Крымские татары — весьма интересный народ, возникший и сформировавшийся на территории полуострова Крым и южной Украины. Это народ с драматической и неоднозначной историей. В статье пойдет речь о численности, а также о культурных особенностях народа. Кто же они — крымские татары? Фото этого удивительного народа вы также сможете найти в данной статье.
Общая характеристика народа
Крым — необычная многокультурная земля. Здесь оставили свой ощутимый след многие народы: скифы, генуэзцы, греки, татары, украинцы, русские… В этой статье мы остановимся лишь на одном из них. Крымские татары — кто они? И как появились в Крыму?
Народ относят к тюркской группе алтайской языковой семьи, его представители общаются между собой на крымско-татарском языке. Крымские татары сегодня (другие названия: крымцы, крымчаки, мурзаки) проживают на территории Республики Крым, а также в Турции, Болгарии, Румынии и других странах.
По вере большая часть крымских татар относится к мусульманам-сунитам. У народа есть свой гимн, герб и флаг. Последний представляет собой полотнище голубого цвета, в левом верхнем углу которого изображен особый знак кочевых степных племен — тамга.
История крымских татар
Этнос является прямым предком тех народов, которые в разные времена были связаны с Крымом.
Они представляют собой некий этнический микс, в формировании которого взяли участие древние племена тавров, скифы и сарматы, греки и римляне, черкесы, турки и печенеги. Процесс формирования этноса длился не одно столетие.
Цементным раствором, скрепившим этот народ в единое целое, можно назвать общую обособленную территорию, ислам и один язык.
Завершение процесса формирования народа совпало с возникновением мощной державы — Крымского Ханства, которое просуществовало с 1441 по 1783 год. Большую часть этого времени государство было вассалом Османской Империи, с которой Крымское Ханство поддерживало союзнические связи.
В эпоху Крымского Ханства крымско-татарская культура пережила период своего расцвета. В это же время были созданы величественные памятники крымско-татарской архитектуры, например, ханский дворец в Бахчисарае или мечеть Кебир-Джами в историческом районе, Ак-Мечеть в Симферополе.
Стоит отметить, что история крымских татар весьма драматична. Самые трагические её страницы относятся к ХХ столетию.
Численность и распространение
Общую численность крымских татар назвать очень непросто. Приблизительная цифра составляет 2 миллиона человек. Дело в том, что крымские татары, которые в разные годы покинули полуостров, ассимилировались и перестали считать себя таковыми. Поэтому установить их точную численность в мире сложно.
По данным некоторых крымско-татарских организаций, за пределами своей исторической родины проживает около 5 миллионов крымских татар. Самая мощная их диаспора — в Турции (около 500 тысяч, однако цифра очень неточная) и в Узбекистане (150 тысяч). Также довольно много крымских татар осело в Румынии, Болгарии. В Крыму на данный момент проживает не менее 250 тысяч крымских татар.
Поражает численность крымско-татарского населения на территории Крыма в разные годы. Так, по данным переписи за 1939 год, их численность в Крыму составляла 219 тысяч человек. А ровно через 20 лет, в 1959 году, крымских татар на полуострове было не более 200 человек.
Основная часть крымских татар в Крыму проживает сегодня в сельской местности (около 67 %). Наибольшая их плотность наблюдается в Симферопольском, Бахчисарайском и Джанкойском районах.
Крымские татары, как правило, свободно владеют тремя языками: крымско-татарским, русским и украинским. Кроме этого, многие из них знают турецкий и азербайджанский языки, которые очень близки к крымско-татарскому. Свыше 92% крымских татар, проживающих на полуострове, считают своим родным языком крымско-татарский.
Особенности крымско-татарской культуры
Крымские татары создали уникальную и самобытную культуру. Литература этого народа начала активно развиваться во время Крымского Ханства. Еще один её расцвет приходится на XIX век. Среди выдающихся писателей крымско-татарского народа — Абдулла Дерменджи, Айдер Осман, Джафер Гафар, Эрвин Умеров, Лилия Буджурова и другие.
В основе традиционной музыки народа — давние фольклорные песни и легенды, а также традиции исламской музыкальной культуры. Лиричность и мягкость — вот основные черты крымско-татарской народной музыки.
Депортация крымских татар
18 мая 1944 года — черная дата для каждого крымского татарина. Именно в этот день началась депортация крымских татар — операция по принудительному выселению их с территории Крымской АССР. Руководило операцией НКВД по приказу И. Сталина. Официальным поводом для депортации стало сотрудничество отдельных представителей народа с нацистской Германией в годы Второй мировой войны.
Так, в официальном положении госкомитета по обороне СССР указывалось, что крымские татары дезертировали из Красной армии и вступали в гитлеровские отряды, воюющие против Советского Союза. Что интересно: тех представителей татарского народа, которые воевали в Красной армии, также депортировали, однако уже после окончания войны.
Операция по депортации длилась два дня, и в ней было задействовано около 30 тысяч военных. Людям, по воспоминаниям очевидцев, давали полчаса на сборы, после чего грузили в вагоны и отправляли в восточном направлении. Всего было вывезено свыше 180 тысяч человек, в основном на территорию Костромской области, Урала, Казахстана и Узбекистана.
Данная трагедия крымско-татарского народа хорошо показана в фильме «Хайтарма», который был снят в 2012 году. К слову, это первый и пока единственный полнометражный крымско-татарский фильм.
Возвращение народа на свою историческую родину
Крымским татарам было запрещено возвращаться на свою родину вплоть до 1989 года. Национальные движения за право вернуться в Крым начали зарождаться в 60-х годах ХХ века. Одним из лидеров этих движений стал Мустафа Джемилев.
Реабилитация крымских татар датируется 1989 годом, когда Верховный Совет СССР признал депортацию незаконной. После этого крымские татары начали активно возвращаться на свою родину.
На сегодняшний день в Крыму насчитывается около 260 тысяч крымских татар (это составляет 13% всего населения полуострова). Однако, возвращаясь на полуостров, люди столкнулись с массой проблем.
Самые острые среди них — это безработица и отсутствие земли.
В заключение..
Удивительный и интересный народ — крымские татары! Фото, представленные в статье, только подтверждают эти слова. Это народ с непростой историей и богатейшей культурой, которая, без сомнения, делает Крым еще более уникальным и интересным для туристов регионом.
Источник: https://www.syl.ru/article/172067/new_kryimskie-tataryi-istoriya-i-sovremennost-deportatsiya-i-reabilitatsiya-kryimskih-tatar
Крымские татары не могут называть себя коренным народом?
Миф
Крымские татары не могут называть себя коренным народом.
«Греки — коренной народ полуострова, они там были раньше нас с вами».
В. Путин
Историческая реальность
Крымские татары являются коренным народом Крыма, и время их появления как этноса не влияет на этот факт. А с греками все сложнее
а) этногенез крымских татар начался и происходил на территории Крыма:
Татарское поселение в степной части Крыма
Крымские татары
С мифом о «татарах-пришельцах» бороться труднее всего, потому что со стороны самих крымских татар ему противостоит другой миф, а полноценной научной дискуссии по данной проблеме вообще не было. Единственной научно состоятельной и взвешенной работой на эту тему в украинской историографии является монография Л.Войтовича «Формирование крымско-татарского народа».
Все начинается с того, что «крымские татары» и «татары» — далеко не одно и то же. Упоминать их через запятую так же бессмысленно, как и, скажем, «славян» и «украинцев».
Татары в широком смысле представляют собой обширную группу народов не всегда одного происхождения, а в узком — либо древнее племя из монгольских степей, либо современный народ в РФ, который будет точнее назвать «казанскими татарами».
Собственно в самоназвании крымских татар — кырымлы или крымцы — указания на этническую принадлежность вообще нет. Мифу вокруг них немало способствовала и терминологическая химера «монголо-татары», позволяющая спекулировать на происхождении крымских татар.
Еще одна фундаментальная проблема — это статус коренного народа. В сознании обывателя автохтоном является тот, кто жил на конкретной земле первым, а все остальные не считаются.
Кстати, в попытках обосновать свои права на статус часть крымско-татарских публицистов и, к сожалению, историков, прибегают к сомнительным этнологическим построениям, например, выводя тавров предками крымских татар (это приблизительно то же, что считать трипольцев прародителями украинцев).
Однако для того, чтобы считаться коренным, народу нужно лишь сформироваться на данной территории и не иметь другой родины за ее пределами, а время начала этногенеза не играет никакой роли.
Монголоиды ногайцы
Итак, крымские татары как этнос сложились в XI–XIII вв. на территории Крыма на основе местного половецкого населения с включением части монгол и оседлого горного населения.
Этим, кстати, объясняется и разнообразие антропологических типов кырымлы — от монголоидов степей (где присутствовал значительный монгольский элемент) до средиземноморского типа горцев (греческий, итальянский и черкесский элемент).
Среди крымско-татарской аристократии были нередки светлые волосы и глаза, встречаются они и ныне.
Попытки проследить их этногенез до тавров или, в лучшем случае, до гуннов — малоубедительны и бессмысленны, поскольку статус коренных народов у крымских татар, крымских караимов и крымчаков и без этого не оспаривался ни одним из серьезных исследователей, а недавно, наконец, был закреплен и на государственном уровне.
Итог: крымские татары — это коренной народ, сложившийся на полуострове в XI–XIII вв. из местных половцев, части монголов и средиземноморских народов, а не «прикочевавший» из дальневосточных степей. Крым — единственная родина кырымлы, и попытки отрицать их статус коренного народа — невежество либо сознательная провокация.
б) когда говорите о греках в Крыму, не забывайте уточнить, о каких по счету!
Современные крымские греки как-то не похожи на изображения на античных вазах
Типичная ошибка В.Путина и ему подобных — варить всех греков в одном котле. На самом деле «греков» в Крыму можно насчитать целых три волны. Первые — это классические эллины древности, современники Геродота и творцы демократии. Они переселялись в Крым, начиная с 600 гг. до н.э.
, где-то немедленно смешиваясь с местными варварами, где-то сохранив себя «в чистоте» до римского времени. После Великого переселения народов (от готов III в. до гуннов V в.) говорить о «чистых» древних греках бессмысленно. Вторая волна — это средневековые ромеи, византийцы, собственно «крымские греки», ни языком, ни верой не похожие на эллинов.
Эти ромеи охотно вступали в браки с христианскими народностями Крыма и совместно с готами и аланами образовали в горах свое княжество Феодоро. После турецкого завоевания в 1475 году они либо приняли ислам, влившись со временем в крымскотатарский этнос, либо продолжали жить маленькими изолированными христианскими общинами, пока в 1778 году не были выведены А.
Суворовым к Азовскому морю, став мариупольскими греками. Третья волна греческих переселенцев — это беженцы из Османской империи начала XIX века, современные греки, сформировавшие Балаклавский батальон и, в отличие от предшественников, конфликтовавшие с местными татарами. Впрочем, и тех, и других постигла одинаковая участь — депортация в 1944 г.
Нынешние греки Крыма — это наследники репатриантов третьей волны, так что вряд ли о них можно говорить, что они были в Крыму «раньше нас с вами».
византийцы, греки, депортация, казанские татары, караимы, Крим, крымчаки, монголо-татары, Путин, русские, татары, украинцы
Источник: http://likbez.org.ua/ru/?p=240
Чей Крым? Откуда есть пошли три субэтноса крымских татар
Воскресенье, 24 Марта 2019, 16:00
Тестовый вопрос «чей Крым?» появился одновременно с началом массового возвращения крымских татар на полуостров
Процесс сразу же вызвал закономерное беспокойство у проживающих там переселенцев из России и их потомков: десятилетиями эти люди жили в состоянии перманентного подсознательного страха, что однажды в дверь постучат настоящие хозяева и предложат собирать вещички.
К чести репатриантов, они не стали ни изгонять, ни выживать из своих домов новых хозяев, а начали обустраиваться даже не с нуля, а с минуса — первые татарские поселения возводились на неудобных и до этого никому не нужных пустырях.
Тем не менее антитатарские настроения в среде осевших в Крыму жителей нечерноземья оставались очень сильными. Татарофобию умело подогревало руководство местных коммунистов.
Особенно надрывался печатный орган крымского обкома КПУ — газета «Крымская правда», выходившая тогда солидным тиражом в более чем четверть миллиона экземпляров.
В поисках «исторической родины»
Поднимать на знамена вытащенную из нафталина сталинскую байку о «народе-пособнике» в разгар перестройки было как-то не с руки. Вместо этого местные СМИ запестрели «историческими разведками». Мол, Крым — самый интернациональный уголок СССР.
Здесь пересеклись судьбы множества народов: тавров, скифов, сарматов, киммерийцев, греков и прочая, прочая, прочая… Всех их, в той или иной мере, можно считать местными и коренными. А вот татары — это потомки жестоких ордынцев Батыя.
Активно продвигалась мысль, что татарам, мол, лучше убираться на их «историческую родину» — в Среднюю Азию, а еще лучше — прямиком в Монголию.
С середины девяностых лозунг «Крымских татар — в Монголию!» несколько утратил популярность, тем не менее регулярно всплывал в русских шовинистических изданиях. Обветшалый тезис о захвативших Крым кровожадных нукерах Батыя реанимировали одновременно с началом оккупации полуострова. Старт кампании дал лучший ныряльщик за греческими амфорами и по совместительству президент России Путин В. В.
16 мая 2014-го, встречаясь в Сочи с представителями крымскотатарских организаций, в ответ на предложение признать крымских татар коренным населением полуострова Путин заявил, что в первую очередь на это звание могут претендовать греки, так как «они были там раньше нас с вами».
Тезис тут же массово подхватили по всей России, в том числе и российские оппозиционеры. В частности, президента горячо поддержал некий Сергей Аксенов. Нет, речь вовсе не о нынешнем гауляйтере Крыма и бывшем бандите по кличке Гоблин, а о его однофамильце и тезке из радикально-оппозиционной «Другой России».
18 мая 2014-го, когда в Крыму отмечали 70-ю годовщину депортации крымских татар, этот видный «другорос» в своем блоге оставил запись, озаглавленную так: «Греки, а не татары, — коренной народ Крыма». В частности, он написал: «Именно греки являются самым что ни на есть коренным народом Крыма.
Греческая колонизация началась еще в VI веке до н. э. с созданием Боспорского государства и Херсонесской республики. Первое просуществовало на полуострове тысячу лет, до тех пор, пока не было поглощено Византией.
Херсонес же окончательно пришел в упадок лишь в XIV веке, когда дважды был разрушен сначала ханом Ногаем, а затем татарами темника Егидея — предками крымскотатарского этноса, ведущего свою историю лишь с XV века».
В качестве иллюстрации этот «публицист» выложил фотографию руин Херсонеса с подписью «Древние руины Херсонеса… памятник агрессии и геноцида крымских татар в отношении своих исторических предшественников на полуострове — греков».
Глубокомысленно рассуждая о крымских греках, Путин и Аксенов ярко продемонстрировали свое полное невежество. Историки насчитали три основные волны греческой колонизации Крыма. Первая и правда началась еще в VI в. до н. э., но уже к III в. н. э. эллины успешно смешались с окружавшим их «варварским морем». Тогда что одеждой, что обычаями, что внешне они мало чем походили на «коренных греков».
Окончательно крымских греков первой волны доконало Великое переселение народов, накрывшее полуостров в IV-V вв. н. э. В итоге некогда блистательный торгово-ремесленный Пантикапей превратился в убогую и сугубо аграрную деревушку. Гуннского нашествия избежал только Херсонес, ставший крымским форпостом Восточной Римской империи (Византии).
На период византийщины приходится вторая волна греческой колонизации, на базе которой и сформировалась специфическая культура крымских греков-ромеев.
С образованием Крымского ханства и после падения Византии значительная часть греков второй волны приняла ислам и стала одной из составляющих крымскотатарского народа.
Небольшие и довольно замкнутые общины ромеев продолжали жить в ханстве, при этом неплохо себя чувствуя — именно греки и армяне держали в своих руках почти всю торговлю на полуострове и фактически являлись становым хребтом экономики ханства. Последнее и стало для них роковым.
В XVIII в., сразу после введения на полуостров «ограниченного контингента миротворческих сил», российские власти первым делом принудительно депортировали в Приазовье все греческое и армянское население Крыма. Официально это объяснили защитой «православных братьев» от мусульман. На самом деле целью спецоперации являлось уничтожение экономики ханства.
Греки от инициативы «русских защитников» пришли в ужас — уезжать с обжитых мест в голую степь никто не хотел. Зафиксированы случаи многочисленных бунтов и вооруженного сопротивления «чудо-богатырям» Александра Суворова, проводившим эту депортацию.
Чтобы избежать насильственного переселения, многие и вовсе принимали ислам. Всего из Крыма вывезли более 32 тыс. христиан: греков, армян, грузин и валахов.
Учитывая, что людей выселяли практически в чистое поле, более 15% депортированных вскоре умерли от болезней и лишений.
Кровавая суворовская депортация 1778 г. полностью поставила крест на более чем двухтысячелетней истории упомянутых Путиным крымских греков. Греки вновь появились на полуострове только в начале XIX в.
, когда Россия инспирировала ряд антитурецких восстаний на территории Османской империи. Турки восстания жестоко подавили, а уцелевшие инсургенты вместе с семьями бежали в Крым.
Судьба этих греков третьей волны тоже оказалась незавидной: в июне 1944-го около 14 тыс. крымских греков депортировали за Урал и в Среднюю Азию.
Три субэтноса кырымлы
Но вернемся к крымским татарам. Именно после нашествия Бату-хана на полуострове образовался Крымский улус Золотой Орды, на базе которого впоследствии возникло Крымское ханство.
Но говорить хоть о каком заметном влиянии нукеров Бату-хана на этнический состав Крыма — откровенная ерунда. Незначительная часть ордынцев действительно осела в Крыму, но уже спустя одно-два поколения они полностью ассимилировались местным «добатыйским» населением.
В этом ключе влияние той же Орды на формирование великорусского этноса куда как ощутимее.
Крымских татар с «просто» татарами объединяет только то, что они тюрки. В остальном это совершенно разные народы. В Украине и России татарами часто называли мусульман вообще. Помните, в «Кавказском пленнике» Льва Толстого: «На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем ни ночью не было проезда.
Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы…» На Кавказе, впрочем, нет никаких татар — судя по дневникам писателя, в произведении речь идет о чеченцах, которые даже и не тюрки вовсе.
Кстати, в самоназвании крымских татар — къырымлар, кырымлы или крымцы, этноним «татары» даже не упоминается.
Крымскотатарский народ состоит из трех субэтносов, в которых ярко отразилась специфическая география полуострова. Татары побережья называются ялыбойлу. На крымскотатарском это и означает «живущие вдоль берега».
Эта группа сформировалась в основном на основе принявших ислам греков-ромеев, готов, черкесов, итальянцев-генуэзцев и малоазийских турок. Для диалекта ялыбойлю характерно наличие большого количества эллинизмов.
Ислам на Южный берег Крыма пришел довольно поздно. Согласно проведенной османской администрацией переписи по состоянию на середину XVI в. подавляющее большинство населения ЮБК были христианами. Христианские традиции и обычаи сохранялись в среде прибрежных татар до самой депортации 1944-го.
Татары ЮБК очень чтили Марьям — мать пророка Исы (так в исламе называют Деву Марию). У прибрежных татар был и абсолютно христианский обычай зажигать свечи в дни праздников и траура. Также этнографы отмечали трепетное отношение ялыбойлю к местам, где в древности находились христианские храмы и монастыри, разрушенные янычарами в 1475 г.
, когда Османская империя вела войну против княжества Феодоро, генуэзских колоний и Крымского ханства.
С точки зрения этногенеза наибольший интерес представляют кырымлы-горцы, ранее жившие в горах и предгорьях. Этот субэтнос называется таты. Если для внешности ялыбойлю характерен классический греческий типаж, то для таты свойственны индоевропейские черты лица. Есть предположение, что в генах горцев сохранилась кровь всех племен и народов, некогда населявших полуостров.
Еще в XIX в. исследователь Крыма Петр Кеппен высказал мысль, что «в жилах всех обитателей территорий, богатых находками дольменов» (то есть гор и предгорий), течет кровь тавров. В начале нашей эры тавры были покорены и полностью ассимилированы скифами, к тому времени контролировавшими почти весь полуостров.
Позже, в результате гуннского вторжения, скифы были отчасти уничтожены, а отчасти изгнаны за пределы Крыма. Историки допускают, что часть тавро-скифского населения, укрывшаяся в горах, вполне могла пережить нашествие. Это подтверждается и анонимными авторами XVI в.
, упоминающими, что крымские татары «гордятся древностью своего скифского происхождения».
Значительную часть в этногенезе горцев-татов (как и других групп крымцев) сыграли готы, появившиеся в Крыму в III в. н.э. Литовский (белорусский) историк Станислав Сестреневич-Богуш в «Истории Тавриды», изданной в 1800-м, отмечал, что даже на рубеже XVIII-XIX вв.
живущие близ Мангупа готы по-прежнему сохраняли свой генотип, а их татарский язык более похож на южно-немецкий, но «все они мусульмане и татаризованы». Ему вторит этнограф и антрополог Алексей Харузин (1864-1932): «Готия угасла, но ее жители без остатка растворились в массе складывавшейся татарской нации».
Со своей стороны, лингвисты отмечают немалое количество крымскотатарских слов, имеющих готские корни.
И, наконец, третий субэтнос — степняки-ногайцы, потомки кочевых племен, входивших в состав Золотой Орды. Еще в XVII в. ногайцы бороздили бескрайние степи Северного Причерноморья от Молдавии до Кавказа.
Преимущественно именно они и совершали пресловутые набеги на земли Украины. Ведущую роль в этногенезе ногайцев сыграли западные кыпчаки (половцы).
Расовая принадлежность ногайцев — европеоидная с небольшой примесью монголоидности.
В целом же крымскотатарский народ сформировался на базе половцев, при активном участии всех племен и народов, издревле проживавших в Крыму. Тем не менее сам крымскотатарский этнос намного моложе и начал формироваться только с середины XV в., когда после завершения золотоордынского периода появилось Крымское ханство.
Благодаря новому государству и исламу как государственной религии из пестрой мозаики племен и народов в Крыму начала формироваться новая этническая общность.
Тогда же на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием начал формироваться и общий крымскотатарский язык. Так что крымские татары имеют полное право дважды претендовать на звание коренного народа полуострова.
Во-первых, они являются представителями этноса, сформировавшегося исключительно на территории Крыма, и другой родины у них нет и никогда не было. Во-вторых, эта общность формировалась на базе племен и народов, тысячелетиями проживавших на полуострове.
И кровь древних эллинов, судьбой которых вдруг озаботился Путин, давно стала частью крови крымскотатарского народа. Так что если кто и должен убраться из Крыма, то это уж никак не кырымлы.
Источник: http://www.dsnews.ua/society/chey-krym-otkuda-est-poshli-tri-subetnosa-krymskih-tatar-19032019220000
Знай своего соседа: особенности характера крымских татар
Эльмара Мустафа, крымскотатарская блогер и писательница
Говорят, человек, вооруженный знанием — непобедим. Мы, живя в современном обществе, должны понимать, кто наши соседи, и уважать друг друга. Сложилось так, что крымским татарам менталитет славян знаком лучше.
Скорее всего, вы чаще встретите крымского татарина в славянском обществе, чем наоборот. А если все-таки будете в меньшинстве, предлагаю ознакомиться с нехитрыми советами, которые помогут избежать недоразумений.
Особенности характера
Думаю, общаясь с крымскими татарами вы не раз слышали: «Мои предки — ногъаи», «Я по происхождению — тат, а моя супруга — ялыбойлю» или «Мой отец — керченский ногъай, а мать — ускутка». Это названия субэтнических групп крымских татар. Всего их три: ногъаи — степняки, таты — горцы и ялыбойлю — южнобережные.
Ногъаи — выходцы из степи, проживали в северной части Крыма. Они — прямые потомки кыпчаков, половцев и ногъайцев (отсюда и название «ногъаи»). Степняки — европеоиды с элементами монголоидности. Обычно небольшого роста с узкими глазами.
Считается, что ногъаи из числа мужчин очень рассудительны, отличаются спокойным нравом. А вот женщины — темпераментны и частенько управляют своими мужьями.
Турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби в своих заметках писал: «Татары степного Крыма не знают наговоров, клеветы, недоверия, ненависти, высокомерия или зависти, они не склонны кого-либо предавать бесчестию, настраивать одних против других… Слыша, что должен прийти сплетник или клеветник, люди эти убегают от него. Враждебность свою и ненависть показывают только тогда, когда идут с войной на другие народы или когда на них нападают и грабят…»
© РИА Новости Крым. Владислав Сергиенко
Празднование Хыдырлеза в Бахчисарае. 5 мая 2018
«Ялыбойлю» с крымскотатарского переводится как «живущие вдоль берега», то есть уроженцы Южного берега Крыма. В этногенезе этой субэтнической группы основную роль сыграли греки, готы, турки, черкесы, у жителей восточной части Южного берега есть кровь итальянцев (генуэзцев). Внешне ялыбойлю похожи на греков и итальянцев.
Но среди них часто встречаются голубоглазые и светлокожие блондины. Южнобережные крымские татары отличаются своей предприимчивостью и деловой хваткой.
«Они высокого роста и крепкого телосложения; цвет лица у них смуглый, но не желтый, как у ногайцев; лицо продолговатое и приятное; нос прямой, нередко греческий или римский; волосы и глаза черные», — так охарактеризовал русский путешественник и этнограф Густав Радде южнобережцев.
Таты (только не путайте их с одноименным кавказским народом) — горные крымские татары, жили в горах и предгорьях полуострова. В формировании этого субэтноса приняли участие почти все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму с древних времен.
А это — тавры, скифы, готы, сарматы, аланы, греки, булгары, печенеги, черкесы, хазары и западные кыпчаки. Внешне таты похожи на жителей Центральной и Восточной Европы.
Густав Радде писал: «…они высокого роста и хорошо сложены, цвeт лица у них более светлый, приближающийся к цвету кавказского племени, глаза большие и темные, волосы и борода густые и черные».
Считается, что бахчисарайские таты — интеллигентные, остальные — упрямые и вспыльчивые.
А вот о происхождения слова «таты» историками до сих пор ведутся споры. По одной из версий, так в период Крымского ханства называли христиан, перешедших в мусульманскую веру.
Стоит отметить, что народный юмор коснулся и ногъайцев, и татов, и ялыбойлю. В этих шутках и анекдотах ярко выражены особенности характера каждого из них.
Например: «Идеальная крымскотатарская футбольная команда: нападающие — ногъаи — они маленькие и быстро бегают; полузащитники — ялыбойские — они любому мозги запудрят, что не знаешь куда бежать; защитники — таты — им пока не заплатишь, никого не пропустят; а вратарь — тайфа (цыгане) — даже если забьют — не докажешь».
Каждая субэтническая группа также имеет свои языковые и фольклорные особенности. В старину имел место обычай жениться только на представительнице своей группы. Так пытались сохранить исконность своего происхождения. Стоит отметить, что депортация ослабила этот устой, но не стерла.
В настоящее время среди крымских татар становится все больше семей, смешанных по происхождению. Но несмотря на это, доминирование того или иного компонента чувствуется в каждом.
И до сих пор существует своего рода симпатия к «своим», которая выражается во всех сферах деятельности или в общении.
Пару слов на заметку
Как правильно общаться с крымскими татарами? Прежде всего вы должны понимать, что они европейский народ с наличием азиатских хитростей. Национальный характер включает в себя рационализм европейцев и восточное почтение к традициям. Уважение, трепетное отношение к людям преклонного возраста и маленьким детям у крымских татар стоит на первом месте.
Даже если разница в возрасте небольшая, к старшим принято обращаться на «вы». К пожилым мужчинам обращаются как «къартбаба» — дедушка, а к пожилым женщинам – «къартана», «бита» – бабушка. Общаясь с более молодыми, к мужскому имени следует добавить слово «эфенди», что переводится как «сударь», а к женскому – «ханум», то бишь «сударыня».
Также к мужскому имени часто добавляют «агъа» — брат, что являет собой уважение к собеседнику.
Предлагаю небольшой словарик, который позволит вам выучить несколько главных слов и поможет в общении.
Здравствуйте! – Селям алейкум!
Здравствуйте! (ответное) — Алейкум селям!
Здравствуй! Привет! – Селям! Мераба!
Доброе утро! — Сабанъыз хайыр!
Добрый день! — Селям алейкум!
Добрый вечер! — Акъшам шерфинъиз хайырлы олсун!
Добро пожаловать! – Хош кельдинъиз!
Давайте знакомиться — Келинъиз, таныш олайыкъ
Познакомьтесь с… — … иле таныш олунъыз
Дорогие друзья! – Къыйметли (азиз) достлар!
Уважаемые гости! – Къыйметли (урьметли) мусафирлер!
Простите, пожалуйста… — Багъышланъыз (афу этинъиз)!
Как дела? – Ишлер насыл?
- Пожалуйста (возьмите) – Буюрынъыз
- Пожалуйста (дайте) – Замет олмаса
- Извините – Багъышланъыз
Спасибо! – Сагъ олунъыз!
До свидания! – Сагълыкънен къалынъыз!
Спокойной ночи! — Гедженъиз хайыр!
Спокойной ночи! (ответное) — Хайыргъа къаршы!
В гостях
Крымскотатарский характер, кроме уважения к старшим, сопровождают такие качества, как гостеприимство и чистота в доме.
Как правило, крымские татары оказывают гостеприимство, и не только единоверцам, но всякому, кто пожелает прийти к ним в дом. Стоит помнить, что в комнату можно войти только после того, как пригласили, и если хозяин дома. А если тот отсутствует, необходимо дождаться его возвращения.
Гость приветствует хозяина дома со словами «Селям алейкум!» («Здравствуйте! Мир вашему дому!») Хозяин в ответ: «Алейкум селям!» («И вашему дому мир! Проходите, пожалуйста!») При входе положено снимать обувь на пороге.
Это свидетельствует о трепетном отношении к чистоте, в том числе чистоте ковров, которыми застелен весь дом.
Старшим гостям или хозяевам целуют руки. Приходить в гости с пустыми руками считается неправильно. Принести с собой сладости для детей, если таковые в доме имеются, в самый раз. Людям преклонного возраста будет приятно получить в подарок кофе.
Спиртное в качестве гостинца приносить не принято, поскольку пить алкогольные напитки по исламу запрещено и считается грехом. Неторопливые беседы о жизни и делах проходят за чашкой ароматного кофе. Любой разговор начинается с вопросов о здоровье и благополучии близких.
Далее обсуждаются текущие дела, сопровождающиеся словами «къысмет олса» («если будет сопутствовать удача») или «Аллах берсе» («если Бог даст»).
© РИА Новости Крым. Александр Полегенько
Празднование Курбан-байрама в Евпатории. 21.08.2018 г.
Члены крымскотатарского семейства с дружелюбием поделят с гостем трапезу. И не важно — беден или богат стол, они всегда пригласят вас принять в ней участие.
А вот если вы придете на любое крымскотатарское торжество, к примеру, на свадьбу вместе с супругой, лучше не сидеть весь вечер рядом. Традиционно, пары должны разделиться, т.е. мужчины – к мужчинам, а женщины – к женщинам.
Также не принято приглашать чужую жену на танец. Тоже самое касается и знаков внимания, которые предусматривают прикосновения.
Прощаясь, гости говорят: «Сагълыкънен къалынъыз, бизге де келинъиз!» («До свидания, приходите и к нам в гости!») Гостей принято провожать до ворот. Хозяева желают им благополучного возвращения домой словами: «Сагълыкънен барынъыз, даа да келинъиз!»
Кстати, бытует мнение, что крымские татары очень долго прощаются. Этот факт тоже нашел свое место в современных шутках: «Знаете чем отличаются англичанин и крымский татарин? Англичане уходят и не прощаются! А крымские татары прощаются и не уходят!»
Вместо эпилога
Ситуации, когда крымские татары говорят быстро и громко, тоже объяснимы. Вам может показаться, что они настроены агрессивно или ругаются. На самом деле, как мы уже выяснили, будучи потомками испанцев, греков и итальянцев, они просто унаследовали особенность их речи.
А вот небезразличие к беде окружающих — очень важная черта народа. Крымские татары никогда не оставят вас в трудную минуту и всегда придут на помощь.
© РИА Новости Крым. Александр Полегенько
Крымско-татарский праздник Хыдырлез в Крыму
В большинстве своем крымские татары – это добродушные, миролюбивые и спокойные люди. Они всегда открыты для дружбы и общения.
Подружиться с ними где-нибудь в общественном месте очень легко, ведь у них отсутствуют недоверчивость и подозрительность.
Крымские татары могут обидеться, если вы назовете их просто «татары».
Отсутствие прилагательного «крымские» является грубой ошибкой и говорит о незнании происхождения, истории народа.
Напоследок хочу отметить, что в каждом народе есть свои «не очень хорошие люди». Но это никак не должно отражаться на мнении о народе в целом. И только взаимоуважение, победившее неправильные предубеждения, понимание и сочувствие, любовь к друг другу делает нас людьми.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Источник: https://crimea.ria.ru/authors/20180922/1115264210.html
Кто такие крымские татары? — Альменда
Многие исследователи утверждают, что этноним крымские татары достался населению Крыма от монголо-татар, а крымские татары, следовательно, прямые потомки золотоордынев, которые осели в Крыму.
Это самая популярная версия происхождения и самого народа. Они обосновывают это тем, что Золотоая Орда в начале XIII в. вторглась на Крымский полуостров.
Но значит ли это на самом деле, что они предки современных крымских татар? Давайте разберемся.
Что же происходило в Крыму до того, как по нему прошлись золотоордынцы? История говорит о том, что полуостров на тот момент населяли как тюркские племена — это потомки гуннов, хазар, печенегов и кыпчаков, так и в меньшей степени нетюркские народы: киммерийцы, скифы, тавры, греки и многие другие. То есть к моменту вторжения в Крым монголо-татар в 1223 году на полуострове уже формировался коренной народ, а кочевники, которым приглянулся полуостров, стали всего лишь одной из групп, которые приняли участие в формировании единого коренного народа. Сейчас мы называем их крымские татары.
После падения Золотой Орды в середине 15 века термин «татары» становится самоназванием и переходит к ряду народов, которые не хотели расставаться с древним именем предков.
Так появляются абаканские, болгарские, буджукские, касимовские, вогульские, сибирские и многие другие татары.
А хронисты того времени и вовсе не утруждали себя попытками разобраться в этих терминах и все не русское население российского Востока называли татарами.
Но что интересно, крымские тюрки и их предки весьма долго себя татарами не называли. Наоборот, имела место совсем другая традиция: в степном Крыму еще до образования Крымского ханства часть населения называла себя ногъаями, а часть – кыпчаками. А вот жители предгорий, гор и южного берега предпочитали именовать себя татами.
В 15-16 веках в надежде на возрождение улуса Золотой Орды в Крыму, термин татары вводился искусственно. Он буквально «навязывался» крымцам сверху.
Но местное население на протяжении еще долгого времени категорически отказывалось его принимать. Еще в конце ХІХ века этноним «татары» в ряде своих сочинений демонстративно игнорирует великий крымский просветитель Исмаил Гаспринский.
Он заменяет его более приемлемым термином «крымские тюрки» («къырым тюрклери»).
Название «крымские татары» осталось в русском языке с тех времён, когда почти все тюркоязычные народы Российской империи именовались татарами, и после присоединения Крыма к Российской империи во второй половине 18 века, этноним «крымские татары» окончательно закрепился за ними в истории.
С началом горбачевской перестройки, в среде крымскотатарской интеллигенции стал обсуждаться вопрос об отказе от этнонима «татары». К этому побуждало сформированное в научных трудах, учебниках истории и литературе – одностороннее, искаженное представление о татарах в целом, и о крымских татарах в частности.
Чтобы побороть миф о «пришествии татар» в Крым, многие выдающиеся деятели из числа коренного народа, выступали за этноним «къырымлы» или «крымцы», которое свидетельствует о том, что они являются автохтонным (коренным) народом на родной земле.
Сторонники изменения этнонима надеются отказом от исторического имени татар пресечь неправильное, необоснованное и негативное представление о своем народе.
Дискуссии на эту тему продолжаются и по сегодняшний день, данный вопрос остается открытым.
Крымские татары это целый букет разных этносов, культур и традиций, которые со временем объединились в один народ, но при этом сохранили характерные черты, присущие своим предкам. Именно поэтому среди крымских татар есть уникальная особенность: они определяют темперамент друг друга, опираясь на регион, из которого произошел тот или иной род. А характерные внешние черты крымскотатарского народа объединяют в себе как монголоидные, так и европеоидные признаки.
Абдулгазиева Гульнара
Источник: http://almenda.org/kto-takie-krymskie-tatary/
Крымские татары — жизнь прекрасного народа
Крымские татары сформировались как тюркский народ с исламской религией и в настоящий момент в основном проживают на полуострове Крым. Формирование народа длилось несколько веков. По разным оценкам, в общей сложности становление заняло от 10 до 12 веков. Крымских татар отличает уникальная и самобытная культура, приверженность традициям и особый семейный уклад.
Название
Феномен происхождения названия «крымские татары» связан с широкой распространенностью этнонима. Так как народ считается тюркским, то, по устоявшейся традиции, его относили к татарам, как и почти всех тюрков во времена Российской империи. Крымские татары определяют себя как «крымцы» («крымтатары»), хотя иногда пользуются устоявшимся этнонимом.
История
Специалисты предполагают, что история крымских татар началась с 1233 года, когда на территорию полуострова пришли золотоордынцы. Споры о том, насколько современные потомки близки к своим далеким предкам, продолжаются до сих пор. В 1944 году народ пережил депортацию. Примерно 240 тысяч человек были массово высланы из Крыма. Основной причиной было обвинение в измене СССР и сотрудничество с фашисткой Германией. Из-за депортации погибли тысячи людей. Ее пагубные последствия сказываются даже на жизни современных крымских татар.
Религия
Главной религией народа признан ислам. Одним из первых эту религию нес в массы Малик Аштер. Считается, что миссионер был близок самому пророку Мухаммеду.
Исламская доктрина оказала большое влияние не только на жизнь, но и военное дело крымских татар. Даже во время походов воины следовали ритуалам, молились и соблюдали предписания Корана.
Первой религиозной постройкой (1262 год) является мечеть в Солхате, который теперь называют Старым Крымом.
Традиции
Главной традицией у крымских татар является ритуал гостеприимства. Если гость является желанным, то ему обязательно преподнесут чай. О намерении вести долгую беседу свидетельствует малая порция. Чем больше чая гостю наливают, тем меньше с ним хотят разговаривать. Поэтому, если чай налили до краев, значит беседа должна быть короткой. После трапезы старший в доме читает молитву. Только после нее можно вставать из-за стола.
У крымских татар был обряд «хна геджеси» — ночь хны, когда невесте красили волосы, красили части тела. Это имело и гигиеническую основу, потому что хна обеззараживала руки, ноги, ногти, где могла бы быть какая-то зараза. Хной рисовали важные знаки.
Например, знак, который можно увидеть на килимах, — ромб с точкой внутри, рисовали невесте на правой руке. На левой руке рисовали круг — это тоже женский знак, означающий плод, точка внутри — это семя. Сейчас есть мода на мехенди, которая пришла из Индии, из Европы.
Но многие крымские татары против нее, ведь у них есть богатая орнаментальная палитра, поэтому к чужим традициям зрелое поколение относится скептически.
Свадьба
Свадебный обряд имеет важное значение в жизни крымского татарина. Подготовка к такому мероприятию проводится особо тщательно. На нем должно присутствовать как можно больше родственников. Даже на роль официантов отбирают мужчин, близких к семье жениха и невесты. Привычного в понимании россиянина или украинца тамады на торжестве нет. Его заменяет руководитель — агьас. Согласно обряду, жених и невеста должны приехать в дом вечером. Их обязательно сопровождают друзья и родственники. Сначала пара проходит в комнату, где их угощают сладостями, затем им надлежит отдохнуть. Руководитель согласовывает свадьбу с отцом девушки. На свадьбе гости выходят по очереди, каждый преподносит подарок. Если свадебный обряд должен проводиться на стороне жениха, то за невестой едут его родственники. На свадьбу опаздывать ни в коем случае нельзя, поэтому время подгадывают заранее. Приданое семье невесты привозят за несколько дней до начала церемонии и держат в отдельной комнате. Со стороны семьи невесты младший сын обязан доставить Коран жениху, пока девушка получает благословение от родителей. Невесте дарят пояс-кушак, а к автомобилю, на котором она поедет к будущему мужу, привязывают длинную белую нить.
Когда невеста прибывает к дому жениха, младший сын из ее семьи (или мальчик из семьи друзей) преподносит Коран матери жениха. Та в свою очередь должна дать поощрение. Невесту сопровождает маленькая процессия, посыпающая ее платье монетами, конфетами и зерном.
Праздники
Крымские татары отмечают несколько праздников, в том числе Новый год. Так называемый Йыл Геджеси отмечают 22 декабря. Считается, что именно этот день является началом зимы. На праздник готовят пирог с мясом и рисом. В центр помещают некрашеное яйцо. Вместе с пирогом подают халву.Яйцо нужно немного смазать сажей, оставшейся в казане. Как только на улице стемнеет, мальчишки выворачивают шубы наизнанку, накидывают их и бегают по дому. Довольно забавно выглядят их просьбы угостить сладостями. Мальчишки кричат, что если их угостят, то у дарующего обязательно родится мальчик, а если он откажет, то «плешивая дочь». Девушки на Новый год устраивают колядование, а юноши дарят понравившимся девушкам маленькие угольки. Взяв уголек, девушка соглашается на сватовство.
Одним из древнейших праздников является Наврез. Праздник отмечают в честь начала хозяйственного года.
К его наступлению нужно прибраться в доме, подготовиться к пахоте, сделать маски, сварить и покрасить яиц. Хозяйки выпекают печенье в виде рогов барашков, а дети прыгают через костер.
Детвора наряжается в костюмы коз, стучится в окна и поздравляет с Наврезом. Хозяева домов должны одаривать детей сладостями
Внешность
Этнографы, посетившие поселения крымских татар в 19 веке, отмечали, что лица людей имеют «хороший» цвет, правильные нос и рот. Брови и ресницы черные, при этом отсутствует скуластость и «широкость».
Жители степей имели невысокий рост, отличались сутулостью, узкими глазами, небольшим носом, редкой бородой и черными как смоль волосами. Обитатели гор, в противоположность степным, были высокими, крепкими и стройными.
Лица их были продолговаты, а волосы густые.
Одежда
Орнаменты вышивки, ткачества у крымских татар удивительные, и их очень много. Восточный мотив в одежде народа всегда был главным. Люди из высших сословий носили наряды из бархата, украшенные драгоценными камнями и серебром. Золото татары считают плохим металлом, якобы в нем может жить шайтан, способный погубить человека. Однако солнечный блеск всегда в почете, поэтому элементы могли покрывать позолотой.Крымские татары уделяют цветам большое внимание. Белый считается цветом счастья, а черный символизирует траур. Золотистый и желтый означают богатство, процветание, чистоту духа и тела. С ними традиционно связывают солнце. Красный цвет дает защиту, а розовый обычно использовался для пошива женской одежды, и носили ее незамужние девушки. Замужним же нужно носить одежду зеленого или синего цветов.
Тюбетейка — популярный мужской головной убор. Но сейчас на улице его редко увидишь. Шапочка давно уже перешла в разряд сувенирной продукции. Бархатную тюбетейку, богато расшитую бисером или канителью, найти совсем нетрудно. Своим брендом татары гордятся и продают на праздничных ярмарках.
В старину шерстяные нити окрашивали отварами корней, листьев или цветов растений, произрастающих в Крыму.
Праздничные наряды крымских татар вышивали и выкладывали орнамент золотыми и серебряными нитями (сырма, сом сырма).В дни траура в доме умершего носили темную одежду (къаралар киелер). Однако в некоторых районах Крыма траурным считали белый цвет.
Еда
Кухня крымских татар уникальна, поскольку включает традиции украинской, греческой, турецкой, русской, итальянской и российской кухонь. Южане предпочитают овощные блюда, рыбу, фрукты. Степные жители употребляют молочные продукты, много мяса. Культура питания крымских татар начала формироваться еще в древние времена. Людям было необходимо есть сытную пищу, чтобы выживать в горах. Благодаря этому родилось множество рецептов для заготовки мяса: копчение, сушка, засаливание. Особое место занимают и мучные изделия. Для их изготовления используют дрожжевое тесто. Хлеб воспринимается крымскими татарами как священный продукт. Сладкая выпечка обожаема детьми и взрослыми. Одна из примечательных особенностей сладостей у местного населения — мясная начинка (например, мясо используется для приготовления катламы). Популярными блюдами остаются чебуреки, различные пловы, пироги. Помимо баранины, крымские татары используют индейку, конину. Из напитков употребляют кофе, бузу, кобылье молоко и айран.
Жилище
Крымские татары живут в традиционных постройках, которые делятся на 4 типа:
- бахчисарайские дома;
- деревенские бахчисарайские дома;
- степные дома Симферополя;
- южнобережные дома.
Для бахчисарайского дома характерно корпусное деление. Несколько корпусов образуют единый дом, причем корпуса могут быть соединены калитками. Возле таких домов принято создавать сады для выращивания винограда и фруктовых деревьев. Домики строятся из натурального камня, имеют прямоугольную форму. В качестве цемента используется глина.
Деревенские дома строят из дубовых досок, реже из сруба. Фундамент возводят из камня, свод крыши представляет собой обтесанные брусья. Дома, расположенные в степных районах Симферополя, характеризуются наличием пустых дворов, огороженных маленькими заборами. Крыши в таких домах двухскатная, а основным строительным материалом служит кирпич.
Другая особенность — наличие хлева.
Южнобережные дома схожи с кавказскими, имеют такое же расположение комнат, строятся крестовидно, будто один на другом.
Характер
- Крымские татары очень спокойные люди и равнодушные к суете. Одновременно они могут часами неустанно вести беседы и проявлять любопытство к каждой мелочи. В работе проявляют усердие, сосредотачиваются на деле, не желая отвлекаться на мелочи.
- Всем татарам свойственно делать важный вид, особенно в общественных местах. При этом они остаются довольно скромны.
- В отношении жилья люди очень трепетны. Стараются сохранять чистоту и беречь каждую вещь.
- Большое влияние на характер и жизненный уклад оказывает Коран, требуя соблюдения важных правил.
- К великодушию крымский татарин отнесется соответственно. Здешний народ считает, что ко всякому, чей хлеб ты ел, нужно относиться с особым почтением.
- Людей, которые кажутся странными, крымские татары стремятся избегать.
Последние десятки лет негативно сказались на жизни населения, которое пережило массовую депортацию. Многие озабочены сохранением и восстановлением культуры народа, но тем не менее проявляют живой интерес к приезжим, стремясь узнать как можно больше о культуре гостя.
В видеоролике демонстрируется неповторимый по красоте национальный танец Хайтарма.
Источник: https://travelask.ru/articles/krymskie-tatary-zhizn-prekrasnogo-naroda