Как афон чуть не стал частью россии

Архимандрит Мефодий (Маркович)

Как Афон чуть не стал частью России

Архимандрит Мефодий (Маркович) – игумен одного из древнейших афонских монастырей, сербской обители Хиландар рассказал порталу «Монастырский вестник» о преемственности живой святогорской традиции, о благой соревновательности афонских монастырей, об уставных правилах жизни Хиландара и отличительных чертах сербского монашества.

Отец Мефодий, Вы сейчас самый молодой игумен на Афоне. Каким был Ваш путь на Святой Горе, приведший Вас к этому ответственному послушанию?

На Афон я приехал в 1994 году, мне тогда было 24 года. Трудился на послушаниях, и в 1995 году меня уже постригли в рясофор. На следующий год – в малую схиму (мантию – как говорят в России), в 2005-м – в великую. Постригал меня архимандрит Моисей (Жаркович), мой предшественник по игуменству в Хиландаре. В 2010 году он преставился ко Господу.

Произошло это Великим постом. А после празднования дней Пасхи братия собралась на выборы, которые проходили в два этапа.

«Когда братия монастыря не находит между собой добродетельного монаха, они выбирают кого-то из болящих братий, так как такой лучше будет осознавать свои слабые стороны и нести немощи других», – сказал я, принимая игуменский посох.

Какие послушания Вы несли до того, как братия доверила Вам самое трудное – руководство монастырем?

Любое послушание имеет свои сложности. Мне, например, в свое время непросто давалось послушание экклесиарха (пономаря). Потом я присматривал за пасекой. А вскоре меня благословили на канцелярскую службу, я стал епитропом – помощником игумена.

Обычно на это послушание ставят уже опытного монаха, который до того долгие годы подвизался в посте и молитве, а я всего-то несколько лет как был в монастыре, но Промыслом Божиим все устраивается так, как это угодно Ему, а не нам.

На Афоне все происходит немножко по-другому.

А в чем отличие монашеской жизни на Афоне?

Это же монашеская республика! Отсюда, например, такая замечательная особенность Святой Горы: в то или иное время разные монастыри становятся образцом для всех других обителей. Мы на Афоне не боимся учиться друг у друга.

Если у соседей дела пошли в гору, то надо перенимать их опыт. Так, глядишь, через 40 лет примером станет другой монастырь – из тех, кто подтягивался, равняясь на преуспевающих.

Эта, в хорошем смысле, соревновательность присуща Святой Горе.

Помните, и преподобный Серафим Саровский учил такой, в хорошем смысле слова, «погоне за прибылью»: той добродетелью, которая тебе более приносит прибытка благодати, той и «торгуй духовно» – «дает вам более благодати Божией молитва и бдение, бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте».

Мне в свое время довелось общаться со старцем Иосифом Ватопедским, он рассказывал нам о своей жизни со старцем Иосифом Исихастом. Немногие из братии удерживались у этого подвижника. Но то, что мы слышали о тех, кто выдерживал эти труды и лишения, служило для нас духовным укреплением.

Старец Иосиф младший возродил потом и устроил самый большой на данный момент святогорский монастырь. В Ватопеде сейчас 120 человек братии. Он не только разумно организовал внешнюю жизнь, но и сам руководил духовной жизнью братии.

Был в одном лице игуменом и старцем-духовником для всего братства. Это, безусловно, пример для всех остальных монастырей Афона, да и не только Афона.

Сейчас – в том числе и в России – устраиваются международные монашеские конференции, участники которых делятся этим опытом, изучают его.

Ради чего соревнуются монастыри на Афоне?

Афон поставлял и поставляет в Царствие Небесное святых. Это своеобразная фабрика по их производству. Святая Гора этим славилась всегда, не исключение и наши дни. Не так давно прославили старца Паисия Святогорца, ранее был прославлен преподобный Порфирий Кавсокаливит.

Афон жив православной традицией и продолжает рождать святых – предстателей и молитвенников всего православного мира. Матерь Божия благословит – и будут святые на Афоне до скончания времен. Она – для всех нас Игумения.

В каждом монастыре есть особо чтимые ее иконы, у нас – чудотворный образ «Троеручица».

Для многих современников особую сыновнюю любовь ко Пресвятой Богородице открыли книги старца Паисия Святогорца. Приехав на Афон в 1994 году, Вы успели его застать?

Лично мы не общались – когда я только прибыл на Афон, старец как раз упокоился. Все вокруг говорили, что преставился старец Паисий. «А кто это?» – спрашивал я. Я тогда был всего лишь послушником и еще ничего о нем не слышал.

Когда ты только приходишь в монастырь, у тебя очень много дел внутри себя. Но после я уже читал книги отца Паисия. Меня очень вдохновило его учение о том, что надо иметь позитивные, добрые мысли.

Это очень в духе благословившего меня на монашество старца Фаддея Витовницкого.

Людей, настроенных на все доброе, старец Паисий сравнивал с пчелами. Тот, кто плохо думает о людях и мире, похож на муху.

«Спроси у нее, – говорил геронда, – есть ли тут в округе хотя бы один цветочек? – Понятия не имею, – ответит она на лету, – а вот отхожих ям полным полно! – А спроси у пчелы: Есть ли здесь немного навоза? – Навоза?! – удивится она. – Не видела! А вот цветов в изобилии!» Меня в свое время это сравнение изумило.

Надо чаще напоминать этот простейший образ современному высокоумному человеку, склонному к депрессиям, недовольству и критиканству. Зачем осуждать, когда можно радоваться? Сказано же: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Фил. 4:4).

Каковы в представлении святогорцев условия передачи традиции?

Послушник не должен жить по своему разумению, нужно стать чистым листом. Всецело предать себя в волю старца. Пусть он пишет на тебе всё, что Бог ему повелит. А если ты сам уже предуготовил текст своей жизни, – тебе нечего делать в монастыре.

Что же, ты будешь брать благословение на то, чтобы творить свою волю? Так не должно быть. Надо довериться старцу: «Как скажете, отче, так и сделаю». И действительно: как скажут тебе, так и поступать.

«Для того чтобы быть святогорским монахом, – говорили нам старцы, – надо быть послушным, тогда и молитва будет идти».

А что еще написали в свое время старцы на чистом листе Вашей жизни?

Мой старец Агафон, которому меня отдали в послушание при поступлении в Хиландарский монастырь, был простым монахом. Он из тех, кого не видно и не слышно. Но это был молитвенный подвижник.

Он меня часто наставлял словами преподобного Серафима Саровского о том, что цель христианской жизни – стяжание Духа Святаго.

Многое приводил из изречений на этот счет и преподобного Симеона Нового Богослова.

Святой Никодим Святогорец говорил про преподобного Симеона Нового Богослова, что ему был дан дар Богоматеринства. Как это понять?

Сам преподобный Симеон писал: «…уверовавший в Сына Божия… кается… в прежних грехах своих и очищается от них в Таинстве Крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного, как в утробу Приснодевы, и пребывает в нем как семя». А покаяние – это возобновленное Крещение…

А что необходимо, чтобы пережить рождение в своей душе Христа?

Вот как раз и нужна благодать. Старец меня так и ориентировал по жизни: «Твоя цель – получить благодать Святаго Духа». Всё забудь – только это помни! У моего старца я учился молиться Святому Духу.

Есть рассуждение одного греческого митрополита, в прошлом тоже афонита, что мы особенно почитаем Распятого Господа, не менее чтим Бога Отца, но недостаточно Духа Святого. Как следует чтить Третье Лицо Пресвятой Троицы?

Есть молитва «Царю Небесный». Надо просто чаще к ней обращаться. А стяжав благодать, стараться, насколько это возможно, не грешить. Не делать ничего, что противоречит Святому Евангелию. Меня старец наставлял: «Не надо без особой нужды отлучаться со Святой Горы. Пребывай в обители, и она тебя сохранит. Держись непрестанной молитвы». Все очень просто.

Есть ли сейчас у Вас в монастыре старцы?

Возраст старости житие нескверно (Прем. 4:9). У нас был один брат-послушник, он такую имел ко всем любовь, что так и хотел оставаться послушником, чтобы быть в послушании у всех. Хотя обычно у нас послушнический искус длится около трех лет, а потом – постриг в первую степень монашества: рясофор.

Вскоре мы все-таки и этого брата постригли в монахи на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он был только один месяц монахом. В Хиландаре случился пожар. Надо было помочь, и этот монах Афанасий тут же откликнулся.

Там он и погиб, исполнив заповедь Христову: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15:13).

Расскажите, пожалуйста, про Хиландарский монастырь. Несколько лет назад отмечалось его 1000-летие (по крайней мере, с момента первого упоминания в исторических летописях). Что это за обитель сейчас? Какие традиции соблюдаются? Каков устав?

Это сербский монастырь, ныне объединяющий 50 монахов-сербов. 35 из них несут послушания в самой обители, другие подвизаются в келлиях-скитах и на подворье. Свою монастырскую жизнь мы выстраиваем по Уставу святителя Саввы, первого Сербского архиепископа, ктитора нашего монастыря.

Каждый первый день месяца читаем Устав (известен еще под названием «Хиландарская грамота». – Ред.) за трапезой, – это такое напоминание об основах нашего бытия. Эту традицию установил сам святитель Савва, восстановивший вместе со своим отцом, преподобным Симеоном Мироточивым в XII веке этот монастырь.

В остальные дни читаем жития святых, во дни Великого поста – «Лествицу» преподобного Иоанна, Синайского игумена.

Живем по византийскому времени. В 2.00 ночи начинаем богослужение: полунощницу, утреню, 1-й, 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. В 6.

00 у нас первая трапеза, потом чуть-чуть отдыхаем (хотя есть послушания, которые надо выполнять, не отлучаясь на этот перерыв), потом – собственно работа на основной части послушаний, которая длится 3–4 часа; снова – небольшой отдых и в 15:00 начинается уже вечернее богослужение: 9-й час, вечерня. Потом еще одна трапеза, а после нее повечерие с каноном и Акафистом Божией Матери.

Есть какие-то свои особенности у сербского монашества?

Душа народа в его святых. Идеалы его монашества – в том, как жили небесные покровители. Наши духовные отцы – это, прежде всего, конечно, святые Савва, первый сербский архиерей и основатель нашей обители, и его отец Симеон Мироточивый.

Сербская земля, как говорил другой подвижник уже близких к нам времен – святитель Николай (Велимирович), отличается тем, что находится между Востоком и Западом. Эта особенность отражается и на духе нашего сербского монашества.

Мы – своеобразные пограничники Православия. Должны ратовать за его чистоту. Не допускать смешения с чуждыми влияниями. Оберегать Православие и от латинян с их навязчивым миссионерством, и от турок с идеями господства и подавления.

Это все обязывает нас бодрствовать на защите своей веры. Определяет живой воинственный настрой. По духу мы – исповедники.

Беседовала Ольга Орлова

Как Афон чуть не стал частью России Как Афон чуть не стал частью России Как Афон чуть не стал частью России Как Афон чуть не стал частью России Как Афон чуть не стал частью России

17 Апреля 2019

Источник: https://monasterium.ru/publikatsii/intervyu/afon-zhiv-pravoslavnoy-traditsiey-i-prodolzhaet-rozhdat-svyatykh/

Владимир Путин посещает Святую Гору Афон / Православие.Ru

Карея, 9 сентября 2005 г.

Путин стал первым главой российского государства, который посещает Афон – самое святое для православных место на Земле, связанное с Русью и Россией на протяжении тысячи лет.

Читайте также:  Откуда на руси взялся петрушка

Святость, сокровища и история Афона привлекают повышенное внимание и пристальный интерес не только простых верующих, клириков и ученых, но и видных политических и общественных деятелей. В числе именитых иностранных гостей его посетили экс-министр иностранных дел РФ Евгений Примаков, руководители Югославии, наследник британского престола принц Уэльский Чарльз.

На этой неделе президент РФ подписал Указ о награждении архимандрита Иеремии (Алехина) – игумена русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне орденом Дружбы «за большой вклад в сохранение и развитие духовных и культурных традиций, укрепление дружбы между народами». В этом году архимандрит Иеремия отмечает 90-летие. Более двух десятилетий он руководит братией русского афонского монастыря

Президента России в порту Дафни на Афоне встретил губернатор Афона Георгиос Далакурос. Это один из немногочисленных светских лиц, представленных на Святой Горе. Кроме него, здесь работают только полицейские, персонал медпункта и некоторые другие лица. Губернатор назначается МИДом Греции, через него поддерживаются отношения между Афоном и греческим государством.

Святая Гора находится под духовной юрисдикцией Константинопольского Патриарха. Детальное определение Святогорского режима закреплено уставом Святой Горы, составленным и принятым 20 афонскими монастырями с участием представителей греческого государства.

Владимир Путин приехал на Афон, как водится в этих местах, в неофициальном виде. Несмотря на жаркую погоду, президент был одет в темный костюм и темную рубашку без галстука.

Президент России Владимир Путин побывал в Карее, административном центре монашеской республики. Он находится в центре полуострова на вершине горы высотой в 2033 метра над уровнем моря.

Президента России встретил протоэпистат (первое лицо духовного ) отец Павел и члены Священного Кинота. Это – орган управления Афоном, состсоящий из представителей каждого из 20 действующих на Афоне монастырей.

Владимир Путин прошел в храм, осмотрел его. Затем он подошел к чудотворной иконе, несколько минут постоял перед ней, перекрестился, приложился к образу и поставил свечу. Путин остался на службу, которая началась в храме.

После службы с приветственным словом к главе российского государства обратился протоэпистат отец Павел. Он назвал этот визит президента России на Святой Афон большой честью и важным историческим моментом.

Президент России Владимир Путин посетил Священный Кинот Афона и ообщался с его членами. Обращаясь к членам Кинота, Владимир Путин вновь подчеркнул особую духовную связь России с Грецией в целом и Афоном в частности.

«В России происходят очень большие перемены, и сегодня каждый человек любой национальности и вероисповедания может (возвратиться) и возвращается к своим духовным корням», — подчеркнул глава российского государства.

«Конечно, в России со 145-миллионным населением подавляющее большинство – это христиане», –  отметил он. «Поэтому для нас возрождение России неразрывно связано, прежде всего, с духовным возрождением», – подчеркнул Путин.

«Мы с огромным уважением относимся и к Греции в целом, и к Афону в частности», – отметил российский президент. «И если Россия – самая большая православная держава, то Греция и Афон – это ее истоки», – отметил он.

«Мы помним об этом и очень дорожим», – сказал Путин. «Между Россией и Афоном всегда были особые связи», – подчеркнул президент. «Мы готовы возрождать их в том объеме и качестве, в котором вы будете к этому готовы», – отметил он. «Это должны быть гармоничные отношения, основанные на абсолютном доверии и общих духовных идеалах», – считает президент России.

Затем президент России Владимир Путин отправился в Иверский монастырь. Монастыри на Афоне разделены достаточно большими расстояниями, а дороги – это проложенные в горах накатанные грунтовые проселки. Однако это не остановило президента России, который занял место за рулем автомобиля и отправился в монастырь.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/14482.html

Халкидики-Афон

Афон – центр православного мира, куда стремятся многие паломники. Это объясняется тем, что здесь расположено 20 монастырей, каждый из которых наделен статусом патриаршей ставропигии.

Все они обладают уникальной длительной историей, полной различных разрушений, пожаров, многочисленных набегов пиратов.

На Святой Горе каждый монастырь скрывает за своими стенами ценнейшие артефакты, среди которых редкие книги и иконы, мощи, части Животворящего Креста Господня, картины и многое другое. Монастыри – не единственная причина популярности Афона.

Многочисленные монашеские поселения стабильно представляют интерес для туристов. Однако посетить Святую Гору могут только мужчины, предварительно выполнившие ряд строжайших правил и получившие диамонитирион (разрешение на посещение Афона).

Лавра Святого Афанасия

Это монастырь является самым крупным и старым на Горе Афон. Появился он на развалинах старого города Акроафос. Это произошло в 963 году благодаря преподобному Афанасию. Строительство было бы невозможным, если бы император Византии Никифор Фоки не пожертвовал средства на возведение комплекса. Расписывал монастырь Феофан Критский уже в 16 веке.

История Лавры не отличается стабильностью, поскольку монастырь за годы существования переживал многочисленные взлеты и падения. В период расцвета Лавра была обителью для 700 монахов, а вот на самые тяжелые годы здесь оставалось порядка 6 человек.

На территории монастыря возведена крупная оборонительная стена, спасавшая монашескую обитель от набегов. Благодаря этому до наших дней сохранилось 17 храмов из изначально существовавших 19. Главный из них — храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Он расписан прекрасными фресками и росписями рук Феофана Критского.

Трапезная построена в форме креста и содержит в своих стенах 24 стола из мрамора. Уникальные изображения Святых и греческих философов, а также невероятная фреска Богородицы изгоняющей Артемиду, украшают эти места. Этот сюжет связан с тем, что в древние времена территорию Лавры занимало святилище Артемиды. Трапезную от остальной части собора отделяет сосуд XI века.

Также на территории растет тысячелетний кипарис, посаженный Святым Афанасием.

Храм включает две часовни, в одной из которых можно увидеть мощи Святого Афанасия, вторая же возведена в честь Николая Чудотворца. Хранятся здесь мощи и других святых.

Самым ценным артефактом Лавры поистине является часть Истинного Креста Господа. Содержится эта реликвия в специальном серебряном коробе, украшенном изумрудами, жемчугом и бриллиантами. Также в Лавре хранятся жезл святого Афанасия и чудотворные иконы.

Местная библиотека – крупнейшая на всем Афоне. Богатейшая коллекция включает порядка 20 тысяч книг, около 2 тысяч рукописей и многочисленные манускрипты на различных языках. Сокровище собрания – Библия в серебряном переплете, инкрустированном драгоценными камнями, подаренная монастырю Никифором Фоки.

Современную Лавру населяют 50 монахов, еще 300 проживают в кельях, пещерах и скитах.

Оказавшись здесь 5 июля, паломники попадают на масштабный праздник – день памяти преподобного Афанасия. В этот период в Лавру приезжает большое количество верующих.

Иверский монастырь

Основал эту монашескую обитель советник грузинского царя Давида Святой Иоанн Иверский. Появилась она на свет в Х веке. Лишь спустя несколько веков тогда еще грузинская обитель приобрела статус греческой.

Количество мощей, которые хранятся в Иверском монастыре, значительно превосходит то, что расположены на всем Святом Афоне. Основное достояние Иверского храма – чудотворная икона Портаитисса. Немало здесь также священных сосудов. Хранятся в обители одеяние императора Иоанна Цимисхия, облачения Патриарха и уникальное Евангелие, написанное на пергаменте.

Проживает здесь 30 монахов.

Хиландар

Этот храм относится к Сербской православной церкви. Основана эта обитель была в XII веке Святым Саввой и его отцом сербским князем Стефаном Неманей. Они на тот момент приняли христианство.

Главная местная святыня — икона Божией Матери Трихерусса. Кроме нее, в монастыре хранятся части даров волхвов, преподнесенных Младенцу Христу, Честного Древа, мощи святых. Библиотека Хиландара имеет богатую коллекцию редких рукописей.

Дионисиат

Храм был основан в 16 веке преподобным Дионисием из Кастории. Не меньший вклад в создание и дальнейшее развитие обители сделали трапезундские, византийские императоры, валашские господы, епископ Макарий и Иеремия.

Расписывал стены храма представитель критской школы иконописи в первой половине 16 веке. Фрески в трапезной содержат пророческие изображения войн 20 века. Часовня Богородицы Акафиста – место, где хранится чудотворная икона Приветствие Богородицы. Как и во многих монастырях, хранятся в Дионисиате мощи святых и порядка 15 тысяч книг.

Кутлумуш

Соборный храм был возведен в честь Преображения Господня. Согласно историческим документам, в 988 году обитель уже действовала.

Легенда гласит, что основал монастырь Константин Кутлумуш, национальность которого точно неизвестна: предполагается, что он был арабом или турком.

За годы существования монастырь не раз страдал от пожаров и разрушений, в связи с чем менялось и население обители.

Период расцвета Кутлумуша приходится на эпоху правления Харитона Имвросского. 15 век стал временем присоединения к территориям еще одного пустующего монастыря.

Постоянные бедствия не раз приводили к серьезным разрушениям, справляться с которыми помогали правители дунайских княжеств. Последнее событие, приведшее к тяжелым последствиям, произошло менее 40 лет назад.

Монастырю принадлежит 14 храмов, главный из которых появился в 16 веке. Одна из важнейших ценностей Кутлумуша – резной иконостас. В нем хранятся священные облачения иконы. В коллекцию библиотеки монастыря входит свыше 600 рукописей и порядка 3 тысяч различных книг. Население обители – 20 монахов.

Пантократор

Общепринятым является мнение, что монастырь был основан Алексий и Иоанн Примикериос. Также к числу основателей причисляют Алексия Комнина. Однако дата появления Пантократора все еще неизвестна. Первые упоминания в источниках о храме появляются в 1358 году. Братья-основатели преподнесли обители в дар икону, ныне хранящуюся в Эрмитаже.

Посвящен храм Преображению Господня. Территория монастыря включает 7 соборов, а за ее пределами расположены еще 5. В кафоликоне похоронены Алексий и Иоанн. Уникальные книги, чудотворная икона Божией Матери, мощи святых – в Пантократоре хранится немало артефактов. В обители проживают всего 15 монахов.

Ксиропотам

Версий появления монастыря существует несколько. Согласно первой, возвели его во второй половине 10 века благодаря императрице Пульхерии. Вторая история гласит, что основатели монастыря – Константин Благородный и Роман Лакопине, которые работали совместно с иноками Симонопетра.

Первое столетие с момента основания Ксиропотама было периодом расцвета обители. Немалую роль в этом сыграли щедрые пожертвования византийских императоров. Однако при набегах турецкого ига монастырь сильно страдал от пожаров. Восстановили храм уже в 18 веке.

Ксиропотам известен благодаря тому, что именно здесь хранится самая крупная часть Честного креста, а также мощи святых и часть одежды, окропленной кровью Святого Дмитрия Солунского.

Зограф

Основана эта обитель в 10 веке братьями-монахами. История Зографа до 13 столетия утеряна безвозвратно вследствие сильных пожаров. Здесь основан надгробный памятник, который возвели в честь событий 1278 года. В это время на территории монастыря латинянами было сожжено 26 преподобномучеников.

Возведен и расписан соборный храм был уже в 19 веке. Святынями Зографа являются нерукотворный образ великомученика Георгия и икона Пресвятой Богородицы.

Дохиар

Еще одним монастырем, основанным в 10 веке, является Дохиар. Он появился благодаря ученику Святого Афанасия – Святому Евримию. Согласно местной легенде, изначально монастырь располагался в другом месте, нынешняя свою территорию он получил для спасения от набегов пиратов. Освятили монастырь в честь двух архангелов – Михаила и Гавриила.

Правители разных лет постоянно поддерживали обитель, которая множество раз терпели разрушения. Так, в 1821 году большинство артефактов Дохиара были уничтожены.

Спустя 6 столетий храм расписал Цозис – известный последователь Критской школы иконописи. Проживает на территории обители 30 монахов, а среди реликвий монастыря особое место занимают мощи Иоанна Крестителя, икона Пресвятой Богородицы и многочисленные священные книги и рукописи.

Каракал

Историю основания обители и ее становления окутывают множество преданий. Первое рассказывает, что основал монастырь римский правитель Каракал во втором веке. Вторая история гласит, что гораздо позже, в 11 столетии, монахом Каракалом. Первое же упоминание об обители датируется 1018 годом.

Читайте также:  Что должен был сделать русский, возвратившись с похорон

Как ив все монастыри Святого Афона, Каракад постоянно страдал от набегов и разрушений, которые приводили к запустению, а после восстанавливался.

Особое значение имеет Петрова башня, возведенная в 16 веке, которая построена в честь Петра и Павла. К слову, это самая высокая постройка Святого Афона.

Территория Каракала – это 7 храмов, из которых два находятся за пределами обители. Облачения, литургические сосуды, часть Животворящего Креста Господня и мощи святых – в монастыре хранится немало ценностей православного мира. Богатая библиотека храма содержит 2 тысячи книг и порядка 200 рукописей.

Филофей

Обитель была основана в 10 веке преподобным Филофеем, именем которого и был назван монастырь. Своим развитием и процветанием храм обязан многочисленным пожертвованиям императоров Византии.

Филофей – это 12 храмов: 9 находятся на территории, еще 3 – за ее пределами. Одна из интереснейших построек этого монастыря – трапезная, возведенная в 16 веке, а также водосвятная чаша из мрамора.

В храмах хранятся часть Животворящего Креста, священные сосуды и облачения, чудотворные иконы, порядка 2 тысяч книг и 250 рукописей. Также в библиотеке монастыря находятся 2 литургических свитка.

Симонопетра

Основана обитель в 13 веке преподобным Симоном. Впервые крупную реконструкцию монастырь пережил в 1363 году, чему способствовал правитель Сербии Иоанна, который в тот период принял монашество.

Архивы, документы и многие ценности были утрачены бесследно вследствие многочисленных пожаров. Посвящен храм Рождеству Христову, возведен же он был в 16 веке.

Современный облик монастырь приобрел в 19 веке.

Монастырь Святого Павла

Кто основал обитель – до сих пор неизвестно. Согласно некоторым мнениям, основателем является Павед Ксиропотамский. По другим свидетельствам, храм был возведен сыном императора Византии Михаила, который в монашестве стал Павел. Древнейшее сооружение – оборонительная башня 16 века, а большинство построек были разрушены наводнениями и пожарами.

Ставроникита

Это самый маленький монастырь Афонской иерархии, в котором однако проживает 30 монахов. Предположениями об основателе обители являются монахи Никита и Ставрос, а также Никифор Ставроникита. Третья версия гласит, что храм был возведен иноком Никитой. Впрочем о времени возведения известно немного больше: произошло это в 10-11 веках.

В 16 столетии храм был расписан Феофаном и Симеоном, именно здесь и сохранились одни из лучших работ Феофана – иконы двунадесятых праздников.

Ксенофонт

Легенда гласит, что основание монастыря случилось в 520 году благодаря Ксенофонту Константинопольскому. Другая история рассказывает, что возведена обитель была в 10 веке, а основателем был Ксенофонт Афонский, вельможа из Византии, принявший постриг. Первое официальное упоминание о монастыре приходится на 998 год, уже позднее о нем пишут в 1083 году.

Разграблен Ксенофонт был в 1285 году пиратами. Прошло несколько столетий, прежде чем бояре Дука и Радула восстановили монастырь. Впоследствии набеги не прекратились, однако помощь правителей не позволила храму исчезнуть со Святого Афона.

Отличительная черта Ксенофонта – 2 кафоликона, что нетипично для Святой Горы. Также здесь возведены 11 часов на территории и 8 за ее пределами. Обитает в Ксенофонте 60 монахов, хранящие мозаичные иконы 11 века, мощи святых и уникальные рукописи, свитки и кодексы.

Григориат

Появился монастырь в 14 веке, основателями стали отшельник Григорий с учениками. К несчастью, свидетельства об истории обители уничтожены пожарами 15-17 веков. Не меньше разрушений принесли и набеги пиратов. Последний пожар стал причиной, по которой игумен Иоаким возвел собор, где хранятся иконы Богородицы.

Эсфигмен

По легенде, основан монастырь вблизи того места, где он стоит и сейчас, еще в 5 веке. Впрочем, спустя 6 веков его вновь отстроили на новом месте, где простоял он недолго: разрушительная сила вулкана привела к обрушению постройки.

Развитие монастыря во много происходило благодаря византийским правителям. В 1534 году очередной пиратский набег привел к полному разрушению обители. Восстановили его с помощью Алексея Михайловича Романова и иноков.

Начало 19 века стало периодом оккупации, когда 10 лет монастырь находился под властью турок. Лишь после окончания этого времени начались восстановительные работы продолжительностью в 40 лет. Тогда и появились выдающиеся постройки, в том числе храмы, колокольня и внутреннее убранство храма. Проживают здесь 65 монахов.

Монастырь Пантелеймонов

В начале своей истории (а это 11 век) обитель располагалась далеко от моря, однако со временем после перестройки храм расположили совсем близко к воде. Многочисленные дары от русской Царской семьи способствовали развитию и расцвету обители. Помимо собора, расположен здесь и ряд храмов.

Констамонит

Предание рассказывает, что основателем монастыря был Константин Великий. Другая легенда свидетельствует, что Констамонит – отшельник, построивший обитель. История храма неизвестна, поскольку пожары уничтожили все свидетельства. Отстраивали монастырь от разрушений сербские правители.

Источник: https://www.mouzenidis-travel.ru/greece/article/chalkidiki-athos-greece

Как устроен Афон и сколько стоит туда попасть · Город 812

В РПЦ призвали российский бизнес не финансировать Афон после разрыва общения с Константинопольским патриархатом. Но миряне и даже священникам РПЦ разрешил приезжать на Святую гору. Однако только в качестве туристов.

Исповедоваться, причащаться и совершать богослужения после разрыва евхаристического общения с Константинополем на Афоне нельзя, заявили в РПЦ. В том, как устроена Святая гора и что там делают святые люди, разбирался «Город 812».

Про Афон известно, что это автономная монашеская республика в Греции, на полуострове Халкидики, которой уже более тысячи лет. Там нет никаких городов – только 20 монастырей, представители которых и управляют автономией.

Туда вообще не пускают женщин, а мужчин пускают с трудом – по специальной визе, диамонитириону. На Афоне благодать, это земной удел Богородицы, и праведные старцы несут там свой монашеский подвиг.

Высшие московские чиновники из числа воцерковленных ездят к ним за советами – греки в вытертых подрясниках кажутся благодатнее, чем отечественные деятели РПЦ. Президент Путин бывал на Афоне дважды.

Афон, хотя и автономен настолько, что у него даже есть своя полиция, относится к юрисдикции Вселенского патриарха. Власть патриарха признают 19 монастырей, а один – Эсфигмен – нет, так как патриархи, по версии монахов этого монастыря, спутались с римскими папами и погрязли в экуменизме. Патриарх, в свою очередь, объявил братию раскольниками.

Была, прямо как по учебнику рейдерских захватов, создана другая братия, правильная, которая безуспешно пыталась завладеть монастырем. В общем, война с участием полиции продолжается до сих пор.

Именно в Эсфигмене родился признанный в России экстремистским слоган «Ортодоксия и танатос», что на русский переводится как «Православие или смерть». Он был написан белыми буквами на черном флаге, вывешенном из окна монастыря.

На полуострове есть также представители светской греческой власти. За исключением обитателей Эсфигмена, все остальные уживаются друг с другом довольно мирно. Хотя власти не дремлют: в 2012 году за махинации с землей чуть не сел настоятель одного из самых знаменитых монастырей Афона, Ватопедского.

Несмотря на то что Афон – место святое и туда ездят великие люди, простым россиянам попасть на Святую гору тоже можно, причем не так дорого. Главное – не быть женщиной. За 500–600 евро турфирмы предлагают перелет до Греции и оформление диамонитириона, за который, правда, придется заплатить еще 25 евро.

В этот же пакет входит «бронирование» мест в паломнических гостиницах при монастырях: сами они, как и питание, бесплатные, но если не договориться о ночлеге заранее, свободного места может не оказаться. Полный пакет – с экскурсиями, транспортом и пр. – стоит у турфирм под 1000 евро.

Общественного транспорта на Афоне нет, только монастыри, скиты и поселения монахов, время в пути пешком между которыми может занимать несколько часов.

Священнику на Афон попасть сложнее: нужно испросить благословение (разрешение) Константинопольского патриарха, написав ему письмо – по-английски или по-гречески – и приложив рекомендацию от епархиального начальства. Впрочем, для клириков РПЦ это не актуально – им надо обращаться в Отдел внешних церковных связей, который ше сам рассматривал их заявку и сам договаривался со Вселенским патриархом.

Из 20 афонских монастырей один – Пантелеимоновский – считается русским. Хотя сейчас руководят им выходцы из Украины. Но вообще к русским на Афоне относятся настороженно, опасаясь их доминирования. Считается, что попасть в братию монастыря русскому сложнее, чем кому-нибудь другому.

В начале ХХ века русское влияние было особенно велико, значительная часть всех монахов Афона были русскими. Среди них даже родилось своеобразное мистическое учение – имяславие, которое официальные церковные власти Константинополя и России признали ересью.

С Афона было выслано более 1000 русских монахов, обвиненных в ереси. В 1913-м к полуострову подошли русские корабли, которые высадили на Святую гору десант, штурмом взявший Пантелеимонов монастырь. По некоторым данным, были жертвы. Остатки имяславцев вывезли в Россию.

Лидером имяславского бунта был иеросхимонах Антоний, в прошлом – гусарский ротмистр Александр Булатович.

Когда в 2000-х в России начала расти духовность и скрепляться скрепы, Афон вошел в моду, и угроза русского доминирования вновь стала тревожить греков.

С другой стороны, конечно, в этом есть и большой для них плюс: русские и украинцы – едва ли не главные инвесторы в монашеской республике.

Это не только пожертвования на ремонт храмов и монастырей – монахи активно строят новые паломнические дома и другие элементы туристической инфраструктуры.

Из России и Украины на Афон едут не только паломники, но и те, кто мечтает о лаврах «афонского старца». Стать монахом там нелегко, но возможно. В конечном итоге все зависит от того, понравишься ли ты братии монастыря и захочет ли она принять тебя.

«В монастыре смотрят на человека.

Меня, например, взяли, так как я  – певчий», – рассказал «Городу 812» писатель Станислав Сенькин, проживший несколько лет в одном из монастырей в качестве трудника (добровольный помощник при монастыре, не собирающийся становиться монахом).

«Нормальный смиренный монах, принявший постриг в своей обители, разве будет помышлять об Афоне? Может быть, конечно, он и не раз вздохнет в своей келье, читая Силуана афонского, но не посмеет пойти против воли своего игумена, – пишет Сенькин.

– Часто на Афон, вместе с настоящими рабами Божьими, прибывают беглые иеромонахи и дьяконы в запрете, нерадивые послушники, бродяги, искатели приключений, которые хотят использовать Святую гору как некий трамплин для собственного возвышения».

Из живущих на Афоне старцев самый известный в России – Афанасий (Усенко). Он родом из СССР, но попал на  Святую гору очень давно. Когда в России начался православный ренессанс, старец Афанасий оказался главным проводником для потянувшихся за благодатью высокопоставленных россиян.

Его можно увидеть на фотографиях рядом с Путиным во время первого президентского визита на Святую гору в 2005 году. Правда, потом отношения власти и старца разладились: он отличается несдержанностью на язык и в соцсетях употребляет в адрес своих оппонентов слова вроде «питух».

В итоге Афанасий превратился в заправского оппозиционера, который публикует у себя в ЖЖ такого рода тексты:

«»Зная? какое влияние на общественное мнение оказывает Агион Орос (Святая гора — АМ), сюда стали регулярно приезжать самые высокопоставленные чиновники, политики, олигархи.

Ими даже было создано Афонское общество, своеобразный клуб по типу масонского с православной атрибутикой, членство в котором делает человека причастным к особому очень влиятельному кругу.

Читайте также:  Черное море: какую опасность оно представляет

Обладая неограниченными финансовыми возможностями, – ярыми «афонитами», к примеру, являются братья Ротенберги, – русские стали просто-напросто подкупать игуменов некоторых монастырей. И теперь Ватопед, к примеру, стал главным духовным покровителем и «благословителем» путинского режима.

Привоз Пояса Богородицы в Москву был для Путина мощным PR-ходом. Однако самое опасное для Православия явление сейчас на Афоне – это то, что российские спецслужбы начали заниматься культивированием и селекцией «старцев». Делается это просто.

Берется у монастыря старая келлия с обещанием ее восстановить, поселяется там подобранный кандидат, и через несколько лет грамотного пиара «старец» готов к служению …на ФСБ, в смысле, на российский отдел Моссада» Во время этого визита Путина старца Афанасия, если верить его собственным словам, фактически заперли в местном отделении полиции.

Это, впрочем, не мешает ему (и не ему одному на Афоне) иметь скит, представляющий из себя, как говорят, настоящую гостиницу, в которой он принимает паломников из России.

«Что такое Афон – святое место, просто монастырь, или туристический аттракцион? Смотря для кого что стоит на первом месте», – говорит Станислав Сенькин.

Антон Мухин

Источник: http://gorod-812.ru/kak-ustroen-afon-i-skolko-stoit-tuda-popast/

Святая Гора Афон

Удел Божией Матери, Ее земной сад, монашеский рай. Одно из наиболее важных мест на земле. Афон. Среди огромного разнообразия вершин, эта гора – главная для православного христианина. И единственная в мире Святая. Паломничество на нее делит жизнь человека на «до» и «после».

Удел Пресвятой Богородицы

Сотни раз являлась Богородица святогорским подвижникам, делами доказывая некогда данное обещание. Первые же монахи появились здесь в IV веке. А после турецкого вторжения в Византийские земли уже многие иноки, отшельники и пустынники перебрались сюда. Окончательно название «Святая Гора» закрепилось в ХІІ веке Указом императора Алексея Комнина.  

Становление монашеской республики

В 676 году императорским Указом Афон передан насельникам Горы в вечное пользование. А в 883 году утвержден местом исключительного проживания монахов. Уставная Хартия Афона (Конституция Святой Горы) принята в 1924 году, а ратифицирована в 1926 году. В Греции она носит характер Закона. Статьей 5 Конституции страны за Афоном закреплен особый статус.  

Неоднократно пожары на Афоне уничтожали целые обители. Но еще сильнее жители монашеской горы страдали от набегов иноверцев. Случались они с завидной регулярностью. В начале XІX века Афону грозило полное разорение от турков. Вмешательство русского императора и победа России в турецкой войне полностью изменили ситуацию.

Конституционно-административный уклад Святой Горы

Территориально Афон – часть Греции, ее особая единица. Духовно – единая обитель под руководством Великой Игуменьи Пресвятой Богородицы. По правовому статусу – самоуправляемое объединение 20 православных монастырей под юрисдикцией Константинополя.   

Юлианское летоисчисление используется на Афоне даже в документообороте. Живет Святая Гора по византийскому часовому поясу. Когда заходит солнце, стрелки часов переводят на полночь. Таким образом, разница с остальной Грецией составляет 3 часа.

Верховный законодательный орган (по совместительству и судебный) – Двадцатичисленное Чрезвычайное собрание из представителей всех 20 обителей. Собрание заседает два раза в год в Карее.

Высший исполнительный орган – Священный Кинот. В него также входит 20 антипросопов – по одному из каждого монастыря. 

Распорядительную власть представляет Отдельный Комитет. В нем всего 4 представителя (наблюдателя). Его состав меняется ежегодно 1 июня. По очереди каждый монастырь представляет в Комитет своего наблюдателя.

Государство представлено на Афоне губернатором, он контролирует соблюдение на Горе гражданских прав.

Все святогорцы обязаны принять греческое гражданство. Сегодня на Афоне официально проживает чуть более двух тысяч. Хотя даже в годы турецкого ига насельников Горы было значительно больше. А в начале ХХ века их насчитывалось более 10 тысяч. Что интересно, греков среди них было значительно меньше, чем русских. Только в монастыре Святого Пантелеимоне (Руссикне) проживало 1,5 тысячи монахов.  

Святые подвижники – главное богатство Афона

Афон прославлен святыми, даже имена которых верующий человек произносит с особым трепетом. Считается, что именно на Святой Горе подвизаются старцы-земные ангелы, молитвами которых держится земля.

Их никто не видит, но пока они молятся, Бог прощает человечеству творимое им безумие. По преданию, перед кончиной мира эти молитвенники соберутся на вершине Афона и будут служить последнюю на земле Литургию.

Жители Святой Горы стремятся вести жизнь равноангельскую. За это Бог вознаградил их даром чудотворений, прозорливости, исцелений. Афон – место молитвенного подвига тысяч и тысяч святых подвижников.

Они – соль этого места. Образ жизни на Афоне не подчиняется мирским порядкам. Гору населяют мужи, для которых все земное и тленное не представляет никакой ценности.

В поисках небесного и вечного они отправились на Святую Гору.

Афон открыт для мира. Здесь с любовью принимаю паломников и реагируют на происходящие события. Но несомненно самая важная заслуга святогорцев в том, что они сохранили чистоту православной веры. Афон был, есть и будет форпостом веры, духовным центром православия.  

Монастыри Афона напоминают средневековые крепости. В их стенах располагаются монашеские кельи. А молиться иноки сходятся в храм в центре обители. Кроме монастырей, на горе много келий, калив, исихастерий, кафисм, в которых монахи совершают свой молитвенный подвиг.

О чем нужно помнить паломнику

Попасть на Афон могут не все. Во-первых, ступать на Святую Гору запрещено женщинам. Мужчинам для совершения паломнической поездки необходимо получить диамонитирион – согласие от афонского священноначалия. Тем, кому случилось это счастье, нужно вести себя подобающим образом:

  1. Прежде всего помнить, что на Святую Гору едут не в туристическую поездку. Паломничество – один из видов христианского аскетизма. Афон – удел Пресвятой Богородицы. Ее присутствие ощущается здесь на каждом шагу. К Ней в гости и едут паломники.
  2. Цель афонского паломничества – ощутить непередаваемую словами благодать, обымающую каждого, кто ее жаждет. Обычные мирские радости на Афоне неуместны. Нельзя купаться в море, хотя оно совсем рядом, много фотографировать, громко смеяться, шутить, разводить пикники на природе.
  3. Не ставьте своей целью объехать или обойти несколько монастырей. Пусть это будет один. От проведенных нескольких дней в одной обители вы получите пользы больше, чем от постоянных переездов с места на место.
  4. Есть немало туристов, которые во что бы то ни стало желают взобраться на самую вершину Святой Горы. В духовном плане занятие это опасное – понятия религиозного альпинизма не существует.    

Духовная красота Афона гармонично дополняется красотой окружающих пейзажей, особенно морских. И величием монастырей вздымающих к небу свои купола. Посещение этого удивительного места трогает сердце, питает душу и встряхивает ум, заставляя переосмыслить собственную жизнь и помогая многое в ней исправить. 

Русское монашество Афона

В 2016 году Церковь празднует тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Место это удивительно во всех отношениях. Здесь в первозданной чистоте сохранилась православная вера.

А культура Афона – как осколок оставшегося с давних времен византийского наследия. Простые жители земли здесь появляются и уходят. Святая гора – место постоянного жительства исключительно монахов.

Молитва на Афоне не прекращается ни на секунду.

Паломничество на Святую Гору

Поток паломников из России, иссякший в начале ХХ века, стремительно нарастает в наше время и особенно сейчас, когда стараниями церковноначалия, правительства России и верующих меценатов восстановлено большинство из русского афонского наследия.

Афонское паломничество имеет свои особенности. Поездки на Святую Гору позволены исключительно мужчинам и только по специальному разрешению – диамотириону. По официальной статистике, ежегодно 100 тысяч паломников посещают Афон.

Включая тех, кто участвует в круизных  турах и непосредственно на Святую Гору не ступает.

Русские святыни Афона

В этой обители  подвизался Антипа – русич из Любеча. Имя его – Преподобный Антоний Печерский – навсегда вписано в историю мирового христианства.  Основатель Киево-Печерской Лавры и отец русского монашества перенес афонский дух на родную землю, сделав Ксилургу центром ее сакрализации. Связь обители с монастырями на Руси никогда не прекращалась. 

Первая же в Древней Руси Лавра – Киево-Печерская – стала образцом, иконой по расположению и по духу Святой Горы Афон, символическая проекция Ксилургу как первообраза. Не случайно главный ее собор, как и в Ксилургу освящен в честь Успения Божией Матери. Впрочем, как и в двух других Лаврах РПЦ, находящихся на территории Украины, – Почаевской и Святогорской.

В 1169 году в бывшей  фессалоникийской обители стал действовать монастырь Руссик. К началу ХVІІ века, щедро одариваемый московскими князьями, он занимал уже пятое место в афонском диптихе. Но в связи с некоторыми таинственными событиями, а после и постоянными турецкими набегами, практически прекратил свое существование. Только через два столетия Руссик отстроили, но уже на другом месте.

К тому времени увеличился поток монахов из России и Малороссии. В основном подвизались они в Свято-Андреевском (до 1841 года – Серайская келья) и Ильинском скитах. Присвоить этим местам молитвенного подвига статус монастырей пыталось русское правительство, но безуспешно.

В 1875 году был основан Свято-Пантелеимонов монастырь, который сегодня входит в число 20 патриарших ставропигий на Афоне и занимающий в афонской иерархии 19 место. К началу ХХ века в нем подвизалось 1,5 тыс. монахов.  А на всей Горе русских было 5 тысяч. Для сравнения: в афонских святынях в наше время официально подвизается менее сотни русских монахов.

Последующие события в России определили судьбу афонских русских обителей на ближайшие десятилетия. И была она незавидной. В конце прошлого века русское наследие на Афоне представляло собой жалкое зрелище.

Некогда самый крупный афонский монастырь – Свято-Пантелеимонов, представляющий собой целый город, лежал в руинах.

В 80-е годы сюда приехали подвизаться 30 монахов, хотя рассчитана обитель на более чем две тысячи человек.

Подвижники хотели пригласить для духовного руководства опытного греческого монаха. Но от такого шага их уберег Преподобный Паисий Святогорец. Он посоветовал им хранить и приумножать русские традиции.

  Преподобный Паисий говорил: «Исключительная черта русских – любовь к церковной службе. Это не часто можно встретить в других обителях, а потому нужно сохранить и приумножить».

Как любят говорить нынешние обитатели Нового Руссика: он научил нас любить русский монастырь.

Первым светским лицом-руководителем России, посетившим Афон, стал Владимир Путин. В 2005 году это был частный визит. Президент посетил Святую Гору как паломник. А в 2016 году посещение Афона было частью официального визита Владимира Путина в Грецию.

Русские святые Афона

Преподобный Антоний стал первым русским святым, имя которого вписано в историю Афона. Гора воспитала святых, с именем которых связано распространение монашества на Руси.

Преподобный Паисий Величковский – основатель Ильинского скита на Афоне. Учитель монашества на Руси. Восстановил традиции исихазма и ввел в практику монашеской жизни умное делание. Стал основоположником старчества. Великие русские старцы, в том числе оптинские, были его учениками. Преподобный Паисий перевел на славянский язык многочисленные святоотеческие труды.  

Старец Тихон Благословенный (Голенков) – духовный наставник Преподобного Паисия Святогорца. Аскет в самом строгом понимании этого слова, один из наиболее почитаемых на Святой горе подвижников. В монастыре Ставроникита готовится к выходу книга о старце Тихоне.  

Это лишь самые яркие имена святых, связавших своим молитвенным подвигом Афон и Святую Русь. Светильников веры намного больше. Тысячу лет они окропляют своими слезами благословенную афонскую землю. И так будет продолжаться до скончания века. Будет Афон – будет и русское монашеств на нем.  

Источник: https://www.dostoino.pro/o-fonde/gora-afon.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector