Как православному правильно выбрать духовного отца

Скачать эту статью

  • На сайте «православие.ру» попался интересный вопрос:
  • «Здравствуйте, я хотела бы иметь духовного отца, но не знаю как это делается, как его найти, и как в дальнейшем происходят встречи, на исповеди, или иначе».
  • Несмотря на наличие там ответа, эта проблема не утрачивает актуальности, и чем шире, чаще и разносторонне мы её будем освещать, тем будет полезнее для русского православия.

Духовный отец — это человек, добившийся значительных результатов на духовном пути

Начнём с простого — кто такой этот самый духовный отец? И зачем он вообще нужен? Сами что ли не справляемся?

Тут подойдут аллегории. Скажем, есть талантливый ребёнок, он хорошо рисует. Но способности его прекрасны с учётом малого возраста. Но в галерею такую картинку не возьмут, даже если в школе по «Изобразительному искусству» у одарённого чада строго «5+». Надо ли объяснять, почему это так?

Как православному правильно выбрать духовного отцаПравославие рекомендует выбирать духовного отца из монахов и священников

Все мы имеем врождённые способности, таланты. Но есть вещи, которые можно только развить, и редко кому удаётся это сделать самостоятельно. Конечно, можно пойти методом проб и ошибок. Но зачем?

Представьте себе ещё одну историю: родилось два человека, и обоим, в силу каких-то обстоятельств нужно за жизнь придумать транспортное средство.

Герою №1 мы позволим всё решить самостоятельно: поселим на необитаемый остров, выдадим книги по строительству транспорта, материалы, инструменты. Герою №2 мы назначим инженеров-наставников.

И что в итоге?

  • Герой №1 очень старался, читал. Возникали вопросы, а уточнить было не у кого. В итоге он смастерил санки, самокат, велосипед — на том и остановился.
  • Герой №2 не тратил время на ошибки, так как с ним были опытные люди. Их чёткое руководство позволило ученику двигаться не из точки 0 в непроглядную чёрную пустоту, а в конкретном направлении, отталкиваясь от готовых знаний и развивая их идеи. В итоге получился автомобиль с улучшенными характеристиками.

Оба персонажа затратили одинаковое время, но результат несопоставим. А всё потому, что герой №2 имел чёткое руководство, а не двигался вслепую.

Духовный наставник помогает избежать ошибок.

Конечно, мы можем положиться на себя, но к чему это приведёт? Представьте себе композитора, который вместо того, чтобы творить, заново «открывает» законы гармонии, художника, который не пишет картины, а тратит жизнь на то, чтобы подобрать правильную штриховку для передачи тени.

К чему человечеству раз за разом топтаться на одном месте?

Способность передавать опыт и знания, чтобы двигать человечество вперёд, и называется культурой.

А есть культура духовная. Для православных христиан она начинается в Священном Писании, а дальше она развивается, уточняется и приумножается верующими. Те, кто достиг на этом пути выдающихся результатов, — это и есть духовные отцы.

Духовный отец нужен, чтобы указывать духовному чаду правильный путь в жизни

Вспомним фрагмент из Нового Завета:

 «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».

Святитель Григорий Богослов так пояснял эту фразу:

«Мне кажется, что Он именуется: «Светом», как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех — тьма, то ведение и жизнь Божественная — свет».

Как православному правильно выбрать духовного отцаИисус Христос — духовный наставник всего человечества

Духовный отец вряд ли может заявить о себе так громко: «Я — свет миру», но вот стать светом для конкретного человека, своего духовного чада, он вполне способен.

Можно сказать, что духовный отец умеет читать карту, которая ведёт по жизни в правильном направлении. И человеку нужно довериться своему наставнику до того, как у самого получится прозреть.

Чтобы найти духовного отца, нужно попросить об этом Бога

Вопрос о том, как найти духовника, задают довольно часто.

Вот что советует протоиерей Сергий (Правдолюбов):

«Духовного руководителя найти трудно. Но замечено многими людьми: и учеными, и богословами, и подвижниками: если ты просишь у Бога духовного руководителя, Он пошлет его тебе. Он пошлет тебе, только не пропусти.

Но если ты будешь просить какого-то совершенно невероятного, великого, святого, ты можешь просто не дождаться такого. Владыка Онуфрий в одном из интервью сказал: “Мне не нужно прозорливого руководителя, потому что я сам знаю все свои грехи. Что там больше обозревать? И так все ясно.

Мне не нужно святого руководителя, зачем? что мне это даст для спасения? Мне нужен человек, который поймет меня, который не осудит, который подставит плечо. И который знает, что нельзя требовать от человека невероятных и удивительных высот, которых мы никак не достигаем.

Он просто может понять, почувствовать и помочь в самых трудных моментах”. Если просить такого руководителя, о котором говорил владыка Онуфрий, то Бог пошлет его».

Искать духовного отца православный может в монастырях и храмах

Мнение отца Сергия нужно немного дополнить. Всегда надеться на Бога — это правильно. Это называется верой.

Но поиск духовного наставника — это действие. Лёжа на диване, не дождёшься того, что к тебе в квартиру постучит духовный отец. Библия рассказывает лишь про одно существо, которое способно с неиссякаемым терпением настойчиво стучаться в нашу жизнь, — это Бог:

«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».

Как православному правильно выбрать духовного отцаМонастыри и храмы — места, где можно обрести духовного отца (на фото Свято-Богоявленский Кожезерский монастырь)

О том, как найти духовного отца, рассказывает священник Александр (Сатомский):

«Для того чтобы такого человека встретить, нужно молиться о такой встрече, побывать на богослужениях в нескольких храмах. Посмотреть на общины — каковы люди, на то, как служит и как проповедует священник.

Если к кому-то расположилось сердце, подойти и договориться о встрече, на которой можно задать вопросы, и/или об исповеди.

Так может завязаться тот контакт, который перерастет потом в серьезные отношения духовного роста как прихожанина, так и священника».

Поиск духовника в Москве

Пожалуй, в столице всё не совсем так, как в других городах. Во-первых, здесь центр русского православия, так что и количество священников самое большое. Во-вторых, много саморекламы и неискренности.

Лучше забыть про отзывы в интернете и «известных прозорливых батюшек».

Самый полезный инструмент — личное общение с людьми.

Для начала стоит обратиться к знакомым, спросить, не было ли у них опыта общения с мудрым батюшкой.Затем можно пообщаться со священниками ближайших приходов, побывать в монастыре.

А вот реклама и отзывы — увы, ненадёжные источники.

И ещё одна проблема общения с духовником в Москве — это их значительная известность. У одного священника на одного прихожанина часто бывает очень мало времени. Не очень приятно стоять в очереди сутки, чтобы получить две минуты общения с переутомлённым священником.

Своего духовника нужно тщательно выбирать, ибо ему доверяешь самое ценное

Так что же делать, чтобы обрести своего духовника? Не давать же объявления в газету, что нужен духовник? Конечно, нет. Нужно проделать серьёзную работу — общаться с людьми, которые разбираются в духовной жизни, присматриваться к ним.

Так об этом рассказывает архимандрит Тихон (Шевкунов):

«Но не торопитесь окончательно назвать того или другого священника духовным отцом. Приглядитесь к разным священникам, побеседуйте с ними, исповедайтесь у них перед причастием. Пусть пройдет немало времени, прежде чем Вы подойдете к священнику и попросите его быть Вашим духовником.

“Чтобы не ошибаться, не должно торопиться”, — советовал преподобный Амвросий Оптинский. А уж торопиться в деле избрания духовного руководителя совсем не следует. Вы должны быть опытом убеждены, что этому священнику Вы доверите свою духовную жизнь и во многом дело вашего спасения.

Не выбирайте духовника по пристрастию: по его красноречию, обилию духовных чад, известности, тем более внешнему виду. Избирайте, советуют святые отцы, смиренного, молитвенного, не осуждающего никого, имеющего страх Божий. Молитесь, чтобы Господь послал Вам такого батюшку. А как и когда встречаться с ним, решите позже, это само собой происходит».

Как православному правильно выбрать духовного отцаЕсть стереотип, что духовником должен быть только старец. Но это не так (Картина «Старец» Художник Дмитрий Лукин)

Преподобный Исаия советует:

«Не на того обращай внимание, кто преклонных уже лет, но на того, кто украшен духовным ведением, делами и опытностию, дабы вместо пользы не получить вреда к усилению страстей твоих».

Стоит присмотреться к духовным чадам духовника

В Священном Писании сказано, что судить человека нужно по его плодам. Это справедливое замечание.

Как обрести понимание того, насколько хорош духовник, за пару минут? Стоит пообщаться с его духовными чадами.

Они и впечатлениями поделятся, и о своей жизни расскажут. Помогают ли им советы? В чём конкретно оказался полезен совет духовника? Удовлетворены ли эти люди своей жизни?

Настоящий духовник спокоен, осторожен, и всегда советует, а не приказывает

Духовное наставничество — это огромная ответственность. Не все её осознают, а потому могут причинить большой ущерб человеку, если окажутся к ней не готовыми. Полагаться на случай не стоит. Это жизнь. С ней нужно обращаться бережно.

Выбирайте только настоящих духовников. Отличить их поможет диакон Владимир (Василик):

«Каковы черты таких пастырей? Я отмечу так: отсутствие властолюбия и в то же время реальная духовная власть, потому что от непродуманного властолюбия духовников очень много нехорошего происходит в жизни пасомых.

Настоящие духовники не ломают духовную и социальную жизнь своих чад. Они, как опытные садовники, напротив, аккуратненько выпрямляют кривое; как опытные врачи, перевязывают хромающее; пробуждают к жизни все живое, что есть в их чаде.

Часто говорят, как мой покойный духовник отец Василий Ермаков: “Думай сам”. Не становятся костылями, не становятся заменителями, но, напротив, стараются, чтобы их чада скорее пошли сами, большую часть своей жизни думали, делали, решали сами.

Они не попирают богоданной свободы своих чад, а удивительно деликатно советуют, как это делал отец Иоанн (Крестьянкин)».

С духовным наставником чадо периодически видится и советуется

Нет никакого регламента того, как часто общаться с духовным отцом. Это не официальные отношения. Человек ездит либо по оговорённому расписанию, либо по зову души, в удобное для обоих время. Советуется, исповедуется, просит благословения.

Случается, что с духовником и вовсе ограничиваются перепиской. Такие вещи решают уже не на основе статей, а в личной беседе с конкретным человеком.

Не стоит переживать, если духовника нет или искать его не хочется

Хотя много было сказано о том, как полезен духовник, это вовсе не значит, что без него никак. Бывают разные ситуации. Если Бог не даёт духовника, значит без него лучше.

Есть такая мудрость на Востоке:

«Учитель приходит тогда, когда готов ученик».

Стоит к ней прислушаться. Нет духовного отца — не время. Кто знает, какой путь уготовал Господь каждому из нас. Духовный отец вовсе необязателен для духовной жизни.

Духовный руководитель — это вовсе не обязательное условие для ведения духовной жизни.

Если не нашёлся нужный священник или нет потребности его искать, стоит прислушаться к протоиерею Олегу Стеняеву:

«Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: в последнее время духовных наставников не будет — спасайтесь по книгам. Это субъективная реальность наших дней, но, по милости Божией, еще сохраняются люди, которые имеют навык духовного руководства».

  1. Ну, и, пожалуй, не стоит забывать, что мы все друг другу в некотором смысле духовные учителя, как и сама жизнь — наш лучший наставник.
  2. На видео ниже Протоиерей Владимир (Головин) подчёркивает, что духовником может быть любой духовно опытный человек — не обязательно священники и не обязательно мужчина:

Источник: https://hranitel.club/485-kak-najti-duhovnogo-otca

Как выбирать духовника и приход: 5 правил — Православный журнал "Фома"

Выбрать духовника и приход непросто. Здесь играют роль не только общие для всех обстоятельства, но и личные особенности человека: его интересы, привычки и многое другое.

Духовная жизнь в принципе слишком сложна, чтобы давать в ней универсальные советы.

Но в то же время существует ряд вещей, на которые стоит обратить внимание всем.

Они позволят избежать наиболее частых ошибок при воцерковлении, удержат от попадания вместо Церкви в псевдоправославную секту.

1

Любовь

В Евангелии Господь сам дает простой, но очень верный совет о том, что является главной отличительной чертой христиан. Спаситель напоминает апостолам: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин 13:35). Именно по этому критерию и стоит искать себе общину и духовника.

Не стоит при этом надеяться, что вам вдруг попадется храм, куда ходят одни святые. Заметим здесь, что даже у святых были свои грехи и недостатки.

А потому, чтобы не разочароваться, с самого начала не стоит питать иллюзий: в любом человеческом сообществе всегда есть и непонимание, и конфликты, и напряженные отношения. Вопрос только в их градусе.

Приход, как и любая другая организация или группа, может в равной степени оказаться как объединением нормальных, живых (а оттого и не без проблем в общении) людей, так и «террариумом единомышленников».

Придя в храм, вы вряд ли сразу разберетесь во всех тонкостях отношений между постоянными прихожанами, на это потребуется время. Зато вы сразу сможете заметить, если у прихода существуют проблемы в отношении с другими общинами и Церковью в целом.

Идея осажденной крепости, единственного «правильного» прихода, может обретать самые разные формы, но это всегда повод насторожиться.

Противопоставить себя остальной Церкви, утверждать, что лишь у вашего настоятеля есть истина в последней инстанции — верный шаг в сторону тайной секты под православной вывеской.

2

Свобода

Материал по теме

Как православному правильно выбрать духовного отца

Духовный отец – кто это?

С таким вопросом мы обратились к протоиерею Владиславу СВЕШНИКОВУ, настоятелю Московского храма Трех Святителей на Кулишках

Приход — не казарма, где все подчинено исполнению командирской воли, а подчиненные ни о чем не должны думать. Задача духовника состоит в том, чтобы научить человека самостоятельно мыслить и самостоятельно принимать решения.

Поэтому хороший духовник будет давать скорее советы, а не приказы, помогать прихожанину с его самообразованием. И никогда не будет рубить сплеча.

Читайте также:  За каких девушек русским приходилось давать самое большое приданое

Бывают, к сожалению, и такие случаи, когда, увидев прихожанина в первый раз, священник в приказном порядке требует от него идти в монастырь или связать себя узами брака с незнакомым человеком.

Нередко таких священников окружают люди, которые неустанно повторяют, что «батюшка — прозорливый старец» и его необходимо беспрекословно слушаться. Однако не стоит забывать, что такая попытка сломать чужую волю  не соответствует представлению о жизни христианина и даже осуждена соборным решением Церкви.

Постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 28 декабря 1998 года указывает священникам на недопустимость склонять прихожан к оставлению учебы, работы или воинской службы, принятию монашества, вступлению в брак, внесению каких-либо пожертвований. По любой из этих тем вы, конечно, можете посоветоваться со священником, и он даст вам ответ, но сам он принуждать вас к чему-либо и требовать от вас этого не имеет права.

Православие — это религия свободы. Впрочем, не стоит забывать и о том, что если сделать свободный выбор в пользу зла, ответственность за него будете нести лично вы.

3

«Работа с источниками»

Никакой, даже самый опытный, священник не может говорить вещей, противоречащих Священному Писанию, канонам Церкви и ее соборным решениям. Поэтому лучшей защитой от попадания в псевдоправославную секту может стать для вас работа с «несколькими источниками».

Доверяйте своему духовнику, но в то же время читайте Евангелие и толкования к нему авторитетных богословов, не избегайте образовательных курсов, даже если они проходят за пределами вашего прихода. Не бойтесь советоваться не только с вашим, но и с другими священниками.

В том, что вы стремитесь как можно полнее, и в том числе из первоисточников, узнать о своей вере, нет ничего греховного. Напротив, образование — один из важнейших столпов духовного роста христианина.

Но будьте при этом внимательны, не дайте себе впасть в иную крайность, и не думайте, что через пару недель учебы на катехизаторских курсах вы обязательно станете разбираться во всем лучше своего приходского священника.

Опыт говорит о том, что новообращенный христианин, не имеющий должного образования и опыта, может сам ошибочно понять то или иное место в Писании, по незнанию неверно истолковать слова Отцов Церкви или решение какого-нибудь собора.

В такой ситуации  один шаг остается до того, чтобы несправедливо осудить своего духовника, а то и всю Церковь. Не один трагический раскол возникал именно так, по неграмотности людей, вооруженных «полузнанием».

Поэтому если что-то в словах вашего духовника смущает вас, постарайтесь проверить и перепроверить это максимально возможным количеством способов.

4

Воцерковленность вместо субкультурности

Частая ошибка человека, впервые входящего в храм, — доверие к тем, кого порой называют церковными фриками.

Действительно, у Церкви есть свои традиции, даже свои устои: в этом нет ничего странного. Наоборот, подчас именно Церковь сегодня выступает хранителем всего лучшего, что осталось нам от традиционного общества.

Однако, во-первых, Церковь — не заповедник старины или какой-то особой субкультуры. Воцерковившемуся мужчине не обязательно растить бороду и приучаться говорить «спаси Господи» вместо привычного «спасибо».

А, во-вторых, степень духовного роста и близости ко Христу опять же определяется вовсе не длиной бороды или юбки.

У новоначального христианина возникает масса вопросов: зачем поститься, как правильно вести себя в храме, как молиться перед едой? Многое кажется ему необычным, и с этим нужно разбираться. Не в последнюю очередь для того, чтобы научиться отличать важные для христианина поступки от экзальтированного поведения.

Вспомните роман Достоевского «Братья Карамазовы».

Подлинный старец Зосима говорит там вполне понятным языком, не пытается юродствовать, хотя в этом его и подозревают далекие от Церкви люди, не понимающие многих его поступков.

В то же время его оппонент — монах, явно страдающий от множества духовных болезней, притягивает к себе людей именно своим странным поведением, рассказами об откровениях, актерскими попытками изобразить лубочного святого.

5

Выше партий

Церковь — вне политики. Конечно, она не может избегать любых столкновений с политикой, и разговоры на соответствующие темы тоже будут периодически возникать, ведь они ведутся людьми повсюду.

Однако когда политические темы начинают доминировать в жизни прихода — это уже «тревожный звоночек». Ведь, скажем, в парикмахерскую вы идете, чтобы подстричься, а не только чтобы услышать пусть даже самые близкие вам лично политические лозунги из уст парикмахера.

Если за ваши деньги с вами поговорят о политике, но при этом не подстригут вас, вы будете вполне обоснованно возмущаться.

Источник: https://foma.ru/kak-vyibirat-duxovnika-i-prixod.html

Как правильно выбрать духовника

Как православному правильно выбрать духовного отца

Для начала приведём выдержки из сборника изречений святых отцов «Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина» (издание АО «Скит». Москва. 1993 г.), сборника, который очень полезно прочитать каждому православному христианину.

«Руководителем в духовной жизни для всякого христианина обязательно должен быть священник-духовник, к которому должно прибегать не только для исповеди, но и на учение«.

«Постарайся всю жизнь иметь духовного отца, открывать ему свои грехи и мысли, немощи и искушения, пользуйся его советами и наставлениями – тогда удобно обрящещь Царство Небесное«.

«Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдёшь их в Церкви, где Дух Святый поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного духовника в час нужный, и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что угодно Богу«.

  • «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе«.
  • Вот, лишь немногие высказывания святых отцов, относящиеся к взаимоотношениям православного христианина с его духовным руководителем.
  • Великое счастье для христианина – найти себе достойного духовника, который возьмёт на себя ответственность перед Богом за духовную жизнь своего «чада», будет молиться за него, следить за его духовным ростом, руководить им во всех случаях его жизни, направляя на путь добродетели, ведущий в Жизнь Вечную.
  • Для христианина, имеющего духовника, путь разрешения встающих перед ним жизненных проблем совсем иной, чем у людей «мира сего», живущих без Веры, вне Церкви и потому блуждающих в потёмках неведения относительно вещей и явлений настоящей жизни.

Когда перед такими «нецерковными» людьми встают различные жизненные проблемы, они вынуждены решать их, полагаясь только на свой собственный разум, жизненный опыт, или на совет таких же, как они сами, «нецерковных» людей. Как правило, в таких случаях, проблемы остаются неразрешенными, или разрешение их влечёт за собой другие, не меньшие проблемы.

Это происходит потому, что причина всех бед и проблем человека находится в нём самом, в отделённости его души от Бога, в нарушении внутренней душевной гармонии вследствие накапливаемых в течение жизни грехов.

Нельзя без последствий нарушать Заповеди Божии!

Если в двигатель автомобиля, вместо моторного масла, вы нальёте подсолнечное – он испортится. Если ёлочную гирлянду, рассчитанную на 127 вольт, вы включите в розетку на 220 вольт – она «перегорит».

  1. Потому что создатели двигателя и гирлянды, разрабатывая их, предусмотрели для своих изделий определённый режим работы, нарушение которого влечёт за собой выход их из строя.
  2. Также и Бог, создавший человека, дал ему Заповеди Свои как правила, выполняя которые человек поддерживает свою душу в «нормальном», гармоничном состоянии.
  3. Разумный человек, если у него сломался телевизор, обращается к мастеру, человеку, который специально обучен и знает, как этот телевизор починить.
  4. Неразумный – начинает сам ковырять микросхемы отвёрткой или зовёт соседа, который, не будучи специалистом, лишь помогает хозяину доломать этот телевизор.
  5. Подобно тому и люди «мира сего», сталкиваясь с жизненными проблемами, являющимися следствием их грехов, пытаются решить их сами либо, что ещё хуже, бегут к «соседям» – колдунам, экстрасенсам, гадалкам.
  6. Результат неизбежно печален.
  7. Христианин, старающийся соблюдать Заповеди Божии, имеет чистую совесть и мир в душе; происходящие с ним события внешней жизни не разрушают его внутренней гармонии, но способствуют ещё большему совершенствованию духа; так же, как огонь и вода, закаляют железо, делая его прочной сталью.
  8. Православный христианин, столкнувшись с какой-либо жизненной проблемой, идёт за советом к духовнику, зная, что он просит ответа на свой вопрос не у человека, пусть даже праведного и духовно опытного, но у Бога, Который видит его Веру, и подаёт ему через духовника необходимый совет и благословение.
  9. Получив благословение духовника на какое-либо дело, христианин, не сомневаясь, исполняет его как послушание, и Господь непременно подаёт ему в этом Свою Благодатную Помощь.
  10. Церковь устами старцев учит: «Предай сердце твоё в послушание духовному отцу твоему, и Благодать Божия будет обитать в тебе».
  11. Вопрос: Как начинающему христианину найти себе духовного руководителя?

Ответ: Церковь предоставляет христианину право самому избрать себе духовного наставника. Прекрасно, если им станет священник из ближайшего храма.

  • Но, так как устроение души каждого христианина сугубо индивидуально, священники же по складу характера, духовному опыту также различны, то очень важно найти такого духовника, чтобы между христианином и избранным им духовником был сердечный контакт, взаимопонимание и полное доверие.
  • Тогда духовное руководство даст добрые плоды.
  • Можно дать несколько практических советов людям, желающим найти себе духовного наставника:

Прежде всего помолитесь усердно Богу, прося Его даровать вам рассудительного и доброго наставника. Как попросите – так и получите.

  1. Пойдите в ближайший храм, во время богослужения обратите внимание на священников.
  2. Постарайтесь сердцем почувствовать – к кому оно расположится.
  3. Подойдите к этому священнику на исповедь, покайтесь в грехах, задайте волнующие вас вопросы (только не отнимайте у него время на пустословие, говорите кратко и о действительно важном).
  4. В зависимости от того: внимательно или равнодушно, с участием или безразлично отнесётся к вам священник, определите сами – доверить ли ему решение своих наболевщих проблем или ограничиться исповедью и разрешением от грехов, и потом искать другого духовника.
  5. Но, уж если доверили и получили от него совет и благословение, – свято выполняйте, как полученное от Самого Господа, и не бегайте потом от одного священника к другому в надежде на изменение не понравившегося вам наставления.
  6. Через всех священников равно действует один и тот же Христос, и потому дважды обращаться с одним и тем же вопросом к разным священникам (если в первый раз вам дали конкретное благословение – как поступать) – грех.
  7. Если в ближайшем храме вам не удалось найти священника, которому вы решились бы доверить свою душу для духовного руководства, не переживайте.
  8. Ещё в дореволюционной России многие ездили решать важные вопросы своей жизни в Оптину Пустынь к великим старцам, в Дивеево, в другие места, где находились прославленные высотой духовной жизни священники.
  9. По мере того как вы начнёте посещать храмы и вступите в общение с другими православными христианами, вы услышите, в каких храмах, какие священники пользуются авторитетом и любовью среди прихожан, и ваши возможности найти себе духовного руководителя значительно расширятся.

«Если нет опытного наставника и христианин будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь». (Духовный руководитель и отношение к нему православного христианина. Издание А.О».Скит» Москва. 1993.)

  • Желающим обрести духовного наставника нужно помнить слова Господа Иисуса Христа: «Просите и дано будет, ищите и найдёте».
  • Главное – не переставайте усердно молить Господа, и Он дарует вам наставника во Спасение.
  • священник Александр Торик

Источник: http://dishupravoslaviem.ru/kak-pravilno-vybrat-duxovnika/

Как найти духовника

03.08.2016

Как православному правильно выбрать духовного отца Православный портал «Приходы» опубликовал наставления епископа Орехово-Зуевского Пантелеимона, которые прозвучали 24 марта в Покровском храме ставропигиального монастыря на встрече, посвященной Таинству покаяния.

Как найти духовника? Конечно, хорошо бы, чтоб это был мудрый старец, который знал бы волю Божию, был бы прозорлив, преисполнен любви. Чтоб это был человек, приближаясь к которому, вы сразу чувствовали особое поле благодати.

Всё-таки должен вас предупредить, что, наверное, искать такого старца в духовники – задача для нас с вами непосильная и на самом деле духовник не обязательно должен быть таким опытным духовным старцем. С другой стороны, конечно, нельзя «бросаться» на любого священника. Об этом предупреждает Иоанн Лествичник: когда ищем себе руководителя, мы должны быть осторожны, чтобы вместо опытного кормчего не попасть на совершенно иного управителя кораблём, что может привести к очень тяжёлым последствиям. Поэтому нужно выбрать лучшего из всех священников, которых мы сами знаем, и потратить на это время, силы, искать не лёгкий путь, не того, кто ближе к нам находится или к кому меньше народу ходит на исповедь (чтобы быстрее к нему подойти), а того, кто лучше поможет нам избавиться от наших грехов и наших страстей.

Когда мы, в намерении и разуме смиренномудрия желаем покорить себя ради Господа, и без сомнения вверить спасение наше иному: то, еще прежде вступления нашего на сей путь, если мы имеем сколько-нибудь проницательности и рассуждения, должны рассматривать, испытывать и, так сказать, искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстьми, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели.

Св. Иоанн Лествичник

Как выбрать лучшего духовника, и каковы его признаки? Во-первых, это священник, который сам стремится к спасению и сам имеет духовника. Потому что если священник не имеет духовника, то он, наверное, не сможет помочь другим, ведь всегда были трудности с воспитанием детей у тех родителей, у которых не было ни папы, ни мамы. Если человек сам не научился слушать, то как он может научить этому других? Это очень важный момент. И, конечно, священник должен сам соблюдать церковные уставы, он должен молиться, поститься, стараться смиряться, жить по Евангелию. Священник должен быть благоговейным. Он, может быть, не всегда совершенный и не во всём исправный, но всё-таки стремящийся к спасению, усердию. И стремящийся к усердию не только в проповеди на словах, но и в своей жизни. Духовник должен быть обязательно строгим и исполненным любви. Любовь и строгость –необходимые качества хорошего духовника. Их соотношение может восприниматься вами по-разному. Если вы стремитесь к спасению, если вы настроены решительно, то поможет вам очень строгий духовник. Из летописи мы знаем, что у одного монаха был строгий духовник, послушники которого голов не жалели. И сам Акакий Синайский был часто побиваем этим духовником. И он очень радовался этому. Приходил к своему духовному собрату и говорил: «Вот, я сегодня получил порку», и там, не знаю, показывал глаз побитый, щёку пораненную… А бывают такие духовники, которые на всё благословляют, всё разрешают, всегда улыбаются, всё прощают, любят, не ругаются никогда, являют собой пример кротости, смирения и вообще… Есть крайности. Надо выбрать себе такого, который вам подойдёт. Такой духовник, как у преподобного Акакия, вряд ли подойдёт кому-нибудь, с другой стороны, священник, который всё разрешает, никогда ни на что не смотрит строго, прощает всё, наверное, тоже не нужен. Всё-таки нужен священник, который был бы строгий в какой-то степени. И здесь вопрос, в какой степени… Лучше человеку поискать разных священников и посмотреть на меру их строгости. Но любовь и строгость – это не противоположные качества: очень любящий духовник может быть очень строгим. Так веди и Бог – Он же строгий, но никто не любит нас так, как любит Бог. Конечно, у духовника есть человеческие качества, которые бывают тоже важны людям. Помимо образованности священника обратите внимание на то, какие черты характера у него сильные, положительные. Есть люди, которые любят шутливых духовников, есть те, которые любят, наоборот, духовников спокойных, смиренных. Разные бывают качества. И поэтому, конечно, нужно искать такого духовника, который подошёл бы вам в меру строгости, а также и в меру времени, которое он может вам уделять. У духовника должно быть расположение отвечать на ваши вопросы, уделять вам время. Лучше выбирать того, кто вам больше всего подходит. Духовника нельзя не почитать. Нужно его слушаться, любить, заботиться о нём. Если появляется ревность, обидчивость, это знак неправильного отношения к духовнику. Нужны добрые взаимоотношения между членами покаянной семьи. Ведь у каждого духовника образуется некая покаянная семья, это его духовные чада, и нужно, чтобы они тоже жили в мире. Нужна община, соединяющая людей, хотя это не всегда бывает. Но всё-таки это нормально, если существует такое сообщество – духовная семья, которая объединяется вокруг духовника. Нужно помнить, что духовник нужен для духовного руководства, а не для приятности душевного общения. Нельзя дружить с духовником. Здесь есть некая опасность (особенно для одиноких женщин), когда к духовнику появляется некоторая привязанность. Возможно, в этом нет ничего плохого, но тогда в отношениях появляется какая-то душевность, и, к сожалению, в наше время бывают очень неприятные истории, связанные с этим. Нужно обязательно иметь в виду: духовник – это человек, не ангел, и нужно уметь строить отношения духовные, а не душевные. Об этом нужно обязательно помнить. Если пока что вы не можете выбрать духовника, которому полностью доверитесь, я посоветовал бы вам на первом этапе выбрать исполняющего обязанности духовника. Или временно исполняющего обязанности духовника. Пусть вы пока и не можете ему довериться всецело, но всё-таки лучше исповедоваться у какого-то одного священника и стараться его слушаться. И посмотрите, насколько вам помогают именно его советы, насколько вы можете сносить его строгость, насколько его мягкость вас расслабляет и, может быть, делает вас безразличными к исправлению жизни. И не надо договариваться с ним: «Вы будете моим духовником, а я – Вашим духовным чадом», лучше с этим не спешить. Это должно появиться само собой в процессе духовных отношений. Кроме того, в конце концов, здесь инициатива должна исходить не от духовника («Ты теперь моё духовное чадо»), это не должно быть «подписанием договора» («Я обязуюсь быть духовным чадом, Вашей духовной дочерью», подписываете, ставите печать и всё теперь, договорились). Нужно, чтобы это просто возникло в процессе ваших отношений. Очень часто священник не считает себя вправе называть духовным отцом – и это правильно. В Евангелии об этом прямо говорится: «Не называйте себя отцами, один у вас Отец Небесный». Но мы вправе называть так тех, кого уважаем, почитаем. И как мы называем папу папой, так и духовника, который помогает нам в духовном отношении, можем называть духовным отцом, а себя считать его духовным чадом.

Читайте также:  Почему дочери ивана грозного не доживали до двух лет

А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

Евангелие от Матфея, гл. 23, ст. 8-12

Если священник признал вас духовным чадом (не обязательно в результате высказанного решения), то есть если эти отношения начались, то, конечно, нужно рассказать ему не только о своих грехах. Потому что очень часто человек на исповеди говорит только о грехах (а бывает, наоборот, рассказывает о чём угодно, но только не об этом), и священник, особенно не очень опытный, может подумать об исповедующемся: «Вот, он такой грешник», а у грешника этого может быть столько хорошего в жизни! Духовнику нужно, конечно, в первую очередь отпускать ваши грехи, но он должен понимать всю сферу ваших жизненных интересов, чтобы помочь вам правильно сориентироваться в жизни: как вы живёте, каковы ваши взгляды, какая у вас история, как вы обратились к Богу, каковы ваши родители, как вы провели детство, какие у вас интересы, с кем вы дружите, что вы читаете… Например, я лучше начинаю понимать человека, когда знаком с его близкими. Простые священники будут лучше вас понимать по вашей обстановке, по людям, с которыми вы общаетесь, и тогда лучше помогут вам жить праведной жизнью. Поэтому если начинаются такие постоянные отношения со священником, то нужно, чтобы он побольше вас узнал, и хорошо бы найти время, чтобы ему рассказать обо всём, посоветоваться, обсудив всё с ним. Хорошо для знакомства пригласить священника домой, собрав всех родственников, друзей, приготовив насущные вопросы. И тогда он сможет больше помогать вам. Если вы до этого уже исповедовались в своих грехах, то, когда другой священник становится вашим духовником, нужно ему рассказать более подробно о своем духовном пути, о ваших немощах, о предыдущих грехопадениях, которые были до знакомства с ним. Да, вы уже раскаялись в грехах, но он должен знать о тех ранах, которые остались на вашей душе после тяжёлых грехов. Он должен понимать, что с вами было раньше, чтобы в дальнейшем как-то вам помочь. Конечно, лучше, чтобы в отношениях с духовником была, с одной стороны, строгость, с другой – некая простота. И спрашивать нужно священника обо всём, в чём вы имеете нужду. Спрашивайте даже о мелочах, если есть такая нужда у вас. Если он говорит: «Решай сам», тогда решайте сами. Если он говорит, допустим, что не надо спрашивать – ну, не надо спрашивать. Но всё-таки лучше спросить. И в процессе этих отношений он будет всё о вас знать, и вы будете знать, как поступать… Если возникает какое-то умственное недоумение в отношении духовника, то лучше обсудить это с его духовником. Ведь не всегда можно священнику сказать, какие помыслы появляются в отношении него, и не всегда можно рассказать о своём отношении к его идеям, поэтому очень важно говорить с его духовником, а если вы его не знаете, то с каким-то более опытным священником. Но лучше не обращаться к настоятелю того храма или сослужителю, потому что они живут одной семьёй, и иногда это может иметь не очень хорошие последствия».

По окончании беседы владыка Пантелеимон ответил на вопросы прихожан. 

— Как найти духовника?

– Нужно молиться Богу. Говорят, что духовник посылается Божией Матерью. Нужно молиться Богу и просить, чтобы Божия Матерь указала вам на того, кто будет вашим духовником. Молиться обязательно.

— Как узнать, есть ли у священника духовник? Просто подойти и спросить?

– Если у вас есть духовник, об этом уже не спрашивают. Тогда спрашивать уже ничего не надо, нужно довериться и с верой слушать его. Но если вы ищете духовника, тогда этот вопрос вполне уместен. Можно спросить у других мирян. Это важный вопрос, потому что если возникают проблемы со священником, а они иногда возникают, то, конечно, эти проблемы лучше разрешать их с его духовником.

  •  — Что делать, если духовник не даёт наставлений?
  •  — Есть ли различие в понятиях «духовник» и «духовный отец»?
  • — Что делать если подросток не хочет исповедоваться?
  • — Должен ли быть у ребёнка духовник?
  •  — Получается, нужно вначале найти для себя духовника, а затем для ребёнка.
  • Источник: prichod.ru

– Есть батюшки очень скромные и смиренные, очень хорошие. И они считают себя недостойными что-то говорить. Поэтому нужно всегда после исповеди спросить: «Батюшка, а что мне делать, чтобы не повторять грехов?». Я думаю, это обязательное правило, как нужно исповедоваться. И затем нужно послушаться. И помолиться, чтобы Бог через него открыл, что нужно делать. Если же вам даёт епитимью не духовник, то эту епитимью, конечно, можно исполнять, в общем-то, она особой силы не имеет. Епитимью дать человеку может только духовник. – Некоторые различают эти понятия, некоторые считают, что они совершенно равнозначны. Можно сказать, что духовный отец это нечто большее, чем духовник…. Тогда духовник – человек, которому исповедуешься, а духовный отец тебя родил, покрестил, помог прийти к Богу, переродиться. – А что с ним делать? Можно его любить, можно его просить, но делать это очень аккуратно, чтобы наши действия не оттолкнули его. По отношению друг к другу руководствоваться нужно принципом «не навреди другому человеку». Нужно быть очень осторожными здесь. – Если у ребёнка есть хороший духовник, то это залог прохождения подросткового возраста более или менее безболезненно. Когда у ребёнка имеется авторитет и он не слушается родителей, духовник может скрасить его общение и помочь ему пройти через эту опасную пропасть. Общение с батюшкой, который не знает его и его родителей (и не имеет общения с ними) для ребёнка будет формальностью. Священник должен сохранять контакт с ребёнком, тот должен чувствовать, что священник его любит, знает именно его, помогает ему. Может быть, ребёнок услышит только несколько слов, фраз, но он всё-таки должен видеть в священнике отца. И тогда это поможет сохранить его любовь к Богу и через священника сохранить связь с Церковью. И даже если он уйдёт, он вернётся в Церковь, помня об этой любви: пока священник с ним разговаривал во время исповеди, его любили, прощали, ему помогали, его поддерживали, утешали, ободряли, предостерегали, говорили ему что-то важное. Очень важно, чтобы у ребёнка был духовник. – Хорошо, если духовник один, конечно. Правда, стоит здесь быть осторожным, потому что иногда дети думают, что священник рассказывает об их грехах родителям, если он ведёт себя не очень хорошо. Или родители говорят священнику о грехах ребёнка. Воспитать ребёнка без духовника очень сложно, и родители нуждаются в совете духовника о том, как быть со своим чадом.

Источник: https://www.mmom.ru/mmom/news/novosti-obiteli/kak-nayti-dukhovnika.html

Архимандрит Алексий (Поликарпов): Как найти духовника

Как православному правильно выбрать духовного отцаКак найти духовника? Эта тема возникла совершенно случайно — после двух разговоров, услышанных в храме с разницей в неделю. В одном случае мужчина средних лет, вероятно недавно воцерковившийся, спрашивал свою знакомую, пожилую даму: «Нет, ты мне объясни, зачем мне нужен духовник? Я ведь и так каждое воскресенье в церковь хожу». Пожилая дама, растерянно разводя руками, только и нашлась, что сказать в ответ: «Ну а как же иначе?! Так принято». Второй разговор происходил неделю спустя между двумя пожилыми женщинами, одна из которых печально говорила своей подруге: «Мой духовник, отец Андрей, уехал куда-то в Рязанскую область. Прямо не знаю, что теперь делать? Как найти себе нового духовника? Такого же, как отец Андрей».

Эти случайно услышанные беседы, а также некоторые вопросы о духовном общении, которые приходят в редакцию «Прихожанина», побудили корреспондента интернет-журнала обратиться к наместнику Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандриту отцу Алексию (Поликарпову) с просьбой дать небольшое интервью на эту тему.

— Отец Алексий, порой у людей, недавно пришедших к вере, возникают два наивных вопроса: «Зачем нужен духовник?» и «Как его выбрать?» Я понимаю, что для многих людей ответы на эти вопросы очевидны, но что можно сказать тем, кто лишь недавно вступил на свою дорогу к храму?

— Конечно, если люди задают такие вопросы, значит надо разобраться. Прежде всего необходимо понять следующее: человек приходит в церковь получить благодать, духовную силу, чтобы созидать свое спасение. В храме он участвует в различных церковных таинствах: Крещении, Исповеди, Причащении, Венчании… Через эти таинства человек сподобляется соединения со Христом.

В данном случае мы говорим о таинстве Исповеди. Принимая в нем участие, верующий открывает духовное состояние своей души. Но исповедуется он не священнику — он приходит ко Христу и исповедуется прежде всего Самому Господу.

Недаром в молитвах к исповеди сказано: «Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедование твое». Священник же является свидетелем откровенного разговора человека с Богом. Через него, священника, мы открываем Господу свои грехи и получаем прощение.

Через исповедь Господь принимает наше покаяние, видит намерение исправиться, очистить свою душу. Это намерение мы должны подтвердить собственными словами.

Каждый верующий, приходя в храм Божий и приступая к таинству Причащения, может подойти к любому священнику, который в данный момент исповедует, и исповедаться в своих грехах. Если у меня нет духовника, которому я исповедуюсь, я могу подойти к любому священнику и через исповедание получить прощение грехов.

В то же время я могу избрать одного священника и исповедоваться только ему одному и лишь у него одного получать духовное наставление.

При этом на исповеди я не только каюсь в своих грехах, но, если батюшке позволяет время, я могу рассказать ему о своих душевных проблемах, невзгодах и выслушать его совет, духовное наставление.

Такой священник становится мне духовным отцом, я избираю его своим пастырем, чтобы руководствоваться в жизни его наставлениями.

Читайте также:  Почему русские всё едят с хлебом

— Отец Алексий, а как бы Вы ответили на второй вопрос — «Как выбрать себе духовника?»

— Знаете, когда у батюшки отца Кирилла спрашивали, как выбрать духовника, он всегда говорил так: «Надо походить, посмотреть, к кому располагается моя душа, поисповедоваться разным священникам, чтобы увидеть, к кому я могу прилепиться, кого я могу считать своим близким духовным отцом».

Выбор во многом зависит от нас самих, людей кающихся и стремящихся стать другими. В воспоминаниях владыки Питирима есть такая шутливая история. Он приводит разговор двух женщин, которые пришли в исповедальню Данилова монастыря и прикидывают, к кому бы пойти исповедаться.

Одна говорит другой: «Я пойду вон к тому». «Почему? — спрашивает ее подруга. — Ты его знаешь?». «Нет, — отвечает первая женщина. — Но он такой красивый». Вот вам и решение. Может, так ей легче будет покаяться в своих грехах (при этих словах отец Алексий улыбается).

Может, она думает, что если батюшка красивый, то у нее в жизни все будет красиво. Конечно, человеческий характер имеет значение.

Как говорят святые отцы, духовники бывают разные: умные, строгие, добрые, ласковые, внимательные… Но нельзя забывать, что душа человека отрывается не священнику, а Христу, и человек получает именно то, что ему необходимо.

Кому-то нужна ласка и внимание, и такого человека духовник должен обласкать, успокоить его страждущую душу, которая ищет сострадания не просто человеческого, а сострадания через Христа. А кому-то, напротив, нужна строгость, потому что иной человек просто не в силах сам себя собрать, и для этого ему нужна помощь духовника.

Когда человек получит некоторый опыт в исповеди, тогда уже можно говорить, что он стремится к тому, чтобы обрести себе пастыря. Хочется надеяться, что верующий приобретет себе духовного отца на продолжительное время или даже на всю жизнь, и, возможно, этот духовный отец не только будет наставлять его, но и, когда придет время, проводит свое духовное чадо в жизнь вечную.

Хотя бывает по-разному, и отношения верующего со своим духовником тоже складываются не всегда одинаково. Но, повторюсь, важно помнить: мы приходим не к священнику, а ко Христу, и Христос всякий раз невидимо принимает наше исповедание.

Когда верующий, раз за разом приходящий к одному и тому же священнику, видит, что тот по-настоящему удовлетворяет его внутренним духовным запросам, дает реальную духовную силу, вот тогда верующий и говорит этому священнику: «Батюшка, хочу быть вашим духовным чадом». Чем чаще человек приходит и открывается на исповеди, тем лучше для его души. Как говорил преподобный Андроник Глинский, «кто меня слушается, тот мое и чадо».

— Правильно ли я понял Вашу мысль, отец Алексий, что человек может далеко не сразу выбрать себе духовника?

— На поиск может потребоваться время и необходимость общения с разными священниками. Но неверным можно считать подход, когда человек говорит: «Я чувствую, что сегодня, в понедельник, надо идти к отцу Иоанну, а завтра, во вторник, я пойду к отцу Петру, а послезавтра — к отцу Сергию». Я сам слышал такое от одной женщины. Думаю, это совершенно неправильно.

Та женщина полагала, что так ей подсказывает интуиция, хотя на самом деле она просто ходила от одного духовника к другому, поддаваясь своим эмоциям. Если я ищу пользу для души, то я обрету ее, независимо оттого, пойду ли я к отцу Иоанну, отцу Петру или отцу Сергию.

Неправильно перебирать разных священников, хотя каждый священник и исполняет свое дело, послушание от Бога — спасти человеческую душу.

— Значит разница между духовником и духовным отцом в том, что одному из них верующий не просто исповедуется в своих грехах, но и рассказывает о своей жизни?

— Нет, дело совсем не в этом. Можно и тому и другому и в грехах покаяться, и о своей жизни рассказать, и совета спросить. Дело не в разговорах, а в самой жизни. Если человек имеет намерение относиться к конкретному священнику как к духовному отцу, духовному пастырю, то он выбирает его своим постоянным духовным наставником.

И он не только к нему ходит на исповедь, но и руководствуется его духовными наставлениями. В общении со своим духовным отцом, прислушиваясь к его советам, я стремлюсь стать лучше.

Я прихожу к нему и рассказываю о том, что мне удалось сделать, чтобы духовно вырасти, и получаю от него новые рекомендации, чтобы сделать следующий шаг на пути к духовному росту.

Верующие люди по-разному общаются со священниками: одни говорят о своих грехах, другие рассказывают о трудных жизненных обстоятельствах, жалуются на жизнь или просят молитв. Порой человеку надо просто выговориться, поделиться наболевшим или услышать здравый совет.

— Батюшка, иной раз от какой-нибудь прихожанки в церкви приходится слышать: «Я к этому священнику не пойду, он очень строгий, а вот тот ласковый. Тот строгий священник в прошлый раз во время исповеди меня сильно отчитал, я так испугалась». Получается, что люди боятся строгих священников?

— По-человечески это вполне понятно и объяснимо. Возможно, эта женщина, эта христианская душа выберет в качестве духовника ласкового священника, и, возможно, в духовном плане с ним она будет двигаться вперед. Но очень может быть, что получится совсем наоборот.

Добрый батюшка будет ей все прощать и разрешать, и в ее душе не возникнет желание исправляться. И тогда, возможно, она пожалеет, что не выбрала духовника построже. Если мне ставят пятерки, то это не всегда означает, что я знаю предмет на «отлично».

Может, стоит иной раз построже к себе относиться, не боятся поработать над собой.

— Отец Алексий, вот еще какой момент. Бывают случаи, когда прихожанки влюбляются в своего ласкового духовника и начинают требовать его внимания…

— Да, такое явление известно. Порой одинокие женщины действительно впадают в искушение, влюбляются в духовного наставника, переносят на него те чувства, которые должны испытывать к мужу. Это происходит из-за того, что женщины просто забывают, что священник — это прежде всего наш руководитель в деле спасения души.

Нехорошо, когда верующего захлестывают эмоции, когда он растворяется в умилении к своему духовному отцу или в ненужном духовном сокрушении. Поэтому в эмоциональном отношении к священнику должна быть мера. Следует помнить главное: когда я прихожу к священнику, я прихожу ко Христу.

Через священника мне дается духовное исцеление, а оно может быть ласковым словом, которое врачует нашу душу, а может — строгим указанием к действию.

На свои отношения с духовником верующий должен смотреть очень пристально, а насколько в этих отношениях он прав или не прав, пусть судьей ему будет его совесть.

— Но бывает и так, что женщины привыкают общаться со своим духовником по всем, даже самым мелким или бытовым, вопросам: кошка убежала, в магазине со сдачей обманули, с соседкой поскандалила… Стоит ли такими, не очень духовными проблемами «засорять» духовное общение?

— Кошку или сдачу в магазине, наверное, надо отложить в сторону. Это явно лишнее. А вот ссора с соседкой — об этом в беседе с духовным отцом сказать надо.

Ведь если я поссорилась с соседкой и затаила на нее в душе обиду, то это вредит моему духовному продвижению. Об этом обязательно следует поговорить с духовником… А с соседкой — примириться.

Духовник поможет верующему разобраться в вопросе обид, ссор и понимания, кто прав, а кто — нет.

Я знаю, что многие привыкают все, даже самые мелкие, вопросы решать со своим духовником. Что здесь скажешь! Если священник готов все это выслушивать, — ему решать.

Но если у него нет времени обсуждать на исповеди мелкие бытовые неурядицы, прихожанка должна быть готова к тому, что священник может ее остановить.

Ведь, как я уже говорил, надо понимать, какие вопросы важны для духовного роста человека, его пути к Богу, а какие — просто житейские неурядицы.

Особое дело — благословение священника, когда верующий просит духовного отца благословить свое намерение. Но бывает и так, что прихожанка, попросив и получив благословение у духовника, потом делает по-своему. Вот это в корне неверно. Если человек берет благословение, а поступает иначе, то за это он может и потерпеть.

— А на что следует просить благословения?

— На то намерение, которое человек считает для себя важным. Скажем, если планируешь начать новое дело или совершить поездку. Благословение духовного отца входит в мою жизнь, направляет меня, собирает… Выслушав меня, духовник скажет, полезно ли мне это дело, намерение, путешествие или не полезно; стоит ли тратить на него свое время и силы или это пойдет во вред моей душе…

— Отец Алексий, а может ли быть у верующего одновременно не один духовник, а два? Или это недопустимо?

— Смотря из чего вы исходите. Если вы просто берете количеством, а не качеством, то это, конечно, неправильно.

А если, допустим, вы часто исповедуетесь в одном месте, потому что этот храм близко расположен к вашему дому, но при этом у вас есть еще и другой духовник, скажем, в Лавре или в Оптиной пустыни, то это вполне нормально.

Но желательно, конечно, взять благословение у старшего, или главного (я просто не знаю, как в этом случае его назвать) духовника на общение со священником в церкви, которая удобно для вас расположена.

Помню, мы как-то паломничали по Кипру, и одна женщина-киприотка, которая была с нами в этой поездке, когда мы ехали мимо одного монастыря, сказала: «Вот сюда, в этот монастырь, я езжу зимой, потому что в другой монастырь, где у меня тоже есть духовник, зимой не доберешься. Он находится высоко в горах». Такой подход, на мой взгляд, оправдан, но я думаю, свое решение киприотка приняла не сама, а получила на него благословение у духовника.

  • — Я знаю случай, когда верующая обращалась за советом по поводу важных вещей в своей жизни к одному священнику, а потом, когда тот дал ей наставление, которое ей не понравилось, она обратилась к другому духовнику. Тот более благосклонно отнесся к ее намерению…
  • — А что в итоге?
  • — В итоге она потерпела неудачу.

— Значит, кто был прав? Вывод: она поступила, мягко говоря, не совсем разумно, не послушавшись своего духовного отца. Ей хотелось получить не духовное наставление, а одобрение уже принятому решению. Но тогда зачем обращаться к священнику, если уже все решила? Зачем спрашивать его совета и благословения?

— Батюшка, нередко случается, что прихожанин сдруживается, сближается со своим духовным отцом. А когда наступает время исповеди, верующему порой не хочется выставлять себя в не очень хорошем свете. Он начинает стесняться, думает: «Ну, этот грех незначительный, я, пожалуй, не стану о нем говорить»…

— Я понял вашу мысль. То, о чем Вы говорите, к сожалению, случается. Верующий оправдывает себя тем, что ему не хочется огорчать своего духовника, которого он уважает и почитает, но это ложное, крайне неправильное ощущение.

Человек должен рассуждать иначе: если я стремлюсь к чистоте, я должен постараться максимально открыться перед своим духовником, ведь только таким способом я открываюсь перед Богом. Еще святой Петр Дамаскин говорил: «Когда увидишь свои грехи, как песок морской, это и есть здравие души».

Каждый верующий должен понять и принять: духовник — это наш путь ко спасению, и мы не можем спастись, если не откроем свое сердце перед Господом.

— Отец Алексий, в завершение беседы можете ли Вы рассказать о Вашем первом духовном отце?

— Первым моим духовником был насельник Псково-Печерского монастыря схиархимандрит Сергий. Но мне с ним мало довелось общаться, и наше общение имело письменный характер: он присылал мне письма с наставлениями. Потом батюшка скончался. После была Троице-Сергиева лавра, где моим духовным наставником стал духовник обители, архимандрит отец Кирилл (Павлов).

— А каким он был духовником? Строгим?

— Батюшка был очень любвеобильным духовником. Но если надо было, он мог проявить уместную строгость, но никогда он не был беспричинно строг.

Батюшка сам жил по Евангелию и нам (а у него исповедовалась вся братия Лавры) возвещал Евангелие. Это мы видели и в самой его жизни, и в его словах, и в его делах.

Батюшка Кирилл руководил нами ко спасению, и пока мы жили в Лавре, и пока он мог с нами общаться, мы постоянно руководствовались его духовными наставлениями.

— Простите, батюшка, за нескромный вопрос. А Вы сами строгий духовник?

— Не знаю. Мне трудно об этом судить. Думаю, что нестрогий. Основная причина в том, что я ленивый и нерадивый монах (отец Алексий при этих словах рассмеялся). Мне кажется, что строгость должна быть уместной, хотя бы потому, что я сам человек немощной. Но, возможно, кому-нибудь я кажусь строгим.

— И последний вопрос. Если вернуться к началу нашей беседы, то какой совет Вы дали бы человеку, который решил найти себе духовника? Чем он должен руководствоваться?

— Чем руководствоваться? Своим желанием ко спасению! Это главное. Кто-то живет в такой местности, где на сотню верст лишь один храм, а там служит один священник. Значит, у такого верующего выбор небогатый.

Но, может, и не стоит в этом случае ехать куда-то за тысячу верст, чтобы искать другого священника. Прими того, кого Господь посылает тебе здесь и сейчас. А если выбор большой…

Много храмов, много священников, то стоит обратиться с молитвой к Богу: «Господи, пошли мне духовного наставника, который будет мне ко спасению». И, уверяю вас, Бог услышит эту молитву.

Беседовал Петр Селинов

Интернет-журнал «Прихожанин»

Источник: http://moseparh.ru/arximandrit-aleksij-polikarpov-kak-najti-duxovnika.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector