Водь: почему в россии забыли этот древний народ

Лужицы — единственная деревня, где компактно проживает малый народ водь. По последней переписи, их осталось в России лишь несколько десятков человек и с каждым годом всё меньше и меньше. Лайф посетил старейшую деревню, чтобы узнать, как ей жилось последние 100 лет и почему водь исчезает.

Последняя водская деревня

В местных газетах Людмилу Чёрную объявили самозваной защитницей деревни Лужицы. Она не сильно огорчилась, так как официально назначенных заступников всё равно нет. А это значит, что ходить по инстанциям и бороться за родную деревню — её крест. Этим летом Лужицам исполнилось 516 лет.

Лужицы — последняя в мире деревня, где массово проживает исчезающий народ водь. Если верить данным последней переписи, в Ленинградской области их осталось 64 человека. При этом только в самих Лужицах — около 70 домов.

Несколько лет назад водь внесли в единый перечень коренных малочисленных народов России. Через дорогу запланировали построить этноцентр. А недавно прямо в деревне начали возводить большой гостиничный комплекс.

Теперь, если не удастся отстоять родную землю, его здание будет выходить аккурат на огород с теплицами семьи Чёрных и их соседки бабы Нины. В общем, водь возмутилась…

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Дед Ефим

— Эта книжечка поможет тебе, даже если я буду на дне моря, — сказал дед Ефим и протянул жене красную корочку.

Ефим был одним из немногих грамотных крестьян в Лужицах. Поэтому, отпахав положенное в поле, он каждый вечер бежал в магазин, где работал продавцом.

Его жена Анна Ильинична была неграмотной, поэтому никто в семье так и не узнал, что было написано в заветной красной книжечке.

Когда в июле 1938 года в пять утра постучали в избу, первым делом непрошеные гости сожгли именно её, а также все фотографии.

Ефима вместе с другими мужчинами волости погрузили в товарные вагоны. Дети голосили, бабы выли и бросались на рельсы. Поезд ушёл. Анна Ильинична тогда была беременна восьмым ребёнком.Водь: почему в России забыли этот древний народОстальным крестьянам было велено распаханные поля отдать колхозу, а самим вместе с избами переехать из хуторов в Нижние Лужицы и начинать осваивать целину.

Через много лет семья Чёрных получила справку, что дед Ефим был расстрелян под Ленинградом в Левашове на печально известном полигоне.

Когда в 1955 году его внучку восьмиклассницу Антонину Чёрную наградили медалью сельскохозяйственной выставки и отправили на неделю в Москву, бабушка, памятуя прошлое, так тщательно эту медаль запрятала, что до сих пор её не нашли.

Сестре Ефима Матрёне повезло больше. Её в годы репрессий вместе с другими односельчанами увезли на телеге в неизвестном направлении. Затем выгрузили в чистом поле прямо в снегу: «Здесь будете жить».

Они вырыли землянки, поселились в них, затем строили другие дома. Так вырос город Мончегорск. Через много лет, уже после войны, вернулись в Лужицы.

Ещё в Лужицах был свой поэт Фёдор. Он очень хотел учиться. Тогда же, в 30-е годы, он переплыл реку Нарову и оказался в Эстонии, где жил его дядя. Но Фёдора поймали пограничники. А дядя от него отказался. Эстонцы вернули поэта на родину, где он погиб в ленинградской тюрьме.

Откуда пришла водь

Уже в 18 веке их было мало — около 15 тысяч человек, в 19-м — около пяти тысяч, в начале 20-го — 700. И вот сейчас — меньше сотни. Из них 20 человек хорошо говорят на водском, ещё столько же понимают, остальные знают только матюгалки.

Считается, что водь сродни эстонцам. Однако молятся в юмала нурка (Божьем углу) по всем православным канонам.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Всю жизнь водь занималась рыбалкой. Кто жил подальше от Финского залива, земледелием. Своя письменность появилась только к середине 20 века. Да такая сложная (одних спряжений полтора десятка), что водские бабушки так и не смогли разобраться в новоиспечённом алфавите.

Однако до сих пор каждая семья в Лужицах имеет свою метку. Она «эксклюзивная» и не может повторяться — как отпечатки пальцев, как государственная печать. Когда сыновья отделяются, они получают право на свою отдельную метку и добавляют к прежней какую-нибудь закорючку.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

До сих пор у води соблюдается много старых традиций. На кладбище ничего чужого не берут, «иначе мама умрёт». Сено сгребают до последней волосинки: «если останется, муж будет пьяница». А малышам читают невинную присказку, параллельно показывая на себе:

— Сильмя-сильмя, неня, су. (Глаз-глаз, нос, рот).

Тиси, таси, напо, лу. (Сися, сися, пуп, кость).

Последнее слово руками не показывают.

Водь и немцы

В Лужицы пришли немцы. Вся деревня быстро собралась и ушла. Неподалёку вырыли окопы, стали в них жить. Но нашёлся предатель, выдал. И немцы всех пригнали назад, в Лужицы.

Водь заставили ловить рыбу. Впереди на санях ехали немцы. Сзади бежали женщины. Как только в небе появлялась наша авиация, немцы тут же спрыгивали и ложились на лёд под баб… Советские лётчики махали крыльями и улетали.

Немцы жили в доме Леонтьевых. Один всё время показывал фото жены и троих детей, говорил, что «загнали на войну», и горько плакал. Вскоре он пропал. Другие, выпив водки, любили пострелять в сторону трёхлетнего Сашки, заставляя его бегать зигзагами.Водь: почему в России забыли этот древний народОднажды, когда дети были дома одни, они сняли со стены портрет Гитлера. Выкололи ему глаза, разрисовали, а маленький Сашка на него высморкался… Когда пришли взрослые, то были в ужасе и решили Гитлера спрятать. Дом затих в оцепенении. Немцы всё поняли, оценили обстановку и… молча повесили нового Гитлера.

У Гавриловых прятался дед Трофим. Дети для него собирали немецкие хабарики. Когда позже всех деревенских угонят в Финляндию, он единственный останется жить в Лужицах.

В декабре 1943-го немцы дали сутки на сборы, а затем погнали водь в Эстонию под Таллин в концентрационный лагерь «Клоога».

Избежать этой участи удалось немногим. В дом семьи Антоновых ещё в начале войны попал снаряд, поэтому они временно жили в другой деревне. 14-летний Гриша Лукин пас коров ещё дальше.

Раз в концлагерь не попал, немцы его определили на минное поле — разминировать. Тащил деревянные волокуши. Другие пацаны подрывались, а ему повезло. Ещё какое-то время носил немцам на передовую термосы с горячей едой.

Потом перешёл линию фронта и до конца войны счастливо служил в Красной армии.

Володе Георгиеву повезло дважды. Сначала он лежал в больнице с аппендицитом — наши не успели забрать на фронт. При немцах вовремя сбежал в лес. После войны в свободное от колхоза время строил односельчанам бани. До сих пор стоят.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Ну и дед Трофим, который ещё с самого начала войны прятался от фрицев в подвале. Может, ещё кто спасся… Остальных 550 человек быстро погрузили и отправили в Эстонию.

В концлагере «Клоога» немецкие и эстонские врачи брали у детей кровь и делали какие-то уколы. Все спали в одном большом бараке. На первом ярусе старики и маленькие писающиеся дети. Трёхлетняя Антонина Чёрная не писалась, поэтому её пускали на второй ярус к маме.

Старики не выдерживали условий концлагеря. Их не хоронили, а сбрасывали в непроходимое болото, которое начиналось сразу за колючей проволокой. Посреди лагеря горел костёр, из котла торчала грязная нога лошади с шерстью и копытом. Это еда. И очередь полкилометра.

Раз в день выдавали один небольшой половник похлёбки на всю семью.

Рядом с «Клоогой» находился другой концлагерь — для военнопленных. Говорят, им было ещё хуже.

Неудачная новая родина

Финнам требовалась рабочая сила. В 1944-м они договорились с немцами, и водь погнали в Финляндию. Везли в трюме для угля. Людей на судне было так много, что руками они легко доставали до моря. Сверху бомбила советская авиация. Многие баржи затонули.

В Финляндии в городе Ханко опять лагерь. Его называли карантинным. Финны не применяли пыток, они просто не кормили. Поэтому смертность в финских лагерях была даже больше, чем в немецких. Почти всё старшее поколение Лужиц осталось лежать в Эстонии и Финляндии. Тех, кто уцелел, погнали дальше в центр страны.

По дороге фермеры тщательно выбирали для себя рабочую силу. Семья Чёрных «не котировалась». Одна молодая 21-летняя девушка с большим обременением — пожилой матерью и двумя малолетними детьми четырёх и шести лет.

Зато в цене были симпатичные белокурые дети, которых финны с удовольствием брали в семьи.Водь: почему в России забыли этот древний народ— Продайте! — просили они старшую Чёрную, показывая на Антонину.

— Бабушка, не продавай меня, — кричала та.

Однажды всю семью забрали. На лесопильном заводе нужно было багром доставать из котлована круглые брёвна-топляки и таскать их на второй этаж. Говорить разрешали только по-фински. Через некоторое время финны прознали, что Чёрные — «враги народа», и перевели на облегчённый труд — пилить доски. Но и тут приходилось вертеться. Предыдущая работница как-то зазевалась и осталась без руки.

Семье Леонтьевых повезло. Ольга попала в хорошую семью и подружилась с хозяйкой Бертой. Они вместе сидели за одним столом, болтали, и Ольга до блеска начищала хозяйский самовар и посуду. Её дочь Танечка пошла в первый класс. В школу её возил на лошади сын Берты — 14-летний Юсси. Муж Берты воевал на фронте за немцев. Муж Ольги погиб в 1945-м, воюя за СССР.

Уже в 90-е Танечка Леонтьева разыскала своих финских друзей. И ещё десять лет ездила к ним погостить. Жила подолгу, месяцами, объезжая своих постаревших одноклассников. Потом приезжали её дочь Люба, внук Андрей.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Освобождение

Когда наши войска вошли в Финляндию, водь засобиралась на родину. Финны считали, что спасли им жизнь, и отговаривали возвращаться. Мол, всё равно своей деревни не увидите. Как в воду глядели.

Из всей деревни в Финляндии остались только две девушки, которые во время войны успели там выйти замуж.

Обратно на родину везли всё подряд: муку, зерно, одежду. Тётя Нюта притащила телёночка. У неё на иждивении было трое детей. По финским законам она имела право не работать и даже получала хорошее пособие. Леонтьевы гордо отказались — ничего не надо, верните только родной дом. А у семьи Чёрных и так ничего не было.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Чёрные и Леонтьевы попали в первую партию отъезжающих, потому что их родственники служили в Красной армии… Поезд пересёк границу и покатил дальше на восток.

— Перкули, таскухуле мейт вейя, — матюгалась тётя Фекла. — О, чёрт, нас опять куда-то везут!

Чёрных выгрузили в Калининской области и поселили у местных, объяснив им, что это финны. Вечерами хозяйская дочь надевала на пятилетнюю Антонину своё пальто, а полы завязывала ей на шее. И в таком виде вела на посиделки. В нужное время девочка громко запевала:

  • — Председателя на крышу,
  • Счетовода на трубу.
  • Бригадира пошлю на….,
  • На работу не пойду!

Источник: https://life.ru/889529

10 существующих сегодня древних народов, о которых все давно забыли

Большинство людей забывает, что многие народы мира появились совсем недавно. В качестве примера можно привести Южный Судан и Восточный Тимор. Также уже мало кто помнит, что многие когда-то выдающиеся нации перестали существовать полностью. 

Человеческая история — это длинное повествование о взлете и падении наций, империй и народов, населяющих их. Тем не менее, хотя империи рушатся, восстания терпят крах, а культуры теряются во времени, крошечные остатки различных народностей иногда выживают.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

1. Потерянные легионеры в Китае

Водь: почему в России забыли этот древний народ 

Контакты между Римской империей и Китаем времен династии Хань были ограничены, однако есть свидетельства того, что жители отдаленного китайского округа Лицянь являются потомками римских солдат, погибших 2000 лет назад.

Теория была предложена оксфордским профессором Гомером Даббсом после того, как он изучил древнекитайские рассказы о битве с кочевыми варварами хунну, произошедшей в 36 г. до н.э. на западной границе Китая.

В этой битве более 100 человек, сражавшихся за хунну, выстроились в боевой строй «рыбья чешуя», очень похожий на римский строй «черепаха» и нехарактерный для подобных кочевых народов. 

Даббс отметил, что 17 годами ранее около 10 000 римлян были захвачены парфянами в катастрофической битве при Каррах.

Исторические записи показывают, что заключенные были перевезены на восточную границу Парфии, недалеко от западной границы Китая (Парфия тогда владела территорией современного Ирана).

Даббс полагал, что эти люди, возможно, стали наемниками, сражающимися за хунну до того, как тех захватили китайцы, которые начали использовать эти племена для защиты своей границы.

Он считает, что именно эти римляне основали пограничный город под названием Лицянь (кстати, это название звучит удивительно похоже на «легион»). По сей день у многих жителей деревни Лицянь голубые или зеленые глаза и светлые волосы… и это в Китае. Генетическое исследование 2010 года показало, что 56 процентов их ДНК имеет европейское происхождение. Несмотря на все доказательства, теория остается противоречивой.

2. Тайские деревни, основанные сосланными китайскими солдатами

Когда китайские националисты были побеждены коммунистами при Мао Цзэдуне в 1949 году, многие бежали на Тайвань.

Однако 93-я дивизия отступила в Мьянму (Бирму), где во время холодной войны она боролась против бирманского правительства и этнических ополченцев, а также при помощи Тайваня и правительства США продолжала совершать нападения на сам Китай.

В конце концов китайцы оказались в Северном Таиланде, где основали более 60 деревень, которые существуют до сих пор.

Им позволили остаться в стране после того, как беглые китайцы помогли правительству Таиланда в его конфликте с коммунистами, а в 1980-х годах они получили гражданство при условии, что сложат оружие и займутся сельским хозяйством. По сей день эти деревни сохраняют свою китайскую самобытность и культуру, а также стали настоящей туристической достопримечательностью для тайцев, желающих познакомиться с китайской культурой.

3. «Конфедеративные колонии» Бразилии

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Когда Конфедерация потерпела поражение в гражданской войне в США, бразильский император Педру II, верный союзник Конфедерации, заявил, что он готов принять у себя в стране солдат конфедератов и сочувствующих им людей, которые желают начать новую жизнь.

Тысячи южан, движимые ненавистью к врагу и инстинктивным стремлением сохранить свои культурные ценности, начали стекаться в Бразилию.

Хотя Бразилия была последней страной в Северной и Южной Америке, которая запретила рабство (в 1888 году), сохранение своей «южной» культуры было основным мотиватором для эмигрантов.

Действительно, по сей день во всех городах Бразилии культурные праздники Конфедерации и южной части США ежегодно празднуют тысячи потомков этих американцев, которых местные называют «конфедорадо». На самом деле, многие из них сегодня уже темнокожие, но это не мешает им лихо отплясывать под гордо развевающимися флагами конфедератов.

Читайте также:  Почему ссср вернул финляндии автономность

4. Кенийцы, произошедшие от китайских моряков XV века

В XV веке китайский исследователь Чжэн Хэ был отправлен в экспедицию к восточному побережью Африки, чтобы распространить там китайскую культуру, дать продемонстрировать всем мощь Китая, а также наладить связи с континентом.

Однако несколько его кораблей были потоплены около кенийского острова Ламу в 1415 году. Местные предания гласят, что 20 выживших китайцев, которые сумели выплыть на берег, убили там опасного питона, после чего получили разрешение от местных жителей основать свое поселение.

Они якобы приняли ислам и женились на местных женщинах, а их потомки продолжают жить на острове и по сей день. 

Что интересно, в 2005 году молодой потомок этих моряков получил стипендию для обучения в Китае. Это был не единичный случай. Некоторые племена, живущие на север от Кейптауна, также утверждают о своем происхождении от китайских моряков еще XIII века.

У них бледная кожа и чем-то похожий на мандаринский язык, и они называют себя Awatwa, что означает «брошенные люди». Есть также археологические свидетельства этой теории.

В обоих местах была найдена китайская керамика, якобы привезенных этими «потерявшимися» моряками.

5. Затерянные еврейские племена в Африке

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Библия утверждает, что когда-то было 12 «колен» Израиля, каждое из которых было основано одним из сыновей Иакова. Десять из этих племен пропали без вести после вторжения ассирийцев на их родину в 721 году до нашей эры. Племена лемба, живущие в Южной Африке и Зимбабве, утверждают, что их предками были евреи, которые бежали из Святой Земли в то время.

Хотя многие из них теперь являются христианами, их культурные традиции остаются удивительно похожими на традиции евреев — они воздерживаются от употребления в пищу свинины, практикуют мужское обрезание, ритуально убивают животных и рисуют Звезду Давида на своих надгробиях. Некоторые мужчины даже носят ермолки.

В 2010 году британское исследование обнаружило, что племя имеет генетическое происхождение от евреев. Интересно, что у жрецов лемба есть ген, обнаруженный только среди еврейских священников, т. е. у них был общий предок около 3000 лет назад, когда возникло священство.

Священный молитвенный язык лемба представляет собой смесь иврита и арабского языка, а это еще более подтверждает то, что они являются потомками потерянного еврейского племени.

6. Еврейское племя, затерянное в Индии

Как и лемба, предствители народности бней-менаше, живущей в горном районе на индийско-бирманской границе, считают, что они также являются потомками евреев, изгнанных в 721 году до нашей эры.

Некогда бывшие охотниками за головами, бней-менаше практиковали анимистические религии, прежде чем перейти в христианство в XIX веке и, наконец, в иудаизм в XX веке, когда многие из них эмигрировали в Израиль.

Сейчас они, однако, сохраняют культурную связь с древними евреями, утверждая, что происходят потомками колена Маннасиева, названного в честь Маннасии, старшего сына Иосифа.

Тем не менее, утверждения о еврейском наследии остаются спорными, поскольку несколько генетических исследований показали разные результаты, а доказательства остаются неубедительными. Большинство ученых считают, что небольшая группа их предков произошла от «потерянного племени» и распространила еврейские традиции и обычаи на большую группу людей. Это может объяснить как еврейские культурные корни, так и отсутствие точных генетических данных.

7. Наследие Александра Македонского

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Где бы Александр не появлялся со своей армией македонцев, он оказывал влияние на народы и культуры, с которыми сталкивался. Между 334 и 324 годами до н.э. он прошел через Персидскую империю, достигнув границ Индийского субконтинента.

Некоторые из его последователей даже остались там, чтобы основать там индо-греческие царства, которые просуществовали веками до возрождения ислама в регионе. Ученые отметили сходство между древнегреческим языком и санскритом, а древнегреческие монеты все еще можно найти на местных рынках.

Действительно, когда британские колониальные управленцы приехали в регион в XIX веке, местные вожди показали древнегреческие чаши, подаренные им захватчиками, чтобы доказать свое право на власть.

Представители народности калаши в современном Пакистане и Афганистане утверждают, что ведут происхождение от македонской армии, которая прошла через эти земли тысячелетия назад. Калаши поклоняются своим разновидностям древнегреческих богов, и в отличие от своих мусульманских соседей, они собирают и сбраживают виноград, поскольку весьма почитают вино.

8. Потомки польских дезертиров на Гаити

Будучи единственной страной, образовавшейся в результате восстания рабов, Гаити имеет уникальную историю. Гаити была французской колонией, и во время восстания тысячи поляков сражались в качестве наемников за наполеоновскую Францию. Причина была проста. Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией.

Хотя они так и не получили независимости до 1918 года, многие поляки считали, что могут освободить свою страну, сражаясь с Наполеоном.

Но когда вместо этого их послали сражаться за тысячи километров от родины против рабов, которые не хотели ничего, кроме своей свободы, многие из поляков либо дезертировали, либо, когда их схватили и предложили возможность перейти на другую сторону, начали сражаться за повстанцев. После войны поляки смешались с местными жителями и создали общины в сельской местности.

Прежде всего, это город Казаль, который сохранил свою польскую культуру и по сей день. Тот факт, что правительство Гаити предоставило полякам право владеть землей, несмотря на конституцию Гаити, прямо запрещающую белых землевладельцев, свидетельствует об уважении, которое эти люди питали к своим товарищам-повстанцам.

9. Островитяне, произошедшие от мятежников

Водь: почему в России забыли этот древний народ

В 1790 году девять мятежников с британского корабля «Баунти» вместе с несколькими таитянскими мужчинами и женщинами поселились на необитаемом острове Питкэрн после того, как подожгли и потопили свой корабль.

Первоначально напряженность, вызванная алкоголизмом и болезнями (и это не считая прочих проблем), привела к нескольким смертям в небольшой группе поселенцев.

Но в конечном итоге, благодаря тому, что все нашли общий язык на почве христианской веры, группе удалось создать вполне функционирующее сообщество на острове.

Питкэрн стал британской колонией в 1838 году, и многие жители, которые вели свое происхождение от первоначальной команды корабля, перебрались на соседний остров Норфолк в 1856 году вместе с сопровождающими их таитянами. Несмотря на эту миграцию, потомки мятежников продолжают жить на Питкэрне и по сей день.

10. Алжирские повстанцы в тюрьме на тихоокеанском острове

В течение большей части XIX и XX веков Алжиром управляли французы. Тем не менее, значительной части местных жителей не особенно нравилось подобное положение дел, и в 1870 году они начали вооруженное восстание против французского правления.

В итоге они потерпели поражение, а лидеры бунтарей были заключены в тюрьму на тихоокеанском острове Новая Каледония, который Франция использовала в качестве исправительной колонии. Фактически, во время французского правления в Алжире более 2000 алжирцев, которых французы называли «мятежниками», постигла та же участь.

Новая Каледония, которая по сей день остается французской территорией, была колонизирована в 1853 году, и около десяти процентов ее почти 300 000-сильного населения по сути может претендовать на алжирское происхождение. Поскольку все алжирские депортированные были мужчинами, у этого сообщества смешанное наследие (зачастую алжирцы женились на француженках).

Многие из этих потомков продолжают испытывать глубокое чувство обиды по поводу тюремного заключения своих предков и сильной связи со своими алжирскими корнями.

Источник

Источник: https://interesnosti.com/1808718391264152217/10-suschestvuyuschih-segodnya-drevnih-narodov-o-kotoryh-vse-davno-zabyli/

Белее снега — народ Водь, самые белокурые люди на планете родом из России

Современные люди, не углубляющиеся в изучение истории народов мира, искренне считают, что самыми белокурыми представителями человечества являются финны.

Но на самом деле это далеко не так. Самыми белокурыми людьми считаются представители народности водь, а живет этот народ на территории России. В частности, в Ленинградской области.

Исчезающие народы России. Водь

Существование этой народности подтверждено документально еще в древнерусских летописях. Само название, по мнению ученых, пошло из прибалтийского языка. В буквальном переводе слово означает «клин». Объяснения, почему было выбрано именно такое название для народа, и кто подал идею первым, так и не было найдено этнографами.

Современная семья в национальных костюмах. Фестиваль художественного творчества финно-угорских и самодийских народов

Народ водь – это обширная финно-угорская этническая группа, выбравшая местом своего проживания берег Балтийского моря. Также представители этой народности поселились в Ленинградской области РФ.

По этнографии представители этой народности близки к финнам и эстонцам, но исторически сложилось так, что традиции и культура народа больше схожи с русскими. Води даже выбрали для себя православие в качестве единой религии.

Классическая иллюстрация народа водь

Ради справедливости стоит отметить, что именно народ водь первым поселился на территории позднее появившейся Ленинградской области. Они строили дома и осваивали земли, высаживали первые культуры и занимались промыслом. Лишь после на эти земли пришли славяне.

Интересные сведения

Водь: почему в России забыли этот древний народВодский флаг

Народ водь считается самым белокурым в мире. Среди представителей этой народности со светлыми волосами рождается около 80% мальчиков и 76% девочек. Свои локоны они часто прячут под национальными головными уборами. Откуда пошла эта традиция – неизвестно. Ученые говорят о том, что еще во времена Руси води прятали волосы, чтобы те не становились еще белее под воздействием солнечных лучей.

Этот народ, несмотря на близость к русским, никогда не был воинственным и агрессивным. Они продуктивно ведут хозяйство, обустраиваются, размножаются и стараются ужиться рядом с соседями, находя компромиссные решения всех проблемных ситуаций на протяжении всей своей истории существования.

Водь: почему в России забыли этот древний народКарта водских, финских и ижорских деревень, 1848—2007 гг.

Води занимаются в первую очередь сельским хозяйством, это тоже сложилось исторически. Так как на новые земли они пришли первыми, то именно им принадлежало право выбирать самые плодородные и удобные для посадки культур места.

Главная специализация народности – сбор иван-чая, имеющего многочисленные лекарственные способности. Траву представители народа продавали еще в давние времена заграничным покупателям.

Сбор иван-чая

Води считаются богатыми людьми. Ввиду своей предприимчивости и хватке представители этого народа во все времена относились именно к зажиточному слою населения. Они никогда не сидят без дела, регулярно находят новые идеи для ведения успешного бизнеса.

Води не грабили ради обогащения даже в самые смутные времена. Они всегда много работали для достижения процветания. Они не воюют, а значит – и не тратятся на войны, что позволяет экономить значительные средства.

Дома представителей народа водь

Коренной язык народа водь утерян исторически. Многие специалисты пытаются возродить его методом изучения документов и летописей. Некоторые представители народа знают его, ведь передавался он, несмотря на все исторические потрясения, из поколения в поколение. Води трепетно хранят свои первобытные традиции, лишь отчасти включаясь в жизнь современного общества.

Источник: http://rsute.ru/635030-narod-vod-samye-belokurye-lyudi-na-planete-rodom-iz-rossii.html

5 забытых древних русских народов России

Неизвестные русские — малочисленные и почти забытые, они сумели сохранить культуру своего этноса. Водлозеры, чалдоны, семейские… Они берегут традиционный уклад и свою веру. До последнего оставшегося человека.

Водь: почему в России забыли этот древний народ
1 Водлозеры

В славном городе Пудоже, который расположен в республике Карелия, сегодня проживает около 9000 человек. Но это настоящий мегаполис по сравнению с лежащим рядом Водлозерьем, где до сих пор живут озерные люди.

Сегодня сохранилось лишь пять их деревень, в которых насчитывается не более 560-570 человек. Этнически они русские – это потомки московских и новгородских переселенцев XVI века, но долгие годы в изоляции сделали их самобытным народом.

Водлозеры никогда не ладили с соседями.

У зажиточных Поморов и Пудожан водлозер ассоциировался с высшей степенью бедности, их даже называли «рябинушки», то есть «оборванцы». А у человека, который не в курсе последних деревенских сплетен до сих пор спрашивают: «Ты что, водлозер?». Впрочем, это не удивительно.

Даже сейчас, в XXI века территория Водлозерья удалена от цивилизации и транспортных артерий. Сегодня это национальный заповедник, который сохранил уникальную культуру старорусского деревянного зодчества, и, что самое интересное, веру в персонажей славянской мифологии. Например, в лешего.

У них есть свои ежедневные обряды, без выполнения которых, путь в лес заказан. Задобрить хозяина леса для водлозера, как для нас почистить зубы. Каждый охотник обязательно делает «относ», — оставляет одно убитое животное лесу. У водлорезов даже есть свои священные рощи и камни-жертвенники (сейды).

И это, несмотря на то, что все они православные.

2 Семейские

В XVIII веке Екатерина II издала указ – возвратить всех беглых старообрядцев из заграницы и переселить в Забайкалье. Так началась история Семейских, старообрядческих русских, которые создали новый народ со своими традициями и культурой.

Вернее сказать, сохранили в первозданном виде культуру допетровской Руси. Семейские, самоназвание которых происходит от слова семья, по сведениям этнологов, сегодня составляют половину 5000 населения села Таргабатай в бурятской области.

Процесс ассимиляции продолжается, и по переписи 2010 года лишь 8 человек обозначили себя как семейские. Тем не менее, изживает себя только название, этнический элемент, а главное, уникальная культура по прежнему нетронуты.

Например, это чуть ли не единственное место, где до сих пор сохранилось крюковое пение или знаменный распев, который использовали при старообрядческих обрядах. Сегодня оно входит в список ЮНЕСКО и признается во всем миром мире как музыкальный феномен.

Семейские деревни – это мир сказочных избушек, дома здесь строились, буквально, на века, некоторым срубам насчитывается более 250 лет. В этих домах до сих пор можно отведать хлеб «прямо из печи», примерить традиционный русский сарафан, и даже принять участие в старообрядческой свадьбе.

3 Русскоустьинцы

У путешественников XVII-XVIII века была поговорка – чем дальше на север едешь по Якутии, тем чаще встречается русский язык. В этом нет ничего удивительного, еще в 1632 году во время освоения Сибири здесь обосновались выходцы из казачества и поморов. Они основали Русское устье и назвали себя индигирщиками, от названия реки Индигирка.

Сегодня это уже отдельная субэтническая группа, известная, как русскоустьинцы. Русское Устье находится на 71 градусе северной широты. Здесь бескрайняя тундра и среднегодовая температура 15 градусов.

Несмотря на тяжелые условия, с которыми пришлось столкнуться переселенцам, позаимствовав у местных практический опыт, они смогли сохранить свою русскую национальность и культуру. Правда, не в совершенстве. По антропологическим признакам среди них все чаще встречаются метисы, а вместе с православием в почете шаманизм.

Диалект у русскоустьинцев тоже своеобразный и чрезвычайно редкий – не «акающий» или «окающий», а «шаркающий», который развивался в условиях совершенной изоляции от русского говора.

Читайте также:  Какие украинские казаки стали разбойниками

4 Чалдоны

«Беглый», «бродяга», «каторжник», одним словом, «чалдон» — так прозвали коренные жители Западной Сибири первых русских поселенцев XVI века, которые якобы пришли сюда с берегов Дона. Так же сегодня зовут их потомков, правда уже без негативного значения. На самом деле, точное время их прихода, как и место, откуда они шли, неизвестно.

Некоторые историки полагают, что многие слова из чалдонского языка относятся ко временам до XIV века, то есть еще до похода Ермака в Сибирь, например, слово «комони» (кони). Есть версия, что этот народ произошел от аборигенов-европеидов, которые якобы населяли эти места в древние времена.

Сами чалдоны любят рассказывать легенды о том, как жил поживал их народ на просторах Сибири до того, как сюда пожаловал Ермак.

Их домашний уклад, по мнению специалистов, характерен для жизни славян до образования централизованной княжеской власти. Теория не лишена основания – независимость у чалдонов в крови. Даже пословица есть: «чалдон шапку не ломает», — что значит, чалдон никогда не снимет шапку перед властью, не встанет на колени.

Чалдоны — уникальная этническая группа, их культура, язык и внешность разительно отличаются, как от сибирских монголоидных народов, так и от славян. К сожалению, как и другие малые народы, они вымирают.

Сегодня настоящего чалдона можно встретить только в далеких сибирских деревнях (села Чумашки, Заозерное, Мальково, Яркуль).

5 Затундренные крестьяне

Среди малых этнографических групп русских известны затундренные крестьяне, которые переселились на Таймыр (Центральная Сибирь) в далекие XVI-XVII веках.

Они шли сюда в поисках лучшей жизни из Центрального и Восточного Поморья, и впоследствии стали основой населения Таймыро-Туруханского района и нижнего течения Ангары.

В отличие от русскоустьинцев, они охотно вступали в контакт с местным населением и вскоре тесно переплели свою культуру с бытом эвенков и бурят.

Вместе они породили в XIX веке новый, долганский этнос, который частично перенял православную культуру, смешав ее с верованиями северных оленеводов. Затундренных крестьян практически не осталось. Согласно Всеросийской переписи 2002 года, всего 8 человек причислили себя к ней. Но их потомки многочисленны – на Таймыре долганов около 8000 человек.

Источник

Источник: https://www.pravda-tv.ru/2015/09/09/174713/5-zabytyh-drevnih-russkih-narodov-rossii

Исчезающие народы России: Топ-15

1.8k (53 за неделю) / 20.12.2018 14:46

В современной России насчитывается свыше 200 народов со своей культурой и языком. Но последняя перепись показала, что некоторых народностей осталось меньше 10 человек. Глобализация – это не только благо, она лишает людей индивидуальности и пронесённых через тысячелетия знаний.

1. Ханты

Пока хантов в России, на севере Западной Сибири проживает довольно много – 31 000 человек. 90% из них живёт в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, остальные рассеяны по Томской, Новосибирской и Тюменской областям. Традиционными промыслами хантов являются охота, рыболовство и оленеводство, а религией – шаманизм, дополненный позднее христианством.

Есть 3 этнографические группы хантов: южные, северные и восточные, при этом южные или прииртышские ханты смешались с русскими и татарами. Их предки пришли в низовья Оби с юга, распространившись на землях нынешних Ханты-Мансийского и южной части Ямало-Ненецкого автономных округов.

В конце первого тысячелетия начался этногенез хантов на основе смешения пришлых угорских племён с местными аборигенами.

2. Манси (вогулы)

Манси являются ближайшими родственниками хантов, проживают в Югре – Ханты-Мансийском автономном округе. Теперь их осталось примерно 12 000 человек. Манси не едят грибы, считая, что они «нечистые». Ещё порядка 200 манси живут на севере Свердловской области и считаные индивиды – на северо-востоке Пермского края.

Учёные предполагают, что манси как этнос стали результатом слияния угорских племён, пришедших с юга из лесостепей и степей Северного Казахстана и Западной Сибири, с местными племенами уральской неолитической культуры.

И в настоящее время в культуре этого народа сохраняется сочетание культур степных скотоводов-кочевников и таёжных рыболовов и охотников. Их традиционными занятиями являются оленеводство, скотоводство, рыболовство, охота и земледелие.

На Оби и Северной Сосьве преобладает рыболовство, в верховьях Северной Сосьвы, Ляпины, Лозьвы – оленеводство, позаимствованное в XIII-XIV веках у хантов, а земледелию они научились в XVI-XVII веках у русских.

Пришлая вера – православная, хотя манси до сих пор чтут шаманизм, культ предков, духов-покровителей и медведя. В культуре манси развитая мифология и фольклор.

3. Эскимосы (инуиты)

Это коренная народность крайнего северо-востока России, хотя осталось их здесь уже менее 2000 человек. Сами себя они называют инуитами, а название «эскимос» означает «сыроед», поскольку они едят сырую рыбу. Российские эскимосы живут на Чукотке. Неясно их происхождение, но некоторые историки считают их остатками древней культуры, существовавшей в первом тысячелетии до н. э.

на побережье Берингова моря. Рыболовство и охота являются двумя важнейшими сферами деятельности эскимосов. С древних времён они преуспевали в китобойном промысле, изобрели поворотный гарпун, от древка копья которого отделялся костяной наконечник.

С течением времени поголовье морских гигантов постепенно снижалось, что заставило эскимосов обратить внимание на более мелкую добычу – моржей и тюленей.

Эскимосы придумали иглу – снежные хижины куполообразной формы, имевшие высоту около 2 метров и диаметр 2-4 метра. Строили они их из ледяных или спрессованных снежных блоков.

4. Коряки

Ещё один северный народ России, живущий на севере полуострова Камчатка. Уцелело всего порядка 6500 коряков. В религии они также как и ханты и манси умудряются сочетать православие с традиционным шаманизмом.

После изучения посёлка Атарган учёные установили, что коряки могли пользоваться металлом ещё задолго до прихода сюда русских первопроходцев – в X веке. Коряков разделяют на береговых и тундровых по их образу жизни и роду деятельности.

При этом обе группы имели свой язык и состояли из нескольких территориальных групп.

5. Карагасы (тофалары,тофы)

Эта крайне малочисленная тюркоязычная народность проживает в Восточной Сибири. Их общая численность насчитывает 720 человек, но владеют родным тофаларским языком лишь 114 из них. В китайских летописях V века периода Вэйской династии тофы впервые упомянуты как Дубо (туво, туба) – народ, живший к востоку от Енисея.

Веками они платили дань разным центрально-азиатским империям. Для тофаларов был присущ полукочевой и кочевой образ жизни, в основном они занимались оленеводством и охотой. Установление в России советской власти вызвало коренное изменение традиционного образа жизни карагасов.

В 30-е годы их включили в цепочку экономических процессов государства. Это заставило их отказаться от кочевого образа жизни в пользу оседлого. Их стали организовывать в колхозы, они перестали заниматься оленеводством. Многие карагасы отказались от традиционного шаманизма.

Переход к оседлой жизни означал большие изменения в бытовой сфере тофаларов, их культуры, подпитывающейся кочевой жизнью.

6. Арчинцы

В бассейне реки Хатар в Дагестане живёт народность арчинцев. В переписи 2012 года такую национальность указали всего 12 человек. Они гордятся, что дольше других народов сберегли старинные традиции.

До 1970-х годов местные женщины носили национальную одежду, а сейчас её можно видеть лишь на стариках, впрочем, многие арчинки продолжают её любить и бережно хранят в шкафах серебряные украшения и старинные наряды. Верующие арчинцы исповедуют суннитскую ветвь ислама.

Имеющиеся здесь куфийские памятники с арабскими надписями подтверждают, что ислам пришёл сюда не позже X века.

7. Водь

В Ленинградской области проживает около 70 человек, называющих себя водью – народом, относящимся к финно-угорской языковой группе. Это не помешало обзавестись им в 2002 году собственной символикой – флагом и гербом.

Исследователи ассоциируют сохранившуюся до наших дней водскую народность с древним племенем водь, о котором говорили летописи XI века. Самое первое упоминание о води найдено в Новгородской летописи и датировано 1069 годом.

Великая Отечественная война нанесла огромный урон этому народу, поскольку на ареал его проживания пришлись ожесточённые боевые действия.

В конце 1943 года водь, ижорцы и ингерманландские финны были вывезены в Финляндию, откуда большинство води вернулось в СССР, но было принудительно расселено по соседним областям, а позднее в Сибирь и Карелию. Лишь в 1956 году им было разрешено вернуться на родную землю.

При планировании строительства порта Усть-Луга был предусмотрен снос деревни Краколье, в промзоне должна была оказаться деревня Лужицы. С уничтожением мест компактного проживания води неизбежно погибнет её культура и язык. Жителей планируется расселить по Ленинградской области, что не оставляет шансов на сохранение языка и традиций.

Водь: почему в России забыли этот древний народ

Топ самых опасных профессий в мире

Человеческая цивилизация потребовала создания тысяч профессий, большинство из которых, к счастью, безопасно. В основном вред работы состоит в том, что…

8. Нивхи (гиляки)

Название этой народности близко к термину «гилэми», то есть, «люди на вёслах». Нивхи веками жили на севере Сахалина и неподалёку от устья реки Амур. Многие из них были расселены в Хабаровском крае – на побережье Амурского лимана, Татарского пролива и Охотского моря, в низовьях Амура, эта часть нивхов относится к материковой группе.

Но есть ещё вторая группа – островная, которая расположена на севере острова Сахалин. В настоящее время осталось немногим более 4000 гиляков. Нивхи пришли на Сахалин очень давно, когда он ещё был полуостровом, соединённым с материком.

Но по окончании ледникового периода, уровень мирового океана существенно поднялся, отделив Сахалин, а вместе с этим и разделив Татарским проливом единый народ на две группы.

Предполагается, что древнейшее письменное упоминание о нивхах имеется в китайских хрониках, датированных началом VI столетия. Главным промыслом нивхов традиционно было рыболовство. С точки зрения религиозных взглядов, у них были приняты анимизм и промысловый культ, нивхи верили, что повсюду – на земле, в воздухе, в воде, в тайге обитают свои духи.

9. Остяки-самоеды (селькупы)

 

На севере России селькупы являются наиболее малочисленной народностью, представителей которой на данный момент осталось всего 3600 человек. Живут они на севере Западной Сибири. Первые упоминания о селькупах встречаются в исторических документах XVI столетия.

В конце этого века существовало их племенное объединение, в русских источниках именовавшееся «Пегая орда». В XVIII веке была проведена христианизация селькупов, но, несмотря на это, они смогли сохранить традиционную языческую основу своего мировоззрения.

Некогда самобытная, богатая культура селькупов, в настоящее время уступает позиции напору современных стандартов.

Но, кроме этих общеизвестных причин, есть и другие, мешающие сохранению древних народных традиций, например, большая территориальная разобщённость остяков-самоедов: они оказались на территориях трёх административно-территориальных образований, а контакты между ними весьма затруднительны.

Культура и целостность селькупов находится в настоящее время на критической грани. На протяжении одного лишь прошлого столетия численность селькупов уменьшилась почти в два раза.

Топ необычных школ

В последние десятилетия система образования у нас претерпевает значительные метаморфозы, да и в мире возникают новые формы школ, пропагандирующих иные…

10. Ительмены

Ительмены являются коренными жителями полуострова Камчатка. Сейчас их численность едва превышает 3000 человек.

Ительмены являются близкими родственниками живущих и в настоящее время на Аляске индейцев из племени тлинкитов, также много общего они имеют с другим племенем индейцев – навахо.

У ительменов традиционными верованиями были тотемизм, анимизм и фетишизм, все они связаны с поклонением духам-хозяевам. Для них была чужда идея существования единого бога.

Был среди них и шаманизм, однако, у ительменских шаманов не было бубнов и обрядовой одежды, да и собственно шаманами были женщины. Но в середине XVII века ительменов окрестили. Проведённые этнографами исследования показали, что в древние времена у ительменов существовал обряд воздушного погребения. В плане хозяйственной деятельности важнейшим занятием ительменов было речное и морское рыболовство.

11. Кеты

На севере Красноярского края проживает народность кеты численностью немногим более 1000 человек. Слово «кеты» не является самоназванием данной народности, поскольку оно утвердилось официально лишь в 1920-е годы. Что касается самих кетов, то каждая их группа именовала себя не только по родовой принадлежности, но и по территории проживания.

Любопытно, что до прихода русских кеты жили родоплеменным общественным строем, но при этом могли уже выплавлять металл. Их главными занятиями были рыболовство и охота. Пушной промысел вёлся обычно за белкой, чей мех составлял до 90% от всех продаваемых кетами шкурок. Их традиционным жилищем являлся чум, слагавшийся из деревянных шестов и покрывавшийся берестой.

Также распространены были землянки (нус, бан).

Религиозные представления кетов базировались на анимизме. Когда Сибирь начали осваивать русские, то их священники рьяно принялись за крещение всех местных народов, в том числе и кетов.

Самые страшные казни в мире: Топ-10

С древних времён изощрённый ум человека старался придумать такое страшное наказание для преступника, проведённое обязательно публично, чтобы устрашить…

12. Нганасаны

Нганасаны являются самым северным народом во всей Евразии, поскольку живут на полуострове Таймыр в районе портового города Дудинки, которые территориально входят в Красноярский край. В настоящее время их насчитывается порядка 860 человек. В середине прошлого века претворялся в жизнь план перехода от кочевого образа жизни северных народов к оседлому.

В его рамках к югу от основных мест прежнего кочевания нганасанов были построены посёлки Усть-Авам, Новая, Волочанка, пришедшиеся на долганскую этническую территорию.

В этих посёлках и живут преимущественно представители данной народности, лишь около сотни из них ведут полуоседлый образ жизни в тундре, в точках охотничьего и рыболовецкого промысла, в основном в верховьях реки Дудыпты.

Нганасаны традиционно охотились на диких оленей и водоплавающих птиц, пушной охотой, рыбалкой на открытой воде, а с XIX века занимались также оленеводством. Но пушной промысел и рыболовство были для них второстепенными занятиями.

13. Долганы

Это самый северный в мире тюркоязычный народ живёт в Республике Саха и Красноярском крае. Их осталось около 8000 человек.

Сложилась эта народность совсем недавно – на рубеже XIX-XX веков из переселившихся с рек Оленёк и Лена якутов, эвенков, местных эвенков, «затундренных крестьян» и нескольких семей энцев.

Принёсшие сюда православие казаки давали при крещении долганам собственные фамилии, которые и сохранились до наших дней.

14. Караимы

Эта малочисленная народность, проживающая в Крыму, произошла от тюркоязычных последователей караимизма – авраамической религии, которая признаёт Тору (Танах, Ветхий Завет), однако, не признаёт иудейский Талмуд, христианскую Библию и исламский Коран.

Читайте также:  Адописные иконы: как и зачем на иконах тайно рисовали чертей

Когда Россия присоединила к себе Крым в 1783 году, то эта немногочисленная народность стала одной из богатейших на полуострове. Из них вышли многие известные промышленники, торговцы, ювелиры.

Караимы предпочитали селиться в пещерах, свидетельством этого являются такие города, как Мангуп-Кале и Джуфт-Кале.

Топ необычных видов спорта

Все мы давно привыкли к таким видам спорта, как футбол, хоккей или бокс. А многие сами участвуют в соревнованиях по подобным видам спорта. Но есть и т…

15. Крымчаки

Это очень немногочисленная тюркоязычная еврейская группа, члены которой придерживались талмудического иудаизма, проживала в Крыму. Говорили они на близком к крымско-татарскому крымчакском языке.

В годы Великой Отечественной Войны больше повезло мужчинам, мобилизованным в Красную армию, поскольку почти все оставшиеся дома крымчаки были истреблены немцами. Теперь в Крыму насчитывается примерно 210 представителей этого этноса.

Предполагается, что предки крымчаков пришли в Крым в античные времена, поселяясь в греческих колониях. В результате недавних раскопок в Крыму были найдены древние еврейские надписи, датируемые I веком до н. э.

На протяжении 1990-х годов десятки семей крымчаков перебрались на жительство в Израиль, поскольку они исповедуют иудаизм и могут быть репатриированы в эту страну. По израильскому закону о возвращении они считаются частью еврейского народа. 

Источник: http://www.rukivnogi.com/articles/ischezayushchie-narody-rossii

Древний народ водь

Самое раннее упоминание о территории, где проживало прибалтийско-финское население «водь», содержится в новгородском «Уставе о мостех» и датируется 1054 годом. В последующие столетия названия водь и Водская пятина неоднократно встречаются на страницах русских летописей

К ранней истории водской земли

Самое раннее упоминание о территории, где проживало прибалтийско-финское население «водь», содержится в новгородском «Уставе о мостех» и датируется 1054 годом. В последующие столетия названия водь и Водская пятина неоднократно встречаются на страницах русских летописей.

Так под 1240—41-м годами новгородский летописец зафиксировал следующий факт: «Тои же зимы придоша Немцы на Водь с Чудью, и повоеваша, и дань на них възложиша, а город учиниша в Копорьи погосте». Копорье, бывший погост, вскоре после этого становится военно-административным центром Водской земли.

В 1384 году на водской территории был основан город Ямбург (Кингисепп) и Спасский монастырь, которые стали основными проводниками православия в чудском крае.

В XV—XVI вв. Водская земля по своему экономическому развитию значительно опережала соседние территории Северо-Запада. В водских погостах находились наиболее крупные населенные пункты. Так, например, в поселении Пилола насчитывалось 64 двора, а Войноселе 36 дворов.

Водский край был богат мастеровыми людьми. Обилие болотной железной руды способствовало развитию в крае железоделательного и кузнечного ремесла. Наибольшее развитие этот промысел получил в Толдожском и Каргальском погостах.

В первом в начале XVI века работали 62 домника и 42 кузнеца, а во втором 67 домников и 14 кузнецов.

Территория расселения и численность води

Однако экономические и политические кризисы конца XVI—XVII века не обошли эту территорию стороной, в результате чего произошло сокращение численности водской народности и ареала ее расселения. К середине XIX века водь проживала в западных районах Санкт-Петербургской губернии.

Первые точные сведения о численности води были получены исследователем Петром Кеппеном из формулярных ведомостей 1847 года, хранящихся у православных священников, и церковных книг финских пасторов.

Из них следовало, что в Ораниенбаумском уезде (в Глобицком Спасском приходе, в деревнях — Гостилово, Ивановское, Климатина, Подмошье) проживало 1475 вожан, а в Ямбургском уезде 3673. Общая численность водской народности составляла 5148 человек.

Подробный список водских деревень был опубликован в 1864 году статистическим комитетом Российской империи. Согласно ему, водское население проживало в следующих населенных пунктах: селе Котлы, д.д.

Гостиловая, Ивановская, Подмошье, Климентина, Виликина, Матти, Большой Конец, Войносолова, Мукково, Савикино, Пумалицы, Калино, Ранолово, Пиллово, Кунково, Елизаветино, Дедково, Пенделево, Корвитино, Маттовка, Вердиво, Чухонская, Ундово, Васакара, Монастырки, Руддила, Глинки, Караколье, Малые Валговицы, Большие Валговицы, Березняки, Верхние Лужицы, Нижние Лужицы, Пески. В деревнях Тютицы и Липковицы в середине XIX века говорили по-водски лишь некоторые старики. К 1913 году численность води сократилась до 1000 человек, а к 1927 к води причисляли себя уже чуть более 500 человек. В настоящее время водь — самая малочисленная прибалтийско-финская народность на Северо-Западе России — около 80 человек. Большинство из них проживает в д. Нижние Лужицы.

Костюм и семейные обряды в описании Л.Цетреуса

Традиционную культуру вожан стали изучать с конца XVIII века. Вот как описывал эту народность в начале XIX века Лудольф Цетреус: «Все они белолицы, голубоглазы и желтоволосы; женщины очень красивы и миловиднее русских и финок. 

Девушки до замужества не стригут волос и не заплетают их в косы. Вотландцы весьма суеверны. Они молятся священным деревьям (дубам); почитают священные источники, их воде приписывают чудесную силу. Самым большим праздником считается день святого Ильи. В этот день проводится ярмарка.Мужчины одеваются как и окружающие финны и россияне.

Женщины к рубахе из грубого холста надевают передник из синего сукна, длиной поларшина, унизанный раковинами, монетами и жетонами. По сторонам висят такой же длины красные суконные покромки — kostenna. Девушки, выходя замуж, отрезают себе волосы и повязывают голову белым платком, придавая ему остроконечный вид вышиной почти пол аршина.

Сверху донизу этот убор покрывают еще одним белым платком; все это называется — «kukka». В ушах носят большие серебряные кольца толщиной с гусиное перо, соединенные между собой длинной цепочкой, которая обвивается вокруг шеи. Вместо чулок ноги обвивают вокруг красным сукном в четыре — пять оборотов, отчего ноги кажутся очень толстыми.

Башмаки — kurpuset также из красного сукна; выкроены так, что покрывают одни только пальцы.Погребальные и свадебные обряды отличаются от греческих и лютеранских обрядов. Умерших людей хоронят в священных рощах — kolamisto.

На могилу укладывают большой камень и около получаса поют специальные песни, а по возвращении домой собирают остатки поминальной трапезы: пироги, капусту, выпечку из гречневой муки, масло, водку и отдают священнику вместе с медными деньгами. Поминают умерших родственников в Троицу и Михайлов день.Брачный возраст наступал у мужчин в 15, а у девушек в 14 лет.

О желании жениться парень в первую очередь сообщал священнику для того, чтобы узнать позволяет ли ему степень родства взять избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без ведома ее и его родителей. Священник обручал молодых и после этого сам объявлял о свадьбе.

Узнав об обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала невесту за косу и держала ее до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы. Затем мать невесты отдавала жениху волосы дочери и говорила: «возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а она да будет твоей рабой».

После этого созывали соседей и родственников, которые провожали молодых в церковь на венчание по православному обряду. По приезду в дом супруга невесту встречала сестра мужа или другая незамужняя женщина. Она вводила молодую в избу и ставила ее у дверей с правой стороны, а сама вставала с левой. Новобрачная должна была постоянно кланяться до захода солнца. Когда молодая от усталости падала в обморок, девушки брали ее под руки, уводили в спальню и укладывали на постель. После этого приходил муж и «выкупал» постель — одаривал девушек гостинцами.

Через час-два молодых приводили к гостям и начинались пляски под звуки волынки. Молодые наполняли кубок вином, ставили его на тарелку и, взяв ее в руки, обходили гостей, предлагая выпить вино.

Согласно традиции никто не мог уйти со свадьбы, не опустошив кубок до дна и не положив денег на тарелку. Свадебное гуляние продолжалось два дня.

При прощании гости одаривали молодую жену рубашками и курами».

Традиционные занятия водских крестьян

С давних времен водские крестьяне вели комплексное хозяйство. они занимались земледением — выращивали овес, ячмень, рожь и технические культуры: лен, коноплю. 

Вплоть до начала XX века зерновые выращивали на пожогах (подсеках), используя примитивные сельскохозяйственные орудия: деревянную соху и борону, изготовленную из расщепленных пополам молодых стволов елей. Также держали скот (коров, овец, свиней), ловили морскую и речную рыбу.

В XIX—XX веках широкое распространение среди води получил артельный способ рыболовства. На лов рыбаки уходили в море большими группами — артелями. Рыбачили далеко от родных берегов; доходили даже до финских островов.

Летом занимались собирательством: заготавливали землянику, морошку, малину, чернику, голубику, клюкву, бруснику, орехи, черемуху и рябину.В XIX веке в водских деревнях практически не было промысловых и ремесленных центров, ориентированных на внешний рынок.

Кожевники, работавшие в деревнях под Ямбургом, и мастера токарного дела, проживавшие в окрестностях Котлов, сбывали свои изделия на местных ярмарках.

В свободное от сельскохозяйственных занятий время мужчины и подростки уходили на заработки: работали в Кронштадте извозчиками, брали подряды на перевозку бревен, возили дрова с Пороховых в Петербург. Зимой перед Рождеством шли в лес, рубили самые красивые ели и везли их в город на продажу. Часто промышляли контрабандой: переправляли соль в Выборг; в Кронштадт и Нарву возили кофе, спички и папиросы. В голодные годы торговали картофелем в Петербурге и его округе.

Водских крестьян нанимали на поденную работу в крупные мызы: Рятинскую, Великино и др. Там они работали в поле, на огородах и сенокосах, обслуживали оранжереи. Для своих нужд мужчины в каждом хозяйстве изготавливали необходимую утварь, мебель и орудия труда, а женщины занимались обработкой технических культур, ткачеством, вышивкой, вязанием.

Хозяйственные и жилые постройки вожан

Водские деревни располагались вблизи водоемов. Избы и хозяйственные постройки ставились на фундаменте из валунов или известковой плиты.

Обилие камня и дороговизна леса ориентировали население на использование дикого валунного камня в качестве строительного материала — для возведения скотных дворов.

Сочетание в строении камней различных оттенков со светлым известковым раствором, в который добавлялась гранитная крошка, оконные и дверные проемы, обрамленные красными кирпичами, и соломенные крыши придавали этим сооружениям живописный вид.

Избы имели четырехскатное покрытие с небольшими по размеру треугольными фронтонами с торцовых сторон. В Котельской волости почти повсеместно крыши покрывали соломой. Старинные избы имели богатый резной декор и роспись.

В верхней части фронтона дома располагались резные «решетки»; резьбой были покрыты доски-причелины, расположенные по свесам крыши, и вертикальные деревянные свесы — полотенца.

Оконные наличники, тоже украшенные резьбой, и филенчатые ставни были расписаны масляными красками: розами, окруженными листьями и бутонами, букетами цветов, вазонами, шестиконечными розетками в круге и т.п.

Старинные праздники и обряды. Поклонение священным местам

До конца XIX века у води сохранялись многие праздники и обряды, уходящие своими корнями в глубокую древность. Так, накануне Крещения в каждом доме варили горох, овсяный кисель, делали кашу из ржаной муки, а затем выходили во двор или на улицу и кричали: «Мороз, не поражай наш горох!». Вареный горох относили в амбар и запирали дверь на замок.

Затем делали из веревки круг, насыпали туда горох и пускали кур клевать. Этот обряд должен был обеспечить хороший урожай в следующем году. В Пасху мужчины ходили на горки катать крашеные яйца. На весеннего Егория на окраине деревни, где проходили гуляния, вечером собиралась вся деревенская молодежь.

Там они разводили костер из поленьев и пели песню:»Приходите девицы к огню,Старые старухи на бдение.Смольняки в огонь,Лен в поле,Сорную траву — на межу!Кто не придет к огню,У того девочка пусть родится,Горшечница будет по прозвищу,Акулиною по имени назовется «.После этого начинались пляски с песнями и молодежные игры.

На Ивана Купалу в селе Котлы устраивали ярмарку и гуляние, на которые приходили крестьяне из соседней Сойкинской волости и с реки Луги. На гулянии жгли колеса от телег, танцевали. Девушки в этот день гадали на замужество — заплетали косы из колосьев в ржаном поле, а на следующий день шли смотреть: если коса расплелась, значит быть свадьбе.

В некоторых деревнях девушки сажали под крышей, (куда не попадал дождь и не проникал солнечный свет), семена капусты и через девять дней смотрели: если семена не взошли, это означало, что в этом году замуж они не выйдут.

В Ильин день проводили общинные праздники — «братчины», собирали по 20 копеек с человека, покупали солод и варили пиво, а каждая хозяйка приносила от своего дома еду. Гуляния в этот день проходили у священных деревьев (ольхи, дуба), источников и каменных крестов, где ставили столы и скамьи.

После общей трапезы мужчины и женщины пели, а девушки танцевали. Часто праздник заканчивался дракой. В старые времена на этом празднике совершались языческие моления с жертвоприношением: забивали овцу или теленка, мясо жарили и съедали во время трапезы, а голову бросали в кусты — богу.

В водском народном календаре сохранялись и обряды, связанные с животноводством. Так ежегодно, 29 октября в деревне Пиллово отмечали день святой Анастасии. В часовню приносили «заветы»: овечью шерсть, холст. После окончания праздника все заветы раздавали нищим. Крестьяне говорили, что это делается для того, «чтобы овцы лучше были».

До начала XX века у води сохранялись специфические черты свадебной и погребально-поминальной обрядности. Когда в дом приходила молодая жена, обязательно относили на кладбище полотенце и вешали его на крест на могиле родственников. Так же поступали и на похоронах: полотенце с вышитым на нем именем или начальной буквой имени умершего вешали на намогильный крест.

К священным камням, источникам и деревьям ходили на поклонение и излечение от различных болезней. Так, например, к священным камням в деревне Корвитино приносили медные деньги, гвозди без шляпок. Стоя на коленях, кланялись и говорили: «Хозяева земли, хозяйки земли, вам чистая жертва, мне — чистое здоровье!». В деревне Бабино была старая береза, почитавшаяся священной.

К ней ходили на поклонение ночью, чтобы никто не видел, приносили деньги, а раз в году делали жертвоприношение — резали петуха. В поселении Пиллово почитался священный ручей, где согласно преданию нашли образ божий, а после на этом месте поставили часовню. К ней приходили люди с болезнями глаз и купались в ручье для получения исцеления.

В часовню приносили «заветы» — деньги, рубашки.

материал подготовленКоролькова Людмила Валентиновна

Источник: http://old.ethnomuseum.ru/drevniy-narod-vod

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector