Тайна исчезновения 15 русских моряков с корабля «святой павел» в 1741 году

  • Тайны пропавших экспедиций
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1
  • За сто лет до Ермака
  • Завоеватель Новой Сибирской Землицы
  • Их имена остались неизвестны
  • Искатель неведомых землиц Михаил Стадухин
  • Кочи Семена Дежнева домой не вернулись
  • Пропавший бесследно Иван Толстоухов
  • Последняя экспедиция Витуса Беринга
  • Тайна отряда Лассиниуса
  • Их даже смерть не разлучила
  • Пропавшая экспедиция Никиты Шалаурова
  • О чем молчат берега Тюленьего залива?
  • Странная гибель капитана 1–го ранга Креницына
  • Лейтенант Кротов и разбитое судно в губе Митюшиха
  • Август Циволька и братская могила в губе Мелкой
  • В погоне за призраком
  • «Сердца подвиг благодарный»
  • Загадка лейтенанта Брусилова
  • «Безумная попытка» Седова
  • Дневник Афанасия Рослякова
  • «Руслан» домой не вернулся
  • Тайны «Челюскина»
  • Где пропал Н-209?
  • Дирижабль «СССР–В6» должен был спасти папанинцев
  • Провал «Страны чудес»
  • «Академик Шокальский» сражался до конца
  • Следующим был «Норд»
  • Случаи гибели на Севере одиночных или неизвестных русских мореходов
  • Глава 2
  • Дневник Хьюго Виллоуби
  • Наследство Виллема Баренца
  • Генри Гудсон. Жизнь за Арктику
  • Тяжелый урок
  • О чем рассказали находки на острове Кинг–Уильям
  • Загадка экспедиции Соломона Андре
  • Роковая «Жанетта»
  • Капитан Барлетт сошел с «Карлука» последним
  • Обелиск на берегу Прёвена
  • Унесенные ветром
  • Поплавок от «Лaтaмa-47GR»
  • Иностранные путешественники — вечные пленники Арктики
  • Глава 3
  • Как погиб Федот Попов?
  • Бессмертный подвиг Руфа Серебренникова
  • Ружье со шхуны «Григорий Богослов»
  • Последнее путешествие Эдуарда Толля
  • Рассказ Альбанова о судьбе команды «Святой Анны»: одни загадки
  • Самолет Буторина нашли через 10 лет
  • Истинное лицо Витуса Беринга удалось восстановить
  • Корабль Баренца был найден в расчетном месте, но родились новые тайны
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ПРИЛОЖЕНИЯ
  • Приложение 1
  • Малоизвестные случаи гибели в Арктике русских путешественников
  • Приложение 2
  • Малоизвестные случаи гибели в Арктике иностранных путешественников
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ
  • ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  • notes
  • 1
  • Тайны пропавших экспедиций

Ковалев. С. А.

  1. Москва
  2. «Вече»

Суровая и холодная Арктика. Закованные в лед моря, острова, архипелаги и берега, не вернувшиеся в родной порт и вмерзшие во льды суда и корабли, занесенные метелями поселки. Бескрайняя ледяная стихия враждебная человеку.

По всему Крайнему Северу— в тундре, на берегах Ледовитого океана, на покрытых льдом островах, на заброшенных стоянках стоят памятные знаки, кресты и надгробные камни — немые свидетели самоотверженности и мужества героев, которые шли покорять арктические моря и пустыни.

Славные имена полярных исследователей — Руаля Амундсена, Виллема Баренца, Витуса Беринга, Фердинанда Врангеля, Семена Дежнева, Т.

Де–Лонга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Петра Пахтусова, Федота Попова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Эдуарда Толля, Джона Франклина, Семена Челюскина — навсегда вошли в историю изучения Севера.

О тайнах пропавших полярных экспедиций, о загадках суровой Арктики рассказывает новая книга писателя и журналиста, капитана 1–го ранга С. Ковалева.

ВВЕДЕНИЕ

Суровая и холодная Арктика — край мороза и пурги. Закованные в лед моря, острова, архипелаги и берега, не вернувшиеся в родной порт и вмерзшие во льды суда и корабли, занесенные метелями поселки. Бескрайняя ледяная стихия, враждебная человеку. Но есть и другая Арктика — в граните, в каменных гуриях, в обетных и надмогильных крестах.

По всему Крайнему Северу — в тундре, на берегах Ледовитого океана, на покрытых льдом островах, на заброшенных стоянках стоят немые свидетели самоотверженности и мужества героев, которые шли покорять арктические моря и пустыни. Славными именами полярных исследователей — Руаля Амундсена, Виллема Баренца, Витуса Беринга, Фердинанда Врангеля, Семена Дежнева, Т.

Де–Лонга, Дмитрия и Харитона Лаптевых, Петра Пахтусова, Федота Попова, Владимира Русанова, Георгия Седова, Эдуарда Толля, Джона Франклина, Семена Челюскина и многих других — справедливо гордятся во всем мире. Эти исследователи показали незабываемые примеры самоотверженности ради покорения Арктики.

И сегодня их имена хорошо известны каждому цивилизованному жителю нашей планеты.

Но есть среди покорителей арктических морей и пустынь тысячи моряков, кормщиков, промышленников, купцов, имена которых не стали достоянием мировой истории. Об их судьбе ни родные, ни близкие уже никогда не узнали.

Меж тем этих людей роль в освоении арктических пустынь не меньше, чем заслуги вышеназванных. И хотя имена многих пионеров освоения Арктики уже затеряны в тумане истории, но ниже мы вспомним их, и по возможности — поименно.

Правда в большинстве случаев — очень и очень скупо, так как туман мировой истории с годами стал откровенно «непроницаемым».

А сколько промысловых зимовий и безвестных крестов, стоящих на арктических берегах и островах еще хранят память об их подвигах! Тем более, что зимовья нередко становились убежищем для моряков и промышленников с кораблей и судов, погибших в неравной борьбе с суровой Арктикой. К сожалению, только малая часть этих памятных мест известна нам и сегодня.

Данная книга представляет собой первую попытку собрать воедино имена погибших арктических путешественников, мореходов и полярников в назидание новым поколениям жителей России. Сразу же оговорюсь, что здесь будет рассказано не только о погибших экспедициях, но и о тех, которые вернулись домой.

Глава 1

РУССКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ, НАВЕКИ ОСТАВШИЕСЯ НА «СЕВЕРАХ»!

В древнейшие времена в Греции родилась легенда о стране гипербореев, которая была расположена на Крайнем Севере, за пределами дуновений холодного ветра Борея, где полгода длится день, а полгода — ночь.

Исключительно важными для историков стали рассуждения о полярных странах знаменитого греческого ученого и воспитателя Александра Македонского — Аристотеля, который на одном из рисунков своего труда «Метеорологика» изобразил южный и северный полюса Земли, а в тексте отметил, что после «летнего солнцеворота» постоянно дуют северные ветры (бореи).

«Объясняется это тем, — писал Аристотель, — что борей дует из полярной области, полной воды и снега». Но первым, побывавшим в районе Полярного круга в 325 году до нашего летоисчисления, оставившим после себя письменные свидетельства о существовании страны полуночного солнца — Туле и «свернувшегося моря», стал древнегреческий астроном и географ Пифей.

Первым, кто к 890 году нашей эры проник в Баренцево и Белое моря и достиг устья реки Северная Двина (по другим данным, Варзуга), стал норвежец Отар из Халогаланда. Этот поход открыл путь из Норвегии к мурманскому берегу.

Появление русских людей на берегах Белого моря предположительно произошло в начале XII века. А в 1342 году новгородский боярин Лука Валфромеев основал на берегу Северной Двины городок–крепость Орлец.

Однако отдаленность от Новгорода удобных и богатых промысловых мест на Севере и трудности шедших туда путей стали основными причинами, почему простому переселенцу трудно было туда попасть. Он застревал на пути, задержанный широкими порожистыми реками, каменными скалами–сельгами и топкими болотами Обонежья.

На далекий морской берег (Терский, Поморский, Летний, Зимний, как его называли в разных местностях) могли проникнуть только хорошо снаряженные и снабженные партии колонистов, имевшие целью основать новый промысел или приобрести новое становище для морского лова.

Такого рода партии и формировались новгородскими боярами, желавшими завести или увеличить свои промысловые заимки на Севере. Они шли туда на конях или на лодках- «ушкуях» и чаще всего добирались до морского берега. Выйдя к морю, они шли морем вдоль берегов, ища удобных мест для жизни.

Найдя устье реки, впадающей в море, они входили в реку до первых ее порогов. Привлекали их и удобные бухты, в которых можно было основаться для ловли рыбы и боя моржей. Все удобные места, не занятые ранее, занимались последними на имя господина и становились боярской вотчиной.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=213948&p=12

Великая Северная экспедиция: Вторая Камчатская экспедиция Беринга

Великая Северная экспедиция была осуществлена русскими моряками вдоль арктического побережья Сибири, к берегам Северной Америки и Японии в 1733—1743 годах. Экспедиция состояла из семи самостоятельных отрядов, за каждым из которых был закреплен свой участок. Витусу Берингу было поручено возглавить Великую Северную экспедицию.

В его задачи входила не только координация работы всей экспедиции, но и непосредственное руководство одним из ее отрядов. Помощником Беринга вновь, как и в Первой Камчатской экспедиции, был назначен Алексей Чириков. Беринг и Чириков должны были пересечь Сибирь и от Камчатки направиться к Северной Америке для исследования её побережья.

Все необходимое снаряжение и продовольствие для экспедиции было подготовлено к лету 1740 года. Тогда же в Охотске под руководством корабельных мастеров Козьмина и Рогачева была закончена постройка двух судов. 8 сентября 1740 года пакетботы «Святой Петр» под командованием Беринга и «Святой Павел» под командованием Чирикова вышли из Охотска.

Суда прошли между южной оконечностью Камчатки, называемой мыс Лопатка, и самым северным из Курильских островов. Пройдя 26 сентября пролив, они продолжали идти курсом на северо-запад по направлению к Авачинской бухте.

27 сентября пакетботы подошли к Авачинской бухте, однако тут им встретился густой туман и штормовая погода, так что они были вынуждены снова выйти в море.

Наконец 6 октября 1740 года участникам экспедиции удалось войти в Авачинскую бухту и в тот же день стать на место зимовки, которое они назвали Петропавловским портом, поскольку оба судна, носившие имена святых Петра и Павла, были первыми кораблями, которые воспользовались этой гаванью. Здесь было заложено поселение, с которого начала свою историю столица Камчатки — город Петропавловск-Камчатский.

В течение всей зимы между офицерами шли рассуждения о дальнейшем маршруте. Был созван совет из всех офицеров и штурманов, на который, согласно инструкции, был приглашен прикомандированный к экспедиции профессор астрономии Делакройер, француз по происхождению. Мнения участников совета разделились: были предложения плыть на северо-восток, на восток, а Делакройер предложил плыть на юго-восток, где, по его мнению, должна была находиться так называемая земля Хуана де Гама. После обсуждения было принято решение исследовать эту землю, а затем продолжить путь к берегам Америки.

Утром 4 июня 1741 года «Святой Петр» и «Святой Павел» вышли из Авачинской бухты. Участники экспедиции рассчитывали уложиться в такие сроки, чтобы к концу сентября снова вернуться сюда же.Достигнув 47° с. ш., где должна была находиться мифическая земля, участники плавания пришли к выводу о том, что ее не существует, а время и силы экспедиции были потрачены напрасно.

Суда повернули на север. Условия плавания были сложными, мешали штормы и густые туманы. Чтобы не потеряться в тумане, на кораблях стреляли из пушек или били в колокол. 19 июня ни выстрелы, ни удары колокола не помогли — суда разлучились.

В течение трех дней Беринг и Чириков тщетно пытались найти друг друга, после чего Беринг отдал приказ двигаться на север, а Чириков взял курс на северо-восток.

Около четырех недель «Святой Петр» продолжал плавание к западным берегам Америки. В первой половине июля по курсу судна стали видны неясные очертания земли — корабль шел вдоль Алеутских островов. 16 июля 1741 года участники экспедиции наконец увидели берег с высокими горными хребтами, покрытыми снегом. Это была долгожданная Америка. «Мы поплыли дальше, стремясь подойти ближе к берегу, но из-за небольшой силы и переменчивости направления ветра не могли достигнуть его ранее, чем 20 июля, когда вечером в 6 часов бросили якорь на глубине двадцати двух сажен на мягком глинистом грунте вблизи довольно большого острова, расположенного неподалеку от материка. В 8 часов вечера мы послали к берегу шлюпку с заданием — разыскать пресную воду и нашу большую лодку с флот-мастером, ныне капитаном, Софроном Хитрово, чтобы подробнее разведать бухту и побережье и выяснить, не найдется ли более удобного рейда или гавани. Лодка скоро вернулась к кораблю, и Хитрово доложил, что в проходе между несколькими островами, расположенными в недалеком расстоянии, имеется хороший рейд, в котором можно укрыться от ветров почти всех направлений», — писал участник экспедиции Свен Ваксель. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на американский берег.Хитрово рассказал участникам экспедиции, что на одном из островов он обнаружил несколько небольших построек. Он отметил, что местные жители, очевидно, имеют топоры и ножи, так как их постройки обшиты гладкими досками и украшены резьбой. Беринг отправил на остров натуралиста Стеллера в сопровождении казака Лепехина. Стеллер провел на берегу 10 часов, за это время он осмотрел жилища индейцев, составил описание около 160 видов местных растений, а также описание некоторых представителей фауны (тюленей, китов, акул, морских бобров, лисиц, нескольких видов птиц, в том числе хохлатую сойку, впоследствии названную его именем).Участники экспедиции пополнили запасы пресной воды, и 21 июля в 6 часов утра отошли от этого места. На карте они пометили название этого места «мыс св. Илии», так как оно представляло собой длинную выступающую полосу земли, а по календарю день, в который они прибыли к этому месту, был обозначен днем св. Илии. Позднее, уже в 19 веке, остров получил название Каяк.

Читайте также:  Каких коней использовали самые воинственные народы мира

3Острова Шумагина

Экспедиция продолжила путь, двигаясь на запад. К концу августа участники экспедиции стали сильно хворать цингой. Запас пресной воды понемногу приходил к концу, и было решено снова поискать землю.

29 августа экипаж «Святого Петра» увидел землю с севера, а 30 августа бросил якорь между несколькими островами. Острова обозначили Шумагинскими, так как там был похоронен первый умерший член команды, под фамилией Шумагин.

Не смотря на плохое качество воды, было принято решение запастись ей в максимальных количествах. На это ушел целый день. Ночью участники экспедиции заметили огонь на берегу соседнего небольшого острова.

На следующий день была подготовлена шлюпка, и шесть человек, включая переводчика, отправились на остров. Они отплыли от судна утром и благополучно достигли острова, там они нашли костер, в котором еще не погас огонь, но люди уже исчезли.

Встреча русских с алеутами (рисунок Свена Вакселя)После исследования острова экипаж снова вышел в море, однако вынужден был вернуться, так как разыгрался юго-западный шторм, сопровождавшийся сильным ливнем. 5 сентября они снова пытались выйти в открытое море, но из-за сильного юго-западного ветра вынуждены были снова повернуть обратно. Однако эти промедления позволили участникам экспедиции все-таки познакомиться с местными жителями. С одного из близлежащих островов они услышали голоса и крики людей и увидели разведенный там костер. Вскоре показались две небольших байдарки, сделанные из тюленьих шкур. В каждой байдарке сидело по одному человеку. Они подплыли к «Святому Петру» и жестами приглашали выйти к ним на берег. На берег были посланы трое членов экипажа. Так произошла первая встреча с местными жителями — алеутами.

4Остров Беринга

Обратный путь был тяжелым. Туманы и штормы затрудняли движение судна. Заканчивались вода и провиант. Цинга изводила людей. «Святой Петр» дрейфовал по морю до 4 ноября, когда в 8 часов утра экипаж корабля увидели землю — высокие горы, покрытые снегом. Приблизился к земле корабль уже с наступлением темноты. К вечеру начал усиливаться ветер. «Св.

Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Судно было сильно повреждено, но сумело встать на якорь.6 ноября экипаж судна начал высаживаться на берег. В течение почти двух недель более здоровые участники экспедиции переправляли на берег больных товарищей.

Беринга на носилках перенесли в специально подготовленную для него землянку. Во время высадки умерло девять человек. 28 ноября стоявший на якоре пакетбот штормом был выброшен на берег. Этому происшествию моряки не придали большого значения, так как были уверены, что находятся на Камчатке и смогут установить связь с местными жителями.

Однако отправленные Берингом на разведку участники экспедиции, поднявшись на гору, установили, что место их высадки — необитаемый остров. Земля вся была покрыта снегом, с гор вытекала небольшая речка с отличной пресной водой, на берегу не росло никакого леса. Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом.Капитан Витус Беринг скончался 6 декабря 1741 года.

Позднее этот остров будет назван в его честь. Оставшихся в живых моряков возглавил Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742 года. На острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека.

Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Святого Петра». Среди морских офицеров специалиста по судостроению не оказалось, бригаду корабелов возглавил казак Савва Стародубцев, судостроитель-самоучка, который во время строительства экспедиционных пакетботов в Охотске был простым рабочим, а позднее был взят в команду.

К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры: длина по килю — 11 метров, а ширина — менее 4 метров.

Смерть Витуса БерингаОставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа, уже через четыре дня достигли побережья Камчатки, а ещё через девять дней, 26 августа 1742, вышли к Петропавловску.«Святой Павел» под командованием Чирикова 15 июля 1741 года достиг земли близ берегов Америки в районе 55° 11' с. ш. и 133° 57' з. д. Не найдя подходящего места для стоянки судна, экспедиция продолжила путь и 17 июля остановилась на широте 57° 50'. На берег была отправлена шлюпка с десятью матросами для разведки окрестностей и отыскания места для стоянки. В течение нескольких дней на судне ожидали возвращения группы, а затем на их поиски решено было отправить боцмана с матросом и двумя плотниками. Эта группа также не вернулась обратно. Пройдя вдоль берегов Америки около 400 верст, 26 июля Чириков принял решение отправиться в обратный путь. На судне разыгралась цинга, и к концу сентября среди экипажа не было ни одного здорового человека. Моряки умирали один за одним. Был болен и Чириков, а с 20 сентября он уже не мог выйти из каюты. Управление судном перешло к штурману Елагину. Утром 6 октября штурман наконец заметил вдали берег Камчатки, а 9 октября корабль встал на якорь в Авачинском заливе. Перезимовав в Авачинской губе и оправившись от болезни, в начале лета 1742 года Чириков с оставшимися в живых членами экипажа «Святого Павла» вновь отправился в плавание к берегам Америки. Экспедиции удалось дойти до западного острова Алеутской гряды (острова Атту), но сильные ветры и туман не позволили продолжить плавание. На обратном пути пакетбот прошел на расстоянии видимости мимо острова, на котором находились моряки с потерпевшего крушение «Святого Петра». 1 июля 1742 года Чириков вернулся на Камчатку, откуда участники экспедиции направились в Охотск.

Источники: az.lib.ru, ru.wikipedia.org

Источник: https://diletant.media/excursions/29368005/

Читать онлайн Земной круг страница 91. Большая и бесплатная библиотека

Осенью 1740 года де ла Кройер появился в Большерецке на Камчатке. Его сопровождали служители, которые на самом деле занимались запретной торговлей пушниной, а выручкой делились с «астрономии профессором». Красильников, помощник де ла Кройера, определял положение Охотска, Большерецка и Петропавловска, но знатный иностранец все эти труды молодого исследователя приписывал себе.

Вечно хмельной от самогона из камчатской сладкой травы, Людовик де ла Кройер не расставался с картой, составленной его братом перед отправлением Великой Северной экспедиции.

Южная оконечность Камчатки на этой карте была сильно повернута на запад. Прямо против мыса Лопатка находилась Земля Компании, справа от нее простиралась Земля Жуана да Гамы, а слева — Земля Иезо.

На этих трех китах и держались все познания Жозефа-Николя Делиля относительно севера Восточного океана.

Кроме карты Делиля мореплаватели получили в Петербурге чьи-то наброски — виды Земли Иезо, какой она должна открыться с моря. Тут же были написаны названия разных местностей Земли Иезо, указаны якорные стоянки, заливы и даже исчислены морские глубины.

Возможно, эти, с позволения сказать, лоции составлял тоже Жозеф Делиль. Рассматривая эту стряпню, спутник Беринга и Чирикова, честный офицер русской службы Свен Ваксель переходил от громкого смеха к гневному возмущению.

И Мартын Шпанберг утверждал, что он сам не имел права вводить людей в заблуждение и наносить Землю Иезо на карту, хотя и видел к северу от Японии несколько больших островов.

Он мог бы поспешно отождествить их с Землей Иезо, но к чему прибавлять к старым небылицам новый вымысел? Так рассуждал Шпанберг.

«Не нужно особых усилий и не требуется большой учености, чтобы, сидя в теплом кабинете, на основании отрывочных сообщений и произвольных догадок, вычертить подобные карты», — говорил Свен Ваксель.

Но Делиль де ла Кройер притащил с собой и разложил на столе карту своего сводного брата. Это произошло в мае 1741 года в Петропавловской гавани на Камчатке.

Де ла Кройер торжествовал. Совет офицеров, в котором и он участвовал, постановил плыть от Камчатки, избрав сначала курс «зюйд-остен-остен по правому компасу» до 46° северной широты, то есть к Земле Жуана да Гамы. Если Земли не встретится, надо от 46° «иметь курш остен-норден».

Когда Земля будет отыскана, корабли пойдут подле нее «от оста к норду и от норда к весту».

В том случае, если Земля будет простираться «меж зюйда и оста», то следует плыть на восток, пока Земля не покажется вновь.

Вдоль берега корабли начнут подниматься к северу до 65° северной широты, а потом повернут на запад к Чукотской земле. Тогда будет известно, «сколько меж Америкою и Чукоцкую земли расстояния».

Делиль де ла Кройер вскоре взошел на борт пакетбота «Святой Павел» для… «показывания верного пути» Алексею Чирикову, как писал потом об этом уже в Париже Жозеф-Николя Делиль.

Беринг на корабле «Святой Петр» шел вслед за Чириковым. Земли Жуана да Гамы не было и в помине. Под широтой 46°9′ Беринг приказал переменить направление.

Двадцатого июня 1741 года на море были буря и туман. Вокруг — водные просторы, никакой Земли да Гамы не было видно. Французу оставалось утешать себя травяным самогоном да воспоминаниями о своей службе в Канаде.

«Ча́емая земля Американская»

Одиннадцатого июля 1741 года были усмотрены стволы деревьев, гонимые волнами, утки и тюлени.

В ночь с 14 на 15 июля мореходы под 55°36′ северной широты увидели землю, покрытую лесом. Это, как оказалось, был остров, который потом получил название остров Бейкер.

Он находился к югу от теперешнего острова Баранова (Ситха). Восточнее высился остров Принца Уэльского.

По мнению наших исследователей, изучавших записи Чирикова, в те великие мгновения, когда он открыл южную часть Северо-Западной Америки, мореплаватель находился у мыса Бартоломе.

Когда рассвело, с корабля увидели остров Форрестер. Чириков принял его сначала за южный конец матерой земли, вроде камчатского мыса Лопатка.

У неведомых берегов шумела морская буря. 15 июля штормовой ветер утих. Люди рассматривали с борта «Святого Павла» горы, увенчанные вечными снегами и покрытые «великим лесом», слышали рев сивучей, лежавших на островных берегах.

Пятнадцатого июля посланные Чириковым люди во главе с Григорием Трубицыным, подойдя на лодке к острову, промерили глубины залива. Пакетбот пошел на северо-запад, отыскивая место, удобное для якорной стоянки.

Прошло два дня, показалась скалистая вершина на острове Баранова, открылся вход в пролив Ситха, и мореплаватели увидели вулкан на мысе Эджкомб.

Восемнадцатого июля 1741 года произошло несчастье. На «Святом Павле» находился любимец Чирикова, «ревностный к службе отечества» боцманмат Абрам Дементьев. Он был известен как составитель морских чертежей.

Чириков поручил Дементьеву исследовать гавань возле залива Таканас на острове Якоби, набросать план, собрать образцы горных пород и отыскать источник пресной воды. Дементьев с десятью матросами взяли с собой компас и сигнальные ракеты, погрузили в лодку подарки, медную пушку и не возвратились на корабль.

Алексей Чириков послал на поиски боцмана Сидора Савельева, матроса Сидора Фадеева, плотника Наряжева-Полковникова и конопатчика Горина.

Но и вторая лодка исчезла.

Двадцать пятого июля с борта «Святого Павла» увидели лодку с индейцами. Она вышла из залива, куда посланы были Дементьев и Савельев. Вслед за первым челном показался второй. В первой лодке явственно были видны четверо индейцев; один был в красной одежде. Индейцы несколько раз прокричали: «Агай, агай». Обе лодки повернули обратно.

Два дня искал Алексей Чириков своих людей, по поиски пришлось прекратить.

Почти через двести лет несколько приподнялась завеса тайны над гибелью отважных людей со «Святого Павла». Историк Аляски Т. Л. Эндрьюс в своей книге в 1922 году сообщил:

«У племен ситка имеется глухое предание о людях, выброшенных на берег много лет тому назад.

Говорят, что их вождь Аннахуц, предок вождя того же имени, ставшего преданным сторонником белых в городе Ситке в 1878 году, играл ведущую роль в этой трагедии. Аннахуц оделся в медвежью шкуру и вышел на берег.

Он с такой точностью изображал переваливающуюся походку зверя, что русские, увлекшись охотой, углубились в лес, где туземные воины перебили их всех до единого…».

Читайте также:  Александр засс: каким был самый сильный русский богатырь

Верить Эндрьюсу на слово, конечно, нельзя. Во-первых, клич «Агай, агай» выражает у индейцев миролюбие, слова призыва. Зачем же они, умертвив Дементьева, Сидора Савельева и их спутников, выплыли на лодке к кораблю с приветственными криками?

О первых русских жертвах на берегу Большой земли помнили долго. В моей «Тихоокеанской картотеке» есть письмо Н. А. Шелеховой к графу Зубову от 1795 года. В нем говорится об исчезновении Дементьева и Савельева, но с той разницей, что письмо указывает на гибель в дремучем лесу у американского лукоморья не пятнадцати, а семнадцати русских людей.

Люди, посланные Шелеховым в 1788 году на Аляску, видели в заливе Якутат светловолосых и белолицых обитателей, живших среди индейцев-ко́лошей. Шелехов думал, что светловолосые — потомки спутников Чирикова, пропавших без вести в 1741 году.

В 1801 году капитан О’Кейн передавал Александру Баранову, что в порту Букарелли (Бобровом) близ острова Принца Уэльского находили русскую одежду, подбитую лисьим мехом. От Якутата до Букарелли не так уж и далеко. После этого рассказа Баранов вспомнил о Дементьеве и Чирикове, первооткрывателях острова Принца Уэльского.

В библиотеке Геттингенского университета хранится карта похода Алексея Чирикова, замечательная тем, что на ней показаны все высадки и даже место, где погибли отважные спутники командира «Святого Павла».

Карту эту нашел неутомимый Н. Я. Новомбергский. Напрягая память, он говорил мне, что карта имеет отношение и к истории исчезновения Абрама Дементьева. Она помогла бы окончательно установить, где именно пропали без вести первые русские исследователи Южной Аляски.

Треугольные носовые паруса «Святого Павла» были наполнены свежим ветром. К северу лежал материк Америки. 27 июля открылись высокие горы Фэруэтер и часть матерой земли близ Якутатского залива. Голубые ледники сползали в море. Это была страна ледопадов и диких скал. Впереди была исполинская гора Святого Илии.

Чириков повел пакетбот вдоль берега и прошел четыреста верст подле матерой земли. Справа находились остров Каяк, устье реки Медной, Чугацкий залив и Кенайский полуостров с его снежными вершинами. За рогом Аляски шла гряда Алеутских островов.

Девятого сентября корабль стоял у каменных берегов острова Адак. Здесь произошла встреча с алеутами, которые показались Чирикову «мужиками рослыми». Командир «Святого Павла» выменял у алеутов древко стрелы, выточенное из кипариса, шляпу и образцы сурьмы.

Источник: https://dom-knig.com/read_209728-91

Исчезновение моряков из экипажа пакетбота "Святой Павел"

15 июля 1741 года в ходе Великой северной экспедиции произошло историческое событие – пакетбот «Святой Павел» под командованием Алексея Чирикова достиг Северной Америки.

Русские моряки оказались около островов, который сейчас называются архипелагом Александра, расположенных близ западного побережья Аляски.

Историческое события навсегда оказалось соединено с трагедией – бесследным исчезновением моряков, которые попытались высадиться на острове Якоби архипелага Александра.

Увеличить Пакетбот «Святой Павел»

18 июля 1741 года решено было высадить на берег для разведки группу моряков «Святого Павла». Отряд из десяти членов экипажа возглавил флотский мастер А.М. Дементьев. Им выдали медную пушку, лот для измерения глубины, оружие, подарки для местных жителей, бочонки пресной воды, недельный запас провизии и сигнальные ракеты.

А.И. Чириков предписывал морякам мирно встретиться с жителями открытой земли, пригласить нескольких на корабль. А.М. Дементьев и его подчиненные должны были также лотом измерить глубину залива и найти удобное место для стоянки пакетбота. В случае нападения аборигенов моряки должны были обороняться и отступить на бот, стараясь не причинять лишнего вреда индейцам.

После разведки моряки должны были в тот же день или днем позже отплыть обратно на «Святой Павел». Приказ капитана предписывал А.М. Дементьеву и его подчиненным послать первую ракету после высадки, вторую – перед отбытием обратно. Также они должны были зажечь костер, дым от которого можно было бы видеть со «Святого Павла».

Сразу после отбытия бота погода испортилась – море покрыл туман. Позже налетел шквальный ветер, и пошел дождь. 19 июля погода оставалась такой же, но пакетбот крейсировал вдоль берега около места, куда отправили разведчиков.

20 июля корабль отнесло от места высадки, но на следующий день «Святой Павел» туда вернулся. 22 и 23 июля пакетбот продолжал крейсировать вдоль берега. А.И.

Чириков не терял надежды найти пропавших товарищей – с корабля стреляли пушки, чтобы подать им сигнал.

23 июля около 4 часов пополудни, когда рассеялся туман, моряки «Святого Павла» увидели на берегу дым от костра. Ночью на флагштоке пакетбота зажгли фонарь, который могли видеть с берега. Утром моряки увидели немного дыма, но потом он исчез.

24 июля погода, наконец, наладилась, но бот не вернулся. Алексей Чириков провел совещание с офицерами, на котором решили послать еще один бот. Моряки предполагали, что судно А.М. Дементьева могло быть повреждено.

В новой команде, отправленной на берег, были плотник и конопатчик, чтобы починить поврежденное судно. Шлюпка с четырьмя моряками отплыла на берег Аляски, скрылась из поля зрения «Святого Павла», и больше о судьбе моряков ничего не известно.

Ночью члены экипажа пакетбота видели огни на берегу.  

 На следующий день из губы, где исчезло два русских бота, вышли две индейские лодки. Одна из них подплыла к пакетботу, и индейцы-тлинкиты некоторое время кричали морякам «Агай!», но позже уплыли.

26 июля Алексей Чириков вынуждены были принять решение покинуть побережья, не выяснив судьбы пропавших моряков.27 июля «Святой Павел», на борту которого оставалось мало запасов пресной воды начал путь обратно в Авачинскую бухту.

Судьба пятнадцати русских моряков осталась неизвестной.

Источник: http://togeo.ru/main/velikaya-severnaya-expediciya/articles/ischeznovenie_lyudey-iz-komandy-paketbota-Svyatoy-Pavel.html

Загадочная пропажа моряков с корабля «Святой Павел» в 1741 году: самые необычные версии. Новости Хабаровского края (вчера, сегодня, сейчас) от News-Life (официальный сайт Ньюс-Лайф)

Несмотря на романтику, морские исследовательские операции до сих пор остаются делом опасным. А в XVIII веке, отправляясь на поиски новых земель, бравые капитаны и матросы прекрасно понимали, на что идут. Так, до сих пор остается невыясненной судьба 15 русских моряков с корабля «Святой Павел», бесследно исчезнувших в 1741 году во время экспедиции к берегам Северной Америки.

Предыстория

Таинственный и богатый Новый Свет интересовал тогда все крупные мировые державы. Российская империя не была исключением. Для исследования северной части Тихого океана и поиска собственного морского пути на американский континент была снаряжена особая экспедиция из двух кораблей, которые назывались «Святой Петр» и «Святой Павел».

Они представляли собой небольшие двухмачтовые суда – пакетботы, построенные в поселке Охотск Хабаровского края летом 1740 года.Капитаном «Святого Петра» был легендарный мореплаватель Витус Беринг, второй корабль отправился в путь под командованием Алексея Ильича Чирикова (1703-1748 гг.).

Пакетботы отплыли совместно из Авачинской бухты 4 июня 1741 года, но вскоре потеряли друг друга из-за сильного тумана.

Высадка с корабля

«Святой Павел» начал самостоятельное плавание и достиг берегов Северной Америки в районе архипелага Александра – группы островов неподалеку от Аляски. 17 июля, найдя бухту, подходящую для высадки на сушу, капитан А. И. Чириков отправил на берег 10 членов экипажа.

Поскольку судно не могло приблизиться к неизвестной земле из-за возможных подводных камней или мелей, моряки сели в одну из двух шлюпок, имевшихся на корабле. Она называлась лангбот и была вместительнее, чем вторая.Разведывательной группе поручили найти пресную воду, изучить местность и заодно поискать безопасную стоянку, где можно бросить якорь.

На всякий случай, все моряки, которыми командовал штурман Аврам Дементьев, были вооружены. Кроме того, они взяли с собой пушку.Судя по картам, «Святой Павел» находился в тот момент у острова Якоби. Лангбот отправился в путь и исчез из поля зрения команды за скалами. Потом берег затянуло густым туманом, который рассеялся только 23 июля. С корабля увидели костер, горевший на берегу.

Моряки решили, что это 10 членов разведывательной группы подают им сигнал. И они не могут самостоятельно вернуться на судно, видимо, их лангбот поврежден.

24 июля на выручку сослуживцам отправилась вторая шлюпка, в которую сели пятеро членов экипажа, среди них были плотник Фёдор Полковников и конопатчик Елистрат Горин. Они должны были починить неисправный лангбот. А боцман Сидор Савельев, возглавивший эту спасательную миссию, собирался перевезти штурмана Аврама Дементьева и вверенных ему людей на корабль.

Объяснение капитана

В Центральном государственном архиве ВМФ России сохранился официальный документ «Рапорт А. И. Чирикова в Адмиралтейств-коллегию о плавании к берегам Америки», датированный 7 декабря 1741 года.

В ней капитан «Святого Павла» объясняет своему руководству, почему 27 июля пакетбот отправился в обратный путь, оставив 15 членов экипажа на берегу.Со слов Чирикова выходит, что и вторая группа моряков бесследно исчезла за скалами. А отправить за ними кого-то оказалось уже невозможным: других шлюпок на корабле не было.

Пристать к незнакомому берегу судно тоже не могло. К тому же заканчивалась провизия. Особенно капитана беспокоили запасы питьевой воды, таящие на глазах.Остров Якоби оказался заселен аборигенами, вопреки ожиданиям русских исследователей.

25 июля к кораблю подплыли две гребные лодки с чужеземцами, лица которых разглядеть не удалось. Один из индейцев, одетый в некое красное платье, по утверждению А. И. Чирикова, замахал руками и закричал: «Агай, агай!».

Команда «Святого Павла» решила, что аборигены пытаются заманить к себе остальных моряков и, возможно, захватить корабль. А 15 уже высадившихся на берег сослуживцев капитан и другие офицеры сочли покойниками или пленниками, ведь дикари не могли отнестись к ним по-человечески, по мнению исследователей Аляски.

Опасаясь нападения индейцев и учитывая проблему с провизией, А. И. Чириков принял решение – вернуться домой без части экипажа.

Погибли во время высадки

Таинственное исчезновение моряков с корабля «Святой Павел» вызвало массу предположений: что же стало с этими людьми? Многие специалисты считают наиболее правдоподобной версию гибели всех 15 человек еще во время их высадки с судна на неизвестный берег.

Данное предположение высказал французский капитан Жан-Франсуа де Лаперуз, который в 1786 году проходил мимо залива, где вероятно исчезли русские. Знаменитый мореплаватель оценил, насколько опасным предприятием было высаживаться на утлых шлюпках в столь бурные воды.

Он написал в своих путевых заметках, что вероятность гибели моряков в яростных прибрежных волнах слишком высока, чтобы предполагать иное.

Скорее всего, обе шлюпки, вошедшие в узкую бухту, просто разбились о камни. А сигнальный костер на берегу, который видела команда «Святого Павла», сторонники данной версии объясняют тем, что огонь развели индейцы. Видимо, они пришли поглазеть на корабль чужеземцев, а потом стали приглашать бледнолицых на берег, надеясь выменять у них какие-либо ценные вещи.

Они выжили

Но эта история не будоражила бы умы исследователей такое долгое время, если бы все выглядело просто. Многочисленные свидетельства, полученные из разных источников, говорят о том, что моряки с корабля «Святой Павел» не только выжили, но и основали целое поселение на Аляске.

Во второй половине XVIII века коренные жители Чукотки, регулярно торговавшие с американскими эскимосами, передавали русским путешественникам рассказы о неких светлых бородатых людях, построивших бревенчатую крепость у реки Хеуврен. Якобы они поклоняются иконам, нарисованным на досках, и говорят на непонятном наречии.

Эти рассказы заинтересовали российского историографа Герхарда Фридриха Миллера (1705-1783 гг.), который возглавлял академический отряд второй Камчатской экспедиции. В 1764 году к Алеутским островам и берегам Аляски отправилась бригантина «Святая Екатерина» и четыре небольших судна. Команду исследователей возглавляли капитан П. К. Креницын и его помощник М.

Читайте также:  «товарищ дора»: что творила самая жестокая чекистка в одессе

Д. Левашов. Но найти пропавших моряков им не удалось.Многие российские и иностранные суда, проходившие мимо архипелага Александра, пытались разыскать членов команды «Святого Павла», и все безрезультатно. Территория Аляски в те времена была малообжитой и опасной для путешественников.

В 1774 году один из торговых агентов Северо-Восточной компании купца Григория Ивановича Шелихова, проводивший сделки с коренными жителями Аляски в заливе Якутат, писал своему руководству, что среди индейцев было много русоволосых и светлых людей.

Поскольку данный залив находится на расстоянии 300 верст от предполагаемого места высадки русских моряков, напрашивается вывод: члены экипажа «Святого Павла» настолько прижились на новом месте, что оставили потомство.

Во всяком случае, упоминание о бледнолицых людях, замеченных русскими торговцами среди индейцев Аляски, осталось в документе «Краткое содержание о приобретении земель Америки 1788 года».С пропавшими моряками не раз пытались связаться через чукчей и эскимосов, но все старания представителей власти и ученых оказались безрезультатными. Главной причиной неудач было недоверие аборигенов к чужакам, коренные жители тех мест опасались военных.

Если учесть, что экипаж «Святого Павла» состоял из опытных моряков, которые не пасовали перед трудностями и были сплоченной командой, то есть вероятность, что такие люди могли выжить на новой земле. На Аляске тогда водилось достаточно дичи.

Их убили индейцы

Не стоит сбрасывать со счетов и версию кровавой расправы аборигенов над бледнолицыми чужаками. Индейцы впервые в своей жизни увидели таких людей и могли счесть моряков опасными пришельцами.Впрочем, американский историк Фрэнк Альфред Голдер (1877-1929 гг.

) побывал в начале 20-х годов ХХ века на острове Якоби, где живут представители племени тлинкитов, собирая материал для своего двухтомника об экспедициях Витуса Беринга: Bering’s Voyages: An Account of the Efforts of the Russians to Determine the Relation of Asia and America.

Исследователь не нашел ни одного упоминания о чужеземных моряках в рассказах и легендах индейцев. Он специально расспрашивал тленкитов, но они ничего не слышали от своих предков о высадке 15-ти русских на этот остров.

А ведь первая встреча с представителями иной цивилизации, как минимум, должна запомниться, и впоследствии – обрасти многочисленными мифами.

Да, и не в характере индейцев скрывать славные победы над воинами иных племен, за которых они должны были принять группу вооруженных мужчин, высадившихся с корабля. Кто-нибудь обязательно похвастался бы необычными трофеями – металлическими предметами, их-то у моряков с собой было предостаточно.

Споры не прекращаются

Различные исследователи до сих пор пытаются понять, что случилось со штурманом Дементьевым, боцманом Савельевым и их подчиненными.Например, советский публицист Глеб Николаевич Голубев (1926-1989 гг.

) в своем очерке «Прелюбезные братцы» высказал предположение, что лонгбот с 10-ю моряками на борту потерпел крушение, но часть разведывательной команды спаслась, через несколько дней к ним присоединились и пятеро сослуживцев на второй шлюпке, которая также повредилась о камни.

Пока они чинили плавсредства, «Святой Павел» отчалил в обратное путешествие. Не имея возможности вернуться домой, моряки основали собственную колонию к северу от места высадки.

В 2005- 2006 годах в ходе российско-американской научной экспедиции «По следам великих мореплавателей» историки Аллан и Элтон Энгстромы сделали вывод, что злополучной точкой на карте, где пропали члены экипажа «Святого Павла» была бухта Сëрдж (Surge). Поскольку там много острых рифов и камней, а в прибрежных водах часто возникают опасные водовороты, ученые предположили, что моряки погибли во время высадки с корабля.

Источник: https://news-life.ru/khab-krai/201628458/

5 самых загадочных исчезновений во время войны Среднее время прочтения:

Мистика не обошла стороной даже самое «излюбленное» занятие человечества — войну.

Каждый, разумеется, решает для себя сам — верить ли во что-то мистическое и сверхъестественное, или же оставить всё это за пределами своих мыслей. Приведения, полтергейсты, вампиры, духи — это одно, а вот когда речь заходит о событиях, которые были официально задокументированы, вот тогда даже самые ярые скептики начинают задумываться: «А всё ли так просто в нашем мире?».

— Salik.biz

В этот раз мы с вами пройдемся немного по истории, которая полна загадочными случаями и мистическими событиями. Не обошло сверхъестественное и одно из «любимейших» занятий человека — войну. Представляем вам подборку из пяти самых загадочных и мистических исчезновений во время войны.

Исчезновение моряков с корабля «Святой Павел»

Данный инцидент произошел в далеком 1741 году, когда русские были заняты колонизацией Аляски, и именно он стал одним из самых загадочных случаев в истории нашего флота. Теперь по порядку.

С корабля «Святой Павел» к суше было отправлено две шлюпки, на которых разместились пятнадцать опытнейших моряков, имевших при себе различное оружие.

Спущенная на воду команда отправилась в сторону берега, на который успешно высадилась, а после этого… А после этого всё — совсем всё. Все пятнадцать человек бесследно исчезли.

Стоит отметить, что у спешившихся на берег членов команды «Святого Павла» было не только оружие, но и сигнальные ракеты, а это значит, что в случае опасности они могли бы дать сигнал бедствия, обозначив своё местоположение.

Конечно, было предположение, что моряки могли столкнуться с индейцами, развязав бойню. Но почему тогда не было ни единого выстрела? Откровенно говоря, индейцев ещё и нельзя назвать глупыми — увидев отряд, состоящий из вооруженных моряков, они бы скрылись в лесах, а не пошли бы в наступление.

Рекламное видео:

Помимо этого, оставшиеся на корабле члены экипажа рассказали, что на берегу в какой-то момент загорелся костер — однако кто его разжег, остается невыясненным.

Сейчас уже невозможно точно выяснить, что же случилось с пропавшими моряками, но есть даже теория о том, что они просто остались жить среди индейцев. А появилось такое мнение в 1774 году, когда русские купцы, прибывшие на Аляску, увидели в одном из селений белых людей с русыми волосами, которые, теоретически, могли бы быть потомками исчезнувших моряков.

Норфолкский полк

Пожалуй, именно этот случай можно назвать одни из самых загадочных. Всё произошло во время Первой мировой войны, а точнее — в 1915 году, в ходе операции по захвату пролива Дарданеллы. Во время проведения одного из этапов атаки исчез сразу весь Норфолкский полк.

Данная ситуация поразила всех, даже главнокомандующего экспедиционными войсками Англии сэра Гамильтона. По его словам, «сэр Г. Бошам повел 250 своих солдат и 16 офицеров в атаку, оттесняя врага в ходе кровопролитного сражения. В какой-то момент полк пропал из виду, после чего никого из ушедших в атаку бойцов уже не видели». Всего пропало сразу 267 человек.

Очевидцы рассказали о том, что не слышали ни одного выстрела, что крайне странно — согласитесь, взять в плен вооруженных до зубов и опытных солдат, да еще и в таком количестве, просто невозможно — не без боя точно. Даже турецкая сторона подтвердила тот факт, что не успела вступить в бой с Норфолкским полком, тем более взять его целиком в плен. Кроме того, турецкое командование вовсе не подозревало о наличии такого полка.

Разумеется, после этого было проведено тщательное расследование, но его результаты были засекречены на полвека. Справедливости ради, стоит заметить, что и после того, как документы представили общественности, ситуация нисколько не прояснилась, а стала только запутаннее.

В обнародованных свидетельских показаниях сказано о нескольких странных тучах, которые имели форму «круглых буханок хлеба».

Бойцы Норфолкского полка приблизились к одной из таких «странных туч», после чего в полном составе вошли в нее. Из тучи потом никто уже не вышел.

Кроме того, новозеландские ветераны рассказали, что туча, через которую собирались пройти военнослужащие, взмыла вверх, собрала «своих собратьев» и скрылась в северном направлении.

На это история не заканчивается. Позднее с заявлением выступил турецкий крестьянин, который рассказал, что обнаружил на своем поле огромное количество трупов английских солдат.

По его словам, все они были «сильно изломаны, как будто их скинули с огромной высоты». Обнаружив тела англичан, фермер принял решение вывезти их с территории своего поля.

Где они сейчас, как вообще там оказались, что за история с тучей — все это остается загадкой до сих пор.

Немецкая рота, пропавшая под Амьеном

Это происшествие, как и предыдущее, произошло во времена Первой мировой войны, в 1916 году. В тот год, в битве за деревню Амьен, загадочным образом пропала целая немецкая рота, державшая оборону населенного пункта.

Английские войска, отправленные в атаку, пошли на позиции немцев, однако в их сторону не было сделано ни одного выстрела.

Ворвавшиеся на позиции немцев англичане, которые точно не ожидали такого поворота, обнаружили очень интересную вещь.

Говоря точнее, они не обнаружили вообще ничего, кроме оставленного и подготовленного к бою оружия, одежды, сушившейся на печках в землянках, еды, варящейся в котелках.

Позднее стало известно, что немецкое командование понятия не имеет, куда делись солдаты — им не отдавали приказа менять место дислокации. В будущем эта тема поднималась много раз, но понять, куда пропали солдаты, почему оставили свои позиции и отправились в путь без оружия и одежды — невозможно.

Китайская дивизия под Нанкином

Все помнят, как в 1937 году японская армия напала на Китай, начав его крушить. Под конец того же года японские войска продвинулись к реке Янцзы, за которой находилась тогдашняя китайская столица — город Нанкин.

На оборону одного из мостов через реку командование направило китайскую дивизию, в состав которой входили три тысяч солдат. Бойцы заняли свои позиции, окопались и были готовы к атаке врага. Однако через сутки от дивизии, готовящейся к обороне, в штаб не пришло ни единой весточки.

Положение дел стало критическим — японские войска могли напасть на столицу в любое мгновение. Для выяснения ситуация к бойцам, которые должны были охранять мост, отправились несколько офицеров.

Вернувшись в командный пункт, они заявили, что окопы и выкопанные траншеи были пустыми, солдат на позициях нет. Куда могли бесследно исчезнуть три тысячи военных, готовых к бою, неизвестно.

Однако отрицать этого факта не приходится, поскольку командующие китайскими войсками позднее официально подтвердили пропажу соладт.

Пропавший IX легион

IX легион считается одним из старейших легионов Рима. Его создал ещё знаменитый Юлий Цезарь для войны против Галлии. IX легион считался одним из лучших и принимал участие в бесчисленном количестве битв. А вот во II верен н.э. легион просто пропал.

Сегодня никто не знает ни точного года, в который исчезли легионеры, ни даже примерного места, в котором мог бы без следа раствориться целый легион. По одной из теорий, инцидент мог произойти в 120-х года, где-то на северных территориях Британии, во время крупномасштабной атаки пиктов.

Другие уверены, что легион исчез в 130-х годах в Иудее, когда произошло крупное восстание Бар-Кохбы, после которого был разрушен Иерусалим.

Как бы ни было на самом деле, в 165 году был составлен список римских легионов — девятого в нём уже не значилось, как не говорилось и о том, что он был разбит.

Источник: https://salik.biz/articles/62958-5-samyh-zagadochnyh-ischeznovenii-vo-vremja-voiny.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector