«русские амазонки»: в каких войнах россии сражались женские части

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские частиМировая история полна примеров, когда женщины брали в руки оружие и совершали подвиги. Были представительницы прекрасной половины рода человеческого, которых язык бы не повернулся назвать «слабым полом», женщины — профессиональные воины, наравне с мужчинами несущие ратную службу и сражающиеся с врагами. Греки называли их амазонками. На Руси же такие девы-воительницы назывались поляницами.

Еще древние греки в свое время слагали легенды о женщинах-воинах, или амазонках. Якобы жили они где-то на северо-востоке Малой Азии, на южном побережье Черного моря. Амазонки жили отдельно от мужчин, в боях были храбры, попавших в плен мужчин, пожив с ними, убивали. Родившихся мальчиков калечили или превращали в рабов. Девочек же учили верховой езде, владению оружием.

Наследницы Скифии

Подробно об амазонках писал греческий историк Геродот. Он сообщал о том, что когда-то в бою амазонок захватили в плен греки в Малой Азии. По пути в Грецию амазонки восстали, перебили охрану, но оказалось, что они не умели управлять кораблями. В конце концов, три мятежных корабля прибило к побережью Меотиды (Азовского моря). 

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Амазонки нашли свободные земли на левом берегу Танаиса (Дона) и стали жить там. На другом же, правом берегу обитали скифы. Как-то раз скифы сразились с незнакомыми воинами, нападавшими на их земли.

Когда же по убитым противникам было выяснено, что это молодые девушки, молодые скифы связались с амазонками и стали посещать их, а потом и жить с ними. От браков амазонок и скифских юношей произошли савроматы.

Таков рассказ Геродота.

Можно не доверять тому, что сообщил древний историк. Но современные археологи во время раскопок в местах, где, по данным Геродота, обитали савроматы, находят женские погребения, в которых, как и в мужских, находится оружие. Выяснилось, что и у скифов существовали женщины-воительницы.

Женщины с оружием известны и у кочевников Средневековья. В русских народных сказаниях, былинах тоже есть образ женщины-воина -поляницы.

Словами былин

В былинах поляницы по своей удали и умению владеть оружием мало в чем уступают богатырям-мужчинам. А порой и превосходят их. Название «поляница» происходит от слова «полякование».

Так называли обычай, который заключался в следующем: ищущий чести и славы воин в одиночку выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать.

В случае победы пленных не брали, трофеи -тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные напоказ.

  • «Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части
  • Вот как в былинах выглядит северная амазонка:

Едет поляница удалая,Удалая поляничища великая, Конь под нею как сильна гора, Поляница на коне будто сена копна,Она палицу булатную покидываетДа под облако, под ходячее, Одною рукой палицу подхватывает, 

Как пером-то лебединым ею поигрывает.

С такой воинственной дамой остерегались связываться и Алеша Попович, и Добрыня Никитич. Последний, правда, сумел жениться на одной из поляниц. Это была Настасья Микулишна — дочь богатыря-пахаря Микулы Селяниновича.

Настасья была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве До-брыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил «поединоборствовать» в чистом поле с поляницей на свой лад. Он подъехал к ней сзади и ударил ее два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулишна и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара. 

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: «Я-то думала, комарики покусывают. Ан то русские богатыри пощелкивают!» Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей.

Вынула тогда Микулишна Добрыню из мешка и говорит: «Если стар богатырь — голову срублю, Если млад богатырь — в полон возьму. Если мне в любовь придет — замуж пойду, Не прилюбится — в ладонь складу, другой прижму, сделаю богатыря в овсяный блин».

Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: «Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, сделаешь со мною заповедь великую — отпущу тебя». Добрыня, естественно, тут же согласился на женитьбу.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Супругой богатыря Дуная Ивановича стала другая поляница по имени Настасья. Сперва Дунай сразился с воинственной девой и победил ее. Но супружеская жизнь у четы богатырской закончилась трагически.

На свадебном пиру Дунай хвастал своей храбростью, а Настасья — меткостью в стрельбе из лука. Дунай принял это как вызов и устроил проверку.

Настасья трижды прострелила серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. 

Дунай оказался не в силах признать превосходство жены и приказал ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попала в Настасью, и она погибла. В горе Дунай бросился на свой меч и умер рядом с женой. Из его крови и берет начало Дунай-река.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

В более поздние времена появилось сказание о боярине Ставре Годиновиче и его супруге Василисе Микулишне (тоже дочери Микулы Селяниновича). И хотя супруга боярина и не называется поляницей, но она побеждает воинов князя Владимира в стрельбе из лука и в борьбе. Чем не богатырша!

Есть женщины в русских селеньях…

В историческую эпоху, о которой мы можем судить не по народным преданиям, а по письменным документам, в Западной Европе традиции жен-щин-воительниц постепенно исчезли. Однако у славян в целом и на Руси в частности они пережили века.

В походах князя Святослава, согласно Льву Диакону и Иоанну Скилице, принимали участие сначала русские, а затем и болгарские женщины-воительницы.

Об их существовании враги узнавали лишь после сражений, когда, мародерствуя, снимали с убитых доспехи и одежду.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Русские летописи сообщают о женщинах, принимавших участие в обороне осажденных татаро-монголами, крестоносцами, литовцами и поляками городов.

Причем участвовали они, не только поднося стрелы или поливая врагов со стен кипятком и смолой, но и с оружием в руках.

Известно, что в 1641 году, во время известного «Азовского сидения» в сражениях с турками помимо воинов-мужчин участвовали и казачки-наездницы. Они прекрасно стреляли из лука и наносили туркам значительный урон.

Впрочем, казачкам всерьез воевать было не привыкать. Русский военный историк Василий Потто так писал о казачках: «Женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась у казаков полноправным бойцом, как и ее отец, муж, сын или брат». 

Юных казачек учили ездить на лошади и драться. Девочку-казачку воспитывали как будущую жену, мать, хранительницу домашнего очага, знавшую любую работу — в том числе и мужскую.

До 13 лет они даже играли в одни игры с мальчиками, постигая некоторые военные премудрости, например езду на лошади. Девушка уже могла не просто скакать верхом, но и ловко владеть арканом, луком и самопалом.

Чтобы выжить в условиях Кавказской войны, нужно было уметь защищаться.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Уже более двух столетий казаки отмечают 4 декабря (21 ноября старого стиля) День матери-казачки, выпадающий на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Учредила же «бабий праздник» императрица Екатерина Великая — в честь победы в битве за станицу Наурскую. В 1774 году станицу окружил девятитысячный отряд татар и турок.

Строевые казаки были в походе, и на вал, чтобы отразить натиск, вышли полторы сотни женщин. 

Как отчаянно они сражались, описал моздокский комендант: «Иные с ружьями, а прочие с косами… из баб оказались такие, кто из ружей стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косой, у неприятеля, при устремлении его на вал к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем».

Женщины перетаскивали пушки, били картечью. Варили смолу, лили на головы захватчиков. В ход пошел, если верить преданиям, даже чан «кипящего свиного супа»… Екатерина II наградила отважных казачек медалями и учредила в их славу праздник.

oursociety.ru, Виктор СЕРГЕЕВ

Источник: http://xn--b1adccaencl0bewna2a.xn--p1ai/index.php/history/52-articles/27126-2015-05-12-15-47-27

Русские амазонки: как воевали женщины на войне

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Говорят, война — дело мужское. Однако в современном мире, когда мужчины в платьях побеждают на развлекательных конкурсах, гендерные роли в обществе всё больше теряют четкие характеристики, и женщина с автоматом уже не вызывает недоумения. Интересно вспомнить, какую роль играли женские военные подразделения в мировой истории.

«Амазонская рота»

От князя Григория Потёмкина Екатерина II узнала, что Крым стали заселять греки, отличившиеся особым мужеством в борьбе с турками. Князь уверял, что греки храбры настолько, что даже их женщины принимают участие в сражениях.

Императрица хотела лично убедиться в достоверности этих рассказов, и её фавориту пришлось отдать приказ командиру Балаклавского полка Чапони сформировать «амазонскую роту» из «благородных жён и дочерей балаклавских греков, в числе ста особ».

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Жена старшего офицера вышеупомянутого полка, Елена Шиляндская, была избрана командиром роты, став первой в Российской империи женщиной-офицером. Её возвели в чин капитана роты.

После нескольких месяцев обучения верховой езде и основам военного дела, в конце мая 1787 года, рота была выстроена для встречи императрицы, которую сопровождал в поездке на полуостров австрийский император Иосиф II. Он и подъехал первым к новым «амазонкам».

Вид сотни женщин в необычной военной форме, выстроенных по всем правилам военного устава, настолько потряс его, что император приблизился к Елене Шиляндской и поцеловал её в губы! После такого курьеза рота заволновалась, но первый офицер-женщина быстро взяла ситуацию под контроль:

«Смирно! Чего испугались? Ведь вы видите, что император не отнял у меня губ и не оставил мне своих».

Екатерина II подарила Елене бриллиантовый перстень и прибавила на словах: «Поздравляю вас, амазонский капитан! Ваша рота исправна. Я ею очень довольна!».

Зрелище было и вправду великолепное, ведь на «амазонках» были бархатные бордовые юбки с золотой бахромой, зелёные курточки, также обшитые золотом, и белые тюрбаны со страусовыми перьями. Но красота оказалось недолговечной — вскоре после встречи её величества роту расформировали.

«Команда смерти» Марии Бочкаревой

После падения монархии в феврале 1917 года развал дисциплины и порядка теперь уже в республиканской русской армии достиг своей критической отметки. Даже расстрелы дезертиров на месте не давали ощутимого результата. Нужно было что-то делать.

Уже известная в то время женщина-офицер Мария Бочкарёва решила создать женский боевой отряд, который стал бы моральным примером для мужчин-воинов.

Мария так и заявляла: «Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине. Мы — женщины — только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию.

Пусть мы все погибнем — лишь бы они поняли свой долг перед Родиной! Вот всё, что нам нужно — привлечь внимание!»

Верховный главнокомандующий  Алексей Брусилов скептически отнёсся к этому новшеству, справедливо заметив, что таких частей не было ни в одной армии мира. Однако Александр Керенский был заинтересован даже в малой помощи в деле поддержания порядка в войсках, поэтому приказ о создании такого отряда был подписан 19 июня 1917 года.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Из двух тысяч женщин-добровольцев только 300 прошли отбор. В отряде была жёсткая дисциплина: вставали в пять утра, занимались до десяти вечера, питались простой солдатской пищей. Женщин стригли наголо.

  • Чёрные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия».
  • Жёсткость, с которой Мария воплощала в жизнь свою идею, была жизненно необходима: женщины шли воевать на передовую, а не просто работать медсёстрами.
  • Лучше всего об этом сказала сама основательница батальона смертниц:
Читайте также:  «баю баюшки баю»: как гипнотизируют друг друга русские

«В предлагаемом мной батальоне я буду иметь полную единоличную власть и добиваться послушания. В противном случае в создании батальона нет надобности».

Вскоре были созданы ещё несколько батальонов, но из-за политических разногласий с Керенским в итоге под непосредственным командованием Бочкарёвой осталось примерно 300 женщин, и это подразделение получило название 1-го Петроградского женского ударного батальона смерти.

9 июля 1917 года состоялось боевое крещение. В пехотной цепи мужчин и женщин выстроили через одного. Под артиллерийским обстрелом и пулемётным огнём погибли 30 женщин, 70 получили ранения, но германские укрепления были захвачены и батальон проявил подлинный героизм.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Несмотря на успешный военный дебют, использование женских подразделений в бою было признано нецелесообразным. Мария Бочкарёва была повышена в звании, но потом её судьба сложилась трагически. По одной из версий она была расстреляна за сотрудничество с белогвардейцами в 1919 году, по другой — в 1920 году пропала без вести.

Женщины в Великой Отечественной

По официальным данным, женская мобилизация была объявлена только в 1942 году, но феномен женского добровольчества имел место задолго до этого. Многие девушки получили начальную военную подготовку накануне и в начале войны в организации «Осоавиахим» («Союз Обществ содействия обороне, авиации и химической промышленности»).

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Многие женщины становились героями боевых действий, как снайпер Людмила Павличенко, уничтожившая 309 немцев, лётчик-истребитель Лидия Литвяк, сбившая 6 самолетов противника. Известны также целые зенитные отряды, практически полностью состоявшие из женщин, что нашло отражение в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Всего в Великой Отечественной войне приняли активное участие более миллиона советских женщин.

Онлайн-журнал «Русская семёрка»

Источник: http://useria.ru/russkie-amazonki-kak-voevali-zhenshhiny-na-vojne/

Поляницы: русские амазонки, сражавшиеся наравне с богатырями

Русских дев-воительниц никто бы не смог назвать представительницами слабого пола. Наоборот, многие мужчины рядом с ними казались немощными и никчёмными.

Во многих былинах говорилось, что для завоевания сердца поляницы мужчине нужно было одолеть её в бою. И лишь тому, кто сумел побить её, дева отдавала свою любовь. Но какими же были русские амазонки в бою?

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части«Поленица Удалая, дочь Микулы Селяниновича». А. Рябушкин

Во многих былинах воительницы представлялись как равные по силе богатырям. И, разумеется, те, увидев прекрасных дев-воительниц, влюблялись в них и хотели жениться. Но не всё было так просто! Чтобы получить место в сердце женщины-богатыря, мужчине нужно побороть её. Часто это делалось путём полякования.

Русские амазонки выезжали в чисто поле и искали, с кем бы они могли сразиться. Это и называлось полякованием. Вполне вероятно, что от этого процесса и пошло название для женщин-воительниц — поляницы.

Несколько по-другому — поленицами — называли женщин, пирующих вместе с дружиной князя Владимира. Не исключено, что эти самые женщины как раз и входили в дружину.

Также вероятно, что образ полениц взялся из культур соседних с Русью стран.

Откуда появились славянские амазонки

Образ воинственных богатырш просочился в славянский эпос от соседей. Например, сарматские воительницы очень похожи на наших полениц. Они тоже были искусными мечницами и лучницами. В былинных свадьбах, когда поленица выходила замуж за богатыря, можно проследить отголоски единения сармат со славянами.

В тюркском фольклоре образ женщин-амазонок тоже встречается. Отважные наездницы и воительницы были и у киргизского, и у башкирского, и у уйгурского народов. Схожи и свадебные обряды у восточных «женщин-богатырей». Они тоже должны были сразиться со своим женихом, но без фатального окончания битвы.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части«Девана». А. Шишкин

Среди русских амазонок в былинах больше всего выделялись две дочери богатыря Микулы Селяниновича. Звали их Василиса и Настасья. Василиса была женой дворянина и обладала недюжинным умом и сообразительностью.

С их помощью она смогла вызволить своего мужа из заточения князя Владимира. Обладая огромной физической силой, она, как и её отец, редко применяла её.

Василиса Микулишна больше полагалась на свой ум, в отличие от сестры Настасьи.

Настасья Микулишна же умудрилась подраться с самим Добрыней Никитичем! В одной былине она одолела его, схватила за волосы и засунула к себе в карман. А после, разглядев, кого поймала, решила выйти за богатыря замуж. Стала Настасья героиней и другой легенды, на этот раз про Алёшу Поповича. Но в ней она предстаёт в другом образе, отличном от девы-поляницы.

«Русские амазонки»: в каких войнах России сражались женские части

Примечательна и другая Настасья — дочь Данила Манойловича. По преданиям, она вышла замуж за богатыря Дуная Ивановича. Тот сумел одолеть её в поединке. А на свадебном пиру Настасья Королевична предложила мужу посоревноваться в меткости.

Сама она без промаха попала в кольцо, положенное на голову мужа. А когда пришёл его черёд, Дунай промахнулся, и Настасья умерла. Не выдержав этого, Дунай кинулся на собственный меч и умер. Согласно легенде, так появилась река Дунай.

Многие поляницы становились и героинями сказок. Например, Усоньша-богатырша и Марья-Моревна. А если обратиться к официальным документам, то о женщинах, сражающихся наравне с мужчинами, известно ещё со времён князя Святослава.

В его дружины входили женщины-лучницы. Участвовали славянки и в битвах с татаро-монголами, литовцами и крестоносцами. В какой-то мере поляницами можно назвать и казачек.

Они издревле бились вместе со своими мужчинами, отражая атаки врагов.

Источник: Что не так с картиной «Богатыри» Васнецова?

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/polyanicy-russkie-amazonki-srazhavshiesya-naravne-s-bogatyryami

В каких войнах россии сражались женские части

Говорят, война — дело мужское. Однако в современном мире, когда мужчины в платьях побеждают на развлекательных шоу, гендерные границы и роли всё больше размываются, и женщина с автоматом уже не вызывает недоумения. Интересно вспомнить, какую роль играли женские военные подразделения в мировой истории.

«Амазонская рота»

Екатерина II узнала от князя Потёмкина, что Крым начали заселять греки, отличившиеся особым мужеством в борьбе с турками. Князь настаивал, что греки храбры настолько, что даже их женщины принимали участие в борьбе.

Императрица хотела сама убедиться в достоверности этих рассказов, и её фавориту пришлось отдать приказ командиру Балаклавского полка Чапони составить «амазонскую роту» из «благородных жён и дочерей балаклавских греков, в числе ста особ».

Жена старшего офицера вышеупомянутого полка, Елена Шиляндская, была избрана командиром роты, став первой в Российской империи женщиной-офицером. Её возвели в чин капитана роты.

После нескольких месяцев обучения верховой езде и основам военного дела, в конце мая 1787 года, рота была выстроена для встречи императрицы, которую сопровождал в поездке на полуостров австрийский император Иосиф II.

Он и подъехал первым к новым «амазонкам».

Вид сотни женщин в необычной военной форме, выстроенных по всем правилам военного устава, настолько потряс его, что император приблизился к Елене Шиляндской и поцеловал её в губы! После такого шоу в роте начались волнения, но первый офицер-женщина быстро взяла ситуацию под контроль:

«Смирно! Чего испугались? Ведь вы видите, что император не отнял у меня губ и не оставил мне своих».

Приехала и Екатерина II, которая подарила Елене бриллиантовый перстень: «Поздравляю вас, амазонский капитан! Ваша рота исправна. Я ею очень довольна!».

Зрелище было и в правду великолепное, ведь на каждой такой «амазонке» была надета бархатная бордовая юбка с золотой бахромой, зелёная курточка, также обшитая золотом, и белый тюрбан со страусовым пером. Но красота оказалось недолговечной — вскоре после встречи её величества роту расформировали.

«Батальон смертниц» Марии Бочкарёвой

После падения монархии в феврале 1917 года развал дисциплины и порядка теперь уже в республиканской русской армии достиг своей критической отметки. Даже расстрелы дезертиров на месте не давали ощутимого эффекта. Нужно было что-то делать.

Уже известная в то время женщина-офицер Мария Бочкарёва решила создать женский боевой отряд, который стал бы моральным примером для мужчин-воинов. Мария так и заявляла: «Я знаю, что женщина как воин ничего ценного не может дать Родине.

Мы — женщины — только должны показать пример солдатам-дезертирам, как нужно спасать Россию. Пусть мы все погибнем — лишь бы они поняли свой долг перед Родиной!

Вот всё, что нам нужно — привлечь внимание!»

Верховный главнокомандующий Алексей Брусилов скептически отнёсся к этому новшеству, справедливо заметив, что таких частей не было ни в одной армии мира, но Александр Керенский нуждался хоть в какой-то возможности сохранить порядок в армии, поэтому приказ о создании такого отряда был подписан 19 июня 1917 года. Из двух тысяч женщин-добровольцев только 300 прошли отбор. В отряде была жёсткая дисциплина: вставали в пять утра, занимались до десяти вечера, питались простой солдатской пищей. Женщин стригли наголо.

  • Чёрные погоны с красной полосой и эмблема в виде черепа и двух скрещенных костей символизировали «нежелание жить, если погибнет Россия».
  • Жёсткость, с которой Мария воплощала в жизнь свою идею, была жизненно необходима: женщины шли воевать на передовую, а не просто работать медсёстрами.
  • Лучше всего об этом сказала сама основательница батальона смертниц:

В предлагаемом мной батальоне я буду иметь полную единоличную власть, и добиваться послушания. В противном случае в создании батальона нет надобности».

Вскоре были созданы ещё несколько батальонов, но из-за политических разногласий с Александром Керенским, в итоге под непосредственным командованием Бочкарёвой осталось примерно 300 женщин, и это подразделение получило название 1-ого Петроградского женского ударного батальона смерти.

9 июля 1917 года состоялось боевое крещение. В пехотной цепи мужчин и женщин выстроили через одного. Под артиллерийским обстрелом и пулемётным огнём погибло 30 женщин, 70 получили ранения, но германские укрепления были захвачены и батальон проявил подлинный героизм.

Несмотря на успешный военный дебют, использование женских подразделений в бою было признано нецелесообразным. Мария Бочкарёва была повышена в звании, но потом её судьба сложилась трагически. По одной из версий она была расстреляна за сотрудничество с белогвардейцами в 1919 году, по другой — в 1920 году пропала без вести.

Женщины в Великой Отечественной

По официальным данным, женская мобилизация была объявлена только в 1942 году, но существовал феномен женского добровольчества задолго до этого. Многие девушки получили начальную военную подготовку накануне и в начале войны в организации «Осоавиахим» («Союз Обществ содействия обороне, авиации и химической промышленности»).

Многие женщины становились героями боевых действий, как снайпер Людмила Павличенко, уничтожившая 309 немцев, лётчик-истребитель Лидия Литвяк, сбившая 6 самолетов противника. Известны также целые зенитные отряды, практически полностью состоявшие из женщин — что нашло отражение в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие».

Всего в Великой Отечественной войне приняло активное участие более миллиона советских женщин.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/42888095-russkie-amazonki-v-kakih-voynah-rossii-srazhalis-zhenskie-chasti/

Амазонки на территориях Руси

 Наши предки считали, что народ, не знающий своей истории, не имеет исторического будущего. У славянского народа существует древняя история, уходящая своими корнями в далекое прошлое. Одной из страниц этой истории являются сказания о древних славянских амазонках.

 Большинство знают, что амазонками называют женщин-воительниц, которые имели отношения с мужчинами только с целью пополнения собственных рядов новыми женщинами-воинами. Родившихся мальчиков, амазонки возвращали их отцам, а девочки оставались с матерями.

  • Но роль амазонок в истории Древней Руси достаточно большая и всем, кто не равнодушен к истории своего народа следует знать о них более подробно.
  • Считается, что на азиатско-европейском континенте племена амазонок жили в предгорьях Кавказа, в Малой Азии и на берегах Азовского (в древности имевшим название Метида) и Черного морей.
  • То, что племя амазонок существовало и в глубокой древности говорит тот факт, что рассказы о них содержатся в легендах и сказаниях многих народов.

Обратимся к мифологии. Тесей и Геракл испытали на поле боя ярость, умение и воинские способности воительниц и одержали над ними победу. Тесею посчастливилось взять себе в жены самую храбрую из амазонок — Антиопу.

И когда амазонки напали на Афины, Антиопа рядом с мужем защищала Афины. Бой был прекращен, когда копье вонзилось в грудь храброй Антиопе. Вместе с афинянами амазонки оплакали смерть своей царицы и вернулись домой.

В троянской войне амазонки сражались на стороне троянцев. В одной из битв царица амазонок Пентесилея погибла от руки Ахилла.

Было бы ошибочно считать, что амазонки старались доказать миру, что могут не только стоять вровень с мужчинами, но и обходится без них в повседневной жизни.

Скорее всего, истоки такого явления, как женщины-воительницы лежат в существовании матриархального периода в истории человечества.

Именно в этот, более чем тысячелетний отрезок времени, женщины воевали и управляли, а мужчинам предоставлялось право заниматься хозяйством.

Древний историк Диодор Сицилийский так писал о них: «Эти женщины жили на границах обитаемого мира.

Их мужчины проводили дни в хлопотах по домашнему хозяйству, выполняя распоряжения своих жен-амазонок, но, не участвуя в военных кампаниях или управлении как свободные граждане.

Когда рождались дети, заботы о них поручали мужчинам, которые выращивали их на молоке и жидкой пище». О легендарных царствах амазонок сообщали Геродот, Страбон, Гомер и многие другие.

Читайте также:  «детские» святые: кому молиться за благополучие детей

Даже в древнеиндийском эпосе Махабхараты нашлось место для сказаний о стране амазонок, в которую попадает герой Арджуна со своим войском. Он убедился, что амазонки беспрекословно подчинялись своей царице.

Она вела их в бой и принимала решение по всем моментам жизни. Арджуна был поражен необыкновенной красотой царицы амазонок Парамиты и предложил ей стать его женой.

Прекрасная воительница согласилась, и молодые отправились с караваном богатств на родину Арджуны — в Гастинапур.

В древнегреческих и римских источниках есть сведения об амазонках, обитавших на Ближнем Востоке, на севере Африки и на берегах реки Терек. Однако многие царства женщин-воительниц в Северной Африке, в Ливии (Алжир, Марокко, Тунис…) ярко вспыхнув, исчезали. Современные исследователи нашли недалеко от озера Шерги (Алжир) дворцово-культовые сооружения в скалах и усыпальницы амазонок.

По рассказам Геродота в Троянской войне была битва между амазонками и эллинами. Эллины захватили в плен амазонок и везли их на трех кораблях. Воительницы перебили всех греческих воинов, но не знали, как управлять кораблями.

Неуправляемые суда долго носились по волнам, пока их не прибило к берегам Меотийского озера на территорию скифов. Амазонки похитили у скифов табун лошадей и отправились грабить их страну.

Геродот писал: «Скифы же не могли понять, в чем дело: ведь ни языка, ни одежды, ни самого племени они не знали и были в недоумении, откуда те пришли; им казалось, что амазонки — это мужчины юного возраста, и потому они вступили с ними в битву.

Когда скифы завладели трупами, оставшимися после битвы, они узнали, что это были женщины». Скифы смогли «приручить» гордых амазонок доброжелательным отношением к воительницам. Женщины-воины быстро усвоили язык скифов, но отказались присоединиться к племени скифов и образовали собственную народность, названную савроматами.

Женщины савроматов придерживались обычаев амазонок: ходили на войну, занимались охотой, носили мужскую одежду. В Северном Причерноморье и на Кавказе найдены материальные свидетельства того, что там жили амазонки — в захоронениях женщин находились не только бусы, но и боевые ножи, доспехи, щиты и остатки сбруи — какая же амазонка без коня?

Согласно сказаниям, амазонкам покорились территории от Северного Кавказа до самого Дона. Прекрасные воительницы постоянно расширяли владения своей империи. Амазонки занимались обучением малолетних девочек с семилетнего возраста.

Их учили грамоте, занимались с ними физическим и духовным воспитанием, учили охоте, древним приемам лечения, боевому единоборству, искусству выносить тяготы военного похода, хозяйствованию, взаимовыручке. Амазонки владели навыками останавливать кровь и залечивать раны подручными средствами.

Для управления страной царица амазонок назначала самую знающую и умудренную опытом женщину. Большое внимание уделялось формированию боевой армии. Амазонки могли в любой момент выставить не менее 120 тыс. конных бойцов, не считая охранения.

Как правило, в вооружение амазонок входили медные луки, топорики, мечи, ножи, арканы, щиты в форме полумесяца и конечно, быстрый конь — самое ценное имущество каждой воительницы.

Амазонки владели эзотерическими знаниями, которые им передавала Верховная жрица. Амазонки умели читать и писать.

Многие амазонки, состарившись, уходили к соседним народам, где занимались обучением детей грамоте, премудростям, необходимым в жизни, а девочек – лекарскому ремеслу. Этих мудрых амазонок, владевших йоговскими знаниями, называли «йогинями», «бабами йошками».

В русских народных сказках часто упоминается о волшебной помощи «быбы йошки» («бабы яги») героям. Их знания передавались из поколения в поколения и приносили людям добро и помощь.

По свидетельству историков, амазонки принимали участие в походах Александра Македонского. Они откомандировали в его войско 500 самых храбрых воительниц. Царица амазонок Фермодонта встретилась с Александром Македонским в одном из его победных походов.

Фермодонта была не только замечательно прекрасной, но и обладала необыкновенной физической силой. Она прибыла в лагерь Македонского в сопровождении 300 амазонок.

На вопрос полководца, что привело ее в военный лагерь, Фалестрия смело ответила, что желает иметь от него ребенка, она уверена, что их ребенок, взяв лучшее от родителей, превзойдет всех людей в мире.

Через 13 дней она покинула лагерь Македонского, увозя богатые дары Александра Македонского в свое государство на юго-восточном берегу Черного моря. О дальнейшей судьбе царицы ничего не известно.

Надо отметить, что вокруг Кавказа располагалось несколько царств амазонок, образуя империю женщин-воительниц.

Владения империи простирались от берегов Черного моря до излучин Дона и Волги, Фракии и Северного Причерноморья.

В устьях рек располагались крепости амазонок, которые контролировали водные пути, проходившие в южном и северном направлениях, включая и Персию. Амазонки много строили — это были и города и культовые сооружения.

Распад империи амазонок вокруг Кавказа совпадает со временем упадка империи великого Александра Македонского. Основная часть амазонок осталась в прежних местах проживания, а наиболее активные переместились в другие края.

Считается, что в середине 1-го тысячелетия нашей эры часть амазонок ушли в горы Чехии и Словакии, а затем на Рейн (Германия) и в Бретань (Франция) и далее в Испанию и восточную Англию.

В этих странах до сих пор считают, что среди них живут потомки легендарных амазонок.

Но и славяне гордятся девицами-богатырицами. В эпоху раннего Средневековья прославилась мордовская княгиня Бориславна, жившая около Самарской Луки. Она была известна своей воинственностью и силой.

До сих пор местные жители Самарской Луки хранят легенды об усольках — бесстрашных амазонках, которые контролировали местное соляное месторождение. В местных преданиях девиц-богатыриц называли «поляницами» или «семиглазками».

Наиболее известные поляницы — две Настасьи, супруги Дуная и Добрыни. Особое место среди них занимает Василиса Микулишна — жена Ставра.

Василиса Микулишна с честью выдержала испытания в силе и меткости, придуманными князем Владимиром, который долго отказывался верить, что перед ним женщина. Все девицы-воительницы умели метко стрелять из лука и сражаться в рукопашном бою.

Не исключено, что слово «поляница» происходит от слова «поле». В древней Руси когда говорили о «присуждении поля», то это означало, что речь идет о состязании или поединке бойцов. Русский исследователь Дмитрий Балашов был убежден, что русские богатырши-поляницы очень напоминали сарматских воительниц — они умело управлялись с лошадьми и были искусными лучницами.

Примечателен и тот факт, что амазонки-телохранители просуществовали при дворе московских царей вплоть до 18 века. О них много рассказывали иностранные путешественники, побывавшие в России.

Например, один из сопровождающих датского принца Иоанна, приехавшего свататься к московской княгине Ксении, так описывал стражу царевны Ксении: ««…Все горничные женщины ехали верхом, как мужчины. На головах у них были белоснежные шляпы, подбитые телесного цвета тафтой, с желтыми шелковыми лентами, с золотыми пуговками и кистями, спадавшими на плечи.

Лица их были покрыты белыми покрывалами до самого рта, они были в длинных платьях и желтых сапогах. Каждая ехала на белой лошади, одна возле другой (попарно). Всех их было 24».

Также необходимо отметить, что среди героев, победивших врага на Куликовом поле (1380 г.), были и две русские амазонки — Дарья Андреевна Ростовская и Феодора Ивановна Пужбольская.

Вот фрагмент легенды, написанной о русских богатырицах нашей современницей Аленой Норильчанкой: «Было платье девичье, светное, Жемчуга, убранство золотое… Но поднялся нехристь на Христа — Злобная Мамаева Орда… Во поле за Доном — силой многою, Хвастается напастями новыми: Замышляет Русью управлять,

  1. Из Москвы князей грозит изгнать!
  2. Человеколюбче, Русь всеславная Созвала дружины православные!
  3. Скинула и я наряды светские Да надела платье молодецкое!»

Сегодня современные амазонки путешествуют, ходят по улицам, стоят во главе компаний и корпораций и воспитывают детей. Они сильны, умны, образованы, самодостаточны, они легко покоряют сердца мужчин, они знают себе цену и уверены, что все в их руках. Оглянитесь повнимательней — возможно с Вами рядом прекрасная амазонка!

Источник: https://whitepageshistory.ru/blog/43425216760/next

Русские амазонки

Женский батальон – романтический и трагический эпизод российской катастрофы.

Ни в одной армии мира прежде не воевало столько женщин, как в российской во время Первой мировой войны… До 1917 года представительницы всех сословий – и дворянки, и мещанки, и крестьянки, – желавшие попасть на фронт в строевые воинские части, вынуждены были «превращаться» в мужчин.

Они сбегали из дома, полные романтических порывов, но при этом геройски сражались, проявляя чудеса храбрости. А летом 1917 года, когда в русской армии дезертирство стало массовым, табу на женщин-военных было снято.

Более того, был создан женский «батальон смерти», чтобы усовестить не желающих воевать мужчин.

Подвиги вятской кавалерист-девицы

Антонина Пальшина родилась в глухой деревушке Шевырялово Сарапульского уезда Вятской губернии. Когда крохе исполнилось восемь лет, осталась круглой сиротой, в одночасье лишившись и родителей, и отчего дома: всё сгинуло в огне пожара.

Девочку приютили дальние родственники, забрав к себе в Сарапул. Там Антонина работала портнихой на небольшой фабрике вплоть до 1913 года, пока не решила податься в тёплые края – уехать на заработки в Баку.

На берегу Каспия её и застало известие о начале войны.

Купив на бакинском базаре поношенную солдатскую форму, обрезав волосы, девушка заявилась на призывной пункт, где полным ходом шла запись добровольцев в Кавказскую армию. Так в сентябре 1914 года вместо девицы Антонины на свет появился рядовой Антон Пальшин, направленный в один из кавалерийских полков.

Свой первый подвиг она совершила в бою под турецкой крепостью Гасанкала. Когда пулемётная очередь выбила из седла командира эскадрона, Антонина увлекла за собой замешкавшиеся сотни, довела их до вражеских траншей. И когда уже пошла лихая, беспощадная и безудержная рубка, упала на руки подоспевших кавалеристов с простреленным плечом.

Антонина Пальшина – кавалерист-девица Первой мировой и чекистка Гражданской.

В госпитале секрет «рядового Пальшина» быстро раскрыли. Отважную наездницу, несмотря на все её заслуги, ждало изгнание из боевых рядов славных российских кавалеристов: служить женщине в строевых частях в то время не полагалось.

В начале 1915 года оправившуюся от ранения Антонину принудительно, под надзором полицейских чинов, препроводили по месту жительства родни – в Сарапул. Там в мгновение ока и неожиданно для себя она сделалась знаменитостью.

А всё благодаря стараниям журналистов: 7 февраля 1915 года в газете «Прикамская жизнь» была опубликована большая статья, повествующая о её боевых делах. В честь «вятской амазонки» местные купцы и промышленники устраивали нескончаемые балы и банкеты.

Но сама Пальшина видела себя только на фронте!

Окончив курсы сестёр милосердия, она в апреле 1915 года отправилась в военный госпиталь, расположенный во Львове. Там во время одного из дежурств Антонины у неё на руках умер от ран молодой солдат. И Пальшина, забрав документы и форму покойного, той же ночью покинула госпитальные корпуса.

Больше суток она шла в сторону фронта, пока не пристроилась к обозу 75-го Севастопольского пехотного полка 8-й армии Юго-Западного фронта. Вторичное самозванство Антонины раскрылось уже через несколько дней – во время исповеди. По заведённой в русской армии традиции полковой священник отпускал воинам грехи перед большим наступлением.

Конфуз дошёл до командующего фронтом генерала Брусилова. Но тот под свою ответственность не только разрешил Антонине остаться в строю, но и стал внимательно следить за судьбой и военной карьерой своей «крестницы».

Читайте также:  Что русские делают для арктики лучше канадцев

Осенью того же года за форсирование реки Быстрицы и штурм укреплённой высоты «Антон Тихонов Пальшин (он же Антонина Тихоновна Пальшина) отмечается Георгиевским крестом 4-й степени и Георгиевской серебряной медалью», – гласил приказ № 861 от 12 ноября 1915 года по 8-й армии Юго-Западного фронта. В том же месяце Антонина получила ефрейторские нашивки и была поставлена во главе пехотного отделения.

Летом 1916 года во время знаменитого Брусиловского прорыва в бою под Черновцами Пальшина, как когда-то на Кавказском фронте, заменила во время атаки погибшего офицера.

Под командой неустрашимого ефрейтора севастопольцы ворвались в первую линию австрийских траншей, в штыковой атаке отбили вторую.

Когда пехотные цепи поднялись на штурм третьей, неподалёку от Антонины разорвался тяжёлый снаряд.

Очнулась она лишь через несколько дней в полевом лазарете, как раз к приезду своего покровителя генерала Брусилова.

В числе других раненых командующий фронтом лично вручил Антонине Пальшиной Георгиевский крест 3-й степени и серебряную Георгиевскую медаль с бантом – следующие по статусу солдатские награды.

Не задержалось и производство в очередное звание: ефрейтор стала младшим унтер-офицером.

Но с военной службой георгиевскому «кавалеру» (два Георгиевских креста!) всё же пришлось расстаться: многочисленные осколочные ранения и тяжёлая контузия Антонины оказались очень серьёзными, и вплоть до лета 1917 года она находилась на излечении в Киевском военном госпитале.

В Гражданскую войну маскировка под мужчину была уже не нужна. Пальшина воевала у Будённого, работала в ЧК…

Лихая казачка поменяла приданое на форму

Вот уж кто легко добивался разрешения командиров полков служить наравне с мужчинами и проявлял чудеса храбрости, так это казачки. Ведь они с детства были приучены скакать в седле, стрелять из карабина, владеть шашкой и кинжалом.

…Наталья Комарова убежала на фронт, где уже воевали её отец и старший брат – войсковой старшина (подполковник) и сотник Уральского казачьего войска. Коня и всю казачью амуницию она купила на деньги, отложенные на приобретение приданого.

Командир полка, к которому офицеры привели свою «непутёвую» дочь и сестру, разыскавшую их в Восточной Пруссии, в ответ на просьбу позволить Наталье остаться в части, ответил: «Не разрешаю… Но и не запрещаю».

С того дня в одной из сотен появился странного вида боец, у которого нос был чуть вздёрнут, искристые серые глаза смотрели открыто и прямо. Чёрные шаровары в талии перехвачены широким кожаным поясом, к которому с одной стороны был прицеплен длинный кинжал в серебряных ножнах, с другой – кобура с револьвером.

Тёмно-синий черкесский бешмет, отороченный серебряными галунами, облегал стройную фигуру, а за плечами висел карабин. Офицеры полка откровенно любовались этой миловидной девушкой, настроенной, впрочем, весьма воинственно, – такой увидел Наталью прибывший в полк военный корреспондент одной из российских газет.

Но на фронт Комарова стремилась не для того, чтобы коллекционировать восторженные взгляды. Она приехала воевать. И это у неё получалось. Своего первого «Георгия» Наталья получила за спасение знамени пехотного полка.

Во время встречного боя к сражённому русскому знаменосцу подскочил немецкий солдат, вырвал из мёртвых рук пробитый стяг и, прикрываемый товарищами, резво припустил в тыл, прижимая к себе ценный трофей. Увидав это, Комарова пустила коня в галоп, прорвалась через немецкие цепи, догнала беглеца и свалила его метким выстрелом.

После чего, подхватив с земли знамя и распустив его на ветру, увлекла в атаку два батальона русской пехоты. Картина, достойная кисти художника!

Женский «батальон смерти» был предан

Женский батальон смерти был создан в Петрограде летом 1917 года. Такое название, равно как и чёрные погоны с эмблемой в виде черепа и двух скрещенных костей, символизировало нежелание жить, если погибнет Россия.

Руководила батальоном военная разведчица, младший унтер-офицер и георгиевский кавалер, уфимская крестьянка, бывшая жена алкоголика и любовница каторжанина Мария Бочкарёва. Ранее она воевала под солдатским именем Яшка, и в одну ночь после наступления Мария вытащила с нейтральной полосы пятьдесят раненых.

Её адъютантом была Скрыдлова – дочь адмирала, командующего всем Черноморским флотом, который в Русско-японскую войну командовал Тихоокеанским флотом в Порт-Артуре после гибели адмирала Макарова.

Когда было объявлено о наборе добровольцев, за одну неделю в женский батальон записалось около двух тысяч человек. Мария отчисляла за любое непослушание. В итоге осталось около 300 женщин.

(Остальные впоследствии приняли участие в обороне Зимнего от большевиков.) Казармой для добровольцев стал Инженерный замок.

Все они, остриженные наголо, вставали в пять утра и тренировались по 10 часов в день: маршировали на плацу, учились стрелять.

21 июня 1917 года перед Исаакиевским собором был отслужен молебен и выстроившемуся на площади батальону было вручено его знамя. На белом полотнище был изображён православный крест и надпись: «Первая женская команда смерти Марии Бочкарёвой».

Имя командира написали на знамени вопреки обычаю, было решено, что в случае смерти командира знамя будет храниться в соборе. Из рук Корнилова Бочкарёва получила револьвер, позолоченную саблю и погоны лейтенанта. Впервые такая церемония проводилась для женщины.

Петроградский митрополит Вениамин (будущий священномученик) благословил батальон иконой Тихвинской Божией Матери. 

Американские журналистки Рита Дорр и Бесси Битти, посетившие женский батальон в полевом лагере перед отправкой на передовую, пытались выяснить, что заставило девушек пойти на смерть. Особенно их заинтересовала Мария Скрыдлова.

Сам факт, что дочь адмирала служит адъютантом у безграмотной крестьянки, производил впечатление. По их воспоминаниям, Скрыдлова сильно кашляла. «Боюсь, я никогда не смогу стать настоящим солдатом, – призналась она однажды с кривой улыбкой, – я слишком похожа на дамочку».

Каждая девушка в казарме была ей верна и упрашивала её съесть ещё ложечку каши или супа.

– Ей было двадцать пять, она разговаривала на пяти языках, была хорошенькой, воспитанной и известной. Очевидно, что у неё было всё, чтобы жить, но она была уверена, что её часы жизни на земле уже сочтены.

«Почему ты сюда пришла?» – спросила я у неё. «Потому что почувствовала, что я должна», – ответила она. «Что нам ещё остаётся делать. Душа армии больна, мы должны её вылечить.

Я пришла и останусь здесь, пока не получу крест, металлический или деревянный», – вспоминает Бесси Битти.

Журналистки долго гадали, что за маленькие мешочки висели на шее у каждой девушки рядом со святыми образами.

– Что ты будешь делать, если тебя возьмут в плен? – спросили они Скрыдлову.

– Никто из нас никогда живым не сдастся, – сказала она и вытащила маленький мешочек. – Здесь очень сильное и надёжное средство.

О другом своём адъютанте вспоминает сама Мария Бочкарёва:

– Я назначила адъютантом княжну Татуеву из старинного грузинского рода. Она была смелой и преданной девушкой, с высоким образованием, свободно говорила на трёх иностранных языках.

Все они верили, что под угрозой честь и само существование России.

– Там были шесть сестёр милосердия, женщина-врач, служащие, фабричные девчонки, служанки, крестьянки – все пришли умирать за свою несчастную страну, – вспоминает Рита Дорр.

– Одна из девушек девятнадцати лет, казачка, хорошенькая, с тёмными глазами, оказалась брошенной после того, как у неё погибли в бою отец и двое братьев, а мать погибла во время обстрела госпиталя, в котором она работала. Батальон Бочкарёвой казался ей безопасным местом, а винтовка – лучшим способом защиты. Там была одинокая маленькая девушка Лина.

Её большие карие глаза, широко раскрытые и удивлённые, я буду вспоминать каждый раз, говоря о женщинах и войне. Она была полькой, покинувшей Варшаву перед наступлением немцев. Ей было шестнадцать, она гораздо больше хотела любить, чем убивать.

Ранним утром 8 июля 1917 года в расположении 525-го пехотного полка 1-го Сибирского корпуса неподалёку от Богушевского леса в районе Молодечно под Сморгонью царило необычайное оживление.

Как же, в этот день «бабы» должны начать воевать с немцем! Дисциплины на фронте уже не было, давал о себе знать приказ номер один Временного правительства, разрешавший рядовым самим выбирать себе командиров и обсуждать, подчиняться приказам офицеров или нет. 

Неожиданно большая часть корпуса вообще отказывается идти в бой. Начинаются бесконечные митинги – воевать или не воевать. У женского батальона таких вопросов не возникало. Они в любой момент были готовы выполнить приказ.

Хотя уже была проведена артподготовка и передовые рубежи немцев были изрядно потрёпаны, в атаку, кроме женского батальона, идти никто не собирался. Между тем к ним подошли 75 офицеров, оставшихся верными присяге, во главе с командиром 525-го полка подполковником Ивановым и попросили присоединиться к женскому батальону.

Под отчаянным огнём немцев объединённое подразделение с лёта берёт первую линию немецких окопов и продолжает наступать на опушку Новоспасского и Богушевского лесов. Увидев героизм женщин и офицеров, пристыженные солдаты начали подниматься в атаку. В итоге фронт был прорван на протяжении 4 вёрст и продвинулся на 3,5 версты вглубь.

Но, занимая немецкие окопы, солдаты натыкаются на огромные запасы пива и водки. И всё! Пошло пьянство и мародёрство. Наступление захлебнулось. 

В течение двух дней 9–10 июля 1917 года батальон Бочкарёвой отбил 14 атак противника. Однажды целый австрийский полк ввалился в наши окопы со спиртным и устроил грандиозную пьянку. Мария выстрелила в гуляющих по нейтральной полосе немецких солдат. Это вызвало такой гнев у своих, что русские солдаты прикатили пулемёты и стали стрелять по бочкарёвским позициям.

После революции батальон распустили. Мария Скрыдлова, заработав Георгиевский крест, вернулась в Петроград хромая и контуженная. Она рассказала американским журналисткам, что только они противостоят врагу – маленькая горстка женщин. Многие были убиты, некоторых взяли в плен. Они спросили про кареглазую Лину, ту, что так хотела любить.

– У неё было шестнадцать ран, она умерла в госпитале после нескольких часов ужасных страданий, – ответила Скрыдлова.

Я знаю судьбу батальона Бочкарёвой. Встречен он был разнузданной солдатской средой насмешливо, цинично. Потом началось наступление.

Женский батальон, приданный одному из корпусов, доблестно пошёл в атаку, не поддержанный «русскими богатырями».

И когда разразился кромешный ад неприятельского артиллерийского огня, бедные женщины, забыв технику рассыпного строя, сжались в кучку – беспомощные, одинокие на своём участке поля, взрыхлённого немецкими бомбами. Понесли потери. 

Антон Деникин, генерал

Лидия Березнякова, Ирина Егорова. Фо­то AFP

Источник: https://nvspb.ru/stories/russkie-amazonki-55441

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector