Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Русский князь С.Витим: правила в русском кулачном бою =
==============================
САМЫЕ ОПАСНЫЕ ТОЧКИ НА ТЕЛЕ ЧЕЛОВЕКА

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

  • Впервые кулачные бои упоминаются в величайшем памятнике Древней Руси «Повести временных лет».
  • Нестор пишет:
  • «Себо не погански ли живемъ… нравы всяческими льстими, превабляеми отъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъ бо игрища уточена, и людей много множество, яко упихати другъ друга позоры деюще отбеса замышленаго дела».

 Автор, будучи человеком образованным и православным, критикует это грубое «языческое» действо. Несмотря на такой неодобрительный отзыв о кулачных боях, именно он указал, что это древний «поганский» (языческий) обычай. Покровителем единоборства русичи считали Перуна. 

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Проводились кулачные бои по большим праздникам: на Масленицу или после Рождества до Святой Троицы. Древнейшим видом кулачного боя является так называемая «сцеплялка-свалка», или «сцепнойбой».

Этот вид единоборства — своеобразная разновидность панкратиона, только в русской интерпретации. Бойцы выходили друг против друга целыми группами.

Стоять приходилось против каждого конкретного противника и против всех сразу. 

Более распространенным видом боя являлась «стенка на стенку», когда противники выходили двумя рядами и каждый участник защищал себя и своих побратимов. У «стенки» обязательно был вожак, который громкими выкриками вдохновлял и направлял бойцов своей группы. 

Правила русского кулачного боя 

Сражаться можно было только голыми руками. Удары наносились костяшками пальцев (назывался такой удар «укол орудием»), ребром согнутой в кулак ладони («рубящий удар»)  тыльной стороной основных фаланг («обухом»). 

Разрешено было бить только в корпус и голову. 

Запрещены были удары в пах и ноги. Также нельзя было бить поверженного на землю противника. Отсюда пословица «Лежачего не бьют». Также запрещалось нападать на противника, у которого открылось сильное кровотечение. 

Обычно бойцы стремились нанести удар в голову, под ребра или в солнечное сплетение. Такая тактика позволяла быстро вывести противника из строя. 

  1. Категорически запрещено было любое оружие (на то он и кулачный бой). 
  2. За нарушение правил судьи, зрители или сами участники могли сурово наказать нечестного бойца. 

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Несмотря на то, что сражались на Руси голыми руками, травмы были очень серьезными, а схватки — исключительно зрелищными. Случались и летальные исходы. Народ обожал кулачные бои и с удовольствием за ними наблюдал, громкими криками подзадоривая бойцов. Победители боев пользовались огромным почетом.

Закаляя с юношеских лет бесстрашие перед толпой и волю к победе русским воинам не было равных на войне, когда дело доходило до рукопашной битвы.  

Традиция использования ног в бою

 обнаруживает не только многообразие ударов, но и целые школы, практика которых характеризует крупнейшие центры кулачного боя. 

Так, москвичи особо использовали разные виды подсечек — хлестких ударов ногой с оттянутым носком. Удары эти известны по борьбе, как особая группа элементов, но мало кто знает, что выполняются они не только по ногам противника, но также в корпус, плечи и даже в голову! Вероятно, отсюда известная поговорка:

«Москва бьет с носка». 

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Новгородцы особо почитали удары с подкруткой, называемые «оплетами». Эта их страсть отразилась даже в устном народном творчестве, например, в былине о Василии Буслаеве: «А иной дурак зашел с носка, его по уху оплел».

Или вот еще один очень любопытный пример, я бы даже сказал, психологический набросок: «Пнул ногой двери железные, поломал засовы крепкие» (Вольга-богатырь). Удивительно здесь то, что воин обвешан оружием, что называется, «с ног до головы». И вот перед ним «железные двери» с тяжелой оковкой.

Казалось бы, без топора или булавы не обойтись. Но ему это и на ум не приходит, и, как видим, неспроста: он просто «пнул» ногой — и дело сделано.

 В это самое понятие «пнул» в русском кулачном бою вкладывается целый метод, при котором боец усиливает удар, проваливая в него корпус. Удар развивается прямолинейно, имеет большую силу и рассчитан на то, чтобы сбить противника с ног, поскольку лежащий на земле признается проигравшим. 

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Удары русского кулачного боя, наносимые ногами, по своей механике очень напоминают плясовую или камаринскую, как ее называли раньше. В плясе отражается не только движение самого удара, но и тактическое взаимодействие разных приемов, перемещения, реальные уклоны (свиля) и даже отдельные сценки боя. Все это становится узнаваемым для тех, кто хоть раз видел воочию русский кулачный бой.

«Бык» — объемный, глубокий удар. Выполняется из предварительного маха ноги вперед, при котором колено должно подтянуться к плечу. Цель — сформировать необходимую, высокую горизонтальную плоскость развития удара. Наносится всей ступней в грудь противнику, с проваливанием собственного веса, что значительно усиливает воздействие на атакуемую поверхность.

«Оплет» — так же, как и предыдущий удар, имеет довольно много модификаций. Мы остановимся на базисной форме. Рис. 2. Выполняется согнутой ногой сбоку при скручивающем движении коленом внутрь. По форме напоминает пощечину, только проводимую не рукой, а ногой. Наносится ступней по плечам или в голову противнику.

«Подсад» — в этом ударе бедро и голень не разгибаются. Нога, что называется, закрепощена, выводится в удар согнутой примерно под прямым углом. Удар выполняется снизу по наклоненному противнику.

В бою, захватив ворот тулупа, противника подтягивали на себя, заставляя его чуть податься корпусом вперед. В этот момент и наносился удар. Защищенное плотной, зимней одеждой тело прекрасно «держит» подобные удары. Тулуп вообще в кулачном деле вещь незаменимая.

Как это ни странно звучит, но он во многом позволяет кровавую бойню перевести в разряд доброй состязательной утехи. 

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

После принятия христианства на Руси началась усиленная борьба с этим языческим и «богомерзким» обычаем. Начало было положено в 1274 году на соборе во Владимире.

На нем митрополит Кирилл постановил предавать анафеме участников кулачных боев. Дошло до того, что убитых в схватках запретили отпевать и хоронить по церковному канону.

Такие резкие меры возымели свое действие: в XVI веке бои не проводились вообще.

Через некоторое время эта традиция опять стала возрождаться, поэтому в XVII веке князь Михаил Федорович постановил подвергать участников таких игрищ судебному преследованию. Ослушавшихся нещадно били кнутом и навечно ссылали «в Украйные городы». 

Возрождение русского кулачного боя пришлось на царствование Петра I. Царь очень любил эту потеху, которая показывала удаль русского народа. Екатерина II тоже была ярой поклонницей кулачных боев.

Ее фаворит, граф Орлов, частенько участвовал в таких состязаниях и слыл отличным бойцом. В 1832-ом «вредные языческие забавы» были опять запрещены указом Николая I.

После революции кулачные бои были полностью искоренены как позорный пережиток царского режима.

http://nnm.me/blogs/kibo9000/k…

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Любые знания могут пригодиться на практике.

А знание того, где находятся самые болевые точки на человеческом теле, могут в определенной ситуации даже спасти вам жизнь и здоровье, ведь вы будете знать, куда лучше бить агрессивного противника или какие зоны своего тела следует защищать в первую очередь. И так… на теле человека находится 80 точек, которые приносят тяжкие телесные повреждения или смертельный исход… Поговорим о самых доступных…

Темя

Является самым незащищенным участком в верхней части головы. Если нанести по этой зоне сильный и резкий удар, то человек может умереть.

Висок

В детективах часто показывают, как человека толкнули, он ударился обо что-то виском – и умер… Это правда, под виском проходит артерия мозговой мембраны. Удар в эту область может привести к сотрясению мозга, а это чревато как обмороком, так и летальным исходом.

Нос

Удар в нос – это не только сильная боль. Это может дезориентировать человека, вызвать кровотечение. Носовую кость очень легко сломать.

Переносица

Она связана со зрительным нервом. Если «знаючи» ткнуть в эту точку пальцем, это может обернуться летальным исходом.

Глаза

Если ударить человека в область глаз, это не просто острая боль, жертва может совсем потерять зрение. А если ткнуть в глаз большим пальцем, то можно достать до самого мозга и нанести ему необратимые повреждения.

Нижняя челюсть

Точку, расположенную чуть ниже места сочленения челюсти с ухом, еще называют «областью нокаута». Направленный туда боковой удар приводит к поражению шейного отдела позвоночника, и противник падает. Именно поэтому во время боя участники нередко опускают подбородок, стремясь прикрыть уязвимое место.

Кадык

Даже легкий удар в эту область способен привести к удушью или рвоте. Если ударить сильно, это может привести к потере сознания или смерти.

Локтевой сустав

Даже когда мы сами случайно ушибаем себе локоть, это очень больно. Сильный удар в эту область может привести к онемению руки.

Солнечное сплетение

Все знают, что удар туда, особенно направленный вверх, является очень болезненным, так как он «поступает» на внутренние органы – сердце, печень, легкие. Последствия могут быть весьма серьезными.

Область сердца

Сильный удар сюда может просто убить, так как сердце у человека остановится. Весьма болезненны тычки пальцами между ребер, хотя особой опасности они не несут.

Живот

Именно в области живота расположена большая часть наших внутренних органов. Недаром «живот» в русском языке — от слова «жизнь». Также в старину было распространено выражение «не щадя живота своего».

Особенно опасен глубокий проникающий удар в верхнюю часть живота. Удар в нижнюю часть вводит в шоковое состояние, а если он достаточно силен, то это может привести к серьезным внутренним повреждениям.

Почки

Недаром столь распространено выражение «отбить почки». Удар по ним не только вызывает сильную боль, он может привести орган в негодность и превратить человека в инвалида.

Пах

Для мужчин удары в область паха и промежности особенно болезненны. А если ударить сильно, это может оказаться смертельным.

Коленная чашечка

Удар в коленную чашечку – это не только очень больно, это чревато травмой, а то и инвалидностью. В результате удара можно сломать чашечку или нарушить подвижность коленного сустава, что будет приводить к постоянным вывихам.

 О болевых точках

Одно из самых распространенных заблуждений: если знать, куда бить, то противника надолго можно вывести из строя. На самом деле важно знать не только куда, но и как, под каким углом и в какое время наносить удар.

Вам наверняка приходится слышать, что на шее есть загадочная точка, нажав на которую, можно заставить человека если не умереть, то хотя бы потерять сознание. Ну, мастера рукопашного боя способны на такое.

Но обычному человеку сложно отыскать эту точку и правильно воздействовать на нее.

Точно так же, человека можно убить одним легким тычком, если использовать особую технику «смертельного касания» или «прикосновение отсроченной смерти».

Болевые точки на теле человека обладают разной степенью уязвимости в зависимости от «приливов» и «отливов» энергии. Те, кто владеет так называемым «искусством ядовитой руки», могут вычислять такие периоды и пользоваться этим для обезвреживания или уничтожения противников. 

  • Социум
  • Национальная Идея
  • Гражданское общество

Источник: https://cont.ws/post/651813

Русский кулачный бой — драка или молодецкая забава?

На Руси четко различали обычную драку и поединок «на кулачках», который проводился по особым правилам. Существовало три основных вида поединков «один на один», «стенка на стенку» и «сцеплялка-свалка».

Самым почетным боем был «один на один». Была даже особая категория бойцов, которые предпочитали только его, не участвуя в «стенках» и «сцеплялках». Имена таких бойцов были окружены легендами, а многие даже остались в истории. В книге М. И.

Пыляева «Старое житье», изданной в середине XIX века, написано о таких бойцах: «Лучшими из них считались в тридцатых годах тульские: Алеша Родимый, Никита Долговяз, братья Походкины, семейство Зубовых, Тереша Кункин — их с почетом развозили купцы по городам».

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Боя «один на один» не чурались и некоторые дворяне, так как поражение в таком поединке не считалось бесчестием. Известным кулачником был граф Григорий Орлов, любивший помериться силами с прославленными бойцами. А другой известный силач того времени, генерал В. Г.

Костенецкий, наоборот, категорически отказывался участвовать в поединках, опасаясь, что ненароком искалечит или убьет противника. О его силе ходили легенды, в боях с французами он рубился полуторным палашом, который ему выдали из Оружейной палаты, разваливая противников от плеча до седла. Были и «счастливцы», отведавшие его кулака.

Читайте также:  Арктида и другие материки, которые исчезли

В одном из боев 1809 года он выбил французов с захваченной ими русской батареи, действуя только кулаками и артиллерийским банником.

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Наиболее зрелищным всегда считался бой «стенка на стенку», в котором могло участвовать более сотни бойцов. Обычно о таком бое договаривались заранее, согласовывая место и количество бойцов, которое могло быть неравным, но с незначительной разницей.

Сражались «деревня на деревню», «улица на улицу», «одна часть городка против другой», «купцы против грузчиков» и т. п. М. И. Пыляева пишет, что «лучшими бойцами стенка на стенку славились казанские суконщики; всегдашними соперниками их были татары. В Херсоне суконщики дрались с евреями-караимами.

В Туле известны бои оружейников с посадскими; в Костроме — дебрян с сулянами».

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Бой «сцеплялка-свалка» проводился редко и популярностью не пользовался. В этом виде боя противники не соблюдали строй и «тузились врассыпную или в толпе».

При кулачных боях строго соблюдались определенные правила: лежачего не бить, выходящего из боя не добивать, бить только руками и выше пояса, в кулак ничего не зажимать, в рукавицы не вкладывать. В азарте боя случались и нарушения, но за этим строго следили. Провинившегося бойца могли вывести из боя, «дисквалифицировать» на определенное время и подвергнуть своеобразному штрафу.

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

В середине XVII века Михаил Романов издал специальный указ, по которому кулачный бойцов полагалось «имать и приводить в земский приказ и чинить наказанье». Подобные запреты затем издавали почти все российские монархи, хотя сами временами любили посмотреть на «кулачные забавы».

Любопытно, что в наше время некоторые энтузиасты боевых искусств пытаются возродить и русский кулачный бой, даже проводят поединки, в том числе и «стенка на стенку».

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/sport/articles/25042/

Как родились кулачные бои?

Кулачные бои – древнейшая забава наших предков. О кулачных боях свидетельствуют многие источники, а первым из них была «Повесть временных лет». Рукопашные поединки проводились еще до Крешения Руси в честь громовержца Перуна. Со временем наши предки особенно полюбили сходиться в таких боях на Масленицу и Рождество.

Попытки представителей церкви бороться с этими языческими проявлениями, как правило, результатов не имели. Любителей этого вида спорта не останавливал даже указ, озвученный в 1274 году митрополитом Кириллом: «Отлучать от церкви участвующих в кулачных боях и боях кольями, а убитых не отпевать».

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

В.М. Васнецов. «Кулачный бой»

В дальнейшем против кулачных боев выступления продолжились. Конкретные меры по борьбе с ними принимали и Федор Иоаннович, и Михаил Федорович, и Елизавета Петровна, и Николай I.

Но не все представители власти были настроены столь категорично: к примеру, Петр I благосклонно относился к кулачным боям, а многие очевидцы свидетельствовали, что это действо доставляло ему большую радость. Екатерина II также не отказывала себе в удовольствии посмотреть кулачные бои. А Григорий Орлов, фаворит государыни, и сам готов был с кем-нибудь помериться силушкой.

Петр II, несмотря на то что его правление было недолгим, тоже внес свою лепту в организацию кулачных боев. Он ввел следующее ограничение: «Кто упадет, лежащих никого не били бы». До нашего времени эта фраза дошла немного измененной – «не бей лежачего».

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Б.М. Кустодиев. «Кулачный бой на Москва-реке»

Кулачный бой был традиционным русским боевым искусством. Со стороны человеку непосвященному могло показаться, что это обычный мордобой, но на самом деле это было настоящее мастерство со своими премудростями.

Бились в русском кулачном бою только голыми руками. Бить можно было в корпус и голову, запрещено – в пах и по ногам. Правила не разрешали бить лежачего и противника, у которого было сильное кровотечение.

За соблюдением правил зорко следили судьи, зрители и сами участники. В случаях нарушения установленных правил нечестного бойца могли сурово наказать.

Хотя участники боев и сражались голыми руками, травмы бывали очень серьезные, случались даже убийства.

Одним из первых видов кулачного боя принято считать «сцеплялку-свалку», при которой бойцы выступали друг против друга и против всех сразу, но более распространенным видом боя (и в современности) считается «стенка на стенку». Бойцы шли двумя рядами, и каждый защищал себя и своих собратьев. Во главе каждой стенки был вожак, который являлся и вдохновителем, и организатором боя.

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

После Революции 1917 года большевики объявили, что кулачные бои полностью искоренены как позорный пережиток царского режима. Но молодежные массовые драки никуда не исчезли.

Автор этих строк еще в 1960-е годы наблюдал подобные «забавы» на окраине Москвы.

Мне в то время было лет 10, и я мог видеть (сидя на крыше дома своего приятеля в деревне Строгино), как стенка на стенку шли строгинские парни и молодые мужики на своих соседей из Троице-Лыкова.

Какое яблоко раздора спровоцировало их на подобные действия, современные летописи не сообщают. Драка была поистине захватывающей, но, конечно, особенно радовало нас то, что наше местоположение было недоступно для бойцов…

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/kak-rodilis-kulachnyie-boi

Кулачные бои женщин: в каких случаях их проводили на Руси

Русский кулачный бой: в каких случаях драка была без правил Кулачные бои женщин: в каких случаях их проводили на Руси

Женщины могут подраться, и это никак не зависит от страны или эпохи. Но иногда поединки с участием представительниц прекрасного пола устраивали специально. Поступали так и на Руси. Причем, цели у женских кулачных боев могли быть самыми разнообразными: от разрешения судебных споров до повышения урожая льна и конопли. Проводились такие побоища и на потеху публике.

Судебные поединки

Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей статье «Поединки в древнерусской воинской культуре» написал об участии представительниц прекрасного пола в судебных боях. Они проводились на Руси с незапамятных времен вплоть до XVI века, если между людьми возникал гражданско-правовой конфликт. Например, соседи никак не могут поделить участок земли или речь идет о защите чести и достоинства.

Как правило, большинство разногласий разрешалось без поединков, но если установить истину никак не удавалось, то дело могло дойти до прямого столкновения на «поле» – так называлось место судебных ристалищ. Порядок проведения таких боев был строго регламентирован.

Например, Псковская Судная грамота (нормативно-правовой документ, первая редакция которого была принята на народном вече в 1397 году) запрещала поединки между мужчинами и женщинами, поскольку ни один из противников не должен был находиться в заведомо проигрышном положении.

Если разногласия возникли между представительницами прекрасного пола, то и на бой они должны были выйти друг против друга.

Но если соперником оказывался мужчина, за честь женщины должен был постоять кто-то из родственников или специально нанятый боец. Некоторые удалые молодцы подрабатывали участием в таких поединках.

Впрочем, согласно Псковской Судной грамоте, бойцов имели право нанять и пожилые люди, инвалиды, священнослужители, подростки. В-общем, все кто не мог сам постоять за себя.

Поединки проводились в особом месте в присутствии недельщика (своеобразный аналог современного судебного пристава). Часто противники использовали оружие. Дрались с ним и женщины.

Так, австрийский дипломат Сигизмунд фон Герберштейн в книге «Записки о Московии» (1549 год издания) изложил свои воспоминания о двух посольских миссиях в Россию, состоявшихся в 1517 и 1526 годах.

Автор указал, как были экипированы участники судебного поединка: «Обыкновенно они имеют продолговатые латы, иногда двойные, кольчугу, наручи, шлем, копьё, топор и какое-то железо в руке наподобие кинжала, однако заострённое с того и другого краю; они держат его одной рукой и употребляют так ловко, что при каком угодно столкновении оно не препятствует и не выпадает из руки».

На Масленицу и другие праздники

Кулачные бои традиционно проводились на Масленицу и другие праздники. Изначально они были посвящены верховному богу славян Перуну, покровителю воинов.

Иногда подобные забавы устраивались на свадьбах, отсюда произошла поговорка: «Какая свадьба без драки?» Считалось, что разудалое веселье и лихой бой – это не только возможность продемонстрировать молодецкую удаль, но и дань уважения языческим силам природы, которые в ответ обязательно проявят благосклонность к людям.

Известный исследователь древних боевых традиций Алексей Мандзяк в книге «Славянские воинские искусства: От культа земли к воинскому поединку» (Минск, 2006 год издания) отметил, что в масленичных кулачных забавах могли принимать участие девушки и женщины.

В книге говорится: «В некоторых местах Саратовской губернии существовал обычай женских боев. Например, женщины села Окатная Маза в определенные дни собирались на вершине холма и состязались в рукопашном единоборстве. Начинались бои с поединка двух зачинщиц, а затем потом в бой вступали другие, и разгоралась массовая драка».

Этнографы связывают данный обычай с древними языческими верованиями, согласно которым женские поединки и состязания на Масленицу способствуют повышению урожая конопли и льна. Эти культуры народное сознание напрямую связывало с проявлениями природной энергии представительниц прекрасного пола.

И все же, повсеместной традицией на Руси девичьи и бабьи схватки никогда не были. Порой, наблюдая за своими мужчинами, сошедшимися «стенка на стенку», женщины тоже входили в раж, устраивали шуточную толкотню, потасовки.

Они хватали друг друга за одежду, боролись. И редко дрались как мужчины, обычно не доводя дела до обмена кулачными ударами. Не случайно в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.

Даля есть поговорка: «Мужики дерутся врасходку, бабы всвалку».

Бабушка Прасковья

Наша современница Ксения Горская в 2012 году опубликовала на портале «Клуб женских единоборств» воспоминания бабушки своей бабушки, которую звали Прасковья. Эта женщина родилась в 80-е годы XIX века во Владимирской губернии. Ее рассказы были записаны в личных дневниках внучкой, которую звали Дарья Никитична.

Прасковья жила в селе Горки, что находится на берегу реки Малый Киржач. А напротив стояла деревня Новинки Горские. С заречными мужиками и бабами часто на Крещенье и Масленицу и сходились сельчане. Одни назывались «горские», а другие «новинские».

Случались потасовки и с жителями других соседних сел: Соколово, Никольское и Андреевское. В Новинках в ту пору (начало ХХ века) образовалась дружная девичья компания, которую возглавляли две бойкие и крепкие сестрицы: Алевтина (по прозвищу Стружка – из-за кудрявых волос) и Глаша.

Однажды Прасковья и ее младшая сестра Груша пожаловались матери на воинственных зареченских девушек, и та научила своих дочерей некоторым приемам женской борьбы, которые знала с юных лет.

После нескольких месяцев регулярных тренировок во время очередных зимних кулачных забав Параша с Грушей хорошо «отметелили» своих соперниц, что привлекло к ним внимание парней. Были потом и другие состязания с девушками из Никольского, Соколово и Андреевского, что остались в памяти бабушки Прасковьи.

Впрочем, скорое замужество и домашние хлопоты быстро отвлекли деревенских заводил от подобных развлечений. Судя по всему, женские бои были больше похожи на современное дзюдо или самбо, чем на бокс. Многочисленные захваты за одежду и попытки свалить противницу с ног – эта техника боя сильно отличается от традиционных мужских кулачных поединков.

Матрена против Василихи

Эссе «Русские кулачки» Матвея Домрачева содержит воспоминания дедушки Прохора о женских поединках, которые проходили в Тамбовской губернии еще в начале ХХ века. Однажды случилось так, что во время масленичных боев молодой парень Прохор одолел известного бойца Василия.

И от обиды жена побежденного, которую все звали Василихой, стала задирать супругу победителя Матрену. Пришлось Прохору научить свою невысокую юную женушку искусству борьбы «на кулачках», чтобы в следующий раз Матрена смогла дать отпор дородной бабе Василихе. Так и получилось.

И воодушевившись примером победительницы, другие представительницы прекрасного пола стали участвовать в масленичных забавах.

Правда, начавшаяся вскоре Первая мировая война навсегда положила конец подобным развлечениям. Трагически сложилась судьба и у Матрены, она умерла от тифа, когда ее муж был на фронте. Вернувшись, Прохор так и не женился.

Непримиримые разногласия

Но далеко не всегда женские бои проводились на публике. Порой представительниц прекрасного пола заставляли драться непримиримые разногласия. При этом дамы обычно не хотели, чтобы о поединке кому-либо стало известно. Причин для конфликтов у женщин может быть немало: соперничество за мужчину; имущественный спор; необдуманные слова и обиды.

Если соседка распускает сплетни, если коллега ведет себя высокомерно, если продавщица утаивает сдачу – все это и многое другое может привести к физическому противостоянию. Часто в русских деревнях женщины дрались в банях, поскольку их обычно строят вдали от домов. Эти помещения закрываются изнутри, а что там происходит: мужикам знать не положено.

Читайте также:  Самые страшные знамения на руси перед смутным временем

Сергей Великанов в своем рассказе «Банька» привел описание драки между двумя взрослыми бабами, которую случайно подсмотрели 11-летние мальчики, заглянувшие в щелку из любопытства. Две дородные противницы били друг друга кулаками совсем по-мужски, стараясь ударить посильнее.

Причем, обе предварительно разделись, чтобы не запачкать и не порвать одежду.

Поскольку в рассказе победительница гордо заявила проигравшей: «Так что, подходила и буду подходить», можно сделать вывод, что дрались бабы из-за некого представителя сильного пола. И одна из них, видимо, ранее потребовала от соперницы не приближаться к этому мужчине, но не смогла отстоять свою правоту в ходе поединка.

Вот так по-разному дрались на Руси женщины. Одни – ради победы в судебной тяжбе, другие – ради парня или мужика, третьи – ради урожая конопли или простой забавы.

Источник: http://news-fancy.com/4148-kulachnye-boi-zhenshchin-v-kakix-sluchayax-ix-provodili-na-rusi-full.html

5 главных правил русского кулачного боя

Кулачный бой — одно из древнейших боевых искусств человечества. Он был популярен в Древнем Риме, Греции. Обожали кулачный бой и на Руси еще до ее христианизации. Как и всякое боевое искусство, сражение на кулаках имело определенные правила и запреты.

Не бить лежачего

Один из главнейших запретов русского кулачного боя выражался в формулировке «Лежачего не бьют!» Мощный удар кулака опытного мастера вполне мог сбить с ног дородного мужика. Как только противник оказывался на земле, его оставляли в покое.

Бой продолжался лишь после того, как сраженный поднимался на ноги. В противном случае бойцу, отвесившему решающий удар, присуждалась победа.

Использовать только кулаки

В сражении можно было пользоваться только кулаками. Удары головой, коленями, пятками и другими частями тела — табу.

Русские «кулачники» применяли 3 поверхности кулака: со стороны костяшек — «удар оружием», со стороны сжатых в кулак фаланг пальцев — «обухом», со стороны основания кулака возле мизинца — «рубящий удар». Локти или предплечья в дело не шли.

Не бить ниже пояса

В кулачном бою разрешалось бить противника только выше пояса. Никаких подсечек, контактов в пах или ноги! Бойцы старались наносить врагу сокрушительные удары по голове, ребрам («под микитки») или солнечному сплетению (это называлось «бить в душу»).

Чтобы при столь ограниченном наборе приемов выйти из схватки победителем, нужно быть мощным и виртуозным бойцом. Кулачный бой был настоящей проверкой на прочность и молодецкую удаль. За это его и любили в народе.

До первой крови

Категорически запрещалось добивать истекающего кровью противника. Если у того начиналось кровотечение, сражение полагалось прекратить. Однако и при таком ограничении в кулачных боях часто бывали смертельные случаи.

Никакого оружия

Главное правило — сражаться голыми руками — строго соблюдали абсолютно все бойцы. Никаких ножей, кастетов и даже варежек не использовали. В противном случае участника боя могли не только дисквалифицировать, но и ославить как подлого труса. А это на Руси считалось хуже смерти.

Последнее негласное правило касалось времени проведения боев. Обычно «кулачники» не дрались просто так, на улице. Такое поведение считалось чем-то недостойным. Бои проводили по большим праздникам: на Масленицу, Крещение, Петров день и пр.

Сражение имело массовый характер. Опытные и молодые бойцы собирались в специально для этого отведенном месте — на замерзшей реке или где-то неподалеку от праздничных гуляний — и шли друг на друга рядами, «стенку на стенку».

Существовал и одиночный бой — «один на один», — в который обычно вступали вожаки и самые опытные бойцы. Победа в таком сражении приносила мужчине чуть ли не бессмертную славу. Победителей почитали и помнили годами.

HeartPoopHahaLoveWowYaySadAngry

Источник: https://tstosterone.ru/5-glavnyx-pravil-russkogo-kulachnogo-boya/

Русский кулачный бой и бокс

ruk_boi

кл. слова: история, бокс, русский стиль, особенности, рукопашный бой, анализ, Склизков

Можно ли сравнить русский кулачный бой и бокс по принципу — что лучше? Такие попытки делались и делаются. Некоторые авторы, сравнивая, пытаются вылить очередное ведро грязи на русскую боевую традицию, частью которой является кулачный бой. Разберемся, как они это делают.

В первой половине 20-х годов прошлого века в России сложилась интересная ситуация, традиция кулачных стеночных боев была еще в силе, а бокс уже получил развитие. Стеночные бойцы участвовали в турнирах по боксу наравне с боксерами. Статистика такова, что в боях на ринге чаще побеждали боксеры.

Вот как описывает такой бой один из первых (и самых известных) чемпионов, вышедших на ринг после революции: «Из приехавших кольчугинцев мне по жребию «достался» известный местный «стеношник» Владимир Лебедев.

Я решил провести с ним бой возможно «деликатнее», тем более что на судейской коллегии ко мне подходило несколько человек с такой просьбой.

Выйдя на ринг, я пожал руку своему противнику. Передо мной стоял крепкий, мускулистый парень с задорным лицом. Видно, недаром он слыл лучшим бойцом на местных «стенках».

«Ну что же, покажу тебе превосходство боксерской техники над твоими бойцовскими качествами», — подумал я и «повел» с ним «тонкую паутину», состоящую из финтов и легких ударов. Щадя самолюбие противника, я не наносил ему сильных ударов.

Так продолжалось минуты две. Все шло хорошо, но парень, видимо, недооценил мою корректность и принял ее за слабость.

В то время как я стремился показывать «превосходство техники над неорганизованной силой», парень думал о более реальных вещах.

В результате я получил звонкий удар из числа тех, которые известны под названием «справа по уху». Удар был несильный, но настолько звонкий, что его слышал весь зал. Раздался смех зрителей, любящих подмечать забавные моменты.

Авторитет бокса был унижен. Деревенская грубость взяла верх над утонченной боксерской техникой. Парень просто решил уложить меня. «Так вот как ты платишь за благородство?! Ну что же, начнем с тобой другой разговор! Теперь уже речь не обо мне…»     И я ударил.

     Когда судья на ринге отсчитал до десяти и предложил моему противнику встать, тот вообразил, что бой еще не окончен, и, не поднимаясь, полез под канаты, чтобы скрыться в раздевалке. Очевидно, он имел слабое представление о правилах бокса.

     Этот матч был хорошим уроком мне и моему противнику.

     Как же могло случиться, что я получил такой нелепый удар? Здесь есть над чем подумать. Вести бой с сильным необученным «драчуном» не такое уж легкое дело.

Если боксер в своих действиях проявляет какие-то закономерности, обусловленные рациональными движениями техники, то «природный драчун» действует стихийно и от него можно ждать самых необычных ударов.

В бою с ним не знаешь, откуда, куда и в какой форме пойдет удар, что мешает предугадать хаотические действия «драчуна». Но они обычно не умеют защищаться и всегда становятся легкой жертвой боксера».

От себя к словам Градополова добавлю: «Становятся легкой жертвой боксера в соревнованиях по боксу».

Какой вывод можно сделать из вышеприведенного описания боя? Можно ли сделать вывод о превосходстве бокса над стеночным боем? А что если взять самого, что ни на есть шаолинистого шаолиньского монаха, надеть на него боксерские перчатки и заставить биться с боксером, на ринге по правилам бокса. Чем это кончиться? Боксер его уложит через несколько секунд или минут, в зависимости от крепости головы монаха. Можно ли будет на основе этого утверждать о превосходстве бокса над шаолиньским кунг-фу? Нет, нельзя.

Единственный вывод, который можно сделать из боя Градополова со стеночником, таков: для того чтобы выигрывать соревнования по боксу, надо заниматься боксом! В каждом виде деятельности человека существуют свои оптимальные приемы и методы. То, что хорошо для стенки, не подходит для ринга и наоборот.

Нельзя сравнивать несравнимые вещи. В таких случаях нужно оговаривать условия сравнения. Например, сравнить эффективность техники бокса и стеночного кулачного боя, в условиях боя, проводимого по правилам бокса. На ринге техника бокса будет эффективней техники стеночного боя.

А что произойдет в условиях стеночного боя?  

Вот если кулачники участвовали в соревнованиях по боксу, то боксеры ни разу не выставили стенку. А могли бы, например, на льду той же Москвы-реки. И если бы это произошло, то стеночники вынесли бы боксеров.

Попробуйте поделать челночные движения на льду. В тесной стенке не поуклоняешься, не поныряешь.

К тому же здесь важно не только индивидуальное мастерство, но и умение действовать командой, а этому боксеров не учат.

Подведем некоторый итог. Люди, пытающиеся сравнивать несравнимые вещи и делающие на их основе необоснованные выводы, или не понимают, что творят или целенаправленно манипулируют фактами, с целью обоснования своей точки зрения.

Сейчас это получило название «грязные информационные технологии».

Применение «грязных информационных технологий» с целью оболгать, унизить, очернить русскую боевую культуру — это не редкость, а для некоторых авторов и их издателей это стало правилом.

Вернемся к описанию боя между Градополовым и стеночником.

Что еще мы можем увидеть? В бою участвует профессиональный боксер, ведущий соответствующий образ жизни, регулярно тренирующийся, участвующий в боях и спаррингах и боец стеночник, живущий обычной трудовой жизнью, имеющий возможность совершенствовать навыки боя только участием в стенке, возможно в драках.

Как часто он мог, скажем, так «тренироваться»? Ну, может быть раз в месяц, может быть два. Представьте себе, что против Градополова вышел боксер, тренирующийся раз в месяц. Какие у него были бы шансы на победу? Никаких.

То есть если хочешь выиграть спортивные соревнования, нужно вести соответствующий образ жизни, а главное иметь возможность регулярно и достаточно тренироваться. А такой возможности в условиях крестьянского быта того времени (да и не только того, да и не только крестьянского) не было. Поэтому народная традиция создала свою систему подготовки бойцов-воинов, скажем так, без отрыва от производства. Стеночные бои являлись частью этой системы, хочу подчеркнуть, что именно только частью.

А что было бы, если бы боец стеночник решил серьезно заняться кулачным боем, скажем с целью участия в боксерских турнирах? Такой прецедент есть. С 1922 по 1926 год титулом чемпиона СССР по боксу фактически обладал не боксер, а кулачный боец стеночного образца А. Анкудинов.

Уроженец тверской губернии, Анкудинов еще в юности стал лидером местных кулачных бойцов. В боксерском мире он был известен под спортивным псевдонимом «папаша», который получил за патриархальную, «деревенскую» манеру поведения, в том числе на ринге. Наиболее типичным для него стилем боя была бескомпромиссная атака.

В современной терминологии боксер такого стиля называется «файтер», что собственно и значит боец. Четыре года потребовалось боксерам, чтобы подобрать «ключ» к Анкудиновской манере ведения боя, причем это были боксеры- профессионалы. В те времена среди мастеров ринга был сформулирован принцип: «С боксером бейся, с бойцом боксируй».

Под бойцом тогда подразумевался именно стеночник, опасный для боксера своими трудно предсказуемыми, нестандартными действиями.

Подведем еще один небольшой итог. По статистике в боях на ринге между боксерами и кулачниками, чаще побеждали боксеры.

Но делать вывод о превосходстве бокса над кулачным боем, умалчивая о том, что с одной стороны бились профессионалы, а с другой — люди «из народа», хоть и подготовленные, но не имеющие возможности посвятить все свое время искусству боя, по меньшей мере, не корректно.

Когда кулачный боец Анкудинов серьезно занялся боксом, результаты боев с его участием несколько лет были не в пользу боксеров. Чтобы сравнить что-то с чем-то, сначала нужно привести все к общему знаменателю и только потом уже сравнивать.

Сравним бокс и русский кулачный бой в условиях боя без правил, или, проще говоря, в драке на улице.

Кто в этой ситуации будет иметь преимущество? Те, кто пытаются доказывать превосходство бокса над кулачным боем, однозначно утверждают: «Раз уж боксер на ринге имеет преимущество, то и в драке оно у него будет».

Они, судя по всему, думают, что драка это что-то вроде боксерского матча, только на улице и без перчаток. Глубоко ошибаются. Драка — это бой без правил, где допустимы любые способы воздействия на противника. Драка будет не между «боксом» и «кулачным боем», а между боксером и кулачным бойцом.

Читайте также:  Какие звуки русского языка не могут произнести иностранцы

Ранее я уже отмечал, что кулачный бой, это только часть системы подготовки русского бойца-воина. Любой кулачник проходил гораздо более широкую подготовку, чем только умение бить кулаками.

Она включала в себя умение бороться, наносить удар любой частью тела: головой, ногами и т.п., отработку навыков ведения боя холодным оружием.

Поэтому боксеру будет противостоять не просто кулачник, а боец, умеющий вести комбинированный рукопашный бой, умеющий применять любые средства для достижения победы. Так что общего знаменателя не получается.

Но все-таки интересно, как могла бы закончиться драка между кулачным бойцом и боксером? Да, как угодно. Например, деревенский кулачник мог зарезать городского боксера. Скажите, что это не честно? Не честно бывает только в спорте, в реальном бою кто победил, тот и прав.

Вернемся к разговору о том, как попытки сопоставления кулачного боя и бокса, некоторыми людьми используются с целью доказать превосходство иностранного над русским. Эти деятели, сравнивая кулачный бой и бокс, умалчивают об одном важном моменте, о том, что они его сравнивают не просто с боксом, а с современным боксом.

Современный бокс — это результат огромных финансовых вложений. Это — поддержка на государственном уровне. На бокс работают институты физкультуры, научно-исследовательские организации. Техника современного бокса исключительно рациональная, в ней нет ничего традиционного или национального.

От старого английского бокса в современном боксе осталось только название и больше ничего.

Пользуясь тем, что мало кто знает настоящую историю бокса, они в своих статьях и книгах пытаются создать у читателя впечатление, что бокс всегда был таким, каким мы знаем его сейчас — с мощными нокаутирующими ударами, хорошей защитой. А это ложь. Таким бокс стал только в 20 веке.

Если у кого-то по этому поводу есть сомнения, то очень рекомендую посмотреть хроникальные съемки боксерских матчей начала 20 века. Вы сами убедитесь, что даже в начале нашего века бокс был мало похож на то, что можно увидеть сейчас. Каким был старый английский бокс, во времена, когда бои проходили без перчаток, т.е.

так же как в нашем кулачном бое? Приведу отрывок из книги Н. Н. Ознобишина «Искусство рукопашного боя», которая впервые вышла в 1930 году. Нил Ознобишин учился боксу на западе, в начале 20 века, когда еще были живы люди, помнящие старый бокс.

Ознобишин пишет: «В старое время, когда бои в Англии происходили на голых кулаках, без перчаток, они длились гораздо дольше, нежели теперь, а между тем боксеры прибегали к приемам борьбы. Они швыряли друг друга на землю с большой силой, может быть пять или шесть раз за четверть часа боя.

Обладая не меньшей физической силой, чем современные, они должны были бы кончать бой очень быстро; а между тем их матчи всегда длились очень долго. В большинстве случаев они заканчивались потому, что один из соперников был скорее истощен, нежели побит.

Причина этого лежит в том, что руки их не бинтовались и не предохранялись перчатками, и поэтому они не могли наносить своих ударов изо всей силы.

Возьмем наиболее характерные случаи из истории профессионального английского ринга.

В 1842 году боксеры Чарли Фримэн и Биль Пирри дерутся в одном состязании три дня — 14, 16 и 20 декабря — и в трех различных городах; победителем 20-го декабря выходит Фримэн на 108 раунде после боя в 2 часа 3 минуты.

Не забудьте, что по старинным правилам каждый раунд заканчивался лишь после падения кого-либо из соперников на землю. Значит, оба боксера упали 108 раз за один бой; куда же запрятали они свои нокаутирующие удары?

В сентябре 1845 г. Бендинго бьет в городе Сэтфильде Бен Каунта после 2 часов 10 минут боя на 93 раунде. Каким способом? — Его противника признают побежденным за неправильный удар.

  • В 1853 году Гарри Брум бьет Гарри Орма в 2 часа 18 минут после 37 раундов; здесь только 37 падений за 2 часа и 18 минут боя.
  • Бой знаменитого Тома Сойерса против Аарона Джонса продолжался ровно 3 часа и был остановлен из-за темноты.
  • Не будем далее настаивать, исторические данные говорят сами за себя.

Одним из основных правил старинных бойцов было не парировать удар или уклоняться от него, а наоборот, получать его на какое-либо костистое место лица или головы для того, чтобы противник разбил себе руки.

Том Крибб, один из знаменитейших бойцов старой Англии XVIII века, славился специальностью «разбивать своей головой кулаки противников». Этим способом он многих победил, (между прочим, знаменитого Джэм Белчера).

«

В этом отрывке приведена реальная, а не рекламная информация о боксе. Из него видно — бокс, времен боя на голых кулаках не имел никакого преимущества над русским кулачным боем. Утверждения, что в боксе защита лучше развита, чем в кулачном бое очень далеки от реальности. Становится понятно, что у старого английского бокса с современным боксом общего не больше, чем у русского кулачного боя.

А теперь пришла пора вернуться к вопросу, поставленному в самом начале статьи: «Можно ли сравнивать русский кулачный бой и бокс по принципу, что лучше?» Однозначный ответ: «Нет, нельзя».

Нельзя сказать, что бокс лучше русского кулачного боя или наоборот, так же, как нельзя сказать, что бег на короткие дистанции лучше бега на длинные, это просто разные виды бега.

Доказывать превосходство бокса над русским кулачным боем, по результатам боксерских матчей, в которых приняли участие кулачники, это все равно, что доказывать превосходство спринта над марафоном, по результатам соревнований спринтеров и марафонцев в забеге на 100 метров.

Понятно, что на стометровке будут побеждать спринтеры, потому что это их дистанция, а вот если бежать марафон, то большинство спринтеров даже не смогут его преодолеть. Все попытки сравнивать бокс и кулачный бой с целью доказательства превосходства первого над последним, являются грязной манипуляцией фактами, чтобы доказать то, чего нет и никогда не было.

 Склизков В.А.

Источник: https://ruk-boi.livejournal.com/6398.html

Русский кулачный бой

Кулачный бой — рукопашное состязание без применения оружия, праздничное развлечение русских молодых мужчин и парней

Кулачные бои устраивались зимой в период от Рождества до Крещения, на Масленицу и, иногда, в Семик. Предпочтение при этом отдавалось Масленице, общий разгульный характер которой, сопровождавшийся демонстрацией молодости, силы, красоты, давал возможность мужской части деревни показать перед всеми свою удаль и молодечество.

Команды составлялись по социально-территориальной принадлежности людей. Друг с другом могли биться две деревни, два конца одного большого села, «монастырские» крестьяне с помещичьими и т.д. Кулачные бои готовились за одну-две недели: выбирали место для битвы, обычно гладкое, ровное, хорошо утрамбованное пространство, договаривались о правилах игры и количестве участников, выбирали атаманов.

Кроме того, это время использовалось для моральной и физической подготовки бойцов. Мужики и парни парились по несколько раз в неделю в банях, старались больше есть мяса и хлеба, которые, по поверью, придавали бойцу силу и смелость. Многие использовали различного рода магические приемы для увеличения бойцовской храбрости и мощи.

Так, например, в одном из русских старинных лечебников давался такой совет: «убей змею черную саблей или ножом, да вынь из нее язык, да вверти в тафту зелену и в черную, да положи в сапог в левый, а обуй на том же месте. Идя прочь, назад не оглядывайся, а кто спросит, где ты был, ты с ним ничего не говори».( Грунтовский А. 1993. С.

113).

Обеспечить победу в кулачном бою можно было и с помощью заговора, полученного от колдуна: » Стану я, раб Божий, благословясь, пойду перекрестясь, из избы в двери, из ворот в вороты, в чистое поле, на восток, в восточную сторону, к Окиян морю, и на том святом Окияне — море стоит стар мастер муж и у того святого Окияна — моря, сырой дуб крековастый, и рубит тот мастер муж своим булатным топором сырой дуб, и как с того сырого дуба щепа летит, так же бы и от меня, валился на сыру землю борец, добрый молодец, по всякий день и по всякий час. Аминь! Аминь! Аминь! И тем моим словам, ключ в море, замок на небе, от ныне и до века.» (Забылин М. 1990. С.385).

Бойцам полагалось специальное обмундирование: толстые, подшитые куделью шапки и меховые рукавицы, которые смягчали удар. Бой на кулаках мог проводиться в двух вариантах: «стенка на стенку», и «сцеплялка — свалка». При битве «стенка на стенку» бойцы, выстроившись в один ряд, должны были удержать его под давление «стенки» противника.

Это был бой, в котором использовались различного рода тактические приемы, известные на войне. Бойцы держали фронт, шли «клином-свиньей», меняли бойцов первого второго третьего ряда, отступали в засаду и т.п.

Бой кончался прорывом стенки противника и бегством врагов. Принято считать, что этот тип кулачного боя оформился не ранее ХVIII в.

При битве «сцеплялка-свалка», каждый выбирал себе противника по силе и не отступал до полной победы, после чего «сцеплялся» в битву с другим.

Русский кулачный бой, в отличие от драки, шел с соблюдением определенных правил. Они гласили: «не бить лежачего», «не биться по увечному», «мазку не бить», т.е. в случае появления у противника крови кончать с ним бой; нельзя наносить удары сзади, с тыла; необходимо биться лицом к лицу.

Важным моментом кулачного боя было также и то, что его участники всегда принадлежали к одной возрастной группе. Битву начинали обычно подростки, их сменяли на поле парни, а затем вступали в бой молодые женатые мужчины — «сильные бойцы».

Это делалось для того, чтобы соблюдать равенство сил сторон.

Бой начинался с прохода главных бойцов, т.е. парней и мужиков в окружении подростков по деревенской улице на поле битвы. На поле парни становились двумя стенками — командами друг против друга, демонстрируя себя перед противником, слегка задирая его, принимая воинственные позы, подбадривая себя отдельными выкриками.

В это время на середине поля подростки устраивали «сцеплялка-свалка», готовясь к будущим боям. Затем раздавался крик атамана, за ним рев, свист, крик: «даешь боя» и начинался бой. Наиболее сильные бойцы включались в битву уже в самом конце. Наблюдавшие за кулачном боем старики обсуждали действия молодых, давали советы не вступившим пока еще в бой.

Бой завершался бегством противника с поля и общей веселой попойкой участвовавших в нем парней и мужиков.

Кулачные бои сопровождали русские празднества на протяжении многих веков. Еще в ХIII в.

митрополит Кирилл, порицая «русальские игрища», писал: «в божественные праздники позоры некакы бесовскые творити, с свистанием и с кличем и с воплем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем по самые смерти и взимающе с убиваемых порты».

В 1636 году патриарх Иосаф писал, что на » на праздниках многие люди не токмо, что младые, но и старые в толпе ставятся и бывают бои кулачные великие и до смертного убойства» (Рабинович М.Г. 1978. С. 164). Подробное описание битв «добрых молодцов кулашных бойцов» дали иностранцы, побывавшие в Московии в ХVI — ХVII в.

Кулачные бои воспитывали у мужчин такие необходимые качества, как выносливость, способность выдерживать удары, стойкость, ловкость и мужество. Участие в них считалось делом чести каждого парня и молодого мужчины. Подвиги бойцов восхвалялись на мужских пирушках, передавались от одного человека к другому и нашли свое отражение в песнях, былинах:

«Да съехались оны с копьями —
Только копья-ты в кольцах попригнулисе.
Да съехались богатыри палками
Только палки по щербням отвернулисе.
Соскочили они со добрых коней

Да схватились оны на рукопашный бой». (Грунтовский А. 1993. С.115).

Материал создан: 19.12.2014

Источник: http://iamruss.ru/russian-fist-fight/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector