Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

28 января 2019 | Время чтения 12 мин

Владимир Станулевич, 28 января 2019, 10:35 — REGNUM В 1950-е в Няндоме высадился первый десант военных строителей. В лесу, в 15 километрах от райцентра, они вырубили лес и построили два военных городка. Один городок заселили военные с голубыми околышами — летчики, а второй — стрелковый батальон.

Летчики были главными, командир их части был генералом, личный состав в основном офицерским, и они обслуживали хранилище авиационных ядерных боеприпасов. Аэродрома рядом не было — боевые части перевозили по железной дороге.

Летчиков обустроили на высоком уровне — построили клуб, бассейн, универмаг, обеспечили по московским нормам, школы приписали к московскому образованию.

Батальон состоял из срочников и охранял «зону» — как называлось хранилище боеприпасов, и кроме казарм, штаба, казармы, солдатской столовой, колючей проволоки и блиндажей в батальонном городке ничего не было. На танцы и в кино пехота ездила к летчикам. Так было с 1958 по 1988 год.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Памятник, установленный жителями Каргополя-2 в честь 65-летия Великой Победы в 2010 году. За ним — руины Дома культуры

© Владимир Станулевич

В интернете нашелся «Неофициальный сайт городка «Каргополь-2» (1). С 2006 по 2010 год его вел Баранов Сергей Александрович. О себе автор пишет: «Родился 30 апреля 1960 г. в г. Няндома Архангельской обл. С 1966 г.

живу в Каргополе-2. Служил в войсках ПВО. После демобилизации 15 лет работал оператором котельной. Женат, две дочери. Хобби — «грибная охота», кроссворды, компьютер».

Это лучший источник о жизни бывшего военного городка.

С. А.

Баранов: «Нашей части повезло на командиров, таких как Недоступ Александр Ульянович… Шанин, Горелов, Нагайбаков Руслан Измайлович… Это были грамотные, преданные своему делу люди, прошедшие войну… при Горелове были обустроены детские площадки, с качелями-каруселями, горками и песочницами. Наибольшего расцвета часть достигла при генерал-майоре Нагайбакове Руслане Измайловиче… заслуга этого командира в том, что он очень много делал для… сплочения людей: в художественную самодеятельность вовлекались целыми коллективами, велась большая работа в женсовете части, в школе — по воспитанию подрастающего поколения… Городок стал как одна большая семья. Куда бы ни забрасывала судьба бывшего «каргопольца», его всегда интересовала дальнейшая жизнь городка… И эта ностальгия не проходит с годами…»

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Улицы Каргополя — чистые, оконные рамы домов — свежевыкрашенные

© Владимир Станулевич

В 1988 году высадился второй десант военных строителей — инженерный полк. Фронт работ был еще шире, привлекался вольнонаемный труд — расчищать от леса огромную стройплощадку. Население городка достигло 3000 человек.

Военнослужащие переоделись в черную морскую форму — ВВС передал объект морской авиации. Началось расширение военного городка, строительство третьего городка — для батальона аэродромного обслуживания, и взлетно-посадочной полосы длиной 4000 метров.

На аэродроме должны были базироваться бомбардировщики Ту-22 М3.

Ту-22 М3 предназначался для уничтожения авианосцев США ракетами Х-22. Сверхзвуковая крылатая ракета Х-22 «Буря» комплектовалась как фугасно-кумулятивной боевой частью массой 960 кг, так и термоядерной — 350—1000 кг.

С фугасно-кумулятивной боевой частью ракета делала в борту корабля пробоину площадью 22 м² и глубиной до 12 м. С 1978 года построено 268 Ту-22М3. Максимальная скорость самолета 2300 км/ч. Практический потолок: 13 300 м. Дальность полёта: 6800 км.

Боевой радиус на сверхзвуковой скорости: 1500—1850 км. Длина разбега: 2000—2100 м. Длина пробега: 1200—1300 м.

С. А.

Баранов о городке 1970−1980-х: «…2-х этажный универмаг с гастрономическим, бакалейным и молочным отделами, на верхнем этаже трикотажный, обувной… хозяйственный, книжный, овощной и детский магазины, пошивочное ателье, большая столовая с кафе, где можно было… выпить пива, «Фанты» (это в 70-е-то годы!), поесть ленинградского мороженого… пирожки… эклеры, пирожные, заварные трубочки, безе, «мокко», салаты, винегреты, студни и заливные, котлетные и мясные изделия, торты… стоит сказать о бане с парилкой, гарнизонной библиотеке с огромным выбором книг и периодической печати, музыкальной школе с обучением по классу фортепиано, аккордеона и баяна… был Дом офицеров с кинозалом на 400 мест… комната боевой славы, буфет, бильярдная… собственный ВИА. …существовал стадион с вместительной трибуной, с различными спортивными снарядами… Народ, от мала до велика, собирался на стадионе, веселясь до позднего вечера. Рядом находилось Купальное озеро, с мостками, кабинками, со спасательной службой… Работала хоккейная коробка… своя хоккейная команда с настоящей экипировкой принимала участие в районных соревнованиях…»

В ноябре 1988 году успешно прошли испытания космического комплекса «Буран». С тех пор пошли слухи, что полосу строят для космического челнока. Правда, офицеры, служившие в 1988 и позже, клянутся и божатся, что ни в каких документах «Буран» не упоминался. Что, впрочем, не значит ничего — и они не врут, и аэродром мог не исключать двойного назначения.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Церковь, построенная жителями Каргополя-2 на свои средства

© Владимир Станулевич

Связь «Бурана» с Каргополем — 2 можно установить по косвенным признакам. Во-первых, о запасных аэродромах для «Бурана» упоминал Магомед Толбоев, член отряда космонавтов-испытателей программы «Буран»:
«Кроме аэродрома «Юбилейный» были подготовлены еще два запасных аэродрома для посадки «Бурана».

— В Симферополе, в Крыму и в Хороле, в Приморском крае. На случай вынужденной посадки были также усилены ВПП еще на четырнадцати аэродромах, в том числе на Кубе, в Анголе и в Ливии. На все эти аэродромы по трассе мы летали на самолете Ту-154, который был оборудован под летающую лабораторию и имитировал «Буран» (2).

Толбоев не называет эти 14 аэродромов, и Каргополя-2 в этом списке быть не должно — он только строился. Но их число должно было расти и дальше. Кстати, на Хороле, как планировалось и в Каргополе-2, базировались морские бомбардировщики Ту-95.

Второе — сравнение технических характеристик Ту-22М3, «Бурана» и аэродрома Каргополь-2. Разбег Ту-22М — 2100 метров, пробег еще меньше — 1300 метров. Длина полосы «Каргополь-2» — 4000 метров. Длина пробега «Бурана» — около 4000 метров.

На запасном аэродроме «Бурана» в Хороле длина полосы — 3700 метров. Понятно, что огромные траты на лишние 1−1,5 километра полосы не случайны.

Скорее всего, полоса использовалась бы Ту-22, а в случае широкого развертывания в США программы «Спейс Шаттл» и ответной — в СССР, «Бураны» «засветились» бы в Каргополе-2 официально.

С. А.

Баранов: «Первое время… была полная неразбериха: числишься на одной должности — работаешь на другой. А вот у строителей сразу всё было понятно, народ принимался на работу: водители, крановщики, каменщики и др. специальности. Они начали с размахом большое строительство: рядом с перевалочной базой ставятся два цементных завода, между автопарком и РММ ставятся склады и ангары, стоянки под строительную технику, от перекрёстка на выезде из городка прокладывается бетонная дорога, уходящая далеко на юг, к месту строительства аэродрома и «второго» городка».

«Буран» был переносом гонки вооружений в космос, оснащать его планировалось лазерным (комплекс «Скиф») и ракетным (комплекс «Каскад») оружием. Чтобы поражать наземные цели, в грузовой отсек «Бурана» планировали разместить установку, «выстреливающую» планирующими ядерными модулями-бомбами. Пять таких бомб могли стереть всё живое с поверхности Земли в полосе шириной до 3000 км.

Под «Буран» разрабатывались и высокоточные ракеты «Болид» в ядерном исполнении: они должны были атаковать бункеры и подземные базы, поэтому их бетонобойная боевая часть могла проникать на глубину до 30 м.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Недостроенный дом для учителей и врачей Каргополя-2

© Владимир Станулевич

Еще один вариант предусматривал размещение на борту «Бурана» орбитальных головных частей ракеты «Р-36». Блоки должны были выводиться на низкие орбиты ожидания высотой 150−180 км, чем обеспечивалась высокая точность попадания в цель (3).

Не СССР был инициатором космической гонки вооружений. Еще в 1972 году президент США Р. Никсон подписал программу «Спейс Шаттл». Остановить американцев можно было только более мощным ответом, и «Буран» им был. Как и многие передовые системы вооружений, космический челнок «похоронил» М. С. Горбачев.

Главный конструктор ракеты «Энергия» Борис Иванович Губанов вспоминал: «Михаил Сергеевич остановился, ожидая, когда подойдет основная группа, и, глядя на «Буран» (композиция ракеты и корабля пока называлась одним именем), сказал: «Ну… видимо, кораблю мы навряд ли найдем применение… Но ракета, мне кажется, найдет свое место…» Молчание.

Откровение вслух звучало как приговор. Не думаю, что эти фразы родились у него лично и только что. Остальные «молчавшие» не возражали. Значит, они продолжали начатый не сейчас разговор» (4). В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в мае 1993 года программа окончательно закрыта.

Как показывает практика, взаимное разоружение не значит, что США и НАТО будут выполнять договоренности — как это произошло с продвижением НАТО к границам СССР.

Третий этап в жизни Каргополя-2 начался в 1992 году, когда стройку законсервировали, инженерный полк расформировали, будущего не стало. В 1995 году и морская авиация отсюда ушла. У кого-то началось умирание, у кого-то — борьба за выживание.

С. А.

Баранов: «…Штаб потихоньку разбирается до голых стен, Дом офицеров ещё некоторое время работает (библиотека), но после её переезда стоит закрытый и ветшает, строительные стоянки и ангары, цементные заводы также подверглись разграблению. После пожара в сауне закрыт и приходит в негодность бассейн. Военторг действовал до июня 2001 года…»

У кого-то выживание превратилось в расхищение клуба, бассейна, универмага, дорожных плит, рельсов железнодорожной ветки. Хотя эти действия подпадают по УК РФ, большого желания возмущаться воровством нет.

Государство бросило свой «последний легион» самым безжалостным образом — не обеспечив переселения, не обеспечив трудоустройства, был вариант, что и инфраструктуру городка оно не стало бы поддерживать.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Казармы батальона аэродромного обслуживания, недостроенные и брошенные в 1992 году

© Владимир Станулевич

Спасли городок несколько объектов, открытых здесь областными властями. Не случись этого, то вместе с городком умерли бы все его жители. Не буквально, конечно, — разъехались бы с поломанными судьбами. Не стало бы воды, отопления, не чистили бы дорогу, не ходил бы автобус в Няндому.

К счастью, этого не произошло, хотя многие военные городки кончили так. В бывшем госпитале разместился дом престарелых на 80 человек. Он дал работу десяткам жителей Каргополя-2. В батальонном городке поселили 20 подростков с девиантным поведением, дающих работу еще десяткам жителей Каргополя-2.

Сохранили школу — хотя бы в урезанном виде. Есть фельдшерско-акушерский пункт, работает кочегарка. Так и сохранился городок, ставший микрорайоном Няндомы. Губернатор И. Ф. Михальчук раскошелился на двухподъездный жилой дом для учителей и врачей, который не достроили — так и стоит почти готовый.

Сейчас в городке около 1500 жителей, из них 30 офицерских семей. В 1990-е по программе переселения жителей лесопунктов сюда приехали сотни жителей. Бывшие офицеры заняты в городской инфраструктуре, на муниципальной и государственной службе, вышли на пенсию.

Бывшие лесозаготовители так и продолжают заготавливать лес на нескольких небольших предприятиях.

С. А.

Баранов: «Больших экономических проблем мы избежали, но и нас коснулись «плоды» реформ. …обеспечение горячей водой в летнее время отсутствует. …в квартирах явно прохладно. Электропитание подаётся исправно… Стабильна ситуация и с газом. Отсутствие горячей воды… дало толчок к… строительству бань. Сейчас их насчитывается не один десяток, ко многим подведена вода. Также водопровод раскинул свои сети и по части огородов… Где ещё недавно стоял лес, теперь растут картошка и зелень… Площадь дачного посёлка давно превысила площадь самого городка.

А уж какие дачи возводят на участках! …Городок почти полностью обеспечен в торговом отношении… Чего не скажешь о культурном досуге. До сих пор не решён вопрос с Домом офицеров, с бассейном. Негде устроить праздник или танцы (последние в зимнее время устраивались в спортзале школы).

Как грибы после дождя стали появляться на территории лесообрабатывающие организации. Одни, маленькие, быстро закрывались. Другие строились с размахом и фундаментально…»

Это, так сказать, объективная реальность. А вот впечатления. Сравнивать есть с чем — с Катунино под Архангельском. С ним близость Архангельска и Новодвинска сыграли злую шутку — из Катунино можно было бежать в города, можно было жить, а ездить на работу туда.

Читайте также:  Герцог де круа: как командующий войском петра i в сражении под нарвой стал мумией

В Каргополе-2 бежать было некуда, ни шагу назад — полезное ощущение. Приехавшему сюда страшно первые 10 минут. Разгромленный ДК, обгорелый бассейн, универмаг с выбитыми стеклами. Потом удивление от ужасов сменяется на удивление от стойкости жителей.

Улицы с четырехэтажками, где белоснежные оконные рамы, свежевыкрашенные фасады. На улицах нет мусора, почти как в благополучном Северодвинске, а Архангельску поучиться бы чистоте у Каргополя-2. На все собираются деньги из собственных, дырявых карманов. На стене школы установили доску в память погибшего в Чечне выпускника.

В 2010 году поставили памятник 65-летию победы в Великой войне. Собрали деньги и поставили большую церковь. Инициаторы — бывшие офицеры.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Взлетно-посадочная полоса аэродрома Каргополь-2 длиной 4000 метров. Строительство прекращено в 1992 году, бетонные плиты не успели положить. Возможно, она планировалась и для посадки космических челноков «Буран».

© Владимир Станулевич

К сожалению, неофициальный сайт Каргополя-2, который вел с 2006 по 2010 год Сергей Баранов, умер. Большая часть его разделов отправляет читателя на какие-то футбольные сайты. Ведь, как писал автор о сайте, — «Посвящается бывшему военному городку — расформированному, но не побеждённому». Чтобы не победили!

  1. http://kargopol-2.narod.ru/index.htm.
  2. Единственный полет «Бурана»: как испытывали самый сложный космический корабль
  3. Почему космическая машина многоразового использования оказалась одноразовой. МК.RU/14.11.2018
  4. А.Первушин. «Буран» — машина глобальной войны/ Троицкий вариант. Наука. 20.11.2018 / № 267 / с. 2
  5. Губанов Б. И. Триумф и трагедия «Энергии». Размышления главного конструктора. Том 3: «Энергия — Буран». Нижний Новгород: Изд-во НИЭР, 1998.
  • Читайте ранее в этом сюжете: Устьяны: мед из нектара цветов морошки
  • Читайте развитие сюжета: Черевково: подвиг мученика и 400 лет споров

Источник: https://regnum.ru/news/2560568.html

Каргополь. Краеведение — Путеводитель по русским ремёслам

Административный центр Каргопольского района и Каргопольского городского поселения. Население — 10 048 чел. (2015).

Герб

  • Высочайше императрицей Екатериной II герб был утвержден 16 августа 1781 года.
  • «В голубом поле лежащий в огне на дровах баран натурального цвета».
  • Современный вариант герба утвержден 30 июня 2004 года (Номер в Геральдическом регистре РФ: 1511).

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город Герб Каргополя неизвестен, CC BY-SA 3.0

Описание герба: «В лазоревом (синем, голубом) поле серебряный, с золотыми рогами баран, лежащий на золотых головнях; все объято червленым (красным) с золотой тонкой каймой пламенем».

География

Город расположен на левом берегу судоходной реки Онеги, в 3 километрах от истока её из озера Лаче, в 78 км от железнодорожной станции Няндома, в 493 км от Архангельска. Расстояние до Москвы 1000 км.

История

Первое упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. В Никоновской летописи есть упоминание, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город Соборная площадь Дмитрий Вадатурский, CC BY-SA 3.0

Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного.

Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века. Берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри.

По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгорода

С подчинением Новгородской земли в 1478 году Московскому княжеству земли по реке Онеге до Белого моря составили Каргопольский уезд под управлением московского наместника.

В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возведен новый острог, застроен посад. В 1506 году великий князь Иван III передал Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получил губную грамоту, представившую ему широкие права на местное самоуправление.

В 1538 году в Каргополь была сослана сестра фаворита Елены Глинской боярина Телепнева-Овчины Аграфена.

В 1565 году Иван IV Грозный объявил о введении в стране опричнины. Страна делилась на две части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину попали, в основном, северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Когда Каргополь был отнесён к опричнине, в нём было 476 дворов тяглых людей.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город Никольская (Новая торговая) площадь Дмитрий Вадатурский, CC BY-SA 3.0

В 1612 году Каргополь отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров», а в 1614 году выдержал продолжительную осаду казаков.

Правление Петра I

В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии.

В 1727 году была выделена отдельная Новгородская губерния. В её составе Каргопольский дистрикт стал уездом в Белозерской провинции.

Правление Екатерины II

  1. В 1776 году по указу Екатерины II, Каргопольский уезд вошёл в Олонецкую провинцию Новгородского наместничества.

  2. В 1784 году в ходе административных реформ эпохи Екатерины II из состава Петербургской губернии было выделено Олонецкое наместничество, в которое вошли 8 уездов, в том числе Каргопольский.

  3. В недолгое правление Павла I (1796—1801) Олонецкое наместничество было упразднено, а Каргопольский уезд возвращён в состав Новгородской губернии.
  4. С 1801 года Каргополь состоит уездным городом Олонецкой губернии.

Город на рубеже XIX—XX веков

Имелась земская больница на 45 кроватей, богадельня для 30 человек и детский приют с ремесленным классом, для обучения мальчиков переплётному и столярному ремёслам.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город Воскресенская церковь Дмитрий Вадатурский, CC BY-SA 3.0

Сфера образования была представлена духовным мужским училищем (основано в 1809 г.) с 51 учеником, городским 3-х классным училищем с 100 учениками, женским приходским училищем с 73 ученицами.

Домов каменных было 11, деревянных — 331, магазинов для склада товаров — 7, лавок — 37; 1 винокуренный завод, 1 водочный, 1 пивоваренный и 3 скорняжных. Производство их достигало суммы 62000 руб.

Купеческих свидетельств 2 гильдии выдано было 30, на мелочной торг — 14, промысловых — 16. Имелись Общественный банк, еженедельные базары и 2 ярмарки, клуб, общество улучшения народного труда в память царя-освободителя Александра II, на средства которого открыт при городском училище класс ручного труда, благотворительное общество и святодуховское приходское попечительство.

Главная отрасль промышленности — выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке, постепенно падала. В 70-х годах XIX века выделывалось белки до 2 миллионов штук, к концу XIX века — не более 150000.

Советская Россия

В январе 1918 года в Каргополе возникла организация РСДРП(б). Была установлена советская власть.

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город Памятник Ленину kudinov_dm, CC BY-ND 2.0

30 апреля 1919 года Каргопольский уезд был переведён из Олонецкой губернии в состав Вологодской губернии.

Из земсводки информотдела ГПУ № 49 (217) за 11 мая 1923 г.:

«Вологодская губ. (Госинфсводка № 1147, 4 мая). Отношение крестьян Каргопольского уезда к соввласти и РКП враждебно вследствие развивающегося голода. Многие крестьяне этого уезда, ввиду недостатка хлеба, примешивают к муке различные суррогаты. Голод и взыскания налогов вынуждают многих крестьян Каргопольского уезда бросать свои хозяйства и уезжать в город на заработки.

Крестьяне Каргополя запуганы описями и другими репрессивными мерами. Острое недовольство среди крестьян вызывается распределением 1 тысячи пудов оставшегося хлеба между сотрудниками губпродкома в виде премии при ликвидации такового, в то время как крестьяне, приехавшие в город из дальних мест, не могли себе выпросить у предисполкома несколько пудов хлеба для засева полей».

  • В 1937—1940 годы в Каргополе находилось управление Каргопольлага, заключённые которого занимались лесозаготовками.
  • В 1940-е годы к западу от города построен аэропорт.
  • В 1963—1965 годах Каргополь был центром Каргопольского сельского района.

Климат

  • Среднегодовая температура воздуха — 1,5 °C (1960−1980), 2,1 °C (1980−2000)
  • Относительная влажность воздуха — 79,8 %
  • Средняя скорость ветра — 2,7 м/с

Власть и политика

В городе находится как администрация Каргопольского городского поселения, так и администрация Каргопольского муниципального района.

Памятная монета из серии Древние города России Банк России, CC BY-SA 3.0

Местное самоуправление

Формирование и деятельность органов местного самоуправления устанавливает устав Каргопольского городского поселения.

  • Совет Каргопольского городского поселения.
  • Глава городского поселения Егоров Андрей Николаевич.
  • Администрация Каргопольское городского поселения.

Экономика

  • Молочный комбинат
  • Хлебозавод
  • Лесхозы: ЗАО «Лес», ОАО «Каргопольлес»

Перспективы развития

Имеются тенденции преимущественно негативной динамики экономического развития. Это связано с большим удалением от Архангельска, невысокой транспортной освоенностью территории и неконкурентоспособностью продукции предприятий.

Экономика города могла бы развиваться за счет развития лесного хозяйства или деревообрабатывающей промышленности, но из-за плохого развития транспортной инфраструктуры и удаленности от экспортных портов и рынков сбыта шансы для дальнейшего развития невелики.

Богатейшие туристические возможности региона (средневековая архитектура города, деревянное зодчество, Кенозерский национальный парк) почти не используются.

Транспорт

Из Каргополя осуществляется автобусное пассажирское сообщение с Няндомой (ближайшая железнодорожная станция), Плесецком, поселком Конёво, Архангельском, Северодвинском, а также с населёнными пунктами Каргопольского района (по несколько раз в неделю). Существует внутригородской автобусный маршрут 4.

СМИ

Издаётся газета «Каргополье».

Достопримечательности Каргополя

  • Ансамбль Соборной площади:
    • Христорождественский собор (1552—1562) —  Объект культурного наследия РФ № 2910038002  памятник архитектуры (федеральный)
    • Колокольня на Соборной площади (1765—1778) —  Объект культурного наследия РФ № 2910038001  памятник архитектуры (федеральный)
    • Введенская церковь (1802—1810) — сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей  Объект культурного наследия РФ № 2910038003  памятник архитектуры (федеральный)
    • Церковь Иоанна Предтечи (1740—1751) —  Объект культурного наследия РФ № 2910038004  памятник архитектуры (федеральный)
  • Ансамбль Красноармейской площади:
    • Благовещенская церковь (1682—1692) —  Объект культурного наследия РФ № 2910037001  памятник архитектуры (федеральный)
    • Никольская церковь (1741) —  Объект культурного наследия РФ № 2910037002  памятник архитектуры (федеральный)
    • Церковь Рождества Богородицы (1678—1682) —  Объект культурного наследия РФ № 2910037003  памятник архитектуры (федеральный)
  • Валушки, кольцо земляных валов оставшихся от давно сгоревшего острога —  Объект культурного наследия РФ № 2910036000  памятник архитектуры (региональный)
  • Воскресенская церковь (конец XVII века) —  Объект культурного наследия РФ № 2900000780  памятник архитектуры (региональный)
  • Церковь Сошествия Святого Духа (вторая половина XVIII века) —  Объект культурного наследия РФ № 2900000779  памятник архитектуры (региональный)
  • Троицкая церковь (1790—1878) —  Объект культурного наследия РФ № 2910040000  памятник архитектуры (федеральный)
  • Церковь Зосимы и Савватия на Горке (1814—1819) — сейчас Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей Объект культурного наследия РФ № 2900040000  памятник архитектуры (региональный)
  • Дом Вешнякова (конец XVII — начало XVIII века) — купеческий особняк —  Объект культурного наследия РФ № 22900000445  памятник архитектуры (региональный)
  • Каргопольский государственный историко-архитектурный и художественный музей(1919)
  • Дом-музей семьи Шевелевых и глиняной игрушки —  Объект культурного наследия РФ № 2900000128  памятник архитектуры (региональный)
  • Дом-музей Николая Федоровича Аннина — большое этнографическое собрание
  • Стоянка «Кубенино» (II—I века до н. э.), 4 км восточнее Каргополя, на восточном берегу реки Онеги —  Объект культурного наследия РФ № 2910041000

Достопримечательности окрестностей Каргополя

К западу от города

  • Церковь Сретения Господня и архангела Михаила в селе Красная Ляга (1655 год). Деревянная церковь, в дощатой обшивке XIX века, не подвергалась реставрации. Старейший памятник архитектуры Каргопольщины. Деревня к нашему времени исчезла, церковь стоит в небольшой роще среди полей.(61°35′56″ с. ш. 38°39′39″ в. д. / 61.59889° с. ш. 38.66083° в. д. (G) (O)). Панорама церкви.
  • Деревянный храмовый комплекс в селе Лядины (Гавриловская) (61°33′38″ с. ш. 38°19′20″ в. д. / 61.56056° с. ш. 38.32222° в. д. (G) (O)). Фотографии комплекса.
    • Пятиглавая Богоявленская (Георгиевская) церковь (1793 год), единственное сохранившееся сооружение комплекса. В 2010 году была частично разобрана для реставрации, по состоянию на июнь 2015 года отреставрирована, обшита тесом и окрашена.
    • Покровско-Власьевская шатровая церковь (1743 год, сгорела в мае 2013 года).
    • Шатровая колокольня (XVIII век, сгорела в мае 2013 года).

К северу от города

  • Деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста с отдельностоящей колокольней в селе Саунино (Кипрово) (1665 год). (61°33′09″ с. ш. 38°55′43″ в. д. / 61.55250° с. ш. 38.92861° в. д. (G) (O)). Фотографии церкви.
  • Храмовый комплекс в селе Архангело (Шелоховская). Деревянная пятиглавая кубоватая церковь Архангела Михаила (1715 год) и деревянная однокупольная Сретенская церковь (1803 год). Каменная колокольня утрачена. (61°54′38″ с. ш. 39°06′18″ в. д. / 61.91056° с. ш. 39.10500° в. д. (G) (O)). Панорама комплекса.
  • Архитектурные памятники села Ошевенское:
    • Александро-Ошевенский монастырь. Комплекс каменных зданий: собор Успения Богородицы (1707 год), надвратная церковь Николая Чудотворца (1834 год), монастырские корпуса, остатки ограды. (61°51′31″ с. ш. 38°46′50″ в. д. / 61.85861° с. ш. 38.78056° в. д. (G) (O)). Фотографии монастыря. Панорама монастыря.
    • Деревянная шатровая Богоявленская церковь с отдельностоящей колокольней в селе Погост (1787 год). (61°51′52″ с. ш. 38°46′41″ в. д. / 61.86444° с. ш. 38.77806° в. д. (G) (O)). Фотографии церкви.
    • Деревянная Георгиевская часовня в деревне Низ (19 век). (61°52′52″ с. ш. 38°45′21″ в. д. / 61.88111° с. ш. 38.75583° в. д. (G) (O)). Фотографии часовни.

К востоку от города

  • Храмовый комплекс в деревне Большая Шалга (пос. Казаково). Деревянная шатровая церковь Рождества Христова (1745 год) и каменная церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1857 год). (61°30′17″ с. ш. 39°07′01″ в. д. / 61.50472° с. ш. 39.11694° в. д. (G) (O)). Панорама комплекса.
Читайте также:  Как ранение в голову изменило кутузова

Народное искусство Каргополья

Со второй половины XIX века на каргопольскую землю часто стали приезжать исследователи. Памятники архитектуры обмеряют, рисуют, фотографируют Ф. Ф. Горностаев и В. В. Суслов, И. Я. Билибин и И. Э. Грабарь. Сказителей и песенников записывают П. Н. Рыбников, А. Д. Григорьев, В. Ф. Миллер, Н. С. Тихонравов и А. Ф. Гильфердинг.

Собирание произведений народного искусства и фольклора ведут и местные энтузиасты. Богатую коллекцию, заложившую основу Краеведческого музея, собрал К. Г. Колпаков. Многие тысячи сказок, пословиц, заговоров, песен, частушек сохранили для потомков Е. А. Орлова и М. В. Хвалынская.

В 2007 году была открыта Библиотека Русского Севера в Каргополе. В основе её личная библиотека Г. П. Гунькина, переданная в дар музею вдовой писателя.

Каргополь известен народным художественным промыслом — каргопольской глиняной игрушкой и многими другими видами народного искусства: древнерусской живописью и скульптурой, резьбой и росписью по дереву, кубовой набойкой (крашением ткани), узорным ткачеством и вышивкой.

Известные люди, связаные с Каргополем

  • Баранов, Александр Андреевич — русский купец, основатель торговых факторий в Русской Америке, родился в Каргополе
  • Гунькин, Генрих Павлович — писатель, автор книг о Каргопольском крае
  • Гильфердинг, Александр Фёдорович — русский славяновед, фольклорист, умер в Каргополе.

Источник: https://ru.russianarts.online/places/5503-kargopol/

Каргополье: исчезающие деревни и традиции Русского Севера

Екатерина Викулина для bbcrussian.com, Архангельская область

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город Правообладатель иллюстрации Ekaterina Vikulina Image caption Каргополь – на год старше Москвы

В Каргополь поезда не ходят. Нужно добираться по железной дороге до Няндомы, а потом ехать по ухабам 80 километров. Недаром с древних времен город был местом ссылки.

Сюда бежали и старообрядцы подальше от преследовавших их властей. Их присутствием можно объяснить сохранение в крае традиционной культуры, в том числе рукописных книг.

Старинные белокаменные церкви, перемежающиеся с деревянными домами, придают провинциальное очарование этому городу, будто застрявшему между столетиями.

Как и многие уездные города, Каргополь украшает колокольня, возвышающаяся над всеми постройками. Ее построили в ожидании Екатерины Великой, но императрица так и не приехала.

На главной площади Каргополя стоит гипсовая скульптура Ильича. Подле нее – венки из искусственных цветов, немой укор позднему капитализму.

Игра «в слона»

Население Каргополя – около 10000 человек.

Как и прежде, жители берут из Онеги воду, полощут белье, рыбачат и проводят на реке свой досуг.

Неспешность жизни привлекает в Каргополь и некоторых столичных людей. Так, бывший рок-музыкант Леонид приехал сюда лет десять назад из Петербурга, и уже, по его словам, «совсем окаргополился».

Основной заработок приносит лесное хозяйство. Вечером некуда пойти, открыто лишь кафе при гостинице и магазины, где обильно раскупается алкоголь.

«Каргополь – город красивый, но бесперспективный. Работа – только пилорама или лесоповал. А развлечений нету, бильярдные закрыты, – делится впечатлениями о жизни земляков тренер секции карате Андрей Жучков. – Люди отрываются в спиртном, то есть пьют, пьют, пьют…»

«Местная молодежь играет «в слона»: собирается человек семь, ищут одинокого прохожего, кому за тридцать, избивают его и убегают», – продолжает Андрей Жучков.

«Ворон боялись и жили плохо»

Правообладатель иллюстрации Ekaterina Vikulina Image caption Славу Каргополью принесла глиняная игрушка, которую делают местные мастера

Славу Каргополью принесла глиняная игрушка.

Изначально она не отличалась яркостью цветов. Мел, печная сажа, луковая кожура, цветная глина – вот и все доступные крестьянину средства.

Тем не менее, в современной игрушке сохраняются архаичные черты, и связь времен не прерывается.

Народный мастер России Валентин Шевелев «игрушечному ремеслу» научился у своих родителей. Сейчас в их доме создан семейный музей.

«Вот Полкан – половина коня, половина человека, – рассказывает художник, – а поскольку здесь знак Солнца, то это бог Ярило. Если погоны нарисовать, так это уже генерал, защитник земли Русской. А птичка – это символ неба. А ворона, Кар – это Каргополь. Каргино поле – это воронье поле».

«Мама рассказала, что в нашей деревне ворон любили, их задабривали, – говорит Валентин Шевелев. – А в другой деревне называли каргой, боялись, так они плохо жили. Так что это не просто ворона, а птица счастья. Когда работаю, я вспоминаю свою деревню, дома, людей, которых видел в детстве, так бы никогда не вспомнил».

Потомки «истинных христиан»

С середины прошлого века в Архангельскую область ездили многочисленные экспедиции, одни записывали фольклор, другие искали рукописные книги. Сегодня найти древний фолиант или встретить старушку, знающую заговоры, не так просто.

Правообладатель иллюстрации Ekaterina Vikulina Image caption Евдокия Васильевна рассказывает, как в молодости воевала с «колдуньей Кучумихой»

Большинство манускриптов уже находится в государственных или частных собраниях.

Доктор филологических наук Александр Бобров ездил в Архангельскую область уже более десяти раз. По сравнению с предыдущими годами работать стало сложнее: обнаружить древнерусскую книгу в крестьянском доме теперь удается очень и очень редко.

Александр Бобров, руководящий фольклорно-археографической экспедицией Пушкинского Дома в Каргопольский район, рассказывает, что рыночные отношения пришли и в самые глухие деревни Русского Севера. Теперь очень редко можно встретить местного жителя, который бескорыстно передаст исследователям старинную книгу.

«Раньше владельцы книг почти всегда их дарили, покупка была исключением, – рассказывает филолог. – Мы даже сами настаивали на покупке, если видели, что старушка живет в нужде, говорили, что положено выплатить компенсацию за сохранение этой книги. Считалось, что книги можно только передать в хорошие руки, а продавать их – грех».

Как и в других районах Русского Севера, тут жили старообрядцы, теперь их практически не осталось.

«Последнее старообрядческое поколение умерло буквально на наших глазах, эта традиция ушла в прошлое, – поясняет Александр Бобров, – нам приходится иметь дело уже с потомками «истинных христиан», записывать рассказы о бывших в этих краях моленных, наставниках, книжных людях».

Деревни исчезают вслед за озерами

По результатам последних экспедиций видно, что из древних фольклорных жанров наиболее живучи те, что связаны с магией и потусторонними силами.

Жительница села Печниково Евдокия Васильевна Воронкова показывает нам тетрадь с апокрифом «Сон Богородицы».

Правообладатель иллюстрации Ekaterina Vikulina Image caption Деревня Кучепалда исчезает, как исчезло близлежащее озеро

«Я эту книжечку всё за собой носила, в пиджак зашивала», – рассказывает старушка. Тетрадь, по словам Евдокии Васильевны, помогала ей в борьбе с колдуньей Кучумихой.

«Кучумиха всех мужиков к себе отбивала. Воевала я с ней хорошо, – говорит Воронкова. – Меня старухи научили: «Клади палец на палец, ноги накрест, ничего не пристанет».

Генрих Федорович Казанин в молодости прибегал к заговорам, когда пас скот. Среди местных жителей он известен тем, что два года у него жил ручной аист: «Он куды надо, туды и полетит, но от меня не улетал далёко. Он плясал, свои песни пел. Я играю на рожке, а он подпевает мне».

Казанин жил в деревне Кучепалда. Раньше рядом с ней было озеро, в один день ушедшее под землю.

После исчезновения озера опустела и деревня: последний обитатель Кучепалды, старообрядец и книжник Михаил Орловский, умер больше года назад.

Богатые северные деревни с крепко сколоченными избами, грамотным и вольнолюбивым населением, самобытной культурой уходят в прошлое. Остается лишь запечатлеть их образ, пока он окончательно не исчез подобно злосчастным озерам.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2011/08/110826_kargopolye_feature

Крайний Север уходит в "долину смерти"

Каргополь: почему «умер» процветающий русский город

Каждый год над Хальмер-Ю пролетают бомбардировщики стратегической авиации. В наушниках пилотов можно услышать: «Цель — Дом культуры!» Бывший шахтерский город стал военным полигоном. Бомбы летят в Дом культуры, жилые дома, больницу. Многие города Крайнего Севера в 90-е годы стали никому не нужны. Там, где раньше кипела жизнь, поселилась смерть.

Хальмер-Ю. Там, где Большеземельная тундра смыкается с полярным Уралом, протекает река Хальмер-Ю. Название реки в переводе с ненецкого звучит угрожающе — «река в долине смерти».

Кочевые ненцы и тундровые коми никогда не отваживались здесь останавливаться. Из-за плотного слоя вечной мерзлоты местные земли крайне бедны ягелем. Коми и ненцы сочли, что здесь живут духи смерти. Холодная тундра близ Пай-Хоя из века в век служила для жителей Севера кладбищем.

Умерших привозили на нартах или оленьих упряжках и оставляли лежать прямо на земле, отдавая во власть стихий и диких зверей. Отлаженный веками порядок изменился, когда в «долину смерти» проникли советские геологи. К этому времени земли ненцев и коми уже вплотную осваивали ГУЛАГ.

Темпы «лагерной колонизации» ускорила война. Воюющей стране были нужны новые месторождения угля, поскольку немцы отрезали СССР от Донбасса. Летом 1942 года геологоразведочная партия под руководством Г. А.

Иванова обнаружила в «долине смерти» залежи коксующегося угля марки «К», самой ценной для коксохимического производства. Было решено оставить здесь группу рабочих. В холодной тундре были разбиты палатки. Ожидалось, что Воркута будет держать с партией постоянный контакт.

Доставлять все необходимое в лагерь были должны оленьи упряжки.

Вслед за летом в тундру пришла холодная осень, плавно перетекшая в суровую полярную зиму. Из-за ненастной погоды оленья связь с Хальмер-Ю резко оборвалась. Всерьез обеспокоившись за судьбы людей, Воркута послала на север большой олений транспорт с продовольствием и медикаментами.

Граждане несуществующей державы

Попытка закончилась неудачей. Из ста оленей в Воркуту вернулись четырнадцать. Остальные погибли в пути, поскольку ягель вмерз в ледяной наст, и животные погибали в пути от бескормицы. Высланные на поиск самолеты также не могли обнаружить затерявшуюся экспедицию. В январе 1943 года Воркута выслала на поиски отряд лыжников-спасателей.

Лыжники, немало проблуждав по тундре, нашли партию. Умирающие от голода и обморожений геологи были срочно транспортированы в Воркуту. Несмотря на неудачу, разведку угля в Хальмер-Ю было решено продолжить. Весной 1943 года в тундру отправилась очередная партия под руководством лауреата Государственной премии СССР Г. Богдановича.

На этот раз Воркута не хотела повторять ошибок с прошлой экспедицией. Была отлажена радиосвязь, построены столовая, пекарня, баня, заброшен большой запас продовольствия на зиму. Чтобы в поселке было топливо, на другом берегу Хальмер-Ю заложили штольню с углем. От нового поселка Хальмер-Ю к Воркуте, ставшей городом, начали тянуть линию железной дороги.

«Железку» с Воркуты на «материк» начали проводить уже в 1941 году.

В жаргоне ГУЛАГа долго бытовало слово «хановей», означавшее резкий колючий ветер со снегом. Линию с «материка» на Воркуту тянули от поселка Хановей. Заключенные разравнивали насыпи, укладывали шпалы и рельсы, забивали костыли. Выходные давали только на 1 мая и 7 ноября. Некоторые послабления в работе были в периоды особенно жестоких морозов, в так называемые актированные дни.

Про Воркутлаг зэки говорили: отсюда ближе до океана, чем до правды. Воркута и поселки вокруг нее вырастали на земле, обильно политой потом и кровью тысяч людей.

Северную железную дорогу по сей день старожилы именуют «дорогой на костях».

Так или иначе, ценой неимоверных усилий, в неприступной тундре выросгород Воркута, а в восьмидесяти километрах севернее Воркуты — шахтерский поселок Хальмер-Ю.

В Воркуте есть площадь Металлистов. Здесь некогда располагался вокзал, откуда каждый день в Хальмер-Ю уходили поезда. Неприступную и негостеприимную тундру спустя десятилетия было трудно узнать.

Шахтеры, обитавшие поначалу в бараках, переехали в благоустроенные квартиры. В поселке действовали детский сад, школа, библиотека, работал Дом культуры.

Для одаренных детей поселка была открыта музыкальная школа.

Давайте вспомним Ленина без лени…

Местный коксующийся уголь был лучшим в мире и самым дорогим в СССР. За работу в шахте полагалась 80-процентная северная надбавка.

Если горняк Кузбасса получал тогда в месяц 900 рублей, то его коллега из Хальмер-Ю — около 1600. «Длинный» северный рубль манил на Крайний Север молодежь со всего Советского Союза.

Амбициозные молодые люди строили свои планы так: до пенсии — на Севере, после выхода на пенсию, с деньгами — на родину.

По Воркуте до сих пор ходит легенда о шахтере, который в течение 20 лет жил в квартире без мебели, питался одними макаронами и ходил в одной и той же одежде. Всю свою зарплату этот шахтер откладывал «на старость». Он, как и многие другие, мечтал в один прекрасный день снять с книжки все деньги и навсегда покинуть суровый край.

Читайте также:  Как изменился климат в средней полосе россии за последние 50 лет

Конечно же, людей на Севере держали не только деньги. Многие там встретили любовь, женились, родили детей. Хорошие зарплаты и государственная поддержка позволяли северянам обеспечить своим детям по-настоящему счастливое детство. Выручала и неформальная помощь. За долгие годы в Заполярье сформировалось негласное «северное братство». Внезапно этому всему пришел конец.

Потрясения 80-х не замедлили ударить по угледобывающей отрасли. Из воркутинских магазинов стали исчезать продукты, длинный шахтерский рубль стал превращаться в «деревянную валюту».

Люди стали покидать Север гораздо раньше, чем выходили на пенсию. Воркутинское жилье быстро упало в цене. Благоустроенная квартира из трех комнат в конце 1991 года менялась на «Жигули» с небольшой доплатой.

Это реальный случай из тогдашней воркутинской жизни.

Северные города стали угасать на глазах. В это же время премьер-министр Валентин Павлов заговорил о нерентабельности шахт и месторождений Крайнего Севера. То, что недоговорил Павлов, закончили радикальные либералы, пришедшие к власти в начале 90-х годов. Смысл был таков: шахты, которые не могут выжить в условиях рынка, нужно закрыть, а шахтерские города и поселки — расселить.

Путч добрался и до подводного флота

2 июля 1993 года была принята федеральная программа закрытия «неперспективных шахт». Согласно ей, по всей России было нужно закрыть 42 шахты. Первой в списке «шахт-смертниц» оказалась Хальмер-Ю.

25 декабря 1993 года правительство России издало распоряжение о закрытии шахты и выселении жителей. Опыт с Хальмер-Ю должен был стать примером того, как выселять с обжитых мест целые города Севера.

Выселение должно было проходить по цивилизованному сценарию, безо всякого намека на сталинские «переселения народов». Правительство выделило на программу переселения миллиардные средства.

Начался отсчет времени.

В октябре 1995 года в Хальмер-Ю сложилась катастрофическая ситуация. Октябрь для Крайнего Севера — зимнее время. Накануне полярной зимы власти Воркуты отключили в поселке котельную. Жители поселка согревались обогревателями, включенными на полную мощность электроплитками, спали в одежде.

23 декабря в городе ввели чрезвычайное положение. На перегоне Воркута — Хальмер-Ю был установлен пропускной режим. Люди, которые хотели покинуть поселок, не могли вывезти оттуда свои вещи. Наконец, наступил «час икс».

Бойцы ОМОНа вышибалиногами двери квартир, жителям поселка давали краткое время на сбор вещей, а потом насильно загоняли в поезда, идущие в Воркуту.

По прибытии в город, жителей поселка спешно заселяли в гостиницы и общежития Воркуты.

Цивилизованное расселение обернулось на практике очередным «кидаловом» 90 -х. Пока выгнанные из домов жители Хальмер-Ю проедали компенсационные крохи, в городской мэрии «распиливали» деньги, выделенные Москвой на нужды переселяемых.

Ближе к концу 90-х мертвый город Хальмер-Ю стал секретным полигоном стратегической авиации «Пембой». Дома в Хальмер-Ю, где почти 40 лет царили тепло людей и вера в лучшее, стали называться «условными целями». Например, «одиноко стоящая больница» или «Дом культуры».

На военных учениях 2005 года тогдашний мэр Воркуты Игорь Шпектор сказал: «Я надеюсь, что Воркута станет базовым городом для проведения подобных учений. Это — дополнительные финансовые вливания в бюджет». Бывшие жители Хальмер-Ю и многие воркутинцы называют эти учения не иначе, как вандализмом.

У Хальмер-Ю много собратьев по несчастью. В 90-е годы многие города и поселки Крайнего Севера одним росчерком пера были приговорены к смерти.

Иультин, Чукотка. До 1992 года это был процветающий поселок добытчиков олова. В 1937 году здесь, в бассейне реки Тенкергин, были обнаружены богатые месторождения олова и вольфрама. В 1953 году на карту Чукотки был занесен поселок Иультин. Его жители в основном работали на Иультинском горно-обогатительном комбинате. Так продолжалось до распада СССР.

В условиях рыночной экономики Иультинский и Певекский комбинаты были признаны неконкурентоспособными. Градообразующие предприятия были закрыты, месторождения законсервированы.

Некогда процветающий центр оловянной добычи и производства, город с многотысячным населением был брошен в 1995 году. Люди уходили отсюда спешно, как в эвакуацию, брали с собой только самое необходимое.

Город полностью умер к 2000 году.

Поляки «откололись» от Соловецкого камня

Кадыкчан, Магаданская область. Он стал «мертвым городом» в 2003 году.

Отстроили поселок после того, как геолог Вронский нашел там в 1943 году на глубине 400 метров уголь высочайшего качества. В итоге на Кадыкчанском угле работала Аркагалинская ТЭЦ и питала электроэнергией две трети Магаданской области. Ситуацию поменяли реформы 90-х годов. Либерализация экономики поставила крест на многих городах и поселках Крайнего Севера. В том числе и Кадыкчана.

Почти шеститысячное население Кадыкчана начало стремительно таять после взрыва на шахте в 1996, когда поселок было решено закрыть. Через несколько лет произошло размораживание единственной местной котельной, после чего жить в Кадыкчане стало невозможно. К этому времени в Кадыкчане проживало около 400 человек, отказывающихся уезжать, хотя уже несколько лет не было никакой инфраструктуры.

Бывший кадыкчанец Полетаев вспоминал: «Кадыкчанцев не эвакуировали за 10 дней, они разъезжались сами. Кому было положено жилье после ликвидации шахты и разреза, те ждали. Кому не светило ничего, те уезжали сами, чтобы не замерзнуть. Кадыкчан закрыли не потому, что разморозили, а по указанию сверху, как нерентабельный поселок».

В заброшенных квартирах можно найти книги, посуду, детские игрушки. В гаражах — машины. В центре мертвого Кадыкчана — расстрелянный кем-то памятник Ленину как символ ушедшей эпохи.

Кадыкчан — не только собрат, но и полный тезка Хальмер-Ю. На языке эвенов, местных жителей, «кадыкчан» означает «долина смерти». Воистину говорящее название…

Читайте самое интересное в рубрике «Общество»

Источник: https://nasledie.pravda.ru/1090701-dead_city/

Описание Каргополя | Православные паломничества

Первое упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году: в Никоновской летописи есть упоминание о том, что каргопольский князь Глеб привёл свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия Донского и участвовал в Куликовской битве. Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447 году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Шемяка, спасаясь от преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века: берега реки Онеги, одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в XII веке, а в середине XIV века появились монастыри в Каргопольском крае. По-видимому, первоначально каргопольское поселение зависело от Белозерского княжества, а в дальнейшем перешло под власть Новгорода. В Каргополе сохранился земляной вал, замыкавший с трёх сторон небольшой, квадратный в плане острог. Это место жители города называли «Городок», «Вал», «Валушки». Сейчас это городской квартал, обнесенный поросшей травой насыпью, из-за которой выглядывают крыши домов.

С подчинением Новгородской земли в 1478 году Московскому княжеству земли по реке Онеге, до моря, составили Каргопольский уезд, под управлением московского наместника. В XVI веке Каргополь был значительным торговым городом. Возводится новый острог, застраивается посад.

Великий князь Иван III в 1506 году передаёт Каргополь своему сыну Василию по завещанию. В 1539 году город получает « Губную грамоту», представившую ему широкие права на местное самоуправление. Через Каргополь идёт торговля с Поморьем солью и рыбой.

Царские грамоты давали городу привилегии в торговле солью, тогда как жители Вологды и Белоозера не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе. Помимо соли, местные купцы сплавляли лес, перекупали пушнину, поставляли железо — окрестности города были богаты залежами железной руды.

В Когда Иоанном Грозным Каргополь был отнесён к опричнине, в нём было 476 дворов одних тяглых людей.

Начиная с конца XV века Каргополь становится местом ссылки. Во времена Ивана III сюда ссылали семьи пленных татарских ханов, в 1538 году в Каргополь была сослана сестра фаворита Елены Глинской боярина Телепнева-Овчины Аграфена.

В 1587 году в Каргополе в ссылке умер князь Андрей Иванович Шуйский. В 1608 году в Каргополь был сослан И. И. Болотников, ослеплён и утоплен.

В 1612 году Каргополь отбил приступы «польских и литовских людей и русских воров», а в 1614 году выдержал продолжительную осаду казацких шаек.

В 1703 году Каргополь причислен к Олонецкой верфи, в 1708 — к Ингерманландской губернии, в 1776 году — назначен уездным городом Олонецкой провинции Новгородского наместничества, в 1784 году — уездным городом Олонецкого наместничества, а с 1801 года состоит уездным городом Олонецкой губерния.

Генерал-губернатор Олонецкой губернии — Гавриил Романович Державин, в 1785 году в Каргополе обнаружил в одном из монастырей рукопись. В ней говорилось, что белозерский князь Вячеслав, разбив «чудь белоглазую», нашёл «поле для отдохновения» — «Каргино поле» и учредил на нём свой «стол» и поставил острог. Вероятной датой этого события принят — 1146 год.

В 1765 году случился страшный пожар (другие крупные пожары были в 1515, 1552, 1612, 1615, 1619, 1679, 1737), испепеливший бо?льшую часть жилых и хозяйственных строений.

Сгорело 9 церквей, сильно пострадал Христорождественский собор. После пожара центр города перепланирован, а улицы спрямлены.

«Благодаря» этому пожару, Каргополь был одним из первых русских городов, которые были перестроены по регулярному плану.

В 1858 году в Каргополе проживало 1065 мужчин и 1003 женщины, всего население города составляло 2068 человек.

На рубеже XIX — XX веков жителей в городе было 2712; из них дворян потомственных — 130, личных — 209, духовного звания — 110, почётных граждан — 33, купцов — 74, мещан — 1570, крестьян — 370, военных служащих — 113, отставных — 31, запасных нижних чинов — 48, иностранцев — 1(немец Варнер), разночинцев — 11.

Православных было 2689, католиков — 14, лютеран — 9. Церквей православных было 17 (в том числе 15 каменных), часовен 3.

Имелась земская больница на 45 кроватей, богадельня для 30 человек и детский приют с ремесленным классом, для обучения мальчиков переплётному и столярному ремёслам.

Сфера образования была представлена духовным мужским училищем (основано в 1809 г.) с 51 учениками, городским 3-х классным училищем с 100 учениками, женским приходским училищем с 73 ученицами.

Домов каменных было 11, деревянных — 331, магазинов для склада товаров — 7, лавок — 37; 1 винокуренный завод, 1 водочный, 1 пивоваренный и 3 скорняжных. Производство их достигало суммы 62000 руб. Купеческих свидетельств 2 гильдии выдано было 30, на мелочной торг — 14, промысловых — 16.

Имелись Общественный банк; еженедельные базары и 2 ярмарки; клуб; общество улучшения народного труда (в память царя Освободителя Александра II), на средства которого открыт при городском училище класс ручного труда; благотворительное общество и свято-духовское приходское попечительство.

Главная промышленность — выделка беличьих мехов, которые сбывались на Нижегородской ярмарке — постепенно падала: в 70-х годах XIX века выделывалось белки до 2 миллионов штук, к концу XIX века — не более 150000.

Хотя к концу XIX века Каргополь уже не имел прежнего торгового значения, всё же он оставался лучшим городом в губернии после Петрозаводска и Вытегры и был единственным, носившим отпечаток старинного русского города.

В городе была пристань на реке Онеге и 2 плавучих моста через Онегу. Городской доход составлял 12361 руб. Городской земли насчитывали 4648 десятин.

За городом располагались 2 монастыря, основанные, по преданию, в XIV веке: женский Успенский и Спасский мужской. Спасский (Спасо-Каргопольский) монастырь в 1911 г., с учреждения Каргопольского викариатства Олонецкой епархии, стал резиденцией епископов Каргопольских.

  • Каргополь был традиционным иконописным центром, иконы, написанные в Каргополе отличались особым «северным письмом».
  • В январе 1918 года в Каргополе мирным путём была установлена советская власть.
  • 1919-1929 — уездный город Вологодской губернии; 1929-1936 — районный центр Северного края; 1936-1937 — районный центр Северной области;
  • с 1936 года — районный центр Архангельской области.

В 1937-1940 годы в Каргополе находилось управление Каргопольлага, заключённые которого занимались в основном лесозаготовками. В 1940-е годы к западу от города построен аэропорт.

Сайт:   http://www.kargopol.ru

Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g12/kargopol.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector