победителем в поединках с такими же доблестными витязями, как он сам. Он прославился и как полководец, и как дипломат, и как политик.

У нас со временем сложилось несколько искаженное представление о том, кто такой аристократ. Раньше аристократами были те вожди, которые своей головой отвечали за победы или поражения народа. И так было на протяжении многих столетий. А со временем, особенно к XIX веку, когда жизнь стала более мирной, аристократами начали становиться по наследству.

К обыкновенному человеку, который, предположим, служил на государственной службе, было особое отношение только потому, что у него великие предки.

Но какое отношение сынок имеет к доблести отца, если он не в состоянии даже и близко приблизиться к тем славным деяниям, которые совершал его предок? Впоследствии, одной из причин потрясений, которые произошли с нашим государством, явилась эта утрата первоначального значения аристократии.

Александр Невский в полном смысле слова аристократ — благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью — стяжание Царствия Небесного.

Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю — Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить — вот есть враг, его нужно отбить.

Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда.

Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем.

Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное.

От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня.

Источник: https://www.pravmir.ru/aleksandr-zashhitnik-lyudey/

Почему Александр Невский причислен к лику святых?

Почему Александр Невский считается святым, Вы узнаете из этой статьи.

Великий  князь Александр Невский скончался 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен во Владимире в Pождественском монастыре. Практически сразу началось почитание его во Владимиро-Суздальской Руси. А позже князя канонизировали.

Согласно «канонической» версии  князь Александр Невский сыграл важную роль в русской истории. В XIII веке великая Русь подвергалась ударам с трех сторон — монголо-татар, католического Запада и Литвы.

КнязьНевский,  который за всю жизнь не проиграл ни одной битвы, проявил великий талант дипломата и полководца, заключил мир с более сильным врагом — Золотой Ордой.

  Заручившись поддержкой Орды, он отразил нападение немцев, одновременно с этим защитив от католической экспансии православие.

Во Владимире уже в 1280-х годах начинается почитание князя Александра Невского как святого, позднее его официально канонизировала Русская православная церковь. Александр Невский был единственным светским православным правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел ради сохранения власти на компромисс с католической церковью.

При активном участии Дмитрия Александровича, его сына, и митрополита Кирилла была написана житийная повесть. За подвиг выдержки и терпения Александр Невский в 1549 году был причислен к лику святых,  а также в его честь  была  основана Александро-Невская лавра в 1710 году.

Почитание как святого Александра Невского началось задолго до того, как князь был канонизирован православной Русской церковью в 1547 году. Там, где люди искренне и от всего сердца  просили у него чуда, оно обязательно  случалось. Легенды гласят, что святой князь вставал из гробницы и ободрял на совершение подвигов соотечественников, например, в 1380 году накануне Куликовской битвы.

Читайте также:  Когда на руси за превышение скорости могли казнить

В память о святом князе  построили в Петербурге монастырь, Александро-Невскую лавру, куда  по указу Петра Великого в 1724 году были перевезены  мощи Невского . Петр Великий также постановил отмечать 30 августа день памяти Александра Невского, в честь  заключения со Швецией победоносного мира.

Какими чертами характера наделен Александр Невский?

Александр Невским был мудрым, уравновешенным, умным и расчетливым человеком. Это помогло ему в дальнейшем добиться такого успеха.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, почему Александр Невский считается святым.

Источник: https://kratkoe.com/pochemu-aleksandr-nevskiy-prichislen-k-liku-svyatyih/

Почему Александр Невский — святой?

Здравствуйте!

Иногда невозможно сразу понять, почему человек стал святым?! Это касается и Александра Невского, коего мы в первую очередь воспринимаем, как воина. К слову, будущий святой будучи далёким от воинского дела, получил благословение одного весьма благодатного и богодухновенного старца-иерарха на то, чтобы Александр защищал русскую Церковь и русскую землю.

С детства маленький Александр начинает сопровождать своего отца Ярослава в походах. А в 15 лет мальчик уже участвует в битве с немцами, коя была выиграна. А чрез год Ярослав вообще уезжает и доверяет княжить своему сыну — Александру в Новгороде.

Ох, нелегкие наступили времена! Ведь враги окружали со всех сторон: с одной — с востока, безжалостно шли, сметая всё со своего пути монгольские орды, а с иной стороны — с запада — наступали немецкие полчища.

Уже в сие тяжелейшее время, юноша проявил себя, как подвижник, молитвинник, воин и защитник русской земли.

Он подолгу молился в соборе святой Софии. И верил, что его молитва будет услышана Богом.

В одном их сильных псалмов Давида есть такие строчки:

И ими тоже была исполнена молитва князя.

Молитва его была настолько сильной, ибо имела веру,что он не только сам становился после неё крепче, но и умело укреплял нужными словами свою дружину:

Александр Невский не ослабевал в молитве и в момент боя на Чудском озере. Крестоносцы были побеждены.

Иного интереснейших фактов есть в житие Александра! Известно, что был обладателем и редкого дара прозорливости.

Ещё один занимательный факт состоял в том, что, когда князя не стало, ровно девять дней его тело не тлело, а для канонизации сие тоже весьма важно, ибо нетленными остаются тела святых и праведников.

А когда в его руку, коя была сжата, пожелали вложить духовную грамоту, он будучи усопшим, сам разжал руку и взял сие духовное напутствие.

Чудеса при смерти праведного человека — тоже один из «признаков» его святости.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/553765-pochemu-aleksandr-nevskij—svjatoj.html

Александр Невский – вечно меняющаяся фигура русской истории

В ис­то­рии Рос­сии ма­ло най­дет­ся лю­дей, чью лич­ность каж­дая эпо­ха от­кры­ва­ет по-но­во­му. Од­ной из та­ких веч­ных фигур рос­сий­ской ис­то­рии сме­ло мож­но счи­тать Алек­сандра Нев­ско­го.

Свя­той князь скон­чал­ся 14 но­яб­ря 1263 го­да в Го­род­це и вско­ре был по­хо­ро­нен в Pож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре во Вла­ди­ми­ре. Прак­ти­че­ски сра­зу, за­дол­го до его об­ще­рос­сий­ской ка­но­ни­за­ции в 1547 го­ду, на­ча­лось его по­чи­та­ние во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской Ру­си.

По­чти через 20 лет по­сле его смер­ти по­явил­ся пер­вый ли­те­ра­тур­ный па­мят­ник, рас­ска­зы­ва­ю­щий о по­дви­гах Алек­сандра Нев­ско­го.

Это бы­ла «По­весть о жи­тии и о храб­ро­сти бла­го­вер­но­го и ве­ли­ко­го кня­зя Олек­сандра», ав­тор ко­то­рой пред­ста­вил сво­е­го ге­роя как иде­аль­но­го по­ли­ти­ка и пра­во­слав­но­го свя­то­го.

В пол­ном со­от­вет­ствии с жи­тий­ным ка­но­ном Алек­сандр срав­ни­ва­ет­ся со свя­ты­ми, биб­лей­ски­ми пер­со­на­жа­ми и ле­ген­дар­ны­ми ан­тич­ны­ми ге­ро­я­ми и им­пе­ра­то­ра­ми (по­след­нее свя­за­но с тем, что пе­ред на­ми не ка­но­ни­че­ское жи­тие, а «по­весть» – очень син­кре­тич­ный жанр древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры, сво­бод­но объ­еди­ня­ю­щий раз­лич­ные фор­мы по­вест­во­ва­ния). Ав­тор по­ве­сти так ха­рак­те­ри­зу­ет иде­ал кня­же­ской вла­сти, во­пло­щен­ный в свя­том Алек­сан­дре: «Князь благ в стра­нах — тих, увет­лив, кро­ток, съме­рен, — по об­ра­зу Бо­жию есть, не вни­мая бо­гать­ства и не пре­зря кров пра­вед­ни­чю, си­ро­те и вдо­ви­ци в прав­ду су­дяй, ми­ло­сти­лю­бец, а не зла­то­лю­бец, благ до­мо­чад­цем сво­им и вънеш­ним от стран при­хо­дя­щим кор­ми­тель». Фор­му­ла иде­аль­но­го пра­ви­те­ля по-жи­тий­но­му аб­стракт­на, и в даль­ней­шем ее по­сто­ян­но уточ­ня­ли в за­ви­си­мо­сти от то­го, ко­гда и где пи­сал­ся оче­ред­ной текст про Алек­сандра Нев­ско­го.

Столь же некон­крет­ны и за­ри­сов­ки кня­же­ских доб­ро­де­те­лей: он бла­го­че­стив, с по­чте­ни­ем от­но­сит­ся к ду­хо­вен­ству и за­кла­ды­ва­ет несколь­ко хра­мов, пе­ред смер­тью при­ни­ма­ет схи­му, тем са­мым во­пло­щая меч­ту сво­ей жиз­ни.

Пе­ред на­ми сно­ва ти­пич­ная кар­ти­на вос­при­я­тия хри­сти­ан­ства в Древ­ней Ру­си: мо­на­ше­ство счи­та­лось выс­шей сте­пе­нью по­дви­га, и по­чти все ве­ру­ю­щие же­ла­ли бы пе­ред смер­тью при­нять ино­че­ские обе­ты.

Да­ле­ко не все из та­ких пра­во­слав­ных при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых, а по­то­му зна­че­ние ре­ли­ги­оз­но­го по­дви­га Алек­сандра Нев­ско­го так­же ме­ня­лось в за­ви­си­мо­сти от эпо­хи и ав­тор­ства тек­ста в честь кня­зя.

«По­весть» про­слав­ля­ет сво­е­го ге­роя как за­щит­ни­ка «зем­ли Суз­даль­ской», ко­то­рый бо­рет­ся с «ино­пле­мен­ны­ми» та­та­ра­ми и швед­ским «ко­ро­лем ча­сти Рим­ская».

При этом про­ти­во­по­став­ле­ние пра­во­слав­ных ка­то­ли­кам в па­мят­ни­ке от­ра­же­но ку­да рез­че, чем оп­по­зи­ция хри­сти­ан и языч­ни­ков.

Для сред­не­ве­ко­во­го ав­то­ра, жив­ше­го в Древ­ней Ру­си, на ла­тин­ском За­па­де или в Ви­зан­тии, хри­сти­а­на­ми, ко­то­рым по­мо­га­ет Бог, бы­ли лишь по­сле­до­ва­те­ли его ве­ры и его взгля­дов.

(Ино­гда оп­по­зи­ция «сво­их» и «чу­жих» сужа­лась еще силь­нее – нов­го­род­цы по­бе­ди­ли вла­ди­мир­цев под ру­ко­вод­ством Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го, бла­го­да­ря чу­ду от ико­ны «Зна­ме­ние».

Ра­зу­ме­ет­ся, в стане вла­ди­мир­цев так­же бы­ли ико­ны, но это не по­ме­ша­ло их про­тив­ни­кам ска­зать, что Бог по­мог нов­го­род­цам за их усерд­ные мо­лит­вы). По мне­нию ав­то­ра «По­ве­сти» сбли­же­ние свя­то­го кня­зя с мон­го­ла­ми бо­лее оправ­да­но, по­сколь­ку языч­ни­ки не по­ся­га­ют на ос­но­вы ве­ры.

В XIV – XV ве­ках об­раз свя­то­го кня­зя Алек­сандра как иде­аль­но­го пра­ви­те­ля и по­движ­ни­ка ста­ли ис­поль­зо­вать нов­го­род­цы и моск­ви­чи для до­сти­же­ния сво­их це­лей. Пер­вым бы­ло тя­же­лее все­го, по­сколь­ку нуж­но бы­ло объ­яс­нять при­чи­ну ссо­ры Алек­сандра с нов­го­род­ца­ми и его из­гна­ния. Ста­ра­ни­я­ми ле­то­пис­цев вы­ход был най­ден.

В пер­вой по­ло­вине XIV сто­ле­тия хро­ни­сты, го­во­ря о за­слу­гах Алек­сандра Яро­сла­во­ви­ча пе­ред гос­по­ди­ном Ве­ли­ким Нов­го­ро­дом, не от­ри­ца­ли на­ли­чия кон­флик­та и опи­сы­ва­ли же­сто­кую рас­пра­ву кня­зя над нов­го­род­ца­ми: «Ово­му но­са уре­за­ша, а ино­му очи вы­ни­ма­ша, кто Ва­си­лья на зло по­вел; всяк бо злыи зле да по­гыб­нать».

В этом от­рыв­ке речь идет о со­вет­ни­ках сы­на Алек­сандра – Ва­си­лия, ко­то­рые спро­во­ци­ро­ва­ли его на кон­фликт с от­цом.

Вме­сте с тем, да­же в ран­них нов­го­род­ских ле­то­пи­сях под­чер­ки­ва­ет­ся, что свя­той за­щи­щал не Русь или свои зем­ли, а имен­но Нов­го­род, что поз­во­ли­ло хро­ни­стам сде­лать пер­вый шаг по пре­вра­ще­нию Алек­сандра в соб­ствен­но­го свя­то­го.

Еще бо­лее силь­но при­тя­за­ния нов­го­род­цев на Алек­сандра про­яви­лись уже в XV ве­ке: из тек­ста ис­че­за­ют все кри­ти­че­ские упо­ми­на­ния о его прав­ле­нии, а сам он пред­ста­ет пе­ред чи­та­те­ля­ми как за­щит­ник Нов­го­ро­да и его по­ряд­ков, ко­то­рый «мно­го тру­ди­ся за Но­въград и за Пь­сков и за всю зем­лю Рус­кую жи­вот свои от­да­вая» . Это бы­ла уже ле­бе­ди­ная пес­ня воль­но­го го­ро­да – Москва стре­ми­тель­но объ­еди­ня­ла во­круг се­бя рус­ские зем­ли, и ей по­тре­бо­вал­ся уже дру­гой Алек­сандр Нев­ский – са­мо­дер­жец, по­доб­ный рим­ским и ви­зан­тий­ским им­пе­ра­то­рам.

Алек­сандр ста­но­вит­ся ос­но­ва­те­лем мос­ков­ской ди­на­сти­ей Рю­ри­ко­ви­чей, он уже мыс­лит не как удель­ный князь, а как пра­ви­тель всей Ру­си.

В этом от­но­ше­нии при­ме­ча­тель­на ре­дак­ту­ра ре­чи мит­ро­по­ли­та над гро­бом усоп­ше­го свя­то­го. Во вла­ди­ми­ро-суз­даль­ских па­мят­ни­ках иерарх опла­ки­ва­ет «солн­це зем­ли Суз­даль­ской».

В текстах XV ве­ка, со­здан­ных еще в Нов­го­ро­де, но ори­ен­ти­ро­ван­ных уже на Моск­ву, вла­ды­ка скор­бит о «солн­це зем­ли Рус­ской».

Фак­ти­че­ски это уже об­ще­рус­ское при­зна­ние, хо­тя до ка­но­ни­за­ции свя­то­го оста­ет­ся еще как ми­ни­мум 50 лет. Москва пред­став­ля­ет се­бе Алек­сандра Нев­ско­го ли­бо как иде­аль­но­го мо­на­ха (имен­но в этот пе­ри­од по­яв­ля­ет­ся ико­на не кня­зя, но схим­ни­ка Алек­сия), ли­бо как во­и­на, вста­ю­ще­го из гро­ба и по­мо­га­ю­ще­го Дмит­рию Дон­ско­му одо­леть Ма­мая.

В этот пе­ри­од рез­ко воз­рос спи­сок по­смерт­ных чу­дес, а пре­ем­ни­ком свя­то­го кня­зя про­воз­гла­шен Иван Гроз­ный.

Те­перь в па­мят­ни­ках Алек­сандр Нев­ский пе­ре­ста­ет быть уни­каль­ным пра­ви­те­лем Ру­си, но на­чи­на­ет по­сле­до­ва­тель­но «во­пло­щать­ся» спер­ва в Иване IV, а за­тем и в Пет­ре I.

Им­пер­ское со­зна­ние вновь по­тре­бо­ва­ло из­ме­не­ние об­ра­за глав­но­го на­цио­наль­но­го ге­роя.

Это при­во­дит и к сме­ще­нию ак­цен­тов. Глав­ным по­дви­гом свя­то­го кня­зя ста­но­вит­ся за­щи­та рус­ской зем­ли и ве­ры от ла­ти­нян. Ав­то­ры тек­стов те­перь уже не де­ла­ют ни­ка­ких раз­ли­чий меж­ду шве­да­ми, нем­ца­ми и мон­го­ла­ми.

Все они те­перь ха­рак­те­ри­зу­ют­ся как языч­ни­ки и про­тив­ни­ки Бо­га.

Опи­са­ния шве­дов и нем­цев утра­чи­ва­ют эт­ни­че­ские чер­ты, ос­нов­ная оп­по­зи­ция те­перь стро­ит­ся по ре­ли­ги­оз­но­му при­зна­ку: «По­га­нии (без­бож­ные, ока­ян­ные) ла­ты­на при­и­до­ша от за­пад­ных стран», та­ким же ока­ян­ным пред­ста­ет и Ба­тый.

В ре­зуль­та­те Алек­сандр по­лу­ча­ет свою глав­ную по­ли­ти­че­скую доб­ро­де­тель – за­щит­ник ве­ры.

При­мер­но в это же вре­мя свя­той князь окон­ча­тель­но вхо­дит во все­мир­ный пан­те­он иде­аль­ных пра­ви­те­лей.

В «Сте­пен­ной кни­ге» вы­стра­и­ва­ет­ся та­кая зна­ко­вая це­поч­ка Ав­густ – Рю­рик – рав­ноап­о­столь­ный Вла­ди­мир – Алек­сандр Нев­ский, и в кон­це спис­ка «хри­сто­лю­би­вый царь наш Иван».

По же­ла­нию Ива­на Гроз­но­го из за­щит­ни­ка Нов­го­род­ских при­ви­ле­гий Алек­сандр пре­вра­ща­ет­ся в за­щит­ни­ка са­мо­дер­жа­вия, стра­да­ю­ще­го от ве­ро­лом­ства сво­их под­дан­ных.

В пись­ме к кня­зю Ан­дрею Курб­ско­му Иван IV со­зда­ет об­раз свя­то­го кня­зя, со­вер­шен­но не по­хо­жий на тот об­раз пра­ви­те­ля, ко­то­рый опи­сы­ва­ли во Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской Ру­си.

Из крот­ко­го вла­сти­те­ля он ста­но­вит­ся храб­рым и страш­ным для вра­гов и из­мен­ни­ков во­и­ном.

Эво­лю­ция об­ра­за от­ра­зи­лась и в ико­нах то­го вре­ме­ни. Вме­сто скром­но­го схим­ни­ка в Ли­це­вом Ле­то­пис­ном сво­де мы встре­ча­ем­ся ли­бо с ца­рем на троне, ли­бо с рат­ни­ком на коне и в до­спе­хах, в за­пад­ной ко­ролев­ской ко­роне вме­сто шап­ки Мо­но­ма­ха.

По­след­няя де­таль бы­ла нуж­на для то­го, чтобы по­ка­зать, что рус­ский царь – столь же мо­гу­ще­ствен­ный пра­ви­тель, как непо­бе­ди­мый рим­ский им­пе­ра­тор, и ев­ро­пей­ским мо­нар­хам, так­же ве­ду­щим свое про­ис­хож­де­ние от Ав­гу­ста, нече­го по­пре­кать рус­ско­го ца­ря ме­нее бла­го­род­ным про­ис­хож­де­ни­ем.

Окон­ча­тель­ное раз­ви­тие об­ра­за Алек­сандра Нев­ско­го как мо­гу­ще­ствен­но­го им­пе­ра­то­ра про­ис­хо­дит в эпо­ху пет­ров­ских ре­форм.

За­ло­жив го­род на Неве и про­ру­бив ок­но в Ев­ро­пу, Петр I от­ча­ян­но нуж­дал­ся в та­кой ис­то­ри­че­ской лич­но­сти, ко­то­рая бы сво­им ав­то­ри­те­том оправ­да­ла все его на­чи­на­ния. Свя­той князь был на­зна­чен по­кро­ви­те­лем Пе­тер­бур­га и пред­те­чей Пет­ра.

Бит­ва со шве­да­ми те­перь ста­ла рас­смат­ри­вать­ся не толь­ко как за­щи­та ве­ры, а как воз­вра­ще­ние се­бе ис­кон­но рус­ских зе­мель. Де­ло, на­ча­тое Алек­сан­дром Нев­ским, бле­стя­ще за­вер­шил Петр Ве­ли­кий, раз­гро­мив шве­дов.

Луч­шим вы­ра­зи­те­лем этой идеи стал зна­ме­ни­тый Фе­о­фан Про­ко­по­вич. В тор­же­ствен­ной про­по­ве­ди, про­из­не­сен­ной 23 но­яб­ря 1718 го­да, он на­звал Пет­ра «жи­вым зер­ца­лом» Алек­сандра.

Читайте также:  «пьяный лес»: тайна аномальной зоны по рязанью

Этой же идее по­слу­жи­ло и тор­же­ствен­ное пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го кня­зя из Вла­ди­ми­ра в Пе­тер­бург, в па­мять о ко­то­ром и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние 12 сен­тяб­ря. Вла­ди­мир пе­ре­да­вал эс­та­фе­ту но­вой сто­ли­це.

Москва при этом по­про­сту вы­клю­ча­лась из сим­во­ли­че­ской ис­то­рии, что осо­бен­но льсти­ло им­пе­ра­то­ру-ев­ро­пей­цу, не лю­бив­ше­му преж­нюю сто­ли­цу.

На Алек­сандра Нев­ско­го те­перь воз­ла­га­лись обя­зан­но­сти по­кро­ви­те­ля Се­вер­ной Паль­ми­ры, ду­хов­ным цен­тром ко­то­рой долж­на бы­ла стать Алек­сан­дро-Нев­ская лав­ра.

На­чи­ная с Пет­ра I, Алек­сандр Нев­ский в рус­ском со­зна­нии все боль­ше пре­вра­щал­ся из пра­во­слав­но­го пра­вед­ни­ка в рус­ско­го ге­роя, се­ку­ляр­но­го свя­то­го, от­дав­ше­го свою жизнь ра­ди по­стро­е­ния им­пе­рии и за­ло­жив­ше­го пер­вые кам­ни в ее фун­да­мент. В даль­ней­шем этот об­раз за­щит­ни­ка и со­зи­да­те­ля го­су­дар­ства все ак­тив­нее ис­поль­зо­вал­ся в на­шей стране. Апо­ге­ем се­ку­ляр­ной свя­то­сти кня­зя стал фильм Сер­гея Эй­зен­штей­на «Алек­сандр Нев­ский», в ко­то­ром от ре­аль­но­го че­ло­ве­ка XIII ве­ка не оста­лость прак­ти­че­ски ни­че­го, хо­тя в сце­на­рии филь­ма ак­тив­но ис­поль­зо­ва­лись древ­не­рус­ские ис­точ­ни­ки. Этот экран­ный Нев­ский в ис­пол­не­нии ак­те­ра Ни­ко­лая Чер­ка­со­ва на дол­гие го­ды стал со­вет­ской «ико­ной» пра­во­слав­но­го свя­то­го.

Ан­дрей Зай­цев

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru

Источник: https://azbyka.ru/days/p-aleksandr-nevskij-vechno-menjajushchajasja-figura-russkoj-istorii

Святой благоверный князь Александр Невский — чем прославлен, в чем помогает

Святой благоверный князь Александр Невский – небесный покровитель пехоты, прославлен в лике православных русских святых в XVI веке. Житие святого, икона, молитвенная помощь.

6 декабря 2017 года день памяти Святого благоверного князя Александра Невского. Эта дата всегда приходится на Рождественский пост. Св. Александр (Невский) – великий полководец, прославленный Русской Православной Церковью, сейчас считают покровителем сухопутных войск России.

Читать также: Рождественский пост 2017, правосланые праздники этого периода

Александр родился в 1220 году, в семье князя Ярослава, младшего сына Всеволода Большое гнездо.

Его жизнь пришлась на сложный период российской истории, когда приходилось проявлять чудеса дипломатии, маневрируя между более сильными соседями — кочевниками Золотой Орды и западноевропейскими политиками, стремящимися утвердить свое влияние.

Заключив на определенных условиях союз с ордынцами, которые не требовали изменения основ православной веры, Александр отразил нашествие вооруженных полков с запада. Благословляемые Римским Папой «крестовые походы» были направлены на изменение веры, на подрыв национальной сущности Руси.

Святой благоверный князь Александр Невский — чем прославлен, в чем помогает

Путем заключения союза с Ордой, Александр не только сохранил объединяющее все русские земли начало, но и расширил влияние православия на восток.

Известно, что святой Александр не проиграл ни одного сражения, хотя главные из них – на реке Неве, и на Чудском озере прошли в его молодые годы. Именно Невская битва и Ледовое побоище оставили яркие страницы в летописи российской воинской славы.

Святой благоверный князь Александр Невский — чем прославлен, в чем помогает

Александр Невский задал вектор развития российской истории в противодействии западной экспансии. Известно, что нападающие на Русь со стороны запада направлялись орденами крестоносцев, целью которых было утверждение католичества.

Вошли в историю и стали поговорками, известные высказывания князя Александра: «Кто с мечем к нам придет от меча и погибнет!» и «Не в силе Бог, а в правде!», подчеркивающие оборонительный характер военных действий русского воинства.

Вскоре после кончины князя в 1263 году, стало составляться его жизнеописание, как защитника русских земель. Летопись сохранила описание чуда, произошедшее при погребении князя – его рука сама разжалась и взяла разрешительную грамоту после девятидневного перенесения его останков с места преставления к месту упокоения во Владимире.

На иконе Александр Невский всегда изображается в княжеском одеянии –в красном плаще, кольчуге, с мечом, в головном уборе или без него. Встречается извод, на котором св. Александр предстоит в монашеском одеянии, так как известно, что незадолго перед кончиной он принял монашеский постриг и схиму с именем Алексий.

Святой благоверный князь Александр Невский — чем прославлен, в чем помогает

В 1724 году рака с мощами благоверного князя была перенесена в, специально для этого построенную, Александро-Невскую Лавру – форпост западной Руси.

Особое почитание святого Александра Невского происходит во время военных действий. В 1725 году был учрежден орден Святого благоверного князя Александра Невского, а во время Великой Отечественной Войны 1941-45 годов, была вновь утверждена государственная награда – Орден Александра Невского.

  • Святой благоверный князь Александр Невский — чем прославлен, в чем помогает
  • Святому благоверному князю Александру Невскому молятся о даровании победы в годину войны, а также об укреплении в вере православной.
  • Читать также: Рождественский пост у правосланых и католиков, сходство и различие

Источник: https://u-f.ru/article/holidays/u14/2017/12/06/247908

Икона благоверного князя Александра Невского

Многим православным святым приходилось сражаться за свою Веру и Отечество с оружием в руках. Большое значение для становления православия и государственности в русских землях имела деятельность благоверного князя Александра Невского. Его иконы являются олицетворением мужества, доблести и мудрости, которые он проявил в своей короткой, но насыщенной событиями жизни.

Жизнь благоверного ратоборца

Родился защитник и собиратель русских земель в 1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа Суздальского Симона. На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество.

Икона Александр Невский на коне

Среди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:

  • в ряде русских земель были отменены налоги в пользу монголов;
  • русские княжества не подвергались набегам;
  • бо́льшая часть княжеств была объединена под рукой единого правителя — начался процесс объединения Руси;
  • была предотвращена латинизация восточных славян;
  • укрепление и обеспечение мира на западных границах зарождающегося русского государства.

Главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.

Интересно! Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру.

Чудеса и канонизация

В 1262 году во время своей четвёртой поездки в Золотую Орду Александр Невский заболел. На обратном пути в русские земли болезнь усилилась. 14 ноября 1263 года, приняв по традиции монашеский постриг под именем Алексия, защитник и собиратель русских земель прекращает свою земную жизнь.

Икона святого князя Александра Невского

Почитание благоверного война и проповедника началось сразу после его смерти. Умер Александр Невский в городе Городец. Местом его погребения стал соборный храм Рождественского монастыря во Владимире.

Посмертные чудеса, связанные с именем святого, начались сразу после его кончины.

  1. За время дороги из Городца во Владимир тела покойного не коснулся тлен.
  2. Существует предание, что покойный святой князь протянул руку, чтобы принять духовную грамоту от митрополита Кирилла.
  3. В 1380 году в ночь перед битвой на Куликовом поле пономарь храма Рождества Богородицы увидел двух старцев, призывавших война Александра на помощь его правнуку Дмитрию Донскому. Князь явился на призыв и исчез из храма вместе со старцами. Утром пришла весть о победе русского войска. Вскрыв могилу великого воителя, по велению московского митрополита, люди увидели нетленные мощи. Их с почетом положили в раку внутри храма.
  4. Многие люди, молящиеся перед святыми мощами о даровании исцеления и избавлении от душевных терзаний, получали помощь от святого защитника.
  5. Во время крупного пожара, практически уничтожившего весь город, не пострадали не только святые останки князя, но и пелена, закрывавшая их.

На заметку! В 1547 году князь Александр Невский был канонизирован в лике чудотворца.

Мощи святого до 1724 года хранились в Рождественском монастыре. Император Пётр Великий перенёс их в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь, построенный по его повелению в честь святого благоверного небесного покровителя новой российской столицы.

Читайте о других святых князьях:

Иконография

Первые иконы с изображением святого Александра Невского появились после его канонизации. До начала XVIII века преобладал «монашеский» иконографический образ. Благоверный князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, изображался в традиционном монашеском облачении. Такие иконы расположены в соборе Святой Софии в Новгороде и Благовещенском храме Московского Кремля.

В начале XVIII века (1724 год) Священный Синод повелел изображать святого в княжеском одеянии. Под княжеской мантией виднеются военные доспехи, а в левой руке он держит меч — символ военных подвигов ради защиты православной веры.

В правой руке князя-проповедника может находиться изображение Иисуса Христа, крест или духовная грамота. Они символизируют приверженность благоверного Александра Невского православию и заслуги в деле его распространения.

На некоторых иконах правая рука святого прижата к сердцу.

Икона Александра Невского

В XX веке иконописцы используют два иконографических извода. В 70-е годы была написана икона, сочетающая в себе признаки и «монашеского» и «княжеского» типа изображений святого чудотворца благоверного Александра Невского.

Значение иконы

Икона святого князя Александра имеет большое значение для православных россиян. Она является олицетворением защитника и мудрого правителя Отечества, стоящего на страже Веры и государства. Образы святого напоминают всем православным людям о подлинных ценностях — патриотизме, вере в Бога и любви к людям.

Образ святого воина воодушевляет на подвиги во имя Родины и её развития. Именно этим объясняется его популярность в годы Великой Отечественной войны:

  • жители блокадного Ленинграда обращались к небесному защитнику за помощью;
  • для поднятия патриотизма был снят фильм о подвиге русского воинства на Чудском озере;
  • именем князя Александра назвали эскадрилью, построенную на средства, собранные Русской православной церковью.

Важно: значение образа святого князя менялось в зависимости от этапа развития российского государства. В допетровскую эпоху делали акцент на его духовных заслугах; во время укрепления России на международной арене на первый план вышли его военные заслуги.

Современные православные люди вновь вспоминают о том, что главной своей задачей благоверный воин считал защиту и укрепление православия.

В чем помогает икона

К мощам и иконе святого Александра Невского приходят люди с различными просьбами и бедами:

  1. Благоверный является небесным покровителем всех воинов и дипломатов, просящих его даровать смелость, стойкость и мудрость для выполнения долга перед Отечеством.
  2. Молятся защитнику русских земель во время военных конфликтов и боевых действий. Простые люди просят защиты для себя, своих близких людей и Отечества в целом.
  3. Молятся перед иконой святого простые миряне перед началом важных деяний.
  4. Обращаются к Александру Невскому за помощью и дарованием мудрости и терпения в решении семейных конфликтов.
  5. Излечению многих недугов помогла молитва святому чудотворцу.

Святой собиратель и защитник русских земель и после своей кончины способствует духовному объединению христианских народов. Храмы, посвященные святому чудотворцу Александру Невскому, существуют в Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и Латвии.

Икона Александра Невского

Окт 13, 2019 16:19Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-blagovernogo-knyazya-aleksandra-nevskogo.html

Почему князь Александр Ярославич стал «Невским», а не «Чудским»? Часть 1

По обычаю того времени младенец был назван в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких ко дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.

Читайте также:  «белые» и «черные»: как различались жители хазарии

Родство по линии матери высоко чтилось в Древней Руси. Дед Александра Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Знаменитым воином был и прадед Александра Мстислав Храбрый. Несомненно, образы этих смелых предков служили юному Александру примером для подражания.

О детских годах Александра мы не знаем почти ничего. Очевидно, что в детстве Александр редко видел отца: Ярослав постоянно находился в военных походах. Но уже в 8 лет Александр сопровождал отца, когда тот в 1228 году пытался организовать поход новгородцев и псковичей на Ригу.

Не получив поддержки, князь покинул Новгород, оставив там в знак своего «присутствия» старших сыновей — 10-летнего Федора и Александра. Естественно, что с княжичами остались надежные бояре и сотни две-три дружинников.

Некоторые историки считают, что вместе с детьми какое-то время жила и княгиня Ростислава, которая благодаря предкам пользовалась особым почетом у новгородцев.

Оставляя малолетних сыновей в Новгороде, Ярослав Всеволодович хотел, чтобы они постепенно привыкали к сложной роли приглашенных князей и учились достойно отстаивать интересы отца, так как он надеялся получить великое княжение Владимирское.

Великим князем Владимирским Ярослав стал в 1236 г., когда на Русь напали полчища Золотой орды. Ему пришлось править разоренной и опустошенной землей. Александр в это время княжил в Новгороде, до которого завоеватели не дошли.

Вскоре Русь вошла на правах улуса в Золотую орду, а русские князья стали ездить в ставку к хану, чтобы получить ярлык на княжение. Отныне князья должны были отвечать перед ханом за все, что происходит в их владениях. По отношению к своим подданным и к соседним землям князья выступали как доверенные лица хана, его наместники в «русском улусе».

В этот период Русь постоянно подвергалась набегам и с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 г. в ходе очередного похода шведские корабли вошли в Неву.

Возможно, шведы неожиданным ударом надеялись овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам.

Вероятно, что одновременно водным путем (по Волхову и далее через Ладогу в Неву) отправился отряд новгородского ополчения.

Шведы, не подозревая о стремительном приближении Александра, стали лагерем близ устья речки Ижоры — неподалеку от восточной окраины современного города Санкт-Петербурга. Здесь и напал на них молодой князь со своей дружиной.

Описание боя, которое приводится в «Житии Александра Невского», явно во многом вымышленное. Оно писалось через много лет после схватки со шведами и ставило целью прославление князя Александра, а не отражение реального хода событий.

«И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным», — так описывает «житие» начало похода шведов.

Вероятно, по масштабу и последствиям все было значительно скромнее. Обычная пограничная стычка, какие проходили почти ежегодно. Кстати, в летописях той поры ей и уделено всего несколько общих строк, а русские потери названы в 20 человек.

В скандинавских хрониках она не упоминается вовсе, хотя по «житию» в ней погибло большое количество знатных шведов, а их предводитель был ранен в лицо копьем Александра.

Кстати, позднее у Александра с ярлом Биргером, которого он якобы ранил в лицо, были хорошие отношения.

Считается, что именно после этого события Александра и нарекли «Невским».

Это крайне сомнительно, так как о бое, произошедшем на окраине русских земель, простой народ практически ничего не знал, ведь участвовала в нем только небольшая княжеская дружина.

А результаты того боя с военной точки зрения были незначительными (даже о пленных нет упоминаний) и никак не влияли на жизнь северо-западного региона Руси.

В летописях того периода князя Александра «Невским» не называют. Впервые эта почетная приставка к имени князя появляется в «житии», написанном после канонизации Александра.

Окончание статьи

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/20834/

Почему Александра Невского назвали «Невским» или «святым»

Большинство современных людей слышало такое имя, как Александр Невский, но немногие задумывались о том, почему Князя Александра назвали Невским. И сегодня мы постараемся ответить на данный вопрос, а также рассмотреть еще несколько интересных моментов из биографии князя.

Александр Невский был не только князем, но и полководцем. Его биография включает в себя множество интересных и примечательных фактов, и мы уделим внимание тому, как его называли.

Почему Александра Невского звали Невским

Князь Александр, являясь отличным тактиком и полководцем, принимал участие во многих боях, но назвали его Невским в честь реки Нева, а точнее – в честь боя на реке, в котором он принимал участие.

История рассказывает нам о том, что именно на Неве князь совершил настоящий подвиг, имея всего лишь 200 бойцов, он разгромил целую армию шведов, включающую в себя более 2 тысяч голов. Примечательным фактом является то, что в ходе этого сражения сам князь сумел не понести потерь среди собственной дружины.

Почему Александра Невского назвали святым

Помимо того, что князю Александру присвоили прозвище Невский, также его называли и святым. И о том, почему его стали так называть, также следует рассказать.

При жизни Александр Невский был очень уважаемым человеком, поскольку он отмечался не только умением вести бой и распоряжаться политическими делами, но и имел весьма хорошие человеческие характеристики, будучи милосердным и мудрым правителем.

Все это привело к тому, что после смерти князя, издании литературного произведения о его жизни, А. Невского канонизировали. После произведения данной процедуры его вполне оправданно и заслужено стали называть святым, и называют его так и по сей день.

Почему повесть названа «Житие Александра Невского»

Благодаря описанному выше подвигу, и другим примечательным фактам из жизни князя, его достижениям и выдающейся жизни, он заслужил того, что о нем была написана повесть. Это произведение вышло в 13 веке, и многие люди интересуются, почему оно получило именно такое наименование.

Однако ответ на этот вопрос более прост, чем в случае с возникновением прозвища «Невский», и является вполне очевидным. Повесть рассказывает всего об одном герое произведение, а также о подробностях его жизни, его походов, сражений и т.д. И этот герой, разумеется – Александр Невский. Поэтому литературное произведение и получило такое название.

Понравился материал? Поставь оценку и поделись в соцсетях чтобы и друзья были в курсе.Остались вопросы? Задайте их в х.

(2

Источник: https://voprosy-pochemu.ru/pochemu-aleksandra-nevskogo-nazvali-nevskim-ili-svyatym/

День памяти святого благоверного князя Александра Невского

Отец его, Ярослав, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо, мать — Феодосия Игоревна, рязанская княжна. Александр был их вторым сыном (старший сын князь Феодор скончался в возрасте 15 лет).

Детство Александра прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. В Спасо-Преображенском соборе Переславля был совершен княжеский постриг юного Александра (обряд посвящения в воины).

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем 1236 году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» своего сына, Александра, самостоятельно княжить в Новгороде.

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава.

Начиналось трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались шведы и немцы. Чтобы дать отпор неприятелю, князь Александр возглавил русские войска.

После высадки шведских войск при впадении реки Ижоры в Неву князь Александр с немногочисленной дружиной 15 июля 1240 года внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество.

Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту победу народ назвал князя Александра Невским.

Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым он был вынужден покинуть Новгород.

После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, в 1241 году он вернулся и быстро собрал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов (штурм Копорья и Пскова).

Зимой 1242 года Александр освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Крестоносцы были полностью разгромлены. Имя князя Александра прославилось по всей Святой Руси.

Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси: послал посольство в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256).

В отношениях с Золотой Ордой Александр Невский выступал как осторожный и дальновидный политик. В 1249 году он решительно отклонил предложение папы Иннокентия IV перейти в «латинскую веру» и заключить союз для совместной борьбы с татаро-монголами.

Получив в 1252 году ханский ярлык на великое княжение Владимирское, Невский решительно подавлял мятежи против «численников» (против ордынской переписи) и сборщиков дани, предотвращая новые разрушительные походы на Русь с Востока и попутно добиваясь важных политических льгот.

Четыре раза ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.

Скончался великий князь 27 ноября (14 по старому стилю) 1263 года в Городце, недалеко от Владимира, возвращаясь из очередной поездки в Золотую Орду.

Перед кончиной он принял схиму (монашеский постриг) под именем Алексий.

6 декабря (23 ноября по старому стилю) 1263 года князь Александр Невский был погребен в Рождество-Богородичном монастыре во Владимире. В 1380 году нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения.

Князь Александр Невский был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года.

12 сентября 1724 года мощи святого благоверного великого князя Александра Невского по повелению Петра Великого были перенесены в Санкт-Петербург в Александро-Невскую лавру, где почивают и ныне в Лавровском соборе в серебряной раке, пожертвованной императрицей Елизаветой Петровной.

С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. Частичка мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Храме Александра Невского в городе Софии (Болгария).

Также часть мощей (мизинец) находится в Успенском соборе города Владимира.

В дореволюционной России 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского, 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского.

Святому Александру Невскому посвящены многочисленные храмы и за пределами России. Наиболее известные из них — Патриарший собор в Софии, кафедральный собор в Таллине, храм в Тбилиси.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20141206/1036588604.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector