За что художник левитан хотел убить антона чехова на дуэли

Известный художник-пейзажист Исаак Левитан и писатель Антон Чехов долгое время были близкими друзьями, которых объединяли искренние и доверительные отношения.

Но после публикации рассказа Чехова «Попрыгунья» неожиданно разразился скандал: в героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову.

Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать друга на дуэль.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Слева – И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа – А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.

В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А. Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели.

Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана. Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Слева – И. Левитан, фото 1889 г. Справа – С. Кувшинникова, 1880-е гг.

Младший брат Чехова так описывал Кувшинникову: «Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина.

Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай». О. Книппер-Чехова соглашалась: «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать.

Красотой она не выделялась, но была безусловно интересна – оригинальна, талантлива, поэтична и изящна. Можно вполне понять, почему увлекся ею Левитан».

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли В. Серов. Портрет художника И. И. Левитана, 1893

Софья Кувшинникова была замужем за полицейским врачом, который был терпелив и долгое время закрывал глаза на ее роман с Левитаном. Она была художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу – на этюды.

Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они также ездили на Волгу на этюды, и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли А. Степанов. Слева – *И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе*. Справа – *И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах*, конец 1880-х гг.

Чехов оправдывался, как мог: «Можете себе представить, – писал он в письме в 1892 г., – одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Слева – С. Кувшинникова, середина 1880-х гг. Справа – И. Левитан, фото 1898 г.

Однако сходство было не только внешним: почти дословно приводились выдержки из ее писем, чеховская попрыгунья в речи использовала любимые выражения Кувшинниковой, она была так же экстравагантна и оригинальна, хотя и куда более легкомысленна и поверхностна, чем ее прототип. Писатель пытался отшучиваться: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Слева – И. Левитан, фото 1884 г. Справа – И. Левитан, фото 1890 г.

Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось.

Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже были обречены. Художник пользовался большим успехом у женщин, и в 1894 г.

у него завязался новый роман, тоже едва не закончившийся трагически: запутавшись в чувствах к Анне Турчаниновой и ее дочери, Левитан пытался покончить с собой.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Слева – Софья Кувшинникова. Фото. Справа – И. Левитан. *Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой*, 1888

После 1894 г. Левитан и Кувшинникова больше не виделись, но Софья Петровна всегда вспоминала о нем с теплотой и благодарностью. А отношения между друзьями удалось наладить. Помирить Чехова и Левитана смогла писательница Т. Щепкина-Куперник, которая устроила им встречу и заставила подать друг другу руки.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Скульптура *Дачница* в г. Плесе, имеющая портретное сходство с Кувшинниковой За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

Источник: https://www.colors.life/post/580324/

Правда ли, что Левитан хотел вызвать Чехова на дуэль — 2do2go

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэлиподборки11 сентября 2019 г. в 17:00

Материал предоставлен порталом «Культура.РФ».

О жизни Антона Чехова долгие годы существовало очень много легенд – некоторые из них упорно держатся и до сих пор. Как правило, доказательств, подтверждающих эти мифы, напротив, немного. Это относится и к слуху о том, что Чехова хотел вызвать на дуэль Исаак Левитан. Он возник после выхода в конце 1891 года рассказа Чехова «Попрыгунья».

Многие люди претендовали на то, чтобы считаться прототипами героев «Попрыгуньи». Так, в главной героине Ольге Ивановне «узнавали» художницу Софью Кувшинникову. В самом главном герое, Осипе Дымове, хотели бы узнать ее мужа, полицейского врача Дмитрия Кувшинникова.

Кувшинниковы устроили в своей московской квартире салон, где собирался весь тогдашний цвет творческой жизни: Илья Репин, Мария Ермолова, Владимир Гиляровский, а также и Чехов с Левитаном.

С Софьей Кувшинниковой последнего связывали близкие отношения, поэтому стали поговаривать, что Левитан узнал себя в художнике Львовском из «Попрыгуньи», и на этой почве возникли недоразумения.

Правда такова, что дружеские отношения Чехова и Левитана действительно прервались на некоторое время. Обида возникла усилиями людей, которые провоцировали на нее Левитана, внушая ему, что в персонажах «Попрыгуньи» бесспорно узнаются Кувшинниковы и сам Левитан. Но дуэль – это все же одна из многочисленных легенд.

Позже, уже в 1895 году, писательница Татьяна Щепкина-Куперник в своих воспоминаниях описала, как однажды ехала в Мелихово, заехала по пути к Левитану в мастерскую, и он рассказал, как ему больно от разрыва с Чеховым. И как ему хотелось бы, чтобы этого не происходило. На что решительная Татьяна Львовна сказала: «А за чем дело стало? Поедемте!»

Щепкина-Куперник вспоминала, как зимним вечером они подъехали к мелиховскому дому, как вышел на крыльцо Антон Павлович, как они с Левитаном пожали друг другу руки и вошли в дом. И как будто размолвки и не бывало. Наутро Левитан уехал, оставив очень трогательную записку о том, как он рад, что их дружба возобновилась.

Если говорить в целом о близких Чехову людях, то друзьями его были те, с кем он встретился в молодости и кому оставался верен до конца жизни, кому доверял. Я имею в виду как раз Исаака Левитана и Федора Шехтеля. Эти два человека были дороже всего сердцу Антона Чехова.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэлиЗа что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэлиЗа что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэлиЗа что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэлиЗа что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

Источник: https://www.2do2go.ru/articles/9066/pravda-li-chto-levitan-khotel-vyzvat-chekhova-na-duel

Софья Кувшинникова. Почему из-за своей возлюбленной Левитан чуть не вызвал на дуэль Чехова?

В августе 1886 года братья Антон и Михаил Чеховы привели «на каланчу» молодого, но уже известного художника Исаака Левитана, вскоре ставшего завсегдатаем салона и близким другом его хозяйки.

Бурный роман талантливого художника с женщиной, бывшей старше его годков на десять, несколько лет с интересом обсуждали в богемных кругах, а Чехов откликнулся на него рассказом «Попрыгунья». Естественно, что Левитан, узнавший в одном из героев рассказа себя, серьезно обиделся, и дело даже шло к дуэли.

К счастью, поединок удалось предотвратить, художника и писателя помирили, но восстановить сердечные отношения, бывшие между ними раньше, уже было не суждено.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

«Жил в то время полицейский врач Дмитрий Павлович Кувшинников. Он был женат на Софье Петровне. Дмитрий Павлович с утра до вечера исполнял свои служебные обязанности, а Софья Петровна в его отсутствие занималась живописью. Это была не особенно красивая, но интересная по своим дарованиям женщина.

Она прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет, и обладала счастливым даром придать красоту и уют даже самому унылому жилищу, похожему на сарай. Все у них в квартире казалось роскошным и изящным, а между тем вместо турецких диванов были поставлены ящики из-под мыла и на них положены матрацы под коврами.

На окнах вместо занавесок были развешаны простые рыбацкие сети».

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

Пикантность ситуации придавало то, что Дмитрий Кувшинников стоически переносил затянувшееся увлечение супруги и продолжал принимать у себя в доме Левитана. Но в 1892 году разразился скандал, когда Антон Чехов опубликовал небольшой рассказ «Попрыгунья».

Естественно, что писатель изменил имена и даже возраст героев произведения, но их характеры он писал с живых лиц, которых хорошо знали в Москве.

Читателям было не трудно узнать в докторе Осипе Дымове самого Дмитрия Кувшинникова, в его супруге, «попрыгунье» Ольге Ивановне — Софью Петровну, а в художнике Рябовском — многие черты, манеры и даже стиль речи Левитана. Узнаваемы были и другие персонажи, имевшие прототипами актера А. П.

Ленского, художника А. С. Степанова, писателя Е. П. Гославского и других известных москвичей. Да и многие ситуации, в которых оказывались герои рассказа, были взяты из реальной жизни.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

На писателя посыпались обоснованные обвинения. Больше всех обиделись Левитан и Кувшинникова. Исаак Ильич даже стал обсуждать с друзьями условия возможной дуэли, но его удалось отговорить. Кувшинникова же просто перестала принимать Чехова у себя.

Антон Павлович вынужден был оправдываться, буквально по следам событий он в письме сообщал писательнице Лидии Авиловой: «Можете себе представить, одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей „Попрыгуньи“, и меня вся Москва обвиняет в пасквиле.

Главная улика — внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Брат Антона Павловича, Михаил, был более откровенным, хотя и пытался смягчить ситуацию, интерпретируя произошедшие события: «Обыкновенно летом московские художники отправлялись на этюды то на Волгу, то в Саввинскую слободу около Звенигорода, и жили там коммуной целыми месяцами. Левитан уехал на Волгу и… с ним вместе отправилась туда и Софья Петровна. Она прожила на Волге целое лето; на другой год, все с тем же Левитаном, как его ученица. Среди наших друзей и знакомых уже стали определенно поговаривать о том, о чем следовало бы молчать. Стало казаться, что муж догадывался и молча переносил свои страдания. По-видимому, и Антон Павлович осуждал в душе Софью Петровну. В конце концов он не удержался и написал рассказ „Попрыгунья“, в котором вывел всех перечисленных лиц. Смерть Дымова в этом произведении, конечно, придумана. Появление этого рассказа в печати подняло большие толки среди знакомых».

Читайте также:  «белый террор» в гражданскую войну: в каких случаях это происходило

Ссора писателя и художника затянулась надолго. Помирить их смогла писательница Татьяна Щепкина-Куперник, которая буквально насильно привела Левитана к Чехову и заставила их пожать друг другу руки.

А вот Софья Петровна простить Чехова не смогла, и путь в салон был ему с этого времени заказан. В обстановке всеобщего обсуждения и пересудов Левитан и Кувшинникова вынуждены были прервать свои отношения.

Если кто-то хоть немного и выиграл в этой ситуации, то это Дмитрий Павлович Кувшинников, у которого хотя бы внешне наладились семейные отношения.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

Свою жизнь Софья Петровна закончила так, как в свое время напророчил Антон Павлович её литературному супругу. В сентябре 1907 года, живя на даче в Подмосковье, она ухаживала за тяжело больным человеком, заразилась и заболела сама. Спасти её врачи не смогли.

Могила Софьи Петровны Кувшинниковой не сохранилась. Большая часть её картин в свое время разошлась по частным коллекциям. Сегодня редко какой музей может похвастаться их наличием в своих коллекциях, даже в Третьяковке, если не ошибаюсь, всего три её работы.

Пожалуй, одно из самых значительных собраний её работ находится в коллекции Плесского музея-заповедника. Именно в этих красивейших местах прошли самые счастливые дни жизни Софьи Петровны, ведь здесь, вдали от московской суеты и сплетен, она проводила летние месяцы с человеком, которого глубоко любила.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/love/articles/33569/

Скандал вокруг «Попрыгуньи» — Статьи

Двое из ларца

У знаменитого пейзажиста Исаака Левитана и мастера слова Антона Чехова было много общего. Оба они родились в 1960, оба происходили из глубинки, у обоих семьи не отличались достатком.

Семьи переехали в Москву, в начале 70-х старший брат Антона Николай и брат Исаака Адольф поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, вскоре место там получил и сам Исаак Левитан. С веселым Николаем Чеховым будущий великий художник сразу же подружился.

А вот Антон Чехов в Москву переехал не сразу, лишь в 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского университета. Тогда же он познакомился и с Левитаном. Юноши сразу подружились.

Ничего удивительного: молодые, интеллигентные, красивые и пользующиеся популярностью у противоположного пола. Этот факт, кстати, как раз сыграл с приятелями злую шутку.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Исаак Левитан wikipedia.org

Прекрасная обольстительница

В восьмидесятых годах Антон Чехов дружил в Москве с Софьей Петровной Кувшинниковой. О ней писали: «Это была женщина лет за сорок, некрасивая, со смуглым лицом мулатки, с вьющимися темными волосами… и с великолепной фигурой.

Она была очень известна в Москве, да и была «выдающейся личностью», как было принято тогда выражаться…». Художественного образования у Софьи Петровны не было, но она занималась живописью.

В доме у Кувшинниковой собирались все люди искусства — туда же и привел Левитана Чехов.

Чехов и Левитан оба пользовались популярностью у дам

Муж Софьи Петровны Дмитрий Кувшинников служил полицейским врачом, получал немного, но жену очень любил. Средств на наряды Софье Петровне всегда не хватало, но она умудрялась изворачиваться так, чтобы из простых кусков дешевой материи создавать прекрасные платья. Умела она и обставить со вкусом квартиру.

Кувшинникова пользовалась в обществе настоящей популярностью: «Цветы, написанные Кувшинниковой, покупал Третьяков, ее игрой на фортепьяно заслушивались общепризнанные московские пианисты-виртуозы.

Софья Петровна любила охоту не меньше, чем искусство, и, подолгу пропадая в подмосковных лесах, одна, одетая по-мужски, возвращалась с полным ягдташем.

Софья Петровна говорила, повелевая, словно имела над своими собеседниками такую же неограниченную власть, как над мужем, избалованная его терпением, молчаливостью, большим сердцем и глубокой затаенной нежностью. Кувшинникова была горда и смела, презирая всякие сплетни о себе…»

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли Софья Петровна Кувшинникова wikipedia.org

Попрыгунья

Но сплетни все-таки появились: пошли слухи, будто молодой Левитан, руководивший художественными занятиями Кувшинниковой, по уши влюбился в замужнюю даму. Художник и правда влюбился, проводил с Софьей Петровной все свое время и ездил вместе с ней писать картины на Волгу.

Муж Кувшинниковой продолжал принимать художника и на все закрывал глаза. В 1891 Антон Чехов написал рассказ «Попрыгунья», и разразился настоящий скандал.

Кувшинникова узнала себя в главной героине рассказа, глупенькой пустышке Ольге Ивановне, Левитану приписывали роль художника Рябовского, а всю историю называли пасквилем.

Скандал

Софья Кувшинникова не была красавицей, но наряжалась со вкусом

Чехов отшучивался, как мог: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода». Но ничего не помогало: Левитан был в ярости. Он даже собирался вызвать друга на дуэль, правда, знакомые вовремя отговорили его от опрометчивого поступка. Впрочем, ничего удивительного в поведении Левитана не было: он вообще славился своими экстравагантными поступками.

Младший брат Антона Чехова Михаил писал: «Левитан был неотразим для женщин, и сам он был влюбчив необыкновенно. Его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно. С первого же взгляда на заинтересовавшую его женщину он бросал все и мчался за ней в погоню, хотя она вовсе уезжала из Москвы.

Ему ничего не стоило встать перед дамой на колени, где бы он ее ни встретил, будь то в аллее парка или в доме при людях. Одним женщинам это нравилось в нем, другие, боясь быть скомпрометированными, его остерегались, хотя втайне, сколько я знаю, питали к нему симпатию.

Благодаря одному из его ухаживаний он был вызван на дуэль на симфоническом собрании, прямо на концерте, и тут же в антракте с волнением просил меня быть его секундантом».

Любовная драма

Как бы то ни было, Чехов и Левитан перестали общаться. Художник продолжал встречаться с Кувшинниковой. Все кругом уверяли Софью Петровну, что она намного глубже героини чеховского рассказа.

Вспоминали, что Кувшинникова действительно благотворно влияла на Левитана, отвлекала меланхоличного художника от хандры, вселяла ему уверенность. Роман продлился до 1894.

Поговаривали, что на протяжении нескольких лет Софье Петровне приходилось закрывать глаза на новых пассий молодого красавца Левитана. Но закончилось все настоящей любовной драмой: летом того года Левитан и Кувшинникова гостили в имении Ушаковых.

Им нанесла визит семья видного петербургского чиновника Турчанинова: мать и две юных дочери. Мать была одного возраста с Кувшинниковой, изысканно одевалась и красила губы. Когда Левитан влюбился, стало понятно, что Софья Петровна проиграла схватку. После расставания они больше никогда не виделись.

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли А. Степанов. Слева — «И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе». Справа — «И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах» artchive.ru

Примирение друзей

После расставания Кувшинникова и Левитан больше никогда не виделись

А вот с другом Чеховым Левитану удалось помириться. Их свела молодая писательница Татьяна Куперник. 2 января 1895 она собиралась наведаться к Чеховым в Мелихово, а по дороге заехала к Левитану посмотреть его летние этюды.

Когда художник узнал, куда направляется Куперник, он заволновался, сказал, что давно хотел навестить Чехова, да все не знал, как это устроить. Писательнице удалось его уговорить: «Левитан заволновался, зажегся… и вдруг решился.

Бросил кисти, вымыл руки, и через несколько часов мы подъезжали к мелиховскому дому, — вспоминала много лет спустя Татьяна Львовна Щепкина-Куперник. И вот мы подъехали к дому.

Залаяли собаки на колокольчик, выбежала на крыльцо Мария Павловна, вышел закутанный Антон Павлович, в сумерках вгляделся, кто со мной, — маленькая пауза — и оба кинулись друг к другу, так крепко схватили друг друга за руки — и вдруг заговорили о самых обыкновенных вещах: о дороге, погоде, о Москве… будто ничего не случилось». Дружба Чехова и Левитана, едва не разрушенная глупой обидой, продлилась до последних дней художника.

Источники А. П. Чехов в воспоминаниях современников Т. Л. Щепкина-Куперник. «Софья Петровна и Левитан»

И. В. Евдокимов «Левитан»

Источник: https://diletant.media/articles/43267397/

Почему художник Левитан хотел вызвать на дуэль писателя Чехова

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэлиСудьбы живописца Исаака Ильича Левитана и писателя Антона Павловича Чехова были во многом схожи. Оба были выходцами из небогатых семей, в детстве и юности довелось испытать немало трудностей, своим трудом добиться всенародного признания и уйти из жизни в молодом возрасте. На момент смерти Левитану было неполных 40 лет, а Чехову — 44. У них даже совпадал год рождения — 1860. В юности приехали в Москву из провинции, Чехов из Таганрога, а Левитан — из Сувалкской губернии. В Москве они и познакомились в конце семидесятых годов девятнадцатого века. В печати только начинали появляться небольшие юмористические рассказы «Антоши Чехонте», а Левитан был студентом Московского училища живописи. Там он и познакомился с Николаем Чеховым, а затем и с его братом — Антоном.

Левитан часто выезжал вместе с семьей Чеховых в подмосковное имение Бабкино, став для них близким человеком. Какзалось бы, с Антоном у них сложилась крепкая дружба на всю жизнь, но в 1892 году между друзьями, но в 1892 году между ними пробежала «черная кошка». Дело едва не дошло, по инициативе Левитана, до дуэли.

А началось все с того, что в ноябре 1891 года Антон Павлович завершил работу над рассказом «Попрыгунья», который был опубликован в январе следующего года в журнале «Север». Сюжет незатейлив: молодая красавица Ольга, жена талантливого врача, вдруг увлеклась художником Рябовским. Но, вскоре после публикации рассказа в печати, в адрес Левитана вдруг начали поступать язвительные шутки.

Оказалось, что в то же время у живописца был роман с Софьей Петровной Кувшинниковой. По «счастливому совпадению», ее муж, как и в произведении Чехова, был врачом. Сама Софья Петровна брала уроки живописи у Левитана и отправлялась с ним в путешествие по Волге.

Правда, реальные герои существенно отличались от литературных персонажей. Чеховской Ольге было лишь 22 года, а Софья Петровна Кувшинникова была почти вдвое старше. А сам Левитан был младше кувшинниковой на 10 лет. Но, все читатели, знавшие Левитана и Софью, в один голос уверяли — этот рассказ основан на реальных событиях. И прототипы хорошо известны.

Михаил Чехов, младший брат писателя, вспоминал, что Софья Кувшинникова была далеко не красавица, но умела привлекать к себе мужчин. Обладала хорошим вкусом и могла придать уют и красоту даже самому унылому жилищу.

Сам Антон Павлович какую-либо связь между вымышленными и реальными героями отрицал, огорчаясь, что далеко не молодая женщина вдруг узнала себя в двадцатилетней красавице.

Единственное сходство, утверждал Чехов, что муж врач, а любовник — художник.

Тем не менее, Исаак Левитан был в ярости, и заявил, что он намерен вызвать своего бывшего друга на дуэль. С большим трудом друзьям и знакомым удалось отговорить его от такого опрометчивого шаг. Но, отношения между Чеховым и Левитаном были испорчены на несколько лет, а Софья Петровна больше с писателем не общалась.

Примирение между Антоном Чеховым и Исааком Левитаном состоялось только через три года. В это время Чехов жил в своем имении в подмосковном Мелихове, к нему в гости собиралась приехать писательница Татьяна Щепкина-Куперник. Перед поездкой она встретила Левитана, который признался, он сильно страдает из-за того, что от былой дружбы с Чеховым не осталось и следа.

Щепкина-Куперник решила выступить в роли посредника, предложив Левитану отправиться вместе с ней в Мелихово. Зимним вечером к дому Чехова подъехали сани, из которых, к удивлению Антона Павловича, вышел Левитан. они пожали друг другу руки, словно ничего между ними не произошло. Левитан уехал уже на следующий день, оставив записку, в которой сообщал, что он очень рад возобновлению отношений.

Между тем, Левитану оставалось недолго жить, после перенесенного тифа в 1896 году у него обострилось тяжелое заболевание — аневризма сердца. Весной 1897 года Чехов сообщил в одном из писем: «Выслушивал Левитана. Дело плохо». Как врач, Антон Павлович прекрасно понимал, что болезнь друга перешла в неизлечимую стадию.

Читайте также:  «самокрутка»: какие браки так назывались на руси

В 1899 году Левитан, по настоянию врачей, уехал в Ялту, в надежде на то, что южный климат поможет в борьбе с болезнью. Но состояние его продолжало ухудшаться. Вернувшись обратно в Москву, он почти не выходил из дома. 4 августа 1900 года он умер. А через четыре года не стало и Чехова.

Примечательно, что Чехов так и не оставил никаких литературных воспоминаний о Левитане, хотя об этом его очень просил Сергей Дягилев, редактировавший журнал «Мир искусства». Возможно, Чехов просто не хотел возвращаться к тем событиям, которые едва не привели к полному разрыву отношений между ним и Левитаном, а, без упоминания об этих событиях, мемуары были бы не полными.

В 2010 году в городе Плесе, где так любил бывать Исаак Левитан, была установлена скульптура «Дачница», изображающая женщину, сидящую на скамейке на берегу Волги. Как только скульптура была установлена, многие стали уверять, что эта женщина имеет явное сходство с Софьей Петровной Кувшинниковой.

Источник: https://i-fakt.ru/pochemu-xudozhnik-levitan-xotel-vyzvat-na-duel-pisatelya-chexova/

Левитан против Чехова | Загадки истории

«Они сошлись: волна и камень, стихи и проза, лед и пламень». Примерно так выглядела дружба сдержанного Антона Чехова и страстного Исаака Левитана. А дальше все вышло по Пушкину: женщина, скандал, вызов на дуэль…

Чеховская выдержка всех поражала. Годами мучаясь от болей в груди, он никогда не жаловался и ни разу не принял гостей в халате. Спокойные манеры и шутливый тон Антона Павловича всех к нему располагали.

Исаак Ильич Левитан, напротив, то и дело хандрил и бывал груб. Он либо бежал от людей, либо твердил всем подряд о своей близкой смерти, плакал и умолял Чехова: «Приезжай ко мне хоть на несколько дней. Мне ужасно тяжело, как никогда».

Словом, были они закадычными друзьями. Правда, до поры до времени…

Прекрасная амазонка

Они оба пользовались успехом у женщин, но относились к прекрасному полу очень и очень по-разному.

По словам Антона Павловича, особого романтического трепета он к дамам не испытывал: «…я не видел ни одной… квартиры (порядочной, конечно), где бы позволяли обстоятельства повалить одетую в корсет, юбки и турнюр женщину на сундук, или на диван, или на пол и употребить ее так, чтобы не заметили домашние. Все эти термины вроде в стоячку, в сидячку и проч. — вздор. Самый легкий способ, это постель, а остальные 33 трудны и удобоисполнимы только в отдельном номере или в сарае».

Левитан от подобной циничной риторики был далек. По словам Михаила Чехова (брата писателя), «его увлечения протекали бурно, у всех на виду, с разными глупостями, до выстрелов включительно.

С первого же взгляда на заинтересовавшую его женщину он бросал все и мчался за ней в погоню, хотя бы она вовсе уезжала из Москвы. Ему ничего не стоило встать перед дамой на колени, где бы он ее ни встретил, будь то в аллее парка или в доме на людях».

Так же бурно протекал у художника роман, рассоривший его с писателем.

Как-то Левитан гостил на даче у знакомых. С утра он, как водится, отправлялся на этюды, для чего пересекал живописный луг. И вот однажды мимо него пронеслась всадница в полупрозрачном капоте (легком платье).

Полы одеяния разлетались от быстрой езды, обнажая загорелые ноги. Волосы ее трепетали на ветру.

Вмиг наездница с «фигурой Афродиты» скрылась из виду, оставив остолбеневшего Левитана с этюдником на плече посреди цветущего луга.

Прекрасная амазонка, со слов хозяина дома, оказалась соседкой по даче — вполне реальной женщиной с громкой репутацией в округе. В церковь она не ходила, голову платком не покрывала, глаз от взглядов мужчин не отводила и слыла средь местных дамой передовых взглядов. Это была Софья Кувшинникова, хозяйка модного богемного салона Москвы.

Салон Кувшинниковых

Менее романтичные биографы описывают первую встречу Левитана и Кувшинниковой не столь красочно, упоминая лишь, что их познакомили братья Чеховы. Просто привели художника на один из литературно-музыкальных вечеров в казенную квартиру под каланчой пожарной части, врачом при которой служил муж Софьи.

Этого человека в образе рассказчика художник Василий Перов изобразил на картине «Охотники на привале», после чего доктор Дмитрий Кувшинников стал популярной фигурой в литературных, художественных и театральных кругах Москвы.

Его квартира близ Хитрова рынка превратилась в место встреч богемы. Больше, конечно, усилиями его супруги, которая, по словам завсегдатая салона, Михаила Чехова, умела придать красоту «самому унылому жилищу, похожему на сарай».

Вместо турецких диванов там стояли ящики из-под мыла, закрытые коврами, а роль занавесок выполняли рыбацкие сети.

Красотой лица она, правда, не отличалась, зато «прекрасно одевалась, умея из кусочков сшить себе изящный туалет» и «привлекала общее внимание неповторимой своей оригинальностью.

Волжские этюды

За что художник Левитан хотел убить Антона Чехова на дуэли

В такой примерно атмосфере и начался роман Софьи Кувшинниковой с Исааком Левитаном. Ей, пережившей не один адюльтер, шел 42-й год, ему минуло 28. Художник был весьма хорош собой: бархатные глаза и одухотворенное бледное лицо. Это он позировал Поленову в облике Иисуса для полотна «Христос и грешница».

О Софье Ольга Книппер-Чехова писала: «В Кувшинниковой имелось много такого, что могло нравиться и увлекать. Можно вполне понять, почему увлекся ею Левитан».

А он действительно увлекся. Зимой писал маслом под ее игру на фортепиано. По весне они с Софьей отправлялись на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов.

Вернувшись в Москву по осени, Софья говорила мужу: «Кувшинников, дай я пожму твою честную руку!» А потом рассказывала, как берет на пленэре уроки живописи у Левитана. Врач все понимал, переносил молча.

Только чаще и чаще к нему стал приходить художник Степанов, и они помногу пили вина.

Чехов, вроде бы, «творческое содружество» художника с Софьей оценил, заметив другу: «В твоих картинах появилась улыбка». Но вскоре разразился рассказом «Попрыгунья», после чего вся Москва обвинила его в пасквиле, заподозрив даже ревнивую месть!

Благородная смерть

Попрыгуньей в одноименном рассказе предстала некая Ольга, обожавшая людей искусства. Ее муж, доктор Дымов, вкалывает на двух работах, чтобы оплачивать забавы жены, и молча страдает из-за ее романа с красавцем-художником.

В финале Дымов гибнет, как настоящий подвижник: отсасывает дифтеритные пленки у больного ребенка и заражается сам.

Лоб и руки Дымова уже холодны, когда Попрыгунья понимает, какого человека она потеряла, мучается совестью из-за своей измены, но, как писал в отзыве на рассказ Чехова Лев Толстой, «чувствуется, что после его смерти она будет опять точно такая же».

Александр Солженицын увидел в героине ярчайшее «бедствие для всех». Рассказ и вправду превосходен, но ведь ни классик, ни нобелевский лауреат не побывали на острие чеховского пера!

И хотя Чехов сходство персонажей с реальными людьми заретушировал как умел, все прообразы себя узнали. Например, автор героя-любовника превратил из пейзажиста в мариниста, «перекрасил» из брюнета в блондина, фамилию заменил на Рябовского, но все тут же узнали Левитана. Тот хотел было с другом Антошей стреляться, но его отговорили.

Через три года Чехов с Левитаном опять подружились. Софью художник спустя некоторое время бросил ради сразу двух любовниц — матери и дочери Турчаниновых (конечно же, с ними тоже вышел скандал). Ни с тем, ни с другим Кувшинникова больше не виделась. Она продолжала ездить на этюды в Плес. О Левитане говорила неизменно хорошо, о Чехове не упоминала вовсе.

На упреки относительно ее карикатурности в рассказе, Антон Павлович лишь отшучивался, мол, вовсе и не она это: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».

Софья умерла почти так же, как в рассказе Чехов напророчил ее литературному мужу: в 1907 году, ухаживая за одинокой художницей, заразилась от нее тифом (по некоторым источникам, дизентерией). Но ни Чехов, ни Левитан, ни Кувшинников так и не узнали об этом, поскольку никого из них уже не было в живых.

Людмила МАКАРОВА

Источник: https://zagadki-istorii.ru/levitan-protiv-chehova/

Страницы из Чехова: рассказ, чуть не стоивший дуэли с Левитаном

Когда в 1892 году в двух номерах журнала «Север» появился рассказ «Попрыгунья», многие москвичи  узнали в главной героине художницу Софью Кувшинникову.

Заговорили, что свою героиню Чехов списал с Кувшинниковой, муж которой тоже был доктором, правда, не талантливым врачом-ученым, как Дымов, а простым полицейским врачом.

А возлюбленного героини,  художника Рябовского, — с Исаака Левитана, у которого действительно был роман с Кувшинниковой.В одном из писем Чехов писал «…одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи»… и меня вся Москва обвиняет в пасквиле».

Чехова очень огорчали эти пересуды, тем более что сам он утверждал, что не имел намерения проводить подобные параллели, а уж тем более не пытался задеть или как-то обидеть ни Кувшинникову, ни Левитана, с которым его связывали дружеские отношения.

Левитана эти пересуды тоже «задели за живое». Он обиделся и несколько лет не разговаривал с Чеховым, и даже якобы хотел вызвать Чехова на дуэль.

Антон Чехов. Попрыгунья. (Отрывок)

В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода и смотрела то на воду, то на красивые берега.

Рядом с нею стоял Рябовский и говорил ей, что черные тени на воде — не тени, а сон, что в виду этой колдовской воды с фантастическим блеском, в виду бездонного неба и грустных, задумчивых берегов, говорящих о суете нашей жизни и о существовании чего-то высшего, вечного, блаженного, хорошо бы забыться, умереть, стать воспоминанием. Прошедшее пошло и не интересно, будущее ничтожно, а эта чудная, единственная в жизни ночь скоро кончится, сольется с вечностью — зачем же жить?

А Ольга Ивановна прислушивалась то к голосу Рябовского, то к тишине ночи и думала о том, что она бессмертна и никогда не умрет.

Бирюзовый цвет воды, какого она раньше никогда не видала, небо, берега, черные тени и безотчетная радость, наполнявшая ее душу, говорили ей, что из нее выйдет великая художница и что где-то там за далью, за лунной ночью, в бесконечном пространстве ожидают ее успех, слава, любовь народа…

Читайте также:  Почему в «оккупированной» прибалтике зарплаты были выше, чем в ссср

Когда она, не мигая, долго смотрела вдаль, ей чудились толпы людей, огни, торжественные звуки музыки, крики восторга, сама она в белом платье и цветы, которые сыпались на нее со всех сторон. Думала она также о том, что рядом с нею, облокотившись о борт, стоит настоящий великий человек, гений, божий избранник…

Всё, что он создал до сих пор, прекрасно, ново и необыкновенно, а то, что создаст он со временем, когда с возмужалостью окрепнет его редкий талант, будет поразительно, неизмеримо высоко, и это видно по его лицу, по манере выражаться и по его отношению к природе.

О тенях, вечерних тонах, о лунном блеске он говорит как-то особенно, своим языком, так что невольно чувствуется обаяние его власти над природой. Сам он очень красив, оригинален, и жизнь его, независимая, свободная, чуждая всего житейского, похожа на жизнь птицы.

Источник: https://ria.ru/20100215/209244113.html

Скандальная история «Попрыгуньи»: из-за чего Левитан собирался вызвать Чехова на дуэль

Известный художник-пейзажист Исаак Левитан и писатель Антон Чехов долгое время были близкими друзьями, которых объединяли искренние и доверительные отношения.

Но после публикации рассказа Чехова «Попрыгунья» неожиданно разразился скандал: в героях все без труда узнали художника и его возлюбленную, замужнюю даму Софью Кувшинникову.

Вся московская богема обсуждала вынесенный на публику сюжет из реальной жизни, рассказ Чехова называли «пасквилем», а Левитан собирался вызвать друга на дуэль.

Слева – И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа – А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.

В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В. Гиляровский, А.

Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана.

Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.

Слева – И. Левитан. Автопортрет, 1890-е гг. Справа – А. Степанов. Портрет С. П. Кувшинниковой, конец 1880-х гг.

В 1880-е гг. в среде московской богемы имя Софьи Кувшинниковой было широко известным – она была хозяйкой литературно-артистического салона, который посещали И. Репин, А. Чехов, М. Ермолова, В.

Гиляровский, А.

Южин и многие другие известные артисты, художники и писатели. Однажды «на каланчу» (квартира располагалась под крышей пожарной каланчи) привели молодого художника Исаака Левитана.

Несмотря на более чем десятилетнюю разницу в возрасте, у хозяйки салона завязались с ним романтические отношения.

В. Серов. Портрет художника И. И. Левитана, 1893

Софья Кувшинникова была замужем за полицейским врачом, который был терпелив и долгое время закрывал глаза на ее роман с Левитаном.

Она была художницей-любительницей, и под предлогом уроков живописи часто уезжала со своим учителем на Волгу – на этюды.

Герой чеховского рассказа художник Рябовский также давал уроки Ольге Ивановне, жене доктора Осипа Дымова, они также ездили на Волгу на этюды, и между ними был длительный роман. В остальных персонажах узнали себя многие посетители салона Кувшинниковой.

А. Степанов. Слева – *И. Левитан и С. Кувшинникова на прогулке в Плесе*. Справа – *И. Левитан и С. Кувшинникова на этюдах*, конец 1880-х гг.

Чехов оправдывался, как мог: «Можете себе представить, – писал он в письме в 1892 г.

, – одна знакомая моя, 42-летняя дама, узнала себя в двадцатилетней героине моей «Попрыгуньи», и меня вся Москва обвиняет в пасквиле. Главная улика – внешнее сходство: дама пишет красками, муж у нее доктор и живет она с художником».

Слева – С. Кувшинникова, середина 1880-х гг. Справа – И. Левитан, фото 1898 г.

Однако сходство было не только внешним: почти дословно приводились выдержки из ее писем, чеховская попрыгунья в речи использовала любимые выражения Кувшинниковой, она была так же экстравагантна и оригинальна, хотя и куда более легкомысленна и поверхностна, чем ее прототип. Писатель пытался отшучиваться: «Моя попрыгунья хорошенькая, а ведь Софья Петровна не так уж красива и молода».

Слева – И. Левитан, фото 1884 г. Справа – И. Левитан, фото 1890 г.

Левитан был настолько разгневан, что хотел вызвать Чехова на дуэль, но знакомые отговорили его от этого опрометчивого решения. На несколько лет их общение прекратилось.

Отношения Левитана с Кувшинниковой тоже были обречены. Художник пользовался большим успехом у женщин, и в 1894 г.

у него завязался новый роман, тоже едва не закончившийся трагически: запутавшись в чувствах к Анне Турчаниновой и ее дочери, Левитан пытался покончить с собой.

  • Скульптура *Дачница* в г. Плесе, имеющая портретное сходство с Кувшинниковой
  • источник

Слева – Софья Кувшинникова. Фото. Справа – И. Левитан. *Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой*, 1888После 1894 г. Левитан и Кувшинникова больше не виделись, но Софья Петровна всегда вспоминала о нем с теплотой и благодарностью. А отношения между друзьями удалось наладить. Помирить Чехова и Левитана смогла писательница Т. Щепкина-Куперник, которая устроила им встречу и заставила подать друг другу руки.Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! 🙂

Источник: https://nilllok.livejournal.com/955141.html

Почему художник Левитан хотел вызвать на дуэль писателя Чехова

Судьбы живописца Исаака Ильича Левитана и писателя Антона Павловича Чехова были во многом схожи. Оба были выходцами из небогатых семей, в детстве и юности довелось испытать немало трудностей, своим трудом добиться всенародного признания и уйти из жизни в молодом возрасте. На момент смерти Левитану было неполных 40 лет, а Чехову — 44. У них даже совпадал год рождения — 1860. В юности приехали в Москву из провинции, Чехов из Таганрога, а Левитан — из Сувалкской губернии. В Москве они и познакомились в конце семидесятых годов девятнадцатого века. В печати только начинали появляться небольшие юмористические рассказы «Антоши Чехонте», а Левитан был студентом Московского училища живописи. Там он и познакомился с Николаем Чеховым, а затем и с его братом — Антоном.

Левитан часто выезжал вместе с семьей Чеховых в подмосковное имение Бабкино, став для них близким человеком. Какзалось бы, с Антоном у них сложилась крепкая дружба на всю жизнь, но в 1892 году между друзьями, но в 1892 году между ними пробежала «черная кошка». Дело едва не дошло, по инициативе Левитана, до дуэли.

А началось все с того, что в ноябре 1891 года Антон Павлович завершил работу над рассказом «Попрыгунья», который был опубликован в январе следующего года в журнале «Север». Сюжет незатейлив: молодая красавица Ольга, жена талантливого врача, вдруг увлеклась художником Рябовским. Но, вскоре после публикации рассказа в печати, в адрес Левитана вдруг начали поступать язвительные шутки.

Оказалось, что в то же время у живописца был роман с Софьей Петровной Кувшинниковой. По «счастливому совпадению», ее муж, как и в произведении Чехова, был врачом. Сама Софья Петровна брала уроки живописи у Левитана и отправлялась с ним в путешествие по Волге.

Правда, реальные герои существенно отличались от литературных персонажей. Чеховской Ольге было лишь 22 года, а Софья Петровна Кувшинникова была почти вдвое старше. А сам Левитан был младше кувшинниковой на 10 лет. Но, все читатели, знавшие Левитана и Софью, в один голос уверяли — этот рассказ основан на реальных событиях. И прототипы хорошо известны.

Михаил Чехов, младший брат писателя, вспоминал, что Софья Кувшинникова была далеко не красавица, но умела привлекать к себе мужчин. Обладала хорошим вкусом и могла придать уют и красоту даже самому унылому жилищу.

Сам Антон Павлович какую-либо связь между вымышленными и реальными героями отрицал, огорчаясь, что далеко не молодая женщина вдруг узнала себя в двадцатилетней красавице.

Единственное сходство, утверждал Чехов, что муж врач, а любовник — художник.

Тем не менее, Исаак Левитан был в ярости, и заявил, что он намерен вызвать своего бывшего друга на дуэль. С большим трудом друзьям и знакомым удалось отговорить его от такого опрометчивого шаг. Но, отношения между Чеховым и Левитаном были испорчены на несколько лет, а Софья Петровна больше с писателем не общалась.

Примирение между Антоном Чеховым и Исааком Левитаном состоялось только через три года. В это время Чехов жил в своем имении в подмосковном Мелихове, к нему в гости собиралась приехать писательница Татьяна Щепкина-Куперник. Перед поездкой она встретила Левитана, который признался, он сильно страдает из-за того, что от былой дружбы с Чеховым не осталось и следа.

Щепкина-Куперник решила выступить в роли посредника, предложив Левитану отправиться вместе с ней в Мелихово. Зимним вечером к дому Чехова подъехали сани, из которых, к удивлению Антона Павловича, вышел Левитан. они пожали друг другу руки, словно ничего между ними не произошло. Левитан уехал уже на следующий день, оставив записку, в которой сообщал, что он очень рад возобновлению отношений.

Между тем, Левитану оставалось недолго жить, после перенесенного тифа в 1896 году у него обострилось тяжелое заболевание — аневризма сердца. Весной 1897 года Чехов сообщил в одном из писем: «Выслушивал Левитана. Дело плохо». Как врач, Антон Павлович прекрасно понимал, что болезнь друга перешла в неизлечимую стадию.

В 1899 году Левитан, по настоянию врачей, уехал в Ялту, в надежде на то, что южный климат поможет в борьбе с болезнью. Но состояние его продолжало ухудшаться. Вернувшись обратно в Москву, он почти не выходил из дома. 4 августа 1900 года он умер. А через четыре года не стало и Чехова.

Примечательно, что Чехов так и не оставил никаких литературных воспоминаний о Левитане, хотя об этом его очень просил Сергей Дягилев, редактировавший журнал «Мир искусства». Возможно, Чехов просто не хотел возвращаться к тем событиям, которые едва не привели к полному разрыву отношений между ним и Левитаном, а, без упоминания об этих событиях, мемуары были бы не полными.

В 2010 году в городе Плесе, где так любил бывать Исаак Левитан, была установлена скульптура «Дачница», изображающая женщину, сидящую на скамейке на берегу Волги. Как только скульптура была установлена, многие стали уверять, что эта женщина имеет явное сходство с Софьей Петровной Кувшинниковой.

Источник: https://love.funnycucaracha.ru/pochemu-hudozhnik-levitan-hotel-vyzvat-na-duel-pisatelya-chehova/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector