Самые страшные знамения на руси перед смутным временем

Многие авторы, особенно либерального толка, любят поговорить о «вине» Ивана Грозного в Смуте начала 17 столетия.

Но почему она не началась сразу после его смерти или при нём!? Раз все её предпосылки были созданы, а страна разорена? После Ивана Грозного правили ещё два правителя – Федор Иванович, Борис Годунов, и при них Смуты не было, хотя они были намного слабее Ивана Васильевича, как управленцы.

Логично было бы предположить, если при Иване Грозном страна была «доведена до ручки», взрыв должен был произойти уже в ближайшие годы после его смерти.Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временемА. Кившенко. «Царь Фёдор Иоаннович надевает на Бориса Годунова золотую цепь»

При Фёдоре Ивановиче (правил в 1584-1598 годы) Россия не только не ослабла, хоть царь и был человеком слабого ума. Так, Ватикан, через Богдана Бельского («управление» шло через поляков и Бориса Годунова), организовали заговор против Ивана Грозного – во двор ввели врача Иоганна Эйлофа, связанного с иезуитами и Поссевино. Скорее всего, так Грозного и добили, здоровье у него уже было подорвано тяжелой жизнью. Но католизации России при Федоре не вышло: Б. Годунов устранил соперника – Б. Бельского враждебные ему бояре и народ осадили в Кремле, вынудили сдаться и сослали. Федор был ревностным поборником Православия, и через него Ватикан не мог воплощать свои планы. В ходе успешной русско-шведской войны 1590 – 1593 годов русская армия вернула потерянные во время Ливонской кампании города Ям, Копорье, Ивангород, Орешек, Корела. Успешно сдерживали набеги Крымского ханства, укреплялись южные оборонительные линии, были построены грады-крепости: Валуйки, Воронеж, Белгород, Курск, Самара, Саратов, Царицын и другие. Окончательно была присоединена Западная Сибирь. В 1589 году Москва получила разрешение константинопольского патриарха на создание полностью независимого Московского патриархата. В 1586 – 1593 годы в Москве построили ещё одну мощную оборонительную линию — Белый город. В Смоленске начали строить мощные оборонительные сооружения, под руководством Федора Коня. Осваивались земли на юге, бывшее «Дикое поле», в Поволжье. Росла роль России на Северном Кавказе и Закавказье. Понятно, что роль самого царя в этом небольшая – не мешал. Вектор развития был заложен Иваном Грозным, да и его предшественниками.

Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временемЦарь Федор Иоаннович и царь Иоанн Васильевич Грозный. Василий Осипов (Кондаков?). 1689 год. Фрагмент фрески Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве.В этот период в Ватикане задумали план создания польско-литовско-шведской сверхдежавы для сокрушения России и покорения Востока папскому престолу. Короля Речи Посполитой Стефана Батория извели ядом, на польский престол возвели шведского принца Сигизмунда III. В Малой Руси, Белой Руси и Литве резко усилили давление на православие, в 1596 году удалось организовать Брестский собор — к Римско-католической церкви присоединился ряд епископов и епархий православной Киевской митрополии во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой. Но создать объединение из Речи Посполитой и Швеции не вышло, шведские протестанты не захотели короля ярого католика и лишили его престола.В правление Федора шли и пока незаметные глазу негативные процессы, через Бориса Годунова, который фактически был правителем державы, в силу слабости ума царя. Был устранен, в силу бездетности Федора, наследник престола – царевич Дмитрий, произошло фактическое введение начала крепостной зависимости крестьян и некоторых других категорий населения России (указы 1586, 1592-1593, 1597 годов), так, в положение кабальных холопов (фактически собственности хозяина) были переведены «вольные холопы», то есть свободные люди, которые заключали ряд-договор о приёме на положение холопа, но на время. После смерти Федора, с которой также нечисто — при исследовании останков Федора в его костях найден мышьяк, — некоторые исследователи считают, что его устранил Б. Годунов, которому уже мало было быть неофициальным правителем России.7 января 1598 года Федор Иванович умер, и мужская линия династии Рюриковичей прервалась, единственной законной наследницей царского престола осталась Мария, дочь двоюродного брата Ивана Грозного Владимира Андреевича. Мария Старицкая возвратилась в Россию ещё при жизни Федора, но ее сразу же насильно постригли в монахини, а её дочь Евдокия была вскоре отравлена.

То есть была заложена важнейшая предпосылка к Смуте – устранена «законная» царская власть, священная, идущая от Бога (или богов, если учесть, что первые Рюриковичи были язычниками), и Годунов этом принял самое деятельное участие. В России же устранение, пусть слабой, но «законной» власти приводит к хаосу, Годунов не воспринимался «законным» царем ни аристократией, ни народом.

Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временемА.Васнецов. Семиверхая башня Белого города (на месте современного храма Христа Спасителя)

Борис Годунов (с 17 февраля 1598 – по 13 апреля 1605)

Первый царь, не из Рюриковичей. Продолжил репрессивную политику в отношении аристократии, боялся того, что там есть претенденты на трон. Проводил реформы на европейский лад, ещё более закрепостил крестьянство. Кроме того, в ходе восстаний холопов, крестьян, казаков были казнены тысячи людей.

В народе это отметили: террор Ивана Грозного был направлен на узкую группу «элитариев», поэтому народ вспоминал Грозного царя с уважением, Годунов же обрушил гнев на простой народ. В итоге правительство Годунова и он сам утратили доверие большей части народа.

Портился и характер самого Годунова: прежде деятельный и энергичный, он все более удалялся от дел, стал намного более подозрителен, прежде щедрый к народу, помогавший найти суд на «сильных», всё реже показывался на глаза народу, челобитчиков отгоняли палками.

Все больше заражался «магией», прям как Николай II, его окружили всевозможные гадалки, ворожеи, прорицатели, астрологи, юродивые. С появлением слухов о том, что царевич Дмитрий «жив», и сам стал иногда впадать в сомнения.

Задолго до Петра Первого Годунов пошел его путём западнизации России: хотел открыть в Москве школу с иностранными учителями, из-за сопротивления духовенства не удалось; посылал юношей учиться в Англию, Францию, Австрию, Германию, правда, никто не вернулся, все там и остались; покровительствовал иностранным купцам, приглашал из Любека врачей, рудознатцев, суконников и разных мастеров, на царскую службу, назначая щедрое жалованье, давая поместья; из иностранцев, в основном ливонских немцев, был создан отряд царской гвардии; некоторые русские даже начали брить бороды. Иностранцев освобождали от налогов.

Важнейшей предпосылкой Смуты стали стихийные бедствия, они в России, да и в Китае, всегда приходятся на начало колоссальных социально-политических сдвигов. Летом 1601 года шли сильные дожди, а потом ударили ранние морозы, урожай погиб, в 1602 году ситуация повторилась. В итоге начался страшный голод, он продолжался три года. Только в Москве погибло более 120 тыс. человек. Начались народные восстания, пошли слухи о «чудесно спасшемся» царевиче Дмитрии. Первые восстания смогли подавить, но успокоить страну уже не смогли.

16 октября 1604 года Лжедмитрий, бежавший в 1602 году в Польшу дворянин Григорий Отрепьев, со своим отрядом двинулся на Москву. В январе 1605 года царские войска его разбили, тот бежал в Путивль, к нему начинают стекаться казаки, дворяне, крестьяне со всей России, люди поверили, что это «законный царь». То есть силой сбросить Годунова не выходило. 13 апреля 1605 года Борис Годунов был весел и здоров, с аппетитом поел, затем почувствовал себя плохо, затем ещё хуже — из ушей и носа пошла кровь, и в итоге умер. Царем провозгласили его сына Федора — юношу умного и образованного, но вскоре вспыхнул мятеж, его и мать убили. Интересен факт того, что мятеж возглавил уже знакомый Богдан Бельской.Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временемБорис Годунов

Григорий Отрепьев

Был фигурой, «созданной» папским престолом с помощью Юрия Мнишека, в его свиту входила спецгруппа иезуитов, замаскированных под православных священников и свободно говоривших на русском языке. Как только отряд самозванца вступил в пределы России, в Италии сразу издали сочинение о «чудесном спасении царевича Дмитрия».

Эту книгу сразу перевели на немецкий, французский, испанский, латинский языки. Распространили хорошими тиражами по всей Европе, её автором был знаменитый Антонио Посевино – это он «уламывал» Ивана Грозного принять унию с католицизмом. То есть информационная поддержка самозванцу была устроена на самом высшем уровне – Рим тогда был мощнейшим Центром управления Западной цивилизации.

Со стороны «постели» Григория также «укрепили» — через Марию Мнишек.Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временемАнтонио Поссевино, фрагмент картины «Стефан Баторий под Псковом»В итоге Москва оказалась под контролем самозванца, за которым стоял Рим. Смута входила в стадию апогея: Россию заполонили всевозможные авантюристы, самозванцы, иностранцы, началась интервенция, восстания вспыхивали одно за другим, рухнули структуры государственной власти.Казалось, что Россия погибла, но враги рано праздновали. Русский народ взял Дело сопротивления в свои руки, высокую жизнеспособность показала система земского самоуправления, созданная Иваном Грозным, она смогла создать параллельные структуры власти. Были сформированы народные рати, выявились военные лидеры – самый знаменитый Дмитрий Пожарский, хозяйственники и администраторы – Кузьма Минин. В итоге Москву освободили, интервентов выбили. Россия начала новое восхождение ввысь.

Итоги: важнейшими причинами Смуты стали не действия Ивана Грозного, а внешнее воздействие Ватикана и управленческие ошибки, действия Бориса Годунова. Предпосылками к облегчению возникновения Смутного времени стали пресечение династии Рюриковичей, природные стихийные бедствия.

Источники:Зимин А.А. В канун грозных потрясений. М., 1986.Скрынников Р. Г. Борис Годунов. М., 1978.Скрынников Р.Г. Самозванцы в России в начале XVII века. Григорий Отрепьев. Новосибирск, 1990.http://www.hrono.ru/libris/lib_p/chart2-2.phphttp://www.hrono.ru/biograf/bio_g/godunov_bf.phphttp://www.hrono.ru/dokum/1600dok/1664kotoshih.php

http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/lzhedm1.php

Самсонов Александр

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/4960-zagadki-smutnogo-vremeni.html

О последних временах по предсказаниям старцев

 Книга «Начало и Конец» —  Часть 3. Последние дни согласно пророчествам о них 13.05.2009 21:37

Архиепископ Виктор (Пивоваров)

«НАЧАЛО И КОНЕЦ»Опыт Эсхатологического Богословия

Часть 3.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ СОГЛАСНО ПРОРОЧЕСТВАМ О НИХ

Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временем

Глава 6.

Выше кратко была рассмотрена история будущего и настоящего мира по пророчествам Свящ. Писания. Но этого явно не достаточно, если не привести здесь предсказания хотя бы некоторых древних и более поздних святых отцов.

Надо сказать, что нам; последним представителям рода человеческого надо быть благодарными Богу за то, что Он сподобил нас видеть и даже соучаствовать в самой страшной войне добра со злом, о которой написано более чем о чем-либо ещё, имеется столько пророчеств и предсказаний.

А о предсказаниях надо сказать: их оставлено нашими Святыми почти столько же, сколько пророчеств Св . Писания.

Предсказания содержатся в их проповедях, в толкованиях на Апокалипсис и в поучениях своим ученикам: у свят. Ипполита Римского и преп. Андрея Кессарийскаго, у свят. Иоанна Златоустого и преп. Ефрема Сирина и многих других.

Много предсказаний сделали святые, которые жили уже близко к наступлению последнего времени и как бы спешили предупредить мир о грядущей трагедии. Особенно ценные предупреждения сделали преп. Серафим Саровский и преп. Нил Мироточивый.

У них мы находим объяснения и истолкования пророчеств, а также ценные добавления к ним, лучше проясняющие общую страшную картину. Особенно важными для нас являются предсказания, относящиеся к нашей России с ее особенным жребием в судьбах Божиих.

Древние отцы Церкви в своих высказываниях старались подчеркнуть, что грядущие последние времена будут тяжкими, но и милость Божия к претерпевшим будет особенная. Так в «Отечнике», составленном Игнатием Брянчаниновым, приводится разговор старцев: «Некогда святые отцы Египетского скита пророчески беседовали о последнем роде христиан. Что сделали мы? — говорили они.

Один из них, великий Авва Исхирион (V век) отвечал: «Мы исполнили заповеди Божии». Затем спросили: Что сделают те, которые будут после нас?» «Они, сказал Авва, будут иметь делание вполовину против нас».

Тогда спросили его: А что сделают те, которые будут после них? Авва Исхирион ответил: «Они отнюдь не будут иметь монашескаго делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших».

Подобное же говорил Свят. Кирилл, архиеп. Иерусалимский (+386): « Посему Господь, зная великую силу супротивника и снисходя к благочестивым, говорит: тогда сущий во Иудеи да бежит на горы (Мф. 24:16).

Но если кто сознает в себе, что действительно он тверд и может противодействовать сатане, то (не теряя надежды на крепость Церкви) да станет таковый и да скажет: кто ны разлучит от любви Божия? И так далее.Кто же тот блаженный, который по благочестию будет тогда мучеником за Христа? Ибо выше всех мучеников поставляю мучеников тогдашних.

Бывшие мученики боролись с одними людьми. При антихристе же будут вести брань лично с самим сатаною» (Из кн. «Учение Св. Писан. и отц. Церк.»).

Читайте также:  Почему петр i запретил носить сапоги

Так же преп. Нифонт, еп. Кипрский предсказывал: «Сын мой, до скончания века не оскудеют святые! Но в последние годы скроются от людей, и будут угождать Богу в таком смиренномудрии, что явятся в Царстве Небесном выше первых чудоносных отцов.

А такая награда им будет за то, что в те дни не будет пред очами их никого, кто бы творил чудеса, и люди сами от себя воспримут усердие и страх Божий в сердцах своих, ибо в то время и чин архиерейский неискусен будет и не станет любить премудрости и разума, а будет заботиться только о корысти.

Подобны им и иноки будут от обладания большими имениями, от суетной же славы помрачатся душевные их очи, и будут у них в пренебрежении любящие Бога всем сердцем, сребролюбие же в них будет царствовать со всею силою. Но горе инокам, любящим злато: не узрят они Лица Божия!» («Учен . Свящ. Пис.

и отцов Прав . Церкви об антихристе». Тверь, 1994 г.).

Оба вышеприведенных высказывания Святых Отцов гласят об особо трудных последних временах созвучно со словами Спасителя: «Тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Причина здесь указывается не только в гонениях, но также в оскудении веры и в развращении пастырей, архиереев. Об этом же свидетельствуют слова других святых.

Однако много древних пророчеств не имеют русского перевода, или даже не сохранились, а дошли до нас в пересказе, объединены в общее повествование. Такой список пророчеств одного русского ученого монаха приводит архиеп. Серафим, Чикагский и Детройтский (1959).

В этом списке содержатся краткая история до просвещения Руси, а далее начинается собственно пророчество о будущем, так как написаны предсказания более чем за сотню лет до крещения Руси. «Скипетр Православнаго Царства выпадает из слабеющих рук византийских императоров, не сумевших осуществить симфонию Церкви и государства.

Поэтому на смену одряхлевшему духовно избранному греческому народу Господь Промыслитель пошлет третий богоизбранный свой народ. Народ этот появится на Севере через сотню; другую лет (писались эти пророчества за 150-200 лет до крещ.

Руси), всем сердцем примет христианство, будет стараться жить по заповедям Христовым и искать, согласно указанию Христа Спасителя, прежде всего Царства Божия и правды Его. За эту ревность возлюбит сей народ Господь Бог и приложит ему все остальное; большие земельные просторы, богатство, государственное могущество и славу.

Лет через тысячу и этот богоизбранный народ поколеблется в вере и в стоянии за Правду Христову, возгордится своим земным могуществом и славою, перестанет пещись о взыскании Града грядущаго и захочет рая не на небе, а на грешной земле.

И за это великое падение будет послано свыше на этот презревший Божии пути народ страшное огненное испытание. Реки крови прольются по его земле, брат будет убивать брата, голод не раз посетит эту землю и соберет свою страшную жатву, почти все храмы и другие святыни будут разрушены или осквернены, множество людей погибнет.

Все же не до конца прогневается Господь на свой третий избранный народ. Кровь тысяч мучеников будет вопиять к небу о помиловании. В самом народе начнется протрезвление и возврат к Богу.

Минет, наконец, определенный Правосудным Судией срок очищающаго испытания и вновь засияет ярким светом возрождения святое Православие в тех северных просторах . Сей дивный свет Христов озарит оттуда и просветит все народы мира, чему поможет промыслительно посланная заранее в разсеяние часть этаго народа.

Христианство тогда явит себя во всей своей небесной красоте и полноте. Большинство народов мира станет христианами. А потом? Потом, когда наступит исполнение времени, начнется уже во всем мире полный упадок веры и прочее предсказанное в Св. Писании, появится антихрист, и наступит, наконец, кончина мира».

Изложены эти пророчества в разных рукописях и в разных вариантах, но, в основном, все они сходятся. («Россия перед Вторым Пришествием»).

Второе подобное предсказание, также собранное из разных греческих книг русским монахом Антонием Саваитом, говорит о предантихристовом времени.

«Последние времена еще не настали, и совершенно ошибочно считать, что мы у порога пришествия «антихриста», потому что еще предстоит один и последний расцвет Православия, на сей раз во всем мире; во главе с Россией. Произойдет он после страшной войны, в которой погибнет не то 1/2, не то 2/3 человечества и которая будет остановлена голосом с неба: «И будет проповедано Евангелие во всем мире!»

1.

Ибо до сего времени проповедовалось не Христово Евангелие, а Евангелие, искаженное еретиками (видимо, разумеется, слова Спасителя: «и проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной», в которых «сие Евангелие Царствия» могут означать именно Его речь о последних днях мира, а это и другие пророчества, как видим, до нашего времени еще не истолкованы, не проповеданы). 2. Будет период всемирнаго благоденствия; но не надолго.

3. В России в это время будет православный Царь, котораго Господь явит русскому народу.

И после этаго мир опять развратится и не будет уже способен к исправлению, тогда попустит Господь воцарение Антихриста» («Россия перед Вторым Пришествием М. 1993 г.).

Источник: https://www.eshatologia.org/424-o-poslednih-vremenah-po-predskazaniyam-startsev.html

Какие знамения Судного дня свершились уже в наши дни?

Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временем

Знамения Судного дня

Знамения Судного дня в богословской терминологии обозначаются как «Ашрат ас-са‘а» или «Айат ас-са‘а». Несмотря на то, что в исламской догматике считается, что срок Судного дня известен только Богу, существует традиция изучения знамений Судного дня.

Под знамениями подразумеваются те или иные события и явления, упомянутые в Коране или высказываниях пророка Мухаммада, которые указываются на близость Судного дня.

В мусульманском богословии знамения Судного дня поделены на две большие группы малые знамения и большие знамения. 

Малые знамения Судного дня

Малые знамения Судного дня преимущественно упоминаются в высказываниях пророка Мухаммада. Их точное число обычно не называется, но изучив эти знамения, богословы поделилии их на три группы: свершившиеся и не повтояющиеся знамения, свершившиеся и повторяющиеся знамения и не свершившиеся знамения.

Свершившиеся и не повторяющиеся знамения

Согласно определению богословов эти признаки свершились и больше не повторятся.

Одним из наиболее ранних свершившихся знамений в исламской догматике считается пророчество Мухаммада и его смерть.

При этом богословы ссылаются на то, что пророк Мухаммад, рассказывая о Судном дне сомкнул указательный и средний пальцы и сказал: «Мой приход и наступление Судного дня близки друг к другу как эти два пальца.

В другом предании сказано: «Перед наступлением Судного дня ждите шесть знамений: моя смерть…».

О другом свершившеся знамении в одном из высказываний пророка Мухаммада сообщается: «Не наступит Судный день, пока не появится в Хиджазе, который осветит шеи верблюдов в Бусре». В известном историческом трактате «ал-Бидайа ва ан-нихайа», принадлежащем перу мусульманского историка Ибн Касира сказано, что данное событие произошло в 654 г. (1256г.).

О следующем свершившемся знамении сказано: «Ирак лишится своих дирхемов и кафизов, Шам лишится своих муддов и динаров, Египет лишится своих ирдибов и динаров, Вы вернетесь туда, откуда начали. Вы вернетесь туда, откуда начали»62. Современные исламские богословы, считают, что пророк Мухаммад под упомянутыми событиями подразумевал колонизацию исламских регионов Ближнего Востока.

Свершившиеся и повторяющиеся знамения

К этой группе относятся признаки, которые однажды уже свершились, но могут неоднократно повторятся.

Одним из первых знамений, относящихся к данной группе, исламские богословы называют мусульманские завоевания.

В предании, от пророка Мухаммада, относящемся к мекканскому периоду, сказано: «Вы будете воевать на Аравийском полуострове и Аллах дарует вам победу, вы будете воевать с персами и Аллах дарует вам победу, вы будете воевать с румами (византийцами) и Аллах дарует вам победу, а затем вы будете воевать с Антихристом и Аллах дарует вам победу».

Следующим знамением считается появление людей, претендущих на пророчество после пророка Мухаммада. Одно из пророческих высказываний по этому поводу сообщает: «В моей умме будет тридцать лжецов, они будут претендовать на пророчество. Однако, я являюсь печатью пророков, после меня пророков не будет».

Еще одним свершившимся и повторяющимся знамением богословы считают различные смуты. В качестве самой первой смуты в высказываниях пророка Мухаммада упомянута смута во времена халифа ‘Усмана и его убийство. Сюда же богословы относят распространение различных исламских сект и политических движений.

Следующее знамение – вверение власти людям, не достойным ее, использующим власть для достижения личных целей и амбиций. Пророк Мухаммад по этому поводу сказал: «…Если власть окажется в руках недостойных людей, то ждите Судного дня».

Также среди знамений этой группы упоминаются различные стихийные, природные бедствия и катастрофы. Предания сообщают о земных провалах, землетрясениях, извержениях вулканов и др. Богословы, изучая высказывания пророка Мухаммада, склоняются к мнению, что причиной этих катастроф становится отказ от божьих законов, духовный упадок и деградация людей.

Еще одним малым, свершившимся и повтояющимся знамением Судного дня, считается рост благососотояния. В одном из высказываний пророк Мухаммада сообщается: «Судный день наступит только после того, как вы разбогатеете на столько, что богатые будут искать тех, кто нуждается в их помощи. А те, кому они пожелают ее оказать ответят: «Мы живем в достатке и не можем ее принять»».

Islam-Today

Источник: https://islam-today.ru/veroucenie/kakie-znamenia-sudnogo-dna-sversilis-uze-v-nasi-dni/

Издательство Родная Ладога

\ История и современность

Перевезенцев С. В. (Москва)

Вера и народ. Уроки Смуты

Самые страшные знамения на Руси перед Смутным временем

Вообще, история — это не только факты, и далеко не только факты. Наверное, самое главное, история — это уроки для потомков. Собственно, здесь и происходит соединение истории и современности. Для чего мы и изучаем историю — чтобы извлечь какие-то уроки и понять, как же нам двигаться в будущем.

Смутное время дало нам разнообразные уроки: и о причинах Смуты, и о людях — о поступках людей, как себя вести в Смуту. Главные, важнейшие, на мой взгляд, уроки — это уроки выхода из Смуты, т. е. как Россия смогла преодолеть Смуту, что помогло России выйти из этого страшного периода.

Когда казалось, что все потеряно. Когда на престоле почти воцарился польский королевич.

Когда поляки отказались подписывать с русским тогдашним правительством договор о сохранении Православия в России (о том, что польский королевич должен принять Православие и жениться только на русской православной царевне) и фактически начали войну, чтобы превратить Россию в католическое государство и изринуть Православие из России. Казалось, потеряно все. Пик этого состояния — 1610–1611 гг. И вдруг через год все поворачивается в другую сторону, и Россия спасается. До этого 10 лет страшной Смуты, начиная с голода 1601–1603 гг.

Итак, урок первый. Прежде всего Смута воспринималась народом русским как Божие наказание за грехи — это прослеживается абсолютно по всем документам Смуты.

Следовательно, когда искали выхода из Смуты, то главными способами спасения России от разорения считали два: 1) возвращение в сердца людей страха Божия; 2) всеобщее покаяние.

Два главных способа, которыми народ русский мыслил себе спасение России. Но не только мыслил, но и делал.

В начале Смуты, при Лжедмитрии, был свергнут с престола первый русский Патриарх Иов и заточен в Спасском Угличском монастыре. Есть версия, что после того, как Василий Шуйский уже воцарился на царском престоле, Иову было предложено вернуться на патриарший престол, но он отказался, поскольку был болен (через год он умрет).

И был избран Гермоген. Так вот, зимой 1607 г. Патриарх Гермоген призвал престарелого первого Патриарха Иова и они вместе в Москве провели службу «о прощении всех грехов России и русского народа».

Это был очень серьезный акт — первый церковно-государственный акт начала того самого всеобщего покаяния, которое рассматривалось как главный способ выхода из Смуты.

Но дело в том, что народ русский сам, без «приказа» или «распоряжения сверху», начал стремиться к духовному очищению. Особенно ярко проявился этот процесс в практике видения знамений — небывалое по своей массовости явление, которое произошло в Смутное время.

Никогда такого раньше не было в истории России. По подсчетам современного исследователя Бориса Кузнецова, с конца XVI по начало XVII в. в различных источниках зафиксированы сообщения о 80 знамениях и 45 эпизодах, содержащих 78 оригинальных рассказов о видениях.

Это, подчеркиваю, письменно зафиксированные знамения и видения.

При этом видения, несомненно, играли стабилизирующую роль в обществе (это очень важный момент), ибо чаще всего Высшие Силы, являющиеся тем или иным людям, хотя и требовали от народа покаяния, но и обещали свою поддержку в спасении России. И интересно, что видения начинаются с 1606 г. и продолжаются по 1613 г. — в самые тяжелые, Смутные времена.

Исследователи делят видения (с рациональной точки зрения) на видения, так сказать, местного и общегосударственного значения. Но, в самом деле, было несколько видений, которые сыграли огромную роль.

Читайте также:  Зачем петр i отменил сапоги в русской армии

Причем они охватывали собой все самые значимые события Смуты: и осаду Москвы Болотниковым, и осаду Москвы Тушинским вором — Лжедмитрием, и осадное сидение в Троице-Сергиевом монастыре, и польскую интервенцию, и ополчение, и освобождение Москвы.

И все они были зафиксированы в литературных памятниках.

Из наиболее ярких произведений, зафиксировавших видения, стали «Повесть о видении некоему мужу духовному» (это в Москве было видение, после чего по распоряжению Церкви и царя Шуйского был установлен всеобщий пост всероссийский), «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде» с примыкающим к нему «Владимирским видением» и, наконец, цикл видений в Троице-Сергиевом монастыре. Этот цикл нашел отражение в «Сказании» Авраамия Палицына, где насчитывается 18 рассказов об оригинальных видениях.

Вот один, может быть, наиболее важный эпизод. Это «нижегородское видение». Оно было явлено благочестивому человеку, Григорию. Ночью, пребывая в храме в тонком сне, Григорий узрел, как купол храма вдруг раскрылся на 4 стороны и с небес, озаренный великим светом, в человеческом образе сошел Господь, сопровождаемый неким человеком в белых ризах.

Расположившись на груди (в источнике написано, «на персех») Григория, Спаситель произнес свои заповедания. Прежде всего Господь заповедал установить во всем российском государстве строжайший трехдневный пост, причем умерших во время поста Он обещал принять в Царство Небесное, даже детей. Следующее заповедание — это построение храма в Москве.

Кроме того, в этот храм нужно было перенести из Владимира икону Владимирской Божией Матери, поставить перед иконой незажженную свечу и положить «неписанный», т. е. чистый лист бумаги.

Согласно видению Спаситель утверждал, что в нужный день свеча возгорится от огня Небесного, и на бумаге чудесным образом появится имя будущего русского царя, угодного Богу (как в источнике сказано: «по сердцу Моему»). Если же воля Божия не будет исполнена, то все российское государство будет жестоко наказано.

Столь же жестоко будут наказаны нижегородцы, если они не сообщат о заповеданиях Господа, данных Григорию, по всей России («воздвигну бурю и волны из реки Волги, и потоплю суда с хлебом и солью, и поломаю деревья и храмы…», так было сказано в видении).

Если проанализировать текст, то видно, что видение носит яркий оптимистический характер: Господь дарует Свои знамения для того, чтобы укрепить в русских людях веру и показать им Свою милость.

Важно и то, что «нижегородскому видению» волей Господа придается общерусское значение, причем в данном случае Господь обращается напрямую к русскому народу, а не к правителям.

И по сути дела, «нижегородское видение» свидетельствует о том, что русский народ волею Самого Господа призывался к подвигу самоустроения: очистившись от грехов, русский народ должен был освободить Москву и избрать себе царя, имя которого будет названо Господом.

И Россия услышала этот призыв. Уже летом 1611 г. видение записывается, появляется «Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде», и затем, осенью 1611 — зимой 1612 г., грамоты с текстом «Повести» рассылаются по всей стране.

Списки грамоты уже точно найдены, известны в Перми, Вологде, Устюге, Ярославле, Ростове, а также в городах Сибири, вплоть до Тобольска (до которого, кстати, Смута не дошла — поляков там не было).

Появился текст «Повести» и в войсках, стоявших под Москвой, в частности в полках 1-го ополчения под руководством Прокопия Ляпунова. И «нижегородское видение» стало прямым катализатором активных народных действий. Везде, где о нем получали известия, устанавливался строжайший трехдневный пост.

Причем, что очень важно, пост устанавливался по инициативе самих горожан, без вмешательства каких-либо властей.

Таким образом, всенародный очистительный пост стал непосредственной реакцией на «нижегородское видение». И этот всенародный пост показывает степень раскаяния в грехах, став выражением всероссийского покаяния, столь давно ожидаемого на Руси.

Именно всеобщее и искреннее покаяние рассматривалось в начале XVII в. как главный способ спасения России от разорения. Следовательно, весь русский народ воспринял сообщение о чудесном видении в Нижнем Новгороде как непосредственное руководство к действию и доказал свое стремление к нравственному очищению. И таких примеров было очень много.

Итак, народ стремился сам духовно очиститься. Это очень важно.

Урок второй. Кто мог возглавить народ в Смуту? Авторитет имевшихся царей и многообразных претендентов на престол к началу XVII в. очень упал.

Никто из них, ни Борис Годунов, ни Василий Шуйский, не говоря уже о Лжедмитрии I, не отвечал русскому православному представлению о царе — каким должен быть царь. Между прочим, в то, что Лжедмитрий — это воскресший царевич, верили, искренне верили.

Больно последние годы правления Годунова были страшными, и, вообще, главной причиной Смуты считалось убиение царевича, т. е. Господь наложил за это убиение наказание на народ русский в виде Смуты.

Лжедмитрия обвиняли в том, что он деньги на поляков тратил; огромные деньги отсылал в Польшу.

Правительство Шуйского опубликовало его переписку с папой римским, с королем Польским, но наибольшее отрицательное воздействие на русский народ Лжедмитрий произвел всего лишь одним деянием: он женился на полячке Марине Мнишек.

Марина отказалась принять Православие, и они отказались после свадьбы от Причастия. Вот это стало самым главным катализатором свержения Лжедмитрия (8 мая состоялась свадьба, а 17 мая Лжедмитрия уже свергли). Авторитет царский падал, а в 1610 г.

, казалось, уже полное падение — междуцарствие. Польскому королевичу была принесена присяга и послан договор. Поляки отказались подписывать этот договор, и вот в этих условиях единственным авторитетом осталась Церковь — единственным во всей стране. И прежде всего, конечно же, Патриарх Гермоген.

Именно Патриарх разрешил русский народ от присяги польскому королевичу. Из Москвы были разосланы специальные грамоты об этом. Это очень важный момент. То есть это как бы давало законные основания для восстания против поляков. Именно Святейший Патриарх Гермоген, когда поляки подходили к городу (входили в город), благословил ополчение, благословил на то, чтобы народ поднялся.

Для русского человека благословение означает самое важное, т. е. это Божие благословение «на труды своя». Были и знаменитые записки, письма, грамотки Гермогена, которые рассылались по России. Правда, грамоты 1-го ополчения не найдены, но интересно, что в отрядах, когда приговоры делались по сбору народа на ополчение, то везде в первую очередь говорили: «по благословению Патриарха».

Это было очень важно.

Но более того. Дело в том, что в этот момент Церковь, именно Церковь и только Церковь стала идейным и организационным центром по собиранию народа на подвиг самоустроения. Церковь помогала средствами.

А местные иерархи — это первые адресаты в посланиях из отрядов ополчений. То есть именно к ним обращались как к главным руководителям государства.

И, конечно же, благословение на ратный подвиг преподобного Иринарха русскому воинству из 2-го ополчения.

 Урок третий. Укрепившись духовно и церковно, русский народ сам поднялся на спасение Всей Земли. И 1-е, и 2-е ополчения — результат народного творчества. Не случайно в 1611–1612 гг.

, по сути, главным государственным органом становятся Советы Всей Земли. Это было и в 1-м ополчении, и во 2-м. Народ управлял собой сам и сам себя спасал в отсутствие государственной власти.

Именно народ выдвинул из своих рядов народных героев: Прокопия Ляпунова, Кузьму Минина. Народ нашел князя Димитрия Пожарского.

Итак, главный вывод из уроков Смуты. Укрепившийся духовно, предавшись покаянию, под водительством Церкви, русский народ сам поднялся на подвиг самоустроения и спас Россию. Наши предки сделать это смогли. Сможем ли мы?

Источник: http://rodnayaladoga.ru/index.php/istoriya-i-sovremennost/483-vera-i-narod-uroki-smuty

5 случаев, когда на Руси всерьез ждали конца света

Конца света ожидали на протяжении всей истории как католики, так и православные. Менялась лишь дата, в то время как сама хронология «последних дней» была досконально известна благодаря многочисленным сочинениям отцов церкви и эсхатологическим апокрифам.Конец света должен был начаться с череды бедствий и нашествий «нечистых народов» (то есть нехристианских, а в случае Руси — неправославных народов); затем случится явление и воцарение Антихриста и преследование им праведников; его гибель; всеобщее воскресение из мертвых и наконец — Страшный суд, на котором земная история и в целом ход времени завершатся, и наступит вечность («восьмой век») — праведники обретут награду в царствии небесном, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную. Ожидание конца света было постоянным, но лишь иногда — чаще всего в эпоху внешних нашествий и внутренних раздоров — оно актуализировалось и становилось основной матрицей истолкования происходящего.

Главные триггеры, которые регулярно заставляли вспомнить о том, что Страшный суд близок, — это, во-первых, различные бедствия: от природных катастроф до нашествий иноземцев и политических смут. Во-вторых, хронологические исчисления, приурочивающие конец времен к конкретным символически значимым датам — например, 6000-й, а потом 7000 год от сотворения мира или число зверя.

Гог и Магог

Популярное на Руси «Откровение», приписывавшееся Мефодию Патарскому (III–IV века), подробно описывало сценарий последних времен, состоявший из нескольких этапов (которые вдобавок варьировались в разных редакциях памятника): сначала из Етривской пустыни, куда их некогда заточил израильский судия Гедеон, выйдут измаильтяне, которые покорят весь мир, кроме богохранимого Греческого царства; затем, после того как греческий царь Михаил их разобьет, последует следующая волна бедствий, и на свободу выйдут «нечистые народы», в том числе Гог и Магог, некогда затворенные за горами Александром Македонским; они будут сокрушены архангелом Михаилом; вернувшийся царь Михаил воцарится в Иерусалиме; потом явится Антихрист, а после того, как он будет сокрушен, настанет Страшный суд.Уподобляя половцев или татар народам последних времен, летописцы объясняли скрытый смысл обрушившихся на Русь бедствий и вписывали «незнаемые» народы в библейски-провиденциальную картину истории (аналогично и на средневековом Западе после появления монголов их уподобляли Гогу и Магогу, а само слово «монголы» порой интерпретировали как «Magogoli», то есть «потомки Магога»). Эти отсылки, безусловно, окрашены в эсхатологические тона. Однако это не означает, что древнерусские книжники ждали конца времен со дня на день (да и последние времена мыслились как протяженные во времени). Важнее то, что они представляют нашествия иноплеменников как казни Божьи — посланное с небес коллективное наказание «за грехи наша» и призыв к коллективному же покаянию, которое может остановить Божий гнев и отвратить завоевателей.

7000 год от сотворения мира

В Новом Завете сказано, что сроки прихода последних времен неведомы никому, кроме Бога Отца (Мф. 24:36), и что Второго пришествия следует ждать ежечасно, так как «Придет же день Господень, как тать ночью» (2 Пет. 3:10). Однако другие фрагменты Писания явно давали подсказки для исчислений, и выкладкам этим не было конца. Многие подсчеты исходили из соотнесения двух мест — утверждения, что «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8), и убеждения, что мир был сотворен за шесть или семь (если считать воскресное отдохновение) дней, — значит, возможно, просуществует столько же, то есть 6 тысяч или 7 тысяч лет. Причем «тысяча» могла толковаться и строго буквально, и метафорически, как указание на «век» неопределенной длительности.В тот самый год, когда Колумб достиг Америки (1492 год), на Руси наступал 7000 год от сотворения мира. Как и в Византии, древнерусские таблицы с расчетами даты Пасхи заканчивалась на этой дате, и в некоторых рукописях напротив нее стояли устрашающие пометы наподобие «Зде страх, зде скорбь», «В лето 7000 последнее зрите, сде есть конец» и так далее. Среди русских клириков было распространено убеждение, что мир просуществует 7000 лет, а после скончания седьмой тысячи настанет «восьмой век» — вечность.Аналогичные эсхатологические пометы появлялись не только под 7000, но и под 6967 (1459) год, поскольку считалось, что если Христос был распят в 33 года, то Антихрист, его антипод и пародия, должен явиться за 33 года до конца света («В лето в 6967… боудет Рожество Антихристово… Оувы, оувы, будет нам, грешным, тогда горе, беда велика…»). Тема последних времен звучит в некоторых житиях, созданных задолго до самой даты (например, в «Житии Сергия Радонежского», где сказано, что святой воссиял в конце седьмой тысячи лет), и посланиях церковных иерархов, которые были написаны еще за столетие до грозного 7000 года. Например, митрополит Киприан в послании игумену Афанасию (около 1381–1382 годов) писал: «ныне есть последние времена, и летом скончание приходит, и конец веку сему». В этих формулах, безусловно, есть своя доля риторики (всякое время — последнее), но их учащение к 7000 году явно указывает на то, что эта дата приковывала к себе внимание духовенства.Тем не менее мы не знаем, насколько глубоко эсхатологические ожидания проникли в тогдашнее русское общество и даже клир. У нас нет свидетельство том, что русские земли при Иване III охватил массовый страх, а жизнь (походы, строительство, торговля) «остановилась». Трудно сказать, насколько широк был круг людей, знавших, что приближается 7000 год и что в этот год может последовать.

Читайте также:  Нина бурова: как учительница стала атаманшей гражданской войны

1598–1613 — Смутное время

Но представление о богоизбранных русских царях — прямых наследниках Ивана Калиты, Рюрика и Августа — очень скоро привело к коллапсу. Иван Грозный своими руками в приступе гнева убил старшего сына, а второй его сын, Федор, в 1598 году умер бездетным. Династия «природных» государей прервалась. Это событие было трудно осмыслить и принять. В стране начиналось Смутное время. Сперва на престол избрали боярина Бориса Годунова, затем Москвой на год завладел Лжедмитрий, после переворота трон занял боярин Василий Шуйский, а страну заполонили новые самозванцы; в 1610 году царя свергли, бояре присягнули польскому королевичу Владиславу, иноверцы-поляки вошли в столицу, пали Новгород и Смоленск.Череда катастроф, естественно, пробудила эсхатологическое видение событий. В стране распространились истории о грозных небесных знамениях, а с нимии тексты различных «видений»: рассказывали, что гневный Христос посылает на Русь казни, так как люди пали во всевозможные грехи и забыли о Боге. Людям отведено лишь краткое время на покаяние; если они не одумаются, Господь погубит весь мир.Если простые люди передавали друг другу истории о страшных видениях и знамениях, то ученые книжники разворачивали произошедшие события в целый апокалиптический сценарий. Лжедмитриев I и II они уподобляли Антихристу, обоих называли слугами дьявола или Лжехристами, а их общую жену Марину Мнишек — вавилонской блудницей. Полякам была отведена роль «нечистых» народов, осквернявших православные (то есть христианские) святыни.После изгнания из Москвы польского гарнизона в начале 1613 года в столице прошел собор, участники которого постились (как предписывали распространившиеся по стране «видения»), а затем выбрали нового царя. Венчание Михаила Романова положило в итоге конец Смуте (хотя раздоры и войны продолжались еще долго), а вспоминавшие о ней современники считали, что только Божья милость и всеобщее покаяние отвратили конец света.

1666 год — число зверя

«А по исполнении лет числа, тысящи шести сот шестидесяте шести… настоит день Христов, якоже рче апостол», — говорилось в «Книге о вере», изданной в Москве в 1648 году. Пришествие Антихриста должно было произойти через 18 лет, и людям настоятельно советовали готовиться: «И не несть ли быти готовым подобает, аще кто достигнет тех времен, на брань с самим диаволом!» Хотя на вопрос апостолов, когда придет конец света, Христос ответил: «Не ваше есть розумети часы и лета» (отмеренные Богом Отцом), — средневековые книжники были уверены, что высчитать его все-таки можно. Страшный суд. Фрагмент фрески из Новодевичьего монастыря. XVII векНа Руси 1666 год был связан, вероятно, с самым ярким всплеском эсхатологических ожиданий, основанных на хронологических вычислениях. «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» — говорится в Откровении Иоанна Богослова (Апокалипсисе). 1666 год задолго до своего наступления будоражил умы.В конце XVI века украинский книжник Стефан Зизаний написал «Казанье об Антихристе» (позже оно было издано в популярной московской «Кирилловой книге», 1644 год). По мнению Стефана, хоть сын погибели не пришел в мир в 1492 (7000) году, ждать его нужно в ближайшее время, ведь именно на восьмой день Христос явился ученикам, на «осьмой век» (тысячелетие) должно свершиться и Второе пришествие, которое предсказывал еще царь Соломон. До Конца осталось немного: как только Антихрист распространит католическую «мерзость запустения» в православных храмах, людям останется только ждать звука архангельских труб, возвещающих о Втором пришествии Христове.«Казанию» (и «Кирилловой книге») вторила «Книга о вере» (1648 год): «по еже седми деньми мир совершися, и по еже седмотысящными леты боудет кончина», «и яко сень к вечеру, да приидет вскоре страшное и великое Пришествие Христово». Мир «обветшал и состарился», он может «умереть»в любой момент. В начале XVII века другой украинско-белорусский книжник, Захария Копыстенский (умер в 1627 году), создал особую историко-эсхатологическую теорию, согласно которой вся история христианского мира знаменуется четырьмя великими отпадениями от правой веры. В 1000 году отпали в ересь западные христиане (1054 год — раскол православной и католической церквей). В 1600 году отпали православные древней Киевской митрополии (в 1595–1596 годах подписана Брестская уния, по которой большинство епископов митрополии перешло в унию, то есть католичество при сохранении православной обрядовости). Впереди людей ждут два последних отпадения — в 1660 и 1666 годах, а за ними — конец света. Эта идея тоже вошла в «Кириллову книгу». Страшный 1666 год приближался, настораживая и пугая. Однако события, всколыхнувшие всю страну и заставившие тысячи людей поверить в пришествие Антихриста, произошли немного раньше.

1653 и далее — никоновские реформы, гибель Святой Руси и пришествие в мир Антихриста

В 1653 году новоизбранный московский патриарх Никон приступил к реформам Русской церкви по новогреческому образцу. Он сразу же предписал креститься не двумя пальцами, а тремя, как делали в то время греки. Беда в том, что русских людей уже на протяжении столетия убеждали, что лишь Русская церковь сохранила истинную веру, русские обряды единственно верны и отражают полноту христианской веры, а любое изменение обряда искажает саму догму и автоматически влечет за собой впадение в ересь и гибель души. Еще при Иване Грозном Стоглавый собор 1551 года предал анафеме всех, кто не крестится древним и «истинным» двуперстным крестным знамением. Это проклятие повторялось и на протяжении первой половины XVII века, причем в издававшихся книгах помещали изображение правильного перстосложения, чтобы люди не впали в ересь по незнанию. Решение Никона вызвало ужас и у духовенства, и у простых людей: вера истинная рушится на глазах, последнее Богохранимое царство само идет под власть Антихриста, заветы святых отцов и правила соборов попираются, глава Церкви велит всем перейти в ересь, отречься от Христа и погубить души! «Видим, яко зима хощет быти, сердце озябло и ноги задрожали». Протопоп Аввакум о том, как была принята никоновская реформа народомНикон реформировал Церковь, видя в греках единственных своих учителей и принимая новогреческие тексты и обряды за древние, а русские (которые как раз лучше сохранили прежний греческий устав) считая испорченными от времени. «Ревнители старины» в свою очередь не могли принять «еретических» исправлений и готовы были умереть за истинную веру. Начался раскол. Поначалу сохранялась надежда, что противники и сторонники реформ услышат друг друга, но в 1666 году (том самом, страшном году Антихриста) в Москве открылся Большой собор, на который по настоянию царя приехали восточные (Александрийский и Антиохийский) патриархи. Они судили и лишили сана Никона, рассорившегося к тому времени не только со многими клириками, но и с царем, однако по вопросу реформ приняли однозначное решение, предав анафеме всех людей, не согласных служить по уставу, измененному на греческий манер. Решение вселенских патриархов поставило точку в вопросе о реформе. Старообрядцев прокляли и греки, и русские епископы. Пророчество о 1666 годе свершилось. Для тех, кто остался верен неисправленным обрядам (а таких в стране были тысячи и тысячи), исчезла на земле последняя истинная Церковь и сгинуло православное царство. Все епископы перешли в «ересь», некому было рукополагать священников. Старообрядцы стали жить в безблагодатном миру, веря, что Антихрист уже воцарился, но будет править непредсказуемо долго, а российские власти — его ставленники или просто ипостаси многоликого врага. Антихриста видели то в Никоне, то в царе Алексее Михайловиче, то в императоре Петре I (его реформы окончательно извратили страну и превратили русских боярв «немцев», повально совершавших грех брадобрития и переодевшихся в «бесовское» иноземное платье). Чтобы не оскверниться и не погубить душу, многие шли на добровольную смерть — коллективные самоубийства в конце XVII века заполонили страну. Другие бежали от преследования властей. В России множились старообрядческие общины и формировались разные «толки». Только в 1846 году, когда в старую русскую веру перешел из Константинопольского патриархата епископ Амвросий, старообрядцы получили рукоположенных иереев и возродили церкви — так образовалось Белокриницкое согласие. Другие «толки» остались верны своим харизматичным лидерам, которые учили их истинной вере (и зачастую при этом отходили далеко от древнерусского православия) и окончательно стали «беспоповцами» — не приняли и до сего дня не принимают ничего в проклятом миру, лежащем под властью сатаны. 

(с)

Источник: https://denis-balin.livejournal.com/3634001.html

Какие знамения были на Руси перед Смутным временем

Описание

Русские книжники редко давали пространные толкования знамениям. Сам характер знамения был подобен загадке, в содержании которой нужно было отгадать ответ.

Небесный крест

Зимой 7092 (1583-1584) года, как сообщает Новый летописец, «явися знамение на небесех на Москве: меж Благовещенья и Ивана Великого явися крест на небесах, да звезда с хвостом».

Когда ближние поведали о том Ивану Грозному, тот сказал, что «си есть знамение ко смерти моей». Царь умер 9 марта 1584 года.

В этом случае крест на небесах служил уже не знаком победы, как во времена первого христианского императора Константина, а скорее грозным предупреждением.

Рыба-кит

В Псковской III летописи за 7100 (1591-1592) год появилась запись, отметившая слух, что «взыде в море кит рыба, и хоте потопити Соловецкои монастырь и остров», но «молитвами преподобных опять в море пошол». Явление фантастической рыбы-кита, покусившегося на северную святыню, очень напоминало библейского кита, поглотившего Иону.

Разделение вод

Летом 7102 (1594) года, сообщает Пискаревский летописец, близ города Орешка было чудесное явление: «на Неве реке воста буря сильна зело и воду раздели надвое. И много время стояло. И в те поры некий человек прошол между воды по суху. И всем удивление о сем чюдеси». Область эта, хоть и была окраиной, играла большое значение как зона политических переговоров и военных столкновений.

Звездный дождь

Следом за сообщением о расступившихся водах под 7106 (1597-1598) годом Летописец поместил рассказ «О звездах». «Того же года падоша звезды с небеси, аки дождь сильный… перед смертию царя Феодора» (Федор Иоаннович умер в ночь с 6 на 7 января 1598 года).

Сова в церкви

Тот же Летописец писал: «Того же года на Москве явишася птица сова в большой церкве, в Пречистой на площади, и быша много адва вылете». Сова в русских поверьях была особой птицей, предвещающей несчастья, и связанной с чародейством.

Разрушение монастыря

Летописный сборник Новгородского Николаевского Дворищенского собора указывал, что вверх по Оке провалилась вместе с жителями слобода в 150 дворов, монастырь же был полностью разрушен и от него остался лишь алтарный столп.

«Сие все было знаком имущих бысть смятений по смерти благочестиваго Феодора…, но однако вера православная, как оный оставший церковный столп, осталась непоколебима». Знают это происшествие и нижегородские летописи и помещают они его либо под 12 июля, либо под 18 июня 7105 (1597).

Вероятно, разрушение монастыря «грозным посещением Господним» было вызвано оползанием холма в Волгу.

Великая комета

И иностранные и русские источники сходятся в сообщении о прохождении кометы в 1604-1605 году.

Конрад Буссов говорит об этом следующее: «В том же 1604 году в следующее воскресенье после Троицы [10 июня], в ясный полдень, над самым московским Кремлем, совсем рядом с солнцем, появилась яркая и ослепительно сверкающая большая звезда, чему даже русские, обычно ни во что ставившие знамения, весьма изумились». Чтобы растолковать знамение, Годунов призвал к себе старца, специально выписанного из Лифляндии. Старец пояснил, что таким образом Господь предостерегает государя, так как эти звезды предвещают обычно раздоры. Скорее всего, это была именно комета, на которую в тот же период прямо указывает Павел Пясецкий и кн. И.А. Хворостинин. Толкование, данное лифляндским старцем, было традиционно для комет, а возжигание на небосклоне новой звезды означало, скорее, присутствие благодати.

/div/div

Источник: https://4fasol.com/answer/history/80439

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector