Зачем незамужние девушки на руси привязывали ленточки к березам

Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано.  

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса. Незамужние девицы могли  ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви).

Поскольку все у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть ее красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В  XV-XVI вв.

женщины стали носить «убрус» — вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец — символ девичества. Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съемную переднюю часть, которая называлась очельем.

Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва — вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались.

Отсюда же и участие венка в обряде венчания.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

На Руси была традиция, связанная с ношением сережек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру. Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче – по статусу.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Как только  девочка на Руси достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей. Первая коса – новая взрослая жизнь.  Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

Коса – девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов.

Если девушка носила одну косу – означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал – «на выданье».

Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова – документ о замужестве.

  Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, темном сарафане, нагруднике.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце. Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних,  белых лебедей — у незамужних девушек.

Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде.

Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога — это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка — это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени.

Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной — до ступней.  Но в одной  рубахе ходить считалось неприлично – поверх нее надевали более плотные одежды.

Незамужние девицы носили  запону — холщевый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и на¬девалась поверх нее. Запону всегда подпоясывали.

Замужние женщины носили поверх рубахи паневу (или поньку) — юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром — гашником. Куда лучше спрятать? – за гашник! — это с тех пор еще. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после.

Девушка символично прыгала с лавки в панёву — это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у нее кольцо на пальце — то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое, по-классике.

Источник: https://russian7.ru/post/7-priznakov-po-kotorym-na-rusi-otlichali-devicu-ot-muzhnej-zheny/

Женский костюм Древней Руси

Наши предки крайне серьёзно относились к выбору одежды, украшений и головных уборов — на сей счет существовали неписанные правила, нарушать которые считалось неприличным, да и в принципе никому не приходило в голову — ведь если задуматься, в каждом атрибуте нашей внешности есть определенная символика, сакральный смысл и послание во Вселенную. Очевидно, наши мудрые предшественники хорошо знали эти законы — может, стоит вспомнить о них и нам?

Предлагаем взглянуть на основные отличия незамужней девушки от замужней женщины на Руси (с оговоркой, что ниже приведены лишь общие правила — детали же могли различаться в разных регионах страны, в разное время и для разных сословий):

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Головной убор

Молодые девушки имели право быть простоволосыми и не прикрывать голову — им позволялся убор, не скрывающий макушку. Чисто девичьим головным убором является венец — берестяной или кожаный ободок, затянутый полотном и украшенный стеклянными бусами, шитьем или драгоценными камнями. При бракосочетании существовала традиция прощания с венцом.

Замужним полагался «женский» головной убор. Так, в X–XI столетиях замужние женщины носили повойник, напоминавший полотенце. Спустя 500 лет его заменил убрус: этот убор представлял собой полотно красного или белого цвета, роскошно расшитое по краям. Концы его ниспадали, призванные скрыть от посторонних глаз верхнюю часть тела.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Серьги

Замужние женщины и девицы красовались в совершенно разных по форме, размеру и материалу сережках. Самые первые украшения девочка получала в качестве дара от родного отца, когда ей исполнялось 5 лет. Их бережно хранили на протяжении всей жизни.

Украшения девицы отличала простота и вытянутая форма, минимум декора или вовсе его отсутствие. Замужняя женщина обладала более дорогими серьгами: статус позволял ей драгоценности с камнями и чем роскошнее они были, тем богаче считалась семья.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам Коса

Незамужние девушки носили одну косу. Наличие в ней ленты символизировало, что девушка пребывает в статусе «на выданье», две ленты говорили о том, что у нее уже есть жених.

В день свадьбы подруги невесты расплетали ее косу надвое. Теперь она будет носить две косы и укладывать их на голове короной. Сверху мужняя жена должна была прикрыть свои косы головным убором замужней женщины.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Цвета и орнаменты

Орнаментальная символика Руси имела особое значение по ней узнавали очень многое: например, беременная женщина часто носила на рубахе вышитое дерево, курочка присутствовала на вещах мужних, у свободных девиц — белые лебеди. Иногда можно было встретить символичное изображение лягушки с рогами — это означало, что женщина мечтает о первенце.

Невеста или старуха могла носить темный сарафан. Красный — только мужняя жена. И чем больший срок проходил с момента свадьбы, тем меньше красного наблюдалось в ее одежде.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Юбка

Женская нательная рубашка являлась традиционной основой костюма. Она была длиннее мужского аналога, доставала до пят. Однако, ходить так считалось откровенно срамным. Рубаху «покрывали» одеяньем более плотным. Для девушек — запоной, холщовым сложенным прямоугольником. По линии сгиба имелась горловина. Эту деталь не сшивали, она была короче рубашки, подпоясывалась кушаком.

Женщины замужние носили вместо запоны паневу (поньку). Она имела вид запахивающейся юбки, закрепленной гашником (шнуром). Отсюда известное выражение «загашник». Буквально оно означает: «Куда можно надежно спрятать? За гашник!».

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Кольцо

Проверенный способ убедиться, что девушка замужем — посмотреть есть на ее руке кольцо. Сделать это можно с расстояния достаточно далекого, чтобы не нарушить правила приличия. Православие отводит венчальному кольцу правый безымянный палец. По русской традиции оно должно быть абсолютно гладким и простым, без камней и прочих украшений.

Источник: https://snegir.org/post/kak-na-rusi-otlichili-nezamuzhnyuyu-devitsu-ot-muzhney-zheny/

На Троицу берёзку заломати

?

Category: Знаю, что многих из нас интересовал в своё время смысл русской народной песни «Во поле берёзка стояла»:Некому берёзу заломати,Некому кудряву заломати,

Люли-люли, заломати…

Зачем, спрашивается, берёзку ломать? Кому она мешает? Что за варварские замашки:

Я ж пойду погуляюБелую березу заломаю

  • Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам
  • Во поле береза стоялаВо поле кудрявая стоялаЛюли, люли стоялаЛюли, люли стоялаНекому березу заломатиНекому кудряву заломатиЛюли, люли заломатиЛюли, люли заломатиЯ ж пойду погуляюБелую березу заломаюЛюли, люли заломаюЛюли, люли заломаюСрежу с березы три пруточкаСделаю три гудочкаЛюли, люли три гудочка
  • Люли, люли три гудочка

Некоторые думают, что незаломанная берёза — символ девушки со всеми вытекающими… но  заметьте — песня-то от имени женщины! Ей-то зачем???…  Можно, конечно, вспомнить песню полностью, но многим яснее не станет.А дальше — есть варианты:

Четвертую балалайку,Пойду я на новые сени,Люли, люли на сени.Люли, люли на сени.Стану в балалаечку играти,Стану я милого будити.Люли, люли будити,Люли, люли будити:Встань ты, мой милый, проснися,Ты, душа моя, пробудися.Люли, люли пробудися.Люли, люли пробудися.Пойдем в терем веселиться.Пойдем в терем веселиться,Люли, люли веселиться.

Люли, люли веселиться.

Ещё вариант:

Четвертую балалайку,Четвертую балалайку,Люли-люли, балалайку,Люли-люли, балалайку.Пойду на новые на сени,Стану в балалаечку играти,Люли-люли, играти,Люли-люли, играти.

Стану я старого будити,Встань, ты мой старый, проснися,Люли-люли, проснися,Люли-люли, проснися.Борода седая, пробудися,Вот тебе помои, умойся,Люли-люли, умойся,Люли-люли, умойся.

Вот тебе рогожа, утрися,Вот тебе лопата, помолися,Люли-люли, помолися,

  1. Люли-люли, помолися.
  2. Песня «Во поле береза стояла» была издана в сборнике «Собрание народных русских песен с их голосами» в 1790 г.
  3. Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

И я б до сих пор не поняла про что там поётся, если б однажды мама не сказала:-А мы раньше на Троицу берёзку ходили завивать!-Это как? — удивилась я: «завивать» берёзку — тоже дело непонятное.-Мы наряжались, брали угощенье и уходили с девчонками в лес, находили берёзку, украшали, привязывали разноцветные ленточки. А потом пели песни, плясали, веселились вовсю.

Троица или Пятидесятница (т.к. приходится на 50 день после Пасхи)  предваряется  празднованием  7-ого четверга после Пасхи — Семика , «Зелёных Святок» — и  фактически означает начало лета, много зелени и веселья. «Придёт Троица — луг травой покроется».

Мама моя — из послевоенного поколения, и вот они ещё эти традиции знали, хотя не вкладывали в них никакого сакрального смысла. А вообще, в этот христианский праздник  проводились сохранившиеся с древности языческие обряды:  пишут, что в старину он происходил, как инициация приема девушек в род, что свидетельствует об их зрелости и делает полноправными членами рода.

Читайте также:  Банда мацапуры: за что казнили главаря самой устрашающей банды

Для этого принято было им «кумиться» — т.е. целоваться под березовыми ветвями. А в христианские времена — ещё и  обменивались крестиками и подарками. Троекратный поцелуй сопровождался присказками: «Покумимся , кума, покумимся, чтобы нам с тобой не браниться, а вечно дружиться.»

  • Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам
  • Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам
  • Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Правда, в некоторых источниках упоминают, что где-то целовались не с подружками, а с берёзой. Где-то берёзу наряжали в женские наряды, вешали бусы, приделывали куделю — типа волос. Некоторые усматривают в берёзе некий языческий образ прародительницы — и вот ей-то изначально и предназначалось и украшения, и жертвенные дары, что в последствии превратилось в девичий праздник с гулянием и угощением. Основу троицкой трапезы составляли, конечно же, яйца.Место для кумления — под берёзовыми ветвями — тоже могли оборудовать по-разному. Можно было просто стоять под плакучими ветвями, кто-то пишет, что целовались через берёзовый  венок. В некоторых источниках упоминают как раз про «заломати»: для этого выбирали гибкое деревце, ветви которого сплетали в косу и пригибали к земле, закрепляя колышком. Иногда брали верхушки двух рядом стоящих деревьев и связывали между собой. Получалась  своеобразная арка — там и кумились. В некоторых местах делали огромные венки из крон  2-4 деревьев.»Завивать» и «заламывать» берёзку — это всё обрядовые действа на Троицу. В разных регионах нашей огромной страны они, конечно, отличаются, и порой, очень и очень. Но суть их — в праздновании прихода лета и девичьих гаданиях — впрочем, как на зимние Святки.Девушки на Троицу завивали  на берёзах венки, чтобы погадать на свою дальнейшую судьбу. Венки завивали прямо на живой берёзе, украшая лентами, например. В старину для этого часто выбирали Семик (четверг на седьмой неделе после Пасхи), а расплетали на Троицу. Наступал обряд «развивания». По венку судили о дальнейшей своей женской судьбе. Если венок развился – это очень плохой знак. Если он завял или совсем засох, то это к крупной перемене в жизни: либо к свадьбе, либо к смерти. А если венок остался зеленым – то замужество пока не предвидится, придется посидеть в девках. Те, у которых венок не повял, принимались развевать его не спеша, расправлять каждую ветку и петь при этом веселую песню. Если же твой венок пожух, то отходи в сторону, пой печальную песню, переходящую в плач.Кстати, толкование тоже могло различаться по регионам.Позже завивание и заламывание  берёзы, видимо,  ограничилось привязыванием к ней разноцветных ленточек.Троица без берёзы, как Рождество без ёлки.  Берёзовыми ветками и даже целыми срубленными деревцами украшали дома — от стен до потолка, церкви и улицы. Иногда «высаживали»  на деревне целые аллеи. В церкви могли их ставить по нескольку штук — у иконостаса, а в доме берёзовыми веточками  украшали обязательно и красный угол с иконами — считалось, что это может уберечь дом от грозы и молнии. Берёзовые обереги вешали и в хлев для скота.Девушки в Троицу и Духов День делали себе берёзовые венки не только на голову -их могли носить и на шее, и на запястьях рук. Считается, что в понедельник, после Троицы —  в Духов день — сходит благодать не только на берёзу, но и на всю флору и фауну. Все травы будут самыми целительными полезными. Потому на Руси после Троицы наступал период заготовки берёзовых веников- на Троицу веники строятся!. В это время в листьях и ветвях содержится максимальное количество эфирных масел. Если опоздать с нарезкой, то листья становятся жесткими, при замачивании с такого веника листья быстро облетают. Конечно, нельзя брать ветви с берёз, которые выросли в мегаполисах или вдоль обочин нагруженных дорог- они впитали в себя столько гадости, что  и природа, и Духов день бессильны!Праздник предусматривал разные гуляния, игры, переодевания, в которых действительно много от святок.Все берёзовые атрибуты праздника, как правило, по окончанию или сжигали, или пускали в реку.Вообще, если вдуматься, то берёза для крестьянина была благословенным даром: она давала  дрова, лапти, бересту для письма и  посуды, лечебные берёзовые почки, бруньки, берёзовый сок, веники для бани, дёготь, смолу и пр. Неудивительно, что она стала символом и главным действующим лицом одного из праздников. Конечно, в старину не рубили берёзу бездумно — существовали правила, сроки и мудрость веков. Весной трогать берёзу было нельзя. А на Троицу  вот такая  вырубка молодых деревьев не была актом вандализма, а могла быть  этаким профилактическим мероприятием против загущения леса, например. А это очень актуально: вот сейчас леса заросли настолько, что там пройти бывает совсем невозможно. Но самое главное — молодая поросль захватывает поля: возможно,  традиции по вырубке молодняка на Троицу помогали этого избежать.Кстати, уважаемые френды, нам тоже можно завить берёзку (аккуратно, конечно) и погадать на исполнение желания. Развился венок или завял — увы, желание не исполнится. Остался зелёным — ура, сбудется :)Семик в этом году — 5 июня (завиваем венки), а Троица — 8 июня (развиваем).

Пойдём, девОчки,Завивать веночки!Завьём веночки,Завьём зелёные!Стой мой веночекВсю недельку зелен,А я , молодёшенька,

  1. Весь год веселёшенька!»
  2. Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

===========================

Ещё на эту тему можно почитать:http://www.pravda.ru/society/18-10-1999/900264-0/

Источник: https://vodolei-13.livejournal.com/497535.html

Древние поверья: почему невест на Руси отдавали замуж из бани

В каждой стране существуют свои поверья и обычаи, многие традиции переходят из века в век. Процессу омовения всегда придавалось особое значение. Еще в древности создавались связанные с водой ритуалы, порой становившиеся частью свадебного торжества. Наверняка кому-то будет интересно, почему на Руси невест отдавали из бани, ведь придумано это было неслучайно.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Бытовавшее поверье

У северных народностей Древней Руси существовало поверье, что однажды банник (домашний дух сродни домовому, обитающий в бане) выкрал у родителей понравившуюся ему маленькую девочку, когда семья пришла мыться.

После этого дух сделал ее невидимой и воспитывал как собственную дочь до совершеннолетия.

Банник объявил подросшей девушке, что не отпустит ее просто так, а передаст с рук на руки жениху, который отважится прийти за ней в баню.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Никто из молодых людей не решался на отчаянный шаг, но однажды некий юноша на спор зашел ночью в баню, где обитал банник со своей дочерью.

Девушка схватила парня за руку и стала умолять жениться на ней, тот пообещал спросить позволения родителей и вернуться, но быстро забыл об этом.

Несчастная пленница банника вынуждена была явиться юноше во сне и требовать исполнения обещанного.

Ему пришлось все рассказать родителям. Те, испугавшись гнева банника, велели сыну исполнить обещание, что он и сделал. Как только юноша явился в баню за невестой, она стала видимой и вышла за него замуж. На основании этого поверья родилась традиция, которая до сих пор сохраняется в отдаленных селах и деревнях и связана с мытьем в бане перед свадьбой.

Предсвадебная ночь

Всегда считалось, что банные процедуры очищают не только тело, но и дух, а также способствуют сохранению здоровья и долголетию. Древнюю русскую баню называли по-разному, например:

  • ​мовница;
  • мыльня;
  • влазня;
  • мовь.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Принятое сегодня название появилось гораздо позже. Согласно традиции невеста в ночь перед свадьбой должна была обязательно париться в бане. К процессу подключались подруги девушки. В их обязанности входило истопить баню, убраться там и украсить помещение ветками и лентами.

Для участия в ритуале приглашалась вытница (женщина-плакальщица), которая оплакивала свободу девушки и предстоящую разлуку с отчим домом. Сама невеста тоже должна была горько плакать и подвывать. Считалось, что чем больше слез прольет девица, тем счастливее будет ее жизнь с мужем.

Подруги принимали активное участие в происходящем: расчесывали невесте волосы, расплетая косу. Освободившуюся в процессе этого действа ленту девушка передавала младшей сестре или близкой подружке. Ленточка, вплетавшаяся в косу, называлась «волей» и символизировала свободную девичью жизнь.

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Когда баня топилась, по треску разогретых камней и шипению воды можно было погадать и узнать о характере будущего мужа и новой родни. Чтобы не вызвать зависть в сердцах подруг, невеста увлекала их разговорами, щедро угощала квасом и испеченными пирогами.

В некоторых деревнях к традиции добавилось гадание на венике, которым парили невесту. Его подсовывали в общую кучу и незамужним девушкам предлагалось выбрать понравившийся веник. Той особе, что верно угадывала, предсказывалось замужество в текущем году.

В современных больших городах традиция трансформировалась в проведение девичника, проходящего в бане или сауне накануне свадьбы. Во время него подруги дают невесте свои напутствия, вспоминают веселые моменты свободной жизни, устраивают небольшое застолье.

Источник: https://9ban.ru/poleznoye/pochemu-nevest-na-rusi-otdavali-zamuzh-iz-bani

Зачем девушки на Руси привязывали ленты к березам

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Кириллица

На Руси никогда не встретить березу возле жилого дома. Это дерево могло расти только за оградой, а то и вовсе как можно дальше от дома. И это не случайность, береза носила определенный смысл.

Ведьмино дерево

В славянской языческой традиции практически все явления и объекты живой природы наделялись антропоморфными — человекоподобными — свойствами. Красавицу-березку древние славяне считали одним из воплощений богини-матери Берегини. Считалось, что это дерево благоволит юным девицам, которые хотят выйти замуж.

Березку связывали с руной судьбы. В связи с этим у славянок была популярна традиция: незамужние девушки ходили в березовые рощи, украшали веточки деревьев лентами и просили подарить им суженых. Существовало много примет и обычаев, связанных с березками. Однако древние славяне никогда не сажали эти красивые деревья рядом со своими жилищами. И на то было много причин.

В сборнике «Народная демонология Полесья», составленном фольклористами Людмилой Виноградовой и Еленой Левкиевской, зафиксированы любопытные поверья, связанные с березой. Восточные славяне твердо верили, что это дерево обладает как положительной, так и отрицательной энергетикой.

С его помощью ведьмы могли добывать для своих нечистых целей молоко. Колдунье достаточно было воткнуть в ствол самой обычной березки острый нож и произнести тайное заклятье. После этого из древесины по ножу начинало стекать молоко. Славяне-язычники были убеждены, что ведьмы таким образом «доят березу».

Также считалось, что на свои шабаши поборницы нечистой силы летают не только на помеле, но и на обычной березовой палке. Ведьмы вообще питали особую слабость к березке. В части этого дерева они могли превращать разные предметы и свои подарки обычным людям.

Место, где прячутся духи

Жители Древней Руси никогда не высаживали березу возле дома не только из-за нежелания приманивать в свой двор ведьму. Они также верили, что береза — дерево и само по себе магическое. В ее кудрявой кроне живут лесные духи, а также души умерших предков. Они потихоньку переговариваются между собою, когда зеленые березовые листочки шелестят и трепещут на ветру.

Считалось, что особенно любят прятаться в ветвях березы русалки, девушки-утопленницы. По ночам они выходят из озер и рек, в которых утонули, и гуляют по берегу. Если вблизи оказывается живой человек, русалки скрываются от него в густой листве березки.

Иногда эти неприкаянные души могут выглядывать и показываться припозднившимся странникам. Однако это зрелище ничего хорошего живым людям не сулит. Если уж русалка решила показаться, то может затащить человека в пруд. По этой причине славяне старались не гулять поздней ночью возле берез, которые росли недалеко от водоемов.

Защитное средство

Название березы происходит от того же корня, что и слова «берегиня», «беречь». В далеком прошлом это дерево считали мощным оберегом от злых сил. Когда женщина рожала, возле ее кровати ставили березовую метлу. По народному поверью, такой амулет защищал мать и дитя от болезни или гибели во время родов.

Считалось, что березовые веники обладают силой отгонять неприкаянные души ходячих мертвецов. Когда в доме кто-то умирал, на дно гроба стелили березовые листья. Из них же покойнику делали «подушку». После захоронения на могиле высаживали березку. Это дерево считалось своеобразным проводником в мир духов.

Из-за всего этого славяне не сажали березки у себя во дворах, возле домов. Всё это — места для живых, а не для мертвых. Но можно было высадить березу за воротами дома, где-нибудь возле калитки. Тут магическое дерево защищало вход в жилище от злых духов.

Также существовало поверье, согласно которому в березу никогда не бьет молния. Если дерево растет рядом с домом, то в грозу молния обязательно ударит в его крышу. Березка как будто отводит от себя электрические разряды, «перекидывает» их на расположенные по соседству предметы. Сажать такое коварное дерево у себя во дворе никто не решался.

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/42664695-zachem-nezamuzhnie-devushki-na-rusi-privyazyvali-lentochki-k-berezam/

Мудрость наших предков или почему на Руси женщины волосы в косу заплетали

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса.

Коса была главным способом убирать волосы — и для девочек, и для женщин, и для старух. Ходить с неприбранной головой, с распущенными волосами считалось зазорным.

Читайте также:  «ветхозаветная троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы

Это допускалось только в особые дни, когда табу не действовало — например, на Ивана Купалу.

Но в целом, как только девочка достигала определенного возраста, она начинала носить строго определенную прическу — косу, сплетенную обычно из трех прядей.

Вообще, первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. До того момента ей могли подрезать волосы.

Но как только она начинала подходить к брачному возрасту (а он был очень ранним — с 13 лет), ей меняли прическу, а заодно и одежду.

Детские рубашки отходили к младшим братьям и сестрам, а девочке, приобретающей статус девушки, вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда.

На Руси незамужние девушки носили одну косу. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Можно сказать, что выражение «коса — девичья краса» имело вполне буквальный смысл — та, у которой коса была самой длинной, считалась лучшей невестой. И потому девушки старались, как могли, чтобы их коса росла густой.

Те, у кого не получалось, прибегали к гнусному обману — вплетали в свои косы волосы из конских хвостов.

Или же пробовали диковинные способы укрепления волос: втирали в них змеиный жир, чтобы волосы были длинными, как змеи, или прятали под подушку веревку — чтобы волос был крепкий, бегали под летним дождем, прикладывали к волосам траву, которая называется «косица», мазали волосы виноградным соком, чтобы коса была упругой, словно виноградная лоза…

Ну и, конечно, укрепляли отварами из трав и тому подобным. Бог знает, помогало им это или нет, но современные медики говорят, что густота волос и их длина (если их, разумеется, не стричь), определены генетическими характеристиками, и изменить их невозможно.

Впрочем, был еще один способ увеличить объем косы — вплести ленту от самого основания косы, что, собственно, и делали. Это было и украшение, и знак: если в косе девушки появлялась лента, то это означало, что девица — на выданье.

Как только у нее появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от ее середины.

Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и ее семья уже определились с кандидатом в мужья.

Да и косу девице оставалось носить совсем недолго. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной прической как с символом беззаботного девичества. И оно оплакивалось в специальных обрядовых песнях, тексты которых дошли до наших дней:

Уж как к часу минуется,
Скоро воля коротается,
Я со волюшкой расстануся,
С подневолюшкой спознаюся.
Не гора ли рассыпается,
Трубчата коса да расплетается,
Дивий век да коротается.
Дивья доля лебединая,
Дивье прозвище да хорошо,
Женская доля да недородна,

Женское званье да нехорошо.

По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, — намек на ее новый, более высокий семейный статус. Но это не значит, что жизнь новобрачной становилась легче — она попадала в чужую семью и в полную зависимость от мужа.

Новоиспеченная жена не имела права носить одну косу — существовала даже примета, что из-за этого она может овдоветь.

Вероятно, так просто припугивали молодых девушек, видя в их нежелании менять прическу, нежелание терять свою свободу и в полной мере принимать те обязанности, которые опускались на ее плечи.

И следом за этими заботами на голову молодой жены опускался или платок, или повойник (матерчатая шапочка), или кика (это такая шапка с двумя рогами), или какой-нибудь другой вид головного убора.

Замужней не пристало ходить с непокрытой головой. Исключение — ворожба, поскольку гадали женщины с распущенными волосами, а также оплакивание покойника — распущенные волосы символизировали горечь утраты. В остальных случаях волосы прятались под тканью.

Платок на голове как бы укрывал женщину и ее красоту от посторонних мужских взглядов, говорил о ее строгости и благонравности. И сорвать с нее головной убор означало оскорбить и унизить как ее саму, так и ее семью.

Худшим оскорблением было разве что обрезание косы.

Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для нее выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж.

Но косу могли обрезать и насильственно — скажем, если девушка расставалась с невинностью до брака.

Это уже во времена принятия христианства, потому что в языческие времена наличие добрачного ребенка не было помехой для свадьбы и даже наоборот: плодовитость девушки была подтвержденной живым свершившимся фактом.

Потом нравы стали строже, и та, которая позволяла себе вольности до свадьбы, могла в наказание расстаться с волосами — также их могла отрезать ревнивая соперница.

Кроме того, в некоторых местах существовал любопытный обычай, когда косу девушке отрезали перед вступлением в брак, и она дарила ее своему мужу, как бы говоря этим, что отдает ему всю свою жизнь, а потом под платком отращивала новую.

В случае нападения врагов — печенегов или половцев, например — муж мог взять девическую косу жены с собой в сражение, как оберег от несчастий и сглаза.

А если враги врывались в славянские поселения, то они, помимо логически объяснимого грабежа, насилия и убийств, могли отрезать женщинам волосы.

Видимо, волосы имели для людей какое-то мистически важное символическое значение. Ведь не просто так красота невесты определялась длиной ее косы, не просто так жен заставляли закрывать волосы платком, и не просто так кочевники стремились отрезать косы у девушек и женщин в тех землях, на которые они нападали. Похоже, что волосы напрямую ассоциировались с жизненной силой.

Об этом, кстати, есть легенда и в Библии, о человеке непомерной силы — Самсоне, чья мощь заключалась в волосах, которые он носил заплетенными, кстати, в косы.

Когда врагам удалось обманом отрезать ему волосы, Самсон ослаб, его ослепили, он остался в рабстве, и его враги водили его в свой храм, чтобы потешаться там над ним.

Но как только волосы снова отросли, Самсон дернул за цепи, приковывавшие его к колоннам, из-за чего здание рухнуло, погребя и его самого, и его тюремщиков.

Поверья, связанные с волосами, существуют практически у всех народов. Считалось, что волосы можно использовать в приворотах, поэтому люди старались остриженные волосы жечь — ведь даже если они не попадут в руки к ведьме, их могут найти птицы и свить из них гнездо, и тогда, если верить примете, человека начнет крутить так же, как в гнезде скручены его волосы.

В ряде религиозных церемоний отказ от волос говорит об отказе от старого образа жизни и принятии религиозных заветов. В православии при крещении, а также при посвящении в монашество есть обряд пострижения, а в католицизме выбривали тонзуру все духовные лица.

Волосы традиционно считались вместилищем жизненной силы, поэтому маленьких детей обычно не стригли до определенного возраста (обычно до 3-5 лет). У славян первая стрижка волос выступала как особый обряд, который так и назывался — пострижины. В княжеских семьях мальчика к тому же в день пострижин впервые сажали на коня.

Сегодня же прическа, в целом, не особенно отражает чей либо социальный статус — каждый носит то, что ему нравится, и волосам того мистического значения, которое числилось за ними раньше, не придают.

Источник: http://RusPravda.info/Mudrost-nashih-predkov-ili-pochemu-na-Rusi-zhenshchini-volosi-v-kosu-zapletali-1151.html

Ритуал на исполнение желаний «Ленточка желания»

Зачем незамужние девушки на Руси привязывали ленточки к березам

Путешествуя по Крыму или Северному Кавказу, вы наверняка встречали деревья увешенные цветными ленточками. Люди загадывают желания и привязывают на дерево ленточку. Количество ленточек растет с каждым днем, а желание людей исполняются. Что означает ритуал на исполнение желаний «Ленточка желания»?

Ленточка желания исполнит все желания!

Похожий ритуал популярен во многих странах мира ( особенно буддистских). Ритуальными ленточками украшают святые места — родники и горные перевалы. Их привязывают на деревья или воткнутые в груды камней палки.

Почему и как это работает?

Все очень просто. Человек «привязывает» к ленточке мыслеформу своего желания. Для того чтобы желание исполнилось, «мыслеформа» должна наполниться энергией. Для этого и нужна ленточка. Вернее ритуал Стихии Воздуха на исполнения желания.

Существует много разновидностей данного ритуала, мы же рассмотрим один из множества.

Ритуал «Ленточка желания»

Купите новую ленточку яркого цвета. Разместите ее между ладонями и начните медитировать на свое желание (лучше, если вы вообще напишете желание на ленточке).

Затем ленточку нужно поместить на несколько часов между тремя свечами стоящими треугольником. ( подойдут обычные таблетки). Если вы собираетесь привязать ленточку вдалеке от открытой воды, то обязательно поставьте на ленточку чашку с водой.

После того, как свечи догорят, заверните ленточку в ткань или положите в специальную коробочку. (только не в целлофан). Воду вылейте в землю ( обязательно!)

Все ваша ленточка готова к последней стадии ритуала.

Как правильно провести ритуал с ленточкой?

Привяжите ленточку на дерево, как можно выше, чтобы она развевалась на ветру. Теперь Энергия стихии Воздуха будет постоянно подпитывать ваше желание, до тех пор, пока оно не исполниться.

В момент привязывания можете мысленно проговорить следующее: «Ветру ленточку-мне Счастье»  или « Как ленточка поймает ветер так и я поймаю свою удачу» (вариантов много…фантазируйте..)

Муж всегда будет верен, если жена «перевяжет» ему дорогу из дома, повязав красную нить на дверную ручку и ленточку на дерево. А заговорить нить и ленточку нужно так: «Нить (ленточка) повязана – слово сказано, на крепкую любовь, на мужнину верность»

О снах: «Ленте виться, сну — не сбыться»

На богатство

На богатство взять 7 ленточек (красные или зеленые) начитать, когда привязываете на дерево: «7 сестриц пришли, да еще 7 с собой привели. Сколько раз по 7 – места хватит всем! Каждая сестрица – великая сила, деньги в дом ведите, да не скупитесь, трудитесь, на дереве вертитесь!

Сестриц сосчитаю, деньги и счесть не могу. Слово говорю, да дело делаю, ленты привязываю, богатство приманиваю. Так тому и быть!» Домой придете, скажите: «Ленточки вертитесь, денежки водитесь и у меня селитесь!»

Если ваше желание связано с благосостоянием (деньгами), то привяжите ленточку у природного водоема — у ручья или реки.

Найти работу: Напишите 27 сфер деятельности, где вы себя видите. Не привязывайтесь к тем, которые уже вам известны, придумывайте самые разные варианты. На ваши желания придут возможности.

Когда напишите, начитайте на красную ленту, привязывая к дереву: «Как сладкое пчел влечет, так и я работу мечты привлекаю. Да будет так!» Дома сверните список, перевяжите красной лентой и храните, пока желание не исполнится. Будьте внимательны к возможностям!

Важно, чтобы в ленточке присутствовала энергия четырех первоэлементов. Огонь — вы привязали свечами. Воду — водой. Энергию Земли дает само дерево, Энергия Воздуха — в ветре.

Ленточку можно привязать на природе или у Вас на даче. Можно привязать ленточку вместе с небольшим колокольчиком.

Удачи вам и исполнения желаний!

Источник: https://all-mw.ru/ritual-na-ispolnenie-zhelanij-lentochka-zhelaniya

Магические свойства красной ленты в обрядах, поверьях и по фэн-шуй

Красная лента имеет определённые магические свойства, действие которых издревле применялись в различных странах мира. На протяжении столетий они использовались и древнем китайском учении фэн-шуй, и в древнеславянских обрядах. Спустя многие годы, эти знания дошли и до наших дней.

Читайте также:  В каких лесах средней полосы россии живет больше всего волков и медведей

Рассмотрим различные практические магические применения ленточки красного цвета.

Содержание статьи:

  • 1 Магия красной ленты
  • 2 Магия красной ленты по фэн-шуй

Магия красной ленты

Если девушка желала найти свою любовь, она должна была привязать красную ленту к цветущей ветке черешни. Использовалась именно та лента, которой до этого она подвязывала свои волосы.

Девушка на выданье привязывала красную ленточку на калиновое деревце. При этом она мысленно должна повторять имя суженого. Она верила, что благодаря этому обряду её суженный поторопиться со свадьбой.

У азербайджанцев и турков есть обычай красной ленты на свадебном платье. Перед тем, как уйти из дома, невеста получает благословение отца и матери, а затем деверь перевязывает её талию красной лентой. Это означает чистоту невесты, её девственность. Так же этот узел соединяет 2 породнившихся семьи.

  • Красная лента или шерстяная нить на запястье левой руки защищает от сглаза и дурных мыслей окружающих людей, а на запястье правой руки ограждает человека при непосредственном контакте с плохой энергией предметов, которые он берет или дает другим.
  • Красная лента или повязка одевалась на голову во время болезни для исцеления или когда люди шли на важное дело для защиты, в том числе и от сглаза.
  • Для защиты домашнего скота ленту красного цвета завязывали на шее коров, овец, коз, лошадей.
  • Украшали красной лентой праздничные столы и символические блюда (свадебные хлеба) для поддержания изобилия в семье.

Магия красной ленты по фэн-шуй

Чтобы финансовая энергия не уходила, необходимо обвязать красной лентой стояки канализации, перекрыв тем самым путь потоку энергии.

Китайские монеты, прекрасные символы изобилия и которые всегда приносят удачу в бизнесе необходимо соединить через отверстия в них лентой красного цвета. Это поможет добиться наибольшего эффекта магической силы монет.

  1. Чтобы привлечь деньги в дом при помощи денежного дерева (замиокалькуса), необходимо закопать в землю 2-3 одноцентовые монетки, а затем на само растение повесить настоящий доллар, перевязанный красной ленточкой.
  2. Чтобы нейтрализовать стрелы Ша (их образуют острые углы предметов в помещении), которые оказывают негативное влияние на спящего, необходимо прикрепить к потолочным балкам и выступающим углам стен пару бамбуковых палочек, обвязанных красной лентой.
  3. Комнатный бамбук, который считается идеальным примером сосуществования стихии воды и дерева необходимо обвязать красной лентой для усиления положительного тока энергии Ши.

В день переезда на новую квартиру возьмите флейту (символ меча), а также вазу для цветов, обвязанную красной лентой по горлышку (символ безопасности и покоя), и пройдите с ними по всем комнатам. Тем самым вы утвердите свои права на новое жилище.

Сосуд Ву Лоу, сделанный из тыквы-горлянки и используемый для хранения лекарств является символом здоровья и защитником от негативных энергий Ци или Ша, а также символизирует процветание и долголетие. Обычно он покрыт золотой краской. Его горлышко необходимо обернуть красной лентой для усиления его магического действия.

Если у мужа появилась любовница, не стоит отчаиваться и поддаваться панике. Подыщите камень, который больше всего вам понравится. Он может быть большой или маленький, не имеет большого значения.

Обвяжите камешек красной лентой и прикрепите к правой ножке кровати, с хорошим настроением и положительными мыслями. После положите мужа спать именно на правой стороне кровати.

После можете быть уверены, ваш муж останется с вами.

Дополнительно хочу отметить, что красная лента стала символом борьбы со спидом.

Если у вас есть дополнительная информация о применении магических свойств красной ленты, пишите в х и ваши дополнения будут дописаны в этой статье.

Источник: https://krasnyj-cvet.ru/magicheskie-svojstva-krasnoj-lenty-v-obryadax-i-poveriyax.html

Почему на Руси девушки топились после первой брачной ночи? — DRIVE2

В древней Руси самыми завидными невестами считались девки высокие и толстые. Поэтому худым приходилось для обмана женихов надевать по десять юбок и фартуков. При этом рост и вес жениха мало кого интересовал — жених котировался в зависимости от зажиточности его семьи.

Невесту сыну подбирал отец, договаривался с отцом невесты, и уже после к невесте засылались сваты. В первый день свадьбы невеста должна была подарить свекрови собственноручно вышитую рубаху. На следующий день свекровь приходила в этой рубахе на свадьбу.

Либо приходила в своей и заявляла: «Да там и смотреть было нечего!»Это означало, что сын женился на никуда не годной неумехе. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя: «Раз они обвенчались, значит, ему ее Бог послал.

А какую он послал — хромую или горбатую, тут уж ничего не поделаешь.Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться.

Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Хотя, может, он просто импотент, или у него случайно не получилось, и на следующую ночь получится.

Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.

———————————

Традиционно осень считается свадебной порой. Это один из самых романтических времен года, воспетый поэтами, отличающийся своей красочностью обрядов и необычайной красотой.

На Руси женить молодых было принято рано «чтобы не забаловали». Вообще нравственные понятия того времени не позволяли молодым людям обоих полов видеться и договариваться между собою. Этим занимались их родители.

Они смотрели, хороша ли невеста, умна ли, (не безъязычна ли и речью во всем исполнена). Бывали случаи, что если дочь некрасива собой, то вместо нее приводили другую или вообще служанку.

Если впоследствии обман с невестой открывался, то брак мог быть расторгнут, но это случалось очень редко.

После смотра происходил сговор — первая часть брачного праздника или вступление к торжеству. Составлялся уговор, писалась рядная записка, где означалось, что в такое-то время состоится свадьба, а за невестой будет такое приданое.

Приданое всегда было важным условием русской свадьбы, в него входило: постель, платья, домашняя утварь и украшения, люди, деньги, недвижимость. От жениха ничего не требовалось. Этот сговор имел юридическое значение.

Если невеста была из бедной семьи и не могла принести в дом приданое, то жених сам (делал приданое) или передавал родителям невесту некоторую сумму денег — старинный обычай не позволял брать невесту без приданного.

Утром в день торжества (иногда же накануне) сваха невесты отправлялась в дом жениха приготовлять брачное ложе. Брачною комнатою избирался сенник, часто нетопленый. Необходимо было, чтоб на потолке не было земли, чтоб, таким образом, брачная спальня не походила ничем на могилу.

Перед венчаньем гостей и молодоженов приглашали к столу, но и там сидя рядом будущий супруг не видел лица невесты — на ней было плотное покрывало — прообраз сегодняшней вуали.

Обычно после 4-5 перемен кушаний посаженный отец обращаясь к родному отцу невесты спрашивал разрешения вести молодых (чесать и крутить), т.е. венчать.

В древности каждый человек осознавал себя в первую очередь членом определенного рода. Дети принадлежали к роду родителей, а вот дочь-девушка, выходя замуж, переходила в род мужа. Девушка должна была «умереть» в прежнем роду и «снова родиться» в другом, уже замужней, «мужатой» женщиной.

Отсюда и повышенное внимание к ней, которое мы посейчас видим на свадьбах, и обычай брать фамилию мужа, ведь фамилия—это знак рода. Отсюда и сохранившееся кое-где обыкновение звать родителей мужа «мамой» и «папой», чем, кстати, пожилые люди нередко весьма дорожат, хотя, откуда взялся такой

обычай, объяснить толком не могут. «Вошла в семью» — и всё тут!

Теперь нам ясно, почему жених старается внести невесту через порог своего дома обязательно на руках: ведь порог — это граница миров, и невесте, прежде «чужой» в этом мире, надлежит превратиться в «свою»…

А что белое платье? Иногда приходится слышать, будто оно, дескать, символизирует чистоту и скромность невесты, но это неправильно. На самом деле белый—цвет траура. Да, именно так. Белый же, как утверждают историки и психологи, с древнейших времён был для человечества цветом Прошлого, цветом Памяти и Забвения. Испокон веку такое значение придавали ему на Руси.

А другим — траурно свадебным цветом был красный, чермный, как он еще назывался. Его издавна включали в одеяние невест. Есть даже народная песня: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» — песня дочери, которая не хочет уходить из родного дома к чужим людям — замуж.

Итак, белое (или красно-белое) платье — это «скорбное» платье девушки, «умершей» для своего прежнего рода.

Теперь про фату. Ещё совсем недавно это слово означало просто «платок». Не теперешнюю прозрачную кисею, а настоящий плотный платок, которым наглухо закрывали невесте лицо. Ведь с момента согласия на брак её считали «умершей», а жители Мира Мёртвых, как правило, невидимы для живых.

И наоборот.

Вот и невесту никому нельзя было видеть, а нарушение запрета вело ко всевозможным несчастьям и даже к безвременной смерти, ибо в этом случае нарушалась граница и Мёртвый Мир «прорывался» в наш, грозя непредсказуемыми последствиями… По той же причине молодые брали друг друга за руку исключительно через платок, а также не ели и не пили (по крайней мере невеста) на всём протяжении свадьбы: ведь они в этот момент «находились в разных мирах», а касаться друг друга и тем более вместе есть могут только люди, принадлежащие к одному миру, более того — к одной группе, только «свои».

Надо упомянуть и ещё об одном интересном обычае, связанном с совместной едой жениха и невесты. В старину на Руси говорили: «Не женятся на тех, с кем вместе едят».

Казалось бы, что в том плохого, если парень и девушка дружно работают или охотятся и едят из одной миски, как брат и сестра? Вот именно — как брат и сестра. (совместная трапеза делала людей «родственниками».

А браки между родственниками не поощрялись — опять таки в интересах потомства…

Еще надо сказать несколько слов на одну деликатную тему.

Да, в некоторых областях России за девичьим целомудрием действительно очень строго следили. Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя. Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха.

Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться. Считалось, что это несмываемый позор и что она негодная женщина, если даже муж на нее не возбудился. Второй ночи в таких случаях обычно не бывало.

Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое.

Но столь же часто всё выглядело решительно наоборот. Почему-то полагают, будто в старой России и «тем более» в Древней Руси девушка, родившая ребёнка до брака, считалась непоправимо опозоренной.

Не перечесть «исторических» фильмов и книг, где несчастных юных матерей преследуют ужасные несчастья: они топятся, вешаются, сходят с ума, женихи отказываются от них, родители проклинают, гонят из дому…

Добрачные дети ни в коем случае не оказывались помехой для свадеб — отнюдь! Их-то матери как раз и считались «первыми невестами на деревне».

Ведь каким было со времён глубокой древности главное требование к женщине? Чтобы могла выносить и родить здоровых, крепких детей.

Вот и сватались парни наперебой к молодым матерям, уже доказавшим свою женскую полноценность. Когда же замуж шла девушка — как знать, не «пустоцвет» ли попался?

Вот такие были времена и такие нравы…

Источник: https://www.drive2.ru/b/2998591/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector