Калаши: что общего у самого загадочного народа пакистана с русскими

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Высоко в горах Пакистана на границе с Афганистаном, в провинции Нуристан, разбросано несколько крошечных плато.
Местные жители называют данный район Чинтал.

Здесь проживает уникальный и загадочный народ — Калаши, который пришел сюда несколько тысяч лет.

Их уникальность заключается в том, что этому индоевропейскому по происхождению народу удалось выжить почти в самом сердце исламского мира.

А между тем калаши исповедуют вовсе не авраамический культ — ислам, а исконную, народную веру…
Если бы калаши представляли собой многочисленную народ с обособленной территорией и государственностью, то их существование вряд ли бы кого удивило, но калашей на сегодня сохранилось не более 6 тыс. человек — они самая миниатюрная и загадочная этническая группа Азиатского региона.

Были почти полностью истреблены в результате мусульманского геноцида к началу XX века, так как исповедуют язычество.
Ведут замкнутый образ жизни. Говорят на калашском языке дардской группы индоевропейских языков (однако около половины слов их языка не имеет аналогов в других дардских языках, как и в языках соседних народов).

В Пакистане распространено убеждение, что калаши являются потомками воинов Александра Македонского (в связи с чем правительство Македонии построило средоточие культуры в этой области, см, напр., «Македонија ќе гради културен центар кај хунзите во Пакистан»).

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Учёные относят калашей к белой расе — это научный факт.

Лица у многих калашей — чисто европейские. Кожа белая в отличие от пакистанцев и афганцев. А светлые а часто иголубые глаза — как паспорт неверного-кафира.
У калашей глаза голубые, серые, зеленые и очень редко карие.

По другой версии, калаши – потомки народа, осевшего в горах Тибета в процессе большого переселения народов во времена вторжения арийцев на Индостан.
У самих калашей единого мнения по поводу своего происхождения нет, но в разговорах об этом вопросе с чужеземцами, они чаще отдают предпочтение версии македонского происхождения.

Легенда гласит, что в эти места пришли два воина и две девушки, отколовшиеся от греческой армии. Мужчины были ранены и не могли передвигаться. Именно они и положили начало калашскому народу.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Более точное объяснение происхождению этого народа могло бы дать подробное исследование калашского языка, к сожалению, еще слабо изученного. Считается, что он относится к дардской языковой группе, но на основании чего было сделано это отнесение не совсем понятно, т.к. более половины слов из лексики калашского языка не имеет аналогов в языках дардской группы и языков окружающих народов.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Встречаются публикации, в которых прямо говорится, что калаши говорят на древнегреческом языке, но так ли это, неизвестно. Факт то, что единственно кто помогает сегодня калашам выживать в экстремальных высокогорных условиях – современные греки, на деньги которых были построены школа, больница, детский сад, и вырыто несколько колодцев.

Исследование генов калашей не выявило ничего конкретного.
Все очень непонятно и зыбко – говорят, что греческого влияния может быть от 20 до 40%. (Зачем было проводить исследования, коли сходство с древними греками видно и так?)

Религия большинства калашей — язычество; их пантеон имеет немало общих черт с реконструируемым древне-арийским пантеоном.
Наряду с калашами подобными антропологическими характеристиками обладают также представители народа хунза и некоторые этнические группы памирцев, персов и др.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Есть еще один штрих, который никак не вписывается в общую для муслимов Пакистана и Афганистана культуру и быт.
Калаши всегда изготавливали для себя и пользовались мебелью.
Они едят за столом, сидя на стульях, — излишества, которые никогда не были присущи местным «аборигенам» и появились в Афганистане и Пакистане только с приходом англичан в ХVIII-ХIХ веках, но так и не прижились.

А калаши испокон веков пользовались столами и стульями…

Но и сейчас калаши находятся на грани исчезновения. Многие вынуждены ассимилироваться (через брак) с пакистанцами и афганцами, принимая ислам, — так легче выжить и получить работу, образование, должность.

Быт современных калашей можно назвать спартанским. Калаши живут общинами .

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Они живут в домах, которые строят из камня, дерева и глины.
Крыша нижнего дома (этажа) одновременно является полом или верандой дома другой семьи. Из всех удобств в хижине: стол, стулья, скамьи и глиняная посуда. Об электричестве и телевидении калаши знают лишь понаслышке.

Лопата, мотыга и кайло — им понятнее и привычнее. Жизненные ресурсы они черпают в сельском хозяйстве.

Калаши умудряются выращивать пшеницу и другие зерновые культуры на расчищенных от камня землях.
Но главную роль в их жизнеобеспечении играет скот, в основном козы, которые дают потомкам древних арийцев молоко и молокопродукты, шерсть и мясо.

  • В быту бросается в глаза четкое и незыблемое разделение обязанностей: мужчины первые в труде и охоте, женщины им только помогают в наименее трудоемких операциях (прополка, дойка, домашнее хозяйство).
  • В доме мужчины садятся во главе стола и принимают все значимые в семье (в общине) решения.
  • Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Для женщин в каждом поселении строят башлени — отдельный дом, где женщины общины рожают детей и проводят время в «критические дни».
Родить ребенка женщина калаши обязана только в башлени, а потому беременные дамы поселяются в «роддоме» загодя.

Откуда пошла такая традиция, никто не знает, но других сегрегационных и дискриминационных тенденций в отношении женщин у калашей не наблюдается, что бесит и смешит муслимов, которые из за этого относятся к калашам как к людям не от мира сего.

Заняты Калаши земледелием. В семьях принято равноправие полов.
Женщина вольна уйти от мужа, но при этом, предыдущий ее муж должен получить от нового выкуп в двойном размере.

Из притеснений женщин имеет место только изоляция женщин в отдельном доме во время месячных и родов.

Считается, что в это время женщина нечиста, и ее надо изолировать, с ней запрещено общаться, и пищу им передают через специальное окно в этом доме.

  1. Муж также волен уйти от нелюбимой жены в любой момент.
  2. Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими
  3. Калаши не знают выходных, но они весело и хлебосольно празднуют 3 праздника: Йоши — праздник посева, Учао — праздник урожая, и Чоймус — зимний праздник богов природы, когда калаши просят богов ниспослать им мягкую зиму и хорошие весну и лето.
  4. Во время Чоймуса каждая семья в качестве жертвоприношения забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.
  5. Калашский язык, или Калаша — язык дардской группы индоиранской ветви индоевропейской языковой семьи.
    В калашском языке очень хорошо сохранился базовый словарный состав санскрита

Их религия — напоминает трансформированный Зороастризм и культы древних ариев, которуй принес сюда с севера пророк Заротуштра примерно за 1500 лет до Р.Х. .

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Главным, «столичным» у кафиров было село под названием «Камдеш».
Дома были богато украшены сложной деревянной резьбой. Полевыми работами занимались не мужчины, а женщины, хотя мужчины предварительно очищали поле от камней и упавших бревен.

Мужчины же в это время занимались шитьем одежды, ритуальными танцами на сельской площади и решением общественных дел.

Основным предметом поклонения был огонь.
Кроме огня кафиры поклонялись деревянным идолам, которые вырезались искусными умельцами и выставлялись в святилищах.
Пантеон состоял из множества богов и богинь.
Главным считался бог Имра. Также весьма почитаемым был бог войны Гиша.

Каждая деревня имела своего мелкого божка-покровителя. Мир, согласно поверьям, был населен множеством борющихся друг с другом добрых и злых духов.

В числе важнейших ритуалов были выбор старейшин, приготовление вина, жертвоприношения богам и погребение.
Как и большинство ритуалов, выбор старейшин сопровождался массовыми жертвоприношениями козлов и обильными угощениями.

Выборы главного старейшины (джаста) производились старейшинами из числа старейшин. Эти выборы также сопровождались чтением священных гимнов, посвященных богам, жертвоприношениями и угощением собравшихся старейшин в доме кандидата.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

У калашей есть священные места для танцев — Джештак.
Те, что мы видели, оформлены в греческом стиле — колонны и росписи.
Там происходят главные события в жизни калашей — поминки и священнодействия.

Похороны превращаются у них в шумный праздник, сопровождаемый пиром и танцами, который продолжается несколько дней и куда приходят сотни людей со всех деревень.

Большую роль в жизни калашей играли шаманы.
Самый известный из них — Нанга дхар — мог проходить сквозь скалы и мгновенно появляться в других долинах. Он прожил более 500 лет и оказал существенное влияние на обычаи и верования этого народа. «Но сейчас шаманы исчезли», — грустно сообщил нам старейшина. Будем надеяться, что он просто не хотел раскрывать нам все тайны.

На прощание он сказал: «Откуда я появился, не знаю. Сколько мне лет, тоже не знаю. Я просто открыл глаза в этой долине».

Являются ли калаши потомками воинов армии Александра Македонского, также доподлинно неизвестно.

Неоспоримо лишь то, что от окружающих их народов они явно отличаются.

Более того, в недавно проведенном исследовании — совместными усилиями Института общей генетики имени Вавилова, университета в Южной Калифорнии и Стэндфордского университета — по сбору и обработке огромного объема информации по генетическим связям населения планеты калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.

Нам же после встречи с калашами стало уже не важно, имеют они отношение к Александру Великому или нет. Видимо, потому, что на какое-то мгновение мы сами стали калашами — среди огромных гор, бурных рек, с их танцами в ночи, со священным очагом и жертвоприношениями у скалы.

  • Мы поняли, как непросто сохранить свои верования и традиции маленькому, затерянному среди гор народу, постоянно испытывающему на себе все возрастающее воздействие внешнего мира.
  • На прощание мы спросили у старейшины о значении и особенностях калашской национальной одежды, за которую мусульмане называли их «черными кафирами», то есть «черными неверными».
  • Он было начал терпеливо и подробно объяснять, но потом на секунду задумался и произнес следующее:
Читайте также:  Почему на кавказе детей не хоронили на кладбищах

«Вы спрашиваете, что особенного в одежде, которую носят наши женщины? Калаши живы, пока женщины носят эти платья».

Геннадий Климов

Вокруг Света

  • 27 января 2012
  • Главное 12 декабря 2014
  • Главное 22 сентября 2015
  • 15 республик-15 сестер 25 июля 2014

Источник: https://www.gumilev-center.ru/kalashi-zagadochnyjj-narod-v-pakistane/

Калаши — затерянный народ в горах Гиндукуша

Итак, в Читрале мы задерживаться не стали, а сразу двинулись в сторону долин, где проживает наверно самый загадочный народ во всем регионе — калаши. Не путать с автоматом, которым вооружена пакистанская полиция 🙂

Так кто же такие калаши, и как они здесь оказались?

Ну, во-первых, калашей совсем немного — около трех тысяч человек. И первое, что удивляет — они не мусульмане. Вот все народы вокруг уже многие столетия как приняли ислам, а калаши как были язычниками, так и остались, сумев сохранить свои древние верования во враждебном мусульманском окружении. Соответственно и женщины у них лица не закрывают.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Как им удалось сохранить себя? Ну, во многом спасибо следует сказать очень сложному рельефу. Спасаясь от преследования врагов, калаши оказались в настолько труднодоступной местности, что те просто не смогли, а скорей всего даже и не захотели их завоевывать, если вообще знали об их существовании.

Достаточно сказать, что еще 20 лет назад добраться к калашам можно было лишь по горным тропам, проезжей дороги там просто не существовало. Да и та дорога, что недавно была построена, оказалась далека от идеала. Настолько далека, что проехать туда на нашем микроавтобусе не представлялось возможным.

Поэтому пришлось сменить его на нанятый джип.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Вот честно скажу — ехать по такой дороге было страшно. А ну как встречные попадутся, как разъезжаться? Туда мы ехали уже в сумерках, так что встречных было немного, но местечко в последние годы стало настолько популярным, что в «час пик» на этой дороге не протолкнуться.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Всего калашских долин две — Бумбарат и Румбур. На самом деле, есть еще и третья, но дорогу туда пока не построили, поэтому добраться до нее из двух первых можно только пешком через горный перевал. Мы же доехали вот до этого мостика. Дальше дорога разветвляется.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

В долину Бумбарат налево, в Румбур — направо. Мы решили начать с первой.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Вот так эти чудесные места выглядят на карте. Нижняя ветка, где деревня Батрик, это и есть долина Бумбарат.

Но вернемся к калашам. Что в них поражает больше всего — они не похожи ни на один из окружающих народов.

Вот удивительно — все вокруг смуглые и темноволосые, а вот среди калашей встречается очень много светлокожих людей, причем с чертами лица, которые ну никак не ассоциируются с Азией.

Особенно некоторые девушки — вот убери все это окружение, и можно подумать, что они — русские. Ну вот взгляните на ту, что слева — похожа она на азиатку?

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Откуда такие черты лица у племени, затерянного в горах Гиндукуша? Тут у ученых единого мнения нет. Генетические исследования показали, что европейские гены у калашей действительно присутствуют. Но откуда они взялись?

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Самая популярная версия состоит в том, что калаши являются потомками солдат армии Александра Македонского. Помните историю про мятеж на «Баунти» и остров Питкерн? Вот и здесь предполагают нечто подобное — якобы часть воинов отбились от армии и женились на местных девушках, дав начало новому народу.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Однако правда это или нет — никто не знает, все же с тех пор прошло уже более двух тысяч лет. Хотя вот пока ученые спорят, сами греки активно убеждают калашей в их греческом происхождении. А чтобы те не сомневались, попутно строят для них школы и больницы.

А я вот теперь понял, куда Греция спускает евросоюзную помощь. На свои имперские амбиции 🙂

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

А вот электричество в деревни к калашам провели японцы. Вообще заметно, что Япония оказывает значительную помощь населению тех мест, к примеру, я видел несколько мостов, на которых было написано, что они возведены при поддержке Японии. Интересно, а у Японии тут какой интерес? Может они считают калашей предками самураев? 🙂

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Мы же, заночевав в гостинице с тематическим названием — «Застава Александра» — с самого утра пошли исследовать калашские деревни. Тем более что, как нам сказали, сегодня здесь будет праздник.

Вообще, как я прочитал, праздников у калашей много. Можно приехать в любое время и с большой долей вероятности попасть на какой-то праздник. Вот и мы попали. Каждый год в мае, когда зерно уже посеяно, ,а мужчины еще не ушли на горные пастбища, местные жители празднуют фестиваль весны — Джоши.

Первый день Джоши называется «молочным» — калаши совершают приношение в дар богам молока, собранного в течение десяти дней до начала праздника.

И действительно, пока мы ходили туда-сюда, вокруг постепенно стали появляться женщины и девочки в ярких национальных нарядах с блестящими бидонами и чайниками в руках.

Пока взрослые женщины занимались делами, самые маленькие девочки уже начали репетировать танцы.

Калашский танец несложен, можно даже сказать, что примитивен. Танцующие собираются по трое или больше человек, обнимаются и начинают вращаться. Музыкальное сопровождение тоже немудреное — ритм танцу задает мужчина, бьющий в барабан. Сами танцующие в это время издают нечленораздельный гул — «А-а-а-а-а-а-ааааааааааа… Э-э-э-э-э-э-эээээээээ»

Что характерно, национальные костюмы носят и участвуют в танцах только женщины. По-видимому считается, что танцы это не мужское дело.

Мужчины в это время уже заняты гораздо более серьезными делами — как мне потом рассказали попутчики, многие из них к этому моменту уже были не совсем трезвые.

Но зато в празднике наряду с девочками участвуют и мальчики, правда одеты они в самую обычную одежду.

Среди детей выделялась гиперактивная девочка — чумазая, в разных тапках и без костюма.

Тем временем праздник начинал разворачиваться, и на сцену вышел ансамбль «бурановских бабушек». С ведрами:)

Некоторые бабушки весьма почтенного возраста

В общем, веселье в разгаре

После предварительных танцев началось шествие с чайниками и бидонами

Участники праздника должны обходить разные дворы, где им в любую подходящую емкость наливают молоко.

Вот так наливают молоко. Каждому понемногу.

Живут калаши конечно бедненько. Питаются просто — хлеб, растительное масло и сыр. Мясо только по праздникам. Выращивают коз, но и мычащую корову я тоже видел.

Тут на праздник заявились иностранные туристы в шапках-моджахедках. Вообще, конечно, калашам не позавидуешь. Не было дороги — жить было тяжело, но зато чужаки не приезжали и не лезли повсюду с фотоаппаратами. А теперь дорогу построили, вроде стало полегче, но наплыв туристов стал размывать традиционную калашскую жизнь.

Но вот наконец все собрались на лужайке у монументального здания, так не похожего на все остальные постройки в деревне. Это Kalasha Dur, культурный центр калашей, построенный при помощи Греции в 2001-2005 годах.

Здесь функционирует и калашская школа, и медпункт, иногда не совсем правильно называемый больницей, и небольшой музей. Кстати, обратите внимание на архитектуру.

Деревянные брусья в верхней своей части и правда стилизованы под греческие колонны с капителями. Фото найдено в сети.

Этот центр стал предметом зависти окружающих, а то, что местную школу не разрешали посещать детям мусульман, так и вообще вносило немалый разлад в жизнь общины. Раньше центром руководил грек Анастасиос Лероунис. В 2009 году боевики Талибана прокрались в деревню и похитили его.

Позднее его освободили за выкуп в миллион долларов, но к калашам он уже больше не вернулся и уехал назад к себе в Афины — на этом настояли спецслужбы, чтобы не провоцировать экстремистов. Вобщем, вот такая сложная здесь жизнь. Кстати, когда самих калашей спрашивают, как они относятся к талибам, они отвечают, что не интересуются политикой.

И это понятно, такому маленькому народу вставать на чью-то сторону просто опасно.

Тем временем на лужайке у культурного центра начались танцы

Я сначала снимал снизу, но потом нашел более удачную позицию — на балконе на третьем этаже.

Интересно, что многим девочкам под национальный головной убор частично выбривают волосы

Смотрится это как-то не очень красиво.

Наконец веселье на центральной лужайке завершилось, и праздничная процессия направилась в соседнюю деревню, что на другом берегу реки. Мостики у них тут конечно довольно экстремальные

Участники праздника вперемешку с туристами движутся к следующей деревне

По пути приходится перелезать через камни

Наряды калашских женщин могут быть весьма замысловаты

Такая маленькая, а уже в национальном костюме

Вот и в этой деревне начались танцы

Бурановские бабушки тоже участвовали

Вообще, как я прочитал, мало кому из калашей нравится выступать перед заезжей публикой. Некоторые ради того, чтобы положить этому конец, даже переходят в ислам.

Также меняют религию женщины, выходящие замуж за мусульман, и мужчины, работающие вместе с мусульманами.

Ну вот согласитесь, неохота себя чувствовать «белой вороной», особенно когда все вокруг верят в одного пророка и загробную жизнь после смерти.

Но пора двигаться к следующей деревне. В долине Бумбарат их несколько

Наблюдать за самой процессией не менее интересно, чем за танцами

Читайте также:  Ермак, разин, каледин и другие самые известные казачьи атаманы

Но вот веселье продолжается

Эта деревня находится довольно высоко, та деревня, откуда мы пришли, осталась вон там внизу

В самой деревне довольно тесно

Под конец все эти танцы меня уже утомили. Калаши все ходили и ходили от деревни к деревне, а я все думал, сколько же потом придется возвращаться, если не удастся найти другого моста.

Вот, нашел на Youtube документальный фильм про калашей. ВИДЕО

Погуляв еще по нашей деревне, я пошел в гостиницу, надеясь, что на этом с калашами будет покончено, и мы сможем двинуться в обратный путь. А то что там за дорога дальше — опять никто ничего не знает, так что хотелось бы выехать пораньше, чтобы опять не ехать ночью.

Но не тут-то было. Узнав, что в долине Румбур тоже намечается праздник, наши женщины загорелись желанием поехать и туда. Что вышло из этой поездки, я расскажу в следующей части.

А в заключение — мой видеоролик с танцами калашей. Фотографии это хорошо, но такое действо надо обязательно снимать на видео.

Источник: https://www.tourister.ru/responses/id_15698

Загадочный народ калаши

На севере Пакистана есть округ Читрал, отгороженный высочайшими горными хребтами от остального мира, сообщение с которым бывает возможным только после таяния снегов на труднодоступных перевалах.

Среди этносов-изолятов, живущих там на маленьких плато или в тесных ущельях, особое место занимает уникальный народ калаши, ибо в отличие от соседей только его представители не приняли ислам и сохранили свои древние верования.

  • Ислам и вера «кафиров»
  • Давление на горцев-язычников с распространением в долине притоков Инда ислама стало набирать силу еще со времен империи Махмуда Газневи, который в X веке под флагом священного джихада против неверных подчинил своей власти Восточный Иран, южную часть Средней Азии, Хорезм и, совершив 17 походов в Индию, включил в свое государство Пенджаб и Кашмир.
  • В результате подобных экспансий на земли кафиров в XV веке часть нуристанского народа вайгали, до сих пор называющих себя kalašüm, продвинулась в Читрал (провинция Хайбер-Пухтунва в Пакистане), где положила начало калашской народности, ассимилированной в языковом плане дардоязычными аборигенами.

Калашей на сегодня сохранилось не более шести тысяч человек – они самая малочисленная этническая группа этой части Азиатского региона. Несмотря на случаи обращения их в ислам на протяжении всей новейшей истории, это единственный народ, половина которого сохранила свои древние верования.

Первые европейские исследователи и миссионеры стали сообщать сведения об этой части света после колонизации Индии, но по-настоящему объемную информацию о его жителях предоставил английский врач Георг Скотт Робертсон, прибывший в Кафиристан в 1889-м и проживший там в течение года.

Ценность исследований Робертсона в том, что им был собран материал по обрядам и традициям кафиров (калашей-немусульман) до исламского вторжения. К сожалению, часть трудов была утеряна при переправе через Инд во время возвращения англичанина в Индию.

На основе сохранившихся записей и личных воспоминаний Робертсон в 1896 году издал книгу «Кафиры Гиндукуша» («The Kafirs of Hindu-Kush»).

Согласно материалам о религиозно-обрядовой стороне жизни кафиров, собранных им, можно сделать выводы о том, что их религия напоминает трансформированный зороастризм и культы древних ариев. Основными аргументами в пользу этого утверждения могут служить отношение к огню и погребальный обряд.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Конечно, количество принявших ислам калашей возросло после 1970-х годов, когда в край были проложены дороги и в их селениях стали строиться школы.

Обращение в ислам приводит к разрыву традиционных связей, считает один из калашских старшин Сайфулла Джан: «Если кто-то из калашей обращается в ислам, он больше не может жить среди нас». Как отмечает К.

Йеттмар, калаши-мусульмане с нескрываемой завистью смотрят на калашские языческие танцы и веселые празднества.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Тем не менее ислам и исламская культура соседних народов оказывают большое влияние на жизнь калашей-язычников и их верования, дополняющиеся сюжетами и мотивами мусульманской мифологии. Калаши переняли у соседей мужскую одежду и имена. Под натиском цивилизации постепенно разрушается традиционный образ жизни, в частности уходят в небытие праздники заслуг.

Хотя калаши и живут в замкнутых общинах, молодежь все чаще вынуждена ассимилироваться, вступая в брак с мусульманами. Одной из причин этого является то, что мусульманину проще найти работу и прокормить семью. Также калаши получают угрозы со стороны различных исламистских организаций.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

В настоящее время языческая религия и культура горцев, привлекающие внимание многочисленных европейских туристов, находятся под защитой пакистанского правительства, опасающегося замирания туриндустрии в случае тотальной исламизации этого удивительного региона. Поэтому до сих пор долины калашей представляют собой уникальный заповедник, сохраняющий одну из самых архаичных индоевропейских культур.

Их селения расположены на высоте 1 900–2 200 метров над уровнем моря. Калаши населяют три боковые долины, образованные правыми (западными) притоками реки Читрал (Кунар): Бумборет (калаш.

Мумрет), Румбур (Рукму) и Бирир (Бириу), на расстоянии около 20 километров к югу от города Читрал. Первые две долины соединяются в низовьях, в третью по калашской этнической территории ведет перевал высотой около 3 000 метров.

Перевалы через западный хребет ведут в Афганистан, в область расселения нуристанской народности кати.

Боги, праздники и козы

Традиционные представления калашей о мире основаны на противопоставлении святости и нечистоты. Высшей святостью обладают горы и горные пастбища, где обитают боги и пасется их скот – дикие козы. Святы также алтари и козьи хлева.

Нечистыми являются земли мусульман и даже коровы. Нечистота также присуща женщине, особенно в периоды месячных и родов. Осквернение приносит все, связанное со смертью.

Подобно ведической религии и зороастризму верования калашей предусматривают многочисленные церемонии очищения от скверны.

Пантеон калашей (devalog) с небольшими отличиями сходен с пантеоном, существовавшим у соседей-нуристанцев из Афганистана до принятия ими ислама, включая многих одноименных божеств. Имеются представления также о многочисленных низших духах-демонах, прежде всего женского пола.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Святилища калашей представляют собой алтари, сооружаемые под открытым небом из досок можжевельника или дуба и обставляемые ритуальными резными досками и идолами божеств. Особое значение придается религиозным танцам.

Ритуалы калашей заключаются прежде всего в общественных пиршествах, на которые приглашаются боги. Калаши живут без выходных, но зато весело.

Они с размахом празднуют три праздника: Йоши – праздник посева, Учао – праздник урожая, и Чоймус – зимний праздник богов природы, во время которого каждая семья забивает козу, мясом которой угощают всех, кто зайдет в гости или встретится на улице.

Делая жертвоприношения, калаши просят богов ниспослать им мягкую зиму, теплую весну, благополучное лето и урожайную осень.

Калашские женщины выращивают пшеницу и другие зерновые культуры на землях, которую расчищают от камней и бревен мужчины.

Но важнейшее место в обеспечении жизни горцев занимают козы, благодаря которым у них есть молокопродукты, шерсть и мясо. Весельем отмечается не только рождение человека, но и его смерть.

Калаши устраивают пир после смерти

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Ярко выражена ритуальная роль молодых юношей, еще не познавших женщину, то есть обладающих наивысшей чистотой.

Они же на высокогорных летних пастбищах занимаются выпасом коз, вокруг которых строятся многочисленные традиции, табу и фольклор.

Козье молоко – один из основных продуктов питания, при этом женщинам разрешено употреблять его только в свежем виде. Забой скота проходит в торжественной обстановке, женщинам разрешено есть только мясо самок.

Нордические арийцы, македонцы, славяно-русы и албанцы

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

В последнее время калаши получили широкую известность не только благодаря религии предков, сочетающей черты зороастризма древних ариев с верованиями неиндоевропейских аборигенов, но и светлым волосам и глазам отдельных представителей.

Подобные антропологические проявления порождали у равнинных народов легенды о калашах как о потомках воинов Александра Македонского, от которых у них осталась культура пользования столами и стульями, в отличие от всех окружающих народов. Да и сами калаши, судя по всему, склонны верить в эту легенду.

В связи с этим правительство Македонии построило свой культурный центр в калашской долине. Особо креативные журналисты даже утверждали, что калаши поклоняются древнегреческим богам.

  1. И действительно, прослушав македонскую и калашскую фольклорную музыку, вы можете заметить некую общность, хотя окончательный вывод лучше сделать лишь после комплексных исследований.
  2. С другой стороны, расовые особенности калашей трактуются в некоторых медийных ресурсах как наследие нордических арийцев и даже как показатель близости к славяно-русам.

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

В Интернете можно встретить материалы под такими заголовками: «Калаши – древние русичи Пакистана», «Калаши – островок славяно-ариев в Афганистане». Также утверждается, что этот гиндукушский этнос берет начало от балканских албанцев.

Не все здесь девушки – блондинки

Калаши: что общего у самого загадочного народа Пакистана с русскими

Тем не менее ослабленная пигментация свойственна только части популяции, и большинство калашей вовсе не являются светлоглазыми блондинами, а представляют расовый тип, который характерен для окружающих их соседей – равнинных жителей Афганистана и Пакистана.

Есть мнение, что депигментация в той или иной степени характерна для всех окружающих их народов, тысячелетиями живущих в изолированных эндогамных условиях горных долин с весьма слабым притоком генофонда извне: нуристанцев, дардов, памирских народов, а также неиндоевропейских аборигенов буришей.

Типичными Y-хромосомными гаплогруппами для калашей являются: L (25%), R1a (18,2%), G (18,2%), J2 (9,1%). В совместных исследованиях Института общей генетики им.

Вавилова, университета Южной Калифорнии и Стэнфордского университета, калашам посвящен отдельный параграф, в котором говорится, что их гены действительно уникальны и принадлежат к европейской группе.

Однако этот вывод противоречив, поскольку у калашей мы видим всего 18,2% так называемой арийской гаплогруппы R1a, а самой большой долей в 25% у них представлена гаплогруппа L, носителями которой являются негроидные дравидийские народы Индостана.

Читайте также:  Почему на руси существовал культ медведя

Впрочем, почти у всех народов есть несколько или множество предков. И время, которое не боится ни пирамид, ни высоких вершин и глубоких ущелий, в далеком или близком будущем откроет нам тайны происхождения этого удивительного и загадочного народа – калашей.

Источник: https://express-k.kz/news/zhizn/kalashnyy_ryad-81641

Калаши: как появились люди со славянской внешностью в Пакистане

Всё в жизни калашей, живущих на севере Пакистана в горах Гиндукуша не так, как у соседей: и вера, и уклад жизни, и даже цвет глаз и волос. Этот народ — загадка. Сами они считают себя потомками Александра Македонского.

Кто ваши предки?

О предках калашей спорят снова и снова. Существует мнение, что калаши — местные аборигены, некогда населявшие обширные территории южной долины реки Читрал. И сегодня там сохранились многочисленные калашские топонимы. Со временем калаши были вытеснены (или ассимилированы?) с исконных территорий.

Есть и другая точка зрения: калаши не являются местными аборигенами, а пришли на север Пакистана много веков назад. Это могли быть, например, племена северных индийцев, проживающие приблизительно в XIII веке до н.э. на юге Урала и на севере Казахских степей. Их внешний вид напоминал облик современных калашей — голубые или зеленые глаза и светлая кожа.

Следует заметить, что внешние особенности свойственны не всем, а только части представителей загадочного народа, однако, часто это не мешает упоминать об их близости к европейцам и называть калашей наследниками «нордических арийцев».

Впрочем, считают ученые, если посмотреть на другие народы, которые на протяжении тысячелетий живут в изолированных условиях и не слишком охотно записывают чужаков в родственники, то и у нуристанцев, дартов или бадахшанцев можно обнаружить «гомозиготную инбридинговую (родственную) депигментацию».

Доказать принадлежность калашей к европейским народам пытались и в Институте общей генетики Вавилова, а также в Южно-Калифорнийском и Стэндфордском университетах. Вердикт — гены калашей действительно уникальны, но вопрос о предках остался по-прежнему открытым.

Красивая легенда

Сами же калаши охотно придерживаются более романтичной версии своего происхождения, называя себя потомками воинов, пришедших в горы Пакистана вслед за Александром Великим.

Как и положено легенде, она имеет несколько вариаций. По одной — Македонский приказал остаться калашам дожидаться своего возвращения, но по какой-то причине так за ними и не вернулся.

Верным солдатам не оставалось ничего другого, как осваивать новые земли.

По другой — несколько солдат, из-за ранений не способных продолжать движение вместе с войском Александра, вынуждены были остаться в горах. Верные женщины, естественно, не покинули мужей. Легенда очень нравится путешественникам-исследователям, заглядывающим в гости к калашам, и многочисленным туристам.

Язычники

Все, кто приезжает в этот удивительный край, обязан предварительно подписать бумаги, запрещающие какие-либо попытки повлиять на самобытность уникального народа. В первую очередь, речь идет о религии.

Среди калашей много тех, кто продолжает придерживаться старой языческой веры, несмотря на многочисленные попытки обратить их в ислам.

В сети можно найти многочисленные посты на эту тему, хотя сами калаши уклоняются от вопросов и говорят, что «не припоминают каких-либо жестких мер».

Иногда, уверяют старейшины, смена веры происходит, когда местная девушка решается на брак с мусульманином, но происходит это, по их словам, нечасто. Однако исследователи уверены, что избежать судьбы соседей-нуристанцев, насильственно обращенных в конце XIX века в ислам, калашам удалось только благодаря тому, что они населяли территорию, которая попала под юрисдикцию британцев.

Не меньше споров вызывает происхождение многобожия калашей. Попытки провести аналогии с греческим пантеоном богов большинство ученых считают безосновательными: вряд ли калашский верховный бог Дезау — это Зевс, а покровительница женщин Дезалика — Афродита. Священнослужителей у калашей нет, и каждый молится самостоятельно.

Правда, обращаться напрямую к богам не рекомендуется, для этого существует дехар — специальный человек, который перед можжевеловым или дубовым алтарем, украшенным двумя парами лошадиных черепов, приносит жертву (обычно козу).

Перечислить всех калашских богов достаточно трудно: в каждом селении есть свои, а кроме этого еще множество духов-демонов, преимущественно женского рода.

О шаманах, встречах и проводах

Калашские шаманы могут предсказывать будущее и карать за грехи. Самым известным из них считается Нанга дхар — о его способностях слагали легенды, рассказывая, как в одну секунду он исчезал из одного места, проходя сквозь скалы, и появлялся с другом.

Шаманам доверяют вершить правосудие: их молитва способна, якобы, наказать обидчика.

По плечевой кости жертвенного козла специализирующийся на предсказаниях шаман-ашжиау («разглядывающий кость») может увидеть судьбу не только отдельного человека, но и целых государств.

Жизнь калашей немыслима без многочисленных пиршеств. Приезжающие туристы вряд ли сразу смогут понять, на каком событии они присутствуют: рождении или похоронах. Калаши уверены, что эти моменты одинаково значимы, а потому необходимо в любом случае устроить грандиозный праздник — не столько для себя, сколько для богов.

Нужно радоваться, когда новый человек приходит в этот мир, чтобы жизнь его была счастливой, и веселиться на похоронах, — пусть и загробное пребывание окажется безмятежным.

Ритуальные танцы в священном месте — Джештаке, песнопения, яркие одежды и ломящиеся от угощения столы — всё это неизменные атрибуты двух главных событий в жизни удивительного народа.

Вот это стол — за ним едят

Особенностью калашей является и то, что, в отличие от соседей, они всегда использовали для трапезы столы и стулья. Дома они строят по македонскому обычаю — из камней и бревен.

Не забывают про балкон, при этом крыша одного дома является полом для другого — получаются своеобразные «высотки по-калашски».

На фасаде — лепнина с греческими мотивами: розетками, радиальными звездами, затейливыми извилинами.

Большинство калашей занимаются сельским хозяйством и скотоводством. Примеров, когда кому-то из них удалось изменить привычный уклад, — единицы.

Широко известна легендарная Лакшан Биби, которая стала авиапилотом и создала фонд поддержки калашей.

Уникальный народ вызывает неподдельный интерес: греческие власти строят для них школы и больницы, а японцы разрабатывают проекты дополнительных источников энергии. Кстати, об электричестве калаши узнали относительно недавно.

In vino veritas

Производство и употребление вина — еще одна отличительная особенность калашей. Сухой закон на всей территории Пакистана — еще не причина отказываться от традиций.

А после приготовления вина можно и в любимый гал поиграть — нечто среднее между лаптой, гольфом и бейсболом. Мяч отбивают клюшкой, а затем дружно ищут. Кто нашел его двенадцать раз и вернулся первым «на базу», тот победил.

Нередко жители одного селения приходят в гости к соседям, чтобы сразиться в гал, а затем весело отметить — и неважно, будет это победа или поражение.

Ищите женщину

Калашские женщины находятся на вторых ролях, выполняя самую «неблагодарную работу». Но на этом сходство с соседками, пожалуй, заканчивается. Они сами решают, за кого выходить замуж, а если брак окажется несчастливым, то и развестись.

Правда, новый избранник должен выплатить бывшему мужу «неустойку» — приданое в двойном размере. Калашские девушки могут не только получить образование, но и, например, устроиться работать гидом.

Издавна существуют у калашей и своеобразные родительные дома — «башали», где «грязные» женщины проводят несколько дней до начала родов и приблизительно неделю после.

Родственникам и любопытствующим не просто запрещается навещать будущих мам, даже до стен башали дотрагиваться нельзя. А какие калашки красивые и нарядные! Рукава и подолы их черных платьев, за которые мусульмане, кстати, именуют калашей «черными неверными», расшиты разноцветным бисером.

На голове — такой же яркий убор, напоминающий прибалтийский венчик, украшенный лентами и замысловатой вышивкой из бисера. На шее — множество нитей бус, по которым можно определить возраст женщины (если удастся сосчитать, конечно). Старейшины загадочно замечают, что калаши живы только до тех пор, пока их женщины носят свои платья.

И напоследок еще один «ребус»: почему прическа даже самых маленьких девочек — это пять косиц, которые начинают плести со лба?

Источник: https://news.rambler.ru/articles/38043537-kalashi-kak-poyavilis-lyudi-so-slavyanskoy-vneshnostyu-v-pakistane/

Калаши — загадочный народ, живущий в горах Пакистана

Голубоглазые и зачастую светловолосые жители долины реки Читрал, протекающей в горах Гиндукуша, разительно отличаются от своих ближайших соседей.

Обычаи, религиозные предпочтения, внешний вид и особенности жизненного уклада делают их совершенно не похожими на народы Пакистана и соседнего Афганистана.

Интересно, что их ближайшие соседи уверены, что эти загадочные люди — потомки армии Александра Македонского.

Калаши относятся к дардской группе народов, которые имеют индоарийское происхождение. Несмотря на легенды о войске Александра Македонского, сами калаши в своих преданиях рассказывают, что их предки пришли в долину Читрал из соседнего южного региона и потеснили другие народы, обитавшие тут. Численность этого уникального народа невелика — всего около 6 000 человек.

Несмотря на то, что все их многочисленные соседи давно исповедуют ислам, калаши, за редким исключением, остаются верны своим традиционным верованиям, имеющим индоиранское происхождение. Главным божеством считается бог Дезау, а верховный жрец является духовным наставником и руководителем проводимых ритуалов.

Это единственный народ региона, который сохранил верность своим религиозными традициям, хотя исламское окружение не раз принимало попытки обратить их в свою веру. Не последнюю роль в этом сыграло то, что регион долины Читрал оказался в XIX веке под властью британской Индии, в которой не велась активная пропаганда ислама.

Калаши достаточно веротерпимы, а девушкам разрешено выходить замуж за мусульман.

Интересно, что калаши разительно отличаются от своих соседей не только внешним видом, но своими обычаями и традициями. Особенно это прослеживается в отношении женщин.

Представительницам прекрасного пола разрешено выбирать себе мужей: о таком не могут даже мечтать другие жители этого горного региона. Более того, если жену что-то не устраивает, она может по собственному желанию развестись с мужем.

Правда, есть одно условие: её будущий муж должен заплатить в двойном размере выкуп, отданный за невесту первым мужем.

Калаши занимаются ведением традиционного хозяйства. Они разводят коз и овец, чье молоко является ценным продуктом питания. Зерновые культуры являются основным источником пищи калашей. Они выращивают пшеницу, ячмень, просо и некоторые другие виды злаков.

Интересно, что наряду со светловолосыми и голубоглазыми представителями народа среди калашей встречаются и темноволосые, которые реже попадают в кадр. Это и послужило причиной формирования теории о том, что калаши — это потомки европейских завоевателей.

Хотя при этом их кожа заметно светлее, а глаза зачастую голубые. Этим феноменом заинтересовались ученые, которые провели всестороннее исследование генетических особенностей народа.

Выводы генетиков разочаруют любителей всего таинственного и древнего: Александр Македонский и его войско, скорее всего, не имеют к калашам прямого отношения. Анализ ДНК показал, что калаши мало чем отличаются от своих индо-афганских соседей. Светлые волосы и глаза присущи примерно половине популяции калашей.

Исследователи связывают эту особенность с отсутствием пигментации по причине изолированного образа жизни, хотя и признают, что процент светловолосых людей среди калашей несравнимо выше, чем среди соседей.

На фоне непростой ситуации в Пакистане благополучие калашей вызывает серьезные опасения. Но их народное предание гласит, что калаши будут существовать до тех пор, пока женщины носят традиционные платья. И они действительно их носят.

Фотографии этих красивых женщин в ярких нарядах — это не облачение по случаю приезда гостей или национального праздника. Красочный наряд, бусы, прическа и национальный головной убор — здесь женщины выглядит так каждый день.

И вполне вероятно, что именно по этой причине калаши сохранились до наших дней.

Материал является авторским, при копировании ссылка на статью или сайт travelask.ru обязательна

Источник: https://travelask.ru/blog/posts/10170-kalashi-zagadochnyy-narod-zhivuschiy-v-gorah-pakistana

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector