Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы Как надо стоять на молитве? 06.07.2018 13:04

Все христиане знают, что ко Причастию мы подходим скрестив руки на груди. Такое положение издревле означает осознание собственного недостоинства и состояние сокрушенного сердца. Скрещенные на груди руки означают выражение этого состояния. Очень характерный пример приводит древнегреческий историк Плутарх в своей книге «Сравнительные жизнеописания», рассказывая в главе «Лукулл» про армянского царя Тиграна:

«При нем находилось много царей на положении слуг … когда он ехал на коне, они бежали рядом в коротеньких хитонах, а когда сидел и занимался делами – становились по бокам, скрестив руки на груди.

Считалось, что эта поза наилучшим образом выражает полное признание своей рабской зависимости: принимавшие ее как бы отдавали в распоряжение господина вместе со своим телом и свою свободу и выражали готовность все снести, стерпеть без возражений».

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвыПрихожане нашего храма также уже знают, что на Шестопсалмии мы стоим тоже со скрещенными руками . Причем при такой позе пальцы рук не должны пребывать в праздности, но должны быть собраны в щепоть как бы для наложения крестного знамения. Аналогично нужны персты складывать при подходе ко Причастию, а также при целовании Евангелия и праздничной иконы на полиелее.

Если подробнее, то на полиелее, например на воскресном всенощном бдении перед целованием Евангелия, необходимо соблюсти следующий ритуал: до целования два поясных поклона с крестным знамением, произнося про себя запев празднику (например, «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»), затем перекрестившись, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы, сложенные как для крестного знамения, должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к иконе; после целования – один поясной поклон с крестным знамением.

В каком положении надо держать руки на Шестопсалмии, при подходе ко Причастию, при прикладывании к Евангелию и иконам мы разобрались, но куда девать руки в остальное время на богослужении?

Ответ таков: руки надо держать также скрестив на груди либо на животе. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Такая молитвенная поза означает, как мы писали выше, покорность, а также смирение херувимов, закрывающих пред Господом свой лик крыльями.

  • Возможны такие варианты скрещивания рук:
  • — скрестить руки на груди — больше связано с сердцем, сердечностью.
  • — скрестить руки на поясе — «уменьшенный» вариант, обозначающий, кроме прочего, целомудрие.

А вот некоторые свидетельствуют о том, что держать длительное время во время молитвы руки опущенными вдоль тела («по швам») неудобно, т.к. руки затекают.

Традиция скрещивать руки на молитве идет с востока. На древнем востоке до XX в. руки скрещенные на груди — это жест покорности («слушаю и повинуюсь»). Тема предстояния перед господином со скрещенными руками, очевидно, распространена и на молитву.

Старообрядцы руки скрещивают на груди во время молитвы также в связи с тем, что нечистым считается то, что расположено ниже пояса. У старообрядцев-безпоповцев если на молитве кому случится прикоснуться к чему-либо ниже пояса, необходимо помыть с молитвой руки. С необходимостью соблюдать руки в чистоте неоскверненными на молитве, также связано использование подручников.

В 866 году новообращенный в христианскую веру болгарский князь Борис послал обширный запрос в Рим, папе Николаю, по поводу обоснованности некоторых бытовых и церковных обычаев, вводимых у болгар греческими учителями.

В частности, по его словам, «греки заявляют, будто те, кто в церкви стоит не со скрещенными на груди руками, совершают величайший грех… греки запрещают принимать причастие, не подпоясавшись…

греки запрещают евнухам резать животных, так что, с их точки зрения, тот, кто поел мяса животных, забитых евнухами, совершил тяжкий грех… греки запрещают входить в церковь в тряпичной повязке…» (http://www.sedmitza.ru/lib/text/434793/) и т. д. Все это папа объявляет несущественным. Для нас, однако, важно зафиксировать существовавший в то время в Византии благочестивый обычай стоять в церкви со скрещенными на груди руками. Он нашел отражение и в некоторых византийских миниатюрах.

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвыЗачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы

Изображения святых со скрещенными на груди руками на византийских иконах и росписях — редкость. Так же и в более поздних письменных источниках о подобной молитвенной позе, кажется, ничего не говорится. Зато достаточное количество свидетельств существования этого обычая обнаруживается в допетровской Руси: по всей видимости, русские (в отличие от болгар?) оказались благодарными учениками.

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвыЗачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы

Одно из самых ранних упоминаний — в «Сказании о Мамаевом побоище» (XV в.), в связи с усердным молением русского князя: «Приспевшу же дни четвертку августа 27, на память святого отца Пимина Отходника, в той день въсхоте князь великий изыти противу безбожных татар.

И поим с собою брата своего князя Владимера Андреевича, и ста в церкви святыа Богородица пред образом господним, пригнув руце к персем своим, источник слез проливающи, моляся, и рече: «Господи Боже наш, Владыко страшный и крепкый, въистинну ты еси Царь Славы…».

В «Домострое» (XVII в.) сказано так: «В церкви же ей ни с кем не беседовать, молча стоять, пение слушать со вниманием и чтение святого Писания, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечными — к Богу».

Теперь Вы знаете как можно держать руки на молитве!

Источник: http://hram-kaluga.ru/publikacii/news_post/kak-nado-stoyat-na-molitve

Почему в церкви хочется плакать?

Храм — место, где человеку иногда хочется плакать, ибо там ему позволительно быть самим собой, раскрывать свою душу без боязни быть раненым со стороны.

Как часто люди плачут в церкви?

Как правило, слезы на глазах прихожан чаще всего можно увидеть во время похорон, печали, или от радости при венчании или крещении. В этих случаях все понятно, таким образом дается выход переполняемым эмоциям. Но как объяснить желание рыдать во время Литургии, молитвы или исповеди?

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвыЧеловек может плакать в церкви, когда испытывает покаяние за свои неблаговидные поступки, помыслы, слова

Христиан, которые впервые испытывают такие эмоции, волнует вопрос, хорошо это или плохо, слезы катятся по щекам по воле Господа или сатаны. Причины, вызывающие плач, а порой и рыдания в храме, у каждого человека индивидуальные.

Кто-то вдруг осознал величину дарованной благодати, а другой сравнил мир за храмовыми стенами с состоянием покоя во время общения с Богом, у кого-то горе, а иной получил ответ на молитву. В данном случае человек не может контролировать свои эмоции, все в храме во власти Творца.

Совет! Не стоит концентрировать внимание на желании рыдать, льются слезы, плачьте, ибо не стыдно обнажить душу и сердце перед Всевышним Творцом.

Плач в церковных стенах никогда не был плохим знаком, это проявление:

  • очищения;
  • раскаяния;
  • благодати;
  • радости;
  • покоя;
  • благодарности.

Умиротворяющие слезы

Общаясь с воцерковленными христианами, которые ведут праведный образ жизни, читают молитвенные правила, часто можно услышать, что они часто рыдают во время богослужений или домашних молитв, испытывая при этом особое чувство благоговения перед Творцом.

Каждый священник подтвердит, что святой плач, дарящий умиротворение и покой в сердце — это благодать, дарованная Богом через касание Духа Святого.

Наполниться особой радостью, вызывающей слезы, может только восприимчивый к Писанию человек, ибо Слово входит не только в умозаключения, оно касается христианской души, дарованной Богом. Только искренне верующие во Всевышнего люди с плачем реагируют на пение церковного хора или чтение проповеди, раскрывая при этом душу для касания Духа Святого.

Слезы раскаяния

Попадая в присутствие Всевышнего Бога, осознавая свою греховность и величину дарованной благодати — жизни вечной, человек мимо воли начинает плакать, раскаиваясь в своей грешной жизни.

Осознавая силу крови Иисуса, перенесенные Им страдания и смерть на кресте, и это  все ради каждого христианина, невольно человек начинает плакать, прося прошение за раннее непринятие и равнодушие к мучениям Спасителя.

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвыГлавная причина желания плакать в храме – это сильная вера в Господа

Не надо стыдиться плача в церкви, независимо мужчина вы или женщина. Не стоит обращать внимания на удивленные взгляды соседей в тот момент, когда сила раскаяния поставит на колени. Ибо в этот момент плачущий человек находится перед самим Богом, Отцом, Сыном и Святым Духом.

Читайте о поведении в храме:

Плакать в церкви плохо?

  • Некоторые христиане, у которых при каждом посещении храма начинают буквально рыдать, впадая в крайность, считают себя полными грешниками или людьми, над ними совершено проклятие, наведена порча или сглаз.
  • В этих случаях надо иметь особое чувствование, ибо касание Святого Духа, очищение всегда оставляет светлый след в душе, наполняя ее радостью и особым покоем.
  • Ощущая тревогу, самосожаление, страх, следует обратить за помощью к душепопечителю или священнику храма, чтобы он помог разобраться, чем вызван плач в храме.

Намного хуже, если пришедший в церковь человек не испытывает благоговения и страха Божьего, он пришел для показухи, ибо так творят многие, ибо сейчас модно быть православным с большим крестом на груди. Часто оказывается, что на шее крестик, а в душе нет веры.

Такие люди не рыдают во время богослужения или ангельского пения церковного хора. Они знают, как правильно все сделать, но при этом ощущается полная их духовная пустота.

Лучше плакать в храме, как раскаявшийся грешник, чем оставаться самоправедным христианином.

Что о плаче в храме говорят священники

Удивительно, но и среди священства нет единого мнения.

Одна группа, и она намного многочисленнее второй, утверждает, что, пребывая в храме, человек может быть сам собой, расслабиться, показать перед Богом свои слабости. В этот момент в нем открывается душа ребенка Божьего, полностью беззащитного перед Творцом.

Независимо от того, какие житейские ураганы бушуют за стенами храма, в момент присутствия перед Господом всегда штиль. Искренняя молитва мысленно и душевно переносит молящегося в царство Божие, о приходе которого мечтает каждый христианин.

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвыОдной из самых распространённых причин, почему в церкви хочется плакать, является сильная вера в Бога

  1. Есть такие священнослужители, которые утверждают, что плач горечи и отчаяния вызывается сатаной, ибо он хочет навязать человеку чувство вины и отвратить того от церкви.
  2. Темные силы, к сожалению, еще имеют силу, а порой и власть, над немощным в вере человеком, слуги сатаны занимаются наведением сглаза и порчи, но именно в присутствии Божьей можно найти выход из плена дьявола, в покаянии пребывая перед светлыми силами Божьими.
  3. Некоторые люди так и думают, что они недостойные стоять перед Богом, плач и рыдания буквально давят на сердце от отчаяния, многие христиане, не веря спасение от Господа, бегут к экстрасенсам и гадателям, закрывая при этом двери спасению и благодати.

Важно! Задача духовного наставника помочь христианину понять, что в стенах храма тот под защитой Бога, здесь дьявол не имеет ни прав, ни силы.

С ростом и укреплением веры в Бога меняются и причины рыдать в Церкви. Христиане, некогда проливающие слезы от отчаяния, тихо плачут от благодати пребывать перед сильным и всемогущим Господом в молитвах и искреннем покаянии.

Святые о плаче и слезах во время молитвы

По словам преподобного Исаака Сирина, одного из Отцов Церкви, духовное преображение человека начинается со слез раскаяния.

В своем обращении к Богу святой Августин видит слезы матери, которая, будучи замужем за язычником, постоянно плакала в молитве прошения за мужа и детей. Святая Моника в слезах отмолила родных.

Августин уверяет в своей книге «исповеди», что слезы накрывают молящегося в момент осознания цены Крови, уплаченной за спасение и торжества Божьего.

По словам митрополита Лимассольского Афанасия, только в слезах можно познать сущность молитвенной жизни.

Покаянный плач или истерика

Слезы покаяния тихие и сладкие, но порой человек, испытывающий обиду, непрощение, самосожаление, когда его накрывает гордыня, начинает рыдать, истерически плакать.

Каждый человек может по-разному вести себя в храме, его душевное состояние при полном погружении в богослужение и молитву регулируется высшими силами. Совет! Следует обратиться к Богу, как Давид в псалме 139:24, в молитве попросить Творца указать, не на опасном пути ли мы пути и направить на путь вечный, чтобы пребывать в покое и уверенности в Его присутствии.

Почему при молитве наворачиваются слезы?

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pochemu-plachut-v-tserkvi.html

О молитве. ошибки и искушения во время молитвы

Протоиерей Аркадий Штейнберг

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы

Это ужасно, но это так. Выход из этой смертельной болезни один — делать не то, что тебе хочется, а то, что тебе нужно. И первое из этих дел — побуждение себя на молитву (то есть к Богообщению) и понуждение на этот тяжкий молитвенный труд.

И при этом понуждении, то есть борьбе с собой, нас ждут еще и дополнительные препятствия, чинимые падшими духами, чтобы оторвать нас от общения с Богом.

Поэтому святые, опытно прошедшие эти искушения, оставили нам в помощь указания о молитвенном делании, чтобы мы не смущались, а знали, что нас ожидает. И первое из этих указаний-наставлений — «молитва требует борьбы до последнего вздоха».

Читайте также:  Какие жители россии не едят мясо

Посему, дорогие, не будем унывать в беспечности, но бороться, зная, что труд наш не напрасен, тем более, что Сам Господь непрестанно взирает на мужественного труженика и незримо помогает ему.

Для новоначальных, каковыми мы являемся в подавляющем большинстве, Церковь указывает посильный путь молитвенного труда — ежедневное молитвенное правило, состоящее из чтения утренних и вечерних молитв по молитвослову, или, если трудно, — хотя бы посильной части их. Здесь уместно напомнить о трех важнейших свойствах правильной молитвы (учение о молитве св. Игнатия Брянчанинова):
1. внимание к смыслу молитвы;
2. благоговение, требующее неспешности;

3. покаянное предстояние.

В соответствии с этим мы сталкиваемся с первыми тремя ошибками на молитве. Невнимательная или формальная молитва, собственно, молитвой не являющаяся, — это пустое вычитывание молитвенного правила. Такое часто случается, когда молитвослов стал уже книжкой привычной и часто «правила» уже выучены наизусть. Душа ищет легкого широкого пути — не молиться.

Здесь следует сделать одно замечание: если борьба идет за саму молитву, то есть вопрос стоит так — читать или не читать («опустить молитвенное правило» — и звучит-то так благочестиво и даже красиво, специально для «отчета» на исповеди), или же читать полностью или сократить, то ответ ясен — читать обязательно, хоть как-то, хоть сколько-нибудь, но читать.

Это последний рубеж, с него бегут только дезертиры.

Второе искушение — поспешное неблагоговейное чтение молитв, так как обычно, с привыканием, на них «почему-то» не остается времени.

Следует поискать в распорядке дня какое-то время для того, чтобы спокойно помолиться, может быть, отказавшись от чего-то привычного, например, вечернего телевизора, или, если сами не можем сообразить, посоветоваться с духовником — как быть. Крайне нежелательно, но, в виде исключения, возможно сокращение молитвенного правила.

Такие решения лучше принимать с благословения духовника. Заметим здесь также, что молитвенное чтение может быть и достаточно быстрым (лучше сказать — бодрым), но обязательно, в таком случае, должно быть внимательным.

Третье искушение — отсутствие покаянного настроения. Как правило, это восторженная молитва, точнее, молитвословие, исходящее из неправильного духовного устроения.

Это путь в прелесть, то есть самообман, самовозвеличивание, желание духовных высот, откровений, видений, чудес и прочих явных сверхъестественных подтверждений собственной святости.

Это — самое опасное из всех видов искушений, ибо оно разрушает главное — результат молитвенного труда, рождающееся из него смирение, умиление и слезы покаяния. Это также один из критериев правильной молитвы.

Если же мы чувствуем в сердце некое тонкое тщеславие после молитвы или горделивое превозношение, или собственное «духовное возвышение», то мы в ошибке.

Это искушение свойственно обычно тем, кто уже «чего-то достиг», тем, кто кроме обычных молитв читает каноны, акафисты, ездит в паломнические поездки — в общем, ведет чрезвычайно активную православную жизнь. Конечно, это не означает, что не нужно читать ничего сверх обычных молитвенных правил или ездить в паломничества по святым местам, но нужно всегда помнить о себе, что «ты несчастен, и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откр. 3, 17), и, тем более, ограждать свои успехи, если только они не мнимые, страхом Божиим и смирением.

Перечисленные выше ошибки и искушения можно назвать естественными, так как причины их коренятся в нашей падшей природе. Собственно же искушениями во время молитвы называются действия падших духов, препятствующих молитве или извращающих ее.

Таким искушением, прежде всего, являются помыслы — то есть мысли, приходящие к молящемуся и отвлекающие его от молитвы, так что устами он как бы продолжает молиться, а ум и сердце остаются далече. И так можно провести все время келейной молитвы, все «положенное прочитать», или пробыть в храме за богослужением от начала до конца, совершенно не молясь.

Поэтому в нашествии помыслов, часто, кстати, весьма благочестивых или даже жизненно необходимых, но относящихся к посторонним предметам, мы можем уразуметь злобу врага, желающего нам только одного — вечной погибели.

Выход из этого искушения один — прекратить «посторонние разговоры», то есть «не принимать», не обращать на них никакого внимания, само же внимание обращать на читаемую молитву, «вкладывая ум в ее слова». Заметим здесь, что от помыслов, то есть приходящих мыслей, сами мы избавиться не можем, только благодать Божия может нам дать эту вожделенную тишину и свободу от них.

Если же они идут, каким бы содержанием они не прикрывались — благочестивым по виду или богохульным, безвидным или представляющим некий вид уму, блудным и непристойным, сквернословным или ничего не значащим, пустым, — не будем никоим образом обращать на них внимания, как на разрушающих наше обращение к Богу, и не будем смущаться.

Святые отцы предлагают нам следующий опыт — образ борьбы с помыслами — ум, стоящий на страже сердца, поражает приближающийся помысел именем Иисусовым (в молитве Иисусовой), не дает ему войти в сердце человека. Именно этот образ объясняет слова 136 псалма пророка Давида: «Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень» (Пс. 136, 9).

Младенцы — это не окрепшие в сердце, а только пришедшие извне помыслы, камень же — Христос. Следует отличать помыслы вражьи от благодатного ответа на искреннюю сердечную молитву. Помысел вражий всегда вносит в душу смущение или пустоту и имеет привкус лукавства; дух человека в этом случае всегда как бы неспокоен.

Наоборот, благодать всегда делает ум ясновидящим истину, сердце — кротким и спокойным, «и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4, 7). Есть и внешний признак для различения помыслов: Бог, прежде всего, показывает человеку его грех, но при этом душа чувствует не отчаяние, а радость покаяния и желания избавления от него в том же мирном духе. Враг же стремится при том же внешнем помысле внушить отчаяние и ненадеяние на милость Божию.

Следующий вид искушения — это бесовские видения. Они могут быть как видимыми телесными очами, так и возникать в уме в форме зрительных образов. Могут быть в виде явления света или ангелов, или святых, или даже Самого Христа — естественно, ложно.

Категорическим требованием святых отцов в их учении о молитве является неприятие никаких видений. Мы грешные люди и не достойны видеть ни святых, ни света Божественного (то есть Фаворского!), ни, тем более, Спасителя Господа.

Нам требуется единое на потребу — покаяние, которое не отнимет, но сохранит нас в благодати истинного молитвенного Богообщения. Если же человек начинает доверять этим видениям, и, еще хуже, — искать и ждать их, то он впадает в бесовскую прелесть и, в конце концов, гибнет, сходя при этом с ума.

Спросят — а разве не бывает действительных явлений святых или ангелов или Самого Господа? Бывают! — ответим мы любопытствующим, но не нам. Критерий смущения благодатного мира в душе здесь также действует, но за благоразумие почитается неприятие видения для нас, как недостойных, что похваляется Господом.

В любом случае, необходима чрезвычайная осторожность и следование, даже в кажущихся очевидно-благодатных чувственных чудесных явлениях, совету святых отцов — «не принимай и не хули».

К этому искушению примыкает еще одна ошибка в молитве, которая часто и рождает самое искушение — молящийся «включает» воображение и начинает чувственно, как бы видимо, представлять себе к кому обращена его молитва — Христа, Божию Матерь, Святую Троицу, святых, ангелов и т.д.

По учению святых отцов молитва должна быть «безвидной», воображение должно молчать, лишь ум вкладывается в слова молитвы, дальнейшее — дело благодати. К сожалению, этот неправильный образ молитвы принят как основной в католицизме и породил множество прельщенных мнимо-святых.

В заключение хочется привести слова прп. Варсонофия Оптинского: «Диавол может дать человеку все — священство, монашество, архимандритство, епископство, патриаршество, но не может дать молитвы Иисусовой».

И, хотя это сказано в обращении к монашествующим, но суть их ясна и для мирян: истинная молитва — это дар Божий.

Последуем же за этим даром, потрудимся, чтобы вернуться к блаженному Богообщению, и время молитвы станет для нас самым желанным временем истинной жизни.

И последнее, бывает, что молитва «не идет», и при усердии, и при внешней правильности.

Посмотрим тогда на свою жизнь и на состояние души, соответствуют ли они заповедям Евангельским? Ибо и к нам в обобщении обращены слова Первоверховного апостола: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3, 7). Ибо, если верно речение: «Как человек молится, так он и живет», то не менее важно и обратное: «Как человек живет, так он и молится».

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Источник: http://www.pravklin.ru/publ/8-1-0-13

Оранта или почему священник поднимает руки вверх во время богослужения — Радио ВЕРА

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы

Крамской И.Н «Молитва Моисея после перехода израильтян через Черное море»

Многие западные христиане, католики и в особенности протестанты, очень интересуются православным богослужением, потому что оно очень древнее и сохранило множество элементов из далеких эпох.

Мы, к сожалению, к нашей церковной службе привыкли и подчас не замечаем ее удивительных черт. Например, нам уже чем-то обычным кажется жест священника, когда он в определенные моменты богослужения поднимает вверх и чуть раскидывает в стороны руки.

Обычно это происходит в наиболее торжественные моменты службы.

Такой жест называется «оранта» («молящаяся») и является одним из наиболее древних элементов нашего богослужения. Возник жест «оранта» еще в дохристианские времена и в ветхозаветной израильской традиции обозначал усиленную молитву к Богу.

Например, именно в такой позе молился пророк Моисей, когда его народ сражался с войском Амалика. Причем, как говорится в Библии, когда руки Моисея были подняты одолевал Израиль, а когда он уставал и опускал руки, начинал побеждать противник.

В результате помощники Моисея, Аарон и Ор, стали поддерживать его руки и евреи в той битве победили.

С приходом христианства жест «оранта» не был забыт. Собственно, именно в первохристианские времена и появилось его нынешнее название. Если вы зайдете в римские катакомбы, подземное кладбище, где молились древние христиане, вы увидите там изображения человеческих фигурок с поднятыми руками. Эти фигурки обозначают собой молящуюся Богу душу – отсюда и название «оранта».

Впоследствии жест «оранта» был усвоен православными художниками для изображения Божией Матери. Самые древние иконы Богоматери выглядят именно так. Дева Мария изображена с поднятыми ввысь руками. Причем, обычно внутри образа Богоматери помещается образ Младенца Христа.

Богородица «оранта» в какой-то момент стала излюбленным изображением для греческих иконописцев. Настолько излюбленным, что начиная с 8-9 веков образ Богоматери именно в такой молитвенной позе стали помещать на алтарной стене храма. То есть – входишь в храм и тут же напротив себя видишь подчас очень большую икону Богоматери-«оранты».

Жест «оранта» прочно вошел и в богослужение. Используется он священником только в самых торжественных и важных случаях. Например, во время евхаристической молитвы, когда священник молится Богу о том, чтобы хлеб и вино стали Телом и Кровью Христовыми. Поднятыми вверх руками священник показывает и свою усиленную молитву, и прихожан призывает горячо молиться.

Вот так, казалось бы, небольшой элемент православного богослужения имеет очень древнюю историю, а также глубокое символическое наполнение.

Источник: https://radiovera.ru/oranta-ili-pochemu-svyashhennik-podnimaet-ruki-vverh-vo-vremya-bogosluzheniya.html

Зачем древнерусские женщины закрывались ширмой во время молитвы

Во многих православных церквах по сей день соблюдается традиция: мужчины во время богослужения стоят по одну сторону от входа, женщины – по другую. А в церквах очень старинной постройки можно увидеть как бы второй этаж. Вход на него сейчас, как правило, закрыт. Зачем он был? Откуда это взялось?

Читайте также:  Александр дутов: что случилось с трупом белого генерала

Хоры: зачем они

Второй этаж именуется по-гречески хорами. Их стали делать в церквах еще когда христианство стало государственной религией Римской империи. А если проследить их истоки – то и раньше. Хоры пришли в христианские храмы еще с дохристианских времен.

И очень давно историки пытаются разобраться в том, каково было предназначение хоров. Выявить это очень непросто, если придерживаться точки зрения, что функция у хоров была какая-то одна, строго очерченная.

Дореволюционный историк русской Церкви Евгений Голубинский привел множество аргументов в пользу того, что хоры в православных церквах как раз и были особым помещением для женщин, а также для оглашенных – то есть для тех, кому не дозволялось принимать участие в церковных таинствах. Основание этому он усматривал в том, что хоры в Византии имели еще два названия. Первое это гинекей, а точно также называлась у греков и женская половина дома. Второе это катехумений, что означает, что там помещались оглашенные.

Есть свидетельство Игнатия Смольнянина из свиты русского митрополита Пимена, прибывшего в конце XIV века в Константинополь за своим поставлением в сан. По его описанию, в храме святой Софии мужчины и женщины стояли раздельно: мужчины внизу, а женщины на хорах, причем за занавесями. «И смертным из народа никому нельзя было их увидеть», – отмечал Игнатий.

Эта деталь означала, что мужчины и женщины в это время в цареградском соборе святой Софии должны были не только молиться раздельно, но мужчинам даже считалось неприличным видеть женщин (тогда как те могли смотреть на службу и на мужчин из-за занавесок). Впрочем, сам факт того, что русский путешественник отметил это, показывает, что на Руси того времени такого обычая не было.

Откуда они пошли

Советский академик Николай Брунов, основываясь на многочисленных описаниях и на характере устройства хоров в древнерусских храмах, дал им иное объяснение.

Хоры на Руси предназначались для княжеского семейства и высшей знати, чтобы стоять в церкви отдельно от простонародья.

В некоторых древнерусских храмах (например, в киевской святой Софии) хоры были соединены прямыми переходами с княжеским дворцом.

В наше время член Академии художеств Сергей Заграевский дал иное объяснение предназначению хоров. Они могли использоваться по-разному, в зависимости от времени и места.

Это мог быть и гинекей, и место для оглашенных, и особая ложа для знати. А появились хоры в христианских храмах вовсе не потому, что устраивались исходно для тех, кому по каким-то причинам не подобало находиться вместе со всеми.

Они пришли от такого же второго этажа, или от галерей, в древнеримских базиликах.

Древнеримская базилика была многофункциональным общественным сооружением. В ней устраивались и некоторые языческие священнодействия, и публичные собрания – например, судебные, и оглашались какие-то законы, указы и т. д.

Туда просто приходили люди для встреч, для совершения сделок – подобно тому, как древние греки для этого приходили на площадь (агору). Только в Риме такие места изначально сделали крытыми – видимо, из-за климата.

Во время каких-то публичных действий на хорах стояла толпа участников и слушателей, которая не смогла поместиться внизу. Являлись на галереи и высшие власти.

Архитектура христианских храмов в полной мере восприняла общий план римской базилики. В первую очередь потому, что большинство базилик было в IV-V вв. преобразовано в церкви. И в дальнейшем далеко за пределами бывшей Римской империи – например, на Руси – строили храмы по привычной схеме, с обязательным вторым этажом.

В древнерусских храмах хоры начинают исчезать в конце XV века, хотя в некоторых церквах они устраивались еще и в XVII столетии. Почему их перестали делать – об этом тоже идут споры. Прямых указаний на этот счет нет.

Было ли это в Руси

Так все же, было ли запрещено женщинам в храмах древней Руси молиться вместе с мужчинами или нет? Как явствует из «Хождения Пимена в Царьград», если на Руси когда-то и была такая практика, то к концу XIV века она уже вышла из употребления.

На том основании, что церковная практика пришла на Русь из Византии, Голубинский предполагал, что по крайней мере в домонгольский период женщины не допускались в общее пространство храма вместе с мужчинами. Они могли находиться только на хорах.

Правда, прямых подтверждений этому тоже нет.

Но о практике раздельного моления в православии свидетельствуют не только во многом уже символическое, но когда-то очень четкое деление русского храма на мужскую и женскую половины.

В Сербской православной церкви до конца XIX века мужская и женская части храма разделялись перегородками. Да и на Украине сто лет назад женскую половину церкви еще называли «бабинец».

Косвенных свидетельств тому, что раздельное моление полов в русских храмах бытовало издревле и изначально соблюдалось весьма строго – много. Но откуда оно взялось? Если из Византии, то откуда оно в самой Византии? Нет никакого четкого постановления церковных соборов на сей счет.

«Не погляди на женщину с вожделением»

Здесь тоже приходится довольствоваться предположениями. У древних греков еще задолго до христианства было принято делить дом на мужскую и женскую половину.

И в религии древних греков существовали таинства, на которых можно было присутствовать только одному полу.

Очевидно, эта традиция перешла и в христианскую эпоху, оформившись в виде разделения храмового пространства. А от греков она пришла и на Русь.

Есть и еще один источник такой традиции. По свидетельству Игнатия Смольнянина, женщины были за занавесями: мужчины их не видели, но сами они могли подглядывать за мужчинами. Вспомним, что христианство осуждает, если мужчина глядит на женщину с вожделением.

Таким образом, отделение женщин в пространстве храма не только от мужчин, но и от их взоров, могло преследовать цель предохранить мужчин от неподобающих грешных мыслей во время молитвы, каковые могли возникнуть от лицезрения женщины.

В этом есть сходство с теми мотивами, по которым некоторые мусульмане полностью закрывают лицо женщины в публичных местах, хотя религия им этого не предписывает.

Но в древней Руси, если такой обычай и соблюдался, то лишь в отдельных больших городских храмах и короткий исторический период.

Физически невозможно было загнать всех женщин на хоры, да и не везде хоры имелись. Вероятно, какие-нибудь ревнители веры одно время пытались соблюсти и на Руси этот византийский обычай.

Но довольно скоро ограничились простым разделением общего пространства храма на две условные части.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/211729721

Ответы на вопросы

  • Положение тела при молитве. Позы и жесты молящегося
  • Важность участия тела в молитве
  • Труд в молитве
  • Как читать дома молитвы — стоя или сидя?
  • Коленопреклонения на литургии в православии

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Молитвенные жесты

  1. Фотобанк Лори
  2. Человек — существо духовное и телесное одновременно, поэтому и в молитве участвуют и дух, и тело.
  3. Молитва тела — это позы и движения, которыми сопровождается чтение текста молитвы:
  • молитвенная поза
  • коленопреклонение
  • воздевание рук
  • поклоны
  • крестное знамение

В православии существует устав, как это правильно делать и в какие моменты.

Важность участия тела в молитве

Для правильности молитвы важна поза, в которой молятся. Не потому, что Бог накажет за неточность, а потому, что положение тела влияет на состояние души, определяет эмоциональный настрой.

Расслабленная поза ведет к душевной расслабленности, рассеянности. Молитва без участия тела неполна, недостаточно интенсивна. Тело, находящееся в покое, отвлекает внимание молящегося от молитвы, провоцирует желание размяться и подвигаться.

Труд в молитве

Молитва не бывает без труда для тела. Заставляя тело прилагать усилия (стоять, кланяться, становиться на колени), христианин обуздывает свою плоть и не дает свободы страстям.

  • Святые Отцы считали трудную молитву, утомляющую тело, первой ступенью к истинной молитве.
  • Молитву православные сопровождают крестным знамением и поклонами.
  • Положение лежа ниц практикуется только один раз в году — во время чтения молитв на вечерне Пятидесятницы.

Как читать дома молитвы — стоя или сидя?

В Русской Православной церкви молитвы как в храме, так и дома принято читать стоя. Если стоять трудно (например, при сильной усталости или болезни), то допускается молитва сидя. Даже если вы лежите дома и не можете подняться с постели и сесть, это не препятствие для молитвы

Молитва стоя

Во время молитвы нужно помнить, что стоишь перед Богом. В этой ситуации неуместно легкомыслие. Стоять на молитве нужно

  • прямо,
  • благоговейно,
  • не переминаясь с ноги на ногу,
  • не делая суетливых движений.

Во время богослужения в храме в некоторые моменты разрешается сидеть. Это возможно во время чтения кафизм (отрывков из Псалтири) и паремий (отрывков из Ветхого Завета) на вечернем богослужении.

На Литургии сидеть не принято, но для людей, которые физически не могут долго стоять, делается исключение.

Однако, на богослужении всем необходимо стоять во время

  • чтения Евангелия
  • в промежутке между пением Символа веры и «Отче наш»
  • во время возгласов священника «Благословенно царство…»

Молитва на коленях дома

Коленопреклоненная молитва совершается дома, по особому усердию верующего. Она выражает особое смирение и почтение.

На коленях дома можно молиться в любое время,

— вкусивший Тело Христово человек освящен, он не должен совершать знаков покаяния и тем самым унижать принятые им Святые Дары.

Коленопреклонения на литургии в православии

В православном храме продолжительные коленопреклонения во время богослужения совершаются только

  • в праздник Пятидесятницы,
  • на великой вечерне, которая служится сразу после Литургии.

В это время священник читает несколько длинных молитв и сам, вместе со всем народом, стоит на коленях.

В остальное время на церковных службах могут совершаться земные поклоны.

В православных храмах в Белоруссии, Украине и Литве под влиянием католической церкви возникла местная традиция совершать коленопреклоненные молитвы. По сути это земные поклоны, для совершения которых верующие становятся на колени.

Поклоны во время молитвы. Что значит земной и поясной поклон в православии?

Во время молитв принято совершать земные и поясные поклоны. Это знак благоговения перед Богом.

Обычно поклон совершается после крестного знамения при произнесении особо значительных, важных слов молитвы.

Как правильно совершать земной поклон?

Земной поклон — это поклон, во время которого верующий становится на колени, касается пола лбом и сразу поднимается.

В православной церкви земные поклоны нужно совершать, прикладываясь к святыням (иконам, мощам, священным реликвиям):

  • два земных поклона до прикладывания и
  • один земной поклон после прикладывания.

В некоторые дни церковь отменяет земные поклоны, поскольку они не соответствуют смыслу почитаемого события. В этих случаях земные поклоны заменяются поясными.

Во время воскресной Литургии в православии земные поклоны, по правилу Василия Великого, делаться не должны. Иногда это правило нарушается, и на возгласе хора «Един Свят, Един Господь Иисус Христос…» совершается один поклон.

Как правильно совершать поясной поклон?

Поясной поклон — это поклон в пояс, когда верующий стремится дотянуться рукой до пола, не сгибая колени.

  • Обычно делается сразу после крестного знамения
  • Поясной поклон обязательно совершается перед входом в храм.

Молитвенные жесты

Главный молитвенный жест в православии, как и во всем христианстве, — это крестное знамение.

Кроме него, в церковном богослужении священники пользуются жестом благословения.

О крестном знамении в православии: сила, значение и суть

В Церкви с апостольских времен принято осенять себя крестным знамением, или, как еще говорят, креститься.

Крестное знамение — это напоминание о Кресте, на котором был распят Господь Иисус Христос. Налагая на себя такой символический крест, мы призываем благодать Святого Духа.

Читайте также:  Крестины: как отмечают их православные

Как совершать крестное знамение?

Крестное знамение совершается неторопливо и всегда правой рукой.

Сначала складывают пальцы:

  • большой, указательный и средний пальцы складываются вместе,
  • безымянный и мизинец остаются согнутыми.

Сложенными таким образом пальцами нужно коснуться

  • сначала лба, освящая свои мысли,
  • затем живота — во освящение сердца и чувств,
  • затем правого плеча
  • и, наконец, левого плеча — во освящение телесного здоровья и поступков.

После этого должен следовать наклон головы или поклон.

Перстосложения: двоеперстие и троеперстие в православии

Для крестного знамения в современном православии используется троеперстие.

Для этого жеста

  • большой, указательный и средний пальцы правой руки складывают вместе,
  • мизинец и безымянный прижимают к ладони.
  1. Сложенные три перста символизируют Святую Троицу — Отца, Сына и Святого Духа, безымянный и мизинец напоминают о двойной природе Господа нашего Иисуса Христа – божественной и человеческой.
  2. В древности пользовались двоеперстием: крестное знамение совершали вытянутыми указательным и средним пальцем, в то время как большой, безымянный и мизинец были сложены вместе.
  3. Указательный и средний пальцы символизировали две природы Христа, большой, безымянный и мизинец — три Лица Святой Троицы.

После реформ патриарха Никона в православии стало использоваться троеперстие. Из-за этого произошел старообрядческий раскол. Только в XIX веке Церковь вновь разрешила креститься двоеперстием и использовать другие элементы старого обряда, и некоторые старообрядцы смогли воссоединиться с Церковью. Их общины называются единоверческими.

Именословное перстосложение

  • Существует еще один молитвенный жест — именословное перстосложение.
  • Оно используется священником для благословения верующих во время службы и вне ее.
  • Именословное перстосложение означает инициалы имени Господа нашего Иисуса Христа ICXC:
  • указательный палец вытянут,
  • средний слегка согнут, образуя букву С,
  • большой и безымянный пальцы скрещены буквой Х,
  • мизинец также согнут в виде буквы С.

Источник: http://rublev.com/molitvoslov/otvety-na-voprosy/polozhenie-tela-pri-molitve-pozy-i-zhesty-molyashegosya

Простые вопросы — православный журнал "фома"

Почему женщине нужно покрывать голову в церкви, а мужчине — нет?

Эта традиция опирается на слова святого апостола Павла в Послании к коринфянам, где он говорит, что мужчине следует молиться с  непокрытой головою, а женщине, напротив, с  покрытой.

В античной культуре женские волосы считались наиболее ярким элементом женской привлекательности, и прикрывать их было проявлением женской скромности. Греческие гетеры ходили простоволосыми, в то время как почтенные семейные женщины покрывали голову, показывая этим, что они принадлежат мужу.

Но есть еще одна причина, связанная именно с духовной практикой: при языческих радениях, когда жрицы или прорицательницы впадали в исступление, они часто оказывались простоволосыми, как бы демонстрируя этим, что они настолько охвачены мистическим экстазом, что совершенно не беспокоятся об общественных условностях.

Апостол заботится о том, чтобы христиане ни в коем случае не подражали такому поведению — как он пишет в другом месте, богослужение должно совершаться «благопристойно и чинно».

Мы живем в другой культуре, где открытые волосы не вызывают таких ассоциаций, но нам важно помнить общий смысл наставления апостола — одежда верующего человека (будь то мужчина или женщина) должна быть скромной, сдержанной и не служить ни для кого источником смущения или соблазна.

Кроме того, хранение устоявшихся в Церкви обычаев помогает нам настроиться на молитву, выразить наше благоговение перед святостью храма и совершающейся в нем Литургии. Поэтому — традиционно — верующие мужчины считают неуместным находиться в храме в головном уборе, а женщины — без платка.

Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь?

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей.

Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем.

Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Из того, что Россия — православная страна, не следует, что все обычаи и традиции, существовавшие в разное время в тех или иных социальных кругах, были православными. Некоторые из этих обычаев не только не связаны с Церковью, но и прямо ей осуждались — например, обычай дуэлей.

Еще худшим грехом является самоубийство; человек, который совершил позорный поступок, должен принести покаяние, там, где это возможно, возместить вред тем, кто пострадал, и жить дальше, не совершая ничего подобного в дальнейшем.

Самоубийство, которое в некоторых кругах рассматривалось как способ «сохранить честь», на самом деле есть проявление гордыни и малодушия, нежелания принять неприятную или унизительную ситуацию. Как учит Церковь, наша жизнь принадлежит Богу, и мы не имеем права пресекать ее самовольно.

Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы  увидеть в этой рубрике? Пишите: vopros@foma.ru

(4 votes, average: 3,00

Источник: https://foma.ru/prostyie-voprosyi-3.html

Намаз женщин: порядок выполнения, отличия от мужской молитвы

Правильное выполнение ежедневной пятикратной молитвы является условием принятия поклонения верующего и получения награды от Всевышнего. При этом в исламе для женщин в намазе предусмотрены некоторые послабления.

В интернете можно встретить множество сайтов и личных страниц мусульман, обучающих намазу. Некоторые из них ошибочно утверждают, что для мужчин и женщин в нём нет различий, кроме как в нюансах прикрывания аурата.

Данное утверждение верно лишь отчасти, потому что в целом все совершают один и тот же обряд поклонения (детально он описан здесь), читают суры из Корана, одинаковые молитвы внутри намаза и по его завершению, совпадают порядок действий в таких элементах, как кыям (стояние), рукугъ (поясной поклон) и суджуд (саджда, земной поклон).

Тем не менее, особенности у различных полов всё же существуют. Это объясняется мудростью нашего Творца, который учёл мужскую и женскую сущность.

Основные различия

Как известно, всем женщинам в исламе в первую очередь предписана скромность. И это особо заметно в намазе.

Пророк Мухаммад (с.г.в.

) уделял внимание отличиям поз братьев и сестёр по вере во время совершения молитвы-салят, обосновывая это тем, что женщина должна выполнять элементы поклонения более сдержанно, как говорится об этом у имама Байхаки в труде «Сунан аль-Кубра»: «Все правила намаза, в которых женщина отличается от мужчины, основаны на принципе сатр (сокрытие). Это значит, что женщине надлежит выполнять движения намаза так, чтобы максимально скрыть себя».

Исходя из этого, женщинам воспрещается читать вслух аяты из Корана, дуа, азкары и всё, что читается в голос во время определённых намазов. Они не совершают призыв на молитву (азан), не говорят камат (икамат).

В такбире женщина приподнимает руки только до уровня плеч и кладёт на грудь. Тем самым она закрывает эту часть тела. По мнению имама Ахмада ибн Ханбаля, мусульманка должна поднимать руки лишь немного. Есть также мнение, что ей не следует поднимать их вовсе.

Во время стояния в кыяме она не должна раздвигать локти – полагается максимально прижать их к телу, а также не следует широко расставлять ноги. По ханафитскому мазхабу расстояние между ступнями примерно равняется ширине четырёх пальцев.

В поясном поклоне (руку’) женщина не должна прогибать спину и выпрямлять её, наклоняясь так же низко, как мужчины. Прекрасному полу предписано лишь немного наклониться вперёд, при этом чуть сгибая колени. Это делается с той же целью соблюдения скромности.

Земной поклон, как и стояние, предполагает максимальную компактность. Женщина прижимает локти к телу и к полу, а живот – к бёдрам. Такая поза позволяет не выставлять свои части тела во время молитвы. Мужчинам же желательно слегка расставить руки и оставить такое расстояние между бедром и туловищем, чтобы мог пролезть ягнёнок:

«Когда вы отправляетесь в саджда, то прижимайте часть плоти (тела, туловища, например, локти) к земле, потому как женщина в этом (т.е. земном поклоне) не подобна мужчине» (хадис передал аль-Байхаки).

Необходимо заострить внимание и на сидении между ракаатами – ташаххуде, когда читается молитва «ат-тахият» и при завершении намаза.

Если мужчины садятся на левую ногу, а ступнёй правой опираются на носок, то женскому полу предписано сесть на левую ягодицу и обе ноги расположить справа без выгибания ступней (подробнее – в видео). Сидение в намазе в такой позиции позволяет женщине в наибольшей степени скрывать своё тело.

Все основоположники суннитских мазхабов подтверждают эту разницу. В частности, имам Ахмад ибн Ханбаль высказывался: «По моему мнению, для наших сестёр “садль” (класть обе ноги в правую сторону) намного лучше».

С целью уберечь женщину ей рекомендуется молиться дома, а не в мечети. Ведь даже посещение коллективных праздничных намазов и пятничной проповеди вменено в обязанность только мужчинам.

В исламском вероучении мужчина удостаивается большей награды при совершении намаза с джамаатом, особенно в мечети.

Для женщин же награда увеличивается, когда она читает молитву у себя дома, поскольку основное предназначение женщины – сохранение семейного очага.

Также следует учитывать, что в отличие от мужчин, для мусульманок делаются послабления в периоды хайда (месячные) и нифаса (послеродовые кровотечения). В эти дни не разрешается совершать молитву, соблюдать пост и читать Коран.

Однако, если пропуск дней уразы в Рамазан следует восполнять в течение года до наступления следующего месяца поста, то намазы уже не перечитываются, и греха за это не будет.

В этом ещё одна Милость Всевышнего, который позволяет женщинам оставить молитву из-за физиологических причин, ведь в этот период организм ослабевает, а кто-то болезненно переносит весь период.

Чтение коллективного намаза женщинами

Отношение в исламе к женщине, которая становится имамом в намазе, – не порицательное, и в то же время оно не является одобряемым. Ей запрещено возглавлять джамаат мужчин. Есть ещё некоторые особенности, отличающиеся от мужского коллективного намаза:

1) Женщина-имам не выдвигается вперёд из ряда остальных мусульманок (у мужчин имам встаёт впереди и первый ряд молящихся встаёт за его спиной).

2) Если женщина, взявшая на себя роль имама, допустила ошибку в намазе, ей сигнализируют об этом похлопыванием правой рукой по тыльной стороне левой ладони. У мужчин в аналогичных случаях говорят: «СубханАллах».

3) Женскому полу советуется ограничиться лишь произнесением про себя «икамата». Читать азан вслух запрещено, даже если призыв к молитве осуществляется в присутствии только женщин и даже если это делается шёпотом либо очень тихо. Подобное в исламе для женщин порицается, в отличие от мужчин, которым надлежит призывать к намазу громко и красивым голосом.

4) Чтение праздничного коллективного намаза женщинам не запрещено, однако, по мнению факихов, наилучшим является, если она не пойдёт в мечеть, а совершит гает-намаз (ид-намаз) в стенах дома. В хадисе передаётся:

«Ещё не вышедшие замуж молодые девушки, женщины, которые за занавесом живут в своих домах, и женщины, у которых месячные, пусть выйдут из своих домов, пусть они будут свидетелями блага и молитв верующих. Но пусть женщины, у которых месячные, стоят отдельно от людей, читающих намаз» (хадис передал имам Бухари).

5) Разрешено чтение коллективного пятничного намаза представительницам женского пола, однако это также не является обязательным. Мусульманка может совершать обычный полуденный намаз дома, в отличие от мужчин, которым предписано посещение мечети по пятницам на зухр намаз.

По этой ссылке Вы можете посмотреть и скачать, а также распечатать расписание намазов в городах России.

Источник: https://Islam.global/verouchenie/namaz/osobennosti-namaza-u-zhenshchin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector