Почему в средневековой европе было строго запрещено мыть лицо

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Diletant.media публикует историю о личной гигиене в средневековой Европе.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце XVIII века (Manuel de civilite, 1782) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» — «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Русские послы писали про Людовика XIV, что он «смердит аки дикий зверь»

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели».

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери).

Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр.

Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Ванная комната Людовика XVI. Крышка на ванной служила и для сохранения тепла, и одновременно столиком для занятий и еды. Франция, 1770

Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века вообще не существовало.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Моющих средств в Европе до середины ХIХ века не существовало

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух.

Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях.

К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей.

Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья.

Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении.

В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости.

Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка.

Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.

Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза.

Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный.

Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши.

Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла… диарея.

При соответствующем качестве средневековой пищи она была перманентной. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля.

Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шелковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шелк не уцепится, ибо скользко.

Так появилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

Кровати, представляющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и обязательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. Столь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна потому, что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней «по-белому» или «по-черному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-черному».

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Был еще один оригинальный способ мыться — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Один из способов мыться в России — русская печь

Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище.

«Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один такой турист.

Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством.

Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе.

Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги.

Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых.

В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои «Сандуны».

Яна Королева

Источник: https://diletant.media/articles/26147439/

Почему в средневековой живописи такие уродливые младенцы

Меня часто спрашивают: » Тиль, почему лица средневиковых младенцев выглядят такими страшными на картинах.» И дейтсвительно, большинство изображений средневековья  демонстрирую пупсов, которые видели некоторое дерьмо.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Но почему художники изображали младенцев такими криповыми?

Можно предположить что неествественность детей связанна с неумением художников того времени рисовать, но есть интересная деталь.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Если собрать все изображения уродливых детей, то можно увидеть забавную тенденцию — большинство из них было нарисованно в средние века, то есть аккурат между 0 и 1300 годом после нашей эры. То есть, по какой то прчине, в районе 1400 года количество спонсоров моих ночных кошмаров пошло на спад, а самые криповые дети появлялись в время средневековья.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

График 1, n -количество криповых младенцев, t — время в годах

Дело в том что основным спонсором деятелей искусств во время Средневековья выступала церковь, и соотвественно большинство изображенных детей были изображениями Иисуса.

Проблема заключалась в том что согласно христианским канонам, Иисус родился сразу идеальным и не менял  больше свою форму.

Читайте также:  Почему турецкий султан не помог мазепе и карлу xii

Получив такое тз  художники слегка удивились, и решили пойти на компромис, нарисовав телу ребенка лицо 40 летнего мужика. Идеальная форма воплоти.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Для подобных форм изображения детей даже было выдуманно свое собственное слово — Homunculus, и для тех у кого закололо в области мемов могу сообщит что Homunculus значит маленький человек.

К счастью после 1300 года идет эпох ренесанса, где клевым ребятам и прочим медечи начали сами спонсировать художников, и им было как-то плевать на каноничность и их не перло от гомункулов. Так что картины стали пополнятся обалденными пупсами.

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Источник: https://pikabu.ru/story/pochemu_v_srednevekovoy_zhivopisi_takie_urodlivyie_mladentsyi_5000426

Просвещенная Европа: грязь и изуверская медицина

Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицоДок сказал:»Диагноз: СПИД». — Спасибо, док! — Don't mention it!*шутка об американской медицине

(*«Не стоит благодарности!»)

«Три мушкетера», «Черная стрела», «Ричард Львиное сердце», «Ромео и Джульетта» — нашему поколению с детства рассказывали о великих временах Средневековья, с благородными рыцарями (ха-ха), готовыми на подвиги во имя прекрасных дам (хо-хо), с романтичными трубадурами, галантными мушкетерами и роскошными дворцами европейской знати. Сегодняшние авторы фентезийных романов продолжают традицию: «Средиземьем» Толкиена зачитываются миллионы людей всех возрастов. Изысканные манеры, дворцовый этикет, рыцарские турниры, повсеместный культ «Прекрасной Дамы». Ах, ну почему я не родился в те прекрасные времена? – вздыхают юные романтики. — Почему мне приходится жить в эти скучные годы, когда ничем не удивляют даже сны?

В наши дни уровень развития общества зачастую определяется средней продолжительностью человеческой жизни, т.е. напрямую связано с уровнем развития медицины, фармакологии и всей сферы здравоохранения в целом.

Сегодня я предлагаю читателям совершить небольшой экскурс в историю средневековой европейской медицины. Разговор наш будет в развлекательной форме, т.к.

серьезно анализировать такие факты невозможно – это просто адов ужас.

Учебное пособие для маньяков

«- А теперь, сударь Билли Бонс, если вас действительно так зовут, мы посмотрим, какого цвета ваша кровь… Джим, — обратился он ко мне, — ты не боишься крови?(Р. Стивенсен, «Остров сокровищ» )В Средневековье медицинская наука в Европе отсутствовала как таковая. Действительно, как можно лечить, без элементарных знаний о внутреннем строении человеческого тела? В XIV веке Ватикан установил жестокое наказание для каждого, кто осмелиться провести секцию (вскрытие) или выварить труп, чтобы сделать из него скелет. Европейская медицина тех лет основывалась на трудах великих арабских ученых – Рази, ИбнСина (Авиценны), Али бин Аббаса и т.д. Большой проблемой был перевод арабских трактатов на латынь – в результате европейские медицинские тексты были полны ошибок и неверных интерпретаций.Медицина в Европе была не в почете: врачи-хирурги приравнивались к цирюльникам и банщикам. Цирюльникам доверяли не только стрижку, бритье и вырывание зубов, но даже универсальный метод лечения всех болезней – Кровопускание. Кровь пускали всем – и для лечения, и как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода — по календарю. Если после кровопускания больному от потери крови становилось хуже, то, следуя логике изуверского «лечения», выпускали еще больше крови. А уж как «помогали» кровопускания одним и тем же грязным ланцетом при массовых эпидемиях! Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицоНе за столом будет сказано: особых высот европейская медицина достигла в практике лечении геморроя. Лечили прижиганием каленым железом. Огненный штырь в задницу – и будь здоров!А вот например – боевое ранение. Об успешном извлечении наконечников стрел из ран не могло идти речи, до изобретения арабами специальной «ложки Абулькасиса». Рваная рана в ноге? Случай серьезный, требует немедленной операции. Сперва анестезия: деревянной колотушкой по башке — и пациент в ауте. Не бойся, уважаемый читатель! Если врач опытный, он вырубит пациента с одного-двух ударов. Далее, коновал берет ржавый меч и рубит ногу пациента (хирургических пил еще не изобрели), после — обливает культю кипящим маслом или крутым кипятком. Амбруаз Парэ научится перевязывать артерии только в XV веке и будет за это назван «отцом хирургии». Кстати, у этой истории возможен «щадящий вариант» — если у врача есть помощник, то пациенту сделают «ректальный наркоз» в виде табачной клизмы. Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицоМиниатюра из средневекового трактата о полевой медицине. С юморомНу вот, наш пациент приходит в себя после адской операции. Он каким-то чудом выдержал болевой шок и избежал сепсиса (заражения крови). Ноги нет, из задницы клубится сизый дымок, состояние стабильно тяжелое. Теперь самое время сделать ему что? Правильно! Кровопускание. Если пациент все еще жив – можно попытаться начать процедуру … переливания крови. Т.е. поставить клизму с овечьей кровью. Должно обязательно помочь.Пациент все еще живой? Невероятно, нужно скорее прописать ему лекарство – ртуть или «рвотный камень» (сурьму). Можно угостить больного мышьяком из свинцовой кастрюльки. Если больной все еще подает признаки жизни, то придется подвесить его за оставшуюся ногу, чтобы из ушей вытекла «скверна» болезни.

Чисто для контраста. Арабский врачеватель Рази (864-925 гг.) — впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка. Другой великий ученый Ибрагим Джессар (н.и. — 1009 г.

) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения. Али бин Аббас (н.и. — 994 г.

) провел хирургическую операцию рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им медицинская энциклопедия “Китабул-Малики” не потеряла своей актуальности даже сегодня.

Ибнун-Нафис (1210-1288 гг.), описал малый круг кровообращения, опередив на 300 лет европейских ученых. В то время, как на арабском Востоке проводились научные работы высочайшего уровня, в Европе врачей считали шарлатанами, а больницы — прибежищем сатаны.

Одним из самых частых заболеваний тех лет был застой в мочевом пузыре из-за сифилиса и венерических заболеваний. С сифилисом боролись достаточно просто — с помощью ртути (что само по себе уже забавно), а вот для предотвращения застоя мочи применяли куда более изощренные методы.

Например — катетер для мочи, прдставлявший собой стальную трубку, вставлявшуюся в мочеиспускательный канал. Болезненно, конечно, но зато навсегда обеспечена стойкая эрекция.

Так что от профессионализма средневековых европейских лекарей и алхимиков-фармацевтов погибло ничуть не меньше народу, чем от войн, инквизиции или страшных эпидемий чумы.

Что же касается упомянутой чумы, выкосившей 1/3 населения Франции (Испания и Англия потеряли половину), то это следствие пренебрежения элементарной гигиеной.Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицо

Чистота – залог здоровья

Европа утопала в грязи. Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) гордилась, что за всю жизнь мылась два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь французского короля погибла от вшивости. Герцог Норфолк дал обет никогда не мыться, его тело покрылось гнойниками. Слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.

Французский король Людовик ХIV (Король-Солнце) мылся всего несколько раз в жизни по совету врачей. Ванна с водой привела монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо еще мыться. Русские послы при дворе Людовика XIV писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те посещали баню раз в месяц – какая гадость!Многие лица мужского и женского рода гордились тем, что вода никогда не касалась стоп их ног, за исключением случаев, когда они шли по лужам. Ванна с водой рассматривалась как исключительно лечебная процедура.

Грязь настолько въелась в мозги просвещенных европейцев, что в своей книге «Новое природное лечение», доктору Ф.Е. Бильцу (XIX век) приходилось буквально уговаривать народ помыться. «Есть люди, которые, по правде говоря, не отваживаются купаться в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду.

Боязнь эта безосновательна, — писал Бильц, — «После пятой или шестой ванны к этому можно привыкнуть…» — Спасибо, док! — Don’t mention it! На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «жемчужинами», и слагали изысканные сонеты про «блоху на женском бюсте.

Хотя, везде есть исключения – в солнечной Испании вши были не в почете, для борьбы с паразитами испанки смазывали свои волосы чесноком. Вообще, что касается женской красоты, средневековая Европа имела на этот счет свои модные тенденции. Прекрасные Дамы были вынуждены пить уксус для придания своему лицу нежный томный оттенок, волосы обесцвечивали собачьей мочой.

Да, я тоже вздрогнул, когда узнал сей прискорбный факт.Европейцы не знали туалетных комнат в привычном для нас понимании. Ночная ваза стала визитной карточкой Средневековой Европы, а когда же зловонный сосуд наполнялся – его просто выплескивали на тротуар под окном.

После того, как французский король Людовик IX был случайно облит дерьмом, для жителям Парижа ввели специальное правило: когда выливаешь содержимое ночной вазы в окно, предварительно нужно кричать «Берегись!».Улицы европейских мегаполисов утопали в грязи и фекалиях.

Именно тогда, в Германии появились ходули — «весенняя обувь» горожанина, без которых передвигаться по улицам в распутицу было весьма неприятно.В обители французских королей – Лувре не было ни одного туалета (зато был специальный паж для ловли блох с короля во время званных обедов). Опорожнялись везде, где застигнет нужда – на лесницах, на балконах, в темных нишах дворцовых комнат.

Переполненные ночные вазы стояли в спальнях недели напролет. Неудивительно, что французский королевский двор регулярно переезжал из замка в замок, в связи с тем, что в прежней обители уже было нечем дышать. Все за@рали.Еще один пикантный момент. Все девушки мечтают о благородном рыцаре в сияющих доспехах. Но наивные девушки никогда не задавались вопросом: если стальные латы самостоятельно снять невозможно, а сам этот процесс занимает десятки минут, то каким образом благородный рыцарь справлял нужду? Читатель уже наверняка, догадался, каким будет ответ.Все это, конечно, ужасно, но до начала ХХ века в Европе была широко распространена еще более омерзительная традиция –

Каннибализм

Разумеется, только в лечебных целях. Все началось с того, что современный австралийский историк Луиза Ноубл заинтересовалась вопросом: почему в европейской литературе ХVI – XVII веков (начиная от «Алхимии любви» Джона Донна до «Отелло» Шекспира) так часто встречаются упоминания о мумиях и частях мертвых человеческих тел.

Ответ оказался незамысловат – все европейское общество – от простолюдинов до самых влиятельных вельмож лечилось препаратами на основе человеческих костей, жира и крови. Европейскую цивилизацию всегда отличало лицемерие.

Читайте также:  Где в россии находятся самые опасные супервулканы

Яростно осуждая народы только что открытой Центральной Америки за человеческие жертвоприношения, европейцы совершенно не обращали внимание на то, что творилось у них на родине в Старом свете.

Цивилизованные европейцы (в лице ушлых аптекарей-фармацевтов) не церемонились: «Не желаете ли отведать человеченки?», а спрашивали честно глядя в глаза: «Какую часть вам подать?». Великий Парацельс не брезговал человеческой кровью, считая ее превосходным средством от многих болезней. Легендарный английский врач Томас Уиллис (1621-1675 гг.

), создатель Лондонского Королевского научного общества лечил инсульты порошком истолченного человеческого черепа с шоколадом. Человеческим жиром смазывали бинты во время перевязок ран. Французский философ Мишель Монтен (1533-1592 гг.) в своем эссе «О каннибалах» благоразумно заметил, что нравы дикарей ничуть не страшнее европейского «медицинского каннибализма».

На самом деле, между европейским каннибализмом и каннибализмом в других культурах была огромная разница: жителям Старого Света было абсолютно все равно, чью пить кровь, а в Новом свете между едоком и съедаемым существовала четкая социальная связь.Почему в средневековой Европе было строго запрещено мыть лицоАрмин Майвес смотрит на тебя, как на гамбургерС развитием настоящей науки медицинский каннибализм постепенно пошел на спад, но еще в начале ХХ века в немецком медицинском каталоге встречаются объявления о продаже мумий на лекарства.Современные европейцы недалеко ушли от своих предков-мерзавцев. Достаточно вспомнить судебный процесс начала 2000-х над немцем Армином Майвесом, сожравшем живого человека. Подсудимый не признал своей вины, заметив, что его жертва отдалась ему добровольно (прямо как во времена Ацтеков!), а по объявлению в Интернете ему пришли десятки писем от людей, которые желали быть съеденными.

Глядишь, скоро европейцы совсем одичают и начнут справлять нужду прямо в штаны, как это когда-то делали их благородные предки, закованные в сияющие латы.

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/17578-prosveschennaya-evropa-gryaz-i-izuverskaya-medicina.html

Санитарное состояние городов средневековой европы. борьба с эпидемиями

История всего человечества тесно связана с многочисленными эпидемиями, которые часто сопровождали его на планете в различных регионах, а число жертв сильно превышало потери во время войн. Всевозможные моры постоянно преследовали человеческий род на протяжении всего его существования.

Очевидно, что ужасные условия для проживания и плохое состояние здоровья некоторых районов различных континентов, как в самых бедных, так и самых богатых странах создают наилучшие условия для проявления, становления и распространения различных опасных инфекционных заболеваний.

В то же время самую большую известность получила такая эпидемия как чума, которая распространилась и дала о себе знать уже в средневековой Европе, и которая вошла в историю как «чёрная смерть».

Средневековая Европа характеризует себя крупными эпидемиями, которые оставили глубокий след в истории человечества. Эпидемий было несчетное количество, но «черная смерть» больше всего выделялась среди остальных.

В результате, как утверждают историки, опираясь на летописи, церковные записи о погребениях и другие документы, твердят только об одном — большинство крупных городов опустели в связи с разрухой во всех областях хозяйственной и общественной жизни из-за массовых вспышек эпидемий.

Условий для развития эпидемий в то время было большое множество: возникновение и рост городов, а также их развитие, массовые передвижения огромного количества людей, не исключены и крестовые походы.

Размеры европейских городов были достаточно невелики. Как правило, они были очень малы и тесны и насчитывали в себе лишь от одной до шести тысяч жителей. Только достаточно крупные города могли вместить в себя несколько десятков тысяч человек. Они были окружены высокими деревянными, чаще каменными стенами.

Сами стены отличались наличием башней и массивных ворот, а также глубокими рвами для защиты от нападения феодалов и нашествия недругов. Со временем они становились тесными и не могли вместить в то время всех городских построек.

Поэтому обычно иногда вокруг стен могли постепенно возникать местные предместья — посад, который был населен главным образом ремесленниками, причем ремесленники одной и той же специальности жили обычно на одной улице. Возникали улицы — кузнечные, оружейные, плотничьи, ткацкие и так далее. Предместья иногда обносились новым кольцом стены или укреплениями.

Узкие и кривые городские улицы были часто полутёмными, на некоторые из них даже никогда не могли проникнуть лучи солнца. Уличного освещения в то время вообще не существовало. Из-за того, что значительная часть зданий была построена из дерева и они очень плотно друг к другу примыкали, часто из-за этого случались различные пожары.

Всякий мелкий рогатый скот нередко пасся в самом городе, а свиньи находили себе там обильную пищу и прекрасно обустраивались там, так как всякий мусор, и остатки пищи, и нечисть домов обычно выбрасывалась прямо на улицу.

В городах вследствие антисанитарного состояния часто могли вспыхивать эпидемии, смертность от которых была очень велика.  Средневековый город являлся грязным — нечистоты зачастую выливались непосредственно на улицу. По этой причине постоянными спутниками жизни таких городов могли стать эпидемии, которые уносили жизни жителей этих городов.

Эпидемии различных заразных болезней описывались как «мор». Под мором подразумевали не только саму чуму, но и такие различные заболевания как: тиф, дизентерию, оспу. Массовые эпидемические заболевания могли представлять наибольшую опасность.

Эпидемия все время влияла не только на хозяйственную жизнь людей, но и на политическую, социальную, религиозную жизни и послужила их переменам. До начала эпидемии практически все образованные жители Англии могли разговаривать на французском.

Но так как многие французские учителя в Англии к тому времени умерли, английский начал постепенно доминировать над французским языком. Перемены затронули даже религиозную жизнь.

Французский историк Жаклин Броссолле подчеркнул, что из-за нехватки кандидатов в священники церковь бывало стала часто набирать в свои служители невежественных и равнодушных людей.  Ж. Броссолле считал, что падение важнейших образовательных и религиозных центров стал одной из причин, которые могли вызвать Реформацию.

Эпидемия, естественно, оставила свой темный след и в том же искусстве, где смерть стала главной тематикой. Знаменитый всему миру «танец смерти», который представлялся скелетами и трупами, стал очень популярным символом господства и власти смерти в то время.

У людей, болеющих чумой, не было уверенности, что они доживут до следующего дня, что давало им повод забыть о всяких ограничениях в своей жизни. Мораль пришла в страшный упадок. А так как церкви не в силах были предотвратить чуму, то у людей иногда возникало чувство, что церковь их окончательно предала.

Но не смотря на все это, по мнению многих историков, социальные изменения, которые последовали за эпидемиями чумы, дали толчок развитию того же индивидуализма, предпринимательства, а также помогли сделать общество более подвижным экономически и социально, что в конечном счете могло послужить, а точнее стало предпосылкой для перехода к капитализму.

Массовая эпидемия побудила создать некие системы санитарного контроля. Когда эпидемия утихла, в Венеции впервые было решено очистить большинство улиц. Даже сам французский король Иоанн II Добрый так же сделал приказ произвести уборку улиц в качестве профилактики чумы.

Такие меры он принял сразу же после того, как узнал о неком таинственном древнегреческом враче, по чьему совету чистили и мыли улицы, и тем самым Афины были избавлены от чумы. Так уже в средние века большинство улиц с открытой канализацией, в конце концов, были вычищены. Эпидемии чумы смогли положить также начало становлению санитарных законодательств и городских санитарий.

В то время главной задачей большинства городов было не только воспрепятствовать распространению таких опасных инфекционных болезней, но и начать проводить общесанитарные мероприятия для избавлений от них навсегда.

Самая известная вспышка чумы в странах Европе была названа «черной смертью». Она, скорее всего, дала начало в Азии, а затем, вместе с крысами, которые жили на корабле, была занесена в Милан в 1348 году. А через несколько лет почти все страны Европы были охвачены эпидемией.

В некоторых регионах стран умерло до 75 процентов населения, а по некоторым оценкам, эпидемия взяла с собой жизни 27 миллионов человек. Но это было далеко не единственное черное дело чумы. Джованни Боккаччо писал: «Брат отрекается от брата, дядя от племянника, сестра от брата, жена от мужа.

Более того, хоть это и кажется невероятным, отцы и матери отказываются посещать своих больных детей и ведут себя так, как будто они чужие»

Неизвестная причина, которая вызывала лепру, делала людей изгоями общества (по сей день сохранилось выражение «бежать, как от прокаженных»).

Прокаженные заживо закапывались в землю, сжигались на кострах, сбрасывались в ущелья, топились в реках и озерах.

Так, например, в 1321 году в некой французской провинции под название Лангедок в течении одного дня было сожжено 600 человек, из которых половина болела проказой.

Центром средневековой медицины стал университет. Их прототипами явились школы, которые могли существовать в арабских халифатах.

В Западной Европе университеты представляли из себя сначала объединения учащихся и учащих, которые могли частный характер.

Уже В XI веке возник и университет в Салерно, который был преобразован из Салернской медицинской школы, а уже в XII-XIII вв. начинают появляться университеты в Париже, Болонье. Также многие врачи могли принадлежать к монашеским орденам.

В университетах имело место изучение некоторых античных писателей. Прежде всего изучались труды Галена. Задачей ученых было в первую очередь подтвердить правильность учений признанных в то время авторитетов в соответствующей области и комментировать их.

Первая теория была выдвинута Гиппократом и предполагала, что причиной многих эпидемий может являться проникновение в организм людей определенных веществ, которых он называл миазмами и которые находились в почве или в космосе, и несомненно, в болотистых местах. Согласно этим представлениям, вдох этих миазм у людей мог привести к возникновению всяких массовых заболеваний.

Эта точка зрения обосновывалась только исходя из наблюдений, когда возможность заражения пострадавших от других больных проследить не удавалось.

Для медицины средних веков были характерны сложнейшие лекарственные прописи. А фармация была непосредственно очень тесно связана с той же алхимией. Численность частей в одном рецепте нередко доходила до нескольких десятков.

Важное место среди всех лекарств занимали и противоядия: так называемый териак, который включал в себя 75 составных частей (основу которых составляло змеиное мясце), а также митридат (он же опал).

Териак считался и средством против всех внутренних инфекционных болезней, в том числе и «моровых» лихорадок. Ценность всех этих средств была очень дорогой.

Читайте также:  Кила: каким было русское регби

Для борьбы с очень распространенной в средние века «проказой» были выработаны различные специальные меры. К ним относилась изоляция «прокаженных». «Прокаженные» снабжались трещоткой, рогами, или колокольчиком для сигнализации издали, чтобы избежать контакта со здоровыми людьми. У городских ворот входящие осматривались так называемыми привратниками.

Из-за распространения проказы стали появляться специальные изоляторы для этих больных – так называемые лепрозории, которые были организованы специально учреждёнными католическими церковьями для призрения всех прокажённых орденом святого Лазаря (отсюда и получилось само название — лазареты).

В Западной Европе в XIII веке насчитывалось не менее 20 тысяч лепрозориев для больных, страдающих проказой. Борьба с заразными болезнями могла поспособствовать проведению некоторых общесанитарных мероприятий. Города обеспечивались чистой и доброкачественной водой, происходило создание водопровода.

Вслед за больницами на Востоке стали возникать первые стационары и в Западной Европе, например, Парижский «Отель Дье» — дом Божий. Чаще всего больницы устраивались при монастырях.

За помощью к Богу люди обратились сразу после того, как над ними нависла угроза. Люди жертвовали церкви все свое имущество, веря, что Бог защитит их от чумы или, по крайней мере, даст им жизнь на небе, если те умрут.

К тому времени в руках церкви скопились несметные богатства и сокровища. Многие пытались найти спасение даже в талисманах, церковных амулетах, а также изображениях Христа. Другие прибегали к магии, суевериям и различным псевдомедицинским средствам.

Считалось, что уксус, всякие ароматы или другие особые микстуры будут способны уберечь их от болезни. Кровопускание стало самым излюбленным способом лечения больных. Ученые Парижского университета считали причину бедствий в расположении планет Галактики.

Однако ошибочные представления и лечебные средства были не в силах остановить надвигающуюся смерть.

Стали возникать особые противоэпидемические учреждения и проводились некоторые мероприятия: стали появляться особые портовые надзиратели, которых называли «попечителями здоровья», создавались карантины.

Позже стали появляться «городские врачи». Роль этих врачей заключалась в проведении противоэпидемических мероприятий.

А в ряде городов были внесены специальные правила или же регламенты, целью которых было предотвратить занос и распространение всех этих заразных болезней.

Гипотеза о контагиозном распространении болезней получила развитие в трудах итальянского врача Джироламо Фракасторо (1478-1553) только в эпоху Возрождения. Он опубликовал свой труд в книге «Siphilides Libris III», где сформулировал положения о заразности больного для окружающих его людей. Заразой или же контагием Д.

Фракасторо считал поражение, которое переходило от одного человека к другому. Эти взгляды Д. Фракасторо изложил и в ряде сочинений, из которых главным является опубликованное в 1546 году «О контагии, контагиозных болезнях и лечении». В своих исследованиях Д.

Фракасторо показал, что широко распространенная в то время болезненная форма «чумная лихорадка» представляет собой ряд различных болезней (чума, лихорадка с чечевицей, сыпной тиф и лихорадка с укольчиками), а также установил различия между lepra graecorura (известная как слоновость) и lepra araborum (известна как проказа), и показал, что широко распространенный тогда сифилис является не просто особой болезнью, а не измененной формой проказы или сапа, как тогда считалось. Д. Фракасторо разделил догадки о мельчайших невидимых началах заразных болезней, которые передаются от больного человека к здоровому, он признавал, что контагий, который является источником заразы, материален, телесен и что зараза может представлять собой невидимые, «недоступные нашим чувствам частицы», которые Д. Фракастором назывались семенами заразы. Д. Фракасторо считал, что контагии бывают нескольких видов: одни поражают только через соприкосновение, другие оставляют еще очаг и являются контагиозными через этот очаг. Некоторые же контагии распространяются не только через контакт или посредством одного лишь очага, но еще и на расстоянии. К очагам относил одежду, деревянные и другие предметы, которые сами по себе остаются неиспорченными, но которые способны сохранить первичные семена контагия и поражать при помощи последних. Из учения об «очаге», в понимании Д. Фракасторо, он сделал вывод о необходимости уничтожения зараженных больным вещей и о возможности дезинфекции их особыми лечебными порошками.

Методы медицинского оказания помощи больным, которые были на волоске от жизни из-за острого течения гнойной-воспалительных инфекций в то время являлись примитивными и очень жестокими. Раны иногда прижигались накаленным железным изделием или обрабатывали их поливая кипящей смолой или крутым кипятком.

Численность население в Европе на протяжении уже второго тысячелетия косилось эпидемиями чумы и оспы, тифа и туберкулеза, проказы и сифилиса. Но в то время сильно верующий христианин не мог никак себе позволить мыться, ибо мыться являлось грехом.

Уже в XI веке папа Климент III издал такой указ, при котором было запрещено по воскресеньям не только купаться но и даже мыть лицо. Но de facto к XI веку в христианской Европе и так уже было мало кому мыться.

Позднее, кроме религиозных причин, возникнут более объективные — в Западной Европе закончатся леса (на приготовление самой пищи дров уже катастрофически не хватало), и наступит похолодание («малый ледниковый период»).

Длительный период эпидемий побудил врачей к разработке более новых профилактических мероприятий. В 1374 году в Венеции впервые был применен карантин. Прокаженным нельзя было пользоваться пекарней, мельницей и даже ходить в церкви.

К тому времени еще относится и появление в странах Европы первых больниц и убежищ для больных, которые болели проказой. Начиная с XVI века стали уделять больше внимания получению сведений о распространениях каких-либо определенных инфекционных заболеваний в некоторых странах.

В летописях же имеются также некоторые указания на дезинфекционные мероприятия и средства в этих странах. Уже в XI веке стало необходимым изоляция больных, захоронение их на специальных кладбищах трупов умерших от болезней.

С 1352 года на дороге во время различных чумных эпидемий стали разводить большие костры. Все эти указанные меры явились своеобразными предшественниками карантинов.

Внутренние карантины начались применяться приблизительно в 1510-1519 годах, во время которых строго запрещалось посещение больных или отпевать умерших. Дом в случае смерти одного из жителей опечатывали, а около его дома, в котором имелись заболевшие, выставляли различные посты. В летописях имеются указания на дезинфекционные мероприятия.

Список литературы:

  1. Шах С. Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов / Соня Шах ; Пер. с англ. — М.: Альпина, 2017. — 358 с
  2. Даниэл М. Тайные тропы носителей смерти. — М. Прогресс, 1990 — 400 с.
  3. Казанцев А.П., Матковский В.С. Справочник по инфекционным болезням. — М.: Медицина, 2005. — 400 с
  4. Джироламо Фракасторо «О Контагии, контагиозных болезнях и лечении в трех книгах» под ред. К. М. Быкова (1954)
  5. Ющук Н. Д., Мартынов Ю. В. Ю. Эпидемиология: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 2003. — 448 с: ил.
  6. Черкасский Б.Л. Глобальная эпидемиология.  — М.: Практическая медицина, 2008. — 447 с:ил.
  7. Инфекционные болезни: Учебное пособие для вузов (под ред. проф. Шуваловой Е.П.). Ростов н/Д: Феникс, 2001. 960 с.
  8. Макэведи К. Бубонная чума // В мире науки. 1988. № 4. С. 30–55.

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xxxvii/96440

Почему европейцы боялись умываться

В современных художественных произведениях (книгах, фильмах и так далее) средневековый Европейский город представляется неким фэнтезийным местом с изящной архитектурой и красивыми костюмами, населённый благообразными и симпатичными людьми. В реальности, попав в Средневековье, современный человек был бы шокирован обилием грязи и удушающим запахом помоев.

Как европейцы перестали мыться

Историки полагают, что любовь к купанию в Европе могла исчезнуть по двум причинам: материальной — из-за тотальной вырубки лесов, и духовной — из-за фанатичной веры. Католическая Европа в Средние века заботилась о чистоте души больше, чем о чистоте тела.

Часто священнослужители и просто глубоко верующие люди брали на себя аскетические обеты не мыться — так, например, Изабелла Кастильская не мылась два года, пока не закончилась осада крепости Гранада.

У современников подобное ограничение вызывало только восхищение. Согласно другим источникам, эта испанская королева мылась лишь два раза в жизни: после рождения и перед венчанием.

Бани не пользовались таким успехом в Европе как на Руси. Во времена буйства Чёрной Смерти, они были объявлены виновницами чумы: одежду посетители складывали в одну кучу и разносчики заразы переползали с одного платья на другое. Более того, вода в средневековых термах была не очень тёплой и люди после мытья часто простужались и заболевали.

Отметим, что эпоха Возрождения не сильно улучшила положение дел с гигиеной. Связывают это с развитием движения Реформации. Человеческая плоть сама по себе, с точки зрения католицизма, греховна. А для протестантов-кальвинистов, сам человек существо неспособное к праведной жизни.

Трогать себя руками католические и протестантские священнослужители не рекомендовали своей пастве, это считалось грехом. И, конечно же, баня и мытье тела в закрытом помещении, осуждались истовыми фанатиками.

  • К тому же ещё в середине ХV века в европейских трактатах о медицине можно было прочесть, что «водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры, поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть».
  • Подтверждением неприязни к «излишней» чистоте тела является реакция «просвещённых» голландцев на любовь русского Императора Петра I к купанию — царь купался минимум раз в месяц, чем изрядно шокировал европейцев.
  • Почему в Средневековой Европе не умывались?

Вплоть до ХIX века умывание воспринималось не только как необязательная, но и вредная, опасная процедура. В медицинских трактатах, в богословских руководствах и этических сборниках мытьё если не порицалось авторами, то не упоминалось. В руководстве учтивости 1782 года умывание водой даже запрещалось, потому что кожа лица становится чувствительнее к холоду зимой, а к жаре — летом.

Все гигиенические процедуры ограничивались лёгким ополаскиванием рта и рук. Все лицо целиком мыть было не принято. Медики XVI века писали об этой «пагубной практике»: мыть лицо ни в коем случае нельзя, поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение.

Умывать лицо запрещалось также из-за того, что смывалась святая вода, с которой христианин соприкасался во время таинства крещения (в протестантских церквях дважды исполняется таинство крещения).

Многие историки полагают, что из-за этого истовые христиане Западной Европы не мылись годами или не знали воды вообще. Но это не совсем верно — чаще всего людей крестили в детстве, поэтому версия о сохранении «крещенской воды» не выдерживает никакой критики.

Другое дело, когда речь идёт о монашествующих. Самоограничения и аскетические подвиги для чёрного духовенства — распространенная практика, как для католиков, так и православных.

Но на Руси ограничения плоти всегда были связаны с моральным обликом человека: преодоление похоти, чревоугодия и других пороков не заканчивались на только материальном плане, длительная внутренняя работа была важнее, чем внешние атрибуты.

На Западе же грязь и вши, которых называли «Божьими жемчужинами», считались особыми признаками святости. На телесную чистоту средневековые священники смотрели с порицанием.

Прощай, немытая Европа

Как письменные, так и археологические источники подтверждают версию о том, что в Средние века гигиена была ужасна. Чтобы иметь адекватное представление о той эпохе, достаточно вспомнить сцену из фильма «Тринадцатый воин», где лохань для умывания переходит по кругу, а рыцари плюются и сморкаются в общую воду.

В статье «Жизнь в 1500-х годах» рассматривалась этимология различных поговорок. Её авторы полагают, что благодаря вот таким грязным лоханкам и появилось выражение «не выплеснуть с водой ребёнка».

Источник: https://news.rambler.ru/other/39658369-pochemu-evropeytsy-boyalis-umyvatsya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector