И чем отличается кровавая расправа над казахской молодежью морозным декабрьским вечером и последующей ночью ужасов в тогдашней столице Казахии Алма-Ате (ныне Алматы) от утра стрелецкой казни на Красной площади в Москве в 1698 году и казни декабристов на Сенатской площади в 1825 году? Весь ужас в том, что ничем. А ведь тогда, в те жестокие времена, человечество даже и не помышляло о правах и свободах человека, палачи рубили топорами головы и затягивали веревки на шеях бунтовщиков. Правда, делалось это открыто, днем, на виду толпы, для демонстрации силы.
А в тот студеный вечер 18 декабря 1986 года (хотя, заметим, это уже конец 20 столетия, век расцвета демократии и прогресса в процессе развития мировой цивилизации), дружинники, вооруженные арматурой по приказу кремлевского сатрапа Геннадия КОЛБИНА и его подручных местных казахов-бастыков. начали силовой разгон мирных демонстрантов.
Затем, под покровом темноты, специально обученные зверствам над людьми спецназовцы-головорезы из Новосибирска саперными лопатками завершили «зачистку» Новой площади (ныне площадь Республики). Эта кровь до сих пор на руках последнего генсека КПСС и первого и последнего президента СССР Михаила ГОРБАЧЕВА, потому что ее невозможно ничем смыть.
Ведь именно по приказу невесть каким образом оказавшегося на вершине власти в Советской империи Горбачева и его клики – ходячих мертвецов из Политбюро ЦК КПСС – была разработана и осуществлена карательная операция под романтично-зловещим названием «Метель», разметавшая казахских парней и девушек, вышедших на площадь с мирным протестом, поверив в утро демократии на волне идеологии «перестройки». Но их ожидала зверская, кровавая расправа вечером и всю последующую ночь. Затем были годы репрессий, которым были подвергнуты те, кто остался в живых после массового жертвоприношения молодых жизней и судеб на алтарь агонизирующей Красной империи. И вплоть до падения «империи зла» казахские «декабристы» были изгоями общества. На них, участников мирной демонстрации, в лучших традициях зловещего 1937 года были навешаны «черные метки», клейма-ярлыки – «националисты», «бандиты», «алкоголики», «наркоманы». Но бонзам тоталитаризма этого оказалось мало – специальным постановлением ЦК КПСС весь казахский народ получил клеймо националистов. И это несмотря на то, что, что Казахстан после двух акций большевистского геноцида – голодоморов и нескольких волн репрессий с 1920 по 1960-е годы – потерял 70 процентов коренного населения. Вместо них на опустевшие земли были переселены представители более 100 различных этносов с территории Империи, и республика стала «лабораторией дружбы народов».
Недруги казахского народа (идеологи российской царской и советской империи и казахи-отщепенцы) все годы Независимости Казахии твердят, что наш народ не боролся за свободу, якобы она упала нам в руки случайно, по стечению обстоятельств. Это намеренное отрицание объективной истории многострадальной казахской земли легко развенчивается исторической наукой Казахстана, историческими фактами и событиями.
Казахский народ начал борьбу против подданства царской России еще в первой половине 18 века. Вот наиболее крупные из них. Это антиколониальное и антифеодальное восстание 1772-1797 годов батыра Срыма ДАТОВА в Младшем жузе. Народное восстание в Букеевской орде (1836-1838 гг.) под предводительством Исатая ТАЙМАНОВА.
Национально-освободительное движение казахов в Среднем жузе, возглавленное внуком Абылая КЕНЕСАРЫ ханом (в 1837-1847 годах). Затем борьба казахов за независимость продолжилась в 50-х годах 19 века против России, Хивы и Коканда, боровшихся между собой за казахские земли.
Восстания казахов против царской колонизации в Уральской, Тургайской областях и на Мангыстау вспыхнули с новой силой после принятия новой системы колониального управления в казахской степи в 1868 году. Этот закон был направлен на то, чтобы покончить с остатками былой независимости казахского народа.
На восстание 1916 года казахи поднялись после вступления России в империалистическую войну, когда национальный и колонизаторский гнет усилился непомерно.
Указ о мобилизации на тыловые работы мужского населения в возрасте от 18 до 43 лет, разорение (реквизиция юрт, повозок, лошадей, мяса, кожи, попон, мяса, других продуктов животноводства, хлопка, мыла, денежных средств и прочего добра, введение военного налога) довели народ до отчаяния. Во время голодомора 1929-32 гг.
против политики коллективизации при Советской власти прошли массовые восстания в ряде регионов. Это Кара-Калпакский, Сыр-Дарьинский (Бостандык, Созак), Кустанайский (Батпаккара), Алматинский округа (Сарканд), Адаевская степь, Сары-Суйский, Иргизский, Балхашский, Кастекский, Абралинский, Чингистауский, Чубартауский районы и др.
Как и при царизме, после восстания 1916 года, с восставшими расправлялись огнем и мечом, «аулы горели вместе с живыми людьми в юртах» (очевидец В.Вегсман). Часть казахов была вынуждена откочевать в Туркмению, Иран, Афганистан, в Западный Китай. Будущий генсек КПСС, тогда еще молодой красноармеец К.У.Черненко, из пулемета расстреливал убегавших женщин, детей, стариков.
В царской России все народные выступления жестоко подавлялись, повстанцы приговаривались к смертной казни через повешение, каторжным работам, имущество осужденных конфисковывали, карательные войска угоняли скот, который потом не возвращали. На казахов налагалась контрибуция для возмещения убытков русским казакам и поселенцам.
Вот как описывал одну из расправ с восставшими казахами ГЕРЦЕН на страницах своего нелегального журнала «Колокол»: «Со времен ветхозаветных войн или монгольских набегов ничего не было гнуснее в свирепости, как набег полковника Кузьмина и майора Дерышева, которым заправлял (еще при Перовском), сидя в своей канцелярии, бывший помощник Липранди Григорьев.
Этот кровавый эпизод еще ждет своего описания».
О том, как все начиналось в 1986 году – резня, оставшаяся в казахской Истории под названием ЖЕЛТОҚСАН-86 – и чем закончилось, рассказал свидетель тех дней, казахский патриот, кинорежиссер Калдыбай АБЕНОВ в своем пронзительном по силе трагичности повествования фильме «АЛЛАЖАР» (смысл этого понятия на русском языке – молитва обреченных «О, Алла, спаси и сохрани!»). Фильм воспринимается как документальный, так как в нем использованы кадры хроники тех исторических событий.
Об этой кровавой трагедии рассказывается и в столь же пронзительной по трагической образности песне композитора и исполнителя Абиирбека ТНАЛИНА «Желтоксан желі» на слова поэта Абдирахмана АСЫЛБЕКА – «Студеный ветер Желтоксана».
И хотя до сих пор, даже спустя 25 лет суверенитета, этот фильм не выпускают на широкий экран, а песня не выходит в эфиры официальных радио и ТВ-каналов, память о Желтоксане живет в народной памяти, в соцсетях, на различных сайтах в Интернете, на газетных страницах, на фотографиях, кинопленках, в архивных документах. И никогда не будет забыта. Так же, как народный эпос об исторических событиях в жизни казахского народа в древности, народная песня-реквием о «великом бедствии» после нашествия джунгар в 1723 году сохранили в памяти потомков и донесли до наших дней память о днях скорби и потерь.
После «казахской трагедии» 1986 года последовали кровавые конвульсии Красной империи в Прибалтике, на Кавказе. Но Империя уже рушилась и наступил крах, пришел закономерный конец коммунистической диктатуре, десятилетиям тоталитаризма, оковы пали, и на обломках советского монстра возникли новые постсоветские государства.
И в их числе ныне свободный Казахстан – Страна Великой Степи, отмечающая в этом году 25-летний юбилей Независимости. Мы успешно прошли трудности переходного периода и встали на прямой, как стрела номада, путь построения завещанного нашими великими предками древними тюрками Вечного государства – Мәңгілік Ел.
Слава Всевышнему, сегодня Казахия процветает и уверенно смотрит в свое прекрасное будущее. Иншалла!
Алтынорда
Источник: https://www.altyn-orda.kz/gajnizhamal-shekej-zheltoksan-1986-krovavaya-dekabrskaya-metel-v-alma-ate/
Не оказались ли марионетками «желтоксановцы» спустя четверть века?
Спустя почти четверть века некоторые «желтоксановцы» дискредитировали себя, что вновь заставляет задуматься, не были тогда срежиссированы сами Декабрьские события? Об этом — круглый стол нашего радио Азаттык.
В начале 1990-х годов «желтоксановцы» говорили о создании Народного фронта. Однако сейчас в Казахстане существует не одна, а семь организаций «желтоксановцев», между которыми есть противоречия. Если после декабря 1986 года «желтоксановцы» были подвергнуты безжалостным гонениям, то сегодня они стали своего рода орудием авторитарного режима против политических противников. Октябрьское нападение на лидеров оппозиции со стороны отдельных «желтоксановцев» в Национальном пресс-клубе в Алматы стало тому подтверждением. В круглом столе Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода» – радио Азаттык принимают участие: Жасарал Қуанышалин – председатель общественного объединения «Жаса, Азаттык!»; Хасен Қожахмет – один из лидеров движения «желтоксановцев»; Амангазы Карипжан – один их активистов желтоксановского движения; Дос Кошим –председатель общества «Улт тагдыры». Модератор круглого стола – сотрудник Казахской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», радио Азаттык, Султан-Хан Аккулыулы.
Ведущий:
— Через полтора года после декабрьских волнений казахской молодежи 1986 года в некоторых других советских республиках начали свою деятельность «Народные фронты» и другие националистические движения, которые спустя короткое время стали влиятельной политической силой. Была ли у «желтоксановцев» в начале 1990-х годов возможность объединиться в такую самостоятельную политическую силу как «Народный фронт»? Если была, то почему не объединились?
Хасен Кожа-Ахмет:
— В 1986 году мы вышли на площадь и выразили свое недовольство политикой Кремля. Нас за это осудили. Через два года нам сократили
Хасен Қожахмет, один из лидеров движения «желтоксановцев», дает интервью в алматинском бюро Радио Азаттык. Алматы, 1 декабря 2009 года.
сроки пребывания в заключении и выпустили на свободу. Мне дали четыре года тюрьмы, но потом сократили срок заключения и я вышел на свободу через два года и два месяца. В период нашего заточения в Казахстане не была создана ни одна организация, которая занималась бы нашими вопросами. Все бездействовали. После выхода из тюрьмы мы вынуждены были сами создать комитет по правам защиты человека «Желтоксан» с целью открытия истины и освобождения товарищей, остававшихся в тюрьмах. Пока мы собирались, государство создало свою комиссию. В это время в тюрьме оставалось восемь человек. Народ ждал нашего выхода из заключения. Организация «Желтоксан» могла существовать только как правозащитная организация. Мы не знали друг друга. Все собрались стихийно, по собственному желанию. Другое дело, если бы за нами стояла партия и мы вышли организованно. Каждый пришел по различным политическим мировоззрениям. Один пришел, чтобы просто посмотреть. Другие, действительно, были недовольны. И поэтому естественно, что «Желтоксан» не стал народным фронтом. Среди членов созданной мной организации «Желтоксан» было только семь человек, которые были осуждены по Декабрьским событиям. Остальных и близко не было. После выхода из тюрем студенты разъехались по домам. Их отчислили из учебных заведений, лишили алматинской прописки. Не только осужденные, а весь народ должен был создать фронт.
Амангазы Карипжан:
— Пока мы пытаемся восстановить все пробелы этого исторического события, сами участники этих событий тяжело болеют, кто-то уже умер. Недавно совместно с обществом «Желтоксан акикаты» мы устроили в детский дом ребенка, который потерял родителей-«желтоксановцев».
В прошлом году мы создали координационные советы семи организаций.
То, что мы до сих пор опаздываем с оценкой исторического значения этих событий, является признаком того, что свободу мы не приобрели.
На круглом столе, который провел Болатбек Толепберген, было принято решение о выборе по одному представителю от каждой организации сроком на один год. Это единственный способ объединить «желтоксановцев». Декабрьские события для всех народов стали своего рода толчком к движению. Эти события стали ориентиром для отстаивания справедливости. А то, что мы до сих пор опаздываем с оценкой исторического значения этих событий, является признаком того, что свободу мы не приобрели.
Жасарал Куанышалин:
По-моему, наша собственная разрозненность стала причиной того, что после Декабрьских событий «желтоксановцы» не смогли объединиться и не стали силой, способной продолжить борьбу. Народ и руководство народом существовали раздельно.
Причиной тому стала власть Назарбаева, которая существовала тогда и
Оппозиционный политик Жасарал Куанышалин на одной из пресс-конференций. Алматы, 9 декабря 2010 года.
существует сейчас. Разумеется, что после случившегося власть не позволила придать этим событиям большого общественного значения, раскрыть всю правду. Она не желала того, чтобы «желтоксановцы» стали организованной политической силой и всячески воспрепятствовала этому. Это продолжается более двадцати лет. Именно власть того периода вытащила молодежь на площадь. Нынешняя власть Назарбаева. Назарбаев, будучи председателем совета министров, ради власти и освобождения места для себя вывел молодежь на площадь. Властью была проведена подпольная работа. После того, как планы не были реализованы, разве он не стал вместе с карательными силами топить молодежь в крови, избивать их, участвовать в противозаконной деятельности?! Безусловно, мы эту проблему Казахстана в сравнительной форме должны объяснить с этой позиции.
- Дос Кошим:
- Ведущий:
- Жасарал Куанышалин:
Почему же участники декабрьских событий позднее не стали крупной политической силой? Почему не выступили только после создания политической организации? Организация «Желтоксан» — это первая организация, члены которой после выхода из тюрем занимались своей социальной и правовой защитой. И вместе с тем, принимали участие в работе национального движения. Мы должны быть рады тому, что достигли этого уровня. Хасен Кожа-Ахметов и ныне покойный Аманжол Налибаев первыми возглавили эту организацию. Они не ограничились своей социальной и правовой защитой, а начали поднимать национальные вопросы. Я думаю, что сегодня мы ни в чем не можем их обвинить. Они работали в меру своих возможностей с тем уровнем подготовки и опыта, которым они в то время обладали.
После скандала в Национальном пресс-клубе, когда Владимир Козлов, руководитель незарегистрированной партии «Алга», объявлял о своем решении выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, «желтоксановцев» после их дебоша некоторые определили как «национал-патриотов», даже «казахских шовинистов» и «неонацистов». Было высказано мнение, что они превратились в орудие власти против своих оппонентов. Есть ли основания для таких высказываний?
Я считаю, что события, произошедшие в Национальном пресс-клубе, связанные с выдвижением кандидатуры Владимира Козлова в президенты, являются грубым правонарушением, дерзким хулиганством. Участников этого постыдного мероприятия я не считаю «желтоксановцами».
У меня есть моральное право так говорить. Те молодые люди, которые в студеные декабрьские дни вышли на площадь за правое дело — за родину, за народ, за землю, — никогда не пошли бы на такое. Я в этом полностью уверен.
Почему же так выступили люди, которые называют себя
Источник: https://rus.azattyq.org/a/zheltoksan_activists/2248875.html
«Кровавые» волнения в Алма-Ате в 1986 году: чем были недовольны казахи
Первым массовым уличным выступлением в годы Перестройки, приведшим к столкновениям между демонстрантами и силовиками, повлекшим человеческие жертвы, стали события в столице Казахской ССР 16-18 декабря 1986 года.
Поводом для них послужило назначение первым секретарем ЦК компартии Казахстана Колбина, работавшего перед этим первым секретарем Ульяновского обкома. Он сменил 74-летнего Кунаева, заявившего о своем намерении уйти на пенсию еще во время XXVII съезда КПСС.
Большинство лозунгов несанкционированных манифестаций были выдержаны в духе перестроечной риторики: «За ленинскую национальную политику!», «Не допустим новый 37-й год!», «Идет перестройка, где демократия?». Имелись лозунги, прямо протестовавшие против диктата Москвы: «Хватит диктовать!», «Каждому народу – своего руководителя!» и откровенно националистические: «Нам нужен руководитель – казах!».
В Алма-Ате в то время преобладало славянское население, и по свидетельствам очевидцев, подавляющее большинство протестующих составляли казахи, хотя встречались и отдельные «лица со славянской внешностью».
Назначение пришлого руководителя, «варяга» нетитульной национальности, на высший пост в республике явилось только поводом для вспышки долго копившейся напряженности.
Несмотря на провозглашавшийся десятилетиями «пролетарский интернационализм», этнический баланс в республике постоянно изменялся не в пользу казахов.
При установлении окончательных границ тогда еще Киргизской АССР в составе РСФСР, киргизы/казахи составляли 61% ее населения.
В 1959 году их было всего 30% населения Казахской ССР. Этому способствовала интенсивная переселенческая политика советской власти, связанная со стройками коммунизма, освоением целины, а также депортацией народов.
В дальнейшем этнический баланс стал медленно изменяться в пользу казахов благодаря традиционной высокой рождаемости и резкому снижению детской смертности: 32% в 1970 году, 40% в 1989 году. Среди молодых возрастов казахи в 1980-е уже преобладали.
Попутно Кунаев во время своего управления республикой проводил политику интенсивной коренизации ее государственного аппарата. Соответственно, готовилась будущая правящая элита.
Так, в Казахстанском государственном университете в 1986 году среди студентов казахов было 70%, среди преподавателей – около 80%.
При Кунаеве пышным цветом расцвело в Казахстане кумовство при назначении на должности и при поступлении в вузы.
Соответственно, в 1970—1980-е понизился социальный статус неказахского населения в Казахстане: ему стало труднее поступать на учебу, на госслужбу. В то же время русский язык оставался и в производстве, и в делопроизводстве, а среди казахов рос процент людей, не владеющих родным языком. Постепенно росла межнациональная отчужденность.
До сих пор не прекращаются споры о том, кто вызвал эти волнения. Многие расценивают назначение Колбина как сознательную провокацию Горбачева или же «реакционного» крыла в Политбюро.
В союзных республиках существовал такой негласный порядок: первый секретарь – лицо титульной нации, второй секретарь – русский. И только Казахстан долго был исключением из этого правила: до Кунаева им руководили не казахи.
Назначение Колбина было как бы возвращением к обычному для Казахстана порядку вещей.
Но за годы правления Кунаева новая казахская элита отвыкла от такого порядка и стала рассматривать высшую власть в Казахстане как свою этническую вотчину.
В 1983 году в соседнем Узбекистане спецпредставители Генпрокуратуры СССР Гдлян и Иванов начали по поручению Андропова расследование масштабной коррупции среди партийного руководства этой республики.
Не исключено, что назначение человека со стороны на пост первого секретаря ЦК Казахстана преследовало ту же цель: создать условия для очищения государственного аппарата республики от родственно-клановых связей.
Возможно, сам Горбачев преследовал эту цель: недаром его в свое время протежировал Андропов.
Поэтому в организации волнений в Алма-Ате можно закономерно подозревать тех, против кого такие расследования и чистки могли быть направлены.
Косвенно это подтверждается многочисленными публикациями, где обосновываются версии, в которых тайными подстрекателями протестов называют то Кунаева, то тогдашнего предсовмина республики Назарбаева, надеявшегося занять место предшественника. Многие из этих версий внешне противоречат друг другу, так как предполагают, что Кунаев возложил опалу на Назарбаева и лично отсоветовал Горбачеву назначать его первым секретарем.
Но не исключено, что на самом деле Кунаев и Назарбаев действовали вместе, так как оба были из Старшего жуза (племени) казахов. На свое участие в организации протеста косвенно намекает и сам Назарбаев на отдельных страницах своих мемуаров. В ряде же других случаев он отрицает всякую свою роль и говорит о том, что это было стихийное антиколониальное выступление казахской молодежи.
Казахская оппозиция обвиняет его в том, что он использовал эти события, дабы уже тогда создать условия для своего прихода к власти. Назарбаев был назначен первым секретарем ЦК КП Казахстана довольно скоро, в июне 1989 года.
Сразу после этого, что показательно, Верховный Совет Казахской ССР еще старого созыва, когда были выборы, принял закон об обязательном государственном казахском языке в республике, вызвавший недовольство не только большинства иноязычного, но и части казахского населения.
1 июля 1987 года ЦК КПСС принял постановление о событиях в Алма-Ате, где объявил их проявлением казахского национализма, вызванным недостатком интернационалистского воспитания со стороны прежнего руководства республики.
В мае 1990 года Политбюро ЦК признало это определение ошибочным. В первые годы независимости Казахстана – 1992—1995 – там неоднократно создавались государственные комиссии по расследованию этих событий. Но они заканчивали свою работу, так и не представив окончательного заключения.
Источник: https://news-life.ru/ulyanovsk/216410904/
Волнения в Алма-Ате: чем были недовольны казахи
Первым массовым уличным выступлением в годы Перестройки, приведшим к столкновениям между демонстрантами и силовиками, повлекшим человеческие жертвы, стали события в столице Казахской ССР 16-18 декабря 1986 года.
Поводом для них послужило назначение первым секретарем ЦК компартии Казахстана Колбина, работавшего перед этим первым секретарем Ульяновского обкома. Он сменил 74-летнего Кунаева, заявившего о своем намерении уйти на пенсию еще во время XXVII съезда КПСС. Большинство лозунгов несанкционированных манифестаций были выдержаны в духе перестроечной риторики: «За ленинскую национальную политику!», «Не допустим новый 37-й год!», «Идет перестройка, где демократия?». Имелись лозунги, прямо протестовавшие против диктата Москвы: «Хватит диктовать!», «Каждому народу — своего руководителя!» и откровенно националистические: «Нам нужен руководитель — казах!».
В Алма-Ате в то время преобладало славянское население, и по свидетельствам очевидцев, подавляющее большинство протестующих составляли казахи, хотя встречались и отдельные «лица со славянской внешностью».
Назначение пришлого руководителя, «варяга» нетитульной национальности, на высший пост в республике явилось только поводом для вспышки долго копившейся напряженности.
Несмотря на провозглашавшийся десятилетиями «пролетарский интернационализм», этнический баланс в республике постоянно изменялся не в пользу казахов.
При установлении окончательных границ тогда еще Киргизской АССР в составе РСФСР, киргизы/казахи составляли 61% ее населения.
В 1959 году их было всего 30% населения Казахской ССР. Этому способствовала интенсивная переселенческая политика советской власти, связанная со стройками коммунизма, освоением целины, а также депортацией народов.
В дальнейшем этнический баланс стал медленно изменяться в пользу казахов благодаря традиционной высокой рождаемости и резкому снижению детской смертности: 32% в 1970 году, 40% в 1989 году. Среди молодых возрастов казахи в 1980-е уже преобладали.
Попутно Кунаев во время своего управления республикой проводил политику интенсивной коренизации ее государственного аппарата. Соответственно, готовилась будущая правящая элита.
Так, в Казахстанском государственном университете в 1986 году среди студентов казахов было 70%, среди преподавателей — около 80%.
При Кунаеве пышным цветом расцвело в Казахстане кумовство при назначении на должности и при поступлении в вузы.
Соответственно, в 1970—1980-е понизился социальный статус неказахского населения в Казахстане: ему стало труднее поступать на учебу, на госслужбу. В то же время русский язык оставался и в производстве, и в делопроизводстве, а среди казахов рос процент людей, не владеющих родным языком. Постепенно росла межнациональная отчужденность.
До сих пор не прекращаются споры о том, кто вызвал эти волнения. Многие расценивают назначение Колбина как сознательную провокацию Горбачева или же «реакционного» крыла в Политбюро.
В союзных республиках существовал такой негласный порядок: первый секретарь — лицо титульной нации, второй секретарь — русский. И только Казахстан долго был исключением из этого правила: до Кунаева им руководили не казахи.
Назначение Колбина было как бы возвращением к обычному для Казахстана порядку вещей.
Но за годы правления Кунаева новая казахская элита отвыкла от такого порядка и стала рассматривать высшую власть в Казахстане как свою этническую вотчину.
В 1983 году в соседнем Узбекистане спецпредставители Генпрокуратуры СССР Гдлян и Иванов начали по поручению Андропова расследование масштабной коррупции среди партийного руководства этой республики.
Не исключено, что назначение человека со стороны на пост первого секретаря ЦК Казахстана преследовало ту же цель: создать условия для очищения государственного аппарата республики от родственно-клановых связей.
Возможно, сам Горбачев преследовал эту цель: недаром его в свое время протежировал Андропов.
Поэтому в организации волнений в Алма-Ате можно закономерно подозревать тех, против кого такие расследования и чистки могли быть направлены.
Косвенно это подтверждается многочисленными публикациями, где обосновываются версии, в которых тайными подстрекателями протестов называют то Кунаева, то тогдашнего предсовмина республики Назарбаева, надеявшегося занять место предшественника. Многие из этих версий внешне противоречат друг другу, так как предполагают, что Кунаев возложил опалу на Назарбаева и лично отсоветовал Горбачеву назначать его первым секретарем.
Но не исключено, что на самом деле Кунаев и Назарбаев действовали вместе, так как оба были из Старшего жуза (племени) казахов. На свое участие в организации протеста косвенно намекает и сам Назарбаев на отдельных страницах своих мемуаров. В ряде же других случаев он отрицает всякую свою роль и говорит о том, что это было стихийное антиколониальное выступление казахской молодежи.
Казахская оппозиция обвиняет его в том, что он использовал эти события, дабы уже тогда создать условия для своего прихода к власти. Назарбаев был назначен первым секретарем ЦК КП Казахстана довольно скоро, в июне 1989 года.
Сразу после этого, что показательно, Верховный Совет Казахской ССР еще старого созыва, когда были выборы, принял закон об обязательном государственном казахском языке в республике, вызвавший недовольство не только большинства иноязычного, но и части казахского населения.
1 июля 1987 года ЦК КПСС принял постановление о событиях в Алма-Ате, где объявил их проявлением казахского национализма, вызванным недостатком интернационалистского воспитания со стороны прежнего руководства республики.
В мае 1990 года Политбюро ЦК признало это определение ошибочным. В первые годы независимости Казахстана — 1992—1995 — там неоднократно создавались государственные комиссии по расследованию этих событий. Но они заканчивали свою работу, так и не представив окончательного заключения.
Источник: https://weekend.rambler.ru/read/42838428-krovavye-volneniya-v-alma-ate-v-1986-godu-chem-byli-nedovolny-kazahi/
«Восстание против русских» в Алма-Ате в 1986 году: чем были недовольны казахи
Дело началось 17 декабря рано утром, между 7:00 и 8:00 к обкому стали собираться толпы молодежи. К часу дня толпа на центральной площади Алма-Аты, тогда площади Брежнева, разрослась до двух тысяч человек, скандировала лозунги и была настроена довольно решительно.
Выступать ораторам из числа собравшихся мешали трансляцией через городскую радиотрансляционную сеть казахской музыки. Хотя выступали видные республиканские чины, в том числе Мукашев и Назарбаев, градус напряженности рос, и командир ВВС страны генерал И.Яковлев дал санкцию на переброску подкреплений.
Еще утром силовиками сразу же были взяты под охрану соответствующие объекты – сберкассы, здания партийных органов, телецентр, Госбанк, оружие и боеприпасы из ведома учебных заведений изымались.
Примерно в 3-4 часа дня на площадь, заблокированную ввшниками и милицией, прорвалась еще одна тысячная толпа с палками, трубами и арматурой, в течении всего дня демонстранты затевали склоки с оцеплением, препятствовали попыткам вычленить и задержать активистов, закидывали оцепление камнями, кусками штукатурки, а трибуну – снежками и кусками льда. Вечером, примерно между 17:00 и 18:00 была предпринята попытка штурма здания ЦК, которую силовики отразили, вслед за чем начали очистку площади, вылившуюся в массовую драку, поскольку демонстранты оказали сопротивление с палками и камнями. Силовики «изъяли из толпы около 700 человек, вывезли их из оцепления и изолировали». Националисты сообщают, что «изоляция» проводилась путем вывоза за город, срезания ремней и пуговиц на штанах и оставления в снегу.
Несколько раз за последующие часы силовики пытались выдавить и рассеять толпу, применив по ходу дела и пожарные машины, которые толпа закидала камнями; среди пожарников были раненые. Спецсредства у силовиков имелись, но не были применены. Около полуночи площадь очистили от демонстрантов, задействовав дубинки, лопатки и собак.
18 числа собрание началось вновь, несмотря на плотную блокаду площади и контроль за прилегающей местностью.
До середины дня ситуация оставалась под контролем, а около 4 часов дня милиция, ввшники и армия при поддержке бтр- и пожарных машин снова очистили площадь, потом провели рейд по дворам и закрепили успех патрулированием плюс действиями хорошо экипированных мобильных команд. С утра к делу подключили и народных дружинников активистов.
Ночью толпа снова пробовала ворваться на площадь, но не преуспела, и затем уже не отмечалось крупной активности. За трое суток погибло 2 человека, и хотя националисты называли 3, 6, даже 58 убитых и 168, но доказательств этому привести не смогли.
Источник: https://belayaistoriya.ru/comments/42108178489/page
Декабрьские события 1986 года в Казахстане и их историческое значение
- Министерство образования
и науки Республики Казахстан - Карагандинский государственный
медицинский университет - Кафедра истории Казахстана и
- социально-политических
дисциплин - СРС
- Тема: Декабрьские события1986 г. в Казахстане и их историческое значение
Выполнила: Койшибаева А. Ж.
Проверила: Долгополов А. С.
Караганда 2009
Содержание.
Введение
Казахстан — молодое государство, признанное мировым сообществом, но это государство, имеющее свою древнюю историю.
Один из первых камней в фундамент независимости Казахстана, как и всех остальных нынешних, новых независимых государств, заложили декабрьские, события 1986 года в Алматы.
Они всколыхнули весь бывший Советский Союз. Гласность, провозглашенная в 1985 году, разбудила в народах чувство уважения к своей истории, своим традициям. В людях проснулся протест против обезличивания народов и народностей, проживающих совместно на одном большом евразийском континенте.
16 декабря мы отмечаем один из главных государственных праздников нашей страны — День независимости. Этот праздник заставляет нас вновь и вновь возвращаться к истокам созидания нашей государственности, пройденным этапам становления и развития нашего государства.
18 лет движения по пути независимости по меркам истории срок небольшой, но он вместил в себя события огромного значения.
В короткий срок суверенная республика стала полноправным членом международного сообщества, установив тесные связи с развитыми странами. Этому способствовали политическая стабильность, межнациональное согласие, решимость Президента страны Н.А.
Назарбаева активно проводить курс на рыночные реформы и демократизацию страны. Гражданский мир и согласие — главное достояние, которое всегда отличало нашу республику и служило мощным гарантом реализации программ социально-экономического развития.
Декабрьские события 1986 года стали в истории Казахстана началом становления независимого государства, поворотным моментом народной судьбы. Чем дальше в прошлое уходит декабрь 1986 года, тем более значительными становятся события и последствия тех дней. В книге Президента РК Н.А.
Назарбаева «На пороге 21 века» подчеркивается: «В казахской истории было немало драматических и высоких минут, часов и дней. Одними из таких драматических, высоких минут в новейшей национальной истории стали 3 декабрьских дня и ночи 1986 года».
События в Алматы были не только первым и во многом неожиданным явлением, но и своеобразным рубежом.
Рушился с таким трудом созданный идеологизированный миф о бесконфликтном развитии социалистических наций. Полетели устои и подпорки мифа о некой новой исторической общности — «советский народ».
Пленум ЦК КПСС в январе 1987 года дал жесткие политические оценки событиям в Алматы, затем последовало известное постановление ЦК «О работе казахской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию молодежи».
Декабрьские события в Алматы эхом отозвались во многих бывших советских республиках.
Сохранить в такой обстановке политическую стабильность в стране, не допустить столкновений на межнациональной почве — стало архиважной задачей для только что избранного Президента Н.А.Назарбаева. В те годы немалую поддержку в сохранении мира и стабильности в стране оказали представители всех наций и народностей.
Чуть позже по инициативе Президента страны была создана Ассамблея народов Казахстана (АНК). В 2000 году АНК отметила свое пятилетие.
В знак глубокого уважения к воле и мужеству молодых казахстанцев именно 16 декабря в 1991 году Президент страны подписал Закон о независимости, принятый парламентом страны и огласил его в тот же день на площади Республики в Алматы.
Как известно, Казахстан, находясь в составе Союза ССР, фактически не обладал государственным суверенитетом. Реальное осуществление Казахстаном своего государственного суверенитета берет свое начало с документа огромной исторической значимости — Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР,
принятой Верховным Советом Республики 25 октября 1990 года. Историческое значение Декларации о государственном суверенитете состоит, прежде всего, в том, что она придала реальное содержание государственному суверенитету республики, обозначила собственную государственность Казахстана, имеющего многовековую историю, культуру и сложившиеся государственно-правовые традиции.
В книге «На пороге 21 века» Н.А.Назарбаев пишет: «25 октября 1990 года мы приняли Декларацию о государственном
суверенитете Казахской ССР. Центр
не хотел уступить ни пяди своих
полномочий.
Но в этом документе, вопреки желанию руководства СССР, мы определили неприкосновенность границ нашей республики, верховенство Конституции и законов Казахстана… Декларация установила, что Казахстан является самостоятельным субъектом международных отношений, самостоятельно определяет внешнюю политику в своих интересах, обменивается дипломатическими и консульскими представительствами, участвует в деятельности международных организаций. Тогда это был смелый шаг».
Декларация о государственном суверенитете заложила основы независимой казахстанской государственности, став первым правовым актом, который дал целостное определение статуса Республики Казахстан как самостоятельного, суверенного государства. В ней были закреплены все атрибуты реального суверенитета Казахстана: собственная территория и гражданство, самостоятельность и полнота государственной власти внутри республики; верховенство Конституции и законодательства, государственный бюджет, собственные силовые структуры; самостоятельность в международных отношениях, а также классические символы государственного суверенитета: герб, флаг и гимн.
Декабрьские восстания 1986 года
Второй год перестройки
в Казахстане ознаменовался драматическими событиями.
Источник: http://turboreferat.ru/politology/dekabrskie-sobytiya-1986-goda-v/261480-1461317-page1.html
Кровавые беспорядки в Казахстане
В пятницу, 16 декабря, в казахском городе Жанаозен, расположенном в 150 километрах от Каспийского моря, произошли беспорядки. Столкновения полицейских и бунтовщиков произошли во время празднования 20-летней годовщины независимости Казахстана. Зачинщиками беспорядков стали уволенные сотрудники государственной нефтяной компании «КазМунайГаз».
Они посчитали издевательством проведение праздника, когда они остались без работы и им нечем платить по счетам. Зачинщиков было около тысячи человек. Протестующие вышли на главную площадь города, где в это время шел праздничный концерт. Разгневанные демонстранты встретили жесткое сопротивление со стороны сотрудников правоохранительных органов.
В результате бойни с сотрудниками полиции погибли 10 человек.
16 декабря, 2011. Жанаозен, Казахстан. Как только в Жанаозене начались беспорядки, в городе заблокировалась мобильная связь, а затем и Интернет.
REUTERS/Stan TV via Reuters TV
16 декабря, 2011. Жанаозен, Казахстан. Через считанные минуты после начала беспорядков в центр города начали стягивать войска и бронетехнику.
REUTERS/Stan TV via Reuters TV
16 декабря, 2011. Возмущенные агрессивной реакцией властей нефтяники вооружились тем, что попалось под руку и начали нападать на полицейских, хотя изначально планировалось, что их митинг будет мирным выступлением.
REUTERS/Stan TV via Reuters TV
Противостояние в городе продолжалось с двух часов дня и до самого вечера: пока страну поздравляли с Днем независимости, на площади Ынтымак продолжали гибнуть люди. На фотографии: 17 декабря, 2011. Жанаозен, Казахстан. разбитые протестующими окна офиса «КазМунайГаз.
Reuters
До кровавой развязки уволенные нефтяники бастовали на протяжении семи месяцев. На фотографии: 17 декабря, 2011. Город Жанаозен, Казахстан, после беспорядков.
Reuters
На фотографии: 17 декабря, 2011. Город Жанаозен, Казахстан, после беспорядков.
Reuters
16 декабря, 2011. Центральная площадь, город Жанаозен, Казахстан. Демонстратор шарахается от полицейского автобуса в сторону.
REUTERS/Stan TV via Reuters TV
17 декабря, 2011. Город Жанаозен, Казахстан, после беспорядков. Пути к городу перекрыты. Полиция разыскивает зачинщиков и участников беспорядков.
Reuters
17 декабря, 2011. Алма-Ата. Казахстан. В субботу в Алма-Ате гражданские активисты вышли на площадь Республики, чтобы выразить протест против действий властей в Жанаозене. Некоторые участники несанкционированной акции были задержаны.
REUTERS / Shamil Zhumatov
Мангистауская (Мангышлакская) область Казахстана – область на юго-западе Казахстана. Крупнейшие города – Актау и Жанаозен. Мангистауская область — промышленный регион. Здесь добывают 25 % нефти Казахстана. Здесь проходит нефтепровод Актау — Жетыбай — Узень.
Мангышлакская область Казахской ССР. Во времена Советского Союза город Жанаозен назывался Новый Узень.
Источник: https://PixaNews.com/protest/krovavye-besporyadki-v-kazaxstane.html
Страшный пожар 20 мая 1989 года в Алма-Ате: Как это было
20 мая 1989 года был выходной день. Жители частного сектора улицы Аэродромной, проспекта Рыскулова, улицы Ташкентской наслаждались теплой погодой, ко многим в гости приехали родственники, друзья. Около 19.
30 при подаче на подъездной путь газораздаточной станции шести цистерн с сжижженным газом пропан-бутаном (они находились впереди локомотива) произошло столкновение состава с маневровым тепловозом. Он выводил из железнодорожного тупика базы “Казстройматериалы” три грузовых вагона.
Стенка второй цистерны получила пробоину. Произошла утечка газа. Уже через 2,5 минуты он воспламенился от раскаленного коллектора дизеля тепловоза. Как говорят очевидцы, образовался направленный факел, который начал нагревать первую цистерну. К слову, каждая из цистерн весила 60 тонн.
В тот момент никто не предполагал, каких масштабов может достигать адское пламя, пожирающее все на своем пути.
“Страшно даже вспоминать”
Как следует из архивных материалов, сигнал о бедствии поступил на центральный пункт пожарной связи города в 19.36. Была объявлена общая тревога. Основной удар на себя приняли пожарные части № 5 – они прибыли первыми на место происшествия вместе с полковником внутренней службы Фридом ШАРИПОВЫМ.
Вокруг горящей цистерны быстро развернулись силы, струей воды пожарные пытались сбить пламя. В 19.48 цистерну разорвало на части.
– В тот вечер с моим напарником и другом Сериком Алимтаевым мы были в спортзале при пожарной части, – вспоминает алматинец Леонид ОНУЧИН (на фото). – Я был командиром отделения пожарной части № 5. Выходим мы из спортзала, а где-то в стороне Алма-Аты-2 валит черный дым.
Мы примчались на улицу Аэродромную. Разворачивали рукава, когда командир отделения Еркин Искаков крикнул: “Сейчас цистерна взорвется!”. И правда, бочка с газом раздувалась на глазах, металл трещал. Мы были в 15–20 метрах от цистерны. Взрыв был мощный, пламенный гриб вырвался на десятки метров вверх.
Огонь пошел по земле. Вокруг цистерны все горело. Водитель Сергей Свириденко находился в кабине машины. А мы с Сериком Алимтаевым разматывали пожарные рукава. От сильного пекла стекла полопались, и огонь перекинулся в кабину. Я был в “боевке”, водитель – в гражданском.
Оба получили ожоги второй, третьей степени, сгорело по 60 процентов тела.
– Все расплавилось до такой степени, что одежду снимали друг с друга вместе с кожей, – продолжает Леонид Михайлович. – У меня на спине только полоски от подтяжек остались, остальное все облезло. Руки обгорели до костей.
Помню, разделись, подбежал таксист, сказал: “Давайте я вас увезу в больницу”. Меня, Свириденко, Алимтаева посадил в такси и увез в четвертую горбольницу. Она была переполнена, нас положили на пол.
Больные воду подносили, очень пить хотелось… Потом врачи поставили укол, остальное помню смутно…
60 человек находились в тяжелом состоянии
Взрыв разметал находившиеся поблизости постройки, снес 11, а по другим данным – 16 частных домов, уничтожил железнодорожные вагоны и тепловоз. Пламя разрасталось на глазах. Одна из цистерн перевернулась и раскололась. Из нее выходил газ.
Пожарные охлаждали ее, рискуя своей жизнью, – в любой момент мог прогреметь новый взрыв. Другие вытаскивали из огня обгоревших товарищей и местных жителей. На глазах у коллег погиб младший сержант Еркин ИСКАКОВ.
В тяжелом состоянии находились шестеро пожарных, в том числе Фрид Шарипов.
– Мне передали по рации – горят склады хозторга, я оставил семью и поехал на улицу Аэродромную, – рассказывает бывший начальник отдела службы управления пожарной охраны Алма-Аты Виктор КОКЛЯГИН.
– Только подъехал, вышел из машины – вверх взлетел огненный шар, он двигался в мою сторону. Осколки от цистерны разлетелись в радиусе полукилометра. Страшные ожоги получили все, кто находился рядом с цистерной. Горели дома, кричали люди.
Заместителя городского управления полковника Фрида Шарипова увезли в больницу. Вместе с товарищем я взял руководство на себя и начал расстановку сил и средств. Страшно вспоминать, как пожарные выносили на руках искалеченных детей.
Запомнился мужчина, который шел навстречу – голый, его тело представляло собой сплошную рану, кожа висела лохмотьями. А на асфальте оставались кровавые следы…
С оставшихся цистерн огонь удалось сбить, и их отогнали в безопасное место. Только около двух часов ночи людям удалось справиться с огненной стихией. К этому моменту потери были велики: в больницы города поступило 99 человек, среди них – 39 детей. 60 пострадавших находились в крайне тяжелом состоянии.
Среди них были и сотрудники органов внутренних дел, находившиеся в оцеплении. А также случайные прохожие, оказавшиеся поблизости от эпицентра взрыва.
Рассказывают, как один мужчина ехал на своей “Волге”, остановился возле оцепления, вышел узнать, что происходит. В этот момент огненный шар с бешеной скоростью поглотил все и вся на своем пути.
Как говорят специалисты, подуй в момент взрыва ветер, огненный шторм мог бы накрыть целый район Алма-Аты. Последствия были бы еще ужаснее.
Температура достигала 1 000 градусов
Нынешний начальник СПЧ № 9 ГУ “Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ” департамента по ЧС Алматы подполковник Кайрат НУРГАЛИЕВ (на фото) прибыл к месту пожара из дома на такси – водитель гнал на красный свет.
Потом бежал сквозь оцепление. Повсюду бушевал огонь. На его глазах взрывной волной повалило, словно спичечный домик, огромный железобетонный забор.
Надев боевую одежду, пожарный вместе с другими бойцами стал вытаскивать из-под завалов людей:
– Вытащили бабушку, детишек, больно было смотреть на расплавленные, искореженные велосипеды. Машин скорой помощи не хватало, пострадавших увозили машины ГАИ, таксисты, проезжавшие водители, на эту трагедию откликнулись все.
Позже приходили люди с других улиц, приносили пожарным и оцеплению еду, воду. Ночью несколько наших товарищей скончались в больнице. Некоторые пошли на поправку, но полученные травмы – ожоги дыхательных путей, внутренних органов – оказались слишком серьезные.
Ребята знали, на что шли, но не отступили, старались остановить огонь.
Были ли шансы у людей выжить в адском пламени?
– Взрыв был сильный, температура больше 1 000 градусов, – продолжает наш собеседник. – Даже если бы пожарные надели теплоотражательные костюмы… Но они выдерживают лишь 700 градусов. Здесь сыграли роль какие-то секунды – никто не ожидал, что взорвется другая цистерна с газом, а не та, у которой была пробоина.
В ликвидации пожара участвовал весь алматинский гарнизон – около 200 человек, на помощь приехали областные пожарные, привлекались гражданские охранные формирования. Для многих участников этой операции восстановление после полученных травм было длительным.
За жизнь пострадавших боролись не только местные врачи, но и командированные в Алма-Ату специалисты Всесоюзного ожогового центра.
Личный состав алматинского гарнизона круглые сутки нес в больнице дежурство, чтобы в случае необходимости сдать для пострадавших кровь… Леонид Онучин в ожоговом отделении пролежал три месяца. Говорит, боль была страшная, постоянно сидел на обезболивающих препаратах.
Только выписался – начались приступы удушья. Потом был госпиталь. Серьезным ударом для 36-летнего пожарного стала его болезнь – отказали ноги, не сгибались пальцы рук:
– У меня был велосипед, я решил, что только сам могу поставить себя на ноги. Первое время возьмусь за руль, а от напряжения кожа на руках лопалась, кровь сочилась. Ноги стали восстанавливаться, руки работать. Но в общей сложности по больницам я ездил целый год.
9 орденов посмертно
Как установило следствие, причиной столкновения тепловоза и состава стала ошибка диспетчера, в результате два состава оказались на одном пути. Материальный ущерб от пожара составил
1 миллион рублей – головокружительные по тем временам деньги!
Участники спасательной операции говорят, что был суд, но после смерти товарищей, полученных травм многим было не до участия в судебном процессе… И о судьбе того самого диспетчера – женщины, они не знают ничего. Комиссия из Москвы, прилетевшая в Алма-Ату на следующий день после пожара, определила, что пожарные сделали все возможное для спасения города.
Согласно архивным документам, Указом Президиума Верховного Совета СССР за отвагу и мужество посмертно награждены орденом Красной Звезды Ислам АБДРАНОВ, Куралхан АКУЛОВ, Сеиль АЛИМТАЕВ, Еркин ИСКАКОВ, Расул КАСЫМОВ, Владимир НИКУЛЕНКО, Михаил МАЛИКОВ, Иршат САФАРГАЛИЕВ, Фрид ШАРИПОВ. 11 пожарных получили орден “За личное мужество”, 20 человек из состава управлений внутренних дел и пожарной охраны награждены медалью “За отвагу на пожаре”.
Семьям погибших председатель горисполкома, ныне покойный Заманбек Нуркадилов, выделил квартиры в микрорайоне “Аксай”, ведь почти у всех были дети. А супруга 28-летнего Ислама Абдранова ждала первенца…
В 2009 году к 20-летней годовщине трагедии на территории пожарной части № 5 в Ауэзовском районе установили обелиск в память о погибших. Каждый год 20 мая сюда приходят их родные, друзья, коллеги. А потом идут на кладбище возложить цветы к могилам отважных мужчин.
Несколько лет назад о работе алматинских пожарных был снят фильм “Герои нашего времени”, в котором ветераны противопожарной службы вспоминают о страшной трагедии.
Пожар 20 мая 1989 года считается одной из самых крупных подобных катастроф в истории противопожарной службы Алматы.
Алматы
Источник: https://www.caravan.kz/gazeta/20-maya-1989-goda-almaata-v-ognennojj-lovushke-83236/?tomobile=1
«Обитель Зла»: «Кровавое» здание НКВД в Алматы может стать отелем
До каких пор мы будем вспоминать о жертвах репрессий лишь 31 мая? Конечно, есть музеи в разных местах страны, и их еще построят. Независимость подарила нам эту возможность.
Не все удается воплотить в жизнь, тем не менее каждый год строятся планы, и наша страна уже объявила о нескольких проектах в этом году.
Но начало планам по увековечиванию памяти о годах репрессий положило решение создать историко-мемориальный комплекс в бывшем штабе НКВД — гигантском здании, которое занимает целый квартал.
Скандалы вокруг этого сооружения не утихают до сих пор. Здание, в котором пытали и казнили лучших из казахов, сегодня превратилось в доходное место, куда приходят люди, занимаются коммерцией, затем уходят. Впрочем, у предпринимателей здесь бизнес не идет. По народным поверьям, в «месте, где было совершенно кровопролитие, не идут дела».
Вполне возможно. Но несколько дней назад группа активистов заявила, что это здание станет гостиницей и что некий предприниматель уже разрушает внутренние стены.
В разговоре с лидерами той группы — президентом республиканской Ассоциации жертв политических репрессий Жумабеком Ашуулы и историком, писателем Бейбитом Койшибаевым — приоткрылась тайна: почему здесь не могут закрепиться предприниматели и здание переходит из рук в руки.
Алмас Нүсіп
Бейбит ага, нам известно, что в течение многих лет вы поднимаете вопрос о необходимости открытия музея в бывшем здании НКВД. Что мешает этому?
— В этом здании в 2003 году уже был открыт музей, занимавший 600 квадратных метров. Но его жизнь, увы, была недолгой. Примерно через полтора года музей закрылся. Причиной стало то, что здание перешло в частные руки.
Когда к нам пришли и сказали, чтобы мы съезжали, мы собрались и пошли в акимат. Там нам сказали, что «это здание не находится на балансе акимата, относится к силовым структурам, мы не можем на них влиять».
И, таким образом, они сняли с себя ответственность.
Раньше мы были в подчинении чужой страны, жили с оглядкой, боялись, но теперь, когда мы сами себе хозяева, мы могли бы говорить то, что ранее не могли, показать потомкам, через какие лишения и трудности прошел казахский народ.
С одной стороны, это было бы достижением демократии, гарантией того, что не повторятся кровавые страницы прошлого, так как музей — это не просто собрание экспонатов, а место, в котором человек задумался бы, почему казахский народ когда-то оказался в такой плачевной ситуации. Общество, признающее свои прошлые ошибки, способно признавать и сегодняшние.
Мы должны воспитывать настоящих борцов за независимость — какими мы были вчера, какие мы сегодня, какими мы будем завтра?
Контора НКВД работала с того дня, как столица переехала из Кызылорды в Алма-ату. Они сразу начали преследовать казахских лидеров, осудили 7,5 тыс человек за четыре месяца. Они превысили план и попросили дополнительную квоту. Вся тайная политика велась в этом здании.
Вообще, все ужасы казахского народа берут начало из этого здания. Существует подвал, внутренняя тюрьма, вся эта земля пропитана кровью, все приказы о преследованиях людей на казахской земле исходили отсюда.
Здесь было учреждение, которое работало напрямую с Москвой. С тех пор, как закрылся музей, мы поднимаем этот вопрос, но пока воз и ныне там.
Тому, кто купил эту землю, нет дела до нации и истории, как и тому, кто продал ее.
Иллюстративное фото взято с сайта volyaexpress.blogspot.com
Получается, что продали, не сообщив вам?
— Получается, так. Уже много лет мы обращаемся в разные инстанции, но один кивает на другого. В городском акимате сказали, что это дело не в их компетенции, все решают в Астане.
А вы знаете, что место казни палачи между собой называли «тиром»? Они, чтобы не было слышно звуков выстрелов, заводили машину. Расстреливали, затем трупы клали в мешки и выбрасывали за городом. Зная это, ведь можно было оставить для музея хотя бы 600 квадратных метров…
Когда музей работал, посетители не могли сдержать чувств, рыдали. Народ выражал благодарность, даже иностранцы приходили. Те 600 квадратных метров были только началом. В наших планах было расширить экспозицию, со временем занять всю площадь и создать мемориальный комплекс. Но неожиданно здание продали.
Куда делись экспонаты после закрытия музея?
— Они перешли в руки акимата. Некоторым экспонатам выделили уголок в городском музее. Остальные экспонаты, мы слышали, лежат в хранилище. Городской музей затем переехал в другое здание. Выделили для наших экспонатов место или нет — мне неизвестно.
Как выглядела экспозиция, занимавшая 600 квадратных метров?
— 600 квадратных метров на двух уровнях выделили по указу президента. В экспозиции существовало несколько отделов. Охватывался исторический период, начиная с национально-освободительного восстания начала XX века. Фотографии, иллюстративные картины, разные документы…
Как осуществлялось финансирование музея?
— Мы создали концепцию. Финансирование осуществлял акимат. А всей работой руководила Ассоциация жертв политических репрессий во главе с Жумабеком Ашуулы. До сих пор у него остался кабинет в этом здании. Но и оттуда уже его гонят. Новые хозяева выдвинули требование освободить помещение в течение месяца.
После этого мы связались с Жумабеком Ашуулы. Когда мы позвонили ему, он пожаловался на то, что республиканские СМИ молчат об этой проблеме.
Жумабек Ашуулы, здание, которое должно было стать историко-мемориальным комплексом, теперь, говорят, превратилось в гостиницу. Что стало причиной данной метаморфозы?
— Знаменитая контора НКВД, построенная в 1934 году, — обитель Зла. Каких там палачей только не было…
Позже, когда наша страна обрела независимость, именно здесь базировался наш КНБ. После того, как КНБ в 1999 году переехал в Астану, нам дали в аренду это здание.
По указу Нурсултана Назарбаева от 14 апреля 2000 года это здание, знаменитая внутренняя тюрьма во дворе дома, аллея на улице Карасай батыра, которая тянется до улиц Наурызбая и Чайковского, сосновый парк на той стороне улицы Наурызбай батыра должны были войти в состав музейного комплекса истории политических репрессий в Казахстане. По обеим сторонам аллеи планировалось выбить фамилии расстрелянных. По этому проекту в 2003 году, когда акимом города был Храпунов, открылась первая часть музея.
В следующем периоде, когда собирались и дополнялись экспонаты, я услышал, что здание перешло в частные руки.В те времена кресло акима перешло к Имангали Тасмагамбетову.
Когда мы пошли на прием к нему, его заместитель Кайрат Жанабергенов и начальник управления внутренней политики говорили нам: «Это историческое здание, оно не будет передаваться в частные руки».
А осенью пришли два джигита и заявили: «Освобождайте музей, теперь это наша собственность».
Нас выгнали. Работа остановилась. С тех пор здание переходит из рук в руки. Каждый раз требуют, чтобы я освободил помещение. Каждый раз я отказываюсь. Куда я только не обращался, президенту письмо писал.Мое письмо отправили для исполнения в акимат Алматы. А там только разводят руками: «Это здание продано. Мы ничего не можем сделать».Каждый раз, когда хозяин меняется, скандалим.
Мы не остановимся на этом. Исторический памятник должен вернуться народу.
Источник: https://newtimes.kz/politika/74356-obitel-zla-krovavoe-zdanie-nkvd-v-almaty-mozhet-stat-otelem