Нивхи: откуда появились коренные жители сахалина

  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
  • Сахалинский техникум сервиса
  • Классный час «Нивхи. Коренные народы Сахалина»
  • Разработала преподаватель истории

Ким О. И.

Нивхи: откуда появились коренные жители Сахалина

  1. Номинация «Разработка внеклассного мероприятия»
  2. 2015 г.
  3. Классный час « Нивхи. Коренные народы Сахалина»
  4.  Дети России дружны с  детских лет,
  5.  В этом, пожалуй, наш  главный секрет.
  6.  Общие игры у нас и забавы,
  7.  Общая школа и общее  право.
  8.  Общее солнце, земля, где  живем,
  9.  Учимся вместе и вместе  растем!
  10. Надежда Веденяпина
  11. Цели:
  • Формировать понятия «мы — россияне» — единый многонациональный народ нашей общей Родины – России;
  • Воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Сахалинской области, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных народностей и национальностей;
  • Познакомить с самым многочисленным коренным народом, проживающими на территории нашей области, их национальным костюмом, географическими объектами.

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте, наш классный час сегодня посвящён родному краю – Сахалинской области. Наш край ещё очень молод, но имеет богатую историю. Давайте мы сегодня попытаемся приоткрыть одну из страниц истории нашей малой родины и посвятим разговор людям, которые проживали здесь задолго до появления на острове русских переселенцев.

  • 1 студент: Живут в России разные
  •   Народы с давних пор.
  • Одним тайга по нраву,
  •   Другим — степной простор.
  • 2 студент:  У каждого народа
  •   Язык свой и наряд.
  •   Один черкеску носит,
  •   Другой надел халат.
  • 3 студент:  Один — рыбак с рожденья,
  •   Другой — оленевод,
  •   Один кумыс готовит,
  •                    Другой готовит мед.
  • 4 студент:  Одним милее осень,
  •   Другим милей весна.
  •   А Родина Россия,
  •   У нас у всех одна.

Ведущий: Нивхи заселили Сахалин в период позднего плейстоцена, когда остров был соединен с Азиатским материком. Но во время ледникового периода океан поднялся, и нивхи оказались разделенными Татарским проливом на 2 группы.

Полагают, что самое раннее упоминание о нивхах в истории — китайские хроники XII века. В них говорится о народе гилями (кит. 吉列迷 Jílièmí), который был в контакте с правителями монгольской династии Юань в Китае. Контакты русских с нивхами начались в XVII в., когда здесь побывали казаки-землепроходцы.

Первым русским, писавшим о нивхах в 1643 году, был Василий Поярков, который называл их — гиляки. Это название надолго закрепилось за нивхами. В 1849—1854 гг. на Нижнем Амуре работала экспедиция Г. И. Невельского, основавшего г. Николаевск. Год спустя здесь стали селиться русские крестьяне.

Российская империя получила полный контроль над землями нивхов после Айгунского договора 1856 г. и Пекинского договора 1860 г.

Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. Существует точка зрения, что предки современных нивхов, северо-восточных палеоазиатов, эскимосов и индейцев — звенья одной этнической цепи, охватывавшей в далёком прошлом северо-западные берега Тихого океана.

Нивхов отождествляют с археологической охотской культурой, занимавшей в древности более широкий ареал, чем современная территория нивхов. Носители данной культуры, мисихасэ, были изгнаны из Японии в 7 в. н. э.

Нивхи относятся к палеоазиатскому типу монголоидной расы.

По языку и культуре нивхи близки народам, разговаривающим на палеоазиатских языках (чукчи, коряки и др.), и чаще всего объединяются с ними в общую группу.

1 студент:  Много веков живут на острове Сахалин нивхи, одна из древнейших народностей, обитавших в нижнем течении реки Амур. Позднее сюда переселились ороки (ульта), эвенки и нанайцы.

   Нивхи — наиболее многочисленны среди коренных народов острова Сахалин. Основным районом расселения было побережье северной части острова. Они занимались рыболовством, промыслом нерпы и сивуча, охотой на медведя, оленя, пушного зверя.

   Отличительной особенностью ороков и эвенков было оленеводство, требовавшее кочевого образа жизни. Олень был для них транспортным животным, источником пищи и сырьем для изготовления одежды и обуви. Важную роль в жизни ороков играли рыболовство и промысел морского зверя.

2 студент: На своей исконной территории нивхи расселялись небольшими группами. Селения нивхов, преимущественно небольшие по численности, были расположены в удобных в географическом отношении местах, непосредственно вблизи местонахождения промыслов рыбы и морского зверя.

   Основными занятиями нивхов являлись рыболовство и морской промысел, охота и сбор дикорастущих ягод, орехов и др.

   Рыболовством занимались в течение всего года. Важнейшим оставался промысел проходной лососевой рыбы, из которой заготавливали юколу на всю зиму и корм для собак. Первая из лососевой породы горбуша появлялась в июне и с перерывами ловилась вплоть до июля. В июле появлялась летняя кета, которую промышляли до конца августа. С конца августа шла осенняя кета, которую ловили до октября.

   В некоторых речках и озерах западного побережья Сахалина ловили калугу, осетра, сазана, сига, корюшку, щуку, тайменя, толстолобика и др. Здесь осуществлялся лов камбалы, наваги, нельмы.

Всю добываемую рыбу население употребляло в пищу преимущественно в свежем виде. Ее редко засаливали про запас и лишь в незначительном количестве.

Из рыбы получали жир для пищи, кожу рыбы использовали при шитье одежды и обуви.

   Промыслом морского зверя занимались на Сахалине, в татарском проливе, на охотском побережье и в амурском лимане.

Продукты морского промысла (мясо тюленя, белух и дельфина) употребляли сами и заготавливали для корма собакам. Получаемый жир употребляли в пищу, храня его иногда годами.

Из шкур морского зверя шили одежду и обувь, употребляли их для оклеивания лыж. Охотой и сбором лесных ягод занимались в свободное от промыслов время.

   Основными орудиями промысла нивхов были небольшие заездки, сети, короткие невода, самоловы.

   В каждом нивхском жилище жили представители большой патриархальной семьи, члены одного рода. Хозяйство велось сообща: имелись общие орудия промысла, нарты, собаки, жилые и хозяйственные строения. Все продукты промысла поступали в общее пользование членов хозяйства.

Большую патриархальную семью составляли родители и их сыновья с семьями или по смерти отца и матери несколько братьев с семьями. Совместно с ними проживали и престарелые родичи или сироты. Наряду с такими семьями выделялись и малые семьи из взрослых детей, отделившихся от родителей. В среднем на один зимник на западном побережье Сахалина приходилось 12 чел.

, на восточном побережье — 6 чел. Встречались зимники, в которых проживало 42 чел. представителей одного и того же рода.

3 студент:    Распространенным украшением нивхских женщин были серьги, сделанные из серебряной или  медной проволоки. Сверху они имели форму кольца, а снизу — завитой спирали. Иногда серьга представляла собой большое кольцо из серебряной проволоки, унизанное цветными стеклянными  бусинками или плоскими кружками из камня. Женщины иногда носили по несколько серег. 

   В  наши дни из женской одежды бытуют халаты, нарукавники, наголенники и обувь. Матерчатый  халат имеет покрой кимоно. Халат окаймляют вокруг ворота, по левой поле и по подолу широкой полосой материи иного цвета, большей частью более темного чем халат.

На подоле по кайме в качестве украшений нашивают один ряд медных пластинок. Длинный халат запахивается на  правую сторону и застегивается сбоку с помощью 3 мелких шаровидных пуговиц. Для зимнего времени халат шьют утепленным, между 2 слоями материала прокладывается тонкий слой ваты.

В  зимнее время женщины чаще всего надевают поверх тонкого халата еще 2 утепленных.

   Нарядный халат шьется из яркой дорогой ткани (бархат, плис, плюш и др.) синего, зеленого, красного, коричневого и других цветов. Кроме того, праздничные  халаты богато украшаются полосами из  яркой материи и разнообразным орнаментом. Полосы располагаются вокруг ворота, по краю левой полы, на рукавах и по подолу.

Особенно богато украшается спинка халата: на ней разноцветными нитками вышивается орнамент, а по подолу пришивают металлические ажурные  украшения.

 Эти украшения представляют собой большую редкость, они обычно перешиваются со  старых халатов на новые, передаются по наследству от матери к дочери и хранятся женщинами как большая ценность.

   Многие женщины носят зимой и летом наголенники из материи. Кроме  наголенников, у женщин сохранились нарукавники.

4 студент: Религиозные верования нивхов основывались на анимизме и промысловом культе, вере в обитавших повсюду духов — на небе, на земле, в воде, тайге. Каждый медведь считался сыном хозяина тайги, поэтому охота на него сопровождалась обрядами промыслового культа. Медвежий праздник отмечался в январе или феврале, в зависимости от клана.

Медведя ловили, выращивали и выкармливали на протяжении нескольких лет в загоне. Во время празднования медведя наряжали в специальный костюм, водили по домам, угощали из резной деревянной посуды. После чего зверя приносили в жертву, стреляя из лука. У головы убитого медведя ставили кушанье, «угощая» его.

Затем медведя свежевали, соблюдая множество правил. В отличие от других народов Амура нивхи кремировали умерших, сжигая их на огромном костре в тайге под ритуальные плачи. Согласно этнографическим исследованиям, в древности нивхи практиковали обряд воздушного погребения.

Медведь в представлениях народов Сахалина был горным человеком или духом, поэтому многие амулеты выполнены в образе медведя. Амулеты обладали огромной магической силой, некоторые из них столетиями хранились в семьях.

В коллекции представлены семейные амулеты, промысловые амулеты, помогающие на охоте и морском промысле, лечебные амулеты для излечивания различных заболеваний. Амулеты изготавливались или шаманами, которые занимались врачеванием, или же людьми, пораженными болезнью.

Ведущий: Сегодня на карте нашей области существуют названия, которыми мы обязаны нивхам. Давайте обратимся к карте (ведущий указывает на карте: остров Сахалин, Чайво, Москальво, Ныйво, Тык, Виски) и попробуем открыть для себя необычайный мир географических названий, опираясь на топонимический словарь Гальцева – Безюка С. Д. и приложение №1.

  1. Далее ребята наносят на карту (приложение №2) географические объекты и объясняют происхождение этих названий, опираясь на полученные знания.
  2. Заключение: мы сегодня познакомились с интересным народом, проживающим на территории нашего острова, его традициями и обычаями; эти знания помогут нам бережнее относиться к истории нашей малой родины, к истории нашей родины …
  3. Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
  4. Русский, татарин, башкир и якут.
  5. Разных народов большая семья,
  6. И этим гордиться должны мы друзья
  7. Россией зовется общий наш дом,
  8. Пусть будет уютно каждому в нем.
  9. Любые мы трудности вместе осилим
  10. Приложение №1
  11. Любознательному краеведу
  12. Ныйво – «залив туманов»
  13. Уркт – ночую, ночевала
  14. Тык – «сосуд для хранения воды»
  15. Чайво – место, где произрастает трава, употребляемая как чай
  16. Лангери – «нерпичья река»
  17. Теньги – горбушёвая река
  18. Москальво –«селение у маленькой бухты»
  19. Висько – «селение, где много травы, для вязания ниток»
  20. Сахалин – «Лыф-миф» — плавающий остров
  21. Приложение №2

Нивхи: откуда появились коренные жители Сахалина

Источник: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasa-po-teme-nivhi-korennie-narodi-sahalina-1294171.html

Какие коренные народы проживают на Сахалине до сих пор — Аргументы Недели Сахалин

Нивхи: откуда появились коренные жители Сахалина

9 августа – Всемирный день коренных народов мира (празднуется уже 23 года). На Сахалине этот праздник ждут очень многие, ведь отмечать его принято с размахом не только коренным народам, но и всем жителям области. В этот день проходит много мероприятий, прийти и поучаствовать в которых может любой желающий.

Читайте также:  Почему болгария в первой мировой войне воевала против россии

Современная культура Сахалина складывается из культур различных этносов, которые здесь проживают.

О том, как будут отмечать праздник в этом году и что сегодня делается для поддержки быта коренных народов Сахалинской области, нам рассказала заведующая отделом региональных художественных проектов Сахалинского областного художественного музея, председатель правления Южно-­Сахалинской местной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Этнокультурный центр «Люди Ых миф» («Люди Сахалина»)» Елена Ниткук.

Четыре народа

­ Как на Сахалине отмечается праздник коренных народов?

­ Этот праздник отмечается как в областном центре Сахалина, так и в районах области. Проводятся различные культурные и спортивные мероприятия. В рамках грантовых проектов многие общественные организации проводят различные семейные спортивные состязания, как, например, в Ногликском районе.

В Южно-­Сахалинске практически все областные музеи в рамках праздника проводят образовательные занятия. Мы в художественном областном музее стараемся ко Дню коренных народов мира приурочивать открытие выставок, связанных с творчеством коренных малочисленных народов Севера, проводим занятия для детей, различные мастер­-классы.

В течение четырёх лет в рамках проекта мы презентовали видеофильмы, на которых были записаны мастер­-классы по резьбе по дереву, обработке кожи рыбы, бересты.

В нашем музее в этом году состоится открытие выставки, на которой будут представлены рисунки детей из фондов Института художественного образования и культурологии Российской Академии образования (г. Москва). Из этих фондов на нашей выставке будет пятьдесят рисунков.

Также мы дополним выставку ещё и рисунками детей современного периода – 2000-­х годов. Причем рисунки из института были собраны с северных регионов, не только из Сахалинской области.

Там есть и рисунки детей Камчатки, Якутии, Долгано-­Ненецкого округа, Красноярского края, Ямало-­Ненецкого округа. Мы также обратились в регионы, и нам предложили детские рисунки Красноярский край, Камчатский край, Хабаровский край.

Разумеется, в выставке будут участвовать и работы детей Сахалинской области. На выставке будет представлено более ста детских рисунков.

­ Какие коренные народы проживают сейчас на Сахалине? Каких уже нет?

­ У нас на Сахалине проживают нивхи, уйльта (ороки), эвенки и нанайцы. Нанайцы к нам были переселены после окончания Второй мировой войны. В 1946 – 1947 годах из Хабаровского края в Поронайский район приехало несколько семей.

Часть из них в советский период переехали в Южно­-Сахалинск, где они проживают и сегодня. Если рассматривать именно коренные народы, то стоит отметить, что на Сахалине, к сожалению, больше не проживают айны. Они являются коренным народом Сахалина, Курильских и Японских островов.

Часть айнских семей на юге Камчатки живут до сих пор. Там живёт несколько семей, которые идентифицируют себя как айны и пытаются добиться защиты своих прав. У нас в Сахалинской области на данный момент не проживают ни чистокровные, ни хотя бы айны во втором поколении.

На острове есть представители этого народа в четвёртом поколении. Но они не называют себя айнами и не числятся в каких-­либо статистических источниках.

Традиционное место проживания нивхов на Сахалине – это Охинский, Тымовский, Ногликский, Александровск-­Сахалинский, Поро­найский, Смирныховский районы, а также город Южно­-Сахалинск.

И до сих пор представители данного народа живут практически во всех районах своего исторического проживания. Большая часть уильта проживают в Ногликском, Поронайском районах и в административном центре области. Эвенки – Ногликский и Александровск-­Сахалинский районы.

Основная часть нанайцев проживает в Поронайском районе и в городе Южно-­Сахалинске.

Поддержка есть

­ Что сейчас делается, какие льготы существуют для этих народов?

­ Существуют специальные программы поддержки коренных малочисленных народов – федеральные, областные, муниципальные. Одна из таких – программа устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.

В рамках этой программы выделяются определенные денежные средства на развитие оленеводства, родовых хозяйств и общин, народных промыслов, поддержку ансамблей, финансирование проведения различных мероприятий. У коренных народов есть свои праздники, которые они отмечают и делятся со всеми своей культурой, показывают образ жизни.

Ежегодно у нас проходит областной праздник народов Севера, где участвуют все районы традиционного проживания. В рамках мероприятия проходят спортивные состязания, выставка декоративно-­прикладного искусства.

Также у нас проходят художественный фестиваль, детско-­юношеская спартакиада, где дети соревнуются в национальных видах спорта.

Областной центр народного творчества проводит фестиваль «Живые традиции», куда съезжаются мастера из различных районов, конкурс художественных промыслов, а также детско-­юношеский фестиваль «Наследники традиции», который проходит раз в три года. В этом мероприятии участвуют дети из районов.

Каждый год проходят праздники в районах, например в Поронайске – обряд кормления хозяина моря, где все желающие участвуют в творческих конкурсах, выбирают лучшие блюда национальной кухни. В Тымовском районе ежегодно отмечается Праздник горбуши, где также проводят выставку работ декоративно­-прикладного искусства, спортивные состязания. Помимо этого, общественные организации участвуют в грантовых проектах, стараются проводить мастер-­классы по повышению своего уровня мастерства.

­ Сохраняют ли они быт, культуру, праздники?

­ Разумеется, они поддерживают быт и культуру своей семьи. Всё зависит от хозяйственной деятельности народов. У них в семьях дети занимаются рыболовством, охотой, а также другими традиционными видами деятельности. Это всё развивается.

Очень большая сложность со знанием языка – современные дети его практически не знают, ведь никаких школ нет. Раньше были уроки родного языка, учебники, программа.

Сейчас обучение необязательно, поэтому возникли проблемы сохранения родной речи.

­ Идёт ли смешение народностей сейчас? Исчезают ли они или, наоборот, следят за сохранением популяции?

­ Довольно много смешанных браков, дети которых все равно называют себя представителем коренного народа, продолжают развивать и чтить традиции своей семьи.

Справка

Всего в Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов общей численностью 316 011 человек (по данным переписи 2010 года). В Сахалинской области проживают нивхи (2 844 человека), уйльта (364 человека), эвенки (340 человек), нанайцы (202 человека).

До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек). Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты.

Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.

Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.

Источник: https://argumenti.ru/society/2018/08/580597

Презентация " Коренные народы Сахалина"

  •  Слайд 1.
  • Мы представляем наш проект «Коренные народы Сахалина»
  • Слайд 2.
  • Сахалинская область- историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера, которых осталось не так много. По данным Всероссийской переписи населения результаты примерно такие:

Нивхи -2220ч, уйльта -277ч, эвенки -207 ч, нанайцы -90ч. Постепенно забываются культура и традиции этих народов.  Поэтому мы хотим рассказать о жизни этих народов.

  1. Слайд 3
  2. Цель: Формирование представлений о малочисленных народах Севера, их жизни, традиций, культуры
  3. Слайд 4.
  4. Задачи:
  5. Познакомить с коренными жителями Сахалина
  6. Пропагандировать традиции и самобытную культуру
  7. Предотвращать  и снижать негативное отношение к коренным малочисленным народам
  8. Слайд 5.
  9. Основные представители коренных народов на Сахалине-нивхи, уильта, нанайцы.
  10. Слайд 6

 Предполагают, что Нивхи — прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура. По территориальному признаку нивхи делятся на две группы: материковую и островную (сахалинскую).

Островные нивхи живут на всей территории Сахалина. В настоящее время нивхи Сахалина расселены в северной части острова и в бассейне реки Тымь .

Сегодня на Сахалине почти две трети нивхов сосредоточены в двух населенных пунктах — селе Некрасовка Охинского района и райцентре Ноглики.

Слайд 7

Уйльта — один из самых малочисленных коренных народов Российской Федерации, насчитывающий 362 человека, которые сосредоточены в с. Вал, пгт. Ноглики и г. Поронайске.

Слайд 8

Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли. Сахалинские нанайцы, как и эвенки, являются небольшой ветвью материковых нанайцев. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны переселились с материка на Сахалин. Большинство сахалинских нанайцев, которых в целом насчитывается 164 человека, живет вПоронайском районе.

Слайд 9, 10, 11

Женские халаты из рыбьей кожи (вэлтэли, уттэури) сохранились лишь в памяти стариков. Зимняя верхняя одежда – шубы (сун) из осенних шкур диких оленей, а женские шубы – из меха оленя, лапок соболя, лисицы. Непременной частью свадебной и праздничной женской одежды были нагрудники из сукна (нэллу) эвенкийского типа, орнаментированные бисером и вышивкой.

Коренные  народы  занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом.

Слайд 12

Оленеводство, охота Оленеводство имело транспортное направление. Оленей доили. Каждая семья держала 20-30 оленей (вьючных, верховых или запрягаемых в нарты). Зимой отправлялись на оленях в тайгу, охотились с луками, копьями, позже с огнестрельным оружием на медведя, северного оленя, с петлями на соболя. Промышляли нерпу, сивуча, ларгу, др.,

Слайд 13

Рыболовство.Ловили прежде всего лососевые. Для лова рыбы пользовались разнообразными сетями (адули), неводами (кэрэку) строили запоры-заездки (пинди). Некоторые породы рыб ловили удочками (лочо, умбу), острогами (падари, дэгбо).

Слайд 14

Традиционная пища – сырая, вяленая, мороженая, вареная, копченая и соленая рыба и мясо сухопутных и морских животных, ягоды, орехи, съедобные растения, морская капуста и др. Ритуальным блюдом считалось мясо собаки, которое ели отварным перед уходом на промысел.

Из рыбы приготавливали юколу. Ее брюшки и наиболее жирные куски ели, обжарив на углях и запивая рыбьим или нерпичьим жиром. Из юколы варили суп, заправляя крапивой, стеблями кувшинок, морской капустой, добавив рыбий жир. Бульоны варили также из мяса нерпы, оленя, др. диких животных, раковин

Слайд 15, 16, 17

Самым торжественным праздником у нивхов был медвежий праздник. Он продолжался несколько дней и сопровождался играми и охотничьими состязаниями.  Медвежий праздник – комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением.

Кормление хозяина моря

 Древним рыболовам и охотникам было свойственно одушевлять окружающий мир. Такое отношение к природе и окружающему миру нашло свое отражение в обрядах и поверьях. Одним из самых могущественных духов считался хозяин моря.

С глубокой древности рыболовство занимало и занимает поныне важное место в традиционной жизни малочисленных народов Севера. Их жизнь во многом зависела от удачной путины.

Путина обязательно начиналась с обряда «Кормления духа — хозяина воды».

И сейчас ежегодно перед летней путиной проводится праздник-обряд «Кормление духа — хозяина моря». Ритуальный обряд проводят уважаемые люди — старейшины из числа коренных народов Севера.

Читайте также:  Почему пушкин проиграл дуэль дантесу

Они бросают в воду из корытца разные кушанья, упрашивая «хозяина воды» пригнать в сети как можно больше рыбы. Также в воду бросают «инау» с просьбой об удаче в промысле.

«Инау» служит символическим жертвоприношением и посредником между людьми и духами.

В Поронайске праздник-обряд проводится на берегу залива Терпения. Здесь располагается импровизированная деревня — палео. На территории палео — деревни расставлены щиты с плакатами о сохранении природных богатств, а также вешала, на которых развешаны рыбацкие сети с рыбой. Перед началом праздника-обряда звучит музыка в национальном стиле народов Севера.

  • Слайд 18
  • В Поронайском районе несут культуру народов Севера
  • •      Народный ансамбль «МэнгумэИлга»
  • •      Филиал областного краеведческого музея
  • •      Технологический лицей традиционных промыслов народов Севера
  • •      Родовые, семейные общины, занимающиеся промыслом и обработкой рыбы
  • Слайд 19, 20
  • В филиале областного краеведческого музея имеются экспозиции, связанные с историей народа, их культурой
  • Слайд 21
  • Технологический лицей традиционных промыслов народов Севера
  • Обучаются дети коренных народов Сахалина
  • Слайд 22

 «Серебряные узоры» 25 лет. В 1981 г. в Поронайском районе образовался национальный ансамбль коренных малочисленных народов Севера — «Мэнгумэ Илга», что означает «Серебряные узоры».

Его участники — представители разных национальностей, проживающих на территории Поронайского района (нивхи, ороки, эвенки, нанайцы). В первый состав ансамбля, в основном, вошли работники местного колхоза «Дружба» и рыбозавода, хотя были в ансамбле строители,бумажники, педагоги и связисты.

За время своего существования ансамбль дал множество выездных концертов. С первых дней возглавил коллектив выпускник Краснодарского института культуры Александр Украинский.

Он поддерживал тесную связь с художественными руководителями других национальных ансамблей, встречался с деятелями культуры, учеными, занимающимися проблемами сохранения и развития богатого духовного наследия Севера.

Кроме того, он работал с истинными носителями культурного наследия — Ниной Докимбовной Бельды, Ким Нацко, Огава Хацуко, Владимиром Киле, Ким Юн Син, Окава Хачетаро. Первые шаги ансамбля были сложными. Методом проб и ошибок создавались истинные шедевры.

Первые сценические костюмы, изготовленные в ателье, в корне меняли картину реальности. Поэтому стали искать выход из создавшегося положения, и бабушки взялись обучать молодых древнему искусству. Постепенно появились настоящие халаты.

Старинные секреты изготовления национальной одежды были частично разгаданы, узоры, доселе не понятые молодежью, «заговорили». Искусство рассказывать добрые, мудрые сказки, петь о них было дано лишь Нине Бельды.

Песни, исполненные ею, были немного грустными, но в них всегда скрывалась надежда на хорошее будущее. Память этой женщины хранила много интересного.

Опыт, накопленный годами, она передавала своим детям и внукам, стараясь сохранить национальную нанайскую культуру. Изделия, изготовленные умелыми руками Н. Бельды, и сегодня видят посетители многих музеев России и других стран.

Слишком рано ушла из жизни нивхская сказительница – Наталья Пларчук. На её выступлениях зрители буквально падали от смеха, когда она показывала любимые сказки. Не зная перевода, зал понимал, о чем говорится в сказке. Удивительное исполнение нивхских танцев сделало эту женщину кумиром многих, кто пытался воспроизвести виденные ими движения.

Имя охотника-оленевода Окавы Хачетаро в национальном ансамбле произносили с   особым почтением.

Бубны, изготовленные им, имели особое звучание, и делал он их, как и полагается, из оленьей кожи отличной выделки. Благодаря его усилиям, в коллективе появилось музыкальное бревно «тятич-чхарш».

Орокские орнаменты на халатах участников ансамбля «Мэнгумэ Илга» сделаны руками Ким Нацко и Огава Хацуко.

Ким Нацко, прекрасно знающая родной язык, традиции и секреты по изготовлению национальной одежды, музыкальных инструментов, с радостью делилась с участниками ансамбля всем своим «богатством».

Огава Хацуко одной из первых пришла в ансамбль и многое помнила, хоть и была маленькой девочкой, когда жила в стойбище на самом севере Сахалина. Многие помнят, как когда-то она пела колыбельную, нежно качая люльку, сделанную своими руками специально для номера.

Большинство из сегодняшнего состава национального ансамбля пришли в него очень давно и продолжают свою деятельность, принося радость всем окружающим, участвуя в городских, районных, областных, региональных и международных фестивалях, концертах. Руководит сегодня ансамблем Панник Елена Александровна.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/09/11/prezentatsiya-korennye-narody-sahalina

Нивхи — потомки первых людей

Нивхи — один из древнейших автохтонных народов Сахалина и Приамурья, заселивший регион 12 000 лет назад. Географическая и социальная изоляция обеспечивала сохранение традиционного уклада жизни, промыслов и культуры до начала прошлого столетия. Сегодня малочисленный народ возрождает аутентичные праздники, многие из которых имеют общие элементы с обрядами североамериканских индейцев.

Название

Этноним «нивхи» исходит из нивхских слов «нивхгу», «нивх», «ниғвӈгун», обозначающих «человек, народ, люди». Долгое время в российских документах народ значился под названием «гиляки», произошедшем от тунгусского экзонима «гилэкэ». Наименование возникло от слова «гилэ», значащего «лодка». Название связано с традиционными промыслами нивхов — рыболовством и добычей морских животных с использованием дощатых и долбленых лодок. Идентифицируя себя в качестве единого этноса, нивхи в междоусобном общении называли друг друга по родам, которых насчитывалось более шестидесяти. Наименования родов часто совпадали с названиями территорий расселения.

Где живут, численность

Большая часть нивхов продолжает занимать исторические территории расселения в северной части Сахалина и Хабаровском крае, включая устье Амура, прибрежные зоны Татарского пролива, Охотского моря, Амурского лимана. После Второй мировой войны около 100 нивхов переселились с Сахалина на японский остров Хоккайдо, где быстро ассимилировались местным населением. Численность нивхов в России, по информации переписи 2010 г., составляет 4652 человека. Населенные пункты с наибольшим числом проживающих представителей народности:

  • пгт. Ноглики Сахалинской обл. — 647 чел.
  • с. Некрасовка Сахалинской обл. — 572 чел.
  • г. Николаевск-на-Амуре Хабаровского края — 407 чел.

История

Антропология нивхов остается предметом пристального изучения. Согласно основной версии, древние предки народа заселили регион в период позднего плейстоцена более 12 000 лет назад.

Разделение нивхов на островных и материковых объясняется временем заселения Сахалина предками народа в период, когда остров соединялся сушей с Азиатским материком. Ледниковый период вызвал повышение уровня воды в океане, что привело к появлению Татарского пролива, разделившего территории и народ.

Первыми упоминаниями нивхов считаются китайские источники VII столетия нашей эры. В них говорится о племени гилями, контактировавшем с монгольской династией Юань в Китае. Русские казаки-землепроходцы впервые встретились с народностью в середине XVII в.

Столетие спустя Нижний Амур стал активно осваиваться пришлыми русскими крестьянами, торговцами, этнографами. В 1858-1860 гг. Российская империя включила земли нивхов в состав государства.

Внешность

Антропологически нивхи близки полинезийским народам. Анализ генетических, культурных особенностей указывает на связь с североамериканскими индейцами. Эти факторы заставляют исследователей склоняться к мысли, что перечисленные народы имеют общих далеких предков, мигрировавших в доисторическом прошлом в зоне северо-западного побережья Тихого океана. Антропологически представители народности относятся к монголоидной расе, палеоазиатскому типу. Основные характеристики внешности:

  • низкий рост;
  • крепкое телосложение;
  • широкое лицо;
  • пухлые выпуклые губы;
  • прямой, узкий, короткий, чуть вздернутый нос;
  • прямые, вьющиеся черные волосы;
  • сильнее выраженный, по сравнению с другими северными народами, рост бороды.

Одежда

Традиционный нивхский костюм отличался простотой кроя, был схожим у мужчин и женщин. Носили короткие штаны из рыбьей, тюленьей, собачьей кожи, ноговицы, меховую обувь. Поверх надевали халат азиатского кроя с правосторонним запахом, женский кроили длиннее мужского. Зимние халаты утепляли ватой, женские украшали одинарным рядом металлических бляшек по подолу, спиральным, растительным, зооморфным орнаментом. Поверх надевали куртку из собачьей шкуры, в богатых семьях шили шубы из меха рыси, лисицы. Мужчины для тепла надевали юбку из шкур нерпы. Летом голову покрывали берестяными коническими шапками, зимние варианты шили из собачьего меха или ткани, украшенной аппликациями.

Имена

Особое внимание уделяли наречению новорожденного, происходившему после отпадания пуповины. Имена давали на основании привычек и характерных особенностей родителей, событий, случавшихся в момент рождения младенца. Если ребенок к дню проведения обряда обретал отличительные особенности внешности, поведения, их использовали как основу наречения. Поскольку народ верил в переселение душ, возвращение предков в образе младенцев, малышей часто называли по имени предков. Это происходило в двух ситуациях:

  1. С момента смерти родственника прошло не менее трех лет.
  2. Младенец напоминал членам семьи ушедшего родственника. В этом случае говорили: «пришел, став его кровью».

Примечательно: как и американские индейцы, в повседневной жизни нивхи не использовали данные при рождении имена, заменяя прозвищами. Обычай связан с поверьем, что настоящее имя священно, известно богам, духам-помощникам. Если произносить имя всуе, его прознают злые духи, навлекающие беду.

  • собственных детей называли «старший», «средний», «младший»;
  • пожилых людей — «бабушка», «старик»;
  • к родителям и детям сверстников обращались «отец такой-то», «дочь такого-то»;
  • к людям из других родов, селений — «житель такого-то селения», «пришедший оттуда», например, «гость моря», «Амура Лап’ин».

Жизнь

До установления в регионе российской власти у нивхов отсутствовала государственная власть.

Народ жил оседло, селившись по берегам рек родовыми общинами, во главе которых стоял совет старейшин с выбранным главой рода.

К концу XIX столетия преобладающей формой стала малая семья, состоящая из двух поколений. Общая численность составляла 6-15 человек, поскольку часто в состав объединения входили семьи братьев.

Традиционной формой брака выступал люлечный сговор, предпочитаемая форма — женитьба кузенов. Матери старались женить дочерей на сыновьях брата, отдавая девочку в новую семью в возрасте 3-4 лет, где она воспитывалась до наступления половозрелого возраста.

В 15-17 лет «жених и невеста» начинали жить семейной жизнью без проведения дополнительных обрядов. Подобная форма заключения брака позволяла значительно сэкономить на расходах. В случае свадьбы по сговору сторона жениха уплачивала калым деньгами.

Отсутствие материальной базы предполагало отработку жениха в семье будущей невесты, длившуюся годами. Традиционным свадебным обрядом выступала традиция «топтания котлов». Перед домами жениха и невесты устанавливали большие котлы, в повседневной жизни предназначавшиеся для варки собачьего корма.

Молодожены обязаны были наступать на них, уходя из дома невесты и вступая в дом жениха: обряд символизировал пожелание благополучия, сытой жизни. Особое отношение у нивхов к беременности и родам.

Женщину в положении избавляли от тяжелой работы, ограждали от участия в ритуалах, особенно похоронных, даже если усопший был близким родственником, мужем, ребенком. Остальным жителям семьи в период последнего цикла беременности и родов запрещалось вить петли и узлы, использовать давящие ловушки, сети, закрывать замки.

Шокирующая традиция связана с рождением разнополых близнецов. Считалось, что мальчик приводит в земной мир выбранную в верхней сфере жену.

По наступлении половозрелого возраста брат и сестра начинали жить семейной жизнью, инцестом сожительство кровных родственников не считалось.

Среди архаичных форм брака практиковались левират, сожительство с женами братьев и их сестрами, женами брата матери, сестрами матери и жены.

Читайте также:  В чем смысл таинства соборования

Занятия

Традиционные занятия нивхов — рыболовство, охота на морских животных. Круглый год добывали лососевых рыб неводами, загонами, запорами, лучением, острогами. Нерп и сивучей ловили сетями, ловушками, неводами, весной охотились на дельфинов. Женщины занимались собирательством черемши, орехов, ягод, съедобных кореньев, трав. Охота имела подсобное значение: шкуры пушных зверей использовали для торговли, медведей и лосей добывали с целью получения мяса, шкур для собственных нужд. Ритуальное значение имело убийство медведя. Считалось, что каждый медвежонок посылается хозяином тайги: представлявшимся в образе медведя божественным «горным человеком», одним из наиболее почитаемых божеств. Нивхи верили в реинкарнацию, считали, что в образе медведей в мир возвращаются духи предков. Фольклор сохранил предания о происхождении нивхов от медведицы, вступившей в связь с человеком. Почтение предкам выражалось в проведении раз в 2-3 года медвежьего праздника. Пойманного в лесу медвежонка на протяжении длительного времени выращивали в загоне одной из семей рода. В день торжества подросшее животное обряжали в человеческую одежду, ходили с ним по домам. Обязательный элемент праздника — борьба смелейшего охотника рода с медвежонком в рукопашную. Часто подобное развлечение заканчивалось для храбреца серьезными травмами.

Затем происходило ритуальное убийство медвежонка с помощью лука и стрел: наилучшим исходом считалось попадание зверю в глаз. Выстрел производил член семьи, вырастившей животное. После, соблюдая комплекс запретов и обрядов, тушу разделывали. Важно отделить мясо от костей, не повредив их, поскольку затем кости и череп медведя предавали огню: традиционному способу захоронения нивхов.

Религия

Нивхи верили, что мир состоит из трех уровней:

  1. Земной.
  2. Потусторонний.
  3. Природный.

Наиболее непродолжительный — земной мир. Затем душа попадала в мир потусторонний, где жизнь текла по тем же законам, что и в земном. Следующий этап — преображение в животное, птицу, растение, после чего круг повторялся. Вера в возвращение предков на землю в образе живой и неживой природы определила бережное отношение нивхов к окружающему миру, наделению его магическими свойствами.

Считалось, что каждой сферой земной жизни управляет дух-хозяин. Самыми почитаемыми божествами выступали:

  1. Хозяин моря, или Тайраадз (также Тол Ыз), представлявшийся в образе касатки.
  2. Хозяин тайги Пал Ыз, представлявшийся в медвежьем обличье.

В честь этих божеств в каждом доме зажигали два очага, над которыми перед каждым приемом пищи совершали камлания. С древних времен идет культ огня, домашнего очага.

У главы семьи хранилось сакральное огниво, с помощью которого очаг зажигался во время праздников, важных родовых дат. При разделении семьи, когда отчий дом покидал женившийся сын, кусочек огнива отламывался, передаваясь в новую семью.

В каждом нивхском доме находились мини-идолы: деревянные фигурки, выступавшие в роли хранителей дома, семьи.

Видео

Источник: https://travelask.ru/articles/nivhi-potomki-pervyh-lyudey

Коренные народы Севера на Сахалине в Сахалинской области: фото, информация | GoRu

Всего в Российской Федерации проживает 47 коренных малочисленных народов общей численностью 316 011 человек (по данным переписи 2010 года). В Сахалинской области проживают нивхи (2 844 человека), уильта (364 человека), эвенки (340 человек), нанайцы (202 человека). До середины XX века юг Сахалина и Курильские острова населяли айны. Ныне проживают на о. Хоккайдо (около 23 тысяч человек).

Островная изоляция отчасти способствовала взаимопроникновению культур коренных народов, сформировавших общие черты. Однако каждый народ представляет собой уникальнейшую этническую общность, имеющую свою неповторимую историю, свой язык и традиции.

Коренные народы Сахалина занимались рыболовством, зимней пушной охотой, морским зверобойным промыслом, собирательством, собаководством и оленеводством. Основу религиозных представлений составляли анимистические верования, шаманизм, мифологическое мировоззрение. Главным праздником был Медвежий, однако традиции его проведения у каждого народа были свои.

Нивхи – самый многочисленный из коренных народов, проживающих в Сахалинской области, их культура представляет значительный интерес для исследователей.

Нивхи в настоящее время проживают преимущественно в шести городских округах Сахалинской области: Охинском, Ногликском, Александровск-Сахалинском, Тымовском, Поронайском, Смирныховском.

Нивхгу – самоназвание народа. Другие этносы называли этот народ «гиляками».

Основным видом хозяйственной деятельности нивхов было рыболовство, большое значение имел промысел лососевых.

Выловленную рыбу использовали рачительно – мясо рыбы готовили или вялили, голову варили (любимый деликатес), хвост и хребет высушивали на корм собакам, а кожу использовали для приготовления блюда «мос» (студень из сваренной кожи кеты, растертой с тюленьим жиром и водой, с цельными лесными ягодами), из кожи также шили обувь, сумки и даже халаты. Нивхи – типичные ихтиофаги, и основной рацион их питания состоял, прежде всего, из сырой, замороженной и варёной рыбы, а также мяса морских зверей и лесных животных, ягоды, моллюсков, водорослей и съедобных трав. Впрок рыбу заготавливали путём вяления (юкола) без добавления соли, разделывая на шесть тонких пластов и вывешивая на специальные вешала.

Образ жизни нивхи вели оседлый, зимние жилища – «то-раф», строили полуземлянками, углубленными на 1–1,5 м, на некотором расстоянии от берега, в защищенных от ветра местах, а летние жилища – «ке-раф» – на сваях, обычно по берегам рек и морскому побережью. Жили родами, в селении насчитывалось 2–5 жилищ. В теплое время года для передвижения использовали плоскодонные лодки в виде корыта из еловых досок, до 6 м

длиной, а зимой ходили на лыжах и ездили на нартах, в которые впрягали 13–15 собак. Каждая семья держала собак, которых использовали не только как средство передвижения, но и как одно из наиболее распространенных средств обмена и единственное средство уплаты штрафа за нарушение религиозных установлений. По количеству имеющихся нартовых собак судили о богатстве хозяина.

Нивхи верили, что всё в окружающем их мире имеет свою душу независимо от того, живая это природа или неживая. Посредником между миром людей и миром духов выступал шаман.

Как и многие другие народы, нивхи верили, что шаман является избранником духов и может воздействовать на людей и явления природы, а также обладает способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней.

К главным духам относились «Хозяин леса», «Хозяин гор», «Хозяин моря» и «Хозяйка огня». Воплощением «Хозяина гор и леса» считался медведь. Медведю и был посвящен главный праздник аборигенов Сахалина.

Вплоть до середины XX века у нивхов Сахалина сохранялся классический медвежий праздник. В книгах его часто описывают по-разному. Суть состоит в том, что выращивали медвежонка в течение трех-четырёх лет, кормили той же едой, что ели сами, ухаживали за ним и затем убивали.

Считалось, что во время праздника люди помогают душе медведя – «горного человека» – освободиться от шкуры, телесной оболочки, и подняться к «Хозяину гор».

Праздник носил межродовой характер, встречали всех с максимальным гостеприимством: готовились угощения, вместе играли на тяти чхарше – ударном бревне, исполняли праздничный танец.

Ороки (уильта ) занимались разведением оленей и вели кочевой образ жизни – это основная отличительная черта их культуры. Самоназвание уильта (уйльта) – предположительно, «люди, которые разводят домашних оленей» – от «ула» – «домашний олень». Места компактного проживания уильта – с. Вал, пгт. Ноглики, г. Поронайск.

Уильта родственны по языку и близки по культуре тунгусо-маньчжурским народам Приамурья – нанайцам, ульчам, орочам, удэгэйцам. В хозяйственном отношении отличаются от них наличием оленеводства. В типичном среднем уильтинском хозяйстве могло быть от 10 до 80 ездовых оленей.

Большую часть времени олени проводили на вольном выпасе, что не требовало специальной заготовки кормов, а место кочевья меняли по мере выедания корма. Оленух доили, от одного животного получали около полулитра молока, которое использовали не только в чистом виде, но делали сметану и даже масло.

Среди зимней одежды преобладали предметы, сделанные из оленьих шкур, в частности, из меха дикого оленя, убитого осенью. Мехом с ноги оленя (камусом) подбивали лыжи, используя рыбий клей. Такая уловка делала лыжи бесшумными, добавляла скорости, а также способствовала лучшему скольжению и лучшему удерживанию лыж во время передвижения в гору.

Для охотника, проходившего в полном снаряжении до 20 км, такие лыжи существенно облегчали промысел. До середины ХХ века уильта в качестве временного кочевого жилища использовали конический чум «аундау», который можно было построить всего в течение часа, потом его вытеснила палатка, сшитая из ткани.

Эвенки (тунгусы) – сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам, самоназвание народа – эвэнкил. Эвенки были тесно связаны с уйльта, многие из них также занимались оленеводством. Большая часть эвенков в настоящий момент проживает в г. Александровске-Сахалинском, Ногликском и Охинском ГО Сахалина.

Нанайцы (самоназвание нанай – «здешний человек») – народ, говорящий на нанайском языке. Сахалинские нанайцы, как и эвенки, являются небольшой ветвью материковых нанайцев. Несколько нанайских семей после Второй мировой войны переселились с материка на Сахалин. Большинство сахалинских нанайцев живет в Поронайском городском округе.

Айны на Сахалине и Курильских островах не проживают с 1946 года – после окончания Второй мировой войны, как подданные Японии, они были репатриированы на Хоккайдо. До настоящего времени в японском обществе наблюдается дискриминация айнского населения, в результате чего практически полностью утрачена материальная и духовная культура этого народа.

Айн в переводе – «благородный человек», «человек, принадлежащий к айнскому народу». За густые волосы, которые покрывали их тело, китайцы называли айнов «можень» (волосатые люди).

Айны – один из древнейших и загадочных народов планеты, значительно отличающийся от своих соседей внешним обликом, языком, не встречающимся у других народов, особенностями духовной и материальной культуры (к примеру, знали ткачество, используя ткацкий станок полинезийского типа, летом носили набедренные повязки, подобно жителям экваториальных стран), что породило большое количество гипотез их происхождения.

Лица айнских женщин украшала татуировка, напоминающая усы. У всех европейских путешественников, начиная с Ж.Ф. Лаперуза и И.Ф. Крузенштерна, есть упоминания о татуировках на женских лицах и описание способа её нанесения.

Иначе как экзекуцией эту процедуру не назовёшь – специальным ножом делали надрезы над губой, смачивали ранку отваром полыни и втирали в них сажу. Процедура была болезненной, и за один день её, как правило, не делали.

Татуировка – это и символ женской красоты, показатель социального статуса, желание быть похожими на мужчин, а также результат религиозного мировоззрения.

Расовому своеобразию, проблемам истории и этнографии айнов посвящено множество монографий и статей.

В числе гипотез и теорий происхождения айнского этноса выделяется несколько основных групп: европеоидной принадлежности, континентального (азиатского) происхождения, сближения с североамериканскими общностями, автохтонности айнского населения, южного (океанийского, австронезийского) происхождения.

Источник: https://GoRu.travel/place/korennye-narody-severa-na-sakhaline

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector