Горюны: почему русский народ стали считать украинским

Кто мы, жители Сумской области, и что отличает нас от наших соседей? Ответы на эти вопросы дает наука этнография. Вот что мы узнали, ознакомившись с материалами этнографических исследований.

Русское соседство

Начнем с того, что говоря об особенностях жизни коренного населения Сумщины, мы сосредоточимся на сельской местности.

— Я пришла к выводу, что наша культура укрепилась и утвердилась только в народной среде, — считает завотделом декоративно-прикладного искусства Сумского художественного музея Людмила Федевич. — В городе культура была унифицированной.

А в селе не было никаких культурных примесей — там культура была обусловлена географией, природными условиями мет, где люди жили. Сейчас говорят, что мы пропагандируем сельскую культуру и тоскуем о шароварах.

Ничего подобного — просто в этой среде культура укрепилась так же, как в среде самураев и средних феодалов в Японии.

Горюны: почему русский народ стали считать украинскимНекоторые особенности культуры и быта Сумской области обусловлены тем, что у нас русские соседи (Курская и Белгородская области). Впрочем, до XIX в. влияние такого соседства было незначительным: украинцы продолжали говорить по-украински, придерживались своих традиций. Интересно, что украинцы крайне редко вступали в брак с «московками» (говорили, что «московка» и борща сварить как следует не сможет) — даже если не находили подходящую кандидатуру в невесты в своем селе, искали ее не в соседнем русском, а в отдаленном, но украинском. Родным языком для жителей Сумщины был украинский.

Правда, в XIX в. с развитием производства, торговли и других процессов, характерных для капитализма, определенное смешение двух народов начало происходить.

В то время стало отмечаться обрусение украинских слобод, что проявлялось в изменении украинских фамилий на русские, замене национального костюма городским, утрате национального самосознания («Положим, что мы не великороссы, но уж и малороссами, простыми хохлами нас нельзя назвать», — говорили жители украинских слобод). Но все же основная масса украинцев, особенно на исторически земледельческих территориях, сохраняла национальное самосознание даже во времена СССР. В 1979 г. украинцами себя считали 86,5 процента населения Сумской области. Украинский язык оставался родным для большинства жителей Сумщины — свободно по-русски говорили только около 20%.

Сумщина украинизировалась

Более 90 процентов населения области – украинцы, о чем свидетельствуют статистические данные. И это несмотря на близость России! По этой причине наша область имеет статус мононациональной, т.е. такой, где существенно преобладает одна национальность.

Тем более что хотя общая численность населения области сокращается, процент украинцев в области (по сравнению с представителями других этносов) становится все больше. Начиная с 1989 г. он увеличился более чем на 3%.

Впрочем, увеличение процента украинцев связано не с тем, что украинцев стало рождаться больше, а прежде всего с тем, что таковыми себя стали считать большее количество наших земляков.

Одновременно доля национальных меньшинств в общей численности населения Сумщины сокращается. Начиная с 1989 г. — на 34%, тогда как численность украинцев — на 5%).

Исследования дают интересные цифры: в Сумской области даже больше, чем в целом по Украине, уменьшилось количество русских. Почему так произошло? Как и украинцы, русские естественным образом умирают.

Но если во времена СССР в общую численность населения области вливался постоянно «русский ручеек», то с момента провозглашения независимости Украины въезд русских практически прекратился, а некоторые вернулись на свою историческую родину.

И наконец, дети, рожденные в русско-украинских браках, как правило, официально получали национальность «украинец». Если говорить о других национальных меньшинствах, то их было немного, а осталось еще меньше (1,19% в 1989 г. и 1,01 в 2001 г.).

Лица Сумщины

Но украинец по паспорту и украинец по происхождению — немного разные вещи. Да и с точки зрения антропологии украинец украинцу тоже рознь. Потому что среди населения Украины выделяют несколько антропологических типов, отличающихся друг от друга лицом, цветом волос, ростом и другими чертами.

Так вот, коренные жители Сумщины принадлежат к т.н. центральноукраинскому типу, к которому относится большинство украинцев. Это люди с широким лицом, нос чаще прямой или, на худой конец, вогнутый (курносый).

Волосатость на лице и теле средняя, цвет волос темно-русый, в цвете глаз преобладают смешанные оттенки, а рост жителя наших мест довольно высокий. Как считают ученые, основу «широколицести» слобожан заложили обитавшие здесь в средние века народности — древляне, уличи, волыняне и поляне.

Хотя, конечно, свою лепту внесли и пришлые с Востока народы, оставившие в украинцах иранскую примесь.

Правда, потомков коренных жителей наших мест легче найти среди селян, а население городов пополнялось выходцами из самых разных мест. Так, в Сумах в разное время селились, например, выходцы из Левобережной Украины, молдаване и уроженцы соседних русских губерний.

Кстати, в Путивльском районе, который некогда относился к Курской губернии, сохранилась уникальная русская народность — горюны, которых считают потомками древнего населения, жившего на данной территории еще до Киевской Руси. Они обитают в селах, которые в XVI в.

были собственностью Молченского монастыря — Линово, Новая Слобода, Климовском и др. В начале XX в. горюнов насчитывалось около 25 тыс. До наших дней горюны донесли оригинальные элементы быта, обряды, костюмы и уникальное пение.

Речь горюнов — «акающе-якающая», а себя они не относят ни к русским, ни к украинцам.

Как жили-были

Горюны: почему русский народ стали считать украинскимДома в наших местах строились с экономией дерева: только в богатых лесом районах были срубные избы (хотя, например, в С.-Буде это не редкость). А у нас практиковалась столбовая техника строительства: в землю вкапывали столбы, образовывавшие каркас дома, а пространство между ними заполняли недорогим материалом — хворостом, камышом и пр. Снаружи стены обмазывались глиной. Пол был «холодный», глиняный. Конечно, такие хаты были недолговечными, стояли недолго и строить их давно перестали — хотя кое-где в селах еще можно увидеть подобные заброшенные и сильно разрушенные жилища. В XX в., особенно во 2-й его половине, так уже не строили — перешли на кирпич, саман, ракушечник и другие надежные материалы. А вот срубные дома из цельных бревен в лесистых районах все еще строят.

Национальную одежду жители сел носили еще в начале XX в. Традиционный женский костюм состоял из длинной сорочки, поясной одежды под названием плахта (что-то типа юбки из цветастой материи) или юбки, а также кирсетки (расшитая безрукавка длиной чуть ниже бедра), а позже — кофты из фабричной ткани.

Читайте также:  Что русские делали в преображение

В более холодное время года женщины надевали ватные куртки-«юпки», а в морозы — кожухи. Замужние женщины должны были обязательно покрывать волосы матерчатым головным убором – «очипком» или «сорокой», а в XX в. — платком с бахромой.

Мужчины надевали рубахи, жилетки, а наверх — «свиту» белую или серую, «катанку» или «чумарку» (своего рода смесь куртки и халата из сукна и других фабричных тканей). Штаны («халоші») шились из сукна или холста и подпоясывались шнуром или ремнем с пряжкой.

Обувь была кожанной, причем ее не кроили из нескольких кусков, как сейчас, а «морщили» — размачивали и растягивали по ноге. Женщины носили т.н. «чоронбривці» — сапоги с цветным голенищем и черным носком.

На изготовление одежды уходило немало времени: «Скриня моя мальована, де не рік, не два пряла, та не зимочку ткала, де не літо білила — весь рід обдарила», — пелось в народной песне о содержимом сундука для одежды.

Слобожанский характер

Нрав слобожан историк Димитрий Багалий описывал как «склонность к церкви», «послушность» в отношениях с начальством, когда с ними обращались вежливо, а когда строго, они покорялись, но с возмущением.

А в целом в натуре слобожанина была «мягкость мирного селянина» — даже народных восстаний тут не было, кроме восстания Ивану Серко.

Хотя слобожане пользовались правом вольного винокурения и пили много, «такого пьянства, чтобы только напиться, было мало» — в основном пили «для компании и беседы».

Страшная традиция

На Слобожанщине были свои интересные, а порой даже страшные, с точки зрения современного человека, ритуалы и традиции. В частности, в некоторых селах избавлялись от ставших обузой стариков, обрекая их на смерть.

Их сажали на «лубок» и, как на санях, спускали на дно глубокого овраги. Об этом этнографы узнали в 20-х гг. XX в. от жительницы с. Землянки Глуховского повета Марфы Губарихи.

Когда начали изучать эту тему, выяснили, что негуманный ритуал существовал не только на Глуховщине, но и на Роменщине и Липоводолинщине.

Куклы, охранявшие нас

Горюны: почему русский народ стали считать украинскимСейчас в художественном музее проходит выставка-путешествие кукол в народном стиле, инициированная художницей и преподавателем училища искусств и культуры Ниной Негребой. О них нам рассказала заведующая отделом декоративно-прикладного искусства музея Людмила Федевич.

— Делать куклы для своих внуков было искусством бабушек. Но, к сожалению, нам не удалось найти ни одной довоенной куклы, сделанной на Сумщине. Однако воспоминания о них у нас есть. Я думаю, народное искусство генетически заложено в каждом представителе нации.

На нашей выставке почти все куклы с крестами вместо лиц. Это не случайно. Крестьянская кукла делалась не только как игрушка, но и как оберег ребенка, как его двойник. И она отличалась символичностью. Крест на лице куклы — это еще дохристианская традиция. Крест у язычников был знаком огня, а кроме того он изображает лицо в упрощенном виде — линию носа и рта пересекает линия глаз.

Представленные на выставке работы студенты выполнили из современных материалов. Но они такие милые и прекрасные, потому что сделаны по историческому образцу. Это своего рода воспоминание об этнической кукле.

А две куклы для нашей коллекции мы не удержались и приобрели у замечательной глуховской кукольницы Светланы Грибан. Все узоры на одежде кукол найдены на глуховских рушниках и сорочках, чем эти куклы и интересны. Покупатели кукол Светланы Грибан — иностранцы, в т.ч.

знаменитые модельеры. У нее оберег уже превратился в искусство.

«Юбка» стоимостью в корову

Горюны: почему русский народ стали считать украинскимЗавотделом Сумского краеведческого музея Нина Багацкая продемонстрировала нам элементы народного костюма, с которыми работники музея посещают детские лагеря отдыха с выездными экскурсиями, и рассказала об особенностях народной одежды в нашей местности:

— Одного комплекта одежды, характерного для всей Сумщины, не было. Например, в районах, которые граничили с территорией, населенной русскими, встречаются элементы русского костюма — сарафан, понева. На Лебединщине в оформлении одежды часто использовался тамбурный шов.

В некоторых местах носили сорочки с широкими рукавами, характерными для Полтавщины. Но можно выделить элементы одежды, присущие слобожанскому костюму вообще. Это сорочка из конопляного полотна — на юге области, и льняного — на севере, а также плахта, которую оборачивали вокруг талии и закрепляли поясом.

Стоимость этой праздничной одежды приближалась к стоимости коровы. Зря нынешние модельеры забыли про плахту — она могла как подчеркнуть достоинства фигуры, так и скрыть ее недостатки — смотря как ее обернуть вокруг тела! Или головной убор — очипок, которым должны были прикрывать волосы замужные женщины.

«Засветить» волосы считалось для женщины наибольшим позором, поэтому поверх очипка повязывался еще и платок.

Одежда выполняла не только свою прямую функцию, но и служила оберегом. Для этого ее украшали замысловатым узором. Причем девушки старались не повторять чужой, чтобы не перевести на себя чужую судьбу, а создать собственный, вкладывая в него свои самые потаенные мысли. Сорочку суженому вышивали за три праздничные ночи — в первую ночь Ивановскую, вторую — Петровскую, а третью — Христосскую.

Источник

Источник: http://lukeriya.ru/kakoj-mi-narod/

Entries feed for chronograph

Подруга пожаловалась, праздновали мужу 30 лет. Позвала его родителей. А они не приехали( Collapse )

Сначала был вечер. Когда мы пришли в Амаюр промокшие, уставшие, но довольные полученными впечатлениями и эмоциями. У нас были забронированы апартаменты, небольшая квартира на первом этаже традиционного баскского дома – касерио – на окраине Амаюра. С вечера мы решили, что утром не будем вставать рано, надо дать всем отдохнуть, поэтому даже не стали ставить будильники. И поэтому выспались. )) Когда немного посветлело, стало понятно, что надо выйти на улицу с камерой. Надела флиску, взяла фотоаппарат, сказала дочке, что выйду ненадолго. Катя выбежала вслед за мной. Сделали пару кадров, не отходя далеко от дома. Горюны: почему русский народ стали считать украинским( Collapse )

Этот пост давно ждет Надя. Выставляю его сейчас, т.к. по горячим следам впечатлений сделать это не сложилось.

Читайте также:  За употребление какого мяса казнили на руси

Горюны: почему русский народ стали считать украинским

Было у отца три сына, дочь и внук – и все они были художники, и была у них одна фамилия – Маковские. Художественные музеи четырёх городов Поволжья (Самары, Саратова, Нижнего Новгорода и Ульяновска) представили 44 картины трёх представителей этой семьи для выставки «Великие Маковские» в моем родном городе, на которой мы с Надей и побывали в свой сентябрьский приезд.

Горюны: почему русский народ стали считать украинским( Collapse )

Подстрекательство к массовым беспорядкам во всём мире влечёт за собой самую серьезную ответственность. Похоже, немецкие журналисты из Deutsche Welle забыли об этом, когда зазывали людей поучаствовать в несанкционированных акциях протеста в Москве.…( Collapse )

Смертный бой против русского народа идет не прекращаясь с 17 векаИ откуда немецким воякам, этим винтикам в шинелях понять истоки русского героизма и поведения  простых солдат перед лицом смерти. Это надо знать русскую историю, только истинную, которую мы только начинаем узнавать. Знать о многовековом сопротивлении русского народа немецким, шведским, английским, польским захватчикам, которые пытались колонизовать Московию и Московскую Тартарию при помощи передового оружия и с помощью политтехнологии ползучей колонизации.

В годы ВОВ это было единственный раз, когда русский народ защищался с передовым оружием в руках, потому что это был единственный раз, когда вместе с народом советское государство было на стороне народа и против народного врага – западного колонизатора. В остальные времена государство было на стороне врагов народа  — колонизаторов  и вместе с колонизаторами грабило и гнобило, порабощало и уничтожало. А сегодня в России какой тип государства? И что народу ждать в будущем?

Источник: https://chronograph.livejournal.com/feed/?skip=560

«Русские ко всему относятся по-своему» — Статьи — Литературная газета

Сегодня на вопросы «ЛГ» отвечает доктор философских наук, действительный член Российской академии естественных наук, основатель и первый декан факультета социологии, заведующий кафедрой социальной антропологии и этнической социологии Санкт-Петербургского государственного университета Асалхан БОРОНОЕВ.

– Асалхан Ользонович, что собой представляет нынешняя Российская Федерация? Какое место в ней занимают русские?

– Конечно, Россия – это прежде всего русское государство. Большинство населения в нём – русские. Русская культура является доминирующей. Поэтому в лозунге: «Россия для русских» нет никакого смысла.

В России – все русские, это, без сомнения, русское государство, включающее в себя и другие народы, которые жили и живут здесь всегда. Эти народы ниоткуда не пришли и никуда не уйдут.

И здесь можно уже осторожно говорить о «многонациональной нации России».

Другое дело, когда этническую политику начинают определять недалёкие, а иногда и преследующие свои корыстные цели политики. Тогда и возникают напряжения между людьми. С подобными политиками нужно бороться без всякого стеснения.

– В таком случае актуально ли нынешнее административное деление территорий внутри страны? Горюны: почему русский народ стали считать украинским

Какое будущее ждёт этих ребят из хора города Ханты-Мансийска?

– Наша Федерация основана на территориально-этнической основе. Но сейчас частенько раздаются голоса, что страну можно и нужно разделить по экономико-территориальному принципу, поскольку прежний принцип несовершенен. Напомню особо рьяным, что в 2008 году уже предпринималась подобная попытка объединения регионов Сибири, и даже несколько автономных округов перестали быть субъектами Федерации. Ничего хорошего из этого не вышло.

Любая попытка разрушить федеральный уклад неминуемо приведёт к возникновению национально-социальных протестов и росту напряжения.

У нас уже есть национализм на Северном Кавказе и русский национализм в Центральной России, потому нужно двигаться по пути развития федеральной России, сообщества наций и культур, но никак не в другую сторону. В противном случае мы придём к тому, что к случающемуся этническому противостоянию добавится ещё и религиозное.

Нас в России много, у нас разные модели поведения, модели восприятия окружающего, человеческих отношений, начиная с таких, как взаимоотношения мужчин и женщин. Это данность.

– Вы сказали, что в России – все русские, и в то же время утверждаете, что у нас много различий между народами. Причём, кроме традиционных, давно известных, появляются новые. Например, заговорили о «сибиряках», «сибирской идентичности»…

– В последнее время действительно появилось много публицистических работ на тему территориального и общественного деления нашей страны. И есть авторы – их условно можно назвать «сибирскими областниками», – которые пытаются «научно» обосновать такое понятие, как «сибирская идентичность».

Следует отметить, что истоки этого явления ещё в дореволюционном Санкт-Петербурге. Тогда появились поборники идеи особой «сибирской идентичности», они вышли из так называемого Студенческого сибирского землячества. Они стали первыми говорить о том, что Сибирь – это Россия, но Россия особая.

К примеру, эту тему очень подробно рассматривал историк, революционер-демократ Афанасий Щапов. Он писал о том, что Сибирь по населению делится на две части: это Западная Сибирь, в которой преобладало тюркское население, и Восточная Сибирь с преобладающим русским населением.

В результате их смешивания и возникла новая человеческая общность с характерной субкультурой, которую условно можно назвать сибирской, а её представителей соответственно сибиряками. Но они всегда утверждали: мы Россия. Не допускали никаких экстремистских выходок.

И тем не менее за свои идеи «областники» жестоко преследовались царским правительством.

– А что нынешние?

– Сейчас идеи «областников» обрели новое звучание. Сейчас говорят не только об особой «сибирской идентичности», но уже появились поборники и «поморской идентичности», и «калининградской идентичности», и ещё можно насчитать несколько новоявленных идентичностей.

Что касается «сибирской идентичности», то эта идея была особенно сильна в послевоенные годы, когда говорили, что именно сибиряки отстояли Москву, отстояли Сталинград… Потом эти разговоры как-то сошли на нет.

Возрождаться они стали после распада СССР, когда государства уже почти не было. Да и провозглашённое в национальных республиках верховенство местных законов над федеральными тоже не работало на укрепление страны.

– А каково ваше отношение к таким взглядам?

– По моему мнению, «сибирячество», «сибирская идентичность» – это не что иное, как некая «духовная общность», неразрывно связанная со сложившейся общей культурой. Это, если можно так сказать, сплав многих народов в единое целое.

Некое наднациональное понятие, объединяющее и цементирующее народы Сибири и Севера. И это очень важно. Если мы растащим Сибирь «по национальным квартирам», то трагические последствия этого преступного шага не замедлят объявиться.

Читайте также:  Почему пастухи считались изгоями на руси

«Сибирская идентичность» по моему глубокому убеждению – понятие объединяющее для всех жителей этого региона. Мы – сибиряки, это говорят и русские, и буряты, и украинцы, и другие коренные «старожильцы».

Со второй половины XIX века население Сибири условно делится на «старожильцев» и «пришлых». «Старожильцами» считались рождённые в этих местах. Я с детства помню, когда встречались бурят и русский, русский всегда представлялся: я старожил. И к нему было особое отношение. Для него были открыты все двери – «наш человек», он понимает нашу культуру, наши обычаи, наши мысли.

Я сам сибиряк. По роду своей деятельности интересуюсь всеми социологическими и политическими процессами, имеющимися в Сибири. И потому со всей ответственностью заявляю, что ни среди бурятов, ни среди якутов, ни среди других коренных народов Сибири не наблюдается желания отойти, отколоться от России.

Но у бурятов есть глубокое, врождённое неприятие китайской культуры. У нас в Бурятии, даже в глухих деревнях, когда ребёнок капризничает, ему говорят: «Тише, а то придёт китаец и заберёт тебя!» К русским никогда такого отношения не было. Русские всегда воспринимались как защита от полного исчезновения.

И потому те, кто говорит, что коренные сибирские народы хотят создать отдельные от России государства, либо не знают настроений этих народов, либо выполняют определённый социальный заказ. Авторы подобных идей большей частью находятся в Москве, внутри Садового кольца.

А в Сибири народ всё время удивляется и негодует по поводу идей отделения от России. В Сибири говорят: «Почему нас всё время выталкивают из России?! Мы хотим быть в России, хотим в рамках большой культуры России жить и развиваться. И не надо нас никуда выпихивать с нашей коренной земли».

И потому возникают обида и раздражение, когда недобросовестные политики и публицисты начинают говорить о сепаратистских настроениях в Сибири.

Советская власть, к примеру, хоть и унифицировала культуру, но не подавляла национальные начала и национальные языки, они прекрасно сохранялись в быту. При этом через русскую культуру и русский язык для людей был выход в огромный мир. Если, к примеру, сейчас открыть школы, в которых будут учить детей на якутском или бурятском языке, в них никто не пойдёт.

– Но ведь не секрет, что количество так называемого русскоязычного населения в Сибири неуклонно уменьшается?

– Этот поцесс начался в 90-х годах прошлого века. Сейчас ситуация не столь тяжёлая. К примеру, сейчас в Якутии якутов – 52 процента, а в Бурятии бурятов – 24 процента. Но в последние годы наблюдается иная тенденция.

В эти республики идёт значительный приток «пришлых» из закавказских республик РФ и особенно из Средней Азии. И эта тенденция тревожная. Когда-то в советское время люди тоже приезжали в Сибирь, но они приезжали на комсомольские стройки, по оргнабору.

Это были необходимые в той или иной отрасли специалисты, которых обеспечивали жильём, работой. Сейчас же у нас не страна, а какой-то проходной двор – отсюда и этническая преступность, и наркоторговля, и проституция… В итоге происходит постепенное замещение коренных народов России чужими «пришлыми».

И как реакция – некоторые сибирские города своей властью закрывают въезд на свои территории. От всего этого в первую очередь страдают малые народы России. Большому народу в этом плане значительно легче.

Но и коренная Россия столкнулась с подобной экспансией иноплемённых и иноязычных. И самое печальное состоит в том, что к коренным сибирским народам в России порой стали относиться так же, как относятся к чужим «пришлым».

Мне неоднократно приходилось слышать, что многих представителей коренных сибирских народов полицейские постоянно подвергают унизительным проверкам документов, ориентируясь на разрез глаз и цвет кожи. А это очень тревожные сигналы, они формируют недоверие к европейским русским и обиды на них, которые долго помнятся.

Недовольство, естественно, адресуется русским, поскольку они – государствообразующий народ, притом народ самый многочисленный.

– В 1991 году я со своим учеником написал и издал книгу «Россия и русские: характер народа и судьбы страны». Сегодня русские – это кто?

– Сразу и не ответишь… В 1991 году шла дискуссия на тему: готовы ли мы, россияне, к рыночным отношениям? Мы пришли к выводу, что русские, как и любой народ, имеет свой характер, и зависит он от многих и многих факторов. Но что можно сказать определённо: русские довольно своеобразно относятся к частной собственности в целом и к рынку в частности…

Да и вообще ко всему на свете они относятся по-своему. Как социолог, я могу лишь сказать, что в результате наших исследований мы установили, что сейчас русский характер разрушается и разрушается стремительно. И это меня очень тревожит. Но поскольку вопрос о русских прозвучал, позволю себе сказать так: русские – это те, кто хочет жить в России и служить ей.

Как мне кажется, в стране должны сформироваться определённые политические силы, которые будут опираться на народные, национальные и культурные традиции и не станут повторять «зады» так называемых продвинутых стран.

При этом мы сами должны довольно критично относиться к самим себе. Но ни в коем случае нельзя скатываться в критиканство, граничащее с преступлением против России и её народов.

А то уже некоторые политологи договорились до того, что до Урала – это Россия, а за Уралом – вообще непонятно что.

Я понимаю, что и у русских есть обида на бывшие советские национальные республики, которые ушли из состава СССР. Во многих постсоветских государствах русские оказались не в лучшей ситуации.

Но это совсем не значит, что русские должны переносить свои обиды на таких же русских, каковыми себя считают жители национальных республик нынешней России. Я вообще считаю, что пути дальнейшего обустройства нашей страны лежат в плоскости идей евразийства.

И, повторюсь, русские – это многонародная нация, состоящая из коренных народов России.

Беседу вёл Владимир КРОТОВ

Источник: https://lgz.ru/article/-33-34-6427-27-08-2013/russkie-ko-vsemu-otnosyatsya-po-svoemu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector