Самый странный советский обычай: фотографирование покойников

Какое это утешение — иметь под рукой образ тех, кого нет с нами. Разумеется, мы можем представить себе этот образ мысленно, но он не будет реален, как если бы мы видели его своими собственными глазами.Флора А.Виндайер, письмо преподобному Джону Бломфильду, ноябрь 1870

В фильме «Другие» с Николь Кидман в главной роли есть необычный эпизод. Героиня находит и рассматривает несколько фотографий, на которых изображены умершие люди. По сюжету, на фотографиях изображена ее прислуга, на самом деле давно уже умершая. Такие фотографии редко показывают посторонним, но они действительно существуют, и их число исчисляется многими тысячами.

ИЗ ИСТОРИИ ПОСМЕРТНОЙ ФОТОГРАФИИ Внутреннюю симфонию каждого человека хранят безделушки и сувениры, оставшиеся после близких. Наиболее распространенной памятной вещью была фотография. В 1839 на гладко полированной металлической пластине был напечатан первый дагерротип, изобретенный французом Луи-Жаком Дагерром. Американцы с готовностью взяли его на вооружение. Фотографировать усопших начали практически тогда же, когда появились первые дагерротипы. До этого великого изобретения только состоятельные люди могли себе позволить иметь посмертные портреты своих близких. Их рисовали именитые художники, но с появлением фотографии создание памятных картин стало доступнее. Это было гораздо дешевле и быстрее, чем рисованные портреты, и потому позволяло представителям низших классов иметь свои собственные памятные картины.Несмотря на точность воспроизведения образов, процесс дагерротипии требовал кропотливой работы. Экспозиция могла занимать до пятнадцати минут, чтобы фотография получилась резкой. Живым людям трудно было усидеть неподвижно так долго. Может быть, поэтому появилась идея посмертного портрета. Занимались подобным родом фотографии, как правило, те же самые фотоателье, которые изготавливали портреты. Впрочем, стоимость услуги была значительно больше — по понятным причинам — фотограф должен был приезжать к клиенту.

В первые годы своего существования дагерротипы — маленькие фотографии на полированном серебре — были такими дорогими, что часто человек мог фотографироваться лишь один раз в жизни, вернее, после смерти. В 1850-е популярность дагерротипа снизилась в связи с заменой его более дешевым аналогом, известном как амбротип.

Амбротип был ранней версией фотографии, изготавливался он отображением негатива на стекле, за которым располагалась темная поверхность. Также применяли ферротипию. Ферротипией называли фотографии-позитивы, которые делались непосредственно на железную пластину, покрытую тонким чувствительным слоем.

В шестидесятых годах XIX века фотография стала доступна почти всем слоям общества. Появились фотокарточки на бумажной основе.

На большинстве посмертных фотографий викторианской эпохи покойный изображается мирно спящим. Фотографии умерших детей были особенно дороги, потому что при жизни их почти не снимали или не снимали совсем. Многих из них усаживали и окружали игрушками, чтобы они были похожи на живых детей.

Иногда родители или братья и сестры позировали вместе с умершим ребенком. Можно было получить множество отпечатков с одного негатива, поэтому семьи могли посылать фотографию другим родственникам. Большинство из них считались скорее памятными по-дарками, чем тревожными напоминаниями о недавней смерти.

Викторианская эпоха — эпоха британской королевы Виктории, которая правила страной с 1837 по 1901 год. Виктория вошла в историю как законодательница высоких моральных принципов. Определила «викторианский стиль», затрагивающий все стороны жизни, сама жила по определенным правилам и распорядку дня и требовала того же от своих подданных.

Овдовев в 1861 году, она носила траур по мужу, принцу Альберту, до самой смерти, то есть 40 лет.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПОСМЕРТНЫХ ФОТОГРАФИЙСегодня существует большое количество постоянно пополняющихся коллекций посмертных фотографий викторианской эпохи. Томас Харрис, нью-йоркский коллекционер, так объясняет свою страсть.

«Они (фотографии) успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни». Одной из наиболее известных коллекций посмертной фотографии является архив Бёрнса. Всего там содержится более четырех тысяч фотографий.

Фотографии именно из этого архива были использованы в фильме «Другие».

Коллекция «Умирание и смерть» состоит из 4000 фотографий (1840-1996), представляющих различные мировые культуры. Она содержит один из самых обширных архивов ранних изображений умирания и смерти и особенно примечательна своими дагерротипами.

Многочисленные выставки, а также «Лучший фотоальбом 1990 года», книга «Спящая красавица: Мемориальная фотография в Америке» были составлены при помощи этой коллекции. В настоящее время готовятся к выпуску новые альбомы.

Главный акцент коллекции — личные, мемориальные фотографии, сделанные семьей усопшего или по ее заказу.

Другие разделы коллекции включают сцены гибели на войне, казни, смерти, которые попадают в блоки новостей и связаны с насилием, несчастными случаями и прочими примерами насильственной смерти. В наличии также ограниченный выпуск отпечатков ряда стандартных изображений.

ВИДЫ ПОСМЕРТНОЙ ФОТОГРАФИИЕсть несколько подвидов посмертной фотографии. В некоторых случаях умерших фотографировали «как живых». Старались посадить на стул, дать в руки книгу, в некоторых случаях даже глаза были открыты. В коллекции Бёрнса существует фотография девушки, сделанная по прошествии девяти дней после ее смерти.

На ней, она сидит с раскрытой книгой в руках, и смотрит в объектив. Если бы не надпись на фотографии, было бы нелегко понять, что она умерла. Иногда усопших усаживали на стул, с помощью подушек укладывали, полулежа, на постели, а иногда и сажали, задрапировав гроб тканью. На других фотографиях усопшие запечатлены лежащими в постели.

Иногда эти снимки делали сразу после смерти, иногда усопшего, уже одетого к погребению, укладывали на кровать для прощания. Попадаются снимки, где тело покоится на кровати рядом с гробом. Еще один, наиболее часто встречающийся вид снимков можно назвать «гробовым». Усопшие запечатлены в гробах или рядом с ними. В этом случае глаза почти всегда закрыты.

Тело уже облачено в погребальную одежду, часто покрыто саваном. Внимание, как правило, акцентируется на лице покойного, а иногда лицо видно с трудом из-за ракурса фото-графии или закрывающих гроб со всех сторон цветов и венков. Иногда фотограф старался подчеркнуть роскошь и убранство гроба и комнаты.

В редких случаях изображен закрытый гроб и венки, возможна также прижизненная фотография усопшего, вмонтированная в один из венков.

Существовал обычай фотографировать усопшую женщину и срезать локон ее волос. Этот снимок вместе с локоном помещали в медальон и носили на груди. Снимки делали в доме, где лежал усопший, в похоронном бюро и на кладбище.

ПОСМЕРТНАЯ ФОТОГРАФИЯ СЕГОДНЯВ последнее время посмертная фотография считается тяжелой для восприятия. Стараются избегать подобных снимков. Автору статьи известен веб-сайт, содержащий две версии статьи — одна с фотографией усопшей, другая — без фотографии, специально для тех, кого подобные фотографии отталкивают.

В наши дни зачастую фотографирование умерших воспринимается как странный викторианский обычай, однако оно было и остается важным, если не признанным явлением американской жизни.

Это такой же род фотографии, как эротика, которую снимают супружеские пары в домах среднего класса, при этом, несмотря на широкое распространение этой практики, снимки редко выходят за пределы узкого круга близких друзей и родственников.

Наряду с надгробными камнями, похоронными открытками и другими изображениями смерти, эти фотографии представляют собой способ, которым американцы попытались сохранить свои тени. Американцы снимают и используют фотографии покойных родственников и друзей вопреки общественному мнению о неуместности таких снимков.

Посмертная фотография очень часто практикуется в современном обществе, ею интересуются множество людей. Очевидно, что она играет важную роль для следователей по уголовным делам и всей системы правосудия в целом.

  • А. ВАЙС, Канада
  • Источник: Похоронный портал

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/babyblog_photo/729534

Портрет с трупом, или Книга мертвых

Фотографировать мертвых детей. Нормальному человеку такое и в голову не придет. Сегодня это дикость, но еще 50 лет назад это было нормально. Карточки с умершими младенцами матери берегли как самое дорогое. А теперь по этим мрачным снимкам мы можем проследить эволюцию отношения человека к смерти и к своим близким.

Дети умирают медленнее стариков

Странный и, на первый взгляд, жуткий обычай — фотографировать мертвецов — зародился в Европе, а потом пришел и в Россию, в середине ХIХ века одновременно с появлением фотографии. Обыватели стали снимать своих умерших родственников.

По сути, это было новое проявление традиции писать посмертные портреты близких и снимать с лиц усопших гипсовые маски.

Однако портреты и маски были дорогим удовольствием, в то время как фотография становилась все более и более доступной для всех слоев населения.

Я видел одну из ранних фотографий умершего ребенка, относящуюся еще к 1840-м, — рассказал петербургский историк фотографии Игорь Лебедев.

Параллельно развивалось другое направление посмертной фотографии — криминальная съемка. Фотографы выезжали на места преступлений и снимали погибших для полиции. При этом речь идет не только о специфической съемке, когда фиксировали, как лежит тело или куда попала пуля.

Мертвецов также аккуратно укладывали на кровати и снимали. Так было, например, с семьей Парсонс. Отца, мать и трех малолетних детей убили, а тела сбросили в воду. Когда их обнаружили, то собрали всех вместе и сделали последнюю семейную фотографию.

Однако на ней видно, что все заснятые уже мертвы.

Когда же фотографировали маленьких детей, умерших в семьях от болезней, очень часто делали так, чтобы они выглядели, как живые. Их снимали с любимыми игрушками и даже сажали на стульчики. Малышей одевали в самые нарядные платья и украшали цветами.

Часто родители даже старались улыбаться, держа на руках мертвых грудничков, как будто они просто мимоходом зашли в фотосалон с ними во время первой прогулки. Детям иногда дорисовывали на снимках зрачки, чтобы эмитировать открытые глаза. Были даже фото, на которых мертвецы запечатлены с домашними животными — птицами, кошками, собаками.

Что особенно поражает — мертвых и живых сыновей и дочерей снимали вместе. Например, есть кадр, где на диване сидят девочки-близняшки — одна мертвая, другая живая.

Детских фотографий довольно много еще и потому, что детская смертность в те годы была очень высокой по сравнению с современной, — объясняет Лебедев, — к тому же умерший ребенок дольше выглядит живым, в то время как старики быстро изменяются, кожа обвисает, начинается разложение плоти.

Книги мертвых

Уже в 20–30 годы XX века ученые начали исследовать феномен посмертных фотографий. Тогда появилось выражение «фотография — это маленькая смерть». Щелчком камеры фотограф будто убивал мгновение и одновременно делал его вечно живым.

Так вечно живыми оставались на карточках мертвецы, которых снимали в привычной для них обстановке — за чтением газет, в любимом кресле, с друзьями и родными. Особо смелые даже делали снимки мертвецов, смотрящихся в зеркало. Серия таких снимков составляла книгу мертвых.

В дни эпидемий в этих мрачных книгах собирались целые семейные альбомы.

Собирали их в основном женщины. Они становились хранительницами не только очага, но и истории рода, — говорит Игорь Лебедев.

Просматривать чужому такие подборки, конечно, жутко. Но для родных это были милые сердцу памятки.

Есть несколько объяснений, зачем делались эти фотографии. Прежде всего, это была мода — люди просто копировали поведение друг друга.

Кроме того, по фотографиям могла вестись личная летопись. Фотографа приглашали на каждое значимое событие в жизни человека — его рождение, праздники, при покупке дома или машины, на свадьбу, при рождении уже его детей. И посмертный снимок становился логическим завершением в этом ряду.

Но главное — таким образом люди старались запечатлеть последний миг родного человека. В XIX–XX вв. семья значила гораздо больше, чем сегодня. Поэтому же были традиции хранить локоны, кусочки одежды умерших.

А в случае с детьми — это могли быть и вовсе единственные их снимки. Родители не всегда успевали снять их при жизни. А так им на память оставалось хоть что-то.

И, между прочим, когда родственников спрашивали про такие фотографии, они всегда вспоминали не смерть усопшего, не его муки, не свое горе, а то, каким он был при жизни. Вспоминали только хорошее, — сообщил Лебедев.

Сегодня уже трудно понять такой способ увековечить любимых — ведь в наши дни, когда практически у всех есть «мыльницы», за жизнь человека скапливаются сотни его карточек. Так что нет необходимости делать посмертные.

Могила заменила человека

В европеизированном Петербурге эта традиция была более развита, чем на периферии. В деревнях съемки всегда были событием, по значимости сопоставимым с похоронами. Часто эти два события совмещали. На траурную фотосъемку собирались всей деревней. При этом на первый план выставляли гроб с покойником, а за ним выстраивались собравшиеся на похороны.

Читайте также:  Чем картины василия верещагина шокировали современников

Получалось противопоставление мертвых и живых, покойник всегда смотрел в небо, собравшиеся вокруг — прямо в камеру, — отмечает историк Игорь Лебедев.

Практически при всех похоронных конторах работали фотографы. Это были мастера, которые просто делали свое дело.

У профессионалов всегда стоит вопрос: «А кто, кроме меня?» Пойти на поводу у этики и отказаться от съемок мертвецов или нажать на кнопку и оставить родным снимок любимого человека, — объясняет Лебедев.

Возможно, поэтому мы — не профессионалы — не понимаем, как можно снимать мертвецов. Только Ленин в мавзолее — исключение.

Известно, что традиция снимать мертвых детей сохранилась в нашей стране еще и в послевоенные годы. Посмертные фото стали исчезать только в 60-е годы. Тогда же начали приклеивать снимки на надгробные памятники. И в те годы можно было увидеть редкие посмертные карточки на крестах и стелах.

Практически в каждой семье в России были такие снимки, но потом их стали уничтожать, теперь почти не найдешь, — уверен Игорь Лебедев.

Рвали и выбрасывали картинки с мертвецами потому, что уже не помнили этих людей, а семейные ценности — как, например, память рода — уходили в прошлое. Значимее стало внешнее проявление близости.

Именно поэтому в Советском Союзе появилось уникальное явление — съемки похорон. Если в других странах ограничивались одним-двумя траурными кадрами, то у нас снимали всю процессию.

И если в другое время человек никогда бы не согласился показать своих слез, то здесь это было допустимо — чтобы все видели, как он опечален случившимся.

Фотографии с мертвецом были вытеснены фотографиями с могилой. Люди могли сниматься у креста и при этом обнимать его, улыбаться, как будто они стоят с умершим, — рассказал о трансформации традиций историк Игорь Лебедев.

До сих пор фотографы работают на кладбищах во время похорон. Хотя и этот обычай постепенно отмирает.

http://mk-piter.ru/2008/07/03/021/ — сайт «МК» в Питере», Елена Михина

Источник: http://fotose.com/ru/life/history/348/Portret_s_trupom__ili_Kniga_mertvyh-7724/

Фото, сводящие с ума

Традиция делать снимки покойников в таком виде, как будто они живы, появилась в США еще на заре фотографии. Особенно часто так снимали мертвых детей.

Малолетних усопших перед фотографированием наряжали в самые красивые платья, украшали цветами, усаживали в кресло или на кровать, располагая в естественных позах. Часто им в руки вкладывали любимые игрушки.

Покойный при этом выглядел как живой. На многих снимках вместе с умершими детьми позировали их живые родители, братья и сестры.

В 1898 году в городе Клайндон, штат Арканзас, от воспаления легких умерла четырехлетняя Мэри Роулз. Для ее безутешных родителей это несчастье совпало с другим: в соседнем городе при смерти лежала бабушка покойной девочки, престарелая миссис Хегленд.

Внучку она безмерно любила и всячески ее баловала; правда, в последнее время, будучи не в состоянии с ней видеться из-за своей болезни, она ограничивалась лишь посылкой ей подарков, главным образом кукол.

Зная, что трагическое сообщение сократит и без того недолгие дни миссис Хегленд, родители малышки решились на обман. Мертвую девочку нарядили в красивое платьице, вокруг нее разместили присланных бабушкой кукол. Мэри, сидевшая со склоненной на бок головкой, как бы в задумчивости глядела на своих игрушечных подружек.

Фотография была отправлена миссис Хегленд вместе с письмом, в котором сообщалось, что девочка в полном здравии и шлет любимой бабушке привет. Решив, что снимок утешит умирающую, убитые горем родители приступили к подготовке похорон дочки. Но история на этом не закончилась.

Накануне погребения, поздно вечером, возле крыльца Роулзов остановилась карета, из которой, поддерживаемая служанкой, вышла миссис Хегленд. Роулзы знали, что она давно не встает с постели, и потому ее неожиданное появление оказалось для них ужасным сюрпризом.

Миссис Хегленд, вопреки советам врачей, решилась на это путешествие с единственной целью: увидеть перед смертью дочь, зятя, а главное -любимую внучку. Войдя в дом. бабушка потребовала, чтобы к ней привели Мэри. -Я, может быть, не доживу до утра-, — повторяла она слабым голосом. Растерявшиеся родители что Мэри сегодня ночует у подруги.

Старуху уложили в постель, но она, видимо, почувствовала что-то неладное. Среди ночи миссис Хегленд встала с постели, зажгла свечу и вышла из комнаты. В полутемном зале, освещенном луной, она увидела закрытый гроб. Подошла, с усилием сдвинула крышку.

А когда отблеск свечи упал на мертвенно-бледное лицо юной покойницы, старуха вскрикнула и лишилась чувств. Пламя упавшей свечки перекинулось на креп и обивку гроба, на платье Мэри, и через считанные минуты огонь охватил

Так передает этот давний случай американский историк Патриция Уайетт, которая уже много лет изучает старинные посмертные фотографии.

Исследуя пожелтевшие снимки. П. Уайетт и ее помощники опрашивали родственников тех, кто был изображен на фото, искали в архивах документы, анализировали подшивки старых газет. В итоге ученые собрали сведения о семейных драмах, связанных с героями многих таких фотографий. Этим историям иногда ужасаешься не меньше, чем самим снимкам.

Вот, к примеру, фото двух совсем девчушек, одна из которых как будто лишь слегка задремала с полузакрытыми глазами. Это снимок сестер Браун из Бостона, сделанный в 1890 году. Кэтрин — та, что слева, — к моменту съемки была мертва.

Вторая сестра, Сьюзан, умрет спустя несколько месяцев от той же болезни (вероятно, наследственной).

Словно предчувствуя свою смерть, девочка настояла на том, чтобы ее сфотографировали рядом с любимой сестрой, и впоследствии, незадолго до смерти, попросила, чтобы их похоронили в одной могиле. что и было выполнено.

Фотография умершего в 1912 году шестилетнего Клайва Дэвиса произвела такое сильное впечатление на его младшего брата Стива, что он сошел с ума. Родители однажды показали ему это фото и объяснили, что братик, изображенный на снимке как живой, с открытыми глазами, на самом деле сфотографирован уже мертвым.

Это так подействовало на впечатлительного ребенка, что он начал видеть -умершего, но живого» Клайва за окнами, в темных углах дома, за деревьями в саду. Когда же покойный брат повадился наклоняться над кроватью Стива по ночам, мальчика поместили в больницу, где он и умер.

Нечто похожее случилось в семье Гринсвудов, которые сфотографировались со своим умершим ребенком.

После похорон этот малыш, в том виде, как он изображен на снимке, стал сниться матери, а потом и мерещиться ей наяву.

Супруги продали дом и переселились в другой город, но и там женщина не могла избавиться от видений, В конце концов, ей пришлось пройти длительный курс лечения, пока маленький мертвец не оставил ее в покое.

18-летняя Энн Дэвидсон на своей посмертной фотографии предстает перед нами с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз. Как будто фотографируется невеста в день своей свадьбы. На самом же деле девушка попала под поезд, и невредимой осталась только верхняя часть ее тела, которую мы и видим на снимке. Руки покойной уложены так, словно она перебирает цветы.

С подобными фотографиями случались и почти мистические истории. П. Уайетт в своей книге рассказывает, как в 1919 году супруги Сара и Чарльз Льюисы, недавно похоронившие своего ребенка, явились к гадалке узнать, будут ли у них еще дети. Будут, ответила та, но для этого необходимо уничтожить фотографию, на которой они сняты с умершим мальчиком.

Вернувшись домой, Льюисы кинулись искать снимок, но его нигде не было. Он куда-то пропал! Сара и Чарльз расстроились, но жизнь все-таки продолжалась, и впоследствии у них появилось четверо детей — двое своих и двое приемных. Супруги уже думали, что фотографию за них уничтожили высшие силы, однако через много лет она нашлась среди старых бумаг.

Сейчас старинная традиция делать посмертные снимки детей, на которых они изображены как живые, может вызвать удивление, даже показаться отталкивающей, но в те времена в этом не видели ничего странного. Ребенок умер так рано, что его не успели запечатлеть при жизни, и родители, пока еще малыша не затронуло тление, торопились сохранить его «живой» образ.

Не считалось предосудительным наложить на лицо покойника грим, делая внешность более естественной, а на опущенных веках нарисовать глаза, якобы смотрящие в объектив фотокамеры. Этот обычай из Америки перекинулся в Европу, в том числе и в Россию, и угас к середине XX века.

Любопытно, что в СССР подобные фотографии делали еще в 1960-е годы — главным образом, в сельской местности, для кладбищенских памятников.

Нужда в этом отпала с более широким распространением фотографии: теперь уже в каждой семье имелись и обычные, прижизненные снимки, которые вполне можно поместить на крест или надгробие (кстати, сейчас, кажется, и эта традиция уходит, теперь ограничиваются лишь фамилией и датами рождения и смерти).

Посмертная фотография, где покойник «позирует- в качестве живого, уступила место снимкам, на которых он изображен в более естественном для себя положении, то есть лежащем в гробу.  А это, согласитесь, уже не то, что фото, где усопший «притворяется» живым. Рассматривать подобные фотографии, особенно детские, жутковато. Но нельзя забывать, что для безутешных родных это были дорогие сердцу памятки о любимых существах, ушедших в мир иной до обидного рано.

Тайны ХХ века № 37 2011

Источник: http://paranormal-news.ru/news/foto_svodjashhie_s_uma/2011-09-09-3731

Фотографирование похорон: самый странный обычай в СССР

Этот, без сомнения, странный обычай распространился в СССР сразу после революции 1917 года и постепенно сошел на нет в конце XX века. Впрочем, не везде – в отдаленных деревнях до сих пор принято делать фотоснимки похорон и покойников, причем, почти в обязательном порядке снимали не только саму процессию похорон, но и часто – лицо покойника в гробе и родственников вокруг гроба. С чем же было связано возникновение подобной традиции?

Происхождение традиции

Возникновение включения фотосъемки в обряд похорон можно объяснить традицией, возникшей в годы Гражданской войны, когда фотографии убитых героев размещали в газетах и даже выпускали специальные фотоальбомы, посвященные истории революции, который часто начинались именно с фотографий похорон.

Однако на самом деле традиция эта возникла еще раньше — например, после кончины императора Петра Великого его посмертный портрет был написан двумя художниками. В одно время в домах обывателей был распространен обычай вешать на стены фотографии императоров в гробах, например, Александра II.

В начале XX века в кинотеатрах перед сеансами показывали документальные кадры с похорон знаменитых людей: художника Архипа Ивановича Куинджи, государственного деятели Петра Аркадьевича Столыпина, историка Василия Осиповича Ключевского и других. Все это оставило свой след в формировании традиции фотографирования похорон в СССР.

Особенности фотографирования мертвых в России

Традиция фотографирования частных похорон возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет, вплоть до девяностых годов XX века. Пик распространения пришелся на 1970—80-е, когда в продаже появились полуавтоматические фотокамеры; почти в каждом семейном альбоме того времени были такие фотографии.

К слову сказать, ни в царской России, ни в советское время не была распространена традиция фотографировать мертвых людей, как живых – с открытыми глазами, в разных нарядах и в различных умилительных позах, как это было принято в Европе. Делать такие фотографии в России считалось неуместным и воспринималось как глумление над телом почившего человека.

Сложились и свои каноны фотографирования: обязательно следовало крупным планом сфотографировать лицо покойного, лежащего в гробу, и обязательно – родственников у гроба Это был самый распространенный тип погребальной фотографии в русской культуре ХХ века. Такие фотографии делались дома, по дороге на кладбище и на самом погосте.

Причем, если в двадцатых и в тридцатых годах XX века провожающие покойного люди смотрели в объектив, позируя, то позже они, даже позируя, стали смотреть на покойного, как бы отдавая ему дань уважения. Обязательными считались снимки у могилы и фотография самой могилы, с цветами и венками, с установленным крестом или памятником-пирамидкой со звездой, фотографией и надписью.

Не было принято фотографирование проявлений искреннего горя, рыданий и стенаний родни, а так же некоторые другие довольно деликатные моменты – например, не снимали момент, когда родные «прикладывались к венчку» покойного.

Читайте также:  Как русские разведчики изучали территорию горцев на кавказской войне

При этом ученые отмечают, что фотографы невольно подражали традициям иконописи, иконам на которых изображается, например, «Успение Богоматери» или «Положение Христа во гроб»: гроб покойного, так же как и на русских иконах, чаще показывали сбоку, и так же люди спокойно и серьезно смотрели в лицо умершего. Православные священники относились к этому весьма «либерально», не считая это нарушением христианских канонов.

Зачем это делали

Сами русские люди, которые показывали фотографии этнографам, объясняли фотографирование на похоронах по-разному: одни считали, что это делается для того, «чтобы помнить, кто был на похоронах». Другие считали главным критерием известность покойного.

Третьи думали, что «важно соблюдать традиции»: «Ничего такого в этом нет, так все делают», – об этом в своей статье «Фотографии похорон в русской культуре» указывает антрополог Ольга Юрьевна Бойцова, старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им.

Петра Великого.

Фотосъемка действительно прочно вошла в русскую традицию как фиксирование перехода человека из одного состояния в другое – фотографируют рождение ребенка, крещение, «первый звонок», выпускной, свадьбу. Это документальное подтверждение произошедшего события и сохранение о нем памяти не только для семьи, но и для будущего поколения.

Это фиксирование личной истории человека, вкрапленное в историю рода, как повторяющегося события, через которое проходит каждый человек, но которое повторяется в истории коллектива. В фотографии задокументированное личное становится общим. При этом потомкам остается свидетельство о том, что похороны предка «были» и «все было сделано правильно».

В этом смысле фотографии похорон важны не для умерших, но для семьи и потомков.

Хранили, а теперь выбрасывают

В XXI веке этнографы отмечают, что люди больше не желают видеть родных людей мертвыми даже на фотографиях и хотят «запомнить их живыми». Происходит вытеснение всяких упоминаний о смерти из жизни человека, что характерно для постхристианского общества, страшащегося смерти.

Похоронные фотографии выбрасываются из семейных альбомов, и лишь пожилые люди продолжают их хранить по традиции, причем как носители традиции, находящиеся внутри нее, не могут внятно объяснить, зачем это нужно.

Люди старшего поколения по-прежнему считают, что смерть надо видеть своими глазами, помнить о ней и все знать, «потому что так надо». Это верно расставляет акценты в текущей жизни и заставляет думать о душе.

При этом антропологи отмечают, что фотографии родных с гробом покойного во многих случаях невольно становятся как бы торжеством жизни над смертью, особенно четко это видно на фотографиях начала XX века, когда в крестьянских семьях было много молодежи и детей.

Источник: https://123ru.net/religion/216916023/

"Культ смерти" в фотографиях викторианской эпохи

?

Category:                                      Посмертные фотографии викторианской эпохи.

Когда речь заходит о викторианской эпохе, большинство людей вспоминают о конных экипажах, о дамских корсетах и о Чарльзе Диккенсе. И вряд ли кто-то задумывается о том, что делали люди той эпохи, приходя на похороны. Это может показаться сегодня шокирующим, но в то время, когда в доме кто-то умирал, первый к кому обращалась семья несчастного, был фотограф. В этом обзоре посмертные фотографии людей, живших в викторианскую эпоху.

За спиной у девушки виден штатив, а глаза фотограф ей дорисовал .Можно подумать, что девочка просто моргнула, но это не так.

Во второй половине 19-го века у викторианцев появилась новая традиция – делать фотографии мёртвых людей. Историки считают, что в то время услуги фотографа стоили очень дорого, и не многие могли позволить себе такую роскошь при жизни.

Родители ещё не осознали, что их ребёнка больше нет.Семья кажется в полне счастливой, но с девочкой явно, что то не так.

И только смерть и желание сделать в последний раз что-то значимое, связанное с близким человеком, заставляли их раскошелиться на фотографию. Известно, что в 1860-х годах фотография стоила около 7 долларов, что сегодня соизмеримо с 200 долларами.

Дети рядом с умершим ребёнком, выглядят явно испуганными.Сидя со штативом.

Ещё одна вероятная причина такой необычной викторианской моды – «культ смерти», существовавший в ту эпоху.

Начало этому культу положила сама королева Виктория, которая после смерти в 1861 году своего супруга принца Альберта так и не сняла траур.

В то время в Англии после смерти кого-то из близких женщины 4 года ходили в чёрном, а в течение следующих 4 лет могли появляться только в одежде белого, серого или фиолетового цвета. Мужчины целый год носили на рукаве траурные повязки.

Мальчик со штативом, но ещё его явно кто-то поддерживает за шторой.

Люди стремились, чтобы их усопшие родственники выглядели максимально естественно, а у фотографов были для этого свои методики.

Так фотографировали умерших людей стоя.

Широко использовался специальный штатив, который устанавливался за спиной усопшего и позволял зафиксировать его в состоянии стоя. Именно по наличию малозаметных следов этого устройства на фото в некоторых случаях только и можно определить, что на фото мёртвый человек.

Энн Дэвидсон, попавшая под поезд.

На этой фотографии 18-летняя Энн Дэвидсон с красиво уложенными волосами, в белом платье, в окружении белых роз уже мертва. Известно, что девушка попала под поезд, невредимой осталась лишь верхняя часть тела, которую и запечатлел фотограф. Руки девушки уложены так, будто она перебирает цветы.

Девочка со своими куклами.

Очень часто фотографы снимали умерших людей с предметами, которые им были дороги при жизни. Детей, например, фотографировали с их игрушками, а мужчину на фото ниже сняли в компании его собак.

С любимыми псами.

Чтобы выделить посмертные портреты из общей массы, фотографы часто вносили в изображение символы, которые чётко указывали, что ребёнок уже мёртв: цветок с надломленным стеблем, перевернутую розу в руках, часы, стрелки которых указывают на время смерти.

К сожалению он не уснул.Эта девочка не устала, её больше нет.Для одного из братьев это фото посмертное.Сегодня посмертные фотографии являются предметом коллекционирования.

Самая крупная коллекция снимков викторианской эпохи принадлежит Томасу Харрису из Нью-Йорка.

Своё необычное увлечение он комментирует так: «Эти фотографии успокаивают и заставляют задуматься о бесценном даре жизни».

Источник :

Источник: https://kohama-natalia.livejournal.com/20133.html

15 посмертных фотографий викторианской эпохи: настоящие или нет? (18 фото)

В интернете полно фальшивых новостей и поддельных фотографий — такой уж он, сетевой мир. Здесь любят выдергивать картинки из контекста и сочинять про них абсолютную чушь. Особенно очевидно это в случае со старыми снимками пост-мортем — совершенно обычной для викторианских времен традиции делать памятные снимки умерших людей, особенно детей. Однако не все старые фотографии, на которых люди выглядят странно и неподвижно, — действительно посмертные.

Младенцы на фоне зловещей задрапированной штуки

Довольно часто фотография этих упитанных близнецов всплывает в качестве примера посмертного снимка, потому что младенцы сидят неподвижно на фоне довольно странной и зловещей задрапированной штуки. Эта штука — их мать. В то время для фотографирования непоседливых детишек использовали такой прием, как «невидимая мать»: чтобы удержать ребенка перед фотокамерой в течение долгого времени, позади него усаживалась мама, накрытая покрывалом.

Вывод: на этой фотографии живые дети.

Вот как на самом деле выглядит эта фотография

Братья-близнецы на диване

На снимке мы видим двух одинаково одетых близнецов, один из которых будто уснул, а второй его обнимает. Понятно, что парню такого возраста фотографировать спящим и в такой неуклюжей позе было незачем — только если он на самом деле не мертв.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Мать, отец и ребенок

Это непохоже на посмертный снимок, и вот почему. Во-первых, одежда на отце ребенка не соответствует траурной. Во-вторых, на столике позади стоит кружка с детской ложкой, а на ребенке слюнявчик — вряд ли он нужен мертвому младенцу. И в третьих, детская ручка схватилась за ткань одежды. А что до того, что родители на этой фотографии не выглядят веселыми, так люди в то время на снимках вообще улыбались крайне редко, не было принято.

Вывод: ребенок просто наелся и уснул.

Бородатый мужчина на стуле

Молодой мужчина сидит на стуле, его голова слегко наклонена набок и, похоже, специально подвязана платком для удержания в нужном положении. Глаза выглядят пустыми и мертвыми, но такой эффект мог произойти и из-за вспышки. Тем не менее, положение головы и общая поза вынуждают предположить, что это снимок покойника.

Вывод: настоящая посмертная фотография.

Мальчик с белой собакой

Мальчик на этом снимке, безусловно, жив, но вот его питомец, скорее всего, нет. В викторианскую эпоху собаки были самыми популярными домашними животными, любимейшими членами семьи. И когда собака умирала, некоторые хозяева делали ее посмертный снимок на память. А чем животное хуже человека?

Вывод: это посмертная фотография горячо любимой собаки.

Девочка, отдыхающая на кушетке

Эта девочка мертва? Ничего подобного. На снимке — Александра Китчин (Экси), которую часто фотографировал никто иной как Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес». У Льюиса Кэрролла (настоящее имя — Чарльз Доджсон) было много девочек-друзей, которых он фотографировал в разных позах и даже обнаженными. Для нас это звучит ужасающе, но для людей викторианской эпохи не было чем-то страшным и воспринималось как вид искусства, а не как сексуальная распущенность. Маленькая Экси выросла, вышла замуж и родила шестерых детей.

Вывод: при съемке этой фотографии ни одной маленькой девочки не пострадало.

Женщина рядом с разлагающимся трупом

Ну кто поверит в то, что викторианцы были настолько отмороженными, чтобы наряжать гниющий труп и фотографироваться рядом с ним? А главное, даже если это было бы настоящим снимком, кому такой нужен на память? Конечно же, это, как говорится, «голимый фейк».

Вывод: это не посмертная фотография, а чья-то злая шутка.

Бледная брюнетка, лежащая на диване в окружении лилий

Запавшие глаза, бледное лицо, спокойная и холодная красота, белые лилии рядом с телом, драпировка из тафты и плечи, украшенные искусственным мехом… Стоп. У викторианцев не было искусственного меха. Это современная фоторабота под названием «Бриджетт» с вебсайта Deviant Art, и она выглядит притягательно и мрачно.

Вывод: современная дань уважения искусству пост-мортем фотографии.

Сестры в клетчатых сарафанчиках

Мы видим двух красивых девочек. Одна пристально смотрит в объектив, а вторая мирно спит. Она очевидным образом мертва. Об этом говорит книга, подложенная под ее спину, чтобы удержать девочку в нужном положении, и аккуратно сложенные на груди руки. А главным образом об этом говорит грусть в глазах ее живой сестры.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Отвратительное обезглавливание

Это милая фотография, сюжет которой понятен без слов. Викторианцы любили готику и все сверхъестественное, и поприкалываться они любили тоже, в том числе с фотографиями. То, что мы здесь видим, — подделка, но подделка того времени. Тут все настоящее, кроме чужой «отрубленной» головы.

Вывод: для викторианцев смерть была в том числе и поводом для шуток.

Вот эта фотография целиком

Четверо детей с безликой матерью

Про эту фотографию говорят, что на ней или мать мертва (это не так, мать удерживает ребенка, чтобы сидел спокойно), или девочка в клетчатом платье — потому что ее глаза якобы выглядят странно. Странность легко объясняется воздействием яркой вспышки — в те времена она была гораздо ярче, чем сегодня, и буквально слепила.

И светло-голубые, например, глаза на снимках выходили не очень хорошо. А еще ретушеры частенько исправляли недочеты с прикрытыми или ослепленными вспышкой глазами, и из-за этого снимок тоже мог выглядеть не вполне естественно.

А почему закрашено лицо матери? Ну, возможно, кто-то ее не любил и не хотел видеть на фотографии… но это, конечно, домыслы.

Вывод: все люди в момент снимка были живы и здоровы.

Ребенок в постели в окружении цветов

Викторианцы широко использовали цветы в качестве символов по тому или иному поводу, и цветы рядом с умершим — конечно же, символ.

Можно с уверенностью утверждать, что девочка мертва, так как она лежит в постели полностью одетой и чьи-то заботливые руки придали ей позу мирно спящего человека.

Читайте также:  Почему советские власти отказывали в эксгумации александра i

Это торжественная и трогательная фотография горячо любимого ребенка, который покинул своих близких слишком рано.

Вывод: это настоящая посмертная фотография.

Пятеро детей, выстроенных в ряд по росту

Здесь мы видим пятерых детишек, четверо из которых очень похожи внешне, а пятая — самая маленькая — выглядит довольно смешной.

Кстати, не факт, что это девочка: в те времена и маленьких девочек, и маленьких девочек наряжали в платья и отращивали им локоны.

Почему они стоят так ровненько и держат руки по швам, понятно: взрослые сказали им вести себя смирно, чтобы не испортить фотографию. Ну и малышка (малыш?) немного перестаралась…

Вывод: детская групповая фотография, на которой все живы.

Три строгих молодых человека

Юноши на снимке выглядят неподвижно и строго, и многие полагают, что парень на стуле — покойник, а рядом стоят его хмурые друзья. Но это не так.

Молодой человек сидит на стуле так неподвижно и неестественно, потому что четко следует указаниям фотографа не шевелиться и смотреть в одну точку. Троица явно устала позировать, поэтому и выглядит такой несчастной и напряженной.

Ну а улыбаться на викторианских фотографиях было не принято, о чем мы уже упоминали выше.

Вывод: это не посмертная фотография.

Ребенок, за которым пришла сама Смерть

Еще один наглядный пример фотографии с «невидимой матерью». Мать, накрытая покрывалом, удерживает ребенка, чтобы его можно было сфотографировать. Мертвого ребенка не нужно удерживать, он и так неподвижен. А этот малыш явно в растерянности от происходящего и с недоверием смотрит в объектив.

Вывод: это живой ребенок и все у него хорошо. И мама рядом, правда зачем-то покрывало на себя нацепила

Источник: https://nlo-mir.ru/mistika/52803-15-posmertnyh-fotografij.html

Шокирующие посмертные снимки, от которых вы содрогнетесь

Страшные посмертные снимки – это зрелище не для слабонервных. От них кровь стынет в жилах. Ведь на них люди, запечатленные в последний раз.

У людей, живших в викторианскую эпоху, было свое видение жизни и смерти. Они охотно фотографировались с уже умершими родственниками, выдавая их на фото за живых.

Некоторые из этих фотографий, действительно реальные, другие же были сделаны забавы ради.

Взгляните на следующие 13 фото и попытайтесь понять, на которых из них реальные покойники, а которые не что иное, как фейк и обман.

1. Фейк: Близнецы на фоне странного объекта в капюшоне

Эта довольно очаровательная фотография двух пухлых, здоровых и живых младенцев была преподнесена пользователям всемирной паутины, как посмертное фото. Близнецы сидят на фоне драпировки, очень похожей на кусок савана. А саван ассоциируется у нас именно со смертью. Вы знаете, что это такое? Скорее всего, задрапированный объект-это мать малышей. Такой прием под названием «мать-невидимка» позволял сфотографировать самых неспокойных малышей. На мать накидывалось покрывало, чтобы она могла успокаивать своих детей в случае, если они вели чересчур неспокойно и непоседливо. Скорее всего, она разговаривала с ними, возможно, даже пела. У малышей на фото глаза открыты, руки опущены вниз, и очевидно, что на заднем фоне их мать, накрытая куском ткани, чтобы в случае чего успокоить младенцев. Если бы дети были мертвы, необходимости в так называемой «матери-невидимке», держащих их неподвижно, не было бы.

Вывод: дети на этом снимке живы.

2. Реальное посмертное фото: Братья-близнецы, сидящие на диване

Это фотография двух братьев, один из которых смотрит в камеру, обняв брата, кажущегося спящим. Он легко склонил тело, сложив руки на коленях. Парни одеты одинаково и выглядят крепкими и здоровыми. Но какие причины могли быть для того, чтобы взрослого человека фотографировали спящим? Толькомладенцев могли заснять во сне. Для взрослого человека нормальной практикой было и будет фотографироваться бодрствующим. Кроме того, обратите внимание на лицо брата. В его глазах печаль, а выражение лица застыло в неприкрытой скорби.

Вывод: это настоящая посмертная фотография викторианской эпохи.

3. Фейк: Мать, отец и ребенок

Эта немного разрисованная фотография, на которой семейная пара с ребенком, была объявлена также посмертной. Ребенок все еще находится на коленях матери, взгляды родителей устремлены мимо чада. В интернете вокруг фото развернулись бурные дискуссии. Многие назвали снимок посмертным. Однако, стоит внимательно приглядеться и можно легко понять, что это не так. Первая причина, по которой фото не может быть посмертным — это то, что одежда на мужчине не соответствует траурной. Вторая причина в том, что на ребенке слюнявчик, что свидетельствует о том, что малыш готов к трапезе, а на столе у головы ребенка лежат чашка с ложечкой. Вопрос: зачем мертвому ребенку нужны слюнявчик и посуда для еды?

Вывод: ребенок на фото жив.

4. Реальное посмертное фото: бородатый мужчина на стуле

Глаза молодого человека, действительно, выглядят мертвыми, но это может быть связано с тем, что очень яркая вспышка на старом фотоаппарате вымывает светло-голубые глаза. Однако, положение головы и его странная обмякшая поза заставляют поверить в то, что парень, действительно, мертв. Кроме того, платок на шее явно был использован для того, чтобы зафиксировать голову в необходимом положении. Снимок довольно холодный, с мертвыми безжизненными глазами и странным поворотом головы.

Вывод: это реальное посмертное фото.

5. Реальное посмертное фото: мальчик с белой собакой

Нет никаких сомнений в том, что мальчик на снимке жив. Об этом явно свидетельствует и выражение лица, и его поза. А вот белый пёс на руках у мальчика, скорее всего, мёртв. Собаки были самым популярным домашним животным в викторианскую эпоху. Их приравнивали к полноценным членам семьи. Поэтому неудивительно, что когда любимый питомец умирал, ему также делали посмертную фотографию. Скорее всего, этот молодой человек настолько любил своего пса, что решил запечатлеть его на фото в последний раз.

Вывод: это реально посмертное фото любимого питомца.

6. Фейк: девочка, отдыхающая на кушетке

Эту девочку преподнесли пользователям всемирной паутины как мертвую. Однако это не так. Девочку, о которой идет речь, звали Александра Китчин, (известная как Экси). Её часто фотографировал сам Льюис Кэрролл, автор книги «Алиса в стране чудес». Льюис Кэрролл (настоящее имя Чарльз Доджсон) был известен своей страстью к маленьким детям. Он фотографировал их в разных ракурсах. Это звучит ужасно и не совсем неправильно. Однако, для жителей викторианской эпохи, это не считалось непристойностью. Снимок с девочкой на кушетке был представлен в качестве посмертного фото. Но это глубокое заблуждение. Ведь достоверно известно, что Александра Китчин выросла, вышла замуж и родила 6 детей.

Вывод: девочка на фотографии жива.

7. Фейк: бледная темноволосая женщина, лежащая в окружении белых лилий

У брюнетки на фото впалые глаза, а лицо бледное как будто, действительно, тронутое рукой смерти. Её холодная и тихая красота кажется самим воплощением смерти. Эта женщина неподвижна, спокойна и красива. В руках у неё книга и четки. Ее тело задрапировано куском ткани из тафты, а ее плечи украшены обрезом искусственного меха. Искусственный мех? Такое возможно? Ведь в викторианскую эпоху не было искусственного меха! Даже бедняки носили мех кролика. Оказывается, эта фотография является современным произведением искусства под названием «Бриджит», взятое с сайта Deviant Art. Фотография хотя и современная, но выглядит по-готически мрачно. И хотя в интернете эта фотография выдаётся за настоящее пост мортем фото, это не что иное, как современная дань уважения викторианской эпохе.

Вывод: девушка на фото жива.

8. Реальное посмертное фото: две девочки в сарафанчиках

Перед нами две прекрасные девочки, сидящие на диване. Скорее всего, эти девочки сестры. Одна из сестер пристально смотрит в камеру. В её глазах печаль и грусть. Вторая же девочка кажется мирно спящей. Обе сестры одеты в клетчатые сарафаны… Если внимательно приглядеться, за спиной спящей девочки можно увидеть книгу, которая подпирает её тело, чтобы оно удерживалось в нужном положении. 10 жутких фотографий и истории, которые стоят за ними Её руки мирно сложены на груди. Лицо неподвижно и мертвенно бледно. Теперь взгляните на вторую сестру. Скорбь в глазах живой сестры не оставляет никаких сомнений в том, что её старшая сестра умерла. Очевидно, родители девочек хотели запечатлеть обеих дочерей вместе в последний раз. *Для справки: младенческая смертность была высокой в викторианскую эпоху, а в Англии смертность среди детей в возрасте до пяти лет была равной 1 к 4. В те времена в семьях было в среднем по 6 детей. До взрослой жизни доживали не все.

Вывод: это реальная посмертная фотография.

9. Фейк: дети и мать без лица

Утверждали, что на этой фотографии либо мать мертва, либо девочка, стоящая с ней рядом, так как её глаза выглядят весьма странно для живого человека. Однако, стоить учесть тот факт, что фотография тех времен отличалась от современной тем, что вспышка была гораздо ярче. Это заставляло людей прищуриваться. А очень светлые глаза не выходили слишком хорошо. Поэтому глаза, которые не получались на снимках, ретушировали специалисты. За счет чего они на некоторых фото выглядели очень странно. Так почему же лицо матери на этом снимке отсутствует? Возможно, она просто кому-то не нравилась или же лицо на фото было удалено в силу каких-то других причин.

Вывод: на этой фотографии все живы.

10. Реальное посмертное фото: девочка в постели в окружении цветов

В викторианскую эпоху цветы имели особое значение. Они использовались по любому поводу. Благодаря цветам, люди выражали свои эмоции, как грустные, так и радостные. Часто цветы помещались рядом с умершим в знак траура и скорби. На этом фото можно увидеть небольшие букетики рядом с кроватью умершей девочки. Покойница одета в белое платье, её руки мирно сложены на груди. По виду девочка спит. Но это лишь кажется. Это последняя фотография горячо любимого ребенка, который умер, так и не успев повзрослеть.

Вывод: девочка на фото, действительно, мертва.

11. Фейк: пятеро ребятишек выстроены в ряд по росту

На фото пять братьев и сестер. О родстве говорит явное сходство детишек между собой. Пол крайнего ребенка определить сложно. Все дело в том, что в викторианскую эпоху и мальчиков и девочек одевали в платья, им также независимо от пола отпускали длинные волосы. Поэтому часто дети обоих полов выглядели одинаково.

Почему же дети на снимке стоят в такой странной позе с крепко сжатыми кулачками? Особенно это касается крайнего ребенка. Скорее всего, им просто был дан наказ вести себя хорошо, чтобы не испортить фотографию. Дети просто перестарались, изображая послушание и покорность. А самый младший ребенок слишком уж напрягся.

Лицо же выглядит так странно, вероятно потому, что было ослеплено яркой вспышкой.

Вывод: все дети на фотографии живы.

12. Фейк: три странных парня

На фото группа из трех молодых мужчин. Все трое выглядят очень чопорно и жестко. Такая неестественная жесткость во взглядах привела к тому, что интернет пользователи решили, что мужчина посередине на стуле –покойник. Однако это не так. Парень, сидящий на стуле, живой.

По всей видимости, он просто чувствует себя не очень комфортно, позируя перед камерой несколько часов. Этим и объясняется его неестественная немного жесткая поза. Все трое молодых людей выглядят несчастными и чересчур напряженными, потому что им нужно было оставаться неподвижными, чтобы не испортить снимок.

Улыбаться на фото в викторианскую эпоху было вообще не принято.

Вывод: на этом фото все живы, просто чувствуют себя не вполне комфортно.

13. Фейк: малыш на фоне странной драпировки

Это еще одна фотографии я так называемой матерью-невидимкой на заднем фоне. Обратите внимание на объект в странном капюшоне. И хотя фото выглядит жутким, и кажется, что на нем мертвый ребенок, это не так. Позади ребенка, очевидно, мать, укрытая одеялом.

Женщина удерживает своё испуганное чадо, успокаивая его. Такой приём вряд ли понадобился, если бы ребенок был мертвым. Нет нужды удерживать мертвого ребенка неподвижным. Малыш держит голову и смотрит на камеру с сомнением, потому что вся ситуация кажется ему странной.

Вывод: ребенок на фото жив и здоров.

Источник: http://klikabol.com/2017/07/shokiruyuschie-posmertnye-snimki-ot-kotoryh-vy-sodrognetes.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector