Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

Поминки — это часть обряда погребения, требующая ответственного отношения. В России мероприятие сопровождается употреблением алкоголя. Церковь осуждает тех людей, которые пьют на поминках, игнорируя традиции православия.

Можно ли пить алкоголь на поминках и отношение к этому религии

После окончания похоронной службы, родственники собираются за траурным столом, чтобы почтить память усопшего. Накрывается пышный стол, подаются разнообразные блюда и закуски, алкоголь, вином поминают усопшего. В России данное явление возникло недавно. Традиция пить водку появилась во времена Советского Союза. Христианская религия отошла на задний план и ее каноны позабылись.

Обычай пить на поминках не вызывает негодования. Семьи, в которых исповедуется христианство, могут не подозревать, что религия относится к распитию алкоголя во время трапезы неодобрительно.

По православным канонам, обряд поминовения предназначен помочь душе умершего во время Божьего суда. Если родственники станут пить алкоголь — это не поможет, а затруднит душе прохождение мытарств, причиняя страдания. Пьянство считается греховным действием. Мнение православного священника: христианину лучше прочитать молитву, вместо того, чтобы пить.

Человеку, пребывающему в глубоком горе, сложно чувствовать меру в алкоголе. Ему не следует пить спиртное на поминальном мероприятии. Церемония может превратиться в пьянство. За сплетнями, пересудами или обсуждениями новостей истинная цель встречи забывается. Важно проводить усопшего в последний путь достойно, не пить, рискуя потерять самообладание.

В христианстве, католицизме, мусульманстве, иудаизме порицают употребление горячительных напитков на поминках, отказываются ставить на стол алкоголь во время траурного обеда. Пить спиртное считается неуважением к умершему человеку.

У иудеев запрещается устраивать прощальные застолья. Вернувшись домой с похорон, им следует съесть по кусочку хлеба и любую еду круглой формы, такой как бобы или яйцо.

Мусульмане категорически отвергают алкоголь, независимо от обстоятельств его пить запрещено.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

В каких случаях можно выпить вина или водки за усопшего

Христианские церковные ритуалы предполагают сделать глоток Кагора. Эта часть церковного обряда, не означает, что пить на поминках позволено и одобряется.

Вино — напиток символичный, ассоциирующийся с кровью Христа. Православные и католические обряды, где употребляют Кагор не имеют связи с поминальными ритуалами.

Вино символизирует земные радости, а алкоголь служит для увеселительных мероприятий.

Поминальная трапеза по канонам должна быть скромной. Не следует накрывать шикарный стол, заполняя всевозможными закусками. Люди собираются на поминки не для того, чтобы пить или насытиться вкуснейшими яствами, а чтоб попрощаться с покинувшим наш мир. В период поста блюда на траурном обеде должны быть соответствующими.

Основная задача поминок — собрать всех членов семьи и друзей, помочь им восстановить душевные силы, пережить горе вместе, почтить память покойного добрым словом.

Весомые причины, почему не стоит пить спиртосодержащих напитков на похоронах и поминках:

  1. Алкоголь ассоциируется с весельем и праздником. Люди собираются на обед проститься с умершим и обязаны соблюсти траур.
  2. Церковь и священники выступают против алкоголя, одурманивающего сознание. В состоянии опьянения человек склонен к грехопадению.
  3. Затянувшееся застолье с алкоголем превращается в семейную посиделку. Забывается истинный смысл собрания и оскверняется память усопшего.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках Нуждаетесь в совете специалиста? Получите консультацию эксперта онлайн. Задайте свой вопрос прямо сейчас!

Поминки — сакральный ритуал, в котором с чистым сердцем нужно молиться за спасение души покойника, а не пить за упокой. Трезвость ума необходима, чтобы не впасть в отчаяние, отстраненность.

Сколько рюмок можно выпить

Семьи не соблюдает строгие христианские каноны и считают необходимым присутствие водки, вина, шампанского на поминках, чтобы не ставить себя в неловкое положение. Отношение церкви стало более нейтральным. Допускается пить в меру. Традиция употребления алкоголя распространена повсеместно и отказ пить за упокой может быть расценен как оскорбление усопшего.

Будет позволительно пить по одной стопке или по бокалу вина, главное — не переходить границы дозволенного и не напиваться.

На поминках нельзя чокаться, говорить тосты. Проглотить содержимое рюмки до дна нужно за четное количество глотков. Превращение траурного обеда в застолье — грех. Впечатлительные люди не могут взять себя в руки в эмоционально сложный момент. Ее следует ставить на стол крепкие напитки, чтобы не подвергать окружающих искушению пить спиртное.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

Рецепт приготовления киселя для поминального обеда

На поминках альтернативой алкоголю выступает кисель. Количество рецептов приготовления полезного напитка изобилует. Подобрать подходящую рецептуру легко. Кисель может быть приготовлен на основе:

  • овсяной крупы;
  • молока;
  • сухофруктов;
  • ягод.

На поминки варят компот из кураги и других сухофруктов. Летом добавляют свежие ягоды.

Классическим рецептом для поминальной трапезы является кисель из овсянки. На Руси считалось, что такой продукт обладает целебными свойствами, его давали пить тяжелобольным людям. Блюдо благотворно воздействует на сердечную мышцу, чистит печень и кровь, помогает при гастрите.

Первый рецепт киселя из овсянки на поминки:

  1. Взять пару стаканов овсяных хлопьев и залить полутора литрами теплой воды.
  2. Тщательно перемешать смесь, чтобы не осталось комочков.
  3. Настаивать густую жидкость в течение семи часов.
  4. Варить или нагревать кисель на поминки не нужно. Наутро процеживают его через сито или марлю. Полученная жидкость готова к употреблению.

Второй рецепт киселя для поминок:

  1. В кастрюлю с 1.5 литрами воды, насыпаем два стакана овсянки.
  2. Тщательно перемешиваем и бросаем в получившуюся массу корку черного хлеба, чтобы кисель начал бродить. Вместо хлеба можно использовать кефир.
  3. Спустя два дня, перебродивший настой следует процедить и оставить жидкую часть.
  4. Поставить кастрюльку с киселем на огонь и довести до кипения. Чтобы блюдо было вкуснее пить, можно добавить мед или сахар.

Какие напитки разрешены на поминках

Поминальная трапеза — не поход в ресторан или на званый ужин, а сакральное действие. Ритуал имеет предназначение с достоинством попрощаться с покойным. Родственники поддержкой и любовью помогают душе усопшего преодолеть путь с земли на небеса.

В дореволюционное время пить за душу усопшего было принято кисель или компот. Компот на поминки подается, как только люди оказываются за столом. Кисель — десертное блюдо, пить его принято ближе к концу. Присутствующие за столом должны были пригубить оба напитка, помянуть покойника блином и кутьей.

Альтернативой спиртному на поминках может служить классический чай.

Переживая смерть члена семьи, близкого товарища, надлежит размышлять об усопшем. За траурной трапезой вспоминают положительные черты характера покойного, все совершенные хорошие дела и от всего сердца молятся за упокой души. Чем достойнее пройдет ритуал, тем спокойнее будут родственники и близкие друзья, поэтому нельзя поминать водкой усопших.

Статья проверена редакцией сайта

Источник: https://sorokoviny.ru/pominki/pyut

Приметы на поминках — почему не едят вилками, не пьют спиртное и другие

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

У современного человека много вопросов, связанных со старинными обычаями — почему на поминках нельзя есть вилками, пить ли алкоголь на скорбной трапезе, присутствовать ли на ней беременным и многие другие. Ниже вы найдете пояснения по всем существующим поминальным поверьям.

Застольные приметы

До правления Петра l русский народ вообще ел только ложками. Появление вилок на столах восторга не вызвало. Их сравнивали с чертовыми хвостами и вилами, которыми истязают грешников. Особо прикипевшими к старым укладам люди считали, что появление этого столового прибора — еще один инструмент «царя-антихриста» против христианских душ.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминкахСо временем вилка все-таки прижилась в России. Но на поминках все же не пользовались из-за «сатанинского» внешнего вида. Эта традиция дожила до сегодняшних дней. В общинах староверов и вовсе по сей день едят только ложками.

Еще одна причина отсутствия вилок на поминальном столе — боязнь потревожить спокойствие умершего. Дело в том, что кутья, одно из обязательных угощений, символизирует Царство Небесное. Если ткнуть в обрядовую пищу ножом или вилкой, можно растревожить мертвых. Впрочем, большинство поминальных блюд не слишком удобно ими есть. Традиционно это кутья, блины и кисель.

Народные поверья, как известно, часто бывают рациональными. Так, использование острых столовых приборов можно объяснить попыткой предотвратить драки с поножовщиной. На поминки съезжаются даже самые дальние родственники, которые могут не упустить шанса припомнить друг другу старые обиды. Кроме того, к дележу наследства, в старину приступали практически сразу же после похорон.

С точки зрения биоэнергетики, с острых концов вилок и ножей стекает энергия. Поэтому запрет на их использование вызван необходимостью защитить поминающих от энергетических атак. Астральное тело усопшего может находиться рядом с близкими, и такая атака может причинить боль и ему. Известно, что на похоронах и поминках энергетика не слишком-то позитивная.

Кстати, несмотря на суеверия, которые ходят в народе, церковь разрешает пользоваться ножом и вилкой во время поминальной трапезы.

Алкогольные суеверия — поминание спиртным

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках
Стакан водки возле портрета усопшего и утверждение, что хотя бы одну рюмку за упокой души нужно выпить — все это известно каждому. Однако можно ли на поминках пить спиртное? Откуда пошла эта традиция?

Церковь к питью на поминках относится отрицательно. Это касается и водки, и вина, и других алкогольных напитков. Так, вино – символ земной радости, которая на поминальной трапезе неуместна. Очевидцы, побывавшие на том свете, рассказывали, что страдания человека, которого помянули алкоголем, многократно усиливаются.

Несложно понять, почему нельзя поминать водкой с точки зрения христианства.

Алкоголизм — грех, а ведь родственники собрались за столом для того, чтобы способствовать своими добрыми словами и молитвой прощению грехов умершего.

Не допустима просить у Бога о прощении и одновременно грешить. В народе говорят, что детей тех, кто пил вино или водку за поминальных столом, Бог наказывает алкоголизмом.

Традиция употреблять алкоголь на кладбище, похоронах и поминках — не дань древним традициям, а относительно современный стереотип.

Он уже успел обрасти различными поверьями, например, о том, что нельзя чокаться на скорбном застолье. Так можно ли выпивать на поминках, когда так делают практически все? Советуем не делать этого.

Даже старинных примет на эту тему нет, потому как нашим предкам и в голову не приходило употреблять алкоголь на поминальной трапезе.

Можно ли забирать еду домой

Известно, что еду с кладбища не едят. Это в некой мере позволено только тем, кто не имеет другого способа добыть пропитание, кроме как взять с могилы помин. Но можно ли забирать еду с поминок домой?

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминкахЕда с поминального стола предназначена для того, чтобы накормить ей как можно большее количество людей. Остатки принято раздавать нуждающимся. Эта пища не несет в себе негатива. Она была приготовлена для того, чтобы люди угостились и за трапезой вспомнили светлые дела покойного при жизни.

Можно также отдавать еду пришедшим почтить усопшего с собой. Для вас передали что-то с поминок, на которых присутствовал ваш близкий человек? Угоститесь, вспомните об умершем человеке, пожелайте ему упокоения. Правда, здесь есть одно «но». На поминальные яства часто делают колдовство с различными целями. Поэтому не берите их из рук тех, кто может желать вам зла.

Если после застолья что-то осталось, можно забрать угощения с собой. А вот выбрасывать их нельзя, лучше  отдайте объедки животным.

Во время скорбной трапезы выставляют портрет покойного, а возле него — стакан воды и кусок хлеба. Тот, кто выпьет или съест его угощение, заболеет и умрет вскоре. Его нельзя отдавать даже животным.

Поминальное меню — о конфетах и не только

Раздавать сладости в поминальные дни — старинная традиция. Это часто делают на кладбищах, не стоит пугаться таких подарков.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминкахНельзя есть только те угощения, которые ранее лежали на могилах. Такие сладости предназначены усопшему. Традиционно их могут забрать только люди, живущие в нужде.

Опасения может вызывать тот факт, что на любые поминальные блюда, в том числе и конфеты, можно навести приворот или порчу. Поэтому не нужно есть то, что было получено из рук человека, который может желать вам вреда. Незнакомцев со сладостями зачастую пугаться не стоит — они просто соблюдают древнюю поминальную традицию.

Стоит ли беременным ходить на поминки

Известно, что приметы для беременных не рекомендуют им ходить на кладбище и посещать похороны. Не стоит им ходить и на поминки, которые, по сути, являются логическим продолжением похорон.

Энергетика там все та же — скорбь, смерть, горе. Если имеется возможность отказаться от поминания, лучше сделать это.

Если прощание с покойным можно отнести к необходимым мероприятиям, то поминки — уже нет.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминкахБиополе беременной женщины слабо защищено. А ведь она отвечает не только за себя, но и за ребенка. Подпитаться его энергетикой окажутся совсем не против сущности, которых притягивают сильные негативные эмоции большого количества людей.

Церковь не запрещает беременным ходить на поминальные обеды, похороны и кладбище. Однако и не обязывает делать это. Если самочувствие не позволяет присутствовать, можно посетить церковь вместо кладбища, поставить свечку за упокой души, заказать молебен.

Другие суеверия на поминках

Соблюдать народные приметы на поминках крайне важно. От этого зависит качество загробной жизни человека, ушедшего в мир иной. Так, на поминальном обеде полагается вспоминать только хорошие его поступки и черты характера. Оставьте обсуждение недостатков. О мертвых — либо хорошо, либо ничего. Неспроста придумана эта пословица.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

Поминки — не время для слез. Много плакать по умершему нельзя, иначе он захлебнется в загробной жизни. Смеяться тоже не рекомендуется. Тот, кто засмеется на поминках, в скором времени прольет много слез.

В целом, существует множество поминальных примет. Некоторые из них появились относительно недавно, но большинству суеверий — сотни, если не тысячи лет. Они предназначены для того, чтобы научить правильному поведению поминающих, ведь от него зависит то, куда попадет душа покойного после смерти.

Источник: https://suever.ru/primety-na-pominkah.html

Помин на годовщину смерти

Христианские обряды поминовения тесно переплетены с языческими верованиями славян. Отголоски древних традиций легко прослеживаются в современных ритуалах. В том числе и в ритуале поминок на годовщину смерти.

Наши предки верили, что провожая родных, следует соблюдать ряд строгих правил: выносить тело вперед ногами, положить в гроб покойному любимые вещи, которые понадобятся ему при путешествии в иной мир. Поминовение усопшего едой – это тоже обычай, дошедший из глубины веков.

Были у язычников и специальные дни, когда следовало вспоминать умерших, приходить на могилы, оставлять пищу для духов.

Многие из этих ритуалов претерпели серьезные изменения. Православные христиане хоронят и вспоминают усопших по церковным канонам. Особое место в ряду этих дней занимает годовщина смерти, ведь за 1 год душа проходит определенный цикл преобразований. Очень важно знать, как и когда нужно поминать близкого человека, чтобы помочь ему обрести Царствие Небесное.

Для бога нет разделения на живых и мертвых. Отец не делит души по этому признаку. Для него все, живущие на земле – дети, о которых он заботится. Об этом следует помнить, произнося молитвы и вспоминая ушедших.

Читайте также:  Дом лаврентия берии: почему москвичи его сторонились

Когда человек умирает, его близкие находятся в смятении, горе велико, но нельзя предаваться ему бесконечно. Задача родных, оставшихся в этом мире, сделать так, чтобы душа упокоилась, не испытывала страданий.

Что необходимо сделать на годовщину

Время летит незаметно. Еще недавно близкие скорбно отмечали три, девять, сорок дней. Вот наступила годовщина смерти. 1 год – когда и как поминать – этот вопрос задают миряне, далекие от церкви. Вот несколько общих рекомендаций, которые помогут правильно отметить скорбную дату.

  1. Пригласите всех, кто хорошо знал усопшего: близких друзей, коллег, родственников.
  2. Определитесь с тем, где будут проходить поминки – в стенах дома или на нейтральной территории.
  3. В день, на который выпадает годовщина, посетите кладбище, оставьте на могиле цветы, прочтите молитву.
  4. Организуйте поминальную трапезу.
  5. Пойдите в церковь: зажгите свечу, закажите поминальную службу.
  6. Сделайте пожертвование на храм, раздайте милостыню нуждающимся в помощи.
  7. В день поминок обязательно освятите кутью.
  8. Закажите благодарственный молебен: скажите спасибо Богу за ниспослание встречи с дорогим человеком.

Считается, что для поминовения лучше заказать Божественную литургию, постоять на службе и вместе со священнослужителем обратиться к Всевышнему.

Помимо перечисленных действий, обязательно положите на алтарь продукты:

  • Крупы.
  • Сахар.
  • Ладан.
  • Масло для лампад.
  • Церковное вино (кагор).
  • Разрешается передать в лавку муку, чтобы из нее изготовили просфоры.
  • Широкое распространение получила традиция раздавать в день смерти сладости и конфеты, чтобы умершего помянуло как можно больше людей.
  • Этот обычай восходит к древним языческим и ранним христианским обрядам, до сих пор он практикуется в нашей стране, от южных до северных границ.

Посещение кладбища на годовщину

При посещении места захоронения соблюдайте определенные правила.

  • Идти на могилу следует в первой половине дня. До обеда.
  • Захватите с собой лампаду или свечу в стеклянной колбе, чтобы ее не погасил ветер.
  • На годину на кладбище приносят живые растения. Хорошо, если это будут те, что любил покойник. Число цветов четное – два, четыре, шесть и т. д.
  • На могиле принято читать литию. Это одиночная молитва, которую произносит христианин. Можно пригласить батюшку, чтобы усилить эффект от христианского ритуала.

Правильно произнесенные молитвенные слова помогают душе усопшего в загробном мире: он видит, что близкие не забыли о нем, помнят и скорбят. Это помогает духу в его посмертном существовании.

В день, когда исполнился год с момента смерти родственника, следует читать молитву, обращенную к Всевышнему. Слово, сказанное от души, дойдет до Отца Небесного.

Что заказать в церкви на годовщину смерти

Православному важно знать, как по христианским традициям правильно поминать усопших в день их смерти. Спустя годы боль от потери притупляется, но это не значит, что можно не вспоминать о скорбной дате и не отмечать ее.

  • Если хотите заказать поминовение на литургии, в церковь следует зайти ранним утром, до начала службы, подать записку с именем родственника. После богослужения возьмите просфору. Скушаете ее дома (обязательно на тощак).
  • На годину смерти заказывают сорокоуст в память о почившем в Боге. При этом обязательно ставят в храме свечу за упокой. Молятся своими словами о ниспослании прощения для умершего.
  • Когда годовщина со дня кончины выпадает на 1-ю неделю после Пасхи, в храме поют Пасхальный Канон. На второй седьмиице Светлого Христова Воскресенья закажите обедню и панихиду. Читайте дома молитву.
  • Если год приходится на большие церковные праздники, то отмечать дату следует после их завершения. Помните, что помянуть усопшего никогда не поздно.
  • Церковь не запрещает переносить дату и на более раннее время. Если по каким-то причинам вы не можете организовать мероприятие сегодня, не расстраивайтесь. Главное, чтобы память о близком человеке была в душе. Формальности не так важны, как искренность, говорят священники.

Важно. В записке, которую подают для поминания, нельзя писать фамилию и отчество умершего. Только полное имя согласно святкам. Непринято использовать уменьшительно-ласкательные формы, домашние прозвища, указывать имя, которого нет в святцах.

Годовщина. Как поминать усопших

У людей, далеких от церкви, ритуальные действия на годовщину или полгода со дня смерти сводятся лишь к официальному посещению кладбища или застолью. Многие упускают из виду такой важный факт, как церковное поминовение души.

А ведь для искренне верующего христианина это главный аспект. Неважно, сколько родственников придет на могилу, каким будет меню поминального обеда.

Для православного человека память о родителях и друзьях заключается не в стоимости надгробья, а в ежедневных молитвах.

Православные традиции разрешают провести этот день в раздумьях, тишине, воспоминаниях. Посещение могилы, раздача вещей усопшего нуждающимся, скромный стол, рассчитанный только на ближний круг.

Все эти действия символизируют память об ушедшем в иной мир, помогают собраться с мыслями, успокоиться, перебрать в мыслях светлые моменты, связанный с близким человеком. Психологи и священники говорят, что через год боль от потери притупляется.

Родственники постепенно свыкаются с мыслью о смерти, приводят в порядок дела покойного, ставят на могиле памятник, понемногу раздают вещи. Еще полгода назад воспоминания о похоронах причиняли острую боль. Но, спустя срок в 1 год, эмоции утихают. Это связано и с духовными, религиозными аспектами.

Через год душа окончательно переходит в другую ипостась, навсегда расстается с земными заботами и проблемами. На ближний круг возлагается нелегкая обязанность молиться за нее.

Поминальный обед на годовщину со дня смерти

Поминальная тризна, на годовщину, не должна противоречить основным церковным понятиям и законам. Проводить его рекомендовано в кругу семьи и близких.

Обычно родственники хотят, чтобы стол был богатым. Ошибочно считая, что чем больше яств, тем лучше душе на том свете. Еще одно распространенное заблуждение заключается в попытках угодить всем, кто присутствует на скорбной трапезе. Это относится и к обилию алкогольных напитков, которые выставляют на поминки.

  1. Если годовщина совпала с церковным праздником, например, с Пасхой, то нельзя выставлять на стол еду животного происхождения.
  2. Вино и водка – запрещенные напитки. Кисель, компот, взвар – вот что пьют на поминках.
  3. Не допускаются: громкие речи, скандалы, разнузданные тосты и скабрезные шутки.

Перед началом поминальной трапезы дают слово старейшему представителю семьи. Он читает молитву «Отче наш». Затем присутствующие вспоминают усопшего добрым словом и приступают к трапезе. В каждой семье свои традиции приготовления блюд на скорбный стол. Вот основные яства, которые испокон веков используются для такого случая.

  • Кутья.
  • Блины.
  • Компот из сухофруктов, кисель.

Традиционно кутью изготавливали из пророщенных зерен пшеницы. Добавляли мед. Проклюнувшиеся ростки – символ возрождения души, а сладкие ингредиенты говорят о наслаждении, уготованном праведникам, попавшим в Царствие Небесное.

Современные рецепты приготовления кутьи основаны на популярном рисе. В поминальную кашу разрешается добавлять мед, цукаты, сахар.

Остальные блюда хозяевам рекомендуется выбирать по собственному усмотрению.

В память об усопшем, на год на стол кладут дополнительные приборы. В стакан или рюмку наливают напиток (безалкогольный), сверху укладывают кусок черного хлеба. Таким образом, родственники подчеркивают, что душа прощается навсегда, больше она на землю не вернется.

Как отмечать день рождения усопшего

Еще один важный вопрос касается поминовения усопших родственников и друзей в официальный день их рождения. Нужно ли отмечать эту дату спустя годы.

Случаи, когда даты совпадают, очень редкие.

В православной традиции считается, что у нас три даты рождения.

  • Официальная дата, зафиксированная в паспорте согласно мирским законам.
  • День крещения во Христе.
  • Третья – момент, когда душа уходит.

Именно поэтому в христианстве рекомендовано отмечать последнюю дату – смерти.

Важно. Вспоминая об умершем человеке в день его рождения, мы невольно заставляем душу страдать. Она вновь рвется к живым, но поделать ничего не может. Усопший не получает покоя, о котором мечтал.

Именно поэтому даже наши предки, которые были язычниками, не отмечали день рождения покойного. Они прекрасно понимали, что скорбная тризна и лишнее упоминание об ушедшем, только разбередит его душу.

Но это не значит, что человека не нужно вообще вспоминать. В православии не рекомендуется собирать в этот день пышное застолье. Но вы можете прочитать молитву, сказать добрые слова, посетить кладбище и убраться на могиле. Считается, что особенно действенно в день рождения усопшего раздавать милостыню. На погост разрешается принести свечи и лампады, искусственные или живые цветы.

Постарайтесь прийти к умершему в хорошем настроении, без слез и грусти. Священники говорят, что стенаниями и плачем мы лишь тревожим покой мертвых, они маются и мучаются от невозможности изменить ситуацию.

В современных реалиях жизни человек не всегда следует церковным канонам. Считается ли это грехом. Служители церкви говорят, что каждый вправе самостоятельно решать, как ему отметить годовщину ухода близкого или день его рождения. Необязательно даже посещение церкви. Память о родных, прежде всего в сердце и в мыслях. Прочитать молитву можно вне стен храма и за оградой кладбища.

Годовщина со дня смерти – это подведение итогов земной жизни человека. По преданию, душа навсегда покидает этот мир, и больше никогда не вернется. Задача близких заключается в том, чтобы обеспечить ей комфортный переход из одного состояния в другое.

Печаль должна быть светлой, незамутненной прежними обидами и ссорами. Помните, что всем рано или поздно придет черёд умирать. Покидая этот мир, мы оставляем после себя поступки, дела, мысли.

То, как человек относится к памяти и вере, говорит об уровне его сознания.

Смерть всегда приходит неожиданно для каждого из нас, даже если Вы были готовы к тому, что человек болеет и другого исхода ситуации никак не будет. Но даже после того, как его не станет, мы не перестанем помнить о нем. В православии есть некоторые ритуалы поминания души усопшего. Один из них – поминки через год.

Если Вы не особо сталкивались с подобными мероприятиями, то стоит знать о правильности того, как помянуть усопшего в годовщину смерти. Подобный ритуал показывает нашу дань умершим. Во время молитв мы просим простить грехи, успокоить душу, даровать вечный покой, милость Божью и забрать в рай.

Но есть определенные особенности, которые стоит знать, для того, чтобы все правильно организовать.

Почему церковь не разрешает пить алкоголь на поминках

Что такое годовщина

Для Господа нет живых или мертвых. В храмах священнослужители проводят моления и говорят о покинувших этот мир, а близкие делают это в домашних условиях. После погребения мы все хотим, чтобы душа нашла успокоение. Для этого стоит знать, как поминать в годовщину смерти умершего человека:

  • соберите тех, кто его знал хорошо;
  • определитесь с местом проведения процессии;
  • в первой половине дня сходите на место погребения, прочитайте молитву;
  • соберитесь за столом;
  • сходите в храм и помогите тем, кому нужна помощь.

Помните, что душа испытывает страшные муки и для того, чтобы ей успокоится, стоит не переставать читать молитвы.

Есть мнение о том, что большую силу будет иметь заказ литургии и чтение молитвы вместе со священником. Принято думать, что она быстрее донесется до Господа.

Вот текст молитвы на годовщину смерти, который можно произносить самостоятельно или вместе с церковными лицами в первый год после смерти человека.

«Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.»

Как правильно поминать покинувших этот мир?

Есть много вопросов о том, как правильно вспомнить о данных людях. Некоторые ходят на годовщину смерти на кладбище, а другие организовывают обеды с приглашением родственников. Есть также и те, кто раздают вещи нуждающимся, угощают их пищей и делают пожертвования на храм или просто дают милостыню. Кроме этого они просят всех помянуть ушедшего и помолится за его душу.

В православии есть ритуал посещения в этот день кладбища, уборки могилки, чтения молитвы и зажигания свечи. Не лишним будет принести и свежий букет.

Некоторые приглашают священника для проведения церковного ритуала. Многие приурочивают этой дате облагораживание места захоронения и установку памятника.

После выполнения всех ритуалов родственники рассаживаются и вспоминают все хорошее, что было при жизни.

Особенности проведения обеда

Есть некоторые церковные каноны, которые стоит соблюдать. Важность имеет название блюд и их количество, сервировка, порядок подачи, что говорить и как себя вести. Чаще всего накрывается стол из обилия всевозможных яств, чтобы угодить всем. Но есть некоторые правила, которые необходимо соблюдать:

  • не рекомендуют употреблять крепкие алкогольные напитки;
  • говорить нужно только хорошее, не громко;
  • не спорьте и не выясняйте отношения.

Перед тем, как начать поминальный обед на годовщину смерти, нужно прочесть священный текст и поблагодарить того, кого нет с нами. Делает это старший рода. Начинать трапезу нужно с кутьи.

Рецепт ее приготовления в каждом доме свой. Есть символизм в ней: зерно – воскрешение души, а сладости – наслаждение в Царстве Небесном.

Дальнейшие кулинарные шедевры готовят по личным и индивидуальным предпочтениям хозяев.

Помните, основное в этот день поблагодарить за то, что он оставил и гордится его достижениями. Родственники в память о нем ставят стул и тарелку. Далее в рюмку наливают напиток, но он должен быть безалкогольный, а поверх кладут кусочек хлеба. Именно в такой момент многие думают о том, что душа прощается с земным царством и переходит в Небесное.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://sobor-novoros.ru/pomin-na-godovshhinu-smerti/

Что же Библия на самом деле говорит об алкоголе?

(от редакции: учитывая остроту поставленной темы, мы снимаем с себя ответственность за сделанные в статье выводы, а также предупреждаем, что мнение автора статьи может не совпадать с мнением редакции )

«Вот ваши ключи,» – пробормотала секретарь, когда я зашел за ключами к университетскому офису, в котором я собирался готовится к защите диссертации по богословию. – «Кажется, вам досталась Старая пивоварня».

Название меня заинтриговало. Позже я понял, что оно идет еще от старого предназначения этого здания. Абердин был основан в 15 веке и использовался для подготовки монахов к служению.

На пивоварне монахи производили весомое количество шотландского эля, которое сами же потом литрами употребляли во время трапез.

И вот я, профессор-постфундаменталист, студент, изучающий Писание, в солодовой обители, где в средние века студенты библейского колледжа дружно хлопались чарками в едином порыве прославления Бога.

На протяжении христианской истории алкоголь редко оказывался под запретом, как это просиходит в определенных кругах сегодня. Джон Кальвин по церковному контракту получал ежегодно 900 литров вина.

Жена Мартина Лютера была известным производителем пива, что несомненно размягчило сердце влюбленного реформатора. Семья Гиннесс создала свой сорт пива в качестве поклонения Иисусу Христу. От Бордо до Берлина, вино и пиво всегда были частью церковной традиции.

Читайте также:  Какие молитвы русские солдаты читали перед боем в хх веке

Но то, что однажды считалось нектаром небес, позже почему-то предали осуждению как дьявольский напиток.

Умный подход

Хоть некоторые христиане и проповедуют полное воздержание от алкоголя для всех верующих, в Библии нет призывов последователям Христа воздерживаться от хмельных напитков.

Библия осуждает пьянство и пьяное рабство (Ефесянам 5:18, Тит 2:3), но никогда не утверждает, что чаепитие – более богоугодное дело. На самом деле в Библии не говорится о том, что лучший способ избежать пьянства – никогда не прикасаться к алкоголю. Задумайтесь над этим.

Алкоголизм был человеческой проблемой на протяжении всей истории, но Библия не заставляет людей отказаться от алкоголя вообще.

Если христиане ради борьбы с пьянством хотят запретить всякое употребление алкоголя, то, будучи последовательными, им следует отказаться и от зарабатывания денег, дабы избежать влияния материализма и власти мамоны.

Алкоголь как свидетельство

Иногда я слышу мнение, что пьющие христиане разрушают силу своего свидетельства о Христе. Честно говоря, я не понимаю, из каких умозаключений вытекает этот вывод.

Одно дело, если вы свидетельствуете алкоголику или служите в мусульманском мире, но в большинстве случаев неверующие, которых я знаю лично, теряют интерес к вопросам веры, когда слышат наши категоричные «можно и нельзя», выдуманные современными верующими.

Меня вряд ли удастся убедить, что если мой неверующий сосед увидит меня с бутылкой пива, он никогда не захочет услышать Благую весть из моих уст. В большинстве случаев Евангелие воспринимается гораздо охотнее, когда мы ломаем выдуманные стереотипы о христианстве и приглашаем своего соседа разделить с нами бутылку холодного пива.

Когда мы отказываемся от рукотворных завес, скрывающих свет Божьего Евангелия, вся слава Христа сияет гораздо ярче. Во многих случаях погибающий мир отвергает вовсе не Христа, а парафраз, пересказанный Его нерадивыми представителями.

Некоторые не захотели слушать Евангелия, потому что были убеждены, что следование за Христом несовместимо с бутылочкой пива с сослуживцами по пятницам после работы. Если такова наша «благая весть» –настоящая красота евангельской вести затуманена нашим рукотворным «не пей никогда».

На кресте был распят не директор Анонимных алкоголиков, и не воздержание от алкоголя дает нам вечную жизнь. Любое рукотворное, небиблейское добавление к Евангелию на самом деле мешает и оскорбляет истинное Евангелие.

Совсем не то вино?

Некоторые говорят, что в библейские времена алкоголь был не крепче виноградного сока, поэтому ни Иисус, ни авторы книг из Библии не могли быть защитниками употребления алкоголя. Другие говорят, что вино так сильно разбавляли, что в нем вообще практически не содержалось алкоголя. Но в Писании нет подтверждения ни одной из приведенных теорий.

Если вино было всего лишь соком, почему тогда Павел призвал ефесян не упиваться виноградным соком, а исполняться Святым Духом? Что-то не стыкуется здесь. Пожалуй, вино и правда было тогда не таким крепким, как многие сегодняшние напитки. Но какой бы ни была его крепость, люди умудрялись тогда упиваться в хлам (Притчи 20:1, Исайя 5:11).

И тем не менее Библия не говорит нам о том, чтобы мы вообще не пили.

Есть еще один напиток, который в Библии упоминается в качестве «крепкого напитка» – сикера. Еврейского слово, от которого произошло это название, переводится как ферментированный солод. Именно поэтому в некоторых переводах «сикера» переведена как «пиво».

Крепость сикеры была в районе 6-12 процентов, как у некоторых бельгийских сортов крепкого пива. Как и со всеми алкогольными напитками, Библия запрещает упиваться пивом (Исайя 5:11, 28:7, Притчи 20:1, 31:4). Но в умеренных дозах пить пиво даже рекомендуется (Притчи 31:6).

А если уж совсем честными быть, то во Второзаконии 14:26 Бог повелевает израильтянам потратить часть своей десятины на покупку пива, чтобы отпраздновать с Господом.

Никогда не слышали, как читают этот стих во время сбора пожертвований в церкви? А еще им было заповедано приносить Богу до двух литров пива шесть дней в неделю, а в субботу еще больше (см. Числа 28:7-10). Именно поэтому отсутствие вина и пива было проявлением Божьего суда на народ.

Вино как благословение

Но Библия не останавливается на признании, что пить вино разрешается. Через все Писание производство и употребление пива и вина связано с заветными обещаниями Бога.

По старому завету, заключенному с Богом, вино – это благословение (Второзаконие 7:13, 11:14), а его отсутствие – это проклятие (28:39, 51). Когда Израиль заглядывал в будущее, Бог обещал винные ручьи с горных вершин (Амос 9:14, Иоиль 2:19, 24).

Иисус, возвещая о начале таких благословений, превращает в Кане 500 литров воды в вино (Ев. от Иоанна 2:1-10). А во время Тайной Вечери Он освящает чашу с вином в качестве нового завета в Его крови (Ев. от Луки 22:14-23).

Когда Христос вернется, он приготовит трапезу «из самых чистых вин» (Исайя 25:6) – те самые вина, которые всегда на верхних полках и которые мне никогда не будут по карману – по какому-то богословскому замыслу их в той трапезе будет в полном изобилии.

И хотя хорошее пиво и старое вино – благословение от Бога, принимать сии следует со всеми мерами предосторожности.

Есть в среде молодых евангельских верующих некая тенденция сегодня – праздновать свою свободу без каких-либо ограничений. Эта молодежь, без тормозов и страха, много великих дел для Царства делает.

Они заботятся о нищих, создают настоящие библейские церкви, миссии, служат своим общинам – все во славу Божью.

Да, Бога бескокоит голодающий бедняк. Но и о трезвости Бог тоже беспокоится. Чтобы употреблять алкоголь в меру, требуется сила воли и самообладание. Бокал пива может быть праздничным напитком, но не в руках 16-летнего подростка, играющего в видеоигры в гараже своих родителей. Бельгийский эль обладает не только крепостью, но и множеством вкусовых оттенков.

Пить его нужно медленно, смакуя и изучая его аромат. Воздавайте славу и честь Богу, а не только своей жажде, когда получаете удовольствие от благословений эдемских. Разумеется, пьянство не включено Богом в список самых страшных грехов, но это не значит, что от него можно просто отмахнуться, налепив ярлык архаичных заблуждений христианских фундаменталистов.

Пить алкоголь без прославления Креста и Божьего Царства – лишать наше богословие полноты. Злоупотребление алкоголем оскверняет Кровь Христа и насмехается над Божьей святостью. Но умеренное, осмысленное, праздничное и обоснованное употребление вина и пива, воздающее славу распятому и воскресшему Царю, основано на благодати, проистекающей из вен распятого на Голгофе Христа.

Источник: https://www.hristiane.ru/blog/chto-zge-bibliya-na-samom-dele-govorit-ob-alkogole

Как правильно поминать усопших — позиция Церкви

Через неделю после Пасхи, в понедельник отмечают Маленькую Пасху — «пасха мертвых». На кладбище устраивали общественные поминки по умершим родственникам. Настроение при этом у всех было праздничное, «как будто бы с ними вместе пировали умершие родственники», т. е. «веселили» умерших.

Согласно народным воззрениям, души умерших родственников, которые были отпущены на землю в страстной четверг, возвращались обратно в загробный мир накануне дня Вознесения.

Считалось, что души умерших перед возвращением в загробный мир ждут у ворот кладбища подаяний от родственников; если о них никто не вспомнит, то они возвращались обратно, захватив с собой лишь землю.

По народным представлениям, умершие родственники на том свете продолжают вести свое хозяйство и живут обычной жизнью, а потому «им, как членам семьи, тоже должна выделяться часть еды».

  • Общественные поминки в честь умерших, совершаемые после Пасхи (в Фомино воскресенье, во второй после Пасхи понедельник или вторник), были распространены у многих народов (у болгар, народов Югославии, украинцев, белорусов, русских, части румын, молдован), что связано со временем поминовения умерших установленным православной церковью.
  • Как вести себя на Радоницу, как правильно поминать усопших рассказывает протоиерей Георгий Гуляев, пресс-секретарь Митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона Украинской православной Церкви.
  • — Отец Георгий, надо ли перед тем как идти на Радоницу на кладбище, сначала сходить в церковь?

— Конечно же. Православному человеку без церковной молитвы трудно начинать какое-то дело. Когда совершаются какие-то важные моменты в его жизни, то они обязательно освящаются церковной молитвой и таинствами.

Человек рождается — его крестят, растет — мы его в храме Божьем исповедуем и причащаем, молодой человек идет в армию — мы его благословляем, когда человек берет себе мужа или жену — Церковь их венчает, и, наконец, человек умирает, мы его провожаем в последний путь.

Когда православный христианин идёт на Радоницу на кладбище отдать дань памяти своим предкам — родителям, бабушкам, дедушкам, близким, естественно он сначала зайдёт в храм. Ведь храм — это место особого присутствия Божьего.

— Скажите, все-таки Поминальный день по церковным канонам приходится на воскресенье или другой день?

— Вообще-то Радоница или поминальный день приходится на вторник, то есть на девятый день после Пасхи. Нисходя к немощи человеческой, мы начинаем уже с воскресенья совершать панихиды.

Это все связано с тем, что в дореволюционной России этот день был нерабочим днем. Тогда и отношение к Церкви было иное.

Сейчас же у многих выходной выпадает в основном на воскресенье, и только в этот день люди могут поехать на кладбище.

— Какие службы в эти дни будут проходить в храмах?

— И в воскресенье, и в понедельник, и во вторник в храмах совершаются заупокойные литургии и панихиды — особые богослужения, связанные с поминовением умерших.

— Что желательно приносить на кладбище? Люди на кладбище порой приходят как на пикник, принося с собой много еды и консервации. Зачастую на могилки приносят и распивают спиртные напитки. Как на это смотрит церковь?

— Проблема благочестивого поведения на кладбище существует не первый день. Еще святые отцы столетия назад говорили о ней и вразумляли паству. О пиршествах на могилах святые отцы говорили только в негативном контексте.

Нельзя превращать могильную плиту в большой стол с яствами и песнями. Изначально поминальная трапеза — это милостыня, которая раздавалась нуждающимся. Значит, чем меньше съедят родственники, тем лучше.

Раздайте тем людям, которые раз в год имеют возможность поесть горячий суп или мясо, которое они в обычные дни, увы, находят на помойке.

К сожаленью, человеческая греховность и страстность переносится даже на такие святые вещи, как поминание близких. Мне самому приходилось сталкиваться с подобными случаями. На Радоницу, когда я прихожу на кладбище и молюсь за усопших, стараюсь быть там не более часа.

Потому что вскоре изрядно подвыпивший народ начинает просить «спеть чего-нибудь для души»… Зачастую люди кладут на надгробие сигареты, потому что, дескать, «покойный любил курить».

На мой упрек, если покойный любил блудить, вы ему сейчас сюда девушку приведете, почему-то обижаются. Часто люди на могилку льют водку, мотивируя тем, что покойный любил выпить. Но ведь если покойный любил выпить, об этом плакать надо, слезами своими поливать могилу.

Ведь любитель выпить бил жену, детей, пропивал имущество, а мы ему вдобавок в гроб еще водочки наливаем.

Понимаете, мы не знаем, какая у него загробная участь, может он тяжко страдает от того, что он пил эту самую водку, может он уже там три тысячи триста раз пожалел о том, что он это совершал, а мы ему еще раз напоминаем о том, что вот так ты, брат, согрешал.

Ни в коем случае не берите с собой спиртное на кладбище, не превращайте это в увеселительное мероприятие. Церковь очень строго смотрит на эти вещи.

— Как же необходимо вести себя на кладбище и что делать?

— Идеальный вариант следующий.

Вы приходите после храма на кладбище, осеняете себя крестным знаменем, читаете краткую молитву, например «Христос Воскрес из мертвых, смертью смерть поправь и сущим во гробех живот даровал», то есть пасхальный Тропарь, таким образом свидетельствуя, что и тем кто лежит в гробу Господь дарует жизнь.

Можно прочитать несколько заупокойных молитв, к примеру «Упокой Господи души усопших, рабов твоих…» и перечислите их имена. Может в Храме вам какая-то книжечка попадется или небольшая листовочка, где будет расписано, как правильно молиться. Можете вспомнить что—то хорошее, что связывает вас с покойным.

На кладбище кто-то поплачет, а кто-то, наоборот, порадуется, что близкий, который тяжело болел, отошел к Богу, и смерть для него стала облегчением телесных страданий. Церковь здесь строго не регламентирует проявление человеческих чувств, если они не носят греховный характер.

Также можно раздать милостыню, именно раздать, а не есть на кладбище. Если рядом никого нет, можно оставить яичко, пасочки, в каком-то минимальном количестве. Мы ведь знаем, что пройдут люди нуждающиеся, нищие, бедняки, которые соберут и, даст Бог, скушают то, что вы им оставили. Можно и венок повесить, и на могилке прибраться, если не успели этого сделать заранее.

Если вы видите, что другие люди поступают иначе — пьют, орут песни — не подражайте им. Давайте начнем исправление с себя. Кто-то же должен подавать положительный пример. Ведь как вы поминаете умерших, так и ваши дети будут поминать и вас, когда придет время.

— Можно ли зажигать свечу на гробничке, если нет памятника? Говорят о том, что зажигать свечу не на памятнике (камне) церковь не разрешает.

— Можно соорудить из баночки импровизированную лампадочку, поставить в неё свечу или маслечко налить и сделать фитилек. Сколько она будет гореть под ветром не так важно, главное, что вы словно часть пасхальной радости перенесли из храма и на эти гробницы.

— Можно ли в землю ставить свечи, если нет памятника?

— Можно ставить свечу в землю, даже если нет камешка. Минимум что должно быть на гробнице у православного христианина — это крест. Если вы понаставили больших красивых памятников, но на нем нет даже самого маленького крестика, обязательно сделайте это. Уж потрудитесь для своих родных, потому что так, как вы поступаете, так и вам будут ставить на погребальной доске ваши дети, внуки.

— Имеет ли значение, с какой стороны заходить на кладбище, с центрального входа или с других мест?

Читайте также:  Каким был путеводитель для французов по москве в xix веке

— Обычай заходить на кладбище с центрального входа связан изначально с существованием кладбищенских храмов и часовен.

Православный человек, заходя с центрального входа, совершал молитву в часовне, ставил свечу, а потом шел на могилки близких людей. Так следует поступать и сегодня.

Но если на кладбище нет храма, то не имеет значения с какого места заходить, ведь нынче кладбища могут занимать не один гектар, да и подъездов может быть несколько.

— Правда ли, что в этот день умершие действительно ждут, что мы придем?

— Когда мы говорим о том, что души умерших ждут нас, то это правда, но не в плане места и времени. Потому что, когда мы говорим о вере, о духовном, какие-либо пространственно-временные моменты уходят на второй план.

Церковь всегда молится о своих прихожанах — и живых, и усопших. К этому нас подвигает заповедь о любви к ближним.

Что касается Радоницы, то мы должны сразу оговориться, что души умерших находят в том состоянии и в том месте, в котором их благословил Господь.

Православная церковь многие вещи не детализирует по причине того, что многое для нас остается тайной. Если бы мы детально рассказали, какова жизнь за гробом, то тогда бы сказали, что эту религию просто придумали.

Те откровения, которые были даны святым людям в отношении загробной участи, говорят о том, что молитва, милостыня, творение добрых дел в память об умерших дает им облегчение в загробной жизни.

Что точно известно, так это то, что Бог не допускает, чтобы души туда-сюда переносились, являлись кому-то, потому что у них есть определенное место.

В редких случаях, для вразумления человека, Господь может допустить, чтобы кому-то приснился умерший, остановил от совершения греха. Но так, чтоб все массово на кладбище приходили, такого не бывает. Есть вещи, на который нужен трезвый взгляд.

Умершие ждут от нас прежде всего молитвы. Потому что молитва это не просто слова. Молитва — это обращение к Богу, обращение к Святым и мы выходим на иной, необъяснимый человеческому разуму, духовный уровень общения.

Это именно область веры, веры в то, что нас действительно ждут, ждут особого поминовения, особого нашего благочестивого поведения. На Радоницу ощущается и некая семейная сплоченность, поскольку в этот день собираются всей семьей и рассказывают детям о том, что у них была бабушка, прабабушка, прапрабабушка.

И эта память о предках носит и определённый поучительный воспитательный, педагогический момент.

— Чтобы вы посоветовали людям, которые приходят к своим близким в поминальный день?

— Ведите себя так, чтобы вашим усопшим не было стыдно за ваше поведение, чтобы не осквернялась их память вашим поведением. Когда мы говорим о поминании умерших, то речь идет о проявлениях человеком неких религиозных чувств.

Ведь вера в загробную жизнь — один из признаков религиозности человека.

Если вы хотите на Радоницу не просто выехать на «кладбищенский пикник», а действительно помянуть предков, пусть это будет именно духовное поминание, выраженное в молитве и милостыни.

Подготовил Ян ПРУГЛО, «Полтавщина»

Источник: https://poltava.to/news/2189/

Радоница 2017 — православный журнал "Фома"

Большинство из вас наверняка помнит, как во многих крупных городах в пасхальные дни местные власти выделяли целые автобусные маршруты, чтобы люди могли приехать на кладбище.

А те, кто постарше, подтвердят, что даже в годы воинствующего атеизма традиция посещать могилы родных на Пасху свято исполнялась и простыми тружениками, и представителями тогдашней элиты.

Эта традиция была обусловлена несколькими факторами:  попасть в храм на Пасху было трудно, на кладбище в будний день тоже, при этом людям хотелось как-то соединить Великий праздник с памятью о почивших предках.

 Однако этот обычай посещения кладбища в сам день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой Светлой недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Ну а для того, чтобы верующие могли после окончания Светлой недели помянуть усопших близких и разделить с ними радость Воскресения Господня Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу.  Она имеет интересную историю и глубокий смысл…

Традиционно Радоница празднуется во вторник, который следует сразу после Фомина воскресенья. В 2019 году Радоница празднуется 7 мая. Именно на нее (и на два предшествующих дня) приходится годовой «пик посещаемости» кладбищ и массовых поминок.

Какова главная идея этого праздника? Как он появился у нас на Руси,  через какие этапы развития прошел за всю историю своего бытия? И самое главное — что говорит о нем Церковь, и какие элементы  народного варианта его празднования не имеют к церковной  традиции никакого отношения? Попробуем ответить на эти и многие другие вопросы. 

Радоница: рудимент языческой культуры

Вопреки расхожему мнению, Радоница не имеет сугубо церковного происхождения. Она отмечалась нашими предками еще задолго до того, как Русь стала христианской. Ее прежнее название — Радуница, а смысл её можно понять, лишь имея представления об архаичных верованиях славян.

Как и большинство народов древности, племена, населявшие территории нынешних Украины, Беларуси и европейской части России, не сомневались в существовании загробного мира. Наши предки верили, что после смерти человека его душа возносится к богам и переселяется в царство мертвых.

Однако, в отличие от развитых религий Ближнего Востока и Средиземноморья, восточнославянское язычество не наделяло потустороннюю жизнь какими-либо нравственными чертами и не знало таких понятий, как «ад» и «рай». Все, кто умер ненасильственной смертью, уходили в иной мир, улетали в Ирий, на юг, в далекий край, который из живых могли посещать только птицы.

Там жизнь, безусловно, была иной, но принципиально почти не отличалась от того, чем покойник занимался до своей кончины.

Из царства мертвых обратной дороги не было, однако существовали определенные дни в году, когда между двумя мирами устанавливалась живая связь, и души ранее почивших людей могли приходить в родные места, проведывать своих близких, участвовать в их делах. Обычно такие особые периоды приходились на дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того поминальный цикл был также связан с аграрным календарем, поэтому часто мертвых особо почитали либо накануне, либо после окончания тех или иных полевых работ.

В честь предков полагалось устраивать тризны — ритуальные обеды с обильным возлиянием, игрищами, песнями, хороводами и прочими элементами, которые в наше время называются «культурно-массовыми мероприятиями». Их цель была проста — задобрить души умерших, снискать их благосклонность.

Дело в том, что древний славянин видел в своих усопших дедах-прадедах уже не простых людей, а духов, которые обладали некоторыми божественными способностями.

При желании они могли воздействовать на силы природы — либо вызывать катаклизмы (засухи, поветрия, землетрясения), либо же ниспосылать различные благодатные дары (обильный урожай, теплую погоду, приплод скота).

От капризов умерших зависело существование живых, и поэтому живые стремились всячески «уважить» души своих предков. Считалось, что богатая тризна, веселье, хорошее слово о покойнике, хвала в его честь гарантировали покровительство небес и благосостояние народа.

Радуница была одним из таких поминальных дней. Точнее, это был даже не день, а целый цикл, который длился примерно неделю и приурочивался к приходу весны. Всем селением выходили в поля, рощи, на луга, закликали духов.

При этом старались принести покойникам радость — теплым словом, почтительным обращением. На могилах в честь умерших произносились тосты, а часть вина выливалась на землю.

То же самое проделывалось и с едой — славяне верили, что принесенная на могилы пища попадает на тот свет, и предки могут ею полакомиться.

В целом все описанные ритуалы благополучно дожили до наших дней — и сегодня на кладбищах бездомные и уборщики подбирают куски хлеба, печенье, конфеты, стаканчики с водкой, оставленные заботливыми родичами на могилах близких и друзей. Суть и смысл этих традиций давно позабыты, но многие люди до сих пор их соблюдают, не думая о их языческом значении. Не понимая, что они противоречат христианскому учению.

Радоница: христианское понимание поминок

Радоница – день особого всецерковного поминовения усопших. Происходит от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается 40 дней , и отражает веру христиан в воскресение их мертвых. Именно в Фомину неделю вспоминается также сошествие Господа Иисуса Христа во ад, его победа над адом.

Как пишет свт. Афансий Сахаров (“О поминовении усопших по уставу Православной церкви”), Радоница обязана своим происхождением церковному правилу, согласно которому Великим постом поминовение усопших переносится на определенные дни – Родительские субботы. И не совершается затем в дни Светлой недели.

По уставу поминовение может быть совершенно в первый будничный день, когда может быть полная литургия. Этим днем и является вторник Фоминой недели. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи к этому дню всегда скопляется немало памятей об усопших.

 К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их родственников (у нас и сейчас есть обычай при поминовении одного усопшего по какому-либо нарочитому случаю совместного поминать и других умерших близких людей).

А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже с третьего века: «Для чего отцы наши, оставив молитвенные дома в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на этом именно месте? Потому, что Иисус Христос сошел к мертвым; потому и собираемся мы…»

На Руси, как мы говорили выше, еще и до принятия христианства существовали традиции “весенних поминок”. Церковь какое-то время боролась с языческими погребальными обрядами и с самим культом предков.  В итоге христианство придало новый смысл этим старым традициям. Церковь наполнила их христианским содержанием.

Вообще, богословие (в отличие от «всезнающих» бабушек-фольклористок) мало что может сказать утвердительного о загробной участи человека. Эта тема всегда была больше предметом благочестивых догадок, а не соборных дискуссий или кабинетных исследований.

Христиане верят в бессмертие души. Верят в то, что земная жизнь человека оказывает принципиальное влияние на его грядущую жизнь в вечности.

Еще верующие знают, что все мы, по слову Самого Христа, воскреснем в положенное время, получим новое тело, а наша вечная участь определится тогда окончательно. Вот, пожалуй, и все догматические постулаты, которые напрямую касаются «потусторонней» темы.

Дальше идет уже сфера живого опыта Церкви, в котором есть очень различные свидетельства о посмертных реалиях. Среди них, однако, можно и нужно выделить наиболее важные моменты.

Православие говорит о том, что после своей смерти человек теряет очень важную особенность — он уже не может самостоятельно производить в себе качественные изменения. Проще говоря, он не в силах каяться. Конечно, переступив порог смерти, христианин не утрачивает способность сожалеть и сокрушаться о содеянных ошибках.

Но это нельзя назвать покаянием — оно присуще лишь живым и предполагает не только сокрушение в грехах, но и труд над собою, внутреннюю перемену и освобождение от того негативного груза, который накопился в течение земного пути.

После смерти у человека больше нет тела, а значит — природа его становится неполноценной, что делает невозможными какие-либо перемены.

Но то, что невозможно человеку, возможно Богу. Церковь всегда верила, что между живыми и мертвыми есть очень тесная связь, и что добрые дела оказывают благотворное влияние не только на ныне живущих, но и на уже упокоившихся людей.

По нашим молитвам, как об этом свидетельствуют многочисленные примеры из житий святых, загробная участь умерших действительно может меняться. Более того, чем чище становимся мы сами, тем большее улучшение своего состояния могут получить и те, о ком мы молимся.

Наша чистота и наше добро как бы передается другим, ведь все мы — живые и мертвые — соединены, подобно клеточкам одного организма, в Едином Теле Христовом — Его святой Церкви.

Церковь разрешает поминать умерших едой, но видит в этом совсем иной, отличный от языческой тризны смысл. Еда — это всего лишь форма милостыни, которую мы творим ради умершего. И здесь очень важно — как мы ее творим. Милостыня, в первую очередь, должна нас самих делать добрее, милосерднее, сострадательнее.

И если это произойдет, то и покойникам нашим будет намного легче по ту сторону жизни. Поэтому, если поминальный обед был сделан, что называется, для «галочки» или «для своих», без молитвы об умершем человеке, то вряд ли от такого обеда умерший получит много пользы.

Не рюмки с водкой ему теперь нужны (алкоголь, кстати, вообще запрещен Церковью на поминках), а наша молитва — искренняя, чистая, живая. Лучшим же местом молитвы является храм Божий.

Принося еду в храм, также важно помнить несколько моментов. В храме, прежде всего, молятся. И без молитвы оставленное приношение (свечи, продукты, деньги) не имеют для покойника никакой ценности. Можно принести горы, но если это будет сделано без веры и молитвы, то толку от этого будет мало. И для нас, и для умершего. Разве что нуждающиеся будут благодарны за это.

И, наоборот, если человеку нечего пожертвовать, но он будет горячо молиться о своем родном или друге, то эта молитва будет ценнее любых богатых приношений. Важно в конечном итоге понять, что Царство Небесное не покупается и не продается ни за какие деньги.

Царство Небесное достигается только усердным духовным трудом, и наша милостыня (еда — в том числе) — это всего лишь один из элементов такого труда.

Как видим, у Радоницы два пласта – языческий и христианский. К сожалению, первый из них оказался более понятным простому человеку в силу своей внешней эффектности и легкости в исполнении.

Ведь это же совсем нетрудно — придти на кладбище, сказать несколько теплых фраз о покойном, выпить и закусить, а потом оставить часть обеда на «гробках». Куда тяжелее постоянно молиться об умершем и делать добрые дела в его память — искренне, непринужденно, бескорыстно.

Но только так, и никак иначе можно помочь нашим родным, которые переступили чертог вечности — любовью, молитвой, добром. Иначе и на кладбище ходить нечего — все равно толку не будет. Ни на этом, ни на том свете.

Фото автора. На фото: Смоленское кладбище и часовня блаженной Ксении. Петербург, 2011 г. 

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник: https://foma.ru/radonicza-14-maya-v-2013-godu.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector