Почему украинских казаков прозвали черкасами

Почему украинских казаков прозвали черкасамиНедавно нашел интересный материал по происхождению украинского казачества и решил им поделиться с вами.

Одним из первых ее изложил в XVIII в. Г.З. Байер, который писал, что казаки «почитались всеми за храбрый и сильный народ», и такой народ не мог происходить от «воров» и «разбойников», из которых, как говорилось в ряде документов XVI-XVII вв., произошли казаки. Поэтому он заявил о существовании казачества еще в X в.

, ссылаясь на Константина Багрянородного, отмечавшего, что казаки «в 948 году. жили в нынешней Кабарде, где они от великого князя Мстислава в Российское подданство приведены были»; в дальнейшем эти казаки принимали беглых «россиан, поляков и других.».

Так впервые в российской историографии была высказана идея древнего, причем не русского происхождения казачества.

Она получила развитие у В.Н. Татищева, считавшего, что донские казаки частично произошли от мещерских казаков, переведенных на Дон при Иване IV, а частично — от запорожцев, пришедших на Дон с князем М. Вишневецким для борьбы с наступавшими на Астрахань турками; они обосновались на Дону, где «построили город Черкаской».

Сами же запорожцы — потомки «черкас от Бештау», поселившихся в 1282 г. под Курском, а затем перешедших на Днепр и построивших город Черкасы. Сходство названий: Черкасск, Черкасы (город), черкасы (запорожцы) и черкесы дало основание В.Н. Татищеву связывать происхождение части донских казаков с Кавказом.

Что касается казаков на Тереке, то они, согласно Татищеву, произошли от группы донских казаков, разбойничавших на Волге.

Автор «Кавказской рукописи» И.

Бларамберг, ссылаясь на архивы Коллегии по иностранным делам, описывает одну из версий происхождения казаков: «В 1282 году хан Баскак привел черкесов из района Пятигорья и Бештау к Курску и поселил их там, назвав казаками.

Потом их от туда потеснили и часть черкесов переселилась и обосновалась в нижнем течении Днепра, где они построили поселение Черкасск. Затем они обосновали там разбойничью территорию, которая впоследствии получила известность как Запорожская сечь».

В документе 1352 г. указано, что литовский князь Гедемин, завоевав Кафу и Перекоп, привел черкесов с их княгиней и поселил из на р. Снипорид (приток р. Сула) и основал там город Черкасы. Позже Гедемин также населил черкесами и район г. Канив.

Однако, по данным историков Болтина и Татищева, еще в XIV в. курский баскак Ахмат вызвал якобы одну часть черкасов с горы Бештау (Пятигорья; на адыгском оно называлось Bgiytxw «Пять гор»; на татарском – Бештау, из-за горы, у которой пять вершин), и эти черкасы построили на Днепре город, названный их именем, — Черкассы.

Версия генезиса казаков и упоминание того же Баскака встречается и в ранее опубликованной книге С. Богуша, «История о Таврии», вышедшей в 1806 г.

Описав историю о том, как Баскак привел черкесов из Пятигорья и Бештау, автор продолжал: «Каневский губернатор позволил им (черкесам) поселиться на Днепровских берегах. Тут построили они село, которое назвали Черкасском, именем древнего своего отечества». Такие же мысли высказывались и Н.

Карамзиным: «Приманили (черкесы) к себе многих россиян, бежавших от угнетения, смешались с ними и под именем казаков составили один народ».

Георгий Вернадский посчитал возможным касожско-черкесской версию происхождения казачества: “Это слово (т. е. козак, казак, – О.Г.) происходит от этнического названия Каз, древнего северокавказского народа, известного сейчас как адыгейцы или черкесы. Последнее название в первоначальной форме звучало как Чахар-Каз, что значит “четыре клана Каз”.

О том, кто такие Черкесы можно прочитать вот в этой статье:
Черкесы — кабардинцы — адыги

В вышеприведенном изложении Г. Вернадского черкесские общины в Поднепровье были сформированы как результат привлечения их на службу сначала русскими князьями, затем монгольскими династиями. Это имеет прямое подтверждение в материалах русских летописей. Вероятно, для них отвели традиционные для поселения союзников Руси земли.

В московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки. Что касается последних, то это название шло, по-видимому, от города Черкассы на реке Днепр к югу от Киева, а тот, в свою очередь, был одним из центров днепровско-казацкого региона.

Вероятно, город Черкассы был первоначально черкесским поселением. Следует принять во внимание образование подобным же способом названия города Яссы (по румынски Jasi, древнерусский Ясский Торг), старой столицы Молдавии, который был первоначально основан аланами. По древнерусски “ясы” значило “аланы”.

Черкесское поселение в районе Черкасс, вероятно, было основано в XI веке, если не раньше.

В. Гатцук, украинский исследователь начала XX в., демонстрирует черкесское происхождение запорожских козаков уже в совершенно категоричных тонах: «… Города Канев, Черкасы, Чигирин основаны и населены Касогами, и все сельское, хуторское, поселение по обоим берегам Днепра к югу от Киева состояло тогда из Касогов.

Приднепровские Касоги зажили в мире с коренным населением, – с Славянами-Полянами.

Защищая себя и их (Поляне были мирным, земледельческим племенем) от грозных врагов-монголов, все надвигавшихся с востока в последующие века, храбрые Касоги “полили своей кровью днепровские берега”;… и быть может, их храбрости и военной выдержке, которыя они, живучи между Полян, передали и им, обязан в значительной мере Запад тем, что поток монгольский не разлился далее берега Днепра. Общая опасность соединяет людей. Мало по малу Касоги-Черкесы слились с Полянами и образовали, вместе с ними, так называемое Малороссийское племя. От них теперешние Малороссияне получили те свои особенности, которыя отличают чистый малорусский тип от Великороссиян – темный цвет волос и глаз, тонкия черты лица. Черкесы передали Малоруссам свою любовь к свободе, ненависть к так называемому “холопству”… От них же заимствовали Малоруссы и общий характер одежды, домашней обстановки, прежнего своего вооружения… Если прислушаться к тому, как современные Кабардинцы поют свои героические песни-былины, сродство черкесского племени с малорусским выясняется особенно ярко: тот же размер и ритм стихов, то же рифмование и такия же повышения и понижения голоса, какия слышатся в малорусских народных “думах”. Даже имя свое Черкесы передали малорусскому племени: до царствования императора Александра 1-го, — когда кавказские Черкесы, не пожелавшие добровольно покориться, были объявлены “врагами России”, – не только русский народ, но и официальные бумаги называли Малороссиян Черкасами».

Вследствии метисации и комплиментарности с местными тюрками, северо-кавказцами и славянами возникла в XV в. подгруппа украинских казаков – «черкасы».

Об метисном характере казаков свидетельствуют многочисленные культурные и языковые факты. О них можно прочитать вот в этой заметке: Происхождение украинских фамилий и другие адыгские этимологии

Читайте также:  Нина бурова: как учительница стала атаманшей гражданской войны

Культурные и этимологические параллели

Донские казаки, с первых упоминаний о них, считали себя потомками черкесов. Черкесы тоже считают казаков своим родственным народом. Образ жизни единый, одежда единая, народ войны, много общих слов, черкесы и казаки щипилявят. Язык стал разный по ряду многих причин (смешивались с татарами, славянами).

Запорожская сечь образована черкесами, генетический они (черкесы и запорожцы) один народ.

Пучок волос на голове. Имело особое значение у черкесов. Черкесы, погибших в сражениях своих соплеменников, забирали с поля битвы и хоронили у себя на родине. Если не было возможности забрать тело, забирали головы и хоронили только головы.

Головы связывались оставленными пучками волос, и когда набиралось до 10 голов, одного из воинов отправляли на родину для захоронений. Оставлять соплеменников на боле битвы считалось большим позором. Выделять пучок волос на голове перинято ими от хаттов (предки черкесов).

Слово казак пытаются перевести с разных языков, и с татарского, и с персидского и т. п.

А КАЗАК с черкесского значит один сын. Когда призывали на войну, черкесы отпускали одного из сыновей, их и называли КАЗАК (къуазакъу). Если в семье был только один сын, его на войну не призывали. На русском языке произнести кроме как КАЗАК не получится.

Можно продолжать приводить доводы как за, так наверняка можно найти и против.

Но лично мне очевидно, что на пустом месте не могло возникнуть такое сильное воинство, как украинское казачество.

А версия создания казачества из беглых крестьян Московии вызывает у меня снисходительную улыбку и ничего более. По ней и право на эти земли принадлежит Московии, раз на ней живут ее беглые холопы.  Так что давайте зреть в корень. С интересом жду ваших мнений по этому поводу. Ведь только, выйдя на основы своего Родового корня, мы сможем получить полную силу.

Как по мне, ряд сведений, которые изложены в этом материале, довольно логичны и правдоподобны, так что заставили меня задуматься. Кроме того, смотрите на этимологию слов. И думайте сами.

Причем по правде живите, а не по сказкам Хиневича вместе с Сидоровым, занимающихся пропагандой русского имперского шовинизма.
Всем хочется быть избранной расой. Только урок Арктиды не забывайте: «Я ль на свете всех милее всех румяней и белее».

Также не стоит забывать, что влияние тюркских народов на все народы южной, восточной и центральной Европы очень и очень велико.

При этом традиции тюркских народов, как кочевых, очень сильно отличаются от традиций оседлых народов. А Черкесов (адыгов-кабардинцев) мы неизбежно должны отнести к оседлым. Такие народы имеют иную духовную структуру как по мне. Для понимания ее дам вам вот эту ссылочку:

Некоторые особенности черкесской (адыгской) цивилизации и традиционной этнической культуры

Прочтите, и сами для себя решите — в чем заключается человечность в наше воинственное время?

Посты в данной категории

Источник: http://lubosvet.org.ua/2015/06/kazaki-potomki-cherkesov-versiya-rannego-i-nerusskogo-proisxozhdeniya-kazachestva-yuga-rossii/

Каких казаков на Украине называли черкасами

Современная Украина занимает территории ряда княжеств, на которые распалась Киевская Русь в XII веке – Киевского, Волынского, Галицкого, Переяславского, Черниговского, Новгород-Северского, а также часть Дикого поля Половецкого.

Название «Украина» появляется в письменных источниках в конце XII века и применяется к окраинам ряда названных княжеств, граничащих с Диким полем.

В XIV веке их земли входят в состав Великого княжества Литовского и также становятся «украйной» по отношению к нему (а после польско-литовской унии 1569 года – по отношению к Речи Посполитой). Летописи XV-XVI вв.

знают «украйны» не только в нынешней Украине. Были, например, Рязанская Украйна, Псковская Украйна и др.

Длительное время слова «Украина», «украинец» имели не этническое, а чисто географическое значение.

Православные жители Украины продолжали именовать себя русинами по меньшей мере до XVIII века, а в Западной Украине – до начала ХХ столетия.

В договоре гетмана Выговского с Польшей от 1658 года, по которому Украина становилась самостоятельным государством в унии с Речью Посполитой, украинское государство официально названо «гетманство Русское Украинское».

В XIV же веке в Византии возник термин «Малая Русь», которым константинопольские патриархи обозначили для отличия от Московской митрополии новую митрополию с центром в Галиче, созданную для православных на землях нынешней Украины. Название «Малая Русь» употребляют время от времени в своём титуле последние независимые галицкие князья («короли Руси» или «Малой Руси»).

Впоследствии противопоставление Малой и Великой Руси получило политическое обоснование: первая была под властью Польши и Литвы, а вторая – независимой. Однако пошли эти названия от того, что Малая Русь была историческим ядром Киевской Руси, а Великая Русь – территорией позднейшего расселения древнерусской народности (ср.

в античности: Малая Греция – собственно Греция, Великая Греция – юг Италии и Сицилия).

Название «Малая Русь» (в Российской империи – Малороссия) для нынешней Украины было усвоено и царями. При этом сами жители Украины никогда себя малороссами не именовали.

Это было определение, данное им российской администрацией.

У них уживались два самоназвания – русины и украинцы (со временем предпочтение стали отдавать второму), хотя в XIX веке правительство активно насаждало мнение о том, что они – часть единого русского народа.

Было ещё одно название для части украинцев – черкасы. По поводу его происхождения существуют противоречивые гипотезы. Относилось оно не ко всем украинцам, а только к казакам. Первые сведения об украинских казаках относятся к концу XV века. Это были вольные люди, не подчинявшиеся господам и селившиеся на территориях Дикого поля.

Черкасы совершали набеги на становища татар в степи, и сами порой подвергались нападению с их стороны. Но степная вольница манила в ряды казаков всё больше людей из поместий польских и литовских панов. Черкасами назывались не любые казаки, а только днепровские (тогда же были известны рязанские казаки, а в XVI веке – донские, терские и т.

д.).

Украинская историография сделала казачество основой национального мифа. Однако на самом деле казакам долгое время было всё равно, кого грабить.

Их нашествиям в XVI веке подвергались и Крымское ханство, и города Речи Посполитой, где жили православные украинцы.

Только с начала XVII века в движении казаков против Речи Посполитой стали появляться проблески стремлений к независимости для всей Украины.

Казаки часто и охотно мирились с польскими королями, если те предоставляли им больше льгот. Основную массу польско-литовских войск, наводнивших Московское государство в Смутное время начала XVII века, составляли черкасы.

Польша стремилась поставить казачество под свой контроль и включала часть казаков в т.н. реестр, которому платила жалованье за службу на границе с землями крымских татар.

Читайте также:  Общение по-русски: что считают неприемлемым жители других стран

Большинство казаков при этом ставилось вне закона, что не останавливало желавших «казаковать» в независимой военной республике, основанной в Запорожской Сечи.

Богдан Хмельницкий, поднявший запорожцев в середине XVII столетия на освободительную войну, оказался не на высоте своей исторической задачи.

Он больше рассчитывал на соглашение с королём, чем на украинское крестьянство, которое было готово выступить против польских панов, но так и не дождалось от казаков Хмельницкого поддержки.

В результате Богдан не смог сохранить за собой большей части украинских земель и попросил покровительства у московского царя.

Различие в политических понятиях двух частей Руси выявилось сразу же, как только московское правительство взяло Хмельницкого (1653 г.) под свое начало.

Казаки понимали союз с Москвой как двусторонний союз, при котором Украина не только сохраняет свои органы управления, финансы и войско, но и свободу внешних отношений, а Москва не вправе ставить на Украине своих наместников и воевод.

Кроме того, казаки настаивали на том, чтобы царь лично присягнул в исполнении договора, как Хмельницкий присягнул царю.

Но бояре отвечали, что у них того не водится, чтобы царь кому-то клялся. Они рассматривали шаг Хмельницкого только как переход в подданство самодержцу, а оставленные Украине некоторые автономные права – как дарованную ей милость.

Вслед за тем, пользуясь войною с Польшей, Москва назначила в главнейшие города Украины своих воевод, начавших творить суд и расправу, и разместила там гарнизоны. Это охладило рвение казаков к единоверной Москве.

Уже сам Богдан Хмельницкий фактически отклонился от Москвы, завязав отношения с Швецией и Крымом против как Польши, так и России. При его преемниках измена части казацкой верхушки Москве стала явной.

На долгие годы Украина стала ареной борьбы России и Польши, а также самих казаков, поддерживавших ту или другую сторону.  Это время получило в истории Украины название Руина. Наконец в 1667 году между Россией и Польшей было подписано перемирие, по которому Левобережная Украина и Киев отходили к России.

В эпоху Руины сотни тысяч людей бежали из Правобережной Украины на российский берег Днепра. Правобережная Украина, оставшаяся за Польшей, лишилась всякой тени автономии. По-иному обстояли дела в Левобережной Украине.

Малороссийское гетманство было автономией в составе России до измены Мазепы в 1708 году. Там действовали свои законы и суд (в городах сохранялось самоуправление по магдебургскому праву), у гетманства была своя казна и ведомства.

В мирное время цари не имели права посылать казаков служить за пределы Украины.

В 1727 году правительство князей Долгоруких при юном царе Петре II восстановило гетманство, но в 1737 году, в период бироновщины, оно снова было упразднено. Повторно гетманство было возрождено Елизаветой Петровной в 1750 году, а в 1764 году Екатерина II окончательно его ликвидировала.

Источник: https://russian7.ru/post/kakikh-kazakov-na-ukraine-nazyvali-cher/

Черкасы — это… что такое черкасы?

  • Черкасы — У этого термина существуют и другие значения, см. Черкасы (значения). Черкасы (итал. Circassi)  название племен торков и берендеев[1] …   Википедия
  • Черкасы — город в [бывш.] Киевск. губ.; Черкасск, Новочеркасск, Черкаски – местн. н. в [бывш.] Харьк. губ. Несомненно, от названия черкесов. Вовсе не обязательно происходит от черкесских поселений, но может быть названо по русским, проникшим на Кавказ; см …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
  • Черкасы — в старину так назывались великороссийские обитатели Малороссии, в частности казаки, совершившие в 1612 14 гг. поход на северную Россию под начальством Якова Пунтусова, новгородского сидельца . Ч. обошли многие города и посады Вологду, Тотьму,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • черкасы — черк асы, ов, ед. ч. к ас, а (в старину: украинцы, украинские казаки) …   Русский орфографический словарь
  • черкасы — ов; мн. Старинное название казаков, украинцев. ◁ Черкас, а; м. Черкаска, и; мн. род. сок, дат. скам; ж. Черкасский, ая, ое. Ч ая лошадь. Ч ое седло. * Мария, бедная Мария, Краса черкасских дочерей! (Пушкин). ● По названию города Черкассы центра… …   Энциклопедический словарь
  • черкасы — ов; мн. см. тж. черкас, черкаска, черкасский Старинное название казаков, украинцев …   Словарь многих выражений
  • Черкасы (Ковельский район) — У этого термина существуют и другие значения, см. Черкасы (значения). Село Черкасы укр. Черкаси Страна …   Википедия
  • Черкасы (Львовская область) — У этого термина существуют и другие значения, см. Черкасы (значения). Село Черкасы укр. Черкаси Страна …   Википедия
  • Черкасы (значения) — Черкасы: Черкасы согласно Н. М. Карамзину, название торков и берендеев. Черкасы устаревшее название черкесов одной из адыгских народностей. Черкасы  село в Ковельском районе Волынской области Украины. Черкасы  деревня в Медвежьегорском… …   Википедия
  • ЧЕРКАСЫ ГОРСКИЕ — на языке русских актов XVI XVШ вв. это общее название для северокавказских горских народов; их отличали от Черкасов Днепровских и Донских. Т. к. все Горские Казаки, Гребенцы, во второй половине XVI в. ушли в степи, на Терек, на Дои, Днепр и под… …   Казачий словарь-справочник

Источник: https://kazak.academic.ru/2353/ЧЕРКАСЫ

Ученые назвали препятствия для признания казаков народом

Требование казаков признать их отдельным народом не подкреплено их стремлением к политической борьбе за этот статус. Научное сообщество готово рассматривать казаков только в качестве субэтноса или сословной группы, указали опрошенные «Кавказским узлом» эксперты.

Как писал «Кавказский узел», бывший атаман хуторского казачьего общества «Колосистый» Александр Каданин получил шесть суток ареста за попытку организовать автомобильное шествие «Казаки на Москву!».

Каданин требует соблюдения прав казаков как репрессированного народа, а это не нравится властям, рассказал друг казака.

Опрошенные «Кавказским узлом» казаки поддержали требование о признании их отдельным народом.

26 января 2013 года в парке имени Собино в Ростове-на-Дону прошел митинг с требованием признания казаков народом.

На акции собралось около 700 человек, среди которых были не только донские и терские казаки, но также потомки казаков из Москвы, Пятигорска и других городов.

Они потребовали принять нормативные акты и восстановить для казаков статус народа, а также «прекратить огульное массовое самоверстание этнически неказачьего населения в казаки».

Вопрос о признании казаков народом в научной сфере на сегодняшний день не обсуждается, сообщил старший научный сотрудник Института географии РАН, доктор географических наук, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Алексей Гуня.

«С точки зрения науки народ — это ступень общности, на которой люди имеют не только общие язык и культуру, а еще и некую общую позицию на карте, и обозначают они себя в качестве общей системы. В моем понимании народ — это нечто большее, чем этнос или нация, это некая историческая общность, в которой люди себя позиционируют одинаково по отношению к мировым процессам.

Читайте также:  Почему гольштейн-готторпы оттёрли с русского престола брауншвейгов

Но если речь идет конкретно о казаках, я бы не стал применять слово «народ». В этом случае идет подмена понятий: казаки обладают определенной идентичностью, но она не подкреплена четкими научными показателями, такими как «нация», «этнос», «субэтнос» и так далее. Слово «народ» они могут использовать только в разговорах», — сказал профессор корреспонденту «Кавказского узла».

По словам Гуни, более актуален вопрос о признании казаков в качестве отдельной этнической группы. «Если так ставить вопрос, то такие вопросы исследуются в науке. Мне видится, что казаки — это субэтнос русских.

Можно сказать, что у них есть свои традиции, отличается речь, есть своя культура, но это не значит, что им не хватает какого-то одного компонента или шага, чтобы быть признанными в качестве народа», — сказал ученый.

 

Прецеденты признания определенной группы людей народом в современной истории были в Индонезии и Африке, но в России таких случаев не зафиксировано, добавил Гуня.

Современная наука не имеет единого ответа на вопрос, как формируется народ, отметил доктор исторических наук, профессор факультета антропологии Европейского института в Санкт-Петербурге Сергей Абашин.

«Есть разные мнения по этому поводу. Есть мнение, что народ определяется по совокупности самых разных признаков: особенная культура, свой язык, свое самоназвание, самоидентификация и так далее. Есть другая точка зрения, что самый главный принцип — это самоидентификация людей, то есть, если люди считают себя народом, тогда они и являются народом.

Вопрос в том, насколько это мнение  — «мы — народ» — является устойчивым и распространенным у этой группы людей , а также есть ли у них политическая воля, чтобы отстаивать эту самоидентификацию.

Важно не только то, что группа людей считает себя народом, а также то, насколько они готовы политически бороться за признание народом со стороны других», — сказал ученый «Кавказскому узлу». 

Казакам не хватает политической воли для признания в качестве народа, полагает Абашин. «Желание быть признанными в качестве народа у казаков было еще в начале ХХ века, но тогда у казачества не было политической воли это отстаивать.

Они, наверное, больше склонялись к сословности в качестве своего статуса. А в советское время против них были репрессии, и их включили в русский народ.

Время от времени появляются идеи, что казаки — это народ, но за ними не стоит мобилизация, массовая поддержка казаков и политическая воля», — отметил он. 

В ходе переписи населения России в 2002 году казаками себя назвали 140 тысяч 28 человек, свидетельствуют данные таблицы, опубликованной на сайте Росстата (Том 4.

Национальный состав и владение языками, гражданство). Во время переписи 2010 года в графу «казаки» были внесены только 67 573 человека.

В отличие от предыдущей переписи населения, в 2010 году к ней добавилось уточнение в скобках — «русские казаки».

Падение численности людей, считающих себя казаками, связано с ассимиляцией, полагает Абашин.

«Эти люди, скорее всего, перестали себя считать казаками и назвались русскими. Но здесь также есть технический момент: этническую группу называют, когда есть конкретный вопрос, а когда нет вопроса, но есть русские имя и фамилия, то, возможно, человека просто записывают как русского.

Или в семье отвечает один человек и говорит: «мы все тут русские», хотя ответить должны все. Надо понимать, что в переписи много хитростей и манипуляций, и это может давать сильное искажение реального положения дел.

Но при всем при этом, мне кажется, что казачество довольно сильно ассимилировалось в русскую идентичность, которая в последнее время в большей степени восхвалялась и пропагандировалась», — подчеркнул Абашин. 

В качестве примера этнической группы, которая борется за признание отдельным народом, ученый привел каталонцев. «Они хотят быть признанными народом, отдельным от испанцев. Их борьба не закончилась, она продолжается, местами накаляется, они даже требуют создания отдельного государства», — отметил профессор.

Резкое сокращение числа казаков по итогам переписи населения 2010 года связано с потерей самоидентификации, полагает доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой народонаселения Экономического факультета МГУ Ирина Калабихина.

«Национальность в переписи пишется по самоопределению, вы можете записать себя кем угодно. Видимо,  [у людей] поменялась самоидентификация. В 2002 году тема казачества была более популярной.

В целом, я полагаю, что казаки — это не национальность, поскольку исторически на рубеже XIX-ХХ веков в России, Казахстане и на Украине существовало более 10 казачьих поселений, собранных из людей разных национальностей.

Это не народ, а воинское сословие, охранявшее границы страны», — сказала Калабихина «Кавказскому узлу». 

Достаточного критерия, по которому современная наука квалифицирует совокупность людей как народ, не существует, отметил кандидат социологических наук, руководитель Центра исследований миграции и этничности РАНХиГС Евгений Варшавер.

«В целом современная наука об этничности относится к понятию народ как к ненаучному. Дело в том, что современная наука четко стоит на позициях методологического индивидуализма и не признает в качестве значимых объектов для изучения иных сущностей, нежели индивиды и связи между ними.

Такие явления как народ, нация и прочее наука считает устойчивыми коллективными представлениями, изучать которые есть смысл, но только на предмет того, почему и как они производятся и поддерживаются или исчезают — то есть почему вдруг кому-то становится важно относить себя к казакам, кому-то — признать его право относить себя к казакам, а кому-то — не помещать эту категорию в перепись», — сказал он «Кавказскому узлу». 

Признание группы людей в качестве народа — вопрос политических и экономических возможностей, указал Варшавер. «Искать ответ надо в возможностях — экономических, политических и даже психологических, которые идентификация с той или иной категорией дает людям.

Вероятно, категория «казак» перестала быть в этих смыслах полезна, как для простых людей, так и, возможно, для тех, кто «торгует» казачеством в региональных советах по делам национальностей и на круглых столах по этноконфессиональному диалогу.

Впрочем, почему так происходит, вопрос интересный для исследования», — отметил он. 

Гор Алексанян; источник: корреспондент «Кавказского узла»

Источник: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/338918/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector