Были ли древние готы выходцами с кавказа

После передачи на АРИ-ТВ по теме «Политический миф норманизма» с моим участием, от зрителей поступили вопросы, и первый из них о готах: кто такие готы и откуда они взялись? Но я начну мой ответ с разъяснения – откуда они взяться не могли, и не могли они «взяться» как раз с юга Швеции.

Так считают сейчас шведские медиевисты. И основания у них для этого очень серьезные, поскольку этот миф был долгое время частью их истории, на нем воспитывалось национальное самосознание шведов в течение нескольких веков, когда они жили горячей верой в то, какое у них было великое готское прошлое.

 

Были ли древние готы выходцами с кавказа
 

Шведский историк Нордстрём так передавал эйфорическое чувство, вызванное в шведском обществе историозодчеством готицизма: «Ни один из народов Европы, помимо классических народов, не мог предъявить прошлое, полное столь дивных испытаний в мужестве, как мы – потомки готов.

Это придало нашему патриотизму новый элемент мужества, как раз в преддверии державного периода XVII в., когда, так казалось его современникам, возродились заново героические силы готов.

Но до этого только из исторической памяти черпали шведское национальное чувство и историческая фантазия подлинную пищу.

Благодаря трудам историков, благодаря популярным рассказам об исторических судьбах отечества, благодаря небольшим сочинениям для простонародья, благодаря красноречию политиков и учёных, благодаря поэзии, театру – великое множество форм использовалось для того, чтобы запечатлеть в шведском народном сознании представление об истории отечества с блистательной героическая сагой о «древних готах», в которой отразилось совершенное проявление силы и способности нашего народа… С такой историей мы чувствовали себя аристократией Европы, которой предопределено владычествовать над миром» (выделено мной – Л.Г.).

 
Здесь необходимо подчеркнуть, что всё это говорилось об истории миражной, об истории или великом прошлом, которого никогда не было в действительности. Вернее, сами по себе исторические события, связанные с готами, происходили, конечно, но они не имели никакого отношения к шведам, поскольку происходили в истории других народов.
 

Современная шведская медиевистика не рассматривает более юг Швеции как прародину древних готов, откуда они якобы переселялись на европейский континент. Пересмотр готицистских концепций начался, собственно, давно. Итог первого этапа был подведён в конце 1980-х гг.

шведским историком Ларсом Гарном: «Поскольку у нас нет чётких данных о существовании готского королевства (götarike), то приходилось обращаться к географическим наименованиям и строить выводы на их основе… Поскольку источников мало, и они скудны, то и исследовательские работы были невелики числом и скромны по результатам… Общепринятым и распространённым было только предположение о том, что Вэстергётланд была древней областью поселения гётов, и что гёты издревле проживали и в Вэстрегётланд, и в Эстергётланд. Однако никакого подтверждения в источниках этому не находилось».1

 
И здесь речь идёт только лишь о картине расселения гётов на юге Скандинавии в первом тысячелетии н.э., то есть в исторически обозримое время, и то его не удаётся определить более или менее чётко. Что касается древних времен, то современные шведские учёные пришли постепенно к мысли о том, что не юг Скандинавии являлся той прародиной готов, откуда они расселялись по свету.
 

Шведские историки Томас Линдквист и Мария Шёберг пишут о том, что даже имя шведских гётов сложно анализировать: «Схожесть его с именем готов породила в XV в.

убеждение в том, что готы были выходцами из Гёталандии. Это представление сыграло важную роль в становлении национального самосознания.

Однако сам вопрос о происхождении готов из Скандинавии всегда оставался дискуссионным и вызывал сильные сомнения у учёных».2

 

Линдквист и Шёберг – одни из ведущих шведских медиевистов, сотрудники Гётеборгского университета. Книга, из которой я привела цитату, – учебник для шведских студентов – будущих историков.

И приведенные мысли не новы – также учили и меня, когда я, переехав в Швецию более двадцати лет тому назад, решила пройти курс шведской истории по шведской программе. Уже тогда на лекциях по шведской истории говорили: прежнее отождествление готов и шведских гётов сейчас отвергается наукой. Т.е.

уже как минимум более двадцати лет тому назад мысль о том, что готы не выходили с юга Швеции, сделалась хрестоматийной в шведских программах по истории.

 

Теперь откуда же они выходили? Вернемся с этим вопросом к шведским медиевистам.

Вот совершенно определённое высказывание по этому вопросу другого ведущего шведского медиевиста, известного историка Дика Харрисона, одного из редакторов и авторов последнего издания «Истории Швеции»: «Как письменные источники, так и археологический материал дают основание полагать, что древние предки готов – или вернее говоря, те, кто ранее других стал именовать себя готами – в период до Рождества Христова проживали на территории современной Польши. Разумеется, у них были контакты с другими народами в районе Балтийского моря, но определить, какие этнические группы населяли в это время Скандинавию, решительно невозможно (выделено мной – Л.Г.)».3 По этому же поводу австрийский медиевист, известный исследователь в области готской тематики, Х. Вольфрам заметил: «…И Австрия, как считали в позднем Средневековье, называлась когда-то Готией (Gothia)». Он же напомнил, что идея северной прародины готов, конкретно отождествляемая со Швецией, закрепившаяся под влиянием готицизма в западноевропейской науке шла вразрез с данными античных источников. Согласно античным авторам «первая Gutthia-Гоτθια античной этнографии, в любом случае, находится на Чёрном море, будь то в Крыму, на Керченском полуострове или, что наиболее вероятно, в сегодняшней Румынии».4

 
От себя хочу добавить, что поскольку топонимика хранит следы присутствия той или иной этнической группы, то, по всей видимости, шведские гёты были или северной периферией континентальных готов, или одной из групп континентальных готов, отселившихся в Скандинавию с европейского континента в какой-то период. Надо учитывать также, что физическая география Балтийского региона имела другой вид в первые века эпохи в сравнении с концом первого тысячелетия.
 
А закрепление таких названий как Скандинавия, Скандинавский полуостров за полуостровом, где расположены современные Норвегия и Швеция – дела не так давно минувших дней, и политические мифы готицизма сыграли здесь свою роль.
 
Не вдаваясь во все детали истории появления названия Скандинавия, стоит напомнить, что названия Scandia, Scandinavia, сейчас использующиеся как синонимы, хоть и в разных контекстах, изначально имели каждый свою пеструю историю, уходящую к античным авторам. Название Scandia было придумано греками, и в «Илиаде» относилось к древнему городу на острове Кифера (один из кандидатов на родину Афродиты), а также к ряду островов на Средиземноморье.
 
Впервые как название островов на Севере Европы оно было использовано Плинием Старшим (23-79 гг.), который назвал Скандией остров/группу к северу от Римской Британии. Этот же автор говорит о Скандинавии (Scatinavia) как об острове рядом с кимврами, и явно речь идет о каком-то другом острове/островах. Птолемей под именем Scandia описывал остров в группе островов (Scandiae islands) к востоку от полуострова кимвров, т.е. примерно там же, где Плиний размещал остров Scatinavia. Несколько позднее, в послептолемеевское время, Scandia стала синонимом для Terra Scania, т.е. для нынешнего полуострова Сконе (Skåne), что и закрепилось в средневековье.
 
Данный рассказ можно было бы насытить большим количеством подробностей, но все это, в принципе, известный материал. Хотелось бы, однако, заметить, что разнобой в сведениях и смешение названий может быть объяснен не только недостатком сведений о Северной Европе. Имеется немало данных античных авторов, из которых видно, что север Европы был освоен древним миром через Восточную Европу, издавна были изучены водные пути, известны были гидрографические изменения, связанные, как сейчас понятно, с трансгрессиями и регрессиями уровня водоемов, происходившими в различные периоды.
 

Например, Диодор Сицилийский (вторая половина I в. до н.э.

) в рассказах о Скифии и Кавказе привёл следующие известия, восходящие к мифам об аргонавтах: «Не малое число как древних, так и позднейших писателей (между ними и Тимэй) рассказывают, что когда Аргонавты после похищения руна узнали, что Эит своим кораблями занял устье Понта, то совершили удивительный и достопамятный подвиг: проплывши вверх по реке Танаиду до его истоков и перетащивши в одном месте корабль по суше, они уже по другой реке, впадающей в Океан, спустились к морю и проплыли от севера к западу, имея сушу по левую руку; очутившись недалеко от Гадир, они вступили в наше море…».5

 

Эти известия повторяются в рассказе Антония Диогена (вероятно, I в. н.э.): «В рассказ вводится некто по имени Диний, из любознательности отправившийся путешествовать из отечества вместе с сыном своим Димохаром.

Через Понт и затем от Каспийского и Ирканского моря они прибыли к так называемым Рипэйским горам и устью реки Танаида, затем вследствие сильной стужи повернули к Скифскому океану, достигли даже Восточного океана и очутились у восхода солнца, а оттуда объехали кругом внешнее море в течение долгого времени и среди разнообразных приключений… Они прибыли и на остров Фулу и здесь на время остановились в своих странствиях».6

 
Путешествия с юга на север через Восточную Европу осуществлялись с древности, но менялась геофизика, поэтому те группы островов, которые описывали древние и античные авторы, могли либо исчезнуть, погрузившись на дно Арктического шельфа, либо их рельефы сильно изменились. А названия сохранялись в «базе данных», и в другие времена им находилось иное применение.
 
Названия Скандия и Скандинавия пережили «третью молодость» благодаря труду Иордана, в VI в. написавшего свой знаменитый труд об острове Скандза, который он с отсылкой к Птолемею разместил на «просторах Северного океана» и прославил как остров, откуда вышли готы. Произведение Иордана достигло пика своей популярности во время распространения готицизма, т.е. в XV-XVI вв., и особенно прославился после публикации труда шведского писателя Иоанна Магнуса «История всех королей свеев и готов». Труд этот был опубликован братом писателя Олаусом Магнусом, автором известной книги по географии и этнографии народов Северной Европы. Олаус Магнус создал в приложение к этому труду не менее знаменитую карту Carta Marina (1539), где впервые поместил название Scandia на месте современной Швеции, которую его брат прославил как прародину готов. По крайней мере, на карте немецкого картографа Николауса Германуса (1420-1490), приложенной им к «Космографии» Птолемея, опубликованной в 1467 г., это название не обнаруживается применительно к той территории, где можно предположить нынешний Скандинавский полуостров. Закрепление названия Скандза, Скандинавия, такое привычное нам сегодня, происходило, судя по всему, как раз в десятилетия, когда стал набирать силу шведский и немецкий готицизм.
 Были ли древние готы выходцами с кавказа
 Были ли древние готы выходцами с кавказа
 
Привожу в подтверждение отрывок из работы немецкого картографа XVI в. Якоба Циглера «Скондия» (Schondia), опубликованную в 1532 г., c описанием севера Европы: «Относительно Гёталанд, Свеяланд и Финляндии, а также Лапландии, которая простирается до Северного полюса, кроме того – Гренландии, Херсонеса (Chersonesus) и острова Туле я получил разъяснения от достойнейших готских епископов Иоанна Магнуса Упсальского и Петера Вэстеросского, с которыми я сдружился во время моего пребывания в Риме и провел с ними много времени. Упсальский епископ еще до моего приезда начал писать свои комментарии относительно Скандинавии и давал мне их для прочтения».
 

Но со времени создания карты Олауса Магнуса и до окончательного закрепления названия Скандинавия за нынешним полуостровом прошло еще какое-то время. По крайней мере, в XVII в. на месте названия Скандия на шведских самодельных эскизах к картам можно было увидеть и название Гиперборея.

Следовательно, у нас нет четких географических данных о том, какой остров имелся в виду Иорданом, а также какие острова имелись в виду античными авторами под названиями Скандия или под Scatinavia.

Что касается Terra Scania или Сконе, то она точно не подходит как место исхода готов, поскольку в раннее средневековье была населена данами, а не шведскими гётами.

Читайте также:  Из-за каких мужчин помещица салтыкова стала «кровавой барыней»

 

Таким образом, ответ на вопрос о том, откуда выходили готы, в соответствии с выводами западноевропейской медиевистики, включая и скандинавскую, таков: те, кто ранее других стал именоваться готами, проживали на территории современной Польши или несколько южнее. Как выглядел ландшафт Центральной Европы в раннее средневековье, следует изучить отдельно.

 

Теперь рассмотрим вопрос о том, кто такие готы. И для начала ознакомимся с тем, какую реакцию миф о шведо-готах вызывал у современников, т.е. у западноевропейских историков XV-XVI вв.

В своих публикациях (например, здесь и здесь) я рассказывала о том, что образ Швеции, как прародины готов, разрабатывался целым рядом представителей шведского готицизма, самой крупной фигурой среди которых был вышеупомянутый Иоанн Магнус. Большую часть своей жизни И.

Магнус провел за пределами Швеции, в европейских центрах гуманизма, где ревностно стремился отстаивать идею древности Швеции и её особую миссию. Магнус с юности посвятил себя духовной карьере и в 1517 г.

как полномочный шведский легат был направлен в Рим, где сразу же оказался вовлечённым в водоворот идейного противоборства, царившего в Италии и окрашенного «антиготской» пропагандой итальянских гуманистов.7

Источник: http://pereformat.ru/2014/02/goths/

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Были ли древние готы выходцами с кавказа

Кажется, его населяли гномы или тролли. На самом же деле это реальный город, который находился на территории нынешнего Таманского полуострова в Краснодарском крае. Руины древнего поселения были обнаружены у города Тамань.

Дорогами Таманского полуострова

Имя Тмутаракань город носил во времена Киевской Руси. Тогда он стоял на отшибе. Расстояние до него считалось столь гигантским, что тмутараканью стали называть любое отдаленное место, глушь. Сейчас попасть в эти места проще простого. Долетел на самолете до Краснодара. Взял в аэропорту машину в аренду, и вперед — изучать диковинки древнего царства. За выходные дни можно увидеть многое.

Таманский полуостров расположен на западе Краснодарского края. Вместе с Керченским полуостровом по другую сторону пролива они напоминают две руки, протянутые для рукопожатия. Поскольку Тамань расположена в стороне от массовых туристских маршрутов, ей удалось сохранить свою первозданность. Это при том, что с полуостровом связано множество исторических событий и громких имен.

Тамань — это невиданные природные ландшафты и сказочные сокровища, которые таятся в степных курганах и на дне мелководных лиманов. Эти места стали знаменитыми благодаря одноименной повести Лермонтова. Помните? Скалистый берег моря, лунная ночь, контрабандисты… Тамань окутана таинственностью и романтизмом.

Сейчас станица выглядит как большая деревня, впавшая в долгую спячку. Жизнь течет степенно, размеренно. Трудно представить, что во времена Древней Греции здесь процветали огромные античные города Фанагория и Тирамба.

Тмутаракань изначально называли Гермонассой. Город основали греки в VI веке до нашей эры! Потом он был столицей русского Тмутараканского княжества.

Бесчисленные древние амфоры и пифосы местные жители по сей день находят в своих огородах.

В разные времена здесь жили Плиний Старший и Птолемей, Баян, автор «Слова о полку Игореве», и преподобный Нестор Летописец, сложивший «Повесть временных лет». Здесь жили выходцы из Древней Эллады, Римской империи, Византии. А также готы, болгары, хазары, печенеги, славяне и татаро–монголы. Тамань была перекрестком миров.

Сентябрьским вечером 1837 года здесь по пути в Геленджик остановился Лермонтов, сосланный на Кавказ. Он провел тут чуть менее трех суток, но впечатлений хватило на целую повесть, которая прославила Тамань.

Сейчас в Тамани есть Лермонтовский музей, восстановлена та самая хатка, в которой «было нечисто», дом старухи, лодка контрабандистов.

Из местных достопримечательностей стоит отметить археологический музей, который по убранству, количеству и разнообразию экспонатов может дать фору любому столичному. Все экспонаты найдены в окрестностях Тамани. При желании можно побывать на раскопках Тмутаракани и Фанагории. На окраине города сохранились руины суворовской крепости.

В центре станицы, на берегу лимана, стоит памятник запорожским казакам, которые высадились на таманский берег в 1792 году. Здесь же находится Музей казачества. Его экспозиция насчитывает более 2 тыс. предметов. В музее можно послушать старинный патефон и сфотографироваться в казацкой бурке.

В Тамани есть уникальный Турецкий фонтан. Ему более 300 лет. Возможно, это единственный в мире конденсационный источник воды. Глубоко в песке зарыты керамические трубы, в которых конденсируется водяной пар. Поэтому из источника течет «подземная роса».

А еще Тамань называют «входом в преисподнюю». В окрестностях станицы более двух десятков действующих грязевых вулканов. Местные жители называют их плеваками. Вулканы имеют кратер и жерло, но извергают они не огненную лаву, а жидкую грязь. Говорят, древние греки верили, будто через их «зев» проходит прямая дорога в Аид.

Обычно вулкан мирно побулькивает и попахивает сероводородом. Однако во время извержения лучше не стоять на пути бурной грязевой реки. Она сносит не только деревья, но даже столбы и автомобили.

Таманские грязи имеют огромную бальнеологическую ценность. Помажешь порезанное место — через час и следа не останется. Местные жители не ленятся подниматься на гору, чтобы набрать в бутылочку жидкую грязь. Туристы тоже охотно прихватывают с собой целебный бальзам. На всякий случай!

Мини–гид

— Авиаперелет СПб — Краснодар — СПб — от 18 тыс. рублей.

— Аренда автомобиля Volkswagen Touareg, 2 суток, — 19 тыс. рублей.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2019/07/25/Nasledie_Tmutarakani

Готы в Крыму

опубликовано: январь 2016

Готы в Крыму: история проникновения. Страна Дори

Готы пришли в Крым с низовьев Вислы. Если верить древнему историку Иордану, они были выходцами со Скандинавии. Грек Поседоний называл готов «германцами», а Корнелий Тацит писал, что они имеют «жесткие голубые глаза, русые волосы, рослые тела». 

На Крымский полуостров готы начали вторгаться в III веке. Исторические источники утверждают, что проникновение происходило в районах современной Керчи и Перекопа, возле столицы Боспорского царства и на северо-западном побережье (со стороны Днепра). Разгромив Неаполь Скифский, частично уничтожив и ассимилировав жителей Малой Скифии, германцы стали одной из главных сил Крыма. 

Вначале они истребили часть аланов, но очень скоро начали мирно сосуществовать с остальными представителями этого сарматского племени. Готы, проживающие в Крыму, не относились ни к вестготам, ни вероятно, к остготам. Однако с последними они имели гораздо больше общего. Германцы постепенно заселили Керченский полуостров, южный берег и юго-западный Крым. 

Ближе к концу III века крымские готы покорили Боспорское царство и остальные территории полуострова. Часть варваров сумела занять важные государственные посты Боспора и влияла на политику царства. Воинственные по своей натуре, крымские  готы принимали участие в походах против римской армии. Первое столкновение с Римом произошло в 238 г. н. э. Позже войны носили регулярный характер.

Боспорское государство вынуждено было предоставлять крымским  готам свой флот, а после упадка греческого царства, в середине IV в., германцы сосредоточили в своих руках всю полноту власти на полуострове. Известно, что во время ожесточенных боев с Римской империей часть готов поселилась в Юго-Западном Крыму. Единственным городом, который не признал пришлых германцев, был Херсонес.

 

Рядом с Крымом во второй половине IV в. возникло готское государство, которое возглавил Германарих, столицей этой державы был город Данпрштадирно. Вскоре политическое образование перестало существовать, после того, как в 70-х гг. того же века в Северное Причерноморье пришли гунны. Выдержав вражеский навал, крымские готы продолжали жить на территории полуострова.

Византия стремилась контролировать территорию Таврики и как могла, делала это. Готы были воинственным народом и император нанимал их в качестве военной силы. После того как в VI в. усилились позиции Византийского государства в Крыму, германские племена активно сотрудничали с ее властями и даже стали военно-административной единицей их государства. 

История Крыма того периода – рассказ о дружественных отношениях. Для защиты Херсонеса в Крыму строились такие крепости, как Мангуп и Эски-Кермен. 

При поддержке византийцев появились Алустон и Горзувиты. В этих укреплениях несли службу готы-федераты. 

Алушта, напоминание о крымских готах:
Были ли древние готы выходцами с кавказа
Руины башни Ашага-Куле крепости Алустон

Византиец Прокопий Кесарийский писал о том, что где-то на северо-западе Крыма «на возвышенности» существует страна Дори, в которой издавна живут готы. Древний историк утверждал, что там не было каких-либо крепостей и люди эти предпочитали жить в открытых местностях.

В этом же источнике говорится о том, что жители страны Дори охранялись стеной, построенной Юстинианом I, принимали участие в римских походах и воинов в одном из поселений насчитывалось около 3 000.

Историки не знают, о каких стенах шла речь, и только лишь предполагают, что это могла быть череда крепостей, расположенных на подступах к территориям, подконтрольным империи.

Страна Дори пережила нашествия аваров, хазарскую агрессию, была под протекторатом Хазарского каганата. Зависимость продолжалась до IX в., пока Готия не стала частью фемы Херсона. С XI в. по XIII в. готы платили подать Византии. Боспор в то время уже входил в состав Тмутараканского княжества.

В XII веке в Крыму обосновались половцы. С тех пор крымские готы вынуждены были и им сплачивать регулярную дань, но о полной зависимости речь не шла. В 1253 г. полуостров посетил монах Рубрик, который утверждал, что на участке территории между Херсоном и Судаком было расположено четыре десятка крепостей. Среди них было много таких, жители которых говорили на языке готов. 

Жизнь готов в Крыму начала меняться с приходом генуэзцев (XIII — XIV вв.). В результате договора, заключенного между выходцами из Генуи и Мамаем, готы, проживающие в Крыму, получили кусок земли полуострова, который тянулся от Алушты до Балаклавы. Там образовалось христианское княжество Феодоро, о котором расскажем отдельно.

Готы в Крыму серьезно пострадали в результате турецкой экспансии. Османы вначале вырезали жителей Мангупа, а потом на месте готского княжества создали свой кадылык.

С постепенным упадком Мангуп-Кале с крымских земель исчезали потомки представителей германских племен, которые много столетий тому назад пришли на полуостров.

Однако в окрестностях оставались небольшие поселения готов, которые еще несколько сотен лет хранили традиции предков. О необычном для Крыма фенотипе, который встречается у жителей отдельных сел, писали исследователи XVIII в.

В конце того же столетия гото-греков Алушты и Гурзуфа переселили в Новороссию. Однако светловолосые крымские татары с глазами цвета неба встречаются в Крыму и сегодня. Они живут в Бахчисарайском районе и на Южном берегу полуострова. Ученые считают их потомками готов.

Получается, что готы обитали в Крыму дольше всех остальных этносов.

Во времена Второй мировой войны этим фактом пользовалась фашистская Германия, доказывая, что на полуострове живет немало представителей арийской расы и Крым должен стать частью немецкого государства.

Полуострову вместе с другими территориями Северного Причерноморья даже придумали название — «Готенгау». Планировалось, что до 1960 г. в Крыму будет жить 5 миллионов немцев.  

Готы в Крыму: сельское хозяйство, ремесла, торговля

Нам практически ничего не известно о видах растений, выращиванием которых занимались готы в Крыму. Однако Прокопий Кесарийский утверждал, что обитатели страны Дори успешно занимаются земледелием. Можно предположить, что, как и их предшественники, ранее проживающие на территории полуострова, германцы сеяли зерновые культуры.

Оказавшись в Крыму, готы тесно контактировали с сарматами. Именно у них представители германских племен переняли опыт коневодства. Позже крымские готы активно использовали собственноручно выращенных лошадей во время боевых действий и в мирной жизни. 

Кроме всего прочего, германцы Крыма были искусными ремесленниками. Они занимались ткачеством, кожевенным делом, делали керамические изделия, стекло. В их среде обитали хорошие плотники и камнерезы.

У римлян крымские готы заимствовали технологию металлообработки, с помощью которой появлялись отличное вооружение и красивые ювелирные изделия. Во время раскопок на готском могильнике Суук-Су были найдены двупластинчатые фибулы, бусы, сделанные из стекла и камня, серебряные сережки, гривны.

В поделках крымских готов ученые обнаружили черты, характерные для изделий из Римской империи и вещей, сделанных представителями других народностей Причерноморья.

Читайте также:  Aef siberia: что экспедиционный корпус сша делал в россии во время гражданской войны

Крымские готы также занимались торговлей. Еще Тацит писал о том, что они знают цену золотым и серебряным монетам, но в отдаленных районах преобладает товарообмен.

Украшения и предметы гардероба, изготовленные римскими умельцами, в готской среде считались более изысканными. Со временем высокопоставленные крымские готы и их жены все чаще стали покупать предметы роскоши у более цивилизованных соседей.

Среди товаров, которые поставлялись из Рима, были шелка, пурпурная краска и ювелирные изделия. 

Быт, религия и культура готов в Крыму

Крымские готы были неизбалованным народам. Они носили прямые одежды из льняных или шерстяных тканей. Однако с IV в. у них появляется понятие престижа. Знать должна была одеваться согласно статусу, иначе могла подвергаться насмешкам. Подобный случай описан Прокопием Кесарийским.

Когда появилась необходимость выделяться, женщины-готы начали украшать себя массивными подвесками, серьгами, бусами. Фибулы использовались не только, как украшение, они скрепляли части одежды. Мужчины предпочитали небольшие украшения, носили узкие пояса и портупейные пряжки для оружия.

Мальчиков с детства учили воевать и эти умения часто применялись ими во взрослой жизни. Во время походов на Кавказ и на Трапезунд, что происходили в 256–257 гг., крымские готы заполучали рабов.

Такие невольники нередко исповедовали христианство, что спровоцировало проникновение новой веры на полуостров. Несмотря на постепенную христианизацию, готы в Крыму не забывали традиции предков.

Не исключено, что они все еще веровали в силы природы, в троллей, эльфов, гномов и водяных никс, поклонялись племенным богам-покровителям. 

Христианство не могло нравиться племенной знати, ведь его распространение свидетельствовало о зарождении связи с Римом. Однако после недолгих гонений оно утвердилось на полуострове в форме арианства. В VIII в. в Крыму действовала Готская епархия, которая в XIV в. была преобразована в митрополию, просуществовавшую до момента выселения крымских христиан в XVIII в.

Уровень культурного развития крымских готов отставал от римской цивилизации. Впрочем, ученые говорят, что готскую культуру не стоит недооценивать. Она была многогранной и яркой. Воинственный народ не представлял  жизни без соревнований, джигитовки, солдатских игр. Подготовка к боям была частью их менталитета.

Художественные ремесла германцев также являются отличительной чертой их культуры, хоть они и не всегда отвечали потребностям верхушки общества. Устное народное творчество крымских готов существовало не только для развлечений.

С помощью песен-эпосов они запоминали историю своего народа, передавали ее из поколения в поколение.

Религиозные взгляды и особенности культуры воинственного народа прослеживаются в захоронениях готов. В Крыму встречаются готские могилы с прахом. Готов сжигали, а потом помещали в специальные сосуды.

Вместе с трупом человека иногда кремировали принадлежащего ему коня. Бывали случаи, когда сжигали и оружие усопшего воина. Рядом с останками тела готов клали вещи, которыми они пользовались при жизни.

Иногда их хоронили в сарматских подкурганных могильниках. С приходом христианства мертвых перестали сжигать.

Итак, готы обитали в Крыму дольше всех остальных народностей – с III по XVIII век. Возможно, и сейчас их наследники проживают на полуострове. Готы разрушили многие селения скифов и начали разгром Неаполя Скифского, который перестал существовать уже при гуннах. Германцы покорили Керченский полуостров, Южный и Юго-Западный Крым. 

В конце III века они контролировали политику Боспорского царства и воевали с Римом. В середине IV века из всех поселений на полуострове им не принадлежал только лишь Херсонес Таврический. В VI веке усилились позиции Византии в Крыму. С тех пор готы сотрудничали с представителями империи, служили в качестве федератов в нововозведенных византийских крепостях. 

Взаимоотношения с представителями сарматского племени аланов у готов были скорее дружественными. Об этом свидетельствует факт появления этнонима готаланы. Не исключено, что готам удалось создать свое государство Дори. С VII по IX век оно находилось в хазарской зависимости, а потом стало частью византийской фемы. 

В XIII веке готские земли вошли в состав княжества Феодоро. А после прихода османов крымские германцы почти исчезли с полуострова.

INLIGHT

Источник: https://krymkrymkrym.ru/goty-v-krymu

Были ли древние готы выходцами с кавказа

У ученых нет точных сведений о времени появления готов в Крыму.

Были ли древние готы выходцами с кавказаУголок равнополочный является сегодня довольно популярным материалом. С ним взаимодействуют во многих отраслях. Это обусловлено отменными эксплуатационными данными изделий: он прочный и в то же время легкий. Поэтому их все чаще можно увидеть там, где невозможно применение его аналога из стали.

Помимо перечисленных характеристик, равнополочные уголки отличаются долговечностью, переносимостью воздействия как высоких, так и низких температур.

Алюминиевый равнополочный уголок обладает высокой устойчивостью к коррозии, ультрафиолетовых лучей, химических жидкостей, кислот и влаги.

При взаимодействии с воздухом на его поверхности возникает окисная пленка, которая играет роль барьера и увеличивает период его эксплуатации.

Также на уголки равнополочные может быть нанесено покрытие одним из методов:

  • распыление полимерной порошковой краски;
  • декорирование и ламинирование;
  • анодирование (путем создания на поверхности алюминия оксидного слоя).

Разные составы цветовых решений позволяют вписать их в производственный цикл для производства шкафов-купе, гардеробных комнат и прочей домашней мебели. Вышеприведенные нюансы помогут оценить их особенности, анодированные равнополочные уголки пользуются популярностью у многих потребителей — организаций и частных лиц.

Еще одно достоинство заключается в том, что они без каких либо проблем поддаются практически любой механической обработке. Его можно сверлить, шлифовать и придавать ему разлиную форму. Для их скрепления используются саморезы.

Как делаются уголки равнополочные

Производство их, как правило, осуществляется экструзией или гибкой. В зависимости от технологии выделяют вот два типа:

При этом они могут поступать в продажу в исходном состоянии или подвергнутые одному из нескольких способов термообработки.

Экструдируют их на мощных гидравлических прессах через формообразующий элемент — фильеру, или так называемую матрицу. Гнут на гибочных станках. Стоить отметить, что им свойственно иметь более десятков тысяч размеров.

Наиболее маленьким считается размер 10х10х1 мм, его противоположность, габарит 200 мм шириной и 200 мм высотой.

И так, подведем итоги: сплошной профиль, гораздо надежнее поливинилхлорида и дерева, так как не боится температурных скачков, алюминию не страшны жара и морозы, он устойчив к негативным атмосферным проявлениям.

Они, профили, не воспламеняются и не поддерживают процесс горения, не продуцируют токсинов даже в случае нагревании, что дает возможность использовать их в жилых помещениях. Они не выделяет в атмосферу ядовитых веществ, абсолютно безвредны для человека.

И монтировать их — одно удовольствие, скажем так, достаточно просто. Кроме того, они просты в обслуживании. И самое главное, они отличаются доступной ценой.

Где купить алюминиевый равнополочный уголок оптом и в розницу?

В магазинах расположенных по адресам: магазин Алюминий Бережанская 9 Киев, магазин Алюминий Кокчетавская 12 Харьков или в интернет магазине https://kzask.ua/ugolokrav/, вы также можете купить уголки равносторонние алюминиевые по цене производителя.

Найден подозреваемый в поджоге жилого дома в Архангельске, где погибли три человека

ТАСС, 25 августа. Следователи установили подозреваемого, который, по предварительным данным, в состоянии алкогольного опьянения поджег частный жилой дом в Архангельске, где погибли три человека, говорится в воскресенье в сообщении пресс-службы…

TheProperty: продажа и аренда недвижимости, ремонт, строительство, поставка строительных материалов продажа недвижимости

Поморы на электромобилях?

Слышал, что в Архангельске появилась заправка для электромобилей. Это правда? Интересно, а у нас много таких машин?

Из-за простоты изготовления, а так-же нереально высокого спроса, алюминиевые круглые трубы на сегодняшний день имеют самый большой диапазон вариантов исполнения — более десяти тысяч диаметров и толщин стенок.

В каталоге мы стремились разместить самые востребованные на рынке позиции, если вы не смогли найти из всего перечня, нужную вам трубу, обращайтесь в магазин — менеджеры помогут вам в подборе интересующей вас трубы и оформлении заказа.

В магазине предложены к реализации трубы с диаметром от 6 до 400 мм и толщиной стенки от 1 до 50 мм. Магазин алюминиевого профиля и фурнитуры предлагает: алюминиевую купить круглую трубу

Источник: https://rozinateliozilub.blogspot.com/2019/08/blog-post_423.html

Генетики прояснили происхождение скифов и сарматов

Были ли древние готы выходцами с кавказа

Сарматские катафракты (тяжелая кавалерия) в дакийской войне. Барельеф на колонне Траяна.

Wikimedia Commons

Ученые прояснили происхождение киммерийцев, скифов и сарматов, рассказывается в Science Advances. Генетически часть скифов и сарматы были похожи на современную мордву и народы Северного Кавказа. У киммерийцев и сарматов, вероятно, были общие предки. Однако, ни одна из трех групп не была прямым предком другой.

Примерно 3,8-3,2 тысячи лет назад, в конце бронзового и в железном веках на территории Понтийско-Каспийской степи существовала Срубная культурно-историческая общность. Ассоциированные с ней люди жили в небольших поселениях, которые были разбросаны от Урала до Днепра.

Около трех тысяч лет назад в западной части степи стали появляться кочевые племена, в том числе киммерийцы. Примерно 2,7 тысячи лет назад в степи появились скифы и вытеснили киммерийцев в Малую Азию.

Около 400 лет скифы были главной силой в степи и населяли территорию от Карпат на западе до Алтая на востоке.

Но постепенно их начали теснить македонцы на западе и сарматы на востоке. Предположительно, скифы и сарматы несколько веков сосуществовали в степи. Но сарматы продолжали двигаться на запад и в конце концов вытеснили скифов. На несколько веков они стали ведущей силой на восточных границах Римской империи, но в конце IV века нашей эры их вытеснили готы и гунны.

Происхождение этих народов пока изучено плохо. Поэтому археологи и генетики из шести стран под руководством Андерса Гетерстрома (Anders Gotherstrom) из Стокгольмского университета решили прояснить этот вопрос.

Они отсеквенировали и проанализировали полный геном 35 человек, живших в период с 1,9 тысяч лет до нашей эры до 400 года нашей эры.

Останки 13 из них были найдены в «срубных» погребениях, трое были киммерийцами, 14 — скифами и пятеро — сарматами.

Оказалось, что несмотря на то, что представители всех четырех групп были генетически похожи, ни одна из них не была предком другой.

Люди, ассоцированные со срубной культурой были генетически похожи, с одной стороны, на древних охотников-собирателей, живших в Западной Евразии и на Ближнем Востоке, с другой стороны — на современную мордву и народы Северного Кавказа.

Киммерийцы, также, как и представители срубной общности, были генетически схожи с выходцами из Западной Евразии, а также с народами, населявшими степные районы современных России и Казахстана.

Происхождение скифов было еще менее однородно. Их можно было разделить на четыре группы. Одна из них была генетически похожа на популяции, населявшие Северную Европу; другая — на популяции Южной Европы.

Третья группа, так же, как более древние люди срубной культурной общности, генетически была схожа с современными представителями мордвы и народами Северного Кавказа. Скифы из четвертой группы были похожи на современных болгар, греков, хорватов и турок.

По предположению авторов работы, кочевники смешивались как с местными оседлыми народами, так и с другими пришельцами, например, черноморскими греками.

Скифы из третьей группы одновременно генетически были схожи с сарматами, несмотря на то, что те жили на другом конце степи. Некоторые скифы, киммерийцы и сарматы относились к митохондриальным гаплогруппам, которые ассоциируются с жителями Дальнего Востока и Центральной Азии.

По мнению авторов исследования, его результаты показывают, что кочевники в конце бронзового и в течение железного века были очень мобильны, одни народы вытесняли и замещали другие. Кочевники не были прямыми потомками представителей срубной культурной общности, но у них были общие предки.

Недавно исследователи построили «генетическую карту» кочевых народов, населявших евразийские степи в древности и в средние века. В частности, авторы работы показали, что в конце I тысячелетия до нашей эры скифы смешались с гуннами — выходцами из Восточной Азии.

Екатерина Русакова

Источник: https://nplus1.ru/news/2018/10/04/descendants

Степные наследники Великого переселения народов

Юго-Восточная Европа на протяжении нескольких тысячелетий была своеобразным этническим котлом, в котором рождались и погибали многие этносы и общества.

На просторах степи и лесостепи создавались обширные «степные империи», своими походами наводившие ужас на оседлые цивилизации. Климат благоприятствовал и развитию земледельческих обществ, достигавших порой черты между первобытной общиной и государственностью.

Читайте также:  Почему наполеон отказался обещать русским крепостным крестьянам свободу

Однако ни кочевые державы, ни оседлые культуры, за исключением Киевской Руси, не перешагнули эту черту.

Степные народы в поисках новых жизненных пространств постоянно вторгались в районы, заселенные земледельцами.

Обладая явными военными преимуществами, исходящими из милитаризированного образа жизни скотоводов, номады практически всегда оказывались победителями.

Земледельцы были вынуждены либо покидать обустроенные селища, либо становиться данниками степных властителей, что не могло не сказаться на темпах развития общества.

До начала Великого переселения народов в Восточной Европе в течение почти тысячи лет господствовали кочевники североиранского происхождения, среди которых наиболее сильными в начале нашей эры были сарматы и аланы.

Сарматы были важной политической силой в жизни Причерноморья. В конце II в. до н.э. они были союзниками скифов против греков, а в I в. до н.э. уже вытеснили остатки скифских племен с берегов Черного моря. С тех пор на античных картах «Скифия» (причерноморские степи) стала называться «Сарматией».

К началу Великого переселения народов наблюдалось значительное этническое смешение остатков скифских племен, многие из которых перешли на полуоседлый образ жизни, с новыми волнами кочевников, пришедших из урало-казахстанских степей и Средней Азии. Эти миграции были порождением комплекса причин, основными из которых стали климатические процессы (опустынивание степей Западной Азии) и передвижение хуннских племен из центральноазиатского региона.

Период, называемый «Великим переселением народов», фактически перевернул европейский мир.

Пала под ударами варваров и внутренних неурядиц Римская империя, исчезло с исторической арены множество этносов, но родилась масса новых народов и государств, которые в течение следующей тысячи лет и даже больше стали определять жизнь и Европы, и Азии.

Именно тогда отчетливо зазвучали имена племен славян и русов. И насколько масштабными были эти изменения, настолько неясной и таинственной до сих пор остается эта эпоха для историков.

Этносы меняли место жительства и раньше, но последствия этого касались обычно лишь племен, находившихся на первобытной стадии развития, а «цивилизованный мир» смотрел на их победы и катастрофы со стороны. Здесь же прежняя цивилизация в результате Великого переселения была разрушена, а на ее обломках возникла из синтеза римских и варварских черт новая Европа.

Собственно, начало Великого переселения народов датируется обычно конце IV в. н.э. — вторжением гуннов в Подунавье(1).

Но еще раньше гунны вторглись в Восточную Европу, населенную к тому времени аланами, роксоланами, сарматами, готами, гепидами, ругами и другими.

Готский историк Иордан много страниц своей «Гетики» посвятил борьбе Готского союза и других народов Северного Причерноморья с неожиданно нагрянувшими кочевниками.

Гунны считаются выходцами из Центральной Азии, районов, расположенных к северу и северо-западу от Китая. Предки гуннов – хунну, создавшие крепкий военизированный племенной союз, последние века I тыс. до н.э. тревожили границы Китайской империи.

На рубеже тысячелетий китайцы сумели расколоть хунну, и часть из них была вынуждена откочевать на запад. В приуральских степях кочевники смешались с угорскими племенами. Так фактически сформировалась основа для нового этноса – «западных» гуннов, культура которых была полна североиранскими и угорскими элементами(2).

Именно они около середины IV в. начали наступление на Восточную Европу.

Гуннское нашествие на столетия изменило расстановку сил в европейских степях. Ко времени появления гуннов наиболее заметными объединениями в Северном Причерноморье были Аланский и Готский племенные союзы.

Если аланский союз сумел организовать какое-то сопротивление азиатским племенам, то германские племена Северного Причерноморья были крайне разрознены.

Черняховская археологическая культура, вопреки устоявшемуся мнению, не является «государственной культурой готского государства Германариха», а представляет собой одну из провинциально-римских культур, объединенную экономическими связями, а не социально-политической структурой. Частые находки изделий вельбарской культуры, которую связывают с готами, присутствуют на достаточно ограниченной территории черняховцев. Специфическая мозаичность, разнообразие черняховской культуры определяется, прежде всего, историческими реалиями того времени: передвижением на огромных пространствах Восточной Европы разнородных варварских племен, их взаимодействием с античным миром.

Владычество Гуннского союза в Европе было ярким, но не долгим. Наибольшего размаха достигло гуннское влияние во второй четверти V в. К этому времени гуннские орды захватили Подунавье. Ставка вождя гуннов из Северного Причерноморья переместилась на берега Тиссы.

Именно оттуда знаменитый гуннский правитель Аттила совершал походы на Балканский полуостров, в Малую Азию, Армению, Месопотамию. После ряда успешных походов в восточные пределы Римской империи, в 451 г. Аттила вторгся в Галлию и после длительной осады взял один из важнейших стратегических пунктов римлян – Орлеан.

Но таким образом, гунны представляли опасность не только для римских граждан Галлии, но и для тех варварских племенных союзов, которые обосновались в Галлии и сопредельных землях на территории Римской империи.

Под руководством Рима была сформирована коалиция из франков, вестготов («западных готов»), аланов, бургундов, саксов и других варваров. В июне 451 г. на Каталаунских полях состоялась решающая битва между противниками. Гунны были повержены. Непрочное политическое объединение стало распадаться, и после смерти Аттилы (453 г.

) прекратило свое существование. По сообщению Иордана, в результате возникших усобиц часть племен Гуннского союза, возглавляемая кем-то из сыновей Аттилы, вынуждена была вернуться «в те области Скифии, по которым протекают воды реки Данапра»(3).

С этого времени волны этнических миграций, уже значительно более тихие, пошли в обратном направлении. Возвращались в основном участники Гуннского союза, не нашедшие места среди федератов империи, — уже новые этнополитические объединения и этносы, воспринявшие элементы различных культурных традиций.

Гуннский союз в Подунавье являлся сложным объединением, в котором «европейцев» было больше, чем «азиатов». Одни племена, как остроготы («восточные готы»), гепиды – являлись военным подкреплением гуннам. Другие обеспечивали союз данью и снабжали войско продуктами.

Сами завоеватели постепенно смешивались с покоренными, перенимая их язык и обычаи. Ближайшие потомки современников событий — Приск и Иордан — сообщают, что напиток гуннов назывался «медос», а тризна по умершему — «страва».

Это явно свидетельствует о наличии в рядах гуннов славян (таковыми, очевидно, были какие-то племена из склавенов и антов).

Гуннское нашествие послужило катализатором политических процессов в славянском обществе. Это естественно: периферийные земледельческие племена, как правило, гораздо консервативнее, чем кочевые. Даже технические новшества, приемы ремесла заимствуются ими в мирное время крайне неохотно.

Знакомство, пусть сначала насильственное, с другими культурами, необходимость уходить с насиженных мест подтолкнули становление первых значительных племенных союзов у славян (склавены и анты), а впоследствии – и ранних государств, которые стали возникать после периода славянских походов на Византию.

В целом, после гуннского нашествия этническая карта Восточной Европы претерпела кардинальные изменения. Великое переселение народов, погубив множество племен и этносов, вывело на историческую арену другие народы и этнополитические образования, ранее неизвестные письменным источникам. Именно они и стали определять ход истории этого региона на многие дальнейшие столетия. С конца IV в.

господствующими этносами степей Восточной Европы стали гунны и пришедшие с ними племена, состоявшие, прежде всего, из гунно-сарматских кочевников урало-казахстанского региона. В частности, «гуннскими» (т.е. появившимися вместе с гуннами) являются булгары и хазары. Они принадлежали к тюркской семье языков, но этносы с такими названиями выделились из среды прототюрок очень рано(4).

С уходом гуннов с исторической арены эпохальный этносоциальный переворот в евразийский степях не завершился. Причиной тому стал природно-климатический фактор. Южные степи к середине I тысячелетия н.э.

окончательно превратились в пустыни, а территории с пригодными для жизни условиями были оттеснены до кромки лесостепей и Саяно-Алтайских предгорий.

Именно в это время, отмеченное новыми миграциями и войнами в Центральной Азии, на Алтае происходит формирование нового этноса – тюрок «в узком смысле»(5).

Во второй половине V – первой половине VI вв. на Южном Алтае местные и пришлые кочевые племена, в основном тюркоязычные, образовали племенной союз, который находился сначала в зависимости от центральноазиатского Аварского (Жужаньского) каганата.

Китайские хроники акцентируют внимание на том, что на Алтае правящий род тюрок — ашина занимался обработкой железа(6). Археологические данные свидетельствуют, что древние алтайцы действительно были искусными металлургами и снабжали своим железом и изделиями из него многие соседние народы(7).

Обрабатывали тюрки и цветные металлы, в том числе золото и серебро. Все это благоприятствовало процессам социального расслоения, формирования общественных страт: могильники VI в. уже разделены на «богатую» и «бедную» части.

Соответственно, ускорялось и политическое развитие, сопровождавшееся, с одной стороны, новыми завоеваниями, а с другой — междоусобицами.

В 551–555 гг. тюрки разгромили своих притеснителей, и основатель государства тюрок Бумынь принял титул кагана в знак победы над аварами и принятия территорий, ранее подвластных этому народу(8).

С этого момента «тюрк» становится названием союза племен, который подчинил себе в течение полувека огромные пространства от Южной Сибири и Средней Азии до Приазовья.

Именно с этого периода титул кагана у кочевников евразийских степей стал обозначать правителя, подобного европейскому императору раннего средневековья.

Главной особенностью Тюркского каганата была полиэтничность населения (собственно племенное объединение тюрок называлось «тюрк эль») и обширные территории. Именно этим отличались и другие каганаты, известные в Евразии: каганат авар в Центральной Азии, Уйгурский, европейский Аварский, Хазарский каганаты(9).

В 550–560-х гг. Тюркский каганат окончательно утвердил свое господство в Центральной Азии и Южной Сибири, подчинив племена киданей и кыргызов. Царства Северного Китая платили тюркам дань. В 563–565 гг.

совместными усилиями персов и тюрок было уничтожено государство эфталитов в Средней Азии, а его земли поделены победителями. В результате к 70-м гг. VI в.

Тюркский каганат стал заметным явлением на мировой политической арене того времени, с которым были вынуждены считаться Византия, Сасанидский Иран и Китай.

В Восточной Европе тюркские войска появились, преследуя остатки авар. По данным византийских и арабских источников, к 576 г. тюрки покорили племена Северного Кавказа и Восточного Приазовья, в том числе алан, хазар и часть болгар.

К тому времени растянувшийся на огромную территорию Тюркский каганат представлял собой пестрый конгломерат этнополитических образований, управляемых почти самостоятельными ханами (хотя и бывшими в родстве между собой). В 581 г.

внутри правящего рода началась кровавая усобица. Результатом этого кризиса стал распад каганата на две самостоятельных и враждебных друг другу части: Восточный (от Алтая до Великой китайской стены) и Западный (от Алтая до Крыма) каганаты.

Еще через полвека Западный Тюркский каганат прекратил свое существование.

Роль же Тюркского каганата в истории европейской степи и лесостепи далеко не была решающей. Большинство тюркских завоеваний оказались непрочными. Письменные источники уже в конце VI в.

, то есть через четверть века после нашествия тюрок, сообщают о возвращении предшествующей расстановки сил в Северо-Восточном Причерноморье.

Возможно, тюрки применяли наиболее типичную для кочевников модель завоевания: завоеватели и завоеванные сосуществуют на расстоянии, получение прибавочного продукта осуществляется посредством дистанционной эксплуатации (набегов, дани). Но подтвердить это данными источников пока нельзя.

Другая ситуация сложилась в стратегическом для тюрок районе северо-западного Прикаспия, где на территории хазар был оставлен военный гарнизон. Тюркские традиции ясно прослеживается у хазар, а также у средневековых жителей Дагестана.

Среди всей пестроты позднегуннских и тюркских племен Восточной Европы эпохи раннего средневековья именно хазары были удостоены наиболее пристального внимания исследователей.

Этому способствовало как относительно немалое количество письменных источников о хазарах, так и неоднозначность, а порой и противоречивость приводимых в этих источниках данных.

Хазарский каганат был влиятельной силой в Восточной Европе, и поэтому о нем сохранилось немало письменных свидетельств в арабской и персидской литературе, у византийцев. Хазары упоминаются в русских летописях.

Есть и собственно хазарские источники, среди которых самый важный — письмо Х в. от хазарского царя Иосифа к главе испанской еврейской общины Хасдаи ибн Шафруту, в котором царь кратко рассказывает всю историю Хазарии(10). Но, не смотря на множество источников, о Хазарии известно очень мало.

Страница 1 — 1 из 2 Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все © Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35244.php

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector