Ярослав мудрый: кто украл мощи великого киевского князя

Сын Владимира I Святославича, Ярослав Владимирович княжил более 40 лет (в Ростове, Новгороде и Киеве). Ему принадлежит создание «Русской правды», основание Киево-Печерской лавры и множество других заслуг, за которые князь получил имя «Великий». Останки этого неординарного человека долгое время хранились в Софии Киевской, которая много лет назад превращена в национальный музей-заповедник.

В саркофаге князь не один

Ярослав Мудрый продолжил строительство Софийского храма вслед за своим отцом. В нем же князь был и похоронен в 1054 году. В 1936-ом саркофаг с его останками был открыт, но в усыпальнице оказались еще женские и детские кости. Замдиректора Софии Киевской Ирина Марголина рассказала, что тогда был проведен ряд исследований, которые подтвердили, что в саркофаге именно Ярослав Мудрый.

Ученые Ленинградского института этнографии и антропологии установили, что первый скелет принадлежал хромоногому мужчине приблизительно 70-ти лет. Именно таким был Ярослав Мудрый. Женский скелет, предположительно, принадлежал его жене Ирине. Не удалось только установить, что за младенец был погребен вместе с этими людьми.

Война внесла свои коррективы

В начале Второй мировой мощи правителя Киева были перевезены в Ленинград, чтобы священная реликвия не досталась фашистам. Возвращена она была в Софию в 1940-ом. Кости хранились в небольшом деревянном ящике. Его не сразу положили в саркофаг. Нужна была спецтехника, чтобы поднять двухтонную каменную плиту. Некоторое время останки в том самом ящике просто лежали на полке в хранилище.

В 1964-ом музейные сотрудники решили навести порядок с саркофагом. Мощи были водворены на место. Но спустя много лет, уже после Перестройки, обнаружилось, что хранящиеся в усыпальнице кости — только женские.

Вероятно, это как раз те останки княгини Ирины, что лежали изначально с мощами Ярослава Мудрого. Последние из Софии исчезли. Произошло ли это во время военных переездов или уже после, до сих пор остается загадкой.

Американская версия

По мнению Нины Булавицкой, мощи Ярослава сейчас в США. Во времена войны эта женщина работала секретарем директора Софии Киевской, Олекса Повстенко. Она рассказала, что тогда мощи великого князя из усыпальницы забрал архиепископ Украинской автокефальной церкви Никанор. Он вывез реликвию из Советского Союза, воспользовавшись помощью немецкого жандарма.

В Польше Никанор передал останки Ярослава Мудрого другому священнику украинского происхождения, епископу Палладию. Последний вместе с бежавшим из Украины Повстенко перевез священный груз в Германию. После войны он перешел в руки еще одного святого отца, Ивана Ткачука, который эмигрировал в США, прихватив с собой и мощи князя.

По мнению Ирины Марголиной, они действительно могут храниться в православном храме Святой Троицы, расположенном в Бруклине.

Директор Софии Киевской сделал запрос относительно такой вероятности архиепископу Украинской православной церкви в Штатах, Антонию.

Последний категорически отрицал возможность нахождения мощей Ярослава Мудрого на территории США. Где же они на самом деле, никто не знает до сих пор.

Источник: https://historicaldis.ru/blog/43026518092/next

Останки Ярослава Мудрого похищены. Верните князя домой — WAS

  • — И там подтверждено, что из России вернули оба скелета?
  • — Да.
  • — Как искали дальше?

— Мы вспомнили статью Сергея Белоконя, опубликованную в одном из наших научных изданий.

В 90-х годах он был на стажировке в Америке, где работал в архивах и нашел статью Ивана Огиенко, в которой указано, что икона Николы Мокрого находится в США. О Ярославе там ничего не говорилось, только об иконе. Белоконь начал разбираться, искать сведения в Америке и Канаде.

В конце концов, нашел икону в Бруклине в нью-йоркской церкви Святой Троицы [принадлежит Украинской православной церкви в США, находящейся под юрисдикцией Константинопольского патриарха].

Были и другие ниточки. Например, история Алексея Повстенко, который был директором заповедника во время немецкой оккупации. Мы знали, что он вывез некоторые музейные предметы.

Нашли украинцев, которые уже долгое время жили в Америке, попросили помочь. Они подняли журналы, газеты диаспоры. Оказалось, что там много печатали по этому поводу! Мы просто не имели доступа к той информации в Советском Союзе.

Потом кто-то начал что-то вспоминать, мне начали писать, отправлять вырезки из газет.

— В прессе диаспоры писали, что кости Ярослава Мудрого и икона Николы Мокрого находятся в США?

— В какой-то статье было упоминание о фонде Багряного, что на заседании фонда составляли акт приема костей Ярослава Мудрого и решали судьбу этих костей. Из статей следовало, что во времена оккупации Киева мощи Ярослава хранил архиепископ УАПЦ Никанор.

В 1943 году, когда наступала Красная армия, вывезти их вместе с иконой Николы Мокрого он попросил немецкого майора Пауля фон Денбаха, который якобы является бывшим сотником УНР Павлом Дмитренко. Денбах вывез, но в Польше не нашел Никанора, и передал реликвии архиепископу Польской православной церкви Палладию.

Они с Никанором были разного рукоположения, но офицер этого не понимал. Вместе с Палладием мощи и икона попали в США.

В 2010 году меня пригласили на открытие выставки в Америку, и я решила воспользоваться случаем. Тогдашний посол Украины в Америке Олег Шамшур и вице-консул в Нью-Йорке Константин Ворона мне очень помогли. В частности, они договорились о встрече с предстоятелем Украинской православной церкви в Америке, архиепископом Антонием.

Сейчас он уже митрополит. Мы разговаривали в присутствии наших дипломатов и представителей их консистории, хорошо и долго. Я рассказывала, почему приехала. В какой-то момент Антоний попросил поговорить со мной с глазу на глаз.

Мы пошли к нему в кабинет, и там он без всяких предисловий мне говорит: «Не ищите, мы знаем, где мощи Ярослава».

Для меня тогда это было такое облегчение, и я не посмела спросить, где именно они. Я была уверена, что этот разговор смогу продолжить. Мы договорились, что за два дня консульство снова организует встречу. Эти дни я жила в эйфории.

В воскресенье утром поехали в церковь, о которой Сергей Белоконь вспомнил в своей статье. Отстояли службу, причастились. В церкви было два священника: отец и сын, Владимир и Виктор Вронские. Я им честно рассказала, что я из Киева, интересуюсь иконой.

Отец, Владимир Вронский, сказал: что знает, что эта икона из Киева, из собора Святой Софии, которую привезли после оккупации. Затем пригласил нас на кофе в подвальном помещении церкви, там была община.

Отец Вронский тогда рассказывал об иконе, о своей жизни, жаловался на людей, которые мало ходят в церковь. Но когда мы спросили его о Ярославе Мудром…

Знаете, такое впечатление было, что человек знает и не хочет говорить. Он просто замолчал.

Источник: https://was.media/2019-03-19-skelet-jaroslava/

Ярослав Мудрый: величайший князь Древней Руси

Время правления князя Ярослава по праву считается одним из ключевых периодов в истории Древней Руси: выйдя победителем из междоусобной и братоубийственной войны за киевский престол, он смог объединить страну, ввести общие для всего государства законы и создать условия для подъёма культуры и искусства. Прозванный московскими летописцами XVI века «Мудрым», он оставил после себя сильное княжество с широкими международными связями.

Детство Ярослава Мудрого

Точная дата рождения будущего киевского князя и сына Владимира Святославича неизвестна. Историки, по-разному интерпретируя летописные сообщения о тех или иных событиях жизни Ярослава, называют разные же годы его появления на свет. Однако все исследователи сходятся во мнении, что князь родился не позднее 980 года.

Владимир Святославич. (Wikimedia Commons)

Будущий Великий князь стал плодом союза Владимира Святославича и полоцкой княжны Рогнеды. Ярослав не был первенцем в этом браке — его старший брат Изяслав, родившийся на несколько лет раньше нашего героя, в скором времени станет полоцким князем и родоначальником княжеского рода, с которым долгое время будут бороться Ярославичи.

В 988 году малолетний Ярослав принимает христианство, его крестят под именем Юрий. С этих пор начинается его жизнь при дворе Великого князя, а воспитанием будущего правителя Древнерусского государства занимаются наставники-кормильцы, преимущественно выходцы из великокняжеской дружины. Сам Владимир не утруждал себя заботой о сыновьях, по преданию, окружив лаской лишь Бориса и Глеба.

Святые князья Борис и Глеб. (Wikimedia Commons)

Ростовское княжество и Ярослав Мудрый

Около 10 лет от роду Ярослав начинает свою политическую карьеру, заняв княжеский стол в Ростове. Этот период жизни сына Владимира оброс огромным количеством позднейших легенд и преданий.

Летописцы говорили о мудрости князя, о его деятельности по распространению христианства на своей земле и обороне её от набегов кочевников и других иноплеменников.

Но вряд ли Ярослав управлял княжеством самостоятельно в столь юном возрасте. Исследователи указывают на личность некоего воеводы Будыя, ещё с пребывания в Киеве являвшегося наставником князя.

Возможно, что он, как минимум, помогал Ярославу княжить в Ростове.

С пребыванием сына Владимира в Северо-Западной Руси связана легенда об основании города Ярославля. Современные исследователи пришли к мнению, что город появился на берегу Волги не раньше 20-х годов XI века, когда Ярослав уже княжил в Киеве, в то время как, согласно народным преданиям, это произошло в 1010 году.

Ярославский кремль. (Wikimedia Commons)

Ярослав Мудрый против Владимира Святого

В 1010 году в Новгороде умирает старший сын князя Владимира, Вышеслав. В связи с этим глава государства провёл перераспределение уделов между своими сыновьями. Ярославу досталось Новгородское княжество, в котором как раз и княжил покойный брат.

В 1014 году происходит разрыв Ярослава и Владимира. Историки сходятся во мнении, что отказ новгородского князя платить дань в Киев был связан с планами Владимира передать великокняжеский престол ростовскому князю Борису. Кстати, по той же причине против отца восстал и Святополк, попавший в результате в тюрьму за неповиновение воле отца.

Ярослав нанял из-за моря варяжскую дружину для военных действий против своего отца. Однако на активные шаги он не решался. Викинги же, из-за долго бездействия, распустились и от этого сильно страдало местное население, которое в итоге восстало.

События приняли серьёзный оборот, однако внезапная смерть Владимира в 1015 году разрешила наметившиеся противоречия.

Ярослав урегулировал отношения со своими подданными, а те, в свою очередь, пообещали поддерживать князя в стремительно разворачивавшейся борьбе за престол.

Междоусобная война. Ярослав против Святополка

Основное противоборство за киевский престол проходило между новгородским князем Ярославом и киевским Святополком. После смерти Владимира киевляне освободили старшего сына умершего князя из темницы и возвели того на престол. Ярослав не был с этим согласен. Собранные для борьбы с отцом варяги были направлены новгородским князем против родного брата.

Святополк Окаянный. Картина В. Шереметьева. (Wikimedia Commons)

К этому времени уже не было в живых князей Бориса и Глеба, признавших старшинство Святополка. Древняя традиция приписывает убийство будущих святых именно «Окаянному», однако в современной исторической науке существует мнение, что они были лишены жизни варяжскими наёмниками новгородского князя — так Ярослав мог избавиться от лишних претендентов на престол.

В 1016 году Ярослав и Святополк, призвавший печенегов, начали активные действия. Первое сражение между претендентами на престол состоялось около города Любича — победу в нём одержало войско Ярослава. Новгородский князь вступил в Киев и занял отцовский трон. Однако Святополк и не думал сдаваться.

В 1017 году к стенам столицы Руси подошли печенеги. Город выдержал осаду, хотя победа далась дорогой ценой. Часть кочевников умудрилась проникнуть в город, однако была выбита варяжской дружиной и киевлянами. Захват столицы силами восточных соседей не удался, поэтому Святополк обратился к западным.

Печенежский всадник. (sfw.so)

Польский король Болеслав Храбрый приходился тестем окаянному князю. Он выступил на помощь своему родственнику в 1018 году, разбил силы Ярослава на реке Буг и вступил в Киев, отдав город Святополку.

Киевляне не были довольны присутствием иноземцев в своём городе — учащались случаи убийств солдат Болеслава.

Тогда Святополк, благодарный за помощь, передал тестю часть русских земель на Западном Буге — и поляки ушли восвояси.

Болеслав Храбрый в Киеве. (Wikimedia Commons)

Тем временем Ярослав был подавлен поражением и уже готовился бежать от гнева брата за море, в Швецию, но его остановили новгородцы. В следующем году под стяги Ярослава собрались новые воины, которые в битве на реке Альте разбили силы киевского князя. Ярослав занял Киев окончательно, а его брат, Святополк, умер по дороге к своему тестю.

Правление Ярослава Мудрого

Активность Ярослава на великом княжении была воистину феноменальной. До 1036 года князь не был единоличным правителем Руси — независимыми оставались Полоцкое и Тмутараканское княжества.

Многочисленные столкновения трёх князей стали характерной чертой того времени — пока в 1036 году брат Ярослава, Мстислав Владимирович, не умер в Тмутаракани.

С этого времени киевский князь контролировал все территории Руси, кроме Полоцка.

Территория Руси при Ярославе Мудром. (информа.рус)

Именно Ярослав Мудрый избавил население своего государства от постоянной опасности, исходящей от печенегов. В 1036 году он разбил кочевников под Киевом, и те перестали играть какую-либо значимую роль в политической истории региона.

Многочисленны были походы Ярослава на Запад — несколько раз ходил Ярослав с дружиной в Польшу, Литву, Мазовию. До сих пор некоторые города являются живыми свидетелями деятельность Великого князя — это город Ярославец в Польше и Юрьев (Тарту) в Эстонии.

Внутренняя политика Ярослава оказалась не менее блестящей. «Русская Правда», сборник законов, регламентировавших общественную жизнь русских людей в течение долгого времени вплоть до XV века, появилась именно при нём. Появление этого юридического памятника позволило теснее объединить разрозненные племена на территории Руси, создать единое правовое поле.

Имя Ярослава связано и с грандиозным храмовым строительством. Соборы святой Софии появляются в обеих столицах Древней Руси — Новгороде и Киеве. Именно в это время скандинавские скальды говорят о государстве Ярослава как о «Гардарике» — стране городов.

Храм Святой Софии в Новгороде. (Wikimedia Commons)

Киевский князь правил 37 лет и оставил своим сыновьям сильное государство, громко заявившее о себе в период его правления.

Источник: https://diletant.media/articles/45268913/

Князь Ярослав Мудрый

Лучше претерпеть обиду, чем нанести ее.

Читайте также:  Зачем иван грозный сватался к королеве англии елизавете i

Платон

Князь Ярослав Мудрый родился в 978 году. Его отцом был князь Владимир, который посадил своего молодого сына на княжеский престол города Новгорода, которым тот правил вплоть до 1019 года.

После кончины князя Владимира, киевский престол захватил Святополк, который ослепленный жаждой власти, убил трех своих братьев: Бориса, Глеба и Святослава. Желая наказать своего брата, Ярослав собирает войско для похода на Киев. Всего войско состояло из сорока тысяч славян и тысячи наемных варяг.

Поход сей был начат в 1016 году. Противостояние со Святополком продолжалось до 1019 года, и закончилось убийством последнего.

Начало правления

Так князь Ярослав Мудрый начал свое правление, которое продолжалось 35 лет. Это время без сомнения можно назвать золотым временем в истории Киевской Руси. Но изначально все не было так гладко. Княжение Ярослава, даже после смерти Святополка, не было безоговорочным.

Мстислав Удалой, занимавший в то время княжеский пост в городе Тмутаракани, отказался признавать брата единоличным правителем Киевской Руси. Мстислав собрал войско и пошел войной на Киев. Ключевое сражение этого противостояния произошло на реке Руда в 1023 году.

В этой битве Ярослав был разбит и отправился в Новгород собирать новое войско. Следует отметить тот факт, что Мстислав проявил редкое великодушие и решил не оспаривать княжение брата. Он предложил Ярославу править всеми землями по правую сторону Дона, оставив за собой левую часть.

Ярослав отказался.

Раздел и объединение страны

Однако, после возвращения в Новгород князь Ярослав Мудрый собрал новое войско и отправился на встречу с братом, которая произошла под Киевом. Браться договорились о заключении союза и разделили земли Киевской Руси между собой. Мстислав взял под свой контроль все восточные земли, Ярослав – западные. Единственной границей между владениями братьев был Днепр.

Это событие было воистину ключевым для Руси. Впервые страна, до этого постоянно терзаемая внутренними и внешними врагами, обрела спокойствие. Согласие князей было полным и они не смели нарушать условия подписанного мира. Продолжалось это до 1036 года, когда Мстислав умер. После смерти брата князь Ярослав Мудрый стал полноправным властителем.

Теперь под его контролем была вся Киевская Русь: ее западная и восточная части.

1036 год знаменуется не только воссоединением западных и восточных земель Руси. Именно в этом году под Киевом состоялось сражение с половцами. Русская армия одержала великолепную победу, наголову разбив противника. Отныне они не представляли такой грозной силы. Теперь князь мог сосредоточиться на решение других насущных проблем.

Завершение правления

В историю князь Ярослав вошел под именем Мудрый. Так его назвал народ Киевский, ведь именно при нем в стране были открыты первые образовательные учреждения, а также составлен первый письменный свод законов – «Русская правда».

Последние годы своей жизни этот правитель направил на борьбу с возможной после его кончины междоусобной войной. Для этого он сам решил разделить страну между своими сыновьями.

Так, Изяславу, старшему сыну, завещался в управление город Киев, Святослав становился правителем Чернигова, Всеволод наследовал Переяслав, Игорь становился князем во Владимиро-Волынской земле, Вячеслав же становился правителем Смоленска.

Умер Ярослав Мудрый в 1054 году, оставив своим сыновьям великую страну, которая после продолжительного периода спокойствия, заявила о себе, как о сильной державе.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/jaroslav_mudrij.html

Благоверный князь Яросла́в Мудрый

Кондак 1

Избранный от Предвечнаго Царя Небеснаго и Церкви Зиждителя, данный стране нашей ходатаю изрядный и заступниче пречудный, святый княже Ярославе, приими похвальная пения любовию чтущих святую память твою и моли Христа Бога сохранитися неврежденным нам от враг видимых и невидимых, да со умилением вопием ти:

Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Икос 1

  • Ангельское житие возлюбив от юности и ко исканию единаго на потребу направив помыслы твоя, княже Ярославе, дивный образ был еси добродетелей христианских и совершенства духовнаго; темже и возвеличен был еси на земли пред братиею твоею и на небеси прославлен еси от Господа. Мы же, благодаряще Творца и Спаса нашего, славословим тя, яко великаго избранника Божия, со умилением зовуще:
  • Радуйся, земли Русския княже богоизбранный.
  • Радуйся, пречестная отрасль равноапостольнаго князя Владимира.
  • Радуйся, благовеpия пpедков наследниче.
  • Радуйся, мудрости Соломоновы подражателю.
  • Радyйся, всем житием своим Богy послyживый.
  • Радуйся, всех концев земли Русския покpовителю.
  • Радуйся, заповедей Хpистовых веpный исполнителю.
  • Радyйся, дивный хранителю, от Бога всем нам дарованный.
  • Радуйся, святый благоверный великий княже Ярославе.

Кондак 2

Видевше еще отрок сый, прехвальне Ярославе, отца твоего от злых дел к благим деяниям изшедшаго и Светом Христовым озареннаго, купно с братиями твоими святое крещение восприял еси и сердцем твоим богопросвещенным благодарственно воспел еси Господеви: Аллилуиа.

Икос 2

  1. Разум твой, угодниче Христов, духовным ведением Милосердный Господь озари, яко ты, житие богоугодное возлюбив и благочестивым родителем твоим внимающе, в страсе Божии, молитве и добродетелех возрастал еси.

    Сего ради, Господь, видя верность твою в малом, над многими тя постави, мы же с любовию взываем ти сице:

  2. Радуйся, в истинах христианских измлада наставленный.
  3. Радуйся, от юности Господа всем сердцем возлюбивый.
  4. Радуйся, во испытаниих многих Богом дивно хранимый.

  5. Радуйся, подвиги мужества, яко добрый воин, во брани явивый.
  6. Радуйся, водительству Духа Святаго издетска прилежавый.
  7. Радуйся, добродетелем преславных предков твоих подражавый.
  8. Радуйся, благодатныя дары Всесвятаго Утешителя Духа стяжавый.

  9. Радуйся, и нас даром мудрости обогащающий.
  10. Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 3

Силою Вышняго укрепляемый, блаженне Ярославе, в кротости и в смирении души твоея возрастал еси, уготовляя себе на служение княжеское, и о помощи небесней молился еси, взывая Богу: Аллилуиа.

Икос 3

  • Имея страх Божий в сердце твоем, благоверный княже Ярославе, послушание явил еси отцу твоему Владимиру и, по воли его, от великаго Киева в пределы земли Ростовския княжити прешел еси, идеже жителей в вере в Бога истиннаго утвердил еси и храм великаго пророка Илии тамо воздвигл еси, сим показуяй велию любовь твою ко Господу и святым Его, и подвизаяй нас хвалебно взывати к тебе:
  • Радуйся, лампадо веры Православныя неугасимая.
  • Радуйся, к ближним своим любы преизобильная.
  • Радуйся, неутешных в скорбех утешение.
  • Радуйся, блаженный храмоздателю.
  • Радуйся, благолепия церковнаго любителю.
  • Радуйся, зло творящих вразумление.
  • Радуйся, Правды Христовы ревнителю.
  • Радуйся, Отечества Небеснаго любителю.
  • Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 4

Буря вражды братоубийственныя сотрясе землю Русскую, егда Святополк Окаянный, властолюбием ослепленный, повеле убити братий твоих возлюбленных Бориса и Глеба; ты же, блаженне Ярославле, скорбя о смерти их, на Господа упование и надежду возложил еси и Его силою правду на Руси утвердил еси, воспевая выну: Аллилуиа.

Икос 4

  1. Слышавше о премногих скорбех, претерпенных тобою, святый благоверный княже Ярославе, от Святополка Окаяннаго, величаем выну укрепившаго тя Господа, сохраньшаго тя, егда понужден быв пределы Киевския покинути и преселитися в пределы Новгородския, из нихже с вои своими паки в землю отеческую пришедши, правду Божию утвердил еси. Мы же, вере и мужеству твоему подражая, взываем сице:
  2. Радуйся, пресельник в земли твоей бывый.
  3. Радуйся, горняго града выну усердно взыскавый.
  4. Радуйся, мудрый странниче, на путь спасения стопы твоя направивый.
  5. Радуйся, Божий избранниче, скорби многия претерпевый.
  6. Радуйся, кротко и мирно в Великий Новград княжити возвративыйся.
  7. Радуйся, богоугодно и праведно тамо княживый.
  8. Радуйся, иго Христово всем сердцем возлюбивый.
  9. Радуйся, всем сердцем его приявый.
  10. Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 5

Боготечною звездою воссиял еси делы твоими богоугодными, княже Ярославе, и ныне предстоиши престолу Вседержителя; сего ради молим тя: купно со святыми сродники твоими сотвори молитву Царю царствующих да, вашего ради соборнаго предстательства, пробавит милосердие Свое народам словенским, и утвердит ны в вере Православней, вопиющих Ему ныне: Аллилуиа.

Икос 5

  • Видевше житие твое праведное, людие русстии славляху тя, своего правителя милостиваго, благоверне Ярославе; ты же похвалы человеческия ни во чтоже вменяя, гордынею неуязвлен пребыл еси, показуя всем образ истиннаго смирения, емуже поучаяся, с любовию вопием ти таковая:
  • Радуйся, исполнителю правды евангельския.
  • Радуйся, образе нищеты духовныя.
  • Радуйся, добродетелей пребогатое сокровище.
  • Радуйся, благочестивых великая славо.
  • Радуйся, вдов и сирот питателю.
  • Радуйся, скорбных сердец утешителю.
  • Радуйся, яко послужил еси Господеви всяким благоyгождением.
  • Радуйся, яко за нас ходатайствуеши пред Ним своим заступлением.
  • Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 6

Проповедником добродетелей христианских явился еси, преблаженне княже Ярославе: ты бо, ревнуя о благочестии не словом токмо, но всем житием своим, церкви возводил и украшал еси, людем был еси милостивый заступник и попечитель. Сего ради и мы, грешнии, надеющиися на твое милосердное о нас попечение, усердно прибегаем к твоему заступлению, взывающе благодарно Богу: Аллилуиа.

Икос 6

  1. Возсиял еси в стране нашей светом добрых дел твоих, святый Ярославе, и на свещнице Церкве Православныя поставлен был еси, да светиши Отечеству твоему земному и приводиши к Солнцу Правды люди русския, со упованием таковыя похвалы тебе возносящия:
  2. Радуйся, верный Христов последователю.
  3. Радуйся, Отечествия Небеснаго усердный взыскателю.
  4. Радуйся, руце твои на рало Господне возложивый.
  5. Радуйся, вспять лица твоего николиже обративый.
  6. Радуйся, Евангелия Царствия Божия проповедниче благогласный.
  7. Радуйся, богомудрыми твоими словесы многи в разуме просвещаяй.
  8. Радуйся, любящим и чтущим тя ходатаю вечнаго спасения.
  9. Радуйся, вразумителю грешных ко исправлению.
  10. Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 7

Хотяй прославити Божественнаго Искупителя нашего и Его Пречистую Матерь, повелел еси, всемудре Ярославе, воздвигнути в стольном граде Киеве Врата Златыя, ихже венчал еси храмом Благовещения Пресвятыя Богородицы, да всякий пребывающий во граде сем, под благодатным покровом Царицы Небесе и земли пребывает и радости духовныя о сем да исполняется, непрестанно воспевая: Аллилуиа.

Икос 7

  • Новый Иустиниан великий воистину явился еси, богомудре княже Ярославе, яко храм великий и преславный в честь Святыя Софии – Ипостасныя Премудрости Божия создал еси, и законам справедливым и судам милосердным основание в державе твоей положил еси, благочестие христианское и научение книжное насаждая. Сего ради молим тя: настави всех нас, чтущих святую память твою, быти наследниками дел благих твоих и добродетелем твоим богоугодным последовати, воспевающих ти похвалы сия:
  • Радуйся, душеполезных знаний преизобильное излияние.
  • Радуйся, душевреднаго мрака светлое озарение.
  • Радуйся, неверных смыслов милостивое просвещение.
  • Радуйся, неправо мудрствующих внезапное низвержение.
  • Радуйся, верных незыблемое уверение.
  • Радуйся, отъемлющий духовное помрачение.
  • Радуйся, миром и любовию души наши наполняющий.
  • Радуйся, наветов вpажиих мyдpый pазоpителю.
  • Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 8

Странника и пришельца себе на земли быти помышляя, блаженне Ярославе, не ведал еси покоя в трудех твоих, люди твоя во благочестии утверждая и державу твою миром ограждая; сего ради, ныне в лике святых благоверных князей пребываеши, веселяся купно с ними и поя Богу: Аллилуиа.

Икос 8

  1. Всею душею Господеви послуживши и всем житием своим Ему благоугодив, прославился еси благочестием, великий княже, и, ко блаженному успению достигши, в мире дух свой Богу предал еси.

    Мы же, поминающе праведное житие твое и блаженное упокоение, вопием ти:

  2. Радуйся, храмы Божиими грады многия украсивый.
  3. Радуйся, величию земли Русския тем послуживый.
  4. Радуйся, во всем житии твоем вере Христовой поревновавый.

  5. Радуйся, крепость державы твоея тем созидавый.
  6. Радуйся, в народоправлении велию мудрость проявивый.
  7. Радуйся, о благе народа своего усердно пекийся.
  8. Радуйся, общаго мира в пределех страны твоея устроителю.

  9. Радуйся, людем твоим помощниче богодарованный.
  10. Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 9

Весь еси в вышних, богоблаженне княже Ярославе, во обителех райских водворившися, обаче и нас, тебе тепле почитающих, не оставляеши, наставляя к разуму Божественному и деланию усердному заповедей Христовых. и всякия благополезныя прошения наша исполняеши, подвизая нас Отцу Небесному благодарственно воспевати: Аллилуиа.

Икос 9

  • Ветия многовещанныя и риторы искусныя не возмогут по достоянию воспети подвиги твоя, недоумеют бо изрещи достойныя тебе похвалы, княже праведный. Мы же, во всех трудех и подвизех благодать Божию в тебе видяще и, на предстательство твое уповая, взываем ти сице:
  • Радуйся, лучу светозарнаго солнца Христа, земли Русстей сияющий.
  • Радуйся, в молитвах о нас ко Господу неумолкающий.
  • Радуйся, за отечество твое пред Господем милостивый печальниче.
  • Радуйся, христоподражательнаго жития на земли наставниче.
  • Радуйся, столпе правоверия Божия непоколебимый.
  • Радуйся, истины поборниче непреодолимый.
  • Радуйся, утешение скорбящих и крепкая оградо обидимым.
  • Радуйся, защищение твердое и отрадо всем ненавидимым.
  • Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 10

Спасительная наставления сыновом и народу твоему оставил еси, богомудрый княже, глаголя: «Любите друг друга; аще будете жити в любви между собою, то Бог пребудет с вами и покорит вам враги ваша».

Сия убо поминаюше, просим тя: моли тобою чудодействующаго Бога, да и мы возможем в любви со всеми пребывати и спасения вечнаго достигнути ходатайством твоим, во веки благодарственно воспевающе: Аллилуиа.

Икос 10

  1. Царя Небеснаго верный раб и изрядный угодник был еси, благоверный великий княже Ярославе; сего ради благоразумия крилами украшаем, легко прелетел еси вся сети вражия.

    Мы же, дивящеся высоте твоего добродетельнаго жительства, с любовию и усердием сице тебе поем:

  2. Радуйся, великий угодниче Божий, жизнь земную свято и праведно скончавый.
  3. Радуйся, пришедый от скорбей многих в покой вечный.

  4. Радуйся, увенчанный от Христа венцем нетленныя славы.
  5. Радуйся, и по смерти заступлением твоим нас не оставляяй.
  6. Радуйся, заповеди Господни творити нас научаяй.
  7. Радуйся, окамененныя сердца во источницы милования обращаяй.

  8. Радуйся, отступивших от правыя веры на путь спасения возвращаяй.
  9. Радуйся, блуждающих по морю жития сего мудре окормляяй.
  10. Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 11

Пение молебное приими от нас, святый благоверный княже Ярославе, и молитву твою вознеси о нас, чтущих святую память твою, ко Престолу Вседержителя, да радующеся о твоем прославлении на небеси и на земли, и о твоем всегдашнем предстательстве, благодарственно вопием святых Святейшему Отцу Небесному: Аллилуиа.

Икос 11

  • Светозарное светило, лучами христианских добродетелей сияющее, явился еси, небо церковное украшая, богомудре Ярославе, и всем, блуждающим во тьме неверия, сомнения, маловерия и нечестия, луч надежды на спасение подаваяй и к Солнцу Правды Христу Иисусу путеводяй, да во свете заповедей Его со всеми верными шествуя, радостно тебе воспоют:
  • Радуйся, душевными твоими очима выну Господа созерцавый.
  • Радуйся, пред Оным, яко сын пред Отцем, яко ученик пред Учителем шествовавый.
  • Радуйся, во вся дни живота твоего Его искавый и в Нем намерение полагавый.
  • Радуйся, блистанием добродетелей на земли светло сиявый.
  • Радуйся, от Господа на небеси венец нетленный приявый.
  • Радуйся, яко тобою различных искушений избегаем.
  • Радуйся, яко предстательством твоим благодатную помощь обретаем.
  • Радуйся, яко тебе призывающия скоро предваряеши.
  • Радуйся, яко любящих тя от различных бед и напастей изымаеши.
  • Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 12

Благодатию Божиею в непрестанном творении заповедей Христовых обогативыйся, по отшествии же твоем от земных наипаче к трисолнечному престолу Пресвятыя Троицы приближися, но и от народа твоего духом любве твоея не отступивый; сего ради молим тя: пролей теплую твою молитву ко Господу, да сохранит Церковь Свою Святую неврежденну от ересей и расколов и вся чада ея да помилует и спасет, вопиющия Ему: Аллилуиа.

Икос 12

  1. Поюще добpодетели и чyдеса твоя, благоверный княже, купно же велия твоя труды и подвиги, во благоустроение державы нашея тобою подъятыя, усердно благодарим и восхваляем тя, с любовию зовуще:
  2. Радуйся, великий княже Ярославе, Престолу Царя Небеснаго предстояй.
  3. Радуйся, хвалу немолчную Пресвятей Троице возносяй.

  4. Радуйся, жизнь вечную в Царствии Небеснем получивый.
  5. Радуйся, яко дивный образ любве Отца Небеснаго в себе явивый.
  6. Радуйся, безпомощным скорый помощниче.
  7. Радуйся, о спасении грешных теплый молитвенниче.
  8. Радуйся, яко молитвам твоим Господь благоутробно внемлет.
  9. Радyйся, yгодников Божиих сонаследниче.

  10. Радyйся, святый благовеpный великий княже Ярославе.

Кондак 13

О преславный угодниче Христов, великий княже Ярославе, вонми гласу моления нашего и ходатайством твоим испроси нам от Господа в жизни сей в вере и добродетелех утверждение, от ересей и расколов сохранение, от скорбей и напастей избавление, прегрешений наших прощение и в час смертный твердое спасения упование, да сподобимся Царствие Небесное наследовати и вечно воспевати Богу: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

О святый благоверный, великий княже Ярославе, всех с любовию чтущих тя благодатный заступниче и покровителю! Вознеси сие малое моление недостойных раб твоих Владыце Христу, да утвердит во Святей Своей Церкви живый дух Православныя веры, любовь, благочестие, в добрых делех преуспеяние; да дарует пастырям ревность попечения о спасении людей, яко неверущия просветити, заблудшия наставити и отпадшия обратити; изряднее же, да вся чада Церкви Православныя чисты сохранит от мирских искушений, суемудрия, суеверий и наваждений вражиих. Ей, угодниче Божий, не презри нас, молящихся тебе, но помози нам скорым предстательством твоим, да всяких бед, напастей и скорбей в сей жизни временней избежавше, кончину непостыдну обретем и, тако благоугодно на земли поживше, жизни райския на небеси сподобимся, идеже вкупе с тобою прославим человеколюбие и щедроты в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-jaroslav-mudryj

Кем был Ярослав Мудрый

Одним из наиболее известных князей Киевской Руси называют Ярослава Мудрого. Это был славный просветитель, мудрый правитель и дипломат.

Именно при его правлении Русь достигла высокого уровня развития и стала европейским государством. Ярослав правил самой большой страной Европы целых 35 лет.

И самое важное то, что никогда, ни до его становления на престол, ни тем более после, древнерусское государство не имело такого могущества и величия.

Кроме того, этот великий человек отец, дядя и дед многих европейских правителей

Откуда корни

Будущий великий князь родился примерно в 978 году, сказать, что это единственно верная дата, к сожалению, невозможно. Он был сыном киевского князя Владимира Великого и полоцкой княжны Рогнеды.

Однако, по поводу матери также возникают споры. Историк Николай Костомаров выдвигал сомнения на этот счет, а француз Арриньон утверждал, что матерью Ярослава была византийская царевна Анна.

  Однако, большинство ученных мужей все же придерживаются версии материнства Рогнеды.

Детские годы

Отметим, что при крещении Ярославу было дано имя Георгий, в некоторых источниках значится как Юрий. Сегодня его почитает русская православная церковь, в святцы внесен день его памяти.

В браке с Рогнедой у Владимира было четыре сына. И он всех отправил княжить в разные города. В девятилетнем возрасте Ярослав оказался в Ростове. Поскольку ему было так мало лет, то к мальчишке был представлен кормилец и воевода Будый. Он же был рядом и во время правления Мудрого в Новгороде, только теперь наставник стал для князя ближайшим соратником.

Нелегкий путь на Киевский престол

Прежде чем посягнуть на главный престол, Ярослав успешно правил в Ростове, потом в Новгороде, будучи князем, которого, он отказался платить дань Киеву. Естественно это повлекло за собой гнев отца и над Новгородом нависла угроза военного похода. Но скоропостижная смерть Владимира спасла Ярослава и его город от наказания.

Однако ничего хорошего для страны не принесла, братья начали свою войну за княжий престол. Вначале власть в Киеве была захвачена Святополком Окаянным, который намеревался устранить всех соперников, то-есть своих же братьев. И во многом ему это удалось.

Наибольшая борьба была между Ярославом и Святополком, они несколько раз вступали в сражения, в которых побеждал то один, то второй. И только в 1019 году было подписано мирное соглашение, после которого Ярослав Мудрый стал править Киевом совместно со своим братом Мстиславом, и только после его смерти стал полноправным правителем Руси.

Кто он новый князь Киевский?

Ярослав в истории Руси был яркой личностью. В этом человеке сочеталось много разных сильных качеств.

Его смело можно назвать великим полководцем, ведь он разгромил печенегов, расширил территорию своего государства; дипломатом, так как он на протяжении многих лет правил страной совместно с братом, при этом не допускал ни малейшего конфликта, дружил с многими монаршими домами Европы, влиял на политику других стран.

Именно Ярослав четко закрепил на Руси властную иерархию, при нем завершился процесс социального структурирования общества, поэтому он был отличным государственным деятелем своего времени. Также его можно отнести и к законодателю, все прекрасно помнят его «Русскую правду» — первый записанный свод законов.

Киевский князь возводил города, оборонительные сооружения, храмы. Он начал возведение собора Святой Софии. Ярослава называют просветителем, поскольку именно при его правлении появляются первые школы, монастыри, летописание, была организована первая библиотека.

Мудрый правитель, дабы избежать борьбы за главный престол между братьями, изначально разделил земли своего государства между своими сыновьями, а после даже утвердил систему престолонаследования. Но к сожалению, «жить мирно» у братьев после его смерти не получилось.

Видимо воодушевленные примером своего отца (в свое время Ярослав отказался платить дань Киеву), братья прониклись идеями самостоятельности, что в итоге привело к раздробленности, вначале земельной, а позже и политической.

Однако при жизни заслуги Ярослава, которого стали называть Мудрым во второй половине 19 столетия историки, заслуживают особого внимания, поскольку своей целенаправленной поступательной и далекоглядной политикой он сумел создать великое государство.

Источник: https://history.com.ru/kievrus/kem-byl-yaroslav-mudryj

Святой благоверный великий князь Киевский Ярослав Мудрый

Вокруг вопроса о роли личности в истории существует много споров и мнений. И тем не менее он актуален всегда. Особенно, если смотреть на вклад человека в историю спустя столетия и века, оценивая исключительно то, к чему он стремился и что по итогу ему удалось сделать. Какой след оставляет один, пусть и очень активный, яркий и значительный, человек в развитии отдельного  государства или всего мира, в судьбе своего народа в целом и конкретного человека в частности? И что не менее важно и интересно: благодаря каким людям и каким образом появилось, укоренялось, утверждалось и развивалось православие на наших родных землях. Эти вопросы своими корнями уходят к истокам Киевской Руси, к тому историческому моменту, когда место языческих верований наших предков заняла новая вера, при чем не насильственно и формально, выражаясь во внешних действиях и проявлениях, а как новый уклад жизни и мышления, укрепляясь в душах людей, меняя внутреннего человека, заполняя все его существо, наполняя сердце. И роль в этом богоугодном деле целой плеяды великих личностей – русских князей и княгинь — невозможно переоценить. Князья Аскольд и Дир, княгиня Ольга, креститель Руси — великий князь Владимир, любовно названный народом Красное Солнышко, его сын и последователь — святой благоверный великий князь Киевский Ярослав, не зря прозванный Мудрым… Именно во время его правления наша юная христианская держава Киевская Русь пережила лучший период в своей истории, названный «золотым веком». Его вклад в распространение и укрепление христианства на русских землях, как и неоценимая просветительская деятельность не остались незамеченными ни современниками, ни потомками. Благодарный русский народ почтил память своего Великого Князя, наименовав его Мудрым. А в марте 2004 года Синод благословил внести в святцы Украинской Православной Церкви и установить день памяти святому благоверному великому князю Киевскому Ярославу Мудрому в день его блаженной кончины 20 февраля ст.ст./ 04 марта н.ст..

Ярослав Мудрый (ок. 978-20.02.1054гг.) – выдающийся государственный деятель и полководец Киевской Руси, великий князь киевский (1019-1054гг.). Он был сыном Владимира Великого и польской княжны Рогнеды.

После смерти отца Ярославу пришлось вести войну со своим братом Святополком, который намереваясь занять киеский престол, злодейски умертвил трех своих братьев Бориса Ростовского, Глеба Муромского и Святослава Древлянского.

Двое первых усилиями Ярослава впоследствии были причислены к лику святых как невинные мученики, ставшие жертвами междоусобной борьбы князей. Ярослав понимал, что может стать следующей жертвой властолюбивого Святополка.

Собрав 40 000 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, Ярослав выступил против Святополка, успевшего призвать себе на помощь печенегов. Жестокая борьба состоялась под городом Любечем. Святополк был разбит и бежал в Польшу. А Ярослав, щедро отблагодарив новгородцев, в 1016 году вступил в Киев и занял великокняжеский стол.

Но борьба на этом не закончилась. Святополк вернулся на Русь с польскими полками, которые вел сам король Болеслав Храбрый. Среди интервентов были также дружины немцев, венгров и печенегов. Вторую битву на берегах Буга Ярослав проиграл. Его снова выручили новгородцы.

Заручившись их воинской поддержкой, Ярослав в третий раз выступил против Святополка и в 1019 году разбил его и его союзников-печенегов на реке Альте. Святополк снова бежал в Польшу, но по дороге умер.

Вот как летописец  описывал его кончину: «И во время бегства напал на него бес, и расслабли суставы его, он не мог сидеть на коне, и несли его на носилках… и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там кончил бесчестно жизнь свою. Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянные… Стоит могила его на этом пустынном месте и до сего дня, и исходит от нее смрад жестокий…»(Нестор Летописец «Повесть временных лет»). Святополк был братоубийцей. Если Ярослава летописцы назвали Мудрым, его брата Мстислава — Красным, то Святополка они заклеймили Окаянным.

Только после этого Ярослав прочно утвердился на княжеском столе в Киеве. Через несколько лет после усобицы со Святополком Ярослав вынужден был вести войну с младшим братом, Мстиславом Тмутараканским. Однако Мстислав не был таким кровожадным, как Святополк. Он добровольно признал старшинство Ярослава и заключил с ним мир.

Он послал Ярославу такое слово: «Ты, старейший брат, сиди в Киеве, а мне пусть будет левая сторона Днепра!» Мстислав избрал себе столицей Чернигов и заложил там церковь Св. Спаса. По мирному договору Русь делилась на две части: область по восточную сторону Днепра переходила к Мстиславу, а вся территория западнее Днепра оставалась за Ярославом.

В 1035 году Мстислав умер, и снова Ярослав стал великим единодержавным князем Киевской Руси. 

Как и другие русские князья, он вел много войн, чтобы защитить свое государство и продемонстрировать растущую мощь Руси. В 1043 г. при Ярославе Мудром Русь совершила последний военный поход против Византии. Ссора с византийцами разгорелась из-за того, что в Константинополе в драке был убит русский купец.

Разгневанный Ярослав спешно собрал войско и отправил сына Владимира в военный поход против Византии. Поход был неудачным, император Константин Мономах разбил русское войско, а попавших в плен русских воинов приказал ослепить. Русь больше с Византией войн не вела. Отношения между двумя государствами становились всё более дружественными.

В утверждение мира греческий император Константин Мономах отдал дочь свою за сына Ярославова Всеволода.

Интересна характеристика Ярослава как человека. В детстве он перенес паралич ног, от которого на всю жизнь осталась хромота, которая, однако, не мешала ему быть физически сильным. По свидетельству летописи  «он был хромоног, но ум у него добрый, и на рати храбрый».

 Нравы князя Ярослава были строгие, а жизнь скромной. В его характере летописец Нестор отметил ум, благоразумие, сострадание к неимущим, храбрость и усердие в православной вере. Отмечается его приверженность к чтению книг.

При нем переписывались многие книги, с греческого на русский переводились не только церковные творения. Так, благодаря переводу на Руси стало известно греческое историческое произведение «Хроника Георгия Амартола». Ярослав заботился о просвещении народа.

При нём появились первые государственные школы, где обучали как мальчиков, так и девочек. 

Княжение Ярослава многие историки называют продолжением начинаний Владимира как в отношении к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством. 

При Ярославе Мудром роль церкви в государственной системе упрочилась. Ярослав оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устроения. Недаром во время борьбы со Святополком киевляне называли его «хоромцем» (охотником строить). Он действительно имел страсть к сооружениям. Об этом свидетельствует прежде всего монументальное церковное строительство.

В честь победы над печенегами, напавшими на Киев в 1037 году (с тех пор их набеги уже не повторялись), на том месте, где происходила самая жестокая сеча, Ярославом была воздвигнута церковь Святой Софии. Храм был построен греческими зодчими и украшен греческими художниками.

Несмотря на все последующие перестройки и пристройки, храм этот до сих пор может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе. У нас это единственное здание XI века, сохранившееся сравнительно в большей целости.

Другой, столь же величественный, собор и монастырь при нем князь посвятил своему небесному покровителю, имя которого носил в Православии — св. великомученику Георгию. Кстати, именно день освящения этого храма на Руси праздновали в ноябре как знаменитый «Юрьев день».

Ярослав построил в Киеве также церковь Святой Ирины (теперь уже не существующую), раширил границы Киева с западной стороны и построил Золотые Ворота с церковью Благовещения над ними. По повелению Ярослава его сын Владимир в 1045 году воздвиг церковь Святой Софии в Новгороде, по образцу киевской, хотя в меньших размерах. Церковь эта сделалась главною святынею Новгорода.

Также величественный Софийский собор был возведен в Полоцке. Так, с постройками храмов на Руси появляется каменное зодчество. Покровительствуя церкви, Ярослав способствовал возникновению первых русских монастырей, библиотек и школ. В его княжение были созданы первые русские оригинальные литературные произведения («Слово о законе и благодати» митрополита Илариона).

В это же время переработке подвергся церковный Устав, написанный при Владимире. Устав Ярослава был составлен уже с учетом местных обычаев. Важнейшими событиями церковной жизни эпохи Ярослава Мудрого стало прославление первых русских святых – князей Бориса и Глеба (при Ярославе были обретены их мощи и перенесены в специально построенную для них церковь в Вышгороде), а также избрание на митрополию первого русского епископа – Илариона. 

Огромное значение для духовного просвещения русского народа имели монастыри. Именно в правление Ярослава появляется русское монашество. И хотя монастыри существовали на Руси со времени ее крещения при святом Владимире, настоящее подвижничество возникает лишь при Ярославе. Во время его княжения возникает знаменитый Киево-Печерский монастырь — колыбель русского иночества.

На вторую половину 11 в. приходится его расцвет. Здесь зарождается общерусское национальное летописание («Повесть временных лет»), закладываются традиции русской агиографии (Несторово «Чтение о Борисе и Глебе»). В Киево-Печерском монастыре была собрана первая русская библиотека.

Общежительный устав Печерской лавры, заимствованный из константинопольского Студийского монастыря, явился той основой, на которой впоследствии создавались другие русские обители. Выходцы из печерской братии занимали в 11–12 вв. епископские кафедры, а возводившиеся в епархиях кафедральные соборы посвящались, как и соборная церковь Печерского монастыря, Успению Богоматери.

Будучи одной из церковных провинций Константинопольского патриархата, Русь не избежала участия в полемике с «латинянами», возникшей в 1054 после разделения Западной и Восточной церквей. Русские митрополиты и епископы откликнулись на него сочинениями, защищавшими догматы Восточной церкви.

Со времени княжения Ярослава и в последующие века монахи-подвижники становятся постоянными советниками князей в их государственных делах, а порой и строгими обличителями неправды.

Уже со времен князя Владимира, первого православного русского государя, существовало представление о том, что власть государственная исходит от Бога, перед Которым князь, или, позднее, царь, несет ответственность. Так формировалась идея «симфонии» властей (происходившая еще из Греции) — государственной и духовной. Таким образом, вся русская история насыщается духовным содержанием.

Возведение величественных православных храмов наряду с княжеской политикой всеобщего образования и с монашеским подвигом было могучим средством христианского просвещения. При Ярославе размах строительства церквей на Руси многократно возрастает. Храмы эти были гигантскими по размерам. Причем, громадными они были отнюдь не потому, что в этом была практическая потребность.

Величественные соборы поражали воображение русских людей и сами по себе служили едва ли не самым действенным средством проповеди христианства. Эти храмы были воплощением той культуры, к которой Русь приобщалась в крещении после векового прозябания в невежестве и варварстве.

Это были образцы удивительного синтеза церковных художеств: прекрасной архитектуры, иконописи, мозаики, фрески, — объединяемых торжественным православным богослужением. Церкви, построенные Ярославом, своей необычайной красотой, сами по себе преображали души людей.

Это было нечто, похожее на то, что произошло с Владимировыми послами в Софии Константинопольской, которая произвела на них глубочайшее впечатление. Известно, что когда Ярослав воздвиг Софию Киевскую, храмы святой Ирины и святого Георгия, другие киевские церкви и знаменитые Золотые ворота, то современники сравнивали Киев с Константинополем.

В это время в Киеве насчитывалось уже несколько сот церквей. По данным Титмара Мерзебургского их было в начале правления Ярослава уже около 400. К концу его жизни в Киеве могло быть уже до тысячи церквей. Современники сопоставляли не только Киев с Константинополем. Они Владимира и его сына Ярослава сравнивали с Давидом и Соломоном.

Как Давид положил начало Иерусалиму и приготовил все для создания храма Премудрости Божией, а Соломон воздвиг само здание, так и на Руси Владимир кладет основание христианскому государству, а Ярослав уже создает храм Софии — Премудрости Божией, который восходит к прообразам библейским и византийским. 

Очень скоро Русь не только овладевает грамотой, — появляется и своя собственная литература. Престиж Руси при Ярославе был очень высок. Киевская Русь являлась сильным европейским государством. Высокий авторитет Киевской Руси в Европе и Византии подтверждается династическими браками.

Ярослав Мудрый был женат на варяжской принцессе, дочери шведского короля Ингигерде. В крещении она получила имя Ирины. Позже, уже перед смертью, княгиня приняла пострижение с именем Анна (стала первой княгиней, принявшей постриг), под которым и вошла в наши святцы. Не зря Ярослава называют «тестем Европы».

Дочери Ярослава Мудрого были замужем за королями Франции, Венгрии, Норвегии, Дании (одна из дочерей, Анна, привезла в Реймс славянское Евангелие, на котором впоследствии присягали при коронации все короли Франции); сыновья были женаты на принцессах из германских, польских земель, из Византии. Европейской известностью пользовался Владимир Мономах.

Он был внуком Ярослава Мудрого. Все эти династические браки свидетельствовали о том, что при Ярославе Киевская Русь считалась одной из первых держав Европы. Союза с могущественным Киевским князем искали западные монархи. Конечно же, причиной такого внимания была, в первую очередь, военная мощь Руси, чьи воины считались одними из лучших.

Но Ярослав был воистину Мудрым, потому что не только сам был ревнителем культуры, но и народ свой стремился приобщить к ее сокровищнице. 

Великий Князь Ярослав скончался в начале 1054 года 76 лет от роду в Вышгороде на руках своего любимого сына Всеволода, горько оплакиваемый народом. Он похоронен в Софийском соборе в Киеве, где и ныне находится саркофаг Ярослава и его жены Ингигерды (в крещении – Ирины). 

Перед смертью Ярослав собрал своих детей и наказал: «Любите друг друга… Если будете жить в любви между собой, то Бог будет с вами. Он покорит вам всех врагов, и будете жить в мире; если же станете ненавидеть друг друга, ссориться, то и сами погибнете, и погубите землю отцов и дедов, которую они приобрели трудом своим великим» (знаменитое «Завещание» Ярослава своим чадам).

К сожалению, потомки Ярослава не последовали этому совету, и раздробленная Русь позже не смогла защитить себя от нашествия дикой орды с востока… 

По сложившейся традиции святой благоверный великий князь Киевский Ярослав Мудрый считается небесным покровителем государственных мужей, юристов, судей, прокуроров, храмоздателей, библиотекарей, научных работников, учителей, студентов и всех киевлян, своих потомков, и ныне населяющих землю Русскую. 

Подготовила Елена Киселева

Источник: http://xpam.kiev.ua/svyatoyi-blagovernyyi-velikiyi-knyaz-kievskiyi-yaroslav-mudryyi.html

Ссылка на основную публикацию