Что было самым сильным оскорблением для донского казака

Кто из старшего поколения не помнит актера Павла Луспекаева? Он всем хорошо известен по роли таможенника Верещагина из фильма «Белое солнце пустыни». Но речь, к сожалению, в данном случае пойдет не о его творчестве.

На днях издание Sputnik Армения опубликовало статью под названием «Смерть Верещагина: как армянина «убила» казачья кровь». Дело в том, что тот замечательный актер был уроженцем казачьего села Большие Салы в Ростовской области, сыном армянина и казачки.

И, как вытекает из статьи, лучшие качества были в нем от отца, а худшие — от матери. Худшие — это пристрастие к алкоголю, которое, как считается, в конечном итоге и убило актера. И пришел этот порок, как, видимо, полагают в Армении, с казачьей кровью.

Такое откровенное оскорбление в адрес донского казачества, конечно, не могло остаться незамеченным. И не осталось.

Российский ресурс «Аналитика юга России» опубликовал письмо казачьего полковника Резервного казачьего войска в составе Всевеликого войска Донского Судаченкова Михаила Сергеевича.

Автор письма отмечает, что «родился Луспекаев на Дону, в селе Большие Салы, двести с лишним лет тому назад отведенном Екатериной II под поселение армянам, переселенным из Крыма на Дон.

Относительно самого этого события существуют разные точки зрения, но есть то, что никакими историческими спорами не сотрешь — эти два века армяне и казаки жили бок о бок как добрые соседи.

А в 1894 года в знак глубокой благодарности ростовские армяне вместе с казаками установили российской императрице памятник на центральной площади Нахичевани-на-Дону.

Да что там памятник — в современной Ростовской области знают, что почти треть состава городской думы донской столицы по происхождению — армяне.

Зайдите в областную прокуратуру и почитайте таблички на кабинетах — местные армяне очень ценят работу в этом ведомстве», — пишет донской казак. И продолжает: — Не стоило бы и напоминать об этом, если бы не эта публикация в «Sputnik Армения».

Оказывается, великого актера сгубила «казачья кровь». Дескать, алкоголизм в крови у казаков.

В свое время большевики, немало сделавшие для уничтожения казачьего духа, такую чушь настойчиво распространяли.

Настолько настойчиво, что пришлось патриарху донского казачества Андрею Петровичу Зимину разъяснять, что в казачьих семьях даже рюмки были величиной с наперсток — настолько не приветствовалось обильное употребление спиртного.

Большевики, конечно, в своей ненависти к казакам значительно преуспели — даже в «Sputnik Армения» у них последователи оказались»…

Таким образом, армянство в очередной раз ответило неблагодарностью на доброе отношение. Кому-то это может показаться мелочью, но как бы между прочим обвинив в смерти актера «казачью кровь», армянское издание продемонстрировало неуважение к целому этнокультурному образованию, которым является казачество.

Впрочем, для армянства этот раз не первый и не последний.

Зульфугар Ибрагимов

Источник: https://news.day.az/politics/964327.html

7 крамольных фактов о казаках

«Надо отдать справедливость казакам, это они доставили успех России в этой кампании. Казаки — это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в своей армии, я прошел бы с ними весь мир»

Согласно официальной версии истории, ВО ВСЕХ войнах российского государства с16 по 20 век принимало участие казачество. Но кто такие казаки и откуда они взялись? Из энциклопедий можно узнать, что казаки — «…первоначально вольные люди, из бежавших от феодального гнета крепостных крестьян, холопов, горожан, селившихся на окраинах Русского государства».

По этой, общепринятой версии казачество окончательно сложилось в 16–17 веках. За оборону границ государства казачество получало из казны жалование, в пожизненное владение землю, освобождалось от налогов, имело самоуправление из выборных атаманов.

Несмотря на бурную деятельность, о казачестве упоминается вскользь в школьных и даже ВУЗовских курсах истории. Начало истории казачества даже в разных энциклопедиях датируется то 14, то 15, то 16 веком.

Двухмесячная осада Москвы казаками Ивана Болотникова проходит как стихийные восстания крестьян на окраинах России. Поход на Москву для восстановления законного престолонаследника царевича Дмитрия называется «авантюрой Лжедмитрия» и польской интервенцией.

1. Территории

Посмотрим, где же прятались крестьяне, не желавшие гнуть спину на помещиков. В течение двух столетий сотни тысяч беглых крестьян прячутся на самых крупных, центральных реках России — по сути на торговых и политических магистралях. Это ДНЕПР, ДОН, ВОЛГА, УРАЛ и ТЕРЕК. Сложно придумать более неудачное место для того, чтобы спрятаться.

Именно здесь постоянно проходят торговые и иные караваны, так именно вдоль этих рек направлены практически все крупные военные походы того времени (Иван Грозный, Юрьев, Шереметев, Ноздреватый, Ржев, Адашев, Серебряный, Вишневецкий и др.).

Здесь нет лесов, гор, непроходимых болот в которых, например, стремились прятаться староверы от никоновской реформы.

Все эти области преимущественно степь, которая просматривается на многие километры вокруг и где поиск беглецов максимально упрощен.

Историки уверяют, что все эти области были незаселенной, ненужной никому окраиной, захолустьем. Но беглым крестьянам достаются из самых благодатных в климатически-географическом плане мест. Удивительно ровный теплый климат, черноземные почвы, дающие два урожая в год, обилие пресной воды. До сих пор эти области называются житницами и здравницами.

И за гораздо более скромные места на земле велись долгие кровопролитные войны. Здравый смысл подсказывает, что такие территории доставались только самым сильным и удачливым, а не беглым крестьянам и холопам.

Есть ещё одна странность в отношении главной русской реки. Как в России относятся к Волге? «Волга-матушка», «Мать родная, русская река». Но согласно учебникам традиционной истории, Волга должна была остаться в народной памяти как некий генератор бед. Своеобразные тартарары, откуда постоянно приходят орды кочевников.

Отсюда приходили кипчаки и половцы, совершали опустошительные набеги неразумные хазары. Позже из-за Волги пришли дикие монголы. Здесь же они и расположились своими Сараями. Сюда, на Волгу, сотни лет со страхом в сердце отправлялись русские князья на поклон к ханам, заведомо оставляя посмертные завещания.

Позже здесь разбойничали банды и шайки разных атаманов.

2. Налоги

Беглые крестьяне освобождаются от налогов. Причём за то, что они защищали границы России от многочисленных врагов.

Оба утверждения противоречат здравому смыслу – зачем беглецам защищать границы государства, из-под гнета которого они только что убежали? И откуда такая теплота, вплоть до налоговых льгот, у государства к беглецам, которых по логике нужно вернуть, а не просить их платить налоги и спать спокойно.

3. Активность

Буквально с первых дней своего существования казачество проявляет просто фантастическую активность.

Бежавшие с разных мест России разрозненные группы землепашцев и голытьбы, не имея никаких средств связи и, надо полагать, оружия, моментально организовываются.

И организовываются не в трудовую крестьянскую общину, а в мощнейшее войско. Причем войско не оборонительное, а ярко выраженное наступательное.

Вместо того чтобы сидеть себе тихо, возделывать огород и наслаждаться волей, как, казалось бы, должен поступить убежавший крестьянин, казаки начинают ВОЕННЫЕ ПОХОДЫ во все стороны.

И идут не против какой-то соседней деревни, а нападают на сильнейшие государства своего времени. Театры действий казачьих войск не знают предела. Они нападают на Турцию, Речь Посполитую, Персию. Организовывают походы в Сибирь.

Их ФЛОТ свободно плавает вверх-вниз по Дону, Волге, Днепру и Каспию.

Беглые крестьяне на окраинах государства живо интересуются политическими и дворцовыми делами в столице. На протяжении всего 17 века они все время хотят что-то подправить в устройстве государства.

Постоянно с фанатизмом рвутся в Москву. Причем их интересует единственный вопрос. Они хотят поставить «правильного» царя.

Откуда они берут оружие, и на каких верфях строят флот? Не царское же правительство снабжало своих беглых холопов.

Мысль историков о том, что казачество не платило налоги за свою службу России, не выдерживает критики хотя бы потому, что именно России больше всего от казаков и доставалось в 16–18 веках. При этом КАЗАЧЬИ ВОЙНЫ под предводительством Хлопка, Болотникова, Разина, Пугачева, не называют крестьянскими.

Следуя этой логике, историки должны описывать исторические битвы так: «ударом с фланга беглых холопов атамана Скоропадского шведские войска были обращены в бегство» или «глубокий обходной маневр с проходом в тыл беглых холопов атамана Платова остановил наступление французских войск».

Тогда историки говорят, что есть второе определение казаков вплоть до 1920 года – военное сословие на Руси. Но когда именно беглые крестьяне превратились в ВОЕННОЕ СОСЛОВИЕ? Ведь военное сословие – это не просто профессиональные, но и потомственные военные.

4. Казаки-татары и казаки-басурмане

Всякий раз, когда казаки (или скажем так: жители обозначенных выше территорий) воюют на стороне России или на выгодной для нее стороне, они именуются казаками. Как только они громят романовские войска или берут русские города, они называются либо татарами, либо басурманами, либо восставшими крестьянами.

  • Казачьи войны 17 века против Романовых названы крестьянскими бунтами.
  • Казачьи атаки на Москву, Серпухов, Калугу 15-16 веков названы татарскими набегами.
  • Эти же «татары», воюющие на выгодной для России стороне против Речи Посполитой, против Турок или Шведов уже называются казаками.
  • Пока низовье Волги воюет с Москвой, там располагается нерусское и басурманское Астраханское Ханство, как только в 1556 году заключается мир и это ханство присоединяется к России здесь волшебным образом появляется Астраханское казачье войско.

На месте Большой Орды появляется надпись Донские казаки. На месте Едисанской Орды — Запорожская Сечь, на месте Ногайской Орды — Ногайские и Яицкие казаки.

Вообще у татар и казаков общие территории обитания, идентичное оружие, одежда, способ ведения боевых действий, названия орд-казачеств.

Татары принимают самое активное участие в освободительной войне украинского и белорусского народов против польской шляхты, т. е. против католиков в 1648–1654 г.г. Войска Богдана Хмельницкого полностью состоят из казачьей и татарской конницы. Никто толком не может объяснить, как уживались одновременно и на одной земле татары и казаки.

5. Происхождение слова «казак»

Считается, что слово казак или козак — это тюркское слово, означающее «удалец».

Не странно ли, что православные русские крестьяне  бегут от помещиков и называют себя тюркским словом «удалец»? Почему не по-китайски или не по-фински? При этом, эти беглые крестьяне 15–16 веков, предстают перед нами настоящими полиглотами.

Себя назвали тюркским словом, а военачальников своих назвали гордым англосаксонским словом headman — предводитель, вождь. Так определяют происхождение слова АТАМАН энциклопедии.

6. Знаменитые казаки

Удивляет не то, что величайший полководец древней Руси Святослав Игоревич (живший, согласно традиционной истории, в Х веке) был, казаком, а то, что беглые крестьяне 16 века каким-то неведомым способом узнали и решили перенять и сохранить старорусские воинские традиции 600-летней (!) давности. Во внешности Святослава описаны ТРИ УНИКАЛЬНЫХ черты облика запорожских казаков — висячие усы при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе.

Прямым текстом старым КАЗАКОМ называется богатырь Илья Муромец в русских былинах, которые, по мнению самих же историков, относятся к 11–12 векам! Хотя по общепринятой хронологии до возникновения казачества еще полтысячелетия.

7. Альтернативная версия

Казачество — старинное воинское сословие. Никакого перерождения беглых холопов в воинов не было. Эти территории им достались в наследство от предков и принадлежали им издавна и по праву.

Они жили там, где им было удобнее и лучше (вдоль крупных рек, в теплых и житных краях). Ни от кого никогда не прятались. Поэтому военные походы правительственных войск вдоль Днепра, Волги, Дона и т. д.

не натыкались на поселения сбежавших холопов.

Эти «сбежавшие холопы» изначально и были регулярным войском страны, специально расположенным так, чтобы в течение нескольких дней собрать все курени (небольшие конные гарнизоны) в заранее оговоренном месте.

Войско никогда не платит налоги. Казаки сами жили за счет налогов и сами эти налоги собирали.

В обязанности войска, по сути регулярной армии, входит защита от внешних врагов государства.

Также войско проявляет активную политическую позицию во время бурных перемен в государстве, при смене царских династий. Армия обязана занять какую-то сторону и принять участие в боевых действиях, беглые крестьяне на это не способны.

Нет логики в том, что беглые холопы, волшебным образом превратившиеся в потомственных военных, и получающие жалование, начинают целыми полками уходить то к враждебным полякам, то к ненавистным туркам, а то и вообще идут походом на Москву, т. е. на своих благодетелей.

Однако, если предположить, что единые ранее территории без центральной власти начинают делиться по религиозному и национальному признаку, то всё встаёт на свои места.

Перестало существовать государство, которому войско служило верой и правдой испокон веков. Недавним историческим аналогом можно считать разделение единой Советской Армии на армии отдельных государств, и ситуацию на Украине в наши дни.

В этой версии становятся логичными войны западных и южных казаков, получившие названия польско-турецкие войны.

Или войны восточных казаков с южными, названные походами донских казаков в Турцию и Персию.

Поход западных казаков на Москву сейчас называется польской интервенцией и серией русско-польских войн 1632–1667 г.г. Становится понятным, почему множество русских городов не просто сдавалось без боя, а радостно встречало приход «иностранных интервентов-захватчиков».

Как только стало ясно, что западные казаки все же не в состоянии довести дело до конца, взять Москву и готовы подписать мир с Романовыми в поход выступают восточные казаки под руководством Степана Тимофеевича Разина. Это сейчас называется крестьянской войной 1667–1671 г.г.

После поражения Разина в войну вступила третья часть бывшего имперского войска — Турция. Началась первая русско-турецкая война 1676–1681 г.г.

Читайте также:  Незамерзающие аборигены: почему они исчезли с огненной земли

В результате этих войн произошло разделение территорий западного и восточного казачеств по Днепру. Левый берег позже провозгласил воссоединение с Россией, а правый так и остался врагом Романовых на многие годы и десятилетия.

https://www.kramola.info/vesti/letopisi-proshlogo/7-kramolnyh-faktov-o-kazakah

Источник: https://wowavostok.livejournal.com/8502720.html

Держи слово. Слово казака дорого

Казаки от природы были народом религиозным без ханжества и лицемерия, клятвы соблюдали свято и данному слову верили, чтили праздники Господние и строго соблюдали посты. Народ прямолинейный и рыцарски гордый, лишних слов не любили и дела на кругу (Раде) решали скоро и справедливо.

По отношению к своим провинившимся братьям-казакам оценка их была строга и верна, наказания за преступления – измену, трусость, убийство и воровство были жестоки: «В куль, да в воду». Убийство врага и воровство у врага за преступление не считалось. Особенно жестокие и суровые наказания были в Запорожские Сечи.

Из преступлений самым великими считалось убийство товарища, братоубийцу закапывали в землю живого в одном гробу с убитым. Смертью каралось в Сечи воровство и укрывательство краденой вещи, связь с женщиной и содомской грех. Казак, вступивший в сечевое братство, принимал обет безбрачия. Казнь полагалась и просто за привод женщины в Сечь, будь даже это мать или сестра казака.

Одинаково с этим каралась и обида женщины, если казак посмеет опорочить ее, ибо, как справедливо полагали «лыцари», подобное деяние к обесславлению всего войска Запорожского простирается. Смертью наказывались также те, кто творил насилие в христианских селениях, самовольная отлучка и пьянство во время похода и дерзость против начальства.

Войсковой судья обычно исполнял роль следователя, исполнителями же приговоров всегда были осужденные, обязанные поочередно казнить друг друга. За воровство обычно приковывали к позорному столбу, где преступника забивали киями (палками) свои же товарищи.

За оскорбление начальства и невозвращение долга товарищу приковывали к пушке цепями и только в последнее время в Сечи за это полагалась ссылка в Сибирь.

За великое воровство или как бы сегодня сказали хищение в особо крупных размерах, виновных ждала шибеница- виселица.

От шибеницы можно было избавиться только в том случае, если какая-нибудь женщина или девушка изъявит желание выйти замуж за осужденного.

Кроме шибеницы, запорожцы в редких случаях применяли заимствованный у ляхов гак (крюк), на котором осужденный подвешивался за ребро и оставался в таком положении до тех пор, пока кости его не рассыплются. Пользовались они иногда острой палкой или колом. Таковы были нравы и обычаи старого казачества.

Закладка Постоянная ссылка.

Источник: http://kazaki-marino.ru/istoriya-kazachestva/slovo-kazaka.html

Трагедия казачества: День памяти жертв геноцида против казачества

Сегодня, 24 января, в День памяти геноцида против казачества мы публикуем сценарий вечера памяти «Трагедия казачества», который прошёл в нашей библиотеке 24 января 2014 года. 

1 ведущий:

Россия. Январь. Девятнадцатый
год. —

Визжит циркуляра кровавая
строчка:

– Казачий народ поголовно в
расход!

Всеместно! Без жалости! К
стенке и точка!

  • Такого не знала страна до сих
    пор,
  • Поставлен народ за чертою
    закона.
  • Расправил крыла
    большевистский террор,
  • В итоге погибших под два миллиона.

Сдавайся! Смирись!
Ворохнуться не смей!

  1. Иначе в леваду под дробь
    пулемёта.
  2. Репрессии, ссылки, расстрелы
    семей.
  3. И старых, и малых под корень
    без счёта.
  4. Столетье промчалось, а память
    живёт,
  5. В сердцах отпечатаны строки
    декрета.
  6. И выживший в муках казачий
    народ
  7. Навряд ли когда позабудет про
    это.
  8. Евгений
    Меркулов

24
января – страшная дата в истории казачества. 95 лет назад – 24 января 1919 года
– было подписано циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП(б) «Об отношении к казакам»,
положившее начало красному террору против казачества.

В истории России
последовавшие за этим события получили название «расказачивание». Количество
жертв репрессий не поддаётся подсчётам. По расчётам одних учёных – около 800
тысяч, по расчётам других – до 3 миллионов.

Принято решение называть среднюю
цифру — около 2 миллионов погибших.

В
память о безвинно убиенных казаках объявляется минута молчания.

Видео
«Красный террор. Расказачивание»

Казаки
– опора России. Так принято было считать до революции. Казаки участвовали во
всех войнах Российской империи и неизменно приносили ей славу. Новая власть
смотрела на них иначе.

Казаки – опора царизма! В конце своего правления
имперская полиция не справлялась с бунтарями и к наведению порядка привлекались
казачьи части, как самые благонадёжные.

Крепко-накрепко запомнили многие члены
ревкомов казачью науку, которая писалась нагайками по спинам при разгоне
демонстраций.

Первыми
декретами Советская власть отменила сословные привилегии и отдала землю народу.
Лозунгом того времени было равенство. «Отнять всё у богатых, да поделить!» —
был настрой восставшего народа. А казаки славились своим богатством. Льготы,
данные царями за верную службу по охране границ, по защите Отечества на фронтах
всех войн, вызывали зависть.

На самом деле – на территории Области Войска
Донского казакам принадлежало 4/5 всей земли, а казачье население составляло
всего 43 %. Казаку полагался земельный надел в пять раз больший, чем у не
казака. Даже, если сам казак не мог обработать землицу, он мог сдать её в
аренду и получать прибыль.

Бедных казаков почти не было – считалось зазорным
быть бедным, потому что у казаков слово «бедняк» приравнивалось к слову
«лодырь».

Не
только казачья земля была бельмом на глазу у новой власти. Область Войска
Донского была государством в государстве – у казаков были свои порядки, свой
суд, своя система хозяйства.

Если где-то могли собраться силы, способные
противостоять Советской власти, то это был Дон.

Именно сюда в первые же месяцы
после революции были отправлены войска из Петербурга – именно здесь новая
власть собиралась давить контрреволюцию самым жёстким образом.

Реакция
казаков не заставила себя ждать – уже в начале 1918 года начались первые
восстания. Циркулярное письмо, подписанное 24 января 1919 года, только подлило
масла в огонь – началась неприкрытая война. Если в 1918 году восстания
происходили из-за дележа земли, то теперь борьба шла на выживание. И страдали в
первую очередь самые беззащитные – старики, женщины и дети.

Первые
пункты печальной директивы «Об отношении к казакам» гласили:

— Провести
массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести
беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим
какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К
среднему казачеству необходимо применить все те меры, которые дают гарантию от
каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

— Конфисковать
хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к
хлебу, так и ко всем сельскохозяйственным продуктам.

— Провести
полное разоружение, расстреливать каждого, у которого будет обнаружено оружие
после срока сдачи».

Источник: http://filial-17.blogspot.com/2015/01/blog-post_24.html

Почему для донских казаков было унизительно брать в жёны славянок

Гордые казаки, делом подтверждавшие свои слова, жили по собственному кодексу, а все попытки со стороны оппонентов заставить их подчиняться другим правилам, расценивались ими как унижение. Кроме того, позором покрывал себя тот казак, кто отказывался следовать честному и храброму бытию в рамках общины.

Кубанские казаки

Большим оскорблением для принадлежавших воинскому сословию кубанских казаков было услышать в свой адрес обращение «мужик».

Всячески дистанцируясь от закабаленных мужиков-землепашцев, привыкших гнуть спину на помещиков, свободолюбивые подневольные казаки ненавидели это слово, предпочитая, чтобы их называли «мужчинами» или «братцами».

Если же кто-нибудь оговаривался по незнанию, то тут же следовал ответ: «Мужики в лаптях, а казаки — в лампасах!», после чего желательно было извиниться за причиненную обиду.

Донские казаки

Для казаков Войска Донского считалось унизительным родство со славянками. Охотно беря в жены турчанок, они избегали женитьбы на русских и украинках, которые с середины XVIII века стали активно селиться на Дону.

Если же чары прелестницы оказывались сильнее здравого смысла и, поддавшись чувству, донец играл с ней свадьбу, то в глазах общины он и весь его род терял уважение.

Такое унижение было веским основанием для осторожности в любви, которая приносила неудобства не только мужчине, но и женщине, поскольку в случае смерти мужа никто, даже его родственники, не протягивал ей руку помощи и все лишь способствовали ее удалению из станицы.

Донским казакам, беспрерывно вступавшим в конфликт с азакцами – жителями современного города Азов, для совершения очередного военного набега на неприятеля хватало даже одного оскорбления, нанесенного врагами члену их общины.

Для унижения попавшего по неосторожности в их руки донца, азакцы отстригали ему бороду и усы и в таком непотребном виде отправляли в станицу.

Вольный образ жизни донцов, имевших свой собственный независимый от государства устав, очень раздражал Петра I, который, желая подчинить их себе, усмирить и унизить, даровал Войску Донскому новый герб.

На этом искренне ненавидимом казаками геральдическом символе император велел изобразить сидящего на винной бочке полуголого мужчину с саблей, ружьем и кальяном, поскольку точно знал, что пьянство никогда не приветствовалось на Дону.

В середине XVII веке, когда к Дону стали стекаться раскольники-староверы, остро встал вопрос с обеспечением пропитания. Присылаемая из центра продовольственная помощь не решала полностью проблемы, и тогда новоприбывшие попробовали сами заняться земледелием, что донские казаки расценили как унижение, поскольку они никогда не возделывали землю.

Привыкшие воевать, а не взращивать, донцы издали указ: «Чтобы никто и нигде хлеба не пахали и не сеяли, а если станут пахать, и тогда бить до смерти и грабить, а кто хочет пахать, те бы шли в прежние свои места, где кто и жил».

Запорожские казаки

Признанные самыми безжалостными и оголтелыми казаки из Запорожской Сечи всегда применяли к провинившимся собратьям унизительные меры наказания, чтобы другим было неповадно повторять их «подвиги».

Выказывая презрение к чрезмерному увлечению алкоголем, они хоронили алкоголиков на отдельном кладбище рядом с самоубийцами, а на могиле ставили не крест, а осиновый кол, который даже после смерти казака напоминал окружающим о его неприличном образе жизни.

Запорожцы, уличенные в воровстве, приговаривались общиной к смертной казни, но прежде им три дня предстояло простоять прикованными к позорному столбу, после чего их забивали палками другие осужденные на такую же участь. Серьезным оскорблением достоинства запорожского казака было отсечение его длинного чуба-оселедца, за который, по поверью, Бог должен был вытащить его из ада за многочисленные убийства врагов.

Папаха и шашка

Особый пиетет казаки испытывали к головному убору, который они носили не для тепла, а для чести. Каракулевая папаха, в силу специфичного кроя не позволявшая бойцу ходить с опущенной головой, отражала традиционное мировоззрение не гнущих ни перед кем спины казаков.

Она являлась важным атрибутом их самоопределения, а потому, сбив ее с головы, оппонент наносил служивому глубокое оскорбление. Упавшая шапка была олицетворением вызова на поединок, где обидчик мог доказать свою правоту, а казак отстоять свое доброе имя. Оберегая бойца в бою, она олицетворяла собой его мужество, мудрость и достоинство, а ее потеря сулила ему скорую смерть.

Обязательным элементом обмундирования казака была шашка, которая служила своеобразным символом всей полноты его прав.

Получив ее из рук стариков в 17 лет, он должен был с честью исполнять законы казачьей общины, нарушение которых могло повлечь унизительное лишение шашки.

Если «братец» раскаивался в своих деяниях, то спустя некоторое время по решению Круга ему возвращали оружие, в противном случае его изгоняли из Войска.

Источник: https://123ru.net/religion/222877780/

Донское казачество — история и культура

Существуют не только отдельные люди, но и целые их объединения, история и быт которых окружена легендами и своеобразной романтикой. Именно таким объединением можно назвать донское казачество. Россия известна своей армией издавна.

Но вряд ли какое другое войско наводило такой ужас на западных и восточных врагов страны, как казаки.

Кто же они такие, эти донские казаки, почему о них написано столько книг и песен? Для этого стоит перелистать страницы истории, а также познакомиться с казачьей культурой.

История донских казаков

Историческая область расселения донских казаков – это современные Приазовье, Волгоградская область, восточные части Украины. Именно здесь проживало этническое русское население еще с домонгольского периода, в годы существования Хазарии. Но это лишь одна версия. Согласно альтернативному варианту, которого придерживаются многие историки, во времена монголо-татарского ига исконное население, относившееся к русскому этносу, было уничтожено. В результате эти опустевшие земли начали заселять беженцы из тех областей, которые сегодня называются средней частью России. Во всяком случае, исследователи обнаруживают определенную связь некоторых традиций донских казаков с хлыновскими и новгородскими ушкуйниками, а также мотивы, свойственные жителям Рязанщины.

Через 20 лет, в 1570 году Иван Грозный направил донским «бродникам» грамоту, признав, таким образом, их как организованное сообщество и дав независимость. Именно этот год считается точкой отсчета официальной истории донских казаков, хотя в действительности формироваться данный субэтнос начал гораздо раньше.

Этапы развития донского казачества

История донского казачества изобиловала самыми разными событиями. Уже одно перечисление их подтверждает то, насколько активно казаки принимали участие во всем, что происходило в стране. Стоит упомянуть:

  • восстание Болотникова;
  • поддержка поляков и Тушинского вора в Смутное время;
  • Азовский поход Петра Первого;
  • русско-шведская война;
  • восстание Булавина;
  • Персидский поход Петра Первого;
  • Семилетняя война;
  • русско-турецкие войны;
  • восстание Пугачева и его подавление;v
  • взятие Измаила;v
  • Итальянский поход Суворова;
  • Отечественная война 1812 года;
  • Первая мировая война;
  • Гражданская война на Дону.
Читайте также:  За что в россии преследовали духоборов

Особенно сложным стал период Гражданской войны, которая длилась на территории Дона в 1917-1920 годах. Эту эпоху донского казачества Шолохов гениально описал в своем знаменитом романе. Многие донцы были вынуждены уехать в эмиграцию, но большинство осталось в Советской России.

Однако далеко не все казаки смирились с новой властью, что и привело к неприятному эпизоду в их истории. Далеко не каждому известно, что часть донских казаков в ВОВ перешла на сторону вермахта, а в Новочеркасске была 1-я казачья дивизия.

Впоследствии из нее сформировали казачий корпус СС.

После окончания Второй мировой войны донские коллаборационисты были вынуждены скрываться в Европе, однако американцы и англичане выдали их руководству СССР.

Во многом эта страница истории существенно подорвала отношение советской власти к донскому казачеству, в результате чего донцы длительное время оставались вне круга интереса и внимания со стороны государства.

Тем не менее, отдельные казачьи части воевали против вермахта и на стороне Красной Армии.

Второй шанс донское казачество получило с началом перестройки. В настоящее время во многих городах страны, от Краснодара до Салехарда, имеются собственные казачьи подразделения.

Но исконные донцы все же предпочитают оставаться на своей исторической территории, занимая твердую позицию поддержания государственной внешнеполитической линии.

Это, в частности, выражается в участии донских казаков в войне на Донбассе.

Как посвящали в казаки донские

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

В этом ритуале принимали участие дети от 3 до 7 лет (из иногородних семей). Однако станичные дети также проходили такой же обряд посвящения, только возраст их начинался от 10 лет.

Сначала мальчик должен был продемонстрировать, что отлично знает не только традиции, но и православные молитвы. Затем он целовал казачью шашку в знак присяги на верность войску Донскому.

После этого казачку дарили евангелие и фуражку, и с этого момента он считался полноправным казаком, вступившим на военную службу.

Стоит принять во внимание, что воспитание будущих воинов у донских казаков было доволько строгим. Драться юный казак должен был уметь, когда только начинал говорить. Мальчики учились рукопашному бою с 3-х лет.

В том же возрасте начиналась учеба верховой езде. Стрелковое оружие преподавалось с 7-ми лет, а владение орудовать шашкой и нагайкой – с 10-ти.

Казаки были не только прирожденными воинами, но и хорошими земледельцами, поэтому детвора работала в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Символика донского казачества

Издревле донцы имели свою атрибутику, по которой их можно отличить от других войсковых соединений. На гербе донских казаков изображен олень, который поражен в бок стрелой. При этом, если рассматривать этот герб в цвете, выясняется, что сам олень имеет серебристый оттенок, а копыта и рога у него – золотые.

Стрела, которая пронзила животное, также имеет золотистый цвет. Сам герб выполнен на лазоревом фоне. Почему именно олень со стрелой в боку был выбран для обозначения Всевеликого войска донского, не слишком понятно.

Историки утверждают, что этот мотив во многом переплетается с древней киммерийской легендой об олене, который, даже будучи раненым, всегда скрывается от охотника и не дает себя поймать.

Есть и другое объяснение. Геральдисты утверждают, что синий цвет символизирует воду Дона, желтый – казачьи степи, а красный – волю к жизни и победе. Более того, бытует мнение, что равная ширина каждой из полос означает принадлежность донцов к христианской религии и веру в Триединого Бога.

Помимо флага донских казаков можно встретить хоругви, а также войсковое знамя, которое выглядит как прямоугольное синее полотнище, отороченное красной каймой. На лицевой стороне знамени расположен государственный герб РФ, на оборотной – герб войска Донского.

Форма и одежда казаков с Дона

Обувью представителям донского казачества служат сапоги. Головной убор – это либо папаха, либо фуражка. По мнению настоящих казаков, голова должна быть покрыта (по крайней мере, во время несения службы).

Фуражка всегда была особым достоянием каждого донца. Отличительные ее особенности – синий цвет и красный околыш. Вручение фуражки мальчику при посвящении в казаки автоматически означало, что он мужчина и может быть настоящим хозяином.

В соответствии с этим правилом новоиспеченный казак получал право на земельный надел. Шапка донского казака в прежние времена (а для многих донцов и сегодня) являлась подлинным атрибутом его принадлежности к войску.

Без нее появление мужчины даже во дворе собственного дома считалось неприличным.

Культура донских казаков: песни, обычаи

Самобытность казаков отражается и в их культуре. Отечественные зрители и слушатели составляют себе мнение об этом этническом сообществе на основании фильма «Кубанские казаки», песен Розенбаума и книги «Тихий Дон». Однако для того чтобы понять донскую душу, стоит прислушаться к старинным народным песням. Они являются ярким элементом казачьей культуры.

Песни донских казаков слушать нужно хотя бы для того, чтобы понять, насколько тесно эти традиции переплетены с фольклором малороссийских и южных русских регионов. Однако в этих песнях есть и уникальность, свойственная только донской культуре.

Источник: https://kavkazsuvenir.ru/blog/donskie-kazaki

Расказачивание или геноцид: спустя 100 лет историки спорят, что это было

30 января 2019

Пока нет общепринятой методики подсчёта жертв

В Новочеркасске в память о столетии начала так называемого расказачивания состоялся круглый стол с участием казаков, представителей Южного научного центра РАН, Новочеркасского музея истории донского казачества и Южного федерального университета.

То, что происходило в тот период на землях казаков, до сегодняшнего дня вызывает споры.

До сих пор историки не сошлись ни в масштабах жертв этих трагических событий, ни, собственно, в том, каким термином называть политику советской власти в отношении казачества — расказачивание или геноцид.

Что известно о расказачивании

Датой начала политики расказачивания считается 24 января 1919 года. В этот день Оргбюро ЦК РКП(б), возглавляемое Яковом Свердловым, приняло секретное циркулярное письмо партийным организациям Дона и Приуралья, определившее политику большевиков по отношению к казачеству.

Директива признавала единственно правильной самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления.

В частности, партийным организациям поручалось провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно, а также беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью.

Кроме того, большевики должны были конфисковать хлеб и полностью разоружить казаков, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

Сразу же после принятия этого циркулярного письма оргбюро ЦК разослало его на места с указанием решительного осуществления всех указанных мер. По мнению доцента исторических наук Трута, «так было положено начало реализации преступной политики террористического расказачивания, вылившегося в геноцид казачества как этносоциальной общности».

Расказачивание, геноцид или стратоцид

Говоря о расказачивании, доктор исторических наук, заведующий лабораторией «Казачество» Южного научного центра РАН, профессор ЮФУ Андрей Венков отметил, что этот процесс начался задолго до большевиков.

Так, уже во второй половине XIX века царское правительство внимательно изучало состояние казачьего общества, высказывались идеи изменения социального положения казаков в рамках существующей системы взаимоотношений внутри российского общества.

Под «расказачиванием» тогда понимали упразднение сословных льгот и тягот, уравнение его в социально-экономических правах с другими слоями населения, главным образом с крестьянством.

Однако, по словам Андрея Венкова, именно большевики в реализации политики расказачивания впервые применили по отношению к казакам террористические методы.

— Во многом жестокость, с которой большевики подошли к решению «казачьего вопроса» обусловлена тем, что, по мнению идеологов революции, именно казачество мешало расползанию мирового революционного «пожара».

Весной 1919 года на места спускают зловещую инструкцию, которая предписывает подвергнуть уничтожению всех казаков и казачек, которые прямо или косвенно участвовали в сопротивлении советской власти.

Объектом террора стало бы практически всё население Дона, — рассказал Андрей Венков.

Из доклада профессора следует вывод, что обозначить те трагические события только лишь термином «расказачивание» нельзя. Масштабы жертв, жестокость приговоров, зверства и массовые убийства казаков дают основания определять происходившее самыми жёсткими терминами.

Вопрос лишь в более точном определении — геноцид или стратоцид. По словам Андрея Венкова, казачество является очень сложным, многогранным явлением, и однозначного ответа на вопрос, кто такие казаки — сословие, народ или этнос — нет до сих пор. Отсюда нет и определения политике того периода по отношению к ним.

— Когда мы говорим о ликвидации казачества, термин «геноцид» как таковой достаточно узок. Этот термин прозвучал в правительственных документах по реабилитации репрессированных народов. Но он не покрывает всей этой трагедии, — считает профессор.

Оппонентов у Андрея Венкова в ходе этого круглого стола не нашлось. Однако отметим, что далеко не все историки придерживаются такой точки зрения.

Существует мнение, что террор, свирепствующий по казацким станицам, не имеет отношения к расказачиванию. Этот террор — естественное следствие упорной гражданской войны двух примерно равных по силе противников.

Назвать события гражданской войны, несмотря на все сопровождающие такую войну зверства, расказачиванием, неверно, считает профессор Павел Голуб. Притом как с одной, так и с другой стороны фронта гражданской войны были казаки.

И в этой гражданской войне с обеих сторон были и децимации, и захват заложников, и непередаваемые зверства.

С этой позицией не согласился благочинный новочеркасского округа, почётный гражданин Новочеркасска протоирей Олег Добринский. Отметим, что он, давая свою оценку тем событиям, был самым конкретным и категоричным.

— Говорить об узкобатальных событиях, когда погибают люди на поле брани, — это одно, а давать оценку массовой гибели женщин и уничтожению детей — совсем другое.

Главный признак геноцида — это уничтожение генофонда нации, уничтожение народа, — отметил священнослужитель.

— Я думаю, что Нюрнберг — просто курорт по сравнению с тем, каким должен быть процесс над теми, кто осуществлял расказачивание.

Олег Добринский призвал общественность подойти к тем событиям с нравственной и правовой точки зрения и недвусмысленно осудить тех, кто стал вдохновителем и кто реализовывал политику геноцида в отношении казачества.

Масштабы жертв

Последствия гражданской войны и политики расказачивания были очень тяжёлыми. Казачество понесло страшные потери. Жестокие расправы сильно сократили численность казачьего населения.

Однако более или менее точное количество погибших и пострадавших в результате террора неизвестно. Пока не существует даже общепринятой методики подсчёта жертв. Разброс цифр, по разным оценкам, огромен.

Одни называют цифру в несколько десятков тысяч погибших, расстрелянных и замученных, умерших от болезней и голода. Другие утверждают, что число жертв геноцида казачества переваливает за 2 миллиона человек.

По некоторым данным, на 1 января 1916 года население Донской области составляло 4 миллиона человек. В 1922 году — чуть более 1,5 миллиона человек. За семь лет оно сократилось на 2,5 миллиона человек, то есть более чем на 60%. Точной статистики по доле в этих потерях репрессированных казаков нет, однако, по оценкам историков, она была немалой.

История расказачивания в народной памяти

Одним из обсуждаемых в современной науке вопросов являются не только сами события расказачивания, но и сохранение исторической памяти о них. В частности, довольно противоречиво отражена история донского казачества в годы гражданской войны в мемориальной культуре.

Доктор исторических наук, профессор, заместитель председателя ЮНЦ РАН Евгений Кринко обратил внимание участников круглого стола на то, что на протяжении длительного времени в мемориальной культуре была представлена лишь одна точка зрения на события гражданской войны — советская. В качестве примера можно назвать памятник Подтёлкову и Кривошлыкову на Троицкой площади в Новочеркасске.

Кстати, именно этот памятник протоирей Олег Добринский назвал идолом и отметил, что ему не место на главной площади казачьей столицы, тем более на месте, где ранее находился православный храм.

По словам Евгения Кринко, лишь в начале 1990-х годов начали появляться памятники и мемориальные доски, повествующие о казаках, которые сопротивлялись советской власти и стали жертвами политики расказачивания.

В то же время, по мнению Евгения Кринко, ряд таких памятников повторяет ту самую советскую ошибку — однобокость.

Всё чаще общество сталкивается с попытками новой героизации участников Гражданской войны, но теперь уже с другой стороны.

По сути, участники встречи так и не дали ответов на спорные вопросы об эпохе расказачивания. Однако, по мнению присутствующих, такой круглый стол — первый серьёзный шаг в обсуждении тех событий. Ведь на протяжении многих лет тема расказачивания и вовсе была скрыта от общественности. Подобные встречи планируют продолжить и в более широком кругу учёных.

Читайте также:  Без каких букв может обойтись русский алфавит

Ксения Егорова

Источник: http://www.donnews.ru/Raskazachivanie-ili-genotsid-spustya-100-let-istoriki-sporyat-chto-eto-bylo_89747

Кулачный бой в культуре донских казаков

Перейти к содержимому кулачный бой донских казаков

Кулачный бой наиболее полно сохранил свою сакральную фунцию и является трансформированным реликтом мужского союза воинов. В данной статье мы попытаемся обобщить собранный материал по кулачным боям в среде сельского населения Дона, дать сравнительный анализ основным его элементам.

Как отмечает Т.А.

Бернштам, едва ли не единственным видом мужского союза с некоторыми архаичными формами ритуализированного – военного/борцовского – поведения в мирной бытовой ситуации предстает организация кулачного боя(1). По мнению А.М.

Золотарева, кулачные бои носили когда-то ритуальный обрядовый характер и проистекали, вероятно, из соперничества двух фратрий, селившихся по разным берегам двух рек и почитавших Волоса и Перуна (2).

Видимо следует различать такие понятия как «драка» и «кулачки», так как их различает традиционная культура.

Под кулачным боем понимается такой тип рукопашного состязания, как «бой кулаками без применения оружия»(3); «драка кулаками для забавы из молодечества», где соблюдались определенные правила: «лежачего не бить, мазку (на ком кровь) не бьют; рукавички долой»(4).

Собственно, разграничение кулачного боя и драки мы находим в указе Екатерины I от 21 июля 1726 г. В нем регламентировалось, чтобы у бойцов «никакого оружия и прочих инструментов ни под каким видом к увечному бою не было… и во время того бою драк между собою не чинили…»(5).

О функциональном значении этих событий существует ряд раз-личных мнений, особенно у исследователей использующих в своих работах гендерный подход. Под дракой понимается институированный способ разрешения напряжения между деревнями, своеобразный вклад неженатой молодежи в укрепление репутации деревни(6). С другой стороны Т.Б.

Щепанская считает, что главным в праздничной драке следует считать демографический контекст: драки как телесная практика, связанная с другим (рождение, брак, смерть) и влияющая на течение демографических процессов(7).

Такие представления не только не учитывают места боя-драки в общей картине праздничной куль-туры, но и не рассматривают кулачный бой как знаково-ритуальное явление. Односторонним выглядит и мнение А.К.Секацкого о драке, как необходимом инструменте воспитания духа воинственности(8). Наиболее обобщенным представляется взгляд И.

Агапкиной и В.

Плотниковой о ритуальных поединках между двумя партиями (сторонами) представляющими родовые, территориальные или социально-возрастные объединения или группы обрядовых лиц, которые связываются с символическим воспроизведением борьбы двух начал (добра и зла, лета и зимы) совершаемой, как правило, на переломе старого и нового года, календарных сезонов; с идеей защиты своего пространства; с реликтами посвятительных обрядов, имевших испытательный характер(9).

Информаторы отмечают, что кулачные бои проходили между Святками и Масленицей включительно(10), на Троицу(11), Красную горку(12). Наибольшего размаха они достигали в последние дни масленичной недели(13).
По заметкам Ф.

Крюкова кулачные бои проходили с Покрова до Троицы включительно. Обычно проходили они во второй половине дня(14) и длились до сгущения сумерек. Участники одних боев были только подростки(15), других дети, молодежь, взрослые(16).

Бои происходили как между концами одной станицы, близлежащими хуторами, так и между женатыми и холостыми, православными и раскольниками, казаками и мастеровыми(17).
Бои начинались по-разному, если они специально не подготавли-вались.

Так, в Гуляй-Борисовской слободе говорили: «То ли из-за девки, какой или, скажем, срезали коньки у одного, за него заступи-лись и поехало»(18).

Если договаривались заранее, приглашали известных бойцов. Иногда известные силачи вступали в бой на завершающей стадии, так как являлись на кулачки, а сидели дома и ждали когда их позовут на подмогу(19).

Перед началом боя по улице шли подростки с криком, свистом, стрельбой из самопалов – сзывали на бой(20). Свист и стрельба обычно использовались как средство отпугивания нечистой силы(21), о том, что перед кулачками свистят «по особенному» отмечено у многих авторов.

Едва ли не первым упоминанием о том содержится в грамоте митрополита Кирилла от 1274 года: «в божественные праздники позоры некакы бесовскыя творити, с свистанием и с кличем съзывающие некы скаредные пьяница и бьющеся дрекольем до самой смерти и взимающе с убиваемых порты»(22). Свист перед кулачками отмечал Ф.

Крюков: «С краю, в самых безопасных местах, бегали маленькие ребятишки, гоняясь друг за другом: они пронзительно свистали каким-то особенным посвистом»(23).
Бойным местом обычно являлись: река(24), балка, майдан, лес(25).

Известные в центральных губерниях России кулачные бои на вершине горы или холма(26), встречаются и на Дону, где холм заменяется курганом, как, например, в хуторе Вислом, Семикаракорского района. Начинали кулачки дети, продолжает молодежь, а заканчивают взрослый. По заметкам М.

Харузина это происходило так: «Часто между собравшимися на улицу молодыми казаками завязываются кулачные бои. Все «ребята» разделяются на две партии: жители одного конца станицы идут против жителей другого конца «стенкой на стенку». Сначала, обыкновенно, засылают маленьких казачат, которых «травят друг на друга».

Мальчишки набегают друг на друга верхом на палках, вооруженные прутьями и с криком «ура». Вслед за ними уже вступают в бой и взрослые. Кулачные бои особенно ожесточённы бывают осенью, весною около Троицына дня, а также на масленице. В это время молодёжь собирается большими партиями, и кулачный бой устраивается между двумя хуторами или между хуторами и станицей. В этих битвах, наравне с казаками, принимают участие и живущие при станицах им хуторах иногородние»(27).

Иногда были исключения. Так, в станице Маныческой на масленицу «Биться начинали ветераны в возрасте 70-ти лет и старше, кто мог, конечно. Выйдя из церкви, потоптавшись и размявшись на майдане, т.е.

на главной станичной площади, которая перед церковью и находилась, они начинали задирать друг друга словесно, напоминая каждому о совершенных им за его длинную жизнь прегрешениях или даже злодеяниях, но, что хуже всего, о том, что вызывало насмешку и выставляло старика в нелепом, а то и позорном виде.

Память у ветеранов была хорошая и они запросто могли припомнить полувековой и более давности неосторожность или оплошность друг друга. Словесная разминка переходила во взаимные толчки в грудь и плечи, а иногда и кулак свистел в воздухе, с былой резвостью и точностью попадая в скулу, нос или ухо оппонента.

Деды быстро утомлялись, и их место занимали мужчины лет 60-ти, в соку ещё. Постепенно подтяги-вались казаки наиболее боеспособных возрастов – 30 — 40-летние. Сражение обретало правильный вид. По заметкам С.Т. Пивоварова в ст.

Нижнекаргальской кулачки проходили так: «Из тёмной древности был обычай во многих станицах, в осенние и зимние вечера сыновья казаков, выростки от 8 лет до 18-и выходят на улицу и кричат: «Кутьяне, выходи!» У них станица делилась на две части – нижнюю и верхнюю.

Становятся затем в два ряда, начинают меньшие: один другого кулаком, из одного ряда пять, из другого десять – и пошла потеха рукопашная. Какая партия не устояла, все бегут, за ними гонятся, кричат и те и другие; но кто сел на колени, того не бьют; у кого нос разбит и кровь течет, он, утершись, снова встает на бой.

Часто казаки втравливали малолетков в драку и кого хвалили при этом, а иного трусом называли. Нижнекаргальцы на Святой неделе выходили к Быстрян-ской станице и на рубеже между станичными юртами начинали бой. Начинали прежде дети, а за ними совершенно взрослые служилые казаки, все чиновники, кто бы какого чина не был, отставные казаки и старые старики.

Поднимался крик, шум; случалось один другого ушибали так, что ушибленного отливали водою. С каждой стороны человек по 200 кидалось в одну кучу и бились по чему попало; разгорячившись не смотрели и на сидячего.

Сзади боя лежали старики, и когда их сторона не удерживалась и бежала, тогда и они скидали с себя кафтаны, бросали их и вступали в бой; и в них загорался дух военной ревности. Видно было – то та сторона уступала место сражения, то в минуту другая и бежала до самой своей станицы. Такая забава производилась не один день, не два, по несколько дней. Бывали договоры: кто с этого места собьёт, тот ставит ведро водки, кто не устоит – тот два ведра, и там же её распивали; но всякий день, шедши с бою, проходили с песнями на станичную беседу и пили станичную водку – полведра или ведро. При кулачных боях всегда приходили молодые женщины и девицы, играли песни, водили «танки» и знакомились с другими станичницами, как можно одевшись в лучшее платье».

Историк Броневский писал, что «в последний день масленицы, по всем улицам из дома в дом, бегают, суетятся; пьяные и трезвые, пешие и конные, стреляют, кричат и поют.

Город как бы в мятеже, но жители с миром и любовию провожают масленицу и Прощеный день, подобно тому, как греки и римляне некогда праздновали вакханалии… В отдаленных станицах, где нет высшего начальства, несмотря на запрещение в первые дни поста, силачи съезжаются на кулачный бой. Для избежания несчастного случая знаменитым богатырям не позволяют принимать в оном участия».

После построения кулачники начинали задираться «для куража». В станице Мечетинской обычно кричали: «Дай бойца! Все на всех! Зачинать!», кричали оскорбления и клички («Рогожа – никуда ни гожа!» и т.п.). Оскорбления и крики перед боем имели глубокие исторические корни, и восходили к тем временам, когда между ратями начиналась словесная перепалка.

Цель одна: досадить противнику и разозлить себя. Несторовская летопись упоминает об этом явлении, повествуя о сражении между новгородцами и поляками в 1018 г(28). Есть это и в «Слове о полку Игоревом»: «Тии бо бес щитовъ, съ засапожныкы кликом плъкы побЂждаютъ, звонячи въ прадЂднюю славу»(29). Затем в бой вступали дети лет 10-15 для «затравки», потом молодежь и, наконец, взрослые.

Доподлинно известно, что на Дону стеночные бои и поединки «сам на сам» существовали повсеместно. Последние были популярны в стеночных боях, когда «наскоки», или «крыловые», или «заревайлы» вызывали поединщиков, что было порождено военными столкновениями со степными кочевниками(30).

Кулачные бои являются самостоятельным культурным явлением. Они используются календарной обрядностью в качестве священного действия, но вне его – принимают независимое от календаря значение. Известно, что казаки в качестве свободного времяпрепровождения бились на кулачную находясь на службе в армии.

Так, существовал приказ по Войску Донскому № 211 от 4 июня 1913 г.

«5-го минувшего мая в лагере Усть-Медведицкого округа при хуторе Фролове, после вечерней зари, казаки 1-го и 2-го полков 2-й очереди, собравшись в тылу задней линейки своего лагерного расположения и разделившись на две партии, полк против полка, стали вызывать друг друга на «кулачки», сопровождая эти вызовы сильным криком и хлопаньем в ладоши… Подтверждаю г.г. окружным атаманам, что на их обязанности лежит принятие всех мер к тому, чтобы принявшие в последние годы хронический характер беспорядки в лагерных сборах, были бы решительным образом прекращены».

кулачный бой донских казаков сегодня

Интересные описания имеются у Ф.Крюкова, где на поединок выкликали, выскочив из строя и хлопнув в ладони. Сам хлопок, на наш взгляд, обладал магическим действием, он соотносим с потусторонним звуком-голосом предков (ср. детскую игру в ладушки). Боец не только обращал на себя внимание, но и призывал предков в помощь(31).

Обращает на себя внимание то, что кулачные бои получили свое отражение в фольклоре. Причем в записях сказок В.Когитина содержится описание психологии бойцов, манеры поведения, стилевые отличия в технике(32).
При изучении и сравнении полевого материала я обнаружил интересную особенность.

Если в слободе Гуляй-Борисовка кулачный бой был подвержен строгой регламентации в отношении правил (палка в руке – признак драки)(33), что характерно для крестьянской общины, то в ст. Мечетинской в кулачках подростки бросали камни (глыбки), а взрослые бьются палками, что правилами не запрещалось(34). По мнению А.Грунтовского это признак деградации традиции(35).

Но наличие палочно-кулачных боев на территории России в XIX- нач.ХХ в.(36) ставят под сомнение это утверждение, так как подобная традиция известна летописям XII-XIII вв. Так, Софийская I летопись сообщает: «Ивринуша его (Перуна – примеч. Мое) в Волхов. Он же пловя сквозь великы мост, верже палицу свою и рече: «На сем мя поминают Новгородскыя дети».

Ею же и ныне безумнии, убивающиеся, утеху творят бесом»(37).
Кулачные бои зачастую сопровождались наигрышами на гармошке, которые так и назывались «под драку», о сосуществовании девичьего хоровода и кулачного боя у казаков писал Д.К.Зеленин(38). Существует поэтизированное, красочное описание хоровода и кулачного боя в произведении П.И.Мельникова (А.

Печерского) «На горах»(39). Почти всегда кулачный бой соседствует у донских казаков в произведениях Ф. Крюкова. Мужские припевки исполнялись и во время кулачков, и во время мужских танцев «барыня», «казачок» и др.(40) Использование палки в бою имеет связь, как с мифологическим сюжетом(41), так и с танцевальными элементами(42). Сам кулачный бой, по замечанию Ф.

Крюкова, со стороны напоминал танец. «Все неуклюже и беспорядочно завертелось, затолклось на месте, как будто эти люди танцевали новый, неведомый дикий танец»(43).

Таким образом, мы рассмотрели особенности кулачных боев в культуре донского казачества, выявили их отличия в крестьянских и казачьих поселениях, основные признаки и атрибуты.

на шермициях

  • Яровой Андрей Викторович
    Кандидат социологических наук, доцент

  • Азово-Черноморская агроинженерная академия
  • Примечания

Источник: https://dikoe-pole.com/2010/03/11/kulach_boy_02/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector