Владимир Путин стал первым российским лидером, который лично прибыл на Рогожское кладбище, в духовный центр крупнейшего согласия русского старообрядчества — Белокриницкого.
Это случилось 31 мая 2017 года. Державного гостя принимал 70-летний митрополит Корнилий (Титов) — предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), объединяющей 370 приходов.
Перед этим они встречались в Кремле.
Во время событий 2014-го РПСЦ гораздо активнее, чем РПЦ, поддержала действия российских властей в Крыму и на Донбассе. Немногочисленные крымские приходы РПСЦ были переведены из Киевской в Московскую епархию, а на богослужениях ввели моления о российском воинстве и о «покорении врагов и супостатов».
Но это — внешняя, парадная сторона события.
Мало кто знает, что через несколько дней после визита Путина Покровский кафедральный собор на Рогожском — главный храм РПСЦ — был заново освящен по настоянию группы консервативных прихожан.
Чин малого освящения «тайно» совершал иерей Иоанн Михеев (сын Кишиневского епископа Евмения), который после этого был переведен из подмосковной Вереи в Севастополь — строить новый храм св. Владимира.
Путин посетил главный храм Русской православной старообрядческой церкви в Москве. Экскурсию ему провел митрополит Корнилий. Через несколько дней храм пришлось переосвятить — прохожанам не понравились служебные собаки ФСО и сами охранники с оружием. РИА Новости
Официально о переосвящении, разумеется, не сообщалось, но в частных беседах прихожане объясняют его необходимость действиями охраны президента, которая с оружием заходила в храм, а притвор якобы обнюхивали служебные собаки.
Сам визит также проходил «за закрытыми дверями»: в собор пустили лишь небольшой хор и нескольких помощников митрополита. Прихожан и работников митрополии РПСЦ на это время закрыли в одном из административных зданий по соседству.
В недействующем Рождественском храме по соседству с Покровским собором Путину показали выставку икон и церковной утвари, которая, по словам священника РПСЦ Алексея Лопатина, «более чем наполовину состояла из предметов, не принадлежащих митрополии».
Именно тогда митрополит Корнилий попросил президента на государственном уровне отметить 400-летие протопопа Аввакума (выделив соответствующий бюджет), вернуть РПСЦ принадлежавшие ей до революции здания и обеспечить землей старообрядцев, желающих переселиться в РФ из Южной Америки.
Эти три проекта и стали главными направлениями грантовой поддержки РПСЦ последних двух лет.
Туманные проекты, скрытые бенефициары и трагедия переселенца
Девушки в сарафанах и платках в день праздника Святых Жён-Мироносиц в духовном центре старообрядчества «Рогожская слобода» в Москве. РИА Новости
Одним из крупнейших стал президентский грант на сумму 6,5 млн рублей, выделенный в 2018 ггоду АНО «Старообрядческий духовно-просветительский центр «Криница»» при Никольском храме у Белорусского вокзала в Москве. Целью проекта было создание и размещение в открытом интернет-доступебиблиотеки книжных памятников древнерусской культуры и искусства, сохраненных старообрядцами. Руководитель Библиотечного отдела митрополии о. Алексей Лопатин отчитался на соборе РПСЦ 2018 года об оцифровке и публикации более 200 памятников и разработке систематического каталога собрания. Правда, увидеть плоды его трудов невозможно:
по завершении грантового проекта митрополит Корнилий отказался изыскать в бюджете митрополии 20 тысяч рублей на оплату хостинга раздела официального сайта РПСЦ, где разместили собрание.
(Официальный сайт при этом реконструирован также на средства Фонда президентских грантов, о чем гордо сообщается на его титульной странице.) «К сожалению, — сетует о. Алексей, — со стороны митрополии отсутствует финансовая поддержка изданий, которые готовит [Библиотечный] отдел. Практически все книги вышли на деньги наших благотворителей».
Чуть меньше — 3,5 млн рублей — получил в 2017 году Культурно-паломнический центр имени протопопа Аввакума. Содержание его проекта гораздо более расплывчатое, чем у «Криницы», и измерить его результаты сложно.
На сайте Фонда это содержание изложено так: «Развитие культурных связей и культурного обмена с зарубежными старообрядческими объединениями, популяризация культурного наследия старообрядчества». В рамках проекта были прочитаны некие лекции и проведена конференция.
Старообрядческий благотворительный фонд по сохранению православных общин, располагающийся в г.
Приморско-Ахтарске Краснодарского края, получил президентскую поддержку на аналогичный проект — «Сохранение и популяризация духовного наследия русского старообрядчества и поддержка историко-культурных связей с общинами за рубежом».
Очевидно, администрацию президента серьезно интересует «внешнеполитический» потенциал старообрядчества.
Для решения более конкретных задач 4 старообрядческими согласиями (двумя поповскими и двумя беспоповскими) в прошлом году создан Фонд «Правда Русская».
Председателем его попечительского совета стал Игорь Завьялов — заместитель гендиректора по финансовым вопросам ГК «Ростех».
Его офис, правда, располагается не в здании «Ростеха», а в отстроенном на деньги правительства Москвы «Доме причта» на Рогожском кладбище.
Кстати, это не единственный офис в огромном церковном здании — по этому же адресу (Рогожский Поселок, 29) располагается строительная компания «ЕвроСтрой».
В соседних домах духовно-административного центра РПСЦ располагаются компании «Аэроком-Сервис», «Евроклиник», «Гранитариум»…
В бывшей богадельне Белова XIX века, где при советской власти был дом ребенка, разместилось некое «Спортивное оснащение».
Неформальный бизнес-центр у кладбища охраняет общественная организация «Казачья станица», официально оформленная как «общественный пункт охраны порядка».
Весьма колоритные, внушительных размеров представители «станицы» во время служб стоят у входа в Покровский собор, довольно бесцеремонно выпроваживая оттуда случайных туристов или незадачливых новообрядцев, попытавшихся перекреститься тремя перстами.
Прихожане жалуются, что водворившиеся на Рогожском казаки вмешиваются во внутриобщинные дела, требуя, например, отлучить от причастия того или иного оппонента из «коренных» староверов.
«Казачья станица» охраняет главную финансовую тайну Рогожского кладбища: кто является бенефициаром всей этой арендодательской деятельности?
Фонд «Правда Русская» заявляет, что главная его миссия на начальном этапе — переселение в Россию зарубежных старообрядцев, в основном, из Латинской Америки. Российские власти уже несколько лет пытаются организовать это переселение, но часто это оканчивается скандалами.
Показательна история Данилы Зайцева, который попытался переехать из Уругвая на Дальний Восток, потом — в Белгородскую область, но столкнулся с коррупцией, обманом и произволом чиновников, что заставило его вернуться в Уругвай.
По словам Данилы, еще в начале «нулевых» поселения русских староверов в Аргентине, Бразилии, Боливии, Уругвае и Чили стали объезжать «разные послы, консулы, доктора политических наук, и все убеждали, чтобы мы вернулись на родину».
Но все, что они рассказывали, «оказалось враньем».
«Многие переселенцы лили кровавые слезы. В программу вложено 17 миллиардов рублей, и ни один проект не состоялся по переселению, — рассказывал Зайцев «Эху Москвы». — Денежки отмыть, проект раздуть на несколько миллионов долларов — к этому сводилось взаимодействие переселенцев с «родными» властями».
«Нас не мать приняла, мачеха нас приняла», — сделал Данила горький вывод…
При том, что после визита президента вокруг РПСЦ теперь крутятся немалые деньги, сотрудники рогожской общины чуть не умирают с голоду.
Они жаловались автору этих строк, что многие официально трудоустроенные в общине клирошане, звонари, сторожа получают минимальную ставку оплаты труда, да и ту задерживают на четыре месяца.
Попытки что-либо выяснить у начальства натыкаются на перекладывание ответственности между двумя юрлицами — митрополией и общиной. Их правовые отношения запутаны, и в большинстве случаев непонятно, кто именно и как должен формировать фонд заработной платы.
«Боровская технология»
Старообрядцы — тонкие ценители древнерусского искусства, в первую очередь — иконописи. Их собрания были почти полностью разорены при советской власти, но и из оставшихся крупиц тоже нередко что-то пропадает, всплывая потом на международных аукционах.
Ценнейшие памятники утрачиваются из-за некомпетентности «реставраторов», нанимаемых митрополией «по доступной цене» (при том, что и на эту работу выделены солидные суммы из госбюджета).
В апреле нынешнего года научно-реставрационная комиссия отстранила от работы с иконами Покровского собора некоего Дмитрия Юрова, закрашивавшего древнейшие шедевры современными красками.
Так была непоправимо испорчена икона преподобного Кирилла Белозерского XVI века.
«Комиссия, в состав которой входили реставраторы, представители Митрополии и Рогожской общины, — говорится в официальном акте, — осмотрела реставрационную мастерскую Д. Юрова. Были обнаружены запрещенные к использованию при реставрации икон краски, материалы и агрессивные растворители».
Дело передано в Министерство культуры РФ, осуществляющее надзор над охраной памятников культуры, рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела.
При этом Дмитрий Юров перебрался в Казанскую епархию РПСЦ, где не только продолжает эксперименты над иконами, но и пытается обучать местных молодых реставраторов.
Более тревожная история произошла во Введенском храме РПСЦ в Боровске (Калужская область). Там под видом реставрации подменили две иконы старообрядческих писем XVIII-XIX веков — Спаса Нерукотворного и Сошествия Святого Духа на апостолов.
Оригинальные иконы были заменены на новонаписанные — примерно того же размера и похожих композиций. При этом псевдореставраторы даже не попытались «состарить» доски. Не заметить такую подмену невозможно, но выяснить, что об этом думает настоятель боровской общины протоиерей Артемон Шендригайлов, нам, к сожалению, не удалось.
Примечательно, что именно Боровск избран в РПСЦ центром торжеств по случаю 400-летия Аввакума.
Оригинальную икону «Сошествия Святого Духа на апостолов» заменили на новодел с похожей композицией.
Подделка очевидна.
Псевдореставраторы даже не попытались «состарить» доски
В более отдаленных от Москвы приходах «боровская технология» используется еще в больших масштабах. Наши собеседники в митрополии утверждают, что
путем подмены под видом реставрации утрачено около 10 старинных икон в Минусинске и Новосибирске.
Это, вероятно, связано с новой модой на старообрядческие иконы и книги в аукционных домах «Кристис» и «Сотбис», где их охотно приобретают добросовестные коллекционеры, в большинстве своем — российские.
В прошлом году в Государственном историческом музее в Москве экспонировалась коллекция певца и композитора Григория Лепса «Предивное художество».
Она составлена в основном из работ старообрядческих мастеров — неслучайно куратором выставки была главный специалист ГИМ по старообрядчеству Елена Юхименко.
Репортаж с выставки икон из коллекции Григория Лепса
Из «лояльных» коммунистов в радикальные «евразийцы»
В дореволюционном старообрядчестве церковью управляли общины — главным образом, грамотные миряне (начетчики) и купцы-меценаты. Вплоть до середины XIX века они полностью контролировали «беглое» священство, переходившее из официальной («господствующей») церкви иногда из корыстных побуждений.
После появления у старообрядцев полноценной иерархии с зарубежным центром (в Белой Кринице на Буковине, находившейся тогда в составе Австро-Венгрии) епископы остались в зависимости от купцов и начетчиков.
Советский период, когда старообрядческое купечество, создавшее русский капитализм, было полностью уничтожено, внес коррективы в устройство РПСЦ.
Оно все больше стало напоминать порядки в РПЦ, и нынешний старообрядческий митрополит Корнилий (в миру — Константин Титов) существенно ограничил роль мирян в церковном управлении. Эти тенденции, возможно, связаны с некоторыми фактами биографии митрополита.
Старообрядческий митрополит Корнилий. В миру — Константин Титов. сайт РСПЦ
Он родился в рабочем Орехово-Зуеве в 1947 году и рано лишился родителей. До 9 лет жил с бабушкой, которая водила Костю на службы в скромный тогда старообрядческий молитвенный дом. Затем будущий митрополит оказался в интернате, где от него потребовали снять нательный крестик и отречься от веры.
Титов сделал довольно успешную советскую карьеру — вступил в КПСС, возглавил профком и ОТК литейно-механического завода, успешно играл в народном театре. В брак не вступал, хотя попытки его женить предпринимались еще «по комсомольской линии».
К вере стал возвращаться уже после 40, на фоне распада СССР, КПСС и родного завода.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/10/21/82443-posle-nas-hot-protopop
Когда Путин сближается со староверами
В тот самый момент, когда его машина въехала на территорию Рогожской слободы, Владимир Путин положил конец трем с половиной векам изгнания староверов. 31 мая, впервые со времен болезненного раскола российского православия в 1667 году, лидер страны нанес визит древней духовной общине, которую преследовала как царская, так и советская власть.
Это историческое событие, которое осталось практически незамеченным и прошло на закрытой территории на юге Москвы (раньше у старообрядцев были помещения лишь за пределами столицы), последовало за съездом собравшихся со всего мира староверов. «Обсуждали возвращение на родину, участие в сельском хозяйстве. Они очень хотели бы, чтобы им дали землю. Они бы возрождали ее и молились», — рассказал президенту митрополит Корнилий.
Духовный лидер старообрядцев, человек в черной сутане, с наполовину скрытым ухоженной бородой большим медальоном и длинными волосами под черным головным убором, взял на себя роль экскурсовода для почетного гостя.
Нашего провожатого зовут Петр. На нем высокие казачьи сапоги, талия перехвачена матерчатым поясом, а борода едва ли уступит той, что есть у митрополита (при Петре Великом ему пришлось бы платить за нее дополнительный налог).
Ужасный раскол XVII века
Этот 26-летний сибиряк получил диплом по химии, однако затем ушел в теологию.
Мы говорим, что он немного напоминает нам амишей, живущую в Северной Америке закрытую общину, которая также сформировалась в результате религиозного раскола в Европе в XVII веке. «Ничего подобного, — возражает он.
— Мы живем в обществе и смотрим телевизор, только не боевики и не фильмы ужасов». Как бы то ни было, чтобы попасть в Покровский собор, нужно ознакомиться с правилами.
Yle21.03.2017Frankfurter Allgemeine Zeitung20.09.201621.11.2015BBC08.01.2015La Croix27.10.2011Женщины должны повязать на голову платок (он закалывается под подбородком булавкой), надеть длинную юбку и нести сумку в руках, а не на плече.
Здесь служба ведется при свете свечей, которые вручную зажигают на подвешенной под потолком гигантской люстре. Пол девственно чист, а на стенах развешано множество икон: говорят, что здесь их порядка 4 тысяч.
Староверов отличает в первую очередь форма крестного знамения: два соединенных пальца символизируют в византийской традиции двойственную, человеческую и божественную, природу Христа.
Этот, казалось бы, безобидный жест стал причиной ужасного раскола в XVII веке, когда патриарх Никон решил провести реформу священного писания и ввести троеперстное крестное знамение по греческому образцу (символизирует Троицу).
Реформа была поддержана вторым в династии Романовых царем Алексеем Михайловичем, однако часть верующих восприняли ее как насаждение «европейских» порядков в ущерб российским традициям.
- Угнетения до 1905 года
- Целые семьи староверов оказались на кострах или погибли во время наполненного тяготами пути в отдаленные регионы России, далеко за Урал, или за границу.
- Выставленная в знаменитой Третьяковской галерее картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова» запечатлела их мученичество: она сидит на санях со скованными цепью руками, однако поднимает вверх ладонь с двумя пальцами в крестном знамении.
© РИА Новости, Алексей Никольский | Перейти в фотобанкПрезидент РФ Владимир Путин и глава Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий
Петр говорит нам о существовании француза-старообрядца, некоего Вавилы, учившегося в Сорбонне, который предпочел окончить жизнь на костре во Владимирской области, но не отрекся от новообретенной веры.
Преследования староверов продолжались до 1905 года, когда царь Николай II снял с них ярлык «раскольников», а также предоставил им право звонить в колокола и строить церкви.
Как бы то ни было, затишье оказалось недолгим: через 12 лет большевистский террор обрушился на представителей всех религиозных течений. Сама православная церковь сняла анафему только в 1971 году.
«Слишком много разногласий по догмам», — считает Петр.
Религия — российское отличие от Запада
Отреставрированная после распада СССР Рогожская слобода занимает территорию в несколько гектаров (у нее даже есть собственное кладбище), словно выпавший из потока времени островок посреди советских зданий.
В одной из церквей, которую не так давно использовали в качестве столовой, проходит выставка «Сила духа, верность традиции». На ней представлена жизнь старообрядцев, кое-как сохранившиеся иконы, переносные иконостасы, миниатюрные предметы культа и листовки.
Представитель старообрядческой церкви Роман Анторин называет визит Путина «божественным провидением»: «Власти, наконец, поворачиваются к нам лицом и оценивают вклад староверов в историю России, ее культуру и наследие».
Глава государства прекрасно это понимает. Отставной офицер КГБ сегодня активно опирается на религию как отличие России от Запада. В частности он пообещал помочь с возвращением живущих за границей старообрядцев.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Источник: https://inosmi.ru/politic/20170619/239623758.html
Староверы отреклись от многоженства
01.10.2019 16:13:00
Представители «древлеправославия» возмущены попытками исказить образ допетровской Руси
![]() |
О целомудрии женщин допетровской Руси все знают из «Песни о купце Калашникове» Михаила Лермонтова. Илья Репин. Купец Калашников. 1868. Частная коллекция |
С негодованием встретили представители Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ) размышления главы Всемирного союза староверов (ВСС) Леонида Севастьянова о возможности легализации многоженства. Севастьянов заявил, что «инициатива введения многоженства заслуживает серьезного рассмотрения». «Святитель Савва Сербский (XI–XIII в.), как это следует из Лицевого летописного свода, просто‑напросто заставлял князей венчаться со своими наложницами, тем самым разрешая полигамные браки. Сама допетровская литургическая традиция разрешает до трех браков, при этом не имея чина развенчивания», – приводит слова главы ВСС «Интерфакс‑религия».
«Насколько мне известно, Леонид Севастьянов не имеет никакого отношения к старообрядчеству, а потому говорить от имени старообрядцев не имеет права», – пояснил «НГР» настоятель старообрядческого храма Казанской иконы Пресвятой Богородицы в Казани протоиерей Геннадий Четвергов.
«О многоженстве у нас и речи быть не может, потому что мы четко придерживаемся того, что написано в Евангелии. Ведь Христос говорит: смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодей. А прелюбодей не наследуют Царство Божие.
И смысл жизни поэтому теряется», – заключил представитель РПСЦ.
Начало дискуссии о возможности мужчинам России иметь не одну, а несколько жен положили представители мусульманского сообщества страны. Председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин заявил, что официальное многоженство лучше, чем многочисленные связи на стороне.
А муфтий Москвы (по версии СМР) Ильдар Аляутдинов выразил уверенность, что легализация полигинии позволит разрешить социальные проблемы, связанные с численным преимуществом женщин относительно мужчин, а также станет «гарантом соблюдения прав женщин».
Севастьянов, который в конце августа возглавил ВСС, неожиданно поддержал исламское духовенство. «Каждый из нас знает множество примеров, когда у одного мужчины несколько семей – одна официальная и одна или более неофициальных, где рождены и воспитываются дети.
При этом женщины и дети в таких семьях ущемлены в правах, прежде всего в области наследования имущества и алиментных выплат», – отметил он. Указав, что главная цель брака – деторождение, Севастьянов призвал представителей религий и общественность страны к широкой дискуссии по этому поводу.
«Невольно возникает вопрос: допускала ли православная допетровская практика многоженство, прививая глубокую ответственность у мужчин в отношениях с женщинами?» – заключил он.
Как заметил в разговоре с «НГР» историк русского старообрядчества XIX–XX веков Виктор Боченков, «в допетровское время среди старообрядцев никакого многоженства не было».
«Староверы со времен князя Владимира сохранили те чины и последования, которые были переданы при принятии Русью христианства. Поскольку и тогда не допускалось многоженство, то оно не допускалось и на протяжении веков и до, и после Петра I.
Другое дело – обычаи радикальных согласий старообрядцев, где брак заключался только с благословения родителей. Это были так называемые беспоповские браки.
В этом случае со стороны местных епархиальных властей они могли быть обвинены в «блудном сожительстве» и таких супругов могли порой насильно повенчать или даже развести. Но все равно это был один брак и одна жена. Ни о каком многобрачии и многоженстве речи не могло быть», – пояснил эксперт.
В РПЦ от широкой дискуссии по поводу многоженства также отказались, заявив, что «в современном обществе важнее заниматься укреплением союза одного мужчины и одной женщины для решения проблемы внебрачных связей».
«Мы исходим из того, что проблемы, которые есть в нашем обществе, связаны не с наличием или отсутствием института многоженства, а с дефицитом ответственности супругов в семейной жизни. Мне как христианину кажется, что положение и любовницы, и какой‑то там по счету жены унижает достоинство женщины.
Равным образом унижают достоинство мужчины внебрачные связи любого свойства», – отметил зампредседателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе.
Источник: http://www.ng.ru/ng_religii/2019-10-01/11_473_wife.html
Зеленский и генсек НАТО допустили унизительную ошибку
Президент независимой Украины стоит навытяжку перед сидящим генсеком НАТО, сложив руки на причинном месте. На заседании совета Украина – НАТО генсек забывает дать слово хозяину встречи.
Эти позорные курьезы всего за день уронили авторитет Зеленского, хотя десант из Брюсселя прилетал, напротив, чтобы его поднять.
Сможет ли теперь главный «слуга народа» Украины удержать начавшееся падение популярности?
В четверг на заседании комиссии Украина – НАТО с участием президента страны Владимира Зеленского и генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга произошел курьез.
В конце своей речи Столтенберг забыл, что сидящий по правую руку от него президент еще не выступил, и сообщил, что открытая для прессы часть заседания окончена.
Поняв через минуту свою оплошность, Столтенберг предоставил слово украинскому лидеру, но было уже поздно – осадок остался.
Киевские газеты также облетел снимок: во время заседания Зеленский стоит по струнке перед улыбающимся Столтенбергом, вальяжно сидящим за столом. Глава украинского государства в этот момент сложил руки между ног и всем своим видом напоминал лакея, вызванного колокольчиком к барину.
Позорной для Киева оказалась и процедура подписания итогового заявления участников заседания. Венгерская делегация наложила вето на проект документа, который заранее подготовили канцелярии Столтенберга и Зеленского. В итоге участники слета рисковали остаться вообще без резюме, что делало бы заседание как бы бессмысленным.
Накануне премьер Венгрии Виктор Орбан предупредил, что заявление не будет одобрено без учета его предложений по венгерскому меньшинству в Закарпатье. Будапешт, как известно, требует вернуть закарпатским венграм право на обучение на родном языке.
В итоге в текст добавили требование к Украине внедрить в закон «Об образовании» рекомендации Венецианской комиссии относительно прав нацменьшинств (на дипломатическом языке это как раз и означало учет позиции Будапешта).
В заявлении также говорится о поддержке регулирования конфликта в Донбассе дипломатическим путем и, в частности, приветствуется «разведение сил у Станицы Луганской и усилия по разведению в других районах».
Зеленский использовал заседание, чтобы твердо заявить о своей приверженности курсу предшественника Петра Порошенко – о сближении с НАТО вплоть до полного вступления в ряды альянса.
А пока Зеленский попросил гостей рассмотреть возможность присоединения Киева хотя бы к программе расширенных возможностей НАТО.
Кроме того, Зеленский напомнил о необходимости совместно усиливать возможности ВМС Украины и флотов стран НАТО в Черном море.
«Двери в НАТО остаются открытыми. Дорога к НАТО не является легкой, и тот, кто хочет этого, должен совершать значительные реформы», – ответил ему генсек.
Что касается перспектив вступления Украины в НАТО, то на эту тему Столтенберг высказался во время общения с курсантами Морской академии в Одессе. Он заявил, что такое решение касается только Киева и альянса и «никто другой не имеет права вмешиваться».
«Иногда складывается впечатление, что России решать, должна ли Украина быть членом НАТО или нет», – сказал Столтенберг, подчеркнув, что «у России нет права голоса».
«Даже на Украине признают, что в НАТО им не бывать. Альянс перестал скрывать, что Украина ему не нужна, а заявления о сотрудничестве звучат по инерции.
Представители НАТО приезжают в Одессу и Киев на шару покушать и выпить горилочки под сальцо с огурчиками»,
– заявил газете ВЗГЛЯД украинский публицист Владимир Скачко. «Вице-премьер по вопросам евроинтеграции Дмитрий Кулеба прямо сказал, что Киев теперь не будет пробовать подавать заявку на предоставление плана действий по членству в НАТО, поскольку это бессмысленно», – иронизирует Скачко.
Источник: https://vz.ru/world/2019/11/1/1006067.html
Пояснение про Аввакума и старообрядцев
Некоторые френды обиделись на меня, что в предыдущем посте я как бы отождествил мусульман с нашими старообрядцами. Прямого тождества я все же не делал, но много общего между ними найти, бесспорно, можно.
У нас есть тенденция романтизировать старообрядцев, что, мол, они что-то защищали против «адской государственной машины». Надо хорошо знать наше средневековье, чтобы понимать – как и зачем строилась «адская государственная машина», а не упрощать в угоду своим «историческим корням» или приятным мифам.
Существует и другое заблуждение, что старообрядцы – это такие протестанты от православия. Это совершено неверно. Они были консерваторами и формалистами – в этом и была причина раскола.
Они хотели заморозить религиозную реформацию, а не подтолкнуть ее, как протестанты. Единственное сходство – их материальные успехи.
Но успехи старообрядцев происходят от другого: торговля была для них, как и для евреев, возможностью поднять социальный статус, компенсировать пораженность в правах.
Вся «положительная» программа старообрядцев – целиком отрицательная. Они находились по другую сторону свободы относительно не только нас (что само собой), но даже исторических протестантов.
Протестанты хотели восстановить первоначальное христианство, бедное, безобрядное, неиерархичное и т.д. Старообрядцы хотели консервации местной религиозной традиции, единственно истинной и спасительной.
«Как положили отцы наши и деды, так пусть все и лежит» – мыслил Аввакум. И все так бы и лежало, если бы тогда, в 17 веке, победили старообрядцы.
Дальше я буду обильно цитировать С. Перевезенцева.
«Анализ сочинений протопопа Аввакума позволяет сделать вывод, что споры по поводу обрядовой стороны жизни Русской православной церкви были лишь средством выражения более глубинных противоречий. Главное противоречие – старообрядцы и сторонники церковной реформы по-разному видели цели и пути дальнейшего развития России…
«Никонианская» Русь – это и есть «чужая земля», или, иначе, «земля варваров», отринувшая все традиционное и устоявшееся…
Резко возросшее влияние западноевропейской культуры («немецкие поступы», «польские обычаи», «латинство») делает «никоновскую» Русь окончательно «чужой землей». Введение новых церковных обрядов рассматривалось Аввакумом как наступление католичества на Православие. Даже освоение иностранных языков вызывает неприязнь Аввакума…
Еще большее неприятие Аввакума вызывает заимствование с Запада «внешней мудрости» – светской науки. Уже говорилось, что основное противоречие в данном случае лежало в разных системах мышления старообрядцев и «латинствующих».
Если последние старались привить на русской почве рационалистическое мышление с его опорой на знание, то первые защищали традиционный для древнерусского сознания принцип религиозно-мистического постижения Божиих тайн… Вслед за отцами церкви Аввакум видит в «еллинских философах» язычников, а в более современных западноевропейских ученых авторитетах – еретиков. Так, он утверждал, что «ритор и философ не может быть христианин»…
Не совместимыми с «чистой верой» Аввакум считает учения Сократа, Платона, Протагора, Диагора Милисийского. «Нынешних философов», под которыми Аввакум, очевидно, понимал «латинствующих», он называет «песьими сынами». А тех родителей, которые отдают детей учиться философии, риторике и диалектике, он обвиняет в том, что они обрекают детей на «вечную погибель».
В итоге образ «чужой земли» связывается Аввакумом непосредственно с антихристом, этим «врагом человеческим», символом мирового зла…
«Свое отечество» в трактовке всех идеологов раннего старообрядчества и в понимании протопопа Аввакума в частности ассоциируется с прошлым, с той Россией, которая была единственной в мире хранительницей истинной православной веры.
Именно благодаря своей вере Россия заняла выдающееся место в мире и была «сподоблена благодати».
В этом отношении особенно важной для старообрядцев была идея России как «Третьего Рима», всех в мире превосходящей своим благочестием, а русский царь считался единственным во всей вселенной истинным христианским царем. Эта Русь и мыслилась Аввакумом в качестве своеобразного идеала».
Теперь о легендарной борьбе старообрядцев с «адской государственной машиной»: «Однако необходимо иметь в виду, что Аввакум, да и все старообрядцы, не обличали принцип самодержавного правления как таковой.
Более того, все они исходили из идеи божественного происхождения царской власти, а самого царя рассматривали как истинного Помазанника Божиего. И не случайно в спорах царя и патр. Никона о праве «царства» и «священства» Аввакум всегда и последовательно занимал сторону царя.
Да и в отношении самого царя Аввакум долгое время сохранял надежду, что он одумается и вернется к старой вере.
Проблема заключалась в другом – в истинности царя. Предавший старые обряды царь – это изменник истинной веры и, следовательно, он теряет право быть царем».
Вот отношение Аввакума к смеховой народной культуре того времени: «Придоша в село мое плясовые медведи с бубнами и с домрами, и я, грешник, по Христе ревнуя, изгнал их, и ухари и бубны изломал на поле един у многих и медведей двух великих отнял, – одново ушиб, и паки ожил, а другова отпустил в поле». («Житие».)
Интересно, кстати, что Аввакум был изгнан собственными прихожанами из всех церквей, в которых служил. В конце концов, он сбежал в Москву, где благодаря своей религиозной начитанности или фанатизму начал делать карьеру. Которая из-за фанатизма же и не состоялась. Так что нельзя говорить ни о какой поддержке его народом.
Теперь коснусь вопроса поздних староверов, известных наших купцов, так порадевших на ниве меценатства и революции. Истинно «верные» по Аввакуму должны были жить в общине и оставаться бедными. Поэтому разбогатевших и оторвавшихся от общины староверов-купцов, отправлявших своих детей учиться басурманским наукам в Кембридж – вряд ли можно причислить к настоящим староверам.
Итак, вывод: старообрядчество является реакцией на сближение России с Западом, а сами староверы – консервативной партией средневековой Руси, воплощением всего косного, фанатичного и националистического.
Их обожествление буквы и предания, нежелание признавать никакой иной истины, кроме собственной и узкорелигиозной – действительно дает основание сближать их с почтенными мусульманами прежнего и сего века.
Раскол, конечно, вещь не очень хорошая, но не будь его, думаю, мы так же не видели бы вокруг себя ничего «неформального», как мы не видим этого «начиная от казахской границы и до южных океанов» (цитата из предыдущего поста). И Русь благополучно бы спала своим богатырским китайским сном, грезя о своей одинокой истинности.
Впрочем, многие и теперь мечтают вернуться в этот сон.
Источник: https://pessimist-v.livejournal.com/201200.html