Зачем беременные женщины на руси носили чеснок за пазухой

Основным занятием женщин на Руси было ведение хозяйства и рождение детей. И отношение к женщине, носящей ребёнка, было особенным и было подчинено множеству суеверий.

На Руси считали, что беременная женщина пребывает на границе двух миров: мира душ и мира живых людей. Во время своего интересного положения будущая мать находилась под покровительством богов. Поэтому с беременностью и родами было связано множество примет.

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухойБог Род

Наши предки считали, что в младенцев, находящихся под сердцем матери, вселяются души почивших людей. В верованиях многих славянских племён бытовало убеждение, что души совершают круг перерождения. Таким образом душа предка оказывалась в своём потомке, продолжая земной путь. И беременная женщина находилась под покровительством божественных Предков-Прародителей и языческих богов.

Будущим матерям покровительствовал бог Род, отвечающий за заботу о семье и браке. Были и богини, защищающие рожениц и матерей, — Макошь, Лада и Леля. Молясь им, женщины просили дать ребёнка и дать возможность благополучно его выносить.

Одежда беременных украшалась вышивкой со знаками этих богинь. Считалось, что таким образом они могли помочь будущей матери. Со временем славянские боги и богини уступили место христианским.

Роженицам и матерям стала покровительствовать Богородица.

Поверья, связанные с беременностью

Ещё в давние времена наши предки понимали, что одним покровительством богов забота о беременных женщинах не кончается. К ним относились весьма уважительно.

Будущую мать нельзя было оскорблять или ругать, так можно было навлечь на себя гнев богов. На саму женщину тоже накладывались некоторые ограничения. Ей тоже нельзя было браниться и ссориться, особенно с родственниками.

Не могла она и воровать, лгать и находиться рядом с калеками и больными. Впрочем, не только рядом с ними.

Беременная женщина не должна была присутствовать на похоронах. Считалось, что её саму и её будущее дитя могли сглазить. А на именины или свадьбы беременных звали с удовольствием. Если мать радовалась и веселилась, то и ребёнок был счастлив вместе с ней — так считали наши предки. А ещё существовало множество примет, связанных с женщинами в положении.

Беременность одной женщины — удача для других

Согласно древним приметам, встреча с беременной сулила неслыханную удачу. Часто «тяжёлую» женщину приглашали в сад и просили угоститься яблоком прямо с дерева.

Считалось, что таким образом сад будет обеспечен обильным урожаем. А во время засухи будущих матерей обливали водой, чтобы и на землю пролилась влага.

Но не только эти приметы сулили счастливую жизнь для людей, общающихся с беременной.

Молодые жёны и вековухи — старые девы без детей — приходили в избу к беременной женщине и приносили ей подарки. Хлеб дарили в надежде на то, что на бездетных молодух и вековух снизойдёт благословение богов. Вообще беременной нельзя было отказывать в подарках и исполнении капризов.

Наши предки думали, что через мать говорит её ребёнок, а желания ребёнка должны были исполняться. Во время беременности женщины получали лучший кусок с общего блюда первыми, а не последними. Будущим матерям не сообщали плохие новости и старались не пугать их.

Впрочем, существовали и ограничения в быту и общественной жизни, которым беременные должны были следовать сами.

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой«Новое знакомство». К. Лемох

Чего нельзя было делать женщине в положении в Древней Руси

Будущих матерей старались оградить от тяжёлой работы. Наши предки, несмотря на низкий уровень медицины, понимали, что чрезмерная нагрузка опасна. Поэтому беременная не должна была поднимать тяжести или ухаживать за скотиной. Но совсем без дела она тоже сидеть не могла, некоторая физическая нагрузка всё равно присутствовала.

«Брюхатые бабы» мыли полы, собирали грибы и ягоды, а также стирали. Только делалось всё это в меньшем объёме по сравнению с обычным положением. Однако вскоре после родов женщина должна была вернуться к исполнению своих обязанностей по хозяйству. Но пока она носила ребёнка, ей разрешалось отдохнуть.

Только, к сожалению, не везде и не всегда.

Беременной строжайше было запрещено сидеть на пороге. Считалось, что порог — это черта, разделяющая мир мёртвых и мир живых. Поэтому, чтобы ребёнок родился здоровым, долго оставаться на пороге будущая мама не могла.

Не могла она и заниматься рукоделием в определённые дни, например, в Макошин день и по пятницам. Таким образом беременная могла потерять благословение богинь и даже самого ребёнка. А ещё она не могла отказать никому, кто пришёл попросить прощения за прошлые обиды.

Более того, будущая мать сама должна была попросить прощения у всех обиженных ею.

Как только женщина разрешалась от бремени, отношение к ней становилось прежним. До той поры, пока она снова не беременела. А поскольку в русских семьях десяток детей был не редкостью, то большую часть жизни женщины пользовались своим положением и отдыхали, вынашивая будущее потомство.

 Нетрадиционные браки на Руси

Источник: https://www.factroom.ru/rossiya/kak-na-rusi-otnosilis-k-beremennym-zhenshchinam

Народные приметы и суеверия про чеснок

  • Facebook
  • Мой мир
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Google+

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухойИздавна чесноку приписывались магические свойства. Считается, что эта острая пряность защищает от злобных духов, ведьм и нечистой силы. А кровопийцам-вампирам преодолеть преграду из чеснока попросту «не по клыкам». Еще наши бабушки активно использовали чеснок ритуалах, очищая с его помощью пространство и оберегая дом от негативной энергии.

Как применять чеснок в амулетах и оберегах, и какие приметы бытуют в народе?

Наши предки носили на груди чесночную головку, нанизанную на бечевку, для охранения от ранений в кровопролитных боях. А древние моряки развешивали на корабельной палубе косы из «короля пряностей» для привлечения богатого улова и гарантии возвращения в родной дом в целости.

Хороший урожай чесночных луковиц – гарантия обильного урожая ржи. Эти две культуры не только мощно плодоносят при одинаковых климатических условиях. Согласно легендам, острый чеснок отгоняет от полей нечистую силу, благодаря чему рожь колосится в полный рост.

  1. Перед походом в церковь мама должна разжевать дольку чеснока и подуть на ребеночка, тем самым защитив младенца от дурного глаза и наведения порчи.
  2. Дабы уберечь невесту от чародейства и атаки лукавого, близкая родственника брачующейся (мать, сестра, дочь) завязывает в натуральную ткань чесночную луковицу и незаметно подкладывает ее в карман будущей жены.
  3. Подвешивая чесночные косы в сенях (в современных условиях – в коридоре, недалеко от входной двери), вы не допускаете проникновение в жилище темных сил и отрицательной энергетики посетителей (гостей).

Если каждую ночь вам слышится шорох из угла, положите туда на трое суток целую неиспорченную головку чеснока. Не забудьте, потом выкинуть луковичку, отпугнувшую нечисть, но впитавшую в себя опасную энергетику, в реку или закопать подальше от дома под дубом.

Для изготовления амулета, привлекающего к человеку удачу, используют мешочек из белой ткани, в который закладывают веточку ароматной петрушки и 1 зубок чеснока. Такой оберег окунают в святую воду, высушивают и носят в кармане одежды или держат в изголовье кровати.

Для улучшении сна детям под подушку кладут зубок чеснока. Если человека одолевают ночные кошмары, то изголовье кровати следует украсить косой из 7 чесночных луковиц.

Чтобы защититься от желтухи (гепатита) в течение тринадцати суток на шее носят ожерелье из тринадцати долек чеснока. Этот же рецепт эффективен против кишечных гельминтов.

Как утверждали наши далекие прародители, ношение на шее чесночных бус существенно обостряет восприимчивость к сексуальным играм и стимулирует чувственное наслаждение.Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой

Ношение в кармане дольки чеснока спасет от сглаза. Человек с дурными намерениями и черными помыслами попросту не сможет сконцентрироваться на источнике темных сил, отвлекаемый на неуловимый, но весьма действенный запах пряности.

Человек, поевший чеснока, не только излучает мощный запах, но и отпугивает болезнетворные микроорганизмы и негативную энергию. Вот почему так полезно трапезничать с чесноком.

Не потеряло актуальности применение чеснока до сих пор. Современная наука доказала эффективность луковой культуры в профилактике простудных заболеваний. Для
предотвращения заражения ОРВИ чеснок не только добавляют в пищу, но и носят на щее в виде бус.

Выделяемые в воздух фитонциды создают невидимый барьер для вездесущих вирусов, микробов и бактерий. Оригинальная методика применения бус из чеснока описана здесь. Однако не стоит игнорировать и прочие профилактические меры против гриппа.

Возьмите на вооружение советы наших предков, поделитесь заинтересовавшей вас информацией с друзьями в соц сетях и будьте всегда благополучны с чесноком!

Источник: https://chesnochny.ru/publ/narodnye-primety-i-sueveriya-pro-chesnok

Как относились к беременным на руси

Наши предки не читали книг о перинатальном воспитании, не посещали курсов для будущих мам и пап. Однако прекрасно знали, что находящий в утробе ребёнок чувствует и понимает все, что происходит с его мамой. Поэтому для беременной женщины и для окружающих ее людей существовал целый свод правил, которые неукоснительно соблюдались.

Будущей матери запрещалось пить спиртное, лгать, воровать, гневаться и ругаться, присутствовать на похоронах, смотреть на тяжелобольных, калек и нищих. Если беременная женщина подавала милостыню, ей предписывалось при этом смотреть в сторону и закрывать лицо головным платком.

Вообще присутствие беременной женщины при большом скоплении людей, по какому бы поводу – праздничному или трагическому – они ни собрались, было нежелательным. Считалось, что ее саму или нерожденное дитя могут сглазить. Однако участие в веселых семейных празднованиях приветствовалось, дабы дитя возрадовалось.

Наши предки верили, что когда мать радуется и веселится со своей семьей, у ребенка устанавливается связь с родными, формируется веселый и добрый нрав, щедрость и гостеприимство.

После крещения Руси возникло поверье, что беременная должна совершать угодные господу дела, так как это обеспечивает ребенку от рождения до крещения, когда он самый беспомощный перед злым глазом и словом, божественную защиту. До принятия христианства беременная женщина считалась находящейся под покровительством славянских богов, особенно Макоши. Беременную полагали любимицей богов, сыскавшей себе их благословение.

Ее приглашали в сад угоститься яблоками. Верили, что если будущая мать сорвет и съест яблоко с яблони, плодоносящей впервые, то дерево каждый год будет давать обильный урожай.

Если была засуха, то во время молитвы Богам о дожде обливали водой беременную женщину, дабы на землю с небес сошла благодатная влага и обеспечила хороший урожай.

Бездетные женщины и молодухи первого года замужества приносили беременной щедрые подарки и обязательно хлеб в надежде почерпнуть у нее силы, дающие возможность понести. Славяне верили, что в силах беременной делиться благословением богов, пославших ей дитя.

Семья, а особенно муж беременной, не должны были отказывать ей купить что-либо, подарить желанный подарок. За столом лучший кусок предлагался не главе семейства, как обычно, а «затяжелевшей» женщине. Запрещалось ругать, оскорблять беременную, особенно «за глаза».

Считалось, что это навлечет гнев богов на голову самого оскорбляющего и членов его семьи. Кроме того, это вызывало всеобщее осуждение и в некоторых случаях могло даже стать причиной изгнания. Нельзя было ссориться в присутствии беременной, употреблять бранные выражения, тем более затевать драку.

Великий грех перед богами – толкнуть или ударить беременную женщину. Недопустимо было обойти подарком беременную в праздник, не поднести ей угощение, заставить выполнять трудную или грязную домашнюю работу, связанную с поднятием тяжестей, уходом за скотиной, уборкой мусора. Беременной запрещалось вывешивать на веревку выстиранное белье, наклоняться за плодами, растущими в земле (репой, луком, морковью), чтобы дитя не тянулось ни в небо, ни в землю.

Надо сказать, что современная наука подтвердила справедливость этих поверий. Понятие тяжестей, физические перегрузки и грязная работа могут спровоцировать потерю ребенка или развитие осложнений в родах. То же самое можно сказать о приметах – не перешагивать через поваленные бурей деревья, не вылезать в окно… Строжайше запрещалось беременной сидеть на пороге избы.

Считалось, что порог разделяет не только жилье и двор, но и мир живых с миром мертвых. Потому, чтобы ребенок после рождения остался среди живых, мать не должна была останавливаться на пороге.

Читайте также:  Русские потомки чингисхана: кем они были

Запрещалось шить, ткать и прясть в пятницу и в Макошин день, потому что так можно было утратить благословение Богини, и она могла в наказание послать трудные роды, а то и отнять ребенка.

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой

Отсюда возникли более современные приметы – мать не должна сама готовить приданое ребенку, и до рождения для малыша ничего приобретать нельзя. С принятием христианства запрет заниматься рукоделием «сместился» на Святки и сплошные седмицы. Славяне верили, что нерожденный ребенок чувствует мысли не только матери, но и отца.

Потому отцу ребенка предписывалось в присутствии жены быть сдержанным в словах и выражениях, не гневаться и не таить обиды. Он должен был оберегать будущую мать от потрясений, не допускать, чтобы она видела драки, забой скота, диких зверей, иначе ребенок родится пугливым.

Если беременная плакала, ее необходимо было утешать, чтобы дитя не огорчилось.

Если же с ней делалась истерика, то считалось, что это душа ребенка беспокоится и может покинуть чрево матери, поэтому нужно было как можно скорее утешить будущую мать, поднести ей дар или лакомство. На Руси существовал обычай «прощеных дней».

За несколько месяцев до предполагаемых родов в дом к беременной приходили ее родственники и просили у нее прощения за явные и тайные обиды. Беременная должна была простить их и в свою очередь попросить у них прощения. Не простить беременную было большим грехом.

Прощение должно было быть даровано от души с обеих сторон, так как чья-либо непрощенная обида могла «связать» роды и не дать младенцу появиться на свет. Такие правила-ритуалы соблюдали вплоть до самых родов. День и час родов сохраняли в тайне.

После родов пол родившегося дитя и его имя не объявляли. Мария Руженская

Источник: https://mistika.temaretik.com/840450708206258658/kak-otnosilis-k-beremennym-na-rusi/

Почему беременная женщина на Руси считалась «нечистой»

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой

Древние славяне и жители средневековой Руси окружали множеством суеверий и домыслов все, что было связано с деторождением. Только девственница считалась абсолютно чистой и незапятнанной. Вступая в брак, женщина переходила в разряд грешниц.

Во время менструации и девица, и замужняя женщина считались грязными. Их не пускали в церковь, чтобы не выпачкали полы святого жилища менструальной кровью (нижнего белья под сарафанами на Руси не носили). Беременную тоже считали нечистою, но на это были свои причины.

Врата в иной мир

Древние славяне по причине медицинской безграмотности понятия не имели о механизме зачатия. Все, что происходило в утробе будущей матери, являлось для жителей древней и средневековой Руси тайной за семью печатями. Естественно, эта великая тайна обросла огромным количеством суеверий.

Славяне считали, что утроба беременной представляет собой нечто вроде портала в другой мир. В ней младенец находится во тьме и в небытии. Он не мертв, но еще и не жив, потому что не родился на свет, как все живые люди. Такое «подвешенное» состояние было очень опасным и не всегда приводило к благополучному исходу.

Из-за тяжелых условий жизни, труда и отсутствия квалифицированной акушерской помощи малыши довольно часто гибли еще в материнской утробе. Это могло не только стать причиной заражения крови и привести к гибели женщины, но еще и попахивало какой-то дьявольщиной.

По представлениям славян, нерожденный и некрещеный младенец из тьмы и небытия материнской утробы переходил в таких случаях в мир потусторонний. Не успев родиться, он оказывался там, где обитали после смерти его предки. Все эти процессы и представления привели к тому, что беременная на Руси считалась существом нечистым и даже в какой-то мере опасным.

Беременным приписывались почти сверхъестественные способности. До сих пор сохранилось представление о том, что стоит отказать в чем-либо беременной даме, как в доме заведутся крысы.

40 дней

Интересно, что беременная женщина считалась нечистой не весь период беременности, а в последние 40 дней перед родами. Будущей матери в это время было запрещено готовить пищу для членов семьи. 40-дневный срок был избран не случайно. Именно столько дней после смерти душа скитается по земле, прежде чем окончательно отлететь в ад или рай.

40 дней перед родами были как бы зеркальным отражением этого процесса. В течение этого срока душа младенца готовится к переходу из небытия в земной мир. Процесс родов и считался этим переходом души из одного мира в другой. Затем портал как бы закрывался, и спустя 40 дней женщина опять обретала прежнюю чистоту.

На протяжении всей беременности и в течение 40 дней после родов женщине нельзя было посещать святой храм. В своей «нечистой» утробе будущая мать носила некрещеного младенца, присутствие которого в Божьем доме было нежелательным.

Также из-за своего особенного положения женщина была открыта разной нечисти и потому особенно беззащитна перед нею.

В многолюдном храме беременную могли сглазить, поэтому ей лучше было до самых родов обходить стороной любые общественные места. После рождения малыша материнское чрево очищается 40 дней.

Только после этого женщина должна была прийти в храм, чтобы батюшка прочел над ней особую очистительную молитву.

источник

Источник: http://vyshen.ru/pochemu-beremennaya-zhenshhina-na-rusi-schitalas-nechistoj/

Обереги материнства на Руси

Мудрые люди сказывают, что, когда ребенок появляется на свет, то между темными и светлыми силами тут же начинается война за его душу, а потому наши предки всячески оберегали своих чад от злого влияния с помощью защитных оберегов, заговоров и обрядов.

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой

Беременные женщины придерживались целого свода правил для того, чтобы ребенок в материнском чреве развивался благополучно и чтобы роды прошли успешнее. Часть этих правил была утеряна, другая же превратилась в «бабушкины» суеверия, которым сегодня следуют очень немногие.

В древние же времена обережные свойства приписывали и растениям, и многим предметам обихода. Известно, что особенно ценились за свою силу и способность помогать беременным женщинам чеснок, девясил и верба, которые носили, подвешенные на пояс.

Существовала также традиция носить на шее мешочек с дубовой корой, истертой в порошок — тогда и ребеночек становился таким же крепким и могучим, как дуб.

Ореховую скорлупу, которую мать носила как оберег во время беременности впоследствии завязывали в уголочек первой пеленочки, и, если на свет появлялась девочка, то это пеленочка хранилась у нее всю жизнь, пока она сама не становилась матерью.

О моменте наступления родов оповещали только самых близких родственников. Пока супруг роженицы отправлялся за повивальной бабкой, женщину готовили к предстоящему событию — расплетались косы, снимались кольца, расстегивались все застежки, развязывались узлы, причем не только на одежде, но и по всему дому.

Ничто не должно было мешать свободному току энергии. Славяне верили, что это помогает ребенку появиться на свет. Повитуха, приняв ребенка, перерезала ему пуповину и завязывала ее красной, желательно шерстяной, нитью.

С пуповиной также связано множество поверий, ведь она, поддерживающая жизнь дитя до рождения, по мнению наших предков, была связана и со всей его дальнейшей судьбой. В славянских землях пуповину сушили на фруктовом дереве, а после прятали в сундуке, завязанную в тряпичный узелок.

Мать хранила пуповины своих детей, и если они ссорились, то она перевязывала их несколькими узлами для того, чтобы братья и сестры жили в дружбе.

Для защиты только что появившегося человечка использовали веревочки и тесемки красного цвета. Красный цвет — цвет огня у большинства народов считался обережным и обладающим защитными качествами.

Считали также, что он, благодаря своей яркости, отвлекает на себя внимание темных сущностей, не давая им приблизиться к ребенку.

И по сей день можно увидеть на пухлой детской ручонке красную ниточку — оберег сохранил свою силу и в наши дни.

Источник: https://masterveda.ru/vsie_zapisi/oberegi-materinstva-na-rusi.html

Зачем беременные женщины на Руси носили чеснок за пазухой

Чеснок, называемый на Руси вонючей розой, был завезен в страну из Византии в IX веке и быстро завоевал народную любовь. К XVIII веку этот представитель семейства луковых относился к числу наиболее используемых растений, которому нашлось применение не только на кухне, но в народной обрядовой культуре.

Пахучая кухня

Чеснок в русской кулинарии использовался со времен его появления на просторах Древней Руси. Это пахучее травянистое растение стремительно превратилось в незаменимый ингредиент практически каждого холодного и горячего русского блюда, что вызывало недоумение у многих иностранных послов и гостей.

Зачастую им приходилось отказываться от множества необычных яств, поскольку передозировка чесноком отрицательно сказывалась на их самочувствии.

Кроме того, их шокировал резкий запах, источаемый этим присутствовавшим во всех кушаньях овощем, который зажиточные люди, по непонятной для заграничных персон причине, вставляли себе в ухо.

В свою очередь простолюдины со времен правления Владимира Мономаха ели традиционный крестьянский «бутерброд», представлявший собой ломоть черного хлеба с хорошо посоленным чесноком.

Экзотические напитки

Со стародавних пор славяне добавляли чеснок не только в еду, но и в пиво, вино и квас. Чисто русским изобретением являются чесночные настойки, которые призваны не только укрепить здоровье человека, но и имитировать у него эффект опьянения, лишенного отрицательных побочных действий, вызываемых привычным алкоголем.

В XIX веке в Российской империи пользовался большим спросом полугар — алкогольный напиток крепостью 38,5%. Это традиционное русское хлебное вино всегда было прозрачным, но в зависимости от пищевых добавок оставляло разное послевкусие. Одним из самых экстравагантных был вариант, настоянный на перце и чесноке, который совмещал в себе жгучий привкус и сильный аромат.

Русский пенициллин

На Руси, как в других уголках мира, чеснок был универсальным снадобьем от всех болезней, но на западе странным образом чесночную терапию считали исключительно русской выдумкой.

Доказательством этого служит выдержка из статьи одной американской газеты, в которой зафиксировано, что «Чесночное масло — хорошее средство от зараженных ран. Эти сведения дошли до нас из далекой страны — России».

О дезинфицирующих, отхаркивающих, противоцинготных, мочегонных и прочих медикаментозных свойствах чеснока имелись заметки еще в древнерусских травниках.

Согласно старинным текстам, это средство народной медицины было эффективным при укусах насекомых, выведении бородавок, мочекаменной болезни, облысении, бессоннице, ангине, подагре, расстройствах пищеварительной системы, гипертонии.

Из кашицы чеснока рекомендовалось делать горчичники, накладываемые на висок при головной боли, а дольки использовали при борьбе с глистами, для чего их вводили в прямую кишку.

На антимикробные свойства чеснока полагалось не одно поколение военных медиков России, а во времена Великой Отечественной войны он и вовсе стал именоваться «русским пенициллином».

Оберег

С момента знакомства русских с чесноком ему из-за устойчивого аромата и жгучего вкуса приписывали мощные магические свойства. В народном сознании прочно укоренилось мнение, что этот пряный овощ способен отогнать от человека нечистую силу и помочь в схватке с дьяволом.

В старину, чтобы уберечься от сглаза, люди держали в кармане надкусанный зубчик чеснока, который, чернея, собирал в себя всю негативную энергию.

Читайте также:  Левират: в чем секрет странного чукотского семейного обряда

Перья чеснока вместе с лентами и цветами принято было вплетать в косу невесты, в свою очередь жених был обязан запрятать их в свою обувь.

Беременным рекомендовалось весь срок носить чеснок за пазухой или вшивать его в одежду, а роженицы могли расстаться с этим растительным оберегом после сорокового дня.

Чтобы обезопасить младенца, чеснок вешали ему на запястье и над кроваткой, чесночной кашицей натирали его грудь и ступни.

Перед крещением мать новорожденного разжевывала чеснок и дышала на дитя, а вынося его на улицу, прятала зубчики в его одежду.

Привычным атрибутом русской избы была гирлянда из высушенного чеснока, которую вешали на кухне, над окнами и дверью, чтобы она охраняла домашний очаг от козней злых духов. Зачастую подобные бусы украшали шею коров и лошадей, оберегая их от хворей и порчи.

Праздники

Чеснок на Руси использовался как в языческой, так и христианской традиции. Он был одним из элементов культа бога солнца — Хорса, активно использовался на празднике Ивана Купалы, а также служил обязательным атрибутом Сочельника.

В книге «Энциклопедия русских примет» описано магическое свойство чеснока, который необходимо было посадить в зарытом в землю сыром освященном яйце. Если в полночь на Ивана Купала взращенное таким странным образом растение расцветало, то, сорвав его и вплетя в венок, человек мог творить волшебство без боязни контактировать со злыми духами и даже поработить их, заставив служить своим целям.

В Сочельник на праздничном столе должно было лежать столько чеснока, сколько человек насчитывала семья. Кроме того, его обязательно добавляли в традиционный рождественский хлеб. Многие мужчины не посещали рождественскую службу в церкви без заложенного за щеку зубчика чеснока, который помогал им выявлять затесавшихся среди прихожан ведьм.

По поверьям, та женщина, на голове которой жующий чеснок молодец увидит подойник и молоко, является посланницей нечистой силы.

К слову, некоторым мужчинам удавалось «разоблачить» ведьм, но современные исследователи отвергают всякую мистику, поскольку давно выяснили, что рассасывание чеснока способно вызвать галлюцинации, так что привидеться им могло все что угодно.

Много ритуалов с чесноком проводилось в первую субботу Великого поста, когда крестьяне с целью оградить скот от падежа и подстегнуть хороший приплод смазывали этим растением грудину и шею крупных домашних животных. Кроме того, в этот день для животных пекли особый хлебец в форме подковы, гвоздями для которой служили зубчики чеснока.

Железный «чеснок»

С XIII века в России появилась новая разновидность чеснока — железная. Представлял он собой коварное металлическое приспособление наподобие современных заградительных ежей.

Этот «чеснок», состоявший из соединенных четырех штырей, отдаленно напоминал звездочку, которая вонзалась в ногу вражеского коня, останавливая наступление конницы. Такие чесночные поля высаживались русской армией вплоть до XX века, утратив свое стратегическое значение с исчезновением кавалерии.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/214606280

Славянские приметы, связанные с беременностью и родами

Решила поделиться с вами некоторыми приметами, которые очень популярны, и большинство девушек о них слышали, кто-то к ним прислушивается, а кто-то нет.

У каждого своя точка зрения, и каждый волен выбирать — верить в эти приметы или нет. Дело в том, что говорят мол, «нельзя стрич волосы» или «родился в рубашке» или «нельзя приданое заранее покупать» и тд.

А почему так говорят? И откуда взялись такие поверия? Почему нельзя-то?

Беременной перед родами стричь волосы нельзя: ребенок может родиться мертвым.(причем, замечаю, «перед родами», а не на протяжении всей беременности)

— Считалось, что именно в волосах сокрыта жизненная сила человека. С волосами связано большое число запретов: их нельзя, вычесав, бросать на ветер; стричь, мыть и расчесывать волосы позволялось только в определенные, строго оговоренные дни.

Ребенка до года категорически не рекомендовалось даже причесывать — не только стричь (лишь при крещении выстригалась прядка волос, для закладывания в воск). Расстаться с волосами — уменьшить свои жизненные силы, укоротить свою жизнь или, самое малое, лишить себя достатка. В некоторых местах считается, что если ребенка до семилетнего возраста стригут, то ему «ум выстригают».

С волосами связаны и все основные обряды: крещение (закатывание прядки во-лос в воск), свадьба (коса невесты), погребение (распускание волос вдовою) и т. д. Волосы воспринимались как часть человека, способная его «заместить». То есть, имея при себе чьи-то волосы, можно влиять на этого человека.

Поэтому нередко матери носят на груди в особом медальоне локоны своих детей, равно как и возлюбленные — волосы своих половин. Эффектом «замещения» объясняется и вера в то, что любой колдун, имея волосы человека, сможет навредить ему, навести порчу. Поэтому не рекомендуется остриженные волосы оставлять на виду (что, кстати, и для чистоты хорошо).

Что касается запрета стричь волосы беременной, то он может уходить своими корнями в глубокую древность, когда волосы частично спасали от холода. (На самом деле в волосах заключается очень большая сила. Это своебразный оберег девушки. Есть много тому доказательств. Верю этой примете и подстригаться не буду :))

Нельзя зарисовывать облик беременной (а значит, и фотографироваться): ребенок может мертвым родиться.

— Это суеверие вряд ли имеет под собою реальные основания. Появилось оно, вероятнее всего, под влиянием «эффекта двойников»: мол, если ребенок запечатлен еще до рождения, значит, его развитие остановилось, как на портрете (на снимке). (Научного обоснования нет, да и звучит как-то несерьезно. Я не верю.)

Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок уродом будет.

— Эта примета имеет под собою все основания. То, к чему народ пришел путем многовековых наблюдений, сейчас доказано медициной. Действительно, находясь еще в материнской утробе, ребенок чутко реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери.

По-этому будущим мамам рекомендуется почаще смотреть на что-либо красивое, эстетически привлекательное, испытывать побольше положительных эмоций. Это сказывается не только на характере, но и на внешности будущего ребенка. Размышления об этом есть еще у Плиния.

Сейчас их можно встретить в любом пособии для будущей матери. (Научно доказанный факт, подтвержденный многочисленными опятами ученых. Когда девушка во время беременности смотрит только на все прекрасное, то у нее рождается здоровый и необычно красивый ребенок.

Если несколько часов в день смотреть на очень красивый портрет, то и ребенок может родиться похожим на него!)

Беременная не должна ничего шить, резать и латать, особенно во время Святок и в Семицкую неделю.

-У ребенка либо «заплата» на щеке будет (родимое пятно), либо ему путь в этот мир будет «зашит». Если, не дай Бог, беременная уколется или поранит себя, она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это сказывается на состоянии ребенка.

В рубашке родился — счастливый.

-Имеется в виду маточная «рубашка». Если после родов она оказалась неповрежденной, то это — свидетельство счастливой судьбы новорожденного. «Рубашку» эту потом берегли и носили на шее в специальной ладанке.

  • Пустую колыбель нельзя качать.
  • -Запрет основан на том же, что и запрет зарисовывать беременную: если качаешь колыбель, то она уже, получается, занята, и места будущему ребенку в ней нет.
  • Сама беременная не должна ребенку приданое готовить, не то он мертвым родится.

— Частично это можно объяснить верой в «двойников». Мол, если одежда уже готова, то и ребенок должен быть в ней, а не отдельно. Но не менее реально иное пояснение: беременной и так трудно, а тут надо заниматься приданым — шить, выбирать. Приданое готовить можно и нужно, но заниматься этим должен кто-нибудь из членов семьи, а не сама будущая мать.

О дне и часе родов чужим нельзя говорить.

— Более того, стараются скрывать это даже от родственников, сообщая им уже о свершившемся факте. Это связано с тем, что роженица может мучиться, не повлияет ли каждый, кто знает о родах, на их исход. В это время нередко специально отвлекают домочадцев и соседей, найдя им какую-либо работу. Основную роль играет в данном случае боязнь сглаза.

(Лично я никому не говорю дату родов, а говорю на месяц дальше для того, что бы меня не задолбали звонками и не разоравли телефон и мозг вопросами «ну что?? родила уже???» А вдруг дите на пару дней задержится, так к переживаниям еще и нервотрепка от окружающих и любопытных добавится. Вот рожу, тогда всех поставлю в исвестность.

🙂 )

На одежде родильницы не должно быть узлов. Если коса заплетена, ее надо расплести.

— Это связано с представлением о природе узла. Считается, что узел завязывает ребенку выход в мир. По той же причине беременная не должна иметь дел с веревками (здесь прямая ассоциация с пуповиной, которая может задушить ребенка) и наматывать нитки. В то же время среди мистических оберегов, которые носят беременные женщины, — пучки пряжи, красные нитки и т.д.

(все — не заплетенное в узлы). Возможно, эта примета уходит своими корнями в давнюю старину, когда на Руси существовало узелковое письмо, — им пользовались волхвы и сказители, вывязывая нити в своего рода иероглифы (отсюда старинные выражения: «плетение словес», «наплел с три короба»).

Таким образом, узел мог обозначать какой-либо словесный знак, возможно, и неблагоприятный.

До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним — не то сглазят.

— Кроме опасности сглаза, это связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель — это сорок два дня. Считается, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма; значит, на мистическом уровне, она не может в это время защитить младенца.

На сороковой день женщина приносит ребенка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получает возможность причаститься.(Я бы добавила что в первые дни у новорожденного совсем слабенький иммунитет, и не желателен какой-либо контакт с какими-то гостями.

Могут какую угодно заразу притащить, сами того не зная.)

Нельзя ничего вешать над колыбелью — ребенок не уснет.

— Считается, что во время сна ребенка оберегает Ангел-хранитель (в прочее время он тоже находится рядом, за правым плечом). Развешивая что-либо над колыбелью можно закрыть младенца от его Ангела. Кроме мистического, есть и реальный смысл в этом запрете: здоровому сну помогает свежий воздух, поэтому не следует ограничивать его доступ.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/dzuditbek/229233

Материнство в Древней Руси: как жили беременные женщины 150 лет назад

Мы выяснили и хотим поделиться с вами о том, как готовились к материнству во второй половине XIX века в центральных и северных губерниях России.

Наши предки верили, что благополучный исход беременности и даже будущий характер ребенка зависят от поведения матери до зачатия, ее «морального облика». Дело в том, что половые отношения в браке на Руси были регламентированы рядом правил и запретов. В некоторые дни и ночи супругам вообще запрещалась близость.

Читайте также:  «рассыпанные колонны»: как русские научили воевать европейцев

Узнать, греховным было зачатие или «чистым», было просто. Считалось, что если ребенок был зачат в воскресенье или в день, когда следует соблюдать пост, то и родится он в воскресенье или в постный день.

Наши предки верили, что ребенок получает душу или в момент зачатия, или в утробе матери. Об этом записано: «Хоть до света не допущен, а в утробе-то живет, пока мать жива» (Рязанская губерния). Мужья избегали близости с женами во второй половине беременности, ведь считалось, что к этому времени ангел уже принес младенцу душу.

Вся ответственность за соблюдение запретов лежала на женщине. Только она считалась нечистой в день после зачатия. Ей не разрешалось заходить в церковь или зажигать лампаду, а вот выполнять работу по дому – пожалуйста.

В разных семьях отношение к беременным складывалось по-разному. Кое-где считалось, что отказать в просьбе будущей маме – грех, потому что ее просьба – это желание безгрешного младенца.

Известны случаи, когда члены семьи не давали женщине в положении поднимать тяжести и вообще заниматься тяжелым трудом, выделяли ей лучшие порции за обедом, ради нее лишний раз ставили самовар и так далее.

Однако порой женщине приходилось трудиться буквально до дня родов, если она могла выполнять хоть какую-то работу. Чаще всего это зависело от зажиточности семьи. Далеко не все могли позволить себе лишиться пары рабочих рук на один или несколько месяцев.

Если мужчина уходил на заработки в город или на какое-то предприятие или промысел, женщина несла всю ответственность за хозяйство. Именно в таких ситуациях в летнее время и случались роды в поле или в лесу. Даже почувствовав первые схватки, женщины продолжали работать и далеко не всегда успевали дойти до дома.

Для защиты от порчи или козней нечистой силы будущим мамам следовало часто читать молитвы и креститься. Желательно было за время беременности причаститься хотя бы один раз – причем как можно ближе к родам.

Часто беременных сажали в печь и парили веником. Ведь считалось, что прогревание на последнем месяце поможет снять боли в спине и облегчит будущие роды.

До наших дней дошло немало запретов, которые надлежало соблюдать беременным. Нельзя было сидеть на камне – роды будут тяжелые, шагать через веревку – ребенок в пуповине запутается, шагать через коромысло – младенец будет горбатым.

Будущей маме нельзя смотреть на падаль, обмывать или целовать покойника и многое другое. Согласно поверьям, если мать нарушала такие запреты, ее ребенок был обречен часто болеть, мучиться от вшивости, изжоги, удушья и мог даже умереть.

Предполагаемый день родов определяли по первому шевелению младенца в утробе. От этого дня следовало отсчитать 20 недель. Однако точность таких вычислений была невелика: занятая работой, часто тяжелой, мать могла и пропустить первые слабые движения. К тому же не всегда крестьянки умели хорошо считать.

С шевелением ребенка связаны и другие поверья. Например, в Ярославской губернии верили: если в первый раз женщина почувствует шевеление в утробе во время кормления скотины, то будущему ребенку будет удача в скотоводстве. Если она в это момент будет стоять у реки, то у нее вырастет хороший рыболов. А если у беременной ребенок зашевелится на базаре, то из него получится знатный торговец.

Если родители хотели мальчика, то после зачатия женщина должна была лечь на правый бок, если девочку – на левый. Худое лицо, острый живот и выдающийся вперед правый бок беременной были указанием на то, что у нее родится мальчик. Полное лицо, широкий живот и выдающийся левый бок будущей мамы предсказывали девочку.

В Новгородской губернии верили, когда беременная почувствует первое движение ребенка, ей нужно взглянуть на мужчину или подумать о нем, и тогда родится мальчик.

Источник: https://www.999stories.com/interesno/materinstvo-v-drevnej-rusi-kak-zhili-beremennye-zhenshhiny-150-let-nazad/

Какие головные уборы были у славян и зачем

Головными уборами славянских мужчин издревле были шапки и клобуки. А вот разнообразие женских славянских головных уборов было огромное…И в каждой местности были свои традиционные женские головные уборы. Свои правила их ношения.

Самое распространенное — очелье (начельник, налобник, начелок, очелыш) – повязка на голову. Также этим словом называют часть головного убора, который прикрывает лоб (сорока, кокошник и т.д.). Очелье – вещь универсальная: его носят и мужчины, и женщины. Предназначений у очелья несколько: это и часть гардероба, и своего рода оберег.

Очелье как головной убор служит для закрепления волос. Его надевают, чтобы волосы не трепались, не лезли в глаза и не мешали. Также очелье защищает голову от перегрева или переохлаждения.

Кроме того, это изящное украшение, издавна полюбившееся девушкам. Разноцветные, расшитые узорами, очелья выглядят изысканно, а также этот замечательный головной убор не скрывает прекрасные волосы молодых красавиц.

Очелья встречаются и среди элементов церемониальной одежды: свадебной, похоронной или праздничной.

Одна из важнейших функций очелья – обережная. Древние славяне верили: если не защищать своё тело специальными символами и знаками, рано или поздно через уязвимые участки в тело человека могут проникнуть различные негативные сущности.

Под враждебными силами подразумевали выходцев из Нави, которые могут вызвать болезнь, подорвать физическое и психическое здоровье человека. Оберегались и от наветов недобрых колдунов, от порчи и злого глаза. Важно, чтобы был защищён каждый участок тела. Для защиты головы служило очелье.

Специальные обережные знаки и традиционные орнаменты, изображённые на нём, способны отвратить беду и привлечь удачу.

Известно, что очелья были широко распространены не только в древней Руси. По многочисленным историческим свидетельствам, подобными предметами гардероба пользовались скифы, римляне, американские индейцы и другие народы. Узкие ленты с обережным рисунком украшали бисером, кистями, бусами, височными кольцами, лунницами и подвесками-ряснами (вертикальные полосы-подвески).

Головные уборы мужчин

Простой славянский мужчина чаще всего ходил с не покрытой головой. Но и он мог носить валяные из шерсти, кожаные, меховые и даже плетенные из сосновых корешков шапки.

На фресках Софийского собора в Киеве мужчины (музыканты) изображены в колпаках с острым верхом. При раскопках археологами были найдены так и не пошитые заготовки из кожи для такого колпака. Два треугольника.

В знак уважения при встрече с человеком старшего возраста, со своими родителями, с людьми обремененными властью мужчина всегда снимал шапку.

Мужская шапка – бремя власти

Ученные в исследованиях княжеских грамот – завещаний обратили внимание, что шапка была привилегией славянских князей. Называли её клобук. Шили её полусферической формы из дорогих ярких тканей, а по краю обрамляли мехом. Шапка была символом власти и мужского достоинства.

Из истории нам известна шапка Мономаха. Головной убор, пошитый между тринадцатым и пятнадцатым веком. Остроконечной формы, край шапки отороченный соболем и украшен драгоценными камнями (рубины, изумруды, жемчуг). Шапка была символом власти. И надевали её на голову при венчании на царство.

Головные уборы славянских женщин

Головной убор женщины был у славян продолжением прически. Самая распространенная прическа у славянских женщин это длинные волосы, заплетенные в одну косу в девичестве и у замужних женщин волосы, заплетенные в две косы. Не замужняя чистая девушка могла и не покрывать голову, как говорили ходить с открытой макушкой.

Венок

Веночки на голову, славянские девушки надевали издревле. Венки плели из цветов. Девушки украшали ими голову на разных праздниках. Если праздники были летом, венок плели из живых цветов, листьев, веточек. Если в холодное время года цветочки и листочки для венка делали из ткани. Венок для девушки означал её чистоту и непорочность. Был защитой и оберегом от сглаза и нечистой силы.

Плели и специальные свадебные венки. И не редко свадебный венок надевали на шапку молодому жениху, тоже как оберег от всего плохого. Растения для венка жениха выбирали определенные. Это могла быть виноградная лоза, ветки самшита, барвинок, веточки калины, лавра, руты. Нередко вплетали в венок разные обереги. Это мог быть чеснок, перец, лук, красная шерстяная нить.

Форма венка символична – это круг. Символ брака, как кольцо.

  • Если девушка выходила, замуж потерявши невинность, ей надевали на голову пол венка, тем самым её облекали позором.
  • Выражение «пошли под венец» говорит о том, что люди связали себя узами брака.
  • Венками могли обмениваться на праздниках девушки и парни, тем самым говоря, что они нравятся друг другу.

На Руси был обычай, после праздника священной Троицы, девушки и парни гадали о предстоящем суженном или суженой, кидали венки на текущую воду, в речку, ручей. Если венок пристанет к берегу быть счастливому браку, если утонет, значит, не сложится.

Височные кольца или Усерязь — очень известные у древних славян предметы украшения, которые одновременно с этим являлись оберегами и амулетами. Разнообразия видов височных колец великое множество и найдено не меньше чем лунниц.

Височные кольца — это женские украшения, которые вплетались в волосы у висков. Часто их было по несколько штук, число доходило до шести и больше. Находят бронзовые, серебряные, золотые изделия.

Часто на колечки нанизывали бусины — янтарные, стеклянные, каменные, а один раз археологам попалась даже вишнёвая косточка.

Находят их практически по всему миру, начиная со слоёв времён бронзового века. Некоторые найдены даже при раскопках легендарной Трои. Но самое большое количество было обнаружено на территории древней Руси VIII-XII вв., поэтому именно славянам приписывают особый расцвет подобных украшений. Встречаются как в деревенских курганах, так и в крупных городах.

Кокошник

Кокошник является самым известным в мире, дошедшим до нашего времени, головным убором славянских женщин. Это головной убор, который надевали женщины на голову по праздникам. Он имеет форму округлого щита вокруг головы. Кокошники закреплялись вокруг головы с помощью ленты.

Но и могли быть пришиты к маленькой простеганной шапочке, которая крепилась на голове с помощью венца (металлического обруча). Шапочка называлась волосник и шилась из красивых дорогих материалов (атлас, бархат, парча). Украшен был кокошник бисером, искусственными цветами, вышивкой.

Богатые женщины носили кокошник расшитый золотыми нитями и драгоценными камнями.

Поверх кокошника славянские женщины могли надевать платок (убрус). Он закрывал плечи и закалывался под подбородком.

Сакральное значение кокошника не известно. Но есть предположение, что пошло от древнеславянского слова «кокуш», означающего наседку курицу или петуха.

Наметка

Наметка представляет собой кусок длинной, чаще всего белой ткани, который женщина обвивала вокруг головы, закрывая волосы. Способов обвивки наметки множество, у каждой местности был свой. Был способ обвивания наметки обрамлявшей не только волосы, но и лицо женщины. Длина, ширина ткани, способы её складывания в разных селениях были свои.

Еще мы не осветили такой головной убор как платок, но это отдельная тема..

источник

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/kakie-golovnye-ubory-byli-u-slavyan-i-zachem.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector