Скопцы: что стало с капиталом самой богатой секты в россии

Способов втянуть человека в секту, а затем в ней удержать, существует немало. Но у всех них есть общая черта — они обещают адептам власть, деньги или райскую благодать после смерти. Разумеется, ничего не дается просто так — необходимы серьезные жертвы.

Чем более жестоки к себе адепты сект, тем более они сплочены и верны идее, ведь хочется верить, что муки были приняты не зря. Отличным примером такого фанатичного самопожертвования и сплоченности являлись российские скопцы — богатые и могущественные кастраты.

Во второй половине XVIII столетия отступников от канонических религий почти уже не преследовали и а Руси объявилось немало странных сект. Одной из наиболее многочисленных и таинственных из них были хлысты. Эти люди называли свои общины «кораблями», а себя — «людьми божьими».

Под внешней строгостью этой секты скрывались достаточно своеобразные ритуалы. Достаточно сказать, что службы, или как говорили сами хлысты — «радения», заканчивались «свальным грехом», то есть, говоря современным языком — групповым сексом. Отдельные черты этой секты позаимствовали современные культы, основанные самозванцами.

В дверь одного такого «корабля», обосновавшегося в Орловской губернии, на закате просвещенного XVIII столетия постучал нищий немой бродяга. Возглавлявшая общину Акулина Ивановна, которую все называли «богородицей», велела впустить бедолагу.

Немой объяснил женщине знаками, что он беглый крепостной, скрывающийся от рекрутской повинности. Он просил принять его в «корабль» и дозволить остаться в общине. После недолгого размышления Акулина Ивановна приняла мужчину в секту и тут же произошло чудо — немой заговорил!

Беглый крестьянин назвался Кондратием Селивановым, а немым он, якобы был от рождения. Конечно, это была ложь, но ее «богородица» смогла эффективно использовать для укрепления авторитета. Было объявлено, что Селиванов — «сын божий» и родила его для мирской жизни сама Акулина.

Это сразу же сделало Кондратия вторым человеком общины после «богородицы». Но Селиванов сильно отличался от других хлыстов — он не принимал участия в разврате, а вместо этого много молился и читал духовные книги.

Спустя время он жестко обвинил хлыстов в распутстве и стал настаивать на том, что единственный способ совладать с искушением — это добровольное лишение себя физической возможности блудить. Подавая пример другим адептам, он кастрировал себя каленым железом и потребовал, чтобы так поступили и остальные.

Но как оказалось, братья и сестры оказались не готовы к таким самопожертвованиям и отвернулись от Кондратия. В итоге Селиванову пришлось уйти из приютившего его «корабля» и искать свой путь к Богу самостоятельно.

Скопцы. Фото конца XIX века

Селиванов обосновался в Тамбовской губернии, где создал свой «корабль». Несмотря на схожую с хлыстами организацию, его секта разительно отличалась, в первую очередь целомудрием и строгостью к себе и другим. Себя Кондратий стал величать не иначе как «сын божий» и «искупитель», а своей миссией на земле называл спасение человечества от похоти.

Основным способом борьбы новый пророк считал «сокрушение пагубного змия», что можно было понимать как образно, так и дословно. Процесс борьбы со «змием» Селиванов называл «огненным крещением», которое было не чем иным, как варварской кустарной кастрацией.

Оскоплению подвергались все вступавшие в ряды секты. Мужчинам операцию проводил особый мастер, а женщинам — обученная старуха. Так как специалистов было немного, нередко сектанты оскопляли друг друга не дожидаясь прихода в село мастера, а иногда кастрировали себя сами.

Результат оскопления мужчины и женщины

Различали два вида оскопления. Самым простым способом была «первая печать», под которой понимали «отсечение яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой» (Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»).

Но это был не самый большой религиозный подвиг. Подвергшиеся такому оскоплению могли вступать в половые связи и лишь лишались возможности продолжать свой род. Сектант, который решил максимально защитить себя от мирских соблазнов, принимал «вторую печать» или «царскую». В этом случае удалялись не только яички, но и половой член. Иногда скопцы заходили еще дальше и удаляли себе даже соски.

Чтобы избежать непроизвольного мочеиспускания, скопцы прибегали к различным хитростям. Чаще всего они вставляли в отверстие уретры специально изготовленные шпеньки из свинца или олова. Их помещали в мочеиспускательный канал сразу после операции еще и для того, чтобы не допустить его зарощения.

Инструменты, использовавшиеся для оскопления

Женщинам, вступавшим в секту, удаляли клитор и половые губы. Очень редко производили операцию по отсечению грудей. В отличие от мужчин, они не теряли после ритуала детородную функцию. Известны примеры, когда, покинувшие секту женщины, выходили замуж и рожали детей.

В секту старались втягивать богатых крестьян, которые, в свою очередь, могли заставить вступить в секту своих должников, шантажируя их и обещая все простить.

Вообще, финансовая составляющая в секте была очень сильна — не имея возможности передать свои капиталы детям, скопцы завещали их братьям и сестрам.

В результате община богатела и втягивала в свои сети новых и новых адептов, действуя уговорами и шантажом.

Скопцы охотно помогали друг другу деньгами, так как от роста благосостояния каждого зависела влиятельность всей секты. Поэтому было немало и тех, кто вступал в их ряды из меркантильных побуждений, мечтая такой ценой вырваться из нищеты. Самым ужасным было то, что иногда старшие родственники оскопляли детей из своей семьи, не оставляя им выбора в жизни.

Мужчины-скопцы

Количество скопцов стремительно росло и в их сети все чаще попадали влиятельные люди и их дети. Это не могло оставаться незамеченным и вскоре против сектантов начались гонения. Первый суд над скопцами состоялся в 1772 году. По его решению 300 адептов, вместе с основателем секты Кондратием Селивановым были отправлены в ссылку в Сибирь.

По дороге Селиванову удалось бежать, после чего он спокойно продолжил проповедовать. Личность этого таинственного человека окружена множеством домыслов. Наиболее известным из них является слух о том, что Кондратий — это Петр III, то есть законный император, свергнутый своей супругой Екатериной II.

Расцвет секты пришелся на царствование Александра I. Скопцов перестали преследовать, а в дом Селиванова запретили появляться полиции. Кондратий больше ничего не опасался и лично оскоплял юношей и мужчин прямо у себя дома. Совершенно очевидно, что у секты были могущественные покровители.

Но все закончилось в 1820 году, когда один из царских фаворитов, герой войны 1812 года граф Милорадович узнал, что в секту оказались втянуты два его племянника. Дело довели до суда и Селиванова арестовали. Главного скопца приговорили к ссылке в отдаленный монастырь Суздальской губернии, где он умер в 1832 году, будучи глубоким старцем.

Но со смертью Селиванова секта не исчезла — количество скопцов на территории Российской империи составляло несколько десятков тысяч и их ряды постоянно пополнялись. Место Селиванова занял моршанский купец первой гильдии Максим Плотицын.

В 1869 году новый глава скопцов попался на взятке должностному лицу. Это преступление стало поводом для обыска в доме Плотицына, в ходе которого нашли 30 миллионов рублей — невероятные по меркам того времени деньги.

Дело Плотицына в очередной раз привлекло внимание к скопцам и началась новая волна преследований. При Александре II в Сибирь отправляли не только самих сектантов, но и всех, кто каким-то образом был с ними связан.

Ссыльные скопцы в Якутии

Но ни Александру II, ни его сыну и внуку не удалось искоренить скопцов. Получилось это только у Советской власти, да и то не сразу. Известно, что последний процесс над скопцами в Советской России прошел в 1929 году, после чего о сектантах-кастратах никто больше не слышал.

Источник: https://BigPicture.ru/?p=1170493

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Есть теория, что если взять двух лучших друзей, посадить друг напротив друга и предложить им поговорить, допустим, о политике, то они, вероятно, в скором времени разругаются в пух и прах. Подобные темы подразумевают глухой спор, где у каждого из собеседников будет своя не поддающаяся никаким выяснениям точка зрения.

К такому же можно отнести и религию.

Церковный раскол в середине XVII века «подарил» миру огромное количество разных организаций – так называемых сект.

Так, в 1800 году появилась весьма странная группа людей, которые практиковали оскопление мужчин, отрезая им гениталии. Впоследствии организацию окрестили «скопцами», а в историю она вошла, как сама страшная секта в России.

Что странно, фанатики издевались не только над своим телом: мужчины проводили обрезание и над женщинами, и над своими детьми.

Всё это подразумевало полное избавление от источника похоти, чтобы после смерти войти в рай. Из-за отсутствия какой-либо медицины, многие погибали буквально сразу после «ритуала». А те, кто выжил, лишался работоспособности, выносливости, да и здоровья в целом.

Официальным лидером был некий Кондратий Селиванов, который, называя себя «искупителем», вывел секту на абсолютно новый уровень. Несанкционированная группа людей уже вовсю разрослась по Москве: каждый третий верил фанатику!

А что еще можно было ожидать от человека, трактовавшего Евангелие? В результате скопчество расцвело, охватив все сословия на Руси. В секту уже входили не только крестьяне и помещики, но и купцы! Всё это позволило им пользоваться такой неприкосновенностью, что даже полицейские не имели права их тревожить.

Первым, кто всё же решил прекратить всю эту вакханалию, стал Николай I. Именно он ужесточил преследования фанатиков, отправляя скопцов в самые глухие места Сибири.

Однако, несмотря на все успехи императора, секта-таки пережила рубеж XIX – XX веков, распространившись уже на территории всей России.

Кто-то прятался, пропагандируя свои правды уже в узких кругах, а кто-то, например, как в Ленинграде, устраивал целые «концерты» с речами на главной площади города.

Благо, большая часть всё же сгинула в ГУЛАГах, благодаря чему идеология стала просто-напросто исчезать.

В прочем, исчезла ли? Последнее упоминание приходится на 1999 год. Тогда сектанты были встречены журналистом Александром Колпаковым.

Один из членов фанатиков рассказал, что его, будучи ребенком, оскопил родственник в 1950 году. Еще двое поведали журналисту, что их собственноручно кастрировал отец.

В общей сложности, Колпаковым было выявлено 7 сектантов. Журналист убеждал, что ему даже удалось побывать на самом религиозном обряде.

Такое себе развлечение, конечно.

Источник: https://newsland.com/user/4297839383/content/samaia-strashnaia-sekta-rossii/6908752

Скопческая ересь в Российской Империи и СССР. Кто такие скопцы?

Мужчина-скопец имел желтоватую сухую кожу, тонкий голос, а также отложения жира в местах, где у обычных мужчин он не откладывается — на груди и бёдрах. Оскоплённая женщина не менялась так сильно, как мужчина: она сохраняла возможность иметь детей, даже если ей полностью удаляли грудь.

Люди добровольно на протяжении столетий увечили свои тела и рисковали жизнью. Все операции проводились в условиях антисанитарии и почти подручными средствами, поэтому многие умирали от кровопотери или сепсиса.

Внимание! В тексте присутствуют описания хирургических операций на половых органах.

Раскол Русской Православной Церкви начался в середине XVII века как следствие неприятия частью верующих реформ, на которых настоял Патриарх Никон. Раскол спровоцировал появление старообрядцев. Эти люди считали своим долгом сохранить свою «правильную веру» и для того, чтобы спастись от гонений новой церкви, уходили в глухие места.

Читайте также:  Зачем петр i отменил сапоги в русской армии

Поскольку старообрядцы испытывали дефицит в настоящих священнослужителях, Евангелие стало интерпретироваться наиболее бойкими представителями староверов по их усмотрению. Из-за этого раскол продолжался — теперь уже среди старообрядцев.

Церковное разномыслие (сектантство) на благодатной почве общего невежества населения расцвело махровым цветом. Так появились «беспоповцы» (считали, что и без попа можно служить Богу и истинно в него верить).

От них откололось множество сект, в частности:

  • «Дырники» (в прямом смысле молились на дырку в стене).
  • «Рябиновцы» (молились на рябину).
  • «Духовные христиане» (аллегорически толковали Библию, отрицали церковную иерархию и православное богослужение).

На «духовных христианах» следует остановиться. Именно из них образовалась секта хлыстов, от которых откололась секта скопцов. Основателем последней считается лжехрист, беглый крепостной крестьянин Кондратий Селиванов. В Орловской Губернии после побега от помещика он посетил радения в секте хлыстов.

Там сначала притворился немым, но потом заговорил. Этого вкупе с харизмой Кондратия было достаточно, чтобы последователи секты признали его мессией и «богом над богами». Также сильно поспособствовала руководитель общины (корабля) хлыстовцев Акулина Ивановна.

Она объявила его своим сыном, который родился от Бога после непорочного зачатия.

В своём высоком статусе Селиванов безбедно жил в общине некоторое время. Особенности характера не позволили ему сидеть без дела. Кондратий начал проповедовать оскопление среди хлыстовцев, так как посчитал, что разврат вреден и оскорбителен для Бога.

На своём «корабле» Акулина не потерпела выходок «сына», да и большей части хлыстовцев затея с оскоплением пришлась не по душе. Поэтому Селиванов выпорхнул из «родительского гнезда» и основал свой «корабль» в селе Сосновка.

Там он был уже полноправным мессией и «царём над царями», который пришёл на землю дать людям «огненное крещение» и избавить их от «лепости» (сладострастия и вожделения).

Скопцы

Надо полагать, что Селиванов был прекрасным оратором и умел завладевать умами и сердцами людей.

Впрочем, в те мрачные времена с необразованным народом, который жил в вечном страхе, можно было творить многое.

Какую-то часть людей он привёл из общины Акулины, какую-то — из деревень, которые встретились на пути. А после в Сосновку сами начали стекаться люди, заражённые идеями скопческой ереси.

Любопытно, что не сообщается о том, был ли сам Селиванов скопцом, зато в разных источниках говорится, что он на первых порах проводил операции оскопления как мужчинам, так и женщинам, и подросткам.

Секта получила широкое распространение из-за того, что дети в ней почти не рождались. Новых членов заманивали в свои ряды самыми разными способами:

  • Оскопляли детей родственников скопцов, иногда за отдельную плату родителям.
  • Выкупали крепостных крестьян при условии оскопления (секта была очень богатой).
  • Эффективно вели пропагандистскую деятельность: тёмный и легковерный народ очень хотел «спастись» и добровольно шёл под нож.

На это пагубное явление из-за его быстрого и широкого распространения было вынуждено обратить внимание государство. Так, первый суд над скопцами состоялся в 1772 году. Судили целый «корабль» в составе 246 человек. Были и другие суды, обычно в качестве наказания ссылали в Сибирь.

Скопчество было настоящей гидрой: ко второй половине XIX века последователей насчитывалось более 6 тысяч. Секта была наиболее распространена в европейской части России. Там на момент первой всеобщей переписи в 1897 году проживало 94,2 тысяч человек.

Поэтому 6 тысяч — это весьма значительная цифра.

Секта была довольно богатой. Сами её участники объясняли это тем, что не рожают детей, которые и есть главная причина обнищания. Также они не употребляли алкоголь, табак и мясо, не сквернословили, не относили пожертвования в церкви. Последние они назвали «конюшнями», а священнослужителей — «жеребцами».

Вот мы не женимся и замуж не выходим, оттого и богаты. Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам. Тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы.

Александр Дюма-отец во время своего путешествия по Кавказу встречался со скопцами. Он записал, что многие из них оскопляются только после того, как у пары рождается один ребёнок. Скопцам хотелось передать свои материальные ценности по наследству.

«Сесть на белого коня»

Сначала операция оскопления у мужчин проводилась путём отжигания раскалённым железом яичек и части мошонки: отсюда и название ритуала — «огненное крещение». Позже было решено использовать различные режущие инструменты, которыми удаляли те же части, что ранее отжигали. Раскалённое железо продолжили использовать, но уже для дезинфекции и остановки кровотечения.

Кроме этого использовалась ткань, смоченная деревянным маслом, реже рану посыпали медным купоросом или квасцами, чтобы она перестала кровоточить. Удаление яичек и части мошонки получило у скопцов название «малая печать» или «первое убеление». Также употреблялось выражение «сесть на пегого коня».

Нередки были случаи самостоятельного наложения «малой печати», чаще всего в Курской губернии.

«Первое убеление» не лишало мужчин сексуальности и желания, а также возможности полового сношения. Поэтому особенно ярые последователи секты считали необходимым накладывать «царскую печать» — удалять половой член («вторично убеляться», «садиться на белого коня»).

Иногда обе печати накладывались одновременно, иногда вторая — через 3–4 месяца после первой или позже, но не раньше. Проведение таких операций подряд часто влекло за собой смерть.

Чтобы не допустить зарастание уретры, в неё вставляли небольшой оловянный или свинцовый стержень (за неимением — гвоздь).

Обычно «убеляли» и женщин: им иссекали или выжигали соски и внешние половые органы (клитор и половые губы). Понятно, что оскоплённые могли рожать детей после таких процедур. Записаны случаи, когда покинувшие секту женщины обзаводились семьями и становились мамами.

Операции по оскоплению проводились кустарно, в условиях полной антисанитарии, без анестезии, людьми, не знакомыми с медициной вовсе. Сложно сказать, какой процент оскопленных людей выживал — статистику никто не вёл.

Наибольшего успеха в борьбе со скопческой ересью добилась советская власть. В 1929 году состоялся громкий судебный процесс над скопцами, и все они были сосланы в лагеря. При этом нельзя сказать, что эта секта была полностью уничтожена.

Отдельные поселения скопцов существовали даже в девяностые годы прошлого столетия на территории России и Латвии. На Кавказе до сих пор практикуют клитерэктомию, эту же «услугу» предлагают частные медицинские клиники.

В России увечащие женщину операции не были признаны противоправными.

Духоборы — секта хиппи царской России

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/skopcheskaya-eres-v-rossijskoj-imperii-i-sssr-kto-takie-skopcy

Секта скопцов

Собственно секта она и есть секта. Построена на ровно таких же принципах, как и современные секты. Только что не всегда сейчас заставляют членовредительствовать.  Удивительно, как одинаково реализуются такие психологические подходы в совершенно разные времена истории.

Все началось с того, что крестьянин Кондратий Селиванов основал общину в Тамбовской губернии и начал проповедовать свое учение. Он считал, что людям надо побороть похоть и предлагал вполне конкретные для этого действия (попросту говоря кастрацию), свою правоту он доказывал тем, что является сыном божьим и действует по прямому указанию Бога.

Собственно ритуал он называл «огненным крещением» и проводился специально обученными людьми, иногда, правда, люди делали это самостоятельно. Примечательно, что ритуалу могли подвергаться не только мужчины, но и женщины, в таком случае удалялись половые губы и груди.

Удивительно, но секта быстро росла. То есть люди, в большинстве своем добровольно соглашались на подобную процедуру.

Этому было несколько причин, во-первых, адепты старались привлекать в секту богатых крестьян, внушая им, что они превратятся в ангелов уже на земле, а уже через обеспеченных граждан влияли на остальное население деревни, которое зачастую было в долгах у предыдущей категории.

Таким образом, обещая простить долги и более того – безбедную жизнь, последователи завлекали к себе новых членов. Во-вторых, люди шли к ним и сами.

Ведь скопцы были действительно состоятельными, так как лишая себя плотских позывов, ограничивали себя и во всем остальном, накапливая огромные деньги в общине и по понятной причине детей у них быть не могло. То есть люди шли за благополучной и безбедной жизнью. Но также были случаи оскопления младших родственников против их воли.

Долго такое, понятно, продолжаться не могло. И власть заинтересовалась новым экзотическим течением на своей земле. Были приняты меры и скопцов начали арестовывать, а затем судить. Впоследствии чего более 300 человек были сосланы в Сибирь. С ними же был и Кондратий Селиванов, ему, однако, удалось сбежать.

Удивительно, но этот человек смог восстановить свое влияние и прожить достаточно долгую жизнь. Во время правления Александра I полиции запрещалось входить в дом Селиванова.

И тот, ничего не боясь, оскоплял молодых людей. Однако, в 1820 году в секту попали родственники фаворита императора, а именно графа Милорадовича.

И власть все-таки заточила Кондратия в одном из монастырей, в котором он впоследствии и скончался в 1832 года.

Казалось бы, история должна была закончиться на этом, однако же нет. Осталось огромное количество последователей данного учения, у них уже была отработана тактика привлечения новых членов, и они продолжали расти. И власть всерьез принялась бороться с данной проблемой.

Кто был хотя бы заподозрен в сотрудничестве с ними, сразу же ссылался в Сибирь. Наиболее известна община скопцов в Якутии. Государевы люди правильно посчитали, что среди якутов данного религиозное учение успеха иметь совершенно не будет (надо сказать, они были правы).

Скопцы сотнями ссылались в Якутию и жили здесь. Надо сказать им особо не запрещали вести свою религиозную деятельность внутри общины. А именно их ритуалы. Обычно они собирались по субботам в специальном доме.

Там они читали специальные молитвы, пели, танцевали, крутились и т.д. Это было похоже на что-то вроде транса, в который люди сами себя вводили.

Зачастую люди падали без сил, оттого что без устали прыгали и крутились в трансе.

Однако, в Якутии скопцы стали заметны другим. В этом суровом зимнем крае им удалось наладить земледелие высокого уровня, получать большие урожаи пшеницы, иметь цветники и огороды. Их дома были построены настолько добротно, что до сих пор некоторые из них сохранились.

На улицах их селений было чисто и опрятно. У них также имелись мастерские, лавки и даже ветряные мельницы. Все это и понятно, ведь люди не пили и не предавались прочим утехам. Вся их жизненная энергия была направлена на работу.

Благодаря их упорному труду, они умудрялись скапливать большие суммы, которые, впрочем, направляли на развитие своего учения. Например, известны случаи покупки детей и их дальнейшего оскопления.

Также деньги направлялись на взятки и подкупы.

Однако, никакие деньги не смогли помочь развиться скопцам в этих суровых землях. Люди попросту умирали, не имея естественного продолжения. Интересно, что последних скопцов осудили в СССР в 1929 году. Так и закончилась это странная история.

[источники]
источники
https://zen.yandex.ru/media/etosibir/sekta-skopcov-v-sibiri-5c5af10ab30a4600aface04d

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=31818.

Источник: https://masterok.livejournal.com/5195723.html

Для чего русские бабы вступали в секту скопцов

В истории человечества неоднократно возникали «антирелигии». Их лидеры внушали своим слушателям, что жизнь – это зло. Красота, любовь, верность, здоровье, семья, дети – это всё похоть и мракобесие, которые надо искоренять. Этот «идеал» достигался различными способами, одним из которых, к примеру, были оргии: они внушали людям должное отвращение к жизни.

Секта скопцов в России

Русская секта скопцов особенно преуспела в этом крайнем методе. Людям внушалось, что любые проявления сексуальности – это зло. (Прямо как борьба за гендерную нейтральность). Но мало было бороться с приступами сексуального влечения и уничтожить семью.

Требовалось избавиться от всех предпосылок к этому: иными словами, сделать людей чистыми, то есть бесполыми. Ради этой цели члены секты шли на физическую кастрацию.

И после этого называли они себя: «агнцы божьи», «белые голуби», подчёркивая свою чистоту и невинность.

Особое давление оказывалось на женщин. Их изображали «сосудом дьявола», «волчицами», с которыми невозможно было общаться без того, чтобы погрязнуть во грехе. Деторождение также рисовалось как грязное действо.

Читайте также:  «рассыпанные колонны»: как русские научили воевать европейцев

Первое сообщение о секте датируется 1772 годом, когда Екатерина II повелела провести расследование её деятельности. Выяснились изуверские методы, которые были связаны с принадлежностью к секте. В результате преследований скопцы массово уходили в Румынию, но в России всё равно продолжалась активная вербовка.

Источник русского сектантства

Сначала возникло раскольничество. Старцы запугивали свою паству скорым приходом антихриста, а потом массово сжигали заживо в церкви, под пение молитвы «Со святыми упокой».

Особой «фишкой» было то, что лидеры брали под личный контроль женщин — тех, кто отличался красотой, здоровьем и «внутренним огоньком», и ежедневными истязаниями, недосыпом и голодом превращали их в личностно сломленных инвалидов.

Внутренняя жизнь секты скопцов

Община скопцов называлась «кораблём», её лидер – «кормчим», а женщина, которая ему помогала – «богородицей».

В отличие от старообрядцев, скопцы в церковь ходили, но при этом глумились над таинствами: называли церковную службу ржанием жеребцов, и тому подобное. Тексты Библии толковались таким образом, чтобы придать секте эффект древности и божественности. Для тёмных и необразованных людей этот приём был весьма эффективным.

Жизнь в браке считалась греховной, её называли случкой, женщину – сучкой или кобылой, а детей – щенятами, от которых одно только разорение. Таким образом рушилось самое святое, что было для русского человека: семья. Женщины нередко ломались под таким психологическим давлением и позволяли провести себя изувечить: «приблизиться к чистоте».

Женщинам удаляли соски или полностью груди, половые губы и клитор. Вырезали, либо выжигали или вытравляли кислотой. Причём это было просто садистское мероприятие, которое не влияло на возможность деторождения. Были случаи, когда изуродованные женщины опоминались, бежали из секты, выходили замуж и рожали детей.

Процесс кастрации у мужчин мог проходить по-разному. Иногда к половым органам подвешивался груз – вериги. Или же мошонка отсекалась. В других случаях сам орган отсекался, а мошонка разбивалась молотком. Кровотечение останавливалось раскалённым железом, что выдавалось за огненное очищение. Если речь шла о малолетних детях, им половые органы перевязывались и перетягивались верёвкой.

Страдания, которые человек при этом испытывал, выдавались за приближение к святости.

У скопцов существовала собственная картина мира, имеющая мало общего с реальностью. Что император Пётр III был убит, потому что стал скопцом, а Павел I наоборот, поскольку отказался вступать в секту. Что Александр I якобы был членом общины.

На самом деле Павел I отправил их «кормчего» Селиванова в сумасшедший дом, а Александр I его оттуда выпустил и принял под покровительство, в результате в доме Селиванова в Петербурге происходили реальные шабаши с кастрациями, и ни один полицейский не мог переступить его порога.

В 1804 г. камергер и статский советник Еленский передал Александру I записку о том, как обустроить империю; страна должна была поголовно вступить в секту, а управлял бы ею царь-кастрат.

Эта идея государю не понравилась и он сослал камергера в монастырь.

Селиванов после этого никак не пострадал, но петербургский генерал-губернатор Милорадович узнал, что оскоплению подверглись два его племянника, после чего Селиванов был сослан в монастырь.

Откуда брались новые члены секты

Естественно, размножаться скопцы не могли, хотя в некоторых случаях сначала в семье сектантов рожали ребёнка, а затем производилась кастрация. Новые члены вербовались главным образом извне.

Легче всего воздействию поддавались юные родственники, которые в силу неопытности и семейных связей доверяли своим агитаторам. Также женщины, воспитанные в духе послушания. Им внушали необходимость очиститься ради святости.

Широко практиковалось оскопление малолетних детей. Детей активно покупали у крепостных крестьян.

Способом привлечения взрослых бывало предложение выкупить из крепостной зависимости, или же просто нуждающемуся человеку предлагались деньги. И это была очень сильная мотивация: новообращённый получал ощутимую финансовую помощь и, допустим, средства на открытие бизнеса.

Благодаря такой тактике, к концу XIX века Православная церковь уже вовсю била тревогу, сообщая о засилье сект. Известно, что секта скопцов была богатейшая, получая взносы и наследство от богатых членов общества.

Но и расходы были высокими: многих людей привлекали подкупом, а также широко практиковались взятки чиновникам.

Финансирование лидеров и разрушение российской культуры вполне могло идти извне.

Скопцы при СССР

Революция была принята скопцами с энтузиазмом, в расчёте на сотрудничество. Но их надежды не сбылись. По словам Ленина, семья была нужна как ячейка коммунизма, поэтому советская власть отнеслась к ситуации жёстко.

Секта скопцов была разгромлена: попросту лишена денег. У некоторых её членов были экспроприированы огромные суммы, исчислявшиеся от сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.

Многих скопцов посадили, а оставшиеся на свободе оказались не у дел и влачили жалкое существование.

PoopWowSadYayHahaAngryLoveHeart

Источник: https://tstosterone.ru/dlya-chego-russkie-baby-vstupali-v-sektu-skopcov/

Почему скопцы были самой богатой сектой в истории России

Внецерковные религиозные течения в России имели серьезные отличия от канонической Православной Церкви не только в плане догматов и отправления культа, но и в образе жизни. Заветы Бога их адепты воплощали в упорном труде, результаты которого повышали их благосостояние.

Бог велел трудиться

XVII столетие в России было отмечено ростом серьезной оппозиции по отношению к Православной Церкви. Лидеры новых религиозных течений полагали, что можно прекрасно обходиться без церковной иерархии и государственной власти, подчиняя духовную жизнь и хозяйственно-экономическую деятельность собственным нуждам. В таком ключе формировались секты хлыстов, молокан, духоборов.

Доктор исторических наук Юрий Бокарев отмечает, что отпочковавшиеся от РПЦ новые религиозные структуры дали начало еще неизвестному в российской истории понятию, которое существовало на Западе – предпринимательству.

С одной стороны они, выполняя божественные заповеди, трудились в поте лица, с другой, отказываясь от избытка земных благ, создавали условия для материальных накоплений.

Пуская излишки в оборот, они смогли значительно приумножить свои богатства.

К концу XVIII столетия можно было говорить о небольшой, но крепкой прослойке торгового-ремесленного капитала, созревшей в среде различных религиозных групп, которые выстроили экономические структуры, независимые от государства и Церкви. Это были простые труженики, которые знали толк в деньгах – не только как их вложить, но и кому заплатить, чтобы чиновничий аппарат не вторгался в их маленький замкнутый мир.

Одним из центров самостоятельной экономической жизни стала Рогожа, отделенная от остальной Москвы рекой Яузой. Здесь селились и вели свою коммерцию отлученные патриаршей церковью староверы.

Двухэтажные дома на каменных фундаментах и запертые ворота свидетельствовали о достатке местных жителей. Их число, как и капиталы быстро росло.

Если в 1790-х годах в Рогожской общине насчитывалось около 20 тысяч прихожан, то к 1825 году их было уже свыше 68 тысяч.

В Рогожской слободе в короткий срок вырос центр торговли, наладивший экономические связи с самыми удаленными уголками империи. В первую треть XIX столетия рогожские капиталисты образовали в Москве первые крупные мануфактуры, что для купеческой столицы России было явлением еще невиданным.

В провинции размах старообрядческой коммерции был не столь велик, исключение составлял разве что Екатеринбург, где раскольничья солидарность подчинила себе предприятия частной уральской промышленности. Еще в 1736 году тайный советник доносил в Петербург, что, если всех раскольников отсюда выслать, то держать заводы будет некому.

Государство ревниво относилось к успехам старообрядцев. Решая задачу разгрома раскольнического движения, оно намеревалось заодно экспроприировать все накопленные русскими протестантами богатства. Однако поиски «сокровищниц» далеко не всегда оканчивались успехом, и тогда в ход шли репрессивные меры: закрывались монастыри, изымалась земля, а монахи загонялись в более отдаленные места России.

Оскопись и будешь богат

Не только старообрядческая среда благоприятствовала развитию коммерции, преуспевающими дельцами становились и члены различных сект. Одной из самых богатых в России стала религиозная община скопцов, зародившаяся во второй половине XVIII века.

Ее основатель Кондратий Селиванов, разочаровавшись в движении хлыстовцев, решил пойти по собственному пути. Он полагал, что лишь умерщвление плотских желаний позволит верующему полноценно реализовать себя в земной жизни.

Своим последователям он предложил раз и навсегда избавиться от греховных влечений, отжигая раскаленным железом свои «детородные уды».

Селиванов осел в Тамбовской губернии, заложив там собственный «корабль» (общину). Предлагая местным жителям уже готовый концепт учения, сутью которого являлось «сокрушение душепагубного змия», ему несложно было найти единомышленников.

Секта росла быстро. Новоиспеченный гуру отдавал предпочтение богатым крестьянам, которые были не прочь закабалить односельчан, шантажируя их огромными долгами.

Обещая прощение всех долгов они все больше завлекали в путы секты доверчивых селян.

Суть селивановского учения была примитивна и действенна. Он называл влечения человеческой плоти главной преградой на пути к процветанию.

Скопцу, которого уже не обременяли расходы на семью, ничто не мешало сберегать и накапливать свое состояние. «Вот мы не женимся и замуж не выходим, оттого и богаты.

Делайте то же, что и мы, перестаньте верить вашим жеребцам тогда жить будет легче, будете богаты, будете святы», – таков был призыв Кондратия Селиванова.

Скопцы, подобно раскольникам, постепенно ковали свое богатство, действуя сначала в области ссудного, а затем и торгово-промышленного приложения капитала. Как и старообрядцы представители скопчества способствовали процессу ускорения дифференциации крестьянства, вытягивая из деревень в города наиболее способные для накопления капитала элементы.

Скопческий «корабль» постепенно превращался в обширный бытовой союз, который устанавливал связи с внешним миром. Нити тайного управления скопческой торгово-промышленной империей тянулись в Петербург. В ее главе стояли многие влиятельные столичные купцы и фабриканты, которые сумели превратить детище Селиванова в инструмент наживы.

Разросшаяся секта с ее капиталами не могла не обратить на себя внимания властей. В 1772 году грянул первый процесс над скопцами, на котором перед судом предстали 246 человек. Все обвиненные в ереси крестьяне оказались людьми достаточно зажиточными.

Так, скопец Яковлев имел 2 избы, 10 лошадей, 7 коров, 15 овец и 5 свиней; у его единоверца Запольского обнаружили 3 избы, 9 лошадей, 5 коров, 5 свиней и 10 овец.

Большинство подсудимых было приговорено к сибирской каторге, а их имущество экспроприировано государством.

Под царской сенью

Только после смерти императора Павла I скопцов оставили в покое. Возможно сказалась либерализация общественной, в том числе и религиозной жизни, а может слово замолвили их высокие петербургские покровители.

Но факт остается фактом: при Александре I доступ полиции в дом Селиванова был запрещен, а оскопление будущих адептов секты происходило в открытую.

Процесс капитализации скопческих общин шел настолько интенсивно, что ему могли позавидовать даже самые успешные старообрядческие предприятия.

Осмелел и сам религиозный лидер. Он обратил в свою веру камергера Его Императорского Величества Алексея Елянского: в скором времени тот заразился идеей «оскопить всю Россию».

Селиванова спокойно допустили и к самому императору, на встрече с которым он агитировал за установление в России «теократического образа правления». Ходили слухи, что главный скопец даже благословил Александра на войну с Наполеоном.

Селиванов упрочил контакты c петербургской аристократической элитой, которая в те годы была не прочь побаловать себя разного рода мистическими учениями.

Читайте также:  Чем упырь отличается от вампира

Скопческая секта в александровское время обрела неслыханные привилегии. Она заняла обширнейшую нишу в торгово-промышленной, биржевой и ростовщической деятельности.

Сфера влияния скопческого «корабля» охватила Тамбовскую, Курскую, Орловскую губернии, а также Сибирь, где община скупала земли у местного населения.

Скопцы-капиталисты диктовали на рынке свои цены, не гнушаясь спекуляциями и махинациями с фальшивой монетой. Селиванов стал богом, царем и пророком российского капитала.

Но в 1820 году солнце над империей Селиванова неожиданно закатилось. Один из фаворитов Александра I, граф Михаил Милорадович, узнал, что под влияние секты попали два его племянника. Следствие затянулось на долгие месяцы. Селиванова все-таки осудили и отправили в ссылку в один из суздальских монастырей, где он и скончался в 1832 году.

Талант не пропадет

Дело Селиванова не умерло, не оскудела и его община, которая к середине XIX столетия насчитывала не менее 6 тысяч последователей. Скопческий «корабль» возглавил купец первой гильдии Максим Плотицын. По некоторым сведениям, его личное состояние составляло около 30 миллионов рублей – огромные деньги по тем временам.

В 1869 году Плотицын погорел на взятке должностному лицу, за что угодил в тюрьму, лишившись своего состояния. На этот раз репрессии коснулись всей секты.

Скопцы в огромном количестве подверглись раскулачиванию, многие, как и далеком 1772 году, были сосланы в Сибирь.

Куда делись несметные богатства скопцов достоверно неизвестно, очевидно они были разворованы теми, кто был как-то причастен к следствию.

Впрочем, и на задворках империи сектанты не затерялись: применяя свои предпринимательские навыки они пытались восстановить утраченный жизненный комфорт. Больше преуспели те, кого сослали раньше.

Они захватывали наиболее перспективные земли, а вновь прибывшие единоверцы вынуждены были батрачить на них.

Культивировали ссыльные преимущественно пшеницу, так как в Сибири она реализовывалась по самым высоким ценам.

К моменту прихода в Сибирь советской власти там проживало множество зажиточных скопцов. Так, у сестер Смирновых большевики изъяли 500 тыс. рублей, у братьев Никифоровых – 1 млн, а у купца Павла Бурцева – целых 4 миллиона.

Свой очередной шанс скопцы получили в годы НЭПа, когда разоренные раскулачиванием общины включились в бизнес по-советски.

Окончательный приговор скопчеству и его экономическим институтам был вынесен в 1929 году в ходе большого процесса над сектантами в Ленинграде.

Источник: https://news-life.ru/219602682/

«Изуверские секты» в царской России – скопцы, морельщики, сожигатели

Проблема сект всегда была злободневна для нашей страны, только раньше решали ее на государственном уровне. Так, в дореволюционной России действовал циркуляр «О распределении сект по степени их вредности». Существовало три уровня оценки противоправности культов зла: особо вредные; вредные; менее вредные. С 1905 по 1917 годы была введена еще одна категория: «изуверские секты», в отношении которых применялись специальные правозащитные запретительные, контролирующие и профилактические меры. А меры проводить было против кого. Сект расплодилось огромное количество…

Хлысты

Историю русского сектантства, как правило, начинают с ересей XIV-XVI веков (стригольников), а затем описывают, как в 1630-1640-е годы возникли основные русские секты (капитоны, хлысты, субботники).

От монаха Капитона, который призывал к аскетизму (отказ от мяса, вина и брака), учил местных крестьян не ходить в православные храмы, произошла секта капитоновщины, очень скоро раздробившаяся и известная под другими названиями (нетовщина, самокрещенцы, странники-бегуны).

Позднее ученик Капитона, Данила Филиппов, объявил, что в него вселился «бог Саваоф». Церковный брак этот «Саваоф» назвал «утехою сатаны» и научил своих последователей, как его заменить «любовью Христовой». Одного из своих учеников, Ивана Суслова, Филиппов «произвел» в «Христы». И тот приступил к проповеди и обучению адептов особым ритуальным технологиям.

Так зародилась еще одна секта — христовщина, более известная под названием хлысты, связанным с тем, что эти сектанты во время своих «религиозных» собраний подвергали себя самоистязанию, бичевали жгутами (хлыстами) и били палками.

Общины хлыстов назывались «кораблями», их руководители – «кормчими», а «духовные жены» — «богородицами». Основным содержанием радений (собраний хлыстов) являлось быстрое и долгое кружение для достижения экстаза, почему сами хлысты, не употребляющие алкоголя, называли свои радения «духовным пивом».

На радениях хлысты, встав кругом, начинали кружиться с прыжками и криками (например, «Ой, дух, ой, бог!»), постепенно наращивая скорость, и, наконец, сливались в одно коллективное тело (в их терминологии – «чан»). На них «накатывал дух». «А когда все это общество почувствует в себе что снишел Св. боевой дух, тогда все общество встает с мест.

Которые бьют себя через левое плечо кулаками в грудь, а другие хлыщутся по спине бичами и хлыщутся до крови, и что все это делается в виде угодного Богу, за то, что он страдал», — вспоминал очевидец. В это время среди капитонов явился еще один проповедник — Василий Власатый и стал призывать к полному самоистреблению. Волосатовщина породила движение морельщиков и сожигателей.

Морельщики строили особые помещения для массовых самоуморений, а сожигатели — для самосожжений, которые они трактовали как второе, «огненное крещение».

К началу 1670-х годов до московских властей дошли первые сведения о многочисленных гарях и уморениях, а к середине 1680-х годов самоистребление приняло характер массовой психической эпидемии. За 10 лет в этих жертвоприношениях погибло более 20 000 человек. И хотя с начала XVIII века случаи самоистребления стали наблюдаться реже, оно никогда не прекращалось вовсе.

Самозакапывание вместе с детьми

Последний случай был зафиксирован в 1896 году. На одном из хуторов близ Тирасполя у крестьян Ковалевых сектанты-безбрачники устроили тайный скит, во главе которого стояла Виталия.

Ввиду предстоящей переписи населения заговорили о том, что за отказ их заберут в остроги, там они за Христа пострадают, «запостятся».

Но испугались за детей, вдруг они будут крещены по-православному? В результате Виталия уговорила всех на самозакапывание.

Ковалев рыл ямы в погребах и закопал свою мать, жену с двумя детьми, еще троих детей (от года до семи лет) с родителями, нескольких юных девушек, четырех старух. Та же участь ждала и Виталию с несколькими сектантами. В итоге в страшных мучениях погибли 24 человека.

Кроме капитонов, хлыстов, морельщиков и сожигателей стоит обратить внимание еще на одну секту. Еще в XVI веке часть так называемых жидовствующих (они же новгородско-московская ересь) бежала от преследований в Заволжье и через сто лет стала известна под названием субботники.

Русские крестьяне-субботники признавали только книги Ветхого Завета, практиковали обрезание и ели кошерную пищу, детей называли ветхозаветными именами и ожидали появления их «мессии». Возникшие в первой половине XVII века секты множились и разветвлялись.

Так в 1740-е годы появилась секта духоборов или духовных христиан, позднее от них отделились молокане. К началу XX века именно они заняли лидирующее положение. Благодаря объявленной в 1905 году веротерпимости, их «кораблям» удалось добиться некоторой легализации своей веры и более успешно вести проповедь.

Именно эти хлысты сохранились до сегодняшних дней. Не считая еще одной разновидности этой группы, одной из самых изуверских — скопцов. Об этой секте рассказ особый.

Искупитель-оскопитель

Во времена правления Екатерины II от секты хлыстов откололась группа во главе с Кондратием Селивановым, который утверждал, что спасти душу можно лишь борьбой с плотью путем оскопления.

На первых порах оскопление состояло в ампутации яичек с частью мошонки посредством отжигания их раскаленным железом. Называли эту операцию «огненным крещением». Но очень скоро, «снисходя к слабости человеческой», Селиванов приказал раскаленный металл заменить на ножи, косы, серпы, бритвы и топоры. Это удаление называли «малой печатью» или «первой чистотой».

Существовала и «царская печать», которая появлялась на теле после ампутации детородного органа. При оскоплении женщин вырезали, вытравливали кислотой или выжигали раскаленной проволокой соски, большие или малые половые губы. Это была так называемая «вторая чистота». Среди скопцов тут же появились фанатики, считавшие, что народ надо кастрировать при каждом удобном случае.

В итоге даже отлавливали и уродовали случайных людей. После того как в 1770-е годы сектанты сделали инвалидами массу народа, а десятки человек отправили на тот свет, Екатерина II издала указ о том, что скопцы вредны и опасны своим изуверством. За насильственное оскопление полагалась каторга от 10 до 15 лет.

Несмотря на то, что за почти 150 лет власти отправили в Сибирь десятки тысяч человек, секта оказалась на удивление живучей.

Еще в начале XIX века скопцы настолько «расправили крылья», что решили направить всю Россию «по нужному пути». В 1804 году камергер и статский советник Еленский передал Александру I записку о том, как обустроить империю.

По этому проекту страна должна была стать огромным скопческим кораблем, которым управлял бы оскопленный государь. Попытка сектантов осуществить переустройство России окончилась неудачно.

Император не снес оскорбления и сослал камергера в монастырь.

Но, несмотря на это, самого Селиванова пока не трогали, он продолжал оскоплять людей, и сам Александр I, посетивший его, запретил полиции входить в дом, где жил Селиванов. Но все было до поры до времени.

Не выдержал генерал Милорадович. Его племянники оскопились, и взбешенный петербургский генерал-губернатор выпросил у Александра I санкцию на арест Селиванова. Скопца отправили в монастырь, где тот и умер.

Но дело его осталось.

Чтобы секта не превратила существование, скопцы нанимали разъездных агентов, занимавшихся вербовкой, а по существу, скупкой детей у малоимущих крестьянских семей. Детей скопили, их ожидало будущее их наставников. Несмотря на то, что кастрация часто заканчивалась смертью, многие шли под нож добровольно.

Выживший мог рассчитывать на высокую должность в скопческой иерархии и богатство. Каждый, кто вступал в секту, получал солидное единовременное вознаграждение и всестороннюю помощь могущественных собратьев по секте.

Часто скопцы-ростовщики не только прощали запутавшимся в долгах людям крупные суммы, но и помогали им в дальнейшем упрочить свое финансовое положение, если те соглашались оскопиться и вступить в секту. Вот почему среди скопцов было так много миллионеров и преуспевающих торговцев.

Для них не существовало проблемы, где взять деньги на открытие дела. Они могли проводить рискованные финансовые комбинации, зная, что в случае неуспеха их поддержат и морально, и материально. К середине XIX века капиталы, принадлежавшие секте, достигли астрономических цифр.

По всей России рассылались скопцами миссионеры и пророки, безумие охватило практически всю империю. Ежегодно кастрации подвергались тысячи и тысячи людей.

Впрочем, оскопившиеся люди обнаруживали в себе отличные деловые качества. В секретных полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев крупнейших ювелирных магазинов Охотного ряда и Кузнецкого моста в Москве.

В Петербурге скопцы полностью контролировали многие торговые точки города. Секта оказалась неистребима.

Даже советская власть, несмотря на процессы в 1930-е годы против скопцов (хотя упор там делался не на сектантскую деятельность, а на то, что все подсудимые были богатыми людьми) не смогла уничтожить изуверское сообщество…

Анна Петросова

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/izuverskie_sekty_v_carskoy_rossii__skopcy_morelschiki_sozhigateli

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector