Какие права на руси имели смерды

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Все население Древней Руси можно разделить на свободное и зависимое. К первой категории относилась знать и простые люди, которые не имели долгов, занимались ремеслом и не были обременены ограничениями. С зависимыми (невольными) категориями все сложнее. В целом это были люди, которые были лишены определенных прав, но весь состав невольных людей на Руси был различным.

Все зависимое население Руси можно разделить на 2 класса: полностью лишенные прав и сохранившие частичные права.

Категории зависимого населения в древней Руси были следующими:

  • Холопы — невольники, которые попали в это положение из-за долгов или по решению общины.
  • Челядь – невольники, которых приобретали на торгах, брали в плен. Это были рабы в классическом понимании этого слова.
  • Смерды – люди, рожденные в зависимости.
  • Рядовичи — люди, которые нанимались на работу по договору (ряду).
  • Закупы — отрабатывали определенную сумму (ссуду или купу), которую были должны, но не могли отдать.
  • Тиуны – управляющие княжескими вотчинами.

Русская правда также делила населения на категории. В ней можно встретить следующие категории зависимого населения Руси 11 века.

Таблица: категории зависимого населения Древней Руси по Русской Правде

Категория населения Тип зависимости Особенности зависимости
Холопы Личная и полная Обрели зависимость по ходу жизни. Как правило обслуживали хозяйство знати.
Смерды Личная и полная Родились зависимыми
Челядь Личная и полная Приобретенные невольники. Были близки по положению к рабам.
Рядовичи Полная Нанимались на работу, полностью зависели от князя, но личной зависимости не имели.
Закупы Частичная Отрабатывали долг. Могли заниматься личным хозяйством

Важно отметить, что катеории лично зависимого населения в эпоху Древней Руси были смерды, холопы и челядь. Они же имели и полную зависимость от князя (хозяина).

Полностью зависимы (обельные) слои населения

Основная часть населения в Древней Руси относилась к категории полностью зависимых. Это были холопы и челядь. Фактически это были люди, которые по своему социальному статусу являлись рабами.

Но тут важно отметить, что понятие «раб» на Руси и в Западной Европе очень сильно отличались. Если в Европе у рабов не было прав, и это признавали все, то на Руси холопы и челядь прав не имели, но церковь осуждала любые элементы насилия над ними.

Поэтому позиция церкви была важной для этой категории населения и обеспечивала сравнительно комфортные условия жизни для них.

Несмотря на позиции церкви, полностью зависимые категории населения были лишены всех прав. Это хорошо демонстрирует Русская Правда. Этот документ в одной из статей предусматривал плату в случае убийства человека. Так, за свободного горожанина плата была 40 гривенников, а за зависимого — 5.

Какие права на Руси имели смерды

Холопы

Холопы — так на Руси называли людей, которые служили другим. Это была самая массовая прослойка населения. Людей, которые попадали в полную зависимость, также называли «обельные холопы».

Люди становились холопами в результате разорения, проступков, решения вотчины. Ими могли стать и свободные люди, утратившие в силу определенных причин часть свободы. Некоторые добровольно уходили в холопы.

Связано это с тем, что часть (небольшая конечно) этой категории населения была фактически «привилегированна». Среди холопов были люди из личной услуги князя, ключники, огнищане и другие.

Они котировались в обществе даже выше свободных людей.

Челядь

Челядь — это люди, которые утратили свою свободу не в результате долгов. Это были военнопленные, воры, осужденные общиной и так далее. Как правило, эти люди выполняли самую грязную и тяжелую работу. Это была незначительная по количеству прослойка.

Отличия челяди и холопов

Чем челядь отличались от холопов? Ответить на этот вопрос также сложно как сегодня рассказать чем социально бухгалтер отличается от кассира… Но если пытаться охарактеризовать отличия, то челядь состояла из людей, попавших в зависимость в результате своих проступков. Холопами можно было стать и добровольно. Если еще проще: холопы служили, челядь выполняла. Их объединяло то, что они полностью были лишены прав.

Частично зависимое население

К частично зависимым категориям населения относились те люди и группы людей, которые утратили только часть своей свободы. Они не были холопами или челядью. Да, они зависели от «владельца», но они могли вести личное хозяйство, заниматься торговлей и другими делами.

Какие права на Руси имели смерды

Закупы

Закупы — разорившиеся люди. Они отдавались на работу за определенную купу (ссуду). В большинстве случаев это были люди, которые занимали деньги и не могли отдать долг. Тогда человек становился «закупом».

Он экономически становился зависимым от своего хозяина, но после того как полностью погасил долг — вновь становился свободным. Эта категория людей могла быть лишена всех прав только при условии нарушения закона и после решения общины.

Наиболее частая причина, по которой Закупы становились холопами — кража хозяйского имущества.

Рядовичи

Рядовичи — нанимались на работу по договору (ряду). Эти люди лишались личной свободы, но при этом сохраняли право ведения личного подсобного хозяйства.

Как правило, ряд заключался с землепользователем и его заключали люди обанкротившиеся, или неспособные вести вольный образ жизни. Например, часто ряды заключались на 5 лет.

Рядович был обязан трудиться на княжеской земле и за это получал питание и место для ночлега.

Все категории невольных людей не платили налоги, поэтому часто вольные люди и горожане, которые не могли платить налоги, уходили в рядовичи.

Тиуны

Тиуны – управляющие, то есть люди, которые на местах вели хозяйство и отвечали перед князем за результаты. Во всех вотчинах и деревнях была система управления:

  • Огнищный тиун. Это всегда 1 человек – старший управляющий. Его положение в обществе было очень высоким. Если мереть эту должность современными мерками, то огнищный тиун это глава города или села.
  • Обычный тиун. Подчинялся огнищному, отвечая за определенный элемент хозяйства, например: урожайность, выращивание животных, сбор меда, охоту и так далее. По каждому направлению был свой управляющий.

Часто в тиуны могли попасть рядовичи, но в основном это были полностью зависимые холопы. В целом эта категория зависимого населения Древней Руси была привилегированной. Они жили на княжеском дворе, имели прямой контакт с князем, освобождались от налогов, некоторым было разрешено заводить личное хозяйство.

Источник: https://istoriarusi.ru/kiev/zavisimoe-naselenie-drevnej-rusi-10-12-vek.html

Правовой статус населения в Древнерусском государстве: виды категорий населения, их права и обязанности, основания приобретения и утраты статуса

Правовой st лица — совокупность прав и обязанностей лица, установленных г-вом в нормах права, а также совокупность оснований приобретения и утраты st-а.

Особенности правового статуса лица в Киевской Руси:

  1. отсутствие разделения в понятии права и дееспособности.
  2. возраст совершеннолетия (абслолютн дееспособность) устанавливается нормами обычного права(устным)+ Церковным законодательством: -возраст устан: а) с момента достижения брачного возр – М-14, Ж-12; б) возраст 15ЛЕТ как возраст, с кот наделяется правом присяги (целование Креста); в) 15 лет-возраст совершен-ия  д/кандидата на престол.
  3. Субъектами права в древнерус. праве являлось всё лично-свободное население. Объект права- имущество, вещи +холоп ( с юр. Точки зрения.-вещь, по статусу дом. животное)
  4.  ограничение правового ст-са было установлено для женщин.

Категории населения:

I. привилегированное население.

1) землевладельцы:

а) бояре земские: права: 1.получали землю (вотчину) в порядке наследования от представителей родо-племен. знати. 2. личные права:   -повышен. степень защиты (вира– 80 гривен [ст 1 ПП]; борода – 12 гривен, ст 7]);-право вступать в брак; 3. имущ.

права – исключит право вледеть землей  и населением, проживающим на их вотчинах; имели право передать по наследствунедвижим. им-во и дочерям (если нет сыновей – ст 31 ПП; 4. полит права – бояре м.б. назначены на должности в г-ве.; 5. процесс. права – обладали собств. вотчинной юрисдикцией ( явл. суд.

Читайте также:  Эстония против ссср: как прибалты разбили большевиков в 1919 году

органом на своей тер-ии), особая процедура отыскания беглого холопа; бояре- полноценные участники процесса.

обязанности: 1. выставлять воинов Великому князю в случае необходимости, выполнять треб-ия В. Князя (Сюзерен-Вассал);

основания утраты ст: если он совершил тяжкое прест-ие, при котром в РП есть наказание – «поток и разграбление»-продажа в холопы и конфискация им-ва.  (убийство, конокрадство).

б) княжие мужи (бояре служилые)-дружинники князя — лица по происх-ю из незнатных боярских родов, н поступивших на воен. службу В.Князю.За службу князь давал им земли. =>они стан. боярами земскими — >такие же права (+слуги В.Князя, поступившие в упр-ие хоз-вом В.Князя).

Обязанности: несение воен. и личной службы.

Основания приобр. ст-са – потсупление на службу.(воен>>)

  • Княж.бояре(дружинники)      старшие (воины на службе у князя)
  • младшие (отроки и гриди)
  • 2) тиуны – управляющие в княж. дворе (приказчик, ключник)
  •     огнищане – дворецкие ( обл привилегир. санкциями)
  • 3) Городское население (посадские люди)

а) торговцы ( купцы и «гости» — междуанр. и опт. торговля)

права:-обладали привилегиями в городах: 1. исключит. право заниматься торговлей 2. осущ-ть имущ. сделки (договоры) 3. быть полноченным участником торг. првоотношений 4. при закл-ии сделки не треб. присутствие свидетелей [ст 48 ПП] 5. купеч. слово – гарантия исполнения договора 6 лично-своб.

, но податные (платили налог – «погородье» ………ст 1 – 40 гривен виры. 7. полит. права – м.б. сборщиками налогов, послами (внешнеполит. ф-ия), переводчики В. Князя. NB! купцы принесли письменность!!!! 8. корпорат. права – «купеческие сотни» — корпор. д/предст-лей своих интересов перед князем.

   +++++брак по своему усм-ию

  1. Осн-ия утраты ст-са: [РП ПП ст 54-форс-мажорное обст-во при выплате долга, 55] – злостное банкротство – поток и разграбление.
  2. б) ремесленники.
  3. Формы зем. собственности:
  1. Государственная («княжеский домен»)
  2. Коллективная: а ) сбст церкви(монастырская, Церковный домен)  б) сбсть купеческих сотен; в) общинная сбсть.(Вервь – община – веревка)
  3. Частная (боярские вотчины, сбсть удельных князей).

Подать(дань) за право пользования землей выплачивали землевладельцу.

зависимость по земле.

II. Феодально-зависимое население.

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, также существовали промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически зависимыми группами были посадские люди и смерды-общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства).

  • а)Смерды – (крестьяне-общинники)
  • статус: 1) по крови; 2) проживание на чужой земле.
  • права: 1) на защиту жизни, чести и достоинства [ст 1 вира за убийство смерда, ст 78 ПП, ст 67 –за защиту бороды-12 гривен]; 2)имущ. права

(смерды могли владеть им-вом за искл. земли)3)участие в торг. обороте; 4) процесс. права: полноцен. участник суд. процесса.; 5) корпоративн. права: коллективная община.

 Особый статус Верви: 1) круговая порука – члены общины несут ответственность за д-ие своих общинников ( ст 4 ПП -> Дикая –повальная вира); 2) имущество, орудия труда – в коллективн. сбст-ти, при выходе из общины-распределялась доля общинников из коллект. сбст-ти.

Основания утраты st-са: 1) договор закупничества-в закупы переходит; 2) самопродажа в холопы.

Обязанности: уплата дани зем. сбст-ку.

б) Закупы — более сложная юридич. фигура. разорившиеся смерды.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу», т.е. заем, в который могли включаться различные ценности – земля, скот, зерно, деньги и прочее.

Этот долг следовало отработать, причем установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы определялся кредитором.

Поэтому с нарастанием процентов, на заем кабальная зависимость усиливалась и могла продолжаться долгое время.

Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать его т отымать имущество.

Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была двоякой: господин уплачивал за него штраф потерпевшему, но сам закуп мог быть «выдан головой», т.е. превращен в полного холопа.

Его правовой статус резко менялся. За попытку уйти от господина не расплатившись закуп обращался в холопа.

В качестве свидетеля в судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях: по малозначительным делам или в случае отсутствия других свидетелей. Закуп был той юридической фигурой, которая наиболее ярко иллюстрировала процесс закабаления, закрепощения свободных общинников.

в)Холопы –  с юр. т.з. – объект права.

статус: 1) им-во движимое (как им-во) !Господин обладал всей полнотой власти по отн-ю к холопу.

права: 1) личное им-во (одежда, орудия труда, предм быта. Но!!!право сбст-ти на них у Хозяина холопа.

Обель- полный холоп.

Способы приобретения статуса:

  1. по праву крови;
  2. в плен;
  3. ст 110 ПП – самопродажа в холопство;
  4. женитьба без ряду ( при вступл. в брак с холопом)
  5. тиунство без ряду (ключничество);
  6. разорившийся купец при злостном банкротстве;
  7. беглый закуп;
  8. назн-ие наказания в виде потока и разграбления.

Основания утраты статуса:

  1. выплата долга и процентов;
  2. ст 98 ПП- дети, рожденные у своб. М и холопки в порядке наслед-ия получали только личную Sв вместе с маетрью!

Ограничения по правам:

  1. ст 89 ПП – убийство холопа – как уничтожение чужого им-ва;
  2. холопы закл. браки  с разрешения своего господина;
  3. в имущ. правах – холоп не имел права закл=ть договоры или сделки от своего имени.
  4. в процесс. правах: в суде холоп явл. неделиктоспособным (ответственность нес хозяин)
  5. по суду: не мог явл. уч-ком процесса. +особая процедура отыскания холопа; + наказание за укрывательство холопа.

Источник: http://history-konspect.org/?content=1838

Какие были права у холопов на Руси

Смердами на Руси в IX—XIV веках называли обычных крестьян-землепашцев. Слово «смерд» индоевропейского происхождения. Оно является несколько видоизмененным вариантом лексемы «смурд» (или «сморд»), которая означала «простой человек» или «зависимый человек».

Права смердов

Смерды — изначально свободные жители деревень. Позднее они были закрепощены и стали принадлежать князьям. Смерды относились к низшим слоям русского общества, но не были такими же бесправными и зависимыми, как холопы.

Они могли иметь свой собственный земельный надел, но были обязаны также обрабатывать и землю помещика. При этом цена жизни и смерда, и холопа была одинакова. Официальный штраф за убийство любого из этих людей — 5 рублей.

После принятия Русью христианства появилось и другое наименование смерда — «крестьянин», что означает буквально «христианин». Смерд — более языческое понятие. При этом оно очень долго использовалось на Руси и постепенно стало приобретать негативный характер. Так стали презрительно называть простолюдинов. [С-BLOCK]

Смерды несли воинскую повинность. Они могли либо лично участвовать в боевом походе в качестве пеших воинов или всадников, либо «откупиться» поставкой лошадей для конницы.

Смерды владели имуществом, поэтому самые зажиточные могли себе это позволить. Также они входили в состав сельской общины.

Если одного такого землепашца убивали, все, чем он владел, делили между собой члены общины (согласно «Русской правде»).

Смерды могли передавать свое имущество по наследству сыновьям. За неимением последних земельный надел после смерти смерда переходил князю. В Новгородской республике смерды были государственными, поэтому обрабатывали государственную землю. Князь при этом мог их подарить церкви или монастырю, тогда крестьяне должны были работать уже на церковников.

Холопы и их права

Холопами называли самое бесправное население не только деревень, но и городов (весей). Холоп, таким образом, мог жить не только в сельской (как смерд), но и в городской местности. В отличие от смерда холоп был абсолютно бесправен. Он практически являлся рабом. Рабское положение холопов было отменено только Петром I в 1723 году.

Холопы были рабами из местного населения. Другую категорию рабов — челядинов — князья приобретали во время завоевательных походов на соседние или удаленные земли. Челядин — это раб-иноземец. Он был еще более бесправен, нежели холоп. Практически приравнивался к вещи.

Рабское положение холопа отражалось во многих юридических моментах. Такой человек целиком и полностью принадлежал помещику. Последний имел полное право убить своего холопа за какой-то проступок.

За это его никто не смел осудить. Если же феодал убивал чужого холопа, он платил штраф, как за порчу чужого имущества. Также холопы не имели земельных наделов или какой-либо другой ценной собственности.

[С-BLOCK]

Холопами становились за проступки, преступления, долги, по праву рождения или в результате венчания (замужества).

Если князь серьезно за что-то разгневался на крестьянина, он мог отнять все его имущество и вместе с семьей перевести в ранг холопов («Русская права»). Торговец-растратчик, не способный сполна выплатить свой долг, «продавал себя в холопы».

И конечно, дети холопа с первого дня жизни являлись холопами. Свободная женщина, выйдя замуж за такого человека, становилась холопкой.

Читайте также:  Чем коррупция в сша и еэс отличается от российской

Эти люди выполняли всю работу в домах господ и обрабатывали их землю наряду со смердами. Им отводилась вся самая грязная, «черная» работа в доме. Но иногда холопы обучались и ремеслам, что не происходило со смердами (они были сугубо землепашцами).

Холопами вовсю торговали. Чем умелее был такой работник, тем выше была на него и цена.

Если холоп был полезен господину и хорошо исполнял свою службу, владелец по желанию мог отвести своему рабу отдельное жилье или даже подарить вольную (отпустить на свободу).

Разряды холопов

Господские холопы подразделялись на классы согласно умениям и способностями, которыми они обладали. Так называемые «большие холопы» были в некотором смысле привилегированными рабами.

Они выполняли более ответственную работу (ключники, управляющие) и могли руководить «меньшими» холопами. Последние исполняли всю черновую работу: были пекарями, тонкопрядильцами, конюхами, пастухами, плотниками и пр. Они же являлись домашней прислугой.

«Малых» холопов, обладающих какой-то полезной профессией, называли «деловыми людьми». [С-BLOCK]

Отдельную категорию составляли так называемые «боевые холопы». Они сопровождали господина в военном походе и отбирались из числа «больших» холопов. Эта категория населения составляла основную часть войска и вооруженной охраны князя. По сравнению с другими классами холопов она была достаточно привилегированной, чем-то средним между крестьянами и дворянами.

В число боевых холопов часто попадали дети обедневших бояр, поэтому эта категория «служивых» имела больше прав, чем холопы-чернорабочие и управляющие. Из имущества воины могли иметь лошадь (иногда двух) и полное боевое снаряжение.

Переход в другое сословие

После отмены крепостного права (начиная с 1861 года) начал формироваться новый класс — мещанство. Этим словом называлось городское население самого низшего ранга. Мещанами становились вольноотпущенные благодаря крестьянской реформе смерды и боевые холопы, освобожденные по какой-то причине от своих воинских обязанностей (например, за долгую самоотверженную службу).

Мещане были не только свободными, но еще и налогооблагаемыми гражданами. Они могли иметь лавку, заниматься ремеслами, продавать плоды своего труда на рынке, но обязаны были при этом платить налог.

Екатерина II официально закрепила статус мещанства в «Жалованной грамоте городам» от 1785 года. Мещане стояли на ступеньку ниже купцов, но также считались «правильными» городскими обывателями.

Они владели большей частью городского недвижимого имущества.

Класс мещан также постоянно претерпевал изменения. Одни мещане не хотели или не могли платить налоги, поэтому становились крестьянами. Другие получали образование и поднимались на ступеньку выше — переходили в категорию разночинцев. Так русское общество постепенно все сильнее расслаивалось, и многие представители низших слоев населения страны получали новые возможности.

Источник: https://weekend.rambler.ru/other/40435454-kakie-byli-prava-u-holopov-na-rusi/

Чем смерды отличаются от холопов

На Руси в IX—XIV веках смердами начали называть крестьян, занимающихся обработкой земли. Само слово «смерд» имеет индоевропейское происхождение, представляя видоизмененный вариант слов «сморд» или «смурд» – «зависимый человек», «простой человек».

Смерды и их права

Смерды поначалу являлись свободными жителями деревень. Со временем их закрепостили и они перешли во владение князьям. Несмотря на то, что смердов причисляли к низшему слою общества, они не были настолько бесправными, как холопы. Они имели земельный надел, но при этом обязательно должны были заниматься обработкой хозяйской земли.

Жизнь и холопа, и смерда стоила одинаково – 5 рублей. Именно такую сумму нужно было заплатить за убийство человека, относящегося к нижнему слою общества.

Все-таки слово «смерд» считается языческим. С принятием Русью христианства их начали называть крестьянами, что фактически означало «христианин». Но, еще долгое время название «смерд» не забывалось. Постепенно в русском обществе так начали называть простолюдинов. Подобное обращение приобрело негативный оттенок.

Смерды были военнообязанными. Чтобы исполнить свою повинность, они могли «откупиться» с помощью поставки лошадей для конницы (некоторые из них были очень даже зажиточными), а могли стать воинами или всадниками.

Еще смерды относились к сельской общине. Если одного из них убивали, то его имущество делили все члены общины между собой (информация «Русской правды»).

Смерды имели право передать свое имущество своим сыновьям. Если же у них не было наследников, земля отходила князю. Государственные смерды, которые обрабатывали государственную землю, проживали в то время в Новгородской республике. Если князь решал передать эти земли в собственность монастырю или церкви, то смерды работали на церковников.

Права холопов

Холопы – это абсолютно бесправные люди, фактически рабы. В отличие от смердов, которые жили исключительно в сельской местности, холопы могли проживать и в деревнях, и в весях (городах). Только благодаря Петру I их рабское положение было отменено в 1723 году.

Помимо холопов была еще и другая категория рабов – челядины. Во время походов, в ходе которых завоевывали удаленные или соседние земли, князья обзаводились рабами-иноземцами, которых и называли челядинами. Их положение было еще более удручающим, так как они фактически приравнивались к вещи.

Холопы не имели права иметь собственное имущество. Его владелец мог даже убить своего раба (например, за какое-то неподобающее поведение), и за это он не нес никакого наказания. Правда, если князь убивал чужого холопа, его владельцу он должен был заплатить штраф (как за порчу имущества).

Холопами можно было стать в разных случаях: по праву рождения, за долги, за тяжелые проступки, после замужества. Есть даже свидетельства того, что князь мог разжаловать крестьянина в холопы (по данным «Русской правды»). Также бесправным рабом могли стать торговцы-растратчики, не способные рассчитаться с долгами, а также свободные женщины, вышедшие замуж за холопа.

Рабов могли продавать и передавать друг другу. Да, им доставалась самая «черная» работа, но они, в свою очередь, могли обучиться какому-то ремеслу (чего не могли смерды – землепашцы). Чем умелее был холоп, тем больше он ценился.

При желании князь мог дать своему рабу отдельное жилье или даже отпустить на свободу (подарить вольную).

Разряды холопов

Холопы могли быть «большими» и «меньшими». Делили их на эти категории в зависимости от их способностей, умений и уровня ответственности.

Первым доверяли лучшую работу (управляющие, ключники и пр.) и они могли руководить «меньшими» рабами, которые были пастухами, конюхами, пекарями, плотниками и т.п.

«Малые» холопы, занимающиеся полезным и уважаемым ремеслом, назывались «деловыми людьми».

Была еще одна категория – «боевые холопы». Их задача заключалась в сопровождении своего господина во время военных походов. Их положение было более выгодное: они занимали нишу в обществе между дворянами и крестьянами.

Боевыми холопами могли стать дети тех бояр, которые обеднели. У них было гораздо больше прав, чем у управляющих и, тем более, чернорабочих. Они могли иметь полное боевое снаряжение и лошадь (порой не одну, а две).

Как происходил переход в другое сословие

После 1861 года (когда было отменено крепостное право) началось формирование нового класса – мещанства, к которому относилось низшее рангом городское население. Люди могли перейти в это сословие в ряде случаев: боевые холопы, освобожденные от военных обязанностей (например, за хорошую службу); смерды, которых отпускали господа.

Мещане были не только свободными, но и могли заниматься прибыльной деятельностью – владеть собственной лавкой, заниматься каким-то ремеслом, продавать продукты своего труда.

Но в таком случае они должны были платить налог. Внушительная часть недвижимого имущества в городе принадлежала именно мещанам.

Екатерина II в «Жалованной грамоте городам» в 1785 году закрепила официальный статус за мещанами, которые были на одну ступень ниже купцов.

Среди мещан также постоянно происходили изменения. Те, кто не хотел платить налог, становился крестьянином. А те, кто получал образование, мог продвинуться по ранговой лестнице и стать разночинцем. Благодаря этому люди даже с низших слоев населения могли добиться большего и получить новые возможности.

Источник: https://suharewa.ru/chem-smerdy-otlichayutsya-ot-xolopov/

Холопы и челядь. Институт рабства в Древней Руси

Основную массу населения древней Руси составлял сельский люд. Древняя Русь знала рабов. Труд рабов-холопов широко использовался в хозяйстве князей, бояр, дружинников и прочих «лучших мужей».

В древнейших, дошедших до нас источниках, в договорах князей Олега и Игоря с Византией, заключающих в себе отрывки еще более древнего «Закона Русского», в «Русской Правде» Ярослава говорится о холопах (рабах) и челяди.

Челядь — древнейший термин, обозначающий всякого рода зависимый люд. «Челядь» — прежде всего рабы, приобретаемые главным образом в результате захвата в плен («полона»), в процессе войн. Но понятие «челядь» несколько шире, чем собственно раб — «холоп» или «роба». Эти последние выступают в более поздних источниках под названием «челядин полный».

Читайте также:  Перед каким образом лучше всего молиться о ребёнке

Итак, всякий холоп — челядин, но не всякий челядин — холоп. Челядью являются и слуги, работающие в хозяйстве господина и ведающие его хозяйством, и всякого рода зависимый и эксплуатируемый люд. Но не челядь составляла основную массу сельского населения. В глубокой древности для обозначения его существовал один термин — «люди».

Термин «люди» в обозначение сельского населения, несомненно, уходит в первобытную древность и среди славян был широко распространен от Ладожского и Онежского озер до Балкан и Эгейского моря, где болгарское слово «люднэ» обозначало сельское население в целом.

Термин «люди» в смысле «сельское население», «данники», существовал и на севере, в новгородских землях, где, заимствованный из русского языка, он стал самоназванием вепсов («людики»), вошедших в состав карельской народности.

Такое социальное значение термина «люди» сохранилось и гораздо позднее; еще в XVIII и XIX вв. о крестьянах и дворовых, принадлежавших каким-либо Шереметьевым или Юсуповым, говорилось, как об их «людях».

Вместе с тем на Руси с каких-то пор (установить точно это пока невозможно) сельское население в целом стало обозначаться термином «смерд».

Термин «смерд» уходит в седую даль времен, к тем временам, когда люди разных племен чаще всего называли себя просто «люди».

Постепенно термин «смерд» начинает обозначать то же, что и «люди», «простая чадь» сел и весей. Позднее он вытеснится словом «крестьянин». В источниках XII-XIII вв. мы уже часто встречаем термин «смерд», обозначающий сельское население вообще (смерды — данники, поданные; смерды — жители сел; смерды — работники, землепашцы, страдники и т. п.).

Как и позднее термин «крестьянин», слово «смерд» в древней Руси имело несколько значений. Смердом именовали свободного общинника-земледельца, обязанного лишь платить дань князю и выполнять некоторые повинности. Смердом называли вообще любого поданного, буквально «находящегося под данью», подчиненного, зависимого.

Смердом назывался в недалеком прошлом еще свободный данник, ныне княжеским повелением, т. е. путем внеэкономического принуждения, ставший рабочей силой княжеской или боярской вотчины.

Такое разнообразие значения термина «смерд» обусловлено тем, что по мере развития феодальных отношений усложнялось положение тех категорий сельского населения, которые выступали под этим названием.

Позднее термин «смерд» в устах феодальной верхушки приобретает оттенок пренебрежения. Еще позже он заменится словом «мужик». «Беззаконники из племени смердья», — говорит Ипатьевская летопись о двух неугодных князю галицких боярах. «Пойди, смерд, прочь! Ты мне не надобен», — крикнул Василий III знатному боярину.

Таким образом, смерды — это общинники-данники, с которых во время «полюдья» собирают всякие поборы княжеские дружинники. Позднее, с оседанием дружин на земле, бояре-дружинники превращали смердов из данников в зависимых людей, т. е. теперь они были заинтересованы не в дани со смердов, а в самих смердах, в их хозяйстве. Смерд — зависимый от князя человек.

Об этом говорит вознаграждение за убийство и за «муку» смерда, идущее в пользу князя, переход имущества умершего смерда князю, если у покойного не было сыновей, штраф за убийство смерда, равный цене, уплачиваемой князю за убийство его холопа, пастьба скота смерда вместе со скотом князя и т. д. (См. «Правда Русская», т. I, стр. 113-114).

Смерд прикреплен к земле, он дарится вместе с ней. Изменить свое состояние он может, только выйдя из общины, бежав и тем самым перестав быть смердом. Смерд обязан платить оброк, т. е. дань, превратившуюся в феодальную ренту. Покидавший общину, разоренный смерд вынужден был искать заработка на стороне или закабаляться.

В этом случае он превращался в рядовича, закупа, «наймита». Превращенный в раба, он становится холопом.

Каким же путем шло превращение общинников в зависимый люд? Древняя Русь знала две стороны этого процесса: захваты феодалами общинных земель и закабаление общинников.

В IX-XI вв. на Руси общинники в большинстве были уже «подданными» в том смысле, что они состояли «под данью», платили дань. Причем число общинников, только платящих дань, быстро сокращалось.

Вначале князья раздают своим дружинникам не столько земли, сколько дани с земель, а затем уже сама земля смерда захватывается князьями и дружинниками, дарится и раздается. Вместе с землей и угодиями дарятся и раздаются и живущие на этой земле общинники.

Экспроприируется их собственность, а они сами, всей общиной, превращаются в собственность князя, боярина, церкви, передаются по наследству, продаются.

Но была и другая сторона процесса превращения общинников в зависимых — их закабаление.

Неурожаи, голод, стихийные бедствия, нападения врагов, грабеж со стороны дружинников, чрезмерные поборы разоряли общинников. Разоренный общинник вынужден был выходить из общины (если она сама не распадалась в силу ряда причин) и закабаляться. Превращаясь в закупа, рядовича и т. д.

, он уже не именовался «сельским людином», «простой чадыо» или «смердом». Изменение в его положении вызывало изменение в его наименовании.

Вырванный по тем или иным причинам из общины, «верви», «мира», общинник становился легкой добычей для феодала; он попадал в число зависимой от него «челяди» и выступал под этим или под более точно определявшим его положение названием.

Так ширилось на Руси феодальное землевладение, усложнялись формы феодальной зависимости, росло число и умножались категории эксплуатируемого населения. Феодальные отношения распространялись по всей территории Восточной Европы.

Рост феодальной эксплуатации не мог не вызвать антифеодальных народных движений, восстаний сельского люда и городской бедноты.

Сопротивление в те времена принимала различные формы. Она проявлялась в бегстве, когда крестьяне буквально уходили от феодализма на те места, куда он не успел еще проникнуть. Приобретает она форму разрозненных, стихийных, местных восстаний.

Выражается классовая борьба и в попытках сельского жителя восстановить общинную собственность.

Сельский общинник считал своим все то, что возделано его руками, полито его потом, что освоено им, его отцом и дедом, все то, что, как позднее говорили крестьяне на Руси, «исстарь потягло» к его двору, к его общине, все, «куда топор, соха, коса ходили», но что теперь превратилось в собственность князя, его «мужей», дружинников.

Смерд шел в лес собирать мед на те же бортные урожаи, где исстари собирал мед он, его отец и дед, несмотря на то, что бортное дерево, на котором ему был известен каждый сучок, уже было отмечено свежевырубленным на коре знаком княжеской собственности.

Смерд запахивал своей «сошкой кленовой» тот участок земли, который он сам «выдрал» из-под леса, спалив лесные исполины и выкорчевав пни, несмотря на то что межа, проложенная каким-нибудь сельским тиуном-княжеским или боярским слугой уже приобщила это политое его потом поле к обширным владениям князя или боярина.

Он выгонял свою скотину на поле, где пас ее с юных лет, но поле это было уже княжим, боярским.

Эти попытки сельского люда восстановить свое древнее общинное право владеть землями и угодьями по затраченному труду господствующая феодальная верхушка считала преступлением, нарушением ее «законных» прав. «Русская Правда» впоследствии учтет эти преступления и установит наказания за них; но это было преступлением только с точки зрения господствующей знати.

Для сельских «людей» Руси, являвшихся в IX-X и начале XI в. чаще всего еще только данниками князя и общинниками, совладельцами своих земель и угодий, это была справедливая борьба за восстановление их попранных прав, за возвращение того, что исстари принадлежало им, так как было освоено их трудом и давало средства к жизни.

К новым порядкам привыкнуть смерду было нелегко; он защищал старую общинную собственность, считая ее справедливой, и, наоборот, боролся против частной феодальной собственности, будучи уверен в ее незаконности.

«Русская Правда» так много внимания уделяет преступлениям против частной феодальной собственности именно потому, что в тот период борьба с ней простого сельского и городского люда представляла собой нечто обыденное и повседневное.

Источник: В. В. Мавродин «Народные восстания в Древней Руси XI-XIII вв»

Источник: https://inosmi.by/2015/02/01/xolopy-i-chelyad-institut-rabstva-v-drevnej-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector