Хуэй: как появился самый непокорный народ китая

Как вы знаете, а если не знаете, то прямо вот сейчас начинаете узнавать, в Китае, кроме классических китайцев есть еще тыщи разных народов и национальностей. Ладно, не тыщи, но 56 точно есть.

Перечислять их все со всеми особенностями нарядов, типами построек и так далее – работа для профессионала.

Мы же, как любители в этой области, опишем те меньшинства, с которыми нам довелось познакомиться в Китае во время путешествий, а так же то, что с нашей точки зрения представляет наибольший интерес.

Первая часть будет о крупных меньшинствах, эдакие меньшинства-большинства, популяция которых исчисляется миллионами.

ХАНЬЦЫ 汉族 (Hàn Zú)

Для начала немного о титульной нации – Хань.
Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая
Национальных нарядов не носят, ибо их больше миллиарда, а с таким количеством выбрать национальный наряд решительно невозможно. Едят, что найдут и приготовят, живут везде.

А теперь по мелочи. Мадама, паехале!

НАРОДНОСТЬ ЧЖУАН 壮族 (Zhuàng Zú)

Чжуан – это такое себе немаленькое меньшинство миллионов на 18, обитающее, в основном, по южной границе Китая, в провинциях Гуанси и Гуйчжоу, поэтому хороший шанс их встретить в нашем путешествии “За облачный юг” либо в одном из южных маршрутов.
Поскольку их до черта и живут они много где, у них образовалось несколько диалектов, и даже друг друга чжуан не всегда понимают. Ура, вот и китайский пригодился.

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая
Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

В древние времена были борзым и задиристым народцем и в одной из войн с соседними племенами Яо в пятнадцатом веке положили тысяч двадцать народу, что и по нашим современным меркам, прямо скажем, немало, а уж тогда и подавно.

Сейчас просто любят собраться на песни-пляски во время очередного фестиваля, коих множество в этих краях. Один из забавных вымирающих на данном этапе обычаев: жена сразу после замужества не живет с мужем, а остается у родителей. Переезжает только тогда, когда забеременеет.

Чжуаны наконец-то сообразили, что одно с другим как-то связано и перестали заниматься этой ерундой.

НАРОДНОСТЬ ХУЭЙ 回族 (Huí Zú)

Хуэй, они же Хуй для любителей поржать. Если хуэйец оденется в обычную одежду, то от китайца его сложно будет отличить. Но хуэйцы ловко придумали внешне самоидентифицироваться с помощью белых тюбетеек, потому что мусульмане.

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая
Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

При этом есть еще несколько меньшинств, таких как салары, дунсян или баоань, которые выглядят реально один в один как хуэйцы и вот между ними различить никакого шанса.

Хуэйцы пришли в Китай черт знает когда, в веке седьмом-восьмом, с тех пор расселились везде, но центром считается Нинся-Хуэйский автономный округ, да и то с 19 века, потому что нечего восстания поднимать. Дунганское восстание считается одним из самых кровопролитных в истории тех лет, цифры погибших по разным источникам доходят до 15 миллионов.

За это их тогда царствующая династия Цин по головке не погладила, а очень даже наоборот – расселила по всяким засушливым задницам, где они частично и живут до сих пор. Мы их видим в неограниченных количествах, когда катаемся по маршрутам “Тибетский Китай”, “Пять заповедников” и “Десять тысяч ли”.

Делают самую крутую в мире лапшу, но надо четко знать куда идти, ибо франшиз много, а крутая лапша не везде. Как я уже писал – исповедуют ислам, но при этом настроены мирно, когда узнают, что мы из Израиля, частенько говорят “Оооо!” и хотят фотографироваться.

Из прочитанного смешного – вступая в ряды китайской Красной Армии, очень уважали Маркса и называли его “Ма – большая борода” – Мадахуцзы.

  • МАНЬЧЖУРЫ 满族 (Man Zú)
  • Маньчжуры внешне выглядят так же, как и ханьцы, только населяют, в основном, северные провинции.
    На данном этапе у них нет никакой “повседневной” национальной одежды, а то что носилось в древности и по праздникам, выглядит приблизительно так:
  • .Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая  Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Маньчжуры, может, и были самобытным народом, но в результате захвата власти в Китае им пришлось ассимилироваться, как и всем остальным чужеземцам, попавшим в Китай на долгий срок.

Последняя династия Цин(17-20 века) была маньчжурской, последний император Пу И, соответственно, тоже. Не зря его японцы использовали для “управления” новоиспеченной империей Маньчжу Го.

Прекрасный фильм о последнем императоре снял Бертолуччи, ссылка на него в статье о кинофильмах.
Отличительной чертой маньчжурских причесок был выбритый лоб и коса:

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Все простолюдины поголовно (реально поголовно!) должны были носить такую прическу и когда произошло знаменитое восстание тайпинов, восставшие специально резали себе косы и ходили растрепанные, как вызов существующему режиму.

Из-за сильного притеснения после свержения маньчжурской династии в 1911 году, куча маньчжуров записалась ханьцами, а потом через много лет их потомки переписались обратно в маньчжуры, потому что меньшинствам часто полагаются всякие привилегии и дополнительные плюшки.

  1. Вывод: маньчжуры хитрые.
  2. НАРОДНОСТЬ МЯО 苗族 (Miáo Zú)

Мяо – колоритный и достаточно большой народ (около 9 миллионов), живущий на югах и утверждающий, что он вообще тут был раньше всех, поскольку китайцы в сельском хозяйстве используют много слов, заимствованных из языка мяо. По другой версии, пришли с севера из-за того, что проиграли важную битву.

Постоянно нарывались, в результате имели аж три восстания в составе китайских империй в разное время. Их резали десятками тысяч, кастрировали, а им хоть бы хны. Не совсем, конечно, поскольку в результате последнего поражения в конце 19 века поднародность мяо – хмонги ушли из Китая в Лаос.

Хмонги старательно дистанцируются, мол, мы не из этих, но вы не верьте – из этих, из этих. А когда в Лаос пришел коммунизм, многие из хмонгов эмигрировали зарубеж и сейчас составляют одну из крупных диаспор. В самом же Лаосе хмонги(читай-мяо) вооружены до зубов и являются мощным мафиозным кланом.

Эта информация была получена во время щедрых возлияний с британцем, женатом на лаоске, поэтому не может считаться достоверной на 100%.

Вернемся к мяо и паре противоречивых версий: по одной из версий, когда у Мяо Мао Цзедуна еще не было армии и ему пришлось отступать под натиском Гоньминдана, мяо дали ему ускользнуть через свои земли, потому что сам Мао им нравился, а нынешний режим – нет.
А по другой версии мяо как раз пакостили красноармейцам, потому им вообще ничего не нравилось.

  • Отличить мяо от других народов можно по шапкам: у женщин на голове уборы с большущими рогами. Вот такие, например:

Темна вода в облацех, короче говоря. Но с тех пор проблем у мяо поубавилось.

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая
Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

  1. НАРОДНОСТЬ ДУН 侗族 (Dòng Zú)
  2. Народность Дун гораздо малочисленнее, всего около трех миллионов, но у них и шапки поменьше:
  3. Или вот такие:
  4. Смотрите, я мадама!
  5. Хоть шапки у них и смешные, зато успехов в архитектуре эти ребята достигли серьезных, их крытые мосты “дождя и ветра” пользуются большой популярностью у туристов в Китае.

И еще они настолько красиво поют, что это даже внесли в список шедевров устного и нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО. Не шапками едиными, как говорится. Если удастся, послушаем их в путешествии “За облачный юг”.

НАРОДНОСТЬ ТУЦЗЯ 土家族 (Tǔjiā Zú)

Закроем тему металлических шапок с народом Туцзя. Эти товарищи живут ближе к центру Китая, что нехарактерно для малых народов, обычно разбросанных по окраинам. Сильно окитаились и национальные костюмы с песнями и плясками почти не встречаются, разве что для туристов.

Много этих ребят можно встретить в Чжанцзяцзе, это их исконные земли и все гестхаусы, рестораны и шоферы в парке – туцзя. Еще, если при прогулке по парку вы наткнетесь на могилу Сталина, знайте – это местная знаменитость, полководец Хэ Лун. Воевал, воевал, победил, маршал, политбюро, опала, враг народа, тютю.

Все как всегда.
Выглядят туцзя вот так:

Похожи на остальных? Конечно! А вы что думали, все хотят чтоб красиво было и бубенчики!

Кстати, вы обратили внимание, что подавляющее количество нарядных людей на фото – женщины? Это все потому, что мужчины, даже если у них есть национальные костюмы, одевают их крайне редко. А вот женщины могут запросто в таком на базар ходить. Есди вы хотите посмотреть на них вместе с нами, то это можно сделать в рамках маршрута “Пять заповедников”.

  • НАРОД ЯО 瑶族 (Yáo Zú)
  • Последний народ на сегодня – Яо!

Живут они много где, но по китайским меркам не очень многочисленны, меньше трех миллионов. Мы познакомились с ними во время посещения рисовых террас Луншэн в провинции Гуанси недалеко от Гуйлиня.

Не знаю, чем занимаются яо по данным в интернете, но те яо, которых видели мы, занимались двумя вещами: или переносом вашего багажа в плетеных корзинах за спиной, или попытками отвести нас куда-нибудь и получить за это мзду.

Одна особенно упорная миноритётка преследовала нас в тумане несколько километров, пока мы тупо не побежали.
Можете насладиться шикарным видео с того дня:

Еще яо знамениты своими длинными волосами, которые они не стригут никогда. И почти никогда не показывают, разве что если попросите и за деньги. Рубить бабло на самобытности сейчас в тренде, поэтому много где в интернетах рекламируют шоу “яо моют длинны косы”.

В районе южных провинций еще живет уйма всяких меньшинств, но о них мы расскажем попозже или не расскажем вообще. Ведь в каждом посте должна быть загадка!

Источник: https://ykitai.com/2017/01/20/menshinstva/

Народность Хуэй

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Народность Хуэй является наиболее широко распространенным этническим меньшинством в Китае, со значительным населением в 9,8 миллиона человека. Большинство из них населяют Нинся-Хуэйский автономный район на северо-западе Китая, а также много концентрированно общин Хуэй в провинции Ганьсу, Синьцзян, Цинхай, Хэбэй, Хэнань, Юньнань и Шаньдун.

Китайский является общим языком для народа Хуэй. Тем не менее, в их письме и речи сохраняются некоторые слова на арабском и фарси в повседневном общении и религиозной деятельности. Этот народ живет в приграничных районах Китая и часто использует язык местных этнических меньшинств.

Жилье меньшинства Хуэй характеризуется малым масштабом заполненности и обширным размещением. Хуэй люди исповедывают исламскую религию, которая имеет значительное влияние на их повседневную жизнь. В основном строится мечеть и становится символом архитектуры в крупных общинах Хуэй.

История

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Предпочтения в еде

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Во-первых, Хуэй народ предпочитают пшеничную пищу рисовой еде. Лапша является их основной пищей, и они делают различные блюда из пшеничной муки. Во-вторых, сладость вкуса в пище играет важную роль, и это, вероятно, связано с арабско- мусульманским привкусом в кулинарии. В-третьих, находясь под влиянием исламизма, в пищу они потребляют значительное количество говядины и баранины, а вот мясо свиньи, собаки, лошади, осла, мула и хищных зверей запрещено для потребления в пищу.

Хуэй люди по особому относятся к потребляемым напиткам. Они пьют воду только из ключевых или чистых источников. Считается неприемлемым принимать ванну, стирать одежду или выливать грязную воду непосредственно вблизи от источника питьевой воды. Также они любят пить чай и с удовольствием угощают им своих гостей.

Одежда

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Представительницы женского пола обычно носят белые с круглыми краями шляпы и платки на головах. Как правило, молодые девушки носят зеленую вуаль с золотыми краями, также как и простые и элегантно вышитые узорами из цветов и трав; замужние женщины носят черные вуали, которые покрывают их от головы до плеч; пожилые женщины носят белые вуали, которые покрывают их с головы и до спины. Хуэй женщины обычно носят одежду с отверстием сбоку, в то время как молодые девушки и замужние женщины любят обшивать одеяние нитками, вставлять разные цвета, делать крены и вышивать цветы на одежде.

Читайте также:  Фильм «скиф»: какие исторические факты он искажает

Табу

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Люди Хуэй всегда уделяют пристальное внимание гигиене в своей повседневной жизни. Если есть такая возможность, необходимо мыть руки до и после еды в проточной воде. Большинство людей не курит и не пьет. Нельзя курить и пить в домах других людей. Не следует также обнажать свою грудь и руки перед другими. Во время совместного обеда, старших необходимо приглашать сидеть на самом почетном месте, а младшее поколение не должно сидеть вместе с пожилыми на кровати или Кан — горяче каменной кровати, вместо этого они должны сидеть на краю или просто на скамейках, на полу.

Празднество

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Хари Райя Пуаса (фестиваль быстрого окончания) широко празднуется среди исламских общин в Китае. Праздник месяца национальности Хуэй, который также называется Рамадан, приходится на девятый месяц исламского календаря. Празднество длится три дня. В первый же день, как только приходит рассвет, люди тотчас же суетливо начинают свои приготовления. Вся семья встает очень рано, после чего начинает убирать во дворе и чистить дороги для того, чтобы создать атмосферу чистоты, комфорта и удовольствия для других. Все, в том числе мужчины и женщины, молодые и пожилые одевают свою любимую новую одежду. В празднество, в мечети тщательно прибираются. Большие знаменья с лозунгами празднования Хари Райя Пуаса праздника, а также красочные фонари висят там.

Ид аль-Адхс, что по-арабски означает жертва и самопожертвование, и в результате чего его еще называют Праздником жертвоприношения или верности и сыновней почтительности. Он отмечается семьдесят дней после празднества быстрого Окончания.

Люди выбирают сильный и красивый домашний скот, чтобы убить в честь праздника.

После того, как животных убивают, мясо должно быть разделено на три части: первая часть для членов семьи, вторая часть будет передана родственникам, друзьям и соседям, а последняя часть будет подана в качестве милостыни бедным людям.

Пожилые люди варят мясо и говорят детям, что после употребления в пищу мяса, они должны похоронить кости под землей и присыпать желтой глиной, вместо того чтобы отдать их собакам. Некоторые семьи приглашают имамов чтобы они пели Коран, вкушали пищу и посещали кладбища для поминания и поклонения своим предкам.

Маулид ань-Наби — это день посвященный дню рождения, а также годовщине смерти исламского пророка Мухаммеда; так как день рождения и годовщина смерти Мухаммеда приходятся на двенадцатый день третьего месяца по мусульманскому календарю, Хуэй люди празднуют их вместе и называют этот праздник Маулид ань-Наби.

В этот день мусульмане сначала идут в мечеть – поют там Коран, воссылая благословение к Мухаммеда и его семье (Дуроод), и слушают повествование о истории жизни Мухаммеда, которое рассказывает имам.

После чего они приносят в жертву зерна, растительное масло, мясо и деньги в мечети и приглашают несколько человек, кто перемалывает муку, покупает вещи, которые необходимо приобрести, жарит лепешки, варит мясное, готовит кушать и т.д. Все обычные дела и поручения выполняются людьми Хуэй, которые приходят добровольно.

Хуэй народ свершает добровольно благие дела в такой день. И именно поэтому, все они по собственному желанию приходят и выполняют работу один за другим.

Похожие чтения

  • Информация о других меньшинств в Китае
  • Информация о китайской культуре

Источник: https://www.chinahighlights.ru/culture/hui-minority.htm

Хуэйцы и Ислам в Китае

Большинство из нас слышало о том, что в Китае проживает большое мусульманское сообщество. Также известно об их борьбе за свои права, которая жестоко подавляется правительством.

Однако когда речь заходит о чем-то конкретном, выясняется, что мы очень мало знаем о миллионах китайских мусульман, которым удалось сохранить свою религию и культуру в условиях коммунистического режима. Особенно мало мы знаем об этнических китайцах (ханьцах) – мусульманах народа Хуэй.

Ислам в Китае

Ислам появился в Китае в период правления халифа Усмана (да будет доволен им Аллах).

В городе Гуанчжоу на восточном побережье до сегодняшнего дня сохранилась гробница, о которой местные жители говорят, что там похоронен сподвижник Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по имени Абу Вакас (да будет доволен им Аллах).

Об этом пишет Мишель Диллон в своей знаменитой книге «Мусульмане Китая». Ислам проникал в Китай двумя путями: сухопутным и морским. Первый проходит через Синьцзян.

Поселившиеся на Центральной Китайской равнине приверженцы Ислама (арабы и персы) в смешанных браках с ханьскими женщинами дали начало потомству, получившему наименование «хуэй-хуэй» (Северная Сун, 960 — 1127). Хуэй-хуэй были мусульманами, именно поэтому в Китае Ислам называют также «хуэйской религией».

При династии Мин (1368-1644), терпимо относившейся ко всем религиям, хуэйцы уже сформировались как самостоятельная группа. Ислам процветал в Китае в этот период. В страну смогли приехать проповедники и ученые из Средней Азии.

Вскоре город Наньнин — первая столица династии Мин — приобрел репутацию главного исламского учебного центра региона.

В этом городе мусульманский ученый Ван Дайю написал свой знаменитый труд «Праведный комментарий по вопросам истинной религии» и несколько других трактатов.

Мирные условия жизни китайских мусульман радикально изменились во время правления династии Цин (1644-1911). В этот период им пришлось отстаивать свое право на самобытность. Произошел целый ряд восстаний, результатом которых стала гибель тысяч мусульман и масштабные миграции.

Морским путем в Китай Ислам проникал через арабских и персидских торговцев, которых на определенном этапе было достаточно много. Их общение с местными жителями привело к тому, что среди последних появились обратившиеся в Ислам.

Еще одним важным фактором в формировании мусульманского сообщества в Китае было вторжение в эту страну монголов в XIII веке.

После разграбления мусульманских городов Бухары и Самарканда армии Чингисхана и его наследников двинулись в Поднебесную империю.

Они привезли с собой ремесленников, а также обращенных в рабство женщин и детей, которые должны были стать прислугой монгольской аристократии. Эти рабы совершили настоящий подвиг, сохранив и распространив свою мусульманскую веру в чужой стране.

Завоевание Китая монголами

Мусульмане Китая сегодня

Мусульманское сообщество Китая подразделяется на 10 групп, к которым относятся: хуэй, уйгуры, казахи, киргизы, узбеки, татары, салары, баоан, донсинь и таджики. Они причислены к одному из 55 официальных меньшинств страны.

Самая многочисленная из этих групп — хуэй. В Средней Азии они известны как дунгане. Еще их называют лаохуэйхуэй («почтенный мусульманин» — самоназв.), хуэйцзу, хуэйминь (кит. «мусульмане»).

Уйгуры — вероятно, наиболее известная этническая группа — являются коренным населением провинции Синьцзян на северо-западе страны. Там проживает их большая часть.

О притеснениях и их борьбе за самоопределение знает весь мир.

Хуэй: как появился самый непокорный народ Китая

Большинство китайских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского мазхаба. В Китае последователей этой школы называют «кадими», что происходит от арабского слова «кадим» — древний. Есть также немногочисленные шииты.

В Китае довольно много суфиев, среди которых можно выделить следующие основные группы: представители Накшбандийского и Кадирийского тариката, а также тариката Кубравийа.

Некоторые ученые считают суфизм главным фактором, благодаря которому китайским мусульманам удалось сохранить свою религиозную идентичность в годы правления коммунистического режима и во время других сложных периодов истории.

Сегодня Ислам официально признается в КНР. Но меньшинства, тесно связывающие свое самосознание с исповедуемой религией, оказываются под жестким контролем властей. Руководство страны весьма ревниво следит за тем, чтобы не допустить вообще какой бы то ни было формы солидарности этнических и конфессиональных меньшинств, тем более исповедующих одну религию.

Китайское правительство, осознавая экономический потенциал национальных меньшинств, проявляющийся в развитии искусства, ремесла, торговли и туризма, медленно движется путем реформ. Однако оно крайне подозрительно относится ко всему, что ему кажется угрозой государственной целостности, безопасности, политическому строю и идеологии.

Такая политика привела к нескольким столкновениям, весьма распространены репрессии. Зачастую под них попадают вполне мирные и далекие от политики формы религиозной деятельности.

Хуэй в наши дниСогласно переписи 1990 года, общая численность этой группы составляла 8 602 978. Наиболее компактно хуэйцы проживают в Северо-Западном Китае, где создан особый Нинся-Хуэйский автономный район (Автономный район Нинся народности хуэй).

Однако при этом нет практически ни одного уезда в стране, где бы ни жили китайцы – потомки мусульманских переселенцев разного рода и местных жительниц. Например, в Синьцзян-Уйгурском автономном районе для них созданы Чанцзи-Хуэйский автономный округ, Яньцзи-Хуэйский автономный уезд и четыре хуэйских волости (Юйцюньвэньская в г.

Инине, Дунбачжанская в уезде Шаньшань, Саньгуанская в Хоргосе и Мицюаньская в Чабучаре). А в Пекине у хуэйцев есть свой квартал, в котором действует мечеть, история которой насчитывает более тысячи лет. Хуэйцы говорят на различных диалектах ханьского языка, пользуются иероглифической письменностью (среднеазиатские дунгане пишут на кириллице).

Китайские мусульмане, живущие среди представителей других народов, владеют, как правило, и их языками. Незначительная часть хуэйцев знает арабский и персидский языки – языки одних из их далеких предков.

Выделяются три основные этнографические группы хуэй: северная, юго-западная (юньнанско-сычуаньская) и юго-восточная (гуандунско-фунцзянская).

Считается, что в формировании последней на территории провинций Фуцзянь и Гуандун арабские поселенцы сыграли наиболее значительную роль, смешавшись с местном ханьско-тайским населением.

К народности хуэй в Китае также причисляют потомков китайских евреев, называемых «коричневошапочными почтенными мусульманами».

Хотя в официальных китайских материалах, посвященных языку и письменности национальных меньшинств, в качестве родного языка для хуэй указан ханьский, этот этноним употребляется также в отношении небольшой группы уцулов, живущих на Хайнане. Уцулы исповедуют Ислам, но говорят на языке, который не является родственным китайскому.

В целом, хуэйцы оставили в истории Китая заметный след. И сегодня они имеют один из самых высоких в стране уровней экономического и культурного развития.

Хуэйцы считаются наименее конфликтным этническим меньшинством в стране. Их представители заседают в правительстве и парламенте. Среди них много известных и влиятельных людей.

В отличие от уйгуров положение этого мусульманского народа в Китае значительно лучше.

Быт хуэйцев

Основные традиционные занятия хуэй – земледелие, огородничество, садоводство. Традиционным занятием были также извоз и торговля, в т. ч. посредническая.

Наиболее развитые ремесла – изготовление изделий из кожи, ювелирное дело, резьба по кости, перегородчатая эмаль, ткачество, вышивание. Значительная часть современных хуэй занята в промышленности и на транспорте.

Поселения разделены на кварталы, в каждом из которых имеется своя столовая и мечеть. Жилые дома не отличаются от китайских, но прежде в них выделялась женская половина.

Элементы традиционной одежды, сохранившиеся у хуэйцев – белая (реже черная) шапочка у мужчин, иногда с изречениями на исламскую тематику, по которой их часто отличают от остальных китайцев, у женщин – такого же цвета головная накидка в виде капюшона.

Страницы истории народ Хуэй. За что мусульмане полюбили Маркса

Начиная с середины XVII в., в первые десятилетия Цинского правления в Китае, суфизм начинает проникать в империю под влиянием экспедиций кашгарского муршида Аппак Ходжи. В XVIII в.

Читайте также:  Суржик: кто придумал русско-украинский язык

его духовные наследники ганьсуйские ахуны Ма Лайчи и Ма Минсинь провели годы в Аравии, а вернувшись на родину, создали суфийские братства, получившие названия «Хуфия» и «Джахрия». Их названия происходят от арабских слов, отражающих наиболее заметное внешнее отличие их обрядности: повторение зикра про себя или вслух.

Приверженцы Хуфии и Джахрии играли большую роль в истории хуэйского (дунганского), дунсянского и саларского народа в течение последующих двух веков.

Во время правления династии Цин хуэйцы, как и другие мусульмане Китая, неоднократно участвовали в народных восстаниях, самым крупным из которых было Дунганско-уйгурское восстание 1862—1877 гг. В результате его разгрома карта расселения хуэйского населения претерпела значительные изменения.

Харизматический лидер мусульман Ду Венсю, возглавив восстание 1862 -1877 годов, объявил себя правителем султаната в Шанчжи и Гансу.

За период с 1867 по 1877 год в Синьцзяне было создано еще одно независимое государство, возглавляемое Якуб-бегом. Эти недолго просуществовавшие мусульманские государства были уничтожены.

Репрессии были настолько жестокими, что численность хуэйцев значительно сократилась. Временами они подвергались практически полному уничтожению.

К примеру, более тысячи защитников Цзиньцзипу на севере Нинся во главе со своим вождем джахрийским муршидом Ма Хуалуном были убиты, после того как их крепость пала в 1871 г; подобная же резня около 7000 хуэйцев имела место и после падения Сучжоу.

Другие были переселены на новые места по соображениям государственной безопасности: например, повстанцы, отступившие из долины реки Вэй в южном Шэньси, были водворены на засушливые неплодородные возвышенности южного Нинся и прилегающих районов Ганьсу; мусульмане стратегически важного «Коридора Ганьсу», оставшиеся в живых после резни в Сучжоу, были перемещены в южное Ганьсу.

Некоторые группы смогли найти приют в пределах Российской империи (где стали называться дунганами). С другой стороны, руководители восстания в Хэчжоу — Ма Чжаньао и Ма Цяньлин — перешли на сторону цинских властей; впоследствии их дети и внуки играли немалую роль в управлении хуэйскими землями северо-западного Китая.

Во время Гражданской войны в Китае в 1930-40-х годах основные хуэйские земли (Нинся, Ганьсу, Цинхай) управлялись хуэйскими про-гоминьдановскими правителями, известными под собирательным названием «клика Ма».

Четыре самых известных ее представителя были — братья Ма Буфан и Ма Буцин, а также двоюродные братья Ма Хункуй и Ма Хунбинь.

Все они потомки руководителей Дунганского восстания в Хэчжоу, перешедших на сторону властей в 1873 г.

Но вскоре после прибытия в эти края в 1935 г. китайской красной армии, совершившей Великий поход с юга, многие рядовые хуэйцы, недовольные налоговым гнетом правителей Ма, присоединились к коммунистам, у которых появились целые мусульманские полки.

Многие солдаты Ма также перешли на сторону Мао Цзэдуна. Как отмечал Эдгар Сноу, посетивший красную армию в Шэньси, Ганьсу и Нинся в 1936 г.

, бойцы-мусульмане активно участвовали в боевой и политической подготовке, а из всех классиков марксизма-ленинизма особенно уважали Карла Маркса, которого они прозвали «Бородач Ма».

Однако когда в 1949 году в Китае пришли к власти коммунисты, снова начались жестокие репрессии, которые продолжаются до сегодняшнего дня, хотя и в более мягкой форме. Исламские школы и мечети были закрыты, а некоторые даже уничтожены. Все то, что не соответствовало маоистской доктрине, включая веру и обычаи, презиралось и подвергалось нападкам.

После смерти Мао режим существенно смягчился. Страна взяла курс на модернизацию и признание на международной арене. Это привело к строительству новых мечетей и медресе и возобновлению работы старых. Но говорить о полной нормализации религиозной жизни и тем более о возрождении «золотого века» Ислама и народа Хуэй еще, конечно, очень рано.

Источник: http://www.ansar.ru/person/huejcy-i-islam-v-kitae

Хуэй: самый непокорный народ Китая

Большинство народов Китая были лояльны государственным властям на протяжении нескольких тысячелетий — с самого зарождения Ханьской Империи. Несогласные с властью императора подвергались истреблению и насильственной ассимиляции.

Однако одной «бунтарской» народности удалось не только «пережить» китайскую монархию, но и активно развиваться в наши дни.Хуэйский мавзолей в Линься

Первые упоминания о народе Хуэй восходят к эпохе Троецарствия: там хуэйцы показаны как «варвары, полностью отрицавшие традиции и культуру Китая». В то время они были отсталой в развитии племенной общиной. Проживали хуэйцы на территории современной китайскорй провинции Ганьсу. Несмотря на свою неразвитость, Хуэй одержали ряд побед над войсками царств У, Вэй и Шу, сохранив независимость на несколько веков.

Хуэйцы были покорены во времена династии Тан (ок. IX-X вв.). К тому времени они уже исповедовали ислам ханафитского толка. Несколько веков (династии Тан, Сун и Юань) они выступали в качестве посредников при торговых отношениях между Китаем и странами Ближнего Востока.

Хуэйская знать в окружении наложниц в поздний период Династии Мин

Положение хуэйцев резко пошатнулось после падения династии Юань и прихода династии Мин в 1368 году.

Император Хунъу поручил отобрать у Хуэй всё нажитое ими богатство, а также начал насильственное обращение народа в конфуцианство. Это повлекло за собой ряд крупных бунтов, поддерживаемых ордами Ойратов и Тимуридов.

В конце концов новый император Цзяньвэнь вернул хуэйцам часть их былых привилегий, а также признал их право на исповедование ислама.

В дальнейшем хуэйцы были полностью лояльны минским императорам. Они поддержали Мин во время Маньчжурского завоевания Китая.

После поражения Мина и провозглашения Империи Цин хуэйцы стали главным источником неприятностей для маньчжуров. За 300 лет господства маньчжуров в Китае произошло пять массовых восстаний хуэйцев.

Это были самые кровавые беспорядки в истории: одно только Пантхайское восстание (1856-1873) унесло жизни более двух миллионов человек!

Ма Буфан (1903-1975) — один из правителей Клики Ма

После смещения династии Цин и провозглашения Республики хуэйцы поддержали демократическое правительство Сун Ятсена.

После распада Китая на милитаризированные формирования (клики) народ Хуэй впервые за тысячу лет обрёл независимость: на территории провинций Ганьсу, Нинся и Цинхай была провозглашена Клика Ма.

Во время Второй японо-китайской войны Ма вступили в Объединённый китайский фронт и сражались против японских захватчиков.

В Гражданской войне Ма поддержали правительство Гоминьдана и сражались с Народно-освободительной армией Китая (НОАК) до 1949 года. После падения столицы, Ланьчжоу, лидер хуэйцев, Ма Буфан, бежал в изгнание, но часть его войск продолжала сопротивление ещё несколько лет. После подавления последних мятежей, часть хуэйцев была репрессирована.

В наше время народ Хуэй вернул часть былых привилегий. Им разрешено исповедовать ислам и посещать мечети, хуэйские традиции и культура охраняются государством. Некоторые хуэйцы занимают высокие должности в Коммунистической партии Китая.

Если Вам понравилась статья, не забудьте поставить ей «лайк» и подписаться на канал!

Источник: https://zen.yandex.com/media/historical/huei-samyi-nepokornyi-narod-kitaia—5bb7388653018c00a9ee2a8c?feed_exp=tag_feed&from=feed&rid=995376347.481.1571550966099.23232&integration=publishers_platform_yandex

Глава 1 Китайцы как нация

Глава 1

Китайцы как нация

Происхождению китайцев посвящено множество исследований, однако проблема до сих пор остается нерешенной. Мы не знаем, кто были их предки, откуда они пришли; сами китайцы полагают, что с запада. В известных нам источниках они показаны как воинственный народ, непрестанно борющийся с соседями за территорию, ставшую родиной для их потомков.

Не рассматривая теории, по которой китайцы являются автохтонным народом в Восточной Азии[1], и соответственно их цивилизацию как исконную культуру местного региона, остановимся на миграционной гипотезе.

Исследования современных синологов указывают на два района, откуда могли прийти китайцы: Восточный Туркестан (точнее, долина Тарим) или горы Куньлунь (на этот регион указывают чаще).

Другая теория основывается на более или менее длительном проживании китайцев в самом отдаленном поселении, находящемся на территории Китая на пути из Аккадии. Эта гипотеза соответствует недавно полученным сведениям о том, что хотанская цивилизация пришла из Пенджаба в III веке до н. э.

Некоторые исследователи оспоривают аккадское происхождение на том основании, что первых китайских правителей отождествили с вавилонскими правителями, а китайских по-бзингов (кантонских бак-зингов) с бак-сингами, или племенами баков, но гипотеза вовсе не исключает и их аккадского происхождения.

Очевидно, что в любом случае миграция в Китай происходила постепенно в направлении из Западной или Центральной Азии непосредственно к берегам Желтой реки. Возможно, китайцы следовали и на юго-запад через Бирму, а затем шли на северо-запад через ту территорию, которую сегодня называют Китаем.

Заселение этих земель, таким образом, происходило с юго-запада на северо-восток или в северо-восточном направлении вдоль реки Янцзы и далее на север, а вовсе не с севера на юг, как обычно считали.

Следующая глава

На каком языке говорят китайцы
На каком языке говорят китайцы? Странный вопрос – конечно, на китайском! На самом деле все не так просто – в действительности это отнюдь не единый язык.«Официальным» китайским языком, на котором говорят дикторы телевидения и радио и который

Китайцы и иностранцы
Отношение к иностранцам в Китае меняется с каждым годом. Еще пару десятков лет назад иностранец на улице Китае мог вызвать настоящий затор, особенно в маленьком городке: китайцы останавливали свои велосипеды, активно обсуждали внешность иностранца,

Ешьте так, как едят китайцы
В Китае существует множество признаков, по которым китайцы моментально отличают «своего» от «не своего», человека, знакомого с китайской культурой, от новичка. Важнейший признак вашего понимания китайской культуры – то, как вы принимаете пищу,

Китаизированные варвары и китайцы в изгнании
Было бы неточным видеть в захвате варварами китайских городов полное подобие похода Алариха на Рим, если бы только этот поход не стал избитым штампом. Проблема варваров в Китае стояла слишком остро как во времени, так и в

Глава 1. Нация как новое историческое явление
От эпохи революций к эре либерализмаВажнейшая особенность современной нации и всего с нею связанного — это историческая новизна. В наше время данное обстоятельство уже в достаточной степени осознано, и все же

КТО ВЫ, КИТАЙЦЫ?
Китай — одна из самых древних и самых загадочных стран мира. Начать хотя бы с того, что многие из нас, говоря «китайцы», предполагают, что все население Поднебесной — китайцы, однако это не совсем так. В самой многолюдной стране мира проживают представители

Расторопные китайцы
Ну, понятно, этот обжора Сергей опять захотел есть, в то время как его спутники, снедаемые пылающим интересом к достопримечательностям, хотели остаться у старинных городских ворот и любоваться ими до бесконечности. У этих древних ворот медленно

Источник: https://culture.wikireading.ru/3592

Юэчжи — белые кочевники Древнего Китая, которых китайцы считали предками русских

Продолжая прошлую тему о европеоидах в Восточной Азии, следует сказать еще об одном крупном племени. Юэчжи, они же усуни, стали одними из главных соперников Китая за господство в регионе. И эту битву они проиграли.

Карта индоевропейских культур в Азии

Вся степная Монголия была занята племенами «жун» — тюркско-монгольско-маньчжурскими народами, явными монголоидами, которых хорошо знают китайские хроники.

Западнее простирались земли, населённые европеоидными индоевропейцами скифо-сибирской и родственных ей культур, которых китайские тексты с III в. до н.э. именуют юэчжами и усунями. Своих мёртвых они хоронили не в каменных ящиках, как их восточные соседи, а в курганах.

Читайте также:  «секир башка»: чем были вооружены русские воины

Область их расселения включала Западный Саян, Алтай, Западную Монголию, Ганьсу, Турфан, Тарим и Джунгарию.

Голова юэчжи

К этому периоду, и китайцы и «жун» уже освоили скотоводство и разводили овец и конец в привольных степях восточной Азии. Однако терминологию использовали индоевропейскую, что явно намекает источник получения знания, как например названия столярных инструментов в России — об их немецком происхождении.

Слово «юэчжи» воспроизводит современное мандаринское чтение (yuè zhī) иероглифов, которыми этот этноним передаётся в китайских текстах (月氏 «луна» + «род» или 月支«луна» + «ветка»). По всей видимости, китайское слово отражает иностранный этноним, первоначальный вид которого не поддаётся реконструкции. Сыма Цянь говорит об обитании юэчжей в Центральной Монголии на востоке до Тянь-Шаня на западе и до Алтая на севере, где знаменитую Пазырыкскую культуру приписывают северным юэчжам.

Реконструкция облика юэчжи из Сычуань

Юэчжи известны грекам, как «асии» — народ столь родственный иранцам, что звался «восточными сарматами». Археологи также подтверждают огромное сходство культур. Юэчжи-асии-усуни занимают благодатные пастбища восточного Тарима и весьма многочисленны.

Интересно, что из современных народов, к юэчжи ближе всего русские и поляки, а не современные таджики или иранцы!

В кургане IV-II вв. до н.э., раскопанном в верховьях реки Кызыл на Алтае, были обнаружены останки мужчины 35-45 лет, который оказался носителем европейской материнской гаплогруппы N1a. По аутосомным генам из современных популяций он был ближе всего к русским и полякам: «Вероятность найти индивида с профилем STR скелета из Кызыла оказалась наиболее высокой в двух восточноевропейских популяциях (русской и польской). Вероятность обнаружения профиля STR скелета из Кызыла в этих двух популяциях в 10 раз выше, чем в других европейских популяциях, в 100 раз выше, чем в восточноазиатских популяциях, и примерно в 100 000 раз выше, чем в индийских популяциях»

Вероятно, в тот период отделение индо-иранцев от балто-славян произошло не так уж давно и генетически они были очень близки. Китайцы говорят о юэчжи, как «люди с белым ликом и длинными красными волосами».

В долине реки Себыстей на Алтае был исследован курган, датируемый временем ок. 450 г. до н.э. Похороненный в нём мужчина был носителем мужской гаплогруппы R1a1.

На основании этих скудных данных можно заключить, что у алтайских скифов Пазырыкской культуры (северной родни юэчжей) преобладала мужская гаплогруппа R1a1, засвидетельствованная в трёх случаях (Дуурлиг-нарс, Себыстей, Берель), по всей вероятности, в лице индо-иранской ветви R1a-Z93.

Алтайский скиф из Пазырыка

Юэчжи богатеют на поставках нефрита, имеют огромную конницу, отлично сражаются верхом и по данным Сыма-Цянь, именно они обучили хунну навыкам конного боя, которые те применили сначала против Китая, а затем и против своих учителей…

О светловолосости скифов и родственных им племён свидетельствуют многочисленные античные источники:«Все скифское племя – рыжее (πυρρόν), вследствие холодного климата…» ((Псевдо-)Гиппократ. О воздухе, водах и местностях. 28); «Светлые (ξανθή) и белокурые (ὑπόλευκος) волосы, как у скифов…» (Полемон. Физиогномика. 8, 11); «Очень светлые и белокурые (ἄγαν ξανθή καὶ ὑπόλευκος) волосы, как у скифов и кельтов…» (Адамантий. Физиогномика. 2, 37, 10);

«Светловолосость (λευκότης) кельтов и рыжеволосость (πυρρότης) скифов» (Клавдий Гален. О здоровье. 1, 5); «Из языческих народов кельты и скифы носят волосы длинными, но не прихорашиваются.

Всё же роскошные волосы варвара представляют собой нечто ужасное, а русый цвет (ξανθόν) их напоминает собой войну; этот цвет волос родственен цвету крови» (Климент Александрийский. Педагог.

3, 3); «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые (crinibus mediocriter flavis)» (Аммиан Марцеллин. Римская история. 31, 2, 21).

Фантастикой является то, что этот народ, как и алтайские скифы сохранили полностью европеоидный комплекс черт. Они были даже более светлопигментированными, чем скифы юга России! Как это удалось? Скорее всего некие религиозные запреты на смешанные браки, а также явная ксенофобия, как и у индоиранцев.

В то же время отмечается проникновение и монголоидного компонента – с севера, из области бывшей Окуневской культуры, и с юго-востока – из Прибайкалья и Монголии, где обитали гунны.

По свидетельству Сыма Цяня, хунну были рабами юэчжи, а те их всячески притесняли и третировали. Учитывая, сколь жестоки были скифы к своим слугам в Восточной Европе, быть рабом скифов было хуже, чем у римлян…

Воин хунну

Вероятно хунну — будущие тюрки имели правящую династию родом из Пазырыкской культуры. Встречаются богатейшие захоронения европеоидных людей, в гробницах хунну, с предметами власти.

Красноречивым свидетельством иранского политического влияния на ранних тюрков служит хуннская титулатура. Титул гуннских царей «шаньюй» (кит. 單于) воспроизводит современное мандаринское чтение иероглифов, которым он передаётся в китайских текстах: 單 shàn «нечётный, единичный» + yú 于 «идти, отправляться». Однако в древности чтение этих иероглифов было иным – tān-wa в западно-ханьском и tār-w(h)a в древнекитайском. По всей видимости, китайское слово воспроизводит тюркский титул *tarxan, имеющий среднеиранское происхождение: согд. tarxān «правитель», хот.-сак. ttarkana- «правитель», ср. индоар. tark- «решать, судить» (< ПИЕ *tl̥k-). Название царского рода гуннов, из которого должен был происходить шаньюй, читалось в западно-ханьском как r(h)wan-dē и, по всей видимости, отражает сак. runde «цари» – мн.ч. от rre «царь».

Сопоставление свидетельств китайских источников о политической зависимости гуннов от юэчжей с выводами лингвистов о преимущественно иранским происхождении гуннской титулатуры позволяет сделать уверенный вывод о том, что юэчжи говорили на восточно-иранском языке, родственном хотано-сакскому и согдийскому.

Иранским является и родовое имя правителей Тюркского каганата Ашина, означающее «синий» (ср. др.-перс. axšaēna, хот.-сак. aššena, согд. exšene, тж. тох. А āśna – заимствование из хотано-сакского или согдийского). Эта форма имени засвидетельствована в китайских и согдийских источниках, в то время как в собственно тюркских текстах оно передаётся его тюркским переводом kök:

Убранство лошади знатного усуня

Как мы видим, индоевропейское (главным образом иранское) влияние сначала на тюркско-монгольско-маньчжурскую общность, а потом уже и собственно на выделившихся из неё тюрков было огромным.

Восточные соседи заимствовали у иранцев, в числе прочего, производящую скотоводческую экономику вместе с одомашненными животными (коровами, овцами, козами и конями), колёсные повозки, кочевой образ жизни, кухню, верховую езду, способы ведения войны, а также начала политической организации вместе с соответствующей лексикой.

Сложные отношения пазырыкцев с их гуннскими соседями покывают произведения пазырыкского искусства.

Узда одного из коней скифского царя, похороненного в 1-м Пазырыкском кургане, была украшена деревянными подвесками в виде голов монголоидов с накладными бородами и позолоченными лбами.

Сходные подвески были обнаружены в кургане Кутургунтас, принадлежавшем одному из самых знатных пазырыкцев, похороненных на плато Укок.

Кроме того, на головном уборе погребённого в кургане 4 могильника Уландрык-3 имелась деревянная фигурка оленя, топчущего задними ногами монголоидную личину, покрытую золотым листком.

Объяснением смысла таких изображений может служить свидетельство Геродота о военных обычаях скифов: «Когда скиф убивает первого врага, он пьёт его кровь. Головы всех убитых им в бою скифский воин приносит царю. Ведь только принёсший голову врага получает свою долю добычи, а иначе – нет. Выделанной кожей скифский воин пользуется, как полотенцем для рук, привязывает к уздечке своего коня и гордо щеголяет ею. У кого больше всего таких кожаных полотенец, тот считается самым доблестным мужем. Иные даже делают из содранной кожи плащи, сшивая их, как козьи шкуры. Другие из содранной вместе с ногтями с правой руки вражеских трупов кожи изготовляют чехлы для своих колчанов.

Об этом сообщает и Сыма Цянь, что юэчжи были долгое время угнетателями хунну, находясь на вершине господства. Но однажды, некий Модэ, нанес поражение юэчжи и начал их истреблять.

Спасавшиеся юэчжи бежали на юг, сначала в Тибет, а затем в Среднюю Азию, где сокрушив местных правителей-своих родичей саков, поселились сами.

А сами саки ушли еще дальше на юг, став родоначальниками Индо-скифской державы.

Юэчжи на бактрийской росписи по ткани

В Средней Азии юэчжи кочуют между Парфией и Бактрией и имеют 400 000 конных лучников, в качестве армии.

Затем, почему-то в истории усуни и юэчжи разделяются и одни нападают на вторых! Как так получилось, ошибка ли это, или этноним стал применяться к другому народу — уже не узнать…

В 124 г. н.э. юэчжи, называемые теперь кушанами, вторгаются в Парфию и завоевывают это великое царство, остановившее сам Рим! И хотя Парфия уцелела, юэчжи стали хозяевами в Бактрии, основав там Кушанское царство, которое будет одной из крупнейших держав региона.Падет оно под ударами Тюркского каганата, продолжая вековую борьбу хунну и юэчжи.

Версия о родстве усуней и русских

Аварский всадник с беркутом

Спустя почти тысячу лет, китайцы познакомились с русскими посланцами, которые через Сибирь прибывали в Поднебесную.И увиденное у китайцев вызвало большое удивление, так как их чиновники прекрасно знали историю, а в русских усматривали потомков бежавших юэчжи!

Мнение У Чжао-цяня и Янь Биня, что русские суть древнее племя усунь, впервые было высказано юаньскими авторами Ван Хуэем и Юй Тан-цзя. Некоторые усомнились в этом вследствие дальности расстояния [между усунями и русскими]. Ныне, учтя сходство их наружности и исследуя переход звуков в названиях их государств, узнаем, что олосы в действительности потомки усуней… Ван Цю-цзянь в “Юйтанцзяхуа” считает, что древние усуни это есть нынешние олосы…

Это конечно экзотическая теория, однако китайцам 18 века удалось увидеть то, что генетика подтвреила только сейчас — русские и поляки на сегодня ближайшее генетические родичи усуней-юэчжи.

Не стоит сбрасывать со счетов и аварский каганат. Известно, что бежавших авар от тюрок, пропустили через свои земли их родственники эфталиты — родичи, в свою очередь, кушан-юэчжи.

На западе, авары создали империю, в которой славяне были главным населением и по сути, именно авары начали расселять славян по Европе. Активно насаждая практику гаремов из славянок, о чем свидетельствуют летописцы.

В царстве Само, число смешанных детей было так велико, что начался их бунт — требовали равных с аварами прав.

Однако, если бы авары были монголоидами, у славян было бы множество их генетических маркеров, чего не наблюдается. Но с ученов данных о крайней схожесте генетики славян и юэчжи, все встает на свои места: авары мало отличались генетически от славян, оттого их метисация прошла незаметно.

Царь Куш и буддийские посланцы

Выехав за пределы [Великой] стены, [я] увидел людей того государства [России]. Внешность у всех совпадала с [внешностью] усуней, [как она представляется] по м Яньши. Янь Ши-гу: “В «Ханьшучжу» («Примечания к Ханьшу») говорится: Усунь из всех жунских [племен] Западного края особенны, их вид наиболее отличен. Те из нынешних ху, которые имеют синие глаза, красную (рыжую) бороду, а наружностью похожи на ми-хоу, это собственно [и есть] потомки племени [усунь]”» (Хэ Цю-тао. Исследование о племени усунь. 1851 г. //

Юэчжи, став царством Куш, разрушили окончательно греческий мир в Азии и Степь победила Античность. Они приняли буддизм, довольно успешно управляли страной, но неистовые тюрки нашли их и там…

Источник: https://leta-media.ru/yuechzhi-belye-kochevniki-drevnego-kitaya-kotoryh-kitaycy-schitali-predkami-russkih/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector