Когда на руси начали делать татуировки

Практика украшения своего тела — это одно из самых древних выражений творческих способностей человека. Татуировкой человечество увлекается едва ли не со времени своего появления на Земле.

В разные периоды существования цивилизации тату была способом уберечься от злых духов и знаком отличия, залогом вол-вращения домой из дальних странствий и свидетельством приобщения к кругу избранных.

Вероятно, первые татуировки появились в эпоху палеолита, точнее, около 60 тысяч лет назад.И хотя татуировки, сохранившиеся не в виде косвенных письменных свидетельств, а непосредственно на коже мумифицированных тел, значительно моложе (им около 6 тысяч лет), известно, что искусство украшения тела с их помощью существовало уже во времена первобытнообщинного строя.

Когда на Руси начали делать татуировки

Географическое распространение татуировок

География возникновения древней татуировки весьма обширна: Европа и Азия, Австралия и Океания, Северная и Южная Америка. Во всех этих местностях искусство татуажа зародилось совершенно независимо друг от друга.

При этом часто просматривается такое различие: для белой кожи характерно татуирование знаками, орнаментами и цветами, для темной — скарификация (от англ. to scare — делать шрамы).

В последнем случае надрезы на лице и теле создают рельеф, который превращается в декоративный элемент. Чаще всего рельеф подчеркивается краской, нанесенной на раны.

Полинезийские и индонезийские аборигены сохранили древнейшую практику татуировки до сих пор, передавая ее из поколения в поколение.

Когда на Руси начали делать татуировки

Социальное значение татуировок

Это доказывает, что татуировка обусловлена и генетически, и социально. Она служит не только украшением, но и знаком племени, рода, тотема, обозначает социальную принадлежность ее обладателя.

Поэтому в таком почете здесь родовые знаки татуировки — послания мудрости и магии от духов предков, дошедшие из глубины веков. Кроме того, тату наделяется определенной магической силой. Есть татуировки, свидетельствующие об особых событиях в жизни, особых навыках и умениях.

Татуировки начинают наносить в десять-одиннадцать лет, чтобы к началу взрослой жизни ребенок получил покровительство высших сил.

Завершение татуировки — это завершение формирования личности, которое может откладываться на долгие годы.

Так, постепенно узоры покрывают тела полинезийцев подобно одежде, из которой можно узнать о происхождении, богатстве, успехе. Это своего рода паспорт — индивидуальный и постоянный, который нельзя потерять или подменить.

Последние татуировки появляюсь на теле человека уже после смерти — они служили проводниками в загробный мир.

Когда на Руси начали делать татуировки

Техника нанесения татуировки в племенах в наши дни

Весь этот колорит дошел и до наших дней, сохранив традиции и секреты. На островах Полинезии татуировки до сих пор наносят при помощи сажи (см. Полинезийские татуировки). Берут палочку, например расщепленный бамбук, обмакивают его в сок кактуса агава, а затем — в сажу, оставшуюся от костра.

И этой палочкой выводят на лице, руках, спине человека нужный узор. Потом подносят к участку тела другую палочку, в которую вставлены острые акульи зубы, берут подобие молоточка и по контуру рисунка вбивают сажу под кожу.

В других случаях на поверхности тела делаются надрезы, куда в свою очередь тоже втирается сажа.

Интересно сравнить искусство татуировки индейцев (см. Татуировки индейцев) с другим наследием. Рисунки на лице и теле — непременный атрибут индейской культуры, а точнее, культур, так как каждое из племен имело свой стиль. Подлинная индейская традиция была насильственно прервана.

Резервации, завоевание исконно индейских земель привели к гибели племен и уничтожению культуры. И тем не менее искусство индейцев не пропало бесследно. Их атрибутика — длинные волосы, налобные повязки, бахрома, бисер, пончо — стала означать принадлежность к свободному и гордому народу.

Сохранилось и искусство татуировки. У индейцев она служила для маскировки, распознавания своих, обозначения статуса внутри рода или в качестве оберегов. Узоры-обереги часто строились «от противного»: чтобы избежать беды, необходимо было ее изобразить.

Тогда духи решат, что беда уже свершилась и здесь им делать больше нечего. Именно по этой причине тела индейских воинов часто украшал символ смерти — череп. Процесс нанесения татуировки осуществлялся очень болезненно, с осложнениями, вплоть до летального исхода.

На тело наносились раны, в которые втиралась смесь из сажи и древесного угля.

Причиной возникновения татуировки были и естественные повреждения кожи — так считают некоторые исследователи. Охотник или воин возвращался домой с ранами, которые рубцевались и образовывали на теле причудливый рельефный узор.

Считалось, что чем больше таких знаков отличия было на теле мужчины, тем большим опытом и отвагой он обладал. С усложнением и расслоением иерархии общества эти знаки доблести стали наносить искусственно, в том числе и на тела тех, кто не принимал участия в боях и охоте.

Почетные отметины в пределах каждого племени приобретали определенное значение, как современные знаки отличия.Позднее обычай татуировки распространился и на женщин.

Когда на Руси начали делать татуировки

Техника нанесения татуировки в Японии

Например, в Древней Японии по татуировке можно было узнать, замужем женщина или нет, есть ли у нее дети и в каком количестве (см. Японские татуировки). В некоторых культурах татуировки свидетельствовали о здоровье: чем больше узоров, тем выносливее их носительница.

Иногда встречались крайние проявления тэту — например, если у матери не было татуировки, новорожденного ребенка убивали. Тату для женщин были немногочисленны и изящны. Часто они располагались вокруг рта, на ногах, на верхней части бедер.

Их целью было сделать свою владелицу сексуально привлекательной и плодовитой, а также уберечь от превратностей судьбы и злых духов.

Технология японской татуировки крайне трудоемка. Узор, который позже будет выколот на теле, рисовали на коже человека кисточками. Он наносился вручную, иглой или пучком игл (для заполнения плоскости) с бамбуковой рукояткой (так, например, делали татуировки Якудза).

По традиции ушник начинал практиковаться в работе с иглами, только проведя три года во внимательном наблюдении за работой хозяина, — никакие объяснения в татуировке, как и в других восточных практиках, не были приняты. Вначале ученик работал без туши, отрабатывая силу и ритм удара по бамбуковой рукояти.

Первые опыты ученик производил на ноге учителя, затем — на собственной ноге, и только после успешной сдачи экзамена он допускался к клиенту. Высокий профессионализм, граничащий с самопожертвованием!

Когда на Руси начали делать татуировки

Старые мастера считали, что ручная работа создает особый контакт между клиентом и художником. Впрочем, с широким распространением машин и химических красителей традиционная техника пришла в упадок.

Сейчас еще живы татуировщики старой школы, помнящие Японию довоенных времен.

Но молодое поколение татуировщиков выбирает интернациональный стиль работы, и не исключено, что через несколько десятилетий традиционная японская татуировка перестанет существовать.

В период неолита (8-3 тыс. лет до н. э.) татуировки в виде геометрических знаков практиковались на территории современной России (см. Славянские татуировки). Наши предки, например, пользовались глиняными штампами с орнаментами, которые полагалось иметь при исполнении магических ритуалов древнего культа плодородия.

В эпоху раннего Средневековья ремесленники обозначали татуировкой принадлежность к определенному цеху: столяры, кузнецы и жестянщики рисовали на руке или груди символы своей профессиональной деятельности (см. Средневековые татуировки).

Позднее, уже в XIX-XX веках, эта традиция возродилась в среде моряков (см. Морские татировки), литейщиков, горняков. Считают, что современный татуаж на Западе обязан своей популярностью именно им.

В дальнейшем отставные моряки стали открывать первые тату-салоны в крупных портовых городах.

Когда на Руси начали делать татуировки

Религиозные татуировки. Закат искусства татуировки

С распространением христианства обычай стал безжалостно искореняться как составная часть языческих обрядов. Христианские миссионеры сугубо отрицательно относились к языческим практикам украшений тела, поскольку в Ветхом Завете существует прямой запрет налагать на тело знаки и клейма (несмотря на это есть много примеров Религиозных татуировок).

Запрет был настолько суровым, что татуировка не практиковалась среди европейцев вплоть до XVIII века. Кроме того, викторианская мораль считала процедуру татуировки слишком кровавой и варварской.

Примерно в середине XIX века татуировка была окончательно запрещена, но еще в 1920-х годах ученые зарисовывали великолепные образцы татуировок, принадлежащих старикам, и записывали песнопения о сакральном происхождении татуировки.

Когда на Руси начали делать татуировки

Возрождение татуировок

Татуировка возродилась, но уже не в изначальном, ритуально-сакральном, значении, а как орнаментальная заморская диковинка, мода, не обремененная каким-то особым смыслом.

Английские моряки в XVIII-XIX веках использовали татуировки в качестве амулетов, изображая на своих спинах огромные распятия в надежде, что это оградит их от телесных наказаний, широко практиковавшихся в английском флоте. У арабов самым надежным талисманом считалась татуировка с цитатами из Корана (см. также Татуировки надписи).

Татуировка не всегда и не везде являлась позитивной отметкой, символом доблести, иногда она знаменовала наказание. В Японии был свой метод отмечать несчастного, нарушившего закон. Татуировка на лице (здесь есть несколько примеров) стала одним из пяти классических наказаний и в Китае.

Так же метили рабов и военнопленных, затрудняя им побег и облегчая их опознание. И греки, и римляне использовали тэту для подобных целей, а испанские конкистадоры продолжили эту практику в Мексике и Никарагуа. Клеймение преступника на Руси — словом «вор».

Во время Первой мировой войны в Британии букой D метили дезертиров, а в период Второй мировой в идлагерях пленным выкалывали порядковые номера.

Когда на Руси начали делать татуировки

Лишь в начале 50-х годов татуировка распрощалась с мрачным налетом исторического наследия. Всплеск молодежной культуры 50-60-х годов породил новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых возвели тату в ранг искусства. Они широко заимствовали традиционные образы других культур — Дальнего Востока, Полинезии, американских индейцев.

Это породило богатые направления и стили. Поиск новых средств самовыражения и новый взгляд на личную свободу привел к возобновлению многих древних методов, в частности татуировки. Первая конвенция по тату состоялась в Бристоле (Великобритания) в 1950 году.

С тех пор тату-движение шагнуло так далеко вперед, что ежемесячно в мире проводится не менее пяти местных конвенций.

История российских конвенций начинается в 1995 году, когда под эгидой байк-клуба «Ночные волки» была проведена Первая московская тату-конвенция.

Когда на Руси начали делать татуировки

Источник: http://tatuirovanie.ru/istoriya_tatuirovaniya.html

История происхождения тату

Многовековую историю тату можно назвать поистине впечатляющей. Бывало, что нательные рисунки категорически запрещали, считая их чем-то постыдным, бывало, что относились к ним с особым благоговением и уважением. Взлеты и падения, любовь и ненависть, презрение и почитание. Все это – история татуировки.

Когда на Руси начали делать татуировки

Время происхождения и причины появления

Ученые, изучающие историю нательной живописи, полагают, что татуировки появились еще во времена первобытнообщинного строя, более 60 тысяч лет назад. Об этом свидетельствует древняя наскальная живопись, повествующая о жизни людей и изображающая их быт и внешний вид.

При исследовании египетских пирамид были обнаружены мумии возрастом 4000 лет с едва различимыми рисунками на коже. Предположительно татуировки были отличительным знаком богатых фараонов и знатных семей. Простые египтяне не удостаивались такой чести.

Итак, время происхождения тату очень удалено от нас, поэтому вы с полным правом можете гордиться тем, что приобщились к древней культуре, если захотите сделать татуировку.

Когда на Руси начали делать татуировки

Согласно истории возникновения татуировок, они могли наносится в следующих ситуациях:

  • Во время охоты мужчины получали естественные повреждения – шрамы, ссадины, раны. Со временем кожа огрубевала, деформировалась, образуя причудливые узоры. Такие узоры говорили о храбрости, смелости, охотничьем духе обладателя, и он становился уважаемым в племени человеком. Затем порезы стали наноситься искусственно и вскоре распространились даже на женщин, превратившись в первые тату.
  • Тату принудительно наносились каждому из членов общины и указывали на его социальный статус, принадлежность к тому или иному племени, выдающиеся достижения, поступки и черты характера. Тату имели как положительное, так и негативное значение. Тело человека отображало всю его жизнь, для окружающих он выглядел как открытая книга, где ничего нельзя было скрыть или приукрасить.
  • Тату носили сакральный смысл и были связаны с переходными обрядами: посвящением в мужчины или уходом в мир иной. Наносить татуировки начинали с самых юных лет и порой заканчивали даже после смерти человека.
Читайте также:  Почему нательные крестики на руси отливали из церковных колоколов

Древние люди были язычниками, поклонялись идолам, божествам и придумывали способы защититься от воздействия злых сил. Нательный рисунок был как раз одним из таких методов и служил в качестве мощного оберега, привлекающего удачу и отгоняющего духов.

Видео про историю татуировок

Первые нательные рисунки: интересные факты

История происхождения нательных рисунков охватывает весь земной шар: Америку, Европу, Азию, Японию, Австралию, Океанию. У каждой народности были свои отличительные особенности, по которым их можно было идентифицировать.

Примечательно, что белокожие люди наносили в качестве татуировок особые знаки, цветы и узоры. Чернокожие африканские племена специально украшали тело шрамами. Для этого они искусственно делали надрезы и на свежую рану наносили краску.

  Рассмотрим интересные факты о происхождении татуировок наших предков.

Племя Диак считало, что в раю вещи приобретут противоположную форму: черное станет белым, маленькое – большим, и наоборот. Для этого они предусмотрительно наносили на тело черные тату, которые после смерти приобретали белый оттенок. Это помогало людям благополучно попасть в рай, минуя ад.

Индонезийские и полинезийские племена индейцев стали прародителями этнического стиля современного тату-искусства. Их рисунки передавались из поколения в поколение и служили не только социальной отметкой, но и оберегом.

Чтобы защититься от злых духов, они наносили изображения этих же темных сил. Таким образом они маскировались и верили, что это поможет избежать беды. Подобные тату наносились крайне болезненно, иногда с летальным исходом. В свежий порез втирались древесный уголь и сажа.

Примечательно, что в Полинезии до сих пор живут племена, которые придерживаются многовековых традиций. Не повезло американским индейцам, которых вытеснили за пределы исторической территории.

Однако немногие оставшиеся представители, олицетворяя историю, и сегодня носят гордое имя индейца и предпочитают характерную одежду и длинные волосы.

Когда на Руси начали делать татуировки

В Японии татуировка у женщины свидетельствовала об ее плодовитости и хорошем здоровье. Количество тату соответствовало числу детей, а чем больше узоров на теле – тем выносливее обладательница. Тату наносились на лицо, ноги и служили защитным амулетом. Техника выполнения рисунка была очень сложной.

Поначалу контур наносился с помощью кисточки, а затем выкалывался на теле бамбуковой палочкой или специальными иглами. Будущий татуировщик свое первое изображение выполнял на ноге учителя без применения туши. Затем он был обязан сделать татуировку у себя на ноге.

Только в случае успешной сдачи экзамена ученик переходил в ранг молодого специалиста и допускался к клиентам.

Представители племени маори считали, что лицо следует украшать в первую очередь, поэтому татуировки выглядели как сплошная маска.

Удостаивался такой чести только самый доблестный воин и богатый человек с высоким социальным статусом. Узор татуировки даже служил в качестве личной подписи.

После смерти голову отрезали и сохраняли в качестве племенной реликвии. Обычных людей без маски на лице после кончины оставляли на растерзание диким животным.

Наши славянские предки покрывали свое тело магическими узорами и орнаментами, которые были необходимы для проведения обрядов по плодородию и урожайности. Для нанесения тату они использовали специальные глиняные прессы с очерченными контурами будущего рисунка. Подобные инструменты называли пинтадерами.

Когда на Руси начали делать татуировки

Татуировки в эпоху Средневековья

С массовым распространением христианской религии тату оказались под запретом, поскольку Библия запрещает любые нательные изображения. Людей обвиняли в сатанизме, идолопоклонничестве, оккультизме и причастности к черной магии.

Тату-культура искоренялась в Европе вплоть до XVIII века. Примечательно, что многие христиане, будучи моряками и отправляясь в морские путешествия, не упускали возможности украсить свое тело за океаном. В 1769 г.

Джеймс Кук привез из Таити полинезийца, с ног до головы разрисованного татуировками. Кстати, именно этот выдающийся мореплаватель впервые употребил к нательным рисункам слово tattoo, которое с тех пор вошло в обиход.

Бедный индеец Великий Омаи не только стал местной достопримечательностью и участвовал во всех цирковых программах и уличных представлениях, но и вошел в историю тату-искусства.

Позже самые смелые европейцы, желающие подзаработать на своем внешнем виде, заняли место полинезийца. Например, американка леди Виола набила на теле портреты шести президентов, нескольких именитых актеров и выступала на сцене, вызывая бурный восторг у окружающих.

Простые люди не спешили украшать тело и клеймить себя. Исключение составляли рабочие группы, так называемые профсоюзы: горняки, моряки, литейщики и представители других рабочий профессий.

У каждой профессии была своя татуировка, которая символизировала братство, единство, одинаковые жизненные приоритеты и взгляды на жизнь.

Немного о средневековье и тату

Иначе дела обстояли в восточных странах. Например, в Китае татуировку принудительно наносили рабам и пленным, чтобы в случае побега их можно было легко идентифицировать.

В Стране восходящего солнца, Греции и Риме наколка была позорным знаком преступников и всех тех, кто нарушил закон. Кстати, в Японии за первый проступок вдоль лба наносили горизонтальную линию, за второй и третий – еще по одной.

В результате получался иероглиф, означающий «собака». Мексика и Никарагуа тоже клеймили злоумышленников. На Руси заключенных клеймили словом «вор», а в Англии – буквой D.

Немцы во времена Великой Отечественной войны наносили пленным клеймо с порядковыми номерами в концлагерях. Постепенно тату-культура совсем угасла, ушла в историю, оставив только уголовные татуировки и примитивные изображения у американских рабочих.

Возрождение тату-искусства

Татуировка триумфально возродилась с появлением первой татуировочной машинки. Изобрел ее американец О’Рейли в 1891 г. Это стало настоящей сенсацией, ведь до этого, как свидетельствует история татуировок, люди пользовались подручными средствами, которые не позволяли наносить качественное изображение.

В Америке и Европе стали массово открываться тату-салоны, особенно после проведения первой конвенции по тату в 1950 г. в Англии. Кстати, первыми хозяевами подобных заведений были моряки. К 50–60 гг. ХХ в. молодежь подхватила модную тенденцию, и татуировка получила массовое признание и распространение в мире.

Помимо появления новых стилей, возродились и старые: полинезийский и индонезийский.

Когда на Руси начали делать татуировки

Медленнее всего происходило развитие тату-культуры в России. Во времена СССР нательные рисунки были под строгим запретом из-за распространения тюремных татуировок. Тату считались позорным и постыдным атрибутом асоциальных личностей.

Подпольные мастера из-за отсутствия необходимых инструментов и профессиональных расходных материалов вынуждены были использовать в работе канцелярскую тушь и даже женский каблук. Изображения выглядели настолько примитивно, что их никак нельзя было назвать украшением.

И только к началу 1990-х гг. история татуировок вновь возродилась в России и стала усиленными темпами догонять Европу и Америку. Толчком к развитию послужила первая тату-конвенция байк-клуба «Ночные волки», которая состоялась в Москве в 1995 г.

Талант российских татуировщиков уже по достоинству оценили иностранные коллеги.

Современное искусство нательной живописи стремительно развивается, и история татуировки неустанно пополняется новыми страницами. Мировое сообщество по достоинству оценило самобытность тату-культуры, у которой сегодня миллионы последователей.

Интересное видео по теме

Источник: https://tattoofan.ru/polezno/istoriya-proishozhdeniya-tatu.html

Какие татуировки носили славяне тысячу лет назад

В X веке арабский путешественник описывал славян, как людей, имеющих замысловатые татуировки. Нательными рисунками были покрыты все их руки — от кончиков пальцев до шеи.

На свои тела славяне наносили изображения различных животных и богов. Нередко можно было встретить и руны, пришедшие от скифов.

Фактрум расскажет, какими узорами украшали свои тела наши предки.

Когда на Руси начали делать татуировкиЖенщины из Боснии и Герцеговины с языческими татуировками

В 921–922 годах в страну русов прибыл путешественник из Багдада — дипломат Ибн-Фадлан. Во время своего путешествия он посетил несколько поселений русов, живших у берегов Волги. Именно там он увидел татуированных местных жителей. По словам дипломата, все руки мужчин, начиная от ногтей и до шеи, были покрыты изображениями.

Также одним из доказательств существования татуировок у славян можно считать найденную на Алтае мумию девушки. «Алтайская принцесса Укока», как назвали её исследователи, имела на своём теле множество татуировок животных и различных символов.

Кроме того, известно, что народы, населяющие север России, — чукчи, манси, коряки делали татуировки для защиты себя от злых духов ещё в древние времена. Украшали себя татуировками и южные славяне, жившие на Балканах.

Татуировки делали молодым девушкам в знак их принадлежности племени, а когда её выдавали замуж, то к старым тату прибавлялись новые. В некоторых местах эта традиция сохранилась до сих пор.

Какими были языческие татуировки древних славян

Среди татуировок древних славян преобладали различные языческие символы, изображения животных и деревьев. Однако последние встречались наиболее часто, и связано это с тем, что деревья символизировали и время, и пространство, и им активно поклонялись.

Когда на Руси начали делать татуировки

Среди знаков на руках русов, которые увидел Ибн-Фадлан, наверняка встречались и руны. Языческие татуировки были связаны с ними напрямую, каждая руна несла свой особый смысл.

Например, свастику или коловрат накалывали, чтобы привлечь радость и богатство. Большое значение татуировки имели для женщин, часто они наносили на свои предплечья и ладони руны «берегиня», «радуга» и «даждьбог».

Делалось это для привлечения семейного счастья и большей плодовитости.

Среди древних татуировок можно было встретить и изображения животных. Славяне верили, что если, например, набить на своей коже волка, то можно стать храбрым воином. У восточных славян были популярны изображения дракона, но, поскольку змий считался злым, то его обязательно изображали пронзённым копьём. Можно было встретить и изображения филина, дарующего мудрость.

Кто и как делал татуировки славянам

Когда на Руси начали делать татуировки

Поскольку татуировки на Руси были не только красивой картинкой, но и мощным оберегом от напастей, их нанесением занимались волхвы. Нередко во время работы над тату они впадали в ведический транс и шептали наговоры. Делались татуировки на капище перед идолами богов, призванных наполнить татуировку своей силой. При этом нанести татуировку кому попало не могли, мужчинам их делали лишь после 33 лет. Нанесение рисунка на тело было своеобразным испытанием мужчины на зрелость и терпение, ведь вытерпеть боль в течение нескольких часов, а то и дней мог не каждый. Девушкам же тату могли сделать в любом возрасте, чем раньше, тем лучше. Ведь замуж в давние времена выдавали рано, а языческие татуировки должны были защитить невесту и сделать её способной иметь много детей.

Для нанесения татуировки у славян существовали специальные инструменты, сделанные из костей животных или палочек священных деревьев. В качестве красителей волхвы-татуировщики использовали натуральный продукт — древесную золу, которая вбивалась под кожу.

После крещения Руси языческие татуировки у славян оказались под запретом, а имевших их подвергали общественному порицанию.

 В каких богов верили на Руси до принятия православия?

Источник: https://www.factroom.ru/kultura/kakie-tatuirovki-nosili-slavyane-tysyachu-let-nazad

История тату. Время появления первых татуировок

Татуировка(тату) – рисунок на кожном покрове человека, нанесенный путем введения красителей на небольшую глубину при помощи острых предметов. Изображение остается на теле до конца жизни.

Слово «тату» появилось благодаря знаменитому мореплавателю Дж. Куку. Он «нашел» его на Полинезийских островах в местном языке. «Татау» в переводе на русский – рисунок.

Искусство татуажа было и остается популярным на всех континентах планеты. Рисунки на теле древних людей можно увидеть на античных фресках.

Известные личности современного мира: спортсмены, звезды шоу – бизнеса соревнуются между собой яркостью и разнообразием изображений тату.

Огромное количество поклонников этого искусства есть среди молодежи, которая в зависимости от своих финансовых средств украшает свои тела «татушками».

Читайте также:  Какие глаза должны быть у «настоящих» русских

Когда на Руси начали делать татуировки

Установить точную дату начала росписи человеческого тела невозможно. Отсутствие информации о тех временах вполне объяснимо. Ученые считают, что история тату началась при первобытнообщинном строе, 100-60 тыс. лет назад до н. э.
Перечислим известные нам примеры самых ранних упоминаний в истории о татуировках в разных уголках планеты.

  1. В Эцтальских Альпах (около Тироля) была найдена ледяная мумия Эци, возраст которой равен 5 300 годам. На теле этого древнего альпийского пастуха, неплохо сохранившегося под толщей льда, было обнаружено 57 татуировок, которые выполняли, по предположениям ученых, различное предназначение. Одни изображения обозначали переход человека от юношества к взрослой жизни, другие – предохраняли его от недугов.
  2. Возникновение славянских татуировок можно датировать эпохой неолита (VIII-III века до н. э.). Среди языческих племен популярны были геометрические фигуры, которые являлись атрибутами религии, мистических понятий того времени.
  3. Курган Ак-Алах стал местом захоронения горноалтайской принцессы Укока, жившей в V тысячелетии до н. э. На ее теле было обнаружено большое количество тату, что свидетельствовало о принадлежности к высшим слоям общества.
  4. Исходя из находок, сделанных археологами на территории древнего государства Месопотамия (современный Ирак), мы узнаем, что местный шумерский народ, особенно женщины, в V тысячелетии до н. э. любил украшать свои тела художественным тату. Сохранилось даже описание процесса нанесения рисунка.
  5. Знаменитый историк Древней Греции Геродот (484-425 до н. э.) описал историю, как наместник Персии Гистиаэй, окруженный врагами, передал своему зятю Аристогору важную информацию. «Письмо» было написано в виде татуировки на голове раба. Для сохранения тайны пришлось подождать некоторое время, пока надпись не скрылась под выросшими волосами.
  6. В Древнем Египте татуаж был исключительно популярным. Его делали фараонам и прочей знати. Свидетельство тому – мумии, лежащие в пирамидах. Роспись на их телах датируется IV-II тысячелетиями до н. э.
  7. Археологи нашли на Соломоновых островах инструменты татуажа, которые были изготовлены 3 000 тыс. лет назад.
  8. Рабы Древнего Китая в I веке до н. э. татуировались овальными зелеными линиями вокруг глаз.
  9. В качестве доказательства о популярности тату на территории нашей страны, можно привести «Записку» члена багдадской дипломатической миссии Ахмеда Ибн-Фадлана, который в 922 году посетил земли Волжской Булгарии (современное Среднее Поволжье и Прикамье). В этой рукописи дипломат описал местных жителей, которые носили татуировки «от ногтей рук до шеи». На них были нарисованы языческие знаки, священные для славян деревья, животные.

К сожалению, нет документального подтверждения о появлении татуировок в древние времена на Полинезийских островах, в Австралии, у индейцев Америки. Но несомненно, в этих краях это искусство имеет значительные корни, что подтверждается популярностью тату у местного населения.

Когда на Руси начали делать татуировки

Если вспомнить слова известной песни, то в древнем мире татуировки делали везде, «с южных гор до северных морей». В качестве подтверждения можно привести все перечисленные выше известные науке факты появления тату на планете.

В зависимости от местных условий, развития народной культуры в одних регионах этот процесс шел интенсивнее: Полинезия, Северная Африка, Индокитай, в других – он начался позднее.

В любом случае, рано или поздно племена, родовые общины приходили к этому виду искусства.

Чукчи, якуты на севере, кельты с Британских островов, племя маори, жители японских островов, американские индейцы – список народностей можно продолжать до бесконечности. Для обладателей темной кожи татуировка заменялась скарификацией (шрамированием).

Источник: https://tattoo-kmv.com/about/istoriya-tatu

Татуировка в России. История

В энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона указывается, что слово «татуировка» полинезийского происхождения: «та» — картина, «ату» — дух. «Та-ату», «тату» — картинка-дух.

Русский советский ученый-криминалист М. Н. Гернет утверждал, что слово «татуировка» происходит от имени бога полинезийцев «Тики» – сторожа и защитника, изображаемого с закрытыми глазами, чующего опасность прежде, чем она появится в поле зрения. По преданиям, он якобы и научил людей татуировке.

В истории человечества искусство нанесения несмываемых изображений на тело насчитывает по разным источникам от 4 до 6 тыс. лет. Придерживаемся точки зрения, что данному навыку более 5 тыс. лет. Как подтверждение — наличие татуировки в форме креста и линий на коже мумии «ледяного человека Отци» (Ötzi), обнаруженного в 1991 г.

в Тирольских Альпах. Возраст мумии, определенный радиоуглеродным методом, составляет примерно 5300 лет. Наверное, люди накалывали себе изображения и ранее, однако прямых подтверждений этому нет. Ведь татуировка также изменчива, как и человеческая жизнь. Она исчезает вместе с её носителем.

Причины возникновения обычая татуировки кроются в глубокой древности, когда от случайно полученных повреждений кожи возникали необычные рубцы, а где-то при попадании в порез золы или растительного красителя на теле оставались изображения, которые, возможно, отличали их носителя как храброго воина и удачливого охотника.

При первобытнообщинном строе изображения на теле служат как украшением, так и обозначением рода, племени. Указывают на социальную принадлежность её обладателя, а, быть может, наделяют даже определенной магической силой.

Со временем первобытные племена разрастались, объединяясь в организованные общины, и на кожу уже специально наносятся рисунки, имеющие специфическое значение в пределах определенной группы.

Различные виды татуировок практиковались у очень многих светлокожих народов мира. У темнокожих, чаще всего, они заменялись шрамированием. Татуировались как различные племена Европы и Азии, так и индейцы Северной и Южной Америки. Ну и, конечно же, жители Океании.

В истории культуры маори в Новой Зеландии известен обычай, основанный на покрытии специальной татуировкой поверхности лица. Такие татуированные узоры, которые у мужчин покрывали всё лицо, а у женщин – только его части, назывались «моко» и были исполнены посредством надрезания кожи долотом.

Эти удивительные хитросплетения узоров служили постоянной боевой раскраской, показателем доблести и общественного положения их обладателей. На просторах Северо-Восточной Сибири, у чукчей, эвенков, якутов, остиаков и тунгусов тоже была известна техника нанесения татуировки на лицо.

Она требовала использования иглы и нити (ранее изготавливающейся из сухожилий зверей). Нить окрашивалась в чёрном красителе и вместе с иглой протягивалась под кожей человека согласно предварительно исполненному рисунку.

Женщины Айну — аборигены Японских островов, некогда проживавшие и на территории Камчатки, Сахалина и Курил, татуировкой на лице обозначали свое семейное положение. Татуировка связана и с так называемыми «переходными» обрядами, будь то посвящение юноши в мужчину, или переселение из этой жизни в загробный мир.

Кроме того, у разных народов татуировки наделялись самыми разнообразными магическими свойствами: детей оберегали от родительского гнева, взрослых защищали в бою и на охоте, стариков хранили от болезней.

Праславяне для нанесения татуировок пользовались глиняными штампами или печатями. Эти своеобразные прессы с элементами орнамента позволяли покрыть всё тело сплошным ромбо-меандровым ковровым узором, крайне необходимым в магических ритуалах древнего культа плодородия.

С распространением христианства в Европе обычай татуировки стал повсеместно осуждаться как составная часть языческих обрядов и процедура, угрожающая спасению души. Однако, официально было разрешено клеймить татуировкой всевозможных преступников.

Неудивительно, ведь это был обычай с давними традициями, уходивший своими корнями в эпоху рабства.

Следствием такой тесной связи татуировки с преступным миром было возмущение по отношению к этому явлению со стороны других общественных групп, постепенное угасание практики татуирования в последующие века и формирования скверной репутации татуировки среди большинства представителей общественности.

Но, по иронии судьбы, когда христианские миссионеры в 18 веке отправлялись в дальние страны обращать в свою веру «дикие» племена, моряки с их кораблей обзаводились там татуировками на память о путешествиях.

Капитан Джеймс Кук (James Cook) внёс наиболее весомый вклад в дело возрождения татуировок в Европе.

Вернувшись из плавания, он привез с Таити не только само слово «tattow», но и «Великого Омаи» — сплошь татуированного таитянина, ставшего сенсацией — первой живой тату-галереей.

И вскоре ни одно уважающее себя представление, ярмарка или бродячий цирк не обходились без участия привезённых с других континентов «татуированных дикарей». Постепенно мода на аборигенов начинает спадать и уже с середины XIX в., вместо них на ярмарках стали выступать сами американцы и европейцы, покрытые узорами местных тату-мастеров.

На исходе девятнадцатого столетия татуировка становится необычайно популярной в Соединенных Штатах Америки. В 1891 г. американец ирландского происхождения Самюэль О'Рейли (SamuelOReilly) запатентовал первую в мире электрическую татуировочную машинку.

Благодаря введению в практику электромашинки, татуировщик, с одной стороны, облегчал себе работу, делая её менее кропотливой, с другой же значительно ускорял её, достигая большей производительности и, в конечном счёте, получая большие доходы.

Появляются салоны художественной татуировки, что позволяет татуировке выйти из зоны, отведённой лишь для посвящённых и привелигированных общественных групп, а обладание подобными украшениями перестало ассоциироваться исключительно с позорящим нанесением клейма.

Выполнение художественной татуировки превратилось в бизнес, и в этом огромная заслуга электромашинки для татуирования!

Наступил двадцатый век. Первая мировая война создала особенно благоприятные условия для возникновения настоящей эпидемии татуировки в армиях, сражающихся на различных фронтах.

Солдаты воюющих армий большую часть времени проводили в окопах, а во время перерывов между боями, которые иногда были продолжительными, занимались украшательством товарищей по оружию.

В таких условиях подавляющее большинство людей, которые, в условиях мирной жизни, быть может, никогда не согласились бы на подобные процедуры, охотно предоставляли свою кожу в распоряжение самодеятельных татуировщиков. Но делалось это, чаще всего, не скуки ради.

Причины для подобных процедур на фронте лежат на поверхности. Главной из них могло быть опасение, что повреждение тела, которое вызовет смерть, сделает невозможным идентификацию останков, а в конечном счёте — выполнение последнего религиозного обряда.

В период между войнами появляются новые мастера и тату — салоны в столицах Германии, Англии, Франции, США.

Мужчины и женщины из высших слоев общества продолжали, правда, в меньших количествах, наносить себе татуировки на тело, а снижение цен на татуировку обеспечили ей популярность среди низших классов и разрушили ее привлекательность для более богатых людей.

Чем больше простых людей наносили себе татуировки в грубой манере, тем меньше становилось эксклюзивных татуировок, которые делала себе элита. Офицеры и представители среднего класса с этих времен перестали наносить татуировки и считали недостойным быть украшенным таким образом.

После прихода в Германии к власти нацистов и введения законов, санкционирующих вмешательство государства во все области жизни, художественная татуировка запрещается как явление, противоречащие ценностям национал-социалистического государства.

Этот период принёс общеизвестную практику унижения человеческого достоинства в гитлеровских лагерях, где с целью идентификации татуировали узников. Здесь же сложился ужасный вид коллекционирования галантерейных изделий из татуированной человеческой кожи.

Обязательной татуировке подлежали члены преступной организации «SS», у которых на коже выкалывалась группа крови.

После второй мировой войны, благодаря этим татуировкам, облегчилась работа международных следственных органов в поисках гитлеровских преступников, принадлежавших к этой организации. Всё это ещё более снизило художественную ценность и популярность тату.

И только благодаря мощному всплеску молодежной культуры 1950-1960-х гг.

, основным вектором которой был протест, революция, раскрепощение и освобождение от любых норм, татуировка стала одним из важных символов этого освобождения, превратившись в неизменный атрибут субкультур.

Постепенно татуировка через рок-музыкантов, фоторепортажи и фильмы про мотобанды легализовалась в медиа.

Первым татуированным человеком, попавшим на обложку американского журнала («Rolling Stone», октябрь 1970), стал художник и основатель тату — музея Лайл Таттл (Lyle Tuttle), к тому времени сделавший множество татуировок рок — идолам, в том числе Дженис Джоплин (Janis Joplin). Так, с новыми реалиями времени зародилось новое поколение татуировщиков, творческие амбиции и смелые эксперименты которых вновь возвели тату в ранг искусства.

Читайте также:  5 великих битв русской истории, о которых никто не помнит

Татуировка в России

Доподлинно пока не известно, как относились к изображением на теле в Киевской Руси и в более поздний период российской государственности. Во всяком случае, документами на это счёт мы не располагаем.

Одно, можно утверждать совершенно точно, что воочию русские увидели татуированных людей во время первого кругосветного плавания русских кораблей «Надежда» и «Нева» под командованием Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского 1803-06 гг. Среди членов команды оказалась группа «благовоспитанных людей», составляющих свиту Н. П. Резанова, назначенного послом в Японию.

Одним из них был гвардейский поручик граф Фёдор Толстой. Толстой был человеком действия, жил безудержными страстями. Он с презрением относился к моральным нормам, принятым в обществе, искал любой повод для дуэли. Во время стоянки у острова Нукагива, относящегося к архипелагу Маркизовых островов, «Надежду» посетил вождь местного племени Танега Кеттонове.

Внимание Толстого привлекла татуировка на теле вождя, которое было буквально разрисовано замысловатыми орнаментами, экзотическими животными и птицами. Федор Толстой разыскал и привез на корабль нукагивца, художника-татуировщика, и велел «разрисовать себя с ног до головы». На руках молодого графа были вытатуированы змеи и разные узоры, на груди в кольце сидела птица.

Многие члены экипажа последовали примеру Толстого. По причине чрезвычайной болезненности процедуры татуировки (кожу надрезали осколком раковины и заливали едкими соками растений) экипаж был несколько дней нетрудоспособным. Крузенштерн негодовал: срывался график похода, и каждый член команды был на счету.

Как сложилась далее жизнь татуированных матросов этого похода — не известно, однако, сам граф Федор Толстой впоследствии в аристократических салонах Петербурга, по просьбе гостей, охотно демонстрировал, вводя в конфуз светских дам, «произведение искусства» безызвестного мастера с далекого острова Нукагива.

К концу XIX века русские каторжники, высланные на Сахалин, украшали себя «сахалинскими картинками», установив тем самым традицию татуировки как искусства, связанного самым тесным образом с тюремным бытом. В Иркутской губернии подобная практика возникла в Александровском Централе, одной из центральных  каторжных тюрем дореволюционной России.

Тем временем, в столице России в конце XIX — начале XX вв., татуировка становится одним из символов аристократичности: тон моде задаёт императорский двор. Известно, что последний русский император Николай II, будучи ещё цесаревичем во время визита в Японию «приобрел на теле» изображение в виде дракона.

Татуирован был и Великий князь Михаил Александрович, по некоторым сведениям, инкогнито он сделал себе тоже татуировку дракона. Мода на нательные рисунки, в основном на восточные японские мотивы, сразу увлекла представителей света и богемы. Уже на рубеже 1906-07 гг. в Санкт-Петербурге в Управление Главного Врачебного Инспектора М.В.Д. рассматривается прошение «О разрешении Е.П.

Вахрушеву заниматься татуированием». Был ли после этого открыт первый тату-салон до сих пор остаётся загадкой, никаких документальных подтверждений на этот счёт не обнаружено.

Однако наличие этого документа подтверждает интерес и осведомлённость о татуировке среди горожан Петербурга! Но дальнейшее развитие татуировки как вида искусства прекратилось после Октябрьской революции. Тату сразу попадает в разряд буржуазных «пережитков царского режима».

В советский период татуировка подверглась гонению из-за сформировавшейся с конца XIX века до 30-х гг. XX века мощной асоциальной прослойки (т. н. «воровского сообщества») с четкой иерархией и отличительными знаками в виде нательной графики.

Кроме воровского жаргона, к традиционным элементам воровской субкультуры относились татуировки, которые содержали информацию о виде криминальной профессии, судимостях и т.д. В период Великой Отечественной Войны в составе штрафных батальонов Красной Армии в боевых действиях участвовало огромное количество людей с уголовным прошлым.

После Победы домой вернулось достаточное количество героев, носивших ордена и медали на гимнастёрках, под которыми скрывались татуированые тела. В связи с этим, отношение к татуировке становится более адекватным.

В послевоенные советские годы татуировка проделала путь из городских низов в атрибуты моды, стиля и подросткового «форса» через городской фольклор и блатные песни.

Не только шпана и огольцы, но и малосознательные граждане из более обеспеченных семей делали себе «наколки» и «портачки» (морская татуировка).

Например, известный певец Иосиф Кобзон, чтобы не прослыть среди дворовой шпаны слабаком и трусом, сделал на своем теле целых пять татуировок, а потом, по собственным словам, свел.

Во время хрущевской оттепели с татуировки сняли табу: на экран вышел культовый для отечественных татуировщиков фильм Георгия Данелии «Сережа» (1960), разлетевшийся на цитаты.

В советской повседневности 1960-70- х отношение к татуировке не сильно изменилось и во времена песен Высоцкого, поминающего татуировку в стилистике блатного романса, и во времена зрелости ленинградского поэта — бузотёра Олега Григорьева, оставившего после себя гениальную и минималистичную оду татуированию и шрамированию: «Убитую у сквера опознать не берусь я, по наколкам — Вера, а по шрамам — Люся». В татуировке, проявлявшейся в городском фольклоре, уже чувствовалась закваска для последующего рок-н-ролльного брожения: Любовь, Алкоголь и Неприличность как пуританское отражение из советского зазеркалья общеизвестной западной формулы «Sex & Drugs & Rock'n'Roll».

В СССР в 1980-х гг. происходят грандиозные сдвиги в осмыслении татуировки. Появляются первые цветные рок-наколки, всё больше людей из так называемого рок-подполья делают себе татуировки, тем самым популяризируя данный вид искусства.

Центром всего этого процесса становится сначала Ленинград, а чуть позже и Москва. История советской рок-н-ролльной татуировки мало чем отличается от зарубежной, но, имеет конечно свою специфику, потому как и развивалась с задержкой на два десятилетия.

Многое пришло с Запада в готовом виде, информация просачивалась по крупицам — через иностранные журналы и кадры с видеокассет.

Впрочем, понимание того, что музыкальная татуировка — протестный атрибут, который пугает и раздражает обывателя, во многих буйных головах зародилось само собой — исходя из отношения в обществе к лагерной росписи по телу и установок советской действительности.

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. происходит активный культурный обмен между Россией и Западом. Весной 1995 г. в Москве в клубе «Эрмитаж» проводится первая тату-конвенция (фестиваль), где мастера татуировки обмениваются опытом с отечественными и зарубежными коллегами.

Начинают полулегально открываться российские салоны татуировки. Для интересующихся становится возможным получать адекватную, а не искаженную советской пропагандой, информацию.

Люди осознают, что татуировка это не признак тюремщины, а вид искусства со свои языком, стилем и законами.  

В работе над статьёй использован архив иркутского салона «Tattoo Перец».

Источники и литература

  1. Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (в 86 томах)
  2. Журнал «Вокруг света», №10 (2841) / Иван Гринько: Знаки рыцарской верности и плебейского бунта
  3. Юридическая Россия, федеральный правовой портал / Д. П. Захаров: Михаил Николаевич Гернет (1874—1953)
  4. National Geographic Россия. Выпуск: Лето 2007
  5. Iceman photoscan, The mummy's tattoos
  6. Тайны «ледяного человека» // Фишки.Нет, 25 октября 2011 года
  7. Schiffmacher Henk, Reimschneider Burkhard «1000 Tattoos», Taschen, 1996. – 704 s.: seite 24.
  8. Сайт истории костюма. История татуировки от первобытных времён
  9. Ельски Анджей Татуировка / Пер. с польск. – Мн.: «МЕТ», 1997. – 232 с.
  10. Сварга — Русская культура, традиции, обычаи, ремёсла /Ромбо-точечный орнамент. Выдержки из книги Б. Рыбакова «Язычество древних славян»
  11. Tattoo Archive about Samuel O’Reilly
  12. «Para Bellum» — блог, посвещённый военной тематике / Армейские татуировки
  13. OpenSpace.ru – архив. Михаил Бастер 10/05/2012 Группа с тату.
  14. Вячеслав Коломинов: Мятежных склонностей дурман.. // Журнал «Вокруг Света», №4 (2679) | Апрель 1997
  15. Ратманов Макар Иванович (1772-1833)

Источник: http://irkipedia.ru/node/13164/talk

Какие татуировки делали на Руси

Татуировки в современном мире прочно заняли свое место в субкультуре большого города. Сегодня их разновидности подразделяются на уголовные, молодежные, тематические и многие другие. При этом считается, что в прошлом татуировок в нашей стране практически не делали, это в корне ошибочное мнение.

Наколка настоящего воина

До революции, когда в стране были сильные религиозные христианские настроения, татуировок, действительно, практически не кололи. Во всяком случае, русским наносить на свое тело подобные «узоры» строжайше запрещали каноны православной церкви.

Иное дело татуировки дохристианской Руси. В этот отрезок русской истории они использовались достаточно часто. Тем не менее, ни один человек не мог нанести себе татуировку самостоятельно. Эта задача была прерогативой волхвов.

В то время сакральные рисунки и знаки наносились на кожу: священнослужителей кумиров славянских богов, князей и воинов. Делалось это в определенное время суток и всегда сопровождалось сложными магическими ритуалами.

Татуировка должна была помочь человеку в его повседневной деятельности, а также оберегать во время военных походов, если она кололась воину или князю.

От рун до ликов богов

Поскольку в дохристианские времена наколки преследовали цель защитить человека, либо усилить какие-то его конкретные качества, то на кожу наносили в основном лики богов или знаки рун. Кроме того, часто можно было встретить людей, носящих на своей коже изображение сакральных символов.

В своих записках известный арабский путешественник Ибн-Фадлана утверждал, что на Руси он видел людей, чье тело полностью покрывало изображение мирового древа. Чаще всего это был дуб, символизирующий у славян связь трех миров: нижнего (нави), земного (яви) и божественного (прави).

Не менее, часто славяне, по словам араба, носили изображения магических рун, каждая из которых помогала человеку в его земных делах. Из мифологических персонажей самым популярным был рисунок дракона. На Руси дракон всегда был персонажем отрицательным, поэтому его всегда изображали пронзенного копьем.

Нередко на рисунке на теле воина можно было встретить рисунок Перуна, мечущего молнии в дракона. Вообще для воинов изображение высших славянских богов было очень распространено. Разумеется, громовержца Перуна, изображали на теле значительно чаще других богов.

Из магических, сакральных символов в основном использовали коловрат, крайне популярный у всех славянских племен и народов. Это не удивительно. Коловрат ассоциируется с солнцем, дающим жизнь, радость и богатство. Волхвы предпочитали колоть себе руну «ветер», поскольку она принадлежала Велесу – богу знаний, мудрости и колдовства.

Равноправие полов

Как ни странно, но в древности на Руси женщины также носили на теле татуировки. Если воинам необходима была защита в бою, то женщинам нужно было здоровое счастливое потомство и охрана домашнего очага. Для этих целей на телах женщин также изображались знаки рун.

Как правило, это была руна «Даждьбога» — дающего многочисленное, счастливое потомство. Внешне руна напоминала букву «Р». В то же время семейные женщины больше ценили изображение руны «опора», охраняющей домашний очаг от всех несчастий.

В свою очередь молодые девушки, кому было рано думать о семье и потомстве, изображали на своем теле различных животных, как правило, тех в кого оборачивались славянские боги, спускаясь на землю.

При этом к выбору знака или изображения на кожу наши предки подходили очень серьезно, понимая, что тот или иной рисунок окажет существенное влияние на всю их последующую жизнь.

Источник: https://suharewa.ru/kakie-tatuirovki-delali-na-rusi/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector