Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Казаки на Руси известны с 14 века. Первоначально это были бежавшие от тяжелой работы, суда или голода поселенцы, осваивавшие вольные степные и лесные просторы Восточной Европы, а позже дошедшие и до Азиатских необозримых пространств, перевалив через Урал.

Донские казаки

С начала XV века в диких, никому не принадлежащих землях по берегам реки Дон стали селиться люди. Разный это был народ: беглые каторжники, крестьяне, которым хотелось найти больше пахотной земли, калмыки, пришедшие из своих далеких восточных степей, разбойники, авантюристы и другие.

Не прошло и пятидесяти лет, как царствовавшему в те времена на Руси государю Ивану Грозному посыпались жалобы от ногайского князя Юсуфа, что его послы стали пропадать в донских степях. Они становились жертвами грабителей-казаков.

Это было время зарождения донского казачества, которое получило своё название по реке, около которой люди ставили свои станицы и хутора.

Вплоть до подавления восстания Кондратия Булавина в 1709 году, донское казачество жило вольной жизнью, не зная над собой царей или другого управления, кроме своего, однако и им пришлось подчиниться Российской империи и влиться в великую русскую армию.

Основной расцвет славы войска Донского приходится на XIX век, когда эта огромная армия была разделена на четыре округа, в каждом из которых набирались полки, ставшие вскоре знаменитыми по всему миру. Общий срок службы казака составлял 30 лет с несколькими перерывами. Так, в 20 лет юноша отправлялся на службу первый раз и служил три года.

После чего на два года отправлялся домой на отдых. В 25 лет его снова призывали на три года, и опять после службы два года он находился дома. Повторяться так могло до четырёх раз, после чего воин оставался в своей станице уже насовсем и мог призваться в войско только во время войны.
Донское казачество можно было бы назвать военизированным крестьянством, имевшим многие привилегии. Казаки были освобождены от многих податей и повинностей, которыми облагались крестьяне в других губерниях, а от крепостного права они избавлены были изначально.

Нельзя сказать, что донским жителям легко достались их права. Они долго и упорно отстаивали каждую уступку царя, а иногда даже с оружием в руках. Нет ничего страшнее казачьего бунта, это знали все правители, поэтому требования воинственных поселенцев обычно удовлетворялись, хоть и неохотно.

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Хопёрские казаки

В XV веке в бассейнах рр. Хопра, Битюга из Рязанского княжества появляются беглые люди, которые называют себя казаками. Первое упоминание об этих людях относится к 1444 году. После присоединения Рязанского княжества к Москве появляются здесь и выходцы из Московского государства. Здесь беглецы спасаются от крепостнической кабалы, преследований бояр и воевод.

Пришельцы поселяются на берегах рек Вороны, Хопра, Савалы и др. Они называют себя вольными казаками, занимаются звериным промыслом, бортничеством, рыболовством. Появляются здесь даже монастырские угодья. После церковного раскола в 1685 году сюда устремляются сотни раскольников-старообрядцев, не признавших «никонианских» исправлений церковных книг.

Правительство принимает меры по прекращению бегства крестьян в Хоперский край, требует от донских войсковых властей не только не принимать беглецов, но и возвращать ранее бежавших. С 1695 года много беглецов было из Воронежа, где Петром I создавался российский флот. Бежали мастеровые с верфей, солдаты, крепостные крестьяне.

Население в Хоперском крае быстро растет за счет бежавших из России и переселявшихся малороссийских черкасс. В начале 80-х годов XVII столетия большая часть раскольников-старообрядцев была изгнана их Хоперского края, многие остались.

При переселении Хоперского полка на Кавказ несколько десятков семей раскольников попало в число переселенцев на линию, а со старой линии их потомки оказались в прикубанских станицах, в том числе и в Невинномысской.

До 80-х годов XVIII века хоперские казаки мало подчинялись Донским войсковым властям, часто просто игнорировали их приказы.

В 80-е годы, во время атамана Иловайского, донские власти установили тесный контакт с хоперцами и считали их составной частью Войска Донского.

В борьбе с крымскими и кубанскими татарами используют их как дополнительную силу, создавая из казаков-хоперцев на добровольных началах отряды — сотни, полусотни — на время тех или иных кампаний. По окончанию таких кампаний отряды распускались по домам.

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Запорожские казаки

Слово «казак» в переводе с татарского означает «вольный человек, бродяга, искатель приключений». Изначально так оно и было. За днепровскими порогами, в дикой степи, которая не принадлежала ни одному государству, стали возникать укрепленные поселения-сечи, в которых собирались вооруженные люди, преимущественно христиане, называвшие себя казаками.

Они совершали набеги на европейские города и на турецкие караваны, не делая никаких различий между теми и другими.
В начале XVI века казаки стали представлять собой значительную военную силу, что было замечено польской короной. Правящий тогда Речью Посполитой король Сигизмунд предложил казакам службу, но был отвергнут.

Однако столь большое войско не могло существовать без какого-либо командования, в связи с чем постепенно формировались отдельные полки, называвшиеся куренями, которые объединялись в более крупные соединения — коши. Над каждым таким кошем стоял кошевой атаман, а совет кошевых атаманов и был верховным командованием всего казачьего войска.

Чуть позже на днепровском острове Хортица была воздвигнута главная твердыня этого войска, которую называли «сечь». А поскольку остров находился сразу за порогами реки, то и название она получила — Запорожская. По имени этой крепости и казаков в ней находившихся стали называть запорожскими.

Позже так назывались все воины, независимо от того, жили они в сечи или в других казачьих поселениях Малороссии — южных границ Российской империи, на которых теперь расположено государство Украина.

Позже польская корона всё же получила себе на службу этих несравненных воинов. Однако после бунта Богдана Хмельницкого войско Запорожское перешло под власть русских царей и служило России до самого своего расформирования по приказу Екатерины Великой.

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Кубанские казаки

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/politica/316989

«Зловоннее Руси на Дону не бывать»: за что русские крестьяне не любили казаков

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

«Зловоннее Руси на Дону не бывать»: за что русские крестьяне не любили казаков

Гражданская война в России – яркий пример того, что может случиться в государстве, когда власть искусственно консервирует социальные, экономические, политические проблемы, а не решает их. Одним из самых трагических эпизодов штатского противостояния стала политика большевиков по расказачиванию, у которой, если присмотреться, глубокие исторические предпосылки.

Казаки и народ

Глубинные вина расказачивания – социальный раскол, существовавший между коренными казаками и крестьянами, живущими на территории каждого из одиннадцати казачьих армий. Большевики сыграли на этой проблеме и обернули ее в свою пользу. Казаки столетиями защищали Россию и гибли на полях сражений, однако, внутри края они же выполняли репрессивные функции.

В каждом большом городе империи была казачья сотня, которая использовалась для разгона стачек и стачек на заводах и фабриках, а также при подавлении крестьянского недовольства. Когда царизм пал, народ не забыл обид и стремился вернуть «должок». Сами казаки эту службу не обожали, но так как они давали присягу, то выполняли свою работу хорошо.

Масло в огонь подливала и земельная проблема.

На примере Донского казачьего армии она выглядела так: в среднем одно казачье крестьянство имело в пользовании 16,9 десятин земли, а коренные крестьяне, рожденные на Дону – 15,1 десятин.

При этом старик-казак должен был снарядить своего сына, а пуще всего и не одного, всем необходимым для воинской службы. Строевой конь и снаряжение обходилось в 250-300 рублей, а это годичный бюджет семьи.

Каждое войско также отвечало за почту, строительство на своей территории дорог, мостов, административных домов. На эти нужды администрация с каждого хозяйства изымала по 50-70 рублей. Винили в этом не царя, а местных и иногородних крестьян, у которых было, в посредственном, 7,7 десятин земли. Власть проблему игнорировала, а неприязнь внутри государства между жителями только нарастала.

Генерал Деникин вспоминал, что при заточенье союза между Добровольческой армией и терскими казаками, последние пытались «протолкнуть» договор, по которому каждый взятый ими город отдается на трехдневное разграбление. Подобное мышление могло быть лишь у тех, кто никак не ассоциирует себя с русским народом, а именно так и думало большинство казаков.

Казаки и царь

Именно казаки приходили в новоиспеченные земли первыми, где они ставили свои городки и выполняли функции пограничной стражи. Уже после них прибывали крестьяне, торговцы, сборщики налогов и армии.

Российская империя была сословным государством, в котором помимо дворян, духовенства, мещан и крестьян было «казачье сословие».

В мена на военную службу они получали земельные наделы и не платили подушной подати.

К началу Первой мировой войны число казаков совместно с женщинами, детьми и стариками составляло 4,5 миллионов человек. Из них 500 тысяч служили в армии они-то и были истинной опорой престола. Не зря именно казаки охраняли последнего императора, а царевич Алексей был атаманом всех одиннадцати войск.

Николай II Романов находил своей обязанностью на Пасху первым делом поцеловать каждого из конвоя, тем самым выказав уважение и благодарность за верную службу, какую те несли не народу, а семье Романовых.

После того как царская власть пала и Россия вышла из войны, казаки разрешили, что их служба окончена.

Присяга, приносимая ими Романовым, становилась недействительной, и жить вместе с «лапотниками» и «мужиками» они не желали.

На территориях казачьих армий развивалось движение, направленное на обретение независимости от России. Как не вспомнить слова персонажа Тихого Дона Пантелея Мелехова о том, что «зловоннее» Руси на Дону не бывать.

Казаки и большевики

Казаки встретили Октябрьскую революцию 1917 года нейтрально, однако большевики соображали, что в будущем они станут значимой реакционной силой. Революционеры называли казаков «палачами» и не простили им участия в подавлении восстания 1905 года. Однако и внутри казачьего общества случился раскол. Бедность поддерживала большевиков.

Начало расказачиванию положило циркулярное письмо от 24 января 1919 года.

Согласно этому документу на взятых Красной армией землях проводилось массовое истребление богатых казаков и тех, кто противостоял советской власти.

К середнякам же применялись меры, при каких они не смогут организоваться для восстания.

На деле политика превратилась в аресты, взятие заложников, размещение в станицах военных отрядов, изъятие оружия и передача его иногородним, как опоре советской воли.

У казаков конфисковали излишки хлеба, уровняли их с пришлыми, большевики целенаправленно переселяли на Дон, Кубань и Терек крестьянскую бедноту из Украины и Центральных регионов России.

Те же меры ожидали и остальные казачьи территории, где советская власть еще не была установлена.

В результате такой «мести» за службу, многовековой уклад жития казаков был нарушен, а о количестве погибших историки спорят до сих пор.

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Источник: http://imperhans.ru/vonyuchej-rusi-na-donu-ne-byvat-za-chto-russkie-krestyane-ne-lyubili-kazakov/

Севрюки разные

Продолжение. Начало читайте здесь.

В исторической литературе севрюков часто называют казаками. Причина тому отчасти тюркские корни, проживание  в лесостепном пограничье и практически такие же как и у казаков, особенности службы и образ жизни в подобных казачьим юртам ухожьях, с теми же промыслами, автономностью,самоуправлением, и этнической близостью  к казачьим сообществам Дона и Запорожья.

Но были и меж севрюков  свои различия. Те из них, что несли службу в городах Порубежья именовались по городам, ну а вольные казаки,  жившие по рекам, по ним и именовались. По крайней мере, жившие на Осколе именовались оскольскими казаками, а на Северском Донце донецкими.

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всегоПутивльские казаки

О севрюках — путивльских казаках, которые «на поле едут» и от которых правительство ожидало вестей о крымских набегах, сообщает архивная книга Крымских дел.

Сообщается так же и о сторожевой службе путивльских казаков у Днепра, близ литовских владений. На этом участке, Крымской Украины, татары предпринимали набеги по предварительному сговору с пограничными литовскими воеводами.

Однако, как ни странно, путивльские казаки часто действовали против татар совместно с состоящими на службе  у польского короля  казаками черкасскими и каневскими. Именно по этому в 1527 г.

Читайте также:  Ольга врангель: чем прославилась супруга «черного барона»

крымский хан жаловался польскому королю, говоря, что «люди черкасские и каневские пускают казаков, с казаками путивльскими, под улусы наши» (татарские). И, что узнав о готовящемся нападении, путивльские казаки передают весть в Москву.

Рыльские и стародубские казаки

Начиная с 30-х годов XVIвека в Письменных донесениях о ходе боевых действий появляюся сведения о Рыльских казаках.

А с 1589 года исторические источники начинают замечатьиСтародубских казаков, происходящих от севрюков западной Брянщины.

Именно в этот  год,  в апреле  царь Федор Иванович писал путивльскому воеводе Афанасию Зиновьеву, чтобы он « … с Рыльскими и Стародубскими казаками шел на Поле и Донец против крымских татар».

Оскольские  казаки

И всё-таки самый активный период истории северских казаков был связан с их сторожевой и городовой службами в городах  Белгородской укреплённой черты. Именно «из местных» добровольцев и севрюков шло пополнение штата служилых казаков.

Из севрюков были отчасти и оскольские казаки. Их появление в XVI веке на юго-востоке Северщины связывают с организацией сторожевой службы и строительством городов-крепостей Белгородской черты: Оскола (1593), Валуйки и самого Белгорода (1596),возникшего на землях Путивльского уезда.

При этом население этих городов было далеко не однородным и в служилые по прибору шли не только оскольские, но и  другие казаки, преимущественно  донские, образуя городовую, станичную и сторожевую службы.

Вообще-то, в XVI-XVII веках грань между «вольным» и «служилым» казаком была довольно зыбкой. Многие служилые казаки, особенно из пограничных крепостей, уходили «казаковать в поле». Да и не только они. Как пример цитата из  В.О.Ключевского: “В десятнях степных уездов XVI века встречаем заметки о том или другом захудалом сыне боярском: “Сбрел в степь, сшел в казаки”.

  • Были мотивы и у крестьян, даже у батраков уйти в Поле, ведь жизнь у казаков, даже полная опасностей, была все же гораздо легче и интереснее чем у крестьян.
  • В целом, по мнению некоторых исследователей,  оскольское и донецкое  казачества представляли собой ватаги южнорусского вольного казачества Северской земли, отчасти ведущего своё происхождение от древних «северян» и их потомков севрюков, при этом они являлись отдельными ветвями казачества как такового.
  • Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всегоДонецкие Казаки – от севрюков до донцов

Казаков, селившихся на Донце называли «донецкими казаками». Сам же  Северский Донецсогласно  мнению академика Б.А. Рыбакова, в среднем и нижнем течении Северского Донца, вместе с Доном от  дельты до устья Донца ещё в ХVIIв. именовался Доном или Доном Великим.

Другой академик О.Н. Трубачев тоже допускает, что Великим этот приток Дона был назван потому, что «великое, как правило, знаменует направление миграции, экспансии» обживавших Поле северян «от Малого Донца до Великаго Дону».

Конечно же сейчас это трудно представить, но со времён Золотой Орды и до 1548 годаказачьего населения на Среднем и Нижнем Дону, кроме азовских казаков, состоявших из тюрок-мусульман, не было. А донские казаки или донцы в основном-то жили на Северском Донце —  Великом Дону.

Заселение бассейна реки в XVI-XVII веках, в юго-восточном направлении (к Азовскому морю) привело к тому, что прежнее локально ограниченное название одного из «верховских Донцов» — Донца Северского, постепенно перемещалось вниз по его течению и вытесняло прежние его наименования Дон и Дон Великий.

По реке с верху до низу расселялись и казаки, которых история вначале так и называет донецкими, а потом относит к одним из верховых донских. Но история, не всегда пишется беспрестрастно и обходя историю донецких казаков русские и донские историки приписывают часть успехов донецких казаков низовым донцам.

Однако, попробуем познакомиться с тем, что говорит история о казачьей вольнице на Северском Донце и их атамане Михайле Черкашенине.

Принято считать,что «вольный период» казачества по настоящему был с XVI по XVII век, а годы царствования Ивана IV Грозного ознаменовали  своеобразный «золотой век» казачества.

Причём, именно вследствие негативных явлений в Московской Руси — многолетних войн, опричнины, хозяйственной катастрофы конца 60 – начала 70-х годов — произошёл массовый исход русского населения в вольные казаки на Дон, по Волгу, Днепр и их незаселённые притоки.

На Донце к местным севрюкам присоединялись пришлые. И здесь в пойме реки ватаги казаков заселяли свободные юрты, основывая на берегах рек и озёр свои зимовья, где мирная жизнь и занятия промыслами чередовались с боевыми вылазками объединённых казаковов на улусы кочевых татар.

В то жестокое время в борьбе за жизненное пространство, подобно самим же кочевникам,  казаки так же грабили и уводили в плен побеждённых. В этом проявлялась их воля и борьба за выживание в Диком Поле среди хищных зверей и людей.

Вольные казаки, в отличие от служилых не были обязаны службой государству – они не приносили присяги и не несли тягла.Тем не менее, донецкие казаки под руководстом своих атаманов заявили о себе смелыми военными операциями в отношении крымских татар, не оставлявших в покое Русскую Украину.

  1. И именно потому, русские цари, желавшие ослабить своих давних врагов и переместить границы к Югу, старались привлечь вольных донцов как союзников, при этом не признавая их своими подданными и характеризуя в дипломатической переписке с султаном и с ханом Крыма как «всяких земель беглых людей, воров».
  2. Однако другие исторические данные свидетельствуют об особом отношении русских монарховк донецким казакам…
  3. Донецкие казаки — донцы

С начала XVI века Северский Донец считался неофициальной границей между Московским великим княжеством и Крымским ханством. После вторжения хана Махмед-Гирея в 1521 году в пределы Московского государства правительство Василия III было вынужденно уделить больше внимания укреплению приграничной службы и притоку казачества в Среднее Подонцовье.

Вольные казаки, жившие на Донце стали вливаться  в общее Донское казачество, успевшее  заявивить о себе как самостоятельная военно-политическая сила, взявшая Казань в 1552 году.

И именно за эту, «казанскую службу» царь Иван Грозный подтвердил права донцов на «славный тихий Дон с притоками и с белойМанычью».

Более четко новый статус казачества зафиксирован в документах Московского государства, а точнее в жалованной грамотеИвана IV, посланной «на Донец Северскийотаманам козацким и козакомвсем без отмены»с послом И.П.Новосильцевым 3 января 1570 г.

Любопытно, что  грамота  была именно на Донец Северскийи в нейговорилось о том, чтобы атаман Михаил Черкашенин и Донские казаки слушали царского посла Новосильцева, едущего в Царь-Град через Дон и Азов, и «тем бы вы нам послужили…

, а мы вас за вашу службу жаловать хотим».

Документ этот памятный для всех казаков, ибо он указывает день (и место)  официального образования Войска Донского..Внимание!..на Северском Донце.

Ну, а сам Михайла Черкашенин признан донскими казаками его первым войсковым атаманом.

Да и не могло быть иначе, если проследить весь жизненный путь славного атамана, ставшего уже в 50-е годы XVI века одним из самых известных донских казачьих атаманов.

О происхождении Михайлы Черкашенина судить трудно. Если прочитать его прозвище с ударением на последнем слоге, как «черкашеня», то оно будет уменьшительной формой от «черкашин» т.е. черкас, как называли представителей зарождавшейся малороссийской народности.

Причём, было бы уж очень примитивно считать Черкашенина, как и Ярослава Мудрого, украинцем. Впрочем, как и записывать его в запорожцы, как это делают сторонники национальной идеи .

В то время и до второй половины XVI столетия никакого деления по национальным и территориальным признакам между казаками не существовало.

Тем не менее, первоначальную воинскую славу Михайла Черкашенин сыскал в 1548 году, когда он, и его соратник Истома Извольский -Тулянин «со товарищи» основали первое донское казачье поселение -«острогу» в Диком полеу Волго-Донской Переволочки и  отвоевали Средний и Нижний Дон у «крымского хана Аманака да черкасского казака Елбулзлука».

При этом основные силы славного атамана, в том числе и струги, находились на Северском Донце. Там же на Донце они и строились, поскольку самый лучший, боровой лес произрастал на песчаном левом берегу реки. А по правым притокам Донца можно было выйти на русла рек, непосредственно впадающих в Азовское море. Этим и воспользовался Михаила Черкашенин.

В 1556 году он предпринял дерзкий поход  с переходом из Северского Донца через Миус или, возможно, Кальмиус в Азовское море.

По крайней мере по историческим документам следует Миус, но более реально он мог пройти из Донца в Торец, а потом волоком в Кальмиус и наконец в Азовское море.

  Так или иначе, Михаила Черкашенинсо своими казаками пересёк море и добравшись до татарских поселений в окрестностях Керчи, разорил их, а двух захваченных во время похода «языков» по возвращении прислал в Москву.

  • На следующий  1557 год Черкашенин в качестве походного атамана с 3 тысячами казаков принял участие в Ливонской войне.
  • В 1559 году,  как сообщает Никоновская летопись, он во главе отряда путивльских служилых казаков (севрюков)  «побил Крымцов вверх Донца Сиверского и четырех языков Крымских ко государю прислал»,  что было особо важно для Разрядного приказа, по сути военного ведомства Московского государства.
  • Учитывая значимость и авторитет  Черкашенина среди всех донских казаков имено ему, как к верховному атаману донцов была врученна  и уже упомянутая перваяцарская грамота«на Донец Северской атаманам казацким и казаком всем без отмены».
  • Из этого следует, что действительно, в тот момент именно донецкие, верховые донцы представляли основную силу донского казачества, а Донец был основной стратегической базой казаков.

В самом деле, здесь были отличные условия для жизни и для манёвров. В пойменных и сосновых лесах было много зверя, в Донце, его притоках и в озёрах изобиловала рыба, водились бобры. На заливных лугах –сенокосы.

Но особо важно было то, что Северский Донец являлся судоходным и из него, по малым рекам и путём волока стругов, выходили в Днепр,в верховья Дона и Азовское море.

Не случаен, по-видимому, и выбор места сосредоточения основных сил донских казаков на Северском Донце ближе к низовьям Дона. Оттуда удобно было ходить на Азов, укрепляться на Нижнем и Среднем Дону.

А ведь казаки, прежде чем сесть на коней, в основной массе были водники, и в этом было их преимущество перед степняками-татарами, способными только бродами преодолевать водные преграды.

Словом, не вдаваясь в подробности следующие из славной биографии атамана Михайлы Черкашенина, он стал первым Войсковым атаманом и основателем Войска Донского, а его  казаки — донецкие и северские — основалями первых низовых казачьих городков на Дону, в том числе и Черкасского.

И всё-таки о донецких казаках как  и о их городках, даже донская история сообщает не много. Причина тому – похоже в желание донских историков, происходящих в основном из низовых донцов переместить акцент внимания на именно на низ Дона, на низовых донцов как основных в Войске Донском, часто обходя ранние поселения донцов на Северском Донце.

Тем не менее известный  историк Дона  Е.П.Савельевговоря о былом наличии казачьих городков в бассейне Донцаупоминает факт их погрома степняками в 1569 году, т.е. за год до визита  посла И.П.

Новосильцева:«… Крымцы действительно в этом году напали и разгромили на Донце городки атамана Ивана Митяки, где ныне Митякинская станица, и, таким образом, отвлекли часть казаков на западную границу их владений (Дела Турецкие 1569 г.)».

Хотелось бы знать, где же всё-таки была эта западная граница и какие поселения донцов были там?..  

Продолжеие следует…

»

Источник: http://sever.lg.ua/2012-08-25-sevryuki-raznye

Почему в Российской империи не любили казаков | Политика, экономика, общество (без банов)

  • ИСТОРИЯ
  • БИОГРАФИЯ
  • КРИМИНАЛ
  • ЖУРНАЛЫ
  • ТЕСТОСТЕРОН
  • РЕКЛАМА НА САЙТЕ

Инвестировать выгодно!Доходные инвестиции в Интернете! Доход 1,1% в день! Регистрируйтесь!Узнать большеtcomonline.comСодействие в подборе финансовых услуг/организацийЯндекс.ДиректАкции ВТБ по биржевой цене!Узнать большеfreedom24.ruИК «Фридом Финанс»

Читайте также:  Почему на руси берёзу считали ведьминым деревом

ИСТОРИЯ

15/06/18

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Почему в Российской империи не любили казаков

Яндекс.ДиректИнвестировать выгодно!tcomonline.com Содействие в подборе финансовых услуг/организацийГотовые портфели акций. 11,34% в мес!stocks-portfolio.ru Содействие в подборе финансовых услуг/организаций

Гражданская война в России – яркий пример того, что может произойти в государстве, когда власть искусственно консервирует социальные, экономические, политические проблемы, а не решает их. Одним из самых трагических эпизодов гражданского противостояния стала политика большевиков по расказачиванию, у которой, если присмотреться, глубокие исторические предпосылки.

Казаки и народ

Глубинные причины расказачивания – социальный раскол, существовавший между коренными казаками и крестьянами, живущими на территории каждого из одиннадцати казачьих войск. Большевики сыграли на этой проблеме и обернули ее в свою пользу. Казаки столетиями защищали Россию и гибли на полях сражений, однако, внутри страны они же выполняли репрессивные функции.

В каждом большом городе империи была казачья сотня, которая использовалась для разгона забастовок и стачек на заводах и фабриках, а также при подавлении крестьянского недовольства. Когда царизм пал, народ не забыл обид и стремился вернуть «должок». Сами казаки эту службу не любили, но так как они давали присягу, то выполняли свою работу хорошо.

Масло в огонь подливала и земельная проблема.

На примере Донского казачьего войска она выглядела так: в среднем одно казачье крестьянство имело в пользовании 16,9 десятин земли, а коренные крестьяне, рожденные на Дону – 15,1 десятин.

При этом старик-казак должен был снарядить своего сына, а чаще всего и не одного, всем необходимым для воинской службы. Строевой конь и снаряжение обходилось в 250-300 рублей, а это годовой бюджет семьи.

Каждое войско также отвечало за почту, строительство на своей территории дорог, мостов, административных зданий. На эти нужды администрация с каждого хозяйства изымала по 50-70 рублей. Винили в этом не царя, а местных и иногородних крестьян, у которых было, в среднем, 7,7 десятин земли. Власть проблему игнорировала, а неприязнь внутри государства между жителями только нарастала.

Генерал Деникин вспоминал, что при заключении союза между Добровольческой армией и терскими казаками, последние пытались «протолкнуть» договор, по которому каждый взятый ими город отдается на трехдневное разграбление. Подобное мышление могло быть только у тех, кто никак не ассоциирует себя с русским народом, а именно так и думало большинство казаков.

Казаки и царь

Именно казаки приходили в новые земли первыми, где они ставили свои городки и выполняли функции пограничной стражи. Уже после них прибывали крестьяне, торговцы, сборщики налогов и войска.

Российская империя была сословным государством, в котором помимо дворян, духовенства, мещан и крестьян было «казачье сословие».

В обмен на военную службу они получали земельные наделы и не платили подушной подати.

К началу Первой мировой войны число казаков вместе с женщинами, детьми и стариками составляло 4,5 миллионов человек. Из них 500 тысяч служили в армии они-то и были истинной опорой трона. Не зря именно казаки охраняли последнего императора, а царевич Алексей был атаманом всех одиннадцати войск.

Николай II Романов считал своей обязанностью на Пасху первым делом поцеловать каждого из конвоя, тем самым выказав уважение и благодарность за верную службу, которую те несли не народу, а семье Романовых.

После того как царская власть пала и Россия вышла из войны, казаки решили, что их служба окончена.

Присяга, приносимая ими Романовым, становилась недействительной, и жить вместе с «лапотниками» и «мужиками» они не желали.

На территориях казачьих войск развивалось движение, направленное на обретение независимости от России. Как не вспомнить слова персонажа Тихого Дона Пантелея Мелехова о том, что «вонючей» Руси на Дону не бывать.

Казаки и большевики

Казаки встретили Октябрьскую революцию 1917 года нейтрально, однако большевики понимали, что в будущем они станут значимой реакционной силой. Революционеры называли казаков «палачами» и не простили им участия в подавлении восстания 1905 года. Однако и внутри казачьего общества случился раскол. Беднота поддерживала большевиков.

Начало расказачиванию положило циркулярное письмо от 24 января 1919 года.

Согласно этому документу на занятых Красной армией землях проводилось массовое истребление богатых казаков и тех, кто противостоял советской власти.

К середнякам же применялись меры, при которых они не смогут организоваться для восстания.

На деле политика превратилась в аресты, взятие заложников, размещение в станицах военных отрядов, изъятие оружия и передача его иногородним, как опоре советской власти.

У казаков конфисковали излишки хлеба, уровняли их с пришлыми, большевики целенаправленно переселяли на Дон, Кубань и Терек крестьянскую бедноту из Украины и Центральных регионов России.

Те же меры ждали и остальные казачьи территории, где советская власть еще не была установлена.

В результате такой «мести» за службу, многовековой уклад жизни казаков был нарушен, а о количестве погибших историки спорят до сих пор.

Александр Бражник

Источник: https://maxpark.com/community/4765/content/6505027

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всего

Донские казаки со времен Ивана Грозного играли важнейшую роль в истории России. Об их жизни и подвигах сложено много песен и стихов, написано немало прозы, а в народном сознании укоренился образ казака как лихого рубаки на вороном коне. Тем не менее, некоторые факты об этих вольных людях до сих пор остаются малоизвестными.

Казачество на берегах Дона начинает складываться с XV века. Молодые крестьяне, не желающие работать на барина, искали здесь вольной жизни. Изначально казацкое общество состояло практически из одних мужчин. Поэтому вопрос с женщинами был для них очень актуален.

Выручали постоянные набеги на соседей, прежде всего на Турцию. Несмотря на то, что Османы были злейшими врагами донцов, казаки часто брали в жены турчанок, которых смогли захватить в качестве трофеев во время набега. Смешанные браки у обитателей донских степей были в порядке вещей.

Только с 1568 по 1878 год Россия воевала с Турцией семь раз. Активными участниками всех этих конфликтов были донские казаки. И это не считая привычных набегов на турецкие владения. Так, во время атаки турецкого поселения на побережье Таганрогского залива в 1635 году, донцы захватили в плен 1735 турецких женщин. Всех их казаки позже взяли в жены.

Среди вольного народа турчанок называли ясырками, а детей, который рождались от таких смешанных браков – болдырями. Отсюда, кстати говоря, и пошла фамилия Болдырев.

Как это ни странно, но жениться на русской или украинке у донских казаков было не в почете. Даже во второй половине XVIII века, когда на южные земли массово хлынули переселенцы из центральной части страны, свободолюбивые казаки старались дистанцироваться от пришедших на Дон русских. Переселенцев они рассматривали как угрозу своей самобытности.

Если же донец все-таки брал в жены русскую или украинку, то он покрывал позором себя и свой род. Естественно, родственники такие союзы очень не приветствовали. Поэтому в случае смерти мужа на войне община могла отвернуться от овдовевшей женщины и ее детей. При этом жениться казаки старались рано – до 20 лет, чтобы успеть обзавестись потомством до ухода на службу.

Воспитание будущих воинов у донцов было максимально строгим. Драться казак должен был уметь, когда еще едва начинал говорить. Как правило, мальчика учили рукопашному бою с трехлетнего возраста.

В том же возрасте казак начинал учиться верховой езде. Стрелковое оружие он изучал с семи лет, а шашку – главное оружие вольнолюбивого донца – с десяти. Но казаки были не только искусными воинами, но и трудолюбивыми земледельцами, поэтому мальчики работали в поле наравне со всеми уже с пяти лет.

Серьги на мужчине обычно смотрятся противоестественно, но у донских казаков они были абсолютной нормой и имели серьезное смысловое значение. Серьга в левом ухе означала, что донец – единственный сын у одинокой матери, в правом – что он последний мужчина в роду. Этот элемент считался оберегом, потому как во время боя командиры старались беречь таких бойцов.

Казачки по праву считались самыми красивыми женщинами. Этому способствовало многовековое смешение представителей разных этнических групп. Казацкие женщины обладают пламенными черными глазами, «полными жизни щеками» и «величайшей опрятностью в одежде», отмечал исследователь Василий Сухоруков.

Дончанки удивительным образом сочетали в себе женственность со смелостью и твердостью характера. По мнению исследователей, все дело в постоянном напряжении казацкого общества из-за внешних угроз. Считалось, что настоящая дончанка может ловко управляться с конем и метко стрелять.

У казаков был обычай почитать мать-казачку в праздник «ведение в храм Пресвятой Богородицы» 4 декабря. Это первый женский праздник в России, причем появившийся задолго до того, как 8 марта стало красным днем календаря.

Историк Кирилл Александров отмечает, что во время Великой Отечественной войны за немцев воевало около 80 тысяч казаков, по большей части донских. В начале 1942 года начали создаваться крупные соединения казаков – полки и дивизии.

Источник: https://newsland.com/community/5652/content/pochemu-donskie-kazaki-ne-zhenilis-na-russkikh/6644144

Севрюки

Оригинал взят у byzantine_way

Несостоявшийся восточнославянский народРусские субэтносы

Границы Северской земли никогда не была постоянной. Чтобы было понятнее, на территории Северских земель находятся такие города как Чернигов, Новгород-Северский (возможно два этих города исторически являлись центром Северской земли), Севск, Стародуб, Комаричи, Брянск, Трубчевск, Глухов, Рыльск, Путивль, Полтава, Глинск, Недригайлов, Хотмыжск, Курск.

~~~~~~~~~~~

Казаки-севрюки: почему русские их не любили больше всегоС. В. Иванов. На сторожевой границе Московского государства, 1907 / S._V._Ivanov._At_the_guarding

Обезлюдевшие после золотоордынского разорения южные земли находившегося тогда в вассальной зависимости от Литвы начинает заселять славянское население. Название «севруки-севрюки» вероятно произошло от древнего «северяне» в результате снижения продуктивности суффикса -яни/-ани, вместо которого в XIV—XV вв.

на юге восточнославянской территории распространяется суффикс -ук/-юк.

Знаток курской старины, писатель и историк Е. Л.

Марков писал о них: «Постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно настороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные.»

В XIV—XV веках севрюки постоянно соприкасались с ордынскими, а потом с крымскими и ногайскими татарами; с Литвой и Московией. Будучи местными жителями и ведя казацкий образ жизни, они знали местность, как свои пять пальцев. Московские и литовские власти охотно нанимали севрюков на охрану южных рубежей, как хороших воинов.

В то же время, обладая свободолюбивым нравом, они были не всегда удобны, так как могли отказаться от выполнения воинских обязанностей, противоречивших их убеждениям.В 1549 году севрюки упоминаются ногайским князем Юсуфом, который в жалобе Ивану Грозному писал: «наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки их побили».

В XVI веке происходит заселение юго-востока Северщины выходцами с правобережной Украины и из Московского государства, толчком к нему послужила организация сторожевой службы и строительство Белгородской черты, на которой были основаны города-крепости Валуйки и Оскол (1593), а также Белгород (1596). Населением этой черты были т. н. оскольские казаки.

Севрюки последний раз упоминаются в конце XVI — начале XVII веков в эпоху Смутного времени, когда они поддержали восстание Болотникова, так, что война эта довольно часто называлась «севрюковской». На что московские власти отвечали карательными операциями, вплоть до разгрома некоторых волостей.

После завершения смуты севрюкские города Севск, Курск, Рыльск и Путивль подверглись колонизации из Центральной России.

Битва войска Болотникова с царской армией (Эрнест Лисснер)

После раздела Северщины по соглашениям Деулинского перемирия (1619), между Московией и Речью Посполитой имя севрюков практически исчезает с исторической арены. Большая часть из них перешла в положение крестьянства, некоторые влились в запорожское казачество.

Читайте также:  Сколько лет адам жил один пока не появилась ева

Источник: https://yarodom.livejournal.com/1328975.html

Донские казаки — не русские

?

satis_fac_tion ( Листопад) wrote in urb_a, 2016-07-24 12:39:00 satis_fac_tion Листопад urb_a 2016-07-24 12:39:00 Category: «Казак я, не москаль». Миф про донское казачествоВся история донских казаков отрицает российский имперский миф. На протяжении веков все попытки сделать из дончаков удельных русских терпели неудачу

В 1760-х годах русский генерал Александр Ригельман, будущий автор исторических трудов об украинских и донских казаках, побывал на Дону. Его удивлению не было предела: донцы, несмотря на культивируемые представления о них как про неотъемлемой части русского мира, наотрез отказывались отождествлять себя с русскими. «Кпинят, – писал ошарашенный Ригельман – будто они от каких-то свободных людей, а особенно от черкасс взялись и для того считают, что происходят не от московских людей, и мыслят себя только обрусилыми, живя при России, а не русскими людьми, и по такому их воображению никогда себя московскими людьми не называют; не любят, кто их москалем назовет, и отвечают на то, что «я не москаль, но русский и то по закону и вере православной, а не по природе».

А в 1778-м на казацкой раде донского городка Черкасский был наказан казак Данилы Кочергина . Беднягу утопили в реке – дали вволю воды из Дона напиться», как тогда говорили донцы.

Такое резкое противопоставление себя русским сохранялось в среде донских казаков вплоть до трагического большевистского «расказачивания» на Дону в 1921-1922 годах, да и то несмотря на то, что Московия/Российская иза то, что обозвал своего зятя «русским человеком»мперия от XVIII века вовсю пыталась укоренить миф про Донскую землю как органическую российскую территорию.Российский исторический миф и в XVIII веке, и теперь включает донских казаков, а также соседние яицкое, терское и гребинское казачества в состав «русского народа», стремясь обосновать политику ассимиляции этих казацких сообществ (впрочем, такая же идеологическая схема активно использовалась и в отношении украинцев). Однако казаки Дона, Яика, Терека долго и старательно отрицали свою принадлежность к русскому миру. Если же к этому добавить и украинский характер Кубани, то становится понятно, что историческое развитие огромных территорий на восток от современной Украины – вплоть до Предкавказья – не вписывается в навязываемый Москвой миф про их историческую русскость. Оказывается, что на самом деле из «русского пространства» следует изымать даже просторы, которые казалось, надежно прописаны в нем еще с XVI века. Что уж говорить про современную Южную и Восточную Украину, куда российская загребущее рука дотянулась лишь в конце XVIII века.

«Ванючая Русь у нас не должна править» — говорит Мелехов

Украинский след на Дону.

Отправным пунктом появления в мировоззрении донцов стойкого ощущения своей отдельности от русских, а донского региона от Московии стали специфические обстоятельства генезиса донского казачества: громадное расстояние Дона от собственно московских земель и полиэтничность первоначального ядра этого сообщества, сформированного за счет активного перемешивания представителей различных этносов. Этническая терпимость к пришельцам, которые вливались в казачьи ряды, навсегда была визитной карточкой Войска Донского. При этом среди факторов, которые оказали определяющее влияние, весомая роль, если вообще не решающая, принадлежала украинскому казачеству. На момент закозачивания Дона оно уже существовало почти полвека и присоединилось к процессу освоения ближайших степных территорий в самом его начале.Украинские казаки проникали в этот регион, особенно на Нижний Дон, от первых десятилетий XVI века. Это так крепко запечатлелось в исторической памяти украинского казачества, что даже спустя 250 лет запорожцы аргументировали свои территориальные претензии на земли по Дону тем, что еще во времена гетмана Предслава Лянцкоронского (то есть в 1510-е) «до самой реки Дона запорожские казаки свои зимовники имели». С середины 1540-х, когда полным ходом происходило формирование донского казачества, участие украинских казаков прослеживается очень отчетливо. Ближе к середине XVI века дошло уже до образования выходцами из Украины своих постов на Дону, в частности в устье Северского Донца зимовья отряда путивльского казака Михаила Черкашенина, культовой фигуры для донского казачества. Показательно, что возникло это зимовье во времена, когда донских казаков как таковых насчитывалось совсем мало, а городков на Дону еще не существовало вообще. Очевидно, отряд Михаила Черкашенина был тогда на Дону и на Волге едва ли не единственной значимой военной единицей, а сам атаман воспетый в донских казачьих песнях подобно знаменитого гетману Самийла Кошки в Украине. В 1574 году донские казаки для освобождения его сына Даниила, плененного татарами, прибегали даже к штурму Азова.Низовья Дона на заре становления донского казачества были хорошо известно не только отряду Михаила Черкашенина, но и другим украинским казакам. В 1559 году через эти территории ходили до Астрахани атаманы Гавриил Слепецький и Семен Высоцкий. Дважды здесь побывал со своим отрядом легендарный князь Дмитрий Байда-Вишневецкий. В 1570-м на обратном пути из-под Астрахани в низовьях останавливался пятитысячный отряд князя Михаила Вишневецкого, с чем даже московские летописи связывают основание городка Черкасский – будущей «столицы» Войска Донского. Да и само название Черкаск прямо указывает на украинские корни города: в Московии черкасами тогда называли украинцев. Логично предположить, что в каждом таком случае какая-то часть украинских казаков могла оседать на Дону. На украинский след указывает также местная топонимика, известна с XVI века: Монастырский остров, Черкасские горы и тому подобное. Наконец, с 1580-х годов источники просто переполнены свидетельствами о пребывании украинских казаков на Донской земле и в прилегающем Поле. Фиксируются отдельные группы украинских казаков и на Волге, а впоследствии на Яику и Тереке.Вклад из Украины в закозачивание Дона был, несомненно, незаурядным. Украинские казаки явно доминировали в этническом котле, который кипел в Низовьях Дона, где и сформировались первоначальные зародыши донского казачества. Поэтому украинское казачество фактически заложило основы донского сообщества. Это открыто признавали даже российские историки XIX века, которые имели донское происхождение, в частности Пудавов Михаил и Василий Сухоруков. «Черкассы, киевляне, севрюки составляли большинство в зародыше донского казачества», – писал Пудавов, сводя влияние мигрантов из Московии на Нижнем Дону до спорадического. Другой российский исследователь Быкадоров преувеличенно считал, что до 1630-х годов ряды донского казачества пополнялись только выходцами с Украины.С XVII века начинаются времена особо активных перемещений украинских казаков между Запорожьем и Доном. Они были постоянными и интенсивными, значительно превосходя притоки из Московии. Если оттуда появлялись лишь отдельные пришельцы или немногочисленные ватаги, то с Украины приходили отряды от 300 человек до 4 тыс. И это при общей численности Войска Донского 5-10 тыс. по состоянию на 1630-е годы! Примечательно, что выходцы из Московии концентрировались преимущественно на Среднем Дону, тогда как украинские казаки на Низу, где одни оседали надолго, а другие пересиживали какое-то время. Как оказалось, это имело далеко идущие последствия вплоть до геополитических.Дон как геополитический перекресток. В стихийном стремлении украинских казаков закрепиться в низовьях Дона воплотилось исконно украинское стремление к освоению побережья Черного и Азовского морей. На протяжении второй половины XVI – начала XVII века существовала вполне реальная перспектива, что низовья Дона станут, подобны Днепровского Запорожья, еще одним форпостом украинского казачества на Степном Кордоне Европы. Однако собственных сил переломить в свою пользу ситуацию у украинцев не хватило – слишком отдаленной была Донская земля, слишком открытой к перекрестным разноэтническим влияниям, чтобы казаки самостоятельно и стихийно превратили ее в еще одно «Запорожье». А тогдашняя украинская элита – князья и шляхта – осталась равнодушной к перспективам на Востоке, не использовала движение украинского казачества и не зафиксировала по украинским меркам такой важный геополитический рубеж, как Дон.Не увидела своего шанса воспользоваться по активности украинских казаков в поясе Дон – Волга – Яик и верхушка Речи Посполитой. Ведь преобразование Дона на подворье украинских казаков и части украинского мира отрезало бы Москву – стратегического противника Варшавы – от Предкавказья, создало бы еще один форпост на юге против Крымского ханства и Османской империи, а также лишило бы Россию возможности наращивать свою военную мощь за счет казаков с Дона. В то же время это открывало бы большие перспективы для украинской колонизации огромного степного региона между низовьями Днепра и Дона и Волги. Кроме того, достигалось бы существенное смягчение социального напряжения в Украине, создаваемого стремлением казаков превратить свою фактическую роль «людей войны» на права и привилегии, которые приближали бы их статус до положения шляхты Речи Посполитой.Организационно и финансово поддержав стихийное стремление казаков в сторону Дона, можно было бы время от времени сплавлять туда руками старшины радикальные элементы, параллельно ноббилируя часть верхушки, подобно тому как Габсбурги умели разрядить ситуацию в отношениях с граничарами, балканскими аналогами украинского казачества. Наконец, с большой долей вероятности можно спрогнозировать, что при таких обстоятельствах вызревание системного кризиса пребывания Украины в составе Речи Посполитой неминуемо удалилось бы во времени. А затем в середине XVII века речь Посполитая не потеряла бы решающее оружие против московской экспансии – опора на мощь украинского мира, благодаря чему, как признавали современники, она победоносно заканчивала все войны с Московией и успешно противостояла туркам и татарам.Однако история не знает сослагательного наклонения действия, и случилось так, как случилось: Варшава близоруко пренебрегла теми возможностями, которые дарило ей казацкое влечение к освоению Дона, а украинские казаки не смогли самостоятельно превратить Дон на свою землю – большинство приезжих не оседала на Дону. Однако и тех, кто там оставался, оказалось достаточно, чтобы радикально повлиять на существо донского казачества.Благодаря украинским пришельцам в Низовья Дона уже с первых десятилетий существования здешнего казачества прослеживается четкое разделение на низовое и верховое донское казачество. Именно низовые казаки всегда были лидерами донской сообщества. Здесь были заложены донские городки, здесь содержались все «столицы» донцов, здесь со временем возникнет казацкая военно-территориальная структура – Войско Донское – по подобию Войска Запорожского. На Низу всегда проводили казацкие рады (круга), принимали послов, снаряжали свои посольства. Только отсюда отправлялись в военные походы. Для всех соседей поехать в Войско Донское означало идти в Низовья Дона. Низовики постоянно противопоставляли себя верховикам, считая тех неровней себе и нередко называя «воровскими казаками».Насколько мощным было влияние украинских казаков на зарождение и дальнейшую историю донского казачества, хорошо иллюстрирует реальный статус на Дону запорожцев, которых судьба забрасывала туда в то время, когда уже встало Войско Донское. Пришельцы с Украины могли селиться там и на любое время, жить анклавами во главе со своими атаманами. Источники донесли до нас имена некоторых из них: Яков Шаховничий, Шило, Алексей Шафран, Матяш. Даже находясь на Дону временно, они становились полноправными членами Войска Донского и принимали участие в работе казачьих советов. Иногда количество запорожцев на Дону значительно превышала численность донцов, как в 1638 году (10 тыс. против 5-5,5 тыс.). Атаман украинских казаков Матяш в 1638 году даже пытался провозгласить владением Войска Запорожского крепость Азов, в успешное взятие которой в 1637-м они сделали гораздо больший вклад, чем донские.Поэтому претензии запорожских казаков в XVIII веке на земли вплоть до Дона опирались на давнюю традицию укорененности украинского следа на его территории. Их не удовлетворяла ни формальная, признанная Россией граница по Кальмиусу, ни фактическая, по Миусу. Они старались упереться в Дон, куда их предки доходили еще в начале XVI века.

Донские казаки танцуют украинский гопак!

Танцуют правда хреновенько — как коровы на льду, подзабыли видать, но ничо — научим — вспомнят!Шоб совсем уже было понятно, о чом это я, вот оригинал для сравнения…Совсем другое дело, не правда ли, пановэ?Хай щастыть усим добрым людям!Всё будет Украина!!!

Источник: https://urb-a.livejournal.com/12602191.html?comments

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector