Куда исчезли 11 посмертных масок пушкина

Культура изготовления посмертных масок пришла к нам из древности. Первоначально такой слепок использовали для сохранения изображения лица усопшего во времена, когда еще не была развита техника бальзамирования. Самые старые из найденных масок умерших датируются 16 веком до н.э.

Технология изготовления

Посмертная маска представляет собой гипсовый слепок (также может использоваться другой пластичный материал), снятый с лица усопшего.

Производство состоит из нескольких этапов:

  1. Приготовление гипсового раствора.
  2. Нанесение на лицо вазелинового масла, для того чтобы слепок снялся без усилий.
  3. Изготовление слепка – нанесение раствора на лицо, постепенно, однако помня, что гипс застывает в течение четырех минут,
  4. Снятие слепка.
  5. Отливание маски.

Маски могут отливаться из гипса, воска, каучука, в древности предпочитали золото, серебро, дерево. Часто такие изделия используются в подготовительном этапе для изготовления статуй, надгробий и бюстов.

Посмертные маски великих людей

Запечатлеть облик известного человека во все времена было большой честью для художников и скульпторов. Но лишь некоторым предоставлялась уникальная возможность — сохранить для потомков последний лик умершего.

В мировых музеях и частных коллекциях хранится множество масок великих людей:

  • Правителей государств: Марии Стюарт, Лоренцо Медичи, Оливера Кромвеля, Фридриха II, Наполеона III, Александра I, Александра II, Владимира Ленина, Иосифа Сталина и других.
  • Деятелей искусств: Льва Толстого, Даниэля де Вольтера, Филиппо Брунеллески, Данте и др.
  • Известных ученых: Никколо Макиавелли, Альфреда Нобеля, Исаака Ньютона и др.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

А. С. Пушкин

Великий поэт умер 10 февраля 1837 года. В этот же день была изготовлена посмертная маска Пушкина. Снятием слепка занимался формовщик Балин, а само изделие изготавливалось под руководством известного скульптора Самуила Гальберга.

Существует множество копий масок поэта. Наиболее ценными считаются те, что выполнены с гипсового отпечатка лица. Пятнадцать таких копий было заказано Василием Жуковским, и все они были розданы.

В настоящее время известно только о четырех масках из первого отлива:

  1. Экземпляр находится в московском музее Александра Пушкина, ранее принадлежал графине Е. Ф. Тизенгаузен.
  2. В московском музее также хранится копия, принадлежащая коллекционеру А.Ф. Онегину.
  3. Один из экземпляров охраняется в библиотеке Тартуского университета.
  4. Еще одна маска находится в краеведческом музее Оренбурга.

К сожалению, остальные были утеряны. Существуют и другие копии посмертных масок Пушкина, однако они не считаются такими же ценными, как первые пятнадцать, и находятся в многочисленных библиотеках, музеях и частных коллекциях в различных городах мира.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Данте Алигьери

Флорентийский поэт умер в 1321 году, посмертная маска была изготовлена сразу же после смерти. Некоторые из историков сомневаются в подлинности изделия, которое находится во Флоренции, так как подобной чести удостаивались только правители государств, и популярность эта процедура получила не ранее 15 века.

Согласно легенде, посмертная маска Данте была изготовлена по приказу правителя Равенны из гипсового пластыря. Первоначально она хранилась в часовне Равенны, где находился и мраморный саркофаг поэта.

Однако спустя двести лет было принято решение передать ее на родину поэта во Флоренцию.

Среди владельцев маски Данте были такие скульпторы как Джамболонья, Такка, Бартолини, позже она попала в руки художника Сейиура Киркапа, который подарил её сенатору Д`Анкона, а он и передал ее в Палаццо Веккьо, где маску можно увидеть и сегодня.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Петр I

Первым из русских монархов, кому была сделана гипсовая маска, является император Петр I Алексеевич. Точнее, Петру было сделано две маски – одна при жизни и вторая посмертная.

Первую маску скульптор Растрелли сделал с целью создания абсолютного портретного сходства для изготовления конного памятника императору. Петр согласился позировать, во время снятие слепка он дышал через трубочку, вставленную ему в нос.

В 1725 году Растрелли снимает второй слепок уже для посмертной маски Петра I, также он делает слепки его обеих рук. Изделие было отлито из бронзы и в данный момент хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Работая над маской, скульптор немного смягчил черты лица Петра, придав облику некую умиротворенность и покой. Таким образом, он подчеркнул значимость личности Петра Великого.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Яков Свердлов

Этого человек считал себя палачом революции. Таким палачом он стал для семьи императора Николая II. Был правой рукой Ленина и неожиданно умер в 34 года, якобы от «испанки».

По традиции, с его лица был сделан слепок и изготовлена гипсовая маска. Он первый из большевиков, кто удостоился такой чести. Посмертную маску Якова Свердлова называют воплощением страха.

Смотреть на нее крайне неприятно, однако в то же время на ней можно прочитать страх перед смертью и неугасаемую надежду выжить.

Посмертная маска Булгакова

Писатель-мистик умер 10 марта 1940 года. На следующий день, перед панихидой, известный скульптур Сергей Меркулов снимает слепок с лица Булгакова. По отзывам присутствующих, получившаяся маска была совершенно не похожа на лицо писателя. В настоящее время изделие находится в Москве в «булгаковском доме», который располагается в «нехорошей квартире» из романа «Мастер и Маргарита».

Наполеон Бонапарт

Первый французский император умер в 1821 году на острове Святой Елены. Почти сразу же возникли проблемы с изготовлением его посмертной маски, так как, согласно завещанию Наполеона, его не должен был касаться ни один англичанин, а на острове были одни британцы. Второй проблемой стало отсутствие гипса.

Свои услуги для изготовления маски предложил личный врач Наполеона, корсиканец по национальности. Он распорядился найти подходящий материал. Чистого гипса не оказалось, поэтому была предпринята попытка перемолоть несколько статуэток.

Однако полученный состав не подошел.

Из-за довольно высокой температур воздуха начался процесс разложения тела, что немного изменило черты императора, поэтому французам пришлось принять помощь одного из британских докторов, который знал, где находится месторождение гипса.

Во время изготовления маски было сделан негативный слепок сразу в трех частях – от подбородка до бровей и затылок в двух частях. Первая неудача постигла Бёртона, который изготавливал маску.

Во время снятия позитивного слепка часть лица не смогли отделить от негатива. Таким образом, один из негативов пришлось выбросить.

Оставшийся слепок лица был похищен женой наполеоновского адъютанта, которая якобы должна была передать лицевую часть оттиска матери Наполеона. Оставшаяся часть была разбита английским врачом.

Первый слепок лицевой части был передан не матери императора, а корсиканскому врачу Антоммарачи, находился у него до его кончины на Кубе, после этого следы посмертной маски Наполеона теряются.

На основе этого слепка доктором было сделано шесть копий, пять из которых находятся в данный момент в частных коллекциях.

Шестая, которая принадлежала Ричарду Бойзу, в 2013 году была продана на аукционе за 175 тысяч фунтов стерлингов российскому коллекционеру.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Николай Гоголь

Николай Васильевич являлся одним из самых мистических русских литераторов.

После того как в 1839 году он тяжело переболел малярийным энцефалитом, писатель всю оставшуюся жизнь боялся уснуть летаргическим сном и быть похороненным заживо.

Когда в 1852 году он умер, к телу писателя пригласили известного скульптура Николая Рамазанова. Посмертная маска Гоголя была снята, а он похоронен, однако на протяжении многих лет ходила легенда о том, что писатель был погребен заживо.

Чтобы проверить это, уже в начале 20 века была проведена эксгумация, показавшая, что тело покойного находится в необычной позе, обшивка исцарапана ногтями, а голова …отсутствовала вовсе. Загадка его смерти остаётся неразгаданной до сих пор, а маска, названная посмертной, возможно была снята с живого Николая Васильевича.

Уильям Шекспир

В 1849 году в Майнце в одной из лавок торговцем антиквариатом был найден гипсовый слепок лица человека, признанный посмертной маской автора «Ромео и Джульетты». Такой вывод был сделан на основе многочисленных исследований и сравнений маски с изображениями английского классика.

Особо подчеркивалось сходство гипсового слепка с картиной 1637 г., на которой, как считалось, был изображен Шекспир в гробу. Однако не все ученые согласны с аутентичностью маски, кроме того что слепок датирован годом смерти поэта (1616), и в сходстве с картиной никаких доказательств нет.

К тому же настораживает тот факт, что до 18 века посмертные маски выполняли только членам королевских семей.

Уже в 21 веке с помощью 3D-технологий была проведена попытка реконструировать лицо Шекспира, однако сказать, насколько полученное изображение принадлежит поэту — сложно, так как все его художественные и скульптурные образы были выполнены после смерти. Прижизненных портретов классика не существует. Лишь в 2015 году один из британских историков заявил о том, что был обнаружен прижизненный портрет Шекспира, и изображенный на нем человек не сильно отличается от слепка посмертной маски.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Девушка из Сены

Одной из самых загадочных посмертных масок является маска неизвестной девушки, тело которой было найдено в Сене в конце 19 века.

Шестнадцатилетняя особа настолько поразила своей красотой врача, проводившего вскрытие, что он решил сделать гипсовый слепок ее лица, который неожиданно стал очень популярен среди европейской богемы и разошелся в многочисленных копиях. Улыбку девушки французский писатель Камю сравнил с улыбкой Джоконды.

Посмертные скульпторы

Самым известным скульптором посмертных масок конца 18-начала 19 века стала Анна Мария Тюссо, ранее занимавшаяся изготовлением скульптурных изображений членов монарших семей.

Во время Французской революции она с легкостью снимала слепки с отрубленных голов аристократов и революционеров.

Так, ее руками были сделаны посмертные маски Максимилиана Робеспьера, Жана-Поля Марата и его убийцы Шарлотты Корде, королевы Марии-Антуанетты, с которой была лично знакома.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Однако наибольшее количество изделий подобного рода удалось изготовить советскому скульптору армянского происхождения Сергею Меркулову. Автор многочисленных монументов и памятников, возвел изготовление посмертных масок в ранг произведения искусства. Меркулов сделал более трехсот гипсовых слепков. Среди его работ посмертные маски таких великих людей, как:

  • Михаил Булгаков;
  • Максим Горький;
  • Надежда Крупская;
  • Владимир Маяковский;
  • Лев Толстой;
  • Сергей Эйзенштейн;
  • Владимир Ленин.

Источник: https://www.syl.ru/article/325764/posmertnyie-maski-opisanie-istoriya-i-interesnyie-faktyi

Масонский след: почему в склепе Пушкина нашли чужие останки

Вскрытие могилы великого поэта привело к тому, что все присутствовавшие вынуждены были дать подписку о неразглашении. Что же заставило команду экспертов молчать больше полувека?

Вскрытие могилы великого поэта привело к тому, что все присутствовавшие вынуждены были дать подписку о неразглашении. Что же заставило команду экспертов молчать больше полувека?

27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен поэт Александр Пушкин. Но при том, что немедленно проводилось дознание, были опрошены свидетели, секунданты, друзья, все равно в этой истории осталось большое количество белых пятен.

Казалось бы, о смерти Пушкина уже известно все. Но это очень спорное утверждение. И иногда неожиданные находки ставят под сомнение всю хронологию событий, а иногда открывают странные и страшные тайны.

18 августа 1953 года Святогорский монастырь закрыли для посещения, а на входах были выставлены милицейские кордоны.

Читайте также:  Зачем ссср хотел заменить кириллицу на латиницу

В этот день планировалась реставрация могилы Александра Сергеевича Пушкина. Когда была перемещена наземная часть памятника, пришел черед двух горизонтальных плит, под которыми эксперты обнаружили квадратную полость. То, что в ней было замуровано, поразило всех.

По углам ниши были разложены два черепа и четыре человеческих кости. Кому принадлежали останки, кто их туда положил, когда – неизвестно. Но это далеко не единственная загадка, связанная со смертью поэта.

Куда исчезли 11 посмертных масок ПушкинаСтрашная находка в камере над склепом А.С. Пушкина. Кадр YouTube

Таинственный конверт и нетрадиционная семья

В 1836 году Пушкин напряженно работал, а Наталья Николаевна блистала на балах – обычная светская жизнь. Все шло своим чередом, но 4 ноября на Мойку 12, где поэт с семьей снимал квартиру, посыльный принес конверт. С этого момента для Пушкина пошел обратный отсчет часов, оставшихся до смерти.

Хотя была еще одна веха. Тремя годами ранее, в 1833 году, в Петербург прибыл посол короля Нидерландов барон ван Геккерен. С ним прибыл молодой красавец Жорж Шарль Дантес.

Стараниями Геккерена Дантес был приглашен ко двору и приобрел немалую популярность. Пикантности придавали разговоры о нетрадиционной ориентации ван Геккерена и Дантеса.

Хоть сорокадвухлетний барон и усыновил француза, передав тому баронский титул и отписав наследство, но все вокруг догадывались о природе их отношений.

 Охота на ведьм: правдивые истории о жен­щи­нах-ве­дунь­ях

Подлый выпад и исследование почерка

Куда исчезли 11 посмертных масок ПушкинаЖорж Дантес, любовник ван Геккерена и убийца Пушкина. Источник: wikimedia

В 1836 году Петербург зашептался, что, возможно, зря наговаривали на юношу: он страстно влюблен в Наталью Николаевну Пушкину. Но исследователи последних лет жизни Пушкина говорят о том, что соперником поэта был вовсе не Дантес.

Это Геккерену нужен был громкий скандал для того, чтобы пресечь разговоры о нем и Дантесе. Вот он и придумал, как заставить свет судачить о подлом, но традиционном развитии событий.

А что может быть традиционнее, чем влюбленность молодого красавца-офицера в придворную даму? Для Пушкина эта ситуация была более чем понятна, и он особо не реагировал.

Тогда-то и появился на Мойке злосчастный посыльный.

В тексте доставленного письма говорилось о том, что Пушкин назначается зампредседателя Ордена Рогоносцев. Возможно, Пушкин и не обратил бы на письмо особого внимания, если бы его копии не были разосланы друзьям. Он предположил, что эта подлость состряпана Геккереном, но позже выяснилось, что к письму могли приложить руку еще несколько человек.

Эксперты-почерковеды в разные годы ХХ века сошлись в одном: пасквильное письмо было написано не иностранцем. Было названо несколько громких фамилий, но при дальнейшем изучении уверенность терялась.

Сургучная печать и масонские знаки

Исследователи обратили внимание на сургучный оттиск. На нем соседствуют четкие изображения циркуля, птицы, буквы А, двух капель и пера. Поэтому некоторые эксперты предположили масонскую принадлежность печати. Это стало еще одним аргументом, наталкивающим на мысль о роли масонов в убийстве поэта.

Версию эту можно было бы иметь в виду, но еще в 1822 году императором Александром I масонские ложи в России были запрещены. А Николай I в 1826 году еще раз заставил всех государственных чиновников дать расписки в том, что они не являются членами масонских лож.

Но не настолько глупы были масоны, чтобы «подставить» всю организацию под монарший гнев, поставив печать под шуточным письмом, призванным подразнить адресата.

К тому же, знатоки говорят, что оттиск слишком уж перегружен символикой, так что печать – стопроцентная фальшивка.

Куда исчезли 11 посмертных масок ПушкинаОттиск на красном сургуче, которым было запечатано злосчастное письмо к Пушкину. Кадр YouTube

 «Орден Рогоносцев» и «Мертвая голова»

Современник Пушкина Владимир Сологуб рассказывал, что в Вене подобным образом развлекались всю зиму 1836 года. Высший свет пересылал друг другу дипломы с разными нелепыми званиями. Среди печатных оттисков Владимир увидел и тот, копию которого прислали Пушкину…

Но даже если Пушкин пал жертвой дурацкой шутки, то чем тогда можно объяснить человеческие кости в его склепе? Некоторые исследователи уверенно заявляют, что мрачная находка свидетельствует о ритуалах масонского культа «Мертвой головы». В этом культе была принята практика класть череп в могилу умершему «брату».

 Сила проклятий: легендарные предметы, к которым лучше не прикасаться

Трогательная забота о «сыне»

В день, когда Пушкин получил диплом рогоносца, он послал вызов Дантесу, но письмо получил Геккерен. Испугавшись за протеже, он приехал к Пушкину и попросил отложить дуэль на 24 часа. А после этого прислал письмо с просьбой отсрочить поединок еще на неделю.

За эту неделю выяснилось, что Дантес влюблен не в жену Пушкина, а в ее старшую сестру и намеревается на ней жениться. Шуму было много: свет не мог понять, что происходит. Живет Дантес с Геккереном, волочится за Натальей Николаевной, а жениться собрался на Екатерине.

10 января 1837 года свадьба все же состоялась, но Дантес по-прежнему не оставлял жену Пушкина в покое. Во всех его выходках Пушкин винил барона. 25 января Пушкин отправил Геккерену письмо с оскорблениями, где обвинил его в попытках сводничества и преследовании Натальи Николаевны его молодым сожителем, который, к тому же, болен сифилисом. Больше дуэль Геккерен отложить не сумел.

Куда исчезли 11 посмертных масок ПушкинаЛуи ван Геккерен, дипломат и интриган, непосредственный виновник смерти Пушкина. Источник: wikipedia

Место и время

Договорились стреляться в 16:30 на Черной речке. Вот только там ли состоялась дуэль на самом деле? Около четырех часов Данзас с Пушкиным выехали из кондитерской «Вольф и Беранже».

Но академик Борис Захарченя уверен, что дуэль состоялась в другом месте – гораздо ближе. Иначе дуэлянтам пришлось бы стреляться почти в полной темноте – ведь зимой темнеет быстро.

Борис Петрович называет местом дуэли Каменный остров, тем более, что Пушкин в день дуэли заезжал туда к себе на дачу.

 Какая трагедия стояла за «Лунной сонатой» Бетховена

Счастливый рикошет или очередная подлость?

Известно, что смертельно раненный Дантесом Пушкин все-таки сделал свой выстрел. Дантес отделался всего лишь ранением в руку. Ранее утверждалось, что случился рикошет и пуля отлетела от пуговицы.

Но проведенная в наше время баллистическая экспертиза доказала, что при такой силе заряда, которая была у дуэльного пистолета, пуговицу бы просто вколотило в тело и срикошетить пуля бы не смогла. Эксперты утверждают, что либо в пистолете был недосып пороха, либо у Дантеса была некая защита вроде кольчуги. Видимо, не зря Геккерен просил у Пушкина неделю отсрочки.

Писатель Вересаев в 30-х годах ХХ века слышал, что в Архангельске сохранилась запись о том, что туда за некоторое время до дуэли приезжал человек от Геккерена. Только записи этой не нашли.

Точно так же, как не нашли и свидетельств недосыпа пороха, который мог устроить только Данзас – секундант Пушкина.

В полицейском деле о смерти Пушкина отсутствуют страницы 67-68, а это как раз показания Данзаса.

Куда исчезли 11 посмертных масок ПушкинаПосмертная маска и прядь волос Пушкина в музее на Мойке, 12. Источник: wikimedia

Странности после смерти

Не прошло и часа после кончины Пушкина, как его тело было вынесено из кабинета, а сам кабинет опечатали. Отпевание перенесли в маленькую Конюшенную церковь, в которую гроб был доставлен ночью под конвоем жандармерии.

А наутро были объявлены учения и подходы к храму были перекрыты войсками и обозами. Последнюю службу отслужили 2 февраля почему-то в 10 часов вечера при закрытом гробе, а к месту погребения тело вывозили в полночь.

Только 6 февраля тело поэта было предано земле в Святогорском монастыре. К чему такая таинственность? Может быть, версия, что в могиле не Пушкин, тоже имеет право на существование? И о чем запрещено говорить экспертам, вскрывавшим могилу поэта?

Возможно, ответы на эти загадки получат только наши потомки…

Подписывайтесь на наш канал в Дзене и читайте классные истории!

Источник: https://www.eg.ru/culture/658646-masonskiy-sled-pochemu-v-sklepe-pushkina-nashli-chujie-ostanki-065917/

Посмертная маска Пушкина в Музее смерти

Посмертная маска А.С. Пушкина очень важна для исследователей, поскольку является единственным подлинным свидетельством строения лица поэта. Скульпторы, художники, воспроизводившие его образ, внимательно изучали его посмертные маски.

Изготовление маски проводилось в день смерти А.С. Пушкина под наблюдением С.И. Гильберта. Непосредственно созданием маски занимался литейщик Полиевкт Балин. Для того, чтобы определить очертания маски, на лицо покойного сначала нанесли слой помады особого состава, а затем слой гипса.

После затвердения алебастра маску-негатив сняли. С нее впоследствии сделали посмертные маски А.С.Пушкина первого отлива, которые считаются наиболее ценными. Масок Пушкина первого отлива насчитывают не более пятнадцати. Все они были созданы по заказу  В.А.

Жуковского и впоследствии были розданы им друзьям и близким поэта.

Сегодня известно о местонахождении четырех посмертных масок Пушкина первого отлива, то есть масок, изготовленных непосредственно с гипсового отпечатка лица поэта. Они находятся в музее А.С. Пушкина в Москве, в библиотеке Тартуского университета (Эстония) и в Оренбургском областном краеведческом музее.

Куда исчезли 11 посмертных масок ПушкинаКуда исчезли 11 посмертных масок Пушкина Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Источник: https://musei-smerti.ru/posmertnaya-maska-pushkina-v-muzee-smerti/

Дуэль и смерть Пушкина глазами современного хирурга. Часть 2. Аутопсия

?

Categories:

  • литература
  • медицина
  • Cancel

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Посмертная маска Пушкина, сделанная под наблюдением скульптора С. И. Гальберга

В предыдущей части мы рассказали про дуэль и последние часы жизни великого поэта, а также про тактику лечения, которой придерживался почти весь цвет российской медицины, собравшийся тогда у постели раненого.

К величайшему сожалению врачей и хирургов, наблюдавших за любимцем русского народа, спасти его жизнь все же не удалось — рана оказалась смертельной. Александр Сергеевич Пушкин умер 29 января 1837 года (10 февраля по новому стилю).

В этом тексте мы продолжим вас знакомить — с посмертной медицинской историей поэта по материалам работы Михаила Давидова «Дуэль и смерть А.С. Пушкина глазами современного хирурга».

Как было принято в те времена, вскрытие провели в соответствии с Указом военной коллегии от 1779 года об обязательном вскрытии трупов, умерших насильственной смертью.

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

Пушкин на смертном одре. Рисунок Ф.А. Бруни

Удивительно, что секцию осуществили прямо в передней поэта! И в связи со спешкой, плохим освещением, неполным объемом вскрытия и, что очень важно даже сейчас, неоформленным письменным протоколом впоследствии исследователи биографии Пушкина разошлись в толкованиях хода раневого канала.

Читайте также:  Что декабристы предлагали сделать с жителями кавказа

Это значит, что появилась целая плеяда версий о степени поражения внутренних органов и даже о причинах смерти, хотя, казалось бы, о чем вообще тут можно спорить? Сомнению подвергалось даже наличие воспаления брюшины или перитонита.

Однако, для начала приведем записку о результатах вскрытия, которую написал по памяти и в дальнейшем опубликовал Владимир Иванович Даль, участвовавший в процессе. (Опубликовал — через 24 года).Итак, 49-й номер “Московской медицинской газеты” в 1860 году обещал быть крайне занимательным:

«Вскрытие тела А.С. Пушкина.

По вскрытии брюшной полости все кишки оказались сильно воспаленными; в одном только месте, величиною с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей. В брюшной полости нашлось не менее фунта черной, запекшейся крови, вероятно, из перебитой бедренной вены.

По окружности большого таза, с правой стороны, найдено было множество небольших осколков кости, а, наконец, и нижняя часть крестцовой кости была раздроблена.По направлению пули надобно заключать, что убитый стоял боком, вполоборота и направление выстрела было несколько сверху вниз.

Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней, передней оконечности чресельной или подвздошной кости (ossis iliaci dextri) правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила ее и засела где-нибудь поблизости. Время и обстоятельства не позволили продолжать подробнейших розысканий.

Относительно причины смерти надобно заметить, что здесь воспаление кишок не достигло еще высшей степени: не было ни сывороточных или конечных излияний, ни прирощений, а и того менее общей гангрены.

Вероятно, кроме воспаления кишок, существовало и воспалительное поражение больших вен, начиная от перебитой бедренной; а, наконец, и сильное поражение оконечностей становой жилы (caudae equinae) при раздроблении крестцовой кости».

Куда исчезли 11 посмертных масок Пушкина

В.И. Даль в молодости

А теперь представим, каково же было качество вскрытия, что не нашли даже пулю, которая на 99,9 процентов осталась в ране. Нельзя ничего сказать также и о состоянии других органов: легких, сердца, селезенки — Даль о них умолчал, а это может значить лишь одно — отсутствие осмотра. Вероятно, аутопсия получилась поверхностной и неполной — вскрыли только брюшную полость.

  • Повреждение бедренной артерии: было или не было?
  • Откуда перитонит?
  • Можно ли было спасти Пушкина в современных условиях?
  • Следить за обновлениями нашего блога можно и через его страничку в фейсбуке.

Источник: https://med-history.livejournal.com/16480.html

Почему посмертная маска таинственной незнакомки по сей день остается самым целуемым лицом в мире

  • 11 жизненных ситуаций, когда не нужно помогать другим
  • 17 пользователей сети поделились правилами, которые появились из-за них
  • 18 домашних животных, которых природа наградила уникальной внешностью
  • 18 звезд с особенной внешностью, которая помогает им выглядеть гораздо моложе своих лет
  • Как выглядят дети самых красивых женщин мира (Некоторые сорвали генетический куш)
  • 13 фильмов из Скандинавии, которые доказывают, что европейский кинематограф не уступает голливудскому
  • 20+ работ албанского визажиста, которые показывают, насколько свадебный макияж может преобразить невесту
  • Как изначально выглядели 16 культовых героев, которых мы знаем только по ремейкам
  • 20+ честных фото, которые расскажут, через что приходится проходить высоким людям ежедневно
  • 9 леденящих душу историй об исчезновении известных людей, большинство из которых так и не нашли
  • 20+ зданий, которые немного переделали — и теперь они служат совсем для иных целей
  • 12 европейских актрис, которые со временем стали только лучше
  • 12 стран для осеннего отдыха, которые дадут фору раскрученным туристическим маршрутам
  • Мечты должны сбываться. В браке или вне его
  • 20 детей знаменитых родителей, которые редко появляются на публике
  • Ветеринар поделилась историями и советами из практики, которые важно знать всем

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/pochemu-posmertnaya-maska-tainstvennoj-neznakomki-po-sej-den-ostaetsya-samym-celuemym-licom-v-mire-2084665/

Музей-квартира А.С. Пушкина

Диван с двумя подушками и выдвижными ящиками для белья из последней квартиры А.С. Пушкина.

Посмертная маска А.С. Пушкина: глаза закрыты, на правом веке небольшая вмятина. На лбу, под левым глазом, три впадины; две мелкие, одна крупная. Рот полуоткрыт.

Тулово трубки вырезано из пенки, изогнуто почти под прямым углом, имеет вид каннелированной колонны, верхняя часть фриза по окружности украшена виноградными листьями, противоположная имеет гладкие слегка вогнутые части, пересекаемые ободками из лавра и жемчужника. На изогнутой части трубки в обрамлении цветочной гирлянды фигуры.

Локон темно-русых с рыжеватым оттенком волос А.С. Пушкина в серебряном медальоне. Записка И.С. Тургенева, приложенная к нему, свидетельствует: «Клочок волос Пушкина был срезан при мне с головы покойника его камердинером 30-го января 1837 года, на другой день после кончины.

Я заплатил камердинеру золотой. Иван Тургенев. Париж. Август 1880». Серебряный медальон с надписью «А.С. Пушкин. 29 января 1837 г.» работы мастера серебряных дел П.И. Сазикова сделан к выставке 1880 года в Петербурге, на которой локон волос был представлен вместе с запиской И.С. Тургенева.

После смерти Тургенева медальон с локоном волос поэта подарила Александровскому лицею наследница его имущества, известная французская певица Полина Виардо. В марте 1894 года он был торжественно вручен доверенным лицом П. Виардо, присяжным поверенным В.Н.

Герардом директору лицейского музея Ф.Ф. Врангелю.

Прямоугольная столешница, на 4-х ножках квадратного сечения, суживающихся книзу. Верхняя доска крыта темной тканью с рисунком. В царге с лицевой стороны два выдвижных ящика, спереди и сзади — выдвижные доски.

Монограмма «Е.В.», с ориг. О. Кипренского. Портрет написан Кипренским в 1827 году для лицейского товарища поэта А.А. Дельвига.

После внезапной смерти Дельвига в 1833 году, Пушкин выкупил свой портрет у вдовы друга, а в конце Х1Х в. потомки Пушкина передали портрет в Третьяковскую галерею.

Копия, представленная в музее, выполнена в 1837 году в мастерской Кипренского неизвестным художником для сестры поэта О.С. Павлищевой.

Прямоугольной формы с подвижной верхней частью и с покатой, откидывающейся верхней крышкой, обитой кожей с тисненым растит. орнаментом и рисунком в виде прямоугольных рамок.

Справа и слева верхней части конторки выдвижные доски с деревянными точеными ручками. Слева 4 ложных ящика во всю ширину конторки с двумя рядами ручек и замочными скважинами.

Справа 4 выдвижных ящика с замками и двумя рядами ручек. На 4-х низких точеных ножках.

Черный суконный жилет Пушкина, который был на нем в день дуэли, взял себе на память Петр Андреевич Вяземский; он хранил его в Остафьеве в настольной застекленной витрине вместе со своей перчаткой, парной той, которую бросил в гроб поэта, и со свечой с отпевания в Конюшенной церкви. Вещи вместе с удостоверяющими записками Петра Андреевича прикреплены ко дну витрины шнурами, опечатанными гербовой печатью князей Вяземских.

Темно-зеленого сафьяна, прямоугольной формы, складной с металлическим замочком. На лицевой стороне бумажника в рамке вышивка синелью. Бумажник складывается в виде конверта.

Тулово колокольчика украшено чеканкой. Ручка в виде цветка лотоса.

Браслет состоит из четырех основных частей: посередине горельефное изображение головы бога плодородия с ветвями винограда на голове и плечах; справа и слева две полуовальные части браслета, изображающих рога изобилия, поддерживаемые обнаженными женскими фигурами. Внизу соединительная часть в виде цветка; эта часть прикреплена к двум боковым четырьмя планочками.

Основание прямоугольной формы в виде лежащей книги с патинироваными листами. Нижняя часть основания золоченой бронзы с углублением для перьев, за которым два свечника в виде ваз. В центре фигура арапчонка: туловище, голова и стопы патинированой бронзы, браслеты на плечах и морские штаны золоченой бронзы. Ноги скрещены, правая нога согнута в колене.

Правым локтем опирается на морской якорь, стержень которого золоченой бронзы. На плечевых браслетах цветочный орнамент. Под правым браслетом согнутая рука привинчивается. Справа и слева от фигуры арапчонка тюки со съемными крышками для песочницы и чернильницы, украшенные золочеными ободками с винтами, ручки на крышках золоченые округлые.

Внутри тюков вкладные коробки, обтянутые бархатом.

С пробкой конусообразной формы. Поверхность всего флакона и пробки граненые. На массивной невысокой ножке. Тулово почти цилиндрическое с невысоким горлышком и отогнутым краем.

В портбуке вставлялся букетик с живыми цветами и прикалывался к поясу или вырезу бального платья. Ажурный, в форме стакана с рельефными женскими головками и гирляндами.

В форме готической башенки: на четырех колонках, с полукруглым прорезным фронтоном, увенчанным листьями и гроздьями плодов. Основание четырехугольное, ступенчатое на 4-х ножках – передние ножки прорезные.

Под фронтоном между передними колонками укреплен золоченый круглый циферблат с рельефным орнаментом: в середине восьмиугольная звезда, по краю медальоны. Цифры римские, написаны черной краской. С двумя черными стрелками.

Широкий маятник прорезной с накладным орнаментом.

Лампа-масленка. Состоит из цилиндра, укрепленного на 4-хугольном основании, абажура с ажурным бортиком и резервуара для масла.

Поднос круглой формы с едва намеченными гранями по внешней части борта, грани которых намечены тонкой золоченой линией. Рюмка восьмигранная, цилиндрич. формы, суживающаяся книзу. Тулово графина граненой формы. Контуры 11 граней очерчены тонкими золочеными линиями.

Трость гладкая, круглая светло-коричневого цвета, с железным наконечником и аметистовым набалдашником. Ниже набалдашника находится золотая оправа с инкрустацией в виде лиственно-цветочного орнамента.

Массивная разливательная ложка с полусферическим черпаком и длинной ручкой с гравированной монограммой «Р.Р.».(лат) и датой «1796» в клейме московского мастера.Столовая ложка с плоской ручкой с гравированной монограммой «Р.Р.» под дворянской короной. Ложка сделана петербургским мастером.

Источник: http://vm1.culture.ru/vserossiyskiy_muzey_pushkina/virtual_exposure/

Тайна смерти прячется под масками — МК

У Пушкина вытек глаз, Ахматова носила вставные челюсти, а Свердлов боялся умирать

03.07.2007 в 16:26, просмотров: 6220

Он — единственное частное лицо в России, обладающее такой ценной коллекцией посмертных масок. Попасть в его мастерскую, где на железных крюках висят мертвые лики великих, — дорогого стоит. Копировать не дает.

Зато с удовольствием говорит о тайнах, зашифрованных в последних портретах знаменитых соотечественников. Посмотреть на смерть в чистом виде, которая сама по себе величайшая из земных загадок, отправился спецкор “МК”.

Отыскать в Санкт-Петербурге хозяина частной коллекции оказалось задачей не из простых.

— А он не умер? — простодушно спросил молодой голос по телефону питерского Дома художников.— Да не-е… Выставляется. Кажется, в Лондоне. Да ему уже, наверное, лет сто, — ответил второй постарше.— Дракула. Сидит в окружении покойников.— Не-е… Покойники в мастерской. А его тут давно не было.

— Сын его работает в Эрмитаже. Попробуйте найти через него.

Заслуженный художник России Анатолий Давыдов живет так долго, что коллекция накопилась сама по себе. И какая! Даже непонятно, чего больше побаиваются окружающие, — значимости фигур, чьи посмертные маски собрал Анатолий Захарьевич, или того, что гипсовые слепки снимались с мертвецов.

Геометрия смерти

Дом на набережной Невы. Решетчатый лифт старого образца с противным скрипом тащит до нужного этажа. Полумрак в подъезде такой, что я не сразу замечаю стоящего у стены человека.

— А я вышел вас встречать, — на лестничной площадке Давыдов собственной персоной. — Жильцы этого дома ненавидят друг друга. Таковы художники. Мы эгоисты и любим по-настоящему только свое искусство. И говорите громче: 84 года, знаете ли, слух не обостряют. Итак, вас интересуют мои маски?

Я много портретировал известных людей. Часто приходилось писать тех, кто уже ушел в мир иной. То есть рисовал не с натуры, а пользуясь фотографиями, репродукциями и, конечно, посмертными масками. Последние наиболее, на мой взгляд, ценны для художника. Фотографии не дают объемного представления. Маски же можно держать в руках, щупать… Их даже можно оживить.

— Это как?

— Если подсветить маску пламенем свечи с обратной стороны, она оживает. Все чувства и эмоции — как на ладони. Кстати, вы никогда не слышали об одной особенности? Маски, снятые с живых людей, кажутся мертвыми. А с мертвых — наоборот, живыми. Парадокс.

Слово “маска” произошло от производной французского masque с арабским masћara и означает буквально “насмехаться”. Выходит, посмертная маска — это смех над смертью? Поначалу их делали, чтобы украсить снаружи гробницу вельможи. Потом — на память об ушедшем человеке.

В прагматичное время XIX—XX веков посмертные маски здорово облегчали жизнь скульпторам. Впрочем, и в них есть доля грустной романтики. Художники, к примеру, давно подметили занятную деталь. Смерть делает человеческое лицо симметричным, что редко встретишь у живых людей.

В этом ее страшная, но абсолютно правильная красота.

— Главное — не опоздать сделать слепок, — говорит Анатолий. — Мертвый человек меняется. Уже через сутки черты его лица заостряются. Если же слепок выполнить вовремя, можно “поймать дух”. После смерти на лице человека некоторое время живет последняя бесконтрольная и потому самая искренняя эмоция. Она-то и ценна для художника. Смерть — загадка великая. Гипсовая маска — ее главный документ.

— “Документы смерти” как-то действуют на живых?

— Я жил и работал с ними бок о бок 40 лет. Хотел я того или нет, но все время встречался с ними глазами. Значит, какое-то воздействие они на меня имеют. Я с ними сроднился.

Последний портрет

Коллекция посмертных масок занимает львиную долю мастерской Давыдова. Он их поделил на любимые и… просто маски. Последние упек на второй этаж. На ржавой, плохо прокрашенной трубе здесь висят Горький, Ленин, Маяковский, Свердлов.

В любимой части — Пушкин, Достоевский, Гоголь, Белинский, Есенин, Суворов, Толстой, Блок. Единственная прижизненная маска в коллекции — это выполненный зодчим Растрелли слепок лика Петра Первого. Интересно, знаменитые мертвецы не поворачиваются в гробах от такого вопиющего соседства?

— Леночка, вы видели когда-нибудь нечто подобное? — хитро улыбается коллекционер.— Нет, — признаюсь я.— Тогда вам неслыханно повезло.

Несомненно. Точность исполнения ликов настолько ювелирна, что кажется, великие покойники просто уснули на часок-другой. Их внешний вид портят разве что многочисленные шрамы. Давыдов говорит, что настоящий посмертный слепок всегда содержит эти уродливые швы — без них не достигнешь фотографической четкости рельефа.

Анатолию Захарьевичу тяжело подниматься на второй этаж, и я остаюсь среди мертвых ликов одна.Жутковатое чувство. Но оторвать взгляд невозможно. Они завораживают.

По словам Давыдова, способов раздобыть посмертные маски много. Свои “экспонаты” он доставал, покупал, получал в подарок. Теперь брать негде. Слепки давно не делают — то ли великих нет, то ли мода на посмертные маски ушла безвозвратно.

  • Копировать никому не дает: вдруг потеряют или разобьют?
  • — А как они все странно уходили…
  • Немые свидетели

Маски Давыдов читает как книги. По смерти видит жизнь.

— Есенин у меня давно. Первое, что бросилось в глаза, — разбитый лоб поэта. Маска скорбная. Это плакавший и уже отплакавшийся человек. Горькая улыбка говорит: “Вот и все”. Опухшие глаза, лицо в морщинах… Я будто вижу, как заходят крепкие ребята из ЧК и бьют его, бьют! Поэтому, несмотря на всевозможные экспертизы и уверения о том, что Сергей Есенин повесился сам, я в это не верю.

Вмятина на маске великого русского поэта действительно глубока — по ширине уместилось два моих пальца. Вряд ли горячая труба отопления может оставить такой ожог на лбу человека…

Соседи рязанского гения менее интересны. Горький не похож на буревестника революции. А Ленин и вовсе безучастен.

— Анатолий Захарьевич, а что вы думаете об этих двоих?

— Горький — хитрый мужик. Всю жизнь приспосабливался. Хотя его маска неудачна. Придворный скульптор Меркуров намеренно облагородил и “прилизал” посмертный слепок писателя. Ленин, сделанный им же, тоже не похож на человека. Это куклы. И потому неинтересны.

Смотрите лучше сюда. Не правда ли, Чайковский необычайно красив и аристократичен? Его жизненный путь оборвала холера. В детстве великий композитор жаловался матери, что постоянно слышит музыку.

Такое ощущение, что он слышал ее и умирая. Его маска — лик уставшего и много повидавшего человека, разглядывающего что-то внутри себя самого.

— А как страшны были последние дни Блока! — Давыдов переходит к следующему “экспонату”. — Незадолго до его смерти на публичном выступлении в Москве кто-то из зала крикнул: “Ты мертв как поэт!” Блок ответил утвердительно.

Блок в профиль — вылитый Иисус Христос, каким мы его себе представляем. Умер он в 42 года и тоже странно. Я был в квартире, в которой он отошел в мир иной, видел печь, на которую он смотрел умирая. За эту печь поэт закидывал пузырьки с лекарствами, отказываясь их принимать. Однажды приехала его мама, с которой они не очень ладили.

— Мама, я умру? — спросил он.— Да, — коротко бросила она.

Александр расплакался как ребенок, а через час поэта не стало. Потом за печкой нашли пузырьки. Но кому надо было отдавать их на экспертизу? Тем не менее она могла бы прояснить хотя бы то, почему он избавлялся от лекарств. Не хотел жить или предполагал, что его отравят?..

Похоронили его сначала на Смоленском кладбище. Я часто захаживал к Блоку. Недалеко похоронены мои деды.

Мертвые души

Маска Якова Свердлова — воплощение страха. Палач последней царской семьи и правая рука Ленина не хотел умирать. Кажется, он плакал и проклинал судьбу.

Впрочем, страх смерти кажется нормальным человеческим состоянием. Но не для всех.

Гипсовые усмешки застыли на губах посмертных масок писателя Гоголя, полководца Суворова и философа Белинского.

— Не потому ли Николай Васильевич ухмыляется, — рассуждает Давыдов, — что совершил самый красивый свой обман? По маске видно, что он не умер. Он не хотел жить. Это же разные вещи.

Гоголь не принимал лекарств, стыл и холодел в постели нарочно. Свою последнюю книгу, второй том “Мертвых душ”, сжег. И себя вместе с нею.

А маска… Его последний портрет — портрет гениального сатирика, доигравшего последние секунды самой последней в жизни своей комедии.

С Виссарионом Белинским, напротив, все странно. Он жил в самом центре Петербурга. Умер от чахотки. Это видно по маске: исхудавшее лицо и понимание того, что болезнь его “доедает”. И парадокс ведь какой: болел серьезно, по жизни был очень серьезным человеком, а смерть встретил с ухмылочкой.

Александр Суворов улыбается только краем губ, но даже так видно, сколько ядовитости и острословия в нем было. Такому только попадись на зубок! Великий полководец, любимец солдат, несчастливый муж, шутник и чудак.

Забытый и отлученный, он умирал в доме родственника на Крюковом канале.

Царь потребовал отчет, на что Суворов ответил графу Кутаисову (которого терпеть не мог), что готовится дать отчет царю небесному, а на земного времени уже не осталось.

— Есть ли из масок любимая?

— Пушкин, — ни секунды не медля, отвечает художник. — Посмертный слепок его лица — самое ценное мое приобретение. Александр Сергеевич здесь горестен и прекрасен одновременно. Он будто хотел что-то сказать, но уже не хватило сил.

Видите дефект? Не все знают, что правый глаз у Пушкина вытек незадолго до смерти. Он мучился в судорогах. Старался не кричать. Не хотел, чтоб жена слышала его стоны. Глаз лопнул, вероятно, от перенапряжения.

Иногда бывает, что посмертные слепки, сами того не желая, выдают интимные секреты своих “первоисточников”. К примеру, недобрую шутку сыграла маска с Анной Ахматовой.

“Царскосельская веселая грешница” под финал жизни носила зубные протезы — обе челюсти были вставными. Когда с лица поэтессы делали посмертную маску, искусственные челюсти поставить забыли.

В итоге на последнем портрете Анны Андреевны рот оказался печально проваленным.

Долго мучаюсь некорректностью возникшего в голове вопроса, но все-таки набираюсь смелости спросить у художника, как бы он отнесся к идее собственной посмертной маски.

— Не знаю… Кому она может понадобиться? Эти люди — прошлое нашей страны. Они великие. Мы их сегодня столько вспоминали, что уже пора и помянуть. Водочкой. Это хороший обычай. Им было бы приятно.

СПРАВКА «МК»

Заслуженный художник России Анатолий Давыдов родился в Петрограде в 1923 году. Считается одним из самых талантливых отечественных портретистов. В данный момент его работы экспонируются в Лондоне в рамках выставки “Русский портрет”.

Посмертная маска — слепок из гипса или другого пластичного материала, снятый с лица умершего. Первоначальный слепок служит как форма для отливки посмертной маски. Первые посмертные маски относятся к эпохе неолита. В древности, когда техника бальзамирования не позволяла сохранить лицо, при погребениях на лицо умершего накладывали погребальные маски из золота, дерева и т.п.

Елена Михайлина

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №24506 от 3 июля 2007

Источник: https://www.mk.ru/social/article/2007/07/03/95255-tayna-smerti-pryachetsya-pod-maskami.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector