Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

© РИА Новости / Валерий Мельников3 июня в Левокумском районе Ставропольского края в одной из станиц где живут казаки-некрасовцы, в день Святой троицы проходил ежегодный праздник.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

1 из 14

3 июня в Левокумском районе Ставропольского края в одной из станиц где живут казаки-некрасовцы, в день Святой троицы проходил ежегодный праздник.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковКазаки-некрасовцы покинули Россию 300 лет назад, при Петре Первом. Вернулись в Россию уже в 20-м веке, при этом сохранив свои традиции и уклад жизни такими какими они были несколько столетий назад.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

2 из 14

Казаки-некрасовцы покинули Россию 300 лет назад, при Петре Первом. Вернулись в Россию уже в 20-м веке, при этом сохранив свои традиции и уклад жизни такими какими они были несколько столетий назад.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковВозвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст).

Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Некрасовцы исповедовали белокриницкое согласие.

Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

3 из 14

Возвратившись в Россию, казаки-некрасовцы сохраняли старый уклад, хотя и начали работать в совхозах. Они носили нательные кресты и бороды. Крестили детей, венчали молодоженов и отпевали покойников (читали сорокоуст).

Чтили христианские праздники Рождество и Пасху. Однако их дети ходили в советские школы, учились в вузах и служили в армии. Некрасовцы исповедовали белокриницкое согласие.

Происходила медленная ассимиляция некрасовцев советским обществом, что привело к постепенной адаптации некрасовцев.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковНекрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

4 из 14

Некрасовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года.

© РИА Новости / Валерий Мельников

5 из 14

Казаки-некрасовцы названы в честь предводителя, Игната Некрасова.

© РИА Новости / Валерий Мельников

6 из 14

Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковПосле поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

7 из 14

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500—600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковОбъединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

8 из 14

Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне. Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковСначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

9 из 14

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров (недалеко от Темрюка), основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковНекрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.

Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В.

Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

10 из 14

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735—1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину.

Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова. Не имея возможности противостоять российским войскам, некрасовцы начали переселение в турецкие владения на Дунае. После взятия Анапы русским отрядом генерала И. В.

Гудовича в 1791 году последние кубанские «игнат-казаки» ушли в Бессарабию и Болгарию.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковВ период 1740—1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии.

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

11 из 14

В период 1740—1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов. На Дунае они поселились в Добрудже в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковНа Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы.

В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

Оставшиеся в Добрудже были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы».

Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками» или «хохлами»

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

12 из 14

На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы. В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

Оставшиеся в Добрудже были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в среде липован и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы».

Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Их прозвали «дунаками» или «хохлами»

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковНезначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г.

с целью избежать службу в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев.

Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию.

13 из 14

Незначительное количество некрасовцев-майносцев — «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г.

с целью избежать службу в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев.

Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию.

© РИА Новости / Валерий Мельников

© РИА Новости / Валерий МельниковВторая волна реэмиграции началась 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос), когда в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

14 из 14

Вторая волна реэмиграции началась 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос), когда в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек. Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев. Сейчас их потомки проживают в поселке Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

© РИА Новости / Валерий Мельников

Источник: https://ria.ru/20120615/673670506.html

«По приказу Превысокова Хана дан сей Указ»: крымское ханство и казачество

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

Новаторский характер статьи связан с тем, что в ней синхронно анализируется конкретно-исторический материал по истории отношений разных казачьих сообществ с Крымским ханством. Статья рассматривает различные стороны взаимоотношений казачьих сообществ и Крымского ханства XVI–XVIII вв. Эти отношения насчитывают несколько веков, и развивались они по-разному. Особенно негативно в Крыму воспринимали морские походы донских и запорожских казаков. Автор устанавливает общее и особенное в отношении крымских ханов к запорожским и к донским казакам. Особое внимание уделяется опыту отношений с Крымом запорожских и донских казаков, а также казаков-некрасовцев. Исследовательский акцент сделан на неоднозначном характере таких взаимоотношений, на их способности к эволюции в связи с менявшимися интересами самого казачества, а также в связи с гибкой политикой крымских ханов по отношению к казакам. История их непростых отношений друг с другом показывает, что внеконфронтационные связи тоже занимали здесь важное место. Не всегда они только лишь дополняли конфронтацию между Крымом и казаками, о чем российские исследователи пишут чаще всего. В XVII произошли некоторые события, которые привели к закономерному результату – переходу части донских казаков-старообрядцев в подданство к Гиреям. Но к этому поступку оказались готовы в том момент времени как донское казачество, так и Гиреи. Наконец, итоги и перспективы изучения темы автор связывает с перспективами такого интересного научного направления, как казаковедение.

Аннотация, ключевые слова и фразы: казачество, запорожские казаки, донское казачество, внешняя политика Крымского ханства, казаки-некрасовцы, Дон, Запорожье, Кубань.

Innovative character of article is connected with that in it concrete historical material on stories of the relations of different Cossack communities with the Crimean khanate is synchronously analyzed. Article considers various parties of relationship of the Cossack communities and the Crimean khanate.

Читайте также:  Испанцы, португальцы и баски: что у них общего

These relations total some centuries and they developed differently. Especially negatively in the Crimea perceived sea campaigns of the Don and Zaporozhye Cossacks. The author establishes the general and special concerning the Crimean khans to Zaporozhye and to the Don Cossacks.

The special attention is paid to experience of the relations with the Crimea of the Zaporozhye and Don Cossacks, and also Nekrasov Cossacks.

The emphasis is placed on ambiguous nature of such relationship, on their ability to evolution in connection with the changing interests of the Cossacks, and also in connection with flexible policy of the Crimean khans in relation to Cossacks.

The history of their relations the friend with the friend shows that extra confrontational communications too took an important place here. Not always they only supplemented confrontation between the Crimea and Cossacks about what researchers write most often.

In XVII there were some events which led to natural result – transition of part of the Don Old Believers Cossacks to citizenship to the Crimean khans. But both the Don Cossacks, and Girei were ready to this act at that time. At last, the author connects results and prospects of studying of a subject with prospects of such interesting scientific direction, as a kazakovedeniye.

Annotation, key words and phrases: Cossacks, the Zaporozhye Cossacks, the Don Cossacks, the foreign policy of the Crimean Khanate, Nekrasov Cossacks, Don region, Zaporozhye region, Kuban region.

УДК 947.05.
Исследование выполнено при поддержке РГНФ. Проект №13-01-00173 «Южные границы России второй половины XVI–XVIII вв. и трансформация пограничных сообществ».

Источник: https://historic-journal.ru/po-prikazu-prevysokova-xana-dan-sej-ukaz-krymskoe-xanstvo-i-kazachestvo/

«Крымские» казаки – искажение истории!

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

Что первое приходит на ум жителю Украины при слове казак? – Вольный, свободный человек, житель Запорожской Сечи, «щирий» украинец, и до середины VIII века добрый сосед и союзник Крымского ханства. Но, кроме запорожцев, существовали и другие казаки, проживающие на территории России, которые, ни союзниками, ни добрыми соседями не Украине, не тем более Крымскому ханству некогда не были.

Вот уже на протяжении пяти лет мы постоянно слышим и читаем в прессе, о провоцируемых крымской властью конфликтах, которые не обходятся без участия пророссийских организаций, выдающих себя за так называемых казаков, возомнивших себя блюстителями порядка, «защитниками славянского, православного Крыма».

Откуда же на полуострове появились «казаки»? Ведь, в крымской истории, как бы она не перекраивалась угодными властям историками, нет ни одного источника, ни одного свидетельства указывающего на поселения в Крыму «казаков»! Однако сегодня их организации расплодились в Крыму, как грибы после дождя.

Казаки запорожские

Для начала немного проясним ситуацию. Во-первых, под словом «казак» (имеющее тюркское происхождение)нельзя обобщать всех казаков. Потому что между ними есть существенные различия, как в социальном, так и в территориальном отношении. Несмотря, что их всех объединяет религия славянские корни, они отличаются друг от друга по духу, по мировоззрению и свободолюбию.

Что касается запорожских казаков, то первые письменные упоминания о них относятся только к 1489 году, а первый гетман известный Байда Дмитро Вишневетский, основатель Сечи, только в 1553 году построил первую казацкую крепость на острове Малая Хортица.

Именно последователи Байды, всегда находились в тесном контакте с ближайшим соседом Крымским ханством. Они были союзниками Мехмеда III Гирая в его борьбе против султана Османской империи за полную независимость Крыма (1623-1628).

Нанимались на службу к хану Инает Гираю в 1635-1637 годах.

Значительными в истории Украины стали союзные договоры Богдана Хмельницкого с Исламом III Гираем. К тому времени, когда гетман обратился к хану за помощью, крымское войско готовилось к выступлению на помощь туркам в борьбе за остров Мальта.

Хан переменил решение о выступлении в поддержку османам, поддержав Хмельницкого в войне с Польшей. По некоторым данным, Богдан Хмельницкий даже присутствовал на мусульманских молитвах в ставке своего союзника – крымского хана.

Соратник Хмельницкого Иван Выговский, в 1658 году вступил в военный союз с крымских ханом Мехмедом IV Гираем, против 150-тысячноного московского войска под командованием князя А. Трубецкого и в битве под Конотопом русская армия была разгромлена объединенным войском.

Запорожский гетман Суховий вел активные переговоры с ханом Адилем Гираем о союзе Сечи и Ханства, а гетман Правобережной Украины Петро Дорошенко был союзником хана Cелима I Гирая, в войне с Польшей и Московией. В начале XVIII века Девлет Гирай II поддерживал Ивана Мазепу в его борьбе с Москвой.

Именно он принял запорожских казаков, спасавшихся от мести Петра I после полтавского поражения, и позволил им поселиться на территории Крымского ханства в низовьях Днепра! Так появилась в истории Новая Сечь. Заметьте, она появилась в низовьях Днепра, но ни как не на полуострове.

Примеров союза и дружбы между запорожскими казаками и крымскими татарами, до полного порабощения Украины и Россией, можно привести сотни.

Но практически, ни одного союза в истории не было с так называемыми русскими казаками, только разве что около 1709 года к крымским татарам примкнул Игнат Некрасов, донской казак, сподвижник К.

Булавина с 2 тысячами казаков, не желавших подчиняться церковной реформе царя Петра I. Но позже все они поселились в приделах Османской империи, и только в 1980-х годах, некоторые из их потомков вернулась в СССР.

Казаки кубанские

Хочется отметить, что запорожские казаки оказались намного скромней своих «собратьев» из Кубани, которые удревнили свое происхождения, прямо таки до неприличия!

Источник: https://avdet.org/ru/2006/05/26/krymskie-kazaki-iskazhenie-istorii/

Запорожцы на службе турецкого султана

Казаки-некрасовцы на службе у крымских ханов

После победы в русско-турецкой войне 1768-1774 годов Россия получила прямой выход к Черному морю. Установив контроль над землями бывшего Крымского ханства, она обезопасила свои интересы в Причерноморье. В связи с этим полностью отпала надобность в легендарной Запорожской сечи, которая в прежние времена выполняла роль антитурецкого форпоста на южных границах Российской империи.

Тем не менее Сечь продолжала жить своей буйной жизнью, которую так красочно описал в своем «Тарасе Бульбе» Гоголь, настаивая на соблюдении прежних договоренностей, и отказываясь подчиняться кому бы то ни было кроме своих старшин, чем доставляла большую «головную боль» местному российскому начальству.

В связи с этим по приказу императрицы Екатерины II светлейший князь Потемкин ликвидировал этот рассадник вольности в 1775 году. Казаков обратили в крестьян и обложили податями.

Новая казачья сечь в Османской империи

Однако такая участь устраивал далеко не всех. Часть запорожцев в количестве от 4 до 7 тысяч человек бежала на территорию Османской империи, граница которой тогда проходила по Южному Бугу, и около города Очаков создала новую Сечь.

Россия потребовала их выдачи, но турки отказали. В русско-турецкой войне 1787-92 годов беглецы приняли участие в составе иррегулярного корпуса Селима и Бехты-Гиреев. Когда по ее результатам Бессарабия отошла к России, их переселили в устье Дуная, даровав подданство Османской империи. Им разрешили жить по своим порядкам, но за это они должны были служить своей новой родине.

  • Ряды запорожцев пополнялись за счет крестьян, бежавших с Украины, где интенсивно вводилось крепостное право.
  • Их поселили рядом с поселком казаков-некрасовцев – потомков донских казаков, ушедших в Турцию после поражения восстания Кондрата Булавина в 1708 году.
  • Отношения вновь прибывших со старожилами не сложились: соперничество за места для рыбной ловли, которая была главным источником дохода для местных, привело к тому, что беглых запорожцев пришлось переселить выше по течению Дуная в районе современного румынского города Браилов.

Русско-турецкая война 1806-1812 годов расколола ряды задунайских запорожцев: не желая воевать в рядах турецкой армии против своих единоверцев Кошевой атаман Задунайской Сечи Трофим Гайдабура с несколькими тысячами казаков перешел на сторону русских войск и принял активное участие в боевых действиях. Русское командование особо ценило его знание местности на театре военных действий.

Третья казачья сечь

Воспользовавшись тем, что значительное количество некрасовцев, поверив обещаниям русского командования также покинуло территорию Османской империи, переселившись в Россию оставшиеся на турецкой службе запорожцы захватили их «столицу» – село Верхний Дунавец и организовали там свою третью и последнюю Сечь.

После войны Сечь насчитывала 10-15 тысяч человек. В ней  существовала градация: казаками считались лишь молодые неженатые парни, которые и ходили в военные походы, тех, кто женился, переводили в разряд «мужиков», они обзаводились хозяйством и оседали на земле. Их обязанностью было содержать войско казаков.

В 1821 году началось восстание греков. Казаки участвовали в боях с восставшими и понесли большие потери. Во время боев на острове Хиос погиб и Кошевой атаман запорожцев Семен Мороз.

В 1828 началась очередная русско-турецкая война.

Участие в войне против единоверцев вновь породило раскол в среде запорожцев: часть из них готова была вернуться в Россию, если им будет объявлена амнистия.

Узнав об этом, градоначальник Измаила С.Тучков с санкции российского правительства вступил в тайные переговоры с кошевым атаманом запорожцев Василием Незмаевским, но тот, опасаясь репрессий со стороны турок, отказался брать на себя столь рискованное предприятие.

Тогда к переговорам подключился куренной атаман Осип Гладкий, под руководством которого пророссийски настроенные казаки в числе около 1000 человек переправились через Дунай и перешли в лагерь русских войск.

Из этих казаков было сформировано Отдельное запорожское войско. Казаки, хорошо знавшие дельту Дуная, служили в основном разведчиками.

  1. Дальнейшее развитие истории с оставшимися в Османской империи запорожцами тесно связано с личностью Михаила Чайковского – польско-украинского дворянина, участника Польского восстания 1831 года.
  2. После того, как это восстание было подавлено российскими войсками, он оказался в эмиграции во Франции и служил дипломатическим агентом у одного из польских эмигрантских лидеров князя Адама Чарторыйского.
  3. Чайковский был послан в Османскую империю с миссией добиться поддержки деятельности польских эмигрантов, направленной на освобождение Польши из-под власти Российской империи.
  4. Когда власти Франции под давлением России лишили его французского гражданства он перешел на службу к турецкому султану и принял ислам под именем Садык-паши.

Сечь в Крымской войне

С началом Крымской войны в 1853 году он сформировал из потомков запорожцев полк по образцу казачьих, названный «Славянским легионом». Сам Чайковский был назначен кошевым атаманом всех казаков Османской империи. Между прочим, полку были вручены казачьи знамена Запорожской сечи.

  • Полк не участвовал в боях с российской армией, а нес сторожевую службу в Добрудже, после окончания войны был зачислен в разряд регулярных и причислен к султанской гвардии.
  • Султанский казачий полк принимал участие и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов, после которой был распущен.
  • Потомки запорожских казаков в основном осели в области Добруджа (современная Румыния).

Сейчас в уезде Тульча этой области проживают свыше 1,6 тысяч этнических украинцев – потомков казаков Задунайской Сечи. Многие из них хранят не только свидетельства и рассказы, но и предметы быта тех времен.

Читайте также:  Что раньше делали русские мужчины, чтобы развестись с женой

Ильдар Мухамеджанов

Источник: https://islam-today.ru/istoria/zaporozcy-na-sluzbe-tureckogo-sultana/

Почему казакии-некрасовцы в крымской войне воевали за турок

Летом 1707 года на Дону вспыхнуло очередное казацкое восстание, вызванное жестокостью царских войск, посланных в станицы для поиска беглых крестьян. Лидером восставших стал казачий сотник Кондрат Булавин.

Царские войска разгромили бунтарей, а 2000 наиболее непримиримых казаков увел на Кубань ближайший сторонник Булавина, атаман Игнат Некрасов. Через время к беглецам присоединилось еще 4000 казаков с Дона и Хопра, которых привел атаман Семен Селиванов.

На Кубани Некрасов объединился с казаками-староверами и принял подданство крымского хана. В тот период численность «некрасовцев» вместе с женщинами и детьми достигла 8000.

Новая родина

Казаки осели на Таманском полуострове, где основали городки Блудиловский, Голубинский и Чирянский. Для сохранения христианской старой веры и национального единства атаман составил свод правил, которые были обязательны для всех членов общины. В историю они вошли как «заветы Игната», которых было 170.

Высшая власть общины — казачий круг, на котором участвовали все мужчины возрастом от 18 лет. Атамана выбирали на год с правом избираться не более трех раз подряд. Любые финансовые взаимоотношения между казаками запрещались. Смертью карали за убийство общинника, грабеж, воровство, измену войску, избиение родителей, отказ от старой веры, брак с иноверцами. Однако главный «завет» Игната гласил: «Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться».

Против России

В 1711—1720 годах перебежчики активно участвуют в набегах крымского хана, в которых, как писал кубанский краевед Прокопий Короленко: «вымещают злобу против правительства и русского царя за прежние гонения и поражения раскольников». Особенно жестоко «некрасовцы» расправлялись с богатыми и «старожилыми» казаками, которых считали предателями дела Булавина.

Первые налеты были совершены на казачьи городки Дона и Хопра. В своих походах казаки-перебежчики доходили до Полтавы и Валуек. В 1717 году вместе с ханскими войсками они грабят Воронежскую, Казанскую и Нижегородскую губернии. По сообщению царского слуги Петра Салтыкова, на обратном пути часть орды разгромили донские казаки атамана Фролова. Пленные татары сообщили, что в войске был Некрасов и 200 его сторонников.

Ханские слуги

Летом 1733 года четыре сотни «некрасовцев» по приказу хана воюют против ногайцев, а в 1735 году вместе с крымчаками участвуют в походе против кабардинцев. Хан Менгли-Гирей, оценив верность и воинские качества русских, набирает из них отряд личной охраны.

Для обеспечения лояльности Некрасова его казакам обеспечена независимость в вопросе веры и отношений внутри общины. Правовой статус казаков-староверов не отличался от мусульманского. В военное время хан обещал снабжать «некрасовцев» оружием и провизией.

В 1737 году в возрасте 77 лет Игнат Некрасов погиб: по одной версии — в стычке с отрядом русских разведчиков, по другой — от рук царских агентов во время переговоров. Под натиском российских войск с 1740 года «некрасовцы» стали покидать Кубань.

В турецкой империи

Часть казаков осела на Дунае, откуда вместе с ханскими ордами в 1768 году грабила русские земли, а в 1770 году на стороне турок участвовала в Кагульской битве, в которой войска Румянцев разбили 150-тысячную османскую армию.

После переселения на Дунай запорожцев между казаками начались конфликты, вылившиеся в вооруженные столкновения. Закончилось противостояние штурмом запорожцами некрасовского городка Дунавец. Султан решил остановить кровопролитие и переселил «некрасовцев».

Часть осела в азиатской Турции возле озера Куш, а другая в восточной Фракии на берегу Эгейского моря.

В Османской империи русские беглецы относились к военным поселенцам и им сохранили самоуправление с выборными атаманами и старшинами. В военное время казаки получали за службу жалованье и фураж.

«Некрасовцам» запрещалось заниматься любым сельским хозяйством, кроме разведения лошадей. Для работы на земле переселенцы нанимали работников из болгар и турок.

Жили «некрасовцы» за счет рыбной ловли, коневодства, оптовой торговли.

Во время подавления бунтов в Египте и Греции турецкие власти требовали от «некрасовцев» участия в карательных акциях.

Русский генерал Сергей Тучков вспоминал, что «некрасовский» атаман Осип Гончар рассказывал ему о круговой поруке турецких чиновников и том, что его людей силой побоями и угрозами отправили против греков.

После переговоров атамана Гончара с графом Воронцовым часть турецких казаков возвращается в пределы Российской империи. Историк Анатолий Бачинский говорит о 7000 человек.

Конец турецкой общины

К крымской войне в армии Турции числится всего 4 казачьих эскадрона. Численность общины составляла 1500 семей, страдавших от притеснений местных властей, иноверного окружения и постоянных эпидемий, вызванных жарким климатом. Действовали мужской и женский монастыри. С 1911 года привилегии «некрасовцев» упразднены и их обязали отправлять призывников в регулярные части турецкой армии.

Российская империя согласилась принять казаков и для первой группы переселенцев выделили земли в Грузии, однако после 1918 года они снова оказались на Кубани, где «некрасовцев» зачислили в ряды кубанского войска.

Переселение возобновилась в 1962 году, 215 семей осели в Ростовской области, Краснодарском и Ставропольском крае. 224 «некрасовца» отказались ехать в СССР и эмигрировали в США. В Турции осталась только одна семья.

Видео дня. 90-летний ученый оказался рецидивистом: ловил на коноплю

Источник: https://news.rambler.ru/other/42936345-pochemu-kazakii-nekrasovtsy-v-krymskoy-voyne-voevali-za-turok/

Места проживания казаков некрасовцев на кубани. Некрасовцы

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Первые русские переселенцы на Кубани. Казаки-некрасовцы

Введение

Некрамсовцы (некрасовские казаки, казаки-некрасовцы, игнат-казаки) — потомки донских казаков, которые после подавления Булавинского восстания ушли с Дона в сентябре 1708 года. Названы в честь предводителя, Игната Некрасова. Более 240 лет казаки-некрасовцы жили вне России отдельной общиной по «заветам Игната», определяющим устои жизни общины.

1
.
Пе
реселение на Кубань

После поражения Булавинского восстания осенью 1708 года часть донских казаков во главе с атаманом Некрасовым ушла на Кубань — территорию, принадлежавшую в то время Крымскому ханству. Всего вместе с Некрасовым ушло, по различным данным от 2 тыс. (500-600 семей) до 8 тыс. казаков с женами и детьми.

Объединившись с ушедшими на Кубань ещё в 1690-х годах казаками-старообрядцами образовали первое казачье войско на Кубани, принявшее подданство крымских ханов и получившее довольно широкие привилегии. К казакам стали присоединяться беглые с Дона и простые крестьяне.

Казаков этого войска называли некрасовцами, хотя оно было и неоднородным.

Сначала некрасовцы поселились на Средней Кубани (на правом берегу реки Лаба, недалеко от её устья), в урочище у современной станицы Некрасовской. Но вскоре большинство, включая Игната Некрасова, переселилось на Таманский полуостров, основав три городка — Блудиловский, Голубинский и Чирянский.

Некрасовцы долгое время совершали отсюда набеги на приграничные российские земли. После 1737 года (со смертью Игната Некрасова) положение на границе начало стабилизироваться. В 1735-1739 гг. Россия несколько раз предлагала некрасовцам вернуться на родину. Не добившись результата, императрица Анна Иоанновна направила на Кубань донского атамана Фролова.

2
.
На
Дунае и в Малой Азии

В период 1740-1778 гг., по разрешению турецкого султана, некрасовцы перебрались на Дунай. На территории Османской империи султаны подтвердили казакам-некрасовцам все привилегии, которыми они пользовались на Кубани у крымских ханов.

На Дунае они поселились в районе Добруджа в плавнях по соседству с липованами, которые и теперь живут в современной Румынии. На Дунае казаки-некрасовцы в основном расселились в Дунавцах и Сары Кей, а также в селениях Слава Черкасская, Журиловка, Некрасовка и др. После разгрома в 1775 году Запорожской Сечи в тех же местах появились и запорожцы.

В спорах за лучшие рыболовные места между некрасовцами и запорожцами стало доходить до вооружённых столкновений.

После взятия запорожцами некрасовского Дунавца и переселения туда запорожского коша из Сеймена, в 1791 г. большая часть некрасовцев покинула Дунай и переселилась дальше на юг, разделившись на две группы.

Одна из них осела на побережье Эгейского моря, в Эносе в восточной Фракии, другая — в азиатской Турции на озере Майнос (Маньяс, совр. название — озеро Куш), в 25 км от портового города Бандырма.

К началу XIX века образовались две группы некрасовцев — дунайская и майносская.

Некоторая часть некрасовцев дунайской ветви, оставшаяся верной «заветам Игната», пополнила впоследствии поселения некрасовцев на Майносе, а оставшиеся в Добрудже, были полностью поглощены значительно преобладающими по численности липованами и ассимилированы в их среде и прибывающих в тот район выходцев-староверов из России, утратили язык своих предков, обычаи, фольклор, предания и песни об Игнате, его «заветы». Хотя продолжать называться некрасовцами им было выгодно, ввиду предоставления турецкими властями ряда привилегий. Некрасовцы с Майноса их называли «дунаки» или «хохлы» и за своих не признавали.

Из Эноса некрасовцы в 1828 году переселились на Майнос и полностью влились в майноскую общину.

К середине XIX века произошло имущественное расслоение общины, наметились и религиозные разноречия, и во второй половине 1860-х г. часть майносцев (157 семей) в результате раскола общины ушла и основала поселение на острове Мада (на Бейшехирском озере).

Их судьба оказалась трагичной — в результате эпидемии, «подморной» земли и зараженной воды в озере, к 1895 году на Маде оставалось всего 30 дворов, а к 1910 г. в селении осталось только 8 семей. Таким образом община казаков-некрасовцев живущих по «заветам» осталась только на Майносе и малая часть на Маде.

В 60-х годах XIX века начали проявляться некоторые тенденции ухудшения взаимоотношений между некрасовцами и турецкими властями, которые впоследствии к привели к невозможности проживания общины на территории Турции.

3
.
Во
звращение в Россию

донской казак переселенец община

В начале XX века завершлися религиозный, культурный и имущественный раскол общины на фоне ухудшения положения некрасовцев в Турции (усиление налогового гнёта, воинской повинности и отъема части земель на оз. Майнос в пользу мухаджиров), окончательна была утрачена вера в возможность отыскать мифический «Город Игната».

К 1911 году в поселениях на Майносе и Маде оставалось менее 1000 казаков-некрасовцев. В письме Кавказского наместника Н.А. Бугрову от 26 октября 1910 г. говорилось о 175 семьях с. Эски-Казаклар, с общим количеством в 729 человек обоего пола. В 1911 г.

в ходе обследования некрасовского поселения оказалось, «что большая половина их желает переселиться в Россию, а именно 418 человек, из которых 202 мужескаго пола и 216 женскаго пола».

Незначительное количество некрасовцев — «молодых людей, предназначенных турками ко отбыванию воинской повинности», выехало в Россию в 1911 г. с целью избежать службу в армии Турции, что было самой первой неофициальной волной переселенцев.

Несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», с разрешения российского правительства и турецких властей, началась их реэмиграция в Россию.

Разрешения селиться на Дону или Кубани некрасовцы не получили, а были направлены в Грузию.

Первая официальная волна реэмигрантов была незначительной. На забронированные в Грузии ещё с 1911 г. земельные участки для группы возвращенцев из 45 семей в 1912 г. из с. Майнос выехало всего 35 семей.

Всего за 1912-1913 гг., выехало 70-80 семей. Основав два селения Успенское и Воскресенское, казаки прожили там всего несколько лет, а после провозглашения независимости Грузии и установления власти меньшевистского правительства (начало 1918 г.

), они все были вынуждены снова переселяться, на этот раз на Кубань, в станицу Прочноокопскую, а весной 1919 года Кубанская законодательная Рада зачислила 246 казаков-некрасовцев (в возрасте от 1 до 71 года) в состав кубанского казачества и им были выделены земельные наделы примерно в 30 км от Приморско-Ахтарской станицы где к уже к лету 1920 года некрасовцы основали хутора Некрасовский и Новонекрасовский, впоследствии слившиеся в один — Новонекрасовский.

Около 170-200 семей оставалось в Турции.

В 1925 г. последние три семьи с Мады приехали в Советский Союз и поселились в Ново-Некрасовском хуторе. В 1927 г. 170 семей некрасовцев деревни Майноз в количестве 507 душ, несмотря на разрешения так и не приехали в СССР.

Исследования Александры Москетти-Соколовой в работе «Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован» и новые архивные документы рассмотренные в монографии кандидата исторических наук Д.В. Сень — « «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаков-некрасовцев (1708 г.

— конец 1920-х гг.)», дают полное основание полагать, что какого либо массового переселения некрасовцев после 1914 г. до 1962 г. не было. Казачий словарь справочник (составители А.И. Скрылов, Г.В. Губарев.), изданный в 1970 г. в США и изданная на его основе в 2007 г.

Читайте также:  Почему израиль не испугался советских ракет

«Энциклопедия казачества» (Москва, издательство «Вече»), называют число некрасовцев вернувшихся на родину до 1958 г.

в 7200 человек, очевидно ошибочно принимая за некрасовцев староверов липован («дунаков»), в том числе более 2 тысяч семей прибывших в 1947 году из Румынии в Советский Союз и поселившихся в Ейском районе.

  • 22 сентября 1962 года из Турции, селения Коджа-Гёль (до 1938 — Бин-Эвле или Эски-Казаклар, по-некрасовски Майнос) в Россию вернулись 215 живших там семей некрасовцев общим числом 985 человек.
  • Заключение
  • Всего к 1962 году в Россию и СССР переехало около 1500 душ обоего пола, из них чуть более 1200 майносцев.
  • В 1963 году несколько десятков некрасовцев и «дунаки», общим числом в 224 человека, отказавшиеся выезжать в Советский Союз, были приняты в США.
  • Список
    литературы

1. Добруджа в ЭСБЕ на сервере Gatchina3000.ru

2. Энциклопедия казачества. Москва «Вече», 2007, стр. 275

3. История Кубани с древнейших времен до наших дней: учебное пособие / науч. ред. В.Н. Ратушняк. — Краснодар: Кубанькино, 2004. — 232 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Первые зафиксированные упоминания об украинских казаках. Основа казацкой общины: казаки и родители, казаки и гости, отношение к старшим и к женщине. Быт и воспитание казака. Основа казачьей славы. Образ жизни казаков, полный аскетизма, лишений и горя.презентация , добавлен 20.10.2014 Исследование истории казачества в трудах отечественных ученых. Документальная ценность «Поэтической повести», описывающей события Азовского осадного сидения в 1637-1641 гг. Отношения донских казаков с Москвой, их мотивы при взятии и упорной обороне Азова.

Источник: https://bogemasamara.ru/mesta-prozhivaniya-kazakov-nekrasovcev-na-kubani-nekrasovcy/

Читать онлайн История Кубанского казачьего войска страница 62. Большая и бесплатная библиотека

Еще два года спустя, в 1717 году, некрасовцы в составе отряда кубанских горцев под предводительством султана Бахты-Гирея громили селения по Волге, Медведице и Хопру.

Сам Некрасов со своими казаками не щадил никого и жестоко вымещал свою злобу против гонителей раскола на мирном населении.

Только соединенными силами войскового атамана Фролова и Воронежского губернатора Колычева были разбиты татарские войска, а вместе с ними потерпели поражение и свирепые некрасовцы.

В 1727 году в числе колодников были подговорщики к побегу донских казаков на Кубань к Некрасову. По показаниям беглого солдата Серого, к побегу к Некрасову на Кубань готовились целые городки и станицы.

Верховые городки склонны были бежать все, под влиянием общего недовольства порядками – введением переписи, паспортов и пр. В 1733 году некрасовец Иван Мельников строил с шестью товарищами мосты по тракту от Азова на Ачуев. В 1736 году Крымский хан посылал в Кабарду татар и некрасовцев «для взятия языка».

В 1737 году некрасовцы вместе с татарами и черкесами разорили и сожгли Кумшацкий городок на Дону. И т.д., и т.д.

В последующее время некрасовцы не упускали ни одного случая в набегах горцев и татар на русские владения.

Выше, при описании борьбы русских войск и казаков с кавказскими народностями, отмечены уже эти случаи и участие некрасовцев в войнах Турции с Россией в 1737, 1769, 1774, 1787 и 1791 годах.

Одним словом, некрасовские казаки были врагами русских вплоть до самого переселения черноморцев на Кубань и в качестве таковых встретили своих новых соседей.

Но долг платежом красен. В отместку некрасовцам донцы и русские войска, совместно с калмыками, в походах за Кубань неоднократно нападали на некрасовцев и опустошали их жилища.

В 1736 году, по показанию некрасовца Наума Гусека, донские казаки с калмыками сожгли три некрасовских станицы, взяли в плен несколько некрасовцев с женами и детьми и еще больше потопили их в реке.

В следующем, 1737 году, казаки и калмыки, громя татар и черкесов, сожгли некрасовский городок Хан-тюбе, убили нескольких некрасовцев и угнали скот их. Конечно, под влиянием этих возмездий взаимная вражда между некрасовцами и донцами росла. Некрасовцы еще с большей свирепостью относились вообще к русским.

Были, однако, моменты в истории некрасовцев, когда и русское правительство, и сами некрасовцы склонны были к мировой: русское правительство неоднократно приглашало некрасовцев вернуться на родину, и некрасовцы со своей стороны просили русское правительство о том же.

Соглашению мешали различные условия, выставленные для переселения обеими сторонами, а иногда и условия прикрепления некрасовцев за Кубанью.

Во время войны русских с турками императрица Анна Ивановна согласна была простить некрасовцев и предоставить им для жительства прежние места на Дону; но некрасовцы не могли воспользоваться этим, так как их удерживали закубанцы, стращавшие казаков московской виселицей.

В 1762 году императрица Екатерина II разрешила переселиться в Россию бежавшим из нее раскольникам, и в том числе некрасовцам. Некрасовцы не пошли на этот вызов, так как русское правительство ничего не упомянуло о тех правах, какие предоставлялись возвратившимся на родину беглецам.

В 1769 году генерал де Медем обратился к некрасовцам с письменным предложением переселиться на Терек, но некрасовцы даже не дали ответа на это письмо.

В 1772 году сами некрасовцы просили позволения у русских властей возвратиться на Дон; но Государственный Совет, которому поручено было Екатериной II высказаться по этому поводу, не нашел возможным отдать некрасовцам прежние земли и предлагал им занять свободные земли по Волге. Некрасовцы не согласились на такое переселение.

В 1775 году некрасовцы, при посредстве графа Румянцева, снова стали проситься на Дон, Государственный же Совет находил возможным переселять некрасовцев мелкими партиями, которые должны были селиться в разных местах России, по указаниям властей. Некрасовцы не приняли этих условий. В 1778 году некрасовцев пытался возвратить в Россию Суворов.

По сведениям знаменитого полководца, некрасовцы в то время расположились куренями в двухстах шагах от морского берега в устьях Кубани на мысу, между горами в лесу. Они имели здесь в своем распоряжении сто лодок, четыре думбаса, вытянутые на сушу для предохранения от крейсирующей русской эскадры. На этих судах некрасовцы намеревались отправиться, при благоприятной погоде, в Анатолию. Суворов сам лично переговаривался с некоторыми некрасовцами через Кубань, а для приглашения их на родину послал двух донских казаков. Некрасовцы не приняли предложение Суворова и казаков задержали у себя. Так как некрасовцы, очевидно, не доверяли русским властям, то Суворов считал необходимым издать Высочайший манифест о прощении беглецов.

Некрасовцы не шли обратно в Россию, боясь главным образом бесправия. Два обстоятельства – лишение в России казачьего самоуправления и гонение на раскол – удерживали беглецов от возвращения на родину. Злоба же на русских росла и развивалась на почве обоюдных военных набегов и реквизиций.

Некрасовцы, занимавшие раньше Таманский полуостров, перешли на левый берег реки Кубани. В царствование Анны Ивановны они были так стеснены, что Крымский хан, под властью которого они находились, пытался переселить их в Крым к Балаклаве. Попытка не удалась, и некрасовцы снова осели на Кубани. С Таманского полуострова на левый берег р.

Кубани некрасовцы передвинулись в 1777 году во время занятия Таманского края русскими вой-сками. В 1778 году сам Крымский хан с татарами выгнал их с Фанагории. В 1780 году некрасовцы вошли в соглашение с турками и приняли турецкое подданство. Около этого времени часть некрасовцев выселилась с Кавказа в Болгарию – в Добруджу на Дунай.

До 100 семей их, однако, остались на левой стороне Кубани, живя в горах вместе с черкесами.

С этими оставшимися на Кавказе некрасовцами вошли в соприкосновение черноморцы, переселившись на Кубань. Черноморцев некрасовцы приняли враждебно и относились к ним предательски. Зимой 1792 года казак куреня Дядьковского Петр Малый, занимаясь рыболовством, переправился, по приглашению некрасовцев, на левую сторону Кубани.

Некрасовцы, перевозившие через Кубань Малого в своей лодке, поступили с ним вероломно.

Когда Малый, заметивши опасность, пытался бежать на правый берег Кубани, они схватили его, слегка ранили кинжалом, отняли ружье, сняли одежду и, связавши ременным поясом, увезли в горы и продали в рабство черкесскому мурзе Деменко за 4 коровы с телятами, одного вола, ружье и 6 штук баранов.

Впоследствии Малый убежал из плена, а один из пленивших его некрасовцев Мазан, пойманный близ Кубани, сознался на допросе в убийстве и потоплении русских и в продаже людей черкесам в неволю. Сам Малый видел у черкесов в плену 7 человек солдат из русских легкоконных полков.

В 1795 году Головатый донес Суворову, что на казачий пикет под командой войскового полковника Чернышева, стоявший у Темрюкского гирла, ночью 9 апреля напали 20 человек, переехавшие с противоположной стороны Кубани на лодках.

Чернышев, быстро соединивши два пикета в одну команду, вступил в перестрелку с нападавшими. Из черноморцев ранен был старшина Чернолес и слегка три казака.

На другой день утром найдены были в камышах 4 умерших от ран человека, «которые по одеянию и другим признакам» оказались некрасовцами.

Иногда черноморцы, принимая некрасовцев по одежде за своих, сами попадали к ним в плен.

В 1795 году казак куреня Медведовского Роман Руденченко, принявши в туманную погоду на берегу Бугазского лимана двух некрасовцев за своих казаков, был ограблен ими и уведен в горы.

Здесь, в разных местах, Руденченко видел до 60 человек «разного звания русских людей», плененных черкесами и некрасовцами. Сам Руденченко был продан в Анапе турецкому чиновнику, откуда и бежал в Черноморию.

Этими единичными случаями столкновений и исчерпываются отношения черноморцев к своим русским соседям.

В конце XVIII и начале XIX столетий некрасовцы частью перешли к своим единоверцам на Дунай и выселились в Анатолию, а частью, в единичных случаях, как бы растворились в черкесской массе, слившись с ней.

Следовательно, русские соседи черноморцев – некрасовцы не имели сколько-нибудь заметного влияния на военный быт и служебное положение черноморских казаков и тем более на целое войско.

В январе 1797 года возле селения Васюринского черкесы украли пару волов.

В том же году черкесы напали на табун лошадей Староредутского кордона и хотели угнать его, но казаки отразили нападение, убили 4‑х черкесов и потеряли убитыми одного казака и 6 человек ранеными.

На Ольгинском кордоне черкесы сражались с казаками под командой есаула Слепухи, потерявши двоих. Таких случаев, в течение первых восьми лет пребывания черноморцев на Кубани, набралось немало.

В 1795 году черкесы пленили 31 казака на рыбных заводах, двух в других местах, ранили тяжело жену старшины Крутофала, умершую потом, и убили казака, бывшего в разъезде. В 1796 году в 12 случаях было убито черкесами 6 человек, в том числе один старшина, умер от ран один казак и взято в плен 9 казаков, одна женщина и 5 татар работников.

В 1797 году было 8 случаев убийств и пленения, причем 3 казака были убиты черкесами, 11 человек взято в плен. Наконец, в 1798 году, с января по октябрь, черкесами было пленено 5 человек, один казак убит и один умер от ран.

Таким образом, в течение только первых 7 лет пребывания черноморцев на Кубани черкесами было убито 14 человек, смертельно ранено 5 человек и пленено 59 человек.

Источник: https://dom-knig.com/read_186537-62

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector