У кого булгаков «украл» сюжет романа «мастер и маргарита»

10 марта 1940 года в квартире Михаила Булгакова раздался звонок из секретариата Иосифа Сталина.

  • — Что, товарищ Булгаков умер?
  • — Да, умер.
  • И на другом конце провода положили трубку.

Сейчас одного из самых известных писателей XX века знает каждый школьник. А тогда, в 1940 году, он считался едва ли не персоной нон грата. Многие произведения признавали чуть ли не антисоветскими. А читали их, тихонько лёжа под одеялом с фонариком или свечкой, зажжённой у изголовья, — главное, чтобы не заметили.

Булгаков стал, пожалуй, самым мистическим писателем в российской истории со времён Николая Гоголя. Его жизнь до сих пор окутана легендами, тайнами и мифами. Рассмотрим наиболее популярные из них.

Любил котов

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Считается, что писатель любил котов. Такое мнение, конечно, появилось из-за знаменитого персонажа свиты Воланда — кота Бегемота, в уста которого Булгаков вложил одни из самых ярких фраз книги.

По словам второй супруги писателя Любови Белозёрской, его прототипом стал серый котёнок Флюшка, которого кто-то украл.

Впрочем, в квартире жили и другие кошки, писатель иногда даже писал от их имени записки супруге. При этом он никогда не брал кошек на руки, так как, по словам второй супруги, брезговал.

Если могло случиться так, что кошка запрыгнет на стол, Булгаков непременно подкладывал бумажку.

Куда теплее у него были отношения со щенком по кличке Бутон. Вот с ним он мог играться и обниматься. А на стол Бутона пускали, не подкладывая бумажки.

Сжёг один из своих романов в припадке

Да, Михаил Афанасьевич действительно сжёг как минимум одну из своих рукописей. Это был черновик «Мастера и Маргариты». Только припадки — пример Гоголя и второго тома «Мёртвых душ» — здесь совершенно ни при чём.

Дело в том, что незадолго до этого комитет по делам искусств запретил пьесу «Кабала святош».

После, весной 1930 года, Булгаков сжёг первую рукопись, а затем написал письмо цензорам: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе».

После этого он сообщал, что сжёг и второй вариант романа. А мы все знакомы только с третьим. Название «Мастер и Маргарита», кстати, носил только он.

Церковь резко критикует «Мастера и Маргариту»

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Один из самых распространённых мифов связан с тем, что церковь не приемлет «дьявольский роман». На самом деле позиция РПЦ по данному поводу несколько иная. Её ещё в 2011 году раскрыл в своём интервью патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

— Польза романа в том, что он впервые в послереволюционное время, когда уже в стране не было никакой свободы, реально сказал о господстве тёмной силы в жизни тогдашнего советского общества. Именно поэтому, думаю, его роман стал бессмертным, — отметил тогда патриарх.

Предстоятель РПЦ подчеркнул, что «ужасное падение тогдашнего советского человека, его нравственности, его отношения к добру и злу» можно было выразить только в форме «метафизической притчи».

Прообразом для профессора Преображенского был сам Булгаков

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Такой миф сложился из-за того, что писатель окончил медицинский факультет Киевского университета, был врачом в селе Никольском Сычёвского уезда. Кроме того, «Записки юного врача» Булгаков создал частично на основе собственного опыта — в них он описывает свою работу врачом в селе под Смоленском.

На самом же деле прообразом Преображенского стал его дядя — известный гинеколог Николай Покровский. Даже квартира булгаковского родственника в деталях совпадает с тем описанием, которое встречается в «Собачьем сердце».

В 1926 году ОГПУ провело обыск у писателя, и в результате были изъяты рукописи «Собачьего сердца» и дневник. Позже после неоднократных просьб вернуть отобранное повесть и дневник будут возвращены.

Все самые известные произведения были написаны под наркотиками

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Миф о Булгакове-наркомане, пожалуй, один из самых распространённых. Якобы он написал как минимум «Записки юного врача», «Собачье сердце» и «Мастера и Маргариту» под воздействием морфия.

Булгаков действительно попробовал кокаин в 1913 году, когда учился на врача. Этот факт не отрицала и его первая жена Татьяна Лаппа. Кроме того, около года он действительно сидел на морфии.

Зависимость началась после того, как летом 1917 года к молодому доктору Михаилу, который работал в селе Никольском Сычёвского уезда, привезли больного дифтерией младенца. Булгаков разрезал ему горло и через трубку отсосал дифтерийные плёнки. А после, чтобы обезопасить себя, ввёл себе противодифтерийную вакцину.

Когда она подействовала, начался зуд и страшные боли, облегчить которые Булгаков пробовал с помощью инъекции морфина.

В течение 1917 года он пытался отвыкнуть от наркотика, в 1918 году переехал в Киев. Позже Лаппа вспоминала, как разводила его порции наркотика водой, постепенно увеличивая процент последней.

Считается, что Булгаков в 1921 году, во время переезда в Москву, уже не был наркоманом. Незадолго до смерти он вновь принимал морфий и даже после инъекций диктовал последний вариант «Мастера и Маргариты».

Однако вещество ему было прописано исключительно в медицинских целях и дозах.

Попытка самоубийства

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин цитирует третью супругу писателя и говорит, что якобы тот собирался стреляться в 1929 году, когда его практически объявили вне закона.

— После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря, — пишет Лакшин.

Однако позже уже российские СМИ растиражировали версию о том, что писатель даже пытался совершить самоубийство, однако это не получилось сделать. Ещё раз повторяем: таких свидетельств нет.

Сталин 20 раз был на спектакле «Дни Турбиных»

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Существует мнение, что советский вождь якобы множество раз был на «Днях Турбиных». Дело в том, что в 1929 году эту пьесу сняли с репертуара за «буржуазное настроение». Однако её возобновили спустя три года по личному распоряжению Сталина.

— Что касается собственно пьесы «Дни Турбиных», то она не так уж плоха, ибо она даёт больше пользы, чем вреда. Основное впечатление, остающееся у зрителя от этой пьесы, есть впечатление благоприятное для большевиков, — писал вождь.

Решение Сталина отчасти было вызвано тем, что в то время во МХАТе ставили «Страх» по пьесе Александра Афиногенова. И эта постановка советскому руководителю решительно не понравилась.

Однако ни о каких 20 посещениях не шло и речи. В целом сомнения вызывает факт, что Сталин был хоть один раз на постановке. Ну а если смотрел, то у него сложилось очень своеобразное понятие о постановке.

— Если даже такие люди, как Турбины, вынуждены сложить оружие и покориться воле народа, признав своё дело окончательно проигранным, — значит, большевики непобедимы… «Дни Турбиных» есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма, — писал он драматургу Владимиру Билль-Белоцерковскому.

Источник: https://life.ru/1096302

8 «ошибок» в «Мастере и Маргарите»

31 октября 2018Литература

Понтий Пилат был пятым прокуратором Иудеи или все-таки шестым? Мастер бородатый или гладко выбритый? Какой из глаз Воланда черный, а какой зеленый? Рассказываем, как в «Мастере и Маргарите» появились странные ошибки и ошибки ли это

Автор Иван Назаров

Михаил Булгаков работал над романом «Мастер и Маргарита» более десяти лет и много раз переписывал текст, внося исправления.

Последняя автор­ская правка романа датируется февралем 1940 года — Булгаков умер, не ус­пев завершить редактуру.

В этой версии исследователи обнаруживают раз­личные противоречия, которые можно объяснить и как художественный прием, и как следствие того, что книга не была закончена.

1. Какие глаза были у Воланда?

Так Булгаков описывает внешность Воланда в сцене на Патриарших прудах, в первой главе романа  Здесь и далее роман и его редакции цитируются по изданию Е. Ю. Колышевой.:

«По виду — лет сорока с лишним. Рот какой-то кривой. Выбрит гладко. Брюнет. Правый глаз черный, левый почему-то зеленый. Брови черные, но одна выше другой. Словом — иностранец».

А вот описание из 22-й главы, перед Великим балом:

«Этот несуществующий и сидел на кровати. Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый — пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней».

Глаза поменялись местами: теперь черный глаз — не правый, а левый.

Инте­ресно, что в ранних редакциях романа Булгаков также по-разному описывал глаза Воланда: «…выяснилось, что правый глаз у него не улыбается, да и вооб­ще что этот глаз никакого цвета…», «…один глаз черный, а другой зеленый» и др. И все же вполне возможно, что Булгаков намеренно оставил это несовпа­дение, чтобы подчеркнуть инфернальный статус героя.

2. Когда проходил допрос Иешуа?

Все помнят знаменитую цитату из второй главы, описывающую появление Понтия Пилата:

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца ирода великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

А вот разговор, который совсем скоро происходит между Пилатом и Каифой:

«Прокуратор тыльной стороной кисти руки вытер мокрый, холодный лоб, поглядел на землю, потом, прищурившись, в небо, увидел, что раскаленный шар почти над самой его головою, а тень Каифы совсем съежилась у львиного хвоста, и сказал тихо и равнодушно:      — Дело идет к полудню».

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита» «„Что есть истина?“ Христос и Пилат». Картина Николая Ге. 1890 год Государственная Третьяковская галерея

И наконец, в конце главы автор уточняет:

«Было около десяти часов утра».

Итак, на протяжении нескольких страниц время фантастическим образом меняется от раннего утра к полудню, а затем обращается обратно к десяти утра.

3. Где родился Иешуа?

На допросе Иешуа напрямую спрашивают, где он родился:

«— Прозвище есть?      — Га-Ноцри.      — Откуда ты родом?

     — Из города Гамалы, — ответил арестант, головой показывая, что там, где-то далеко, направо от него, на севере, есть город Гамала».

Однако во сне Пилата, который описан в 26-й главе, фигурирует другое название:

«— Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, — просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне».

Итак, у Иешуа два родных города: Гамала и Эн-Сарид. Гамала возникла только в окончательной версии, тогда как в одной из ранних редакций Эн-Сарид упо­ми­нался в сцене допроса: «Из Эн-Сарида, — ответил арестант, головой пока­зы­вая, что там где-то есть Эн-Сарид».

4. Как выглядит Мастер?

Вот каким мы видим Мастера, когда он впервые появляется в романе, в палате поэта Бездомного, в 13-й главе:

«С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми».

А вот как он выглядит следующей ночью, в главе «Извлечение Мастера»:

«Какой-то не то больной, не то не больной, а странный, бледный, обросший бородой, в черной шапочке и в каком-то халате спускался вниз нетвердыми шагами».

Таким образом, за день у Мастера внезапно отрастает борода. О ней мы читаем и в главе «Судьба Мастера и Маргариты определена»: «…в клинике бородку ему подстригали машинкой».

А в эпилоге романа Иван Понырев видит, как «…в по­токе складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека». При этом во время зна­ком­ства с Иваном Бездомным Мастер гладко выбрит во всех версиях текста.

Интересно, что в романе есть и другие несовпадения в описании внешности Мастера. В ранних редакциях менялся и возраст Мастера (35 и 38 лет), и цвет волос (из блондина он стал темноволосым). 

5. Как Алоизий Могарыч покинул квартиру № 50?

Этого персонажа могут помнить не все: Алоизий Могарыч — тот самый жур­налист, написавший донос на Мастера, чтобы занять его подвальчик. В 24-й главе он попадает в нехорошую квартиру и «в одном белье» и «почему-то с че­моданом в руках и в кепке» оказывается на суде перед Маргаритой, Мастером, Азазелло, Бегемотом, Коровьевым и Воландом:

«— Ну вот и хорошо, что ванну пристроил, — одобрительно сказал Азазелло, — ему надо брать ванны, — и крикнул: — Вон!      Тогда Могарыча перевернуло кверху ногами и вынесло из спальни Воланда через открытое окно».

Удивительно, но позже Аннушка, разлившая подсолнечное масло в начале романа и жившая в том же подъезде, встречает Алоизия Могарыча на лестнице:

«…на верхней площадке грохнула дверь, кто-то покатился вниз по лестнице и, налетев на Аннушку, отбросил ее в сторону так, что она ударилась затылком об стену. Человек в одном белье, с чемоданом в руках и в кепке, с закрытыми глазами ответил Аннушке диким сонным голосом:      — Колонка! Купорос! Одна побелка чего стоила, — и, заплакав, рявкнул: — Вон!

     Тут он бросился, но не дальше, вниз по лестнице, а обратно — вверх, туда, где было выбитое ногой экономиста стекло в окне, и через это окно кверху ногами вылетел во двор».

Так, Могарыч дважды «покидает» квартиру № 50: из комнаты Воланда его отправляет в окно Азазелло, затем героя видят вываливающимся из входной двери и повторно вылетающим в окно — уже подъезда.

6. Куда делась Гелла?

Вот сцена финального полета героев из 31-й главы:

«На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.

      Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-либо в мире.      Сбоку всех летел, блистая сталью доспехов, Азазелло. Луна изменила и его лицо.

Исчез бесследно нелепый безобразный клык, и кривоглазие оказалось фальшивым. Оба глаза Азазелло были одинаковые, пустые и черные, а лицо белое и холодное.

Читайте также:  Почему цыганские дети никогда не посещают детский сад

     …Воланд летел тоже в своем настоящем обличье. Маргарита не могла бы сказать, из чего сделан повод его коня, и думала, что возможно, что это лунные цепочки и самый конь — только глыба мрака, и грива этого коня — туча, а шпоры всадника — белые пятна звезд».

У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита» Репродукция рисунка «Гелла и домоуправ­­­­» Надежды Рушевой. 1968 год © Надежда Рушева / РИА «Новости»

В этом описании нет Геллы. Последний раз мы видим ее в главе «Конец квартиры № 50», когда из окна пятого этажа вылетает «силуэт обнаженной женщины».

Полет и преображение Геллы обнаруживаются в ранних редакциях: «Геллу ночь закутала в плащ так, что ничего не было видно, кроме белой кис­ти, державшей повод. Гелла летела, как ночь, улетавшая в ночь».

Вот как вспо­минал об этой несостыковке литературовед Владимир Лакшин:

«Однажды я передал Елене Сергеевне вопрос молодого читателя: в последнем полете свиты Воланда среди всадников, летящих в мол­ча­нии, нет одного лица. Куда пропала Гелла? Елена Сергеевна взглянула на меня растерянно и вдруг воскликнула с незабываемой экспрессией: „Миша забыл Геллу!!!“».

Впрочем, в булгаковедении распространена и другая точка зрения, в соответ­ствии с которой героиня сознательно не была включена автором в финальную сцену.

7. Каким по счету прокуратором был Понтий Пилат?

В главе номер 26 Булгаков пишет:

«Так встретил рассвет пятнадцатого нисана пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат».

Булгакова явно интересовал вопрос, был ли Понтий Пилат пятым прокура­тором Иудеи (или все-таки шестым). Исторические источники, которые он использовал, не давали точного ответа. Генрих Грец и Николай Маккавейский определяли Пилата пятым прокуратором.

В булгаковских тетрадях с мате­риа­ла­ми к роману есть выписка из статьи «Пилат Понтий» из словаря Брокгауза и Ефрона: «Он был преемником Валерия Грата и 6-м прокура­тором Иудеи».

Булгаков отметил эту цитату вопросительным знаком, как и фрагмент из рабо­ты богослова Фредерика Фаррара: «…он сделался шестым прокуратором Иудеи…» Наконец, в редакции начала 1930-х годов Пилат назван шестым про­куратором: в разговоре с Бездомным Мастер вспоминает: «…я же думал о Пон­тии Пилате и о том, что через несколько дней я допишу последние слова и сло­ва эти будут непременно — „шестой прокуратор Иудеи Понтий Пилат“». Впро­чем, возможно, это не ошибка и Булгаков сознательно выбрал неправиль­ный вариант ради ритмизации прозы и аллитерации — «пятый прокуратор… Пон­тий Пилат».

8. Куда делась жена Поплавского?

Вот как Максимилиан Поплавский рассказывает о степени родства с Берлиозом в 18-й главе:

«— Видите ли, — внушительно заговорил Поплавский, — я являюсь единственным наследником покойного Берлиоза, моего племянника, погибшего, как известно, на Патриарших…»

Однако позже автор иначе описывает родственную связь между этими героями:

«Надлежит открыть одну тайну Максимилиана Андреевича. Нет спору, ему было жаль племянника жены, погибшего в расцвете лет».

Кажется, не так уж это важно, ведь Поплавский не уточняет, что он приходится родным дядей покойному.

Однако в ранних редакциях романа несколько раз упоминалась жена Поплавского (он фигурирует под фамилиями Латунский или Ра­дужный), «урожденная Берлиоз», и оба персонажа претендовали на жилпло­щадь погибшего.

В финальной редакции Поплавский представляется единст­вен­ным наследником, а такого персонажа, как его жена, в романе боль­ше нет, однако строчка «ему было жаль племянника жены» так и осталась.

Изображения: Зарисовка инсценировки, посвященной 60-летию романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» © SPUTNIK / Diomedia

Источники

  • Белобровцева И., Кульюс С. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 2007.
  • Булгаков М. А. Мастер и Маргарита [Текст] : полное собрание черновиков романа. М., 2014.
  • Булгаков М. А. «Мой бедный, бедный мастер…»: Полное собрание редакций и вариантов романа «Мастер и Маргарита». Михаил Булгаков; издание подготовил В. И. Лосев; научн. ред. Б. В. Соколов. М., 2006.
  • Лесскис Г., Атарова К. Москва — Ершалаим: путеводитель по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». М., 2014.
  • Чудакова М. О. Архив М. А. Булгакова: материалы для творческой биографии писателя. Записки отдела рукописей. Вып. 37. М., 1976.
  • ОР РГБ. Ф. 562. Булгаков Михаил Афанасьевич. Оп. 8. Ед. хр. 1 «Мастер и Маргарита» — роман. Материалы к 6-й и 7-й редакции. Автограф. 1938–1939.

История

Пересказ лекции Алексея Гиппиуса

Источник: https://arzamas.academy/mag/602-mistakes

Проклятье "Мастера и Маргариты": за 9 лет умерли 18 актеров, снявшихся в фильме Бортко

В режиссерской среде давно ходят слухи о так называемом «проклятье» романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», где одним из главных героев является сам дьявол. Во время постановок спектаклей или фильмов по этому произведению происходят различные странности и неприятности, мистика пронизывает все, что связано с миром «Мастера и Маргариты».

Когда Владимир Бортко ставил свой фильм «Мастер и Маргарита», то Олег Янковский, приглашенный на роль профессора черной магии Воланда, отказался от предложения, сказав: «Я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя».

Фильм Бортко вышел на экраны не так уж давно — в 2005 году, однако, из тех актеров, кто все-таки решился сняться в этой картине, уже нет в живых 18 человек! Является ли это случайным совпадением, или за игры с нечистой силой необходимо платить ценою жизни?У кого Булгаков «украл» сюжет романа «Мастер и Маргарита»

Первой жертвой «проклятия» 2 октября 2005 года стал актер Александр Чабан, сыгравший следователя, который вел розыск Воланда. Пропал незадолго до премьеры. Найден мертвым в своей квартире. Обстоятельства смерти неизвестны. Ему было 47 лет.

«Следователь ушел от Иванушки, получив весьма важный материал. Идя по нитке событий с конца к началу, наконец удалось добраться до того истока, от которого пошли все события. Следователь не сомневался в том, что эти события начались с убийства на Патриарших.

Конечно, ни Иванушка, ни этот клетчатый не толкали под трамвай несчастного председателя МАССОЛИТа, физически, так сказать, его падению под колеса не способствовал никто.

Но следователь был уверен в том, что Берлиоз бросился под трамвай (или свалился под него), будучи загипнотизированным».

28 сентября 2006 года умер актер Павел Комаров, сыгравший вора на пристани. Это он украл одежду купавшегося поэта Ивана Бездомного. Комаров был ведущим актером Царицынского ТЮЗа, основал музыкальную группу «Группа риска».

«Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду.

Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей.

Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его платье, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач. Точно на том месте, где была груда платья, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек.

Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено».

27 декабря 2006 года скончался 67-летний Станислав Ландграф, сыгравший критика Латунского.

«– Латунский! – завизжала Маргарита. – Латунский! Да ведь это же он! Это он погубил мастера.Швейцар у дверей, выкатив глаза и даже подпрыгивая от удивления, глядел на черную доску, стараясь понять такое чудо: почему это завизжал внезапно список жильцов.

А Маргарита в это время уже поднималась стремительно вверх по лестнице, повторяя в каком-то упоении:– Латунский – восемьдесят четыре! Латунский – восемьдесят четыре…Вот налево – 82, направо – 83, еще выше, налево – 84. Вот и карточка – «О. Латунский».

Маргарита соскочила со щетки, и разгоряченные ее подошвы приятно охладила каменная площадка. Маргарита позвонила раз, другой. Но никто не открывал. Маргарита стала сильнее жать кнопку и сама слышала трезвон, который поднялся в квартире Латунского.

Да, по гроб жизни должен быть благодарен покойному Берлиозу обитатель квартиры № 84 в восьмом этаже за то, что председатель МАССОЛИТа попал под трамвай, и за то, что траурное заседание назначили как раз на этот вечер. Под счастливой звездой родился критик Латунский.

Она спасла его от встречи с Маргаритой, ставшей ведьмой в эту пятницу!»

  • 27 апреля 2007 года умер народный артист СССР Кирилл Лавров, сыгравший Понтия Пилата.
  • «Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат».

27 апреля 2007 года провалился под лед во время рыбалки и умер Евгений Меркурьев (счетовод). В сериале счетовод и Пилат не пересекались. Но из жизни Меркурьев и Лавров ушли в один день.

3 января 2008 года в возрасте 54 лет от рака легких скончался Александр Абдулов (Коровьев).

«Вряд ли теперь узнали бы Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте, в том, кто теперь летел непосредственно рядом с Воландом по правую руку подруги мастера.

На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.

Он уперся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землею под собою, он думал о чем-то своем, летя рядом с Воландом».

7 апреля 2008 года умер Андрей Толубеев, который озвучивал Алоизия Могарыча. Как и старшего товарища по питерскому театру БДТ Кирилла Лаврова, Толубеева свела в могилу онкология. Диагноз: рак поджелудочной железы.

25 января 2009 года ушел из жизни актер Юрий Оськин (швейцар Николай).

«Ополоумевший швейцар услыхал с веранды уханье, бой посуды и женские крики.– Ну что с тобой сделать за это? – спросил флибустьер.Кожа на лице швейцара приняла тифозный оттенок, а глаза помертвели. Ему померещилось, что черные волосы, теперь причесанные на пробор, покрылись огненным шелком.

Исчезли пластрон и фрак, и за ременным поясом возникла ручка пистолета. Швейцар представил себя повешенным на фор-марса-рее. Своими глазами увидел он свой собственный высунутый язык и безжизненную голову, упавшую на плечо, и даже услыхал плеск волны за бортом. Колени швейцара подогнулись.

Но тут флибустьер сжалился над ним и погасил свой острый взор.

– Смотри, Николай! Это в последний раз. Нам таких швейцаров в ресторане и даром не надо. Ты в церковь сторожем поступи. – Проговорив это, командир скомандовал точно, ясно, быстро: – Пантелея из буфетной. Милиционера. Протокол. Машину. В психиатрическую. – И добавил: – Свисти!»

  1. 23 декабря 2009 года скончалась Галина Баркова, сыгравшая продавщицу фруктов.

25 февраля 2010 года был найден мёртвым в собственной квартире исполнитель роли Ивана Бездомного заслуженный артист России Владислав Галкин. Ему было всего 38 лет.

«Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит. Тогда в потоке складывается непомерной красоты женщина и выводит к Ивану за руку пугливо озирающегося обросшего бородой человека.

Иван Николаевич сразу узнает его. Это – номер сто восемнадцатый, его ночной гость.

Иван Николаевич во сне протягивает к нему руки и жадно спрашивает:– Так, стало быть, этим и кончилось?– Этим и кончилось, мой ученик, – отвечает номер сто восемнадцатый, а женщина подходит к Ивану и говорит:– Конечно, этим.

Все кончилось и все кончается… И я вас поцелую в лоб, и все у вас будет так, как надо.Она наклоняется к Ивану и целует его в лоб, и Иван тянется к ней и всматривается в ее глаза, но она отступает, отступает и уходит вместе со своим спутником к луне.

Тогда луна начинает неистовствовать, она обрушивает потоки света прямо на Ивана, она разбрызгивает свет во все стороны, в комнате начинается лунное наводнение, свет качается, поднимается выше, затопляет постель. Вот тогда и спит Иван Николаевич со счастливым лицом».

  • 20 апреля 2010 года скончалась Валентина Егоренкова, сыгравшая медсестру в психбольнице.
  • 20 августа 2010 года умер Станислав Соколов — секретарь Понтия Пилата.

«Секретарь вытаращил глаза на арестанта и не дописал слова.Пилат поднял мученические глаза на арестанта и увидел, что солнце уже довольно высоко стоит над гипподромом, что луч пробрался в колоннаду и подползает к стоптанным сандалиям Иешуа, что тот сторонится от солнца.Тут прокуратор поднялся с кресла, сжал голову руками, и на желтоватом его бритом лице выразился ужас.

Но он тотчас же подавил его своею волею и вновь опустился в кресло.Арестант же тем временем продолжал свою речь, но секретарь ничего более не записывал, а только, вытянув шею, как гусь, старался не проронить ни одного слова.– Ну вот, все и кончилось, – говорил арестованный, благожелательно поглядывая на Пилата, – и я чрезвычайно этому рад.

Я советовал бы тебе, игемон, оставить на время дворец и погулять пешком где-нибудь в окрестностях, ну хотя бы в садах на Елеонской горе. Гроза начнется, – арестант повернулся, прищурился на солнце, – позже, к вечеру. Прогулка принесла бы тебе большую пользу, а я с удовольствием сопровождал бы тебя.

Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, которые могли бы, полагаю, показаться тебе интересными, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление очень умного человека.Секретарь смертельно побледнел и уронил свиток на пол.– Беда в том, – продолжал никем не останавливаемый связанный, – что ты слишком замкнут и окончательно потерял веру в людей.

Ведь нельзя же, согласись, поместить всю свою привязанность в собаку. Твоя жизнь скудна, игемон, – и тут говорящий позволил себе улыбнуться.Секретарь думал теперь только об одном, верить ли ему ушам своим или не верить. Приходилось верить.

Тогда он постарался представить себе, в какую именно причудливую форму выльется гнев вспыльчивого прокуратора при этой неслыханной дерзости арестованного. И этого секретарь представить себе не мог, хотя и хорошо знал прокуратора.Тогда раздался сорванный, хрипловатый голос прокуратора, по-латыни сказавшего:

  1. – Развяжите ему руки».
  2. 11 августа 2011 года трагически погиб в автокатастрофе Михаил Суров, снявшийся в эпизоде «Мастера и Маргариты» (нет в титрах).
  3. 10 мая 2012 года, не дожив и до 30 лет, умер от лейкоза молодой актер Станислав Пряхин, сыгравший карманника (в титрах не указан).
  4. 11 ноября 2012 года от рака легкого в возрасте 65 лет умер Илья Олейников, исполнитель роли финдиректора Варьете Римского.
Читайте также:  Кем «по национальности» был основатель москвы юрий долгорукий

«Пропавшего Римского разыскали с изумляющей быстротой. Стоило только сопоставить поведение Тузабубен у таксомоторной стоянки возле кинематографа с некоторыми датами времени, вроде того, когда кончился сеанс и когда именно мог исчезнуть Римский, чтобы немедленно дать телеграмму в Ленинград.

Через час пришел ответ (к вечеру пятницы), что Римский обнаружен в номере четыреста двенадцатом гостиницы «Астория», в четвертом этаже, рядом с номером, где остановился заведующий репертуаром одного из московских театров, гастролировавших в то время в Ленинграде, в том самом номере, где, как известно, серо-голубая мебель с золотом и прекрасное ванное отделение. Обнаруженный прячущимся в платяном шкафу четыреста двенадцатого номера «Астории» Римский был немедленно арестован и допрошен в Ленинграде же. После чего в Москву пришла телеграмма, извещающая о том, что финдиректор Варьете оказался в состоянии невменяемости, что на вопросы он путных ответов не дает или не желает давать и просит только об одном, чтобы его спрятали в бронированную камеру и приставили к нему вооруженную охрану. Из Москвы телеграммой было приказано Римского под охраной доставить в Москву, вследствие чего Римский в пятницу вечером и выехал под такой охраной с вечерним поездом».

30 марта 2013 года от неоперабельной опухоли мозга скончался Валерий Золотухин (Никанор Иванович Босой).

«Первый на ходу показал Никанору Ивановичу документик, а второй в эту же минуту оказался стоящим на табуретке в уборной, с рукою, засунутой в вентиляционный ход. В глазах у Никанора Ивановича потемнело, газету сняли, но в пачке оказались не рубли, а неизвестные деньги, не то синие, не то зеленые, и с изображением какого-то старика.

Впрочем, все это Никанор Иванович разглядел неясно, перед глазами у него плавали какие-то пятна.– Доллары в вентиляции, – задумчиво сказал первый и спросил Никанора Ивановича мягко и вежливо: – Ваш пакетик?– Нет! – ответил Никанор Иванович страшным голосом, – подбросили враги!– Это бывает, – согласился тот, первый, и опять-таки мягко добавил: – Ну что же, надо остальные сдавать.

– Нету у меня! Нету, богом клянусь, никогда в руках не держал! – отчаянно вскричал председатель.Он кинулся к комоду, с грохотом вытащил ящик, а из него портфель, бессвязно при этом выкрикивая:– Вот контракт… переводчик-гад подбросил… Коровьев… в пенсне!Он открыл портфель, глянул в него, сунул в него руку, посинел лицом и уронил портфель в борщ.

В портфеле ничего не было: ни Степиного письма, ни контракта, ни иностранцева паспорта, ни денег, ни контрамарки. Словом, ничего, кроме складного метра.

– Товариши! – неистово закричал председатель, – держите их! У нас в доме нечистая сила!И тут же неизвестно что померещилось Пелагее Антоновне, но только она, всплеснув руками, вскричала:– Покайся, Иваныч! Тебе скидка выйдет!С глазами, налитыми кровью, Никанор Иванович занес кулаки над головой жены, хрипя:– У, дура проклятая!

  • Тут он ослабел и опустился на стул, очевидно, решив покориться неизбежному».

5 апреля 2013 года, не дожив до 50-летия, скончался Дмитрий Поддубный — агент НКВД, в сериале расследовал пропажу людей из нехорошей квартиры. В реальности органы расследовали обстоятельства его смерти от закрытой черепно-мозговой травмы.

В мае 2014 года ушел из жизни Станислав Фесюнов — швейцар магазина Торгсин.

«Ловко извиваясь среди прохожих, гражданин открыл наружную дверь магазина. Но тут маленький, костлявый и крайне недоброжелательный швейцар преградил ему путь и раздраженно сказал:– С котами нельзя.

– Я извиняюсь, – задребезжал длинный и приложил узловатую руку к уху, как тугоухий, – с котами, вы говорите? А где же вы видите кота?Швейцар выпучил глаза, и было отчего: никакого кота у ног гражданина уже не оказалось, а из-за плеча его вместо этого уже высовывался и порывался в магазин толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус.Эта парочка посетителей почему-то не понравилась швейцару-мизантропу.– У нас только на валюту, – прохрипел он, раздраженно глядя из-под лохматых, как бы молью изъеденных, сивых бровей.– Дорогой мой, – задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне, – а откуда вам известно, что у меня ее нет? Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого, драгоценнейший страж! Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно. Перечтите еще раз хотя бы историю знаменитого калифа Гарун-аль-Рашида. Но в данном случае, откидывая эту историю временно в сторону, я хочу сказать вам, что я нажалуюсь на вас заведующему и порасскажу ему о вас таких вещей, что не пришлось бы вам покинуть ваш пост между сверкающими зеркальными дверями.

– У меня, может быть, полный примус валюты, – запальчиво встрял в разговор и котообразный толстяк, так и прущий в магазин. Сзади уже напирала и сердилась публика. С ненавистью и сомнением глядя на диковинную парочку, швейцар посторонился, и наши знакомые, Коровьев и Бегемот, очутились в магазине».

Источник: https://philologist.livejournal.com/6904465.html

Урок 2: Ершалаим в "Мастер и Маргарита" — 100urokov.ru

  • Краткое содержание ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита»
  • Тема свободы и власти. Образ Понтия Пилата
  • Образ Иешуа Га-Ноцри. Сопоставление с Евангельской основой

Особенности композиции «Мастер и Маргарита» определяются тем, что четыре главы — это роман, заключенный в романе.

Ранее встречались подобные композиционные конструкции, но впервые внутренний роман дан не единым, монолитным текстом, а сюжетными обрывками встречается во внешнем романе.

Одну главу рассказывает Воланд на Патриарших прудах, другая приснилась Ивану Бездомному в лечебнице, еще две главы читает Маргарита после воскрешения романа Воландом.

Произведение состоит из двух пластов, представляющих единую художественную целостность, хотя нет общих героев или сюжетных связей:

Роман внешний отличается стилистически от романа малого, внутреннего. Во внешнем, как бы рамочном романе, описывающем судьбы Мастера и Маргариты, многоликую жизнь Москвы и ее обывателей, поражает пестрота и обилие персонажей. Повествование ведется шутливо-иронически, иногда откровенно игровым тоном, порой пронизано романтическо-лирическим настроением.

Главы, содержащие роман о Понтии Пилате, написанный Мастером, напротив выдержаны в торжественном и неторопливом стиле, события излагаются,как в античных тестах, ритмическим, чеканным и строгим языком. Нет авторской оценки происходящего, создается впечатление абсолютной объективности хроники событий.

Такие разные тексты тем не менее связаны.

События в древнем Ершалаиме[1] и сталинской Москве разделяют сотни лет, но все так же силен страх перед властью, свободомыслие преследуется, инакомыслящие уничтожаются, беззаконие и расправа могут вершиться по воле и от имени толпы. Люди склонны к трусости и предательству, их помыслы корыстолюбивы и тщеславны.Честность, верность, любовь, искренность редки.

Краткое содержание ершалаимских глав романа «Мастер и Маргарита»

«Понтий Пилат» (гл.2)

Утром 14 числа месяца нисана[2] прокуратор[3] Иудеи Понтий Пилат[4] страдает от страшной болезни – гемикрании[5], мучительной головной боли. Секретарь подает на рассмотрение документы осужденного на смерть Синедрионом[6].

Приводят подследственного со связанными руками, лет 27, в старом разорванном хитоне[7] и избитым лицом. Понтий Пилат начинает допрос, но прерывает его, потому что преступник позволил себе обращение «добрый человек».

По приказу прокуратора великан кентурион[8] по прозвищу Крысобой[9] бичом[10] объяснил бродяге, что следует обращаться к судье «игемон»[11].

Арестованный назвался Иешуа[12] по прозвищу Га-Ноцри. Отвечая на вопросы, сказал, что его отец был сириец, родных нет, он скитается по городам, владеет арамейским, греческим языками, понимает по-латыни.

Он попытался объяснить, что его речи неправильно понимают, а бывший ранее сборщиком податей[13] человек бродит за ним повсюду, неверно его слова записывает в козлиный пергамент, и зовут его Левий Матвей.

 Иешуа пояснил, что не призывал уничтожить здание храма, а говорил о неизбежном разрушении храма старой веры и создании храма истины.

Пилат, превозмогая боль, презрительно заметил, что бродяга не может иметь представление об истине. Иешуа, словно читая мысли прокуратора, сказал,что истина в страшной головной боли игемона, которая заставляет его помышлять о смерти. И добавил, что жизнь Пилата скудна от того, что он утратил веру в людей и привязан лишь к любимой собаке.

Но пообещал, что боль пройдет и посоветовал оставить дворец и прогуляться, а он готов сопровождать игемона. Секретарь, сначала с удивлением следивший за допросом, теперь смертельно побледнел и перестал писать протокол. Подсудимый позволил себе осуждать жизнь самого прокуратора. За такую дерзость жизнью мог поплатиться не только безумец, но и свидетели.

Секретарь с ужасом ждал гнева вспыльчивого Пилата.

Но внезапно боль у прокуратора пропала, он велел развязать арестанта и продолжил допрос. Иешуа на вопросы отвечал, что он не врач, что считает всех людей добрыми, даже свирепого Крысобоя, искалеченного в сражениях добрыми людьми.

Прокуратор готов помиловать сумасшедшего философа, но ему подают донос Иуды[14] о высказываниях Иешуа, что любая власть – это насилие, и придет время, когда не станет власти кесаря[15] или любой иной.

Прокуратор, понимая смертельную опасность для арестанта, пытается интонацией и взглядом намекнуть на «правильные» ответы. Но для Иешуа правду говорить легко и приятно.

Пилат вынужден утвердить приговор. Сделав распоряжения по подготовке казни, он встречается с президентом Синедриона Каифой[16] и пробует убедить в честь Пасхи помиловать Иешуа.

Но первосвященник твердо настоял на освобождении другого приговоренного Вар-раввана, несмотря на угрозы Пилата.

Подтвердив на судебном совещании имя помилованного, прокуратор огласил приговор с помоста перед собравшейся толпой, и осужденных под конвоем повезли к месту казни на Лысую гору.

«Казнь» (гл.16)

К закату место казни было оцеплено спешившимися всадниками кавалерийской алы[17]

Источник: https://100urokov.ru/predmety/urok-2-master-i-margarita

Проклятье «Мастера и Маргариты»

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — это культовое произведение XX века. Огромное количество людей до дыр зачитывало страницы этой книги. С таким же упоением люди смотрели экранизации этого произведения, в том числе и телесериал Владимира Бортко, вышедший на экраны в 2005 году.

Однако считается, что роман «Мастер и Маргарита» мистическим образом противится переносу его героев на экраны. Даже говорят, что это произведение проклято. Ведь, к примеру, со времени съемок сериала уже умерли 18 актеров, сыгравших различные роли в этой экранизации.

Давайте вспомним, как проходили съемки нашумевшего фильма Бортко, помянем ушедших, а также выясним, что же стало с теми, кто благополучно дожил до сегодняшнего дня.Владимир Бортко получил предложение снять «Мастера и Маргариту» еще в 1987 году, как раз в то время, когда только закончил работу над другим булгаковским произведением — фильмом «Собачье сердце». Но тогда режиссер решил отказаться от съемок, уступив это право своему другу Элему Климову, в планах которого был совместный проект с итальянцами и американцами, с Клаудией Кардинале в роли Маргариты и в паре с Феллини, который бы срежиссировал «древние» сцены. Но эта его задумка так и не была реализована.

13 лет спустя Бортко снова взялся за экранизацию «Мастера и Маргариты» и даже успел утвердить актерский состав: Галину Тюнину, Дмитрия Певцова, Сергея Маковецкого и Виктора Сухорукова. Но его планам в 2000 году снова не суждено было сбыться: наследник Булгакова, которому принадлежали права на экранизацию, перепродал их американским продюсерам.

Пришлось свернуть проект сериала и начать переговоры о выкупе прав на роман, которые растянулись на несколько лет.Съемки возобновились, когда государственный телевизионный канал «Россия» выкупил права. Владимира Бортко на съемках постоянно преследовали проблемы с актерами и технические сложности, даже несмотря на то, что был приглашен священник для освящения студии. Но картину, бюджет которой составил более 5 миллионов долларов, все равно сняли в рекордно короткие сроки. Бортко, по его словам, поставил себе задачу наиболее полно и адекватно передать содержание культового романа Булгакова.

Читайте также:  Какая валюта была популярна на руси до рубля

В это сложно поверить, но блестящий актерский состав сериала — Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Валентин Гафт, Александр Галибин, Сергей Безруков, Александр Филиппенко и другие — это запасной вариант. Как рассказал художник-постановщик картины Владимир Светозаров, почти все актеры, утвержденные на главные роли, в последний момент отказались от съемок.

Олег Янковский должен был сыграть Воланда, а Александр Калягин — Берлиоза. Последний перенес вдруг два инфаркта подряд, сказал твердое нет. Владимир Машков пробовался на роль Мастера, но внезапная автокатастрофа заставила и его отказаться.Вот как обосновывал свой отказ Олег Янковский, который вначале был утвержден на роль Воланда:

«Я не знаю, как Воланда играть. В каком костюме он должен быть? Хоть в книге его одеяние подробно описано, но это — литература. А когда на экране: почему он такой, а не другой? И, как ни странно, это слабая роль.

Все происходит не с Воландом, а вокруг него, а просто пучить глаза, чтобы это убедительно получалось, я не хочу. А главная причина: я считаю, что дьявола, как и Господа Бога, играть нельзя. Иисуса Христа — можно, он был реальным человеком.

А к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова — к Воланду».

После отказа Янковского Бортко в поисках актера на роль Воланда обратил свой взор за границу. Да, переговоры велись и с западными звездами. Воланда мог сыграть Гари Олдман или Жан Рено. Но не срослось. И вот тогда Бортко обратился к Басилашвили.Александр Адабашьян в роли Берлиоза, Владислав Галкин в роли Ивана Бездомного и Олег Басилашвили в роли Воланда на съемках фильма режиссера Владимира Бортко, которые проходили на Патриарших прудах

Александр Калягин отказался от роли Берлиоза, Владимир Машков так и не стал мастером. Александр Панкратов-Чёрный отказался от роли Варенухи. Но Бортко решил не расставаться с актёром, предложив ему в качестве замены вариант со Степаном Лиходеевым. На том и договорились.

А вот Степу Лиходеева должен был играть Домогаров. Красавец, со своими бабами, с пьянством. Мы с ним пробовали сцены, когда он просыпается — это было безумно смешно.

Степа Лиходеев — это вообще один в один артист Домогаров! Очень жаль, что в результате Александр сниматься отказался.

Вообще, к тому моменту, когда я приступил к съемкам, от первого кастинга по разным причинам осталось процентов пятьдесят артистов.

Сам Бортко в мистику не верил, но через некоторое время… вызвал священника прямо на площадку. Батюшка освятил съемочную группу вместе с оборудованием. После этого процесс пошел.

А чуть позже стала известна еще одна странная история: перед началом съемок на Патриарших прудах неизвестный прохожий приблизился к Бортко и произнес: «Ничего у вас не получится!» И пошел дальше.Бортко на съемках картины в компании Александра Абдулова в роли Фагота и Александра Баширова в роли Кота Бегемота

Снимали сериал по всему миру.

Макет древнего Иерусалима был снят в Израиле, а булгаковский Ершалаим — в Болгарии, на киностудии «Бояна», где остались роскошные декорации античного города, построенные американцами для картины «Спартак». Голгофу нашли в Судаке.«Мастер и Маргарита». Площадь Тургенева

Что же до Москвы 30-х годов, то Патриаршие пруды снимались на Патриарших, Александровский сад — в Александровском, но Москва в целом, по мнению Владимира Бортко и оператора Валерия Мюльгаута, с 30-х годов так сильно изменилась, что ее снимали в Санкт-Петербурге. В Москве улочек с домами того времени практически не осталось.

По словам режиссера Владимира Бортко, мистика во время съемок все-таки была. Но в основном со знаком плюс. На съемочной площадке всегда стояла та погода, которая в этот момент была необходима для съемок.

Все актеры, чем бы они ни болели, выздоравливали перед самым началом съемок. В связи с этим работа шла точно по графику.Басилашвили в роли Воланда был крайне убедителен. Но перед озвучанием потерял голос

Источник: https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43011656067/prev

Булгаков «Мастер и Маргарита», глава 24. Извлечение Мастера – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Воланд вновь в сорочке сидит на постели. Кот Бегемот наливает Маргарите спирта в стакан. Она выпивает, чокнувшись с Воландом. Все садятся ужинать.

Бегемот, дурачась за столом, уверяет, что один раз 19 дней скитался в пустыне и питался всё время единственно мясом убитого им тигра. Маргарита восхищается тем, как мастерски Азазелло убил Майгеля. Осведомляется, нельзя ли так же стрельнуть в сердце критику Латунскому.

Мастер и Маргарита. Фильм. 8-я серия

Азазелло демонстрирует своё искусство стрельбы: не оборачиваясь, стреляет через плечо в положенную сзади на подушку семёрку пик и точно пробивает верхнее правое очко. Бегемот вызывается повторить этот фокус, стреляет из двух револьверов – и убивает сову на камине, попадает и в руку ведьме Гелле. Та вцепляется ему в шерсть, оба катаются по полу.

«Пожалуй, мне пора», – смущённо поворачивается к Воланду Маргарита. Она колеблется: обращаться ли с просьбой вернуть ей Мастера? Наконец из гордости решает: «Нет, ни за что».

«Может быть, вы что-нибудь хотите сказать на прощанье?» – проницательно глядит на неё Воланд. – «Нет, ничего, мессир». – «Верно! Так и надо. Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут! Садитесь, гордая женщина! Чего желаете за то, что провели этот бал нагой?»

У Маргариты стучит сердце. Перед её глазами встаёт лицо несчастной Фриды. «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка». «Милосердие неожиданно и коварно пролезает в самые узенькие щелки! – усмехается Воланд. – Оно не по нашему ведомству… Поэтому, я этого делать не буду, а вы сделайте сами».

В комнату вбегает Фрида, простирая руки к Маргарите. «Тебя прощают. Не будут больше подавать платок», – кричит ей та. Фрида издаёт вопль благодарности и исчезает.

«Я не буду наживаться на этом вашем непрактичном поступке, – говорит Воланд. – Это желание не в счёт. Теперь требуйте, чего вы хотите лично для себя». – «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, Мастера».

В комнату врывается ветер. Окно распахивается, на подоконнике показывается ошеломлённый Мастер. Маргарита со слезами бросается к нему.

«Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. У меня опять галлюцинации», – бормочет тот. – «Не бойся ничего! Я с тобою!» – успокаивает его она.

Мастер садится на подставленный Коровьевым стул, опустив голову. «Да, его хорошо отделали», – произносит разглядывая писателя Воланд. Мастеру дают выпить, и он немного успокаивается.

«Откуда вы?» – спрашивает Воланд. – «Из дома скорби. Я – душевнобольной». – «Вы знаете, кто я?» – «Да, мне уже рассказывал про вас Иван Бездомный». – «Вы написали роман о Понтии Пилате? Дайте посмотреть». – «Не могу, я его сжёг». – «Этого быть не может, – произносит Воланд. – Рукописи не горят. Ну-ка, Бегемот, дай сюда роман».

Кот вскакивает с места, и оказывается, что он сидел на пачке рукописей. Он подаёт её Воланду. Маргарита восхищённо вскрикивает и шепчет что-то на ухо Мастеру. «Нет, поздно, – грустно говорит он ей. – Ничего не хочу в жизни, кроме того, чтобы видеть тебя. Но тебе опять советую – оставь меня. Ты пропадешь со мной».

«Нет, не оставлю, – решительно говорит Маргарита. – Прошу вас, мессир, вернуть нас в подвал в переулке на Арбате». – «Ах, не слушайте бедную женщину, – возражает Мастер. – Там уже живёт другой человек, и былого не вернуть».

С потолка вдруг обрушивается обезумелая фигура в одном белье. «Ты – Алоизий Могарыч?» – грозно спрашивает у неё Азазелло. – «Да». – «Ты хотел переехать в комнаты Мастера?»

Маргарита вцепляется в лицо Могарычу когтями. Тот умоляет, стуча зубами: «Я ванну пристроил, одна побелка… купорос…» – Азазелло: «Ну, вот и хорошо, что ванну пристроил, – ему надо брать ванны. Вон!» Могарыча вверх ногами выносит в открытое окно.

«Но меня в больнице хватятся!» – робко беспокоится Мастер. «Ничего не хватятся» – возражает Коровьев.

У него в руках тут же оказывается история болезни Мастера, и он швыряет её в камин: «Нет документа, нет и человека». Потом в руках Коровьева появляется домовая книга.

Он дует на её страницу – и оттуда стирается запись про Алоизия Могарыча. Мастеру вручают и новый паспорт. Рукопись укладывают ему в чемодан.

Вбегает Наташа, за ней боров Николай Иванович. «Маргарита Николаевна, упросите их, чтоб меня ведьмой оставили. Мне господин Жак вчера на балу сделали предложение».

Воланд кивает головой, и радостная Наташа улетает в окно. Николай Иванович просит выдать ему удостоверение в том, где он провёл эту ночь. Голая Гелла садится за пишущую машинку.

Бегемот диктует ей: «Сим удостоверяю, что предъявитель сего провел ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства (боров). Подпись – Бегемот».

Кот достаёт печать и оттискивает ею на бумаге слово «уплочено». Николай Иванович исчезает.

Появляется Варенуха: «Отпустите, не хочу быть вампиром». «Ладно, иди домой», – бросает ему Азазелло. Варенуха тоже исчезает.

«Так, стало быть, в арбатский подвал? – интересуется Воланд у Мастера. – А писать будете?» – «Роман про Пилата мне ненавистен. Я слишком много испытал из-за него». – «Ну, изобразите хотя бы этого Алоизия. Но я вам скажу, что ваш роман вам ещё принесёт приятные сюрпризы».

Воланд достаёт небольшую золотую подкову, усыпанную алмазами, и дарит её Мастеру и Маргарите. Маргарита, оглянувшись на луну, удивляется: «Всё ещё полночь?» – Воланд: «Праздничную полночь приятно немного и задержать. Ну, желаю вам счастья!»

Свита Воланда идёт провожать их по лестнице. На площадке третьего этажа Маргарита роняет подкову, не замечая этого. У подъезда их ждёт та же машина, что везла Маргариту в Москву, с тем же шофёром-грачом.

Маргарита вдруг замечает, что подкова потеряна. Азазелло бежит назад. А подкову уже подняла та злая, сухонькая баба Аннушка, которая разлила масло на Малой Бронной.

Утром она встала рано и вышла на лестницу, но тут сверху ей под ноги рухнул какой-то человек, крича: «Колонка! Купорос! Одна побелка чего стоила!» – и вылетел во двор через окно на лестничной клетке. Потом так же появились и пролетели в то же окно гражданин с лицом, похожим на поросячье, и какой-то круглолицый в толстовке. А сверху вдруг стали спускаться несколько человек.

Аннушка прячется за своей дверью и подглядывает в щёлку. Видит двух полуголых дамочек и огромного кота. Кто-то из этой компании что-то роняет. Аннушка потихоньку выскальзывает и видит драгоценную подкову! Она хватает её и уже собирает шмыгнуть в квартиру, как перед ней появляется малорослый рыжий человек с клыком изо рта.

«Давай подковку!» – «Не знаю никакой подковки!»

Рыжий железными пальцами сжимает Аннушки горло, поднимает и держит в воздухе. Когда опускает, она улыбается: «Так это ваша подковочка? Я нарочно прибрала, чтобы кто не украл».

Взяв подковку, рыжий расшаркивается. «Я вам глубочайше признателен, мадам». Вынимает и даёт ей двести рублей. Но сбежав этажом ниже, вдруг вопит: «Ты, старая ведьма, если когда-нибудь еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а за пазуху не прячь!» Аннушка с помутившимся рассудком машинально повторяет: «Мерси! Мерси!»

Машина уносит Мастера и Маргариту в арбатский переулок. Мастер засыпает, а Маргарита долго плачет от счастья, а потом разворачивает рукопись и читает продолжение истории о Понтии Пилате.

© Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека. На нашем сайте вы можете прочитать полный текст 24-й главы «Мастера и Маргариты» и краткое содержание всего романа в одной статье. Для перехода к краткому содержанию предыдущей / следующей главы романа пользуйтесь кнопками Назад / Вперёд ниже текста статьи.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/5141-bulgakov-master-i-margarita-glava-24-izvlechenie-mastera-kratkoe-soderzhanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector