«арктические ворота»: почему так называют мурманск

Президент России Владимир Путин в режиме видеосвязи дал старт работе нового терминала «Ворота Арктики» на Новопортовском месторождении, сообщают РИА Новости . Как отметил президент, при строительстве «Ворот Арктики» были «применены новейшие технические решения, связанные с работой в очень суровых условиях на полуострове Ямал».

«Это новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект – один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России», — сказал президент в ходе открытия терминала.

Проект действительно «капиталоемкий»: на его реализацию было направлено 186млрд. рублей «Газпром нефти». Однако, судя по подсчетам гендиректора компании Александра Дюкова, расходы окупятся. «За время эксплуатации данного объекта налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 трлн рублей», — заявил Дюков на открытии терминала.

Ямал находится за Полярным кругом, а Новопортовское месторождение – одно из крупнейших нефтегазоконденсатных месторождений в этом регионе, на которое «Газпром нефть» имеет большие планы.

В текущем году компания планирует добыть там 2,5 млн тонн нефти, а в 2018г. – уже 6,3 млн тонн.

Однако добычу и транспортировку осложняют экстремальные погодные условия Крайнего Севера: температура воздуха может достигать -50 градусов по Цельсию, скорость ветра – 40 м/с, а толщина льда в Обской губе – 2,5м.

Представители «Газпром нефти» говорят о «Воротах Арктики» как об уникальном, надежном, высокотехнологичном проекте, однако эксперты настроены не так воодушевленно, считая, что строительство подобных терминалов – обычная мировая практика для месторождений, которые удалены от трубопроводной системы.

«Примеры есть и в России: нефть с месторождения Требса и Титова транспортируется через терминал «Варандей», выносной терминал есть у «Сахалин-2». Условие нулевого сброса – обязательный стандарт при разработке месторождений Арктики: в отличие от более южных широт нефть здесь не разлагается.

А уникальность может заключаться только в крайне суровых условиях строительства», —

Владимир Путин дал сегодня в режиме видеосвязи команду к отгрузке нефти Новопортовского месторождения через новый арктический терминал «Ворота Арктики».

«Мы сегодня начнём новый этап освоения Ямала, по сути новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, имею в виду, что и проект — один из самых капиталоёмких в нефтегазовой отрасли в России, — сказал президент.

— За последние три года 186 миллиардов было направлено на реализацию этого проекта, применены новейшие технические решения, высокотехнологичные решения, связанные с работой в таких суровых условиях на полуострове Ямал, в самой северной его точке.

Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем».

О готовности терминала к работе доложил председатель правления компании «Газпром» Алексей Миллер. Он рассказал, что объект находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры, с Новопортовским месторождением терминал соединяет нефтепровод длиной более 100 километров, проектная мощность терминала составляет до 8,5 миллионов тонн.

«Терминал позволяет осуществлять отгрузку нефти в экстремальных природно-климатических условиях: это температура до минус 50 градусов Цельсия, скорость ветра до 40 метров в секунду и толщина льда в Обской губе до 2,5 метров, — сообщил Миллер. — Терминал является морским, с берегом его соединяет морской нефтепровод. Терминал является терминалом башенного типа, высота крана над уровнем воды составляет 61 метр, 78 метров это длина поворотного стола».

Председатель правления «Газпрома» также отметил, что «Ворота Арктики» полностью соответствуют самым высоким требованиям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. На терминале применена так называемая технология нулевого сброса, это значит, что ни при каких условиях вредные, загрязняющие вещества не попадут в акваторию Обской губы.

«Терминал полностью автоматизирован и управляется с берега. Аналогов таких терминалов в мире нет, нет таких промышленных объектов с такими характеристиками за Полярным кругом. Без сомнения, с вводом терминала Россия делает серьезный шаг к дальнейшему освоению богатейших углеводородных ресурсов Крайнего Севера и развития Северного морского пути», — резюмировал Миллер.

После него слово взял генеральный директор «Газпром нефть» Александр Дюков. Он доложил об обустройстве Новопортовского месторождения, долго остававшемся неосвоенным по причине отсутствия технологий по разработке, а также невозможности вывоза, транспортировки нефти с данного месторождения.

«Если говорить о качестве нефти Novy Port, то этот сорт характеризуется высоким качеством, относится к легким нефтям с низким содержанием серы, что дает ему дополнительные конкурентные преимущества на мировых рынках нефти.

Эта нефть более качественна, чем нефть марки Brent и торгуется с премией к нефти марки Brent, — представил продукт Дюков. — Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции.

На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых современных, мощных ледоколов, которые будут работать на этом проекте».

Глава «Газпром нефти» также заверил президента в том, что многомиллиардные инвестиции в проект обязательно окупятся — за время эксплуатации данного терминала налоговые поступления в бюджеты всех уровней превысят 1,5 триллиона рублей.

Релиз

Сегодня в поселке Мыс Каменный (полуостров Ямал, Ямало-Ненецкий автономный округ) состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». В мероприятии приняли участие Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Александр Дюков.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения дал по видеосвязи Президент Российской Федерации Владимир Путин.

Новопортовcкое нефтегазоконденсатное месторождение — самое крупное по запасам нефти на Ямале — находится в 700 километрах от существующей трубопроводной инфраструктуры. Поэтому было принято решение, что впервые в истории российской нефтегазовой отрасли вывоз ямальской нефти будет осуществляться морским путем.

Использование новейших технологий при создании добычной , транспортной и, главное, отгрузочной инфраструктуры позволило всего за четыре года организовать промышленную добычу нефти на месторождении. Уже в 2018 году здесь планируется добыть 6,3 млн тонн сырья. План дальнейшего развития месторождения будет определен до конца 2017 года.

По нефтепроводу протяженностью более 100 км нефть с Новопортовского месторождения поступает на побережье Обской губы.

Она имеет критически малую для навигации глубину судоходного фарватера — 11 метров, в связи с чем нефтеналивной терминал размещен непосредственно в море — в 3,5 км от берега. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

Он позволяет круглогодично отгружать нефть, добываемую на Ямале, на танкеры для дальнейшей транспортировки по Северному морскому пути.

Морской терминал «Ворота Арктики» является уникальным сооружением. Терминал рассчитан на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже —50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать два метра. Он имеет двухуровневую систему защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Оборудование терминала полностью автоматизировано и надежно защищено от гидроударов. Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов.

Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы, что крайне важно для сохранения экологии Арктики.

Кроме того, подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

«„Газпром“ последовательно осваивает российскую Арктику. Успешно идет добыча нефти на Приразломном месторождении — единственном на российском арктическом шельфе проекте по разработке углеводородов.

На полуострове Ямал полным ходом развивается центр газодобычи, не имеющий мировых аналогов. Теперь здесь вместе с газовым центром мы создаем новую нефтяную провинцию.

„Ворота Арктики“ открыты для нефти Ямала, которая будет круглогодично поступать европейским потребителям по Северному морскому пути», — сказал Председатель Правления ПАО «Газпром» Алексей Миллер.

Справка

Новопортовское нефтегазоконденсатное месторождение расположено в юго-восточной части полуострова Ямал, в 250 км к северу от г. Надыма и в 30 км от побережья Обской губы. Извлекаемые запасы жидких углеводородов категорий C1+С2 составляют более 250 млн тонн. Оператор разработки месторождения — ПАО «Газпром нефть».

Сорт нефти Novy Port относится к сортам средней плотности и содержит меньше серы (около 0,1), чем смесь Urals.

Возможность вывоза нефти морским путем была подтверждена в 2011 году после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменный. Первый в российской истории опыт вывоза нефти с Ямала танкером по морю был получен летом 2014 года.

К настоящему времени объем инвестиций в развитие Новопортовского месторождения составил 180 млрд руб., ожидаемые налоговые поступления за время реализации проекта превысят 1,5 трлн руб.

В период разработки месторождения реализуется программа по увеличению популяции северных промысловых рыб. В частности, в 2015 году в Обь и реки Обь-Иртышского бассейна было выпущено около 4 млн мальков муксуна и других видов рыб. В 2016-2018 годах запланирован выпуск еще 24 млн мальков муксуна.

Управление информации ПАО «Газпром»

На Новопортовском месторождении «Газпром нефти» начал работу арктический нефтеналивной терминал «Ворота Арктики», установленный в акватории Обской губы.

Это уникальное техническое сооружение, рассчитанное на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, расположенному в 3,5 км от берега, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Мощность терминала по перевалке нефти составляет до 8,5 млн тонн в год.

«Александр Санников» — одно из двух ледокольных судов обслуживания терминала на Новопортовском, строящихся по заказу «Газпром нефти» на Выборгском судостроительном заводе

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

Специальная система позволяет мгновенно производить расстыковку терминала и танкера, сохраняя герметичность разъединяемых элементов. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Подводный трубопровод, соединяющий терминал с прибрежным резервуарным парком, защищен дополнительной бетонной оболочкой.

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязи президент Российской Федерации Владимир Путин. В торжественном мероприятии, посвященном началу круглогодичной отгрузки ямальской нефти через «Ворота Арктики», приняли участие председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер и генеральный директор «Газпром нефти» Александр Дюков.

Освоение территорий, расположенных за Полярным кругом на суше и на шельфе, является частью стратегии «Газпром нефти» до 2025 года, объединенной программой «Время Арктики».

Флагманские проекты программы сегодня — разработка Приразломного и Новопортовского месторождений.

В дальнейшем в ее периметр могут войти другие элементы добывающего кластера «Газпром нефти», формирующегося на севере ЯНАО, новые активы на шельфе.

Владимир Путин, Президент РФ:

Мы сегодня начинаем новый этап освоения Ямала, по сути, новый этап освоения Новопортовского месторождения. Это знаковое, большое событие, так как проект — один из самых капиталоемких в нефтегазовой отрасли России.

За последние три года на его реализацию было направлено 186 млрд рублей, применены новейшие технические решения, связанные с работой в суровых условиях самой северной точки полуострова Ямал. Впервые нефть будет отгружаться не по трубопроводам, а морем.

Хочу поздравить и поблагодарить и руководство компаний «Газпром», «Газпром нефть», и инженеров, рабочих, которые принимали участие в реализации этого проекта. Это очень хороший шаг вперед!

Александр Дюков, генеральный директор «Газпром нефти»:

Новопортовское месторождение было открыто более 50 лет назад и стало первым месторождением углеводородов, открытым на полуострове Ямал.

Долгое время отсутствие технологий разработки столь сложных месторождений, как Новопортовское, отсутствие возможности вывоза, транспортировки нефти не позволяли приступить к освоению актива.

Применение новых современных технологий XXI века позволило начать разработку этого месторождения.

Мы продолжаем строительство высокотехнологичных горизонтальных скважин на месторождении. Мы расширяем и развиваем наземную инфраструктуру. Ведется строительство мощной электростанции.

На Выборгской судоверфи мы приступили к строительству новых, современных мощных ледоколов для Нового Порта.

Начало полномасштабной разработки актива открывает для «Газпром нефти» новый регион добычи и значительно приближает компанию к стратегической цели — 100 млн т.н.э. к 2020 году.

«Арктические ворота»: почему так называют Мурманск «Арктические ворота»: почему так называют Мурманск

Команду на начало загрузки танкера нефтью Новопортовского месторождения через новый терминал дал по видеосвязипрезидент РФ Владимир Путин

Арктический терминал

«Арктические ворота»: почему так называют Мурманск

Схема транспортировки нефти

«Арктические ворота»: почему так называют Мурманск

8,5 млн тонн в год
мощность терминала «Ворота
Арктики» по перевалке нефти

Вадим Яковлев, первый заместитель генерального директора «Газпром нефти»:

Строительство арктического терминала на Новопортовском месторождении — это сложнейший проект, реализованный в экстремальных климатических условиях.

Однако ввод в эксплуатацию «Ворот Арктики» — событие ценное не только с точки зрения демонстрации технологических возможностей «Газпром нефти».

Это важнейшая веха на пути Новопортовского к выходу на проектную мощность — на пути, который компания проделала фактически с нулевой отметки к открытию новой российской нефтяной провинции на Ямале.

Источник: http://avtovsamare.ru/arkticheskie-vorota-proekt-novyi-port-samaya-severnaya-neftyanaya/

Прогноз на завтра

14.02.201709:30

«Арктические ворота»: почему так называют Мурманск

 

Метаморфозы выбора

На созданную мурманчанином Виталием Макаровым страницу «Погода в Мурманске» в одной из соцсетей уже подписалось более шести тысяч человек. И думается, эта цифра будет увеличиваться. А кто он такой, этот синоптик, которому мурманчане верят больше, чем сотрудникам организаций, изучающих погоду?

Виталию 24 года. За плечами – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. К профессиональной метеорологии отношения вроде как не имеет.

– Интересоваться погодой я начал много лет назад, – говорит Виталий. – Затем с появлением компьютера и Интернета стал искать в Сети интересную для меня информацию о явлениях природы.

Году в 2009-м наткнулся на форум «Метеоклуб», где почерпнул очень много полезных сведений, познакомился с единомышленниками, в том числе из Мурманска.

Да, специального образования, связанного с прогнозированием погоды, у меня действительно нет.

Казалось бы, если человеку так нравится метеорология, то шел бы учиться в соответствующий вуз. А он выбрал финансы и экономику, которые на первый взгляд имеют мало общего с его увлечением.

Хотя знакомство в университете с математическим аппаратом теории экономического прогнозирования точно было нелишним. Впрочем, по специальности, указанной в дипломе, Виталий тоже не работает.

Сегодня он редактор одной из групп в социальной сети, посвященных Мурманску.

– В то время, когда я выбирал будущую профессию, серьезно метеорологией еще не увлекался, – поясняет Виталий. – Это пришло позже. Да, метеорология может быть тысячу раз интересней, но в ней особо не заработаешь.

Читайте также:  Почему мусульмане считают алкоголизм одним из тяжелейших грехов

Шторм добавил работы

А как пришла в голову мысль не просто составлять, но и публиковать свои прогнозы и тем самым фактически конкурировать с Гидрометцентром? Ведь чтобы готовить такие прогнозы постоянно, приходится тратить на это немало времени.

– Многие друзья, знакомые, зная о моем увлечении, часто спрашивали меня о погоде. Приходилось отвечать, – вспоминает синоптик-любитель. – В конце 2013 года я решил попробовать составлять прогнозы.

Создал аккаунт в твиттере и начал их там публиковать. Но в этой сети для текстов есть жесткое ограничение по знакам, ежедневно выходило только четыре поста. Вскоре стало ясно, что масштаба мне не хватает.

И 1 февраля 2014 прогнозы переехали в соцсеть «ВКонтакте».

Как рассказал Виталий, ему помогает то, что основная его работа связана с компьютером. Поэтому, когда выпадает свободная минута, он может заняться погодой.

По его подсчетам, в среднем он тратит на подготовку и публикацию прогнозов в общей сложности около двух часов. Но это только тогда, когда стоит хорошая погода.

А если она портится или, скажем, шторм надвигается, времени уходит гораздо больше.

– Когда в Мурманске недавно был шторм, сводки погоды нужно было обновлять постоянно, – продолжает Виталий Макаров. – За компьютером я тогда просидел с небольшими перерывами с 10 утра до 3 часов ночи. Но и отклик был соответствующий: за сутки на страницу «Погода в Мурманске» подписалось более 300 человек.

Надо сказать, что составленный нашим собеседником прогноз погоды не всегда совпадает с тем, что составляет Гидрометцентр.

– Сравнивать эти прогнозы не совсем корректно, – считает Виталий. – У меня формат прогнозов другой. Суть прогноза Гидрометцентра – в предсказании минимальной температуры ночью и максимальной – днем. Ночь в метеорологии считается с 21 часа до 9 часов, день – с 9 до 21.

Вот пример. Ночью в городе 0 градусов, в 9 часов – минус 10, вечером – похолодание до минус 20. Вполне реальная ситуация. Прогноз Гидрометцентра в этом случае выглядел бы следующим образом: ночью 8–10 градусов ниже ноля и днем тоже минус 8–10.

Таким образом, их прогноз полностью бы оправдался, так как минимальная температура за ночь и максимальная за день предсказана верно. Я же даю прогнозы на периоды с 0 часов до шести утра, с 6 до 12 часов, с 12 до 18 часов и с 18 до 24 часов.

Мне представляется, что с точки зрения практической жизни это гораздо вернее.

Побитые рекорды

Любое увлечение приводит к накоплению определенного опыта и знаний. Это позволяет самостоятельно судить о явлениях, информацию о которых, даже при всей ее важности, большинство людей просто воспринимают на веру.

Например, о глобальном потеплении, о котором за последние годы не спорил только ленивый. По мнению нашего собеседника, глобальное потепление на планете действительно происходит.

Но не стоит придавать ему такого серьезного значения, как это делают паникеры – люди, ожидающие от этого природного явления больших негативных последствий, причем уже в недалеком будущем. Это процесс не на год и не на десятилетие.

И когда говорят: «Такой-то год стал самым жарким», надо понимать, что температура в целом на Земле поднялась лишь на считанные доли градуса. Так что никаких пальм и бананов в Заполярье ждать не приходится. Во всяком случае, на нашем веку.

А чем тогда объяснить рекордные снегопады, обрушившиеся на Мурманск в конце 2016 – начале 2017 года?

– Одно из предполагаемых следствий глобального потепления – это более кучное выпадение осадков, – напоминает Виталий. – Например, если раньше за 10 дней выпадало 20 миллиметров осадков, равномерно распределяясь по дням, то в будущем за эту же декаду эти же 20 миллиметров осадков будут выпадать за два дня, а в остальные восемь дней будет сухо.

Но нынешний декабрь все равно был чем-то из ряда вон выходящим. В ближайшие годы вряд ли стоит ожидать повторения подобной аномалии. Прежний рекорд по осадкам в Мурманске был не просто побит, а буквально уничтожен. В целом климат теплеет, особенно это заметно в переходные сезоны – весной и осенью.

Но это все опять же на уровне цифр и не настолько значительно, чтобы человек, не следящий за погодой, смог почувствовать.

Первоисточники и знание местности

Составление прогноза погоды всегда было делом непростым. До появления космических спутников это было больше похоже на гадание, особенно когда приходилось делать прогноз на дальнюю перспективу. Но и сейчас ошибки у прогнозистов не редкость. Как удается делать прогноз, не имея той серьезной технической базы, которой обладают специализированные службы?

– Анализирую данные многих прогностических моделей, смотрю текущие и прогностические синоптические карты, спутниковые снимки, – раскрывает свои секреты Виталий Макаров.

– На основании этих данных и опыта составляю представление о том, какие из модельных данных оправдаются, а какие заведомо нет. Все погодные сайты публикуют сырые данные разных моделей.

Основных несколько: американская, британская, европейская, канадская, для нашего региона есть и норвежская и так далее. У всех моделей есть свои изъяны – например, американцы зимой занижают цифры температур, британцы завышают.

Не так давно норвежцы ошиблись по Мурманску на 10 градусов и упорно не хотели обновлять прогноз. В городе на тот момент было минус 20, ночью – минус 16–18. Они же давали 8–10 ниже нуля.

Цифры везде различаются, принимать на веру данные одного сайта никогда нельзя. Я просматриваю первоисточники основных моделей.

Только на основе их анализа и знаний некоторых особенностей местности, для которой составляется прогноз, – высота, рельеф, близость водоемов и так далее – можно выдавать более адекватные значения.

Ошибки? Давно не было

Делать прогнозы погоды более чем на три дня бессмысленно, считает наш собеседник. Составители среднесрочных прогнозов – до 10 дней – могут уловить лишь какие-то тенденции.

Но точные значения температуры они будут давать от случая к случаю, не говоря о количестве осадков, облачности, силе ветра. Эти параметры на столь долгий срок безошибочно предсказать невозможно.

Поэтому Виталий публикует только прогноз на следующий день и крайние значения температуры на два-три дня вперед. Насколько часто они сбываются?

– Серьезных ошибок не было давно, – говорит мурманчанин. – Возможно, кто-то из горожан ориентируется и строит планы исходя из моих прогнозов, но об этом надо спрашивать не у меня. Могу только сказать, что благодарностей получаю достаточно, а критики особой в мой адрес не поступало.

К ТЕМЕ

Мурманчане не верят в глобальное потепление

Мурманск развивали как арктические ворота Советского Союза в основном благодаря незамерзающему порту. На этой широте можно было бы ожидать леденящей стужи, но климат несколько смягчает влияние Гольфстрима.

Погода в городе всегда была непредсказуемой: дождь в январе, снег в июле. Вот почему многие местные жители скептически относятся к такому феномену, как глобальное потепление: многие отрицают его как западный миф».

(Газета «The Guardian», Великобритания.)

_________________

КСТАТИ

По данным ФГБУ «Мурманское УГМС», на Кольском полуострове 2016 год стал вторым самым теплым годом за период наблюдений с 1936 года, средняя годовая температура воздуха была выше климатической нормы на 2,6°С. На большей части Кольского полуострова годовое количество выпавших осадков было больше климатической нормы (123 процента).

В декабре 2016 года на северо-западе области выпало более трех месячных норм осадков. В Мурманске количество выпавших осадков за этот период составило 305 процентов от климатической нормы (по данным группы «Погода в Мурманске» – 335 процентов), в Никеле – почти четыре месячные нормы.

В январе 2017 года в районе Мурманска выпало 153 процента месячной нормы осадков (по данным группы «Погода в Мурманске» – 163 процента), в Мончегорском, Апатитском, Ковдорском и местами в Кольском районах – 133–215 процентов нормы. В Кандалакшском районе осадков выпало меньше климатической нормы – 61–79 процентов нормы.

  • ______________
  • Андрей КИРОШКО.
  • Фото Марты ЖЕГАЛИНОЙ
  • и из архива Виталия Макарова.

#Статьи

Источник: https://vmnews.ru/statya/2017/02/14/prognoz-na-zavtra

Что может предложить Арктика туристу? | Арктика – это наша Земля!

«Арктические ворота»: почему так называют Мурманск

Похоже, что Россия всерьез собралась осваивать такое туристическое направление, как арктический туризм. По словам заместителя главы Ростуризма Сергея Корнеева, это одно из самых перспективных направлений развития отрасли.

Да, сейчас Арктика – это очень дорогостоящий отдых и настоящий эксклюзив. Наверное, лишь единицы россиян этим летом смогут позволить себе круиз по Северному Ледовитому океану или прыжок с парашютом на Северный полюс. Цены на путевки сегодня если не космические, то арктические точно. Но будем надеяться, что это не надолго.

В Нарьян-Маре с 31 марта по 2 апреля проходит  Международный арктический туристический форум «Доступная Арктика». Форум позиционируется как площадка для выработки конкретной стратегии взаимодействия власти, общественности, научных кругов и бизнеса при реализации программы устойчивого развития сектора туризма и гостеприимства в Арктике до 2020 года.

Туристические компании Мурманска – города, который является отправной точкой всех круизных маршрутов в Арктику, – в марте приняли самое активное участие в международных выставках «Интурмаркет» и «Путешествия и туризм». Да и представители других регионов так называемого «Арктического кольца России» не отставали от представителей Мурманска.

В преддверии туристического сезона всем потенциальным путешественникам необходимо знать, что путешествие в Русскую Арктику – это не только круизы на ледоколах за полтора миллиона рублей, но и горнолыжный спорт, активный отдых, рыбалка, культурно-познавательный, сельский и этнографический туризм.

И даже если сегодня увидеть в дикой природе белого медведя очень дорого, то съездить за Полярный круг, посмотреть своими глазами белые ночи и величественную природу северной части нашей страны, попробовать морс из арктических ягод, строганину, оленью колбасу и другие традиционные для Арктики продукты, посмотреть на обычаи коренных народов Севера, возможно. И это вполне достойная и сопоставимая по цене альтернатива закрытым нынче для россиян Турции и Египту. Уже сегодня Ростуризм заявляет, что хотя пока туризм в Арктике гораздо более популярен среди иностранцев, но продукты, рассчитанные на россиян, уже есть.

Активная работа ведется по реконструкции порта в Мурманске, чтобы арктические ворота России достойно встречали своих гостей. Выделены 1,6 миллиарда рублей на очистку арктических земель. Восстанавливается старая и отстраивается новая инфраструктура.

Россия делает все, чтобы в Арктике туристу из любой страны мира было комфортно и  интересно. И очевидно, что в первую очередь арктическими туристами должны стать журналисты из западных СМИ, которые только и знают, что писать про милитаризацию Арктики Россией.

А если бы они приехали, попробовали морс из клюквы и строганину, посмотрели на арктические просторы, где поблизости нет ни нефтяников, ни военных, а есть только моржи, птицы и белые медведи, то тогда может быть написали бы в своих журналах и газетах, что Россия в Арктике не только проводит военные учения и добывает нефть, но и развивает и популяризирует этот суровый регион. Делает на общее благо, на благо всего мирового сообщества. Потому что хоть Россия и владеет огромными территориями за Полярным кругом, красота и величественность этих мест понятна любому жителю планеты, на каком бы языке он ни говорил.

Источник: https://maxpark.com/community/716/content/5150833

«Арктические ворота»: почему так называют Мурманск

Несмотря на огромную территорию нашей страны – в том числе и северную, за Полярным кругом здесь расположено лишь шесть городов. И самым крупным из них является Мурманск. Этот город называют «вторыми Дарданеллами» и «Арктическими воротами» не зря – ведь он является самым большим незамерзающим портом, расположенным в Заполярье.

Последний город Царской России

Мурманск – уникальный город, который стал последним, заложенным еще при Императорской России. Планировалось, что он получит название Романов-на-Мурмане, но революция внесла свои коррективы. Поэтому в 1917 году город был переименован просто в Мурманск – от исторического названии северного побережья Кольского полуострова – Мурман.

В годы гражданской войны

Кольский полуостров стал одним из регионов, где развернулась жестокая борьба между «красными» и «белыми». Это был лакомый кусок для любой из сторон, а кроме того, в противостояние вмешивались и иностранные интервенты.

Оно и понятно – незамерзающий порт в Арктике – редкость. В 1918 году в Мурманске высадился британский десант, на него же «точила зубы» и недавно объявившая о своей независимости Финляндия.

Неподалеку были и немцы, оказывающие помощь белофиннам – в стране как раз шла гражданская война.

Запрет по гендерному признаку

«Белые» рассматривали регион (который носил название Мурманский край) как свой и серьезно охраняли его – из-за важного стратегического значения. Военная власть в регионе была сосредоточена в руках генерал-майора Николая Ивановича Звегинцова.

Как рассказывает Сергей Волков в книге «Генералитет Российской империи», он возглавлял военное управление Временного правительства Северной области – главного органа автономного государственного образования на Севере страны в годы Гражданской войны.

Одним из первых указов Николая Ивановича на посту стал запрет на въезд в город женщин и детей. Более того, он предписывал по возможности эвакуировать из Мурманска всех представительниц слабого пола и несовершеннолетних. Сегодня такое предписание может показаться странным, но тогда оно было вполне логичным.

Следует понимать, что Мурманск в период 1918-1920 гг. был чем-то вроде Москвы 1941 г. Находящийся буквально в кольце фронтов город мог подвергнуться агрессии с любой стороны. Наличие в нем женщин и детей, которых бы потребовалось защищать, ограничивало маневренность войск, их боевой дух.

Но главной причиной был банальный дефицит жилья и продовольствия. Город тогда только строился. Отрезанный от центральной части страны фронтом, он практически не имел других путей подвоза продовольствия, как морем.

Саму же Карелию сложно было назвать плодородным регионом, способным полностью обеспечивать себя самостоятельно.

Так что запрет женского населения в городе был продиктован сложившейся ситуацией. После 1920 года, когда Север России стал «красным», запрет был ликвидирован. Правда, как рассказывает Иван Ушаков в книге «Кольская земля. Мурманск», прошло еще некоторое время, прежде чем появились реальные желающие добровольно отправиться жить в Заполярье.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/122310-arkticheskie-vorota-pochemu-tak-nazy.html

Погранконтроль — в Кольском заливе. Или арктические ворота — на замке. Специфика службы заполярных стражей границ

Андрей Зайцев.

Читайте также:  Как крымские татары обращали немцев в бегство во время первой мировой войны

Ворота в Арктику всегда открыты для друзей. А вот нарушителям не скрыться. Как несут службу на территории  мурманского порта российские пограничники и в чем помогают людям четвероногие эксперты. Задача контролёров — государственная.

Документы, груз, запрещённые предметы, посторонние лица. Проверяется всё — от «А до Я». Сотрудник ПУ ФСБ России по Западному Арктическому району Дмитрий Саунькин: «Процесс, конечно же, сложный, требует большой подготовки, знания нормативно-правовых актов.

Регламентирующих порядок пропуска лиц, транспортных средств через госграницу. Международного законодательства, конструктивных особенностей судов«. Такой скрупулёзный подход требует большого внимания.

В этом, говорят иностранные гости и есть разница между российскими проверяющими и их зарубежными коллегами.

Капитан сухогруза «Anangel Zenith» (Греция) Даглас Панагиотис: «В Европе оформление судна занимает около 20-ти минут. На борт чаще всего поднимается лишь агент транспорта. Забирает необходимые документы, делает необходимые отметки. Всё быстро. Меньше бумаг. Надеемся, что и в России условия будут такими же«.  

Сегодня досмотрен греческий сухогруз «Anangel Zenith«. Команда в основном филиппинцы. На борту свыше 100 тысяч тонн угля, который ждут в Израиле. Стоять на страже российского законодательства — помогают и четвероногие специалисты. Лабрадор Сариола Ревда Найт Стар Челленджер. Коротко Найт. Русский спаниель Айза. Собакам надо обыскать эту огромную посудину на предмет наличия наркотических средств. С хозяевами они не коллеги, а настоящие друзья. А слухи о том, что ради особого нюха из них делают наркоманов — всего лишь слухи.

Сотрудник ПУ ФСБ России по Западному Арктическому району Наталья Мочалова: «Собаки не наркозависящие, наркотические средства они не употребляют«.

Сотрудник ПУ ФСБ России по Западному Арктическому району Вячеслав Борисов: «Собака живёт дома — с семьёй, у меня ребёнок маленький. С ребёнком нормально ладит. Как член семьи, можно сказать«. Каждый из псов за свою карьеру не раз огорчал хранителей незаконных препаратов. Этих профессионалов невозможно запугать или подкупить. Почуяв запах, они спокойно садятся перед подозрительный местом или человеком, давая знать — работа сделана. Собачий нюх обмануть очень сложно. Тем более сложно обмануть натренированную собаку. Даже в толпе людей она сразу найдёт то, что ей найти необходимо.

Не редко на заграничных судах возникают проблемы и с наличием необходимых документов у плавсостава. Но в это раз всё без нарушений, строго по закону. Сухогруз вовремя взял курс к обетованной земле.

Источник: http://Murmansk.BezFormata.com/listnews/zalive-ili-arkticheskie-vorota/56514552/

Ворота в Арктику

Помнится, несколько лет назад на одном из федеральных форумов северные регионы презентовали ролики с рассказами о собственном социально-экономическом развитии. Почти в каждом говорили про «ворота в Арктику». После чего модератор дискуссии задал губернаторам НАО, Мурманской, Архангельской областей вполне резонный вопрос: «Ну что, где ворота делать будем?»

Мы всем сердцем верим, что главные арктические ворота все-таки расположены в Ненецком округе. По крайней мере так считают путешественники-экстремалы, которых с каждым годом все больше приезжает в заполярный регион. 

18 марта возле Дворца культуры «Арктика» остановилась диковинная машина российского производства – восьмиколесный вездеход «Шаман» с шинами низкого давления. На нем прибыли из Твери участники экспедиции «Север без преград», которая стартовала 4 марта.

Это совместная инициатива российского производителя вездеходов «АВТОРОС» и многократного чемпиона страны по автоспорту Евгения Павлова. Группа единомышленников объединилась, чтобы пройти уникальный маршрут и доказать, что Россия – это сильные духом люди.

– В Ненецком округе мы впервые, – рассказал встречавшим его журналистам генеральный директор компании «АВТОРОС» Владимир Волхонский. – Хотя наша техника давно используется на севере, налажено серийное производство. Ее разрабатывали десять лет, продаем вездеходы с 2013 года.

Поездка непростая, так как последние сотни километров пришлось идти на пределе скорости, нужно было успеть к 18 марта – дате выборов президента. Перед поездкой мы оформили открепительные удостоверения.

Белых медведей во время поездки не видели, но других тундровых животных рассмотрели поближе. 

Самое сильное впечатление за последние сутки – давящая усталость. Но она проходит, а в памяти остаются яркие эмоции, а в фото- и видеоархиве – прекрасные воспоминания об Арктике. 

Маршрут проекта: Тверь – Мезень – Несь – Шойна – метеостанция «Канин Нос» – метеостанция «Мыс Микулкин» – Индига – Нарьян-Мар.

В честь Всемирного дня метеоролога, который отмечается 23 марта, участники экспедиции привезли сотрудникам метеостанции «Канин Нос» свежие фрукты и овощи, свежую прессу и даже торт.

Все это в качестве предсвадебного подарка молодой паре метеорологов. Впереди – возвращение обратно в Тверь через Канинскую тундру. Общая протяженность маршрута – 5 тысяч километров. 

В экспедиции участвует восемь человек, всего четыре единицы техники. Из Твери стартовали два вездехода «Шаман», модернизированный тверскими джиперами автомобиль УАЗ 3303, а самое главное – шестиколесный квадроцикл известного путешественника Евгения Павлова, который задумал поставить в НАО рекорд России.

Шутка ли, пропахать заснеженную тундру на квадроцикле? Хотя в окружных селах за последние несколько лет квадрики стали делом обычным и очень полезным для хозяйства транспортом, но ставить на нем рекорды дальности в Арктической зоне – это что-то из ряда вон выходящее.

Для установки рекорда гонщику надо пройти 1 600 километров.

– В езде на квадроцикле я абсолютный новичок, – поделился глубинными мотивами своего путешествия многократный чемпион, путешественник-экстремал Евгений Павлов. – Люб-лю Север, бывал на Таймыре, в Мурманске и в Якутии. Суровые условия мне знакомы.

Как ведет себя автотехника, мне хорошо известно. Но квадроцикл до этого времени был своего рода табулой раса. Осенью купил, успел обкатать на Кавказе. Участвую в гоночной серии на квадроциклах, призы победителям выдаются купонами на продукцию.

Захотелось свой честно заработанный квадрик обкатать на любимом Севере. Интересно стало, как он ведет себя в таких условиях? Ведь в машине все понятно, а здесь нет режима натаптывания, других механизмов и тактик прохождения трассы.

Нет и кабины, в которой можно спрятаться от мороза и ветра. Дикая тундра, квадроцикл и я – все как сердце просит. 

Крестовый поход за славой и рекордами Евгений Павлов начал с Мезени. И гнал своего верного железного коня аж до Нарьян-Мара через Канин Нос, Несь, Ому и Индигу вплоть до столицы округа.

Источник: http://nvinder.ru/article/vypusk-no-29-20660-ot-22-marta-2018-g/32348-vorota-v-arktiku

Артур чилингаров: нам нужна партийная программа, которая может быть названа "архангельск

Депутат Государственной Думы РФ, избранный по региональным спискам «Единой России» от Архангельской области и Ненецкого автономного округа Артур Чилингаров рассказывает о планах работы в парламенте.

— Предвыборные баталии отгремели. Сейчас можно дать взвешенную оценку итогам первых партийных выборов в российский парламент, в том числе и оценить какую поддержку «Единая Россия» получила в нашем регионе…

— Я считаю, что избиратели продемонстрировали высокую степень доверия курсу, который проводит президент России Владимир Путин и партия «Единая Россия». Для нас в этот период времени — в преддверии президентских выборов — очень важна консолидация нашей партии.

У нас есть политические противники, но Владимир Путин принял все меры для того, чтобы «Единая Россия» была парламентской партией и выполняла те задачи, которые соответствуют интересам жителей нашей страны.

Это доверие нам предстоит оправдать конкретными делами, направленными на решение экономических и социальных проблем, о которых говорилось в ходе избирательной компании. Самая болезненная точка в Архангельской области — ее центр, город, где вы живете, потому что здесь нет стабильности во власти.

Но, тем не менее, архангелогородцы, все жители области поддержали «Единую Россию» и План Путина. Это накладывает на нас как представителей региона в органе высшей законодательной власти большую ответственность.

Вся моя жизнь связана с Севером, я 14 лет был депутатом от Ненецкого автономного округа, теперь — от всего региона. Мне очень хочется, чтобы в Архангельске были нормальная власть, дороги и жилье. Я всегда готов здесь к конструктивному сотрудничеству.

— Новый состав Государственной Думы приступил к работе. Какие изменения произойдут в подготовке и принятии решений, учитывая то, что «Единая Россия» имеет большинство в парламенте?

— Партийный принцип, по которому избирались депутаты Госдумы пятого созыва, распространяется и на принятие решений. Область выходит на иной уровень взаимоотношений с федеральным центром.

Депутаты от региона, пользующиеся авторитетом в московских коридорах власти и в партийных кругах — это новый канал связи с правительством. Более того, мы способны донести насущные проблемы северян напрямую до Президента.

За последние годы в Архангельске и Поморье в целом накопилась масса вопросов, решить которые без федеральной поддержки, судя по всему, уже невозможно. Однако мало эти вопросы обозначить- надо еще и убедить федеральный центр в их актуальности.

На мой взгляд, не нужно бояться лоббировать интересы региона, при этом не столько выпрашивать, сколько обосновывать, а порой и требовать.

В прошлом году нам вместе с депутатом-«единороссом» Валерием Мальчихиным, также избранным в Госдуму-2008 от Архангельской области и губернатором Николаем Киселевым удалось добиться выделения столице Поморья почти 273,6 миллионов рублей из федерального бюджета на ремонт и реконструкцию дорог. Это конкретный результат, который можно увидеть уже сейчас в виде отремонтированных магистралей областного центра

— Самый незащищенный слой населения — пенсионеры. Как будут решаться волнующие наших стариков вопросы: повышение пенсии, лекарственное обеспечение, компенсационные выплаты?

— Сейчас в недрах Госдумы и правительства готовится очередная пенсионная реформа, сменился и руководитель Пенсионного фонда РФ. Думаю, после выборов президента в марте нынешнего года система начисления пенсий окончательно установится.

Пенсионный фонд обладает широкими возможностями и его местные отделения просто обязаны донести до каждого пенсионера информацию о том, какие выплаты и на основании чего ему положены. Что касается лекарств, то задержка поставок медикаментов происходит из-за длительной процедуры проведения конкурсов.

Это было сделано по инициативе бывшего министра экономического развития Германа Грефа. Но теперь на его место назначен другой человек, уже рассматривается вопрос об отмене конкурсов, а значит, поставки лекарств на места будут своевременными и более оперативными. Остальное — задача региональной власти.

В Архангельске я впервые услышал о том, что пенсионеры, имеющие противопоказания к санаторно-курортному лечению, по закону не могут получить компенсацию за неиспользованное право на путевку. Поэтому возьму этот вопрос на личный контроль.

Мы договорились с советом ветеранов, что составим коллективное обращение к министру финансов Алексею Кудрину, кстати сказать, нашему земляку по всем вопросам, касающимся выплат. И я передам его лично в руки министру.

— Я горячо поддержал эту инициативу. Подготовить необходимую документацию — задача властей Архангельска. После этого мы рассмотрим их на заседании комитета и, я думаю, решим вопрос положительно. Знаю, что в случае присвоения звания городу ветераны, проживающие в нем, получают дополнительные возможности.

— Возрождение Севера невозможно без развития традиционных производств: лесопромышленного комплекса, рыбного хозяйства. Необходимо и развитие транспортной инфраструктуры…

— Я проехал 4 тысячи км по дорогам области и видел, что лесовозы идут по ним днем и ночью, в основном, к сожалению, с кругляком. Однако президент Владимир Путин подчеркивает необходимость развития глубокой переработки природного сырья, в частности древесины, на уровне Федерации рассматривается предложение создать министерство лесного хозяйства.

Так что у лесной отрасли в России есть будущее. Что касается перспектив рыбной отрасли. Как член морской коллегии нашего государства могу вас успокоить, уже приняты законы о возврате флота в Россию, о морских портах. Их разрабатывали 6 лет, и теперь стоит задача включить Архангельск в программу модернизации российских портов.

Кроме того, в связке с этим законом, будут приняты изменения в закон о свободных экономических зонах. Все это означает серьезную государственную поддержку строительства современного глубоководного порта в Архангельске, который является исторически первыми морскими воротами России в мировой океан, центром освоения Арктики. Мы должны сделать все, чтобы возродить Севморпуть.

Эта трасса должна стать привлекательной не только для российских перевозчиков, но и для всех, кто заинтересован в самом коротком пути из Европы в Азию. Сейчас налаживается работа авиатранспорта — для многих мест области он является единственным средством связи с «большой» землей.

Практически решен вопрос о реанимации проекта «Белкомур» — железной дороги, которая напрямую свяжет столицу Поморья с Пермью, Уралом и Сибирью. Это открывает широкие перспективы развития Архангельска как важнейшего транспортного узла Севера России.

Морские перевозки — одна из наиболее активно развивающихся в нашей стране отраслей, тогда как еще 8 — 10 лет назад это было трудно себе представить. Владимиру Путину удалось стабилизировать ситуацию, и результат усилий президента мы ощущаем сейчас. Чтобы сохранить эту тенденцию, нужны стабильность и преемственность во власти.

— Север, Поморье часто называют сокровищницей русской культуры, хранилищем традиций. Но более 1000 учреждений культуры по 131-му закону переданы сейчас муниципалитетам, у которых вряд ли найдутся средства для их поддержки. Не утратим ли мы накопленное веками?

— Возможно, идея 131-го закона была неплохая. Промежуточный период его реализации завершается 1 января 2009 года. Но мы уже сейчас можем подводить первые итоги. Хотели как лучше, а получилось как всегда. В итоге — закон без денег. И все, что делается, это никому не нужно. Нужно признать определенные вещи не совсем эффективными.

К Северу сейчас большой интерес в столице. Песню «Увезу тебя я в тундру» все поют, даже хор Турецкого. А те, кто сам из тундры, им и не прорваться! Поэтому я готов пролоббировать выступления наших архангельских творческих коллективов в Москве.

Говоря об Архангельске как культурной столице Русского Севера не нужно забывать, что город был исторически центром полярных экспедиций. Думаю, музейная деятельность по Арктике и Антарктике здесь должна быть представлена более широко. Я хочу, чтобы арктическая составляющая сильнее звучала в Архангельске. Давайте вместе подумаем, как это сделать.

У нас есть партийная программа «Санкт-Петербург — морская столица России». Под нее выделяются деньги. Что касается Архангельска, нам нужна партийная программа, которая может быть названа «Архангельск — арктические ворота России». К примеру, первым шагом может стать переименование филиала Морской академии имени Макарова в арктическое училище.

Читайте также:  Зачем грузия просила у русских царей присоединиться к россии

Конечно, на «арктические ворота» может претендовать Мурманск. Но пока я здесь — нет! Я же теперь дважды Герой России! У Мурманска таких нет. Я готов лично заниматься этой программой.

Источник: http://myarh.ru/news/misc/2008/02/15/66688/Artur_chilingarov_nam_nuzhna_partijjnaya_programma_kotoraya_mozhet_byt_nazvana_34arkhangelsk__arkticheskie_vorota_rossii34/

The Guardian

Перейти к основному содержанию

В конце декабря 2016 года английская газета The Guardian опубликовала статью Шона Уокера (Shaun Walker) о перспективах Мурманска. Журналист встретился депутатом областной Думы Максимом Беловым, сотрудником Всемирного фонда дикой природы Вадимом  Краснопольским, учительницей Ириной Рыбаковой, психологом Маринй Мыжерицкой и загадочным Василием Осиным.

Публикуем статью в переводе портала ИноСМИ.

Крупнейший город в Арктике уповает на глобальное потепление, которое может принести ему удачу в торговле с возрождением Северного морского пути.

В Мурманске полдень, но небо темное. На улице Ленина можно различить лишь приземистые, укутанные в меха силуэты. Это полярная ночь, и она продлится еще более месяца, прежде чем кто-нибудь здесь снова увидит солнце.

Когда рухнул Советский Союз, в этом городе, крупнейшем в мире населенном пункте за полярным кругом, начался резкий спад, его население от почти полумиллиона скатилось до каких-то 300 тысяч.

Но теперь многие здесь ожидают, что город возродится, ведь Кремль верит в стратегическое значение Арктики, а арктические льды тают вследствие глобального потепления.

Главная надежда связана с Северным морским путем — маршрутом через российскую Арктику от Мурманска на западе до Камчатки на востоке. Транзитный путь с запада на восток на треть короче, чем маршрут через Суэцкий канал.

Его можно использовать для транспортировки огромных объемов нефти и газа через Арктику на внутренний и международный рынок.

В настоящее время идущие по этому маршруту суда обязательно сопровождает атомный ледокол, но лед тает, причем быстро, так что скоро ситуация

может измениться.

В 2016 году в Арктике было исключительно тепло.

«У нас здесь есть все условия, чтобы стать крупным транспортным узлом», — говорит Василий Осин (так в тексте — прим. ред.), исполняющий обязанности главы регионального министерства транспорта.

По его словам, масштабный проект по реконструкции мурманского порта будет завершен в ближайшие годы, а Москва уже аннонсировала программу строительства или модернизации десяти портов в русской Арктике, чтобы помочь делу возрождения Северного морского пути.

Мурманск был основан в 1916 году на закате царской империи. Его развивали как арктические ворота Советского Союза, в основном благодаря незамерзающему порту.

На этой широте можно было бы ожидать леденящей стужи, но климат несколько смягчает влияние Гольфстрима. Погода в городе всегда была непредсказуемой: дождь в январе, снег в июле.

Вот почему многие местные жители скептически относятся к такому феномену, как глобальное потепление: многие отрицают его как

западный миф.

Но, без сомнения, что-то меняется. Спутниковые снимки показывают рекордно низкий уровень льдов, и сезон навигации удлиняется.

«Три года назад только в конце июля можно было выйти в Карское море, а в этом году — уже в середине июля», — рассказывает Максим Белов, член местного парламента и председатель экономического комитета.

35-летний Белов, житель Мурманска в четвертом поколении, обладает врожденной выносливостью к условиям, обусловленным широтой. Он мечтает о временах, когда новые порты обеспечат свободный проход тысяч транзитных судов в арктическом регионе.

  • «Конечно, это займет 10–15 лет, но все больше судоходных компаний понимают, что смогут сэкономить много денег, и, возможно, они решат, что снабдить суда параметрами ледового класса обойдется не сильно дороже».
  • Сейчас движение на маршруте крайне незначительно и составляет лишь малую долю трафика конца Советского Союза. В 2011 году Путин выделил Северному морскому пути государственную поддержку и предсказал, что «со временем он станет международной транспортной артерией, которая будет конкурировать с традиционными торговыми путями по стоимости услуг, безопасности и
  • качеству».
  • Также Путин активизировал военную деятельность России в Арктике и восстановил ряд советских военных баз в регионе.

Сейчас Россия строит новые ледоколы, крупнейший из которых, «Арктика», будет принят в эксплуатацию в следующем году. Этот 173-метровый ледокол станет самым большим в мире кораблем, способным преодолевать лед толщиной до трех метров.

Потепление в Арктике должно в теории упростить разведку нефти и газа, хотя эта область неоднозначна как в экономическом, так и в этическом отношении.

Учитывая падение цен на нефть и американские санкции против России, в краткосрочной перспективе многие из труднодоступных арктических ресурсов в последнее время стали выглядеть менее привлекательно.

Многие годы Штокмановское газовое месторождение, одно из крупнейших в мире, считалось потенциальной движущей силой развития региона. Но в 2013 году от проекта отказалась норвежская компания Statoil, а годом позже за ней последовала и французская Total. Штокмановское месторождение — одна из главных кладовых газовых ресурсов в мире, однако доступ к нему

  1. в условиях Арктики требует целого ряда технологических прорывов, и в ближайшее время оно вряд ли сможет приносить прибыль.
  2. Сейчас крупнейшим проектом в области разработки природных ресурсов в российской Арктике является завод по производству сжиженного газа в Сабетте в устье реки Обь. По планам, его запустят в следующем году, а газ будут доставлять в Европу
  3. по Северному морскому пути.

Но из-за таяния льдов экологи предупреждают, что разведка месторождений углеводородов в Арктике может таить в себе опасность.

Координатор нефтегазовых проектов Всемирного фонда дикой природы Вадим Краснопольский говорит, что глобальное потепление и сокращение полярных льдов может оказаться не слишком радостной новостью и для судоходства.

«В несколько следующих десятилетий в Арктике определенно останется ледяной покров, а если таяние льда ускорится, то появятся плавучие ледяные пласты и айсберги. В последние десять лет неблагоприятные погодные условия наблюдаются вдвое

чаще. Это же Арктика, даже если столбик термометра идет вверх».

В Мурманске жить непросто. Как и при советской экономической системе, законы России предусматривают льготы для жителей Крайнего Севера, чтобы компенсировать им тяготы климата. Государственным служащим платят значительно больше, чем людям на аналогичных должностях в других частях России. Официальный отпуск длиннее, а раз в два года каждый местный житель

получает бесплатный билет на самолет, чтобы отдохнуть в теплых краях в пределах российских границ.

Летом в городе почти два месяца продолжается полярный день, когда солнце не садится. А зимой 40 дней длится полярная ночь.В начале и конце полярной ночи солнце лишь немного выглядывает из-за горизонта в течение трех часов в сутки, если погода ясная. Небо едва освещено оранжевыми лучами, от чего заснеженный город окрашивается в мерцающие розоватые тона.

В пасмурные дни ближе к зимнему солнцестоянию бывает лишь пара часов мутного сумрачного света после полудня.

Но некоторые жители Мурманска утверждают, что полярная ночь — пустяки по сравнению с полярным днем. Солнечный свет круглые сутки заставляет организм вырабатывать бесконечные запасы серотонина, а это приводит к бессоннице и выгоранию.

  • Но, несмотря на все климатические трудности, жители Мурманска удивительным образом привязаны к своему городу. Как и в других районах русского Крайнего Севера, людям свойственны дружелюбие и теплота, каких не встретишь в других
  • частях страны.
  • «У нас нет солнца, поэтому надо согревать друг друга улыбками», — говорит учительница Ирина Рыбакова.

Во время нефтяного бума первого путинского десятилетия деньги текли рекой в такие города, как Мурманск.

Большая часть городского жилищного фонда устарела и постепенно приходит в негодность из-за климата, зато появляются новые торговые центры и многозальные кинотеатры, а в ноябре открылась новая филармония.

Эксклюзивные рестораны предлагают арктические деликатесы, такие как жареный олений язык и мороженое из местных водорослей. И хотя немало местных мечтают уехать из

  1. Мурманска, многие в конце концов возвращаются.
  2. «Я хотела уехать, даже купила квартиру в Воронеже, но, прожив там некоторое время, поняла, что люди настолько отличаются, что я просто не могу уехать отсюда», — рассказывает психолог Марина Мыжерицкая.
  3. Казалось бы, все говорит против Мурманска, но Россия отличается почти бессознательной тягой к Арктике и стремлением во что бы то ни стало возродить регион в экономическом и военном отношении. На памятнике «Покорителям Арктики» в центре Мурманска — широкий диапазон дат от великой северной экспедиции Витуса Беринга в 1733–1742 годах к одиночному перелету Валерия Чкалова через Северный полюс в 1937 году и экспедиции Артура Чилингарова в 2007, в ходе которой на дне моря под
  4. точкой полюса закрепили российский флаг.

«Я люблю Арктику и верю в нее. Мы должны сделать так, чтобы жизнь в Мурманске процветала», — говорит Максим Белов.

Перевод статьи опубликован на портале ИноСМИ http://inosmi.ru/social/20161224/238444634.htm

Источник: https://www.tv21.ru/news/2017/01/05/the-guardian-luch-nadezhdy-dlya-murmanska-arkticheskiy-gorod-delaet-stavku-na-tayanie-ldov

В мурманской области создают базу для освоения арктики

Освоение Арктики входит в число приоритетных задач для России. А одним из базовых регионов для выполнения этой задачи может стать Мурманская область. Ее глава Марина Ковтун много сделала для того, чтобы регион превратился в «арктические ворота» страны.

«Здесь надо рассматривать освоение Арктики: все, что в Арктике добывается, каким путем, куда будет идти — либо это будет энергия, на которой мы будем строить свою экономику, либо эта продукция будет продаваться, как сырье.

Надо смотреть, где выстраивать инфраструктуру, — заявил Pravda.Ru Николай Харитонов, председатель комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока.

— Лучше там, где лучше инфраструктура, подъездные, отъездные пути, там где трубороводы, либо газ, нефть. Надо рассматривать вопрос со всех сторон».

Мурманская область может стать одним из базовых регионов для освоения северных территорий. Одним из крупнейших незамерзающих портов в России является Мурманский морской порт, к нему приписаны все атомные ледоколы страны. В октябре 2010 года в Мурманске объявлена свободная экономическая зона.

«Это сегодня развитый, пусть и немного отдаленный регион. Разработка Арктики даст дополнительные рабочие места, дополнительный приход населения, укрепление этой части нашей страны. Это удобное в принципе место. Здесь многое зависит: магистральные пути, инфраструктура.

Но это же не чистое поле, где надо все заново делать, начиная от жилья, людей, там практически вся экономика уже готова, есть людской потенциал, кадры. То есть затраты будут только на переработку, переброску и т. д., — отметил Николай Харитонов. — Там не только драгоценные камни, там есть чему похвалиться.

А если еще добавятся и арктические полезные ископаемые, и край обогатится, и многое другое».

«Мурманск всегда у нас в числе лидеров, — заявил Pravda.Ru Владимир Павленко, директор Центра. исследований Арктики РАН.

— Что можно было бы сделать лучше, используя ресурс территории, — это попытаться объединить усилия наших ведущих нефтегазодобывающих компаний, я имею ввиду «Роснефть» и «Газпром», по созданию каких-то единых, общих точек зрения интересов территорий, транспортных, логистических береговых комплексов, чтобы не дробить, не растаскивать общее, деньги-то государственные. В общем, тут есть над чем думать. В числе приоритетных задач в развитии мурманской территории — это, конечно, обеспечение занятости, развитие хозяйства, расширение отраслевой структуры хозяйства. Вот что важно, и для этого надо использовать соответствующие инструменты, механизмы, экономические, финансовые, работать с компаниями. Арктика — один из вариантов».

Источник: http://www.newsinfo.ru/news/2014-06-10/region/777484/

Состоялась рабочая встреча генерального директора ООО «Газпром геологоразведка» Алексея Давыдова и губернатора Мурманской области Марины Ковтун

26 июня 2017, 15:43

23 июня в Мурманске состоялся совместный визит генерального директора ООО «Газпром геологоразведка» Алексея Давыдова и губернатора Мурманской области Марины Ковтун на плавучую полупогружную буровую платформу «Nanhai VIII», которая была доставлена специальным транспортным судном в порт г. Мурманска для дальнейшей мобилизации на Ленинградское газоконденсатное месторождение, расположенное в юго-западной части Карского моря.

Губернатору Мурманской области подробно рассказали о задачах, стоящих перед компанией в регионе в течение навигационного сезона, а также о технике и оборудовании, которые будут применяться в ходе запланированных геологоразведочных работ.

В рамках визита состоялось подписание соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между Правительством Мурманской области и ООО «Газпром геологоразведка», предусматривающее ряд мероприятий, направленных на поддержку социальной сферы региона, а также на создание благоприятных условий для эффективного выполнения геологоразведочных работ на его территории.

«Сам факт подписания такого соглашения ещё раз подтверждает: крупнейшие российские нефтегазовые компании рассматривают Мурманскую область как перспективную опорную площадку для реализации своих проектов на арктическом шельфе. Морская геологоразведка и добыча, особенно в Арктике, — дело чрезвычайно трудное и затратное, которым невозможно заниматься „с колёс“.

Оно требует надёжной, безопасной, обладающей развитой инфраструктурой базы обеспечения. И здесь наш регион, незамерзающий Кольский залив и мощности Мурманского порта подходят как нельзя лучше.

Мы приветствуем инициативы компании „Газпром геологоразведка“ и со своей стороны готовы к всесторонней поддержке её деятельности на территории области», — сказала губернатор Мурманской области Марина Ковтун.

«Впервые за историю нашего предприятия мы подписали соглашение с регионом, находясь на плавучей полупогружной буровой платформе при входе в арктические ворота России. Участвовать в проектах, способствующих освоению Арктики — не только огромная честь, но и большая ответственность.

На каждой территории, где ООО „Газпром геологоразведка“ ведет свою производственную деятельность, мы стараемся выстраивать эффективное взаимодействие и с представителями власти, и с общественностью, руководствуясь принципом максимальной открытости, из года в год подтверждая свой статус социально-ответственной компании. Я рад, что сегодня состоялся конструктивный диалог с руководством Мурманской области, и уверен, что он поможет нам в этом навигационном сезоне успешно провести работы, запланированные на арктическом шельфе Российской Федерации», — сказал генеральный директор ООО «Газпром геологоразведка» Алексей Давыдов.

ООО «Газпром геологоразведка» — 100-процентное дочернее общество ПАО «Газпром», обеспечивающее проведение всего комплекса геологоразведочных работ по поиску новых месторождений и залежей углеводородов на суше и шельфе Российской Федерации, а также доразведку запасов уже открытых месторождений и их подготовку к разработке.

Основная цель деятельности компании — восполнение минерально-сырьевой базы Группы «Газпром». ООО «Газпром геологоразведка» осуществляет производственную деятельность в Ямало-Ненецком автономном округе, Красноярском крае, Иркутской области, Республике Саха (Якутия), Центральной России, на шельфах Карского, Баренцева, Охотского морей.

В рамках общей стратегии социальной ответственности ПАО «Газпром» общество участвует в социально-экономическом развитии территорий своей производственной деятельности. В ООО «Газпром геологоразведка» внедрена система экологического менеджмента ISO 14001:2004.

На всех объектах осуществляется производственный экологический контроль и реализуются природоохранные мероприятия. Коллектив насчитывает около 700 человек. Головной офис находится в Тюмени. Ленинградское газоконденсатное месторождение (ГКМ) было открыто в 1990 г.

В советский период на его площади было пробурено 2 поисково-разведочные скважины, подтвердившие уникальный углеводородный потенциал месторождения. Дальнейшее изучение геологического строения Ленинградского ГКМ было продолжено ООО «Газпром геологоразведка». С этой целью в период 2014–2016 гг компанией были выполнены 1000 пог.

км сейсморазведочные работ 2D и 3145 км2 сейсморазведочных работ 3D. В навигационном сезоне 2017 г. запланировано бурение разведочной скважины № 3 глубиной 2000 м для доразведки выявленных залежей газа в интервале сеноман-альб-аптских отложений.

Служба по связям с общественностью и СМИ ООО «Газпром геологоразведка»

Источник: https://geologorazvedka.gazprom.ru/press/news/2017/06/143771/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector