«ветхозаветная троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

?

Category: Все, кто хоть немного интересуется религией, знают, что существует две Троицы- Новозаветная в виде Отца, Сына и Святаго духа и Ветхозаветная, в виде трех ангелов. О Ветхозаветной троице почти не говорят, хотя все мы знаем знаменитую икону Андрея Рублева. И вот сегодня я хотел бы о ней поговорить.

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Троица Андрея Рублева.

Мне долго не давал покоя вопрос- каким боком эта Троица в Христианстве? Ведь, судя по названию, это ветхозаветный вариант «Политбюро» Бога. Для тех,кто не в курсе, под словом Бог наши предки понимали Верховную власть над планетой Земля а не какого то конкретного индивидуума.

Откуда собственно взялась это троица ангелов?  Вот что пишет Вики:« И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.

Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом, а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего… И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели. Гостеприимство Авраама

  • «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы
  • «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы
  • «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы
  • «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Если присмотреться, то у Ангелов нимбы как у Христа.Троица названа неизокефальной, но креста чего то не вижу.Неизокефальное изображение ангелов. Фреска церкви Спаса Преображения в Новгороде. Феофан Грек. 1378 гВот тут у левого верхнего ангела вроде бы крест на нимбе.По крайней мере так написано в подписи.Ангел с кресчатым нимбом. Икона из собрания ГТГ. 2-я пол. XVI в.А тут Троица является одному святому.Явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому.Еще одна цитата о перекрестиях:

К середине XVI в., когда Стоглавый собор принимал свои постановления, накопилось много недоумений как в жизни самой русской Церкви, так и по части иконописания. Одно из них касалось иконографии Троицы и заключалось в следующем вопросе, поданном на обсуждение: «Глава МА, вопрос А: У святей троицы пишут перекрестие, ови у средняго, а иные у всех трех, а в старых писмах и в греческих подписывают святая троица, а перекрестья не пишут ни у единого, а ныне подписывают у средняго IC ХС святая троица, и о том разсудити от Божественных правил, како ныне то писати.

О том ответ: Писати иконописцем иконы с древних переводов, како греческие иконописцы писали, и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти.» 5 .Т.е. собственно церковь подтвердила, что кресты  в нимбах и надпись IC ХС, есть абсолютно каноническая вещь.И самое главное я откопал вот такую книгу, точнее то, что от нее осталось в сети:

БИБЛИЯ ДЛЯ БЕДНЫХ ВАСИЛИЯ КОРЕНЯ.

В слободе за четыре года (1692 -1696 гг.) Корень награвировал, вырезал на липовых досках — Книгу Бытия и Апокалипсис , затем напечатал и раскрасил листы.

Библия Василия Кореня или, как ее еще называют, «Библия бедных» в картинках, предназначалась для простого люда, не умеющих читать и писать, она помогала простолюдинам войти в мир религии и приобщиться к ее главным догмам. Эта книга отвечала на острейшие вопросы того времени: о начале и конце мира, устройстве вселенной, отношениях Бога, дьявола и человека.

К настоящему времени сохранился чудом всего 1 экземпляр, т. к. книгу впоследствии запретили.И я даже знаю за что запретили эту Библию.То, что в ней нарисовано, это ересь по нонешним временам.

Видите как Ангел с надписью «Господь Саваоф» (Саваоф это не имя а эпитет- Сильный, сила) и треугольным нимбом создает Свет и Тьму в день Первый? Кстати вам не кажется, что текст не канонический, неба и земли нет?

  1. «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы
  2. «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы
  3. «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы
  4. «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

И тоже самое на других иллюстрациях Книги Бытия.И только во второй день Бог сотворил небо и землю.У автора явно был какой то другой вариант Книги Бытия.А вот изгоняет Адаму и Еву из рая уже  такой же, только с другим нимбом и кажись другим именем, которая я прочитать не могу.

Прежде чем начать делать выводы хотелось бы вспомнить мой пост- Ангелы и Архангелы- женщины Бога, где я наглядно показывают, что и ангелы и архангелы, по мнению наших предков, были все на одно единственное лицо. На этих иконах Троицы можно наблюдать тоже самое.

А теперь выводы. Можно с уверенностью сказать, что наши предки именно ангелов считали представителями Бога( Верховной Власти) на земле и именно  их именовали — Бог Сильный, Бог Крепкий, Бог Всемогущий , Бог пастырь мой и так далее.

И именно с этими ангелами общался Моисей и все остальные ветхозаветные святые, о чем много написано в Ветхом Завете.Для справки мой пост — Как зовут Бога? Никак, у него нет имени, только эпитеты.

Просто ангелы были настолько могущественные, что могли творить немыслимые, по представлениям древнего человека, вещи.

И тогда высказывание —  «Бога не видел никто и никогда» (Ин. 1:18), обретает свой смысл. Действительно древние люди не видели саму Верховную Власть а только лишь ее представителей в виде ангелов, да еще Херувимов с Серафимами.Ну а Бога Отца, Сына и Святого духа придумали потом, в рамках модернизации иудаизма в христианство.

Они как то более логичны для простого человека в виде Верховной Власти чем одинаковые с лица ангелы.Да и то Бога Отца потом запрещали и остался, в результате только один сын- Иисус Христос в виде нового бога для простых людей.

Хотя в Католицизме до сих пор существует доктрина, что Бога никто не видел ( это я у одного из нынешних пап прочитал) а  косвенным свидетельством его существования является как раз Христос.В православии Ветхозаветная Троица существовала еще долго. Мы хоть и приняли Западную, Новозаветную Троицу, но долго еще в Храмах писали и ту, старую, в виде трех ангелов.

На самом деле я ничего не придумал. Если вы почитаете богословов то у них у всех под словом Бог понимается нечто аморфное, непонятное, которое никто не видел.Так и было.

Дополнение:

Святая Троица есть единый Бог, неизреченный, безначальный, несозданный, непостижимый, неразделимый. И невозможно нам ни умом постигнуть Его, ни достойно определить словом… Преподобный Симеон Новый Богослов

Я специально взял современную икону, написанную уже в 21 веке, что бы показать вам, что такое канон и как его соблюдает наша РПЦ. Большое спасибо ей за это.Правда это вносит сумятицу и в без того не самую логическую историю Церкви.

Потому, что у истинного верующего в голове должен быть такой бардак, что ужас.Ему одновременно говорят, что Бог это Христос, Бог это Отец, Бог это Отец, Сын и Святой дух и то, что Бога вообще невозможно понять, увидеть и осязать.

А еще  на церковных сайтах мы видим Троицу в виде Бога Отца,Бога Сына и Святого Духа и тут же в виде трех Ангелов,одинаковых с лица.И при этом церковь во всем мире упорно твердит, что Бог один.

Правильно говорил преподобный Симеон, цитатой из которого я начал этот пост: И невозможно нам ни умом постигнуть. В Бога можно только верить, отринув всю логику и здравый смысл.Что люди и делают.

А все это следствие во первых- переписывания истории а во вторых- изменения психологии и менталитета человека в течении нескольких веков. Бытиё определяет сознание. И веру.

  • Недавно я написал концептуальный пост — Бог это просто власть или что древние люди понимали под словом «Бог». В связи с чем хочу пояснить…
  • Это концептуальный пост, являющийся ключом ко многим загадкам древнего христианства, призванный показать, что древние люди понимали под словом…
  • Этот пост должен был стать логическим продолжением моего исследования — Архангел Гавриил- блондинка, и называться: Архангел Михаил — брюнетка. Но…

Источник: https://well-p.livejournal.com/1065206.html

Икона Святая Троица — значение, в чем помогает

Догмат о триединстве Бога — один из основных в христианстве, независимо от деноминации, поэтому икона Троицы имеет собственное символическое значение, интересную историю. В этой статье мы расскажем об истории, значении и смысле иконы Святая Троица, и чем она может помочь христианам.

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Основы вероучения

Согласно христианскому вероучению, не может существовать точного изображения Бога-Троицы. Он непостижим и слишком велик, к тому же, Бога никто не видел (согласно библейскому утверждению). Только Христос сходил на землю в собственном облике, а непосредственно изобразить Троицу невозможно.

Тем не менее, возможны символические изображения:

  • в ангельском обличье (три ветхозаветных гостя Авраама);
  • праздничная икона Богоявления;
  • сошествие Духа в день Пятидесятницы;
  • Преображение Господне.

Все эти образы считаются иконами Святой Троицы, потому что каждый случай ознаменован явлением разных ипостасей. В виде исключения разрешается изображать Бога-Отца в виде старца на иконах о Страшном Суде.

Знаменитая икона Рублева

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Сложное догматическое учение о христианском Боге лучше всего удалось раскрыть именно Рублеву-художнику, его Икона Троицы отличается от прочих вариантов. Он отказывается от Сары, Авраама, минимально использует посуду для приема пищи. Главные герои не вкушают пищу, они предстают занятыми безмолвным общением. Эти  размышления — далеко не приземленные, что становится понятным даже непосвященному зрителю.

Икона Троица Андрея Рублева — самый прославленный образ, написанный рукой русского мастера. Хотя сохранилось очень мало работ инока Андрея, авторство этой считается доказанным.

Внешний вид рублевской «Троицы»

Написан образ на доске, композиция вертикальная. За столом — три фигуры, позади виден дом, где жил ветхозаветный праведник, Мамврийский дуб (он сохранился до сих пор, находится в Палестине), гора.

Справедливым будет вопрос — кто изображен на иконе Святой Троицы? За внешним видом ангелом скрываются личности Бога:

  • Отец (фигура по центру, благословляющая чашу);
  • Сын (правый ангел, в зеленой накидке. Склонил голову, чем соглашается на свою роль в плане спасения, о нем и говорят путники);
  • Бог Святой Дух (слева от зрителя, поднимает руку, чтобы благословить Сына на подвиг самопожертвования).
Читайте также:  Каких битв александра невского на самом деле не было

Все фигуры хотя и выражают нечто позами и жестами, находятся в глубокой задумчивости, действия нет. Взгляды устремлены в вечность. Икона имеет и второе название — «Предвечный совет». Это общение Святой Троицы о плане спасения рода людского.

Важным для описания иконы Троицы является композиция. Основной ее является круг, который наглядно выражает единство, равенство трех ипостасей. Чаша — центр иконы, именно на ней останавливается взгляд зрителя. Это не что иное, как прообраз крестной жертвы Христа. Напоминает чаша и о таинстве Евхаристии, главном в православии.

Цвета одежды (лазурь) напоминают о божественной сущности героев сюжета. Каждый ангел также держит символ власти — скипетр. Дерево здесь призвано напоминать о райском древе, из-за которого первые люди согрешили. Дом является символом пребывания Духа в Церкви. Гора предвосхищает образ Голгофы, символ искупления грехов всего человечества.

История образа Святая Троица

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Реалии жизни в 15 в. были далеко не мирными, московское княжество стояло на пороге кровавой войны. Богословское содержание иконы, единство ипостасей изображенных Лиц — прообраз всеобщей любви. Именно к согласию, братскому единству призывал иконописец современников. Ветхозаветная Троица для Сергия Радонежского была символом единства, именно поэтому он назвал обитель в ее честь.

Игумен Лавры очень хотел завершить украшение Троицкого собора, для чего и собрал лучших. На стенах планировались фрески — традиционно для того периода. Также иконостас нуждался в заполнении. «Троица» — храмовая икона (самая главная), которая располагается в нижнем ряду около Царских врат (через них выходит духовенство во время службы).

Возвращение цвета

В истории иконы «Троица» важным этапом стало новое открытие давно знакомого материала. Несколько десятилетий назад реставраторы научились очищать от олифы старые образа. В. Гурьянов под небольшим фрагментом «Троицы» обнаружил удивительно живой оттенок голубого (цвет одеяний). Последовала целая волна посетителей.

Но в монастыре этому не обрадовались, икона была скрыта под массивным окладом. Работы прекратились. Видимо, опасались, что найдутся желающие испортить святыню (такое случалось с другими известными образами).

Завершить работу удалось уже после революции, когда сама Лавра оказалась закрытой. Реставраторов поразили ярки краски, которые скрывались под темным налетом: вишневый, золото, лазурь.

На одном из ангелов накидка зеленого цвета, местами можно увидеть бледно-розовый. Это райские цвета, которые указывают на одно из значений иконы «Троица».

Она как бы зовет молящегося человека обратно туда, где возможно единение с Богом, это настоящее окно в иной мир.

Значение и смысл иконы Пресвятой Троицы

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Икона пресвятой Троицы является не только известным образом, но и великим произведением мирового искусства. Это прекрасный пример обратной перспективы: линии стола (или точней — престола) внутри композиции уходят в бесконечность. Если же продлить их в обратном направлении, они укажут на место, на котором стоит наблюдатель, как бы вписывая его в композицию.

Поиски Бога, на которые многие тратят всю жизнь, для Андрея Рублева как бы имеют логическое завершение в этом произведении. Можно сказать, что икона пресвятой Троицы стала написанным красками катехизисом, изложенным великим подвижником веры. Полнота знания, покой и уверенность в Божией любви наполняют каждого, кто смотрит на образ с открытым сердцем.

Рублев — загадочная личность

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Народная же память практически сразу сделала иконописца святым. Известно, что он был учеником самого святого Сергия Радонежского. Вероятно, он прекрасно усвоил духовные уроки великого старца. И хотя преподобный Сергий не оставил богословских сочинений, его позиция однозначно прочитывается в иконе, сотворенной его учеником. А народная память сохранила его монашеские подвиги.

Еще в 17 в. Рублев упоминался в сказании о великих иконописцах. Изображали его даже на иконах, среди прочих подвижников из Лавры.

Неканонические образы

Многие верующие видели икону под названием «Троица Новозаветная». На ней изображен седой старец, Христос и парящий голубь. Однако, подобные сюжеты в православии строго запрещены. Они нарушают канонический запрет, по которому Бога Отца изображать нельзя.

Сообразуясь со Священным Писанием, допустимы лишь символические изображения Господа, например, под видом ангела или Христа. Все остальное является ересью и должно быть удалено из домов благочестивых христиан.

Весьма сложный для понимания догмат о Троице в подобных неканонических иконах выглядит весьма доступным. Объяснимо желание простых людей сделать нечто сложное простым и наглядным. Тем не менее, приобретать эти образы можно лишь на собственный риск — соборное постановление их запрещает, даже освящать запрещено.

Старый образ в новом воплощении

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Например, дерево имеет раскидистую крону, ствол его потемнел от времени. Ангельские крылья тоже выполнены реалистично, напоминают настоящие. Их лица не имеют отблесков внутренних переживаний, они спокойны, черты прорисованы детально, объемно.

Значение иконы «Троица» в данном случае не меняется — человек также приглашается стать участником собственного спасения, для которого Бог со своей стороны уже все приготовил. Просто стиль написания уже не такой возвышенный. Ушакову удалось соединить древние каноны с новыми европейскими веяниями в живописи. Эти художественные приемы делают Троицу более земной и доступной.

Чем помогает икона Святой Троицы

Поскольку «Троица» является своеобразным катехизисом (только это не слова, а изображение), каждому верующему будет полезно иметь ее дома. Присутствует образ и в каждом православном храме.

Икона «Троица» помогает глубже понять отношения Бога и человека, перед ней можно обратиться сразу ко всем божественным Лицам, либо к одному из Них. Хорошо произносить молитвы покаяния, читать Псалмы, просить помощи при ослаблении веры, также за наставление тех, кто впал в заблуждение, пошел по неверному пути.

День Святой Троицы является переходящим праздником, отмечается после Пасхи (спустя 50 дн.). На Руси в этот день храмы украшают зелеными ветвями, пол устилают травой, священники надевают зеленое облачение. Первые христиане в это время начинали собирать урожай, приносили их для освящения.

Выбирая икону Пресвятой Троицы, следует проявить осмотрительность, ведь неканонические образы иногда встречаются даже в церковных лавках. Лучше брать образ, как он был написан Рублевым, или его последователями. Молиться же можно обо всем, ведь Господь милосерден и поможет в любых делах, если сердце человека чисто.

Молитвы иконе Святой Троицы

Молитва 1-я

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Молитва 2-я

Пресвятая Троице, единосущная Державо, всех благих Вина, что воздадим Тебе за вся, яже воздала еси нам грешным и недостойным прежде, неже на свет произыдохом, за вся, яже воздаеши коемуждо нас по вся дни, и яже уготовала еси всем нам в веце грядущем!
Подобаше убо, за толикия благодеяния и щедроты, благодарити Тя не словесы точию, но паче делы, храняще и исполняюще заповеди Твоя: мы же, страстем нашим и злым обычаем внемше, в безчисленныя от юности низвергохомся грехи и беззакония. Сего ради, яко нечистым и оскверненным, не точию пред Трисвятое лице Твое безстудно явитися, но ниже имени Твоего Пресвятаго изрещи довлеяше нам, аще бы не Ты Сама благоизволила, во отраду нашу, возвестити, яко чистыя и праведныя любящи, и грешники кающияся милуеши и благоутробне приемлеши. Призри убо, о Пребожественная Троице, с высоты Святыя Славы Твоея на нас, многогрешных, и благое произволение наше, вместо благих дел, прииими; и подаждь нам духа истиннаго покаяния, да возненавидевше всякий грех, в чистоте и правде, до конца дней наших поживем, творяще пресвятую волю Твою и славяще чистыми помыслы и благими деяньми сладчайшее и великолепое имя Твое. Аминь.

Трисвятое 

Святый Боже, Сваятый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном).
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно и вовеки веков. Аминь.

Все что нужно знать про икону Святая Троица

Икона Святая Троица — значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

  1. Главная
  2. /
  3. Описание икон
  4. /
  5. Икона Святая Троица —…

Загрузка…
Читайте далее:

Источник: https://bogolub.info/ikona-svyataya-troica-znachenie-v-chem-pomogaet/

Троица Ветхозаветная

Андрей Рублев, «Троица», XV век

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Стефан Пермский,  «Зырянская Троица», XIV век

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы «Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Всем известна «Троица» Рублёва, признаваемая мировым шедевром. Но у этой иконы есть предтеча, написанная веком раньше Стефаном Пермским икона «Зырянская Троица», включающая древнейшую надпись на языке Коми, написанную древнепермским письмом.

Не стану подробно рассказывать обо всём множестве исторических и художественных аспектов. Интересующиеся могут прочесть соответствующие статьи в Википедии, а так же ознакомиться с любой другой литературой, в изобилии размещённой на просторах Инета.

Расскажу лишь о собственных впечатлениях от этих произведений. Знаменитую «Троицу» Рублёва я видел много раз и в репродукциях и в оригинале, в Третьяковской галерее. Признаюсь, на меня она производит сильное эстетическое впечатление. Удивительное ощущение красоты, покоя и таинства передал нам автор через века

С «Зырянской Троицей» я познакомился гораздо позднее, она не настолько прославлена. Оригинал иконы хранится в Вологде, а копию (список) можно видеть в Сыктывакаре, в церкви при Епархии.

Впечатляет сходство композиции обеих икон.

Несомненно Рублёв видел «Зырянскую» и вспоминал её, когда писал свою знаменитую икону — точно так же расположен дуб в центре заднего плана, так же слева находится базилика (царский дом характерной архитектуры), так же в центре стола стоит жертвенная чаша.

Фигуры трёх ангелов расположены вокруг накрытого стола сходным образом, а сам стол расположен на возвышении вроде достархана. Важнейшие элементы композиции будто списаны с иконы кисти преподобного Стефана.

Но есть и весьма существенные отличия, исключения из сюжета. Чтобы как-то оценить их, надо вспомнить сам библейский сюжет. Для этого лучше всего обратиться к первоисточнику. Далее прямая цитата из Библии, Книга Бытие, гл. 18 (синодальный перевод):

ГЛАВА 18

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него.

Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего.

Читайте также:  Кирзовые сапоги: как они стали культом в россии

Они сказали: сделай так, как говоришь.6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.

9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.10 И сказал один из них: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.

12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: «неужели я действительно могу родить, когда я состарилась «?14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын.

15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.

17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.

20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.22 И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицем Господа.

23 И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?24 может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?25 не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил праведного с нечестивым, чтобы то же было с праведником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно?26 Господь сказал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие.27 Авраам сказал в ответ: вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел:28 может быть, до пятидесяти праведников недостанет пяти, неужели за недостатком пяти Ты истребишь весь город? Он сказал: не истреблю, если найду там сорок пять.29Авраам продолжал говорить с Ним и сказал: может быть, найдется там сорок? Он сказал: не сделаю того и ради сорока.30 И сказал Авраам: да не прогневается Владыка, что я буду говорить: может быть, найдется там тридцать? Он сказал: не сделаю, если найдется там тридцать.31Авраам сказал: вот, я решился говорить Владыке: может быть, найдется там двадцать? Он сказал: не истреблю ради двадцати.32Авраам сказал: да не прогневается Владыка, что я скажу еще однажды: может быть, найдется там десять? Он сказал: не истреблю ради десяти.33 И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом; Авраам же возвратился в свое место.

Бог является Аврааму в виде трёх ангелов, которым Авраам оказывает гостеприимство. В благодарность за это Бог помогает престарелой паре зачать наследника (гусары, молчать!). По окончании трапезы двое из трёх ангелов уходят крушить города Содом и Гоморру, погрязшие в грехах и разврате.

Оставшийся с Авраамом ангел  ведёт с ним продолжительную беседу на темы греха и воздаяния за грех. Возможно, беседа длилась не один день. Возможно даже, что почтенный старец задавал по вопросу в сутки.

Перевод Библии немного отличается от икон, в частности в тексте упоминается шатёр, тогда как на иконах мы видим трехэтажную базилику, где хозяйствует Сара, жена Авраама.

На иконе прп. Стефана мы видим фигуры хозяйствующей Сары, беседующего с ангелом Авраама, видим заколотого, но не обезглавленного  тельца близ достархана, наполненную чем-то чашу на столе.

А на иконе кисти Рублёва эти фигуры отсутствуют, а в чаше можно разглядеть главу жертвенного тельца. Невозможно однозначно судить о замысле Рублёва, но можно предположить, что его «Троица» является центральной частью триптиха, а боковые доски с остальными фигурами были утрачены.

Есть много профессиональных искусствоведческих толкований сюжета, но мне ближе собственная версия.

Ветхозаветная троица ангелов, олицетворяющая божественную сущность, стала прообразом новозаветной Святой Троицы. Учение о Троице неоднозначно и является предметом дискуссий между христианскими церквами.

Но само представление о троичности божественной сущности пришло к нам из дренейших, ветхозаветных времён. Человеческая сущность дуальна, двоична, мы вечно между Добром и Злом. Божественное сложней и выше нас.

И божественному дано милосердно судить человеческое.

Мы часто ошибаемся в своих мыслях и деяниях, но Господь нам многое прощает…

Errare humanum est, ignoscere divinum

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

In nomine Patris et Filii et Spiritus Sancti

Источник: https://7×7-journal.ru/posts/2016/01/09/troica-vethozavetnaya

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Мы привыкли к классическому изображению Троицы в виде трех ангелов – такое изображение называют «Троица Ветхозаветная». Этот образ хорошо нам знаком благодаря творению Андрея Рублева. Однако существуют и менее известные изображения, порой вызывающие серьезные богословские споры.

Троица Ветхозаветная

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

На иконе изображены три ангела, в образе каждого из которых присутствуют черты и детали, позволяющие определить, кто олицетворяет все три ипостаси. Это каноническая иконография и основанием именно для такого изображения послужил ветхозаветный сюжет о гостеприимстве праотца Авраама, который описан в книге Бытия. Как сказано, ангелы явились Аврааму, когда тот сидел возле своего шатра. Увидев путников, он предложил им отдых и трапезу в своем шатре, ничего не требуя взамен. Именно эпизод трапезы трех ангелов в Мамврийской дубраве и был запечатлен иконописцами.

Первые подобные изображения появились еще в катакомбах первых христиан, и уже в них можно обнаружить, что ангелы нарочито похожи друг на друга, что проявлялось одинаковых чертах внешности, позах и одежде.

Со временем иконография становится более символичной, ангелы перестают изображаться как путники, но становятся символом троичности Божества – неслиянной и нераздельной.

Постепенно к иконографии добавляются ипостасные атрибуты: например, кресчатый нимб у одного из ангелов, символизирующий Христа. Однако ипостаси выделялись не всегда.

Считается, что вершиной художественного и во многом — богословского совершенства является знаменитая «Живоначальная Троица» Андрея Рублева.

Идеальная композиция вписанных в круг фигур дополняется индивидуальностью каждой из них: несмотря на то, что явно ипостаси не выделены, по косвенным признакам можно определить, кто из ангелов является олицетворением той или иной ипостаси Троицы.

Так, например, по одежде среднего ангела можно понять, что именно он олицетворяет Христа. На его правом плече можно увидеть особую золотую нашивку – клав, символизирующий царственность (это деталь одежды императоров Византии).

Также, цвета одежды среднего ангела — синий и красный – характерны для иконографии Христа, и символизируют Божественную (небо) и человеческую (кровь) природу, сочетавшиеся в Нём. Именно Троица Рублёва стала каноническим образцом иконографии и примером для подражания в дальнейшем.

Новозаветная Троица

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Помимо канонического образа «Ветхозаветной Троицы» существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». С богословской и канонической точки эти изображения очень спорны, так как, во-первых – разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. По слову апостола Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18) Иконография Бога Отца в виде старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14). Однако, всё же богословы всегда были против подобных изображений и неоднократно предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству». То есть, антропоморфизм в изображении Бога Отца (и заодно Святого Духа) отвергался.

Но есть версия, что на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос – но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть – после Страшного Суда.

Действительно, так, на одной из икон, именуемой «Отечество», Бог Отец изображён на престоле, а на коленях Его — Христос Эммануил (Младенец), имеющий в руках сферу с изображением голубя, символизирующего Дух Святой.

И у Отца, и у Сына на этой иконе крестчатые нимбы, и на одеждах выписан клав – атрибуты, характерные лишь для образа Спасителя. Кроме того, существуют образы Христа, где Он изображён именно в виде старца (например, утраченная ныне фреска «Христос Ветхий деньми», в храме Спаса Преображения на Нередице XII в.

, греческие миниатюры XIII века). Основанием для такого спорного изображения Троицы служат как раз слова Евангелия, что Сын явил Отца, а потому Его и надо изображать как воплощение Святой Троицы. Кстати, среди образов «Ветхозаветной Троицы» можно встретить и такие иконы, где все три ангела имеют подписи «IС.

ХС», иллюстрируя ту же идею, что Бога нам явил именно Христос. И потому, лишь такая иконография – то есть, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими.

Читайте также:  «крестьяне были рабами» и другие самые распространённые заблуждения о крепостном праве в россии

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/93660-vetkhozavetnaya-troica-chto-skryvayut.html

«Ветхозаветная Троица» или «Гостеприимство Авраама?» — Православный журнал "Фома"

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелыОтвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»

Иконография Святой Троицы — замечательный пример того, как развивалась иконопись: от простой иллюстрации библейских событий к зримому богословию.

На иконе с изображением трех ангелов можно увидеть Авраама и Сарру. Образ называется «Гостеприимство Авраама». Вспомним Книгу «Бытие». Здесь описано, как Господь в виде трех мужей явился Аврааму у дубравы Мамре. Авраам радушно принял гостей.

Он велел Сарре сделать пресные хлебы и отдал отроку приказание заколоть «нежного и хорошего» теленка. И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели (Быт 18:8).

Один из странников сказал Аврааму, что через год у них с Саррой будет сын.

До нас дошли ранние изображения «Страннолюбия Авраама» на стенах катакомб (II-IV вв.) и базилик в Риме и Равенне (IV-V вв.).

Библейский сюжет изложен подробно: Авраам встречает трех мужей (крылья появятся гораздо позже), подает им тельца, Сарра печет хлебы или стоит возле дома. Через несколько столетий мы видим «Гостеприимство» в Охриде, Каппадокии, Грачанице.

Русь переняла эту иконографию. Например, явление мужей Аврааму — часть росписи святой Софии в Киеве (XI век).

«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Иконография включает в себя трех ангелов за столом с угощением, прислуживающих Авраама и Сарру, отрока, закалывающего тельца. Иногда Авраам и Сарра беседуют с гостями.

На фоне помещены дом Авраама, Мамврийский дуб и горки.

На знаменитой фреске Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине в Великом Новгороде (XIV век) фигуры ангелов образуют круг, ангел в центре своими крыльями как бы обнимает остальных.

Явление трех мужей Аврааму понимается в христианстве как прообраз Троичного Бога. Символический смысл этого события отразился и в иконографии «Гостеприимства».

Но полнее всего догмат о Троице, образ троичности Божества выражен в иконе преподобного Андрея Рублева. Нет Авраама, нет Сарры, и на фоне уже не дуб Мамврийский — а древо вечной жизни. Не конкретный дом — а образ Божьего домостроительства.

Три ангела восседают на престоле, а перед ними — чаша с головой тельца. Это образ Предвечного Совета.

Рублевский извод называют «Троицей Живоначальной», «Святой Троицей», «Ветхозаветной Троицей». На Стоглавом Московском соборе 1551 года было решено: «Писать живописцам иконы с древних образцов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев и прочии, а подписывать “Святая Троица”».

Однако в иконописи ничего не происходит резко, и долгое время существовали оба извода. Есть примеры иконы Троицы с житием, на которой изображено несколько событий, например, вывод Лота из Содома. Сегодня эта иконография ушла в прошлое, если только речь не идет о воссоздании икон или фресок. Но мы можем видеть образы «Гостеприимства Авраама» в старинных храмах и в музейных экспозициях.

  • Созерцая Троицу
  • Троица Андрея Рублева
  • Авраам – отец веры
  • Призвание Авраама

(11 votes, average: 5,00

Источник: https://foma.ru/vethozavetnaya-troitsa-ili-gostepriimstvo-avraama.html

Иконы России: Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная)

  • Богоматерь Одигитрия. Святая Троица Двусторонняя икона-таблетка из комплекса «Софийских таблеток» на лицевой стороне изображена Богоматерь Одигитрия, на обороте — Святая Троица. Дар госпожи Рокфеллер.
  • Ветхозаветная Троица Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. Справа от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра.
  • Гостеприимство Авраама (Троица Ветхозаветная) «Ветхозаветная Троица» — наиболее распространенное на Руси изображение Святой Троицы. В основе сюжета иконы лежит библейский рассказ о явлении праведному Аврааму Бога в виде трех прекрасных юношей-ангелов.
  • Николай Чудотворец и Троица В нижнем регистре помещено ростовое изображение Николая Чудотворца в трехчетвертном повороте. В верхнем – Ветхозаветная Троица.
  • Святая Троица Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. По сторонам от центрального ангела изображены выглядывающие из-под крыльев Авраам и Сарра.
  • Святая Троица В центре композиции помещено изображение трех ангелов, сидящих за трапезой. По сторонам от них представлены стоящие Авраам и Сарра с чашами в руках (у Авраама в чаше – голова тельца, у Сарры – хлебы).
    Изображение ангельской трапезы дополнено несколькими сюжетами, иллюстрирующими ветхозаветную историю Гостеприимства Авраама, — от встречи Авраама с тремя ангелами у дуба Мамврийского до ухода ангелов в Содом. Три из них представлены непосредственно над центральной сценой справа: Авраам сидит в палатах под дубом в ожидании странников; Авраам, выйдя навстречу трем ангелам, припадает к их ногам и приглашает их к трапезе: Авраам, в знак гостеприимства, омывает ноги ангелов. В левом верхнем углу изображены слуга, закалывающий тельца для трапезы, и Сарра, месящая тесто для хлебов. Ниже представлена Сарра в шатре, слушающая беседу Авраама с одним из ангелов. Заключительная беседа Авраама с Господом и уход двух ангелов в Содом изображены в правом верхнем углу иконы.
  • Святая Троица Изображение Троицы следует иконографической схеме, воплощенной в иконе Андрея Рублева, но не является ее точным повторением (в частности, фигуры ангелов не образуют идеальной окружности, а их головы расположены почти на одинаковом уровне). К числу признаков, указывающих на отход от рублевской иконографии, относятся отсутствие клава на хитоне среднего ангела и изображение не одной, а трех чаш, а также хлебов, ложек и ножей на трапезе некоторые детали связаны с иконографической традицией середины-второй половины XVI века. Это роскошные палаты, увенчанные шатровыми кровлями и фронтонами, сложная форма трапезы с аркадой в основании, крылья ангелов, представленные объемно, с завернувшимися краями, и положение ног правого и левого ангелов (их ступни стоят на подножии на одном уровне, а не на разной высоте, как на иконе Рублева) Довольно редким мотивом является изображение Мамврийского дуба, который имеет крону в форме пятиконечной звезды и расположен строго над фигурой среднего ангела.
  • Святая Троица Изображение Ветхозаветной Троицы.
  • Святая Троица (Гостеприимство Авраама) Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. По сторонам от центрального ангела изображены предстоящие Авраам и Сарра с чашей в руках. В нижней части сцены представлено заклание жертвенного тельца слугой.
  • Святая Троица (Зырянская) Икона Зырянской Троицы является одним из немногих сохранившихся свидетельств миссионерской деятельности св. Стефана, епископа Пермского (1383—1396), обратившего в православие языческий народ комизырян и создавшего зырянскую письменность, и его сподвижников. На белом фоне в нижней части средника иконы помещена древнейшая сохранившаяся надпись на пермском (зырянском) языке. Это отрывок из Книги Бытия, повествующий о явлении праотцу Аврааму Господа в дубраве Мамвре . Кроме того, надписи на зырянском языке сопровождают изображения ангелов: у левого (от зрителя) — «Сын», у среднего — «Отец», у правого — «Дух». Подобные надписи с обозначением ипостасей Божества уникальны для икон Троицы.
  • Троица Три ангела сидят за столом, на котором стоят дискос и два потира.
  • Троица Сцена безмолвного общения трех ангелов гениально раскрыта иконописцем в жестах их рук – левый ангел (Бог Отец) благословляет жертвенную чашу, средний ангел (Бог Сын) готов принять эту чашу, его рука с символическим перстосложением опущена, поза выражает сыновнюю покорность воле Отца и готовность принести себя в жертву, правый ангел (Бог Святой Дух), «заканчивая беседу», утверждает высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви. В отличии от многих композиций этой иконографии, на столе представлена только одна чаша с головой тельца; она становится смысловым центром произведения – символом новозаветного жертвенного агнца. Силуэт чаши ритмически повторяется в линиях внутренних контуров левого и правого ангела, образующих большую евхаристическую чашу, в которой помещен центральный ангел – Иисус Христос.
  • Троица На фоне пейзажа три ангела восседают по сторонам стола-престола.
  • Троица Изображение Ветхозаветной Троицы.
  • Троица Три ангела восседают по сторонам стола-престола, на котором установлены три чаши, центральная крупнее боковых.
  • Троица Ветхозаветная На фоне палат, Мамврийского дуба и горок с лещадками сцена трапезы трех ангелов, сидящих вокруг стола и благословляющих чашу в центре стола. Фон иконы позолочен.
  • Троица Ветхозаветная Многофигурная и многоплановая композиция повествовательного характера на тему: посещение семьи Авраама тремя ангелами, небесной кары за грехи жителей городов Содома и Гоморры.
  • Троица Ветхозаветная Композиция традиционная. Сюжет иконы построен на 18-й главе книги Бытия, где описывается, как Бог в виде трех ангелов явился праотцу Аврааму и его жене Сарре у Мамврийского дуба, на фоне палат. Три ангела в гостях у Авраама и Сарры сидят за сервированным столом в тени большого дуба. Авраам прислуживает гостям, Сарра месит хлебы. В композицию включены дополнительные сцены — встреча путников, заклание агнца, омовение гостям ног.
  • Троица Ветхозаветная Горельефная композиция: за округлым столом на фоне Мамврийского дуба восседают три крылатых ангела за трапезой. Фигуры статичные, лики анфас, над головами нимбы.
  • Троица Ветхозаветная Три ангела восседают по сторонам стола-престола, накрытого для трапезы. По сторонам от центрального ангела изображены Авраам и Сарра. Смысловым центром композиции является чаша с головой жертвенного тельца. Левый ангел, символизирующий Бога Отца, благословляет чашу, как бы передавая ее Сыну Благословляющая десница среднего ангела, расположенная прямо над чашей, указывает на готовность Сына Божия совершить искупительную Жертву. На фоне изображены палаты Авраама, Мамврийский дуб и гора Мориа. Одной из отличительных особенностей иконы являются красные одежды левого ангела.
  • Троица Ветхозаветная В центре композиции помещено изображение трех ангелов, сидящих за трапезой. По сторонам от них представлены стоящие Авраам и Сарра с чашами в руках. В нижней части композиции слуга, закалывающий тельца для трапезы.
  • Троица Ветхозаветная трапезы. По сторонам от них – фигуры Авраама и Сарры. В нижней части композиции представлена сцена заклания тельца.
  • Троица Ветхозаветная Ангелы сидят по сторонам стола с чашами, ножами и «лжицами2. В левой руке они держат мерило (посох), правая в благословляющем жесте вытянута вперед. Над ангелами слева – палаты, справа – скала, в центре Мамврийский дуб. По сторонам от нимба центрального ангела надпись «Иисус Христос».  
  • Троица Ветхозаветная В центре композиции помещено изображение трех ангелов, сидящих за трапезой. Слева от них представлены стоящие Авраам и Сарра с чашами в руках. В правом нижнем углу – слуга, закалывающий тельца.
  • Троица Ветхозаветная На фоне пейзажа три ангела восседают по сторонам стола-престола. По сторонам от них в меньшем масштабе изображены Авраам и Сарра.
  • Троица Ветхозаветная На иконе представлена ветхозаветная Троица.
  • Троица Ветхозаветная Изображение ветхозаветной Троицы.
  • Троица Ветхозаветная с бытием
  • Троица. Богоматерь В верхней части иконы представлена святая Троица. В нижней части иконы изображена в рост Богоматерь.

Источник: http://www.iconrussia.ru/iconography/427/?icon=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector